Как самому сделать рупор | Рупор Петрозаводска
Как самому сделать рупорИменно так называлась статья в журнале «Радио всем» (№8, 1927 г.стр.187), а 28 Марта 2008 года, на Форуме любителей технической старины, я задал вопрос, об использовании рупора совместно с детекторным приемником. Ну и какого-то более-менее однозначного ответа о том как это все будет работать и из чего лучше сделать рупор — не последовало, а так как рупор сегодня найти в общем-то проблематично, решено было попробовать сделать его так, как описано в журнале «Радио всем»
Ну и конечно возникла идея сделать все в точности, как описано в статье, или по крайней мере очень близко к тому, что описано в журнале, с учетом современных материалов и инструментов, конечно.
Итак, для изготовления собственно рупора, использована плотная упаковочная бумага — до сих пор используется почтовыми отделениями для упаковки посылок. Дальше все как описано в статье. Единственный момент — в процессе «вытягивания» я использовал еще и газетную бумагу, для фиксации рупора. (фото 1) Клей — обычный ПВА.
Для изготовления раструба (фото 3) использовалась обычная бумага для офисной техники плотностью 80 г/см2. (фото 2)
После сборки и проклеивания рупора, для придания ему дополнительной жесткости рупор обклеен двумя слоями газетной бумаги. (фото 4)
После этого, бумажный рупор покрывается смесью клея и опилок, правда в отличии от статьи использовался не столярный клей, а воднодисперсионный клей «Момент» (на основе ПВА). Опилки наносились в два слоя, каждый слой просушивался в течении 3-4 дней. (фото 5)
После окончательной просушки рупора — обработка крупной наждачкой (фото 6), в общем работаем как с обычной ДСП. Еще один момент, о котором надо сказать, бумажная основа изнутри рупора практически вся была удалена, а для окончательной шлифовки рупора использовалась специальная насадка для дрели (фото 6).
После шлифовки, рупор шпаклевался шпатлевкой по дереву, просушивался и окончательно шлифовался уже мелкой шкуркой (фото 7).
Ну и заключительный этап перед покраской — грунтовка.
Подставка для рупора
Подставка изготовлена из двух листов толстой (10 мм) фанеры, размером 24х12х2 см. (фото
Конический цилиндр, в который вставляется рупор, изготовлен из папье-маше. (фото 9)
Для тех, кто решится это повторить
- ПВА — не самый лучший клей для подобного. Во-первых — слишком много времени уходит на просушку, а во-вторых, сам клей очень пластичный, а для этой конструкции надо бы что-нибудь по жестче. Именно поэтому я пока не тороплюсь с окрашиванием рупора. Думаю столярный или казеиновый — было бы и оптимально, и в духе времени.
- Более простой вариант получается если сначала изготовить форму рупора, потом изготовить его из папье-маше (2-3 слоя газетной бумаги), а наносит слой опил уже после снятия с формы — это упростит процедуру удаления лишней бумаги с внутренней стороны рупора.
Если у вас возникли вопросы или есть что добавить к сказанному, написать или почитать отзывы, специально для статьи на форуме открыта тема:
http://www.msevm.com/forums/index.php?showtopic=1416
Рупор на 2 гд 36 или вч для больших широкополосников — Акустика
Здравствуйте!
Пару лет назад сваял себе колонки с обратным рупором на 15″ Tesla 9408. Мне нравятся.
Играют в полную полосу.
Встал вопрос с выбором ВЧ звена для них.
Сперва, чтоб не скучно было купил недорогие наши рупорные пищалки.
Звучало так себе — грязно очень.
Потом кто то посоветовал попробовать ленточные пищалки. Такие были в старых советских колонках — нравились. К совету прислушался.
Советовали Fountek NeoCD 2.0 по паре на колонку.
Сразу четыре покупать побоялся, купил пару. Понравилось, решил так и оставить.
А тут недавно подвернулась возможность купить сборку из 4-х 2 гд 36 в рупорах.
Попробовал, понравилось ещё больше
Только захотелось сделать рупора получше, не из пробки. И сузить сектор.
Тему по рупорам посмотрел, но остались вопросы.
Может кто поможет.
1. Стыковка рупора с динамиком. Мне говорили, что чем ближе исток рупора к динамику, чем меньше зазор — тем лучше он работает. В белых рупорах по вертикальной оси динамик даже не весь в рупоре. Насколько это критично. Белые рупора сделаны по материалам статьи в старом Радио, тоже не просто так. Я думаю.
2. У меня с местом проблем нет, есть возможность сделать рупора подлиннее. Сейчас они длинной 11 см, Думаю для меня 20-30 см вполне приемлимо. Или это даст эффект только на нижних частотах и без толку? Лучше сделать шире раструб? Посоветуйте по сечениям?
3. Хочу сузить сектор. То есть оставить 4 динамика в блоке, но рупора поставить с развалом градусов 5-10. Стоит ли?
4. Делать есть варианты из чулок + эпоксидка или прямоугольные из мдф. Что лучше?
И до кучи. Заметил у шириков вмятые центральные колпачки (видно дети ) как и чем лучше вернуть форму. Или не трогать?
Как сделать рупор своими руками?
#1
Для начала необходимо взять обыкновенную плотную бумагу большого размера (такую используют для техники в офисах). Чтобы сделать качественный рупор своими руками, следует с помощью линейки начертить на бумажном листе подобие лепестка: длина 22,4 см, основание 3,2 см, сторона, которая параллельна основанию 9,5 см (рисовать с закруглением). Это будет заготовка раструба, каждый лепесток которого должен иметь плавный переход, а не прямую линию.
#2
Лепестки должны быть абсолютно идентичны друг другу, для этого нужно вырезать первый, он и будет шаблоном для всех остальных. Накладывается на бумагу и аккуратно обводится простым карандашом по контуру. В результате должно получиться десять одинаковых лепесточков. Очень важно, при вырезании заготовок, оставлять у каждого лепестка (левая его сторона) небольшой отрезок (зазор) в ширину не более половины сантиметра. Этот отрезок оставляется для удобства при склейке лепестков.
#3
Далее необходимо прорезать кромку в двух-трех местах, чтобы впоследствии ее не трудно было отогнуть. Склеивать лепестки лучше всего не по принципу цепочки, а попарно: сначала склеить все пары, а потом соединить между собой. Для работы лучше всего подойдет столярный клей, его можно заменить при необходимости на ПВА, но это не гарантирует хорошего результата. Когда будут склеены все пары, необходимо оставить заготовки, чтобы клей хорошо высох. Затем склеивать пары между собой, давая высыхать каждому последующему шву, иначе при наклейке очередного шва, предыдущий может разойтись.
#4Горловина рупора выполняется в форме конуса. Для этого нужно провести карандашом прямую линию, длина которой составит тридцать пять сантиметров. В основание линии ставится циркуль и проводится одна дуга с радиусом в семь сантиметров и другая дуга с радиусом в тридцать один сантиметр. С одной стороны оставляется кромка (заступ) для клейки (0,7 см). Поэтапно склеивается конус и оставляется до полного высыхания швов. Когда клей высохнет, делаются надрезы на узкой стороне (10-12 штук шириной 1 см) для того, чтобы приклеить патрубок.
#5
Есть и небольшая хитрость в работе. Для более удобного склеивания тела патрубка, нужно воспользоваться болванкой из дерева (2 сантиметра в диаметре). А чтобы патрубок было легко снять с этой болванки, нужно накрутить на нее полосы из бумаги, хорошо смазанные клеем (ширина 4 см), до тех пор, пока толщина стенки не достигнет полтора сантиметра. После полного высыхания, патрубок осторожно снимается с болванки. Надрезы на конусе смазываются клеем (изнутри) и в полость вставляется патрубок. Дополнительно по кругу проклеивается полоса из бумаги, чтобы корсет стал более плотным.
#6
Готовые части самодельного рупора складываются так, чтобы в раструб изнутри входила горловина (глубина 0,5 – 1 см). Столярным клеем аккуратно подмазываются краешки раструба по всей окружности. Для этого горловину следует пальцем отгибать внутрь изделия. Готовый рупор покрывается сначала внутри, а когда полностью высохнет и снаружи, жидким столярным клеем (в один слой). Это делается для того, чтобы он стал твердым и прочным. Рекомендуется также покрыть рупор слоем краски или вскрыть лаком. Таким образом, можно не только сделать его еще более прочным, но и увеличить силу исходящего звука, что является самой важной характеристикой данного изделия.
#7
Если есть необходимость сделать более прочное изделие, приближенное по виду и возможностям к заводскому типажу, можно выполнить рупор из тонких листов обыкновенной жести. Схема выполнения ни чем не отличается от вышеописанной. Конечно, такая работа будет намного сложнее, кроме того, для ее выполнения понадобятся специальные умения. Например, швы нужно не склеивать, а соединять с помощью пайки. И инструменты для работы будут нужны совершенно иные. Стоит заметить, что рупор выполненный из бумаги не будет сильно уступать в звуке и удобстве использования рупору из металла. Главное, сделать все правильно, не спешить и на каждом этапе дать изделию хорошо высохнуть.
Обратно нагруженный рупор своими руками, чертеж
После установки Infinitty kappa понял, что надо бы заняться и басом в авто. Был опыт изготовления ЧВ короба для динамика Alpine SWG-844. Так же много читал про тип короба обратно нагруженный рупор и решил его воплотить в жизнь. Нашел чертеж и поехало…. Купил фанеру, распилил согласно чертежа.
Первоначально все выставил чтоб представить, что получится и очертить стенки все.Очертил и верхнюю и нижнюю крышки короба сложил одну на другую, сделал отверстия сверлом по очерченным линиям, чтобы было проще потом собирать
Начал собирать и встал вопрос как внутренние стенки закрепить?
Не придумал ничего лучше чем уложить верную крышку короба, прихватив ее несколькими шурупами по периметру. Затем к ней по просверленным отверстиям прихватил внутренние стенки.Смазал герметиком и в обратном порядке. Поставил верхнюю крышку короба с прикрученными к ней внутренними стенками промазанными герметиком, снизу прихватил по отверстиям шурупами, снял верхнюю крышку. Все совпалоПошел рабочий процесс дальше, крепим переднюю сторону
Вот, так предварительно получилось, конечно не совсем точно, есть расхождение в несколько миллиметров. И прикручиваем верхнюю крышку, не забыв опять же всё герметиком пройти.С сабвуфером
И вот так поселился короб в багажникеТеперь осталось только обтянуть карпетом и дело в шляпе :), звучит здорово, даже не ожидал такого результата, так что если кто себе надумает сделать, делайте по этому чертежу, не пожалеете. Спасибо всем за внимание и всем удачи на дорогах.
схемы и динамики своими руками
Один из самых лучших видов звуковых систем – рупорная акустика Hi-End. Несмотря на высокую стоимость, системы такого вида обеспечивают высокое качество звучания, и позволяют удовлетворить запросы даже самых искушенных слушателей. Как сделать рупорную акустику своими руками, и по каким чертежам её можно изготовить самостоятельно?
Рупорная акустика Hi-EndИстория
Первые громкоговорители рупорного типа появились в 20-х годах прошлого века. Предназначалось оборудование для усиления человеческого голоса.
Спустя несколько лет появились системы, напоминающие современное оборудование для воспроизведения музыки. О технологии рупорной акустики не забыли, но считалось, что она не пригодна для дома, и использовали её только на открытых пространствах.
К 40-м годам прошлого столетия американский инженер Пол Клипш, создал абсолютно новую конструкцию рупорной акустики, и доказал, что она способна воспроизводить музыку с очень высоким качеством не только на открытой местности, но и в домашних условиях.
Пол КлипшСистема мгновенно получила популярность среди ценителей качественного звучания из-за своего уникального звука, и до сих пор является эталоном качества, среди акустических систем для дома и улицы.
Справка: после изобретения рупорной акустики инженер основал компанию по производству акустических систем, которая является мировым лидером и в современном мире. Название фирмы – Клипш, а колонки рупорного типа иногда называют «клипшами».
Колонки рупорного типа
Конструкция
В устройстве колонок класса Hi-End лежит принцип рупорного усиления голоса, но в отличие от обычных усилителей голоса, рупорные системы обладают высоким качеством воспроизведения, а рупоры изготавливаются из специальных материалов, что позволяет достичь максимальных акустических эффектов.
Конструкция рупорной колонкиПредназначены аудиосистемы в основном для средних и высоких частот. Воспроизведение низких частот напрямую зависит от размера динамиков. Это означает, что чем ниже частоты – тем больше должны быть колонки. Существуют модели с установленным НЧ резонатором, но стоимость системы из-за дополнительных компонентов может серьёзно повышаться. Разрешается использовать отдельно подключенный сабвуфер для воспроизведения низких частот.
Внимание: при подключении дополнительных компонентов требуется помещать их в специальный корпус.
Виды
Существует огромное количество подвидов Hi-End акустики, предназначенной для самых различных условий:
- концертная;
- автомобильная;
- домашняя;
- для открытой местности;
- и др.
Рыночное предложение позволяет подобрать каждому человеку именно то, что ему требуется.
Ассортимент акустики очень широкСравнение
Выбирая, между традиционной и рупорной акустикой, у многих людей возникает вопрос – что лучше? На этот вопрос нет однозначного ответа, и споры будут продолжаться всегда. У каждой аудиосистемы есть свои плюсы и минусы.
В Hi-End системах положительные моменты следующие:
- высокое качество звучания;
- эффект присутствия при воспроизведении;
- «передача эмоций» исполнителя;
Но и минусы у рупорных систем тоже имеются:
- высокая стоимость;
- при установке занимают много места;
- сложная конструкция (собрать рупорную акустику Hi-End своими руками возможно, но требуется знание физических и геометрических законов).
Однозначно выбрать между Hi-End и Hi-Fi системами невозможно, поэтому каждый выбирает самостоятельно, что больше ему подходит.
Требуется помнить, что возможна установка дополнительных компонентов акустики, к которым относят точечные колонки, твитеры и другие подвиды оборудования, позволяющие улучшить звук при воспроизведении.
Самостоятельная сборка
Из-за того, что рупорная акустика дорогая, некоторые люди собирают её самостоятельно, используя чертежи.
Чертежи рупорной акустики можно найти для любых размеров.
Схема позволяет по пунктам собрать рупорную акустику по чертежу своими руками.
При изготовлении потребуется выбрать материал корпуса (МДФ, ДСП, фанера, ДВП), подобрать динамик и выбрать тип системы. Главный плюс самостоятельной сборки – низкая цена, потому что все комплектующие покупаются раздельно.
Итог: когда человек хочет получить качественный звук, передающий все эмоции исполнителя и обеспечивающий максимальный эффект присутствия – рупорная акустика незаменима, а возможность собрать её самостоятельно заставляет всё больше людей отдавать своё предпочтение именно этому типу аудиосистем.
АКТИВНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА С ПОВЫШЕННОЙ ОТДАЧЕЙ НА НИЗКИХ ЧАСТОТАХ Рождению этого описания предшетсвовал целый ряд расчетов, изготовлению опытных образцов,
удачных и не очень. В конце концов родились именно эти размеры универсального корпуса активной акустической
системы эконом класса, причем подходящей под БОЛЬШИНСТВО акустических головок. При постройке этой акустической
системы не ставилось задачи достигнуть НАЙ-ЭНД класса, это должна быть акустическая система конкурентноспособная
со средней ценовой катигорией эстрадного оборудования, надежная и ремонтнопригодная даже в «полевых»
условиях. Было опробовано несколько вариантов — закрытый корпус, корпуса с фазоинверторами, бандпасы
и рупорные корпуса. Последние понравились больше всех, но ПРАВИЛЬНЫЙ рупорный корпус довольно трудоемок
в расчетах и изготовлении. Поэтому решили составить некое среднеарифметическиое подобие рупора, поскольку
практически для всех типов динамиков, закладываемых в расчеты четко прослеживалась одна тенденция — длина
рупора порядка 3-х метров и рупор должен иметь более менее постоянное расширение плюс раструб на конце.
Свернуть рупор можно по разному, например взять рупорную систему
Хичкока а длина самого рупора зависит от желаемой резонансной частоты. Вычислить длину рупора можно
по формуле L= 344 / F, где 344 скорость звука, F — частота резонанса. Поскольку динамическая головка обращена
к слушателю необходимо получение сигнала на выходе рупора в противофазе, ведь возбудителем колебаний воздуха
для рупора будет выступать тыльная сторона дифузора. Поэтому получившуюся длину рупора делят пополам,
т.е. излучение звуковых волн получается сдвинутым по фазе относительно лицевой стороны дифузора ровно
на 180 град.
Начинать следует с изготовления блока головок СЧ-ВЧ диапазона. Для это потребуется вырезать 4 детали, размеры которых приведены на рисунке 1. После этого из деталей 2-4 собирается П-образная конструкция при помощи саморезов3,5х45. Перед вкручиванием под каждый саморез необходимо просверлить отверстие сверлом диаметром 3 мм. Сверло необходимо удлиненное, т.е. чтобо получившееся отверстите было длинее самореза. Предварительное сверление отверстий под саморезы полностью исключает расслаивание материала во время вкручивания саморезов, а несколько меньший диаметр отверстий ни коим образом не снижает механическию прочность соединения. Перед тем как вкручивать саморезы места контактов ДСП между собой необходимо промазать монтажной пеной. Пожалуй о пене стоит сказать несколько слов отдельно. Монтажная пена прежде всего хороша тем, что имеет очень хоршоие клеящие свойства. Кроме этого расширяясь во всех направлениях она полностью заполняет все имеющиеся пустоты и щели. Получить различнуюю плотность пены в застывшем состоянии тоже довольно просто — чем медленнее она будет выходить из балона тем меньше она увеличиться в размере и будет иметь гораздо большую плотность. И обратный эффект — чем сильнее наживать на выпускной клапан тем быстрее она будет выходить из балона, соответсвенно сильнее будет вспучиваться и увеличиваться в размерах. В добавок застывшая пена имеет неплохие механические покахатели и является не плохим звукопоглащающим материалом. Для большеей ясности введем три понятия о плотности — ПЛОТНАЯ, когда пена выпускается из балона с минимально возможной скоростью и больше напоминает сметану или крем для торта и увеличивается в размере едва заметно, СРЕДНЯЯ — когда пена выпускается из балона со средней скоростью, сразу начинает увеличиваться, РЫХЛАЯ — когда пена из балона выпускается с маскимальной скоростью, ее сразу становиться много и она туже начинает увеличиваться в размерах. Но вернемся к сборке СЧ-ВЧ бокса. Детали 2 и 3 крепяться торцами к детали 4 четырьмя саморезами
3,5х45, места контакта деталей промазываются монтажной пеной плотного состава, затем к получившейся конструкции
крепиться деталь 1 таким образом, что верхняя часть детали 1 совпадает по высоте с верхней частью детали
2. Места контактов так же промазываются монтажной пеной плотного состава.
После этого, дав пене застыть и срезав выступившую
пену с наружних швов, вырезаются отверстия в детали 1 под
динамические головки и вентиляторы принудительного охлаждения.
Система принудительного охлаждения выбрана исходя из экономических
сображений — даже пара вентилятров получаются значительно
дешевле, чем увеличение площади теплоотвода до необходимых
размеров, тем более выходные мощности усилителя превышают
100 Вт. Для наглядности скажем, что одного радиатора от старого
усилителя мощностью 50 Вт (Лорта), установленного на лист
алюминия толщиной 5 мм и размером 300х150 мм вполне достаточно
для усилителя
SOUND BARREL 150 при наличии двух компьютерных вентиляторов
диаметром 80 мм и потребелением 0,12 А (ток указывается на
вентиляторе и определяет производительность вентилятора).
Несколько слов об изготовлении круглых отверстий.
Способов довольно много, однако наиболее предпочительным является
все же электролобзик. Отступив от края внуть разметочного
круга примерно 10 мм сверлиться отверстие диаметром под пилку
лобзика и начиная пропилисать по спирале пилка выводиться
на разметку. Следует отметить, что для вырезания круглых отверстий
имеются специальные пилки для электролобзиков. Отличить их
можно даже по внешнему виду — у пилок
для резки круглых заготовок с тыльной стороны имеются дополнительные
мелкие зубцы, которые подрезая метериал не позволяют
пилке идти на излом. Выпиливая же круглую деталь обычной пилкой
форма получившегося отверстия имеет консусообразную форму,
поскольку пилку при повороте выгибает.
После сборки и получения заготовки, показанной
на рисунке 4 справа (собирается так же как и бокс СЧ-ВЧ головок
— саморезу 3,5х55 и в места контактов ДСП между собой плотная
пена) заполнять показанный на рисунке участок пеной не стоит,
пока не стоит — чуть позже. Деталь 8 устанавлиется примерно
посередине.
Затем производиться монтаж внутренней части
рупора между боковинами. Главное услоиве при монтаже — деталь
5 должна находиться от края боковины ровно на ширину деталей
13 и 14, в данном случае это 100 мм. Сюорка производиться
саморезами. Не забываем сверлить отверстия, причем для большей
жесткости в материле через который саморез проходит насквозь
отверстие лучше сверлить диаметром 4,2 мм, а вот куда саморез
будет закручиваться только сверлом диаметром 3 мм. На рисунке
6 справа ВСЕ отверстия в детале 9 диаметром 4,2 мм, а в торцах
заготовк 11, 12, 6, 5, 7, 16 ВСЕ отверстия диаметром 3 мм.
Места контатка ДСП между собой промазываем плотной пеной.
Далее производиться установка деталей 13 и
14 с креплением, но перед этим необходимо торец верхенй части
детали 13 и нижней части 14 скруглить ( на рисунке они угловатые,
а должны быть круглые. Этот для рупора хоть и не очень принципиально,
но лучше все таки сделать. Сделать это можно специальным шлифовальным
кругом для «болгарки» — на круг наклеенно много
полосок наждачной бумаги, причем есть как с крупной наждачкой,
так и с мелкой. Лучше взять с крупной — на больших оборотах,
не сильно нажимая можно получить довольно гладкую поверхость
скругления.
После этого следует закрепить заднюю стенку,
промазав торцы соприкасающихся с ней деталей корпуса плотной
пеной. И вот теперь задняя стенка закрепяеться полностью —
по перимерту и к перегородкам рупора (рисунок 9, слева)
Далее собирается принципиальная схема приведенная на рисунке 10. Перключатель режимов «КОМНАТА-УЛИЦА», индикатр выходной мощности, если таковой имееться и сетевой выключатель устанавливаются на любом листовом материале — стеклотекстолите, фанере, листе ДВП, пластмассе. Необходимо лишь жестко закрепить данную панель к боксу СЧ-ВЧ головок, чтобы при демонтаже этого бокса эти органы управления и индикации оставались подключенными к блоку усилителя и не загораживали более половины пполучившегося окна между раструбом рупора и боксом СЧ-ВЧ динамиков, поскоьку это затруднит циркуляцию воздуха и вызовет перегрев радиатора усилителя мощности..
Ну вот собственно и все — Вы самостоятельно
собрали корпус рупорной активной акустической системы, мощность
которой зависит лишь от используемого материала и установленного
усилителя мощности.
Нижние отверстия детали 1, предназначенные для установки вентиляторов, лучше делать не круглыми, а сделать одно прямоугольное высотой 80 мм и шириной 200…250 мм. Если ни чего не понятно, то смотри
Адрес администрации сайта: [email protected] НЕ НАШЕЛ, ЧТО ИСКАЛ? ПОГУГЛИ:
|