Как наточить нож в домашних условиях своими руками
Заточка ножей в домашних условиях выполняется с помощью разных приспособлений и оборудования. При выборе нужно учитывать назначение и материал изготовления режущего инструмента . Одним из ключевых параметров считается угол заточки. От этого будет зависеть удобство использования ножа. Существуют некоторые тонкости заточки в зависимости от вышеперечисленных параметров.
Процесс заточки ножей.
Разновидности ножей
Перед тем, как приступить к заточке ножа нужно определиться из чего изготовлен его клинок и для каких целей будет применяться режущий инструмент. Ведь от этих факторов будет зависеть метод, выбор инструмента, угол заточки и другие немаловажные тонкости возвращения остроты клинку.
По материалу клинка
Ножи изготавливаются из следующих материалов:
- Углеродистая сталь. Это наиболее доступные по цене ножи, характеризуются твердостью. Для их изготовления используется сплав железа и углерода. После заточки режущая кромка долго остается острой. Недостаток состоит в подверженности процессам окисления при контакте с пищей.
- Нержавеющая низкоуглеродистая сталь. Такие ножи уступают ранее рассмотренным аналогам по устойчивости к воздействию механических нагрузок. По этой причине режущий инструмент нужно чаще затачивать, что приводит к быстрому износу лезвия. Их производят из сплава железа и углерода с добавлением хрома. Иногда при изготовлении используется молибден или никель. Преимущество заключается в стойкости к воздействию агрессивных веществ.
- Высокоуглеродистая нержавеющая сталь. Материал — сплав железа с углеродом высокой концентрации и добавками (кобальт, ванадий). Данный вид инструмента отличается стойкостью к коррозии, достаточно твердый.
- Дамасская сталь. У таких ножей многослойное лезвие. Они отличаются прочностью и имеют один недостаток — высокую цену.
- Керамика. Такие ножи не выдерживают нагрузку на изгиб, при падении повреждаются. Однако они могут долго оставаться острыми.
По назначению
Нож — универсальный режущий инструмент, который применяется почти во всех сферах деятельности.
Кухонные
Нож для мяса.
Для обработки и нарезки разных продуктов следует использовать специальные режущие инструменты. Это облегчает работу. Лезвия разных ножей отличаются углом и типом заточки. Это значит, что угол наклона лезвия изменяется в большую или меньшую сторону. Благодаря такой особенности можно лучше сохранить структуру продукта при нарезке. По этой причине используют отдельные ножи:
Отличаются кухонные ножи формой, шириной и толщиной лезвия. Некоторые из разновидностей имеют зазубрины.
Для охоты
Требования к инструменту для охоты:
- прочность;
- наличие удобной рукоятки;
- минимальные размеры гарды;
- качественная сталь, предназначенная для охоты;
- ширина клинка — от 3 мм и более;
- показатель прочности — 58 HRC;
- стандартная длина — от 10 до 17 см.
Остальные виды
Различают:
Методы проверки острия клинка
Чтобы увеличить срок службы режущего инструмента, следует правильно его точить. Не рекомендуется пользоваться тупым ножом. Но и не следует долго подвергать режущую кромку воздействию точильного камня. Для контроля состояния лезвия можно использовать разные техники проверки его остроты.
На бумаге
Когда заточка производится своими руками, для контроля состояния режущей кромки используют бумагу любого формата. Нужно сделать разрез. Если лезвие легко режет бумагу, а разрез достаточно ровный, значит качество заточки хорошее. Если же режущая кромка уходит в сторону или рвет бумагу, нужно лучше наточить инструмент.
На помидоре
Хорошо заточенное лезвие легко разрезает кожуру, мякоть. При этом выделяется минимальное количество сока, а поверхность помидора практически не повреждается: отсутствуют вмятины, рваные края.
Если такие признаки появляются, значит режущая кромка недостаточно острая. В этом случае нужно сильно давить на кожуру, чтобы она прорвалась. В результате деформируются края кожуры, сильно течет сок, образуются вмятины.
Проверка качества заточки.
Тестирование на волосах рук
Такой способ используется для проверки некоторых видов ножей. Для контроля качества заточки нужно провести клинком против роста волос на руке. Причем нельзя касаться кожи, т. к. есть риск порезов. Если волоски срезаются, можно прекратить заточку. Вручную сложно заострить лезвия кухонных ножей до такой степени.
Инструменты для заточки
На кухне рекомендуется всегда иметь такие приспособления. Причем наилучший вариант — малогабаритные инструменты для заточки. К их числу относят механические точилки и бруски. Если приходится регулярно точить ножи, следует применять электрические устройства. Желательно выбирать малогабаритные модели.
Оселок — точильный брусок
Существуют разные виды точильных камней. Внешне они сходны, главное отличие заключается в зернистости. Данный показатель определяется количеством зерен на 1 мм². Оселки применяются для различных задач. Так, если камень отличается минимальным количеством зерен, с его помощью можно выполнять грубую обработку. В этом случае удаляются крупные дефекты. Цель обработки — получение относительно ровной поверхности. При этом на ней могут оставаться мелкие царапины.
Оселки с наибольшим количеством зерен используются для шлифовки. Они более гладкие на ощупь. Такие бруски устраняют мельчайшие царапины. Оселки отличаются формой: существуют прямоугольные и квадратные камни. Недостатком этих приспособлений считается отсутствие возможности контролировать угол заточки по всей режущей кромке.
Механическая точилка
К данной группе относится оселок, мусат, инструмент с ручкой для удобства эксплуатации и прорезями с абразивным покрытием. Последний из вариантов позволяет заточить лезвие под заданным углом. При использовании такого приспособления рекомендуется соблюдать правила заточки, т. к. лезвие может легко соскочить и порезать руку. Недостаток заключается еще и в том, что его нужно чаще применять: режущая кромка быстро становится тупой.
Механическая заточка для ножей.
Электрическая точилка
Используется в домашних условиях и на коммерческих объектах. В обоих случаях электрические точилки применяются, когда нужно регулярно производить заточку большого количества инструментов. На корпусе таких приборов имеется 1 или более прорезей, внутри расположен абразивный подвижный элемент. Преимущество точилки данного вида заключается в высокой скорости работы.
Технология использования ножеточки простая: нож устанавливается в специальную прорезь, заточка выполняется при свершении возвратно-поступательных движений. Поточить таким способом можно любой режущий инструмент, т. к. электроприбор автоматически регулирует угол заточки лезвия.
Мусат
Приспособление внешне напоминает напильник. Встречаются разные виды: с круглым и овальным сечением. Последний из вариантов наиболее предпочтителен, т. к. в процессе заточки мусат контактирует с большей площадью лезвия. Рекомендации по эксплуатации: ножом необходимо проводить по абразивной поверхности, выполняя возвратно-поступательные движения. В результате расправляются замины, устраняются другие дефекты. Преимущество такого метода заточки заключается в низкой интенсивности истирания металла.
Изготавливается мусат из стали. Дополнительно металл намагничивается, благодаря этому уменьшается количество сора, поскольку твердые частицы, которые появляются при трении инструментов, притягиваются к стальному стержню. Чаще приспособление данного вида используется для восстановления формы лезвия при образовании изгибов.
Точилка Lansky
Под этой маркой производятся разные точилки для заточки ножей:
- Полевые инструменты. Они компактные, прочные. Для заточки используется абразив особого типа — керамокарбид.
- Наборы для заточки с разным количеством камней, опорной конструкцией и стержнями в комплекте. Выпускаются в коробе, что позволяет держать все элементы инструмента вместе. Кроме того, в разобранном виде конструкция занимает меньше места.
- Карманная точилка. Отличается минимальными размерами, относится к механическим инструментам. На корпусе предусмотрены прорези с абразивом.
- Разные виды камней.
В домашних условиях чаще используется набор. Он состоит из 2 уголков с прорезями, стержней и съемных оселков. При установке ножа есть возможность менять угол заточки.
Станки для заточки и шлифовки
Чаще их применяют на производстве. Однако малогабаритный станок можно использовать и дома. Главный элемент конструкции — вращающийся абразивный круг. Он приводится в движение электроприводом. Работает станок от сети.
Недостатком такого варианта считается высокий риск выхода лезвия из строя. Это обусловлено существенной скоростью вращения абразивного диска. При касании с ним лезвие быстро нагревается. В результате увеличивается возможность повреждения режущей кромки ножа.
Чем меньше интенсивность оказываемого давления на круг, тем ниже риск полного стачивания лезвия.
Самостоятельная заточка лезвий
Даже при отсутствии опыта в выполнении подобных задач можно правильно заточить режущую кромку инструмента. Для этого рекомендуется выполнять ряд правил, обеспечивающих сохранность заданного угла наклона лезвия.
Затачивание ножа с помощью оселка
Дома предпочтение следует отдавать бруску. Он позволяет наточить режущую кромку лучше других подручных средств. Однако при отсутствии опыта нужно учитывать ряд тонкостей:
- используют брусок с минимальным количеством зерен, его устанавливают горизонтально на устойчивую поверхность;
- восстанавливают геометрию лезвия: его острый край должен иметь ровные грани, которые сходятся по направлению друг к другу в точке; для сравнения, тупой нож имеет скругление на этом участке;
- рекомендуемое положение лезвия относительно оселка — в пределах 20-25°;
- совершают движения по направлению вперед так, чтобы вся режущая кромка контактировала с абразивной поверхностью бруска;
- нельзя изменять положение лезвия, т. к. увеличится/уменьшится угол его наклона;
- затачиваемая кромка постоянно переворачивается;
- выполняется шлифовка.
Затачивание охотничьего ножа на точилке Lansky
Затачивание ножа на точилке Lansky.
Рекомендуется применять те бруски из комплекта, которые обладают минимальной зернистостью. Такая необходимость обусловлена тем, что клинок изготовлен из твердой стали. Инструкция:
- Лезвие зажимают в тисках (между уголками точилки).
- Устанавливают выбранный по степени зернистости брусок.
- Угол наклона клинка задают в пределах 20-30°.
- Стержень, соединенный с бруском, устанавливают на требуемом уровне.
- Часто такие точилки используются вместе со специальным маслом. Им обрабатывают брусок после настройки конструкции.
- Производят движение оселком. Рекомендованное направление — от рукояти к острию.
- Конструкция точилки переворачивается, для этого не нужно ее разбирать. Необходимо только переставить брусок. В результате появляется возможность обработки другой стороны клинка.
- Используют брусок с максимальным содержанием зерен. Он применяется для шлифовки.
- Обрабатывают поверхность клинка войлоком.
Советы для быстрого затачивания лезвия подручными средствами
Не всегда под рукой есть подходящий инструмент. По этой причине изучают методы применения подручных средств, которые помогут заточить лезвие.
Камень
Для этой цели можно использовать любой твердый булыжник. Желательно подбирать камень, у которого есть хотя бы одна относительно ровная грань. Подходящий материал для заточки в большинстве случаев легко найти на природе. Чтобы поточить режущую кромку, нужно несколько раз провести острием по камню, выполняя возвратно-поступательные движения. Принцип заточки в данном случае схож с тем, как производится обработка режущей кромки с помощью оселка.
Второй нож
Если нет возможности использовать поднятый с земли камень (например, в поле), выбирают метод «нож об нож». Инструменты удерживают таким образом, чтобы они сформировали подобие креста. Каждый из них нужно двигать вдоль режущей кромки другого. Как и в случае с камнем, данным способом не получится быстро наточить ножи. Чтобы сделать их острыми, понадобится 5-10 минут.
Стеклянные предметы
Используют изделия из стекла и керамики. Подойдет кафельная плитка, бутылка или другая стеклянная емкость. Режущая кромка затачивается при контакте с шероховатой поверхностью: краем плитки, ребром дна бутылки и т. д. Чем более гладкой она является, тем дольше придется производить заточку. Не следует для этой цели применять битое стекло или острые края керамики: есть риск порезать руку. Кроме того, можно оставить царапины на лезвии.
Кожаный ремень
Следует применять изделия большой толщины, например, ремень. Такой способ лучше использовать на последнем этапе, когда нужно удалить мелкие дефекты на поверхности стального клинка или зашлифовать его, обеспечив наивысшую степень остроты (как у бритвы). Кроме того, кожаное изделие можно использовать и для заточки режущей кромки, которая затупилась незначительно. Для получения требуемого результата нужно натянуть ремень как можно сильнее. Затем выполняют возвратно-поступательные движения как при заточке оселком.
Как наточить нож в экстремальных условиях
В походных условиях, когда нет возможности найти камень, используют чашку или тарелку. Нож затачивают, уперев его лезвие в ребро керамического изделия. Движения те же, что и при использовании оселка или другого механического приспособления.
Если под рукой нет посуды, камней, но поблизости есть дома, можно точить лезвие об угол кирпичной постройки или бетонной ступени. Второй вариант предпочтительнее, т. к. бетон отличается повышенной твердостью. При этом нужно выполнять возвратно-поступательные движения. Длительность обработки зависит от состояния режущей кромки: если она затупилась несильно, достаточно нескольких движений, в противном случае может потребоваться более 10 минут.
5 способов наточить нож без точилки в походных условиях
Удобней, производительней и безопасней пользоваться острым ножом, чего можно добиться только правильно выполненной заточкой. При работе затупленным инструментом приходиться прикладывать намного больше усилий, чем этого требуется для выполняемой работы хорошо наточенным режущим средством.Если во время напряженного, и поэтому не слишком контролируемого манипулирования тупым ножом, он сорвется с разрезаемого материала и угодит по пальцам, то оказывается достаточно острым, чтобы нанести болезненную, а иногда и тяжелую травму.
Как наточить нож, если под рукой не оказалось заводской заточки, точильного камня, бруска или мусата? Их могут заменить многие предметы, которые окружают человека и используются по другому назначению. Рассмотрим их в произвольном порядке в необычном для них амплуа.
Процесс заточки и правки ножа подручными средствами
Практически любой материал может использоваться для приведения в порядок режущего инструмента. Просто, чем он мягче и слабее по отношению к металлу клинка ножа, тем длительней и утомительней будет процесс заточки. Поэтому рассмотрим всего 5 реально работающих способов.
1. Край полуоткрытого автомобильного окна.
Это же практически натуральный точильный камень: очень твердый, слегка шероховатый, тщательно обработанный. Достаточно, заняв удобную позицию, и наклонив лезвие ножа в соответствии с углом заточки, несколько раз провести им по кромке стекла одной, а затем другой стороной. Повторяя процедуру требуемое количество раз, можно добиться хорошей остроты режущей кромки.
2. Образующая донышка керамической кружки.
Она также достаточно твердая – следствие обжига в печи при температуре 1200-1280 градусов Цельсия и с небольшой шероховатостью. Налицо главные составляющие точильного камня. Переворачиваем кружку и используем выступ донышка в качестве бруска. Через короткое время, при достаточной настойчивости, режущая кромка ножа приобретет требуемую остроту.
3. Пилочка для ногтей.
Практически брусок в миниатюре. Достаточно ее положить на твердую поверхность шероховатой стороной вверх и точилка готова. Несколько выверенных движений лезвием ножа и его можно использовать по назначению.
4. Другой нож.
В качестве бруска, точнее мусата, можно использовать его обух. Твердость этой части клинка позволяет выполнить новую функцию и восстановить режущие свойства затупленного ножа, если проявить достаточно упорства.
5. Камень, поднятый на берегу водоема – реки, озера или моря.
Необходимо выбрать один с относительно плоской и ровной поверхностью хотя бы с одной стороны. Как и во всех других случаях, заостряем режущую кромку ножа, ведя его от рукояти к кончику клинка. Необходимо лишь следить, чтобы направление движения ножа по камню было под одним углом, относительно линии режущей кромки клинка в точке соприкосновения.
После заточки лезвия клинка ножа остаются еще две операции – доводка и полировка. Их можно осуществить с помощью кожаного ремня, лямки туристического рюкзака или паракорда.
Любую из этих вещей необходимо туго натянуть и несколько раз провести по их поверхности лезвием ножа с одной и другой стороны.
P. S.
Одно замечание по поводу заточки режущей кромки ножа природным камнем. Если не удалось отыскать камень с плоской и ровной поверхностью, лучше взять два шероховатых камня хотя бы с одной относительно плоской стороной. Затем их нужно потереть друг о друга, стараясь довести поверхность одного из них до почти ровного состояния, без заметных неровностей. Так удастся обезопасить нож от еще большей степени непригодности для резки.
Смотрите видео
Водные камни для заточки. Что это? Заточка ножей своими руками.
Водные камни — это специальные высокоэффективные точильные камни, имеющие различную зернистость, что позволяет меняя их в процессе заточки от крупнозернистых к мелкозернистым добиться идеальной заточки ножа. На этих камнях нельзя работать насухо, перед заточкой их обязательно нужно замочить в воде, поэтому их и называют водные камни.
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАTКИ ВОДНЫХ КАМНЕЙ
ПРЕИМУЩЕСТВА
- Однородность абразивных зерен в составе бруска.
- Мягкость, которая определяется соотношением объема пор к объему связки и самих абразивных зерен. Из-за своей мягкости бруски стачиваются быстрее, постоянно обнажая новые зерна абразива, в то время как уже сработанные зерна образуют вместе с водой на поверхности бруска суспензию. Поэтому водные камни при более значительных скоростях износа обеспечивают стабильно высокую производительность при хорошей чистоте обработки поверхности.
- Бруски малой зернистости обеспечивает достаточно быструю доводку режущей кромки до практически идеального состоянии без полировальных паст, войлочных кругов и прочих аксессуаров.
- Водные камни имеют значительно более высокую производительность, которая уступает лишь скорости съема материала алмазом. Однако алмазные бруски имеют более ограниченный диапазон зернистости (как правило, до 1200), причем на завершающих стадиях заточки алмазом есть значительный риск переусердствовать и слишком истончить лезвие.
НЕДОСТАКИ
- В процессе работы обязательно требуется смазка, а также необходим регулярный смыв металлической пыли и стёртого абразива. Кроме того, природные камни достаточно быстро стачиваются, причём не всегда равномерно, что ведёт к необходимости время от времени выравнивать поверхность такого бруска на плоскость. Для этой операции потребуется достаточно массивная стеклянная или мраморная пластина с хорошей плоскостью, вода, и много крупной водостойкой шкурки. Шкурка накладывается на пластину, и лёгкими движениями точильного камня по шкурке, смоченной водой (а лучше под струёй воды), меняя по мере износа шкурку, рабочая плоскость камня приводится к первозданному виду. Это операция потребна только для природных камней. Сильно изношенный, истончившийся природный камень можно наклеить стойким клеем на брусочек твёрдого дерева, типа бука — чтобы продлить его использование до максимума.
- Цена. Стоимость водных камней значительно выше, чем обычных абразивных брусков.
ПОРЯДОК РАБОТЫ НА ВОДНЫХ КАМНЯХ
На таких камнях нельзя работать насухо. Их надо не просто побрызгать водой, а как следует намочить. Время «замачивания» определяется по пузырькам воздуха, которые выделяет брусок. Крупные пористые камни будут выделять пузырьки, впитывая воду около 5 минут. Более мелкие и средней зернистости насыщаются за 10-15 минут. Наиболее плотные, мелкозернистые бруски «замачивают» на 15-20 минут.
Затем камень устанавливается на держатель. Их существует великое множество — от покупных до самодельных. Требование к держателям — обеспечить устойчивое положение абразива и исключить его перемещение при работе, так как при заточке вам понадобятся обе руки. На мелкозернистых камнях перед правкой надо создать слой суспензии, для чего используется брусок мелкозернистого известняка. Теперь камень готов к работе.
В ходе шлифовки и полировки количество суспензии будет возрастать. Получается довольно-таки грязная работа. Смывать её не надо, следите только, чтобы она сильно не густела, периодически увлажняя её, окуная в воду кончики пальцев и стряхивая с них на брусок воду. Можно использовать бытовой пульверизатор или одноразовый шприц — старайтесь только не смыть её случайно полностью. Старайтесь использовать всю площадь бруска. В процессе интенсивного съема металла при работе крупнозернистым абразивом следите за его износом. Как правило, максимально изнашивается средняя часть бруска, что искажает рабочую плоскость и «заваливает» режущую кромку. Средств борьбы с этим явлением довольно много. Для этих целей можно использовать и крупнозернистую водостойкую наждачную бумагу, наклеенную на стекло. Брусок укладывается на нее изношенной стороной и двигается круговыми движениями, напоминающими цифру «8», до восстановления плоского состояния. Можно использовать другой, более крупнозернистый камень. Важно, что восстановление производится с водой, после чего абразив тщательно промывается щеткой для удаления застрявших частиц более крупного абразива.
Хранить бруски следует в индивидуальной таре — пластиковой или картонной. Крупнозернистые и средней зернистости (зернистостью до 1000) — в воде, особенно если ими пользуются регулярно (раз в неделю и чаще). Обычно их хранят в закрытой крышкой емкости, а в состав регулярно меняемой воды добавляют обеззараживающие её средства для предотвращения гнилостных процессов. Редко используемые бруски лучше высушивать после применения. Мелкозернистые, наоборот, после каждого применения тщательно сушатся. Нельзя оставлять мокрый брусок на морозе — замерзшая вода способна его разрушить. Регулярная правка камня поможет снизить неравномерный износ и упростит уход за ним. При этом для предотвращения скола краев камня при работе стоит периодически, по мере износа, наводить на его гранях неширокую фаску под углом в 45 градусов. Истончившийся брусок рекомендуют наклеить водостойким клеем на ровный кусок толстого органического стекла или древесины — это продлит срок его жизни.
ЗАТОЧКА НОЖЕЙ НА ВОДНЫХ КАМНЯХ
Как бы ни был хорош и качественно исполнен поварской нож, рано или поздно вследствие высоких нагрузок, абразивного износа и электрохимического воздействия геометрия его лезвия искажается и нож перестает резать. Задача заточки – восстановление исходного профиля режущей кромки.
Случаи заточки можно свести к трем главным разновидностям:
1. Слегка затупившееся лезвие. Его приведение в исходное состояние правильнее назвать правкой: неравномерно деформированное лезвие равняют абразивным инструментом, например, мусатом;
2. Износ или сильное затупление. Сильно изношенное лезвие требует большей работы. Для этого придется снять по бокам режущей кромки «лишний» материал. Это делают уже мелкозернистыми абразивными инструментами;
3. Очень сильный износ. Значительные повреждения лезвия – забоины, выщерблены и пр. Фактически в ходе заточки придется выводить спуски и формировать режущую кромку – то есть уже не только точить нож, но и производить его ремонт.
Маркировка водных камней основана на их зернистости, чем больше цифра, тем меньше зернистость.
Количество камней в комплекте и их зернистость будет определяться задачей, стоящей перед точильщиком. Для доводки и правки можно ограничиться мелкозернистыми камнями 6000 и выше. Если нож требует легкой заточки то предварительно его придется поправить на бруске с зернистостью от 3000 до 5000. Обычная заточка производится камнями в диапазоне от 600 до 2000.
Если же на лезвии заметен сильный износ, забоины и другие повреждения то их придется сперва удалить самыми крупнозернистыми камнями – от 80 до 400.
Последовательная работа над очень тупым или сильно поврежденным лезвием будет иметь, например, такой вид: 220 – 700 – 1200 – 3000 – 4000 – 8000.
После замачивания в воде установить камень на держатель.
Предположим, нам достался поврежденный или очень сильно затупленный нож. Начнем с крупнозернистого абразива от 80 до 400. На первом этапе нам предстоит убрать забоины, для чего безжалостно распрощаемся с остатками лезвия. Чтобы не искажать геометрию клинка, материал убираем по всей длине лезвия, до полного устранения повреждений.
Теперь у нас на месте лезвия появилась прямая грань. Сразу оцените равномерность ее толщины. Если толщина «плавает» то далее придется восстановить и профиль ножа, для чего придется работать с его спусками. Убирайте материал там, где выявлены его излишки. По завершению этих работ ширина грани на месте лезвия должна быть постоянна по всей длине клинка. Толщина должна быть выбрана согласно назначения ножа – с учетом дальнейшего утолщения на 20% — 30% при выведении режущей кромки. Теперь можно провести предварительную заточку: она четко покажет те места на спусках, которые надо поправить еще. В зависимости от размера бруска, а также длины и формы клинка, разделите его примерно на 2 – 5 частей по длине. Над каждой из них на начальных этапах заточки придется поработать отдельно.
Съем металла следует производить, удерживая нож примерно под углом в 45 градусов к продольной оси бруска.
Подперев клинок со стороны, противоположной бруску, пальцами другой руки начните работать над частью лезвия возле острия, плавно сдвигаясь к концу намеченного участка в сторону рукояти. Само острие вытачивается прижатием большого пальца руки к клинку возле острия .
Нож не должен изменять «угла атаки» – если профиль позволяет, лучше даже положить его плашмя на спуск.
Заточка осуществляется при движении ножа в сторону обуха. При этом следят за формированием заусенца с противоположной от затачиваемой стороны: когда он равномерно образуется по всей длине затачиваемого участка переходите на следующую часть лезвия, сдвигая нож на бруске ближе к рукояти. Обратите внимание на положение пальцев – чтобы нож не вихлял, пальцы располагаются как можно ближе к затачиваемому участку лезвия.
Добившись равномерного заусенца по всей длине лезвия на одной стороне, перейдите на другую сторону клинка и аналогичным образом, — от острия к рукояти, — добейтесь ровного заусенца с противоположной стороны.
Переворачиваете нож еще раз и аккуратно снимаете заусенец, одновременно выхаживая режущую кромку по всей длине после чего делаете то же самое с противоположной стороны
Основной объем работ по съему материала на этом завершен. Сходная по технике работа на абразиве средней зернистости (от 700 до 2000) служит для удаления следов от грубой заточки или восстановления остроты незначительно притупившегося лезвия. Если на режущей кромке нет небольших забоин или зубцов то можно начинать заточку даже с камня зернистостью 1200. На этих камнях скорость удаления материала намного ниже, а чистота поверхности – выше. Именно этот диапазон абразивных камней служит для основной работы по заточке. Заусенец образуется намного более мелкий.
Следующий за заточкой переход на абразива зернистостью 3000 – 5000 связан с доводкой. Вообще уже на бруске 3000 можно получить результат, безмерно удовлетворяющий 99% пользователей. Производится доводка все по той же методике, но заусенец уже не образуется и время перехода с одной стророны лезвия на другую оценивают визуально, держа нож лезвием на себя: – недостаточно острые участки бликуют, а остро заточенное лезвие не видно. Можно резать на весу газету или провести как расческой по волосам на задней части головы. Острое лезвие будет цепляться за волосы, а недостаточно острое – скользить.
Последний шаг, практическая ценность которого иногда подвергается сомнению, – правка на оселках зернистью от 5000 до 8000 и более. В ходе правки материал уже не снимается, а просто полируется лезвие, что улучшает не только чистоту поверхности, но и упрочняет её. Правка требует нескольких точных и выверенных движений на каждой стороне клинка. Следует указать, что работа с камнями зернистостью свыше 4000 требует очень высоких индивидуальных навыков, чувствительности рук и даже определенной интуиции; – чем и как полировать, а также когда вовремя остановиться.
О ТЕХНИКЕ ЗАТОЧКИ. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ.
Заточка (шлифование) с большой скоростью, например на высокооборотном шлифовальном кругу, вызывает сильное нагревание обрабатываемого материала, что чревато неконтролируемым и нежелательным самопроизвольным отпуском закаленного клинка, или хотя бы части режущей кромки лезвия. Тоненькая полоска стали нагревается мгновенно, периодическое макание обрабатываемого клинка в воду не может этому воспрепятствовать. Поэтому никогда не точите ножи на высокооборотном шлифовальном кругу, вероятнее всего, вы испортите нож бесповоротно!
Главное при заточке — задание постоянного угла. Сила тут совсем не нужна и все внимание надо сосредоточить на том чтобы абразивный инструмент встречался с лезвием под постоянным углом. В этом сущность всех точильных техник, независимо от того водите ли вы клинок по закрепленному заточному инструменту, инструмент – по зафиксированному клинку или работаете клинком и абразивным инструментом встречно, удерживая на весу одной рукой нож, а другой – точильный брусок. Для поддержания постоянного угла есть два способа.
Первый заключается в покупке специальных приспособлений, облегчающих задание постоянного угла заточки. Сложность задания постоянного угла при заточке на плоском абразиве (бруске) заключается в достаточно неудобном и непривычном для начинающего точильщика положении кисти руки: вы как бы пытаетесь срезать ножом с абразивного инструмента верхний слой толщиной в доли миллиметра. Причем поочередно то одной, то другой стороной режущей кромке. Приспособления помогают упростить задачу: заточные бруски либо располагаются буквой V таким образом, что пользователь делает более простые и привычные движения – тянет нож на себя сверху вниз, либо за счет принудительного задания направления движения направляющими рука имеет ограниченную степень свободы и поэтому вихляет меньше.
Заточку клинка начинают грубым бруском, чтобы по всей длине лезвия появился заусенец, а при заточке лезвия с двух сторон перегибается туда-сюда, но не отламывается. После появления заусенца переходят на брусок с зерном помельче. Знаком, что пришла пора менять и этот брусок — полное удаление следов заточки от предыдущего бруска.
А чтобы легче отличить следы от разных брусков, лучше вести заточку или в разных направлениях, то есть при работе один брусок держат под углом 45° к продольной оси ножа, а при переходе на более мелкий брусок последний разворачивают на 90°
На заусенец внимания не обращают и не пытаются оторвать его. Слово, просто точат фаски, меняя бруски (от крупнозернистых к мелкозернистым). И когда подходят к бруску с самым мелким зерном, приступают к удалению заусенца. Его стачивают с обеих сторон лезвия самым мелкозернистым бруском так, чтобы режущая кромка клинка приобрела угол 23 — 45°.
Надеемся, что данная статья поможет Вам определится со способом заточки ножей и выбором для этих целей необходимого инструмента.
популярные и полезные разновидности точильных брусов, как ими правильно пользоваться
Эволюция характеризуется развитием «по спирали»: она всякий раз возвращается к старому, но уже совершенно на ином уровне. Одним из самых ярких примеров этого являются камни для заточки ножей. С глубокой древности человек затачивал разные приспособления натуральными камнями. Затем широкую популярность обрела искусственная наждачная бумага. Настоящие мастера применяют исключительно ручные точила — это вполне объяснимо, так как они позволяют сделать идеальную заточку.
Арканзасский камень новокулит
Родина этого природного материала — американский штат Арканзас. Именно в честь него он получил такое название. Арканзасский точильный камень в виде бруска состоит из заостренных кварцевых кристаллов, которые были спрессованы в естественных условиях. Острые грани этих частичек удаляют тонкий металлический слой, позволяя качественно и быстро заточить лезвие.
Добыча материала ведется в месторождениях, которых на сегодняшний день существует очень мало. Поэтому подобный процесс считается дорогостоящим, что и объясняет дороговизну точильного камня. Эти приспособления применяются опытными специалистами, так как заточка ножей с их помощью требует определенной сноровки. Кроме того, заточка арканзасским камнем подразумевает обильную обработку поверхности маслянистой смесью.
Японское точило
По названию материала можно понять, где он впервые появился. Такие точильные бруски отличаются более мягкой структурой, нежели арканзасские аналоги. Они могут похвастаться лучшим качеством затачивания, но имеют оперативный износ. По этой причине камни японского типа нужно время от времени приводить в порядок, то есть стачивать об наждак с более высокой твердостью.
С такими камнями нужно работать только в мокром виде. Лишь в этом случае на их поверхности появляется особая суспензия из абразивных микрочастиц, которая и снимает слой металла. Поэтому материал иногда называют водным камнем. Используют водяной брус для заострения только опытные мастера.
Кроме того, его стоимость может достигать нескольких тысяч американских долларов.
Искусственные брусья
С развитием технологий камни для заточки режущих и колющих приспособлений начали производиться в промышленных масштабах. Это позволило уменьшить их цену, но уровень качества синтетических материалов несколько «не дотягивает» до натуральных камней. Исключением являются лишь синтетические водные бруски, так как они обладают структурой, тоньше которой в природе не существует (от 7 до 20 мкм).
Искусственные брусковые камни состоят сразу из двух материалов, которые смешаны друг с другом и закреплены с применением высокой температуры и давления. За шлифовку отвечают острые кристаллики кремния, хромового оксида, корунда или карбида. Примечательно, что эти минералы гораздо крепче стали, и при контакте с металлическим изделием позволяют постепенно снимать его слои.
Чтобы крупинки абразива удерживались в бруске, используется специальная основа (связка). Это довольно мягкий материал. Поэтому отработанные абразивы со временем отпадают от связки. Такой процесс называется стачиванием точильного бруса. При этом камень восстанавливает свои эксплуатационные свойства.
Из-за регулярного применения бруски утрачивают свою изначальную форму.
Алмазные и керамические приспособления
Не стоит путать эти материалы с прямоугольными бриллиантами. В качестве абразива в алмазных брусках выступают искусственные микрокристаллы, хотя цена на такой брус или оселок для заточки ножей довольно высокая. Алмазное напыление бывает поли- или монокристаллической формы. Материал отличается числом рабочих поверхностей. Алмазные точила различаются по технологии скрепления кристалликов в своей структуре на следующие типы:
- Связка на основе гальваники. Алмазные кристаллы фиксируются на поверхности с помощью специального связующего вещества на основе никеля. По сути, алмазы равномерно распределены по камню. Достоинство таких изделий — высокий уровень эффективности. Заточить лезвие с помощью алмазного абразива можно за пару-тройку движений. Кроме того, такой материал является долговечным.
- Мягкая основа из органики. Точила имеют вид обыкновенных камней, однако корундовые кристаллики замещены алмазными. Эффективность обработки получается неплохая, но на металле будет оставаться гораздо меньше царапин. Кроме того, с износом покрытие будет постепенно обновляться, то есть брус не утратит со временем свои пользовательские характеристики.
Точила на основе искусственных алмазов сегодня пользуются особой популярностью. Это обуславливается их доступностью и долговечностью. Чтобы заточить нож, нужно знать, как пользоваться алмазным бруском.
Керамические изделия — это отдельная группа изделий с мелкой по таблице зернистости структурой. Целесообразнее будет называть их не точилками, а правилами, ведь затачивать лезвие на керамическом брусе очень утомительно. Поэтому керамические точила зачастую применяют для финишной доводки и правки ножей после грубого заострения.
Независимо от вида точильного камня, при заточке лезвий нужно пользоваться качественной смазкой. Для этой цели можно применять машинное или веретенное масло либо обыкновенную воду.
Правила заточки
Может показаться, что точить ножи очень просто. Но на деле все несколько иначе. Повар с огромным опытом способен сделать очень острую бритву из самого тупого ножа, а точильщик-любитель испортит даже самый высококачественный клинок на дорогостоящем станке. Поэтому следует запомнить несколько правил заточки ножа на бруске:
- Для начала камень необходимо подготовить. Его рабочая поверхность обязательно должна быть плоской. Для проверки ровности брусок нужно намочить и поместить на обыкновенный бумажный лист. Взглянув на мокрый отпечаток, можно судить о плоскости. Разровнять дефекты можно, если потереть бруски друг об друга.
- Точило нужно укладывать на ровную плоскость. Некоторые бруски оснащены специальным постаментом, что очень удобно при работе.
- Лезвие нужно брать рабочим краем от себя. Движения заточки должны быть прямолинейными и интенсивными. Запрещены продольные и круговые перемещения, иначе нож можно испортить.
Следует запомнить и то, что для каждой разновидности металла подходит свой камень. Это обязательно нужно учитывать перед тем, как выбрать конкретное изделие.
Заточка ножа — необходимые знания и пара полезных советов
Инструмент должен пребывать в рабочем состоянии. В случае ножа главной характеристикой рабочего состояния будет его острота. Мы расскажем, как правильно наточить нож, какие инструменты для этого понадобятся и дадим ряд полезных напутствий. «Заточка ножа. Основы» — базовая статья для тех, кто только начинает знакомиться с этим искусством.
Как тупится лезвие?
Мы приобретаем в магазине острый нож, но со временем он неизбежно тупится, если, само собой, мы им работаем. Почему это происходит, ведь инструмент сделан из хорошей стали и заточен на заводе? Процесс протекает на нескольких уровнях:
- Микроскопическом, когда частички стали отшлифовываются от режущей кромки в процессе трения о материал, делая кромку менее острой. Этого не видно, но можно почувствовать, как со временем требуется все большее нажатие для резки.
- Макроскопическом, когда остриё наталкивается на твердые включения, такие как песчинки, частички камня или металла. Они есть практически в любом материале. Кромка либо отодвигает препятствие, либо отодвигается сама, при этом сминаясь.
- При нецелевом использовании клинка его лезвие можно испортить до неузнаваемости. Имеется в виду отворачивание шурупов, копание почвы и т.п.
В результате рабочая часть лезвия деформируется, кромка теряет остроту и инструмент становится все менее пригодным к работе. Постепенно закаленные стали крошатся, а более мягкие и пластичные начинают заворачиваться.
Рис. 1. Процесс затупления и заточки ножа: 1. При работе ножом форма режущей кромки изменяется случайным образом. 2. В процессе заточки мы возвращаем заданную форму режущей кромки или меняем её. 3. И придаем гладкость, окончательно удаляя заусенец.Чтобы вернуть нож в рабочее состояние, необходимо устранить возникшую деформацию и восстановить правильную форму клинка.
Чем точат ножи?
При заточке ножа мы используем аналогичный процесс – трение, однако на этот раз мы его контролируем. При бесконтрольной деформации стали нож тупится, при контролируемой — точится, вот и вся разница.
Заточить стальной клин можно любым абразивным инструментом, и в начале это были обломки камней и галька. Мы люди современные, поэтому будем использовать специально предназначенный точильный брусок.
Если вы используете дешевый камень для заточки хорошей стали, будьте готовы, что он быстро выработается и потеряет плоскую форму. Поэтому лучше сразу приобрести хороший точильный инструмент из керамики или образец с алмазным покрытием.
Для работы хватит трех видов абразива:
- Грубый – порядка 350 ед./см² или алмазный с маркировкой 160/125. Нужен для устранения сильной деформации и применяется редко.
- Мелкий – порядка 650 ед./см² или алмазный с маркировкой 100/800. Нужен для нормальной основной заточки ножа, который затупился в разумных пределах.
- Ультрамелкий – порядка 1150 ед./см² или алмазный с маркировкой 20/14. Пригодится для шлифовки и окончательной доводки, устранения заусениц.
Для постоянной работы требуются бруски двух последних типов, ибо доводить нож до состояния, при котором нужен грубый камень – это кощунство. Тем не менее, опытный мастер имеет все три типа.
Для удобства важны такие моменты:
- Длина бруска должна быть в 1.5 – 2 раза длиннее клинка.
- Ширина должна составлять 2.5 – 5 см.
- Высота должна быть такой, чтобы пальцы не касались стола.
- Брусок должен стоять прочно и не скользить по столу.
Перечисленные моменты очень важны для достижения правильной заточки, особенно на этапе обучения. Потом, когда вы «набьете руку», вы справитесь с задачей и в менее комфортных условиях, но на первых порах удобство играет важную роль.
Как наточить нож?
Мы подошли к самому главному. Заточка ножа заключается в том, что мы ставим его лезвие на точильный камень под определенным углом и проводим по нему всей режущей кромкой от пяты до кончика. Правильная заточка предполагает соблюдение трех условий:
- Угол наклона плоскости клинка к поверхности точильного камня остается строго неизменным (рисунок 2).
- Линия кромки в месте соприкосновения с бруском должна быть перпендикулярной по отношению к направлению движения (рисунок 3).
- Давление должно быть умеренным и равномерным, не надо «гладить» точило или снимать с него стружку.
- Рисунок 2
- Рисунок 3
Итак, мы ставим лезвие на камень перпендикулярно его длинной стороне, выставляем угол 15-20˚, и начинаем вести клинок по камню, постепенно сдвигая его от пяты к кончику. На повороте кромки ближе к её концу рукоятку надо слегка приподнимать над плоскостью камня и отводить назад, как бы отставая от кончика. Это позволит сохранять одинаковый угол наклона и перпендикулярность движения.
Когда проход вдоль всей кромки завершен, необходимо повторить его в обратном порядке, как при перемотке назад. Так будет легче держать правильный угол и в целом работа пойдет быстрее. Эти движения мы выполняем до тех пор, пока на противоположной стороне кромки не начнет появляться «заусеница».
«Заусеницу» можно увидеть или почувствовать кожей пальца, проводя им перпендикулярно острию. Когда кромка начнет царапаться по всей своей длине, заточку одной стороны следует прекратить и приступить к обработке противоположной стороны.
Нож переворачивают и начинают работу с другой его стороной. Постепенно наступит момент, когда, как и в прошлый раз, появится «заусеница». Значит, вторая сторона готова. Точнее, почти готова.
Далее мы берем более тонкий абразив и начинаем процесс с начала. Аналогично прошлому этапу добиваемся появления «заусеницы» сначала с одной, затем с другой стороны режущей кромки. На этом этапе она будет намного меньше и тоньше.
Наконец, лезвие доводится на самом мелком абразиве. Здесь необходимо аккуратно, как бы поглаживая отшлифовать режущие грани и убрать даже самые мелкие «заусеницы».
Положение клинка относительно заточного бруска: Когда ведете правильно (поз. 1), лезвие «тащится» по бруску плоскостью, а когда неправильно, то лезвие «пашет» по бруску своей режущей кромкой (поз. 3) или кромкой между лезвием и главным спуском клинка (поз. 2).На видео: один из вариантов заточки кухонного ножа на японском водном камне.
Заточка ножа. Несколько полезных советов
Чтобы максимально долго и эффективно пользоваться любимым ножом, следуйте этим принципам:
- Не работайте тупым инструментом, это опасно! Повышенное нажатие приводит к тому, что лезвие срывается и ранит руки.
- Не допускайте сильной деформации, иными словами, не ждите, пока нож затупится окончательно. Слегка тупой нож точить легко и приятно, тогда как запущенный требует мастерства и времени.
- Не точите ножи на электрическом круге. При такой скорости трения лезвие перегревается и теряет закалку.
- Используйте инструмент по назначению, и он прослужит вам дольше.
Подведем итог. Заточка ножа требует выполнения простых действий в правильной последовательности. Если набраться терпения, не спешить и делать все так, как здесь написано, вы обязательно добьетесь успеха.
P.S. Вопрос: Посмотрите на главную фотографию к статье. Как думаете, что делают люди, представленные на ней? Пишите в комментариях. Первый, кто правильно и наиболее подробно ответит на вопрос получит скидку 10% на алмазные бруски в ИМ Златоустовские ножи.
Точим ножи с помощью китайских абразивов на станке «Грань Универсал». Часть вторая. Искусственные и натуральные камни
Сегодня продолжим заточку уже на достаточно тонких камнях зернистостью 3000, 8000, 10000.Как это выяснилось уже в процессе, многие камни требуют выравнивания и доводки на порошке карбида кремния. Наконец-то у меня появилась такая возможность, проверим волшебный порошок в деле.
В результате использования камней, у меня получились действительно острые ножи. А вот насчет красоты поводов, рационального подбора абразивов и правильного использования станка мне нужно еще набивать руку.
Бланки с камнями я выбрал на основе предыдущего опыта.
У меня есть небольшой брусочек с искусственным рубином и натуральным агатом. Мне нравится, как он работает.
Обзор. mysku.ru/blog/aliexpress/28246.html
Еще у меня есть большой брусок из зеленого камня, называемого китайцами «изумруд». Без доводки поверхности он меня не впечатлил, но я понадеялся, что на бланке попадется более ровный камень.
В обзоре он фигурировал у меня под названием «зеленый агат». И зернистость была заявлена 10000 грит mysku.ru/blog/china-stores/59333.html
Мой продавец вообще не удосуживается указывать названия камней.
Поэтому, пришлось утащить картинку с похожего лота.
Вот так камни выглядят. У всех длина камня 150 мм, ширина 19.5 мм. Длина основания 159 мм, ширина 21.3 мм.
Брусок из искусственного рубина. Ровный, поверхность на первый взгляд кажется гладкой. Толщина 8.8 мм.
Сзади пластиковое основание без какой-либо маркировки. Зернистость у искусственного рубина всегда указывают в 3000 грит.
Далее таинственный зеленый камень. Толщина 10 мм.
Вот он действительно гладкий. Запросто отражает находящиеся рядом предметы.
Прикладываю камни друг к другу. Щели между ними нет, значит ровные.
Несколько фото поближе.
Все камни приклеены к основанию не совсем ровно. Местами торчат потеки клея. На работу это не влияет, но впечатление немного портит.
Основание.
Ну и наконец, белый агат.
Хоть это и самый «нежный» камень с заявленной зернистостью 10000 грит. Такое впечатление он не производит. Поверхность наощупь шершавая, грани с выщерблинами. Сам камень больше похож на кусок кварца.
Опять торчат потеки клея. В общем, этот брусок не вызывает доверия. Толщина хона 9.6 мм.
Основание у него стандартное.
Камни рассмотрели, давайте сразу проверим в деле.
Продолжим точить нож Brother 1609, заточкой которого алмазами мы занималась в прошлой части обзора.
Выставляю тот же самый угол.
Начинаю закручивать клинок в губках и осознаю, что попасть в «как это было в прошлый раз» мало реально даже по фото. Поэтому покрасил РК фломастером, чтобы было видно, где работает камень.
Оказалось, не зря беспокоился.
На другой стороне заточка вообще «пошла винтом».
Пришлось изменить градус наклона.
Но все равно, полностью я в подвод не попадал. Опыта работы со станками у меня практически нет. Не знаю, как стабильно прикручивать нож каждый раз одинаково.
В итоге, я удостоверился, что заточка везде вышла на РК, а на внешний вид подводов я решил махнуть рукой.
Рубиновым бруском я поначалу решил работать с водой. И это так себе получалось, она на нем особо не задерживалась и скатывалась. Вот так нож выглядит после рубинового бруска. После него подводы начинают зеркалить, но края камня оставляют царапины, нужно снимать фаски.
Местами видны следы от фломастера.
На подводах четко видно границу между старой алмазной заточкой, и результат работы рубина.
Мне нужно еще набивать руку в заточке кончиков. Получается заваленный.
Другая сторона.
Далее перехожу на зеленый камень. Работаю с маслом. Сначала мне казалось, что он вообще не снимает металл. Но потом, заметил, что подводы потихоньку заполировываются, и нож наощупь становится острее.
Фото не очень удачное получилось, на самом деле подводы уже приобрели некоторую зеркальность.
Фото поближе.
На грубоватый белый брусок я переходить опасаюсь. Сделаем перерыв.
Вот так выглядит рубиновый брусок после работы. Видна не совсем гладкая поверхность. К тому же рубин неслабо засалился и не отмывается водой с мылом. С моим старым рубиновым брусочком такой проблемы не было.
Проверю-ка я белый камень на чем-нибудь не особо нужном. Как раз в ящике с инструментом увидел старый нож от рубанка, на котором я испытывал какую-то полировальную пасту (или мелкую наждачку, я уже не помню).
Вот так у него выглядит поверхность спусков/подводов.
Повозюкал по камню минут 10. Следов от снятого металла не появилось.
На поверхности металла может появилась пара царапин, но заметного негативного эффекта нет. Можно попробовать и нож заточить/довести, только надо снять грубые фаски с камня.
У меня в хозяйстве есть два порошка карбида кремния – грубый F120 и очень тонкий F1200. Я решил выровнять поверхность у рубинового камня на грубом порошке и снять фаски. У зеленого поверхность итак отличная, ему только нужно снять фаски. Белый камень я решил обслужить по полной: снять фаски, выровнять на грубом порошке и довести на тонком.
Водные камни я уже много раз выравнивал на матированном зеркале. А вот с карбидом кремня ранее работать не доводилось. Немного страшно)))
Высыпаю на зеркало небольшое количество порошка.
Смачиваю водой.
И начинаю катать по нему рубиновый камень, выписывая фигуры в форме восьмерки. Порошка маловато, досыпаю еще. Я много читал про процесс выравнивания. Частицы карбида кремния довольно хрупкие, они быстро разрушаются, образуя суспензию. В основном приходится работать с ней.
Но сейчас я 10 мин катаю брусок на песке из карбида кремния и ничего не происходит, как будто это простой кварцевый песок. Поверхность совсем не стачивается. Решил попробовать снять фаски. Вообще-то правильно называется «снять радиус», так как нам нужны закругленные края, а не скосы с четкими гранями. Называю так для облегчения понимания. Радиус снимается следующим образом – берете камень за один край, а другим делаете покачивающие движения по поверхности стекла. Ну так вот. Минуты за 3 работы, углы бруска немного обточились и порошок карбида кремня измельчился, наконец начав образовывать суспензию. Попробовал снять фаски на остальных брусках. Там это получилось очень быстро, как будто грубым напильником по алюминию прошел.
Ладно, продолжаю работать с поверхностью камня.
Время от времени я добавлял немного свежего порошка, когда суспензия становилась слишком уж однородной.
В итоге, на обработку рубинового бруска я потратил часа два. Неожиданно долго.
Хорошо, что выравнивать его в следующий раз придется очень нескоро.
Затем я немного выровнял на грубом порошке белый агат.
Насыпал тонкий порошок на другой нематированный кусок зеркала. На нем подшлифовал фаски на всех трех брусках. И попробовал довести брусок из белого агата. Вот только результат вышел так себе, особой гладкости у камня не ощущается.
Ну все, фаски у белого агата сняты. Можно опробовать его на ноже. Вернемся к заточке Brother 1609.
К моему удивлению, белый агат после выравнивания стал грубоватым и заматировал спуски.
Вот так выглядят подводы в макро.
Пришлось после него опять полировать подводы зеленым камнем. На данный момент смысла от использования белого камня немного. Или нужно менять порядок использования камней на рубин-белый-зеленый.
Так, руку в работе со станком немного набил, теперь попробую заточить недорогой японский кухонный нож из этого обзора
Сам нож неплохой, но сталь у него простенькая нержавейка, на уровне 440A.
После многих правок кромка заовалилась и требует настоящей заточки.
Калибруем угломер.
Затем примагничиваем на площадку у крепления для абразива.
Так как абразивы у нас будут разной толщины, то используем нивелирующее кольцо.
Зажимаем алмазный хон между кольцом и кронштейном с подшипником.
Во время точного выставления угла пригодилась возможность подгонки с помощью резьбы на кольце.
Нож буду точить на 30 градусов. Тут клинок очень тонкий, и хоть спуски от обуха, на это поправку делать не будем.
Половинный угол получился в 15 градусов.
Сталь мягкая, подводы узкие. И хоть это и переточка, сразу начал с #240 алмазов.
Довольно быстро дошел до #1000.
Затем принялся за работу рубиновым бруском. В этот раз использовал масло.
После выравнивания брусок стал работать грубее, уже не создает зеркальную поверхность.
После этого я снял заусенец и немного полирнул поверхность зеленым камнем. На глаз это почти незаметно, поэтому фотографировать не стал.
Что радует, теперь рубиновый брусок не засаливается. Протер масло салфеткой и он как новый.
Вот он в сравнении со старым рубиновым брусочком.
Давайте заценим остроту ножей.
Brother 1609 задорно бреет предплечье.
И фигурно режет газету на весу.
Японца тоже газета не страшит.
Но его стихия кухня.
Отправлюсь жарить баклажаны. Кому доводилось их нарезать, знают, как беспомощно елозят по кожице тупые клинки.
И вообще не припомню ножа так срезающего прозрачную кожицу с томатов.
Нарезать на ломтики, уж подавно не проблема.
Обмакиваем ломтики баклажанов в яйцо, обжариваем. Мажем аджикой, сверху ломтик помидора, и майонез или брынза. Немного посыпаем красным перцем. Готово.
Давайте подводить итог.
По станку. Я думал достаточно приобрести такой станок и с заточкой не будет никаких хитростей. Но на самом деле нужно следить, чтобы всегда нож крепился в зажимах одинаково. А также отслеживать, чтобы при использовании абразивов разной толщины угол не сбивался. Кстати, метод с нивелирующим кольцом прекрасно работает. Одной проблемой меньше)))
В остальном, каких-то новых недостатков не выявлено.
Насчет абразивов. С белым агатом мне пока подружиться не удалось. Поэтому к покупке рекомендовать не могу. Рубин, как всегда, хорош. Сейчас грубоват, но меня такой вариант больше устраивает. Куплю, наверное, еще один такой камень и его доведу до тонкой работы. Зеленый агат тоже неплох, но работает очень медленно. Радует, что сразу попался ровный и гладкий.
Но грустно, что без порошка карбида кремния вы не раскроете потенциал камней. Они будут царапать подводы свои острыми гранями. Рубин может сильно засаливаться. А я как-то пробовал выравнивать рубин без порошка, просто на наждачке с водой. Убил целый день, результата ноль.
Еще одно неудобство – все хоны разной толщины, нужно не забывать про подгонку угла при смене абразива.
На этом все.
Спасибо за внимание.