|
Пишем мини-проект в школу. Практические советы.
Очень популярным заданием для детей в старшей школе является написание мини-проектов на заданную тему. Особенно много мини проектов представлено в школьной программе по природоведению, истории, английскому языку. И если дети старших классов уже имеют опыт и с легкостью справляются с такими заданиями, то пяти-шестиклассники, как правило, еще нуждаются помощи и подсказке родителей.
Итак, мини-проекты по своей сути делятся на несколько групп:
- Исследовательские. Дается задание не просто осветить главную тему, но и провести небольшие исследования, например научный эксперимент или исследование под микроскопом. И уже на основе личного опыта написать работу и отобразить полученные результаты.
- Информационные. В них ученики ограничиваются поиском и анализом информации, делают самостоятельные выводы. Самый распространенный тип заданий.
- Практические. Например прорастить дома фасоль и описать весь процесс или наблюдать за погодой, чтобы написать отчет о погоде этого месяца.
- Творческие. В работах такого типа исследовательская работа «разбавляется» творчеством. Проект может включать в себя моделирование ( самодельный музыкальный инструмент), изготовление древнего письма ( например, мы писали «Лист до Ярослава Мудрого від правителя іншої держави»), оформление стенгазеты на неделю английского языка и т.п.
Поделюсь нашим опытом в подготовке, сборе материала, написании и оформлении мини-проектов, которые получали высокие оценки в школе.
Как правило, четких требований к работе учителя не предъявляют — все-таки это школа, а не институт, но структура работы должна быть следующей: вступление, основная часть проекта, выводы.
Объем: до 10 страниц печатного текста. Очень приветствуются картинки, рисунки, графики, диаграммы. Если всё это будет в цветном исполнении, работа однозначно будет смотреться интереснее и выигрышнее.
Что касается оформления: отдельной страничкой оформляется титульный лист, далее оглавление, в конце обязателен список источников (не пишите «Список используемой литературы» — это уже неактуально, вряд ли вы будете так уж много материала брать из книг — ставьте ссылки на википедию, тематические сайты, научные работы, энциклопедии)
Не бойтесь проявить себя творчески, делайте яркие фотоподборки, коллажи, пишите интересные и малоизвестные факты, наклеивайте свои рисунки или зарисовки.
Настоятельно рекомендую пользоваться несколькими источниками и однозначно делать свои самостоятельные выводы — без этого хорошей оценки работа не заслужит. Как бы ни был велик соблазн распечатать готовый проект на совпадающую тему — не делайте этого. У учителя тоже есть компьютер и Google, со всеми выложенными в сети готовыми мини-проектами он прекрасно ознакомлен, к тому же велик риск проектов-близнецов, за которые оба ученика автоматически получат низкую оценку.
Первую работу мы делали с ребенком вместе — я показала, как должна выглядеть структура работы, мы находили нужный материал, копировали и собирали его в одном документе (для удобства и легкости советую Word- очень удобно форматировать текст, менять шрифты, добавлять таблички, вставлять картинки). Дальше нужно постараться весь имеющийся материал разбить на пункты. Например, в качестве вступления — история появления предмета обсуждения, дальше по пунктам его качества и полезность, применение, положительные и отрицательные стороны, в выводах — свое мнение и отношение к исследуемому вопросу.
Не стоит писать громоздких отчетов: материал должен быть прост и лаконичен, а главное — понятен ребенку. Не злоупотребляйте терминологией, сложными формулами, латинскими названиями. Ваша задача, подать материал так, чтобы прочитав текст, ребенок смог пересказать его своими словами, а значит и защитить на отлично!
Будьте готовы, что несколько первых мини-проектов вы будете готовить совместно — этим самым вы заложите у ребенка фундамент, как грамотно и последовательно подходить к работе. А по проторенной дороге гораздо легче двигаться — последующие проекты будут даваться гораздо легче, и не станут вызывать стольких вопросов. С компьютером у детей проблем сейчас нет — они отлично знают, что и как скомпоновать,как сделать презентацию, составить диаграмму или таблицу, главное: научить их работать с источниками, привить навыки анализа материала и показать, что смысл, не скопировать из интернета, а обобщить и сделать свои личные выводы!
Всем легкой и продуктивной учебы!
Метки: чтение, мини-проект.
Читать также:
Алгоритм оформления учащимися мини-проекта
Алгоритм оформления учащимися мини-проекта
Тема _________________
Проблема проекта | «Почему? » | Актуальность проблемы — мотивация |
Цель проекта | «Зачем?» (мы делаем проект) | Целепологание |
Задачи проекта | «Что?» (для этого мы делаем) | Постановка задач |
Методы и способы | «Как?» (мы это можем делать) | Выбор способов и методов — планирование работы |
Результат | «Что получится?» (как решена проблема) | Ожидаемый результат |
Результаты проектной деятельности могут быть представлены в виде:
Письменной работы: эссе, реферат, синквейн, аналитические материалы,
обзорные материалы, отчёты, стендовый доклад и др.;
Художественной творческой работы: прозаическое или стихотворное произведение, компьютерная анимация и др.;
Макета, иного конструкторского изделия;
Отчётных материалов: мультимедийные продукты.
Критерии успешности работы над проектом:
Достигнут конечный результат.
Создана активная команда участников проекта, способная продолжать работу в будущем.
Результат проекта может быть использован другими коллективами
Получено удовольствие от своей деятельности.
——————————————————————————————————————
Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Правила составления синквейна:
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка — фраза из четырёх или нескольких слов, выражающая отношение к теме; 5 строка – одно или несколько слово выражающее суть темы; своего рода резюме (ассоциация, эмоциональное отношение к теме).
Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные.
Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Примеры синквейнов:
Цитология
изучающая, клеточное
исследует, устанавливает, диагностирует
раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение,
клеточная биология
Анатомия
древнейшая, научная
рассматривает, изучает, исследует
наука о форме и строении отдельных органов, систем и организма в целом
группа научных отраслей
Жизнь
живая, протекающая
размножаться, развиваться, существовать
способ бытия сущностей
наследственная болезнь со смертельным исходом, передаваемая половым путём
Морфология
научная, комплексная
изучает, исследует
форму и строение животных и растительных организмов
комплекс научных отраслей
Организм
живой, действующий
состоит, обладает, отличается
тело с органами
отдельная особь
Цветок
видоизменённый, укороченный
привлекает опыляется развивается
орган семенного размножения цветковых
спороносный побег
Цитоплазма
водянистая, изменяющаяся
движется, растет, воспроизводится
внутренняя среда живой или умершей клетки
содержимое
Мутация
Случайная, стойкая.
Изменяет, проявляется, наследуется.
Не было бы счастья, да несчастье помогло!
Эволюция.
Митоз
Четырёхстадийный, самый распространённый,
Обеспечивает, воспроизводит, поддерживает,
Митоз- лежит в основе роста и вегетативного размножения,
Деление
Презентация «Мини-проекты на уроках в основной и старшей школе: алгоритм создания»
Мини-проекты на уроках в основной и старшей школе: алгоритм создания
Лесонен Татьяна Александровна, учитель географии ГБОУ Школа 1516
Основное отличие нового ФГОС ООО заключается в изменение результатов , которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные ).
Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия.
Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход.
Одним из методов (наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
Мини-проект
Проект – это особый вид познавательной деятельности учащихся, характеризующийся следующими признаками:
- наличие социально значимой задачи,
- планирование действий по разрешению проблемы,
- поиск информации, которая затем будет обработана и осмыслена учащимися,
- оформление “продукта”, представляющего результаты этой деятельности,
- презентация “продукта” и его социальной значимости.
Мини-проект – проект, реализующийся в короткие сроки (1-2 урока)
Характеристика мини-проекта
- Тип проекта: практико-ориентированный, творческий, информационный
- Количество участников
- Возраст
- Консультант
- Цель
- Задача
- Планируемые результаты: реальный готовый продукт; формирование УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные)
Виды мини-проектов
Кроссворд
Технологическая карта — это документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий технологический процесс .
Технологическая карта (ТК) должна отвечать на вопросы:
Какие операции необходимо выполнять
В какой последовательности выполняются операции
Сколько уходит времени на выполнение каждой операции
Результат выполнения каждой операции
Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.
Технологическая карта
1.Изучить материалы учебного текста по заданной теме
2.Составить список (не менее …) ключевых терминов изучаемого материала (имена существительные в именительном падеже ед. числа)
3.Составить вопросы к терминам
4.Начертить рисунок сетки кроссворда
5.Пронумеровать рисунок сетки
(по горизонтали и вертикали)
6.Оформить текст вопросов и ответов
8. Проверить тексты на соответствие нумерации и орфографию
9.Оформить кроссворд
Требования к оформлению
1 лист – титульный (фамилия автора
название данного кроссворда)
2 лист – сетка кроссворда (без ответов)
3 лист – вопросы
4 лист – ответы и используемые источники
Тест
Технологическая карта
1.Изучить материалы учебного текста по заданной теме
2.Ознакомиться с типами и видами тестов
3.Составить не менее 7 заданий, используя все представленные типы и виды
4. Задания должны быть сформулированы не в форме вопроса, а в форме утверждения грамотно, коротко, четко, ясно, без повторов, малопонятных слов и символов, без использования отрицательных частиц.
Технологическая карта
1.
1 . Тестовое задание должно быть сформулировано кратко, желательно без использования сложноподчиненных предложений, лишних причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.
2. Задание должно быть сформулировано без повторов, двойного отрицания (не – не), а лучше и вовсе избегать отрицания.
3. Не стоит писать в вопросе слова типа: «сформулируйте», «укажите», «сообщите», если это и так предполагается самим вопросом.
Тестовые задания открытого типа
Дополнение
Свободное изложение
Тестовые задания закрытого типа
Восстановление последовательности
Альтернативные ответы
Восстановление соответствия
Выбор одного ответа (один из четырех)
Выбор нескольких ответов (три из шести или два из пяти)
Газета, плакат
Технологическая карта
1. Изучить материалы учебного текста по заданной теме
2. Структурировать материал
3. Подобрать (иметь при себе) иллюстративный материал
4. Распределить роли в команде
5. Учитывая критерии оценивания оформить газету
6. Презентовать работу одноклассникам. Время презентации 5 минут
Газета, плакат
Информационный проект «Отраслевая газета» по теме «Металлургический комплекс России. Цветная металлургия»
Цель работы : сформировать представление о цветной металлургии, как одной из отраслей экономики России
Планируемые результаты: уметь работать с различными источниками информации, устанавливать закономерности в размещении предприятий цветной металлургии, выявлять главные районы размещения предприятий отрасли и наносить их на контурную карту
Работа группы :
Ознакомление с информационными материалами
Распределение обязанностей и составление плана создания отраслевой газеты
Оформление проектной работы
Защита проектной работы
Газета, плакат
При оценивании проектной работы будут учитываться:
Содержание
Обязательно наличие следующих пунктов:
Выпускаемая продукция (выбрать фотографии
из банка данных)
Объемы производства (место России в мире)
Факторы размещения
География отрасли (обозначение на карте
основных районов и центров производства)
Влияние отрасли на окружающую среду
Перспективы развития отрасли
Дополнительная информация
Оформление
Наличие названия отраслевой газеты
Дизайн (единый стиль оформления)
Наличие рисунков, графиков, диаграмм, карт, текста
Указание фамилий редакционной группы
Презентация проекта (время презентации – 5 минут)
Газета, плакат
Эмблема
Технологическая карта
1. Изучить материалы учебного текста по заданной теме
2. Выделить характерные черты изучаемого объекта
3. Распределить роли в команде
5. Отобразить характерные черты объекта в рисунке (эмблеме)
6. Презентовать работу одноклассникам. Время презентации 3 минуты
Технологическая карта
1. Изучите материалы параграфа и дополнительные материалы
2. Выделите характерные черты исследуемого объекта
3. Обсудите
Презентация
Технологическая карта
1. Используя Интернет-ресурсы найдите необходимую информацию по заданной теме
2. Оформите слайд по предоставленному вам шаблону
3. Сохраните работу в общей папке
Прием «Сборка» ранние версии Microsoft PowerPoint
1
2
3
4
7
5
6
Прием «Сборка»
поздние версии Microsoft PowerPoint
1
2
Мастер-класс «Мини-проекты на уроках русского языка»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
г. Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа № 49»
(МБОУ СОШ №49 г.Шахты)
346535, ул.Кошевого, 17а, г.Шахты, Ростовская область, тел./факс 28-19-50 [email protected]
Мастер-класс по русскому языку «Мини-проекты на уроках русского языка»
Петрова Наталья Васильевна.
При подготовке к ОГЭ, ЕГЭ возникает необходимость обобщения и систематизации значительного объема теоретического материала. Как процесс повторения учебного материала из скучного и однотипного превратить в интересный и высокоэффективный? Современные педтехнологии представляют значительный перечень методов и приемов. Я хочу обратить внимание на метод мини-проектов. Несмотря на то, что мини-проект не требует больших затрат времени, этот метод доказал свою эффективность в формировании у школьников умений самостоятельно ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. В процессе работы школьники обучаются умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими, станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС. Выделяются следующие типы проектов: 1.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
2.ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
3. РОЛЕВО-ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ
4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ
5. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ
Изменения затронувшие тестовую часть ОГЭ по русскому языку ставят перед учителем задачу максимальной оптимизации использования теоретического материала из раздела «Орфография». Орфографический анализ слова требует знания видов орфограмм, выделения среди других, условий написания. Практико-ориентированные проекты способны справиться с поставленной задачей. Практический и теоретический материал берется с сайтов «Решу ОГЭ» (rus-oge.sdamgia.ru), Рустьюторс, сайт Захарьиной.Я представляю мастер-класс по повторению орфограммы «О – А в корнях с чередованием». Учитывая, что написание данных корней зависит от ударения, значения слова, сочетания согласных, суффикса класс делится на четыре группы. С целью оптимизации учебного процесса учащиеся, входя в класс, берут жетоны. Их можно оформить в виде листочков (клен, дуб, береза, рябина), снежинок, просто карточки с цифрами 1,2,3,4, написанными на обороте. Следует избегать разноцветных жетонов. В соответствии с жетоном формируются группы.
После приветствия на этапе активизации знаний учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу (раздаточный материал) с последующей самооценкой по шаблону (написан на отвороте доски)
Активизация познавательной деятельности
Орфографический анализ
Вставьте буквы. С каким видом орфограммы вы работаете.
1) К..САТЕЛЬНАЯ (касательная)
2) ЗАГ..РЕТЬ (загореть)
3) ВЫМ..КНУТЬ (вымокнуть)
4) УР..ВНЕНИЕ (уравнение)
5) Р..СТИТЕЛЬНОСТЬ (растительность)
6) ПРЕДЛ..ЖИТЬ (предложить)
7) З..РНИЦА (зарница)
8) ПЛ..ВАТЬ (плавать)
9) ТВ..РИТЬ (творить)
10) ПОКЛ..НИТЬСЯ (поклониться)
Учащимся предлагается определить вид орфограммы и заполнить ИНСЕРТ, в соответствии с которым будут поставлены цели мини-проекта.(Определить условия написания О-А в корнях с чередованием)
Инсерт
+ Знаю и умею применять | ….. |
? сомневаюсь, не уверен в своих силах | ….. |
— не знаю, хочу узнать | …. |
Учащимся предлагается сделать записи в тетради. На данный этап отводится 5-7 минут.
Работа над мини-проектом.
Учитывая, что материал по сложности равнозначный, темы мини- проектов раздаются учителем произвольно, в виде жеребьевки. Используя теоретический материал с сайта «Решу ОГЭ», на котором зарегистрированы учащиеся, школьники приступают к выполнению проекта: распределяют обязанности, заполняют паспорт проекта, самостоятельно находят, изучают и обсуждают информацию, готовя словарную работу. Паспорт проекта дан в виде шаблона, который заполняют учащиеся. Данный этап занимает 10 минут.
Паспорт проекта
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Первый этап: «погружение в проект». | |
Формулировка проблемы, целей, задач. Активизация учащихся. | Выбор темы, осмысливание целей и задач. |
Второй этап: организация деятельности. | |
Организация учащихся, распределение ролей, определение последовательности выполнения этапов работы. | Формирование групп, планирование работы, распределение обязанностей, определение конкретных задач для каждого участника группы. |
Третий этап: осуществление деятельности | |
Консультирование, контроль, помощь учащимся. | Активная самостоятельная деятельность: поиск информации, обмен мнениями. Запись чернового варианта, составление произведения собственного сочинения, оформление работы для презентации. |
Четвертый этап: презентация работ. | |
Обобщение результатов, резюмирование. | Демонстрация проектов и практических работ перед одноклассниками. |
Пятый этап: подведение итогов. | |
Подведение итогов обучения, оценка деятельности, объявление отметок | Активное слушание. Обмен мнениями. |
Представление проекта.
Представление проекта и его защита проходит в форме изложения правила, акцентирования внимания на условиях написания гласной, иллюстрация слов-исключений. По ходу представления проекта учащиеся класса делают записи в тетрадях. Составленная практическая работа используется на последующих уроках.
Оценивание проекта
Каждый учитель вправе разработать с учащимися свою систему оценивания проекта. Однако в основу должны быть положены основные принципы педагогики.
Оценивание мини-проекта
1 | 2 | 3 | 4 | |
научность | ||||
системность | ||||
доступность | ||||
наглядность | ||||
сознательность и активность |
Последний пункт оценивается внутри группы.
Таким образом, учащиеся на уроке получат оценки, систематизируют учебный материал, приобретают навык самостоятельной работы с информацией. Прием мини-проектов можно применять не только на урока, но и на элективных курсах.
Статья «Мини-проекты на уроках»
Мини-проекты на уроках
Как повысить эффективность уроков в начальной школе? Как помочь школьникам учиться самостоятельно? Лев Толстой писал: «Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Когда на уроке школьники работают над мини-проектами, они учатся творить.
Основная цель мини — проектов – это предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Данный вид проектов реализуются на одном уроке не более 30 минут. Принцип обучения сводится не к пяти «П», а к трем основным и в несколько ином порядке:
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДУКТ
(подготовка) (реализация) (проверка)
Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации. Такой подход к распределению ролей учителя и ученика на уроке отвечает требованиям современности, так как мобилизует учащихся, позволяет каждому самостоятельно получать знания, выбирать тему (раздел, главу, параграф, правило) для мини-проекта, работать в группе, общаться, распределять доли участия всех членов группы, трудиться творчески, представлять результаты своей деятельности одноклассникам.
Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий:
Необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей.
Проблема мини-проекта должна быть в области познавательных интересов ребёнка, в зоне ближайшего развития.
«Не навязывать» информацию, а направить их самостоятельный поиск.
Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми:
— поделки
— рисунки
— макеты и т.д.
Существуют следующие формы продуктов проектной деятельности:
сравнительно-сопоставительный анализ
атлас, карта, учебное пособие
газета, журнал, справочник
выставка поделок, рисунков
модель,
коллекция
игра
Виды презентаций мини – проектов могут быть разнообразными:
— деловая игра
— демонстрация продукта
— инсценировка-диалог
литературных героев
— игра с классом
— доклад
— реклама
— ролевая игра
— спектакль
— соревнование
Приведу примеры мини-проектов на уроках в начальной школе из собственной педагогической практики:
В первом классе свою работу начала с небольших проектов на уроках. На уроках по обучению грамоте дети готовили алфавит в картинках «Зоологический алфавит, фруктовый, алфавит игрушек и т.д.
На уроках русского языка реализовывался мини-проект «Многозначные слова», где дети рассматривали в группах многозначность слов, например, слово «Знак» и составляли вот такую «ромашку».
В четвертом классе для запоминания падежей изготовили плакаты, схемы, памятки.
На уроках по литературному чтению сочиняли загадки, разобрав ее строение, например,
Когда бывает, что белые мухи летают? (Зимой)
Округлый, прыгучий и пестрый,
Играть с ним любит и ребенок и взрослый. (Мяч)
Мини-проект «Сказки»: сочиняли сказки, используя прием олицетворения. Например, сказка о красной сумке.
По математике реализовывали мини-проект по теме «Объемные геометрические фигуры», продуктом которого стала выставка поделок.
По программе «Планета знаний» каждая тема завершается проектом по всем учебным предметам. Например, тему «Природа в жизни человека» завершает проект «Растения».
Организовать в начальной школе такой сложный вид деятельности, как выполнение мини-проекта задача не простая, требующая от учителя сил, значительного времени, энтузиазма. Но грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдывать эти затраты и даёт ощутимый педагогический эффект, связанный с личностным развитием ребёнка.
В чём же заключаются несомненные плюсы мини – проектов?
Создают ситуацию успеха.
Ориентируют на быстрый практический результат.
Учат эффективно распределять время и экономно его использовать.
Учат быстро ориентироваться в ситуации.
Помогают строить новые отношения в сотрудничестве.
Способствуют проявлению организаторских способностей.
Являются здоровьесберегающей технологией.
Осуществляется преемственность. Дети готовы для выполнения более сложных и долгосрочных проектов в среднем звене.
Приведу примеры
Таким образом, в ходе проектной деятельности обучающиеся учатся решать жизненные задачи, формируя УУД и личностные результаты. Как говорил американский педагог, психолог, математик Сеймур Пейспурт: «Все люди одинаково успешно могут овладеть необходимыми областями знаний. Дело не в способностях, а в организации процесса обучения»
Создание мини-проекта на уроке информатики (из опыта работы)
Наш век – это век роста информационных технологий. Одним из условий построения инновационного образования на сегодняшний день оказывается задача подготовки образованной творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию, умеющей не только получать знания и использовать их в жизни, но и добывать знания самостоятельно, ориентируясь в современном информационном пространстве.
Двадцать лет я работаю в школе учителем
информатики и уже второй год еще и учителем
технологии. Предмет технология в школе выбран
основной площадкой для обучения с помощью метода
проектов. Во всех классах по данному предмету
предусмотрены часы на реализацию творческого
проекта. Поэтому эта тема сразу же меня
заинтересовала.
Выполняя проекты, школьники:
- осваивают составление плана деятельности.
- учатся самостоятельно искать и анализировать информацию.
- приобретают новые знания и умения.
Но проект это не только выполнение практической работы, это грамотно оформленная пояснительная записка о ходе выполнения работы, предоставление наглядного материала (презентации) на защите проекта. А для этого необходимо уметь правильно работать с такими программами как Microsoft Word, Microsoft PowerPoint. Следовательно, здесь должна быть установлена связь между технологией и информатикой. Но сделать это когда технология начинается с 5 класса, а информатика и ИКТ с 8 класса не так, то просто. Поэтому в 5-7 классах я провожу для желающих консультации по теме «Проектная деятельность».
С 8 класса в нашей школе информатика преподается так:
8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
1 час в неделю, | 2 часа в неделю | 1 час в неделю, | 2 часа в неделю |
В программе «Информатика и ИКТ» не выделены
часы на выполнение проекта, но в конце каждого
изученного раздела проводится итоговая работа
по пройденному материалу. Вот на этих уроках
можно использовать метод проектов для
закрепления пройденного материала и расширения
знаний по теме. Учащиеся на этих уроках могут
углублять свои знания, изучая, то что не
предусмотрено программой или что затрагивалось
не так, как хотелось бы.
В этих условиях я предлагаю учащимся выполнить 2-3
мини-проекта – это работы небольшие по объему.
Учащиеся постепенно осваивают этапы
проектирования. При такой работе не теряется
интерес к работе над проектом, виден результат,
пополняется банк проектов.
Преимущества мини-проектов:
- обучение учащихся проходит в большей степени на исследовательском, творческом уровне;
- учащиеся постепенно осваивают и закрепляют элементы проектной деятельности;
- выбор учащимся из нескольких уже частично проработанных тем наиболее интересной и социально значимой и ее доработка;
- жесткие временные рамки выполнения, что предполагает большую (по сравнению с долгосрочными проектами) самостоятельность и активность учеников;
Недостатки:
- проект требует от учителя развернутой подготовки: необходимо продумать структуру проекта, сценарий его выполнения, предполагаемые результаты.
- большая загруженность учащихся во внеурочное время (для уменьшения нагрузки, выполняются индивидуальные и групповые мини-проекты).
Примеры мини-проектов для 10 класса:
Раздел программы |
Название проекта | Компоненты проектирования |
Конечный результат |
Примечание |
Текстовый редактор Microsoft Word | «Разработка заданий зачетной работы в текстовом редакторе Word.» | Постановка задачи, исследование (анализ приложения, самостоятельное изучение работы с разделами текста), составление плана выполнения практического задания. Оформление практического задания. Самооценка устно при защите проекта. | Пополнение банка проектов для проведения зачетной работы по теме. Обмен заданиями. Проведение зачета. | Групповой проект. Документация к заданию разрабатывается одна на группу и практическая работа тоже одна (каждый участник группы придумывает одно задание и описывает его). Пример задания Приложение 1 Пример выполненной работы Приложение 2. Можно немного упростить задание. Для этого уч-ся получают Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8, Приложение 9, Приложение 10, Приложение 11 |
Электронные таблицы Microsoft Excel | «Кроссворд с проверкой» | Потребности и проблемы, постановка задачи, исследование потребностей учителя, материалов. Разработка требований. Составление плана изготовления. Выполнение. Самооценка. Защита проекта. | Конкурс кроссвордов | Индивидуальный проект Пример кроссворда Приложение 3 Защита проекта, презентация Приложение 4, Приложение 12 |
Изучение программы Microsoft Publisher | «Газета по информатике» | Потребности и проблемы, постановка задачи, поиск интересных заданий, исследование мнения учащихся. Первоначальные идеи, выбор лучшей, проработка выбранной идеи. Моделирование. Самооценка. Защита. | Выставка газет | Групповой проект. Дизайн-папка
разрабатывается одна. Заданий в газете столько,
сколько человек в группе. Они должны иметь
стилевое единство. Пример газеты Приложение 5 |