Самолеты с самой необычной формой (10 фото) » Триникси
Далеко не все самолеты выглядят так, какими мы привыкли их себе представлять. История развития самолетостроения знает немало примеров, имеющих совершенно необычную форму. Подобные необычные примеры собраны внутри этого поста.Монстр
Одно описание возможностей, которыми одарили конструкторы свое чудовищное детище, впечатляет: вертикальный взлет и посадка, амфибия, экранолет… ВВА-14 советско-итальянского конструктора Роберта Бартини поднялся в воздух в 1972 году и должен был обладать также весьма внушительной грузоподъемностью. Увы, проект оказался чересчур амбициозным: лишь один из двух произведенных экземпляров сохранился до сих пор и тихо доживает свой век в авиационном музее в подмосковном Монино.
Китообразный
А вот Aero Spacelines Super Guppy ни крошечным, ни дешевым не назовешь. Этот транспортный самолет, созданный на базе Boeing C-97, способен поднять до 25 тонн и перенести их на расстояние более 3000 км. Выпущенный в количестве всего пяти экземпляров, он предназначен для перевозки негабаритных грузов, причем один из них продолжает оставаться в эксплуатации по сей день − он позволяет доставлять крупногабаритные элементы МКС с заводов на космодром во Флориде.
Пустой
По большому счету, аппарат M2-F1 стоит назвать просто планером странной конструкции: у него не было не только крыльев, но и двигателя. Этот легкий и крошечный аппарат был создан в начале 1960-х для тестирования технологий, связанных с аэродинамикой компоновки «несущий корпус». Аппарат просто цеплялся тросом за полноценный самолет − и несся вслед за ним. В отличие от других наших героев, он обошелся разработчикам буквально в копейки − всего в 30 тыс. долларов.
Кривокрыл
Косым крыло экспериментального самолета Ames-Dryden-1 становилось лишь временно: в 1979-1982 годах этот странный аппарат создавался в NASA для исследования возможностей и перспектив компоновки «поворотной асимметрично изменяемой стреловидности крыла». Определенные аэродинамические преимущества у такой схемы, действительно, нашлись, но недостатки, видимо, их перевесили, и проект был закрыт. Кстати, в работе над AD-1 участвовал знаменитый конструктор Бёрт Рутан, разработчик современных стратосферных аппаратов SpaceShipOne и SpaceShipTwo.
Круглый жук
Экспериментальный французский Snecma Coleoptere (C-450) − еще один представитель насекомых: название его означает просто «жук». Одноместный аппарат с турбореактивным двигателем создавался в конце 1950-х и должен был вмещать одного летчика, подниматься и садиться вертикально. К сожалению, это все, на что «жук» оказался способен − полет его оказался настолько нестабилен, что никакого смысла продолжать работу в этом направлении не было.
Лосось
Старую проблему вертикального взлета и посадки разработчики Lockheed XFV решили радикально: экспериментальный турбовинтовой истребитель переходил в горизонтальное положение только в воздухе, а на палубе (планировалось, что самолет будет базироваться на неавианесущих кораблях) оставался стоять на своем мощном хвосте. Недаром он получил прозвище «Лосось». Несмотря на первоначально успешные испытания, программа была свернута в 1954 году.
Бомбочка
Реактивный истребитель McDonnell XF-85 Goblin, разрабатывавшийся в США в конце 1940-х, должен был не только перемещаться, но и базироваться в воздухе, на борту тяжелого бомбардировщика Convair B-36. Прототип стал едва ли не самым маленьким истребителем в истории − и, увы, в серию не пошел, а у летчиков заслужил обидное прозвище «Летающее яйцо».
Стрекоза
Оригинальная конструкция, по замыслу британских инженеров, могла позволить уменьшить размах крыльев, увеличив их число. Однако прототип палубного бомбардировщика M.39B Libellula, названный в честь рода стрекоз, известных асов полета, должных способностей не продемонстрировал. От идеи четырехкрылого аппарата пришлось отказаться.
Блинчик
Экспериментальный истребитель вертикального взлета и посадки Vought V-173 создавался по заказу американского ВМФ в годы Второй мировой. Планировалось, что такие самолеты могут придать эффективно действующее авиакрыло морским конвоям, которые не было возможности прикрыть полноценными авианосцами. Впрочем, разработка столкнулась с такими трудностями, что война закончилась раньше, чем такой аппарат был доведен до ума.
Несимметричный
Разведывательный самолет Blohm & Voss BV 141, разработанный в Третьем Рейхе, был произведен в количестве нескольких десятков экземпляров и получил смешанные отзывы пилотов и конструкторов. В гондоле справа размещался экипаж, а смещенное влево хвостовое оперение давало стрелку-пулеметчику лучший обзор.
Отсюда
Самые необычные самолёты в истории авиации (28 фото)
McDonnell Douglas X-36, бесхвостый истребитель
Монстр Каспийского моря, «Каспийский монстр» — Экспериментальный экраноплан, который был разработан Ростиславом Алексеевым в 1966 году.
«Каспийский монстр»
De Lackner HZ-1 – Устройство, позволяющее проводить разведывательные операции.
De Lackner HZ-1
Stipa-Caproni — Фюзеляж экспериментального итальянского самолёта выполнен в виде бочки (1932 год).
Stipa-Caproni
Blohm & Voss BV 141
– Самолёт, который должен был использоваться немецкими разведчиками во время II мировой войны. Отличается асимметричным дизайном.Blohm & Voss BV 141
«Libellula»— Благодаря двойным крыльям и двум двигателям, у пилота был хороший обзор, что позволяло совершать успешные посадки на авианосцы. 1945 год.
«Libellula»
North American XF-82 – Самолёт сопровождения, состоит из двух соединённых P-51 «Mustang». 1946 год.
North American XF-82
Northrop XB-35 — Военная разработка бомбардировщика предназначалась Военно-воздушным силам США.
Northrop XB-35
Martin XB-51 – Штурмовой самолёт США, оборудованный 3 двигателями. Отличается нетрадиционным дизайном: оба двигателя расположены под носом самолёта, третий – в хвостовой части.
Martin XB-51
Lockheed XFV «The Salmon» — Экспериментальная разработка, возможен взлёт «с хвоста».
Lockheed XFV «The Salmon»
Avro Canada VZ-9 «Avrocar» — Самолёт выполнен в форме диска, может совершать вертикальный взлёт. Засекреченный проект США.
Avro Canada VZ-9 «Avrocar»
HL-10 – Строительство было завершено благодаря проекту «Lifting Body Research Program» под руководством NASA.
HL-10
Douglas XB-42 «Mixmaster» —Проект бомбардировщика создан в 1944 году. Самолёт способен летать на очень больших скоростях.
Douglas XB-42 «Mixmaster»
Dornier Do 31 – Экспериментальный транспортник, возможен вертикальный взлёт.
Dornier Do 31
«Aerodyne» Александра Липпиша – На самолёте распложены два соосных внутренних пропеллера. Отсутствуют крылья.
«Aerodyne»
McDonnell XF-85 «Goblin» — Один из прототипов военного самолёта. Согласно замыслу инженеров, запуск должен был происходить из люка Convair B-36.
McDonnell XF-85 «Goblin»
Vought V-173 — Военный самолёт, предназначавшийся для ВМС Америки.
Vought V-173
Hyper III – Самолёт с возможностью дистанционного управления. Разработан NASA.
Hyper III
VVA-14 – Самолёт-амфибия.
VVA-14
Snecma C-450 – Проект французских инженеров. Отличительная особенность – возможность вертикального взлёта и приземления. 1958 год.
Snecma C-450
Ames-Dryden (AD)-1 – На основе этого самолёта происходило изучение принципов изменяемого крыла.
Ames-Dryden (AD)-1
B377PG – воздушное средство для транспортировки грузов.
B377PG
X-29 – Применяется крыло обратной стреловидности.
X-29
Douglas X-3 «Stiletto» — Использовался для испытания новой конструкции, чтобы преодолевать скорость звука. 1953-1956.
Douglas X-3 «Stiletto»
Be-200 – Самолёт с большим функционалом.
Be-200
Proteus – Есть двойное крыло и два двигателя. Спроектирован в Scaled Composites.
Proteus
Caproni Ca.60 Noviplano – Девятикрылая летающая лодка. Прототип лайнера, который должен был совершать перелёты через Атлантику со 100 пассажирами на борту. Оборудован 8 двигателями. Понтоны по краям придавали устойчивость. Первый полёт завершился неудачно, самолёт взлетел, но всего через 18 метров после этого потерпел крушение.
Caproni Ca.60 Noviplano
A300-600ST («Белуга») — Авиалайнер, отличающийся широким фюзеляжем. Предназначен для транспортировки больших грузов.
«Белуга»
Самые необычные и непривычные самолеты мира
Все мы давно уже привыкли к самолетам. К их внешнему виду. Независимо от того, гражданский это самолет, или военный. И мы знаем, что у любого самолета есть два крыла, фюзеляж, киль (хвост) и один или несколько двигателей.
Но, поверьте, так было не всегда. И на заре становления авиации, и во время мировых войн, да и в наши дни появляются аппараты поражающие своим необычным видом.
Опуская время развития самолетостроения в Первую мировую войну, обратимся к 30-м годам прошлого века.
Две страны, Германия и СССР усиленно готовились к войне. На военные нужды не жалели ни денег ни ресурсов. И не удивительно что именно в этих странах появлялись самые необычные проекты в авиации. Талантливым конструкторам удавалось воплотить в реальность самые необычные проекты.
Конструкторами не только СССР и Германии, но и других авиационных держав, опробовались самые необычные схемы самолетов. В основном это были так называемые «бесхвостки», летающие крылья, лишенные вертикального киля. И если такие проекты в СССР не получали дальнейшего развития, то в Германии «бесхвостки» разрабатывались весьма активно. Они получали новые, уже реактивные двигатели и были очень перспективны. Но, история, как всегда, расставила все на свои места. Слабеющая под ударами союзников машина немецкой промышленности, уже не могла обеспечивать фронт даже отлаженными серийными машинами, не говоря уже про экспериментальные «сырые» самолеты.
Вообще, в СССР, как и в Германии, во время усиленной милитаризации режимов, появились целые плеяды талантливых конструкторов, инженеров, проектировщиков. Две страны, как магнитом притягивали перспективных «технарей» своими безграничными возможностями. Бывало, что даже самый безумный и фантастический проект получал свою реализацию в реальной машине за очень короткое время.
В СССР в 20-30-х годах конструктора предлагали и воплощали в жизнь самые необычные проекты. Причем это могли быть как маститые, известные люди, так и молодые, только что из института, но перспективные конструкторы.
К сожалению, локальные военные конфликты, а позднее и начавшаяся Вторая мировая война не дали возможности для развития экспериментальной авиации. Промышленность была переведена на массовое производство серийных самолетов. Стране было не до изысков и опытов.
В Германии ситуация обстояла несколько другим образом. Безумные идеи вождя о мировом лидерстве, а позднее осознание неминуемого краха 3 Рейха, позволяли продвигать самые смелые и неординарные военные проекты.
Надо отдать должное немецким конструкторам, не все эти проекты были мертворожденными. Многие новшества впервые примененные на самолетах люфтваффе, позднее стали нормой в авиации
Многие проекты впервые разработанные в Германии, позднее использовались в самолетостроении СССР и США, которым досталась вся документация и опытные образцы побежденной Германии. На их основе велись дальнейшие исследования и разработки в области авиастроения.
В 35-37 году, в СССР, в ОКБ-16 была разработана уникальная и очень необычная машина – ДБ-ЛК. Инженер Виктор Беляев, профессор, ведущий группы прочности в ЦАГИ, с группой талантливых инженеров создал самолет необычной конструкции. Про эту машину, советский конструктор и истории авиастроения в СССР В.Б. Шавров писал, что она совершенно оригинальна, и не может считаться ни летающим крылом, ни бесхвосткой.
В Германии, самым необычным проектом, пожалуй можно назвать разведчик фирмы Blohm und Voss
Продолжая тему необычных самолетов мира, остановимся еще на одной основной примете обычного самолета – это фюзеляж. Все мы привыкли что у самолета есть один фюзеляж, он же корпус, он та основная деталь в которой располагается кабина и к которой крепятся крылья и хвост. Те кто хорошо знаком с авиацией знают, что есть самолеты типа «рама» то есть имеющие две хвостовые балки.
А вот самолеты имеющие два фюзеляжа, известны немногим.
И опять, пожалуй самыми первыми, здесь снова оказались немецкие конструктора.
В 1939 году, когда разрабатывались планы вторжения в Великобританию, в Германии началось проектирование тяжелых планеров Ju.322 и Me.321. На них планировалась высадка десанта и техники на Британских островах.
Планеры были чудовищно огромными. Достаточно отметить что планер Ju.322 Мамонт имел весил в пустом виде 26 тонн! И имел полезную нагрузку 12 тонн.
Более удачный планер Вилли Мессершмитта Me.321 Гигант был еще тяжелее и имел большую полезную нагрузку. Это был дешевый практически полностью деревянный планер. И кстати, на нем впервые был применен открывающийся нос для доступа в грузовой отсек. Позднее, такой вариант загрузки тяжелых грузовых самолетов был применен в российских и американских конструкциях.
Но такие планера нужно еще поднять в воздух. Подходящих самолетов у Люфтваффе не было. И вот тогда, известный летчик, и удачливый промышленник, генерал-полковник Эрнст Удет предложил сделать из двух бомбардировщиков один, сцепив их крыльями. Что давало двукратное увеличение мощности, а самое главное возможность поднимать в воздух планера-тяжеловесы.
Для проекта были выбраны тяжелые бомбардировщики He 111. Два самолета получили центральную секцию с еще одним двигателем. Такая сцепка получила наименование He 111Z (Zwilling-близнецы). Обе пилотские кабины были сохранены. Только в левой кабине пилот мог управлять всеми двигателями и имел полное оборудование и приборы. Отвечал он и за выпуск и уборку левой стойки шасси, и управлял створками радиаторов левой группы двигателей. В правом фюзеляже, второй пилот отвечал соответственно за правую стойку и правую группу двигателей. Хотя сектора газа у него отсутствовали. В экипаже «сиамских близнецов» были еще два бортмеханика, два стрелка и один радист. Второй, правый пилот выполнял обязанности также штурмана. Такое вот распределение обязанностей было в необычном самолете.
He 111Z (Zwilling-близнецы)
Необычный самолет имел неплохие характеристики, был неприхотлив и принимал участие в боевых действиях на Восточном фронте.
Для сопровождения тяжелых бомбардировщиков ВВС США B-29 требовались дальние истребители. Для участия в налетах на Японию, не было подходящих самолетов сопровождения. Вот тут то американцы прибегли к опыту Люфтваффе. Они взяли самый массовый и самый, пожалуй, удачный самолет P-51 «Мустанг» и соединили его общим средним крыло, и общим стабилизатором. Так появился необычный North American F-82 Twin Mustang.
На 6 июля 1945 года, когда первый прототип XF-82 поднялся в воздух, война уже закончилась, но тем не менее Твин использовался в качестве ночного истребителя. Также он использовался и в своем основном качестве-дальнего истребителя сопровождения.
Но два самолета умудрялись соединять не только крыльями, конструктора догадались из двух самолетов сделать эдакую сцепку, когда один самолет сидит «верхом» на другом. А еще и не один, и не только верхом, а еще и под крыльями.
Таким была разработка инженера В.С. Вахмистрова. Самолет-авианосец, авиаматка, авиа звено, таким были названия необычного проекта, который официально назывался «Звено-СПБ» или составной пикирующий бомбардировщик.
На хорошо апробированный в локальных конфликтах бомбардировщик, конструктора Туполева, ТБ-3 крепились от одного до 4-5 истребителей. Это давало увеличение радиуса действия истребителей. А еще истребители могли нести тяжелые бомбы, с которыми не могли взлететь сами. На подходе к цели истребители отцеплялись от авиаматки, штурмовали с пикирования цель, и возвращались своим ходом на свой аэродром. Самолеты были подвешены под крылом и фюзеляжем, еще пара была на крыле.
При испытаниях такого необычного авианосца, собирался весь персонал испытательного института, зрелище прозвали «Цирк Вахмистрова».
Но «цирк» имел возможность продемонстрировать свою дееспособность и в боевых условиях Второй мировой. 26 июля 1941 года составное звено разбомбило нефтехранилище в Плоешти. Потерь не было. А 10 августа, «Звено-СПБ» утерло нос и остальным скептикам, особенно из штурмовых и бомбардировочных полков.
Мост Карла 1 через Дунай усиленно охранялся и истребителями противника и зенитками. Помимо регулярного снабжения техникой и войсками, через мост также проходил трубопровод из Плоешти в Констанцу.
ВВС РККА многократно предпринимали попытки бомбардировки моста. Но все были неудачными. И вот 10 августа, тройка звеньев- «циркачей» поднялась в воздух. Одно Звено из-за поломки вернулось на базу, пара оставшихся, благополучно выпустила истребители-бомбардировщики. Они с пикирования, с высоты 1800 метров удачно атаковали мост, и вернулись домой без потерь. 13 августа они повторили цирковой номер сильно разрушив мост.
В июле 43 года, с немецкого аэродрома взлетел непонятный самолет. По контурам это был бомбардировщик Ju 88 A4, на котором сидел «вцепившись» в него истребитель Bf 109F-4. Это был взлет прототипа авиационного комплекса Mistel («Омела»). В войсках прозванный «Папа и сын».
Бомбардировщик переделывался под сверхтяжелую бомбу. Для чего вместо остекления пилотской кабины ставился длинный конус детонатора, за которым располагалась взрывчатое вещество (1725 кг.). Самолет взлетал на всех двигателях, после набора высоты, истребитель выключал свой двигатель. При подлете к цели, двигатель «мессера» вновь запускался и он отцеплялся от бомбы, которая с пологого планирования летела на цель.
На фотографии представлен учебный вариант «Мистеля». На Ju 88 оставлена кабина пилотов для отработки взаимодействия пилотов, и отцепления истребителя. В данном случае FW 190A-8 (F-8). Учебный «Мистель» был захвачен союзниками.
На «роль» бомбы и носителя пробовались и другие самолеты.
Планы Люфтваффе по бомбардировке советских электростанций и других стратегических объектов были сорваны стремительно наступавшими советскими войсками.
В Великобритании еще 1938 году уже была апробирована подобная сцепка двух самолетов. Это были две летающие лодки. Тяжелая лодка Maia с 4 двигателями, несла на себе более легкий поплавковый самолет Mercury, тоже с четырьмя двигателями. В испытаниях участвовал пилот фирмы «Юнкерс» Зигфрид Гольцбауэр, который впоследствии и предложил вариант сцепки самолетов Министерству авиации Германии.
Почтовая трансатлантическая сцепка. Великобритания 1938год.
А это уже ВМ-Т Атлант, разработанный мясищевским КБ в середине 80-х годов. Этот самолет был предвестником «Мрии» для транспортировки «Бурана».
Ан-225 «Мрия» и «Буран».
Это еще не все необычные самолеты мира. В мире авиации достаточно необычных проектов, которые будут интересны все любителям техники и авиации.
В СССР, никогда не было недостатка в талантливых конструкторах и изобретателях. Проектировались, и воплощались в конструкциях, самые неожиданные технические решения, самые смелые и перспективные идеи.
Практически в каждом КБ, проектирующем самолеты, была своя инициативная группа молодых энтузиастов, которые предлагали неожиданные конструкции и нестандартные конструкторские решения.
Корабль-макет, корабль-монстр
22 июня 1966 года, со стапелей судоверфи «Волга», был спущен невиданный по тем временам аппарат. Было непонятно что это. То ли судно с крыльями, или самолет с корпусом лодки. Огромная, длиною около 90 метров, машина, имела небывалый вес в 544 тонны. Машина имела обозначение «КМ», корабль-макет. Но за рубежом, да и в наших авиационных кругах была тут же окрещена «Каспийским монстром», за устрашающий необычный вид.
Машина была уникальна своей универсальностью. Она могла взлетать как самолет, могла плыть как морское судно, или, благодаря своим особенным крыльям, лететь над водой со скоростью 500 км\час.
Испытания шли долго и трудно. Межведомственная неразбериха вносила хаос в работу КБ. Дело в том, что долго не могли решить к какому типу его отнести. По документации, он проходил как военное судно, и принадлежал ВМФ СССР. Хотя испытывали его летчики ВВС.
Испытания продолжались 15 лет, на специальной базе под городом Каспийск. Сырые, недоведенные двигатели, постоянно срывали графики испытаний. На КМ установили 10 ТРД ВД-7, тягой по 13000 кгс. Они и обеспечивали скорость до 500 км\час с грузом свыше 300 тонн!
Первый испытательный полет проводили летчики В.Ф. Логинов, и главный конструктор Р.Е. Алексеев.
К сожалению, в 1980 году, единственный экземпляр КМ, потерпел аварию, из-за ошибок пилотирования. Долгое время он оставался на плаву. Но попыток спасти машину не было. То ли не было средств для этого, то ли на проект махнули рукой. На радость военным блока НАТО, второй экземпляр не был построен. А в 90-е годы из-за хаоса в стране, про грозу морей и авианосцев и вовсе забыли.
Но, как говорится: новое-это хорошо забытое старое
И в последнее время, в СМИ прошли сообщения о возобновлении работ по проекту КМ. Уже создан уменьшенный макет, и готовится полноразмерный 500-тонный. В планах МО и ВМФ, оснастить боевыми экранопланами типа КМ и «Лунь» внутренние флота России к 2020 году.
ВВА-14. Амфибия вертикального взлета.
Еще один уникальный аппарат, уникального человека и конструктора Роберта Бартини.
Итальянец, дворянского происхождения, Роберт Бартини, еще в юности увлекся марксистским движением. Переехав в Советскую Россию в 30-х годах, он с увлечением занялся конструированием самолетов необычных схем.
Вертикально взлетающий экранолет ВВА-14 стал кульминацией конструкторской мысли этого конструктора.
Планировалось что самолет станет универсальным. Способным взлетать и с воды и с твердой поверхности. Причем взлетать как в обычном режиме, так и вертикально.
В 1976 году под Таганрогом испытывался окончательный вариант ВВА. Из-за недоведенности двигателей вертикального взлета, амфибию переоборудовали под экранолет, способный летать в режимах самолета и экраноплана.
Уже после смерти конструктора, машину пытались довести, но интерес у военных к ней пропал, двигатели для вертикального взлета так и не появились, и проект был закрыт.
На фото из музея в Монино, вынесенного в заголовок, видны остатки уникальной конструкции, уже без крыльев и двигателей.
Валерий Смирнов специально для Avia.pro
самые интересные летательные аппараты в мире, СССР, схемы, описание
Необычные самолеты появлялись на разных этапах развития авиастроения. Пересмотр стандартных и прижившихся схем позволяет двигать технический прогресс вперед. Однако не все «прорывные» идеи себя оправдывают: некоторым суждено кануть в небытие, что видно по многим экспериментальным моделям.
Какая схема самолета считается стандартной?
Классическая аэродинамическая схема — это модель, по которой выстроено подавляющее большинство современных летательных средств. Формула ее проста: самолет имеет вытянутое обтекаемое «тело» и горизонтальные крылья.
Крылья могут быть прямыми, стреловидными, их может быть разное количество. Хвостовое стабилизирующее оперение тоже может иметь различные комбинации, но в целом любой человек, видя перед собой самолет стандартной схемы, может быть уверен: это именно летательный аппарат.
Необычный самолет отличается тем, что он избегает этой стандартной формулы, пытаясь вывести понимание воздушного транспорта на новый уровень. История знает множество примеров, когда отклонение от стандартной схемы было проведено собственно ради эксперимента, или отвечало каким-то особым задачам.
Многие из этих идей преданы забвению, некоторые продолжают бороться за свою реализацию. Так или иначе, нестандартные летательные средства привлекают внимание ученых и любителей техники.
Обзор самых необычных самолетов в мире
В большинстве своем самолеты необычных, нестандартных схем сильно опередили свое время. Как видно из примеров, почти ни один не прижился для выполнения практических задач при разработке, однако бесценный опыт и смелые модификации открыли путь для последующего усовершенствования летающей техники.
Гоблин
Самые необычные по конструкции самолеты создавались по большей части на заре строительства летательных аппаратов, когда эксперименты с формой носили практическое значение. Один из таких нестандартных экземпляров — McDonnell XF-85 Goblin, летательное средство типа истребитель-паразит. Этот самолет создавался военными силами США в 1948 году и задумывался как истребитель, сопровождающий тяжелый бомбардировщик. Но дальше образцов-прототипов эта идея не ушла.
До сих пор Гоблин является самым маленьким истребителем, когда-либо построенным. За свой внешний вид его называли «летающим яйцом»: он выглядит как эллипс с низкорасположенными крыльями. Свое «гоблинское» прозвище он получил за свой малый размер и внешний вид, сходный с изображением мифических существ.
Разработка этого проекта прекратилась в связи с тем, что малый размер не позволял воздушному судну маневрировать, а турбулентность вокруг тяжелых машин, которые ему предстоит сопровождать, просто лишает пилота «паразита» возможности нормально управлять самолетом.
Летающие ванны
Самые необычные самолеты в мире создавались не только для войны или гражданских авиаперевозок. Странные летательные аппараты, прозванные «летающими ваннами» тому подтверждение: 5 таких машин без крыльев были созданы специалистами центра НАСА и при разработке носили название Northrop HL-10. Испытания этих аппаратов проводились с 1966 года.
«Ванны» не являются собственно самолетами. Эти летательные средства планировалось использовать для возвращения астронавтов с орбиты, однако проект не был принят. При помощи этих воздушных суден планировалось увеличить возможность маневрирования при возвращении на Землю. Сейчас для этой цели используются принципиально иные аппараты.
«Беременная гуппи»
Aero Spacelines Super Guppy — такое название носит самолет, получивший модификацию «беременная гуппи». Этот самолет был разработан американской компанией Aero Spacelines для перевозки негабаритных грузов и совершил первый полет в 1965 году. Всего было выпущено 5 экземпляров таких самолетов: один используется НАСА на сегодняшний день, а остальные 4 законсервированы в разных странах мира.
Свое название самолет получил за внешнее сходство корпуса с телом рыбки гуппи. Грузовая модификация иронично названа «беременной» за увеличение массивности корпуса.
Самолет-бочка Stipa-Caproni
Стипа-Капрони (или Капрони Стипа) — экспериментальное итальянское летательное средство, спроектированное Луиджи Стипа и построенное инженером Капрони в 1932 году. Этот самолет приметен своей формой фюзеляжа: она напоминает бочку. По сути, летательный аппарат и выглядит как бочка: внутри фюзеляжа располагается единственная турбина, защищенная полым корпусом. Кабин пилотов расположены на вершине «бочки».
По задумке дизайнеров, самолет-бочка должен был стать самым тихим летательным средством на свой период времени. Однако он не получил серийного выпуска. Воздушное судно могло развивать скорость только 68 км/ч, что недостаточно для взлета. Позже скорость увеличилась за счет изменений корпуса, однако модель по-прежнему оказалась невостребованной.
Самолет-турбина
Считается, что беспилотные самолеты появились в мире относительно недавно. Однако первые образцы совершали полеты еще в 1972 году: Александр Липпиш разработал самолет в виде турбины, который носил название Dornier E-1. Аппарат успешно прошел взлетные испытания, однако военное руководство не смогло отказаться от пилотируемых аппаратов для разведки. Самолет так и не был поставлен в серийное производство.
Ассиметричный Blohm & Voss BV 141
Разведывательный самолет «Бломм унд Фосс», спроектированный в 1938 году, отличался своим асимметричным строением. Кабина пилота в нем расположена не в «теле» самолета, а на крыле. Это решение было связано с требованием улучшить обзор пилота, что чрезвычайно важно для воздушной разведки. Однако в массовое производство самолет не вышел: несмотря на математические расчеты и успешные испытания, смещенная кабина сильно затрудняла маневрирование и управление самолетом.
Летающая тарелка Avro Canada VZ-9 «Avrocar»
«Аврокар», разработанный канадцем Джоном Фростом, вышел в эксплуатацию в 1958 году. Это был сенсационный проект: армия США была спонсором этих летательных аппаратов, которые выглядели как настоящие летательные тарелки и были разработаны для вертикального взлета и посадки. Ожидалось, что тарелка будет подниматься вверх более, чем на 3000 м и разгоняться до 480 км/ч. Однако уже через три года после запуска первого экземпляра проект закрыли. Летающие тарелки с трудом отрывались от земли на метр и развивали скорость всего 56 км/ч.
Самолет без крыльев «Aerodyne»
«Аэродайны» — изобретения Александра Липпиша, аэроконструктора, который был убежден в том, что летательные средства следует лишить крыльев для большей эффективности. Самолет-турбина был его изобретением с рудиментарными крыльями. Липпиш выпустил еще множество чертежей и концептов новых летательных средств, однако никто не хотел его финансировать. Только немецкая компания Dornier поддержала очередное его детище, названное в разработке Dornier Aerodyne. Летательный аппарат вновь состоял из одной турбины и хвоста. Испытания вновь провалились, и модель не увидела свет.
Летающая лодка Caproni Ca.60 Noviplano
Летательное средство планировалось к разработке как экспериментальный проект, который был призван преодолевать большие расстояния в трансатлантических водах. Летающая лодка представляла собой лайнер на 150 мест с надстройкой в виде трехэтажного триплана. Она взлетела лишь однажды — 4 марта 1921 года, после чего потерпела крушение. Позже, после тотальной реконструкции, при загадочных обстоятельствах лайнер сгорел. По мотивам этих событий было выпущено полнометражное аниме «Ветер крепчает».
Транспортник A300–600ST «Белуга»
Транспортный самолет «Белуга» на сегодняшний момент эксплуатируется как замена «Беременной гуппи». Название он получил за «горб» в верхней части корпуса, который позволяет загружать в него негабаритные грузы. Всего существует 5 экземпляров таких самолетов, ведется разработка модификаций.
Ан-225 «Мрия» и «Буран»
«Мрия» и «Буран» были спроектированы в СССР в 1988 году на киевском авиазаводе. Из двух запланированных машин завершена только одна — «Мрия» или «Мечта», которая и по сей день в рабочем состоянии и используется в Украине. «Мечта» — один из самых больших грузовых самолетов в мире.
«Буран» представляет собой многоразовый космический корабль. «Мрия» была разработана и выпущена специально в дополнение к этому летательному средству. На данный момент этот самолет используется для транспортировки сверхтяжелых грузов. К примеру, этот самолет способен перевезти 50 легковых автомобилей или самосвалы весом до 200 тонн.
Летающий блинчик Vought V-173
Изначально этот экспериментальный проект получил имя «Шумовка». Однако из-за внешнего сходства с блинчиком за ним закрепилось прозвище «Летающий оладушек». Самолет имеет практически округлую уплощенную форму и разрабатывался для тестирования вертикального взлета и посадки с 1942 до 1947 года. Прототип был деревянным и, хотя и прошел испытания, все же не оправдал ожидания конструкторов. Впоследствии на его основе был построен другой «блинный» самолет — Vought XF5U-1.
Необычные самолеты СССР и России
Авиастроительство в СССР, а позже в России, всегда пользовалось крепкой поддержкой государства. На протяжении всей истории авиастроения в нашей стране было построено немало уникальных в своем роде летательных аппаратов.
Экраноплан «Каспийский монстр»
Сокращение «КМ» изначально подразумевало значение «Корабль-макет», но позже за самолетом закрепилось прозвище «Каспийский монстр». Этот тестовый экраноплан был разработан в СССР и эксплуатировался с 1966 по 1980 годы, после чего затонул. На его основе был позже разработан экраноплан «Лунь».
Особенностями «Каспийского монстра» являлись его размеры: на момент постройки это был самый большой летательный аппарат. Другой его особенностью была возможность по аналогии с амфибиями перемещаться одинаково эффективно как по воде, так и по воздуху. Образ этого летательного средства находил отголоски в научно-фантастической литературе и кинематографе много лет спустя после гибели.
Самолет-амфибия VVA-14
ВВА-14 расшифровывается как «вертикально взлетающая амфибия». Самолет выпущен в СССР в 1972 году, сейчас является музейным экспонатом. Выпущен аппарат был в качестве экспериментального гидросамолета, а точнее, сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика. В процессе разработки умер главный конструктор ВВА-14, после чего над амфибией работали еще 2 года. Запуска готового изделия так и не было осуществлено, т. к. в ходе работы обнаружились серьезные проблемы с разработкой вертикального взлета и системы управления.
Су-47 «Беркут» с обратной стреловидностью крыла
«Беркут» — экспериментальный палубный истребитель, выпущенный в России, в 1997 году. Название и характерную черно-белую окраску самолет получил из-за сходства крыльев с крыльями пикирующего беркута. Проект был крайне перспективным при разработке, на его основе впоследствии выпущены несколько истребителей последующих поколений. Однако на практике оказалось, что обратная стреловидность крыла вызывает больше проблем, чем преимуществ. Проект «Беркут» уже закрыт, а существующие экземпляры используются как лаборатории.
Самые необычные самолёты в истории авиации — Naked Science
Войти Регистрация Написать- 2019-nCoV
- Журнал
- Мероприятия
- Блоги
- Live
- Астрономия
- Hi-Tech
- Антропология
- Палеонтология
- Long Read
- Видео
- Физика
- Химия
- Биология
- Интервью
- История
- Космонавтика
- Медицина
- Оружие и техника
- Геология
- Психология
- С точки зрения науки
- Sci-Fi
- Концепты
- Фотогалерея
- Все статьи
- 2019-nCoV
- Журнал
- Мероприятия
- Блоги
- Live
- Астрономия
- Hi-Tech
- Антропология
- Палеонтология
- Long Read
- Видео
- Физика
- Химия
Самые странные самолеты в мире
Просто удивительно, какие летательные аппараты можно собрать, приложив достаточно усилий, чистого творчества и вложив в проект много денег. Обзор необычных конструкций самолетов, вертолетов и спускаемых аппаратов, от летающих тарелок до «Каспийских монстров». Дорогие, экспериментальные и часто никогда не отрывавшиеся от земли.
22 фото
Бескрылый. Проект НАСА «М2-F1» получил прозвище «летающая ванна». Главное его предназначение разработчики видели в использовании в качестве капсулы для приземления астронавтов. Первый полет этого бескрылого летательного аппарата состоялся 16 августа 1963 года, а ровно через три года в тот же день, состоялся последний:
Дистанционно управляемый. С середины 1979 г. до января 1983 г. на авиабазе НАСА проводились испытания двух дистанционно пилотируемых аппаратов HiMAT. Каждый самолет был приблизительно наполовину меньше размера F‑16, но имел почти вдвое превосходство в маневренности. При околозвуковой скорости звука на высоте 7500 м аппарат мог совершать разворот с перегрузкой 8 g, для сравнения, истребитель F‑16 на тех же высотах выдерживает перегрузку только 4,5 g. По окончании исследований оба аппарата были сохранены:
Бесхвостый. Прототип самолета McDonell Douglas X-36, построенный с одной целью: проверить летающие способности бесхвостых самолетов. Был построен в 1997 году и по задумке разработчиков мог управляться дистанционно с земли:
Кособокий. Ames AD-1 (Эймес АД-1 ) — экспериментальный и первый в мире самолёт с косым крылом Ames Research Center и Бёрта Рутана. Был построен в 1979 году и совершил первый полет 29 декабря того же года. Испытания проводились до начала 1982 года. За это время AD-1 освоили 17 летчиков. После закрытия программы самолёт поместили в музей города Сан-Карлос, где он находится до сих пор:
С вращающимися крыльями. Boeing Vertol VZ-2 — первый в мире летательный аппарат, использующий концепцию поворотного крыла, с вертикальным/укороченным взлетом и посадкой. Первый полет с вертикальным взлетом и зависанием в воздухе был совершен VZ-2 летом 1957 года. После серии успешных испытаний VZ-2 был передан в исследовательский центр NASA в начале 60-х:
Самый большой вертолет. В связи с потребностями советского народного хозяйства и вооруженных сил в конструкторском бюро им. М. Л. Миля в 1959 г. начались исследования сверхтяжелого вертолета. 6 августа 1969 года на вертолете МИ В-12 был установлен абсолютный мировой рекорд подъема груза — 40 тонн на высоту 2 250 метров, не превзойденный до настоящего времени; всего на вертолете В-12 было установлено 8 мировых рекордов. В 1971 году вертолет В-12 успешно демонстрировался на 29-м Международном авиакосмическом салоне в Париже, где был признан «звездой» салона, а затем в Копенгагене и Берлине. В-12 — самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт, когда-либо построенный в мире:
Летающая тарелка. VZ-9-AV Avrocar — летательный аппарат вертикального взлёта и посадки разработки канадской компании Avro Aircraft Ltd. Разработка летательного аппарата началась в 1952 году в Канаде. 12 ноября 1959 года совершил первый полёт. В 1961 году проект был закрыт, как официально заявлено в связи с невозможностью «тарелки» оторваться от земли выше 1,5 метров. Всего было построено два аппарата «Аврокар»:
Странно выглядящий. Истребитель в виде летающего крыла Northrop XP-79B, оснащенный двумя реактивными двигателями, был построен в 1945 году американской фирмой Northrop. Предполагалось, что он будет пикировать на вражеские бомбардировщики и разбивать их, отрубая хвостовую часть. 12 сентября 1945 года самолет совершил единственный полет, который закончился катастрофой через 15 минут полета:
Самолет-космический корабль. Боинг X-48 (Boeing X-48) — американский экспериментальный беспилотный летательный аппарат, созданный совместными усилиями компании Boeing и агентства NASA. Аппарат использует одну из разновидностей летающего крыла. 20 июля 2007 он первые поднялся на высоту 2 300 метров и приземлился спустя 31 минуту полёта. X-48B стал лучшим изобретением 2007 года по версии Times.
Футуристический. Еще один проект НАСА — NASA Hyper III — самолет, созданный в 1969 году:
Летающий блин. Экспериментальный самолет Vought V-173. В 1940-х годах американский инженер Чарльз Циммерман создал самолет уникальной аэродинамической схемы, который до сих пор продолжает удивлять не только своим необычным видом, но и летными характеристиками. За свою неповторимую внешность он удостоился множества прозвищ, среди которых был «Летающий блин». Он стал одним из первых аппаратов вертикального/укороченного взлета и посадки:
Спустившийся с небес. HL-10 — один из пяти летательных аппаратов летно-исследовательского центра НАСА, использовавшийся для изучения и проверки возможности безопасного маневрирования и посадки на аппарате с низким аэродинамическим качеством после его возвращения из космоса:
Обратная стреловидность. Су-47 «Беркут» — проект российского палубного истребителя, разработанный в ОКБ им. Сухого. Истребитель имеет крыло обратной стреловидности, в конструкции планера широко используются композитные материалы. В 1997 г. был построен первый летающий экземпляр Су-47, сейчас он является экспериментальным:
Полосатый. Grumman X-29 — самолёт-прототип с обратной стреловидностью крыла, разработки 1984 года корпорацией Grumman Aerospace (сейчас – Нортроп Грумман). Всего было построено два экземпляра по заказу Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США:
Вертикально взлетающий. LTV XC-142 — американский экспериментальный транспортный самолет вертикального взлета и посадки с поворотным крылом. Совершил первый полёт 29 сентября 1964 года. Построено пять самолетов. Программа прекращена в 1970 году. Единственный сохранившийся экземпляр самолёта находится в экспозиции Музея ВВС США:
Каспийский Монстр. «КМ» (Корабль-макет), за рубежом также известен как «Каспийский монстр» — экспериментальный экраноплан, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева. Экраноплан имел размах крыла 37,6 м, длину 92 м, максимальную взлётную массу 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире. Испытания «Каспийского Монстра» проходили на Каспии в течение 15 лет до 1980 года. В 1980 году из-за ошибки пилотирования КМ потерпел аварию, жертв не было. После чего операций по восстановлению или постройке нового экземпляра КМ не проводилось:
Воздушный кит. Super Guppy — транспортный самолет для перевозки негабаритных грузов. Разработчик — Aero Spacelines. Выпущен в количестве пяти экземпляров в двух модификациях. Первый полет — август 1965 года. Единственный летающий «воздушный кит» принадлежит NASA и эксплуатируется для доставки крупногабаритных изделий для МКС:
Остроносый. Douglas X-3 Stiletto — американский экспериментальный самолет-моноплан фирмы «Дуглас». В октябре 1952 года состоялся первый полёт самолёта Douglas X-З:
Для полетов на Луну. Этот спускаемый модуль, построенный в 1963 году, был частью проекта «Аполлон», с целью которого была первая пилотируемая высадка на Луну. Модуль был оснащен одним реактивным двигателем:
Винтокрыл. Сикорский S-72 — экспериментальный вертолет. Первый полёт S-72 совершил 12 октября 1976. Полет модернизированного S-72 состоялся 2 декабря 1987 года, но после трех следующих полетов финансирование было прекращено:
Самолет-ракета. Ryan X-13A-RY Vertijet — экспериментальный реактивный самолет вертикального взлета и посадки, созданный в США в 1950-х. Разработчик — компания Ryan. Заказчик-ВВС США. Всего было построено два таких самолета:
Лунный модуль. Еще один спускаемый модуль вертикального взлета и посадки, построенный в 1964 году, был частью проекта «Аполлон», с целью которого была первая пилотируемая высадка на Луну. Также смотрите статьи «Другая сторона Луны» и «Нил Армстронг — первый человек на Луне».
Самые необычные самолеты в мире – Это интересно!
В мире есть довольно много летающих аппаратов, чей внешний вид просто поражает. Большинство из них это экспериментальные модели, которые так и никогда не оторвались от земли. В сегодняшней подборке Вы найдете обзор самых нестандартных летающих конструкций, созданных в разное время авиаразработчиками разных стран.
(22 фото)
1. Разработка НАСА «М2-F1» получила прозвище «Летающая ванна». Предполагалось ее использование в качестве капсулы для приземления астронавтов. Первый испытательный полет прошел 16 августа 1963 года. А в 1966 году – последний.
2. На авиабазе НАСА с середины 1979 года до января 1983 года проводились испытания двух самолетов на дистанционном управлении. По сравнению с обычными истребителями, они были значительно меньше в размерах, более маневренны и выдерживали большую перегрузку.
3. Прототип самолета McDonell Douglas X-36 авиаконструкторы придумали только для того, чтобы удостовериться в летательных способностях бесхвостых самолетов. Был разработан в 1977 году. Дистанционное управление.
4. Ames AD-1 (Эймес АД-1) – первый в мире самолёт с косым крылом. Экспериментальная модель 1979 года. Его испытания проводились около трех лет. После этого самолет поместили в музей города Сан-Карлос.
5. Крылья Boeing Vertol VZ-2 вращаются. Отличительной особенностью от другой подобной авиатехники, является его способность взлетать вертикально и зависать в воздухе. Разработан был 1957 году. После серии успешных испытаний, длившихся целых три года, был передан в исследовательский центр NASA.
6. Самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт, когда-либо построенный в мире, разработан советскими учеными – сотрудниками конструкторского бюро им. М. Л. Миля в 1969 году. Он способен поднимать груз весом 40 тонн на высоту 2250 метров. Побить этот рекорд еще никому не удалось.
7. «Аврокар» – летательный аппарат, разработанный в 1952 году в Канаде. Над его созданием ученые трудились семь лет, но проект оказался провальным. Максимальная высота, на которую смогла подняться «тарелка» не превысила полутора метров.
8. Northrop XP-79B имел два реактивных двигателя и весьма странный вид. Согласно задумке американских разработчиков истребитель должен был пикировать на вражеские бомбардировщики и разбивать их, отрубая хвостовую часть. Но первый же вылет в 1945 году закончился катастрофой. Произошла она на пятнадцатой минуте полета.
9. В 2007 году лучшим изобретением согласно опросу Times был признан боинг X-48 (Boeing X-48). Это результат совместного сотрудничества американской компании Boeing и агентства NASA. Первый вылет состоялся летом 2007 года. Беспилотный аппарат поднялся на высоту 2300 метров и благополучно приземлился через 31 минуту.
10. Еще одна нестандартная разработка НАСА – летательный аппарат NASA Hyper III.
11. Легендарный самолет Vought V-173, созданный инженером из Америки Чарльзом Циммерманом, часто называли «Летающим блинчиком» за необычный внешний вид. Но, несмотря на это, он обладал отличными летными свойствами. Именно Vought V-173 стал одним из первых аппаратов вертикального/укороченного взлета и посадки.
12. HL-10 использовался для изучения и проверки возможности безопасного маневрирования и посадки на аппарате с низким аэродинамическим качеством после его возвращения из космоса. Разработка НАСА.
13. Су-47 «Беркут» – палубный истребитель, спроектированный в 1997 году в ОКБ им. Сухого (Россия). Для его создания применялись композитные материалы. Отличительной че