В дзен-буддизм через «Сад камней»: философия восточного стиля.
Загадка исчезающего пятнадцатого камня – пожалуй, первое, с чем ассоциируется у европейца традиционный японский «сухой» сад. Впрочем, ни «невидимый» камень, ни «гора Фудзи», ни море из мха обязательными элементами сада камней не являются, в отличие от того, для кого он предназначен, — человека.
Как появились в Японии сады камней
Японский сад прошел долгий путь развития – от роскошных пространств, предназначенных для развлечения знати и украшения резиденций аристократов, до полных скрытого смысла уединенных и тихих уголков для медитации. Как и все исконно японское, традиции создания садов пришли на острова из Китая, со временем трансформировавшись в самобытное и неповторимое явление. Определяющую роль здесь играл буддизм – территории вокруг храмов организовывали так, чтобы они способствовали медитации и единению с природой.
Первые японские сады, созданные по новым принципам, возникли еще в VIII веке. Это уже были пространства, где подчеркивалось совершенство окружающей природы, и вмешательство в естественный ландшафт ограничивалось лишь целями существования таких садов – медитация, созерцание, отстраненность от суеты и человеческих забот.
Природа Японии, особенно острова Хонсю, где зарождались традиции создания японского сада, отличается особенной красотой, разнообразием, изменчивостью в зависимости от сезона. Она и вдохновляла создателей садов на поиски гармонии между порядком и хаосом, правилами и спонтанностью.
Тишина и покой японского сада помогают отстраниться от повседневных делПервое руководство по японскому садоводству – «Сакутэйки» — появилось в XI веке. Эта рукопись представляла собой запись давно существующей традиции, которая передавалась устно от предыдущего поколения к следующему.
С XII века японская культура находилась под влиянием дзен-буддизма, популярного среди самураев, военной аристократии. А вскоре – с XIV века, когда начался период Муромати – стали получать распространение сады камней, «
Знаменитые японские сады камней
Некоторые сады сохранились с давних времен, включая самый, пожалуй, знаменитый в мире – сад Реандзи в Киото.
Сад камней РеандзиЭто одна из тех достопримечательностей, что для туриста-европейца служит источником недоумения и некоторого любопытства, а для японца – драгоценным культурным наследием. В саду камней Реандзи, расположенном на территории большого храмового комплекса, нет ни деревьев, ни кустарников, ни водоемов. Довольно небольшое пространство – прямоугольная площадка тридцати метров в длину и десяти в ширину – заполнено белым гравием и группами больших камней, окруженных мхом.
Черных камней – пятнадцать, они как будто находятся на пяти островках, окруженных «морем» из белого гравия. Поверхность сада с помощью граблей приведена в такое состояние, что напоминает не то морскую рябь, не то волны – они окружают каждый «островок»; тонкими и частыми параллельными бороздами расчерчена основная площадь. С одной стороны сада – терраса, куда проходят посетители, с трех сторон он окружен глинобитным забором.
Сад камней Реандзи Особенность черных камней в том, что, в каком бы месте террасы ни находился зритель, он всегда видит лишь четырнадцать камней. Один всегда выпадает из поля зрения. Переместившись, можно увидеть и его, но одновременно «невидимым» станет какой-то другой камень. В этом и заключается главный секрет популярности сада Реандзи – ведь это место предлагает туристам самый настоящий фокус. Но истинный смысл такого эффекта, разумеется, далек от цели развлечь посетителей. С любой точки террасы видно лишь четырнадцать больших камнейДля японца же сад Реандзи – не способ увидеть любопытный визуальный эффект, а место, посетив которое, можно провести время наедине с собственными мыслями.
Сад монастыря Сайходзи славится своими мхамиДругой знаменитый сад камней в Японии – при храме-монастыре Сайходзи – славится своими мхами, которых здесь насчитывается более ста видов. Мох заполнил пространства сада в те времена, когда храм, основанный еще в VIII веке, оказался заброшен из-за междоусобных войн. Сад Сайходзи был первым из созданных в новом стиле дзен-буддизма – в XIV веке.
Сад СайходзиПочти все пространство сада заполняют мхи – они окружают пруд и каменные островки «сухого сада», сада камней. Попасть сюда можно только по предварительному согласованию с монастырем, поток туристов вредит растительности Сайходзи.
На территории сада Гингаку-дзи, созданном в XV веке, сооружена своя «гора Фудзи», позже пошла мода на такое же сооружение в других садах камней, в Японии, и по всему миру.
А сад храма Дайсэн-ин, по легенде, символизирует путешествие по реке жизни – по каменному «водопаду», через излучины к открытому «морю».
Сад камней Гингаку-дзи Сад камней Дайсэн-ин существует с XVI векаСимволы японского сада камней
Несмотря на то, что «сухой сад» кажется на первый взгляд хаотичным собранием, а иногда нагромождением разного рода камней, существуют правила, по которым это место должно создаваться – правила, выполняемые уже на протяжении нескольких столетий. Камни располагают группами, часто по три в каждой, что символизирует буддийскую триаду.
Гравий или песок выравнивают граблями, делая бороздки – вдоль длинной стороны сада и вокруг больший камней.
С каждой новой точки обзора сад камней должен представать перед наблюдателем в новом, уникальном виде. Поэтому еще один главный принцип организации сада – его асимметричность. Иногда, чтобы добавить саду спонтанности, помимо групп камней на гравии оставляют отдельные, одиночные.
Сады камней распространены не только в Японии, эта традиция давно стала модной, перекочевав и в другие страны. Создать «сухой сад» стремятся не только на территориях парков, но и в частных домовладениях, а еще – в уменьшенном варианте – в доме. Возможно, как одна из многих составляющих очарования японской культуры, культуры Востока, сад камней становится способом взглянуть на привычные вещи и явления под другим углом, подчеркнуть красоту обычного, малого.
Микро-сад Реандзи — дает возможность сосчитать камни сверхуА может быть, через созерцание не то хаоса, не то гармонии гравия, песка, камня и мха происходит обращение к человеческому подсознанию, чему способствует и медитативная работа граблями, выравнивающими гравийную или песчаную площадку.
Другой старинной японской традицией, тоже связанной с философией дзен-буддизма и популярной во всем мире, стала чайная церемония, не прием пищи, но отдельный способ медитации.
Японский сад камней: принципы создания и идеи дзен сада
Прогуливаясь в японском саду, зритель невольно должен отключиться от постороннего мира, насущных проблем, подумать о своем предназначении, задуматься над смыслом жизни. Японцы считают, что медитационному созерцанию способствуют камни.
Именно по этой причине практически во всех японских садах присутствуют композиции из камней. Существует даже отдельная разновидность сада, почитание камней у жителей страны восходящего солнца вылилось в так называемый «сухой сад» или «сад камней». Один из известнейших садов камней — Рёандзи в Киото.
Если вам интересны принципы создания такого сада и вы хотели бы применить их для создания небольшой «тихой гавани» в своем саду, прибежища умиротворения и спокойствия, то буду рада вам в этом помочь.
Издавна японцы считали, что божества избирают своим жилищем места с большим скоплением камней. Таким местам поклонялись, считали их чистыми, благословленными. В первую очередь каменный сад — это символизм. Это и острова бессмертных и священные животные, например, черепаха, или журавль, и мифологические персонажи, и сам Будда…
Так называемый сухой сад для тех, кто не знаком с японским мировоззрением – это тайна. Те, кому чужда восточная философия, зачастую воспринимают каменный сад только с эстетической точки зрения, не вникая в глубинный смысл языка символов.
Однако культ камня распространен не только в Японии, многие народы верят в магические свойства необычных камней, в их сильное эмоциональное воздействие. Да и сейчас есть много людей, которым понятна и близка культура и искусство Дальневосточных стран. Проникшись философией Японии и знаниями об этой чудесной стране, многие решаются на создание сада в японском стиле.
Чтобы создать сухой сад следует придерживаться основных принципов и в первую очередь понять природу и характер камней, которые будут жить в этом саду, ведь именно им отводится главная роль. Камни следует подбирать с особой тщательностью.
Каждый камень — это артист, в театре сада камней. Однако, что бы увидеть его «талант», следует внимательно посмотреть на его форму, габариты, цвет. Ведь именно на них делается акцент композиции.
Поэтому, перед тем, как начать воплощение проекта, следует определиться, какие это будут камни, и где их взять. Камни должны быть подобраны в соответствии с общим стилем композиции сада, не «соперничать» между собой по цвету и структуре, форма и размер тоже должны быть подходящими. В саду камней используются также гравий и песок. Могут быть дорожки, растительность и источники воды. Иначе бы диалог обитателей сада стал монологом.
Варианты размещения камней в саду
Камни следует брать натуральные, долго пребывавшие в естественных природных условиях — горах или полях, на берегу моря. Словом, пропитанные силой природы и стихий. Камни с искусственными сколами нежелательны, так как их «острая» энергетика будет резать пространство сада, тем самым нарушать гармонию.
Идеальным местом для сада камней будет склон, направленный на восток, юго — восток или юго — запад. Размеры сада предпочтительны небольшие, можно, например, из общей территории выделить участок 5х7 метров.
Общее число камней обязательно должно быть нечетное. Например, группы в композиции составляются из трёх штук или же просто одного камня. При расстановке необходимо избегать горизонтальной симметрии.
Японский сад камней может иметь как открытые границы, так и располагаться в замкнутом пространстве. Участок можно разбить на маленькие фигурные зоны. Слева от калитки можно расположить разносторонний треугольник, где в центре поместить фигуру из камня, и низкорослые растения. С правой стороны — ромб с выступающим углом. Вдоль изгороди можно расположить низкий «зеленый» заборчик из тиса.
А вот в центре стоит разместить композицию из камней. При такой расстановке можно не делать конкретных дорожек, промежутки, где не лежат камни и не растут растения, просто засыпают гравием. В глубине сада можно установить камень, на котором можно сидеть и созерцать красоту природы.
Если вы сторонник восточной философии и одновременно садовод-любитель, то вам наверняка будет интересно узнать — как создать японский сад на приусадебном участке, как сделать грамотную планировку и какие растения выбрать.
Видео бонус
В одном из своих путешествий, мы посетили японский садик, в ботаническом саду Праги, в Чехии. Предлагаю вам экскурсию по красивому и четко продуманному дизайну. Мне этот сад очень понравился, мы даже некоторое время посидели в беседке и послушали журчание водопадика.
Поделиться ссылкой:
Сад камней РёандзиСад камней Рёандзи
Соами (Синсо, прибл. 1455—1525). Живописец школы Муромати суйбоку. Соами был внуком Ноами, а также сыном и учеником Гэйами. Являясь знаменитым художником, он также проектировал ландшафтные сады, писал стихи и преуспел в чайной церемонии. Как и его дед, и отец, он служил добу-сю — куратором, отвечавшим за приобретение и демонстрацию живописных работ и других ценностей, принадлежащих сёгунам Асикага. Его картины, в основном пейзажи, испытали сильное влияние китайского художника My Ци (по-японски Моккэй). Соами также приписывают проектирование знаменитого сухого ландшафтного сада Рёандзи, Киото.http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/soami.php
Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 63.
В декабре 1994 года храм Рёандзи в древнем Киото был объявлен ЮНЕСКО памятником всемирной культуры.
И в первую очередь – благодаря своему Саду камней.
Рёандзи – храм миролюбивого дракона на северо-западе Киото – принадлежит секте Риндзай, исповедующей дзен-буддизм.
Любой японский сад камней – символическое изображение мироздания, созданное с глубоким уважением к бесконечной красоте природы. Истоки такого трепетного отношения таятся в японских религиях: дзен-буддизме и синтоизме.
Сад камнейОни учат тому, что созерцание природы или ее уголков, преображенных человеком, помогает приблизиться к постижению духовного смысла бытия.
Протяженность Сада камней в Рёандзи – тридцать один метр с востока на запад и пятнадцать метров с севера на юг. В этом прямоугольнике на тщательно разровненной и «причесанной» граблями площадке из белого гравия расположено пять групп камней. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Общее число – пятнадцать, но увидеть их все разом вы не сможете никогда.
Еще одна загадка сада – в его гипнотическом воздействии на человека. Непостижимым образом аскетичный, минималистский пейзаж изменяет душевное состояние зрителей, независимо от возраста и национальности. Созерцание камней дает возможность сосредоточиться, обрести спокойное состояние духа и углубиться в себя. Понятное дело: ведь этот сад был создан мастером для медитаций монахов.
А, может, Саоми хотел проиллюстрировать понятие «югэн» – «прелесть недосказанности», принцип, который проявляется во всех видах японской культуры.
Этот принцип призван передавать очень многое: жизнь никогда не кончается, мироздание беспредельно, истина всегда недостижима… Парадоксы дзен В Японии считается, что сад камней – это своего рода средство открыть источник и силу человеческой сущности, которая, согласно учению дзен, уравновешенна, спокойна, искренна и способна смотреть на все в жизни с безупречным самообладанием. Само название «дзен» (на санскрите «дхьяна») означает «погружение в себя».
Валерий САФРОНОВ
Тайная Власть 16,2008
Один из самых лаконичных «сухих садов» спроектировал в 1513 году художник-монах Соами. Это прямоугольная, разглаженная граблями песчаная площадка с тремя песчаными холмиками, один из которых, откуда ни посмотри, остается невидимым. Точно так же нельзя увидеть одновременно все 15 камней, расположенных асимметрично группами на треугольной площадке из гравия, — одного вы все равно не досчитаетесь, с какой бы точки ни всматривались в панораму. Аномальные новости со всего мира: http://www.vokrugsveta.ru/quiz/459/
Рёан-дзи
Всемирное наследие ЮНЕСКО
Каресансуи из Реандзи.
Ryōan-ji ( 龍 安 寺 или 竜 安 寺? Тихий и мирный храм дракона ) — это храм дзен, расположенный в Киото , Япония . Является частью множества исторических памятников древнего Киото (города Киото , Удзи и Оцу ). Храм был создан школой Мёсиндзи Риндзая, принадлежащей дзен-буддизму.
Внутри этого храма находится один из самых известных в мире каресансуй (сухих садов), построенный в конце 15-го века , около 1488 года . Создатель этого сада не оставил объяснений его значению, поэтому веками было загадкой его истинное значение и его великолепие и красота.
Это прямоугольный сад, построенный перед главным зданием. В композиции используются песок, мох и камни. Здесь преобладают вытянутые формы, размещенные параллельно положению здания.
Три оставшиеся стороны закрыты стенами, что вместе с нижней линией платформы, с которой необходимо рассмотретьсад, позволяет сузить обзор сада в продольном ракурсе.
Сад расположен перед комнатой Ходжо, в южной части, как продолжение комнаты, принадлежащей аббату.
Всего в трех больших группах пятнадцать камней. Первпя включает в себя три камня на правом краю. Вторая, следующие пять и третья, оставшиеся семь.
В каждой группе один камень выделяется больше, чем другие. Мох используется в качестве основы некоторых групп, чтобы дать единство.
Ощущение движения справа налево, они становятся все более рассеянным, пока вы взглядом не дойдете до двух последних камней, на которых нет мха. Вы не можете видеть все с первого взгляда, вы должны двигать глазами.
Скрытое дерево
В течение многих лет считалось, что лучшая интерпретация значения расположения камней в саду — это вид тигра, пересекающего реку. В 2002 году ученые из Университета Киото использовали компьютеры для поиска форм, используя расположение пустых участков сада вместо расположения камней. В результате они обнаружили узор дерева, спрятанный внутри структуры сада. Они говорят, что именно поэтому так приятно наблюдать за садом, наше подсознание ловит узор дерева, не замечая этого.
Эта же исследовательская группа попыталась перемещать несколько камней случайным образом и сразу увидела, что гармония первоначальной конфигурации была потеряна. Поэтому они считают, что строительство сада очень хорошо продумано и не является случайностью.
Сад РеандзиДругая возможная интерпретация
Сад ищет пустоту, представленную нашей неспособностью наблюдать за всем. Последний камень почти за пределами сада, и это также дает нам ощущение бесконечности.
Продольные линии прерываются круговыми волнами (или линиями), которые окружают каждый из «островков» камней в гравийном русле, подчеркивая идею обтекания пространства или материи вокруг них. Япония — островная нация. На протяжении большей части своей истории его островная изоляция была одной из его главных характеристик, способствуя географической уникальности, которая была защищена и подчеркнута; Японская культура, как правило, считает себя центром своей вселенной, и ее островной аспект является ключом к ее самосознанию. Изоляция и обособленность являются ключевыми элементами.
На Западе мы склонны считать сады участками флоры, то есть, прежде всего, местами, где растут растения. В садах Запада растения или насаждения формируют центр и предмет наружных сделанных мест. Понятие сада, в котором очень мало или вообще нет растений, противоречит нашей идее «сада». Конечно, сама природа может рассматриваться — в некоторых местах — как сад. Если мы определяем сад как любое внешнее место, где пространство было организовано, намеренно или даже «естественно» стимулирующим или приятным образом, мы можем назвать его садом. Там могут быть даже «закрытые» сады. Автостоянку автодилера можно даже считать садом. И вы часто видите «поддельные» сады, состоящие из пластиковых кустарников, пластиковой травы, даже пластиковых животных (таких как розовые фламинго).
Можно предположить, что то, что мы считаем садовым пространством, определенно не ограничивается местом, где органическая флора формирует весь смысл и оправдание для ландшафтного дизайна. Элементы дизайна интерьера и экстерьера могут сливаться и пересекаться таким образом, что бросает вызов нашему ощущению организованного внешнего пространства. Неизвестно, кто именно спроектировал сад Рёандзи. Это может быть буддийский монах, или садовник. И неизвестно, когда именно он был построен. Это могло произойти в какой-то момент между концом XV и концом XVII века. Мы знаем, что он был разрушен, а затем перестроен или восстановлен несколько раз. Уже в 1797 году он был разрушен пожаром и реконструирован.
Kyoto, Japan — Rock Garden at Ryoan-ji Temple — Image by © Sakamoto Photo Research Laboratory/CORBIS
Японский сад камней — разбираем стилистические особенности
В садовом искусстве под стилем подразумевается совокупность традиций, канонов, приёмов и принципов, обеспечивающих единство образной системы сада, его обобщенное идейно-художественное содержание. Стилистика сада в Японии формировалась под влиянием окружающей природы. Своеобразный растительный мир, острова, обрамленные великими водами, короткие полноводные реки, озера различного происхождения, красивейшие горы. Географические особенности страны позволяют даже несколько метров площади превратить в полноценный сад – японский сад камней, объединяющий в себе естественность, минимализм и символизм.
Замечательное качество японской культуры заключается в том, что всё новое не уничтожает и не подавляет уже существующие традиции, а перерабатывается, успешно дополняя то, что создавалось веками. Буддизм, который был привнесен сюда извне, был изменен собственным мировоззрением японцев. Так и сформировалось японское философско-религиозное учение дзен-буддизм. Под его влиянием стали создаваться особые сады: монастырские и храмовые.
Своеобразный микромир, в котором песок, галька, камни и мхи создавали прообраз Вселенной
Культура дзен породила сад, который мог вообще обходиться без растений или иметь их в минимальном количестве. Своеобразный микромир, в котором песок, галька, камни и мхи создавали прообраз Вселенной, предназначался для медитации, глубокого погружения в раздумья, созерцания и самопознания. Загадочный и непостижимый для западного человека сад камней стал для Японии такой же визитной карточкой, как сакура и хризантема. В садово-парковой культуре других стран аналогов ему нет.
История Японии сохранила имя мастера дзен-буддизма, создавшего первый сад камней в Японии. Сад в киотском буддийском храме Рёандзи построил мастер Соами (1480-1525). На площадке в 10х30 метров находятся 15 камней, расположенных в пяти группах. Традиция предписывает смотреть на камни с определенного места. Если ей последовать, таинственная и необъяснимая гармония сада окажет на вас гипнотическое воздействие.
Японский стиль придётся по вкусу тем, кто готов отказаться от буйной пышности европейских садов. Склонные к размышлениям любители уединенного отдыха оценят все прелести минималистского храмового сада. Желающий построить японский сад камней своими руками должен учитывать ключевые моменты его формирования изначально:
- Пустота – первое впечатление, которое складывается при виде этого сада. Его площадь не должна быть максимально заполнена, как это принято в европейских садах. Необходимо контрастное восприятие открытого и занятого пространства.
- Следует определить точку созерцания, относительно которой и будет ориентирован сад. Учитывая ослепляющий эффект полуденного солнца, для точки обзора предпочтительнее северная сторона. В зависимости от того времени суток (утренние или вечерние часы), которое предстоит проводить в саду, объект концентрации взгляда помещают в восточной или западной части участка.
- Асимметрия – основной принцип всех японских садов. Не нужно подбирать похожие по размеру камни, размещать их параллельно друг другу. Традиционный сад камней строится с учетом семиугольной геометрической сети линий. При этом размер семиугольника не так уж важен. Расположение объектов должно быть таким, чтобы каждый из них был виден со всей точек обзора.
- При наличии на участке открытых водных объектов, следует учитывать отражение в воде элементов сада. Важным считается даже очертание теней объектов.
Площадь сада камней не должна быть максимально заполнена
Очертание теней и отражение в воде – все важно в саду камней
Японской культуре в России уделяется много внимания. Наши сограждане интересуются особенностями традиций, церемоний, философией, культурой и, конечно, кухней этой страны. Система непрерывного самосовершенствования «Кайдзен», например, успешно применяется на Челябинском трубопрокатном заводе. Есть там и собственный сад камней.
Слева: семиугольная геометрическая сеть линий – основа построения сада камней; Справа: сад камней Челябинского трубопрокатного завода
Сегодня часто говорят о том, что геометрические составляющие таинственного сада камней храма Рёандзи открыты, а его гармония переведена в простые формулы. Да, кажется, это так… Вернее, так это кажется европейцам. Сад камней, как и иероглифы, навсегда останутся загадочными и непостижимыми для нас, даже если мы научимся имитировать их форму. Те, кто хочет воплотить сад камней на своём участке, должен понимать, что это будет лишь копия, воссоздающая внешнюю форму оригинала. Хотя и среди копий бывают свои шедевры.
Храм Реандзи — какая особенность привлекает к нему туристов?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Храм Реандзи – дзен-буддистский храм Японии, известный по большей части благодаря удивительному саду камней. Наша сегодняшняя статья будет посвящена ему.
Мы расскажем, кем и когда был основан храм, как развивался в дальнейшем, в чем его особенности, что скрыто от взора во время лицезрения сада. А также мы дадим полезную информацию на тот случай, если святыня понравится вам настолько, что непременно захочется оказаться там.
Что же, давайте начнем!
Содержание:
Храм
История
Сад
Полезная информация
Заключение
Храм
Реандзи находится в районе Уке на северо-западе города Киото. Он восходит к направлению буддизма дзен, школе Риндзай, ответвлению Месиндзи. Название переводится с японского как «обитель мирного дракона».
Реандзи построили в середине 15 столетия, а впоследствии он стал одной из главных киотских достопримечательностей, храня традиционное японское наследие. С конца прошлого века он был внесен в каталог Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас сюда стекаются сотни туристов каждый день, большинство из которых хочет посмотреть на сад камней.
История
Изначально на территории современного храма находилось поместье, переходившее по наследству семействам самураев. Последними хозяевами были представители рода Хосогава Фудзивара, а в 15 веке родовое имение перешло генералу Хосогаве Кацумото, жившему с 1430 по 1473 годы. Он желал, чтобы после его смерти на этом месте появился дзенский храм.
В 1450 году, еще при жизни, Кацумото сделал это, позвав в качестве первого покровителя монаха по имени Гитен. В 1467 году началась война Онин, где генерал возглавлял восточные войска, но назад он не вернулся – спустя 6 лет после начала военных действий погиб на поле сражений. Однако после смерти Кацумото «храм дракона» продолжил процветать.
Изображение Хогосавы Кацумото
Война велась в Киото, поэтому многие сооружения и жилые дома выгорели или полностью разрушились, и Реандзи в том числе. Позже бывшее поместье, где уже находилась святыня, перешла буддийскому храму. Во времена расцвета настоятелями были сегун Токугава Иэясу, а также военачальник Тоетоми Хидэеси.
На рубеже 15 и 16 веков на территории появился знаменитый сад камней. В одно время его авторство приписывали мастеру Соами, но позже этот факт подвергался сомнению. Сейчас принято считать, что сад воздвиг неизвестный мастер, но споры на этот счет не угасают по сей день.
За всю историю существования храм претерпевал не одно бедствие в виде пожаров, поэтому, к сожалению, не сохранился в первозданном виде. Сейчас на территории находятся и могилы семерых императоров, правивших в Японии в разное время:
- Хорикава;
- Госандзе;
- Горэйзей;
- Госузаку;
- Итидзе;
- Казан;
- Ута.
До 19 столетия захоронения находились в забвении, но правитель Мэйдзи принял решение о их восстановлении. Сейчас в Реандзи стекается огромное количество посетителей: японцы, иностранцы, дзен-буддисты и представители других конфессий.
Сад
Сад камней – важнейшее достояние Реандзи. Он выполнен в технике «карэ-сансуй», предполагающей использование сухого ландшафта, за что композицию часто называют «Сухой сад». Такие сады частенько используют в оформлении храмов направлений дзен и сингон в Стране восходящего солнца.
Предположительно сад был основан в 1499 году и с тех пор мало изменился. На прямоугольном поле, которое тянется с северной стороны в южную на 10 метров, а с западной в восточную – на 30 метров, установлено 15 камней.
Все камни не были подвергнуты какой-либо обработке, они одного материала и цвета – черного, но разного размера. Они объединены в пять групп: пять, два, три, два и снова три камня.
Остальная часть прямоугольного поля усыпана белым гравием. Специальными граблями на гравийной поверхности высечены тонкие борозды, тянущиеся с востока на запад. Вокруг камней аккуратно высажен зеленовато-бурый мох как обрамление.
Главная тайна сада заключается в том, что с любой точки можно увидеть только 14 камней, в то время как последний, пятнадцатый, непременно прячется за другими. Иногда может показаться, что взору предстали все 15 каменных глыб, но это иллюзия, созданная неправильной формой одной из них.
На сад камней все посетители смотрят только с одной стороны – с веранды возле дома настоятеля, куда можно попасть только через храм. С трех других сторон композиция обнесена забором из глины с добавлением рапсового масла. Такой состав придает стене бежевый цвет, что позволяет обрамлять площадку и в то же время не отвлекать внимание.
По другую сторону храмовой веранды находится так называемый «цукубай» – каменный сосуд для омовения. Он находится настолько низко к земле, что для того, чтобы им воспользоваться, нужно сильно согнуться, тем самым выразив почтенное отношение.
Все камни можно увидеть только сверху. Но настоящие буддисты верят, что это возможно только при достижении Просветления. Символизм сада многогранен, и до сих пор нет единого мнения на счет того, что же олицетворяет такой ландшафт. На этот счет есть несколько гипотез:
- каменные глыбы – горные вершины, гравий – облака;
- камни – острова, гравий – безбрежное море, бороздки – бушующие волны;
- композиция – картина того, как самка тигра вместе с тигрятами переплывает океан;
- определенное положение камней похоже на иероглиф, обозначающий слово «сердце».
Если говорить о том, почему камней именно 15, то наиболее достоверный вариант представляется таким: на Востоке число «15» ассоциируется с совершенством.
Сад камней полностью соответствует философии дзен, расслабляя, сосредотачивая ум, настраивая его на медитацию, единение с природой, познанию себя.
С одной стороны, сад, выполненный из таких природных материалов, как камень, песок, гравий, не изменяется с течением времени, остается постоянной субстанцией. С другой — внешний вид сада меняется в зависимости от времени года, освещения и самого наблюдателя.
При создании сада заложен определенный смысл, который должен познать смотрящий:
- бесконечность Вселенной;
- величие Учителя Шакьямуни;
- безграничность сознания;
- чистота и непорочность.
Есть и другие мнения: например, раз пятнадцатый камень не может увидеть неподготовленный человек, значит, совершенство доступно только Просветленным. Или, глядя на композицию, один человек видит один набор из 14 камней, а другой человек – другой набор. Каждый видит свою реальность, свои камни, и они кажутся ему истиной, но это не значит, что другой человек не прав.
Камни только на первый взгляд расположены хаотично. В действительности их расположение обусловлено законами геометрии, и глыбы вписаны в сложную семиугольную сеть линий, которые пересекаются между собой.
Полезная информация
Существует несколько способов, как добраться до Реандзи из Киото.
1. От станции «Киото» на 101-м или 205-м автобусе до Золотого Павильона – Кинкакудзи, а затем 15 минут пешком или в три раза быстрее на автобусе. Так можно осмотреть Реандзи и Золотой Павильон за один раз.
Золотой Павильон
2. На поезде до остановки «Реандзи-мити», а потом 5 минут пешком.
3. На такси от Киото прямиком до конечной точки – такой способ самый удобный, но в то же время самый затратный.
Заключение
Храм и сад Реандзи – настоящее сокровище Киото. Это не просто объект истории длиной почти в шесть веков, это шедевр японского садового искусства, воплощение философского учения дзен и приятное место для медитации.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилась статья, и вы почувствовали умиротворяющую атмосферу храмово-садового комплекса. Если вы хотите узнавать больше нового об удивительном мире Востока, присоединяйтесь — делитесь ссылкой нас статью с друзьями, оставляйте комментарии, следите за обновлениями. Мы будем рады искать истину вместе с вами.
До скорых встреч!
Еще о садах и дзен-садах
История сада в Японии есть восходит к периоду Хэйан (784-1185), когда появились первые сады Каре Сансуи («сухой пейзаж»), вдохновленные китайскими садами династии Сун.
Традиционный японский сад, в котором горы, долины и водоемы созданы с помощью диких камней, речного песка и растений.
Тем не менее, сад камней дзен, который мы знаем и любим сегодня, появился намного позже, во время периода Муромати (между 1337 и 1573 годами). Это сады, созданные специально для медитации, квинтэссенция символов, с камнями, изображающими острова, с линиями, нарисованными на песке, символизирующими моря, волны или реки, и с мхом, изображающим леса.
Дзен-сады созданы для медитации, поэтому они обычно представляют собой широкие замкнутые пространства, предназначенные для предотвращения любого отвлечения или беспокойства. Однако сфотографированный здесь сад Тодэкико Дзен в Риоген-ин, Киото, немного необычен, потому что он был построен … в узком пространстве между двумя храмовыми постройками.
Тотекико (Totekiko) занимает всего несколько квадратных метров, являясь самым маленьким японским садом камней в стиле дзен. Разработанный в 1958 году Набешимой Гакушо, он представляет собой дзенский коан: «Чем тяжелее брошен камень, тем больше пульсация» .
Прошло почти 700 лет с тех пор, как в японском храме Сайхо-дзи в Киото был построен первый японский каменный сад Каресансуи, и за это время многие поколения мастеров разработали и усовершенствовали этот стиль озеленения.
Ближе к нашим временам, в 1930 году, один из самых уважаемых садовых мастеров, Мирей Шигемори, спроектировал этот современный сад дзен, выразив эстетику дзен простоты с помощью клетчатого узора, созданного из камней и мха. Садовый шедевр, которым можно полюбоваться в храме Тофуку-дзи в Киото…
Сад и мост в Храме Хэйан
(Heian Shrine)
Этот извилистый ступенчатый мост в среднем саду Хейан-дзингу, Киото, был создан с использованием набора камней, дизайн которого напоминает старые мосты Сандзё Охаси и Годзё Охаси, построенные в эпоху Тоётоми Хидэёси.
Говорят, что его извилистая форма была задумана так, чтобы у посетителя создавалось впечатление, что он наступает на задние чешуи дракона, поэтому его название означает «лежачий драконий мост»…
Сад и мост в Храме Хэйан. Это великолепное синтоистское место поклонения, также известное как Хэйан Дзингу, было построено в 1895 году, чтобы отпраздновать 1100-летие переноса столицы Японии в Киото. В 794 г. н.э. император Канму перенес столицу из Нара в нынешний Киото и назвал новый город Хэйан-кё, что означает «столица вечного мира». Главные здания храма передают атмосферу элегантности периода Хэйан (794-1185). В те дни японцы тепло приветствовали китайскую культуру, и сегодня мы можем найти в этой святыне множество особенностей и артефактов, связанных с китайской культурой.
Дайгокуден: «Большой зал государства»
Дайгокуден, самое святое место в этом храме, состоит из трех зданий: Гайхайден (Передний храм), Внутреннее святилище и Главное святилище.
Сорю-ро и бякко-ро
Это башни по бокам Дайгокудена. Сорю-ро на востоке означает голубого дракона и бога, стоящего на востоке, а Бьякко-ро на западе — белого тигра и бога, стоящего на западе. Это два из четырех богов религии, пришедшей из Китая. Другими богами являются Генбу, черепаха, змея и бог воды, стоящие на севере, и Сузаку, червивая птица на юге. Киото считался подходящей формой земли для этих четырех богов.
Син-ан: «Сад богов»
По бокам и в задней части Дайгокудена находится великолепный сад, занимающий 33 000 квадратных метров, занимающий половину стен храма. Этот сад состоит из четырех областей: юг, запад, середина и восток.
Южный Сад
В этой области вы можете найти около 200 видов растений, которые описаны в книгах, написанных в период Хэйан, таких как «Повесть о Гэндзи», многие из которых имеют таблички с надписями из знаменитой истории. В результате этот сад называется «Сад Хэйан».
Западный, Средний и Восточный сады
(Огава Джихей, ландшафтный садовник современной эпохи, также известный как Уэдзи, создал эти три сада. Он разработал свои планы с намерением, чтобы во всем этом пышном саду люди чувствовали себя спокойными. Он потратил около 20 лет на создание этих трех садов. Западный сад был первым садом, в который входили, пока не был построен южный сад. В этом саду есть ручьи и пруд, Бякко-ике. На краю этого пруда, 2000 ирисов из 200 различных японских традиционных сортов группируются вместе.
Огава Дзихей VII (1860–1933), самый известный из всей линии, автор многих прекрасных садов Киото,— один из самых заметных и плодотворных садовых дизайнеров своего времени.)
Огава Джихей VII
В этом японском имени фамилия Огава.
Огава Джихей VII ( 小川 治 兵衛Огава Джихей , 25 мая 1860 года — 2 декабря 1933 года) , также известный под своим титульным именем как седьмой Уэдзи (植 治), был японским садовым архитектором эпохи Мэйдзи и Тайшу эпохи современного Япония.
Он был принят в семью Огава в возрасте 17 лет после свадьбы с Огава Мицу. После внезапной смерти шестого Уэдзи он стал главой семьи с 19 лет. Название Ueji — это имя, которое было дано главам семьи Огава, которая с поколений специализировалась на садоводстве и ландшафтной архитектуре для клиентов в окрестностях Киото , старой столицы. Это также название компании, которую сегодня возглавляет семья.
Еще одно известное его творение — сады Храм Хэйан .
Уэдзи
Главная достопримечательность среднего сада — Гарюкё и ирисы. Гарюкё Garyukyo — это серия ступеней в пруду под названием Soryu-ike. Эти камни были ранее опорами двух великих мостов через реку Камо — Сандзё Охаси и Годзё Охаси — которые были сделаны великим завоевателем Тойотоми Хидэёси (1536-1598). Огава Джихей расставил эти камни так, чтобы люди, переходя от одного к другому, чувствовали себя так, как будто они едут на драконе, летящем в небе, который отражается на поверхности пруда. Приблизительно 100 фиолетовых ирисов, найденных здесь, в своих лучших проявлениях в мае
Восточный сад большой и открытый. Первый вид, когда вы входите в эту область, это пруд по имени Сейхо-ике. Когда вы идете, вы увидите Taiheikaku и Шобикан. Вы почувствуете, как будто Сейхо-ике был зеркалом, потому что поверхность пруда отражает такие здания, деревья и небо. Сад «одалживает» горы. Качо, который является частью диапазона
Вы заметили, что многие традиционные японские мосты украшены такими же выпуклыми орнаментами? Это гибоши (giboshi), и они вдохновлены буддийской традицией, их форма представляет собой священную жемчужину ( houju ), способную отогнать злых духов, очистить от них и исполнить желания.
На знаменитом мосту Сандзё Охаси из Киото есть 12 таких украшений, очень ценных из-за мастерства и из-за их возраста: эти гибоши были сделаны в 1590 году, во времена Тоётоми Хидэёси! (Тоёто́ми Хидэёси (яп. 豊臣 秀吉, 6 февраля 1536 года либо 26 марта 1537 года — 18 сентября 1598 года) — японский военный и политический деятель, объединитель Японии.)
И за все это время только один погиб, был смыт водой во время наводнения 1935 года, но его заменили идентичным.
Сад Мурин-ан с Хигасиямой на заднем плане, 1894–1898 гг
Сад Мурин-ан с Хигасиямой на заднем плане, созданный им в 1894–1898 гг.
Уэджи вырос в то время, когда страна быстро менялась и оставляла период Эдо на западе. В это неопределенное время он получил поручение от государственного деятеля Ямагаты Аритомо , важной фигуры в политической и военной сферах, создать сад для своей Мурин — виллы в Киото. Он был построен в 1894–1898 гг. Сад считается одним из шедевров японской ландшафтной архитектуры и был зарегистрирован правительством в качестве важной культурной собственности .
Кинкаку-дзи (яп. 金閣寺 Кинкакудзи, Золотой павильон) — «один из храмов в комплексе Рокуон-дзи (яп. 鹿苑寺, Храм оленьего сада)( Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 688) в районе Кита города Киото, Япония. Павильон («Сяридэн») был построен в 1397 как вилла для отдыха
В прудах японских традиционных садов всегда есть несколько островов, потому что пруд символизирует море, а море без островов просто немыслимо для японской философии. Некоторые из этих островов достижимы по мосту, в то время как другие полностью недоступны, оставленные без какого-либо вмешательства человека. Последние наиболее интересны, так как они символизируют Horaijima, «острова сокровищ», мифические места, населенные бессмертными…
Павильон окружает сад, он был создан в конце XIV в. Уже много веков Кинкакудзи отражается в озере, которое совсем не случайно носит название Кёкоти («озеро-зеркало»). Озеро огромное и глубокое, с прозрачной водой, украшенное многочисленными большими и малыми островами с растущими на них соснами. Из воды поднимаются камни причудливой формы и расцветки. С галереи павильона хорошо видны два основных острова — Остров черепахи и Остров журавля (в дальневосточной мифологии журавль и черепаха являются символами долголетия). И острова, и камни расположены таким образом, что они как бы обрамляют отражение Кинкакудзи в озере, что лишь подчеркивает его изысканную строгость.»
Ступа, посвященная Хакудже, Белому Змее (или Белому Дракону),
Каменная пагода на этом небольшом кургане — ступа, посвященная Хакудже, Белому Змее (или Белому Дракону), который контролирует воды комплекса. Пагода имеет четыре Будды, вырезанные в ее основании. Он расположен в центре Спокойного пруда (Анминтаку), к северу от Золотого павильона.
Гинкаку-дзи
Большинство японских дзен-садов используют песок в сочетании с тщательно отобранными камнями, чтобы представлять моря и острова. Тем не менее, некоторые садовые архитекторы сумели еще больше упростить символику, отказавшись от камней в целом, используя только песок…
Это случай сада Гинкаку-дзи в Киото: его сухой пейзаж представляет взволнованное море. Остров, который также является символом горы Фудзи, представляет собой идеальный усеченный конус из песка (однако, это только один из символов — см. Также Когетсудай
вид храма Гинкакудзи с альпинарием в КиотоХрам Кодай-джи, Хигасияма, Киото (Kodai-ji Temple, Higashiyama) расположен в красивой части прихода Хигасияма. Кодайджи находится на небольшом холме. Он был основан в 1605 году легендарной Нене (Кодай-ин), вдовой Тойотоми Хидэёси в честь ее покойного мужа.
Нене стала монахиней (ама) после смерти своего мужа, чтобы молиться за его душу в загробной жизни. Она жила здесь в Кодай-джи до своей смерти в 1624 году в возрасте 76 лет.
caption id=»attachment_15289″ align=»aligncenter» width=»240″] Бамбуковая роща в Кодайджи[/caption]
Бамбуковая роща, Храм Кодайджи, Хигасияма, Киото
В японском фольклоре считается, что злые духи приходят с северо-востока. Из-за этой веры в местах, где соблюдаются традиционные обычаи, в северо-восточном направлении часто размещаются статуи божеств-хранителей или благоприятные растения, которые, как известно, приносят удачу.
Кодай-дзи в Хигасияма-ку, Киото ,Бамбуковая роща
В некоторых храмах, таких как Храм Кодай-джи в Хигасияме, Киото, в северо-восточной области есть очень красивая бамбуковая роща, предназначенная для защиты от злых духов.
Но кроме бамбуковой рощи в храме есть сады.
Сад дзен в Кодай-джи
Сад был реконструирован известным архитектором Кобори Энсю (1579-1647).(КОБОРИ ЭНСЮ (1579–1647)
Один из крупнейших японских архитекторов, садоводов, художников-керамистов и мастеров чайной церемонии.)
Японский гравийный сад в Кодаи-дзи
Сад особенно известен своей планирвкой каменей. Говорят, что в южной части группа камней представляет собой журавля, а в северной части в пруду остров имеет форму черепахи.
Сад дзен в Кодайджи
Японский сад камней — Теория
Искусство ландшафтного дизайна «дзен» садов (zen garden) появилась в Японии примерно в восьмом веке как отражение буддийской философии об убежище в тишине, гармонии и внутреннем умиротворении в процессе медитации. Сегодня наша речь о них и это последняя статья из цикла о дзен-дизайне.
Сад Ситеннои Хонбо.
Японский сад камней первоначально назывался Керасансуи — «сухой стиль». Традиционно сад камней символизируют одновременно множество идей и вещей, и это нечто гораздо большее, чем просто красивое место для отдыха. Он — художественное выражение и одновременно Путь с элементами символизма.
В большинстве случаев ландшафт садов проектировался лишь для изображения различных аспектов культуры и философии, таких, как причина и следствие или инь и янь. Японский аристократ, разбивая сад камней у себя в замке, стремился в первую очередь к тому, чтобы ландшафт вызывал определенные поэтические образы: напоминал о прочитанной книге китайского поэта или об увиденной некогда картине художника. Это мог быть скалистый берег моря, поле камыша, одинокие сосны, да все, что угодно.
В монастыре Комиёдзен Дзи
Японские буддийские монахи уже примерно в 13 веке создали несколько иной стиль ландшафтного дизайна, который мы и называем сады дзен. В то время были востребованы и очень популярны минималистичные картины мастеров туши, и этот новый буддийский стиль воспроизводил пейзажи с картин китайских и корейских художников, используя подручный природный материал: белый песок, камни и кустарник. Сады дзен воссоздавали палитру, ритм и баланс картин.
Существует также стиль ландшафтного дизайна специально для чайных церемоний. Его особенностью было то, что сад начинался прямо с улицы и планировался так, чтобы дорожки всегда приводили к чайному домику. Такая планировка служила цели подготовить человека физически и духовно к медитации и отдыху за чашкой чая.
Элементы ландшафтного дизайна дзен.
Во-первых, каждый элемент имеет символический смысл и четко определенную цель. Никогда и ничего не делается просто так или для удовлетворения своего зрительного восприятия.
Скалы являются одним из наиболее важных аспектов и искусство подбирать камни передавалось из поколения в поколение. Правильное размещение камней способствует положительному потоку Ци. В зависимости от их формы, размера и внешнего вида они могут символизировать и художественно отражать все, что угодно: горы, острова, небо и даже лягушек.
Гравий, песок или мелкая галька охватывают большую площадь сада. Они в подавляющем большинстве случаев представляют воду и водную рябь. Узоры, искусно вырисованные на песке, служат тем же целям гармонизации Ци. Цвет песка, как правило, подбирается в оттенках белого, светло-кремового, серого или коричневого. Однако цвет тщательно подбирается исходя из условий освещенности, чтобы исключить влияние слишком сильного солнечного света.
Музей Адати
Вода также может присутствовать в саду в виде прудов, миниатюрных источников, водопадиков. Звук воды скрывает любые внешние звуки и создает более благоприятную атмосферу для медитации.
Деревья, растения и мох используется с осторожностью, потому что с их помощью художественно передаются эмоциональные образы. Сосны наиболее часто используются, поскольку они являются символом долголетия. Всего их два вида: черная и красная. Черная сосна подходит для построения дизайна заднего фона (они обычно растут вдоль побережья японских островов) и олицетворяют мужское начало, в то время как красная сосна подходит для создания горных сцен и олицетворяет женское начало.
Фонари нередко применяются дабы вызывать желаемое настроение. Как и все другие элементы дизайна, они должны быть сделаны только из природного материала, то есть из дерева или камня. Металл и бетон не подходят.
Мостики и дорожки всегда проектируются особенно тщательно, потому что их первостепенная задача состоит в том, чтобы с них открывались определенные виды на сад камней. Принимая во внимание буддийскую философию, функции дорожек и мостиков состояли вовсе не в том, чтобы удовлетворять эстетические чувства, но чтобы дать зрителю с разных точек зрения верный взгляд на реальность вещей.
Принципы дизайна.
В большой площади нет необходимости. Необходимое вполне способны обеспечить несколько квадратных метров.
Обязан доминировать конкретный художественный образ или философский смысл: ландшафт сада всегда воспроизводит ту или иную сцену из художественного произведения, будь то картина или стихотворение.
Создание ландшафта никогда не делается за один день. Часто на это уходят многие годы тщательного подбора материалов и элементов, которые бы идеально подходили к конкретному месту и сочетались между собой.
При разбивке сада все подобранные элементы сразу никогда не ставятся вместе, не группируются между собой. Напротив, создается несколько (пусть даже две или три) художественных композиций, но так, чтобы с определенной точки зрения одна группа доминировала. Если используются две композиционных группы, до дизайн относительно прост. Если же композиционных групп три или больше, то ландшафт проектируется таким образом, чтобы с одной точки зрения никогда не были бы видны сразу все группы. Какой-то один элемент всегда скрыт.
Симметрия для ландшафтного дизайна — абсолютное зло. Симметрия выглядит неестественно.
И последней принцип дизайна садов дзен — абсолютный минимализм. Сад камней — это не простая коллекция разных камней или садовых гномов. Здесь меньше значит больше.
Тэг: