| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
история комода, автор Кристина кравцова-леви, онлайн-журнал The Furnish
Такой простой и обычный — комод кажется вещью бесхитростной. Однако, это предмет с историей, и мы хотим эту историю напомнить.
«Что может быть удобнее, чем ящик на ящике» — говорил Томас Элф, знаменитый мебельщик XVIII века, когда презентовал свое изобретение жителям Чарльстона, что в Южной Каролине. «Ящик на ящике» был удобен для обеспеченных чарльстонцев потому, что они часто переезжали из летних домов в зимние, и с собой надо было брать много вещей. Именно в тот исторический период комоды полноценно вошли в обиход.
Но история этого замечательного предмета мебели гораздо дольше, и, что немаловажно, на внешний вид комода влияли и эпоха, и страна. Мы предлагаем проследить, как менялся комод в течение веков.
Древний Египет
Еще в Древнем Египте начал формироваться предмет интерьера, предназначенный для хранения утвари. Поначалу египтяне складывали вещи в большие и малые лари, которые по мере надобности переносились. С течением времени эти лари получили ножки и стали стационарными, отчасти напоминая комод, отчасти — столик для рукоделия.
Античность
В Греции применялись маленькие сундучки, напоминающие по форме саркофаги. Несмотря на размер, они были монументальными предметами мебели, конструктивно сохраняя рамочно-филёнчатую основу. Выполнялись из дерева, богато украшались декором, барельефам и бытовыми сценками – получался такой храм в миниатюре. К сожалению, до наших дней не сохранился ни один подобный предмет, но тем не менее многое можно узнать благодаря барельефам и картинкам.
Древнеримские сундуки были схожи с греческими своей «саркофажной» формой. Отличительной их особенностью стало применение резьбы по дереву. Опять же, до наших дней деревянные образцы не сохранились, но дошли мраморные и бронзовые изображения предметов интерьера. Самый важный из видов сундуков назывался «арка». Обычно его ставили в главном помещении жилого дома, атри. В «арке» хранили исключительно ценные вещи. Для защиты этот сундук полностью обивался железом – выходил как бы несгораемый шкаф античной эпохи.
Средневековье
В Романский период (XI-XII века) сундук оставался самой универсальной и практичной мебелью. Его использовали как кровать, скамью, а знатные господа — еще и в качестве дорожного чемодана. Форма сундуков постепенно становилась все более разнообразной, но их по-прежнему устанавливали на ножки. Правда, не для красоты, а только для защиты от грызунов, которых в средневековых городах было в изобилии. Тогда же европейцы догадались развернуть сундук дверцей на бок, создав прототип шкафа. Как и «арки» эти сундуки оковывались железом. Только в отличие от римских, средневековые предметы были сделаны грубо, даже топорно.
А готический сундук в принципе перенял все от романского периода. Правда был уже не такой топорный, а изготавливался из разных, порой ценных пород дерева и украшался богатыми металлическими вставками вместе с фигурной лепниной. Еще одна примета времени — сундук с высокой спинкой. Он стал прототипом кресла, но под сидением по-прежнему хранили вещи. В готический период появились и низкие посудные шкафы — «креденцы» (с закрытыми фасадами) и «дерссуары» (с открытыми). От них родословная комода прослеживается уже напрямую.
Возрождение
В период Возрождения роль комода играл сундук, называвшийся кассоне. Он работал еще и скамьей, в нем же хранилось свадебное приданое. В середине XV века появилась его уменьшенная версия — кассета, а дальше — ещё и касса-панка, скамья-ларец со спинкой и подлокотниками, из который «вырастет» диван. Заметно поменялась форма: сундуки-комоды перестали быть прямоугольными, сузились книзу, передняя и боковые стенки снова стали покрываться резьбой.
Барокко
C конца XVI-го и вплоть до середины XVIII-го века в Европе причудливый стиль Барокко, а сундуки и поставцы выходят из употребления. Их заменяют более удобные шкафы-кабинеты и бюро-кабинеты. Сундук видоизменяется, получает вид пузатого и напыщенного вельможи, центр тяжести переносится на верхнюю часть, корпуса плавно переходит в гнутые ножки. В декоре мастера предпочитают обилие резных золоченых деталей. В поздний период правления Людовика XIV новый тип мебели – сундук, поставленный на ножки и снабженный выдвижными ящиками — получает привычное нам название «комод», что по-французски означает «удобный».
Интересный факт: На улице Покровка сохранился единственный московский особняк в стиле растреллиевского барокко. Построенный в 1766 году по заказу графа Матвея Апраксина, он получил нестандартную внешность с вогнуто-выпуклыми формами. Москвичи сравнивали его с Зимним дворцом, но не меньше закрепилось прозвище «комод». Кроме необычных форм дом интересен богатой историей. Проданный Трубецким, дом принимал Пушкина, а по легенде, именно здесь Алексей Григорьевич Разумовский с императрицей Елизаветой Петровной сочетались тайным браком.
Рококо — расцвет комода
На смену барокко приходит утонченный стиль рококо. Законодатели стиля – фаворитки Людовика XV, а точнее маркиза де Помпадур. У комода в стиле рококо обычно два выдвижных ящика. Вся его композиция построена на полном отрицании прямой линии и плоскости, за исключением столешницы. Грани комода как бы разбухают к центру и низу изделия. Он выглядит как самая настоящая драгоценная шкатулка — фасадная грань корпуса плавно изгибается, а ее нижняя кромка делается с волнообразным выступом в середине.
Корпус комода стоит на высоких изогнутых, развернутых в стороны относительно плоскости фасада ножках, покрытых резьбой и украшенных дополнительно бронзовыми накладками в виде растительных орнаментов с человеческими фигурками и головами. Углы столешницы закругляются и ее края профилируются. Корпус комода украшается наборным деревом в технике маркетри и бронзовыми накладками. Такая форма комода названа «Bombe», за нее мы обязаны говорить спасибо французскому мастеру Шарлю Крессану.
Стиль Чиппендейла
Вспоминая эпоху рококо и ее мебель, мы просто обязаны сказать и про работы Томаса Чиппендейла. Его произведения сочетают английские и французские элементы, готические и китайские мотивы. Но в отличие от французских образцов рококо, мебель Чиппендейла избавлена от излишеств и нарядности, она сугубо практична и целесообразна. Томас Элф делал свою мебель под влиянием Чиппендейла.
Классицизм
В эпоху классицизма комоды утрачивают волнообразные линии и распухшие силуэты, обретают простые, строгие формы. Вдохновение для новых работ мастера начинают черпать у древних римлян и греков. По сути, происходит возвращение к сундуку на ножках. Причем ножки получают прежде всего опорную функцию: они выпрямляются, становятся похожими на колонны с капителями. Тогда же появилась популярная до сих пор форма, когда ножка суживается к низу и отделяется от основания шаром или кольцом.
Отдельно отметим английский классицизм, связанный прежде всего с именами Джорджа Хэплуайта и Томаса Шератона. Хэплуайт делал предметы строгих, античных пропорций с чистыми линиями, фасады его комодов волнообразно изгибались или слегка «провисали». Шератон относился к классицизму еще строже. Минимум кривизны в линиях и накладных украшений, исключительно конструктивная форма с умеренным членением поверхностей. Правда, в его поздних работах можно увидеть знаки перемен, грядущих вместе со стилем бидермейер. Например, ножки комодов становятся гнутыми. Подобные комоды можно найти и у нас на сайте.
XIX век
«Простодушный» бидермейер лишил комоды украшательств и приучил мастеров делать их из недорогих пород дерева. Это было романтическое веяние, короткий период в истории. Гораздо дольше длился ампир.
Комод в стиле ампир — величественен. Гнутые ножки, которые часто оформляли в виде фигур грифонов, лебедей или украшали растительными орнаментами. Простая форма без лишней архитектурности, но с богатой отделкой с отражением римской классики в сочетании с египетскими мотивами.
Из других стилей XIX века интересен ар-нуво, охватывающий последние десятилетия позапрошлого столетия. Комодам в духе ар нуво присуща рисованность, пластичность форм, растительный орнамент и стилизация под «удар бича», вообще изящность.
XX век и наше время
Из тех стилей, что подарил нам XX век, выделим ар-деко. Комод в стиле ар-деко — это прямые формы с закруглениями, монументальность, дорогие породы дерева, глянцевая поверхность и графичность. Тут смешиваются элементы ампира, египетской архаики, индийской экзотики и даже примитивного африканского искусства.
Интересен и проходящий уже по разряду ретро и винтажа образ комодов 50-70-х годов. Его отличительная особенность — остроконечные ножки, простота форм, на первое место поставлен функционализм предмета, поэтому вся мебель утратила былой размах и эстетство.
А вот в Советском Союзе комоду не удалась прижиться, как атрибуту мещанства, и встречался он в домах крайне редко, уступив место тумбам.
В наше время стилевая «игра» в комодах разнообразна, учитывая, что сейчас не осталось и понятия «чистый стиль». Поэтому в интерьере мебель можно миксовать из разных эпох и направлений. Но что наиболее приятно — комод вернул себе место быть в XXI веке, и дарит нам много удобства и эстетического наслаждения. Вот такой емкой историей обладает этот обычный с виду элемент интерьера.
В завершении напомним, что на The Furnish сейчас очень много интересных комодов предлагаются со скидками.
Почему комоды были столь популярны в СССР?
Советская эпоха в истории ознаменована чередой пятилеток, которые во что бы то ни стало нужно было выполнить примерно на год раньше срока. Цифры на бумаге и рапорты о перевыполнении планов были намного важнее, чем реальные факты. Вот и знаменитые «хрущевки» стали продуктом ускоренного решения жилищной проблемы. Но есть и весьма позитивное наследие советского периода…
Комод – обязательный атрибут советской квартиры
Как свидетельствуют фото тех лет, типичная советская квартира выглядела довольно однообразно. Обязательными элементами интерьера гостиной были стол со стульями, диван и телевизор, а в каждой спальне стоял комод. Вследствие ограниченного свободного пространства, места для громоздкой мебели было недостаточно, поэтому каждый предпочитал купить комод. Компактные, и одновременно вместительные, системы хранения почти повсеместно вытесняли гардеробные шкафы и массивные буфеты.
Commode — в переводе с французского означает «удобный». И действительно, низкий шкаф, состоящий из нескольких выдвижных ящиков, расположенных один над другим, позволяет систематизировать хранение различных вещей. Удобство такой мебели заключается в раздельном хранении предметов разного функционального назначения. При этом, внутреннее пространство мебельного изделия используется на 100%, а задача поддерживания порядка максимально упрощается.
Удобный+универсальный
Трудно себе представить более универсальный вид мебели.
Дженифер ТМ MiroMark |
В спальне комоды традиционно используются в тандеме с зеркалом, виртуозно совмещая функции системы хранения и туалетного столика.
В гостиных они обосновались еще более прочно и гармонично. В интерьерах стиля модерн, широкие многосекционные модели небольшой высоты успешно применяются для оформления ТВ зоны. Они отлично заменяют тумбы под телевизор и превосходно смотрятся в комплекте витринами или навесными полками.
Шкафчик KOM 2D3S Лорен ТМ Gerbor |
В классической гостиной — чаще всего комплектуются большим зеркалом, придавая интерьеру элегантности и благородства.
Чикаго Перо рубино ТМ MiroMark |
Говоря о кухне, следует отметить, что это самый популярный модуль в комплектации кухонного гарнитура. Выдвижные ящики невероятно удобны для хранения посуды, столовых приборов, пищевых продуктов и т.д.
Детские комоды – непременный атрибут комнаты ребенка. Модели с пеленатором используются родителями с самых первых дней жизни малыша, а их функциональность заслуживает максимальных оценок. Такие модели очень выручают родителей при уходе за новорожденным, позволяя провести необходимые гигиенические процедуры и регулярный массаж. Впоследствии, когда ребенок подрастет, откидной пеленальный столик используется как дополнительная полочка.
Nova ТМ IndigoWood |
В интерьерах прихожих чаще всего используют узкие комоды, размещая их под зеркалом. В ящиках, как правило, хранятся расчески, ключи, средства по уходу за обувью и другие аксессуары. Тумба для обуви – это особая разновидность комода, в котором выдвижные ящики заменены откидной полочкой. Такая конструкция предусматривает хранение обуви в вертикальном положении, что обеспечивает более рационально использовать свободное пространство.
Разнообразие дизайнерских решений
Ассортимент комодов чрезвычайно разнообразен. В товарном каталоге интернет-магазина МебельОк представлены модели самых разных стилей и направлений дизайна – классические, современные, кантри, Прованс, винтаж, разных размеров, цветов и видов отделки.
2D3S Ричард ТМ Gerbor |
Для их изготовления используют всевозможные материалы – массив дерева, мебельный щит, плиты МДФ и ДСП, натуральный и искусственный ротанг, а также эффектные сочетания металла с деревом. Стоимость материала во многом определяет цену мебельного изделия.
Самый бюджетный вариант – это сделать стильный комод своими руками. В качестве каркаса можно использовать, например, старую этажерку или крашенный стеллаж, а вместо ящиков – специальные контейнеры или обычные картонные коробки.
Комод своими руками |
Немного фантазии – и Ваше творение станет изюминкой интерьера!
новости, уборка, запах, животные, бытовая техника, советы, полезные советы
Говоря о причинах неприятного запаха в доме, первым на ум приходит мусорное ведро или антисанитария в санузле.
Конечно, это многое объясняет, но не в домах, где живут зацикленные на чистоте люди, которым тоже иногда приходится недоумевать о причине происхождения неприятности.
На самом деле проблема может крыться в бытовой технике, а еще в уходе за домашними животными.
Домашние животные
Иногда владельцы кошек и собак, равно как и других питомцев, исправно следят за чистотой домашних туалетов четвероногих, но совершенно забывают о местах их питания и сна.
Фото: PixabayОни тоже могут служить источником неприятного запаха, так как здесь питомцы проводят значительную часть своей жизни.
Чтобы устранить причину, достаточно вооружиться водой с мылом или средствами для чистки тканевых поверхностей. Но в их составе не должно быть агрессивных химикатов, которые могут оставить резкий запах. Также рекомендуется чаще пылесосить и проводить влажную уборку в таких домах.
Стиральная машинка
Если после стирки оставить закрытыми все отсеки стиральной машинки, то из-за высокой влажности внутри нее может начать образовываться плесень.
Если момент упущен и бактерии принялись делать свое дело, то устранить неприятный запах из стиральной машинки можно с помощью уксуса и пищевой соды.
Компоненты нужно смешать в соотношении 1:1 и обработать пораженные участки (чаще всего плесень образуется в лотке для загрузки порошков и ополаскивателей).
Посудомоечная машина
Загрузить машинку как минимум на ½ удается не всегда, особенно если речь идет о малочисленной семье.
Пока грязная посуда будет копиться и ждать своей участи внутри посудомойки, уже за 1 день может образоваться довольно противный запах.
Ситуация может повториться и после завершения цикла мойки, когда техника долгое время стоит с закрытой дверцей. В таком случае специалисты рекомендуют даже запустить прибор еще раз, особенно если посуда простояла в нем пару дней и больше.
Корзина для белья
Источником зловония в этом случае могут стать не только носки, а чистые, но влажные вещи. Если их не постирать в скором времени, то во влажной среде ванной комнаты дело может дойти до образования плесени.
Если не планируете стирать такие вещи, то перед тем как бросить их в корзину с грязным бельем, дайте им сначала высохнуть.
Автор: Игорь Зур
Свет, пролитый на утрату произведений искусства Второй мировой войны
ПУШКИН, Россия —Одна из самых непреходящих загадок Второй мировой войны: где находится великолепная Янтарная комната, некогда украшавшая дворец Екатерины Великой?
Более 50 лет охотники за сокровищами тщетно искали в Европе бесценные янтарные мозаики, вывезенные нацистскими солдатами во время войны. Россияне давно оплакивали потерю драгоценного зала и 18 лет работали над воссозданием того, что они называют «восьмым чудом света».”
В прошлом месяце впервые за более чем полвека были обнаружены две работы, которые, как считается, являются частью исторической комнаты. Оба предмета — каменная мозаика и лакированный деревянный комод — были обнаружены в Германии в руках частных владельцев.
Обрадованные российские искусствоведы уверены, что сокровища подлинные, и надеются, что их скоро вернут в Россию. Но еще больше они надеются, что находка приведет к открытию уникальной Янтарной комнаты, подаренной царю Петру Великому в 1716 году королем Пруссии.
«За всю мировую историю никогда не было ничего подобного этой комнате», — сказал главный реставрационный мастер Александр Крылов. «Вся комната представляла собой гигантское украшение».
Некоторые русские считают не случайным, что каменная мозаика и сундук были обнаружены как раз в тот момент, когда Россия обсуждает, должна ли она вернуть Германии произведения искусства, захваченные в конце войны советскими солдатами. Президент России Борис Н. Ельцин, признавая Германию важным источником иностранной помощи, хочет получить полную свободу действий в переговорах о возвращении части российской коллекции «трофейного искусства» стоимостью 65 миллиардов долларов.
Но многие россияне выступают против возврата Германии каких-либо произведений искусства, рассматривая сокровища как небольшую компенсацию за разрушения, причиненные нацистами во Второй мировой войне. Российский парламент, в котором преобладают коммунисты и националисты, принял закон, объявляющий все оспариваемые произведения искусства российской собственностью и запрещающий их возвращение. Ельцин наложил вето на законопроект, и обе палаты парламента проголосовали за преодоление его вето — впервые для российской демократии. Но Ельцин сказал, что будет оспаривать отмену в Конституционном суде России.
В общей сложности для создания 129 мозаичных панно, составляющих заветную комнату, понадобилось шесть тонн янтаря. Панели из янтаря были установлены в царском летнем дворце в городе Царское Село (позднее переименованном в Пушкин), в 15 милях к югу от Санкт-Петербурга. В дизайн были включены четыре ценные флорентийские мозаики 18-го века из мрамора и оникса. Стратегически расположенные зеркала и позолоченное резное дерево усиливали эффект янтаря в комнате площадью в тысячу квадратных футов с высокими потолками.
«Представьте себе, когда западные лучи солнца вошли в комнату и осветили панели», — сказал Иван П. Саутов, директор дворцового музея. «Говорили, что комната светилась изнутри».
В начале Второй мировой войны Гитлер приказал «вернуть» Янтарную комнату Пруссии — к тому времени уже входившей в состав Германии. По мере продвижения нацистов Советы упаковывали янтарные панели, чтобы отправить их в безопасное место. Но нацисты захватили янтарь и отправили его в Кенигсберг, где он был установлен в немецком замке в 1942 году.
В конце войны Советы наступали на Кенигсберг, и единственным путем отступления для немцев было море.Панели отвезли в подвал замка и снова упаковали для отправки.
Это было последнее сообщение о Янтарной комнате.
*
На протяжении многих лет бесчисленные искатели янтаря обыскивали пещеры, шахты, озера, развалины военного времени и нацистские твердыни, но так и не нашли ключа к его исчезновению. Некоторые подозревают, что незадолго до падения Кенигсберга сокровища были помещены на борт немецкой подводной лодки или корабля, который был торпедирован при попытке к бегству. Другие предполагают, что янтарь был спрятан под Кенигсбергом или в одном из многих секретных бункеров и подземных городов, построенных нацистами.
В 1991 году Ельцин заявил, что знает, где в ГДР зарыта комната. Его заявление вызвало шквал новых раскопок, но он так и не раскрыл секретное место.
Когда в прошлом месяце было сообщено об открытии мозаики и сундука, сначала их встретили с недоверием. Но Саутов, помогавший проверить их подлинность, убежден, что это оригиналы.
Мозаика из мрамора и оникса, сказал он, является одной из четырех флорентийских мозаик, которые висели в Янтарной комнате 200 лет.Эксперты считают, что мозаику украли отдельно от янтарных панно, поскольку немецкие фотографии показывают, что она уже отсутствовала, когда нацисты реконструировали Янтарную комнату в Кенигсберге.
Мозаика была обнаружена у адвоката из Потсдама, Германия, детективами, занимающимися поиском других украденных произведений искусства. Адвокат пытался продать мозаику за 2,5 миллиона долларов от имени клиента, унаследовавшего ее от своего отца — немецкого солдата, приславшего трофей с русского фронта. «50 лет она висела у него дома, — рассказывает Саутов. «Очень вероятно, что владелец не знал истории панели».
Вскоре после находки немецкий реставратор сообщил, что в 1970-х годах он отремонтировал русский лакированный сундук, который соответствовал описанию того, что выставлен в Янтарной комнате. Саутов уверен, что это один из пары сундуков, изготовленных для Янтарной комнаты в 1760-х годах. По его словам, перед нацистским вторжением она была перенесена в подвал дворца и, как и каменная мозаика, вероятно, была отдельно украдена немецким солдатом.
Несмотря на то, что эти две части не дают намека на местонахождение Янтарной комнаты, они впервые за много лет дали россиянам надежду на то, что Восьмое чудо все еще не повреждено. «Все говорит о том, что Янтарная комната где-то существует», — сказал Саутов. «Возможно, эти находки помогут найти всю Янтарную комнату».
В музее «Царское Село» остановлена реконструкция Янтарной комнаты. Как и во многих программах в России, у проекта закончились деньги, и его 20 работникам не получали зарплату в течение года.
После обнаружения мозаики правительство передало музею более тонны изъятого таможенниками янтаря, а премьер-министр Виктор Сергеевич Черномырдин посетил дворец, чтобы заложить дополнительные деньги.
Пока же у Янтарной комнаты и средств на ее реставрацию много общего: никто не может предсказать, когда появится тот или иной из них.
Цифровой архив Wilson Center
25 января 1954 года Президиум ЦК рассмотрел 11 -й пункт повестки дня — вопрос об административном перераспределении Крыма.Вопрос был решен за 15 минут, а соответствующий Указ Президиума Верховного Совета планировалось обнародовать к юбилею. Той зимой исполнилось 300 годовщина воссоединения (так тогда называли объединение) Украины и России. В 1654 г. Казацкая Рада во главе с гетманом Богданом Хмельницким подписала унию левобережной (по отношению к Днепру) Украины с русским царем Алексеем Михайловичем. Правобережная Украина оставалась под протекторатом Польши.
Юбилей отметили с размахом. Переуступка Крыма преподносилась как символ вечной дружбы русского и украинского народов. Следует отметить, что в 1954 году переход Крыма из одной юрисдикции в другую не вызвал никакой реакции общественности. Такого рода решения принимались и раньше, люди к ним привыкли. Например, в 1920-е годы Абхазия была самостоятельной республикой в составе Союза, но позже была преобразована в автономную республику, подчиненную Тбилиси.До 1940 года город Вильно и Виленская область принадлежали Белоруссии, затем город был переименован в Вильнюс и стал столицей Советской Литвы. В 1940 году Карельская АССР была преобразована в Карело-Финскую ССР, а через полтора десятилетия обратно. Все это были крупные изменения, а переводы областей или других территорий из одной области в другую, или из одной республики в другую происходили постоянно, и никого это не заботило, кроме местного самоуправления. Переподчинение Крыма Киеву в 1954 году произошло так же незаметно: поменялись дорожные знаки, Мисхор превратился в Мисхор, город Ялта в город Ялта. Никто не заботился. Таким же ласковым было Черное море и такими же сочными были крымские чебуреки. Кстати, чебуреки — это не русское и не украинское блюдо, а татарское. Как и сам Крым татарский.
Крымская проблема возникла гораздо позже, когда в 1991 году произошли события, которые моему отцу и в страшном сне не снились. Борис Ельцин, президент Российской Федерации, был ослеплен ненавистью к Михаилу Горбачеву, президенту СССР, и, чтобы убрать своего врага из Кремля, Ельцин начал распад Союза; он пожертвовал страной без задней мысли.Вот тогда все и заговорили о территориальных потерях, в первую очередь о Крыме, у которого были Севастополь и Ялта и винные погреба Массандры. Теперь это была чужая страна. Сразу вспомнили о князе Потемкине-Таврическом, который присоединил Крым к Российской империи. Теперь отдать его украинцам было практически преступлением против государства. Не соглашусь, разве что вина почему-то легла на отца. Я также сожалею о потере Крыма, но Крым был не единственным, что потеряла Россия. Есть и Одесса, и Очаков, и Измаил, и Кинбунское Предгорье — это все места, которые когда-то от турок отвоевали Потемкин и Суворов. Но раз голову отрубишь, о волосах не плачешь. Об этих вещах нужно было подумать заранее. Жалоба на это сегодня звучит как старый анекдот: «Давным-давно дедушка перенес комод из одной комнаты своей квартиры в другую и забыл о нем. Много лет спустя бездельник-внук в пьяном угаре продал комнату с комодом первому долго пришедшему.Когда внук протрезвел, то стал придираться к деду: «Старый дурак, если бы ты мебель не передвинул, у меня бы хоть сейчас был комод!»
Это правда, что мой отец выступил с инициативой о присоединении Крыма к Украине. Но это не было задумано как подарок к юбилею; это было только совпадение. Отец руководствовался чисто прагматическими соображениями. Если посмотреть на карту, то видно, что географически и экономически Крым тяготеет к Украине.Более того, он полностью зависит от Украины; нет даже небольшого сухопутного коридора, соединяющего полуостров с Россией.
В конце Великой Отечественной войны, в 1944 году, Сталин возложил бремя Крыма на моего отца. Татарское население было переселено в Среднюю Азию, земля обезлюдела. Сталин приказал заселить Крым соседними украинцами и частично русскими. Ни украинцы, ни русские не хотели переезжать на новое место, поэтому их приходилось уговаривать, а иногда и заставлять.Бремя кормления и снабжения переселенцев всем необходимым легло на Украинскую ССР, которая еще не оправилась от войны. Мой отец руководил работой, как и восстановлением Севастополя. Я уже упоминал об этом специальном приказе Сталина. В то время как отец отвечал за Севастополь, даже Николай Проскуряков, начальник строительства и ставленник моего отца, формально не был его подчиненным. Формально он находился в особом Севастопольском главкоме или тресте в Москве.Это означало, что каждая мелочь должна была проходить через Москву, через Совет Министров РСФСР, где у каждого члена были свои особенности. Иногда самые мелкие детали требовали обращения к союзному правительству или даже к самому Сталину. Отец устал от бюрократической паутины и амбиций и предложил Сталину развязать узлы и вернуть Крым Украине. Сталин отказался. Почему? Я не знаю. Мой отец никогда не говорил мне.
Переехав в 1949 году в Москву, отец забыл о Крыме, даже не ездил туда в отпуск.В те годы он вообще не брал отпуск, разве что один раз, когда Сталин пригласил его к себе на дачу в Сочи.
После смерти Сталина отцу пришлось брать на себя всю страну, включая Украину и Крым. Вопрос о Крыме остро встал при обсуждении строительства каскада ГЭС на Днепре. План состоял в том, чтобы прорыть оросительные каналы от самой нижней из станций; Южно-Украинский канал в Донбасс и Северо-Крымский канал в Крым, естественно.Украинская ССР отвечала за строительство гидроэлектростанций и рытье каналов. Именно тогда новый секретарь партии Украины Кириченко заговорил с моим отцом о Крыме. Он попросил его передать Крым под юрисдикцию Киева, потому что иначе работа пойдет не гладко. Отец вспомнил свои прежние мытарства по Москве и поддержал Кириченко. Севастополь не пострадал и остался под юрисдикцией Москвы как военно-морская база. Но на украинцев Севастополь не повлиял; дела закрытого города не имели к ним никакого отношения.
Примерно в это время подошла 300 -я -я годовщина, поэтому было принято решение помочь строительным работам и сделать приятный подарок к празднику. 19 февраля -го -го года в газетах был опубликован Указ Верховного Совета СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР». А на очередной сессии Верховных Советов России и Украины (специальные сессии по таким мелочам не созывались) проштампованы соответствующие республиканские законы: «Крым сдан.Крым принят».
Российская угроза требует гибких и творческих решений: Вот два предложения
Поскольку Россия продолжает концентрировать более 100 000 военнослужащих у своей границы с Украиной в откровенно угрожающей манере, переговоры на прошлой неделе между официальными лицами США и их российскими коллегами зашли в тупик. Но мы должны продолжать усилия по обезвреживанию того, что может стать величайшей угрозой безопасности Европы после окончания холодной войны.
Россия потребовала гарантий того, что НАТО, альянс времен холодной войны, созданный для противодействия Советскому Союзу, который теперь расширился до 30 членов, не будет расширяться дальше на постсоветское пространство.Более того, Владимир Путин настоял на том, чтобы НАТО отказалась от некоторых своих существующих сил и средств. США и НАТО категорически отвергли эти требования.
На что реально можно было бы рассчитывать в ходе будущих переговоров? У меня есть два предложения – кроме сохранения бдительности, сдерживания и твердости в отношениях с русским самодержцем.
Новые концепции европейской безопасности
Конечно, НАТО не может поддаться давлению со стороны России или предоставить России сферу влияния на ее ранее подчиненных соседей.Любая сделка на предложенных Путиным условиях была бы, конечно, неприемлемой.
Однако, в качестве первого предложения, нам необходимо разработать новые концепции для будущих структур европейской безопасности. В частности, Украина и Грузия не должны быть в НАТО — они не имеют решающего значения для нашей безопасности, находятся очень далеко и их трудно защищать — даже если Россия не сможет принять за них это решение.
Неудивительно, что Россия так болезненно отнеслась к тому, что ей предложили членство (как это произошло в 2008 году, хотя и без точных сроков) в западные организации безопасности.
Новой концепцией будущей европейской безопасности в Восточной Европе будет постоянный нейтралитет Украины, Грузии, Молдовы, Азербайджана и, возможно, других стран. Новая архитектура безопасности потребует, чтобы Россия, как и НАТО, взяла на себя обязательство поддерживать безопасность Украины, Грузии и других государств региона. Россия должна будет вывести свои войска из этих стран поддающимся проверке образом (правда, вопрос Крыма придется доработать, потому что Москва почти наверняка не отдаст этот стратегический полуостров на Черном море обратно Киеву, отдав его Украине в 1950-х годов, а затем вернуть его обратно с его «зелеными человечками» в 2014 году).
История продолжается
Еще от Майкла О’Хэнлона: Парадокс американской мощи: даже когда мы проигрываем, мы выигрываем
Некоторая автономия может быть предоставлена столицам Киеву, Украине и Тбилиси , Грузия, в дружественные России части этих стран, в пределах разумного. По мере всего этого соответствующие санкции, наложенные на Россию из-за ее агрессии против соседей, будут сняты, хотя останутся положения о «откате» на случай, если Москва впоследствии нарушит свои обещания держать руки подальше от этих полностью суверенных и независимых государств.
Во-вторых, НАТО может переосмыслить то, как она проводит крупные военные учения, при условии, что Россия сама возьмет на себя какие-то меры сдерживания. Серия небольших, но более частых учений может быть столь же полезна для боевой готовности.
Сокращение учений
Когда американские войска тренируются дома, они не проводят гигантских учений с десятками тысяч военнослужащих. Они готовятся к учениям с участием сотен или тысяч военнослужащих. Армейские силы завершают свои учебные циклы учениями на уровне бригады в Объединенном учебном центре готовности в Луизиане или Национальном учебном центре в Калифорнии.
Michael O’Hanlon
Боевые группы ВМФ обычно проводят учения с несколькими надводными кораблями или подводными лодками, не более нескольких тысяч моряков одновременно, даже если задействованы авианосец и авиакрыло.
Морские пехотинцы часто тренируются и развертываются в качестве экспедиционных подразделений морской пехоты, насчитывающих в общей сложности около 2200 военнослужащих в форме. ВВС (и авиационные части других служб) обычно проводят учения с участием до нескольких десятков самолетов.
Еще от Майкла О’Хэнлона: Китай определенно находится на подъеме.Но пока не сбрасывайте со счетов американское господство.
У больших учений есть обратная сторона: их необходимо тщательно планировать, чтобы не отставать от графика, поэтому масштабные учения нельзя использовать для проверки способности командиров справляться с неожиданностями. Небольшие упражнения, напротив, могут предоставить достаточную свободу действий, чтобы потребовать реального решения проблемы. Расширяя небольшие учения, Соединенные Штаты и их союзники могут лучше имитировать непредсказуемость войны.
Безусловно, в общении с Путиным нужно твердо стоять.Но в некоторых вопросах мы можем проявлять творческий подход и также должны быть гибкими. Ставки высоки, и этот кризис необходимо смягчить таким образом, чтобы также устранить его первопричины в той мере, в какой мы можем это сделать.
Майкл О’Хэнлон, старший научный сотрудник Института Брукингса и член Совета авторов USA TODAY, является автором книги «Искусство войны в эпоху мира: великая стратегия США и решительная сдержанность». Подпишитесь на него в Твиттере: @MichaelEOHanlon
Вы можете прочитать различные мнения нашего Совета участников и других авторов на главной странице Мнения, в Твиттере @usatodayopinion и в нашем ежедневном информационном бюллетене Мнения.