Изделия из дерева технология 5 класс – План-конспект урока по технологии (5 класс) по теме: План-Конспект урока по технологии 5 класс Тема «Древесина и древесные материалы для изготовления изделий»

Конспект урока по технологии в 5 классе по теме «Этапы создания изделий из древесины «

Урок по теме: Этапы создания изделий из древесины

Цели: изучить с учащимися основные этапы технологического процесса; научить учащихся составлять технологические карты.

Предмет: технология.

Класс: 5.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Проверка домашнего задания.

    1. Устный ответ на вопросы.

  • Какие виды графической документации вы знаете? (Чертёж, эскиз, технический рисунок.)

  • С какой целью на чертеже выполняется несколько видов детали? (Для более полного выявления формы детали.)

  • Какими линиями изображают оси симметрии и размерные линии? (Оси симметрии – штрихпунктирная линия, размерная – сплошная тонкая.)

  • Назовите последовательность чтения чертежа. (Как называется деталь? Из какого материала её изготовляют? В каком масштабе выполнен чертёж? Какие виды содержит чертёж? Чему равны габаритные размеры деталей?)

    1. Работа с классом.

Загадки-стихи

«Для меня резинка, братцы,

Лютый враг!

Не могу я столковаться

С ней никак.

Сделал я кота и кошку –

Красота!

А она прошлась немножко –

Нет кота!

С ней хорошую картинку

Не создашь!» —

Так вовсю ругал резинку… (карандаш).

Он кружит на одной ноге,

Другая пишет по дуге,

Вертясь то в профиль, то анфас,

Всё закругляет он для вас.

Проделав полный оборот,

Закончит там же, где начнёт:

К исходной точке подойдёт

И линию свою замкнёт. (Циркуль.)

На рисунке архитектор, автор проекта. Он возмущён!!! В чём ошибка строителей-исполнителей?

hello_html_79b294fa.jpg

  1. Изучение новой темы.

Для того чтобы изготовить какое-либо изделие, необходимо выполнить ряд действий, то есть пройти ряд этапов.

Прежде всего, надо заранее продумать, из каких материалов будет состоять изделие, какие инструменты и приспособления нужны для этого, на каком оборудовании и рабочем месте возможно изготовить изделие.

Не следует спешить приступать сразу к изготовлению изделия. Иначе можно превратить его в брак – ненужную продукцию. Не зря есть поговорка: «Семь раз отмерь, а один раз отрежь».

Вначале изображают изделие в виде технического рисунка, эскиза или чертежа. Подбирают качественную заготовку из древесины необходимой породы. Заготовкой называют определённых размеров материал, из которого делается деталь. Размечают заготовку, проверяя размеры несколько раз. Затем строгают, пилят, зачищают и отделывают её, превращая в готовую деталь.

Изделия могут состоять из одной или нескольких деталей. Каждая деталь изготавливается из одного куска материала.

Соединённые детали в изделии называют сборочной единицей. Изделие может состоять из одной или нескольких сборочных единиц.

Если изделие состоит из нескольких деталей, то их после изготовления надо подогнать друг к другу и соединить между собой. Соединение деталей в изделие называют сборкой.

Изготовленное изделие необходимо проверить на прочность, испытать. Если обнаружатся какие-то недостатки, то надо найти причины их возникновения и устранить.

Последовательность действий по обработке заготовок и сборке деталей в изделие описывается в технологических картах (табл. 2).

Обработку заготовок осуществляют рабочими инструментами вручную или на станках.

Каждая деталь изготавливается по своему технологическому процессу, который является частью всего производственного процесса по превращению заготовки в деталь или изделие.

Технологический процесс изготовления деталей состоит из ряда технологических операций.

Операцией называют законченную часть технологического процесса, выполняемую на одном рабочем месте или на одном станке. Например, операциями будут являться: выпиливание заготовки на столярном верстаке, сверление в ней отверстий на сверлильном станке, окраска заготовки в специальном помещении.

Операции состоят из переходов и установов (установок) деталей. Переход выполняют на одном рабочем месте или станке одним инструментом.

В технологической карте указывается последовательность выполнения операций, графическое изображение изменяющейся заготовки, применяемые инструменты и приспособления.

В таблице 2 приведена технологическая карта на изготовление кухонной разделочной доски.

Практическая работа

Составление технологической карты на изготовление простейшей детали

    1. Внимательно изучите чертёж детали, которую вы хотите изготовить.

    2. Пользуясь таблицей 2, разработайте технологическую карту на изготовление вашей детали.

    3. Сравните составленную технологическую карту с технологической картой, разработанной для этой же детали вашими одноклассниками.

  1. Закрепление изученного материала.

  • Перечислите этапы создания изделия из древесины.

  • Что такое брак?

  • Для каких целей служат технологические карты?

  • Что называют заготовкой, деталью, сборочной единицей?

  • Что называют технологической операцией?

  1. Подведение итогов урока.

Выставление оценок в журнал и в дневники.

Домашнее задание: подготовить заготовку для изготовления кухонной разделочной доски, материал: фанера или мебельный щит толщиной 10 мм, длина 400 мм (40 см), ширина 250 мм (25 см).

Презентация к уроку по технологии (5 класс) на тему: Презентация 5 класс «Этапы изготовления изделий из древесины»

Слайд 1

Этапы создания изделий из древесины 5 класс Выполнил: учитель технологии МБОУ «Чекмаревская ООШ» Тутов Николай Иванович

Слайд 2

Разметка -нанесение линий контура будущего изделия. Заготовка должна быть размерами чуть большими габаритных размеров детали. Избыточный слой заготовки, подлежащий удалению при последующей обработке режущим инструментом, называется припуском.

Слайд 3

Разметку выполняют карандашом с помощью: Линейки Угольника или малки Циркуля или рейсмуса

Слайд 4

Последовательность разметки: (на примере плоской прямоугольной детали) Выбирают наиболее ровную из двух плоскостей заготовки- базовую пласть

Слайд 5

2. От базовой пласти рейсмусом размечают необходимую толщину заготовки

Слайд 6

3. При помощи рубанка получают ровную кромку- базовую кромку, от которой пойдет дальнейшая разметка 4. По угольнику под прямым углом к базовой кромке карандашом проводят линию на расстоянии примерно 10 мм от торца заготовки

Слайд 7

5. От полученной линии по линейке отмеряют длину детали и отмечают ее карандашом

Слайд 8

6. Прикладывая угольник к базовой кромке и совмещая его с проведенной карандашом отметкой, проводят вторую линию, параллельную первой

Слайд 10

9. Размеры имеющегося в детали выреза размечают с помощью угольника

Слайд 11

Строгание древесины – обработка заготовки до нужного размера и создания на ней ровных и гладких поверхностей.

Слайд 12

Строгальные инструменты.

Слайд 13

Закрепление заготовки. Обрабатываемую деталь крепят на верстаке, зажимая или заклинивая между упором и клином так, чтобы сострагиваемая сторона была направлена вверх.

Слайд 14

Контроль качества строгания Контроль качества строгания осуществляется с помощью линейки или угольника на просвет.

Слайд 15

Правила техники безопасности при строгании. 1. Надежно закреплять заготовку на верстаке. 2. Работать рубанком с хорошо заточенным ножом. 3. Не проверять руками остроту лезвия и качество обработки поверхности. 4. Очищать строгальные инструменты от стружки только при помощи деревянного клина. 5. Инструменты для строгания класть на верстак только на бок лезвиями ножа от себя .

Слайд 16

Операция пиление. Пиление — это резание древесины пилами с целью разделения ее на части. Пилением раскраивают доски на заготовки, разрезают детали по длине, выпиливают криволинейные заготовки, а также нарезают шипы и проушины. Пила — это металлическая лента с нарезанными на ней с одной стороны зубьями. Выполняют пиление ручным пилящим инструментом- это пила.

Слайд 17

Виды пиления По направлению разрезания волокон различают поперечное, продольное и смешанное пиление. При поперечном пилении направление реза (пропила) перпендикулярно волокнам. При продольном пилении — параллельно волокнам. При смешанном пилении — направлено под углом к ним.

Слайд 18

Виды пил

Слайд 19

Назначение инструментов для пиления Виды ножовок и специальных пил Назначение Внешний вид Широкая Поперечное грубое пиление Узкая (курковая) Сквозное пропиливание на плоскости и криволинейное пиление Обушковая (прорезная) Чистовое запиливание неглубоких пропилов и подгонка изделий при сборке Наградка (полотно из обрезков старых пил) Неглубокое пропиливание пазов

Слайд 20

Правила техники безопасности при пилении Надежно закреплять заготовку при пилении. Пользоваться упорами, стуслом и другими приспособлениями. Пилить только исправной, остро заточенной пилой. Не допускать перекоса пилы при пилении. Не делать резких движений пилой. Не держать левую руку близко к полотну пилы. Класть пилу на верстак зубьями от себя. Не сдувать опилки и не сметать их рукой. Пользоваться только щеткой.

Слайд 21

Зачистка – столярная операция , заключающаяся в выравнивании поверхности путем удаления неровностей и заусенец

Слайд 22

Очень важно следить при опиливании и зачистке деревянных поверхностей за рабочей позой, положением ног и рук, корпус необходимо держать прямо

Слайд 23

Шлифовальная шкурка Столярные изделия обычно зачищают шлифовальной шкуркой, которую выпускают в рулонах и листах различных размеров – мелкозернистую и крупнозернистую. Чем ниже номер, тем меньше размер зерна.

Слайд 24

Виды и способы отделки изделий из древесины

Слайд 25

Под отделкой изделий из древесины понимают все способы обработки поверхности древесины направленные на улучшение ее внешнего вида и защиту изделия от воздействий окружающей среды

Слайд 26

Полировочные пасты Отделка изделий из древесины Отделка Лаками Прозрачная Непрозрачная Красками Эмалями Олифой Декоративная Имитация под дорогие породы древесины Роспись по дереву Инкрустация Аппликация Художественное выжигание Резьба по дереву Воском

Слайд 27

Требования к отделке: Под слоем лака текстура древесины не должна теряться При окрашивании(морении) текстура древесины не должна уничтожаться Отделанная поверхность должна быть однородной, не допускаются потеки и пятна Отделка должна быть устойчивой к воздействию окружающей среды

Слайд 28

Подготовка поверхности к отделке На поверхности древесины не должно быть загрязнений, жиров, смолы. Виды подготовки поверхности к отделке: Обессмоливание Отбеливание Удаление ворса

Слайд 29

Лакирование – покрытие поверхности лаками Лаками называют жидкие растворы пленкообразующих веществ в органических растворителях, способные образовывать твердое блестящее или матовое покрытие

Слайд 30

Основные виды лаков Спиртовые лаки хорошо полируются, но недостаточно тверды, несветостойки. Нитроцеллюлозные (нитролаки) образуют быстро сохнущую, твердую и прочную пленку. Масляные лаки образуют прочную, эластичную, атмосферостойкую пленку с характерным жирным блеском, но долго сохнут.

Слайд 31

Крашение древесины применяют для того, чтобы скрыть дефекты древесины или имитировать ценные породы

Слайд 32

Виды красок Малярный клей и пигмент Олифа и пигмент Лак и пигмент Вода и пигмент Клеевая Масляная Эмаль Водоэмуль- сионная Пигмент — красящее вещество – придает раствору определенный оттенок Лак — пленкообразующие вещества (смолы) в органических растворителях Олифа – льняное или конопляное масло нагретое до температуры 275 С

Слайд 33

Инструменты Валик Кисточки Шпатели

Слайд 34

ПТБ при выполнении отделки изделий из древесины Нельзя сдувать шлифовальную пыль с изделия Нельзя вдыхать растворы морилки, клея, лака, растворитель Необходимо оберегать открытые участки тела от попадания на кожу лака. Лучше пользоваться резиновыми перчатками После работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом

Презентация к уроку по технологии (5 класс) на тему: Презентация «Этапы создания изделий из древесины», 5 класс

Слайд 1

Этапы создания изделий из древесины 5 класс

Слайд 2

Разметка -нанесение линий контура будущего изделия. Заготовка должна быть размерами чуть большими габаритных размеров детали. Избыточный слой заготовки, подлежащий удалению при последующей обработке режущим инструментом, называется припуском.

Слайд 3

Разметку выполняют карандашом с помощью: Линейки Угольника или малки Циркуля или рейсмуса

Слайд 4

Последовательность разметки: (на примере плоской прямоугольной детали) Выбирают наиболее ровную из двух плоскостей заготовки- базовую пласть

Слайд 5

2. От базовой пласти рейсмусом размечают необходимую толщину заготовки

Слайд 6

3. При помощи рубанка получают ровную кромку- базовую кромку, от которой пойдет дальнейшая разметка 4. По угольнику под прямым углом к базовой кромке карандашом проводят линию на расстоянии примерно 10 мм от торца заготовки

Слайд 7

5. От полученной линии по линейке отмеряют длину детали и отмечают ее карандашом

Слайд 8

6. Прикладывая угольник к базовой кромке и совмещая его с проведенной карандашом отметкой, проводят вторую линию, параллельную первой

Слайд 10

9. Размеры имеющегося в детали выреза размечают с помощью угольника

Слайд 11

Строгание древесины – обработка заготовки до нужного размера и создания на ней ровных и гладких поверхностей.

Слайд 12

Строгальные инструменты.

Слайд 13

Закрепление заготовки. Обрабатываемую деталь крепят на верстаке, зажимая или заклинивая между упором и клином так, чтобы сострагиваемая сторона была направлена вверх.

Слайд 14

Контроль качества строгания Контроль качества строгания осуществляется с помощью линейки или угольника на просвет.

Слайд 15

Правила техники безопасности при строгании. 1. Надежно закреплять заготовку на верстаке. 2. Работать рубанком с хорошо заточенным ножом. 3. Не проверять руками остроту лезвия и качество обработки поверхности. 4. Очищать строгальные инструменты от стружки только при помощи деревянного клина. 5. Инструменты для строгания класть на верстак только на бок лезвиями ножа от себя .

Слайд 16

Операция пиление. Пиление — это резание древесины пилами с целью разделения ее на части. Пилением раскраивают доски на заготовки, разрезают детали по длине, выпиливают криволинейные заготовки, а также нарезают шипы и проушины. Пила — это металлическая лента с нарезанными на ней с одной стороны зубьями. Выполняют пиление ручным пилящим инструментом- это пила.

Слайд 17

Виды пиления По направлению разрезания волокон различают поперечное, продольное и смешанное пиление. При поперечном пилении направление реза (пропила) перпендикулярно волокнам. При продольном пилении — параллельно волокнам. При смешанном пилении — направлено под углом к ним.

Слайд 18

Виды пил

Слайд 19

Назначение инструментов для пиления Виды ножовок и специальных пил Назначение Внешний вид Широкая Поперечное грубое пиление Узкая (курковая) Сквозное пропиливание на плоскости и криволинейное пиление Обушковая (прорезная) Чистовое запиливание неглубоких пропилов и подгонка изделий при сборке Наградка (полотно из обрезков старых пил) Неглубокое пропиливание пазов

Слайд 20

Правила техники безопасности при пилении Надежно закреплять заготовку при пилении. Пользоваться упорами, стуслом и другими приспособлениями. Пилить только исправной, остро заточенной пилой. Не допускать перекоса пилы при пилении. Не делать резких движений пилой. Не держать левую руку близко к полотну пилы. Класть пилу на верстак зубьями от себя. Не сдувать опилки и не сметать их рукой. Пользоваться только щеткой.

Слайд 21

Зачистка – столярная операция , заключающаяся в выравнивании поверхности путем удаления неровностей и заусенец

Слайд 22

Очень важно следить при опиливании и зачистке деревянных поверхностей за рабочей позой, положением ног и рук, корпус необходимо держать прямо

Слайд 23

Шлифовальная шкурка Столярные изделия обычно зачищают шлифовальной шкуркой, которую выпускают в рулонах и листах различных размеров – мелкозернистую и крупнозернистую. Чем ниже номер, тем меньше размер зерна.

Слайд 24

Виды и способы отделки изделий из древесины

Слайд 25

Под отделкой изделий из древесины понимают все способы обработки поверхности древесины направленные на улучшение ее внешнего вида и защиту изделия от воздействий окружающей среды

Слайд 26

Полировочные пасты Отделка изделий из древесины Отделка Лаками Прозрачная Непрозрачная Красками Эмалями Олифой Декоративная Имитация под дорогие породы древесины Роспись по дереву Инкрустация Аппликация Художественное выжигание Резьба по дереву Воском

Слайд 27

Требования к отделке: Под слоем лака текстура древесины не должна теряться При окрашивании(морении) текстура древесины не должна уничтожаться Отделанная поверхность должна быть однородной, не допускаются потеки и пятна Отделка должна быть устойчивой к воздействию окружающей среды

Слайд 28

Подготовка поверхности к отделке На поверхности древесины не должно быть загрязнений, жиров, смолы. Виды подготовки поверхности к отделке: Обессмоливание Отбеливание Удаление ворса

Слайд 29

Лакирование – покрытие поверхности лаками Лаками называют жидкие растворы пленкообразующих веществ в органических растворителях, способные образовывать твердое блестящее или матовое покрытие

Слайд 30

Основные виды лаков Спиртовые лаки хорошо полируются, но недостаточно тверды, несветостойки. Нитроцеллюлозные (нитролаки) образуют быстро сохнущую, твердую и прочную пленку. Масляные лаки образуют прочную, эластичную, атмосферостойкую пленку с характерным жирным блеском, но долго сохнут.

Слайд 31

Крашение древесины применяют для того, чтобы скрыть дефекты древесины или имитировать ценные породы

Слайд 32

Виды красок Малярный клей и пигмент Олифа и пигмент Лак и пигмент Вода и пигмент Клеевая Масляная Эмаль Водоэмуль- сионная Пигмент — красящее вещество – придает раствору определенный оттенок Лак — пленкообразующие вещества (смолы) в органических растворителях Олифа – льняное или конопляное масло нагретое до температуры 275 С

Слайд 33

Инструменты Валик Кисточки Шпатели

Слайд 34

ПТБ при выполнении отделки изделий из древесины Нельзя сдувать шлифовальную пыль с изделия Нельзя вдыхать растворы морилки, клея, лака, растворитель Необходимо оберегать открытые участки тела от попадания на кожу лака. Лучше пользоваться резиновыми перчатками После работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом

Презентация к уроку по технологии (5 класс): Презентация: «Древесина и древесные материалы для изготовления изделий», 5 класс, технология

Слайд 1

Древесина и древесные материалы для изготовления изделий Автор: Арсентьева Н.В. Учитель технологии ГБОУ СОШ № 539 Санкт-Петербург

Слайд 2

Древесину как строительный и конструкционный материал получают из стволов деревьев. При выборе заготовок необходимо учитывать породу и строение древесины. Мы уже знаем что дерево имеющее листву называется «лиственным», А имеющую хвой «хвойными». Растущее дерево состоит из кроны(сучьев, ветвей и листьев(хвои)). 1. Строение дерева

Слайд 3

Ствол дерева

Слайд 4

1. Сердцевина- Рыхлый и мягкий центр ствола дерева. 2. Годичные кольца- основная внутренняя часть ствола состоящая из множества колец. 3. Ядро-располагается вокруг сердцевины. 4. Заболонь-молодой слой древесины находящийся под корой.

Слайд 5

5. Камбий-находится под корой дерева. За каждый год ствол со стороны камбия прирастает на 1 кольцо. 6. Лубяной слой-внутренний слой коры, живой, служит проводником питательных веществ. 7. Пробковый слой-наружный слой коры, мёртвый.

Слайд 6

При изучении строения древесины различают 3 основных разреза 1.Торцовый. — Проходит поперёк волокон древесины. 2. Радиальный . — Проходит через середину ствола. Он параллелен волокнам. 3. Тангенциальный . – проходит не по середине. 1 3

Слайд 7

2. Порода древесины Определяется по: принадлежности(лиственные, хвойные), запаху, текстуре, твёрдости и цвету.

Слайд 8

Если разрезать древесину волокон то на плоскости разреза будет виден рисунок (текстура). Красивая поверхность имеет богатый рисунок, к примеру орех. В России красивую текстуру имеет: дуб, ясень, карельская берёза, а также породы красного дерева, растущие в Африке, Америке и Австралии.

Слайд 9

3. Пиломатериалы При распиливании стволов деревьев поперечном направлении получают брёвна, а в продольном различные «пиломатериалы»: брусья, бруски, доски, пластины, четвертины, обапол, пласть , кромка, торец и ребро.

Слайд 10

Брус . – Пиломатериал толщиной и шириной более 100 мм. Если брус опилен с двух сторон, то его называют двухкантным , а если с четырёх сторон – то четырёхкантным . Четырёхкантный брус Двухкантный брус

Слайд 11

Брусок. – пиломатериал толщиной менее 100 мм и шириной менее двойной толщины.

Слайд 12

Доска. – пиломатериал толщиной не более 100 мм и шириной более двойной толщины

Слайд 13

Пластина. – продольное распиливание бревна на пополам

Слайд 14

Четвертина. – продольное распиливание бревна на четыре части.

Слайд 15

Пласть . – широкая плоскость пиломатериала. Кромка. – узкая плоскость пиломатериала. пласть кромка

Слайд 16

Торец. – поперечный разрез пиломатериала торец

Слайд 17

Ребро. – линия пересечения плоскостей пиломатериала. ребро

Слайд 18

4. Конструкционные материалы Конструкционные древесные материалы это: шпон, фанера, древесностружечные и древесноволокнистые плиты. Их так называют потому, что из них можно строить конструкции изделий.

Слайд 19

Фанера. – прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается, хорошо гнётся и обрабатывается. Её применяют в строительстве домов, изготовления мебели. Машиностроении и даже в самолётостроение. Фанера состоит из лущёного шпона.

Слайд 20

Лущёный шпон. – применяется для изготовления изделий из гнутоклеёной древесины(стулья, ножки столов, хоккейных клюшек). Его получают срезанием широкой стружки с вращающегося бревна на лущильном станке. Бревно, как рулон, раскатывается в ленту шпона. Ленту шпона разрезают на квадратные листы, которые потом высушивают в сушилке. Затем листы намазывают клеем, накладывают друг на друга и склеивают под прессом. Так получается фонера .

Слайд 21

Древесностружечные плиты(ДСП) – получают путём одновременного прессования и склеивания измельчённой древесины(стружка, опилки). Они прочны, почти не коробятся, хорошо обрабатываются режущими инструментами. Из ник делают мебель, двери и пол. Однако они выделяют вредные(токсичные) вещества. Поэтому их не желательно применять в жилих помещениях.

Слайд 22

Древесноволокнистые плиты(ДВП)( оргалит ) – получают прессованием в виде листов пропаренной и измельчённой древесной массы. Они имеют серый цвет, ровные и гладкие поверхности, хорошо гнутся. Применяют для внутренней отделки помещений: облицовывания стен, полов, потолков а также для изготовления мебели и дверей. Существенным недостатком фанеры, ДСП и ДВП является то, что под действием воды и влаги фонера расслаивается, а плиты разбухают, теряют прочность и рассыпаются.

Слайд 23

Спасибо за внимание! Берегите дерево!

План-конспект урока по технологии (5 класс) по теме: План-Конспект урока по технологии 5 класс Тема «Древесина и древесные материалы для изготовления изделий»

План-Конспект урока

по технологии 5 класс

Составитель: учитель технологии ГБОУ СОШ №134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга им. С. Дудко

Жуматаева Галина Леонидовна

Тема «Древесина и древесные материалы для изготовления изделий»

Цель: ознакомить учащихся со значением древесины как конструкционного материала в народном хозяйстве страны, ее породами, строением, основными видами пороков и применением, научить определять по внешнему виду образцов древесные породы и виды пороков.

Ход урока:

I. Вводная часть.

1. Закрепление пройденного материала.

Вопросы для повторения

1.Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота. (Заготовки)

2.Как называется изучаемая нами дисциплина? (Технология)

3.Основание верстака — это (подверстачье)

4.Он может быть режущим и измерительным. (Инструмент)

5.Профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины. (Столяр)

6.Служит для закрепления заготовок. (Зажим)

7.Деревянные брусочки, пред назначенные для упора заготовок (Клинья)

2. Сообщение цели урока

II. Изложение нового программного материала.

Древесину как строительный и конструкционный материал получают из стволов деревьев. При выборе заготовок для изготовления различных изделий необходимо учитывать породу древесины  и ее строение. Из уроков природоведения вы знаете, что деревья, имеющие листву, называют лиственными породами, а имеющие хвою- хвойными. К лиственным породам относятся: береза, осина, липа, ольха и др.  Хвойными породами являются: сосна, ель, кедр, пихта и др..

 Растущее дерево состоит из кроны (сучьев, ветвей, листьев или хвои), ствола и корней.

Ствол дерева имеет более толстую часть у основания и более тонкую — вершинную. Поверхность ствола покрыта корой. Кора — «одежда» для дерева, состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего — лубяного. Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой — проводник соков, питающих дерево. Древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца.

Что по ним можно узнать?

Можно определить возраст дерева. Рыхлый и мягкий центр дерева — сердцевина. От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевидные лучи. Они служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева Камбий  — тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только в результате деятельности камбия происходит образование новых клеток. «Камбий» — от латинского «обмен» (питательными веществами).

        Для изучения строения древесины различают три основных разреза ствола. Разрез, проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, называют торцевым. Он перпендикулярен годичным кольцам и волокнам. Разрез, проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным. Он параллелен годичным слоям и волокнам. Тангенциальный разрез проходит параллельно сердцевине ствола и удален от нее на некоторое расстояние.

        Породы древесины определяют по их следующим характерным Признакам; текстуре, запаху, твердости, цвету.

Текстурой древесины называют рисунок на ее поверхности, образованный в результате распила  годичных колец и волокон. О красивой поверхности древесины говорят, что она имеет богатую текстуру. Например, древесина грецкого или маньчжурского ореха имеет коричневые и серые цвета самых разнообразных оттенков, она высоко ценится при изготовлении из нее мебели. Особо ценную текстуру образуют непроросшие почки (глазки) на поверхности карельской березы. Красивые текстуры имеют дуб, ясень, а также растущие в Африке, Америке Австралии породы красного дерева, дающие древесину  красного цвета различных оттенков. Такие ценные породы древесины строгают на тонкие листы (шпон), которые наклеивают на ценные изделия.

        Переходим к рассмотрению пиломатериалов и древесных материалов.

При продольной распиловке стволов деревьев на лесопильных рамах получают различные пиломатериалы: брусья , бруски, доски, пластины, четвертины и горбыли  

Пиломатериалы имеют следующие элементы: пласть, кромка, торец, ребро.

В качестве конструкционного материала широко применяют фанеру.

Как ее получают?

Путем наклеивания друг на друга трех и более тонких листов древесины — шпона. Шпон в переводе с немецкого — «щепка». Шпон срезают (лущат) острым ножом специального лущильного станка при вращении бревна длиной около 2,0 м. При этом бревно, как рулон, раскатывается в ленту шпона. Ленту шпона разрезают на квадратные листы, которые высушивают в сушилках, намазывают клеем и укладывают друг на друга так, чтобы направление волокон в них было перпендикулярно друг другу. Листы склеивают под прессом. Так получают фанеру.

Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается, хорошо гнется и обрабатывается.

Где ее применяют?

В строительстве, при изготовлении мебели, в машиностроении, самолетостроении.

Вы, наверное, слышали слово ДСП, а что это значит?

Древесностружечные плиты. Их получают путем прессования и склеивания измельченной древесины в виде стружек, опилок, древесной пыли. Плиты изготавливают толщиной около 10-26 мм. Они прочны, почти не коробятся, хорошо обрабатываются режущими инструментами.

Что из них изготавливают?

Мебель, двери, перегородки, стены, полы. Однако с течением времени они выделяют вредные для здоровья вещества, поэтому их нежелательно применять в жилых помещениях

А что такое ДВП?

Древесноволокнистые плиты. Их прессуют в виде листов из пропаренной и измельченной до отдельных волокон древесной массы. Они имеют приятный серый цвет, ровные поверхности, гнутся, как и фанера. Применяют их для внутренней отделки помещений: облицовывания стен, потолков, полов, в производстве мебели, дверей.

 В чем общий недостаток фанеры, ДСП и ДВП?

Они боятся сырости.

Ш. Практическая часть

1.Учащиеся пробуют определить породы древесины по образцам, рассматривают образцы пиломатериалов, фанеры, ДСП и ДВП.

Проверяют, легко ли обрабатываются образцы каким-либо инструментом (напильником, ножовкой и другими).

IV. Заключительная часть.

Подвести итоги урока, отметить наиболее активных учащихся во время обсуждения материала.

Домашнее задание

Прочитать учебный материал стр.40-45

Подобрать древесину и охарактеризовать принадлежность ее к определенной породе, данные записать в тетрадь.

Определить по образцу вид пиломатерала, назвать его элементы.

 

Этапы создания изделий из древесины.»

Сценарии урока

Раздел программы: Технология обработки древесины. Элементы машиноведения.

Тема урока: Этапы создания изделий из древесины.

Класс: 5

Трудовое задание (объект труда): составление технологической карты.

Время работы: 45 минут

Образовательные цели урока: учащиеся должны освоить следующие понятия:

1. Рассказать учащимся об этапах создания изделия из древесины.

2. Ознакомить учащихся с тем, что такое «брак».

3. Рассказать учащимся, что называют технологическим переходом.

4. Рассказать учащимся, для каких целей служат технологические карты.

5. Ознакомить учащихся с понятием «деталь» сборочной единицы.

Развивающие цели урока:учащиеся должны овладеть следующими видами действий:

1. Уметь делить процесс создания изделия из древесины на этапы.

2. Уметь владеть понятием «брак».

3. Учиться соблюдать технологический переход.

4. Уметь составлять технологические карты.

5. Уметь оперировать понятием «деталь» сборочной единицы.

Воспитательные цели урока: убедить учащихся в том, что:

1. Что важно научиться процессу изготовления изделия из древесины на этапы.

2. Что необходимо иметь представление о том, что такое «брак».

3. Что при создании изделия нужно соблюдать технологический переход.

4. Что необходимо составлять технологические карты.

5. Что важно уметь оперировать понятием «деталь» сборочной единицы.

Тип урока: Изучение нового материала.

Основной метод ведения урока: Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод.

Оборудование:

— линейка;

— карандаш;

— режущие инструменты;

Литература:

Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 5 класса /под ред. В.Д.Симоненко – Издательство Брянского пед. университета. – Брянск, 1995.

Место проведения: Учебные классы.

План урока.

Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих.

Мотивационный этап.

Для того чтобы изготовить какое-либо изделие необходимо выполнить ряд действий, то есть пройти ряд этапов.

Надо заранее продумать, из каких материалов будет состоять изделие, какие инструменты нужны для этого, на каком оборудовании и рабочем месте, возможно, изготовить изделие.

Тема и цели урока.

Итак, тема сегодняшнего урока «Этапы создания изделий из древесины», обратите внимание на доску, где она записана.

Сегодня мы с вами изучим этапы создания изделий из древесины и научимся составлять технологическую карту.

Этап актуализации знаний.

Вопрос: Кто знает, что такое «брак»?

Ответ: Брак – ненужная продукция, выполненная вследствие неправильного изготовления изделия. Поэтому, не спешите приступать сразу к изготовлению изделия.

Вопрос: Кто может сказать, что называют «заготовкой»?

Ответ: Заготовкой – называют определенных размеров материал, из которого делается деталь.

Изучение нового материала.

Чтобы приступить к изготовлению изделия вначале изображают изделие в виде технического рисунка, эскиза или чертежа. Подбирают качественную заготовку из древесины необходимой породы. Размечают заготовку, проверяя размеры несколько раз, Затем строгают, пилят, зачищают и отделывают ее, превращая в готовое изделие.

Вопрос: Что называют «сборкой»?

Ответ: Сборкой называют соединение деталей в изделие.

Если изделие состоит из нескольких деталей, то их после изготовления надо подогнать друг другу и соединить между собой. Изготовленное изделие необходимо проверить на прочность, испытать. Если обнаружатся какие-то недостатки, то надо найти причины их возникновения и устранить.

Последовательность действий по обработке заготовок и сборке их в изделие описывается в специальных инструкционных и технологических картах. Изделия могут состоять из одной или из нескольких деталей. Каждая деталь изготавливается из одного куска материала.

Вопрос: Кто может сказать, что называют «сборочной единицей»?

Ответ: Сборочной единицей называют соединение деталей в изделие.

Изделие может состоять из одной или нескольких сборочных единиц. Обработку деталей осуществляют рабочими инструментами вручную или на станках. Каждая деталь изготавливается по своему технологическому процессу, который является частью всего производственного процесса по превращению заготовки в деталь или изделие.

Технологический процесс изготовления деталей состоит из ряда технологических переходов (операций).

Вопрос: Что называют «технологическим переходом»?

Ответ: Технологическим переходом называют законченную часть технологического процесса, выполняемую на одном рабочем месте.

Например, переходами будут являться: выпиливание заготовки на столярном верстаке, окраска заготовки в лакокрасочном помещении.

Процесс изготовления записывается в виде технологической карты, в которой указывается последовательность переходов, графическое изображение изменяющейся заготовки и применяемые инструменты и приспособления.

Теперь рассмотрим технологию изготовления кухонной разделочной доски. Возьмем наиболее простое изделие для освоения техники составления технологической карты.

Вопрос: Ребята, кто знает, с чего начинается творческая работа по изготовлению любого изделия?

Ответ: Творческая работа по изготовлению любого изделия начинается с выбора заготовки.

Вопрос: Из каких материалов можно изготовить разделочную доску?

Ответ: Материалом для заготовки разделочной доски может быть фанера или доска толщиной 10…12 мм, так как разделочная доска должна быть легкой и экологически чистой. На данной заготовке размещается контур изделия по шаблону.

Вопрос: Кто знает, что является следующим этапом при изготовлении разделочной доски?

Ответ: Следующим этапом является выпиливание контура изделия.

Затем следует наколоть шилом центр отверстия. Высверлить его.

hello_html_74ebf5d9.png

Вопрос: Что следует сделать при окончательной обработке при изготовлении кухонной разделочной доски?

Ответ: Окончательным этапом данной работы является зачистка изделия, скругление острой кромки и углов.

Ребята, посмотрите технологическую карту изготовления кухонной разделочной доски, изображенной в таблице 1.

Этап применения новых знаний, умений, навыков и способов действий.

1. Внимательно изучите чертеж детали, которую вы хотите изготовить.

2. Пользуясь таблицей 1 разработайте технологическую карту на изготовление вашей детали.

3. Сравните составленную технологическую карту с технологической картой, разработанной для этой детали вашими одноклассниками.

Домашнее задание.

Прочитать и изучить §8. Стр. 38 – 40. Ответить на вопросы в конце параграфа и разработать технологическую карту на изготовление своей детали.

Подведение итогов урока.

Ребята сегодня мы с вами познакомились с этапами создания изделий из древесины и научились составлять технологическую карту.

Спасибо за внимание…

Таблица 1

Технологическая карта

Изготовление кухонной разделочной доски

п.п.

Последователь-

ность выполне-

ния переходов

Графическое изображение

Инструменты и приспособления

1

Выбрать заготовку из доски или фанеры толщиной 10…12 и разметить контур изделия по шаблону

hello_html_59197ba6.pnghello_html_m1139e1fd.pnghello_html_m49aa2abb.pnghello_html_m40498b24.pnghello_html_m3ab099b9.pnghello_html_m5d64b028.pnghello_html_m36dfd4ad.pnghello_html_m4536c50b.pnghello_html_4eb88c4e.pnghello_html_m69943f45.png

Шаблон, карандаш

2

Выпилить контур изделия

hello_html_m1139e1fd.pnghello_html_69aa43f9.pnghello_html_m3151214.pnghello_html_4ea11e75.pnghello_html_77f35d4e.pnghello_html_m54c1c6a8.pnghello_html_7bcf197c.pnghello_html_4eb88c4e.pnghello_html_76dc4dcc.png

Ножовка столярный верстак

3

Наколоть шилом центр отверстия, высверлить отверстие.

hello_html_71131769.pnghello_html_m200f337.pnghello_html_m3aeb5528.pnghello_html_m5bc60ba7.pnghello_html_69793085.pnghello_html_m4c117ea2.pnghello_html_452de4ef.pnghello_html_m559cf75b.png

Шило, сверло, коловорот или дрель

4

Зачистить изделие, скруглить острые кромки и углы

hello_html_1c1ebab2.png

Верстак, шлифовальная колодка, тиски.

 

Конспект урока на тему «Древесина» 5 класс

Тема: Древесина 5 класс Дата: 11.09.17

Цель:

Обучающая: Раскрыть понятия дерево и древесина., ознакомить с различными породами деревьев и их применением, ознакомить с породами древесины, обучить распознавать породы древесины по текстуре

Воспитательная: Воспитывать экологическое отношение к природе

Развивающая: Развивать кругозор в применении древесины в с/х целях

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

Предметные

Знать виды пород древесины. Их свойства и область применения. Уметь распознавать породы древесины по текстуре

Метапредметные

уметь выполнять задания учителя согласно установленным правилам, слушать учителя и вести диалог

Личностные

проявлять интерес к теме урока, готовность к проектированию изделий из древесных материалов, уметь осуществлять поиск необходимой информации;

Межпредметные связи: биология

Оборудование: компьютер, электронное приложение к учебнику УМК (Технология. Технический труд 5 класс) проектор, образцы пород древесины

Ход урока:

  1. Организационный момент (2 мин)

Приветсвие, проверка готовности к уроку, отмечание отсутствующих

  1. Актуализация необходимых знаний (2 мин)

Задает вопросы по теме прошлого занятия, чтоб определить пробел в знаниях обучающихся

  1. Мотивация познавательной деятельности ( 1 мин)

Сегодня на уроке мы с вами изучим:

·       Текстура древесины и ее использование.

·       Основные породы древесины и особенности обработки данных пород.

·       Применение древесины в народном хозяйстве. 

А также научимся на практике  определять породы и пороки древесины, экономно расходовать данный материал.

  1. Организация познавательной деятельности (10 мин)

Древесину как строительный и конструкционный материал получают из стволов деревьев. При выборе заготовок для изготовления различных изделий необходимо учитывать породу древесины  и ее строение. Из уроков природоведения вы знаете, что деревья, имеющие листву, называют лиственными породами, а имеющие хвою- хвойными. К лиственным породам относятся: береза, осина, липа, ольха и др.  Хвойными породами являются: сосна, ель, кедр, пихта и др..

  Растущее дерево состоит из кроны (сучьев, ветвей, листьев или хвои), ствола и корней.

Ствол дерева имеет более толстую часть у основания и более тонкую — вершинную. Поверхность ствола покрыта корой. Кора — «одежда» для дерева, состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего — лубяного. Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой — проводник соков, питающих дерево. Древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца.

Что по ним можно узнать?

Можно определить возраст дерева. Рыхлый и мягкий центр дерева — сердцевина. От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевидные лучи. Они служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева Камбий  — тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только в результате деятельности камбия происходит образование новых клеток. «Камбий» — от латинского «обмен» (питательными веществами). (эл.уч. стр. 1)

        Для изучения строения древесины различают три основных разреза ствола. Разрез, проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, называют торцевым. Он перпендикулярен годичным кольцам и волокнам. Разрез, проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным. Он параллелен годичным слоям и волокнам. Тангенциальный разрез проходит параллельно сердцевине ствола и удален от нее на некоторое расстояние. (эл.уч. стр. 2)

        Породы древесины определяют по их следующим характерным Признакам; текстуре, запаху, твердости, цвету.

Текстурой древесины называют рисунок на ее поверхности, образованный в результате распила  годичных колец и волокон. О красивой поверхности древесины говорят, что она имеет богатую текстуру. Например, древесина грецкого или маньчжурского ореха имеет коричневые и серые цвета самых разнообразных оттенков, она высоко ценится при изготовлении из нее мебели. Особо ценную текстуру образуют непроросшие почки (глазки) на поверхности карельской березы. Красивые текстуры имеют дуб, ясень, а также растущие в Африке, Америке Австралии породы красного дерева, дающие древесину  красного цвета различных оттенков. Такие ценные породы древесины строгают на тонкие листы (шпон), которые наклеивают на ценные изделия.

Работа с электронным приложением к учебнику

Практическая работа (25 мин)

  1. Инструктаж по ТБ № 047

  2. Определение пород дресины по образцам

  3. Оформление работы

ПОРОДА

ЦВЕТ

ТЕКСТУРА

СВОЙСТВА

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.        

Сосна

  

2.    

Липа

    

    

3.    

Берёза 

   

  

4.    

Дуб

   

Характеристики пород деревьев

ПОРОДА

ЦВЕТ

ТЕКСТУРА

СВОЙСТВА

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.   

Сосна

Красноватый

Мягкая, смолистая

хорошо режется    

Окна, двери, полы, ящики

2.    

Ель

Белый, с желтоватым оттенком   

Мягкая. Сучковатая.

Не коробиться.    

Музыкальные инструменты, строительные детали.

3.    

Ольха  

Красный, тёмный

Мягкая

легко режется   

Фанера, мебель, упаковка.

4.    

Осина    

Белая, с зеленоватым оттенком.   

Очень мягкая.

Легко обрабатывается.    

Изготовление спичек, ящиков, игрушек, упаковочной стружки.

5.    

Липа

Белый, с розовым оттенком.   

Очень мягкая, лёгкая

легко режется.    

Изготовление карандашей, материал для резьбы по дереву

6.    

Берёза

Белый с буроватым оттенком.   

Твёрдая, упругая, равномерная.

Легко обрабатывается

Изготовление фанеры, мебели, ДСП, ДВП.

7.    

Клён  

Красно—коричневый.   

Твёрдая

хорошо обрабатывается, декоративная.    

Мебель, посуда, украшения, шпон

8.    

Дуб  

Коричневый, тёмный.   

Очень твёрдая,

легко обрабатывается

Изготовление паркета, мебели, украшений.

4. Уборка рабочего места

  1. Подведение итогов (5 мин)

Закрекление знаний — вопросы на стр.7 и 9 учеьника

Выставление оценок за практическую работу и работу на уроке

Электронное приложение оснащено слайдовой демонстрацией и сопровождающей аудиозаписьюhello_html_m4580f226.png

hello_html_m79e53d33.pnghello_html_m32e0f1a8.png

hello_html_m75604a40.png

hello_html_72715178.png

hello_html_m79149dda.png

hello_html_m35c5ad73.png

hello_html_m43e5022b.png

hello_html_m27ca4797.png

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *