Стекло вуда своими руками: Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только – Стекло Вуда для ультрафиолетового фонарика Convoy S2.

Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

Наверное, в наше время все знают, что свет может быть не только видимым.
Простейшим примером для демонстрации может служить обычная лампочка накаливания.

Как известно, она излучает в видимом диапазоне(400-600 нм) только 5% потребляемой мощности. Всё остальное выделяется в виде инфракрасного излучения:

Спектр излучения Солнца намного шире(даже с учётом того, что это только то, что пролезло в окно прозрачности атмосферы).
Инфракрасное излучение было открыто в 1800 году английским астрономом У. Гершелем. Занимаясь исследованием Солнца, он искал способ уменьшения нагрева инструмента, с помощью которого велись наблюдения, и, определяя с помощью термометров действия разных участков видимого спектра, обнаружил, что «максимум тепла» лежит за насыщенным красным цветом и, возможно, «за видимым преломлением». Ультрафиолетовое излучение было обнаружено чуть позже — в 1801 году, в поисках излучения и далее противоположного красному конца видимого спектра, с длинами волн короче, чем у излучения фиолетового цвета. Немецкий физик Иоганн Вильгельм Риттер определил, что хлорид серебра, разлагающийся под действием света, быстрее разлагается под действием невидимого излучения за пределами фиолетовой области спектра.
На заре развития фотографии, когда чувствительность плёнок и пластин была невелика, а о цветных снимках ещё и не думали, ультрафиолетовая, фиолетовая и синяя части спектра были критически важны — eстественная светочувствительность галогеносеребряных фотоэмульсий лежит именно здесь, остальной спектр им безразличен. Со временем были подобраны различные добавки-сенсибилизаторы, которые обеспечили чувствительность фотоматериалов к зелёным, жёлтым, оранжевым и красным лучам:

Если очень задаться целью, то можно
вернуться в исходную точку
получить и фотоэмульсию, чувствительную к инфракрасным лучам(и это сделали больше века назад). Чувствительность к ультрафиолету при этом никуда не девается — любая фотоплёнка способна его воспринимать, но результаты будут разные. Чёрно-белая негативная плёнка воспринимает ультрафиолет лучше всех, цветная негативная плёнка хорошо воспринимает ближний и средний УФ-диапазоны, цветная обращаемая плёнка перестаёт реагировать уже на длинах волн 370-380 нм.
Впрочем, плёнка в наши дни уходит в прошлое, сменяясь ПЗС-матрицами цифровых камер. Нижним пределом их чувствительности сегодня является длина волны около 330 нм(с одной стороны — доступен только ближний УФ-диапазон, с другой — это всё ещё лучше цветных обращаемых плёнок). Поэтому ставить на цифровой фотоаппарат спецобъективы типа UV-Nikkor с пропусканием до 220 нм смысла нет, даже если его каким-то чудом удастся найти.
Исторически первым искусственным источником ультрафиолетового излучения стал электрический разряд в ртутных парах.
Свет горящего в стеклянной трубке разряда можно поймать слоем специального состава, который высветит полученную энергию в диапазоне видимого света:

Именно так работает обычная лампа дневного света.
Свет горящего в стеклянной трубке разряда можно выпустить наружу как есть(с поправкой на частичное поглощение излучения стеклом):

Так работает лампа для кварцевания. От обычных ламп дневного света её отличает не только отсутствие люминофорного слоя, но и внешняя оболочка, сделанная из специального стекла, прозрачного для дезинфицирующего излучения:

Обычное стекло в этом спектральном диапазоне непрозрачно:

Из потока излучения кварцевой лампы можно отжать ультрафиолет призмой или дифракционной решёткой, но такое решение будет очень некомпактным.
Свет горящего в стеклянной трубке разряда можно перед выходом наружу отфильтровать стенками самой стеклянной трубки.

Для этого понадобится стекло специально подобранного состава. С такой задачей справился американский физик Роберт Вуд. Стекло Вуда представляет собой натриево-бариевое силикатное стекло, которое содержит около 9% оксида никеля, иногда — оксид кобальта. Оно хорошо поглощает видимые лучи, чуть хуже поглощает инфракрасные, но пропускает ультрафиолетовые. Ртутная лампа с такой колбой излучает ультрафиолетовый свет с небольшой примесью фиолетового. Лампа выглядит черной, потому что в видимом спектре её колба непрозрачна:

Параметры кривой пропускания задаются в некоторых пределах изменением состава стекла.
Такие светофильтры выпускаются давно, но фирменные почему-то стоят совершенно негуманных денег. Если простой ИК-фильтр с оправой под резьбу 58 мм стоит порядка 10 долларов, то его аналог для другого конца спектра стоит в 10-15 раз дороже.
Впрочем, китайцы выручают.

Конечно, фильтры серии ZWB не являются полноценной заменой UG-x от Schott и U-x от Hoya, но за 30-50-кратную разницу в цене им можно это простить, особенно если не предполагается их профессиональное применение.
В настоящее время, наверное, основная сфера их применения — это фонари на ультрафиолетовых светодиодах.
Фильтр, приехавший ко мне, был упакован в полиэтиленовый пакетик.

Его диаметр — 20,5 мм. Как раз под корпус Convoy S2.

Толщина 2 мм.

Физика наглядно: непроглядная чернота, которая не отбрасывает тени.

А как у него с полосой пропускания?
Спектрометра у меня под руками нет, поэтому придётся ограничиться проверкой по трём контрольным точкам.
Слева направо — 450 нм, 395 нм, 365 нм.

Излучение 450 нм светодиода поглощается полностью:

Излучение 395 нм сетодиода проходит через фильтр:

Излучение 365 нм светодиода тоже проходит через фильтр:

В обоих случаях оно воспринимается глазом как сине-фиолетовое, а матрицей фотоаппарата — как красное.
Установка в корпус фонаря особых сложностей не представляет.
Вывинчиваем пилюлю из головной части фонаря.

Вытряхиваем стекло и рефлектор.

Кстати, фильтр толще родного стекла, но резьба в головной части сделана с запасом, её хватит:

Собираем всё в обратном порядке:

Проверяем.

Кстати, вот что получится, если на фильтре останется пыль. Она будет ярко светиться в ультрафиолете.

А теперь усложняем задачу.
Фонарик справа имеет два раздельных светодиода со своими стеклами и рефлекторами, включаемыми поочерёдно от общего источника питания из 1-2 параллельно оединённых аккумуляторов 18650.

Разберём его.


Один светодиод — обычный белый Cree XP-П, второй — цветной Cree XP-G «Royal Blue»(450 нм).

Заменим его на NCSU276A производства фирмы Nichia.
Кстати, рефлекторы тут поглубже, чем у Convoy S2 — присутствует накая претензия на дальнобойность.

Фильтр ZWB2 вместо родного стекла:

Закрутим гайку обратно:

Проверка:

Общий вид:

Впрочем, светодиодным фонариком сложно засветить большую сцену, и ещё сложнее сделать это равномерно.
На помощь придёт обычная лампа-вспышка. Спектр её излучения тоже намного шире видимого:

Фильтр перед импульсной лампой задавит видимый свет, но оставит оба хвоста спектра излучения газового разряда. Так как многие привычные предметы светятся при облучении ультрафиолетом, невидимая для глаз вспышка даст в итоге примерно вот такой кадр:

Такая техника съёмки называется UVIVF (UV-induced visible fluorescence) — видимая флуоресценция, вызванная ультрафиолетовым облучением. Она отчасти позволяет обойти ограничения спектральной чувствительности матриц.
«Кухня в УФ» — это, в общем-то, именно это самое:

Для пейзажной съёмки скорее всего придётся внести изменения в конструкцию фотоаппарата — удалить стоящее перед матрицей тепловое зеркало «Hot-mirror»(оно выглядит как синеватое стекло) и поставить на его место стеклянную заглушку, чтобы автофокус не промахивался.
Примеры таких кадров:
Olympus e-m5F без ТЗ, фильтр ZWB2:

На снимке заметен эффект Вуда — листья растительности сильно отражают ИК излучение, которое в отсутствие теплового зеркала свободно достигает матрицы камеры.
Olympus e-m5F без ТЗ, фильтр ZWB2:

Olympus e-m5F без ТЗ, фильтр ZWB2+ИК-отсекатель:

Слева фото в ИК+УФ, справа в обычном свете:

К вопросу о «Canon VS Nikon»:

К вопросу о съёмке под ультрафиолетом 395 нм:

Удачных всем кадров!

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

Стекло Вуда для ультрафиолетового фонарика Convoy S2.

Здравствуйте. Сегодня я расскажу о доработке фонарика с ультрафиолетовым диодом 365 nm Convoy S2, с помощью стекла черного света, иначе называемого – стеклом Вуда. Зачем это нужно и что это такое – вы узнаете из этого мини-обзора.

Заказ был сделан 7 апреля:

Ордер

В этот же день магазин отправил товар. Почтой Монголии. Где отважные монгольские кочевники, на низкорослых и коротконогих, мохнатых монгольских лошадках, повезли мой пакет от стойбища к стойбищу. Знаменитые монгольские улигершины слагали ульгэ́ры, восславляя это стекло. Поэтому время для пакетика протекло незаметно. И, наконец, прибыл этот пакет ко мне. 14 июня.

Пакет

В нём, упакованное в прозрачный пакетик и находилось стекло Вуда.

Давайте посмотрим описание с сайта магазина:

This 20mm diameter, 2mm thick ZWB2 UV filter is a good way to get rid of the large amount of visible light and suitable for 365nm UV flashlights

Стекло Вуда или стекло чёрного света – практически не пропускает видимого излучения. А пропускает только УФ, что мы и посмотрим сегодня на примере УФ в 365 nm.

Процитирую историю его создания:

Понятие об ультрафиолетовых лучах впервые встречается у индийского философа XIII в. Shri Madhvacharya в его труде Anuvyakhyana. Атмосфера описанной им местности Bhootakasha содержала фиолетовые лучи, которые невозможно увидеть обычным глазом.

Вскоре после того, как было обнаружено инфракрасное излучение, немецкий физик Иоганн Вильгельм Риттер начал поиски излучения и в противоположном конце спектра, с длиной волны короче, чем у фиолетового цвета. В 1801 г. он обнаружил, что хлорид серебра, разлагающийся под действием света, быстрее разлагается под действием невидимого излучения за пределами фиолетовой области спектра.

Спустя 100 лет американский физик Роберт Уильямс Вуд сконструировал лампу чёрного света, излучающую только в ультрафиолетовом диапазоне. В своей лаборатории Вуд впервые изготовил стеклянный светофильтр («стекло Вуда»), пропускающий ультрафиолетовые лучи и непрозрачный для видимого света. С помощью этого фильтра он сделал первые ландшафты и снимки Луны в ультрафиолетовых лучах, и на осеннем заседании Национальной Академии в Балтиморе в 1902 г. продемонстрировал, что можно сделать с помощью того, что теперь называют «черным светом».

Изобретение лампы Вуда благоприятствовало применению ультрафиолетового света, как для научных исследований, так и для нужд практики.


Итак, стекло Вуда имеет диаметр 20, а толщину 2 миллиметра:

Непрозрачно:

Берём Convoy S2 с УФ диодом:

Стекло у него обычное, прозрачное:

Откручиваем «голову» фонарика:

Теперь нам нужно вывернуть вот эту внутреннюю гайку:

«Голова» фонарика разобрана:

Два стекла. Два образа жизни…

Вставляем в фонарик стекло Вуда:

Собираем «голову»:

Включаем фонарик:

Теперь, вот, что было до замены, с обычным стеклом:

Помимо ультрафиолета – очень много видимого света. Конечно, в жизни это выглядит не так ярко, как на фото, но всё же.

Теперь те же снимки со стеклом Вуда:

В реальности, в отличии от фотоаппарата – глаз почти не видит обычного света. Результат очень впечатляет. А экскурсия по квартире может превратиться в фильм ужасов. И рекомендуется только тем, у кого крепкие нервы. Ведь из-за паразитной засветки многое, теперь видимое – было скрыто.

Спасибо за внимание. Может быть этот мой мини-обзор был кому то полезен. )

Стекло вуда своими руками — kak.radiomoon.ru

Что? Где? Когда?

На нескромный вопрос, каков же точный возраст стекла, затрудняются дать ответ даже маститые ученые. Наиболее древние фрагменты стеклянных изделий, обнаруженных при археологических раскопках, датируются 3 тысячелетием до нашей эры. Однако это рукотворные предметы, а опыт использования обсидиана — природного черного вулканического стекла (а по версии поклонников «Игры престолов» — стекла драконьего) — был известен человечеству со времен каменного века. Историки едины во мнении, что стекло стало продуктом побочного производства (по одним данным — вследствие обжига керамики, по другим — в ходе обработки бронзовых и медных изделий), что объясняет трудности с точным определением местности, где зародилось стеклоделие.

Стекло: история материала, фото № 1

Обсидиант — наконечники древнего оружия.

Ареалом возникновения считается сирийское побережье, Месопотамия, Финикия или Древний Египет, но конкретнее указать не представляется возможным — между данными территориями было налажено слишком тесное взаимодействие. Существует и передававшаяся из уст в уста легенда, изложенная в своем труде «Естественная история» древнеримским ученым Плинием Старшим, что стекло было получено волей случая, когда финикийские торговцы, разложив костер для приготовления ужина на кусках селитры, вместо песка и золы с удивлением обнаружили утром переливающуюся на солнце прозрачную субстанцию. Исходным материалом для создания стекла действительно служили песок, известь и органическая (зола) или неорганическая (сода) щелочь. Однако ни один из множества позднее поставленных опытов реальности изложенных Плинием событий подтвердить так и не смог.

По следам былых эпох

Желание преображать себя было свойственно и древнему человеку, поэтому нет ничего удивительного в том, что одними из первых обнаруженных стеклянных артефактов стали украшения. Именно бусы (ожерелье из неровных зеленовато-черных осколков) были обнаружены при раскопках погребения царицы Хатшепсут — не менее легендарной правительницы Египта, чем знаменитая Клеопатра, а уникальные по красоте и химическому составу бусины возрастом около 4 тысяч лет с глазовидным рисунком — в ходе исследований погребений на территории Индии, Кореи и Японии.

Стекло: история материала, фото № 2

царица Хатшепсут

Стекло: история материала, фото № 3

Бусины из стекла. Древний Египет

Поначалу стекло окрашивали путем добавления в состав различных составляющих. Медь придавала материалу голубой, лазурный цвета, сочетание меди и железа позволяло получить оттенок глубокой зелени, кобальт наделял изделие насыщенным синим, а марганец — изумительными розово-фиолетовыми оттенками. Для создания необходимого эффекта использовалось не только изменение состава на этапе производства, но и постпроизводственная обработка — роспись золотом и эмалевыми красками, привнесенная в стеклоделие арабскими мастерами.

Стекло: история материала, фото № 4

Красители стекла.

Египтяне использовали стекло не только как основу декоративных украшений или для производства посуды (самым знаменитым творением мастеров Древнего Египта является стеклянная чаша фараона Тутмоса III), но и в ритуальных целях. Бусины отчасти и в целом стекло применяли для создания различного рода амулетов, в том для изображения священного для египтян жука — скарабея. О важности стекла и почитании процесса его творения свидетельствовали и фрески, найденные при раскопках одной из пирамид, датируемой XV веком до нашей эры.

Стекло: история материала, фото № 5

Чаша фараона Тутмоса III

Особую роль стекла в ритуальных процессах подтвердили и раскопки древних храмовых комплексов Карнака и Луксора. Перед жертвенным алтарем, у которого отправлялись религиозные обряды, были обнаружены высеченные в камне глубокие дорожки шириной до 50 см. Найденные на дне многочисленные осколки стекла и отраженный на колоннах процесс общения жрецов с богами дали однозначное объяснение их предназначению. Наполненные осколками стекла дорожки использовались для достижения высшей степени экзальтации и религиозного экстаза.

За семью печатями

Несмотря на то, что к XV веку до нашей эры стекло перестало быть чем-то диковинным, хотя и оставалось предметом роскоши, технологии для производства прозрачного стекла, требовавшего высокой температуры, открыли только к IX веку до Рождества Христова. У каждого региона была своя специфика, свой перечень используемых материалов, позволявших получить тот или иной узнаваемый оттенок, создать уникальный стиль созданного изделия. Технология и нюансы процесса держались в строжайшей тайне и передавались исключительно из уст уста от мастера к его ученикам в течение многих веков. Первое письменное «руководство» по стеклоделию датировалось 650 годом до нашей эры и хранилось в древнейшей из известных человечеству библиотек ассирийского царя Ашшурбанипала, дойдя и до наших дней.

Открытие, которое изменило все

Постепенно техника стеклоделия значительно усложнилась, а мастера, к пущей радости своих заказчиков, начали активно осваивать и иные формы, помимо амулетов, бус и кубков — перстни, браслеты, разнообразные предметы обихода, в том числе декоративные и бытовые. Значительно возросли эстетические требования к изделиям, и расширился спектр технических приемов обработки стеклянной массы (формовка, литье, навивка, резание, гравировка, полировка и т.д.). Одним словом, к концу I века до нашей эры был накоплен колоссальный опыт, давший толчок к поистине революционному открытию в истории стекольного дела — изобретению стеклодувной трубки, благодаря которой стало возможным создание любых желаемых форм.

Стекло: история материала, фото № 6

Стеклодувная трубка

Стеклодувная трубка появилась в Сирии на рубеже I века до н.э. — I века н.э. И именно это обеспечило государству заслуженную славу флагмана в стеклоделии на многие столетия вперед. Благодаря политике Римской империи, под чьим протекторатом Сирия находилась на тот момента, это открытие получило широкое распространение во всех римских провинциях и привело к феноменальному расцвету стеклодувного дела. Выдающимся произведением этой эпохи, дошедшим до наших дней, стала хранящаяся в Британском музее Портлендская ваза. Уникальный шедевр выполнен из двухслойного стекла насыщенного темного синего и непрозрачного белого оттенков, последний из которых представлен непревзойденным по тонкости работы рельефом семи фигур богов и смертных, выполненных методом резьбы.

Стекло: история материала, фото № 7

Портлендская ваза

Однако, Портлендская ваза — штучный эксклюзивный товар. Но и среди производившихся партиями изделий в римскую эпоху было то, что и по сей день остается неотъемлемой составляющей нашей жизни, — оконное стекло и плитка для облицовки стен. Рим также подарил миру смальту — цветное стекло с добавлением оксидов различных металлов, ставшее основой знаменитых римских мозаичных панно.

Стекло: история материала, фото № 8

Древняя мозаика

После распада Римской империи пальму первенства в выплавке смальт перехватила Византия, где мозаика повсеместно использовалась в архитектуре — от внутреннего убранства частных домов и отделки их фасадов до оформления храмовых комплексов. Византийские мастера довели производство смальт до высочайшего уровня, создав более ста вариантов цветовых оттенков.

Нет предела совершенству

Святая Троица европейского стеклоделия — Италия, Чехия, Британия. Каждая из этих трех стран привнесла в стеклоделие нечто настолько индивидуальное, что изменила само представление о стекле.

Стекло: история материала, фото № 9

Остров Мурано

Венеция — как много в этом слове…. Здесь обитало немыслимое даже по сегодняшним меркам количество стеклодувов — порядка 8 000 человек, а сами мастера обладали невероятными для средневековой Венеции привилегиями, ранее доступными только высшему сословию. Искусность венецианских стеклодувов была настолько широко известна за пределами Италии и так высоко ценилась, что правительством было принято беспрецедентное решение — смертная казнь за разглашение секрета производства венецианского стекла, отличавшегося особой прозрачностью благодаря добавлению небольшого количества свинца.

Поговаривают, что и эта причина, а не только частые пожары из-за множества стеклодувных печей, грозившие уничтожением городу, полному деревянных построек, стала основанием для переноса производства на остров Мурано. Рукотворные чудеса из переливающегося сотнями цветовых оттенков муранского стекла считались редким и ценным подарком, а врученные венецианскими дожами — знаком особого расположения.

Долгий период времени настойчивые попытки конкурировать с венецианским стеклом и разгадать секрет его производства предпринимали чешские стеклодувы. Результатом тщетных усилий разгадать секрет мастеров с острова Мурано стало создание собственной рецептуры и появление калиево-кальциевого соединения, отличавшегося особой чистотой, блеском и прозрачностью. Это стекло стало известно за пределами Чехии как «богемский хрусталь». Хотя имеет оно и еще одно название — «лесное стекло», полученное из-за замены соды, обеспечить постоянный приток которой в Чехию было проблематично, поташом, получаемым при сгорании древесного сырья.

Стекло: история материала, фото № 10

Богемский хрусталь

Лавры итальянских мастеров не давали спать и английским стеклодувам. Благодаря изобретательности и недюжинному терпению одного из них — Джорджа Равенскрофта — был изобретен аналог дорогостоящего в добыче и проблемного в обработке горного хрусталя. Заменив поташ на оксид свинца высокой концентрации, Равенскрофт получил стекло, обладающее высокой светоотражающей способностью, но при этом легко поддающееся резке и гравировке. Это событие стало отправной точкой в производстве доступных не только самым богатым слоям общества высококачественных хрустальных изделий, отличающихся особой эстетикой.

Стекло: история материала, фото № 11

Английский хрусталь

Свет в конце тоннеля

Развитие стеклодувного производства длиной в несколько тысячелетий в конечном итоге не могло не привести к постановке этого процесса на поток. Хотя активное цеховое производство стекла было известно человечеству уже в течение нескольких веков, в промышленных масштабах его стали выпускать только в конце XIX века, изменив ремесленный характер стеклоделия и выпустив стекло в массы. Однако ни тысячелетия экспериментов со стеклом, ни упрощение процесса его производства, ни доступность расходных материалов не смогли изменить того факта, что стекло было, есть и будет удивительным и благодарным материалом для воплощения мастерских идей.

Стекло: история материала, фото № 12

Бой современного листового стекла

Литье стекла, гравировка, роспись, фьюзинг, «Тиффани», классические витражи — все это и многое другое и сегодня дает возможность для создания подлинных шедевров стеклоделия. Работа со стеклом разнится по сложности, выразительности и достигнутому эффекту, но каждая из техник придает конечному изделию индивидуальные черты. Одной из них является лэмпворк — художественная обработка стекла в пламени горелки, результаты которой отличаются редким многообразием и неизменно привлекают взгляды восхищенной публики от мала до велика.

Надеюсь, что вам будет интересно ознакомиться не только с общей историей стекла, но и с историей, новаторством и особенностями отдельных техник. Следующая публикация будет посвящена чудесам Лэмпворка.



Источник: www.livemaster.ru

Читайте также

Стекло Вуда для ультрафиолетового фонарика Convoy S2.

  • Цена: $0.89 (покупалось за $1.22)

Здравствуйте. Сегодня я расскажу о доработке фонарика с ультрафиолетовым диодом 365 nm Convoy S2, с помощью стекла черного света, иначе называемого – стеклом Вуда. Зачем это нужно и что это такое – вы узнаете из этого мини-обзора.

Заказ был сделан 7 апреля:

Ордер

В этот же день магазин отправил товар. Почтой Монголии. Где отважные монгольские кочевники, на низкорослых и коротконогих, мохнатых монгольских лошадках, повезли мой пакет от стойбища к стойбищу. Знаменитые монгольские улигершины слагали ульгэ́ры, восславляя это стекло. Поэтому время для пакетика протекло незаметно. И, наконец, прибыл этот пакет ко мне. 14 июня.

Пакет

В нём, упакованное в прозрачный пакетик и находилось стекло Вуда.

Давайте посмотрим описание с сайта магазина:

This 20mm diameter, 2mm thick ZWB2 UV filter is a good way to get rid of the large amount of visible light and suitable for 365nm UV flashlights

Стекло Вуда или стекло чёрного света – практически не пропускает видимого излучения. А пропускает только УФ, что мы и посмотрим сегодня на примере УФ в 365 nm.

Процитирую историю его создания:

Понятие об ультрафиолетовых лучах впервые встречается у индийского философа XIII в. Shri Madhvacharya в его труде Anuvyakhyana. Атмосфера описанной им местности Bhootakasha содержала фиолетовые лучи, которые невозможно увидеть обычным глазом.

Вскоре после того, как было обнаружено инфракрасное излучение, немецкий физик Иоганн Вильгельм Риттер начал поиски излучения и в противоположном конце спектра, с длиной волны короче, чем у фиолетового цвета. В 1801 г. он обнаружил, что хлорид серебра, разлагающийся под действием света, быстрее разлагается под действием невидимого излучения за пределами фиолетовой области спектра.

Спустя 100 лет американский физик Роберт Уильямс Вуд сконструировал лампу чёрного света, излучающую только в ультрафиолетовом диапазоне. В своей

Стекло Вуда ZWB2 для УФ фонарика

Прикупил по случаю ультрафиолетовый фонарик Utorch V9 365nm, ну и наткнувшись тут на обзоры стекла Вуда подумал что мне оно тоже нужно.

Фонарик у меня: Utorch V9, это полная копия Convoy S2+, так что расписывать про фонарик нечего. Соответственно покупаемое для Convoy стекло подходит и для этого Utorch V9, т.к. размеры те же (диаметр стекла 20.5 мм). Наигравшись с подсветкой кухни и различных купюр стало интересно насколько лучше будет с популярной доработкой УФ фонарей — поставить стекло Вуда. Если кратко что это такое — стекло убирает белые паразитные засветки и оставляет только УФ свет. Если хочется побольше информации — используйте поиск на сайте, есть обзоры похожие на диссертации по этой теме, с пояснением волн и прочей теории, которой я не понял. Для других таких же как я просто опишу обывательские впечатления, и показываю наглядно до/после.
Приходит в обычном пакете

Для начала проверяем размеры — все верно, толщина почти 2 мм.

Стекло толще чем стоковое, но это не страшно

Меняется также как на конвое



Перед заменой пофоткал некоторые вещи, чтобы сравнить потом со стеклом Вуда. Настройки фотоаппарата в ручном режиме, т.е. одинаковые. Вот первые же фото показывают разницу свечения через стекло. Примерно также видно и глазу — прозрачное стекло пропускает еще белый свет, а черное — только УФ.


Гифка на кухне

Еще гифка

Деньги до

После

Отлично видно что ненужного белого стало меньше, из-за этого то что должно светиться в УФ лучше видно. Кстати, для тех кто думает (как я когда то) что УФ фонариком можно подсвечивать например кровь и прочие биологические жидкости — фонарик не поможет, даже со стеклом Вуда. Оказывается для этого используют специальные химикаты, например разбрызгивают люминол, чтобы видеть кровь в ультрафиолете. Так что если видите подобное в кино индустрии — это не более чем миф и киношный прием.

Проверено дома все, особенно кошачий лоток — не видно совершенно ничего. Подсвечивается разве что пыль

Ну а вообще уф фонарик забавная вещь, интересно светить на всякие вещи и видеть то чего обычно не видишь. Проверил очки, например. Старые справа без защиты от УФ


Кухня — отдельная тема, многое скрывается и видно под УФ. Обычная плитка


Вытяжка


Ультрафиолетовый фонарик — отличная вещь. Насчет стекла Вуда — теперь я на собственном опыте убедился что покупая УФ фонарь можно обзавестись и таким стеклышком, если оно не идет в комплекте. Разница не супер какая большая, и вау эффекта от установки стекла нет, но все же это того стоит — именно так я бы подытожил данный обзор. Так что на этом пожалуй все, все что хотел показал.

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

Лампа чёрного света — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 ноября 2016; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 ноября 2016; проверки требуют 7 правок. Лампа чёрного света

Лампа чёрного света, или лампа Вуда (англ. Black light, Wood’s light), лампа ультрафиолетового света — лампа, излучающая почти исключительно в наиболее длинноволновой («мягкой») части ультрафиолетового диапазона и, в отличие от кварцевой лампы, имеет сравнительно слабое видимое свечение.

Изготавливаются такие лампы по тем же принципам, что и обычные люминесцентные, с тем лишь отличием, что в производстве ламп чёрного света используется особый люминофор и (или) вместо прозрачной стеклянной колбы используется колба из очень тёмного, почти чёрного, сине-фиолетового увиолевого стекла с добавками оксида кобальта или никеля. Такое стекло называется стеклом Вуда (англ. Wood’s glass). Оно практически не пропускает видимого света с длиной волны больше 400 нм.

Для того чтобы получить пик излучения лампы в диапазоне 368—371 нм, в качестве люминофора используются легированный европием борат стронция (SrB4O7:Eu2+), в то время как для получения излучения в диапазоне 350—353 нм — легированный свинцом силикат бария (BaSi2O5:Pb2+).

Лампа чёрного света может быть сконструирована и без применения специальных люминофоров. В этом случае колба является светофильтром или в ней смонтирован светофильтр, который пропускает только (преимущественно) ультрафиолетовое излучение. Для светофильтра обычно используется стекло Вуда. Через светофильтр проходит излучение, генерируемое разрядом в парах ртути, с длинами волн 365,0153 нм, 398,3931 нм, 404,6563 нм и 407,783 нм[1]. Именно таким образом производились самые первые лампы чёрного света.

Ловля насекомых на свет. Лампа ДРЛ (слева) и лампа чёрного света (справа) Модель с флюоресцирующим макияжем

Применяется в криминалистике — для обнаружения следов крови, мочи, слюны, спермы, химических и травящих веществ в свете лампы; при установлении подлинности документов (выявляются переклейки фото и подчистки), банкнот, которые в большинстве имеют флуоресцирующие метки.

Помимо этого, лампы с такими характеристиками нередко применяются при ловле насекомых на свет (нередко в сочетании с лампами, излучающими в видимой части спектра). Это связано с тем, что у большинства насекомых видимый диапазон смещён по сравнению с человеческим зрением в коротковолновую часть спектра: насекомые не видят того, что человек воспринимает как красный, но видят мягкий ультрафиолетовый свет.

Лампа Вуда применяется в дерматологии для диагностики заболеваний кожи, в частности при выявлении грибковых поражений и стригущего лишая (трихофития). Специальная лупа с ультрафиолетовой подсветкой в сочетании с таблицей позволяет определить данные о состоянии кожи по её свечению.

Ультрафиолетовые лампы используются в радиолюбительской технологии для проявления светочувствительных фоторезистов и стирания данных с микросхем ПЗУ.

  1. Зайдель А. П., Прокофьев В. П., Райский С. М., Слитый В. А., Шрейдер Е. Я. Таблицы спектральных линий. — 4-е изд. — М.: Hаука, 1977.

Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только | RankBrain.ru

  • Цена: $3.03
  • Наверное, в наше время все знают, что свет может быть не только видимым.

    Простейшим примером для демонстрации может служить обычная лампочка накаливания.

    Как известно, она излучает в видимом диапазоне(400-600 нм) только 5% потребляемой мощности. Всё остальное выделяется в виде инфракрасного излучения:

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Спектр излучения Солнца намного шире(даже с учётом того, что это только то, что пролезло в окно прозрачности атмосферы).

    Инфракрасное излучение было открыто в 1800 году английским астрономом У. Гершелем. Занимаясь исследованием Солнца, он искал способ уменьшения нагрева инструмента, с помощью которого велись наблюдения, и, определяя с помощью термометров действия разных участков видимого спектра, обнаружил, что «максимум тепла» лежит за насыщенным красным цветом и, возможно, «за видимым преломлением». Ультрафиолетовое излучение было обнаружено чуть позже — в 1801 году, в поисках излучения и далее противоположного красному конца видимого спектра, с длинами волн короче, чем у излучения фиолетового цвета. Немецкий физик Иоганн Вильгельм Риттер определил, что хлорид серебра, разлагающийся под действием света, быстрее разлагается под действием невидимого излучения за пределами фиолетовой области спектра.

    На заре развития фотографии, когда чувствительность плёнок и пластин была невелика, а о цветных снимках ещё и не думали, ультрафиолетовая, фиолетовая и синяя части спектра были критически важны — eстественная светочувствительность галогеносеребряных фотоэмульсий лежит именно здесь, остальной спектр им безразличен. Со временем были подобраны различные добавки-сенсибилизаторы, которые обеспечили чувствительность фотоматериалов к зелёным, жёлтым, оранжевым и красным лучам:

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Если очень задаться целью, то можно вернуться в исходную точку получить и фотоэмульсию, чувствительную к инфракрасным лучам(и это сделали больше века назад). Чувствительность к ультрафиолету при этом никуда не девается — любая фотоплёнка способна его воспринимать, но результаты будут разные. Чёрно-белая негативная плёнка воспринимает ультрафиолет лучше всех, цветная негативная плёнка хорошо воспринимает ближний и средний УФ-диапазоны, цветная обращаемая плёнка перестаёт реагировать уже на длинах волн 370-380 нм.

    Впрочем, плёнка в наши дни уходит в прошлое, сменяясь ПЗС-матрицами цифровых камер. Нижним пределом их чувствительности сегодня является длина волны около 330 нм(с одной стороны — доступен только ближний УФ-диапазон, с другой — это всё ещё лучше цветных обращаемых плёнок). Поэтому ставить на цифровой фотоаппарат спецобъективы типа UV-Nikkor с пропусканием до 220 нм смысла нет, даже если его каким-то чудом удастся найти.

    Исторически первым искусственным источником ультрафиолетового излучения стал электрический разряд в ртутных парах.

    Свет горящего в стеклянной трубке разряда можно поймать слоем специального состава, который высветит полученную энергию в диапазоне видимого света:

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Именно так работает обычная лампа дневного света.

    Свет горящего в стеклянной трубке разряда можно выпустить наружу как есть(с поправкой на частичное поглощение излучения стеклом):

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Так работает лампа для кварцевания. От обычных ламп дневного света её отличает не только отсутствие люминофорного слоя, но и внешняя оболочка, сделанная из специального стекла, прозрачного для дезинфицирующего излучения:

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Обычное стекло в этом спектральном диапазоне непрозрачно:

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Из потока излучения кварцевой лампы можно отжать ультрафиолет призмой или дифракционной решёткой, но такое решение будет очень некомпактным.

    Свет горящего в стеклянной трубке разряда можно перед выходом наружу отфильтровать стенками самой стеклянной трубки.

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Для этого понадобится стекло специально подобранного состава. С такой задачей справился американский физик Роберт Вуд. Стекло Вуда представляет собой натриево-бариевое силикатное стекло, которое содержит около 9% оксида никеля, иногда — оксид кобальта. Оно хорошо поглощает видимые лучи, чуть хуже поглощает инфракрасные, но пропускает ультрафиолетовые. Ртутная лампа с такой колбой излучает ультрафиолетовый свет с небольшой примесью фиолетового. Лампа выглядит черной, потому что в видимом спектре её колба непрозрачна:

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Параметры кривой пропускания задаются в некоторых пределах изменением состава стекла.

    Такие светофильтры выпускаются давно, но фирменные почему-то стоят совершенно негуманных денег. Если простой ИК-фильтр с оправой под резьбу 58 мм стоит порядка 10 долларов, то его аналог для другого конца спектра стоит в 10-15 раз дороже.

    Впрочем, китайцы выручают.

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Конечно, фильтры серии ZWB не являются полноценной заменой UG-x от Schott и U-x от Hoya, но за 30-50-кратную разницу в цене им можно это простить, особенно если не предполагается их профессиональное применение.

    В настоящее время, наверное, основная сфера их применения — это фонари на ультрафиолетовых светодиодах.

    Фильтр, приехавший ко мне, был упакован в полиэтиленовый пакетик.

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Его диаметр — 20,5 мм. Как раз под корпус Convoy S2.

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Толщина 2 мм.

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Физика наглядно: непроглядная чернота, которая не отбрасывает тени.

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    А как у него с полосой пропускания?

    Спектрометра у меня под руками нет, поэтому придётся ограничиться проверкой по трём контрольным точкам.

    Слева направо — 450 нм, 395 нм, 365 нм.

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Излучение 450 нм светодиода поглощается полностью:

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Излучение 395 нм сетодиода проходит через фильтр:

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Излучение 365 нм светодиода тоже проходит через фильтр:

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    В обоих случаях оно воспринимается глазом как сине-фиолетовое, а матрицей фотоаппарата — как красное.

    Установка в корпус фонаря особых сложностей не представляет.

    Вывинчиваем пилюлю из головной части фонаря.

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Вытряхиваем стекло и рефлектор.

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Кстати, фильтр толще родного стекла, но резьба в головной части сделана с запасом, её хватит:

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Собираем всё в обратном порядке:

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Проверяем.

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Кстати, вот что получится, если на фильтре останется пыль. Она будет ярко светиться в ультрафиолете.

    А теперь усложняем задачу.

    Фонарик справа имеет два раздельных светодиода со своими стеклами и рефлекторами, включаемыми поочерёдно от общего источника питания из 1-2 параллельно оединённых аккумуляторов 18650.

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Разберём его.

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Один светодиод — обычный белый Cree XP-П, второй — цветной Cree XP-G «Royal Blue»(450 нм).

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Заменим его на NCSU276A производства фирмы Nichia.

    Кстати, рефлекторы тут поглубже, чем у Convoy S2 — присутствует накая претензия на дальнобойность.

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Фильтр ZWB2 вместо родного стекла:

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Закрутим гайку обратно:

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Проверка:

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Общий вид:

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Впрочем, светодиодным фонариком сложно засветить большую сцену, и ещё сложнее сделать это равномерно.

    На помощь придёт обычная лампа-вспышка. Спектр её излучения тоже намного шире видимого:

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Фильтр перед импульсной лампой задавит видимый свет, но оставит оба хвоста спектра излучения газового разряда. Так как многие привычные предметы светятся при облучении ультрафиолетом, невидимая для глаз вспышка даст в итоге примерно вот такой кадр:

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Такая техника съёмки называется UVIVF (UV-induced visible fluorescence) — видимая флуоресценция, вызванная ультрафиолетовым облучением. Она отчасти позволяет обойти ограничения спектральной чувствительности матриц.

    «Кухня в УФ» — это, в общем-то, именно это самое:

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Для пейзажной съёмки скорее всего придётся внести изменения в конструкцию фотоаппарата — удалить стоящее перед матрицей тепловое зеркало «Hot-mirror»(оно выглядит как синеватое стекло) и поставить на его место стеклянную заглушку, чтобы автофокус не промахивался.

    Примеры таких кадров:

    Olympus e-m5F без ТЗ, фильтр ZWB2:

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    На снимке заметен эффект Вуда — листья растительности сильно отражают ИК излучение, которое в отсутствие теплового зеркала свободно достигает матрицы камеры.

    Olympus e-m5F без ТЗ, фильтр ZWB2:

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Olympus e-m5F без ТЗ, фильтр ZWB2+ИК-отсекатель:

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Слева фото в ИК+УФ, справа в обычном свете:

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    К вопросу о «Canon VS Nikon»:

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    К вопросу о съёмке под ультрафиолетом 395 нм:

    Стекло Вуда ZWB2 и его применения. Кастомим фонарики и не только

    Удачных всем кадров!

    Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *