Рыцарские доспехи как сделать своими руками – Рыцарские доспехи своими руками. Как сделать рыцарский шлем своими руками — инструкция пошаговая Рыцарские доспехи из картона своими руками

Содержание

Чертежи доспехов. Рыцарские доспехи своими руками

Сделайте эскиз ваших будущих доспехов. Лучше сфокусируйтесь на основных формах (их размере и на том, как соединять части доспехов), чем на цвете и на деталях, которыми можно заняться позже. Решите где и как отдельные детали будут соединяться, чтобы доспехи оставались гибкими. Упростите конструкцию насколько можете, чтобы множество деталей не перестукивались между собой и, чтобы не пришлось соединять их во многих местах (это ослабит конструкцию). Также вы можете поискать готовые шаблоны доспехов онлайн, некоторые из них вы даже сможете распечатать.

Снимите замеры с человека, чтобы доспехи подходили по размеру (отметьте размер доспехов, например, S, M или L). Запишите все необходимые объемы, которые нужны чтобы сделать шлем, нагрудник, латы на плечи и другие разнообразные покрытия. Хотя, это не будет вашей главной опорой при выборе величины доспехов, это будет полезно всякий раз когда вы вырезаете, соединяете либо вносите какие-либо изменения, в которых вы можете быть не уверены.

Перенесите свои замеры на трафарет (шаблон) доспехов. Вы справитесь быстрее, если ваш друг будет держать кусочки гибкой и твердой бумаги (как картон) напротив вас и рисовать каждую деталь эскиза отдельно, делая грубую обводку, чтобы вы потом могли переделать как вам нужно. Более точно получится, если вы сделаете манекен, чтобы собрать бумажный трафарет вокруг него.

Придайте трафарету окончательную форму. Убедитесь, что у вас есть все нужные детали и, если нужно, подгоните их по размерам. Если шаблон состоит из 2 одинаковых частей (две пластины на голень, две перчатки и т.д.), выберите лучшую из них, а другою выбросьте. Таким образом, лучшую вы можете использовать как образец для второй, чтобы ваши доспехи были симметричными. Когда вы довольны результатом, подчистите и смягчите обводку, пометьте оригинальный эскиз и соответствующую ему деталь (отмечая какие будут дублироваться) и можете вырезать.

Перенесите трафарет на листовую пену.

Обведите каждую деталь на листовой пене шариковой ручкой (она будет скользить по пене не цепляя и не царапая ее), при необходимости обводя второй раз. Чтобы сделать очень большие детали, возможно, вам понадобится скрепить 2 листа пены вместе, желательно там, где это менее заметно и может слиться с дизайном (например, шов по центру нагрудника). Пометьте изнанку и вырежьте детали.

  • Чтобы экономней использовать пену, сначала обведите большие детали, а потом вместите маленькие вокруг них.
  • При необходимости “оттисните” рисунок на доспехах. Легонько зарисуйте эскизы шариковой ручкой. Когда вас устроит результат, пройдитесь ручкой еще несколько раз, чтобы выгравировать эскизы на пене (постарайтесь не порвать материал). На пене намного легче рисовать если она лежит на плоской поверхности и еще не собрана в доспехи.

    Shape and assemble the armor. Exactly how you do this will depend on the intricacy of your design. Below are several factors to address as you work. Соберите свои доспехи. Как это вы сделаете, будет зависеть от сложности вашего дизайна. Ниже приведены несколько советов по поводу этой работы

    • Придайте листовой пене форму своего тела. Так как материал эластичный, вам придется всего лишь склеить детали по изгибам. Однако некоторые детали вам понадобится обработать так, чтобы пена сама держала форму. Это можно сделать нагрев пену равномерным, безопасным источником тепла (например, фен или печка), чтобы размягчить ее и вручную согнуть ее вокруг другого предмета, например, литровой бутылки либо скалки. У вас будет лишь несколько секунд, чтобы сделать это, поэтому действуйте быстро. Сначала лучше протестировать вашу технику на оставшихся лоскутках, чтобы научиться нагревать пену так, чтобы она не загорелась, не сморщилась и не вспузырилась.
    • Склейте детали в местах стыков (клей ПВА подойдет). В некоторых местах (например, где много стыков или сильных изогнутостей) удобнее будет склеивать после того, как деталям придали форму, чтобы они не потеряли ее. Однако когда вы занимаетесь деталями, которые не надо сильно изгибать и, которые заходя одна на одну, не слишком ограничивают движение, вы можете склеить их перед приданием им формы.
    • Для укрепления и придания жесткости доспехам, переверните их и смажьте обратную сторону жидким клеем, разглад
  • Рыцарские доспехи своими руками. Как сделать ламеллярный доспех своими руками. Вот так выглядит готовое изделие

    Ламеллярный доспех считается одним из самых эффективных видов древней брони. Первые упоминания о нем относятся к библейским временам. Известно, что данная броня по своей эффективности превзошла латы. Она заняла второе место после кольчуги, которая постепенно начала сдавать свои позиции. В ламеллярный доспех заменил ее полностью и стал широко использоваться кочевниками, византийскими солдатами, чукчами, коряками и германскими племенами.

    История названия

    Свое название “ламеллярный” доспех получил благодаря своеобразной конструкции, состоящей из множества металлических пластинок (лат. lamella — «пластинка», «чешуйка»). Данные стальные элементы соединяются между собой при помощи шнура. Ламеллярный доспех в каждом государстве имел свои отличительные особенности. Но принцип соединения пластинок шнуром был общим для устройства всех древних доспехов.

    Броня из бронзы

    В Палестине, Египте и Месопотамии для изготовления лямелляров использовалась бронза. Широкое применение данный металл получил на востоке и в центре Азии. Здесь ламмелярными доспехами оснащались воины до девятнадцатого века.

    Какая была броня в Древней Руси?

    До середины двадцатого века среди ученых, исследовавших древнерусское вооружение, бытовало мнение, что наши предки пользовались только кольчугами. Данное утверждение оставалось долгое время неизменным, несмотря на то, что на фресках, иконах, каменной резьбе и миниатюрах был изображен ламеллярный доспех. Дощатая броня считалась условной, и всякое упоминание о ней игнорировалось.

    Археологические работы 1948-1958 годов

    После окончания Великой Отечественной войны советскими археологами на территории Новгорода было обнаружено свыше 500 обгоревших ламеллярных пластинок. Находка дает основания утверждать, что древнерусичами также широко использовался ламеллярный доспех.

    Русь. Годы монгольского вторжения

    В результате археологических раскопок на территории Гомеля ученые обнаружили самую крупную мастерскую по изготовлению доспехов. Она была сожжена монголами в 1239 году. Под завалами археологи обнаружили мечи, сабли и свыше двадцати видов уже готовых ламеллярных пластинок. В отдельном помещении были найдены бракованные чешуйчатые изделия и заготовки: они не имели отверстий и изгибов, а края пластин содержали заусенцы. Факт нахождения длинного шила, напильника, точильного и шлифовального кругов поначалу подтолкнул ученых к мысли о том, что именно здесь изготавливался, собирался и подгонялся ламеллярный доспех. Изготовление брони между тем возможно только при наличии кузнечного горна. Но данное оборудование не было обнаружено ни в помещении мастерской, ни поблизости. Исследователи пришли к выводу, что в Гомеле был обнаружен древний оружейный склад, сам же производственный процесс по изготовлению доспехов осуществлялся в другом месте.

    Что собой представляет ламеллярная броня?

    Посредством соединения небольших металлических пластин при помощи шнурков собираются ленты, из которых состоит ламеллярный доспех. Фото внизу представляет особенности сочетания стальных чешуек в изделии.

    Работа по сборке должна происходить таким образом, чтобы каждая пластинка одним своим краем перекрывала соседнюю. После проведения исследований реконструированной брони разных стран ученые пришли к выводу, что пластины, из которых состоял ламеллярный доспех Византии, не перекрывались, а плотно прилегали друг к другу и крепились к коже. Ленты связывались между собой сначала горизонтально, а затем — вертикально. Ковка металлических пластин была занятием трудоемким. Сам же процесс сборки доспехов особой сложности не представлял.

    Описание

    Вес доспеха из пластин толщиной 1,5 мм составлял от 14 до 16 кг. Ламеллярный доспех с расположенными внакладку пластинками по эффективности превзошел кольчугу. Кираса, созданная по ламеллярному образцу, способна надежно защитить от колющего оружия и стрел. Вес данного изделия не превышает пяти килограмм. Сила удара оружия противника рассеивается по поверхности брони, не причиняя при этом никакого вреда воину, облаченному в доспехи.

    Способы крепления

    С целью предотвратить повреждения доспеха пластинки в нем связывались двумя специальными шнурами так, чтобы их длина с тыльной стороны была незначительной. Если один шнур разрывался, стальные элементы в доспехе удерживались вторым. Это давало возможность воину при необходимости самостоятельно заменять поврежденные пластинки. Такой метод крепления был основным, но не единственным. Также можно было использовать металлическую проволоку или заклепки. Такие конструкции отличались высокой прочностью. Недостатком второго метода является малая подвижность доспеха.

    Сначала для соединения стальных пластин применялись ремни. Со временем эта практика была прекращена. Обусловлено это было тем, что при рубящих ударах меча ламеллярный доспех часто повреждался. Броня, в которой использовались заклепки и проволока, способна была выдержать удары различных типов оружия.

    Форма

    Составные элементы доспеха представляют собой прямоугольные стальные изделия с равномерно распределенными по всей поверхности парными отверстиями. Некоторые пластинки в нем содержат выпуклости. Они необходимы для того, чтобы лучше отражать или ослаблять удары стрел, копья и другого оружия.

    Где встречается пластинчатая броня?

    При воспроизведении исторических событий Средневековья в художественных фильмах герои часто используют ламеллярный доспех. «Скайрим» — одна из популярных компьютерных игр, где также теме пластинчатой брони уделяется много внимания. Согласно условиям, данные доспехи носят наемники, мародеры и главари бандитов. По игре

    Рыцарские доспехи своими руками. Как сделать рыцарский шлем своими руками — инструкция пошаговая Рыцарские доспехи из картона своими руками

    Представленый вариант выкройки уже давно бродит интернетами. По нему и делается большинство потхельмов. Выкройки рекомендуется распечатывать через Фотошоп и можно вырезать. Вот толь не спешите делать шлем, рекомендую изготовить

    бумажную модель шлема , а то вдруг он окажется вам не по размеру. Не забывайте что шлем одевается на подшлемник, поэтому необходимо к окружности головы добавлять 10 см – допустим окружность вашейголовы 57 см, то шлем делается как будто окружность головы 67 см.

    1. Вырезать шаблоны из 2 мм стали, кроме затыльной части, которую можно сделать и из металла немного тоньше толщины, так как необходимо будет выполнить отбортовку.

    2. Крышке шлема на металлической тарелке придать полусферическую форму, отрихтовать ее.

    3. Боковые пластины согнуть с помощью трубы. Желательно на боковых частях разметить 4 отверстия под клепки, склепать эти части на 2 центральные клепки (рис.1). Ширина стыковки равна 1,5 см.

    4. Крышку шлема можно соединить с боковыми частями с помощью сварки, потом зачистить наружный шов, и если к готовому шаблону предварительно добавить полукруглые лепестки (рис.2). Эти лепестки загнуть и приклепать их «в потай» изнутри боковых стенок (рис.3).

    5. С помощью круглой болванки на декоративной планке выполнить загиб (рис.4), и приклепать ее к верхней части шлема. Для лучшего прилежания этой планки к верхней крышки, можно ее обстучать фторопластовым молотком (рис.5).

    6. Лицевую часть шлема согнуть и выбить на ней вертикальное ребро.

    7. Можно к лицевой части сделать дополнительную декоративную накладку, которая так же будет играть дополнительную защиту. Для этого соединить лицевую часть с боковыми стенками с помощью болтиков. Взять листок бумаги приложить к лицевой части и прорисовать шаблоны. Ширина накладок составляет 1,5 см (рис.6). Приклепать эти накладки.

    8. На затыльной части выполнить отбортовку. На металлической болванке загнуть край (рис.7) и подогнать под форму шлема. Разметить и просверлить отверстия как на затыльной части, так и на боковых стенках.

    9. Собрать шлем полностью на болтиках, и вынимая болтики через один, проклепать шлем заклепками.

    10. Согнуть и подогнать носовую стрелку и приклепать ее (рис.8).

    11. Приделать подшлемник к шлему, но это уже по усмотрению изготовителя.

    Выкройки и изготовление Топфхельма

    Вот так выглядит готовое изделие:
    Инструкция по изготвлению рыцарского шлема Топфхельм:

    1) Вырежьте пластины, помня о том лобная и затылочная пластина одинаковы и их выкройка.
    2) Обработайте края и углы пластин.
    3) Сформируйте лобовую и затылочную пластины верхней части шлема и соедините их заклепками вместе, перехлест между ними 7-8 мм (3/10 дюйма).
    4) Просверлите отверстия для заклепок 5 мм (3/16 дюйма) в соответствии с выкройкой.
    5) Выгнете в наружу в верхнюю крышку шлема, края крышки загните во внутрь на дюйм (2,54 см). Это будет опора для крепления крышки к лобной и затылочной пластине.
    6) Вставьте крышку шлема изнутри (если надо подгоните её чтоб прилегала плотно) . Сквозь отверстия в лобной и затылочной пластине отметьте фломастером места для отверстий для клепки.

    7) Просверлите отверстия на крышке и соедините заклепками крышку и верхнюю часть шлема.
    8) Сформируйте обратную пластину, чтобы соответствовать вершине шлема и расставьте отверстия для заклепок в соответствии с выкройкой.
    9) Сквозь отверстия в нижней задней пластине отметьте фломастером нижний ряд отверстий в верхней задней пластине и просверлите их. Присоедините присоедините нижнюю заднюю пластину к верхней
    10) Просверлите отверстия для дыхания и кресты на лицевой пластине.
    11) Подгоните лицевую пластину под шлем и присоедините её к остальной части шлема аналогично способами описанными выше.
    12) Отполируйте шлем и латунные пластины для креста.
    13) Присоедините руки латунного креста над глазными прорезями.
    14) Присоедините заклепками главную часть латунного креста. Не забудьте использовать полосу стального подкрепления под частью креста, которая проходит между глазами.
    15) Заново отполируйте шлем и крест, если нужно.

    Доспехи рыцарей Средневековья, фото и описание которых представлены в статье, прошли сложный эволюционный путь. Их можно наблюдать в оружейных музеях. Это настоящее произведение искусства.

    Они удивляют не только своими защитными свойствами, но и роскошью, величием. Однако мало кто знает, что монолитные железные доспехи рыцарей Средневековья датированы поздним периодом той эпохи. Это уже была не защита, а традиционная одежда, которая подчеркивала высокое социальное положение владельца. Это своеобразный аналог современных дорогих деловых костюмов. По ним можно было судить о положении в обществе. Подробнее об этом мы поговорим дальше, представим фото рыцарей в доспехах Средневековья. Но сначала о том, откуда они пошли.

    Первые доспехи

    Оружие и доспехи рыцарей Средневековья развивались вместе. Это и понятно. Улучшение летальных средств обязательно приводит к развитию оборонительных. Еще в доисторические времена человек старался защитить свое тело. Первыми доспехами являлась шкура животных. Она неплохо защищала от неострых орудий: кувалд, примитивных топоров и т. д. Совершенства в этом достигли древние кельты. Их защитные шкуры иногда выдерживали даже острые копья и стрелы. Удивительно, но основной упор в защите делали на спину. Логика была такая: в лобовой атаке можно было укрыться от снарядов. Удары в спину увидеть невозможно. Бегство и отступление было частью боевой тактики этих народов.

    Матерчатые доспехи

    Мало кто знает, но доспехи рыцарей Средневековья в ранний период были из материи. Их трудно было отличить от мирной гражданской одежды. Отличие только в том, что они склеивались из нескольких слоев материи (до 30 слоев). Это были легкие, от 2 до 6 кг, недорогие доспехи. В эпоху массовых боев и примитивности рубящих орудий — идеальный вариант. Любой ополченец мог себе позволить такую защиту. Удивительно, но такие доспехи выдерживали даже стрелы с каменными наконечниками, которые с легкостью пробивали железо. Это происходило за счет амортизации о ткань. Более зажиточные вместо них использовали стеганые кафтаны, набитые конским волосом, ватой, пенькой.

    Народы Кавказа вплоть до 19-го века использовали подобную защиту. Их валяная из шерсти бурка редко разрубалась саблей, выдерживала попадание не только стрелы, но и пуль от гладкоствольных ружей со 100 метров. Напомним, такое оружие было в нашей армии вплоть до Крымской войны 1955-1956 года, когда наши солдаты гибли от нарезных европейских ружей.

    Кожаные доспехи

    На смену матерчатым пришли доспехи рыцарей Средневековья из кожи. Широкое распространение они получили и на Руси. Мастера по коже широко ценились в то время.

    В Европе они слабо были развиты, так как применение арбалетов и луков — излюбленная тактика европейцев в период всего Средневековья. Кожаная защита применялась лучниками и арбалетчиками. Она защищала от легкой кавалерии, а также от собратьев по оружию противоположной стороны. С дальних расстояний они могли выдержать болты и стрелы.

    Особенно ценилась кожа буйвола. Достать ее было практически невозможно. Только самые богатые могли себе это позволить. Были

    фото и описание. Что собой представляет ламеллярная броня

    Доспехи рыцарей Средневековья, фото и описание которых представлены в статье, прошли сложный эволюционный путь. Их можно наблюдать в оружейных музеях. Это настоящее произведение искусства.

    Они удивляют не только своими защитными свойствами, но и роскошью, величием. Однако мало кто знает, что монолитные железные доспехи рыцарей Средневековья датированы поздним периодом той эпохи. Это уже была не защита, а традиционная одежда, которая подчеркивала высокое социальное положение владельца. Это своеобразный аналог современных дорогих деловых костюмов. По ним можно было судить о положении в обществе. Подробнее об этом мы поговорим дальше, представим фото рыцарей в доспехах Средневековья. Но сначала о том, откуда они пошли.

    Первые доспехи

    Оружие и доспехи рыцарей Средневековья развивались вместе. Это и понятно. Улучшение летальных средств обязательно приводит к развитию оборонительных. Еще в доисторические времена человек старался защитить свое тело. Первыми доспехами являлась шкура животных. Она неплохо защищала от неострых орудий: кувалд, примитивных топоров и т. д. Совершенства в этом достигли древние кельты. Их защитные шкуры иногда выдерживали даже острые копья и стрелы. Удивительно, но основной упор в защите делали на спину. Логика была такая: в лобовой атаке можно было укрыться от снарядов. Удары в спину увидеть невозможно. Бегство и отступление было частью боевой тактики этих народов.

    Матерчатые доспехи

    Мало кто знает, но доспехи рыцарей Средневековья в ранний период были из материи. Их трудно было отличить от мирной гражданской одежды. Отличие только в том, что они склеивались из нескольких слоев материи (до 30 слоев). Это были легкие, от 2 до 6 кг, недорогие доспехи. В эпоху массовых боев и примитивности рубящих орудий — идеальный вариант. Любой ополченец мог себе позволить такую защиту. Удивительно, но такие доспехи выдерживали даже стрелы с каменными наконечниками, которые с легкостью пробивали железо. Это происходило за счет амортизации о ткань. Более зажиточные вместо них использовали стеганые кафтаны, набитые конским волосом, ватой, пенькой.

    Народы Кавказа вплоть до 19-го века использовали подобную защиту. Их валяная из шерсти бурка редко разрубалась саблей, выдерживала попадание не только стрелы, но и пуль от гладкоствольных ружей со 100 метров. Напомним, такое оружие было в нашей армии вплоть до Крымской войны 1955-1956 года, когда наши солдаты гибли от нарезных европейских ружей.

    Кожаные доспехи

    На смену матерчатым пришли доспехи рыцарей Средневековья из кожи. Широкое распространение они получили и на Руси. Мастера по коже широко ценились в то время.

    В Европе они слабо были развиты, так как применение арбалетов и луков — излюбленная тактика европейцев в период всего Средневековья. Кожаная защита применялась лучниками и арбалетчиками. Она защищала от легкой кавалерии, а также от собратьев по оружию противоположной стороны. С дальних расстояний они могли выдержать болты и стрелы.

    Особенно ценилась кожа буйвола. Достать ее было практически невозможно. Только самые богатые могли себе это позволить. Были относительно легкие кожаные доспехи рыцарей Средневековья. Вес был от 4 до 15 кг.

    Эволюция доспехов: ламмелярные доспехи

    Далее происходит эволюция — начинается изготовление доспехов рыцарей Средневековья из металла. Одна из разновидностей — ламмелярые доспехи. Первые упоминание подобной технологии наблюдаются в Междуречье. Доспехи там делались из меди. В подобную защитную технологию стали применять из металла. Ламмелярные доспехи представляют собой чешуйчатые панцири. Они оказались самыми надежными. Пробивались только пулями. Главный их недостаток — вес до 25 кг. Надеть его одному невозможно. Кроме того, если рыцарь падал с коня, то был полностью обезврежен. Подняться было невозможно.

    Кольчуга

    Доспехи рыцарей Средневековья в виде кольчуги были самыми распространенными. Уже в 12-м веке они получил широкое распространение. Доспехи кольчатые весили относительно немного: 8-10 кг. Полный комплект, включая чулки, шлем, перчатки, достигал до 40 кг. Главное преимущество — доспехи не стесняли движение. Позволить их себе могли только самые зажиточные аристократы. Распространение среди среднего класса происходит только в 14-м веке, когда богатые аристократы надели латные доспехи. О них пойдет речь далее.

    Латы

    Латные доспехи — вершина эволюции. Только с развитием технологии ковки металла можно было создать такое произведение искусства. Латные доспехи рыцарей Средневековья своими руками сделать практически невозможно. Это был единый монолитный панцирь. Позволить себе такую защиту могли только самые богатые аристократы. Их распространение приходится на Позднее Средневековье. Рыцарь в латных доспехах на поле боя — настоящий бронированный танк. Сразить его было невозможно. Один такой ратник среди войска склонял чашу весов в сторону победы. Италия — родина такой защиты. Именно эта страна славилась мастерами по производству доспехов.

    Желание иметь тяжелую защиту обусловлено тактикой битвы средневековой кавалерии. Во-первых, она наносила мощный стремительный удар сомкнутыми рядами. Как правило, после одного удара клином против пехоты битва заканчивалась победой. Поэтому в первых рядах шли самые привилегированные аристократы, среди которых был сам король. Рыцари в латах почти не погибали. Убить его в бою было невозможно, а после боя пленных аристократов не казнили, так как все друг друга знали. Вчерашний враг сегодня превращался в друга. Кроме того, обмен и продажа пленных аристократов составляли порой главную цель сражений. Фактически, средневековые битвы были похожи на На них редко погибали «лучшие люди», однако в реальных боях это все же бывало. Поэтому необходимость в совершенствовании постоянно возникала.

    «Мирная битва»

    В 1439 году в Италии, на родине лучших мастеров кузнечного дела, произошла битва у города Ангиари. В ней приняло уч

    как мастера по металлу создают средневековую амуницию

    Времена рыцарей не канули в Лету. Ребятам в латах найдется место и в эпоху электромобилей, биткоина и бесплатного вайфая. Храбрые воины-реконструкторы, закованные в металл, то и дело дерутся на рыцарских турнирах. А доспехи их кропотливо, годами создаются мастерами по металлу, которые также умеют работать с кожей и деревом. Корреспондент «Р» стал гостем военно-исторического клуба «Минская Уния «Меч и ворон», где узнал секреты ремесла создателей средневековой амуниции.

    Доспехи создаются под конкретного воина, по фигуре.

    Рыцари в сияющих доспехах


    Пристанище исторического клуба под крышей центра дополнительного образования детей и молодежи «Виктория». Советские полы здания сотрясают звуки барабана где-то наверху, они перебиваются топотом разбегающейся по многочисленным кружкам детворы. Руководитель клуба «Меч и ворон» Сергей Павлов  занимается исторической реконструкцией с 1995 года. Образцы кропотливой работы на протяжении более чем двух десятков лет можно рассматривать часами. Блестящие гарнитуры доспехов, рядом — массивные средневековые пушки, на стенах — арбалеты, щиты, шлемы, а также великое множество мечей — двуручные, одноручные.

    — Вот мессер — одноручный меч с широким клинком, — попутно Сергей Павлов показывает мне, как правильно «работать» этим оружием. — А это очень модный в ВКЛ корд — легкий, с относительно коротким лезвием, прост в обращении. На его фоне осадный нож фашард — настоящая кувалда. Когда в пылу бугурта им «прилетает» в шлем, ноги сами подгибаются и ты «идешь отдыхать».

    Среди прочих гарнитуров явно выделяется массивный рыцарский. Два турнира уже выдержал. Он предназначен для джостинга — сшибки на копьях.

    Доспехи в «штаб-квартире» клуба в основном конца XV века. Члены «Меча и ворона» реконструируют наемный отряд — частную армию, что не было редкостью в Средние века. Отряды нанимали, чтобы, к примеру, те сопровождали караваны, сражались за влияние над местностью, и еще для длинной череды других не менее интересных боевых задач. Ядро таких отрядов — дворяне. Военная элита старалась всячески выделяться на поле боя — золотили доспехи, украшали их резьбой. Однако наемный отряд не только кавалерия, но пехота и сопровождение: шорники, кузнецы, плотники. Поэтому на фестивали клуб выдвигается целым кочевым городом под шатрами.

    — Везем с собой даже средневековую мебель, — делится Сергей Павлов. — Еду готовим по старинным рецептам — для полного погружения в эпоху.

    В клубе более сорока человек. Делают доспехи для себя, не на продажу. Аутентичность влетает в копеечку (стоимость полного комплекта доходит до 5 тысяч долларов), поэтому спрос именно на качественные, точно воспроизведенные доспехи небольшой. Изредка реконструкторы предоставляют амуницию для съемок фильмов.

    Минутное дело


    Среди прочих гарнитуров явно выделяется массивный рыцарский. Два турнира уже выдержал. Он предназначен для джостинга — сшибки на копьях (жесткое театрализованное действо). На конце копья три металлических шипа, которые так и норовят зацепиться за щит либо шлем. И в забрало, и в верхнюю часть попадали неприятельские удары копьем, но шлем их стойко выдержал. А после близкой встречи с кирасой копья буквально разлетались в щепки.

    Скрепляются части этого рыцарского доспеха ремнями. К гарнитуру также прилагается седло. К слову, это единственный полный рыцарский доспех в нашей стране. Стало быть, чтобы устроить даже скромный рыцарский турнир, придется приглашать оппонента из-за рубежа.

    Под броню надевают стеганый комплект, кольчугу или кольчужные рукава, юбку. Все доспехи в клубе рабочие, не пылятся для красоты. На кирасе пехотинца остались небольшие боевые отметины. После битв доспехам придают исконный внешний вид: выправляют вмятины, полируют. В первую очередь, для безопасности в следующей битве.

    Все эти «экзерсисы» ради боя на пару минут. Если сбили рыцаря с лошади, считай, он уже бесполезен в бою. В таком металлическом ящике в три пуда силы быстро покидают.

    Исторические реконструкции вообще дело травматичное. У скандинавов есть присказка «Попала стрела в колено» — так говорят об остепенившихся воинах после женитьбы. Сергей Павлов «остепенился» в буквальном смысле после травмы колена и позвоночника:

    — На одном из турниров в Украине неудачно упал с коня, который споткнулся на галопе, — стремена бросил и приземлился на гарду меча, а был в одной кольчуге. На другом турнире в колено попали мечом, латы на ноге не спасли, итог — разрыв связок и поврежден мениск. С тех пор не воюю.

    — Вот мессер — одноручный меч с широким клинком, — Сергей Павлов показывает мне, как правильно «работать» этим оружием.

    Мастера на все руки


    Настоящая ремесленная магия творится в мастерской, которая в подвале здания. Играет «Ария», жужжит болгарка, искры во все стороны. Шумно, дымно. Это могучий и суровый Сергей, похожий на скандинавского бога Тора, выпиливает из листа металла очертания будущей кирасы. Рядом, в черном берете, с густой бородой, ну точно Че Гевара, методично и размеренно клепает кольца для кольчуги Дмитрий. После — ее плетение. За три месяца кольчуга будет готова. Обращаются парни друг к другу исключительно «позывными»: Сергей — Фолкер, Дима — Акилл.

    Фолкер в свободное время также делает наброски солдат Средних веков в разных вариантах амуниции. А зарабатывает на жизнь, рисуя графику для игр. Акилл же специализируется на шлемах и кольчугах. К слову, рыцарский гарнитур — его. Работает Акилл тренером по верховой езде.

    — За мой рыцарский гарнитур в Средние века можно было целый дом купить, в наше время — только подержанный БМВ, — смеется Акилл.



    Все элементы доспехов создают холодной ковкой — проще говоря, вручную молотками выбивают из листов металла. В мастерской только самые простые и необходимые инструменты, а также верстаки, сверла, тиски, наковальни разных размеров, муфельная печь для отжига, круг для шлифовки, гриндер для сгона металла в нужную форму, а также применяется пайка латунью.

    На винтажных шкафах, обклеенных плакатами рок-идолов, пылятся пики с мягкой защитой наконечников. Четырехметровые березовые, эти пики могут сгибаться почти под прямым углом. В компанию к ним — различные типы шлемов: шлемы-ведра топхельмы — XIII века, как у крестоносцев, салады — с назатыльниками, закрытые армет, которые еще называют «воробьиным клювом», барбюты — итальянские пехотные шлемы XV века, в значительной мере закрывающие лицо за счет развитых нащечников. По исконной технологии шлемы вытягивались из цельного куска металла. Но это тяжело и долго, поэтому чаще части шлемов сваривают.

    Доспехи создаются под конкретного воина, по фигуре. Мастера набивали руку, скрупулезно изучая в музеях Европы образцы средневековой амуниции.

    — В венском Арсенале нас даже допустили к запасникам, фотографируй, сколько влезет, взвешивай, отмеряй, — по долгу службы Сергей Павлов завсегдатай европейских музеев.



    Из музеев, куда реконструкторы не смогли добраться лично, чтобы изучить доспехи, фото им присылают. Также эскизы реплик создавались по скульптурам, картинам, на которых очень точно художники тех лет изображали знатных людей, их доспехи и украшения.

    Члены военно-исторического клуба «Меч и ворон» — настоящие фанаты своего дела. В их умелых руках неказистые заготовки из металла в будущем, без преувеличения, станут произведениями искусства. И огонь в глазах мастеров не потушить, потому что это их образ жизни.

    [email protected]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *