Спортивно-туристическая полоса препятствий — Летний лагерь
Цель методической разработки «Организация и проведение спортивно-туристической военизированной полосы препятствий» — помочь педагогам в проведении интересного и полезного мероприятия во время летних каникул.
При необходимости можно видоизменять этапы полосы препятствий, что то удалять\прибавлять, комбинировать , переставлять местами – дело вкуса, опыта и материально-организационных возможностей организаторов. Главное – все этапы проверены на практике, учтены особенности проведения мероприятия на природе, даны рекомендации по безопасному поведению во время состязаний.
Особенность представленного мероприятия – в его многофункциональности и достаточной простоте проведения. Часть этапов туристической направленности, часть – спортивной, и часть – военизированной, что, усложняет задачу прохождения, повышает интерес у детей, дает возможность приобрести навыки необходимые в дальнейшей жизни. Правила прохождения полосы, техническая составляющая многих этапов нацелены на воспитание у подростков чувства команды, взаимопомощи и взаимовыручки. Многие этапы практически не встречаются в стандартных туристических или спортивных соревнованиях (зачастую сложных технически для неподготовленных детей, или наоборот – упрощенных, годами неизменяемых ).
Возраст детей участвовавших в соревнованиях от 9 лет и старше. Если участвовуют команда педагогов наравне с командами детей – дети как-то быстрей проходят этапы. Количество людей в команде – 8-10 человек, количество команд неограниченное – соревнования можно проводить в несколько дней, если же проводить в один день, можно воспользоваться формулой ( T : t = N) где Т — время отведенное на проведение состязаний; t -; среднее время прохождения полосы одной командой; N – максимальное количество команд. Для приблизительного определения времени прохождения полосы желательно сделать пробный проход одной (можно сборной)командой.
Этап № 1 «Переправа»
Между 3-4 деревьями на высоте 40-50 см натягивается веревка-фал (диаметр не менее 10мм).Веревку надо натягивать туго, с помощью полиспаса, карабинов или просто несколькими людьми. Расстояние между деревьями – не более 5 метров.
Правила прохождения этапа – команда должна пройти по веревке от первого до последнего дерева помогая друг другу любым способом только находящиеся на веревках(с земли помогать нельзя!). Участник который соскочил на землю – возвращается к месту начала этапа. Начало этапа – касание первого дерева, окончание этапа – касание последнего дерева. Между двумя соседними деревьями на веревке одновременно могут находиться не более 3-х человек. Участник прошедший этап полностью может вернуться на начало этапа и помочь другим членам команды, но в этом случае он проходит весь этап заново.
На следующий этап команда уходит только в полном составе — те кто прошли этап ждут тех, кто еще его проходит.
Этап № 2 Переноска «раненного»
Задача команды – перенести «раненного»(одного из своей команды) при помощи двух жердин (длиной 2-2,5 м) и двух курток. Куртки снимаются у участников команды, надеваются рукавами на жердины, «раненный ложится на такие «носилки» — остальная команда несет эти носилки от старта до финиша этапа. Если «раненный свалился с носилок или носилки выронили – команда возвращается на старт этапа. Длина этапа 20-40 метров.
На фото инструктор показывает как можно снимать куртку сразу с себя на носилки…впрочем, команда сама вправе решать как ей проходить этап…
Этап № 3 «Паук»
Подбираются 4 дерева, чтобы между ними можно было натянуть веревки в виде вытянутого прямоугольника размером примерно 10х1,5 метра на высоте 40-70 см. Посередине длинной стороны этого прямоугольника веревки стягиваются между собой карабином. Задача – пройти по веревкам от одной короткой стороны прямоугольника до другой. Старт и финиш этапа – касание дерева. При соскоке на землю раньше финиша участник возвращается на начало этапа. Этап проходится поочередно по одному участнику на этапе без помощи остальных и на финише участники дожидаются всю команду).
На этом этапе желательна подстраховка участников старшим (стоя за спиной проходящего.
Этап № 4 «Паутинка»
Между деревьями или кустами делается коридор затянутый нитью, веревкой, так, чтобы получилась своеобразная «паутинка», через которую и надо пройти участникам не коснувшись ее. Этап проходится по одному участнику, при касании нити – возвращение в начало этапа. Можно повесить на нить колокольчики, можно установить дополнительные препятствия, которых нельзя касаться.
Здесь нить заметна, поэтому сложность создавали переплетением нитей…
На этой фотографии нить не видна, она красного цвета, и при всей видимой простоте этапа он получился довольно сложным – дети торопились и часто задевали едва видимую нить…+ надо было переступать через гимнастические палки (установленные в шампура).
Этап № 5 «Мышеловка»
В землю вбиваются колышки высотой 40-50 см и на них аккуратно ложатся поперечные планки. Надо проползти под планками не сбив их. При нарушении данного правила – возврат участника к старту этапа.
Здесь была возможность положить на землю спортивные маты, в другом случае мы стелили на землю ткань, в третьем – просто выбирали в лесу место почище…
Этап № 6. «Сороконожка»
Команда выстраивается в одну шеренгу, близстоящие ноги у всей команды связываются (мы использовали так называемые «банданы»(платки). Задача перейти всей командой через «мышеловку» — вполне достаточно 2-3 планки — упражнение сложное, ведь даже если последний участник сбил планку – вся «сороконожка» начинает свой путь сначала…
Этап № 7. «Кочки»
Этот этап традиционен для туристических соревнований. Мы заготовили чурки из поваленных лесничеством деревьев, вкопали их в землю в «шахматном» порядке (порядок можно и усложнять) на расстояние длинного шага (сантиметров 80-90). При касании земли – все сначала.
Более сложный вариант «кочек» – чурки стоят на земле и участник держится за веревку, натянутую между деревьев…
Внимание! При сырой погоде кочки становятся скользкими!
Этап № 8. «Маятник»
Ищем дерево с длинными прочными суками и привязываем к ним на высоте 7-10 метров прочную веревку ,свободный конец веревки сбрасываем на землю и к нему привязываем гимнастическое кольцо (или небольшую прочную рогатину) так, чтобы ребенок мог его достать руками. Отмечаем место старта и финиша. Задача участника держась за кольцо руками пролететь за финишную черту (можно финиш обозначить куском плотной ткани или гимнастическим обручем в которые надо стать хотя бы одной ногой). При касании ногой земли не в зоне финиша или непопадании в эту зону – дается следующая попытка.
Желательна страховка около дерева – очень часто именно в него дети и летят…
Этап № 9 «Гать»
На землю кладутся бревна, расстояние между ними примерно шаг, их можно закрепить колышками, можно положить бревна на чурочки с вырубленными выемками. Задача пройти по бревнам, при касании земли участник начинает этап сначала.
Можно установить правила прохождения всей командой (как на этой фотографии) помогая друг другу, можно – по одному человеку (такое правило целесообразно устанавливать при тонких бревнышках).
Внимание! При сырой погоде бревна становятся скользкими!
Этап № 10 Стрельба
Стрельба из пневматического оружия по мишени из подвешенной на веревке пластиковой бутылки (при попадании раздается хорошо слышный звук – цель поражена) Каждый из соревнующихся делает по одному обязательному выстрелу, дальше может достреливать до попаданий в мишень равное количеству участников в команде любой из участников (например 10 человек команда – должно быть 10 попаданий в итоге).
Заряжать оружие должен каждый себе сам, судья следит за безопасностью выполнения упражнения. Зона выстрела огораживается, зона мишени выбирается с соблюдением мер безопасности.
Стрелять можно и лежа. Была возможность – стреляли из пневматического пистолета… Стрельба обычно и завершает всю полосу препятствий.
Примечания:
Предварительная подготовка начинается с формирования команд и выбора судей на этапах Команда заранее выбирает капитана.
Непосредственно проведение соревнования начинается с построения команд и приветствия. Затем проводим с капитанами жеребьевку и проводим участников по этапам с показом и объяснением правил.
На старт команды выпускаются по очереди с интервалом в 5-15 минут, если команда догнала впередиидущую – останавливается секундомер и команда ждет пока не освободится этап – затем секундомер включается и команда продолжает движение. На следующий этап команда уходит только в полном составе. Результат определяется только по времени прохождения дистанции. Если кто-то из участников не может пройти этап (т.е. он постоянно ошибается и возвращается на начало этапа), то мы устанавливали максимальное количество попыток (3-5) после которых вместо этого участника мог пройти любой человек из команды.
Особое внимание следует уделить безопасности участников во время соревнований – страховке, надежности инвентаря, грамотной расстановке судей, погодным условиям… Желательно дать возможность участникам предварительно попробовать пройти по этапам, провести предварительные занятия.
Смотреть также
Дополнительно
Тропа испытаний (школьный туристский слет для 5–11-х классов)
Введение
Туристский слёт – одна из самых действенных форм пропаганды туризма и здорового образа жизни, повышения физического развития школьников и укрепления их здоровья, организации досуга молодёжи.
Главная притягательная сила туристского слёта – общение с природой, друзьями, а так же элементы соревнований.
Одним из главных мероприятий слёта является полоса препятствий – самый зрелищный и динамичный вид дистанции в соревнованиях по туризму, который позволяет ребятам показать свою физическую подготовленность, сноровку, смекалку, обрести новые умения, навыки и уверенность в собственных силах.
Туристский слёт самое любимое, интересное и массовое внеклассное мероприятие, которое пользуется большой популярностью у детей и взрослых нашей гимназии.
Традиционно проводим слёт в сентябре ко Дню рождения гимназии в лесопарковой зоне. Затем, как продолжение слета – конкурс поделок из природного материала “Краски осени” и фотовыставка “Наш любимый туристский слёт!”.
Успех этого мероприятия в значительной мере определяется своевременной и чёткой подготовкой.
Заранее формируется оргкомитет, разрабатывается Положение о соревновании и утверждается на заседании творческой лаборатории учителей физической культуры и ОБЖ.
Предварительно идет подготовка команд и инструкторов для этапов (учителя – предметники, руководители кружков и спортивных секций). Для команд – консультации и практические занятия по установке палатки, укладке рюкзака, определения азимута, ориентирования на местности, вязке узлов. Перед началом соревнований проводится инструктаж по технике безопасности и бережном отношении к природе.
Положение о школьном туристском слёте “Тропа испытаний”
1. Цели и задачи
- Формирование у учащихся здорового образа жизни
- Сохранение и укрепление здоровья детей
- Развитие мотивации к занятиям спортивным туризмом и создание условий для творческого и спортивного мастерства у учащихся
- Расширение двигательного опыта посредством соревновательной деятельности
- Развитие ответственности, сплоченности, коллективизма
2. Время и место проведения
Слет проводится_____ сентября 20___г. в лесопарковой зоне. Сбор участников во дворе школы. Торжественная линейка (с представлением команд, сдачей рапорта гл. судье соревнований и вручением маршрутных листов) в 10.00 ч. Затем организованный выход колонной к месту соревнований.
3. Участники слёта
Учащиеся 5–11-х классов в полном составе с классными руководителями, преподаватели гимназии, родители. Для прохождения туристической полосы препятствий необходима команда из 8 человек (не менее 3 девочек), допущенных к занятиям физической культурой.
4. Руководство подготовкой и проведением
Подготовкой слёта руководит оргкомитет во главе с заместителем директора по воспитательной работе. Непосредственное проведение слёта возлагается на судейскую коллегию, утвержденную творческой лабораторией учителей физической культуры и ОБЖ.
Главный судья ____________________________,
главный секретарь _________________________,
судьи на этапах ____________________________.
5. Программа слёта
Программой слёта предусмотрено проведение:
- туристской полосы препятствий
- конкурс туристской песни
- конкурс “Лучший бивак”
- конкурс фотографий
- краеведческая викторина
6. Условия приема участников
Команды размещаются в полевых условиях. Классам необходимо иметь запас продуктов и питьевой воды на один день, снаряжение для обустройства бивака. Снаряжение для участия в полосе препятствий команды получают на месте соревнований. Для этапа “разжигание костра” дрова команда приносит с собой. Разведение костра у биваков организуется с учётом природоохранных мер и техники безопасности. По окончании слёта мусор с места пребывания класса упаковывается в полиэтиленовые мешки и уносится самостоятельно.
7. Определение результатов
Общекомандный зачёт проводится по наименьшей сумме мест, полученных в отдельных видах программы (в каждой группе отдельно). В случае равенства результатов предпочтение отдается классу, показавшему лучший результат в полосе препятствий.
8. Награждение
Победители и призёры в отдельных видах программы и в общекомандном зачёте награждаются грамотами и призами (по возрастным группам).
Условия проведения соревнований
1. Туристская полоса препятствий
5–6-й класс – дистанция до 300 м:
- Собери рюкзак
- Символы карты
- Ров чудовищ
- Загадки леса
- “Паутина”
- Аптека на корню
- Разжигание костра
- Лечебница Айболита
7–11-й класс – дистанция до 500 м:
- Установка и снятие палатки
- Укладка рюкзака
- Зачёт по топографии
- Переправа способом “маятник”
- Азимут
- “Мышеловка”
- Разжигание костра
- Переправа по бревну
- Вязка узлов
- Оказание доврачебной помощи
Команда от старта до финиша движется строго по заданному маршруту (согласно маршрутному листу (Приложение 1, Приложение 2)). На каждом этапе в маршрутном листе фиксируется штрафное время. Результат команды определяется по времени, затраченному на преодоление полосы препятствий, и штрафному времени, полученному за ошибки на этапах. Место старта и финиша совмещено (размечено маркировкой).
Характеристика этапов, требования по их организации и судейству для 5–6-х классов
На дистанции участникам не выставляются штрафы, судья задерживает команду до исправления ошибки. На этапах, где необходимо участникам продемонстрировать свою эрудицию и знания о природе, экологии – команде начисляются поощрительные очки. Правильный ответ – 2 очка; за неполный – 1; ноль очков получает команда, не ответившая на вопросы; за полный, интересный, исчерпывающий ответ команде начисляется ещё поощрительные 2 очка. Набранные командой очки, учитываются при подведении итогов.
Результат команды определяется временем прохождения полосы препятствий (с учётом набранных очков) и суммой мест в конкурсных испытаниях.
Укладка рюкзака
Требуется правильно уложить рюкзак, заполнив углы и разместив тяжелые вещи так, чтобы рюкзак имел плоскую форму (к спине). Предметы первой необходимости должны быть сверху (кружка, ложка, аптечка, фонарик). Рюкзак и вещи – судейские. Если рюкзак уложен с ошибками, то команде даётся попытка на их устранение.
Символы карты
Каждый участник команды вытаскивает карточку с заданием. Если участник затрудняется ответить на вопрос, то может воспользоваться помощью команды (Рисунок 1).
Ров чудовищ
При помощи маятниковой верёвки необходимо преодолеть “ров чудовищ”. Для этого необходимо взявшись двумя руками за узел на конце верёвки (или ухват) и оттолкнувшись от одной линии “рва”, приземлиться за другой линией. Ноги при этом согнуть в коленях и подтянуть к груди. Ширина преодолеваемой зоны 2–3 метра, границы её обозначены маркировкой. Участник, сорвавшийся с верёвки или заступивший на ограничительную линию, возвращается на начало этапа и проходит его повторно.
Загадки леса
Каждый участник вытаскивает карточку с вопросом о природе и её обитателях или об ориентировании по природным признакам, об экологии и т. п. (Приложение 3). Если участник затрудняется ответить на вопрос, то может воспользоваться помощью команды.
“Паутина”
Каждый из участников команды проползает под растянутой сеткой. Участник, оказавшийся в “паутине” (задевший сетку головой или другими частями тела), проходит препятствие повторно.
Аптека на корню
Ребятам необходимо продемонстрировать свои знания о лекарственных растениях, их целебных свойствах и методах применения (Приложение 4).
Разжигание костра
Дрова для костра заготавливает команда. Не разрешается использовать легковоспламеняющиеся вещества, сухое горючее, бересту. Спички только обыкновенные. Разрешается прикрывать костёр от ветра и регулировать пламя при помощи палки. Нить, натянутая над костром должна быть пережжена.
Лечебница Айболита
На этапе команда вытаскивает карточку с указанием вида травмы и имитирует оказание доврачебной помощи.
Перечень травм и ситуаций, когда требуется доврачебная помощь: порез, ссадина, ушиб, в глаз попала соринка, укусила пчела (оса), тепловой или солнечный удар, из носа пошла кровь.
Оказание помощи демонстрируется на одном из участников команды. Материалы для оказания помощи – судейские.
Характеристика этапов, требования по их
организации и судейству для 7–11-х классов
Установка палатки и снятие палатки
Установленная палатка должна быть застегнута и не иметь складок на скатах, провисания конька. Если палатка установлена с ошибками, то команде даётся попытка на их устранение. Вместо попыток для устранения, по выбору команды, она может быть наказана штрафом. После снятия, палатка и принадлежности к ней должны быть уложены в чехол.
Штраф:
– складки на скатах палатки – 30 сек
– перекос стенки палатки – 30 сек
– общий перекос палатки – 60 сек
– забыта или не уложена одна из принадлежностей
– 30 сек
Укладка рюкзака
Требуется правильно уложить рюкзак, заполнив углы и разместив тяжелые вещи так, чтобы рюкзак имел плоскую форму (к спине). Предметы первой необходимости должны быть сверху (кружка, ложка, аптечка, фонарик). Рюкзак и вещи – судейские.
Если рюкзак уложен с ошибками, то команде даётся попытка на их устранение. Вместо попыток для устранения, по выбору команды, она может быть наказана штрафом.
Штраф:
– неправильная укладка рюкзака – 60 сек.
Зачёт по топографии
Каждая команда вытаскивает фрагмент спортивной карты. Необходимо “прочитать карту”, то есть показать на карте и назвать как можно больше условных знаков (Рисунок 2, Рисунок 3)
Штрафы:
– неточное определение знака – 30 сек.
– не определение топографического знака – 60 сек.
Переправа способом “маятник”
Веревка толщиной не менее 10 мм подвешивается к ветвям дерева. При помощи маятниковой веревки необходимо преодолеть предполагаемый овраг. Для этого необходимо взявшись двумя руками за узел на конце веревки (или ухват) и оттолкнувшись от одной линии, приземлиться за другой линией. Ноги при этом согнуть в коленях и подтянуть к груди. Ширина преодолеваемой зоны 2–3 метра (не более 4 м), границы её обозначены песком или маркировкой.
Штрафы:
– заступ на преодолеваемую зону – 30 сек
Азимут
Один человек (по выбору команды) определяет азимут на ориентир указанный судьёй.
Штрафы:
– ошибка до 30 – 30 сек
– ошибка до 60 – 60 сек
– ошибка 90 и более – 90 сек
“Мышеловка”
Каждый из участников команды проползает под растянутой сеткой.
Штрафы:
– задевание сетки головой или другими частями
тела – 30 сек
Разжигание костра
Дрова для костра заготавливает команда. Не разрешается использовать легковоспламеняющиеся вещества, сухое горючее, бересту. Спички только обыкновенные. Разрешается прикрывать костёр от ветра и регулировать пламя при помощи палки. Нить, натянутая над костром должна быть пережжена.
Штрафы:
– использование запрещенных материалов – 30
сек
– нить не пережжена – 90 сек
Переправа по бревну
Длина переправы до 5 м (бревно толщиной 20–30 см) через предполагаемый ручей. Необходимо переправиться по бревну и спрыгнуть (перешагнуть) за линию ограничения. Недопустимо нахождение на бревне сразу двух участников команды.
Штрафы:
– выход за линию ограничения – 30 сек
– срыв с бревна (двумя ногами) – 60 сек
– двое на бревне – 90 сек
Вязка узлов
Каждый участник вытягивает карточку с названием узла и вяжет его. Перечень узлов: проводник, проводник восьмёрка, академический, прямой, брам-шкотовый, булинь, встречный. (Рисунок 3). Если узел выполнен с ошибкой, то участнику даётся попытка для её устранения.
Штрафы:
– отсутствие контрольного узла – 30 сек
– не расправленный узел – 30 сек
– неправильно завязан или не завязан – 60 сек
Оказание доврачебной помощи
Перечень травм:
– открытый перелом голени с кровотечением
(задание для 9–11-х классов)
– закрытый перелом голени без кровотечения
(задание для 7–8-х классов)
Помощь по данному виду травмы оказывается одному из участников команды. Материалы для оказания помощи – судейские.
Штрафы:
– неточности в оказании первой доврачебной
помощи – 30 сек
– неправильное положение пострадавшего при
оказании помощи – 30 сек
– неправильное применение медикаментов при
обработке раны – 60 сек
– неправильное наложение жгута – 90 сек
– отсутствие записки о времени наложения жгута
– 90 сек
– неправильное наложение шины – 90 сек
2. Конкурс туристской песни
Проводится на большой поляне, где собираются все участники слёта, после прохождения полосы препятствий. Команда должна исполнить одну песню. Оценивается качество исполнения, соответствие теме, авторство, музыкальное сопровождение, оригинальность.
3. Конкурс “Лучший бивак”
Конкурс проходит в течение всего слёта. Оцениваются техническое качество разбивки бивака, соблюдение санитарно-гигиенических норм и отношение к охране природы, идейное и эстетическое оформление. Штрафные баллы начисляются за оставленный мусор после слёта, несоблюдение техники безопасности и правил поведения.
4. Конкурс фотографий
На конкурс команда представляет не более 5 фотографий (возможно с прошлого слёта) на туристскую тематику. Принимаются снимки размером не менее 18х24 см. На обратной стороне указываются: команда, автор, название фотографии. Оценивается идейная, художественная ценность и техническое состояние. Лучшие фотографии будут представлены на фотовыставке ко Дню рождения гимназии.
5. Краеведче
Сценарий спортивно-игровой программы «Туристическая полоса препятствий»
Методическая разработка
по внеурочной деятельности
Сценарий спортивно-игровой программы
«Туристическая полоса»,
посвящённой Всемирному Дню туризма 27.09.2015г.
Цель: популяризация здорового образа жизни среди воспитанников на примере демонстрации туристических навыков.
Задачи:
— формирование и сплочение детского коллектива через совместную деятельность;
-развитие интереса воспитанников к туристической деятельности, здоровому образу жизни;
— развитие силы, ловкости, выносливости, инициативы, настойчивости;
— воспитание бережного отношения к окружающему миру.
Место и время проведения: 27 сентября 2011 г., 15.00, территория возле МОУ Красногуляевской СОШ
Участники: учащиеся 3-4 классов..
Ход программы
Вед.: — Добрый день, ребята! Сегодня, 27 сентября, отмечается Всемирный День туризма. Во многих странах мира проводятся различные мероприятия и конкурсы на тему «Туризм». Мы тоже не останемся в стороне и проведём сейчас вместе с вами соревнования под названием: «Туристическая полоса».
И для начала, поиграем.
Что в поход с собой возьмём,
Если мы туда пойдём?
Очень быстро отвечайте,
Но смотрите, не зевайте!
Называю я предмет,
Он подходит или нет?
Если «да» — в ладоши хлопни,
Если «нет» — ногою топни,
Только сильно не пыли.
Все понятно? раз, два, три…
Котелок, утюг, расчёска,
Пылесос, верёвка, соска.
Вездеход, бинокль, духи,
Две засушенных блохи,
Носовой платок, подушка,
Ласты, мяч, коньки и клюшка,
Молоток, кусачки, нож,
Ну, а соль с собой возьмёшь?
Спички, гвозди, сала шмат —
Вот и собран наш отряд. Молодцы!
Деление детей на 2-4 команды (по объединениям)
Вед: — Наша туристическая полоса состоит из 2-х этапов, каждый со своими заданиями.
1-ый этап
Вед.: — Как вы знаете, отправляясь в поход, самое главное — хорошо подготовиться, и распределить роли.
Выбор обязанностей членов команды
(листочки с названиями обязанностей)
Ведущий предлагает участникам выбрать таблички с надписями обязанностей в походе:
1) капитан;
2) завхоз;
3) костровой;
4) кок;
5) медик;
Вед: — Для каждого из вас будет определённая задача.
Конкурс 1 для капитанов
«Ориентирование»
Капитанам нужно сделать:
«5 шагов на юг, 10 шагов на запад, 4 шага на север и 10 на восток»
Конкурс 2 для завхозов
«Собираем вещи, групповое снаряжение»
(мольберты, мел)
Завхозам надо собрать вещи в поход, написав их названия на мольберте. У кого больше получится? Время выполнения – 3 минуты.
Пример: палатка, спальник, подушка, котелок, нож, соль, крупа, макароны, топор, лопата и т.д.
Конкурс 3 для костровых
«Виды костров»
(щепки или палочки)
Костровым надо сложить из приготовленных щепок костры — «звезда», «шалаш», «колодец».
Конкурс 4 для коков
Эстафета «Сбор грибов»
(изображения грибов, корзины или вёдра)
Среди изображений различных грибов взять только съедобные и принести в корзину своей команды. Участники бегут до места расположения грибов и берут за раз только один из них. Время выполнения – 3 минуты.
Ассортимент съедобных грибов: сыроежка, белый гриб, подберезовик, опята, лисички, подосиновик, волнушки, рыжики, грузди, маслята.
Ассортимент ядовитых грибов: мухомор, бледная поганка, ложные опята.
Конкурс 5 для медиков
«Первая помощь»
(бинт /4 шт./, 4 гимнастические палки — «шины», «носилки» /4 шт./)
Медикам нужно оказать первую помощь при переломе ноги (левой), наложив шину, изготовить носилки из подручных материалов и транспортировать пострадавшего до ориентира.
Конкурс 6 лекаственные и ядовитые растения
Команда получает карточки с изображениями растений
Вед: — Чтобы быть здоровым надо знать природу.
Команда определяет назначение растений, разделяя карточки по группам:
1- лекаственные 2-ядовитые
.
2-ой этап
Вед.: — Итак, отправляемся в обратный путь. А для этого необходимо пройти все препятствия.
Каждый член команды выполняет задание только после прохождения испытания предыдущим участником.
Участники по очереди: прыгают по кочкам, проходят по бревну, переправляются по канату, пролезают сквозь паутину.
«Болото» («кочки»)
«Переправа через реку» (бревно)
«Переправа через пропасть» (канат, натянутый между деревьями) Держась руками и ногами за канат в подвешенном состоянии, переправиться на другую сторону.
«Паутина» (натянутая между деревьями верёвка каждый участник протаскивает свой карабин)
Подведение итогов. Награждение.
Вед.: — Вот и закончились наши туристические соревнования! Надеюсь, что вы, ребята, хорошо запомнили, что нужно делать, чтобы стать настоящим туристом! Спасибо вам всем за активное участие!
Виды костров
Полоса препятствий для общей и военной подготовки
В образовательных программах, рекомендуемых для внедрения, все чаще можно заметить фразы о важности допризывной подготовки и повышенное внимание к физическому развитию подрастающего поколения. Такие акценты поставлены не случайно, еще в феврале 2010 года Министерство обороны РФ при содействии Министерства образования и науки своим приказом сделало обязательным установку спортивных городков, включающих инженерные сооружения полосы препятствий, в учебных заведениях. Но в чем же отличие школьного комплекса от того, что предлагается для прохождения военным? Попробуем разобраться.
Полоса препятствий для военной подготовки
Такой комплекс рекомендован для благоустройства военных училищ и частей, пожарных гарнизонов, специализированных школ и подразделений МЧС. Полоса для прохождения может быть одинарной или двойной, используемой для проведения состязаний. Предусмотрен и список элементов, рекомендованных к установке на участке протяженностью 100 метров в строгом друг за другом порядке: ров, «Лабиринт», «Забор с наклонной доской», «Разрушенный мост», «Разрушенная лестница», «Стенка с двумя проломами» и «Одиночный окоп».
Полный комплект в двойном исполнении лучше всего подходит для спортивных мероприятий, позволяя организовать ее прохождение двумя потоками на время. Примерная площадь, занимая комплексом в этом случае, составляет примерно 1300м² в зависимости от габаритов входящих в него элементов. Одинарная полоса препятствий рассчитана на прохождение одного потока и располагается на примерной площади в 700м². Можно разместить все составляющие комплекс элементы в хаотичном порядке, что позволит отрабатывать технику преодоления препятствий отдельно для каждого тренажера.
Полоса препятствий является универсальным способом проводить полноценные и разносторонние занятия для физической подготовки состава военных частей и учащихся специальных образовательных учреждений. Представляя собой имитацию возможных препятствий, которые могут возникнуть в чрезвычайных, требующих особенной выдержки и скорости действий, ситуациях, комплекс отлично прививает навыки быстрого прохождения. К тому же полоса препятствий включена в список рекомендованных требований для сдачи нормативов ГТО.
Полоса препятствий для школы
Специальные инженерные сооружения не только создают ощущение присутствия на поле боя, но и вырабатывают у участников выносливость, ловкость и быстроту реакции, поэтому считается неизменной частью спортивных армейских площадок большинства государств и тренировочных баз огромного ряда силовых структур и служб специального назначения. Отличные характеристики полосы препятствий сделали ее довольно популярной для размещения на школьных стадионах.
Комплекс замечательно помогает организовать уроки ОБЖ при ознакомлении с курсом для 10-11 классов по основам военной службы, для расширения учебной программы физкультуры, служит хорошей площадкой при проведении спортивных эстафет ко Дню пограничника, МЧС или Дню здоровья. Полоса препятствий довольно проста в освоении, поэтому может пригодиться для личных тренировок во внеурочное время.
Комплект элементов для школы несколько отличается от варианта для военной подготовки. Например, для рва не выкапывают специальную яму, а лишь очерчивают его границы, заполняя область песком. Делается это для того, чтобы учащиеся не получили возможных травм, при этом точность выполнения упражнения не страдает. «Забор с наклонной доской» должен быть оборудован поперечными рейками, чтобы забираясь на него, школьник не скользил, а его стопы имели большую устойчивость.
При расстановке элементов нужно учитывать разницу в росте между подростками и взрослыми людьми, поэтому расстояние от одного препятствия до следующего должно быть уменьшено с 1-го метра до 0,8, как и высота элементов меняется с 2-х метров на 1,0. Предназначение «Стенки с двумя проломами» не теряется, для избегания травм и порчи имущества, учебные гранаты заменяют простым инвентарем, например, мячами или кеглями. Для легкости использования «Разрушенная лестница» дополняется продольными бумами на каждом уровне, чтобы ученики могли подняться по ней, как по ступенькам, а не прыгать на свой страх и риск.
Распространенные для в общевойсковых тренировок элементы «Колодец», «Траншея» и «Ход сообщения» по причине своей высокой материальной стоимости, довольно большой занимаемой площади и трудоемкой работы по содержанию в школьной полосе препятствий часто заменяются на «Одиночный окоп». Что касается двойного или одинарного исполнения, то этот вопрос остается на усмотрении руководства школы и суммы средств, которую выделили для организации комплекса.
Стандартные элементы полосы препятствий
С некоторыми изменениями, но комплекс остается единым как для учебных заведений, так и для тренировочных полигонов. Рекомендуемая расстановка элементов такая:
- Линия старта, обозначенная полосой, лентой, флажками.
- Беговая дорожка для начала ускорения, для взрослых она составляет 20 метров.
- Ров, ширина которого может варьироваться от 2 до 3-х метров, а глубина 1,0м для взрослых и минимальная для школьников.
- Элемент «Лабиринт».
- Элемент «Забор с наклонной доской», высотой 2-2,2м.
- Элемент «Разрушенный мост», высотой 2,0м для взрослых и 1,0м для школьников.
- Элемент «Разрушенная лестница».
- Элемент «Стена с проломами».
- Элементы «Колодец» и «Ход сообщения» для взрослых или «Одиночный окоп» для школьников.
- Элемент «Траншея», глубиной 1,5м для взрослых, для школьников наличие элемента не обязательно.
- Участок для бега, примерной ширины 2,0м и длины для взрослых 20 метров.
- Линия финиша, обозначенная полосой, лентой, флажками.
Для создания функциональной полосы препятствий необходимо установить хотя бы 50% от перечисленных сооружений, только при таком исходе можно утверждать, что школа снабжена комплексом для сдачи ГТО.
Детская полоса препятствий
В последнее время на игровых площадках можно встретить интересный комплекс, включающий в себя соединенные между собой спортивные элементы для преодоления. Это и есть детская полоса препятствий, расположенная чаще всего «змейкой» или в квадрат. Что касается спортивных тренажеров, то стандартными для такого комплекса являются гимнастическое бревно, рукоход, шагоход, сетки для лазания, подвижные мостики и различные стенки с отверстиями для пролезания. Малыши с радостью воспринимают игры на такой яркой и занимательной полосе препятствий, незаметно для себя укрепляя мышцы рук, ног, спины, развивая координацию и равновесие. Ну а самое главное, что любовь к спорту у детей прививается с детства, что значительным образом влияет на дальнейшие привычки и образ жизни.
Плюсы от организации полосы препятствий
Тренировки и занятий на полосе препятствий обучают участников преодолевать всевозможные препятствия, у них появляется сноровка и быстрота принятия решений в стрессовых ситуациях, организм привыкает к нагрузкам и закаляет в себе выносливость, силу и ловкость. С моральной точки зрения, спортсмены становятся смелее и решительнее, появляется находчивость в мышлении и уверенность в собственных силах.
Универсальность комплекса заключается в том, что величину нагрузки можно изменять в большую или меньшую сторону. Это не только стимулирует интерес у участников, но и положительным образом влияет на волевые качества, прививает способность выдерживать сильное напряжение и быстро переключать сознание от решения одной задачи к решению другой. Тренировки, имеющие военную тематику, имеют патриотический подтекст и делают ведение здорового образа жизни все больше популярным. Роль спорта в жизни молодежи растет, а с ней улучшаются и морально-этические нормы у подрастающего поколения, которые позволяют личности гармонично развиваться. Статистика правонарушений идет на спад, участники чувствуют себя более безопасно и комфортно, благоприятно проходит и их социальная адаптация в кругу сверстников.
Полоса препятствий в качестве части благоустройства пришкольной территории заметно ее облагораживает, помогает физически подготовить детей к будущим требованиям в армии, улучшает общее состояние здоровья учащихся и делает военную службу, как будущую профессию, более популярной. Разносторонние элементы комплекса качественно подготавливают школьников к соревнованиям разного уровня и направленности, включая общепринятые спортивные состязания, конкурсы по туризму и ориентированию на местности.
Добавить комментарий
Методическая разработка «Спортивно-туристическая полоса препятствий»
Методическая разработка
«Спортивно – туристическая полоса препятствий»
Разработчик: Семышева Ф.М
Учитель первой квалификационной категории.
Спортивно – туристическая полоса препятствий
Цель: Пропаганда туризма, как средство воспитания и организации досуга школьников. Расширение кругозора о туристских возможностях, знакомство с основами вида спорта «Спортивный туризм».
Задачи:
Пропаганда туризма, как средство нравственного и физического воспитания школьников.
Повышение туристского мастерства и приобретение необходимых навыков.
Выявление сильнейших команд и установление дружественных связей между обучающимися.
Для проведения мероприятия выбирается оргкомитет по подготовке и проведению, главный судья и судьи на каждый этап полосы препятствий, подготавливается место проведения (это может быть лесная поляна), назначается дата проведения. Участниками соревнований являются учащиеся 5 – 11 классов (младшая группа – 5-6 классы, средняя группа — 7-8 классы, старшая группа – 9-11классы). Каждый класс выставляет на соревнование команду из 6 человек (3юношей и 3 девушки), оформляет именную заявку с указанием участников, заверенную врачом. Группой поддержки является весь класс, классный руководитель и родители.
Мероприятие начинается с построения и представления команд (название, девиз).
Этапы спортивно-туристической полосы препятствий:
Протяжённость маршрута 1,5-2 км. Команда передвигается строго по маркированной трассе, не отклоняясь в сторону. Контрольное время прохождения всего маршрута 1,5 часа, на каждый этап установлено отдельное контрольное время. Судья на этапе даёт команду на выполнение задания только при прибытии всех участников команды на этап. Для команды учёт ведётся по времени прохождения маршрута. Каждый штрафной балл равен 30 секундам.
1этап. Старт. На старте команде выдаётся маршрутный лист с временем старта (приложение 1). За потерю маршрутного листа, плохую сохранность (не видны результаты) или исправление команда снимается с подведения итогов. Предъявляется на старте оборудование команды, при отсутствии 1 из наименований – штраф 1 балл.
Оборудование команды: Рюкзак, аптечка, планшет, компас, бинт, часы, спички, нож складной, все в перчатках, линейка, карандаш, чашка, кружка, ложка.
2 этап. Установка палатки «Лесное укрытие». Учитывается правильность и ровность установки, а также складирование палатки. Штрафные баллы: каждая складка после установки палатки – 1 балл, не полностью воткнутые колышки, за каждый -1 балл, опоры поставлены криво – за каждую – 1балл, за не правильную укладку палатки – 1 балл. Контрольное время – 10 минут.
3 этап. Разжигание костра с кипячением воды. На указанном месте команда разводит костёр, используя 3 спички и коробок. При необходимости судья может выдать дополнительные спички (по одной). Вода для кипячения (0,250 л.) выдаётся судьёй. Запрещается использовать искусственные средства разжигания костра (оргстекло, сухое горючее, керосин, бензин и т. д.). Действия команды начинаются по сигналу судьи и заканчиваются при устойчивом кипении воды в котелке. Дрова, котелки и топор выдаёт судья. Штрафы: спичек нет – 3 балла, дополнительная судейская спичка и каждая последующая – 1 балл. Не уложились в контрольное время – 3 балла. Контрольное время – 15 минут.
4 этап. Поляна заданий.
4.1. Определение топографических знаков на карте. Необходимо определить 5 топографических знаков по выбору. Штрафные баллы: за каждый неправильно определённый знак – 1 балл. Контрольное время:5 минут.
4.2. Определение азимута по компасу на 2 объекта. Допускается погрешность в 3 градуса. Штрафные баллы: за каждые неправильные 3 градуса – 1 балл, масимально 10 баллов. Компас судейский. До начала выполнения задания судье сообщить, сколько градусов составляет 1 деление на компасе. Контрольное время – 5 минут.
4.3. Определение лекарственных трав. Необходимо выбрать из предложенных трав не менее 10, назвать их и указать при каких заболеваниях применяются. Штрафные баллы: за каждое неправильно определённое растение штраф – 1балл. Контрольное время – 5 минут.
4.4. Вязание узлов. Необходимо завязать и назвать по одному узлу (прямой, проводник-восьмёрка, булинь). Назвать 2 узла предложенных судьёй. Штрафные баллы: неумение вязать – 1 балл, отсутствие контрольных узлов – 1балл, незатянутый узел – 1балл, не определено название -1 балл. Контрольное время – 5 минут.
5 этап. Медицинская помощь. При прибытии команды на этап необходимо показать аптечку и её состав судье на этапе. Содержание аптечки: индивидуальный пакет, бинты. Лейкопластырь, мозольный лейкопластырь, перекись водорода. Оказание первой помощи пострадавшему при травме головы, переломе голени или предплечья, остановка кровотечения. Транспортировка пострадавшего производится по указанию судьи. Штрафные баллы: нет бинта – 3 балла, неправильное пользование бинтом – 3 балла. Контрольное время – 5 минут.
6 этап. Гать. Участники проходят гать с помощью жердей (4 жерди). Штрафные баллы: каждое касание земли участником штраф – 1 балл. Контрольное время – 10 минут.
7 этап. Навесная (наклонная) переправа. Участникам команды всем необходимо переправиться по судейской верёвке с помощью самостраховки с использованием карабинов. Штрафные баллы: не замуфтован карабин, потеря снаряжения, работа без перчаток – 1 балл. Помощь судьи судейской верёвкой – максимальный штраф 10 баллов.
8 этап. Подъём по возвышенности с помощью судейской верёвки и личной страховки с жумаром. Штрафные баллы: не замуфтован карабин, потеря снаряжения, работа без перчаток – 1 балл. Падение с касанием земли (рукой, коленом) – 3 балла.
9 этап. Спуск с возвышенности с помощью судейской верёвки и личной страховки восьмёркой. Штрафные баллы: не замуфтован карабин, потеря снаряжения, работа без перчаток – 1 балл. Падение с касанием земли (рукой, коленом) – 3 балла.
10 этап. Параллельные перила. Участники команды переправляются по двум параллельным верёвкам с организацией личной страховки. Оснащение: нижняя обвязка. Штрафные баллы: не замуфтован карабин, потеря снаряжения, работа без перчаток – 1 балл. Срыв с перил – 3 балла.
11 этап. Финиш. Время на финише фиксируется по последнему участнику пришедшему на финиш.
Не уложились в контрольное время – 10 штрафных баллов на каждого человека.
Подведение итогов. Команды победители награждаются грамотами и призами.
Приложение 1
Маршрутный лист
Спортивно-туристической полосы препятствий
___________________________ класса
Названиеэтапа
Время
Штрафные
баллы
Отсечка
Подпись судьи
1.
Старт.
2.
Установка палатки «Лесное укрытие».
3.
Разжигание костра с кипячением воды.
4.
Поляна заданий:
4.1
Определение топографических знаков на карте
4.2
Определение азимута по компасу на 2 объекта.
4.3
Определение лекарственных трав
4.4
Вязание узлов.
5.
Медицинская помощь.
6.
Гать.
7.
Навесная (наклонная) переправа.
8.
Подъём по возвышенности
9.
Спуск с возвышенности
10.
Параллельные перила.
11.
Финиш.
Приложение 2
Протокол соревнования «Спортивно-туристическая полоса препятствий»
Результат(время)
Место
Полосы препятствий — Парки Приключений ТРОПА
Детская игровая полоса препятствий.
Детская игровая полоса препятствий состоит из комплекса игровых заданий, соединенных между собой. Предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Может быть элементом веревочного парка приключений.
- Может быть построена отдельно в виде нестандартной детской площадки.
- Не требуется страховочное снаряжение.
- Подходит для детских спортивно-игровых состязаний, групповых игр на свежем воздухе.
- Наполнена различными препятствиями, преградами или игровыми фигурками.
- Непременный атрибут детского лагеря, спортивной турбазы или детских спортивно-игровых площадок.
Туристическая полоса препятствий.
Представляет собой прохождение классических туристических веревочных препятствий на время. В соревнования участвуют команды по 8-10 человек. Для оценки результатов применяются общие единые правила прохождения этапов. Основные виды туристических препятствий:
- Подвесной мостик. Наиболее простой снаряд. Как правило, он устанавливается в начале полосы – для «раскачки» в прямом и переносном смысле, и представляет собой дощатый веревочный мосток с перилами.
- Переправа. Любой вид надземного перехода от одного дерева к другому. Самыми популярными туристическими переправами можно назвать:
— «Бабочку» (две параллельные веревки, соединенные по центру),
— «Паутинку» (частые веревки, натянутые горизонтально, вертикально и по диагонали, скрепленные/не скрепленные в местах пересечений),
— «Бревно» (ствол дерева, подвешенный на веревках с перилами),
— «Ромб» (деревянный каркас в виде ромба с вертикальными перекладинами, подвешенный между столбов, преодолевается спиной вниз).
Все элементы туристической полосы препятствий являются быстро монтируемыми, съемными и мобильными. Ее можно установить в любом месте и использовать для проведения корпоративных мероприятий, веревочных курсов или тимбилдинга.
Туристическая полоса препятствий популярна как вид активного отдыха, подходит для детских спортивно-игровых состязаний и групповых игр на свежем воздухе.
Военная полоса препятствий.
Общевойсковая полоса препятствий и военная полоса препятствий для школьников оборудуются согласно Руководству по строительству и оборудованию спортивных сооружений в воинских частях, учреждениях и учебных заведениях.
Стандартная 200-метровая военная полоса препятствий включает в себя следующий набор преград:
- ров
- лабиринт
- забор с наклонной доской
- разрушенный мост
- разрушенная лестница
- стенка с двумя проломами
- колодец
- ход сообщения
- траншея
Военная полоса препятствий для школьников рекомендована для физического развития и допризывной подготовки молодежи в школах и кадетских училищах. Ее отличие от общевойсковой полосы препятствий в некотором упрощении основных преград с учетом антропометрии школьников и замены последних трех элементов (колодец — ход сообщения — траншея») на «Одиночный окоп для стрельбы и метания гранат».
Общевойсковая полоса препятствий изготавливается и монтируется в соответствии с Инструкцией по организации физической подготовки Национальной гвардии Украины и рекомендована для регулярной тренировки личного состава действующих воинских частей.
Водная полоса препятствий.
Для активного отдыха на воде идеально подойдет надувная полоса препятствий.
Водный аттракцион “Полоса препятствий” собирается из нескольких надувных модулей, которые можно чередовать или добавлять новые элементы.
Получается своеобразный мини — аквапарк, где можно проводить детские спортивные соревнования или просто организовать активный отдых маленьких посетителей.
Такую водную полосу препятствий можно расположить на загородных турбазах, в центрах водного отдыха и отельных комплексах, оборудованных собственными пляжами. Надувные водные аттракционы пользуются большой популярностью и привлекают новых клиентов.
Мы осуществляем поставку и сборку надувных элементов водной полосы препятствий ведущих европейских производителей.
Все оборудование сертифицировано по международным стандартам. Предусмотрено гарантийное обслуживание.
Туристическая полоса препятствий «Тропа Следопыта» — Летний лагерь
Полоса препятствий представляет собой две паралельных соревновательных дорожки, на которых расположенны:
- навесная переправа
- тарзанка
- паутина (верёвочная лестница)
- «стена» (деревянный щит высотой 2,5 м)
- «кочки» (древесные пеньки)
- переправа по бревну
- лазовый ход (натянутая вдоль земли сетка)
- площадки для разведения костров
- площадки для установки палаток
Полоса препятствий может активно использоваться в досуговой жизни лагеря, так например отряды каждую смену могут состязаться между собой на самое лучшее прохождение испытаний в туристической эстафете.
Все этапы на полосе препятствий располагаются друг за другом и 2 команды одновременно, каждая по своей дорожке преодолевают их на время. Отряды лагеря, участвуя в преодолении полосы препятствий, установки палатки на время, разведении костра, оказании первой медицинской помощи получают навыки юного туриста.
«Открой тайник». На участке пересеченной местности (примерно 10 км) спрячьте несколько (15—20) предметов или конвертов с письмами. Затем обозначьте точками на плане участка, сделанном в масштабе в 1 см—100 м или в 1 см—50 м, место нахождения«тайников». Этот план дайте ребятам—пусть они, пользуясь им, разыщут спрятанные вещи.
«Соберите флажки». Поручите одной группе ребят расставить на том же участке несколько (15—20) флажков. Прятать флажки нельзя. Другая группа должна собрать эти флажки и отметить на карте их местонахождение. Потом группы меняются ролями. Какая из них выполнит задание быстрее и точнее? Заметьте время по часам.
«Азбука Морзе». Не вздумайте просто так заставить ребят выучить азбуку. Успеха не будет.. Пусть они сначала с помощью«ключа»расшифруют одно-два слова. Тут же появится желание повторить еще.
На этот раз звено рассчитывается на первый-второй. Звеньевой (вожатый)»диктует сигналы. Первые номера в роли сигнальщиков имитируют их флажками, вторые записывают. Затем попарно расшифровывают текст при помощи«ключа». По окончании они меняются ролями, а вожатый определяет, какая пара быстрее и точнее расшифровала текст.
Теперь сигнальщик под диктовку своего товарища (они вдвоем составляют сигнальный пост № 1) передает на сигнальные посты № 2, 3, 4 шифровку, врученную вожатым. На этих постах, находящихся на одинаковом расстоянии (50—70 м) от поста № 1, сигнальщик следит за сигнальными флажками и диктует, а второй записывает. По окончании приема и записи оба расшифровывают флажкограмму. Выигрывает тот сигнальный пост, который раньше всех доставит ее вожатому.
После этой игры ребятам захочется получить задание потруднее. Что ж, пройдет немного времени, и они смогут наизусть выучить алфавит, а также передачу сигналов флажками, используя команды на расстоянии.Слова в скобках, которые поставлены в алфавите рядом с буквами, легко запомнить. Знание же этих слов облегчает запоминание и буквы. Так, в слоге, где есть буква«а», она означает точку. Остальные слоги означают тире.
Эстафета сигнальных постов. Каждое звено выставляет три поста по 2 человека. Это самые лучшие сигнальщики. На первом этапе звенья оставляют по одному посту, которые располагаются в 20—30 м друг от друга в таком порядке: слева—пост 1-го звена, далее направо—посты 2-го и 3-го звеньев. Такое расположение нужно сохранить и на следующих этапах.
Вожатый вручает им по одинаковой шифровке (25—30 знаков). Обязанность сигнальных постов заключается в том, чтобы быстро и, главное, точно передать текст на второй этап своим двум сигнальным постам. Те, в свою очередь, должны записать и передать текст на третий пост. На третьем этапе посты расшифровывают флажкограммы и отдают их вожатому. Выигрывает команда, передавшая текст раньше и точнее. Расположить этапы нужно на расстоянии 200—300 м так, чтобы сигнальные посты на третьем этапе (финише) не видели передающих на первом этапе.
Разжигание костра. Звено образует две команды. За дача каждой из них—подготовить костер к разжиганию. Команды получают по коробке с тремя спичками и по сигналу вожатого«Разжечь костры!»принимаются за дело.
Вожатый определяет, какая команда справилась с делом лучше. По сумме времени, затраченного каждой из команд на разжигание, можно определить место звена в этом соревновании. Из консервных банок совсем нетрудно сделать котелки. И теперь командам предстоит не только разжечь костер, но и вскипятить воду в котелке, подвешенном на перекладине.
Спортивный праздник
Чаю хотите?
В игре может принимать участие от 20 до 40 ребят одновременно. Можно рассмотреть вариант и с большим количеством команд, видоизменив задание и маршрут движения.
Сюжет игры состоит в том, что соревнующимся командам нужно развести костер и напоить вожатых и себя чаем. Та команда, которая сделает это первой, побеждает. По ходу игры детям предстоит выполнить ряд заданий, сталкиваясь с постоянно возникающими на их пути трудностями. Чтобы выполнить все задания, воспитанникам нужно применить все навыки, которые они отрабатывали на занятиях.
Начало игры
Все участники игры делятся на две команды – «синих» и «красных». Каждому члену команды прикрепляют на руку ленточку своего цвета. Каждая команда должна выбрать себе капитана, двух санитаров и партизан (обычно это самые юные участники команды).
По ходу всей игры партизаны занимаются тем, что ищут подсказки, которые спрятаны на всей площадке (на деревьях, поблизости от обозначенных на карте объектах и даже в траве).
Затем из рук вожатого капитаны команд получают пакеты, в которых находятся карта и первое задание.
Стрельба по мишеням
Каждая команда должна выбрать стрелков, которым предстоит поразить мишени из пневматических винтовок. В качестве мишеней используются воздушные шарики, привязанные на веревке: для команды «синих» – шарики синего цвета, для команды «красных» – красного. Расстояние до мишеней – 5–10 м. В одном из шариков на бумаге написано следующее задание для команды. При поражении мишени шарик лопается. Если бумажки в нем не оказалось, то нужно повторить попытку. Команде дается три патрона, а каждый участник команды может сделать только один выстрел. Если по итогам трех выстрелов команда не получила следующего задания, то она обращается за помощью к «одинокому охотнику» (вожатому), стоящему рядом. Для того чтобы получить дополнительный патрон, ребята должны показать свои знания по туристической подготовке.
Кому предоставить право следующего выстрела, решает капитан команды. Так продолжается до тех пор, пока команды не поразят нужную мишень и не получат следующее задание.
Переправа
К месту следующего этапа команды добираются по карте, используя навыки ориентирования на местности. Задача команды на этапе переправы – добыть дрова для команды с противоположной стороны рва или оврага.
Участники команды, назначенные капитаном, переправляются на противоположный склон оврага, берег реки и т.п. по натянутым веревкам, используя грудную обвязку и карабин. На противоположном склоне каждый участник берет с собой одно небольшое полено и с ним возвращается обратно. Затем это же задание выполняет следующий участник. Количество участников может варьироваться в зависимости от длины переправы, общего количества участников и наличия дров.
Когда все выбранные участники выполнят задание, ведущий сообщает, что один из партизан сломал руку и нуждается в медицинской помощи.
Оказание медицинской помощи
На этом этапе два санинструктора должны наложить «пострадавшему» шину на руку и всей командой проследовать в медпункт, расположенный в лесу (см. карту), где врач осматривает наложение повязки, объясняет детям, как разматывать бинт и фиксировать сломанную руку, и просит их повторить перевязку.
После повторного наложения повязки «больному» дают шоколад, а команда получает новое задание.
В поисках котелка
Следующим заданием для команд стал поиск котелка для приготовления чая. Для того чтобы найти его, нужно по заданному азимуту и указанному расстоянию найти необходимое оборудование. Для этого дети пользуются компасом и рулеткой. Задание можно усложнить, если не разрешать им пользоваться рулеткой или составлять маршрут таким образом, чтобы азимут и расстояние нужно будет отмерять не один, а несколько раз.
Но на этом приключения не заканчиваются: в котелке находится следующее задание.
Пилите, Шура…
В бревне, которое предлагается распилить ребятам, спрятаны спички – с их помощью нужно разжечь костер. На бревне заранее нанесена линия распила. В распиленном бревне нашли записку, в которой сообщалось, что спички похитил дикий геолог.
Три заветных спички
Чтобы получить спички, ребята должны ответить на вопросы дикого геолога (его роль играет вожатый). За каждый правильный ответ капитану команды выдается одна спичка. При этом каждая команда получает всего три спички, с помощью которых будет разжигать костер. Затем дикий геолог дает им новое задание.
Без воды – и ни туды, и ни сюды
В пакете, полученном командами в самом начале игры, есть ряд подсказок, с помощью которых им на новом этапе предстоит найти воду. Вот они:
- Спросите у дикого носорога, и он скажет, что карты врут.
- Сорока трещала, что лиса утащила котелок к себе в нору.
- Патроны для винтовки – у одинокого охотника.
- Бобер самый мудрый.
- Будьте осторожны – геолог коварен!
- В Амазонке живут хищные крокодилы.
- Рыжая белка сказала, что она видела сухое бревно на юго-западе от оранжевого шара.
- Говорить с туземцами бесполезно – они вас не понимают.
- У одинокого камня растет крапива.
- Орлы сказывали, что ниже по течению Амазонки еще осталась вода.
- Кострище – на юго-западе от разрушенного моста.
Из предложенных подсказок нужно выбрать правильную (не всеми подсказками нужно пользоваться в жизни!) и найти воду. Ниже по течению пересохшей реки найти бутылку с водой, к которой прикреплено новое задание.
Станция «Азимут»
Азимут – это угол между направлением на север и нужным вам направлением. Для определения азимута нужен компас. Стрелку компаса совмещают с направлением на север (0°), затем определяют угол. Участникам предлагается из пяти букв определить ту, которая соответствует азимуту 70°. За правильно взятый азимут начисляется 10 баллов. За «соседний» азимут – штраф 3 балла, за «чужие» азимуты – штраф 5 баллов.
Станция «Медицинская»
Участникам предлагается решить кроссворд. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Можно добавить 2 балла за работу всей команды.
По горизонтали:
1. Чем обрабатывают царапину?
По вертикали:
- 2. Что удаляют пинцетом?
- 3. Что нужно нанести на раздраженную поверхность кожи?
- 4. Что необходимо удалить при укусе пчелы?
- 5. Что накладывают на поврежденное место при растяжении или ушибе?
- 6. Перевязочный материал.
- 7. Что помогает при насморке?
- 8. Чем можно обеспечить неподвижность суставов при переломе?
Ответы
По горизонтали: 1. Зеленка.
По вертикали: 2. Заноза. 3. Крем. 4. Жало. 5. Лед. 6. Бинт. 7. Капли. 8. Шина.
Привести примеры помощи пострадавшим
На суше…
И на воде…
Станция «Лесной дом»
Команда должна быстро и правильно поставить палатку.
Штрафы присуждаются за следующие нарушения:
- 1. Палатка перекошена – 1 балл.
- 2. Стенки и крыша палатки провисают – 1 балл.
- 3. Дно палатки плохо растянуто – 1 балл.
- 4. Не все растяжки закреплены колышками – 1 балл.
- 5. Вход в палатку не закрыт – 1 балл.
Станция «Топографическая»
Участникам предлагается расшифровать топографические знаки и прочитать полученный текст. За каждый правильно расшифрованный топографический знак команда получает 1 балл.
Ответ. От железнодорожной станции путь к нашему лагерю проходил через смешанный лес, который постепенно превратился в заросли колючего кустарника. Чтобы сократить дорогу, мы пошли по тропинке, мимо оврага, по лугу, мимо непроходимого болота. Через 15 минут мы вышли к реке, которую перешли по плотине. От нее мы подошли к фруктовому саду, который окружал наш лагерь.
Станция «Укладка рюкзака»
Участникам предлагается быстро и правильно собрать рюкзак.
Оборудование: рюкзак, спальный мешок, пара обуви, кружка, миска, ложка, пакет с набором одежды, 4 банки консервов, 2 пластиковые бутылки с водой.
За правильно собранный рюкзак команда получает 10 баллов.
Штрафы присуждаются за следующие нарушения:
- 1. Рюкзак не стоит на земле, а валится на бок – 1 балл.
- 2. Если рюкзак потрясти, он начинает греметь – 1 балл.
- 3. Острые и жесткие вещи лежат там, где рюкзак будет соприкасаться со спиной, – 1 балл.
- 4. Рюкзак имеет неровную форму – 1 балл.
- 5. Не застегнуты стяжки, карманы – 1 балл.
- 6. Рюкзак не завязан или не застегнут – 1 балл.
Полоса препятствий
Полоса препятствий располагается на небольшом участке леса. Дистанция полностью огораживается или маркируется. Оборудуются специальные места для болельщиков. В целях обучения результаты прохождения этапов и ошибки участников нужно изобразить так, чтобы они были хорошо видны. Для большей наглядности и возбуждения азарта результаты оглашаются. Итоги прохождения дистанции подводятся путем подсчета суммы времени прохождения дистанции и штрафных минут и секунд.
При прохождении полосы препятствий детям можно предложить выполнить следующие задания: «Укладка рюкзака», «Спуск и подъем спортивным способом», «Горизонтальная лестница», «Параллельные перила», «Тибетский мостик», «Параллельная лестница», «Дружный мостик», «Узость».
Гори, гори ясно!
Привести примеры видов костров
С помощью добытых поленьев и трех спичек команда разжигает огонь: используя костровое оборудование (например, таганок), подвешивает котелок с водой. Остается вскипятить воду, заварить чай и напоить им членов жюри.
Победителем становится тот, у кого быстрее закипит вода в котелке. Наградить следует всех участников игры. Для этого подойдут конфеты и шоколад. Их можно сразу съесть за чашечкой только что вскипевшего добытого в напряженной борьбе чая. Приятного аппетита!