Как выделить структуру дерева своими руками – Очистка и декоративная обработка древесины, включая вощение, отбеливание, морение, тонирование, обжиг, травление, лессирование и покрытие лаком

Содержание

Браширование древесины своими руками: как проявить природную красоту дерева

Браширование древесины – одна из замечательных технологий декоративной отделки изделий из дерева. Метод основан на разнице в твёрдости слоёв, из которых состоит подавляющее большинство массивов дерева. На поперечном срезе любого изделия из дерева чётко виден характерный древесный рисунок, который образован волокнами с различными физическими характеристиками. Одни из них – довольно плотные, другие – менее плотные и довольно легко поддаются обработке.

При удалении слоя мягких волокон, участки, состоящие из твёрдых волокон, становятся рельефными (выпуклыми), явно проступая на поверхности и придавая древесине особенно декоративный вид. В естественных условиях это происходит с течением времени, когда мягкие волокна удаляются по мере эксплуатации изделия. Браширование позволяет визуально состарить древесину и придать ей фактурность в условиях столярной мастерской. Самый наглядный пример природного браширования – старые доски, выброшенные на берег моря или океана. В них мягкие участки древесины бывают настолько истончены морскими волнами и песком, что более плотные участки могут выступать почти на сантиметр!

Браширование: искусственное состаривание дерева

Такая технология структурирования древесины пригодна для использования в работе с мягкими и твёрдыми породами дерева, у которых есть чётко выраженная фактура и явные слои разной твердости: сосной, дубом, лиственницей, ясенем, орехом, венге. Породы дерева с мелковолокнистой и неявно выраженной структурой для браширования не пригодны, поскольку в них нет нужной слоистости. К таким видам материала относится древесина: бука, клёна, ольхи, тика, берёзы, вишни.

Применение технологии браширования позволяет создавать оригинальные фактуры, которые идеально смотрятся в изделиях для интерьеров разных стилей. Структурированная древесина активно используется при изготовлении полов, мебели, элементов декоративной отделки. Натуральное дерево отлично вписывается в любой дизайн, добавляя в него оригинальные штрихи.

Оборудование для структурирования (браширования) древесины

Браширование является наиболее доступным и простым в исполнении методом, позволяющим достаточно быстро визуально состарить натуральный материал. Осуществить этот процесс можно в домашней мастерской, используя в работе минимум оборудования.

Это одна из немногих технологий, которая позволяет добиться отличного результата, применяя исключительно ручной труд. Для этого понадобятся:

  • металлические щётки разной жёсткости, с помощью которых производится грубое удаление мягких волокон с поверхности заготовки
  • наждачная бумага различной зернистости для черновой шлифовки и финальной полировки
  • морилки и другие средства, для придания древесине максимальной декоративности
  • лак для окончательной обработки изделия по окончании процесса браширования

Чтобы ещё больше упростить работы по структурированию дерева и сделать их значительно более производительными, их можно механизировать. Для этого используются дрели с регулируемой скоростью или специальные машины для браширования. К ним в комплект приобретаются плоские или широкие щётки трех видов: металлические, полимерные с абразивом и сезалевые или волосяные. Соблюдая очередность работ, с применением механизации можно получить безукоризненно выполненные делали для различных изделий.

Технология браширования – поэтапно


1. Выбранную заготовку можно слегка увлажнить, чтобы древесная пыль не разлеталась по помещению. Первый проход осуществляется металлической щёткой, жёсткость которой подбирается в зависимости от твёрдости древесины. «Щетина» не должна повреждать твёрдые волокна материала, но при этом должна успешно удалять мягкие. Движение инструмента осуществляется по направлению волокон, со скоростью, достаточной для эффективного выскабливания. Повышение скорости вращения щетки может привести к запеканию древесины, поэтому необходимо подбирать оптимальный вариант для каждого образца. При работе ручным инструментом такой проблемы не возникает, но приходится прикладывать большее усилие и затрачивать значительно больше времени на обработку.

2. Сменив насадку на полимерную щетку с нанесенным на нее абразивом, производится первичная шлифовка детали, при которой снимаются шероховатости и обрывки волокон, остающихся на поверхности древесины. Удалив всё лишнее, можно оценить, насколько глубоко и качественно было сделано структурирование, и в случае необходимости – ещё углубить образующиеся бороздки. На этой стадии можно добавить декоративные элементы в отделку деревянных изделий. С помощью стамески в разных местах заготовки выбираются углубления произвольной формы. После черновой шлифовки их можно подправить и придать им максимально естественный вид старых трещин, образовавшихся в материале.

3. Финальная полировка производится с применением сизалевой или волосяной щётки, которая придает детали законченный лощёный вид, полностью выявляя всю декоративность фактуры дерева. При ручной обработке используется наждачная бумага самой мелкой зернистости, позволяющая создавать идеально полированную поверхность. Загладив структурированную фактуру изделия, его подготавливают к дальнейшей окраске и покрытию лаком. Если перед работой древесину смачивали, то теперь её необходимо высушить и полностью очистить от пыли.

4. Для придания особо декоративного вида деталь может подвергаться покраске, патированию, золочению и другим вариантам отделки. Использование морилки позволит состарить изделие за счёт образования контрастных фактурных рисунков. Обильное нанесение состава с быстрым удалением излишков позволяет прокрасить участки с мягкими волокнами, впитывающими краску, и оставить светлыми участки твёрдых волокон, не успевших поглотить пигмент. Особенно эффектно смотрится золотая краска, забившаяся при нанесении в микротрещины и углубления на фоне естественной окраски дерева. Такие блики золота придадут изделию оригинальную декоративность. После обработки красящими составами поверхности еще раз полируют, чтобы избавиться от шероховатости, возникшей при покраске.

5. Лакирование производится по полностью просушенному и очищенному дереву. При изготовлении брашированного паркета для вскрытия необходимо использовать специальный паркетный лак, чтобы готовое покрытие могло служить положенный ему срок.

Сфера применения технологии браширования

Доступность и декоративность методики структурирования делают её особенно популярной при изготовлении интерьерных предметов и элементов оформления помещения. Каминные доски, полки, потолочные балки, колонны, стеновые панели, выполненные из состаренной древесины, придают неповторимый антураж гостиным и холлам, а залы ресторанов и клубов наполняют аристократизмом и роскошью. Не менее изысканно смотрится деревянная мебель с брашированными деталями и элементами. У краснодеревщиков особенную ценность имеют материалы, тронутые короедом, поскольку такую фактуру вручную воспроизвести невозможно, а она создает полное впечатление древности деревянных изделий.

Использование изделий, изготовленных по технологии браширования, в дизайнерском оформлении интерьеров позволит без труда создавать стильную и неповторимую обстановку в любом помещении.

Эту статью прочитали 43471 человек с 15 Апрель 2016.

Состаривание, текстурирование древесины — сделать работу своими руками или доверить специалистам?

Нам часто задают вопрос, а можно ли провести искусственное состаривание дерева в обход производственных цехов, своими руками в домашней обстановке. Наш ответ конечно же можно и если Вы располагаете свободным временем, желанием иметь подобные вещи у себя в доме, составы и инструменты, то в этой статье мы расскажем с чего начать и как добиться превосходного результата.

Брашированная лиственница с покраской маслом Renner YM300Брашированная лиственница с покраской маслом Renner YM300

Ну, во-первых, разберитесь, для чего Вам это надо. Жили не тужили, вроде все хорошо, а тут раз и блажь в голову ударила. Обычно задавая такой вопрос нашим заказчикам, мы получаем следующие распространенные ответы:

- решили поменять повседневную обстановку на совершенно новый, современный стиль дома;
- захотелось иметь в своем доме антикварную вещь, но подлинный антиквариат стоит дорого и не каждому по карману, а с методом состаривания Вы с легкостью «накинете» не один десяток лет, любому предмету;
- просто отдается предпочтения в выборе под старину или «ну захотелось так».

Состаренная древесина приобретает уникальные по красоте расцветки и оттенки и может быть использована как достойное украшение дома под старину, для создания великолепной мебели, направлений в стилях Кантри, Прованс, Ретро, при оформлении кухни, потолочных и настенных фальшбалок, перегородок, напольного покрытия и многое другое.

5

Не для кого не секрет, что древесина обладает живой, дышащей поверхностью, способной не забирать, а наоборот отдавать Вам свое тепло, свою энергетику. Это экологически чистый, природный материал. Дерево благоприятствует созданию особого микроклимата, чистоты, покоя и уюта.

Планкен состаренный лиственница. Обработка праймером-морилкой
Планкен состаренный лиственница. Обработка праймером-морилкой

По началу давайте разбираться какая древесина подходит под процедуру состаривания искусственным путем. Для того, чтоб эффект от проделанной кропотливой работы действительно поражал своей роскошью и четким узором, необходимо подобрать древесину с четко обозначенной, яркой текстурой. К таким породам деревьев смело относим дуб, сибирскую лиственницу, сосну обычную, а также ясень, ну и, пожалуй, орех. Это самые распространенные и часто используемые виды.

Теперь рассмотрим способы по состариванию древесины. Тут кому что нравится, но хотим предупредить, при проведении работ не пренебрегайте средствами защиты для глаз и кожи, будьте внимательны и осторожны. Не подвергайте свое здоровье и здоровье близких людей опасности.

ТЕКСТУРИРОВАНИЕ или БРОШИРОВКА
пожалуй самый широко используемый метод и получивший заслуженное признание. Само слово брашировка своими корнями уходит в далекую Англию, где в переводе означает щетка.

Такой вариант обработки чем-то схож и природным увяданием древесины, только не занимает столь большой срок. Такой вариант обработки идеален для представителей хвойных сортов деревьев.

Состаривание древесины + покраска маслом RennerСостаривание древесины + покраска маслом Renner

Работа очень кропотливая, требующая вложений сил, навыка, терпения, времени, но оно того стоит! Полученный результат покажет, что все приложенные усилия, были не зря. Вам потребуется дрель с жесткой насадкой из проволоки или болгарка, а также прочная металлическая щетка. Соблюдайте режим оборотов электроприборов, иначе неправильное использование приведет к полной негодности и поломке материала.
Сначала проходим по поверхности доски болгаркой с проволочной щетиной, снимаем аккуратно верхний мягкий слой древесины, под которым скрыты грубые волокна.
Затем, точно также проделываем работу с дрелью, болгаркой, только с капроновой насадкой.

После всего обрабатываем материал наждачной бумагой(шкуркой) или мягкой щеткой, для удаления приподнятого ворса, пыли и загрязнений, для идеальной гладкости.

При нанесении краски, запаситесь кисточкой, мягкой тканью. Хотим заметить, что при брашировании, лучший результат выдает использование специальных масел для дерева. Нанесли ЛКМ, дали немного впитаться и удалили остатки тряпкой.

ХИМИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ДРЕВЕСИНУ.

Брашированная вагонка лиственница с обработкой маслом Renner YM46Брашированная вагонка лиственница с обработкой маслом Renner YM46

При таком методе будьте предельно осторожны, во избежание ожогов глаз и кожи. Прежде всего необходимо обработать заготовки крупной наждачной бумагой. Далее несколько вариантов:
- для потемнения поверхности, для приобретения определенного тона и шарма, воспользуемся обычным нашатырным спиртом (дешево и
сердито) или раствором аммиака. НО следует учесть, данный раствор воздействует лишь на дубильные вещества, которые и вызывают реакцию потемнения и имеются только у лиственных сортов.
- можно поступить следующим образом обрабатываем металлической щеткой поверхность, затем наносим с помощью кисти обычную морилку, даем просохнуть и скрываем под мебельным лаком. Очень красиво и достойно!

- способ состоит в том, что используется морилка, на основе воды, которая после нанесения на дерево, впитывания в слои древесины, успешно вымывается губкой или мягкой тряпкой, но не по всей поверхности, а только с середины и остается яркий, насыщенный контраст, покоряющий уникальностью и неповторимостью.

МЕТОД ПАТИРОВАНИЯ.

Состаренная сосна. Покраска система TEKNOS.Состаренная сосна. Покраска система TEKNOS.

Это конечно очень сложный химический процесс, но прошедшая такую обработку древесина, полностью имитирует любую антикварную вещь. Весь способ включает в себя процесс выделения высвобожденных пор и волокон от остальной части древесины. И так зачищаем предварительно поверхность доски, после чего наносим средства для патирования, имеются такие в продаже, или пойдем по легкому пути и применим морилку.

Это поэтапный способ. И каждый последующий можно производить только при полном высыхании предыдущего слоя.

Есть очень простой народный способ получить желаемый результат. После предварительной обработки и очистке, поверхность покрывается слоем масла или же нужного цвета краской и не надо ждать, когда слой краски засохнет, берете тряпку, можно большую губку и прочь излишки состава.

ПОКРАСКА БРАШИРОВАННОЙ ДРЕВЕСИНЫ.

Брашированый планкен лиственница сорт С после нанесения системы TeknosБрашированый планкен лиственница сорт С после нанесения системы Teknos

Для этих целей займитесь подбором двух составов, с совершенно разными консистенциями и тонами. Более густой краской наносим первый слой и хорошо просушиваем. Затем уже используем жидкую краску. После высыхания Вам потребуется наждачка с мелким абразивом. Результат «на лицо», поверхность напоминает старую, от времени обшарпанную и выцветшую доску. ПРЕЛЕСТНО!!!

Но технологии не стоят на месте и к Вам в помощь спешит специальный кракелюрный лак, предназначенный для более эффектного состаривания древесины, вплоть до образования трещин и растрескиваний от времени. Это средство необходимо использовать перед всеми другими нанесениями красок, сразу же на очищенную и подготовленную поверхность.

ТЕМПЕРАТУРНОЕ ИЛИ ТЕРМИЧЕСКОЕ СТАРЕНИЕ.

Вагонка из лиственницы. Состаренная. Покраска масло RennerВагонка из лиственницы. Состаренная. Покраска масло Renner

Для удаления мягких волокон, чтоб получить четкую структуру древесины, необходимо обжечь всю поверхность обрабатываемой доски или выбранный определенный участок газовой горелкой. Паяльная лампа выдает неравномерный огонь, что вызывает трудно скрываемые подпалины. Затем для контрастности удаляется нагар. В один слой, при желании, наносится морилка.

Если Вас уже изначально устраивает внешний вид доски, и Вы достигли желаемого результата, аплодисменты Вам, то достаточно покрыть материал бесцветным лаком. Под ним прекрасно видна вся изящность структуры, цвет. И главной целью в использовании лака, служит защита от негативных воздействий. А для придания необходимого цвета, любого, какой понравится, возьмите за основу цветные составы.

Ели у Вас нет опыта с работой газовой горелки или паяльной лампой, то получите соответствующий навык, не портите материал и не причините себе вреда. И запомните с огнем шутки добром не заканчиваются!

И последнее, КАК ВОССТАНОВИТЬ ВНЕШНИЙ ОБЛИК ДРЕВЕСИНЫ.

Масло Renner + не глубокая брашировка соснового планкенаМасло Renner + не глубокая брашировка соснового планкена

Все предельно просто. Обычной наждачной бумагой производим зачистку. Крупность зерна на свое усмотрение. Следующий шаг два слоя черной акриловой краски на заготовку. При помощи обычной свечи, все выдающиеся части мебели натираем. Затем окрашиваем в необходимый цвет. Когда краска довольно просохнет, необходимо соскрести свечной слой и появляется первый темный окрас. Дальнейшая и окончательная обработка лаком.

Бращшированная древесина лиственницы ждет нанесения лакаБращшированная древесина лиственницы ждет нанесения лака

Лесобаза.рф. готова помочь Вам в процессе брашировки и предлагает свои услуги. Исполним все быстро, качественно, с профессионализмом и творческим подходом. Ждем звонков и заказов по указанным номерам телефонов.
Будем рады, если наша статья оказалась Вам полезной. Удачи в начинаниях.

5 способов + репортаж с мастер-класса

Как обработать дерево? Рассказываем и показываем, 5 способов и первый мастер-класс о обработке дерева, в рамках нашего нового оффлайн-проекта.

Мы очень любим ходить в гости, бывать в мастерских и учиться новому, поэтому особенно рады объявить: теперь в гости можно ходить и к нам! Уже 20 августа в рамках нового проекта «Квартблог Лайв» состоится лекция «Использование цвета в декорировании интерьера», ну а на прошлой неделе, 6 августа, у нас прошел первый мастер-класс. Участники под чутким руководством декоратора Михаила Сидельникова осваивали технологии работы с деревом.

Содержание:

Как обработать дерево

Мастер-класс прошел в шоу-руме студии домашнего текстиля Helgi Home, который в этот вечер был похож скорее на уютную гостиную, чем на мастерскую. Столы были накрыты розовыми скатертями, а инструменты разложены, как приборы для званого ужина.

 

Как и было обещано, участники освоили пять приемов декорирования дерева: травление, лессировку, состаривание, имитацию металлической и деревянной поверхностей. Рассказываем, как это было.

 

Травление

Первое, что попробовали сделать участники мастер-класса – протравить дерево морилкой. Это простой, но эффектный способ декорирования дерева: в отличие от краски, пигмент в морилке такой мелкий, что проникает в толщу древесины и создает иллюзию естественного цвета дерева. Кроме того, мягкие и плотные волокна по-разному впитывают пигмент, так что морение подчеркивает фактуру дерева.

Совет. Нужно следить, чтобы на кисточке не было излишка пигмента. Наносить его следует мягкими движениями, «растягивая» цвет по поверхности. Имейте в виду, что кисть от пигмента отмыть будет почти невозможно.

 

Бонусом к травлению Михаил рассказал собравшимся о брашировании. Суть этого приема состоит в том, что дерево «причёсывают» металлической щеткой, чтобы выбрать мягкие волокна и подчеркнуть фактуру материала. В зависимости от того, насколько агрессивно это делается, получается либо эффект бархатной поверхности, либо фактурный рисунок состаренного, обветренного дерева. На слегка протравленных фанерных досочках у участников мастер-класса получился еще и эффект потертости: кисть обнажила волокна, не тронутые пигментом.

Совет. Чтобы подчеркнуть фактуру брашированной поверхности, наберите на широкую кисть немного светлой или перламутровой краски, снимите излишки о бумагу и легкими быстрыми движениями пройдитесь по поверхности материала. Светлая краска задержится на выступающих волокнах, подчеркнув структуру дерева.

как обработать деревокак обработать дерево

 

Лессировка

Техника лессировки пришла в декорирование из живописи, и заключается в нанесении краски полупрозрачными слоями. За примером далеко ходить не пришлось – прекрасный комод, расписанный в таким стиле, стоял прямо в студии. Собравшиеся же повторили эту технику на дощечках. Последовательность действий оказалась простой: нанести на вещь базовый слой краски, просушить его, и далее работать поверх него мокрой кисточкой с небольшим количеством краски. Каждому слою нужно дать высохнуть, чтобы краски ложилась нежными слоями, не смешиваясь.

Совет. Вместо воды используйте специальный разбавитель – он позволит краске сохранить густоту и насыщенность цвета, рисунок получится прозрачным, но более четким.

 

Состаривание

Шебби-шик

Техника «шебби-шик» имитирует слои облупившейся краски, словно у вещи было множество владельцев, каждый из которых перекрашивал ее согласно своему вкусу. Чтобы добиться такого эффекта за 10 минут, а не за десятилетия, рассказал Михиал, нужно использовать парафин. Он наносится на первый слой краски в тех местах, где должны быть потертости. После этого второй слой краски на этих местах будет легко сниматься наждачно бумагой. Повторять прием можно необходимое количество раз.

Совет. При использовании парафина финальным штрихом должно стать вощение готовой вещи. Если вместо парафина использовано мыло, заканчивать работу нужно покрытием поверхности матовым акриловым лаком (глянцевый будет неуместен на состаренной вещи).

 

Потертости

Выступающие части вещей со временем становятся светлее, а в углублениях, наоборот, появляется темный налет. Чтобы имитировать первый эффект, можно взять простую наждачку и ошкурить тонированное или протравленное дерево, для второго же можно использовать темно-бурый битумный лак. Он наносится на вещь на 3-4 часа, затем излишки стирают смоченной в воде или уайт-спирите тряпкой. Важно помнить, что битумный лак не застывает самостоятельно, так что такую вещь в финале необходимо покрыть шеллаком.

Совет. Имитировать испачканную поверхность можно с помощью масляной краски, нанося ее на вещь промакивающими движениями с помощью губки. Только не используйте для этого черный пигмент: он намертво въедается в материал, и его излишки очень сложно удалить.

как обработать деревокак обработать дерево

 

Имитация металлической поверхности

В художественных магазинах краску металлик и «контуры» для нанесения рельефного рисунка найти легко, но этого мало для того, чтобы создать иллюзию металлической поверхности. Михаил поделился с участниками мастер-класса хитростью: завершающим штрихом должно стать нанесение патины. Для этого акриловая краска необходимого цвета (синяя – для золота, зеленоватая – для меди) разводится в воде, и вещь просто обливается этим раствором. Жидкость задерживается вокруг контура и, высохнув, оставляет следы «окисления» на «металлической» вещи.

Совет: чтобы сделать имитацию черненого серебра, покрасьте вещь в черный цвет, затем с помощью трафарета и шпатлевки или загущенной мелом краски нанесите узор, покрасьте его в темный цвет фона и, после того, как все высохло, пройдитесь по поверхности сухой кистью с серебряной или перламутровой краской. Она задержится только на выпуклых поверхностях, создав эффект старого металла.

 

Имитация свежего среза дерева

Это единственный способ декорирования дерева, для которого участникам мастер-класса понадобился специальный инструмент – резиновый шпатель с прожилками. Благодаря своему рисунку он может стирать часть нанесенного на вещь густого слоя краски так, что узор будет имитировать структуру древесины. Рисунок будет уникальным в зависимости то того, как мастер наклоняет шпатель во время работы.

Совет. Вести шпатель нужно одним равномерным, уверенным движением. Малейший рывок будет заметен и испортит рисунок.

54

 

«Я в восторге, все очень понравилось: интересно и информативно. Я хотела оформить дом в стиле шебби-шик, и теперь знаю, как это сделать!», - призналась нам одна из участниц мастер-класса, Гульшат. Остальные тоже не остались разочарованными: встреча действительно получилась продуктивной и очень душевной.

 

Следующим событием проекта «Квартблог Лайв» станет лекция дизайнера Ольги Розет «Использование цвета в декорировании интерьера». Мы приглашаем на нее всех, кто хочет научиться создавать гармоничные интерьерные решения, используя знания о природе цвета и профессиональные инструменты работы с ним. Подробнее о событии вы можете узнать здесь.

Творческого вам настроения и до новых встреч!

 

Дайджест Квартблога

Как правильно сочетать разные фактуры в интерьере - Сочетание разных фактур в интерьере — это искусство. Немного о том, как его познать и на что ориентироваться при выборе материалов Квартблогу рассказал дизайнер интерьеров.

Лес в доме - Мебель и декор из дерева в его первозданном виде: годичные кольца, грубые срубы и эко-стиль.

Выставка Wood Works 3: стильные предметы из дерева от русских мастеров - Увлекательное интервью с организатором выставки Wood Works 3.

Деревянное производство: льняное масло, бензопила и верность традициям - Мы побывали в гостях на производстве у марки FUGA и узнали, как традиционная мастерская превратилась в производство, работающее на европейский рынок.

25 идей декора из кусочков дерева - Чудесный декор из деревянных дощечек, спилов, срубов, щепок и прочих кусочков.

 

Фото: Дарья Мышленникова, кроме №4: Helgi Home. 

DIY, мастер-класс, Квартблог Лайв

Текстурирование дерева своими руками - морение, браширование, вощение и патинирование | Своими руками

ОТЛИЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ МАСТЕРОВ И РУКОДЕЛИЯ И ВСЕ ДЛЯ САДА, ДОМА И ДАЧИ БУКВАЛЬНО ДАРОМ + ЕСТЬ ОТЗЫВЫ.

Натуральная древесина привлекает взгляд своей красивой текстурой. Чередование мягких и твёрдых годичных колец создаёт интересный рисунок с изгибами, волнами, причудливыми сучками, трещинками и червоточинками.

Это поистине креативная текстура создана самой природой ,а наша задача только её подчеркнуть, выявить, сделать осязаемой. все технические процессы, связанные с этим, и называются текстурированием древесины.

Для текстурирования древесины применяют техники браширования, морения, патинирования и вощения.

Браширование, от англ. Brush (щётка) – техника, направленная на усиление древесного рисунка с помощью вычёсывания мягких волокон. Древесина имеет свой специфический текстурный рисунок из-за особенностей нарастания волокнистых слоев.

Мягкие волокна прекрасно впитывают в себя воду и красящие составы и легко поддаются механическому воздействию, в частности, вычёсыванию, а твёрдые, наоборот, выступают после вычёсывания жёсткими гребнями. Вычёсывают мягкие волокна с помощью специальных металлических щёток.

Рабочая часть таких щёток представляет из себя пучки жесткой гофрированной проволоки, закреплённой в несколько рядов на деревянном или пластиковом основании с ручкой (для ручного вычёсывания) или зажаты в металлический диск как насадки для электроинструментов (дрели, болгарки, гравера) для механизации процесса.

Купить такие щётки можно в любом строительном или хозяйственном магазине. После браширования древесный рисунок приобретает выраженный рельеф, но только на ощупь. Чтобы визуально подчеркнуть полученную текстуру, необходима тонировка морилками, восками, красками и патинами.

Морилка, бейц или лазурь — это специальный состав в виде жидкости для пропитки и тонировки древесины.


Читайте также: Как отремонтировать старое дерево – важные этапы


Современные морилки в основном делятся на водные и неводные (на основе органических растворителей, спирта или воска). Основным отличием является то, что водную морилку легче равномерно нанести на поверхность и справиться с затёками, но после высыхания она по-прежнему боится воды.

Неводная морилка сохнет быстрее, но и нанести её равномерно сложнее. Благодаря наличию восков и масел и пр. добавок она способна противостоять атмосферным условиям, однако имеет выраженный запах. Для декоративных внутренних работ водная морилка – оптимальный выбор.

Морилки наносятся на очищенную от пыли древесину кистью или тканевым тампоном. При этом состав не образует поверхностную плёнку, а проникает на некоторую глубину, более интенсивно впитываясь в мягкие волокна, за счёт чего текстура дерева подчеркивается еще больше.

Для более интенсивной окраски можно последовательно наносить несколько слоев морилки с обязательной просушкой каждого слоя.

Составы для тонирования древесины (морилки, бейцы, лазури) можно купить как в строительных магазинах, так и в художественных.

Приведу наиболее качественные примеры составов (можно сказать любимые)

Лазурь по дереву HobbyLine, C.Kreul (Германия)

Водно-акриловый полупрозрачный состав. Идеально подходит для окрашивания деревянных предметов: придаёт красивый оттенок и проявляет структуру дерева.

В отличие от строительных морилок лазури имеют богатую цветовую палитру самых разных оттенков и небольшую фасовку, что очень удобно, если надо приобрести несколько цветов.

Также цвета можно смешивать между собой для получения дополнительных оттенков.


Читайте также: Окончательная отделка дерева. Шпонирование своими руками


Морилка FolkArt © Stains, Plaid (США)

Нетоксичный состав на водной основе для нанесения на деревянные поверхности.

Морилка довольно густая и концентрированная по цвету, поэтому перед применением её необходимо хорошо перемешать и лучше разбавить водой. После нанесения можно вытереть излишки мягкой влажной тряпочкой.

Водные морилки после высыхания становятся светлее и создают матовую, мутноватую поверхность, чтобы вернуть покрытию глубину и сочность, необходимо нанести финишный лак или воск.

Воски-полироли прекрасно защищают древесину и придают её поверхности шелковистый и очень приятный блеск. Они красиво подчеркивают древесный рисунок, хорошо шкурятся и полируются.

Существуют нейтральные (прозрачные) воски-полироли и цветные, которые служат не только для завершающей отделки изделия, но и для дополнительной тонировки ( о части из них мы говорили в статье о покрытии пола маслом и воском).

Наносятся воски на поверхность жёсткой щетинной кистью и располировываются до блеска ворсистой тряпочкой или металлической полировочной шерстью. Продаются в жестяных банках в строительных магазинах, а также их можно найти в магазинах товаров для творчества.

Воск-полироль, Stamperia (Италия)

Пастообразная восковая полироль для финишного покрытия. Представлена в трёх цветах: нейтральный, античный (ржаво-коричневый) и тёмный (тёмно-коричневый). На основе натуральных восков с приятной отдушкой.

Легко наносится на поверхность, через несколько часов можно отполировать кусочком плотного фетра. Можно также использовать для межслойного вощения при работе с акриловыми красками для создания потёртостей и сколов.


Инструмент для браширования

Использование в отделке мебели и помещений состаренных деревянных деталей — хорошо известный приём, но от этого не менее актуальный и сегодня. Один из способов создания такого визуального эффекта — браширование, производимое специальными щётками на станках или вручную.

Деревообработчикам-профессионалам термин «браширование» знаком давно.

Приём используется наряду со шлифованием и острожкой. Таким способом с поверхности удаляют мелкие дефекты в виде торчащих волокон, дающих неприятную глазу шероховатость, но при этом проявляется крупный упорядоченный рельеф (узор волокон).

На деталях, состарившихся естественным образом, он проступает из-за неравномерного усыхания и истирания летних (мягких) и зимних (твёрдых) слоев дерева. В случае браширования процесс эрозии ускоряется за счёт механической обработки.

Используемые для этого щётки неодинаковы и могут иметь разное назначение в зависимости от материала ворса (металл или полимер-абразив), его жёсткости и формы (прямой или в жгутиках).

Поскольку процесс декорирования – творческий, никаких общих рекомендаций по выбору оснастки не существует: у каждого мастера свой секрет, важны лишь возможность выбора инструмента и доступность его цены.

В случае эпизодического использования и/или небольших объёмов (до 10 м2 поверхности) целесообразно приобрести ручной электроинструмент, его производят под несколькими профессиональными марками. При этом нужно помнить, что более интенсивное использование такого оборудования экономически нецелесообразно: велики трудозатраты, оснастка часто требует замены. Немаловажно и то, в чьи руки попадёт инструмент – абы кому такую работу не доверишь.

При наличии стабильных объёмов гораздо выгоднее эксплуатировать станки: они нивелируют «человеческий фактор», обладают высокой производительностью и укомплектованы долговечными щётками (ресурс – от 1 000 м2). До недавнего времени существенной преградой была их высокая стоимость, ведь моделей профессионального класса попросту не было, предлагалось только промышленное оборудование для крупных цехов.

Переналадка

Комплект для браширования, поставляемый в качестве опции, состоит из вала и сменных щёток. Вал ставят вместо барабана, что занимает около получаса. Дальнейшая установка и замена щёток производится за считаные минуты.

1-2.Отвинтите крепления опоры с подшипником вала. Снимите защитный кожух и ослабьте винты соединительной муфты привода.

3.Снимите опору вместе с барабаном. Отвинтите крепления обоймы подшипника, снимите с вала подшипник вместе с обоймой, используйте для этого съёмник.

4. Обойму подшипника с валом закрепите на опоре. Установите щётку, соблюдая при первой установке направление вращения (указано стрелкой).

5. В дальнейшем периодически меняйте направление вращения для равномерного износа (используйте для фиксации дублирующие крепления, расположенные симметрично).

6. Затяните муфту привода.

7. Установите опору, прижимные валы и задний кожух.

На заметку: СТАНОК ДЛЯ БРАШИРОВАНИЯ

Назначение станка в базовой комплектации — барабанное шлифование с автоподачей заготовки на транспортёре. Расходным материалом является абразивная лента, её можно купить в виде готовых полос или нарезать из листа. Намотка и фиксация в специальных зажимах с автоподтяжкой довольно просты, при этом плотность прилегания сохраняется по мере износа и вытягивания.

Шлифовальный узел расположен консольно — широкую заготовку реально обработать с двух сторон. Транспортёрный механизм — с регулируемой скоростью подачи. Высота барабана относительно вала меняется при вращении маховика.

В зависимости от зернистости ленты можно проводить разные работы — от калибровки до финишной шлифовки, а с использованием опционного комплекта — выполнять браширование.

Кроме «штатного» шлифовального барабана станок можно оснастить щетками: с кордовым стальным латунированным ворсом, с кордовым стальным латунированным ворсом, свитым в жгуты, и набор щёток с полимер-абразивным ворсом. Щётки с полимер-абразивным ворсом предлагаются в нескольких разновидностях, различающихся зернистостью абразива (Р46, Р60, Р80, Р120). Щётки поставляются отдельно.

© Автор: Н.Жукова

ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ МАСТЕРОВ И МАСТЕРИЦ, И ТОВАРЫ ДЛЯ ДОМА ОЧЕНЬ ДЕШЕВО. БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА. РЕКОМЕНДУЕМ - ПРОВЕРЕНО 100% ЕСТЬ ОТЗЫВЫ.

Ниже другие записи по теме "Как сделать своими руками - домохозяину!"

  • Браширование (брашировка) своими руками – мастер класс Как обновить старую мебель своими...
  • Декор и обновление мебели своими руками – использование лака и морилки ДЕКОРАТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛАКА БЛЕСТЯЩИЙ ВИД Благодаря новой...
  • Обработка дерева морилкой и обжигом для выделения текстуры дерева Текстура дерева и ее подчеркивание При...
  • Как текстурировать заготовки на токарном станке – необходимые инструменты Текстурирование токарных изделий Сих помощью можно...
  • Крестовина для елки своими руками – фото Как сделать крестовину для ёлки Если...
  • Березовые шкатулки своими руками – фото и мастер-класс КАК СДЕЛАТЬ СВОИМИ РУКАМИ ШКАТУЛКИ...
  • Полезные советы и идеи для мастера – выпуск 50 Полезные народные советы для дома...

    Подпишитесь на обновления в наших группах и поделитесь.

    Будем друзьями!

    Своими руками › Столярка › Текстурирование дерева своими руками – морение, браширование, вощение и патинирование
  • Браширование древесины: подбор щеток и инструмента, обработка дерева своими руками

    Горожане, всю жизнь прожившие в металлических застенках каменных джунглей, постепенно теряют интерес к безликим урбанистическим интерьерам, отдавая предпочтение классическим, винтажным и деревенским стилям, характеризующихся подчеркнутой индивидуальностью. Неотъемлемой составляющей этих интерьеров является дерево – популярный отделочный материал, благодаря которому они приобретают уникальность и самобытную красоту. Однако и здесь есть свои хитрости – если кантри - и эко-стили зачастую дополняются деревом в его первозданном  естественном виде, то в рамках винтажного и даже классического стилей будет более уместным состаренное дерево, имеющее более привлекательный и благородный внешний вид. Из него можно изготовить  практически любой элемент интерьера: это может быть и винтажный светильник, и источающий уют деревянный комод, и классическое использование древесины в интерьере – изготовление подоконников и дверей. В естественных условиях процесс старения древесины занимает не один год, затейливые узоры на его поверхности формируются медленно и неравномерно, что делает состаренную древесину редким и дорогостоящим материалом. Однако технологии не стоят на месте, и со временем был разработан метод искусственного состаривания древесины, названный брашированием. Интерес к подобному методу обработки деревянных поверхностей проявляют не только любители элитной винтажной мебели, но и владельцы загородных участков, решившие разнообразить внутреннее убранство дачных домиков. Учитывая актуальность проблемы, в настоящей статье мы рассмотрим суть процесса браширования древесины, основные разновидности и инструменты, необходимые для его проведения, а также расскажем, как осуществить браширование древесины своими руками.

    Содержание

    1. Старение древесины: основные сведения
    2. Что такое браширование древесины: суть метода
    3. Преимущества искусственно состаренной древесины
    4. Инструменты  для браширования древесины
    5. Браширование древесины: пошаговое руководство
    6. Химическое браширование древесины

     

    Старение древесины: основные сведения

    Если внимательно рассмотреть внешний вид древесины на срезе, можно увидеть своеобразный узор – годовые кольца, в котором перемежаются темные и светлые тона. В основе этого узора лежит чередование твердых (плотных) и светлых (более рыхлых) волокон, при чем последние более подвержены воздействию времени и агрессивных климатических факторов, что приводит к их постепенному изнашиванию. Именно так происходит формирование годовых колец, которые со временем не только приобретают плотность и контрастные оттенки, но и видимый объем. Это и лежит в основе естественного старения древесины – процесса, занимающего не одно десятилетие. Благодаря молниеносному развитию инновационных технологий в настоящее время появилась уникальная возможность искусственно ускорить процесс состаривания древесины. Реализовать это на практике можно, используя метод браширования, получивший свое название от английского слова brush – щетка. В русском языке есть сходный термин, который обозначается как «структурирование древесины».

    Что такое браширование древесины: суть метода

    Брашированием называют метод искусственного состаривания древесины, подразумевающий использование специализированных инструментов и методик. В основе техники браширования лежит механическая обработка  древесины специальных металлических щеток, с помощью которых удаляют наиболее мягкие верхние волокна материала. Благодаря этому приему обнажается твердая поверхность древесины, на которой отчетливо просматривается текстура материала и структура годичных колец, а также образуется красивый рельеф,  подчеркивающий эстетичный вид отделочного материала. Однако на этом процесс  браширования не заканчивается. Чтобы подчеркнуть рельеф и сделать структуру древесины еще более отчетливой, ее выделяют цветом, придающим  насыщенность естественным оттенкам. Для этого производят неравномерное окрашивание поверхности, обработанной металлической щеткой, при этом впадины, образовавшиеся в результате удаления мягких волокон, окрашивают в более темные оттенки, а поверхность фактуры – в более светлые. Благодаря этому приему рельеф древесины становится максимально заметным.

    Важно! Чтобы искусственно состаренная древесина приобрела максимальное сходство с материалом, старение которого происходило в естественной среде, специалисты рекомендуют окрашивать материал,  ранее подвергшийся брашированию, в серый цвет. Не дожидаясь полного высыхания краски, ее смазывают с рельефной поверхности. Благодаря такому приему, будет создаваться впечатление, что изделия из искусственно состаренных пиломатериалов простояли под открытым небом не менее 10 лет.

    Важно! Если естественное старение отрицательно сказывается на эксплуатационных характеристиках древесины, ослабляя ее структуру, то благодаря искусственному состариванию, осуществляемому методом браширования, материал приобретает дополнительную прочность.

    Метод искусственного структурирования может использоваться в рамках обработки древесины как твердых, так и мягких пород. Главное требование, которому должна отвечать древесина, подлежащая брашированию -  это наличие четко выраженной фактуры и хорошо заметных слоев различной твердости. К таким материалам относятся дуб, сосна, орех, лиственница, венге и ясень.

    Что касается ольхи, вишни, березы, тика, клена и бука, то в отношении этих пород метод браширования будет доказано малоэффективным, так как отличительной особенностью этих деревьев является мелковолокнистая структура без выраженной слоистости.


    Преимущества искусственно состаренной древесины

    • Древесина, подвергшаяся искусственному структурированию, приобретает оригинальный внешний вид, отвечающий самым последним модным тенденциям;
    • Брашированная древесина приобретает устойчивость к гниению и воздействию различных насекомых;
    • Осуществив браширование древесины своими руками (видео, представленное в статье, упростит этот процесс), вы сможете самостоятельно изготовить массу эксклюзивных вещей, которые не только прослужат длительное время, но и подчеркнут эксклюзивность любого интерьера;
    • Произведя декоративную отделку распространенных и достаточно дешевых пиломатериалов, вы сможете создать искусственную имитацию экзотических сортов древесины, стоимость которых значительно превышает исходную цену сырья.

    Инструменты для браширования древесины

    На первый взгляд, процесс искусственного структурирования древесины может показаться сложным, однако его выполнение под силу даже неопытному мастеру, если в его распоряжении есть определенный набор инструментов, позволяющих сэкономить время и силы, затрачиваемые на работу. Кроме того, необходимо отметить, что браширование древесины можно осуществить как ручным, так и механизированным способом, что в большей мере определяется используемым инструментом. В зависимости от способа, посредством которого осуществляется браширование древесины, инструмент бывает следующих видов:


    Инструменты для ручного браширования древесины
    • Ручные металлические щетки, характеризующиеся различной толщиной и жесткостью щетины, используются для первичной обработки древесины. Жесткость щетины определяется длиной проволоки, чем она длиннее, тем мягче щетина. В процессе выбора щетки для браширования древесины, старайтесь отдавать предпочтение инструментам с наиболее жесткой металлической щетиной. При необходимости ее можно подрезать с помощью болгарки, благодаря чему ворс станет еще более жестким. Используя щетку для браширования древесины, необходимо перемещать ее щетину вдоль волокон строго в одном направлении. Благодаря этому приему, вы сможете удалить мягкие волокна с поверхности древесины, оставив твердые волокна неповрежденными;

    • Ручная стамеска – инструмент, с помощью которого вы сможете наносить глубокие продольные борозды различной кривизны в древесном волокне. При умелом использовании с помощью стамески можно достичь максимальной реалистичности искусственно структурированной древесины за счет нанесения достаточно глубоких трещин, создающих эффект растрескивания материала;
    • Наждачная бумага с крупной зернистостью также используется в процессе браширования древесины и позволяет подчеркнуть фактуру материала, сделав природный рисунок более четким. Техника использования наждачной бумаги аналогична технике использования ручной щетки – ее также с нажимом перемещают вдоль волокон, в результате чего на поверхности древесины образуются борозды, структура которых схожа со структурой натуральных волокон. Правильно подобрав зернистость абразива и используя наждачную бумагу с различной зернистостью, можно добиться различной глубины и степени выраженности борозд;
    • Болгарка, оснащенная специальными щетками-насадками для браширования древесины – еще один инструмент, который применяется для браширования древесины. При этом на начальном этапе для черновой обработки поверхности используются насадки с металлическим ворсом, а для финальной – с медным и сизалевым ворсом. В настоящее время широко востребована специальная насадка для браширования древесины «Пиранья», представляющая собой абразивно-полимерную щетку. Используя это приспособление, вы получаете возможность выборочно удалить волокна, сделав упор только на мягкие и не затрагивая твердые волокна.

    Важно! Работая с абразивно-полимерной щеткой, необходимо следить за тем, чтобы обрабатываемая  поверхность древесины не подгорела при работе на больших оборотах. Чтобы избежать этого, необходимо приобрести регулятор оборотов.

    Важно! После выполнения первичной обработки поверхности, специалисты рекомендуют использовать керосиновую горелку, с помощью которой осуществляют обжиг материала. Помните, что газовая горелка для этих целей не используется. Обжиг поверхности древесины керосиновой горелкой способствует:

    • удалению мелких волокон древесины;
    • подсушиванию верхнего слоя древесины;
    • выделению и подчеркиванию природной структуры древесины.
    Автоматизация процесса: станки и машинки для браширования

    В масштабах производства объем работы в разы выше, в связи с чем, возникает необходимость автоматизации процесса, подразумевающей использование специальных станков. Это способствует упрощению работ по изготовлению состаренной древесины, а также снижает временные затраты, позволяя выполнять большие объемы работ за короткий промежуток времени.

    Если вы хотите приобрести специальные станки для браширования древесины в домашних условиях, это имеет смысл только в том случае, если вы планируете выполнить большой объем работ. Рассмотрим наиболее распространенные модели специализированной техники для браширования древесины.

    • Зачистной фрезер или, так называемая, щеточная машинка для браширования древесины FESTOOL RUSTOFIX RAS 180. В комплекте с этим устройством поставляются три щетки:

    1.  Первая щетка из стальной проволоки, которая используется для первичной обработки древесины;

    2.  Вторая щетка из синтетического ворса, предназначенная для промежуточной шлифовки;

    3.  Третья – из сизаля используется для полировки обработанной поверхности.

    Шлифовальная машинка Makita 974 также может использоваться для браширования древесины, однако в процессе работы с ней могут возникнуть трудности, связанные с обработкой угловых участков. В связи с этим, в местах стыков между стенами и полом необходимо дополнительно использовать угловую шлифовальную машинку, оснащенную насадками;

    • Шлифовальная машинка Felisatti AGF 110/1010E может использоваться для обработки как относительно ровных, так и неровных поверхностей. В комплекте с этим устройством поставляются металлические и нейлоновые щетки. У него есть аналог – шлифовальная машинка Интерскол, браширование древесины с использованием которой значительно упростится, если вы будете следовать инструкции, представленной в нашей статье.

    Браширование древесины: пошаговое руководство

    Если вы не являетесь гуру в сфере браширования древесины, мастер класс и советы наших специалистов помогут вам более подробно изучить данную методику обработки древесины.

    Рассмотрим более подробно процесс браширования древесины.

    • Прежде чем приступить к первичной обработке материала, слегка увлажните выбранную заготовку, что позволит предотвратить образование древесной пыли в процессе работы. Подготовьте рабочий инструмент – ручную щетку. Для эффективного проведения работы следите за тем, чтобы инструмент отвечал минимальным требованиям – щетка должна качественно удалять мягкие поверхностные волокна, не нарушая структуру твердых волокон. Подобрав жесткость ручной щетки для браширования древесины опытным путем, с помощью нее произведите черновую обработку материала. В процессе работы ручную щетку следует перемещать вдоль по направлению волокон.

    Важно! Если вы  решили автоматизировать процесс и осуществлять браширование с помощью шлифовальной машинки или болгарки, оснащенной специальными щетками, помните, что движения закрепленного на шлиф инструмента также производятся вдоль волокон, а подбор скорости вращения необходимо осуществить заранее на небольшом образце материала, так как для разных сортов древесины данный технический параметр может значительно различаться.

    • После того, как вы произвели первичную жесткую обработку древесины, замените рабочий инструмент полимерной насадкой с абразивным покрытием, используя которую, вы сможете осуществить шлифовку материала, удалив с ее поверхности остатки мягких волокон. После того, как вы избавились от ненужной шероховатости, оцените объем и качество проделанной работы, убедившись, что качество  структурирования соответствует вашим  ожиданиям. Если результат вас не устраивает, специалисты советуют сделать структурирование более отчетливым, углубив ранее сделанные бороздки на поверхности древесины. На данном этапе можно впервые задуматься о декоративном оформлении поверхности материала и с помощью стамески добавить дополнительные углубления и бороздки, придав им  вид трещин, появившихся естественным путем.

    • Следующий этап – финальная полировка, для осуществления которой вам потребуется сизалевая щетка. Если вы планируете провести ее вручную, подготовьте наждачную бумагу с абразивной поверхностью мелкой зернистости, с помощью которой вы получите идеально гладкую поверхность заготовки. После этого  полученную заготовку необходимо просушить и очистить от пыли, тем самым подготовив ее к последующему окрашиванию и нанесению лака.
    • Для декоративного оформления брашированной древесины специалисты рекомендуют использовать золотистую или серебристую краску, в процессе нанесения которой частицы красящего пигмента забьются в микротрещины древесины, благодаря чему в солнечную погоду на ее поверхности появятся блики. Если вы хотите придать материалу неповторимую роскошь и презентабельный внешний вид, произведите ее патинирование (закрашивание наиболее глубоких трещинок более темной краской).

    Важно! В качестве красящего состава можно использовать морилку. Для этого обильно нанесите ее на поверхность материала и быстро удалите излишки. Благодаря этому приему, мягкие волокна впитают краску, приобретя более темный оттенок, тогда как твердые останутся светлыми.

    • Произведя окрашивание древесины, произведите ее повторную полировку, которая позволит сгладить все неровности, появившиеся после окрашивания.
    • Тщательно вымыв, очистив и просушив заготовку, вы можете покрыть ее лаком. Для этого следует использовать специально предназначенный паркетный лак, благодаря чему материал длительное время сохранит свой первоначальный внешний вид и эксплуатационные характеристики.

    Химическое браширование древесины

    В отличие  от механического, браширование древесины с помощью химии считается наиболее редко встречающимся  видом искусственного структурирования. Несмотря на то, что использование химически активных составов облегчает процесс браширования, их широкое применение ограничивается необходимостью наличия специальных знаний и умений у мастера, работающего с химикатами.  Кроме того, могут возникнуть трудности с приобретением химии.

    Для химического браширования древесины используются кислоты (серная и соляная), щелочи и другие едкие химикаты (аммиак). После их нанесения на поверхность материала, они разъедают мягкие волокна, и остается только соскоблить ненужную древесину.

    Последовательность работ при химическом брашировании выглядит следующим образом:

    • Производят шлифовку поверхности материала и очистку от загрязнений;
    • На обрабатываемую поверхность тонким слоем наносят химикат, используемый для браширования;
    • В процессе работ важно следить за испарением химиката и, при необходимости, производить повторное нанесение;
    • После того, как химическое вещество произведет размягчение наружных волокон, заготовку промывают под проточной водой и с помощью мягкой щетки удаляют остатки химиката;
    • Затем древесину тщательно просушивают, после чего приступают к окрашиванию и нанесению лака.

    Деревянные изделия, для изготовления которых использовалась брашированная древесина, станут оригинальным дополнением классических и винтажных интерьеров, идеально вписавшись в основную стилистическую концепцию. Состаренная древесина в виде стеновых панелей, массивных потолочных балок и колонн сделает любой, даже самый лаконичный интерьер изысканным и аристократичным.

    Браширование древесины видео

    Браширование древесины своими руками: как проявить природную красоту дерева

    Браширование древесины – одна из замечательных технологий декоративной отделки изделий из дерева. Метод основан на разнице в твёрдости слоёв, из которых состоит подавляющее большинство массивов дерева. На поперечном срезе любого изделия из дерева чётко виден характерный древесный рисунок, который образован волокнами с различными физическими характеристиками. Одни из них – довольно плотные, другие – менее плотные и довольно легко поддаются обработке.

    При удалении слоя мягких волокон, участки, состоящие из твёрдых волокон, становятся рельефными (выпуклыми), явно проступая на поверхности и придавая древесине особенно декоративный вид. В естественных условиях это происходит с течением времени, когда мягкие волокна удаляются по мере эксплуатации изделия. Браширование позволяет визуально состарить древесину и придать ей фактурность в условиях столярной мастерской. Самый наглядный пример природного браширования – старые доски, выброшенные на берег моря или океана. В них мягкие участки древесины бывают настолько истончены морскими волнами и песком, что более плотные участки могут выступать почти на сантиметр!

    Браширование: искусственное состаривание дерева

    Такая технология структурирования древесины пригодна для использования в работе с мягкими и твёрдыми породами дерева, у которых есть чётко выраженная фактура и явные слои разной твердости: сосной, дубом, лиственницей, ясенем, орехом, венге. Породы дерева с мелковолокнистой и неявно выраженной структурой для браширования не пригодны, поскольку в них нет нужной слоистости. К таким видам материала относится древесина: бука, клёна, ольхи, тика, берёзы, вишни.

    Применение технологии браширования позволяет создавать оригинальные фактуры, которые идеально смотрятся в изделиях для интерьеров разных стилей. Структурированная древесина активно используется при изготовлении полов, мебели, элементов декоративной отделки. Натуральное дерево отлично вписывается в любой дизайн, добавляя в него оригинальные штрихи.

    Оборудование для структурирования (браширования) древесины

    Браширование является наиболее доступным и простым в исполнении методом, позволяющим достаточно быстро визуально состарить натуральный материал. Осуществить этот процесс можно в домашней мастерской, используя в работе минимум оборудования.

    Это одна из немногих технологий, которая позволяет добиться отличного результата, применяя исключительно ручной труд. Для этого понадобятся:

    • металлические щётки разной жёсткости, с помощью которых производится грубое удаление мягких волокон с поверхности заготовки
    • наждачная бумага различной зернистости для черновой шлифовки и финальной полировки
    • морилки и другие средства, для придания древесине максимальной декоративности
    • лак для окончательной обработки изделия по окончании процесса браширования

    Чтобы ещё больше упростить работы по структурированию дерева и сделать их значительно более производительными, их можно механизировать. Для этого используются дрели с регулируемой скоростью или специальные машины для браширования. К ним в комплект приобретаются плоские или широкие щётки трех видов: металлические, полимерные с абразивом и сезалевые или волосяные. Соблюдая очередность работ, с применением механизации можно получить безукоризненно выполненные делали для различных изделий.

    Технология браширования – поэтапно


    1. Выбранную заготовку можно слегка увлажнить, чтобы древесная пыль не разлеталась по помещению. Первый проход осуществляется металлической щёткой, жёсткость которой подбирается в зависимости от твёрдости древесины. «Щетина» не должна повреждать твёрдые волокна материала, но при этом должна успешно удалять мягкие. Движение инструмента осуществляется по направлению волокон, со скоростью, достаточной для эффективного выскабливания. Повышение скорости вращения щетки может привести к запеканию древесины, поэтому необходимо подбирать оптимальный вариант для каждого образца. При работе ручным инструментом такой проблемы не возникает, но приходится прикладывать большее усилие и затрачивать значительно больше времени на обработку.

    2. Сменив насадку на полимерную щетку с нанесенным на нее абразивом, производится первичная шлифовка детали, при которой снимаются шероховатости и обрывки волокон, остающихся на поверхности древесины. Удалив всё лишнее, можно оценить, насколько глубоко и качественно было сделано структурирование, и в случае необходимости – ещё углубить образующиеся бороздки. На этой стадии можно добавить декоративные элементы в отделку деревянных изделий. С помощью стамески в разных местах заготовки выбираются углубления произвольной формы. После черновой шлифовки их можно подправить и придать им максимально естественный вид старых трещин, образовавшихся в материале.

    3. Финальная полировка производится с применением сизалевой или волосяной щётки, которая придает детали законченный лощёный вид, полностью выявляя всю декоративность фактуры дерева. При ручной обработке используется наждачная бумага самой мелкой зернистости, позволяющая создавать идеально полированную поверхность. Загладив структурированную фактуру изделия, его подготавливают к дальнейшей окраске и покрытию лаком. Если перед работой древесину смачивали, то теперь её необходимо высушить и полностью очистить от пыли.

    4. Для придания особо декоративного вида деталь может подвергаться покраске, патированию, золочению и другим вариантам отделки. Использование морилки позволит состарить изделие за счёт образования контрастных фактурных рисунков. Обильное нанесение состава с быстрым удалением излишков позволяет прокрасить участки с мягкими волокнами, впитывающими краску, и оставить светлыми участки твёрдых волокон, не успевших поглотить пигмент. Особенно эффектно смотрится золотая краска, забившаяся при нанесении в микротрещины и углубления на фоне естественной окраски дерева. Такие блики золота придадут изделию оригинальную декоративность. После обработки красящими составами поверхности еще раз полируют, чтобы избавиться от шероховатости, возникшей при покраске.

    5. Лакирование производится по полностью просушенному и очищенному дереву. При изготовлении брашированного паркета для вскрытия необходимо использовать специальный паркетный лак, чтобы готовое покрытие могло служить положенный ему срок.

    Сфера применения технологии браширования

    Доступность и декоративность методики структурирования делают её особенно популярной при изготовлении интерьерных предметов и элементов оформления помещения. Каминные доски, полки, потолочные балки, колонны, стеновые панели, выполненные из состаренной древесины, придают неповторимый антураж гостиным и холлам, а залы ресторанов и клубов наполняют аристократизмом и роскошью. Не менее изысканно смотрится деревянная мебель с брашированными деталями и элементами. У краснодеревщиков особенную ценность имеют материалы, тронутые короедом, поскольку такую фактуру вручную воспроизвести невозможно, а она создает полное впечатление древности деревянных изделий.

    Использование изделий, изготовленных по технологии браширования, в дизайнерском оформлении интерьеров позволит без труда создавать стильную и неповторимую обстановку в любом помещении.

    Эту статью прочитали 43471 человек с 15 Апрель 2016.

    Выявление текстуры древесины с помощью красителей

    Выявление текстуры древесины с помощью красителей

    Выявление текстуры древесины с помощью красителей

    Узорчатые переливы кленовой и березовой древесины, а также деревьев других пород будут казаться глубже и блеснут красивыми оттенками, если вы выберете именно этот способ отделки. Вот что нужно знать для достижения успеха в деле выявления текстуры древесины.

     

     

    Те из вас кто много лет с успехом использует готовые морилки скорее всего удивятся: «Зачем же нужно применять красители? Да кому они нужны?». Только не торопитесь с выводами. В сравнении с пигментными морилками, которые чаще всего можно найти в продаже, красители позволяют получить более чистые цвета, лучше подчеркивающие натуральный блеск древесины. Разница будет заметней, если при помощи красителей тонировать плотную древесину, плохо переносящую обычную морилку, или узорчатую древесину, например, волнистого клена. Морилка, как правило, сделает рисунок древесины немного замутненным, а краситель придаст впечатляющую глубину и насыщенность. Эти различия хорошо заметны на рисунке ниже.

    Тонирование волнистого клена

    Тонирование волнистого клена

    Морилки и красители по-разному воздействуют на внешний вид древесины, так как окрашивают ее разными способами. Пигментная морилка только частично проникает в древесину, окрашивающий эффект создают крошечные пигментные частицы, оседающие в мельчайших трещинах и порах. Если древесина имеет гладкую и твердую поверхность (например, клен), то пигментным частицам просто негде удерживаться.

    Морилки в виде геля, обладающие густой консистенцией, формируют на поверхности пленку, но также не проникают глубоко в древесину. Они предотвращают появление пятен, но скрывают рисунок волокон. В отличие от них, красители, будучи полностью растворенными, проникают вглубь вместе с растворителем и изменяют цвет клеток древесины (из-за этих свойств красители иногда ошибочно называют протравами). При этом поверхность становится как бы прозрачной. В некоторые пигментные морилки добавляют краситель, но такая комбинация все же не решает проблем, присущих плотной древесине.

     

    Красители для древесины: выбор вариантов

    Красители продаются в виде жидкости или порошка, и любой краситель можно растворить в одном или нескольких растворителях: воде, денатурированном спирте или масле (толуоле или скипидаре). Впервые приступая к работе с красителями, покупайте водорастворимый концентрат или порошок, который отличается простотой применения, хорошими проникающими свойствами и неплохой стойкостью к выцветанию.

    Независимо от способа тонирования, торцевые волокна всегда представляют проблему, так как впитывают больше красителя или пигмента, становясь темнее поверхностей, образованных продольными волокнами. Для получения более равномерного цвета попробуйте воспользоваться одним из двух описанных ниже методов. Перед тонированием отшлифуйте торцевые волокна более мелким абразивом, чем остальные места, или загрунтуйте их смесью шеллака с денатурированным спиртом в пропорции 50:50 и после высыхания слегка отшлифуйте наждачной бумагой зернистостью 220 единиц.

     

     

    Нанесение красителей на древесину

    В большинстве случаев мы предпочитаем так работать с водорастворимыми красителями. Когда проект или его части готовы к отделке, шлифуем древесину, как обычно, и протираем мокрой тряпкой, чтобы поднять так называемый ворс. Просушиваем в течение суток, а затем слегка шлифуем наждачной бумагой зернистостью 320 единиц. Удалив ворс, мы предотвращаем его поднятие после нанесения красящего раствора. Затем разводим краситель, как показано на фото.

    Приготовление красящего раствора

    Вскипятите воду, дайте ей остыть в течение минуты и добавьте порошок красителя для получения концентрации 30 г/л. Пусть раствор остынет до комнатной температуры

    Приготовление красящего раствора

    Тщательно перемешайте раствор и процедите его через бумажный фильтр или капроновый чулок, чтобы избавиться от нерастворенных частиц порошка

    Пользуясь стеклянной или пластиковой посудой, готовим такое количество раствора, чтобы его хватило на всю работу и не пришлось заново добиваться нужного цвета, замешивая вторую порцию. Проверяем результат на обрезках такой же древесины, из которой изготовлены детали проекта. С помощью обычной губки наносим водный раствор красителя на древесину, размазывая его в любом направлении, стараясь побыстрее покрыть равномерно всю поверхность, чтобы избежать появления пятен и полос при перекрытии уже подсохших мест.

    Не следует допускать также пропусков и потеков. Обрабатываем за один раз все стороны готового изделия. Чтобы было удобнее работать с относительно небольшими предметами, по возможности делим большой проект на несколько составных частей или тонируем все детали до сборки. Нанеся раствор на всю поверхность, нужно немедленно стереть излишки мягкой тканью.

     

    Работа со спиртовыми красителями

    Если вы решили применить спирторастворимые красители, имейте в виду следующее:

    • Растворяйте их только в денатурированном этиловом спирте. Не используйте изопропиловый спирт. Не нагревайте этот огнеопасный раствор.
    • Наносите красящий спиртовой раствор методом распыления, чтобы избежать полос из-за быстрого испарения спирта. Используйте распылитель с нагнетанием воздуха от компрессора, а не электрический пульверизатор. Для тонирования небольших изделий можно применить ручной пульверизатор с резиновой грушей.
    • Для тонирования сосновой древесины, наиболее склонной к появлению пятен, рекомендуется смешивать красящий спиртовой раствор с шеллаком и наносить такой тонер на поверхность методом распыления. Растворенный шеллак не впитывается в древесину, а образует на ее поверхности тонкую пленку.

    Корректировка результата тонирования древесины

    Если цвет выглядит темнее запланированного, лучше сразу же осветлить его. В некоторых случаях, когда результат слишком далек от ваших ожиданий, есть возможность вернуться к стартовой точке. Смойте большую часть красителя водой, а затем удалите остальное с помощью обычного бытового хлорсодержащего отбеливателя. Если хотите сделать древесину темнее, еще раз нанесите тот же или более насыщенный красящий раствор.

    Корректировка результата тонирования древесины

    Удаление излишков состава гарантирует равномерность окрашивания. Если вы наносили раствор губкой, отожмите ее и снова пройдитесь ею по поверхности

    Корректировка результата тонирования древесины

    Мокрой тканью можно осветлить поверхность, даже если краситель уже высох, но вы быстрее добьетесь нужного результата, если древесина еще влажная

    Освоив приемы работы с красителями и научившись подбирать нужный цвет, начните экспериментировать с цветовой палитрой. Просушив поверхность, добавьте краситель другого цвета, чтобы получить смесь двух красок. Например, добавьте красный краситель, чтобы сделать основной тон более теплым, или синий — для получения холодного оттенка. Если цвет выглядит так, как вы хотели, хорошенько просушите поверхность. Сухая древесина потускнеет, но прозрачный лак вернет ей яркость цвета и красоту рисунка, какими они были при нанесении красителя.

    Поверх красителя можно нанести любое покрытие, но будьте осторожны, если решите использовать состав на водной основе. При нанесении водного лака кистью поверх водорастворимого красителя последний может вновь раствориться и смешаться с лаком, делая его мутным. Аэрозольное нанесение поможет избежать этой проблемы.

     

     

     

     

    Что бы еще почитать?
    0 0 vote
    Article Rating
    Подписаться
    Уведомление о
    guest
    0 Комментарий
    Inline Feedbacks
    View all comments