Новый век деревянной архитектуры
Новый век деревянной архитектурыhttp://haus21.ru От коттеджей до небоскребов: проекты, технологии, трендыSat, 21 Apr 2018 17:27:12 +0000ru-RUhourly1https://wordpress.org/?v=4.9.13Деревянное кафе на тихоокеанском побережье Хонсюhttp://haus21.ru/derevyannoe-kafe-na-tihookeanskom-poberezhe-honsyu/ http://haus21.ru/derevyannoe-kafe-na-tihookeanskom-poberezhe-honsyu/#respondSat, 21 Apr 2018 17:23:52 +0000http://haus21.ru/?p=1509http://haus21.ru/derevyannoe-kafe-na-tihookeanskom-poberezhe-honsyu/feed/0Проект здания Конгресс-центра в Парижеhttp://haus21.ru/proekt-zdaniya-kongress-tsentra-v-parizhe/ http://haus21.ru/proekt-zdaniya-kongress-tsentra-v-parizhe/#respondThu, 05 Apr 2018 15:47:22 +0000http://haus21.ru/?p=1495http://haus21.ru/proekt-zdaniya-kongress-tsentra-v-parizhe/feed/0Дом-улей в прибрежном районе Сиднеяhttp://haus21.ru/dom-ulej-v-pribrezhnom-rajone-sidneya/ http://haus21.ru/dom-ulej-v-pribrezhnom-rajone-sidneya/#respondTue, 03 Apr 2018 12:45:16 +0000http://haus21.ru/?p=1480http://haus21.ru/dom-ulej-v-pribrezhnom-rajone-sidneya/feed/0Деревянный мост-музей по проекту архитектора Кенго Кумаhttp://haus21.ru/derevyannyj-most-muzej-po-proektu-kengo-kuma/ http://haus21.ru/derevyannyj-most-muzej-po-proektu-kengo-kuma/#respondMon, 26 Mar 2018 12:40:44 +0000http://haus21.ru/?p=1463http://haus21.ru/derevyannyj-most-muzej-po-proektu-kengo-kuma/feed/0Sunny Hills — протест Кенго Кума против бетонной архитектурыhttp://haus21.ru/sunny-hills-protest-kengo-kuma-protiv-betonnoj-arhitektury/ http://haus21.ru/sunny-hills-protest-kengo-kuma-protiv-betonnoj-arhitektury/#respondThu, 08 Mar 2018 18:50:03 +0000http://haus21.ru/?p=1437http://haus21.ru/sunny-hills-protest-kengo-kuma-protiv-betonnoj-arhitektury/feed/0Секреты древних японских мастеров в проекте Кенго Кумаhttp://haus21.ru/sekrety-drevnih-masterov-v-proekte-kengo-kuma/ http://haus21.ru/sekrety-drevnih-masterov-v-proekte-kengo-kuma/#respondTue, 06 Mar 2018 16:34:40 +0000http://haus21.ru/?p=1408http://haus21.ru/sekrety-drevnih-masterov-v-proekte-kengo-kuma/feed/0Jigoku-Gumi — адская стыковка деревянных конструкцийhttp://haus21.ru/gigoku-gumi-adskaya-stykovka-derevyannyh-konstruktsij/ http://haus21.ru/gigoku-gumi-adskaya-stykovka-derevyannyh-konstruktsij/#respondMon, 05 Mar 2018 10:35:31 +0000http://haus21.ru/?p=1370http://haus21.ru/gigoku-gumi-adskaya-stykovka-derevyannyh-konstruktsij/feed/0Chidori: японская технология стыковки деревянных элементовhttp://haus21.ru/chidori-yaponskaya-tehnologiya-stykovki-derevyannyh-elementov/ http://haus21.ru/chidori-yaponskaya-tehnologiya-stykovki-derevyannyh-elementov/#respondFri, 23 Feb 2018 18:56:05 +0000http://haus21.ru/?p=1346http://haus21.ru/chidori-yaponskaya-tehnologiya-stykovki-derevyannyh-elementov/feed/0Исследовательский и музейный центр GC Prosthohttp://haus21.ru/issledovatelskij-i-muzejnyj-tsentr-gc-prosto/ http://haus21.ru/issledovatelskij-i-muzejnyj-tsentr-gc-prosto/#respondTue, 16 Jan 2018 14:48:25 +0000http://haus21.ru/?p=1323http://haus21.ru/issledovatelskij-i-muzejnyj-tsentr-gc-prosto/feed/0Инженер-строитель Джун Сатоhttp://haus21.ru/inzhener-stroitel-dzhun-sato/ http://haus21.ru/inzhener-stroitel-dzhun-sato/#respondTue, 09 Jan 2018 09:06:58 +0000http://haus21.ru/?p=1307http://haus21.ru/inzhener-stroitel-dzhun-sato/feed/0Sashimono — древняя японская техника изготовления деревянной мебели
С древних времен японская деревообработка разделилась на 4 основные школы:
- Миядайку (Miyadaiku 宮大工 ) — Мастера строительства храмов и других культовых сооружений. Эта школа известна своими сложнейшими соединениями и тем фактом, что здания построенные последователями этой школы входят в число древнейших из сохранившихся построек из массивной древесины.
- Сюкия-дайку (Sukiya-daiku 数奇屋大工) — Деревообработчики этой школы специализируются на постройке жилых помещений и зданий общественного посещения.
- Сасимоно-си (Sashimono-shi 指し物師) — Представители этой школы, герои ролика, который вы только что посмотрели. Их призвание — изготавливать восхитительную деревянную мебель.
- Татегуя (Tateguya 建具屋) — Школа мастеров, которые изготавливают изделия для внутренней отделки помещений. Например, традиционные японские перегородки из дерева и папирусной бумаги, а так же настенные панели из дерева.
О каждой школе мы расскажем подробно в следующих постах, если вас заинтересует эта тема. Сейчас хочется уделить внимание именно технике Сасимоно (Sashimono). Посмотрите какие соединения используются для изготовления мебели. Лично у нас это вызывает полнейший восторг, граничащий с религиозным трепетом. Неужели это можно сделать без использования электроинструмента и современных деревообрабатывающих станков?
Знаменитый складной деревянный стульчик выполненный в технике Sashimono. Именно он показан в конце фильма
В следующих постах мы обязательно продолжим эту увлекательную тему. А сейчас ждем ваших комментариев. Не забудьте поделиться этим постом с друзьями в социальных сетях. Так вы поможете развитию нашего проекта
ЯПОНСКИЕ УРОКИ СТОЛЯРНОГО МАСТЕРСТВА — Город мастеров
В чем отличие плотника от столяра?
Плотницкая работа более грубая, например сделать ящик под овощи, это работа для плотника или сколотить деревянный сарай. Столярные работы более тонкие, требующие точности и мастерства. Общепринято, что Япония лидер по производству автомобилей и электроники, но как оказалось, японцы очень берегут ремесленные традиции, например столярные.
В том что они делают из дерева, нет места электролобзикам и ручным фрезерам, все только своими руками. Что бы иметь представление, посмотрите видео о соревнованиях по плотницкому мастерству и о работе рубанком-бритвой.
Согласитесь стружка толщиной 6 микрон — впечатляет, это в 15 раз тоньше волоса человека. Заточка ножа для рубанка бритвы, это отдельная тема, посмотрите как это делает мастер:
Сегодня разговаривал с одним из наших краснодеревщиков о японских столярных технологиях, цитирую «Задротство, излишне усложняют». Может и так, но посмотреть есть на что, работа японского столяра просто гипнотизирует. Предлагаю посмотреть несколько уроков по шиповке:
10 Гипнотизирующих анимаций японского столярного искусства
Нажмите «Нравится», чтобы читать Make-Self.net в Facebook |
На протяжении многих веков до изобретения винтов и крепежных деталей, японские мастера использовали сложные, переплетающиеся соединения деревянных конструкций и балок, что создало уникальную японскую эстетику, которую до сих пор можно увидеть в работах современных мастеров.
Читайте также: 70 Простых способов соединения деревянных деталей
Читайте также: Yakisugi — японская технология обработки дерева
Соединение «Niju mizu kumi tsugi»
二重水組み継ぎ Niju-mizu-kumi-tsugi pic.twitter.com/0vLifW7uud
— The Joinery (@TheJoinery_jp) 10 августа 2016 г.
Соединение «Kawai tsugite»
До недавнего времени эти знания тщательно держали в тайне и передавались наследникам. Но несколько лет назад молодой японский столяр начал собирать книги и журналы, посвященные этому искусству соединения деревянных деталей и использовал материалы для создания трехмерных анимированных иллюстраций.
河合継手 Kawai-tsugite pic.twitter.com/WQwxeZ7t4M
— The Joinery (@TheJoinery_jp) 17 мая 2016 г.
Соединение «Hako kakushi tsugi»
Благодаря программному обеспечению Fusion360 и деревообрабатывающим навыкам, он начал создавать анимации и публиковал их в твиттере.
箱隠し継ぎ Hako-kakushi-tsugi pic.twitter.com/1pXO6v1RhE
— The Joinery (@TheJoinery_jp) 31 мая 2016 г.
Соединение «Ari nimai hozo sashi shikuchi»
На данный момент насчитывается более 80 анимаций соединения деревянных деталей по японской технологии.
В наше время сложные соединения, необходимые для создания этих соединений стали слишком дорогими, чтобы оправдать их использование в стандартной архитектуре и производстве мебели. Но с появлением 3D-печати, это возможно воплотить в жизнь. Они будут не только доступными, но и самыми надежными.
蟻二枚枘差し仕口 Ari-nimai-hozo-sashi-shikuchi pic.twitter.com/HF9ojUTI9V
— The Joinery (@TheJoinery_jp) 4 ноября 2016 г.
Соединение «Shihou Kama Tsugi»
四方鎌継ぎ Shihou-kama-tsugi pic.twitter.com/ybrkkg9YZH
— The Joinery (@TheJoinery_jp) 20 апреля 2016 г.
Соединение «Sampo-gumi-shikuchi»
三方組仕口 Sampo-gumi-shikuchi pic.twitter.com/OdgpaTBvcs
— The Joinery (@TheJoinery_jp) 3 мая 2016 г.
Соединение «Miyajima tsugi»
Как сделать подобное соединение узнайте тут.
宮島継ぎ Miyajima-tsugi pic.twitter.com/l6uREGGVNy
— The Joinery (@TheJoinery_jp) 11 февраля 2016 г.
Соединение «Osaka jo otemon hikae bashira tsugite»
Как сделать подобное соединение узнайте тут.
大阪城追手門控柱継手 Osaka-jo-otemon-hikae-bashira-tsugite pic.twitter.com/CYNOZPc5UO
— The Joinery (@TheJoinery_jp) 10 февраля 2016 г.
Соединение «Yonmai kama tsugi»
四枚鎌継ぎ Yonmai-kama-tsugi pic.twitter.com/1LApi4GlQu
— The Joinery (@TheJoinery_jp) 1 октября 2016 г.
Соединение «Watari ago niju hozo shikuchi»
渡り顎二重枘仕口 Watari-ago-niju-hozo-shikuchi pic.twitter.com/4U3hrvFMGt
— The Joinery (@TheJoinery_jp) 1 сентября 2016 г.
СВЕЖИЕ СТАТЬИ
ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
Японские технологии: как обрабатывается дерево
Японская культура стремится довести до совершенства каждую былинку. Ну, а древнее плотницкое искусство в стране с повсеместным деревянным строительством здесь достигло поразительных высот, к которым, конечно, стоит стремиться каждому домашнему мастеру. Итак, самые красивые японские деревянные работы (и технологии) перед вами!
Что для этого нужно? Прежде всего, хороший, ухоженный инструмент. Взгляните, на что способен обычный рубанок при должном умении и хорошей заточке: срезы получаются тоньше бумажного листа — полупрозрачные.
Кроме того, требуется знание традиционных идей и технологий. Японская школа плотницкого дела особенно знаменита своими сложными и незаметными, даже изысканными способами соединения деревянных деталей без гвоздей (что делает конструкцию более долговечной). Секретами некоторых из них Эдмонд Якоб делится на своем YouTube-канале в виде 3D-моделей. А полюбоваться на работу над одним из таких соединений (масугуми) лучше вживую.
Вообще, традиционное японское плотницкое дело различает четыре ключевых профессии: отдельно — мастера постройки храмов, отдельно — строители чайных домиков и жилищ, а также мебельщики и мастера по внутренней отделке помещений. Деревянные соединения, хитроумная обработка и тщательный подбор древесины позволяет произведениям миядайку (мастеров храмового строительства) сохраняться веками — именно такая работа показана в предыдущем ролике. Но и «простые» мебельщики в Японии знают свое дело великолепно. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на процесс сборки самого обыкновенного ящика для инструментов.
Напоследок же посмотрите медленный, почти медитативный рассказ о том, как японские мастер создает традиционную деревянную игрушку кокэси — по одной из гипотез, прародительницу нашей матрешки.
В чем уникальность японского столярного дела?
Добрый день, уважаемые подписчики!
Я, как наверно и все столяры-любители, что-то где-то слышал о японской столярке, каких-то особых японских приемах работы и инструментах. Мне стало интересно разобраться поподробнее, в чем же тут дело и почему эта тема так популярна в столярной среде. В интернете я наткнулся на довольно полярные отзывы о Японии: кто-то говорит, что «это и есть настоящее столярное искусство», а кто-то считает, что «от безделья японцы маются, вот и напридумывали себе сложностей на пустом месте». Сегодня поговорим о японской столярной и плотницкой традиции.
Плотничество – одна из древнейших профессий. Издавна человек использовал древесину для строительства и изготовления предметов обихода и мебели. Сейчас столярную и плотницкую традицию принято условно делить на западную (европейскую) и восточную. В принципе, в обоих традициях мастера изготавливали одинаковые по своему назначению изделия и возводили сходные по функционалу здания. Однако, за счет различных факторов, сформировавшиеся в этих регионах плотницкие традиции значительно отличаются. Япония является типичным примером восточной традиции, которая на первый взгляд поразительным образом отличается от привычной нам европейской.
- строительство деревянного дома в Японии в наши дни
В первую очередь, на формирование плотницкой традиции повлиял климат и природные условия. Европа обладала достаточными лесными ресурсами, что определило широкое распространение деревянного домостроения. В западной Европе, с развитием инженерной мысли и инструмента, уже в средние века появились технологии каркасного домостроения. На территории современной России лесных ресурсов всегда было более чем достаточно, соответственно с древнейших времен и по сей день бревенчатый сруб был и остается одним из самых распространенных вариантов для постройки дома.
Япония же, как известно не обладает большими запасами природных ресурсов, ведь это острова вулканического происхождения. Лесными ресурсами эта страна все-таки располагала, однако куда более скудными, чем Европа, соответственно ни о каких срубах речь идти не могла, а каркасная технология была необходимостью. И более того, даже для каркасной технологии строительства, высококачественной древесины не хватало для всех желающих. Лучшее дерево, как водится, шло на возведение храмов и жилищ знатных граждан, в то время как всем остальным доставались, условно говоря «обрезки», отнюдь не длинные доски и скорее всего не самого лучшего качества.
Также, не стоит забывать, что в юго-восточной Азии вообще, и в Японии в частности, очень влажный климат, который неизбежно оказывает негативное влияние на состояние деревянных построек и изделий. Прочность склейки рисовым клеем в те времена и без того оставляла желать лучшего, что уж говорить об условиях повышенной влажности. Можно предположить, что все это отчасти явилось предпосылкой для возникновения такого огромного разнообразия видов столярных и плотницких соединений высокой сложности.
Второй ключевой момент — это особый менталитет и общее отношение к ремеслу в Японии. Все мы знаем, что японцы склонны доводить любое изделие до идеала, а также славятся своим упорством и усидчивостью. Большинство ремесел передавалось из поколения в поколение, а что касается столярного или плотницкого дела, так вообще мастер фокусировался на одном типе изделий и совершенствовал свое мастерство всю жизнь, доводя все ручные операции до автоматизма и идеала. Поэтому безусловно, его работа высоко ценилась. Даже сейчас в Японии мастеровые различных специальностей могут рассчитывать на более высокий заработок, чем офисные работники. В европейской традиции подход был несколько другой — плотник был способен изготовить различные изделия: начиная от дома и заканчивая мелкой кухонной утварью. Сложно представить, что мастер, который может сделать стол, не способен сделать стул. Конечно, это сравнение утрировано, но принципиально отражает японскую действительность.
Так что же людей так впечатляет в японском столярном деле? Безусловно, в первую очередь — это уникальные столярные соединения: их сложность и замысловатость и в то же время красота и точность изготовления.
На этих видео мастер из Германии Dorian Bracht воспроизводит некоторые из японских соединений.
Если тема Японии вам интересна, то в ближайшее время расскажу вам о японских столярных инструментах: ручной пиле с обратным зубом и рубанке, который строгает в обратную сторону.
Удачи в ремесле!
Читайте новые заметки раньше всех – подписывайтесь на канал в Телеграм!
Общайтесь и задавайте вопросы автору блога ВКонтакте!
Магическое искусство японских плотников | Nippon.com
Дерево может показаться совершенно обыденным материалом, но умелый плотник может обработать его самыми разными способами. То, каким именно образом будет использовано дерево, зависит не только от его твёрдости, запаха и цвета, но также от кэсёмэн, «декоративной поверхности», вид которой определяется тем, как именно распилено бревно.
Красота доски
Японские плотники могут многое сказать о куске дерева по его виду. Они понимают, какая сторона ближе к корню, не изогнётся ли дерево с возрастом, и где оно может треснуть. По виду, характеру поверхности и запаху они также представляют, само собой, сорт дерева, как его сушили (и, конечно, пригодно ли оно для обработки после такой сушки), какой способ соединения будет самым прочным и эстетичным в конкретной ситуации.
Большинство людей, не являющихся профессионалами в этой сфере, даже не представляют всего объёма знаний о дереве, но мы можем увидеть одно из самы распространённых проявлений мастерства японских плотников – кэсёмэн, «декоративная поверхность» (化粧面) куска дерева.
Обычная доска японской криптомерии (суги)
Характерный рисунок дерева на поверхности доски – результат «простой распиловки». Это самый эффективный способ распиловки, при котором центральная часть образует брус, который можно использовать для колонн, но среди плотников считается, что такой способ менее всего пригоден для того, чтобы показать красоту дерева.
Доски при простой распиловке снимаются с бревна до определённой глубины, бревно поворачивают на 90 градусов и повторяют процесс, пока не останется брус из центральной части дерева. На торцевой поверхности обычно виден узор из волокон дерева, идущий вдоль
Узор дерева на поверхности довольно красив, и при простой распиловке теряется мало дерева, но дуги, заметные на торцах, говорят также и о том, что такая доска уступает в прочности дереву, у которого волокна идут параллельно. Иногда по этим дугам дерево растрескивается, создавая тонкие загибающиеся заусенцы. Кроме того, не слишком острое лезвие может зацепиться за кольца дерева и разорвать древесину. Пиломатериалы при простой распиловке обычно сильнее уседают и могут изгибаться, создавая вогнутую поверхность при высыхании.
По этим причинам японские плотники особое значение придают тому, какая сторона куска дерева более важна и является «декоративной стороной», кэсёмэн, а какая – менее. При использовании доски от простой распиловки сторона, показывающая верхнюю часть колец, будет более важной, но некрасивые торцы нужно прятать. Хороший плотник может определить не изогнётся ли доска, и не станет использовать слабые доски там, где они окажутся на виду. Если кусок в сечении квадратный или близок к квадрату, плотник вряд ли сделает лицевой поверхностью внешнюю часть – скорее в качестве «декоративной поверхности», которую чаще всего видят и трогают, будет выбрана боковая, где линии идут параллельно.
Лучшие способы распиловки
Распиловка по четвертям помогает лучше справляться с деформациями, усушкой и растрескиванием, но этот способ обходится дороже, поскольку требует больше усилий и приводит к большим потерям дерева. Однако при этом способе каждая из поверхностей может быть использована в качестве кэсёмэн.
При распиловке по четвертям бревно распиливается на четыре части, которые пилят на доски, благодаря чему полосы колец идут по поверхности параллельно
Радиальная распиловка требует больших затрат времени и приводит к большим потерям древесины, поэтому такие доски идут на дорогие предметы – например, из них делают музыкальные инструменты
Радиальная распиловка обходится дороже других. При этом способе у каждой доски волокна идут совершенно вертикально. Этот способ применяется нечасто, поскольку теряется очень много древесины.
Доски, полученные распиловкой по четвертям, плотники используют для декоративных целей – например, в нишах-токонома, в которых помещают предметы искусства, икэбану, или же для отделки прихожей-гэнкан – место, где встречают гостей и снимают обувь. Такие доски применяют там, где нужно показать не только лицевую, но и торцовую поверхность. Они прочнее, ровнее и лучше поддаются обтёсыванию и полировке, чем доски простой распиловки, поэтому обычно они идут на высококачественные предметы.
Часть двери, сделанной из доски, полученной распиловкой по четвертям.
В наш век роботов балки и колонны для домов в японском стиле часто заготавливают при помощи компьютеров, так что плотникам остаётся только собрать их вместе и вколотить вставные шипы. Такой способ строительства имеет свои преимущества, но может применяться только в случаях, когда балки и колонны совершенно прямые. Плотник, работающий традиционным способом, может соединять даже кривые и перекрученные брёвна, создавая знаменитую структуру традиционного «народного дома» минка.
Когда вы в следующий раз зайдёте в традиционный японский дом, обратите внимание на обработку дерева на веранде (энгава), возле ниши токонома и в прихожей (гэнкан). Лучшие плотники уделяют внимание каждой детали, обращая к зрителю дерево его лучшей стороной.
Плотник подгоняет брёвна для реконструкции традиционного дома минка, используя естественные изгибы и неровности материала
Фотография к заголовку: При традиционных методах строительства показывают дерево с его лучшей стороны
(Статья на английском языке опубликована 5 января 2018 г.)