В чем измеряется высота парты — Мама и Я
На здоровье человека, работающего за компьютером, влияет множество факторов, одним из которых является высота стола. Неправильно рассчитанная высота изделия, может стать причиной возникновения заболеваний позвоночника, а также ухудшения зрения. Кроме того, человек ощущающий дискомфорт при работе за компьютерным столом, расходует гораздо больше энергии, и, следовательно, быстро утомляется. В общем, хлопотно это – иметь стол ненадлежащей высоты. А потому, я предлагаю детально разобраться в этом вопросе.
Содержание статьи:
Как человек должен сидеть за столом
Почему именно высота стола оказывает влияние на здоровье человека? Почему не глубина или длина? Дело в том, что именно высота стола способна изменить положение сидящего за ним человека. Слишком низкий стол заставит пользователя сутулиться и наклоняться вперёд, а слишком высокий – задирать вверх голову и ощущать дискомфорт.
Оптимальное положение человека, сидящего за «правильным» компьютерным столом – это ровная спина, предплечья свободно лежат на столешнице, не приподнимая плечевого пояса. Как правило, столешница находится на уровне солнечного сплетения. Кстати, надо отметить, что сидя на стуле, ноги должны находиться на полу и быть согнуты под углом 90 градусов.
Но как добиться такого положения? Существуют ли какие-нибудь стандарты или формулы? Честно говоря, у меня есть и собственное мнение на этот счёт, которое будет изложено чуть ниже. Но вначале я предлагаю вашему вниманию официальные стандарты расчёта высоты стола.
Как рассчитать высоту компьютерного стола
Итак, надо сразу сказать, что:
Существует стандартная высота компьютерного стола, которая равна 750 мм.
Откуда она взялась, и как её рассчитали? Всё очень просто! Дело в том, что по статистике, средний рост мужчины в нашей стране составляет 175 см, женщины – 162 см. Именно под этот рост и рассчитана стандартная высота стола – 75 см (750 мм).
Если же, ваш рост ниже или выше, то вы можете рассчитать индивидуально под себя высоту компьютерного стола по следующей формуле:
Ваш рост * 75 см / 175 см = Высота стола
Например, Ваш рост составляет 182 см, тогда оптимальная высота компьютерного стола будет рассчитана следующим образом:
182 см * 75 см / 175 см = 78 см
Однако часто в доме за компьютерным столом работает не один человек, а несколько членов семьи. И чаще всего, это люди разного роста. Вот сделаете вы себе стол под свой рост 192 см, а как за ним себя будет чувствовать ваш тесть, у которого рост 160 см, или тёща – 155см?
Да ладно, тесть! С тестем всегда можно договориться. Но вот тёща… Как убедить «маму» в том, что подпрыгивать в процессе работы за компьютером и зависнув в полёте стучать по клавиатуре – это комфортно? Надеюсь, все вы понимаете, что это просто нереально. А потому, вот вам моя личная точка зрения относительно расчёта высоты компьютерного стола.
По возможности выбирайте стандартную высоту
Из заголовка вы, наверное, догадались, что я рекомендую по возможности выбирать именно стандартную высоту стола – 750 мм. Кстати, в чертежах компьютерных столов на нашем сайте все модели имеют высоту именно 750 мм. Сейчас объясню почему.
Вот смотрите, если ваш рост составляет 182 см, тогда расчётная высота стола должна быть: 78 см. Имеем разницу 3 см от стандартной высоты стола. В принципе, на мой взгляд, погрешность до 3 см является вполне допустимой. Следовательно, допустимый диапазон роста пользователя составляет от 168 см до 182 см. То есть, для людей, рост которых находится в пределах данного диапазона, вполне подойдёт компьютерный стол стандартной высоты – 750 мм. И именно такой высоты столы изготавливают производители офисной мебели – так как, она является универсальной для большинства жителей нашей страны.
Варианты решений нестандартных ситуаций
А как же быть тем, у кого рост 155 см или 195 см? Ведь таких людей тоже достаточно много. Им что, всю жизнь мучиться, сидя за неудобными столами? Нет, конечно. Здесь я лично вижу три варианта решения проблемы:
- 1. Достичь комфортного положения можно с помощью изменения высоты стула. Современные офисные стулья позволяют регулировать высоту положения пользователя относительно стола. Так почему бы этим не воспользоваться? Вот только этот вариант подойдёт для людей, у которых рост ниже 168 см. Вы можете просто отрегулировать высоту стула, установив для себя максимально комфортное положение по высоте относительно верхней крышки стола.
Однако хочу заметить, если поднять стул выше, то ваши ноги уже не будут согнуты в коленях под 90 градусов. А потому, вам обязательно нужно установить под ноги невысокую подставку. Так вы сможете обеспечить себе комфортное положение за компьютерным столом стандартной высоты. Но этот способ, ещё раз повторяю, подойдёт для людей низкого роста. А как же быть высоким пользователям ПК? А для высоких, пожалуй, подойдёт второй или третий вариант. Переходим к ним.
- 2. Сделать стол надлежащей высоты по индивидуальному заказу. Этот способ является неплохим решением для людей высокого роста, и он, также подойдёт для тех, у кого рост ниже 168 см. Формула расчёта у вас есть. Так что, я думаю, вы сможете быстро определиться с высотой компьютерного стола, изготавливая его своими руками или на заказ. Ну и, наконец, третий способ.
- 3. Сделать стол с регулируемой высотой положения столешницы. Столы с регулируемой высотой сегодня популярны у производителей мебели для школьников. Ребёнок растёт, а вместе с ним «растёт» и его рабочий стол – это правильный и продуманный подход. Собственно, его мы и можем взять на вооружение, проектируя компьютерный стол, за которым будет работать невысокая тёща ростом 155 см и её любимый зять ростом 192 см. Можно сделать возможным, регулировать высоту столешницы под рост каждого пользователя.
Я бы не назвал этот способ идеальным – у него есть ряд недостатков. Например, усложняется возможность проектирования некоторых моделей надставок для таких столов. Также, для изменения высоты столешницы придётся всё убирать со стола. Однако не исключено, что именно данный вариант может для кого-то стать самым удачным решением вопроса.
Итак, мы рассмотрели вопрос расчёта высоты компьютерного стола. Надеюсь, мне удалось изложить информацию доходчиво и понятно. Осталось дело за малым – принять решение в пользу того или иного варианта. Но это вы должны сделать самостоятельно. Желаю всем удачи! Я уверен, у вас всё получится!
А в следующей публикации мы поговорим о конструкции и размерах подставки под монитор.
Source: www.mebeldok.com
Читайте также
Какой должна быть высота парты и стула в зависимости от роста: таблица
Подготавливая ребенка к школе, родителям приходится думать о многочисленных вещах, ведь данный этап довольно ответственный, да и к тому же продолжительный. Позаботиться нужно не только о покупке школьных принадлежностей и новых вещах, но и о мебели, за которой первоклассник будет готовить домашние задания.
Читайте также:Как правильно сделать барный стул своими руками
Новое рабочее место школьника должно не только нравиться ребенку, чтобы стимулировать его к учебе, но и быть максимально комфортным. Ведь, если стульчик или стол будет неверно подобран, в скором времени у ребенка нарушится осанка и в значительной степени ухудшится зрение.
Поэтому подходить к выбору мебели следует очень ответственно, подбирая высоту парты и стула в зависимости от роста малыша.
Читайте также:Как сделать детский стульчик своими руками
Дополнительные рекомендации
Как показывает практика, проблемы со здоровьем у первоклассника чаще всего имеют место именно из-за неправильно подобранной мебели. Если, к примеру, стульчик будет слишком низким, то у ребенка в скором времени нарушится кровообращение. А слишком высокое посадочное место ухудшает остроту зрения.
Рекомендации, предоставленные специалистами, помогут правильно выбрать мебельные принадлежности:
- Выбирая стул, нужно визуально определить, на каком уровне находятся ступни малыша. Если подошва полностью стоит на полу, а между бедром и голенью образовался прямой угол – эту модель можно смело приобретать.
- Не менее важно обратить внимание на сиденье, которое ни в коем разе не должно сильно соприкасаться с подколенными чашечками.
- Спинке также нужно уделить должное внимание. Выбирать стул нужно с такой спинкой, которая надежно зафиксирована и имеет прямой угол.
- По мнению специалистов, для первоклассника лучше всего подойдет стул, оснащенный четырьмя ножками, то есть от приобретения крутящихся моделей лучше всего отказаться.
- Обязательно нужно обратить внимание, на какой отдаленности находится глаза ребенка относительно стола. Самостоятельно определить верное расстояние довольно просто, ведь данный показатель должен соответствовать расстоянию от локтя малыша до кончика его пальцев.
Случается так, что будущему первокласснику родственники заранее подарят стул, который окажется слишком высоким. В этом случае родителям необходимо соорудить к нему подставку из деревянной основы, на которую малыш должен всегда ставить ноги.
Облегчить выбор мебели поможет СанПиН-таблица, размещенная на интернет-ресурсе, в которой указаны примерные параметры высоты как парты, так и стула, в зависимости от роста.
Рост | Высота парты | Высота стульчика |
до135 см | 52,5 см | 30,5 см |
от 135 до140 см | 60 см | 35 см |
от 144 до164 см | 65 см | 43 см |
от 164 до170 см | 72 см | 45 см |
свыше 170 см | 75 см | 50 см |
Не менее важно продумать о хорошем освещении рабочего места, а источник света размещать с учетом того, какой рукой пишет малыш. То есть если рабочей рукой является правая, то осветительный прибор устанавливается слева, соответственно, для левшей свет должен идти справа.
Рабочее место должно хорошо освещаться не только естественным светом, но и дополнительными источниками освещения. По мнению специалистов, люминесцентные лампы не следует использовать для освещения, так как такой свет вызывает быстрое утомление глаз. Лучше всего использовать для подсветки рабочего места светодиодные или обычные лампы накаливания.
Цветовая гамма, используемая при оформлении рабочей зоны, также не должна утомлять глаза пестрыми оттенками. Оформление лучше всего сделать в двух оттенках, а для разнообразия внести несколько элементов декора такого цвета, который больше всего нравится малышу.
Как исправить мебель не соответствующую росту ребенка
Иногда даже самые действенные рекомендации не помогают правильно выбрать парту.
Уменьшить высоту помогут два довольно простых способа:
- Самостоятельно сделать подставку из деревянной основы, на которую малыш будет опирать свои ноги.
- Нужную высоту можно сделать и при подрезании ножек. Но так как дети очень быстро растут, специалисты не рекомендуют останавливаться на этом варианте, чтобы в скором времени не начать думать, как поднять высоту стола.
Если купленная парта, напротив, будет слишком низкой, изменить параметры помогут следующие советы:
- Изготовление специального подиума, который должен превышать ширину ножек и столешницы. К подиуму фиксируется стол, то есть конструкция, кроме своего основного предназначения, выступит в роли дополнительного фиксатора.
- Посетив специализированный магазин, вполне реально купить опорные мебельные ножки, без столешницы, соответствующей длины, и просто-напросто заменить ими неподходящие.
Выбирая мебель для ребенка, следует выбирать надежного производителя, продукция которого имеет сертификат ГОСТ и специальное заключение, выданное санитарно-эпидемиологической станцией. Лучше всего останавливать свой выбор на партах и стульях, изготовленных из натуральной древесной основы, к примеру, из вишни или ольхи. Как показывает практика, продукция, предоставленная для покупателей в соответствии с ГОСТом, обладает высоким качеством, проста и удобна в использовании, длительное время сохраняет внешний привлекательный вид и является практически долговечной.
Парта — Википедия
Па́рта — предмет школьной мебели[1][2], письменный стол объединённый со скамьёй, предназначенный для учеников в системе среднего (иногда и дошкольного) образования. Как правило, парта рассчитана на двух учеников.
Согласно существующим стандартам, школьные парты разделяются на несколько типов, отличающихся высотой столешницы, предназначены для учащихся разного возраста и, соответственно, роста.
В современных учебных заведениях парты заменяются ученическими письменными столами, комплектующимися рабочими стульями с соответствующей высотой сиденья, стулом с подставкой для письма и др.
Школьная парта Эрисмана была изобретена в 1870 году и предположительно основывается на чертежах Фарнера, опубликованных в Германии 5-ю годами ранее (см. стр. 65). Первый аналог такой мебели в виде поставца появился ещё в эпоху Возрождения, потом он преобразовался в конторку или секретер, а уже позже — в школьную парту.
Знаменитый русский гигиенист Фёдор Фёдорович Эрисман в 28 лет опубликовал свой научный труд «Влияние школ на происхождение близорукости», изучив зависимость появления глазных и телесных заболеваний от неправильного положения ученика за столом. И в итоге он предложил новую мебель[3]. Правильное устройство школьной парты Эрисмана создает хорошие условия ученику для письма, чтения, рисования[4]: она была сделана так, чтобы текст в учебнике или тетради можно было читать только под прямым углом. Поскольку Эрисман долгое время занимался лечением глазных болезней, он учел и оптимальное расстояние для чтения — 30-40 сантиметров. Сидя за партой, сутулиться стало невозможно.
Парта Эрисмана была одноместной. Но позже сосланный в уральскую деревню за участие в революционном движении «Земля и воля» петербургский студент Пётр Феоктистович Коротков усовершенствовал парту Эрисмана, сделав её двухместной и придумав откидную крышку, чтобы детям было удобнее вставать. Поскольку в деревенских школах у учеников не было шкафчиков, Коротков предложил прикрутить к партам крючки для портфелей, а под столешницей сделать полку для учебников. Он также придумал углубления для чернильниц и два желобка для пера и карандаша[4].
За это Коротков получил серебряную медаль на Урало-Сибирской промышленной выставке 1887 года и диплом об изобретении.
В царской России также была изобретена уникальная парта-трансформер, у которой меняется высота стола и угол наклона столешницы. Такая школьная парта помогла сохранить правильную осанку и хорошее зрение многим поколениям школьников[4]. Раньше эти парты использовали только в элитных школах из-за их дороговизны, но сегодня их производство удешевлено, и они массово применяются в школах России.
В последнее время появилось много новых конструкций школьной парты, новые технологии её изготовления, с новыми гигиеническими требованиями, современными формами и материалами изготовления. В шестидесятые годы изобрели парты в виде столов с отдельно стоящими стульями. В русле развития техники сегодня множество изобретений школьных парт с вмонтированными компьютерами.
Высота сиденья скамьи должна соответствовать величине длины голени от подколенной ямки до подошвы плюс 2 см на толщину каблука. При правильной посадке нога в коленном суставе согнута под прямым углом. Глубина сиденья должна обеспечивать опору 2/3—3/4 бедра на сиденье[5].
Спинка парты выполняется из одного или лучше двух брусков, для пояснично-крестцовой и подлопаточной опоры.
Дифференция — расстояние по вертикали от края стола до плоскости сиденья — должна быть равна расстоянию от локтя (при опущенной и согнутой в локтевом суставе руки) до сиденья плюс 2 см. В норме это 1/7— 1/8 часть роста.
Дистанция скамьи — расстояния по горизонтали между задним краем стола парты и передним краем сиденья — должна быть отрицательной, чтобы. край скамьи заходил под край стола на 3—4 см.
Оптимальная длина стола для различных размеров парт колеблется от 120 до 140 см. Крышка стола парты имела наклон 15°, чтобы при меньшем напряжении зрения создавалась хорошая видимость.
Принципы конструкции парт:
- Конструкция парты позволяет школьнику сидеть за ней в наиболее удобной позе, не препятствующей нормальному развитию ребёнка.
- Парта не имеет острых углов, выступающих частей крепёжных элементов, поэтому не причинит повреждений ребёнку.
- Парта имеет простую и в то же время прочную конструкцию, поэтому ребёнку не сложно ею пользоваться, а взрослому — обслуживать.
- Ученик за школьной партой не мешает своему соседу, он может вставать, отвечая урок, не выходя из-за парты.
- Конструкция школьной парты такова, что позволяет формировать правильную осанку, так как парта создана под пропорции ребенка, за школьной партой поза с прямой осанкой наименее утомительна и способствует большей работоспособности школьника, удобна для письма и чтения.
- Наклон крышки парты позволяет видеть текст в книге или тетради под прямым углом, что положительно влияет на зрение школьника. Кроме того, конструкция парты предусматривает максимально правильное расстояние от глаз ученика до текста в тетради или книге в 30-40 см.
В Варшаве (Польша) в центре города установлен памятник парте.
- Н. Картаева Эргономическая методика проверки новых образцов школьной мебели. «Советская педагогика» № 6, 1976
Стандартный размер парты в школе. Какой высоты должна быть школьная парта с наклоном
По каким признакам можно определить среднестатистического современного школьника? Сутулые плечи, плохое зрение, искривленный позвоночник… Родители сокрушенно кивают головой – мол, влияние школы! Но если заглянуть в комнату почти любого ученика, то можно заметить, что далеко не в каждом доме уделяется должное внимание рабочему месту, за которым ребёнок проводит время, выполняя домашнее задание или пользуясь компьютером. К сожалению, грамотно обустроенное – это скорее исключение, чем правило. Поэтому и здоровый, сильный ребёнок – тоже скорее исключение из правил.
Поэтому, пока специалисты по связям с общественностью изучают способы сокращения личного общения, эргономисты пытаются решить проблемы со здоровьем, вызванные сокращением движения. Выбирая идеальное место, мы задаемся вопросом, как это должно выглядеть. Многочисленная информация от друзей, продюсеров или даже опубликованных статей создает путаницу.
Большинство экспертов согласны с тем, что идеальный стул должен отвечать следующим требованиям. Позвольте пользователям комфортно отдыхать под ногами, поддерживаемыми полом; с бедрами, полностью установленными на платформе, которые должны быть примерно параллельны полу.
Предлагаем вам ознакомиться с примерами правильного и неправильного размещения школьника за своим рабочим местом:
Выделите время и критически осмотрите рабочее место вашего ребенка, оценив, соответствует ли оно требованиям, которые будут изложены в этой статье.
Спинка должна поддерживаться удобной спинкой и углом бедер и спинок от 90 градусов до 105 градусов. Позвольте легкой походке в спину, но не слишком легко. Разрешить частые изменения положения. Все они могут быть синтезированы по трем структурным стандартам.
Сиденье должно допускать естественные движения тела. Эргономичные стулья должны позволять телу двигаться свободно, спонтанно, только с гравитацией. Стул должен предоставить пользователю оптимальную поддержку, даже если он или она двигается или отдыхает, хотя очень мало времени отдыхают люди на своих рабочих местах. Например, изучение движений компьютерных операторов имеет много позиций, даже когда они выполняют одну задачу. Фактически, исследователи определили три различные позиции в офисной работе.
Обратите внимание на стол. Может быть, для выполнения домашнего задания вы «выделили» ребенку кухонный стол, или чайный столик, а возможно даже тумбочку? Тогда не удивляйтесь, если ваш эксперимент закончится неугодным для вас образом – у ребенка обнаружится искривление позвоночника, а его успеваемость снизится.
В общем, записывайте первое правило:
Вперед — для деятельности, требующей внимания, концентрации. Меньшие люди часто вынуждены работать в этом положении. Легкий разговор для разговора, телефонов, работа с клавиатурой или мышью. Исследователи говорят, что это предпочтительная позиция для большинства служащих.
Сидит для чтения, отдыха, а иногда и с клавиатуры. Эксперты согласны с тем, что частые изменения в работе выгодны для работников. Движение мышц действует как насос для улучшения кровообращения, движение столбцов полезно для межпозвоночных дисков, а непрерывное движение суставов указывается для швов и связок.
У школьника должен быть собственный стол, это весьма важный момент при организации рабочего места.
Раздумывая над тем, где установить рабочий стол в детской комнате, отдайте предпочтение хорошо освещенному месту. Самый оптимальный вариант – поставить стол напротив окна. Это обеспечит естественное и равномерное освещение в дневное время суток, а кроме того, глаза ребенка будут отдыхать, когда он посмотрит на зелень, деревья и голубое небо за окном. Однако если окна недостаточно утеплены, от этого заманчивого варианта придется отказаться, чтобы не подвергать школьника постоянным простудам.
Но иногда некоторые позиции требуют регулировки сиденья. Исследования показывают, что пользователи не используют эргономичные функции регулировки сиденья. Более половины были совершенно незнакомы с настройкой натяжения наклона. Хорошее сиденье должно позволять человеку комфортно сидеть в любом из трех основных положений, а также допускать спонтанные движения. Идеальный стул должен приспосабливаться ко всем формам и размерам тела, не мешая кровообращению.
Сиденье должно быть топографически нейтральным. Поверхностное давление может вызвать дискомфорт во время вашего пребывания. Хорошее распределение давления в стуле снижает давление на кости, участвующие в сидении и на поясничной области. Правильное распределение давления имее
Размеры парт, столов, стульев
Группа мебели | Группа роста в см. | Высота заднего края крышки стола над полом в см. | Цвет маркировки | Высота переднего края сиденья над полом в см. |
1 | 100-115 | 46.0 | оранжевый | 26.0 |
2 | 115-130 | 52.0 | фиолетовый | 30.0 |
3 | 130-145 | 58.0 | жёлтый | 34.0 |
4 | 145-160 | 64.0 | красный | 38.0 |
5 | 160-175 | 70.0 | зелёный | 42.0 |
6 | Св. 175 | 76.0 | голубой | 46.0 |
Размеры и соотношение основных частей ученических столов и стульев (парт) устанавливается на основании специальных антропометрических исследований. Для определения высоты скамьи в качестве ведущей величины принята средняя длина голени с высотой стопы +2 на каблук. Рассчитывая глубину сиденья, следует исходить из неполной средней величины длины бедра школьника. Посадка учащихся устойчива и менее утомительна, если площадь опоры достаточна, если глубина сиденья предусматривается не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедра. В школьной мебели обязательно должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола и стула (скамьи) со спинкой: дифференция, дистанция спинки и дистанция сиденья.
Дифференция – расстояние (по вертикали) от заднего края стола до сиденья. Оно равно расстоянию от локтя свободно опущенной руки сидящего школьника до сиденья +5,0-6,0 см.
Дистанция спинки — расстояние (по горизонтали) от заднего края крышки стола до спинки стула (скамьи), оно равно передне-заднему размеру грудной клетки +5 см.
Дистанция сиденья — расстояние (по горизонтали) между краем крышки стола и краем сиденья — должно быть только отрицательным (4-8) см, т.е. крышка стола должна заходить за край сиденья.
Парты, столы и стулья должны иметь цифровую и цветовую маркировку. На нижних поверхностях крышки стола и сиденья (стула) наносят группу стола (парты), стула — в числителе, а диапазон роста школьников — в знаменателе.
Цветовая маркировка мебели должна быть видна со стороны прохода между рядами, ее наносят на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм.
ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДБОР ПАРТ, СТОЛОВ, СТУЛЬЕВ.
Учебные помещения должны быть оборудованы мебелью двух или трех размеров в соответствии с примерным распределением школьников по классам.
Таблица 4
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО КЛАССАМ И ГРУППАМ МЕБЕЛИ В ПРОЦЕНТАХ.
Группа мебели | Классы | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10-11 | |
Проценты | ||||||||||
1 | 10 | |||||||||
2 | 60 | 40 | 15 | |||||||
3 | 30 | 60 | 75 | 70 | 35 | 10 | ||||
4 | 10 | 30 | 60 | 70 | 55 | 30 | 15 | 10 | ||
5 | 5 | 20 | 40 | 60 | 70 | 70 | ||||
6 | 5 | 10 | 15 | 20 |
Используя эту таблицу можно рассчитать, сколько и каких номеров парт или столов потребуется для оборудования класса.
ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
Физическое развитие детей и подростков является важным показателем состояния их здоровья и составляет одну из существенных сторон медицинских осмотров.
Характеристика физического развития детей определяется на основании соматометрических — антропометрических (длина тела в положении сидя и стоя, вес, окружность грудной клетки и др.), физиометрических (измерения жизненной ёмкости легких, мышечной силы), соматоскопических (оценка условными баллами состояния костной и мышечной системы, жироотложения, признаков полового развития).
Результаты антропометрических измерений сами по себе не могут иметь решающего значения для оценки физического развития. Они должны обязательно быть сопоставлены с данными общего медицинского обследования, т.к. одни хорошие антропометрические показатели не всегда говорят о нормальном физическом развитии. Иногда приходится включать в план углубленных мед. осмотров клинические исследования, рентгеноскопию и т.д.
Чтобы правильно использовать результаты антропометрических измерений и сделать на основании их соответствующие выводы, необходимо полученные данные подвергнуть сложной статистической обработке.
Необходимым условием статистического анализа является массовость обследования. Это дает возможность ввести более правильные средние данные по характеристике развития обследованного коллектива. При изучении физического развития детей и подростков необходимо отбирать однородные типы школ, детских учреждений. В каждом из них должны обследоваться все дети (исключая карточки детей с резко выраженными деформациями скелета).
Число обследуемых школьников в каждой возрастно-половой группе должно быть не менее ста человек. Оценка индивидуальных антропометрических данных производится путем сравнения их с местными стандартами физического развития, разработанными для однородного детского контингента на основе большого числа обследований школьников разного возраста, пола, и находившихся в одних и тех же социально-бытовых условиях.
В практике составления таких стандартов берутся три показателя физического развития, суммарно отражающие закономерности структурного развития организма: рост, окружность груди, вес.
Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину «M», являющуюся для него типичной средней и среднеквадратическое отклонение, позволяющее оценить степень отклонения индивидуальных величин того или иного признака от его средней. Сравнивая индивидуальные данные ребенка со средними величинами-стандартами, врач может установить их соответствие средним возрастно-половым нормам и определить величину отклонения (в сторону больших или меньших величин).
Для оценки физического развития детей условно принято пять групп сигмальных отклонений от средней арифметической величины ± σ
М ± 1 σ — среднее физическое развитие
М + 2 σ — физическое развитие выше среднего
М — 2 σ — физическое развитие ниже среднего
М + 3 σ — хорошее физическое развитие
М — 3 σ — плохое физическое развитие.
Для вычисления сигмальных отклонений от типичных средних величин необходимо каждый показатель физического развития обследуемого школьника сравнить с соответствующим показателем стандартов физического развития, найти разницу (положительную или отрицательную), и поделить на среднее квадратическое отклонение (σ),соответствующую признаку.
При оценке физического развития по стандартам признаки оцениваются изолированно, без учета их взаимосвязи. При этом можно допустить ошибку: встречаются дети невысокого роста с несколько меньшим весом и меньшей окружностью грудной клетки, чем это требуется по стандартам для их возраста.
Оценивая эти признаки по общей сигме, можно составить ошибочное представление о некотором отставании физического развития. Поэтому оценку физического развития следует производить с учетом взаимосвязи признаков, т.е. не общей сигме, а по частной сигме. При этом никакого отставания физического развития не будет обнаружено и мы увидим, что при небольшом росте ребенка вес и окружность грудной клетки соответствует данному росту, т.е. он имеет правильное сложение и достаточную упитанность.
В другом случае при высоком росте вес и грудная клетка, оцененные по общей системе как «средние» для данного возраста, могут в действительности (оцененные по частной сигме) оказаться недостаточным для данного возраста, в данном случае будет характеризоваться как высокорослый, узкогрудый при недостаточном весе. Поэтому для более объективной оценки физического развития в настоящее время применяется метод шкалы регрессии.
Шкала регрессии строится с учетом степени зависимости между признаками для каждого возраста и пола с указанием для каждого признака средней арифметической (М), общей сигмы (σ) роста, частной сигмы — сигмы регрессии (σR), коэффициента регрессии (Rx/y). σR — сигма регрессии или частная сигма служат для определения величины индивидуального отклонения признака. (Rx/y) — коэффициент регрессии показывает величину изменения одного признака при изменении другого на единицу роста.
Используя шкалу регрессии, прежде всего определяют, к какой группе величины относится рост обследуемого ребенка. С учетом средних величин сигмальных отклонений существует 5 ростовых групп:
М ± 1 σ — среднее
М + до 2 σ — выше среднего
М + до 3 σ — высокие
М – до 2 σ — ниже среднего
М – до 3 σ — низкие
Затем находят соответствующие этому росту показатели веса, ОГ. Чтобы оценить степень отставания веса и ОГ в сигмах регрессии σR находят разницу между физическими величинами, указанными в таблице и делят разницу на сигму регрессии (σR).
Определяя степень физического развития, необходимо учитывать: если показатели веса и ОГ не выходят за пределы ±1 σR от должного, физическое развитие считается средним при данном росте. Если эти показатели превышают должные от 1 σR до 2 σR физическое развитие оценивается как выше среднего, при превышении 2 σR — как высокое. При отставании показателей веса и ОГ на 1 σR до 2 σR физ. развитие считается ниже среднего, при отставании более 2 σR — низкое.
Этот метод дает возможность производить оценку физического развития по совокупности основных показателей (рост, масса, ОГ). Однако изолированное использование его не отвечает современным требованиям, т.к. он не дает полной физ. характеристики ребенка. Вместе с тем известно, что темпы индивидуального развития не одинаковы и в любой возрастной группе существуют индивидуумы, значительно опережающие своих сверстников в развитии или отстающие от них. В связи с этим в настоящее время используется как комплексная схема оценки физического развития, так и морфологическое состояние организма. По данной методике оценку физического развития осуществляют в два этапа:
ПЕРВЫЙ ЭТАП. Устанавливают уровень биологического развития (биологический возраст) по показателям длины тела стоя (рост), погодовой прибавке длины тела, количеству постоянных зубов, степени развития вторичных половых признаков и сроку появления менструаций у девочек. Эти признаки находятся во взаимной связи, подкрепляют и дополняют друг друга. Они должны быть включены в программу углубленного медицинского осмотра. Уровень биологического развития ребенка определяют по таблицам. Пользуясь этими таблицами, сравнивают данные ребенка со средними возрастными показателями. Определяют соответствие биологического возраста календарному, опережение или отставание от него.
При отставании или опережении большинства показателей на 2 года и более следует констатировать отставание или опережение темпов возрастного развития.
В младшем возрасте ведущими показателями биологического развития являются длина тела и число постоянных зубов. В среднем и старшем возрасте — характер погодовых прибавок и степень выраженности вторичных половых признаков.
ВТОРОЙ ЭТАП. Определение функционального состояния организма. С этой целью используют упомянутые ранее шкалы регрессии (по длине тела) и возрастные стандарты функциональных показателей: (мышечную силу, жизненную емкость легких /Ж. Е. Л./).
Морфофункциональное состояние оценивают не по абсолютному значению основных показателей, а по соотношению между ними. Учитывается соответствие массы тела и окружности груди, длина тела по шкале регрессии как описано выше. Морфофункциональное состояние оценивается как гармоничное, дисгармоничное, резко дисгармоничное.
ГАРМОНИЧНЫМ следует считать состояние при котором масса тела и ОГ соответствует длине тела и отличаются от должного в пределах одной частной сигмы (σR) исключение составляют те случаи, когда масса тела превышает должное более чем на 1 σR за счет развития мускулатуры. Физическое развитие таких лиц определяется как гармоничное. Функциональные показатели, как правило, соответствует возрастной норме М ±1σ или превышает ее.
ДИСГАРМОНИЧНЫМ следует считать морфофункциональное состояние при котором масса тела и ОГ менее должных на 1,1 — 2 σR или более должных на ту же величину за счет повышенного жироотложения.
РЕЗКО ДИСГАРМОНИЧНЫМ считается морфофункциональное состояние, при котором масса тела и ОГ отстают от должных на 2,1σR и более превышает должное на ту же величину за счет избыточного жироотложения. При дисгармоничном и резко дисгармоничном развитии функциональные показатели, как правило ниже возрастной нормы.
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
ТАБЛИЦЫ
для оценки физического развития детей школьного возраста г. Рязани
(шкала регрессии по росту). По материалам А.Л.Ванштей и Д.И.Арон
Таблица 5
Границы сигмальных отклонений | Мальчики 8 лет | Девочки 8 лет | ||||
Рост в см | Вес в кг | Окружность грудной клетки | Рост в см | Вес в кг | Окружность грудной клетки | |
Низкие От М – 2,5 и ниже | 111 112 113 | 18,7 19,2 19,7 | 56,5 56,9 57,3 | 110 111 | 18,7 19,4 | 56,0 56,2 |
Ниже средних От М – 1 до М – 2 | 114 115 116 117 118 | 20,3 20,8 21,3 21,6 22,3 | 57,7 58,0 58,4 58,8 59,1 | 112 114 115 116 117 | 20,3 20,4 20,9 21,2 21,8 | 56,7 57,0 57,2 57,5 57,7 |
Средние величины | 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 | 22,9 23,4 23,9 24,4 24,9 25,5 26,0 26,5 27,0 27,6 28,1 18,6 29,1 | 59,5 59,9 60,2 60,6 61,0 61,4 61,7 62,1 62,5 62,8 63,2 63,6 63,9 | 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 | 22,2 22,6 23,1 23,5 24,0 24,4 24,8 25,8 25,7 26,2 26,6 | 58,0 58,2 58,5 58,7 59,0 59,2 59,8 59,7 60,0 60,2 60,5 |
Выше средних От М + 1 до М + 2 | 132 133 134 135 136 | 29,6 30,2 30,7 31,2 31,7 | 64,4 64,7 65,1 65,4 65,8 | 129 130 131 132 133 134 | 27,0 27,5 27,9 28,4 28,8 29,2 | 60,7 61,0 61,2 61,5 61,7 62,0 |
Высокие От М + 2,5 и выше | 137 138 139 | 32,2 32,8 33,3 | 66,2 66,5 66,9 | 135 136 | 29,7 30,1 | 62,2 62,8 |
М Ry/x R | 124,94 5,66 — — | 25,94 — 0,52 2,21 | 61,70 — 0,37 2,85 | 122,96 5,36 — — | 24,38 — 0,44 2,18 | 59,22 — 0,25 2,25 |
Таблица 6
Границы сигмальных отклонений | Мальчики 9 лет | Девочки 9 лет | ||||
Рост в см | Вес в кг | Окружность грудной клетки | Рост в см | Вес в кг | Окружность грудной клетки | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Низкие От М – 2,5 и ниже | 115 116 117 | 21,6 22,0 22,4 | 58,8 59,1 59,3 | 114 115 116 | 20,4 20,8 21,2 | 55,2 55,6 55,9 |
Ниже средних От М – 1 до М – 2 | 118 119 120 121 122 | 22,9 23,3 23,7 24,1 24,5 | 59,6 59,9 60,1 60,4 60,7 | 117 118 119 120 121 | 21,6 22,1 22,5 22,9 23,3 | 56,3 56,7 57,1 57,4 57,8 |
Средние величины | 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 | 24,9 25,3 25,7 26,1 26,5 27,0 27,4 27,8 28,2 28,6 29,0 29,4 29,8 | 61,9 61,2 61,1 61,8 62,0 62,3 62,6 62,8 63,1 63,4 63,7 63,9 64,2 | 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 | 23,7 24,2 24,6 25,0 25,4 25,8 26,3 26,7 27,1 27,5 27,5 27,9 28,8 | 58,2 58,7 59,0 59,3 59,7 60,1 60,5 60,9 61,2 61,6 61,6 62,0 62,8 |
Выше средних От М + 1 до М + 2 | 136 137 138 139 140 | 30,2 30,6 31,1 31,5 31,9 | 64,5 64,8 65,0 65,3 65,5 | 135 136 137 138 139 | 29,2 29,6 30,0 30,5 30,9 | 63,1 63,5 63,8 64,2 64,6 |
Высокие От М + 2,5 и выше | 141 142 143 | 32,3 32,7 33,1 | 65,8 66,1 64,4 | 140 141 142 | 31,3 31,7 32,2 | 65,0 65,4 65,7 |
М Ry/x R | 129,04 5,6 — — | 27,38 — 0,4 2,37 | 62,58 — 0,27 2,16 | 128,00 5,62 — — | 26,26 — 0,42 2,29 | 60,40 — 0,38 2,96 |
Приложение