Виды художественной резьбы по дереву: рисунки, особенности стиля «Татьянка»
Художественная резьба по дереву всегда привлекала внимание ценителей декоративной обработки древесины. Создание различных фигур из дерева, резной мебели с изображением каких-либо сцен жизни людей в любые времена пользовалось особой популярностью среди резьбарей. Разнообразные виды резьбы доступны не только опытным мастерам, но и новичкам в этом виде искусства.
Картина выполненная художественной резьбой по деревуДостичь определенных результатов в этом деле можно не только благодаря таланту, но и постоянному обучению. Решив заняться данным видом искусства, необходимо изучить различные виды резьбы по дереву. Существует большое количество методов резьбы, позволяющих создавать резные изделия.
Особенно большое количество поклонников насчитывается у художественной резьбы по дереву «Татьянка». Этот стиль берет свое начало с конца ХХ века. Основателем данного метода был Шамиль Сасыков, который являлся мастером по художественной резьбе данным способом и знал все тонкости этого направления.
Содержание материала
Стиль резьбы по дереву «Татьянка»
Родившийся в 1990 году в результате творческого эксперимента стиль стал целой художественной системой. Обучение данному стилю прошли уже более 10 тыс. человек.
Деревянная резная тарелка выполненная резьбой ТатьянкаЕго особенность состоит в том, что производить обработку изделия с помощью специальных инструментов для резьбы можно только 1 раз. Резьба в стиле «Татьянка» основана на принципе единичной обработки, поэтому эта техника позволяет создавать различные декоративные элементы с применением специальных инструментов.
Если использовать другие методы рельефной резьбы, то выполнение форм займет больше времени, чем использование стиля «Татьянка» для резьбы по дереву.
Инструмент подбирается с учетом особенностей древесной породы, которая может быть мягкой или твердой. Приспособления для резьбы должны быть хорошо заточены. Поскольку стиль резьбы «Татьянка» является многослойным, то потребуется переходить от одного этапа к другому. Вырезав некачественно элементы первого слоя, следующие невозможно будет оформить красиво и правильно.
Кухонная доска выполненная в стиле ТатьянкаДля оптимизации выполнения работы потребуется тщательное изучение этапов художественной обработки дерева. Поэтапное воспроизведение каждой детали, а также их расположение на поверхности доски должно быть продумано. Из-за одного неверного движения восстановление неправильно срезанного элемента окажется невозможным.
Художественная обработка древесины в стиле резьбы «Татьянка» — это перспективный вид резьбы. Овладевший данным видом техники резьбы домашний мастер всегда будет иметь работу. Эти изделия пользуются популярностью у покупателей.
Другие виды резьбы для начинающих: плосковыемчатая, сквозная, скульптурная резьба и рельефная резьба. В отличие от перечисленных методов, популярный вид резьбы «Татьянка» требует сил и времени в меньшем количестве, чем другие методы. Эта техника отличается многослойностью и требует тщательной проработки верхних и нижних слоев.
Вернуться к оглавлениюМетоды работы с деревом
Художественная резьба по дереву, в зависимости от техники ее выполнения, предполагает использование соответствующих инструментов, которые предназначаются для определенного метода.
К примеру, для сквозной резьбы, которая должна иметь объемный вид, используются стамеска, лобзик или пила. Данный вид резьбы еще называется ажурным, он применяется для украшения домов. Объем придается изделию благодаря рельефной резьбе. Ее основное требование связано с выполнением рисунков на одном уровне с фоном или выше него.
Техника плоскорельефной резьбы предполагает подушечный и выбранный фон. В первом случае фон с рисунком должны находиться на одном уровне, второй способ требует расположения рисунка выше фона.
Поэтапное выполнение плоскорельефной резьбыСоздание скульптур из дерева с помощью бензопилы стало популярным на сегодняшний день. Скульптурную резьбу можно считать наиболее сложной из всех техник, но одновременно довольно интересной. Воплощение правильных пропорций в необработанное дерево способно превратить его в человека или животного. Обычно мастер переносит настроение, используя объемные детали и делая изображение более живым.
Перед тем, как переходить к более сложным работам, следует взять для тренировки простые эскизы для резьбы, пользуясь книгами по резьбе, в которых указаны обычные схемы и зарисовки с детальным описанием. Для начала вырезают фигурки незначительных размеров с учетом небольшой детализации. Грамотная художественная резьба по дереву требует постоянных тренировок, позволяющих усовершенствовать навыки создания резных изделий.
Плосковыемчатая обработка дерева может быть следующих видов:
- Геометрическая.
- Контурная резьба.
- Ногтевидная.
- Чернолаковая.
Для выполнения таких видов техники требуются: эскизы, нож, стамеска, дерево. Создание геометрического резного рисунка предполагает вырезание ромбов, шестиугольников, квадратов под разными углами. Выполнение углублений с помощью стамески под углом 90 °, а рядом под острым углом предполагает создание рисунка с помощью множества скобок на заготовке из дерева.
Создание рисунка с помощью треугольных или круглых желобков представляет собой технику контурной резьбы. Если перед работой поверхность покрывают лаком либо черной краской, а потом начинают вырезать рисунок, то он будет очень эффектно смотреться в готовом виде.
Вернуться к оглавлениюТребования к выполнению резьбы в стиле «Татьянка»
Шкатулки выполненные в стиле ТатьянкаХарактеристики рабочего места
Художественная обработка дерева осуществляется при постоянном соблюдении требований к рабочему месту. Резчику в стиле «Татьянка» необходима любая плоскость из дерева с ровной поверхностью: верстак, табуретка, стол или подоконник. Наилучшим образом подходят стол или верстак, поскольку они имеют тяжелый вес и деревянную столешницу.
Подходит и полированный стол, на который можно положить кусок фанеры либо чертежную доску 20×20 см и больше.
Освещение должно быть естественным или с широким спектром, поскольку весь процесс работы является кропотливым и требует повышенной аккуратности. Хорошо, если стол с лампой будет стоять возле окна. Свет не должен отсвечивать в глаза от доски. Поскольку сделанные карандашом эскизы будут стираться по мере выполнения работы («исчезающий рисунок»), в итоге должно остаться чистое дерево, которое не имеет цветовой контрастности. Неровный рельеф отбрасывает тени, которые становятся четко различимыми.
Подсыхающую в процессе работы учебную доску требуется периодически увлажнять, чтобы поддерживать ее в рабочем состоянии. Влажность должна составлять около 12-15%. Доску можно увлажнять заранее, промачивая торцы.
Рабочее место для резьбыДля каждой доски характерны свои параметры, поэтому сделать анализ результатов увлажнения можно только опытным путем, что позволит рассчитать периодичность увлажнения доски.
Материал для создания изделия
Древесина для резьбы должна иметь ровную и гладкую поверхность. На дереве не должно быть сучков и прочих изъянов. Если возникло желание использовать древесину с сучками, то любой из них можно обыграть в процессе работы. В дальнейшем можно развить композицию, если руководствоваться замыслом и техникой резьбы.
Наилучшим образом для целей создания интересной резьбы в стиле «Татьянка» подходит липа.
Такой материал не только с легкостью режется в любом направлении, но и подходит начинающим резчикам. При выборе доски необходимо обращать внимание на торец материала, где древесину выбирают однородную, плотную и не рыхлую.
Если доска близко от коры, то есть у края бревна, где размещение слоев по отношению к поверхности является пологим, плотную древесину можно использовать. Эта доска с легкостью может быть разрезана на 2 части. На любом участке древесины с однородной плотностью резьба может быть выполнена лучше.
Вариант с размещением слоев под углом к поверхности доски с образованием косослоя является не самым подходящим. Резать поверхность данного вида древесины можно только по направлению волокон. Если требуется обработка дерева в обратном направлении, то слои будут уходить вниз, как и стружка от стамески.
Выполнение плоскорельефной резьбыЭто обязательно приводит к появлению нечистых и занозистых срезов, и образованию сколов. Наличие каких-либо включений в древесине всегда будет осложнять процесс обработки дерева.
Если потребуется сделать перерыв между работой, не рекомендуется учебную доску укутывать в мокрую тряпку или держать ее в пакете. Это приведет к развитию различных бактерий, потемнению доски и образованию на ней плесени. Доски наилучшим образом сохраняются в помещениях, где нет отопления: бане, сарае, сенях, лоджии или балконе. Хранить учебные доски в холодильнике, ванной, подвале либо на солнце не рекомендуется.
Каким инструментом можно пользоваться
Чтобы четко организовать учебный процесс, можно воспользоваться специальным инструментом «Татьянка», который имеет параметры, рассчитанные для работы по пластичным древесным породам. Если пользоваться самодельными либо заводскими инструментами, то они являются малопригодными, поскольку имеют несовпадения по размеру и другим параметрам.
Если в процессе обучения резьбе в стиле «Татьянка» воспользоваться другими типами резцов по дереву, то это сильно осложнит обучение, на которое уйдет много времени, а сам характер работы изменится. Чтобы выполнить первые простые учебные орнаменты, потребуется обычный ученический набор, куда входят:
- Стамески №6, 17.
- Нож-косяк.
Стамески для этапа обучения лучше всего брать полукруглые (радиусные) среднего диаметра.
Набор стамесок и других инструментов для резьбы по деревуОни имеют профиль лезвия, который в поперечном сечении представляет часть круга. Если стамеску поставить торцом на доску, а затем провернуть ее вокруг оси, то лезвие должно прорезать древесину, замкнув окружность.
Стамески, которые были использованы, должны позволять делать глубокий срез, поэтому важно, чтобы эти инструменты были маневренными и хорошо подходили для обучения основным приемам работы инструментом. Нож-косяк является главным инструментом резчика. Такое название он получил по форме лезвия, которое имеет косой срез. Нож-косяк «Татьянка» имеет размер, подходящий для средней руки.
Ножа-косяк от пятки до ручки должен иметь такую длину лезвия, чтобы пятка не могла достать своим углом до руки 2 см. А от носка до ручки длину лезвия определяют расстоянием до пятки при угле в 45 °. Лезвие должно иметь ширину полотна, равную от 15 до 25 мм, а полотна — около 1,5 мм.
Виды резьбы по дереву. Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия]
Виды резьбы по дереву
Все многообразие резьбы по дереву можно разделить на 5 видов: плосковыемчатая (или углубленная), плоскорельефная, рельефная, прорезная (или ажурная) и скульптурная (или объемная). Основным критерием, по которому производят это деление, является расположение орнамента относительно поверхности изделия или фона, а также наличие самого фона (или его сквозная выборка). Каждая из этих групп, в свою очередь, делится на разновидности по рисунку и технике выполнения.
При изготовлении резных изделий из дерева обычно комбинируют несколько видов резьбы. Часто в работах сочетаются рельефная и плосковыемчатая, плоскорельефная и плосковыемчатая, рельефная и плоскорельефная виды резьбы и т. д. Нередко резьба получает название по месту ее использования: церковная, домовая, корабельная. И каждый из этих видов может, в свою очередь, включать в себя все ее разновидности: плоскорельефную домовую резьбу, объемную корабельную и т. п.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
фото и видео с примерами
История резьбы по дереву насчитывает не одно тысячелетие. Данное искусство тесно связано с историей и культурой общества, поэтому в каждой стране существуют собственные уникальные техники и стили резьбы. Это завораживающие своей красотой и богатством барокко, ампир, рококо, готика или самобытные приемы в русском и славянском стиле, а также относительно новые стили резьбы, например «Татьянка».
Резная шкатулка выполненная резьбой Татьянка Вернуться к оглавлениюСодержание материала
Резьба по дереву в стиле барокко
Барокко – вычурный, но при этом гармоничный в своей красоте и симметрии стиль искусства Западной Европы. Для него характерно богатство и пышность отделки, свойственной роскошным дворцовым интерьерам. Стиль возник в Италии в конце XVI века и отличался необычайным пространственным размахом, эмоциональностью, насыщенным цветом и сложностью резных орнаментов. Для резьбы в стиле барокко присущи округлые плавные линии, симметричность элементов и полное отсутствие прямых линий.
Интерьер в стиле барокко отличается богатством и массивностью. Для убранства помещений используется добротная мебель с изогнутыми ножками, дополнительно украшенными резьбой, а интерьер изобилует позолотой и скульптурными композициями.
Особенности резьбы
Характерные черты резьбы в стиле барокко следующие:
Пример резьбы в стиле барокко- отсутствие прямых линий и плоских элементов;
- использование преимущественно скульптурной резьбы и объемной рельефной резьбы;
- резьба может быть выполнена как в глухой, так и прорезной технике;
- изобилие причудливых растительных мотивов, различных свитков, завитков, мифологических сюжетов;
- использование элитных, в основном темных пород древесины.
Техника резьбы в стиле барокко
Для резьбы в стиле барокко используется массив древесины твердых пород – дуб, бук, орех, черное дерево. Резьба отличается сложностью и витиеватостью – это различные спирали, вогнутые и выпуклые элементы, вьющиеся стебли, гирлянды, раковины. Данный стиль изобилует растительными, зооморфными и фантазийными мотивами.
Для резьбы применяются самые разнообразные инструменты: резаки, стамески, ножи. Работа может производиться механизированным способом с помощью специализированных станков.
Для прорезной и накладной резьбы используется лобзик или ножовка. Для вырезания сложного рисунка используются стамески различного радиуса изгиба и ширины режущего полотна. В технике декорирования присутствует позолота, серебрение, различные вставки из камней, стекла, мозаики. Резная древесина после работы непременно лакируется, чтобы подчеркнуть блеск и великолепие резного декора.
Вернуться к оглавлениюСтиль рококо
Рококо, так же как и барокко относят к дворцовому искусству. Стиль рококо связывают с правлением Людовика XV. Хотя оба стиля насыщенны и декоративны, рококо является более изящным и сдержанным в сравнении с помпезным барокко.
Характерные особенности
Стиль рококо связан с понятием «рокайль», что в переводе означает раковина. Форма раковины как декоративного элемента из дерева типична для рококо, хотя это не единственная особенность орнамента для резьбы.
Пример резьбы по дереву в стиле рококоРезьба характеризуется изобилием растительных мотивов, извивающихся гирлянд, переплетенных с элементами в форме раковин и акантового листа. Стили барокко и рококо часто содержат в резьбе гротеск – причудливые фигурки людей и мифических существ. Для рококо это чаще всего изящные женские головки, переплетенные и слитые с растительными орнаментами.
Большое влияние на стиль рококо оказала китайская культура, благодаря активно развивающейся торговле. Из Китая в Европу завозилась резная мебель из разнообразных пород древесины. В резных предметах интерьера отсутствуют прямые линии и четкая симметрия. Углы закруглены, и все элементы плавно перетекают один в другой – это касается даже переходов от стены к потолку и углов стен.
Современный «рокайль»
На сегодняшний день резьба в стиле рококо применяется для декорирования мебели резными накладками , обрамления картин и зеркал.
Сложный скульптурный или рельефный орнамент чаще всего выполняется вручную различными инструментами с частичной механизацией процесса. Кроме резаков и стамесок, резьба в стиле рококо предполагает применение ножей и приспособлений разнообразной конфигурации.
Для работы используется цельный массив дерева, особенно в скульптурной резьбе, где наращивания допустимы только в самом крайнем случае. Нередко готовые изделия покрываются декоративными составами с имитацией под золото или другой металл – серебро, бронзу и прочее.
Вернуться к оглавлениюРезьба в русском и славянском стиле
Традиция декорировать свои дома резными элементами из дерева появилась на Руси еще с древнего язычества.
Кухня выполненная в русском стилеСовершенствование и развитие деревообработки всегда было неразрывно связано с развитием русского искусства. Русский стиль – это всегда богатая резьба и щедро украшенные предметы обихода и бытовой утвари. Истоком русской резьбы является быт древних славян.
Резьба в славянском стиле в основном имеет ярко выраженный культовый характер. В узорах и орнаментах можно увидеть символы солнца, божеств, знаки воды и земли.
Славянский и русский стили резьбы разнообразны в техническом и сюжетном исполнении. В каждом регионе есть свои предпочтения, традиции и секреты. В одних областях мастера из поколения в поколение совершенствуют скульптурную резьбу, в других глухую, а в следующих – прорезную.
Традиции и современные тенденции русского стиля резьбы
Как и встарь самыми популярными мотивами продолжают оставаться растительные узоры и геометрическая резьба. В дохристианском мире славянское жилище украшалось больше мифологическими мотивами, фантастическими фигурами зверей, людей, разнообразными обережными символами. Резьбой покрывали как фасад дома, так и внутреннее убранство. Резная древесина широко применялась в быту: посуда, ложки, ведра, прялки и прочее.
Как уже отмечалось, русский стиль имеет множество видов и техник резьбы. Отдельным подвидом является домовая резьба, в которой особенно часто используется прорезная техника резьбы своими руками.
Пример домовой резьбы по деревуФасад дома в русском стиле богато украшается резьбой – это резные наличники, фризы, скульптурные столбы и резные балясины, ветровые доски.
Виды резьбы
Среди основных техник резьбы по дереву в русской архитектуре можно выделить следующие виды:
- Плоская резьба. Один из самых древних видов резьбы, чаше всего в такой технике применяется геометрический орнамент для резьбы, разнообразные круги, ромбы, звезды, кресты.
- Рельефная резьба. Характеризуется высоким рельефом и причудливыми узорами преимущественно растительно-цветочной направленности. Также нередки изображения зверей, птиц и мифических существ.
- Скульптурная резьба. Берет начало из северных регионов и широко применяется в домовой резьбе. Скульптурными элементами украшались выступающие бревна дома, охлупень, столбы. Типичны резные элементы в виде объемных фигур зверей и птиц, например, коней, оленей, медведей, лебедей.
- Сквозная резьба. Очень популярная техника, благодаря своей относительной простоте и эффектному внешнему виду. Резные фасады, ажурные резные заборчики, наличники, двери — главные детали, определяющие русский и славянский стили.
Пример сквозной резьбы по дереву
Стиль «Татьянка»
Художественный стиль резьбы по дереву «Татьянка» — один из самых юных и при этом очень активно развивающихся. Существует он с 1991 года, основателем «Татьянки» является Сасыков Шамиль, который запатентовал данную технологию и назвал это направление резьбы в честь своей супруги.
Область использования резьбы «Татьянка» очень широка: от внушительных панно и скульптур до украшения шкатулок, рамок, посуды и многого другого. Для работы используются специальные инструменты-стамески. С их помощью создаются рельефные изображения растительных и природных мотивов.
Характерно, что технология не предполагает сильных физических нагрузок, а все элементы получаются уже в готовом виде и не требуют дополнительных доработок и трудоемкой выборки фона. Поэтому он доступен даже для детей подросткового возраста и женщин.
«Татьянка» — рельефная многослойная резьба по дереву, но при этом, если выполнять аналогичные орнаменты в рельефной технике уйдут многие часы, а «Татьянка» позволяет значительно сократить время. На сегодняшний день существует множество школ, обучающих резьбе «Татьянка». Считается, что такая техника доступна любому человеку, даже не имеющему опыта в резном деле.
Основная сложность при работе над резьбой в стиле «Татьянка» та, что нужно очень внимательно изучить рисунок или эскиз и четко соблюдать порядок резьбы. Так как данный вид резьбы многослойный, все «этажи» узора должны правильно располагаться и даже сильно срезанный слой может нарушить всю композицию. Древесина для резьбы используется разная как мягкая, так и твердая. Инструменты затачиваются в соответствии с используемым деревом. Резные изделия, выполненные в стиле «Татьянка» пользуются огромной популярностью. Они очень красивы, необычны и оригинальны.
Техника выполнения рельефной резьбы. Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия]
Техника выполнения рельефной резьбы
В рельефной резьбе изображение выпукло по отношению к фону и художественно обработано в пределах глубины фона. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. При этом изображение может быть и углублено по отношению к фону – такой рельеф называется вогнутым.
По трудоемкости рельефная резьба превосходит даже плоскорельефную с подобранным фоном, так как дополняет ее технику собственными требованиями и имеет более высокий рельеф (до 6–7 мм). Если в плоскорельефной резьбе заоваливался только контур орнамента, а поверхность его оставалась плоской, то в рельефной округлость придается всем элементам орнамента, причем отдельные элементы узора после моделировки возвышаются над фоном на разную высоту.
Лучший материал для рельефной резьбы – древесина твердых лиственных пород: береза, бук, дуб, орех. Работать на такой древесине сложнее, но качество резьбы получается выше.
Для выполнения рельефной резьбы надо хорошо владеть инструментом, иметь терпение и некоторую физическую силу, быть аккуратным в работе. Необходимо также видеть пропорции между составляющими частями, правильно воспринимать и передавать объем вещей, их размеры.
При выполнении сложного рельефного орнамента начинающему резчику целесообразно предварительно вылепить рельеф потенциального объекта из пластилина или глины. Лепка рельефа перед резьбой помогает точнее почувствовать форму и избежать ошибок во время резьбы, а имея перед глазами вылепленный образец, пусть даже меньшего размера, вы справитесь с работой намного лучше и быстрее.
Для начала изготовьте рисунок (шаблон) в натуральную величину, переведите на кальку, а с кальки через копировальную бумагу – на основу. Чтобы рисунок не стерся с заготовки во время работы, его можно покрыть тонким слоем прозрачного лака или обвести линии кисточкой, смоченной в клеевой воде.
Для работы вам понадобятся все основные инструменты резчика: ножи, стамески, клюкарзы и царазики. Не забывайте и о киянке.
Надрез (рис. 33, а) производят при вертикальном положении резца точно по контуру рисунка. Для надрезания прямых линий применяют косячок, для надрезания криволинейных – полукруглую стамеску соответствующего сечения. При надрезании инструмент слегка наклоняют в сторону рисунка.
Надрезать орнамент можно постепенно, в 2–3 приема. Если в орнаменте есть пересекающиеся или находящие друг на друга линии, то верхнюю из них прорезают раньше и на меньшую глубину, а нижние – во вторую очередь и на большую глубину. Контуры орнамента, соприкасающиеся с фоном, надрезают глубже, чем те, которые соприкасаются между собой.
Подрезку контура (рис. 33, б) делают отлогими средними или круглыми стамесками. Стамеску держат под углом примерно 45° к поверхности и нажимают на конец ручки ладонью. Глубина подрезки должна быть везде одинаковой.
При относительно большой глубине фона или высокой твердости древесины глубина надреза и подрезки с одного раза может получиться недостаточной. В таких случаях эти операции повторяют. Первый надрез производят с легким нажимом на стамеску, следя за тем, чтобы он проходил точно по линиям рисунка и линии надреза были чистыми и плавными.
При выполнении горельефной резьбы с крупным орнаментом контур обрубают полукруглыми стамесками с помощью киянки. Лезвие ставят на расстоянии 2–3 мм от линии контура с небольшим наклоном в сторону рисунка и, ударяя киянкой по ручке стамески, обрубают контур. Главное в этой работе – точно рассчитать силу удара, чтобы равномерно вырубать слои древесины на нужную глубину.
Рис. 33. Последовательность выполнения рельефной резьбы (стрелками показано направление движения резца): а – надрез по контуру; б – подрезка к основанию надреза; в – выборка фона начерно; г – заоваливание; д – зачистка фона.
Выборку фона начерно (рис. 33, в) начинают с самых больших участков фона. Резание производят отлогими широкими стамесками или такими же клюкарзами в разные стороны в зависимости от направления волокон древесины. Стамеску держат двумя руками, наклонив ее к плоскости фона. После выборки глубина фона должна получиться одинаковой. Уместным здесь будет и применение ручного фрезера с установкой площадки необходимой высоты.
После первой подборки фона приступают к разработке деталей орнамента. Здесь понадобятся косяки с узким полотном и острым углом скоса, полукруглые стамески различной ширины и профиля, уголки, царазики. Высокий орнамент режьте сначала начерно, приближаясь к требуемой глубине до 3–5 мм. Затем стамеской необходимого профиля и ширины снимайте начисто, одним срезом создавая форму и окончательную поверхность.
Выявление форм рельефа включает в себя заоваливание выпуклых элементов (рис. 33, г). Сначала с помощью косячка или отлогой стамески снимают основную фаску под углом 45°, затем верхнюю фаску и наконец нижнюю. То есть фаски снимают сначала с деталей, расположенных внутри орнамента, затем с тех, которые граничат с фоном. Так же закругляют и другие формы рельефа. При заоваливании контуров необходимо правильно выявить форму выпуклого элемента – он не должен иметь резких очертаний.
Зачистку фона начисто (рис. 33, д) начинают с самых больших участков фона, располагая их почти горизонтально. Прямыми широкими стамесками работают вдоль, поперек и под углом к волокнам. Широкой стамеской зачищают фон везде, где это возможно. В углах работают уголками лезвия, стараясь не задеть орнамент. В узких местах фон зачищают узкой стамеской. Края фона зачищают движением к центру заготовки.
Схема выполнения узора в технике рельефной резьбы представлена на рис. 34.
Рис. 34. Выполнение рельефной резьбы: а – надрез; б – подрезка; в – выборка и зачистка фона и вертикального края контура; г – заоваливание контура.
Выполняя изделие в технике рельефной резьбы, решите для себя вопрос о том, есть ли необходимость в проработке фона или рельефа шкуркой, циклей. Нередко резные детали оставляют со следами резца. При таком способе работа получается более контрастной и «живой». Зритель лучше чувствует особенности дерева как материала, видит, каким инструментом работал художник, может оценить его мастерство.
Если есть необходимость сильнее подчеркнуть края деталей, сделайте еще раз надрезку и подрезку контура уже по опущенному фону. Сам фон оставьте гладким или со следами стамески, одинаковыми по всей поверхности. В другом случае фон покрывают «сеткой» с помощью пуансона-чекана.
Если срезы по контуру рельефа обрезать перпендикулярно фону и не заоваливать, получится эффект, будто весь рельеф как бы поднят над фоном. Так нередко делают профессиональные резчики.
Если фон гладкий, а толщина и площадь его позволяют, при желании и для большей убедительности можно вырезать на нем дополнительные детали орнамента, врезаясь в его глубину, но стараясь не прорезать, если нет необходимости, насквозь.
Орнамент может быть вырезан и способом контррельефа[6]. Такое дополнение сделает композицию более художественной, а значит, более выразительной. Оно демонстрирует широкие возможности рельефной резьбы, а также мастерство автора.
Есть и более простое решение при изготовлении барельефных и горельефных форм. Их можно собрать из частей, как конструктор. Элементы вырезают по отдельности и закрепляют клеем на отдельно подготовленном фоне.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Техника выполнения скульптурной (объемной) резьбы
Скульптурная резьба является, пожалуй, самым сложным видом художественной резьбы по дереву. Она сильно отличается от всех видов резьбы, о которых рассказывалось выше и которые можно рассматривать только с лицевой стороны. Объемная резьба покрывает изделие со всех сторон, так как не связана с плоскостью и рассчитана на свободное расположение в пространстве. Выполнение круглой скульптуры требует от резчика не только технических навыков и большого опыта, но и глубоких знаний композиции. Приступать к созданию объемных скульптур целесообразно только тогда, когда резчик отлично овладеет инструментами, всесторонне изучит особенности материала.
В народном искусстве и художественном ремесле в технике объемной резьбы выполняются архитектурные детали дома, всевозможная резная утварь и, конечно, вытесанная топором и вырезанная ножом игрушка. Скульптуры используются для украшения дачного участка и интерьера дома, в качестве сувениров. Скульптурная резьба задействуется при изготовлении масок, фигур животных, человека и мифических существ.
Мастера обычно работают на скамеечках высотой до 35 см за верстаками, высота которых не превышает 60 см, причем колени их, естественно, находятся выше сиденья скамеечки. При такой посадке мастер может прижимать чурку к колену или краю верстака, держать ее между колен, оставляя гораздо больше свободы и маневренности рукам.
Для объемной резьбы потребуются топор, тесло, набор полукруглых стамесок (7–8 видов) шириной 8–40 мм и специальный нож для отделки – так называемый богородский нож (рис. 35, а). Вкратце остановимся на основных приемах резьбы ножом.
Особой популярностью в XIX в. пользовалась богородская деревянная скульптура и игрушка, главным производящим центром которой являлось село Богородское Владимирской губернии, принадлежащее Троице-Сергиевской лавре. Начало богородской деревянной мелкой пластике положил игрушечный промысел, существовавший в Сергиевом Посаде, по предположению исследователей, уже в XVII в. Правда, материальных памятников того времени не сохранилось, но есть упоминание о них в литературе. Да и произведения XVIII в. говорят о том, что мастерство местных резчиков в это время было на достаточно высоком художественном уровне.
Лезвие ножа хорошо строгает в том случае, если нож выполняет поступательное движение по древесине и скользящее движение вдоль лезвия. Для этого лезвие ножа должно быть очень острым. Если движения ножом будут осуществляться перпендикулярно лезвию, то для этого потребуются большие усилия, древесина частично или полностью будет сминаться, а резной след не будет чистым.
На рис. 35, б, показан обычный, или классический, прием работы ножом по дереву. Ручку ножа захватывают ладонью и строгание ведут полным лезвием от себя. При этом нож слегка поворачивают ручкой вперед. Снятие стружки начинают пяткой лезвия, а заканчивают – кончиком, то есть нож двигают вдоль волокон древесины и одновременно продвигают вдоль лезвия.
Резчику следует использовать различные приемы строгания и обработки дерева. Вот несколько основных приемов работы ножом, которые используют при различных видах и вариантах резьбы.
Прием «от себя» (рис. 35, в) используется для снятия кромок и фасок, особенно в направлении, перпендикулярном волокнам древесины. Работать можно одной рукой, но при резьбе поперек волокон удобно придерживать и направлять лезвие пальцами другой руки, как и показано на рисунке.
Рис. 35. Приемы резьбы ножом: а – богородский нож; б – классический способ резки; в – резка от себя; г – срезание толстого слоя древесины; д – резка навстречу левой руке; е – резка лезвием, обращенным в сторону левой руки; ж – резка навстречу большому пальцу.
Прием, показанный на рис. 35, г, используется для снятия большой массы дерева вдоль его волокон. В этом случае нож можно захватывать одной или двумя руками с направлением кончика ножа почти к локтю правой руки. На руки при этом приеме следует надавливать грудью. В тех случаях, где маневренность в движении ножом ограничена (обработка внутренней поверхности изделий), рукоятку ножа захватывают обеими руками – свободной поверх рабочей. Здесь нажим на руки осуществляется корпусом.
На рис. 35, д – ж, показаны приемы резки навстречу левой руке, навстречу большому пальцу и резка, когда лезвие обращено в сторону левой руки.
Для скульптурной резьбы следует использовать древесину мягких пород: липу, осину, ольху, клен. Особенно хороша для этой цели липа, так как она очень пластична, однородна и податлива при резьбе. Реже применяют осину и ольху. Чтобы древесина осины стала мягче, ее запаривают на 2–3 часа, а затем выдерживают в течение суток в тени. После просушки торцы бруса, на которых появились трещины, опиливают. Древесина должна быть без изъянов (трещин, гнилых сучков и т. п.).
Для начала лучше выполнить несколько статичных фигурок, постепенно усложняя и увеличивая их размер. Прежде чем приступить к резьбе задуманной композиции, необходимо, как и при рельефной резьбе, вылепить ее модель из пластилина или глины соответствующего размера. Затем выбирают подходящий по размерам брусок, по возможности без дефектов – трещин, сучков, гнили, и закрепляют в горизонтальном или вертикальном положении так, чтобы к заготовке можно было подойти с любой стороны. Карандашом наносят основные контуры будущей скульптуры и грубо вырубают основные формы фигуры – делают так называемую «зарубку» (рис. 36, а, б). Обрубку грубых форм у заготовок небольших размеров осуществляют стамесками (прямыми, полукруглыми, отлогими, иногда уголками).
Далее крупной стамеской с шириной лезвия 30–40 мм (в зависимости от объема скульптуры) прорабатывают основные скульптурные формы (рис. 36, в). Более мелкие детали прорабатывают стамесками меньшего размера, после чего работают уже богородским ножом, большими и малыми рашпилями и рифлевками – отделывают поверхность скульптуры, как бы оглаживая ее, мягкими округлыми движениями состругивают тончайшую стружку (рис. 36, г). Скульптуру как бы «расписывают» мелким инструментом, покрывают ее поверхность неглубокими бороздами, передающими фактуру костюма человека, птичьих перьев, шкуры животного, конской гривы, разметавшихся трав под копытами, прожилок листьев.
Срезать древесину нужно осторожно, мелкими срезами, обрабатывая заготовку постепенно со всех сторон. Если в скульптуре должны быть сквозные отверстия, их прорезают в последнюю очередь, так как иначе легко ошибиться в распределении объемов. Очень твердую и сухую древесину во время работы периодически смачивают водой.
Отделка скульптуры заключается в шлифовании поверхности мелкой шкуркой. В некоторых скульптурах шлифовка не обязательна, резчик оставляет поверхности такими, какими они получаются в результате работы стамесками и ножом.
Готовую скульптуру некоторое время выдерживают в сухом месте. Если древесина до этого была влажной, то после высыхания на ней образуются трещины. Эти трещины заклеивают клиньями из той же породы древесины с учетом направления волокон.
Для первых упражнений не следует брать сложные в исполнении фигуры. Работая над скульптурой, надо, кроме выявления форм, объема, движения, всегда стремиться передать характер образа.
Рис. 36. Этапы изготовления резной скульптуры: а – закрепление и разметка заготовки; б – обрубка грубых форм; в – проработка деталей скульптуры; г – готовое изделие.
Освоив резьбу фигурок человека, можно приступить к резьбе изображений животных. Особое внимание нужно уделить выявлению силуэта, передаче форм и объемов, обработке поверхности. Необходимо, чтобы скульптура была пластичной во всех поворотах. При выполнении многофигурной композиции нужно сначала решить композицию в целом и только потом приступить к проработке отдельных фигур и предметов.
Очень интересно выглядят скульптурные изделия, выполненные из древесины с ярко выраженной текстурой (сосны, дуба, клена, ясеня). В данном случае материал будет «подсказывать», как лучше использовать природный рисунок дерева при выполнении объема и форм скульптуры. При создании скульптур из текстурной древесины надо стремиться подчеркнуть форму рисунком текстуры. Природный рисунок и цвет древесины обогащают образ и придают изделию особую выразительность. Композиция должна быть проста и лаконична, нет необходимости дополнять такое изделие орнаментом.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Резьба по дереву, мастер-классы, уроки резьбы
Мастер-классыИздревле люди строили заборы вокруг своих владений. И одним из первых материалов для их возведения являлась древесина. Именно рукотворное ограждение символизировало защиту дома и прилегающей территории. В современном мире отгораживание своего участка несколько утратило свое прямое предназначение, и является, скорее, декоративным элементом. Причем каждый владелец подыскивает тот материал, который будет больше всего гармонировать с основным […]
Мастер-классыЗдравствуйте, друзья. В сегодняшнем мастер-классе мы рассмотрим изготовление садовой скамьи из дерева своими руками. На стройке остается довольно большое количество обрезков, сегодня мы покажем вам как из них сделать полнофункциональную скамейку. Поскольку, мы на стройке используем профессиональное оборудование, то я им и воспользуюсь. Пусть это вас не смущает, вы вполне сможете использовать какие-то более дешевые […]
Мастер-классыКаждый из нас в детстве мечтал о скобочнике или деревянном ружье. Но к сожалению не у каждого был рукастый папа который сможет сделать такую игрушку. Сегодня благодаря доступности материалов и инструментов сделать такую самоделку не составит труда. Итак для изготовления ружья из дерева нам понадобится: Отрезок доски толщиной в 10-20мм Пару шурупов Льняное масло Металлические […]
СтатьиПри изготовлении мебели гвозди редко применяются для крепления деталей, а используются главным образом для вспомогательного крепления при выполнении различных технологических операций. Так, например гвоздями прибивают приклеиваемую деталь на время «схватывания» клея. Как самостоятельные соединения на гвоздях применяют только в обойных работах и при креплении листовых материалов (фанера, ДВП и др.). Гвоздевые соединения могут (чаще всего) […]
Уроки резьбыГлухая рельефная резьба — это резьба с непрорезным (глухим) фоном, высоким рельефным узором и почти не имеющая плоских участков поверхности, за исключением оставленных, разве что по утилитарным соображениям или по композиционному замыслу. И еще одно отличие от плоскорельефной резьбы — это разная высота резных элементов от уровня плоскости фона. Глухая рельефная резьба подразделяется на резьбу […]
ИнструментыСамое необходимое, без чего невозможно выполнить любую, даже простенькую резьбу, — резчицкий инструмент. Ассортимент резчицкого инструмента разнообразен. Потребность в нем определяется видом работы, ее сложностью и характером. В основном обходятся так называемым «набором резчика». Состав «набора резчика» включает в себя следующие инструменты: а) ножи-косяки, применяемые в основном для выполнения геометрической и контурной резьбы, а также для […]
Уроки резьбыСоединения глубоким шипом: — открытый шип, при котором ширина шипа равна ширине бруска, в котором он нарезан, а его глубина — меньше ширины другого бруска, в котором выдолблено гнездо, имеющее вид углового кармашка; — вполупотемок — при котором у предыдущего шипа от торца удалена часть, равная 1/2 его длины и 1/3 его ширины; гнездо же выдолблено […]
СтатьиКак понятно из названия — круглые в сечении отрезки ствола, очищенные от сучьев и часто от коры, отпиленные от корневой части с помощью поперечного деления (распила). Часть ствола, не обладающую сбежистостью, принято называть деловой древесиной. Деловая древесина делится в свою очередь на отрезки меньшей длины, называемые кряжами. Кряжи идут в распиловку на доски или для […]
Выпиливание лобзикомДаже на начальной стадии выпиливания не нужно пользоваться фанерой низкого качества. В противном случае в скором времени лицевая сторона фанеры начинает крошиться, а обратный слой отслаиваться. Но если уж фанера низкого качества куплена, постарайтесь, хотя бы повысить ее качество наклеить строганный шпон более ценной породы древесины. Для наклеивания шпона используется глютиновый клей и ПВА, а […]
СтатьиСоединения прямым, плоским, сквозным, одинарным, двойным или многократным (больше двух) шипом: — открытый шип, при котором ширина его равна ширине бруска, в котором он нарезан, а длина его равна ширине другого бруска, в котором выдолблено сквозное гнездо; — впотемок — при котором ширина его с внешней стороны меньше на 1/4 ширины бруска, в котором он нарезан, а […]
Навигация по записям
Страница 1 из 34В быту человека окружает большое количество предметов из дерева. Это было как во времена наших предков, так остается и по сей день. Человека всегда притягивает красота, ведь стремление к прекрасному заложено у него в генах. Именно дерево может дать человеку ту естественную красоту, которая существует в природе.
Художественная резьба по дереву была присуще человеку еще в далекой древности. Человек считал, что дерево является посредником между человеком и солнцем и являлось символом благополучия, здоровья, долголетия и счастья.
Изделия из дерева по сей день прочно вошли в нашу жизнь. Из дерева делается практически все, что необходимо для жизни человеку, начиная от детских игрушек, кончая целыми домами. Делая предметы из дерева, человек старался сделать его красивым, показывая ее природную красоту.
Художественная резьба по дереву является самым ранним украшением из древесины. Резьбой украшали посуду, ограды, дома, мебель, корабли и многое другое.
Резьба может выполняться по разной технике, например, прорезная или ажурная – использовалась при отделке посуды, мебели, домов; скульптурная резьба – при отделке кораблей, лестниц, а также деревянных игрушек и сувениров.
В нынешнее время данный вид искусства находит свое применение в украшениях дач, беседок, изготовлениях деревянных утварей для дома и кухни – салфетницы, конфетницы, кухонные наборы, хлебницы, подсвечники, шкатулки скамейки и многое другое, служащее украшением любой квартиры или дачи.
Посетив этот сайт, вы многое узнаете о дереве, об инструментах для работы с ним, о том, как с их помощью своими руками сделать необходимые вам вещи, например, подставку для цветов, тарелки, вилки, ложки, разделочную доску, скамью. И что самое главное, не просто сделать, а украсить резным узором.
Наверняка в вашей квартире найдется много предметов из дерева, которые преобразятся в ваших руках, благодаря вашему мастерству. У нас рассмотрены наиболее доступные способы и приемы обработки дерева, исходя из чего, резьба по дереву для начинающих станет любимым и увлекательным занятием.
Вы узнаете, что это такое, применив на практике знания и умения, почерпнутые из этого сайта, в котором отражен опыт людей, любящих и умеющих работать с деревом — бесценным материалом, подаренным нам самой ПРИРОДОЙ.
Приложение. Образцы графики для резьбы по дереву
Приложение. Образцы графики для резьбы по дереву
Рис. 38. Панно в стиле плосковыемчатой резьбы.
Рис. 39. Панно в стиле плоскорельефной резьбы
Рис. 40. Панно в стиле плоскорельефной резьбы
Рис. 41. Панно в стиле плоскорельефной резьбы
Рис. 42. Растительные орнаменты для плоскорельефной резьбы
Рис. 43. Резные подносы
Рис. 44. Резные ложки в стиле «татьянка»
Рис. 45. Резные доски в стиле «татьянка»
Рис. 46. Резные панно в стиле «татьянка»
Рис. 47. Ножи для бумаги, кашпо, бра
Рис. 48. Орнаменты для резных брошей и заколок для волос
Рис. 49. Шахматные фигурки, гребни, заколка для волос
Рис. 50. Резная бижутерия
Рис. 51. Декоративные резные вставки для мебели
Рис. 52. Декоративные резные вставки и дверь с резными филенками
Рис. 53. Домовая резьба (фронтоны)
Рис. 54. Домовая резьба (причелины и полотенца)
Рис. 55. Домовая резьба (наличники)
Рис. 56. Навершия резных столбов или жезлов
Поделитесь на страничкеСледующая глава >