ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ
Здравствуйте. Опять эту статью решено посвятить автолюбителям. Сегодня подлежит к рассмотрению громкоговоритель для авто. Наверное все прекрасно знают, о чем пойдет речь. Милиция при нарушении кричит за машиной номера, чтобы водитель понял и остановился, но конечно кричит при помощи устройства под названием громкоговоритель. Именно его мы сегодня приготовим своими руками. Устройство собрано из доступных деталей и имеет очень простую конструкцию, собственно как и все статьи на сайте радиосхемы. Итак, о самом устройстве. Усилитель мощности, динамическая головка и микрофон без предварительного усилителя, вот и вся конструкция самого громкоговорителя. Микрофон электретный, применен от китайского магнитофона, динамическая головка от колонок С-30 (25 ГД), усилитель мощности собран на интегральной микросxеме TDA2003 включенной по мостовому варианту. Таким образом удалось получить выxодную мощность порядка 20 ватт. Вот xарактеристики используемого УМЗЧ:
Ток потребления при максимальной выходной мощности – 4 А
Максимальная выходная мощность – 20 Вт
Диапазон частот — 40–40000 Гц
Сопротивление нагрузки – 4 Ом
Входное напряжение – 50 мВ.
Почему был выбран именно этот вариант усилителя? Просто у него очень большая чувствительность и приличная мощность, плюс к этому ничтожная цена — всего 1 доллар за штуку. Усилители нужно ставить на теплоотвод во избежание от перегрева. У меня на плате собраны сразу два усилителя, поскольку требовалось наличие более громкого звука, соответственно использовал и две динамические головки. Итак, после сборки усилителя мощности берем электретный микрофон. Внимательно смотрим на его контакты — один из контактов линиями подключен к корпусу, этот контакт нужно подключить к минусу общего питания. К выxоду микрофона подключен конденсатор 0,1 микрофарад и резистор 10 килоом, второй конец резистора нужно подключить к плюсу общего питания, а конденсатор подключен к вxоду усилителя мощности.
Подробно смотрите сxему. Готовый микрофон нужно установить в маленьком пластмассовом корпусе и поставить вместе с усилителем мощности вблизи к водителю. Нужно на плюс микрофона поставить кнопку и общий выключатель по питанию. Усилитель желательно поставить в корпус от автомобильного магнитофона, но можно использовать практически любой подxодящий.
Динамическая головка — громкоговоритель поставлена в цилиндрический корпус и закреплена в удобном месте под капотом. При нажатии кнопки можно говорить, а ваш голос будет издаваться из динамической головки и будет слышен всем. В моём варианте конструкция громкоговорителя собрана в пластмассовой трубе. В обе стороны трубы поставлены динамические головки. Можно дополнить устройство оригинальным сигналом и вашу машину не отличить от милицейской. Использование подобного устройства не законно, не забывайте об этом! Автор — АКА.
Форум по громкоговорителямОбсудить статью ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ
Устройство динамика (громкоговорителя).
Устройство, обозначение и основные параметры электродинамического громкоговорителя
Для начала расставим все точки над «i» и разберёмся в терминологии.
Электродинамический громкоговоритель, динамический громкоговоритель, динамик, динамическая головка прямого излучения – это разнообразные названия одного и того же прибора служащего для преобразования электрических колебаний звуковой частоты в колебания воздуха, которые и воспринимаются нами как звук.
Звуковые динамики или по-другому динамические головки прямого излучения вы не раз видели. Они активно применяются в бытовой электронике. Именно громкоговоритель преобразует электрический сигнал на выходе усилителя звуковой частоты в слышимый звук.
Стоит отметить, что КПД (коэффициент полезного действия) звукового динамика очень низкий и составляет около 2 – 3%. Это, конечно, огромный минус, но до сих пор ничего лучше не придумали. Хотя стоит отметить, что кроме электродинамического громкоговорителя существуют и другие приборы для преобразования электрических колебаний звуковой частоты в акустические колебания. Это, например, громкоговорители электростатического, пьезоэлектрического, электромагнитного типа, но широкое распространение и применение в электронике получили громкоговорители электродинамического типа.
Как устроен динамик?
Чтобы понять, как работает электродинамический громкоговоритель, обратимся к рисунку.
Динамик состоит из магнитной системы – она расположена с тыльной стороны. В её состав входит кольцевой магнит. Он изготавливается из специальных магнитных сплавов или же магнитной керамики. Магнитная керамика – это особым образом спрессованные и «спечённые» порошки, в составе которых присутствуют ферромагнитные вещества – ферриты. Также в магнитную систему входят стальные фланцы и стальной цилиндр, который называют керном. Фланцы, керн и кольцевой магнит формируют магнитную цепь.
Между керном и стальным фланцем имеется зазор, в котором образуется магнитное поле. В зазор, который очень мал, помещается катушка. Катушка представляет собой жёсткий цилиндрический каркас, на который намотан тонкий медный провод. Эту катушку ещё называют звуковой катушкой. Каркас звуковой катушки соединяется с диффузором – он то и «толкает» воздух, создавая сжатия и разряжения окружающего воздуха – акустические волны.
Диффузор может выполняться из разных материалов, но чаще его делают из спрессованной или отлитой бумажной массы. Технологии не стоят на месте и в ходу можно встретить диффузоры из пластмассы, бумаги с металлизированным покрытием и других материалов.
Чтобы звуковая катушка не задевала за стенки керна и фланец постоянного магнита её устанавливают точно в середине магнитного зазора с помощью центрирующей шайбы. Центрирующая шайба гофрирована. Именно благодаря этому звуковая катушка может свободно двигаться в зазоре и при этом не касаться стенок керна.
Диффузор укреплён на металлическом корпусе –
Тонкие провода от звуковой катушки выводятся на внешнюю сторону диффузора и крепятся заклёпками. А с внутренней стороны диффузора к заклёпкам крепится многожильный медный провод. Далее эти многожильные проводники припаиваются к лепесткам, которые закреплены на изолированной от металлического корпуса пластинке. За счёт контактных лепестков, к которым припаяны многожильные выводы звуковой катушки, динамик подключается к схеме.
Как работает динамик?
Если пропустить через звуковую катушку динамика переменный электрический ток, то магнитное поле катушки будет взаимодействовать с постоянным магнитным полем магнитной системы динамика. Это заставит звуковую катушку либо втягиваться внутрь зазора при одном направлении тока в катушке, либо выталкиваться из него при другом. Механические колебания звуковой катушки передаются диффузору, который начинает колебаться в такт с частотой переменного тока, создавая при этом акустические волны.
Обозначение динамика на схеме.
Условное графическое обозначение динамика имеет следующий вид.
Рядом с обозначением пишутся буквы B или BA, а далее порядковый номер динамика в принципиальной схеме (1, 2, 3 и т.д.). Условное изображение динамика на схеме очень точно передаёт реальную конструкцию электродинамического громкоговорителя.
Основные параметры звукового динамика.
Основные параметры звукового динамика, на которые следует обращать внимание:
Номинальное электрическое сопротивление (Ом). Медный провод звуковой катушки обладает активным сопротивлением. Активное сопротивление – это сопротивление провода при постоянном токе. Его можно легко измерить с помощью цифрового мультиметра в режиме омметра. Читайте измерение сопротивления цифровым мультиметром.
Но кроме активного сопротивления звуковая катушка обладает ещё и реактивным сопротивлением. Реактивное сопротивление образуется потому, что звуковая катушка, это, по сути, обычная катушка индуктивности и её индуктивность оказывает сопротивление переменному току. Реактивное сопротивление зависит от частоты переменного тока.
Активное и реактивное сопротивление звуковой катушки образует полное сопротивление звуковой катушки. Оно обозначается буквой Z (так называемый, импеданс). Получается, что активное сопротивление катушки не меняется, а реактивное сопротивление меняется в зависимости от частоты тока. Чтобы внести порядок реактивное сопротивление звуковой катушки динамика измеряют на фиксированной частоте 1000 Гц и прибавляют к этой величине активное сопротивление катушки.
В итоге получается параметр, который и называется номинальное (или полное) электрическое сопротивление звуковой катушки. Для большинства динамических головок эта величина составляет 2, 4, 6, 8 Ом. Также встречаются динамики с полным сопротивлением 16 Ом. На корпусе импортных динамиков, как правило, указывается эта величина, например, вот так – 8Ω или 8 Ohm.Стоит отметить тот факт, что полное сопротивление катушки где-то на 10 – 20% больше активного. Поэтому определить его можно достаточно просто. Нужно всего лишь измерить активное сопротивление звуковой катушки омметром и увеличить полученную величину на 10 – 20%. В большинстве случаев можно вообще учитывать только чисто активное сопротивление.
Номинальное электрическое сопротивление звуковой катушки является одним из важных параметров, так как его необходимо учитывать при согласовании усилителя и нагрузки (динамика).
Диапазон частот – это полоса звуковых частот, которые способен воспроизвести динамик. Измеряется в герцах (Гц). Напомним, что человеческое ухо воспринимает частоты в диапазоне 20 Гц – 20 кГц. И, это только очень хорошее ухо :).
Никакой динамик не способен точно воспроизвести весь слышимый частотный диапазон. Качество звуковоспроизведения будет всё-равно отличаться от того, что требуется.
Поэтому слышимый диапазон звуковых частот условно разделили на 3 части: низкочастотную (НЧ), среднечастотную (СЧ) и высокочастотную (ВЧ). Так, например, НЧ-динамики лучше всего воспроизводят низкие частоты – басы, а высокочастотные – «писк» и «звон» – их поэтому и называют пищалками. Также, есть и широкополосные динамики. Они воспроизводят практически весь звуковой диапазон, но качество воспроизведения у них среднее. Выигрываем в одном – перекрываем весь диапазон частот, проигрываем в другом – в качестве. Поэтому широкополосные динамики встраивают в радиоприёмники, телевизоры и прочие устройства, где порой не требуется получить высококачественный звук, а нужна лишь чёткая передача голоса и речи.
Для качественного воспроизведения звука НЧ, СЧ и ВЧ-динамики объединяются в едином корпусе, снабжаются частотными фильтрами. Это акустические системы. Так как каждый из динамиков воспроизводит только свою часть звукового диапазона, то суммарная работа всех динамиков значительно увеличивает качество звука.
Как правило, низкочастотные динамики рассчитаны на воспроизведение частот от 25 Гц до 5000 Гц. НЧ-динамики обычно имеют диффузор большого диаметра и массивную магнитную систему.
Динамики СЧ рассчитаны на воспроизведение полосы частот от 200 Гц до 7000 Гц. Габариты их чуть меньше НЧ-динамиков (зависит от мощности).
Высокочастотные динамики прекрасно воспроизводят частоты от 2000 Гц до 20000 Гц и выше, вплоть до 25 кГц. Диаметр диффузора у таких динамиков, как правило, небольшой, хотя магнитная система может быть достаточно габаритная.
Номинальная мощность (Вт) – это электрическая мощность тока звуковой частоты, которую можно подвести к динамику без угрозы его порчи или повреждения. Измеряется в ваттах (Вт) и милливаттах (мВт). Напомним, что 1 Вт = 1000 мВт. Подробнее о сокращённой записи числовых величин можно прочесть здесь.
Величина мощности, на которую рассчитан конкретный динамик, может быть указана на его корпусе. Например, вот так – 1W (1 Вт).
Это значит, что такой динамик можно легко использовать совместно с усилителем, выходная мощность которого не превышает 0,5 – 1 Вт. Конечно, лучше выбирать динамик с некоторым запасом по мощности. На фото также видно, что указано номинальное электрическое сопротивление – 4Ω (4 Ом).
Если подать на динамик мощность большую той, на которую он рассчитан, то он будет работать с перегрузкой, начнёт «хрипеть», искажать звук и вскоре выйдет из строя.
Вспомним, что КПД динамика составляет около 2 – 3%. А это значит, что если к динамику подвести электрическую мощность в 10 Вт, то в звуковые волны он преобразует лишь 0,2 – 0,3 Вт. Довольно немного, правда? Но, человеческое ухо устроено весьма изощрённо, и способно услышать звук, если излучатель воспроизводит акустическую мощность около 1 – 3 мВт на расстоянии от него в несколько метров. При этом к излучателю – в данном случае динамику – нужно подвести электрическую мощность в 50 – 100 мВт. Поэтому, не всё так плохо и для комфортного озвучивания небольшой комнаты вполне достаточно подвести к динамику 1 – 3 Вт электрической мощности.
Это всего лишь три основных параметра динамика. Кроме них ещё есть такие, как уровень чувствительности, частота резонанса, амплитудно-частотная характеристика (АЧХ), добротность и др.
Порой на практике приходится соединять несколько динамиков или акустических систем. А что нужно знать при этом? Подробности в статье – Как соединять динамики?
Главная » Радиоэлектроника для начинающих » Текущая страница
Также Вам будет интересно узнать:
Динамические громкоговорители в схемах на микроконтроллере
Речь пойдёт о стандартных громкоговорителях, которые устанавливаются в радиоприёмниках, телевизорах, акустических системах. Их основная функция заключается в качественном воспроизведении аналогового звука. В конструкциях, содержащих MK, в основном используется «цифровой» звук. Это означает, что прямоугольные импульсные сигналы, формируемые MK, подаются на вход громкоговорителя через усилитель или согласующий каскад. О музыкальном качестве звучания здесь вопрос не ставится. Главное — это узнаваемость мелодии или звукового сигнала, а также его достаточная громкость.
Номинальная мощность громкоговорителей общего применения составляет 0.25…30 Вт. Сопротивление звуковой катушки унифицировано согласно следующему ряду: 4; 8; 16; 32; 64; 100; 150 Ом. Имеется разделение по диапазонам частот:
63.. .5000 Гц (НЧ), 3…20 кГц (ВЧ), 63…12500 Гц (НЧ, СЧ, ВЧ).
При непосредственном подключении динамических громкоговорителей к MK приходится ограничивать выходной ток (Рис. 2.54, а, б). На практике для генерации «цифрового» звука чаще применяют транзисторные ключи, собранные по однотактной (Рис. 2.55, а…ф) или двухтактной (Рис. 2.56, а…з) схемам.
Рис. 2.54. Схемы непосредственного подключения динамических громкоговорителей к MK:
а) прямое подключение динамика BA1 к запараллеленным линиям MK, на которых должны синхронно выставляться ВЫСОКИЕ/НИЗКИЕ уровни. Резистор R1 ограничивает ток. Разделительный конденсатор C1 позволяет не заботиться об остаточном уровне на выходе MK (НИЗКИЙ или ВЫСОКИЙ) в перерывах звука в программе. Тумблер S1 аппаратно отключает звук;
б) динамик BA1 обязательно должен быть высокоомным. При выключении звука на выходе MK необходимо выставлять ВЫСОКИЙ уровень, чтобы через катушку BA1 не протекал ток.
Рис. 2.55. Схемы подключения динамических громкоговорителей к MK по однотактной схеме (начало):
а) громкоговоритель BA1 работает в режиме подмагничивания с постоянной составляющей, но это допускается, если звук генерируется кратковременно. В режиме длительного «молчания» надо формировать НИЗКИЙ, а не ВЫСОКИЙ уровень на выходе MK, чтобы транзистор VT1 был закрыт. Переменный резистор &2должен быть мощным одно или двух ваттным, чтобы не выгорал резистивный слой при установке движка резистора ближе к верхнему по схеме выводу;
б) элементы корректирующей ЛС-цепочки выполняют две функции: резистор R1 ограничивает постоянный ток через громкоговоритель BA1, а конденсатор C1 увеличивает громкость звучания, поскольку имеет низкое сопротивление на высоких частотах; О
в) аналогично Рис. 2.55, а, но с разнесением громкоговорителя BA1 и регулятора громкости R2 в коллектор и эмиттер транзистора VT1. Диод VD1 уменьшает выбросы напряжения, возникающие при большой индуктивности громкоговорителя BA1;
г) вывод речевых сигналов с MK через канал ШИМ. Фильтрация гармоник производится непосредственно в громкоговорителе BA1\
д) транзистор VT1 работает в режиме эмиттерного повторителя. Максимальный размах сигнала на громкоговорителе BA1 уменьшается с 5 до 4.3 В. В паузах звука на выходе MK надо устанавливать НИЗКИЙ уровень;
е)разделительный конденсатор С/ защищает громкоговоритель BA1 от повреждения при случайном выставлении постоянно ВЫСОКОГО уровня на выходе MK;
ж) конденсатор C1 устраняет постоянную составляющую тока, протекающего через громкоговоритель BA1. В паузах звука на выходе MK следует устанавливать ВЫСОКИЙ уровень;
з) эмиттерный повторитель на транзисторе VT1 структуры р—п—р. В паузах звука на выходе MK надо устанавливать ВЫСОКИЙ уровень;
и) эмиттерный повторитель на транзисторе VT1 с конденсаторной развязкой. В паузах звука на выходе MK может устанавливаться любой уровень; О
О Рис. 2.55. Схемы подключения динамических громкоговорителей к MK по однотактной схеме (продолжение):
к) аналогично Рис. 2.55, а, но на транзисторе VT1 структуры р—п—р. Необязательный резистор R1 закрывает транзистор во время рестарта MK. В паузах звука на выходе MK необходимо устанавливать ВЫСОКИЙ уровень, чтобы через динамик BA1 не протекал постоянный ток;
л) ключ на полевом транзисторе VT1 (замена IR1ML2803) имеет более низкое сопротивление в открытом состоянии, чем аналогичный ключ на биполярном транзисторе. Резистор R2 не даёт «висеть в воздухе» затвору транзистора VT1 в момент рестарта MK. Диод VD1 ставят не столько для защиты транзистора K77, сколько для снижения импульсных помех, генерируемых в цепь питания +5…+12 В;
м) транзисторы K77, VT2 соединены по схеме Дарлингтона, что обеспечивает большой коэффициент усиления. Конденсатор C1 устраняет самовозбуждение каскада. Его можно заменить резистором, имеющим сопротивление 47 кОм. Вместо резистора R2 допускается короткозамкнутая перемычка. В паузах звука на выходе MK надо устанавливать НИЗКИЙ уровень;
н) ключ на транзисторах разной структуры. Диод VD1 защищает транзистор VT1 от выбросов отрицательного напряжения;
о) аналогично Рис. 2.55, м, но на транзисторах структуры р—п—р. В паузах звука на выходе MK надо устанавливать ВЫСОКИЙ уровень;
п) с верхнего выхода MK через транзистор VT1 генерируется звуковой сигнал, а с нижнего выхода MK через транзистор VT2 можно увеличивать/уменьшать громкость; О
p) громкоговорители BA /, BA2 разнесены в пространстве. Резистором R3 регулируется ширина стереобазы. Сигналы с выходов МК должны иметь разные музыкальные партии или одинаковые, но с разной частотой, фазой, сдвигом во времени, иначе не возникнет стереоэффект;
с) имитация тембра аккордеонного звучания при помощи суммирования двух звуковых сигналов, отличающихся по частоте ровно на одну октаву. В перерывах звука оба выхода МК долы иметь ВЫСОКИЙ уровень, чтобы транзистор VT1 был надёжно закрыт;
т)двух транзисторный ключ позволяет повысить напряжение питания до +12 В и более. Двух ваттным переменным резистором R4 регулируется громкость. Длительность звучания должна быть кратковременной, чтобы катушка громкоговорителя BA1 не успела намагнититься;
у) звуковой сигнал генерируется с выхода MK через транзистор VT2. Резистором RJ регулируется громкость путём изменения сопротивления «коллектор — эмиттер» транзистора VT1\ ф) мощный автомобильный УНЧ. Дроссель L1 снижает нагрузку по току на динамик BA1.
Рис. 2.56. Схемы подключения динамических громкоговорителей к МК по двухтактной схеме
(начало):
а) двухтактный каскад образован двумя ключами на транзисторах VT1, К72разной проводимости. Разделительный конденсатор С2должен иметь достаточно большую ёмкость для воспроизведения низких частот. При переходе сигнала с НИЗКОГО в ВЫСОКИЙ уровень и наоборот на короткий момент времени оба транзистора оказываются открытыми. Однако, из-за наличия накопительного конденсатора C1 и батарейного питания, сквозные токи не опасны, хотя и могут создавать помехи нормальной работе MK и других узлов;
б) схема Д.Лансфорда. Для устранения сквозных токов применяют раздельное управление транзисторами P77, Г72от двух линий МК . Логика работы следующая: закрыть оба транзистора, открыть транзистор K77, выждать время, равное полпериоду звуковой частоты, закрыть транзистор VT1, сделать защитную паузу длительностью 1…5% от периода, открыть транзистор VT2, выждать время в полпериода звуковой частоты и т.д. Конденсатор С/ и громкоговоритель BA1 можно поменять местами. Необходимо следить, чтобы в программе MK на обоих выходах не выставлялись одновременно одинаковые уровни;
в)двухтактный эмиттерный повторитель на транзисторах VT1, VT2 обеспечивает хорошее согласование выхода MK с низким сопротивлением звуковой катушки громкоговорителя BA1. Размах амплитуды выходного сигнала на 1.3…1.4 В меньше, чем напряжение питания. При высоком сопротивлении громкоговорителя BA1 можно применить маломощные транзисторы, например, VT1 — KT315, VT2-KT361;
г) аналогично Рис. 2.56, б, но с двумя конденсаторами C7, C2, которые подключаются последовательно друг с другом, но параллельно источнику питания, что дополнительно снижает сетевые пульсации. Подобный приём применяется в схемотехнике аналоговых бестрансформорных УНЧ. Ёмкости конденсаторов должны быть по-возможности одинаковыми и в 2 раза большими, чем для обычной схемы с одним конденсатором; О
О Рис. 2.56. Схемы подключения динамических громкоговорителей к MK по двухтактной схеме (окончание):
д) мостовой усилитель на транзисторах VT1…VT4 можно рассматривать как два отдельных двухтактных каскада, работающих в противофазе. В первом полупериоде открываются транзисторы VT1, VT4, во втором — VT2, VT3. Для устранения сквозных токов в программе МК должны быть предусмотрены защитные паузы, чтобы не открывались одновременно транзисторы VT1 и VT2, VT3 и VT4. При отладке устройства рекомендуется применять источник питания с защитой по току на случай ошибок в программе;
е) двухтактный усилитель с резистивными делителями R1, R3 и R2, R4. Разделительный конденсатор C1 определяет завал АЧХ на низких частотах. Он должен иметь достаточно большую ёмкость для качественного воспроизведения широкополосных сигналов;
ж) многоканальное полифоническое звучание. Двухкаскадный УНЧ на трёх транзисторах VT1…VT3 обеспечивает низкие искажения за счёт обратной связи через резистор R3, которым выставляется напряжение на эмиттерах транзисторов VT2, VT3 близким к половине питания. Резисторы R …R n можно использовать одинаковые (смеситель цифровых сигналов) или разные (ЦАП на матрице «2R»). В последнем случае следует зашунтировать резистор R1 конденсатором ёмкостью 0.01…0.47 МК Ф;
з) применение полевых транзисторов VT1, ГТ2увеличивает размах выходного сигнала практически до напряжения питания. Резистор Я2устраняет возможные щелчки в громкоговорителе BA1 при рестарте MK, в некритичных случаях может отсутствовать.
Источник: Рюмик, С. М., 1000 и одна микроконтроллерная схема. Вып. 2 / С. М. Рюмик. — М.:ЛР Додэка-ХХ1, 2011. — 400 с.: ил. + CD. — (Серия «Программируемые системы»).
Громкоговоритель
Сегодня мы рассмотрим необычную тему — установка громкоговорителя на автомобиль.
Сборка
В данной схеме нам понадобится пара ИС в типовом включении — КР548Уh2 в роли микpофонного усилка, он устанавливается в тангенте, микросхема TDA2004 или TDA2005 будет на мостовом включении в роли оконечного усилка, ставится в самом коpпусе сиpены, вместо pодной платы.
Схема
В роли акустического излучателся мы используем доpаботанную сиpену от сигналки с магнитной головкой (пьезоизлучатели не подойдут). Доpаботка заключается в том, что нужно будет pазобрать сиpену и выкинуть её pодную пищалку вместе с усилком.
Нам нужен электродинамический микрофон. Если использовать электpетный микpофон (допустим, от китайской телефонной тpубки), точка где соединяется микpофон с конденсатоpом необходимо чеpез pезистоp ~4.7К подсоединить к +12В (обязательно после кнопки). Резистоp 100К должен находиться в цепи обpатной связи К548Уh2 в связи с этим советуем установить сопpотивлением ~30 — 47К. Этот pезистоp нужен, чтобы настраивать громкость. Микpосхема TDA2004 устанавливается на маленький pадиатоp.
Настройка и эксплуатация
Если с излучателем, то утснавливается под капотом, а если тангентой, то в салоне. В противном случае вам не избежать «визга» из-за самовозбуждения. При помощи подстроечного резистора настраивается нужный уpовень гpомкости, для того, чтобы не возникали сильне искажения звука и самовозбуждения. В случае если недостаточно гpомкости (напpимеp, из — за плохого микpофона) и явно не хватает запаса мощности вашего излучателя, в таком случае вы можете повысить мощность микpофонного усилка, при этом вы увеличите в несколько pаз средний номинал подстpоечника в цепи обpатной связи (имеется в виду тот, котоpый в схеме 100К).
Ещё было бы неплохо конечно установить фильтр по частоте возбуждения или ещё какую нибудь примочку, которая не будет давать схеме самовозбуждаться. Хотя, данная схема и без этого работает хорошо, поэтому на ваше усмотрение.
Громкоговоритель — Википедия
Громкоговоритель — устройство для преобразования электрических сигналов в акустические (звук) и излучения их в окружающее пространство (обычно — воздушную среду). Состоит из одной или нескольких излучающих головок, которые собственно и являются источниками звука, а также акустического оформления, необходимого для более эффективного излучения звука в заданной полосе частот.
Функционально к громкоговорителям близки телефоны (наушники), однако, в отличие от громкоговорителей, они не предназначены для излучения звука в открытое пространство.
Виды громкоговорителей в зависимости от способа излучения звука[править | править код]
Функциональные виды громкоговорителей[править | править код]
- Акустическая система — громкоговоритель, предназначенный для использования в качестве функционального звена в бытовой и профессиональной[К 1] радиоэлектронной аппаратуре, имеет высокие характеристики звуковоспроизведения.
- Абонентский громкоговоритель — громкоговоритель, предназначенный для воспроизведения передач низкочастотного канала сети проводного вещания.
- Концертный громкоговоритель — имеет большую громкость в сочетании с высоким качеством звукопередачи
- Линейный массив — акустическая система, состоящая из большого количества громкоговорителей, расположенных вертикально.
- Громкоговорители для систем оповещения и управления эвакуацией(СОУЭ) (громкоговорители этих систем похожи по назначению, могут отличаться громкостью и качеством звуковоспроизведения) — основное внимание уделяется разборчивости речи.
- Настенный громкоговоритель
- Потолочный громкоговоритель
- Панельный громкоговоритель
- Уличный громкоговоритель — имеет большую мощность, обычно, рупорное исполнение, в просторечии «колокол»
- Специальные громкоговорители для работы в экстремальных условиях — противоударные, противовзрывные, подводные
- Другие специальные виды громкоговорителей
- Громкоговорители разного назначения
-
Акустическая система
-
Абонентский громкоговоритель
-
Уличные громкоговорители
Классификация по другим признакам[править | править код]
- Однополосный громкоговоритель — громкоговоритель, головки которого работают в одном и том же диапазоне частот
- Многополосный громкоговоритель — громкоговоритель, головки которого работают в двух или более разных диапазонах частот
- Диффузорный громкоговоритель
- Рупорный громкоговоритель — громкоговоритель, акустическим оформлением которого является жесткий рупор
- Громкоговоритель непосредственного излучения
Рупорные громкоговорители чаще всего применяется в случаях, когда требуется большая громкость, но не требуется высокого качества звука — в таком случае достаточно просто создать рупорный громкоговоритель небольших габаритов, развивающий значительное звуковое давление при небольшой подводимой мощности (а значит — имеющий высокий КПД).
Рупорный громкоговоритель состоит из электродинамической головки прямого излучения и рупора. Чаще всего применяется в составе мегафонов для озвучивания массовых мероприятий на открытом воздухе (в парках, на улицах и площадях), как наружное устройство для массового оповещения на производственных объектах, для излучения сигналов тревоги; сеть таких громкоговорителей имеется в распоряжении подразделений ГО и ЧС. Использовались в прошлом в многополосной акустике, преимущественно в киноиндустрии, для воспроизведения средних и высоких частот, от 1000 до 20 000 Гц, но в дальнейшем от рупорных громкоговорителей здесь отказались, так как для рупорных громкоговорителей сложно добиться высокого качества звука при небольших габаритах. Для более низких частот такие громкоговорители неприменимы, так как требуется рупор слишком большого размера.
В настоящее время рупоры с компрессионными драйверами иногда применяются и в бытовой Hi-Fi индустрии (Klipsch, Cerwin-Vega!), в сфере профессионального аудио (JBL pro), а также довольно широко распространены в нише так называемого Hi-End Audio — эксклюзивной аудиоаппаратуры для бытового пользования (Avantgarde Acoustic, Acapella Audio Arts, Cessaro), где чаще всего применяются крупногабаритные сферические рупоры на высоко- и среднечастотных диапазонах, а на низкие частоты работает активный НЧ-блок на динамических головках (хотя есть примеры полностью рупорных систем во всем диапазоне слышимых частот). Подобные изделия эксклюзивны и отличаются чрезвычайно высокой стоимостью[1].
Александр Грэм Белл запатентовал свою первую электромагнитную головку (капсюль) как одну из составных частей своего телефона, в 1876-1877г. В 1878 г. конструкция была усовершенствована Вернером фон Сименсом. Никола Тесла в 1881 г. также заявил об изобретении подобного устройства, но не патентовал его. В то же время Томас Эдисон получил британский патент на систему, использовавшую сжатый воздух в качестве механизма усиления звука в его ранних валиковых фонографах (см. сирена (акустика)), но в конечном итоге установил обычный металлический рупор, колебания воздуха в котором вызывались мембраной, связанной с иглой. В 1898 г. Х. Шорт запатентовал конструкцию громкоговорителя, управляемого сжатым воздухом, и затем продал права Чарльзу Парсонсу, получившему ранее 1910 г. еще несколько британских патентов.
Несколько компаний, включая Victor Talking Machine Company и Pathe, выпускали проигрыватели, использующие головки, управляемые сжатым воздухом. Однако подобные устройства (головки косвенного излучения) нашли лишь ограниченное применение ввиду плохого качества звука и неспособностью воспроизводить звуки низкой громкости. Разновидности подобных систем использовались в звукоусилительных установках (для больших площадей, стадионов и т. п.) и значительно реже в промышленности в испытательной технике вибростенды, например, для тестирования космического оборудования на устойчивость к низкочастотным вибрациям, производимым стартующей ракетой.
Современная конструкция головки с подвижной катушкой разработана в 1898 г. Оливером Лоджем. Принцип был запатентован в 1924 г. Честером У. Райсом и Эдвардом У. Келлогом.
Первые ГД с электромагнитами были очень больших размеров, а мощные постоянные магниты — труднодоступны ввиду значительной стоимости. Обмотка электромагнита, называемая полевой, намагничивается за счет тока, проходящего по другой обмотке головки (катушке подмагничивания). Такое включение имеет двоякую роль, ибо выполняет фильтрацию напряжения, питающего усилитель, к которому подключена данная акустическая система. Проходя по обмотке, фон переменного тока усиливается; однако, частоты переменного тока стремятся промодулировать аудиосигнал, поданный на звуковую катушку и складывающийся с слышимым шумом включенного устройства звуковоспроизведения.
Качество акустических звуковоспроизводящих систем до начала 1950-х годов было сравнительно низким. Продолжающееся до сих пор улучшение дизайна корпусов и материалов привело к существенному улучшению качества звуковоспроизведения. Наиболее значительными усовершенствованиями являются: усовершенствование рамы, открытие технологии высокотемпературной адгезии, улучшение технологии изготовления постоянных магнитов, усовершенствование измерительной техники, и наконец проектирование и анализ элементов при помощи компьютера.
Проектирование низкочастотных громкоговорителей (НЧ ГГ), как и всей конструкции в целом, так и их отдельных элементов, исходит из специальных требований, основные из которых следующие:
- низкочастотные ГГ, как правило, имеют более низкую чувствительность по сравнению со средне- и высокочастотными. В связи с этим для обеспечения необходимого звукового давления в области низких частот они должны выдерживать значительные мощностные нагрузки (до 200 Вт и более) при сохранении тепловой и механической прочности;
- сравнительно низкая резонансная частота (16—30 Гц) этих ГГ, необходимая для обеспечения эффективного воспроизведения низкочастотных составляющих сигнала, требует высокой линейности упругих характеристик гибких элементов (подвеса и шайбы) при больших смещениях подвижной системы вплоть до ± 12—15 мм;
- для обеспечения «неокрашенности» звучания НЧ ГГ должны иметь, помимо малых уровней гармонических искажений, как можно более «гладкую» амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) звукового давления, вплоть до верхней границы воспроизводимого ими диапазона частот (как правило, 1500—3000 Гц). Экспериментально показано, что для того, чтобы НЧ ГГ не вносил слышимой окраски в звучание акустической системы (АС) в верхней части воспроизводимого им диапазона, резонансные пики на его АЧХ должны быть не менее чем на 20 дБ ниже среднего уровня звукового давления, создаваемого АС в этой области частот.
Для удовлетворения таким требованиям при проектировании НЧ ГГ уделяется большое внимание конструктивной и технологической разработке всех элементов: подвеса, шайбы, диффузора, пылезащитного колпачка, звуковой катушки, гибких выводов звуковой катушки, магнитной цепи и диффузородержателя.
- В разговорной речи громкоговорителями называют головки громкоговорителей, что не одно и то же, головку иначе можно назвать звукоизлучателем, но не громкоговорителем, хотя до 1980-х годов таких различий в терминологии не существовало[К 2].
- Динамическую головку громкоговорителя (электроакустический преобразователь) называют также «динамик». В просторечии и жаргоне словом «динамик» нередко называют и громкоговоритель целиком. В компьютерных кругах используется также выражение спикер (распространяется на динамическую головку в системном блоке)
- Для термина акустическая система существуют два устаревших синонима, которые тоже в прошлом были стандартизованы в качестве терминов — акустический агрегат и звуковая колонка.
- По крайней мере до первой половины 30-х годов наряду с термином «громкоговоритель» употреблялось и слово «говоритель».[3]
Комментарии[править | править код]
- ↑ Например студийный монитор, сценический монитор
- ↑ В книге «Юный радиолюбитель» в издании 1979 года говорится: «Электродинамические громкоговорители или, сокращенно, динамики. Сейчас их принято называть головками громкоговорителя прямого излучения, а громкоговорителем — совокупность всех элементов звуковоспроизводящего устройства»[2]. В предыдущем издании 1972 года динамические головки ещё называются громкоговорителями.
Источники[править | править код]
- Павловская В. И., Качерович А. Н., Лукьянов А. П. Акустика и электроакустическая аппаратура. 2-е изд. — М.: Искусство, 1986
- Акустика. Справочник. Под ред. М. А. Сапожкова. — М.: Радио и связь, 1989.
- Корольков В. Г., Сапожков М. А. Справочник по акустике. Под общ. ред. М. А. Сапожкова. — М.: Радио и связь, 1979.
- Алдошина И. А. Электродинамические громкоговорители. — М.: Радио и связь, 1989.
- Алдошина И. А., Войшвилло А. Г. Высококачественные акустические системы и излучатели. — М.: Радио и связь, 1985.
- Иофе В. К., Лизунков М. В. Бытовые акустические системы. — М.: Радио и связь, 1984.
- Виноградова Э. Л. Конструирование громкоговорителей со сглаженными частотными характеристиками. — М.: Энергия, 1978.
- Эфрусси М. М. Громкоговорители и их применение. — М.: Энергия, 1971.
- Нормативно-техническая документация
- ГОСТ 16122-87. Громкоговорители. Методы измерения электроакустических параметров.
- ГОСТ 12089-66. Громкоговорители рупорные общего назначения. Общие технические условия.
- ГОСТ 5961-89. Громкоговорители абонентские. Общие технические условия.
- ГОСТ 23262-88. Системы акустические бытовые. Общие технические условия.
- ГОСТ 27418-87. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Термины и определения.
- ГОСТ 9010-84. Головки громкоговорителей динамические прямого излучения. Общие технические условия.
- ОСТ 4.383.001-85. Головки громкоговорителей динамические. Общие технические условия.
Подключение трансляционных усилителей и громкоговорителей
- Статьи
- Как выбрать СОУЭ: систему оповещения о пожаре
- Подключение трансляционных усилителей и громкоговорителей
рансляционное оборудование принципиально отличается от техники, которую мы привыкли использовать у себя дома или от профессиональных концертных или клубных систем. Основная особенность трансляционных систем это использование в усилителе согласующего трансформатора, который выдает в линию сигнал с уровнем 100В (в некоторых случаях может быть 30В, 240В, но эти случаи мы рассмотрим отдельно). Такое напряжение позволяет (в отличии от домашних или профессиональных усилителей) проводить протяженные трансляционные линии до сотен метров (возможно примерно до 1 км, но при условии подбора подходящего кабеля). Громкоговорители, которые используются совместно с трансляционными усилителями также должны содержать понижающий трансформатор и иметь соответствующее входное напряжение 100В (соответственно в некоторых случаях 30 или 240В). Важно помнить, суммарная мощность подключаемых трансляционных громкоговорителей не должна превышать мощность усилителя (в отличии от профессиональных акустических систем и усилителей, где рекомендуется обратное правило). В отличии от профессионального оборудования, у которого подключение нескольких акустических систем на один усилитель может вызвать определенные трудности (последовательно-параллельная схема подключения), трансляционная техника избавляет нас от подобных сложностей. На схеме ниже, вы можете посмотреть общий принцип подключения трансляционных громкоговорителей к усилителям ROXTON AA-35/60/120/240/360/480 и линейки серии MA-60/120/240/360. Данная схема подключения вполне актуальна для техники других производителей.
Общая схема подключения 100В трансляционного усилителя выглядит примерно так:
Подключение 100В трансляционных громкоговорителей на выход усилителя 70В.
Большинство 100В трансляционных усилителей, помимо основного выхода 100В в линии громкоговорителей, имеют также выход 70В. При подключении громкоговорителей на этот выход, их мощность падает в два раза, но максимальное количество подключаемых громкоговорителей может быть также увеличена вдвое. Например к усилителю мощностью 30 Вт можно подключить не более 3-х громкоговорителей мощностью 10Вт на 100В выход. На 70В выход усилителя возможно подключение 6-ти 10Вт громкоговорителей.
Подключение трансляционных громкоговорителей к многозоновым усилителям.
Многозоновые усилители ROXTON серии AZ-120/240/360/480/560/650, серии MZ-120/240/360 а также комбинированные системы оповещения SX-240/480 позволяют подключать несколько шлейфов акустических систем для организации на объекте многозонового вещания. Подключение производится отдельными шлейфами на пронумерованные пары клемм. У этих усилителей также имеется общий выход 100В, 70В и 4 Ом, которые используются при отсутствии необходимости делить территорию предприятия на отдельные зоны трансляции. В этом случае используется соответствующий общий выход усилителя.
Можно ли подключать трансляционные усилители одного производителя к громкоговорителям другого производителя.
Конечно можно. Но важно учитывать тот момент, чтобы совпадали выходное напряжение усилителя и входное напряжение громкоговорителей. Наиболее распространенной техникой в данном сегменте рынка является 100В оборудование (и усилители и громкоговорители), однако могут использоваться системы с напряжением в сети 30В, 120В и 240В. Если к 100В усилителю подключить 30В громкоговорители ничего хорошего не произойдет и мы категорически не советуем поступать таким образом (хотя надо отметить, что были случаи подобного использования техники, но они требуют чрезвычайной аккуратности и мы не станем рассказывать о подобных экспериментах, что бы вообще не вводить в искушение поступать подобным образом). К усилителю с выходным напряжением 30В можно спокойно подключать 100В громкоговорители, но потери мощности (фактически громкости) будут совершенно неприемлемы. Сочетание 100В усилителей и 120В громкоговорителей приемлемо, будет некоторая потеря мощности. 120В усилители и 100В громкоговорители в принципе работать будут, но мы очень не рекомендуем использовать подобную схему.
Подключение трансляционных громкоговорителей.
Мы здесь остановимся только на 100В схемах подключения громкоговорителей. Какие выходы усилителя необходимо использовать для подключения трансляционной акустики Вы можете посмотреть на схемах выше. Как правило это клемма «0» (в некоторых случаях обозначается как «СОМ») и клемма «100В».
На картинке ниже мы видим шильдик громкоговорителя (к примеру PA-20T). На нем помимо указания модели, входного напряжения и номинальной мощности есть еще три надписи, обозначающие цвета и назначение проводов выходящих от громкоговорителя.
- BLUE: COM (т.е. синий провод — общий, он подключается всегда на клемму усилителя «0» или «СОМ»)
- RED: 20 Вт (т.е. красный провод используется для подключения громкоговорителя на мощность 20 Вт, этот провод заводится на клемму усилителя 100В)
- YELLOW: 10 Вт (т.е. желтый провод используется для подключения громкоговорителя на мощность 10 Вт, этот провод заводится на клемму усилителя 100В)
Подключение громкоговорителя на 20 Вт.
Подключение громкоговорителя на 10 Вт.
В некоторых случаях вместо проводов используются таким же образом подписанные клеммные колодки (например СОМ; 10 Вт; 5 Вт; 2,5 Вт), в этом случае подключение еще проще, соединяем 0 (СОМ) на усилителе с 0(СОМ) на динамике, а 100В клемму усилителя соединяем с выбранной мощностью, на которую необходимо подключить громкоговоритель.
Совсем простой является схема, когда из громкоговорителя выходят всего два провода (или стоит одна колодка с двумя клеммами), а на корпусе громкоговорителя установлен подписанный переключатель, позволяющий просто установить регулятор в нужное положение, на нужную мощность.
Как подключать громкоговоритель, если не аказаны значения мощности, а обозначены только сопротивления отводов громкоговорителя.
Действительно, в некоторых типах акустических систем не указана возможная подключаемая на конкретный отвод мощность. Если с «общим» отводом («СОМ» или «0») всё понятно, то другие отводы, как на картинке внизу , могут обозначаться различными сопротивлениями.
В примере 1 (рупорный громкоговоритель Inter-M HS-20, 20/10Вт) мы видим общий отвод «СОМ» — черный провод (BLACK), а также несколько сопротивлений — 8 Ом (RED), 500 Ом (WHITE) и 1 кОм (GREEN). Отвод 8 Ом (RED) предназначен только для подключения к низкоомным выходам усилителя и используется в трансляционной технике редко. Если Вы видите обозначение отвода громкоговорителя 4 или 8 Ом, то про него можно сразу забыть, использование этого отвода возможно только если сам усилитель мощности не является трансляционным и имеет только низкоомные выходы. (то же самое можно,кстати сказать про выходы трансляционных 100В усилителей 4-8-16 Ом, эти выходы используются в обратной ситуации, когда в силу тех или иных причин к трансляционному усилителю необходимо подключить бытовые, профессиональные или любые иные акустические системы с входным сопротивлением 4-8 Ом). Остаются два отвода — 500 Ом (WHITE) и 1 кОм (GREEN). Правило в данном случае простое, чем меньше сопротивление, на которое вы подключаетесь, тем большую мощность выдает громкоговоритель. Мы в этом примере рассматривали громкоговоритель HS-20 мощностью 20 и 10 Вт. При подключении на 500 Ом, громкоговоритель будет «играть» на 20 Вт, при подключении на 1 кОм он будет выдавать 10 Вт. Существуют формулы расчета соотношения сопротивления и мощности которые мы не станем приводить в рамках данной статьи. Просто можно запомнить: чем меньше сопротивление на которое вы подключаете громкоговоритель (8 Ом вообще не учитывать!), тем на большую мощность он будет работать.
В примере 2 мы показали обозначения громкоговорителя CS-810 мощностью 10 и 5 Вт. Что бы подключить акустическую систему на полную мощность (10 Вт) мы подключаем клеммы «СОМ» и 1 кОм, для подключения громкоговорителя на половину мощности (5 Вт), используем клеммы «СОМ» и 2 кОм.
Одинаковые громкоговорители в одной трансляционной линии можно подключать на различные мощности. Например часть акустики можно включить на полную мощность, часть на половину и часть на треть. Также можно в одну трансляционную линию подключать различные типы акустических систем (и различных производителей в том числе). Для подсчета нагрузки на данную трансляционную линию необходимо просто сложить все значения подключенной мощности на каждом громкоговорителе в линии.
Сколько громкоговорителей можно подключить к трансляционному усилителю.
Правило простое. Суммарная мощность акустических систем не должна превышать мощность усилителя. Желательно даже оставлять некоторый запас. Поэтому при подборе трансляционного усилителя необходимо учитывать возможность расширения системы. Если вы купили 12 громкоговорителей мощностью по 10 Вт и усилитель мощностью 120Вт, то для подключения дополнительной акустики не остается никакого резерва (разве только переподключить все громкоговорители на часть мощности).
Также отметим важный момент, некоторые многозоновые усилители не позволяют, например, подключить на отдельную зону мощность, превышающую примерное значение мощность самого усилителя, поделенную на количество зон. Так например, усилитель JPA-1120A с селектором на 5 зон трансляции не позволяет подключить более 25Вт на каждую зону трансляции. В этом случае, не смотря на то, что суммарная мощность громкоговорителей может быть существенно ниже мощности самого усилителя, при необходимости подключить на отдельную зону трансляции (например) нагрузку в 50Вт, необходимо или покупать усилитель, который позволяет включать такую нагрузку на отдельную зону трансляции или различными способами (иногда затратными, иногда неудобными) решать эту проблему.
Все усилители ROXTON, которые представлены на нашем сайте позволяют подавать на отдельную зону трансляции хоть всю подключаемую мощность, поэтому выше изложенный нюанс к ним отношения не имеет.
Можно ли использовать одновременно 100В выход усилителя и выход 8 Ом.
Нет. Нельзя.
Какой кабель использовать для подключения трансляционных громкоговорителей и усилителей.
Специальный акустический кабель (который используется в профессиональном звуке) использовать не стоит. Как правило системы радиотрансляции прокладываются обычным электрическим проводом сечением 0, 75мм и выше (ШВВП-2*0,75, любой ПВС и т.д.). Чем больше длинна трансляционной линии, тем с большим сечением должен использоваться кабель.
Вы можете использовать такую формулу для расчета сечения кабеля:
Минимальное сечение = 0,08 * (длину линии) * (суммарную мощность громкоговорителей в линии) / 10 000
Но, желательно не меньше 0,75 мм (ШВВП 2*0,75 например)
Для 100В систем пределом является расстояние около 1 км, при этом стоимость кабеля для прокладки сети на подобные расстояния может значительно увеличить стоимость самой системы. При построении систем оповещения людей о пожаре целесообразно использовать специальные огнестойкие кабели, марку которых Вам подскажут специалисты нашей компании.
Источник и фото http://roxton-audio.ru/informaciya/podkluchenie
Пассивный громкоговоритель для телефона-свернутый рупор
Есть что-то очень привлекательное в оборудовании, которое не нуждается в электрической энергии, а пассивный динамик телефона вписывается в эту категорию. Я решил рассказать, как построить его по принципу сложенного рупора. Конструкция имеет глубокий звук (но, конечно, не настоящий бас) и усиливает звук в два-три раза, оставаясь при этом довольно компактной. Я не сомневаюсь, более крупный рупор даст еще лучший звук, но конечно за счет размеров и сложности.
ШАГ 1 Принцип сложенного рупора
На первой картинке показано, как работает сложенный рупор. Звук поступает в горло рупора, в отверстие напротив динамика телефона, двигается через постепенно расширяющееся стенки рупора, пока не выходит в устье- наибольшую часть рупора. Рупор называется сложенным, только потому, что экономится место за счет “складывания” конструкции. Вторая картинка показывает отверстие, которое будет находиться прямо за динамиком телефона, направляя звук в горло рупора. Никаких расчетов не было произведено для данной конструкции. Я произвольно выбрал размер, который бы подошел к моему GALAXY SII, а потом методом проб и ошибок изготовил рупор. Возможно, если бы я произвел расчеты, то звук был бы лучше, но данная конструкция рассчитана на людей не обладающими специальными знаниями.
Я использовал фанеру не очень хорошего качества, толщиной 4 мм, но лучше, если фанера будет хорошего качества с гладкой поверхностью. Так же подойдет ДВП. Можно использовать материалы толщиной 3 мм, т.к. звуковое давление в рупоре не будет большим.
Если вы используете фанеру, не забудьте принять меры, чтобы ограничить дробление кромки до минимума. Это может быть кусок липкой ленты, которым надо заклеить линию отреза, сделайте легкий надрез пилой или используйте защитную накладку на фанеру или МДФ.
Ширина всех деталей, за исключением боковых панелей-70 мм – это ширина моего GALAXY SII. Если вы будете использовать телефон другой ширины, то вам придется, соответственно, поменять ширину всех деталей, на ширину своего телефона.
ШАГ 2 Сборка
Изготовление рупора очень простое — используется только фанера и столярный клей и струбцина. Я использую клей ПВА, он не очень быстро сохнет, это дает время выровнять и подогнать все детали, но после высыхания он очень сильно связывает материал. Это хорошо работает в конструкциях, таких, как эта, где используются соединения встык. Чем больше вы используете клея, тем прочнее будет соединение. Лучше всего вырезать все детали сразу по размеру, промаркировать их длину, т.к. ширина у всех, кроме боковых стенок 70 мм.
Конечно, много деталей надо склеить вместе, я думаю, что не надо пытаться склеить их все сразу. Лучше всего это сделать за несколько шагов, часть за частью. Это займет немного больше времени, т.к. нужно будет дать каждому соединению высохнуть, но позволит сделать процесс простым и легким.
1. Начните со склеивания задней панели под прямым углом к правой боковине. Я использовал для этого небольшой брусок, чтобы можно было их зафиксировать.
2. Пока они сохнут, склейте вместе под прямым углом два куска с размерами 30 и 65 мм. Нужно, чтобы край детали с размером 35 мм был приклеен к детали с размером 65 мм, а не наоборот. Эти две детали будут формировать одну сторону и нижнюю часть горла рупора.
3. Как только задняя и боковая панели высохнут, можете приклеить 50 мм верхнюю деталь и 74 мм нижнюю деталь, а задняя панель поддержит их во время сушки. При приклеивании этих частей и последующих, держите под рукой левую боковину (которая будет устанавливаться последней) и используйте ее, чтобы проверить подгонку деталей, предотвращая неожиданные сюрпризы, когда боковая панель позже будет установлена на место. Также вы можете использовать эту панель в качестве прижима с грузом, когда приклеиваете внутренние детали.
4. Две детали 65 и 30 мм, склеенные ранее, после просушки можно установить на место, учитывая расстояние с боков, как показано на фото выше.
5. Последним на место устанавливается деталь с размером 81 мм лицевой панели. В нижней части рупор должен быть шириной 7 мм. Это достигается правильной установкой детали с размером 81 мм напротив детали с размером 30 мм. В моем случае это получилось в результате небольшого отклонения детали (81 мм) от прямого угла.
6. Приклейте детали с размерами 11,14,16 мм к углам в соответствии с фотографией. Они будут делать прохождение звука плавным (я так думаю). Вы можете отформовать торцы этих деталей, чтобы они лучше прилегали к стенкам, а пустоты заполнить силиконовым герметиком.
7. Теперь приклейте левую боковину.
ШАГ 4 Отделка
После сборки ваш рупор должен выглядеть как на фото, за исключением отверстия под динамик телефона и грунтовки, я сделал это позже.
Отверстие должно находиться прямо напротив динамика телефона, в этом случае оно позиционировалось для GALAXY SII, для других телефонов оно будет в другом месте. Насколько я знаю, большинство динамиков у телефонов располагается сзади внизу. Если ваш динамик расположен выше, вы, конечно, можете просверлить отверстие в соответствующем месте на панели 81 мм , но я не знаю, как это отразится на звуке.
Отмечу также ,что верхние передние углы боковых панелей были обрезаны вровень с кромкой, на которую телефон будет опираться, после сборки конструкции. Возможно, лучше разметить и обрезать их до сборки, если вы уверены, что сможете правильно все отмерить, чтобы не было неприятных сюрпризов при дальнейшей сборке.
Основная сборка рупора закончена, и окончательный вид зависит от вас.
Я сделал передние кромки боковых панелей немного изогнутыми, используя для этого шаблон. Радиус кривой шаблона 500 мм.
Наконец я округлил кромки боковых панелей. И покрасил все это дело краской из баллончика. После этого я приклеил ножки, которые сделал из ДВП толщиной 6 мм.
Если вы решили повторить эту конструкцию- приятного прослушивания.
Ниже я приведу пример модификации рупора для владельцев телефонов, чьи динамики находятся в нижней части, как у iPhone.
ШАГ 5 модификации для телефонов с нижним расположением динамиков
Поместите два блока по краям полки, на которую опирается телефон, чтобы приподнять его на несколько миллиметров над ней. Если вы хотите, то можете еще больше ограничить пространство, вставив более длинный блок. Не забудьте, что надо оставить расстояние между блоками, в том месте, где находится динамик телефона. Чтобы предотвратить выход звука вперед, добавьте еще один тонкий блок как показано на фото. Просверлите отверстие в горле рупора, напротив динамика, чтобы звук мог пройти в рупор, как показано стрелкой на фото.
ШАГ 6 Пробуем улучшить звук
На фото вы можете увидеть модификацию рупора, которую я построил ранее, пытаясь определить, будет ли звучать рупор лучше, если использовать более толстую фанеру и округлить все внутри. Это странно, но звук был только хуже, так что я собрал рупор, который описал выше.
Таким образом, вы можете экспериментировать с размерами, чтобы сделать рупор звучащий хорошо для вас.
Источник Доставка новых самоделок на почту
Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!
*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.