Фактуры с солью и пищевой пленкой. Интересные приемы в акварели
Набор предметов, который будет использован — кисти, краски, прихваченная бульдогами бумага, соль, тонкая «пищевая» пленка (стреч-пленка).
Создание ровного плоского фона в акварели — не проблема, поэтому я показывать не буду, — увлажняете бумагу, разводите краску; разведенной краской, используя большую кисть, быстро-быстро все закрашиваете и идете пить чай. Оно само все равномерно расползется и высохнет ровненьким слоем.
Гораздо интереснее сделать фактуру, чем мы и займемся. Фактуры будем делать две — с солью и с пленкой. Дешево, сердито, дальше кухни ходить не надо.
Краску разводим довольно густо — большинство акварелей очень бледнеет при высыхании, кроме того, по мокрому краска неизбежно разойдется. Если сразу взять краску «в самый раз», такую, какой она по задумке должна быть в конце работы, результат очень разочарует. Пробуем на отдельном листочке бумаги — видите, какой цвет? Не забудьте сравнить с конечным результатом.
Рисуем на влажном листе альбома панорамного формата три квадратика. На заметку: Разной плотности мазки делаются краской разной густоты, а не повторным мазюканьем кисточкой с одной и той же краской — очевидная вещь, но большинство начинающих на ней ловится. Более темные мазки сделаны еще более концентрированной краской, чем показано на предыдущем рисунке.
Теперь быстро, пока все это не просохло, сыплем соль на средний квадратик и кладем творчески помятую пленку на правый.
Левый оставляем для контроля. На заметку: соль сыплем очень аккуратно, мало и из щепоти, не из солонки и не из ложки с горкой. Вот как должно это выглядеть:
Идем по своим делам — все это должно подсохнуть. Ускорить процесс можно феном, но с другой стороны — куда нам торопиться? Да и соль запросто можно сдуть феном. Сохнет это все довольно долго, особенно тот квадратик, что под пленкой — пару часов. Через пару часов сдуваем соль, снимаем пленку и любуемся полученным абстрактом.
Получаемая с помощью пленки фактура сильно зависит от бумаги. Например, в данном случае бумага была с шероховатой поверхностью, и с покрытием, так что фактура хоть и видна, но не очень выраженная. Сравните с результатами того же метода на гладкой, хорошо впитывающей краску бумаге («Arches Hot Press»):
Следующие две последовательности показывают два способа сохранить и обыграть в картинке исходную белизну бумаги — задача не очень тривиальная в мокрой акварели. Конечно, белый можно нанести поверху — сначала нарисовать картинку, а потом пройтись по ней белой гуашью или акрилом — но гуашь обычно не дает нужной белизны, а акрил часто «кричит» на акварельном фоне.
Мастер-класс по рисованию: Как создать интересные текстуры
Нам необходимо разобраться, что такое текстура и чем она отличается от фактуры. Фактура — это то, что характеризует предмет, а точнее его поверхность. Например, гладкий, шершавый, рельефный, колючий, мягкий и так далее. Текстура — это особый рисунок на гладкой поверхности. Примером могут послужить: мрамор, дерево, мыльные разводы, царапины и так далее. Текстуры создавать очень интересно. Процесс создания текстур — неиссякаемый по своим ресурсам тренажер развития человеческой фантазии. Для этих целей подходят не только специальные составы, порошки и иные средства, но и средства вполне доступные — те, что всегда под рукой.
Автор: Сугробова Яна
Магазин автора
Начнем, пожалуй, с самого простого:
1. Акварель + соль
У меня питерская акварель, хотя подойдёт и самая обычная, детская. Необходимо взять плотную бумагу (ватман или акварельную), намочить под краном и по мокрому нанести на поверхность нужные цвета. Незамедлительно после этого сыпем соль! Соль вбирает в себя воду вместе с красящим пигментом краски, образуются очень интересные и непредсказуемые разводы и абстрактные звёздочки.
Если сыпать соль уже по высохшей краске, то этого эффекта не получится, поскольку цвет проникнет в слои бумаги.
2. Акварельная текстура с раздутием
Делаем заранее акварельный фон на плотной бумаге (ватмане или акварельной) или берем готовый цветной матовый картон. Жидко разводим чёрную акварельную краску, капаем на уже хорошо просохший фон и раздуваем в разные стороны. Самое главное — дуть поперёк «ручейка», тогда дорожки разойдутся «веером».
Также в этих целях можно использовать чёрную тушь.
3. Для третьей текстуры понадобится масляная пастель (или восковые мелки) и акварель
На ватмане рисуем абстракцию масляной пастелью: волны, завитки, зигзаги, пятна и точки. Затем покрываем фон жидкой акварельной краской. Вода (вместе с пигментом краски) скатывается со слоя масляной пастели. Если краска будет слишком густая, то текстура не получится, потому что густая краска ровным слоем покроет ваш абстрактный рисунок.
4. Листья — природный материал, который так здорово помогает всем художникам в их нелегком, но интересном творческом пути.
Мы тоже будем их использовать в создании двух текстур.
Листья+ масляная пастель
Для работы выбираем бумагу потоньше, чтобы через нее хорошо прощупывались прожилки листочка. Подойдет обычная, для принтера. Кладем листик «изнанкой» вверх, сверху накрываем бумагой. Левой рукой плотно прижимаем бумагу к листу (как показано на фото) и проводим широкой стороной мелка по поверхности бумаги. Получается очень красивый, ажурный оттиск.
Дальше продолжим работу с листьями, но уже с гуашью. Будем делать красочные отпечатки на плотной гладкой бумаге (ватмане). Красим листики густой краской и смело отпечатываем их.
5. Далее мы будем работать с гуашевыми красками, отпечатывать различные предметы и даже некоторые продукты. Накладываем густой слой краски на плотную бумагу и сверху сразу же кладем пуговицы с интересным рельефом, старые ненужные ключики, цепочки, нитки, насыпаем рис, гречку и ждем до полного высыхания (это очень важно — дождаться полного высыхания). Затем снимаем все предметы и смотрим, что у нас получилось.
У меня почему-то ассоциация с космосом.
6. Делаем отпечатки поролоном
Главное условие, чтобы губка была сухая, а гуашевая краска достаточно густая. Получается довольно тонкая, можно сказать, мелкозернистая текстура.
7. Отпечатки скомканной бумаги
Нам понадобятся всё те же гуашевые краски и два вида бумаги: жесткая (тонкая для принтера) и мягкая (салфетки или бумажное полотенце). Сминаем небольшой кусочек бумаги, выступающие части красим нужной нам гуашевой краской и ставим отпечаток на плотном гладком листе.
Теперь попробуем отпечатать салфетку. Эффект будет совершенно другой, с более мягкими очертаниями. Единственный минус в том, что салфетка быстро размокает и ее приходится часто менять.
Кажется, получилось какое-то улыбающееся лицо.
8. Гуашь + вилка
Совсем неожиданный материал для работы с красками — это вилка. Обычная пластиковая, для наших любимых пикников. Просто поводите ей по непросохшему густому слою гуашевой краски. Можно сделать полосы или клетку.
9. Гуашь + детская машинка
Забрала я у сына сломанную машинку и единственной уцелевшей шиной провела несколько раз по влажному слою гуаши. Получилась текстура в мелкую точечку. Вот такая:
10. Целлофан
Далее я экспериментировала с целлофановым пакетом. Скрутила его, намазала гуашью и отпечатала на плотной бумаге.
11. Сухая щетинистая кисть дает очень интересный эффект. Если ее слегка смочить в гуашевой краске, затем постучать о крышку или баночку и поводить по бумаге, то получатся лёгкие волокнистые разводы. Иногда этот способ используют в живописи, когда передают кору дерева или прописывают волны.
12. Упаковочный целлофан с пупырышками.
Да-да, тот самый, что мы так любим хлопать. Главное — перед созданием текстуры этого не делать, а то ничего не получится. Итак, намазываем густо гуашью и смело отпечатываем на бумаге.
13. Зубная щётка
Предмет универсальный! Подойдёт и для тонировки мишек-тедди и для создания текстур! Разбрызгивать мы будем гуашевую краску при помощи наших умелых пальцев. Причем есть два варианта: разбрызгивание на сухую поверхность и на мокрую —смотрите сами, что вам больше по душе:
Зубная щетка — эффект по-сухому.
Эффект по-мокрому фону (в этом случае плотная бумага смачивается под краном):
14. Карточка рекламная
Иногда раздают в пешеходных переходах или просто на улице. Её легко применить для создания интереснейшей текстуры. Смотрите как:
Для работы используем все те же гуашевые краски.
15. Штампик, связанный крючком
Мой сын недавно нашел на улице шахматную фигурку. Сама в шахматы не играю, но, думаю, пригодится….И точно. Как раз для штампика. Связала крючком небольшой фрагмент из обычного шпагата и приклеила ее к пешке. Затем красим штамп гуашью и прижимаем к поверхности бумаги! Получается замысловатый узор.
Если присмотреться, то тут еще просматривается рисунок моего сына, который всё же добрался до маминых акварельных карандашей!
16. Самой последней будет текстура масляными красками
Делайте ее только в хорошо проветриваемом помещении. У меня цветов масляной краски всего два и совсем не интересные: марс и ван дик (все коричневые). Но это же не главное. Самое главное показать вам принцип создания этой текстуры. Нам понадобится пластиковая ёмкость высотой хотя бы 5 см, крышки, палочка и уайт-спирит. Всё вышеперечисленное необходимо будет потом выбросить. Так что берите то, что не жалко.
Итак, наливаем в ёмкость воды. Разбавляем в крышечках масляную краску уайт-спиритом, размешиваем палочкой. Далее выливаем содержимое крышечек на поверхность воды и с помощью палочки распределяем по всей поверхности воды.
Затем опускаем лист и сразу достаем его, переворачиваем и смотрим что получилось. Повторяем процедуру несколько раз и каждый раз будут получаться разные узоры, похожие на мрамор.
Получается вот такая красота, правда пахнет плохо и сохнет долго! Но оно того стоит.
фактурные упражнения — Markovka — LiveJournal
Прошла третья неделя занятий.На этот раз мы делали фактуры чёрной краской. Задание было показать линиями разные настроения, дать свободу руке, и никаких замыслов чтобы не прослеживалось, в общем волю импровизации и мазюкать. Как я это оказывается люблю, три часа пролетели за пять минут : )
Ныряем под кат )
Для работы мне понадобилась тряпочка — ох сколько она уже повидала
На занятии у меня с собой было не много всяких штук, которыми можно было делать отпечатки и мазки, но и с ними получались интересные эффекты
Например, крышечка от точилки давала такие фактуры, если делать отпечатки разными сторонами: )
Ещё мне понравилось краюшком листика печатать
Сухая кисть
А тут я просто положила кисть на бумагу, и стала её катать как скалку по тесту ))
Хочу ещё попробовать тушью поделать, у ребят получались очень красивые кляксы, они раскатывали лужицы туши ребром монетки. Извозились все в чёрный цвет, прощайте ногти )))
На занятиях по рисунку мои линии по-прежнему неживые и дрожат, мало что получается. Строили кубики и табуретку. На живописи рисовали осенние листочки акварелью и начали гризайль.
Ещё сказали не путать фактуры и текстуры. А на английском это одинаково звучит «texture», я в замешательстве )
Структуры и фактуры своими руками (трафик) / Фактуры / ВТОРАЯ УЛИЦА
Пост о занятиях по созданию новых фактур для дизайнеров одежды.
Предстояло создать 10 образцов будущих материалов и 7 моделей возможных нарядов.
1.Первая фактура — вырезанные волны галлограмной ткани на тончайшем шифоне. С удовольствием сама бы носила что-то из подобной ткани.
2. Фактура из серебристой ткани) Своего рода, оригами)
3. В ход пошли трубочки для коктейля…
4.… и остатки трубочек:)
5. Золото. С какой-то египетской ассоциацией
6. А это мои школьные бантики, превращённые в фактуру)
7. И такой вот треш:) Интересная могла бы быть блузка:)
и вдогонку ещё пару фактур без эскизов:
Автор — Катерина Костерина, она у нас уже была не раз.
Урок 6. Фактура. Как рисовать еду
В предыдущих уроках мы разбирали, как передавать объем штриховкой. Еще одной ее функцией является передача материала, фактуры предмета: гладкий он или шероховатый, пористый, с трещинами, с волокнистой структурой, покрытый листвой или шерстью. Чтобы передать все это разнообразие, не обойтись лишь классическим штрихом.
Содержание:
Тут на помощь приходит декоративная штриховка: волнистые линии, крючки, зигзаги, точки, фигуры. Годится все, что сможет лучше раскрыть характер предмета. В рисунке «Кипарисы» Ван Гог создает ощущение ветра короткими закручивающимися линиями в листве, волнистыми – в траве. А в работе «Лодки на берегу в Сен-Мари» художник использует для песка точки и короткие штришки, движение воды передает завитками и дугами.
Декоративная штриховка используются самостоятельно или в сочетании с классической. При этом в зависимости от стиля и задачи, которую ставит перед собой художник, фактура может намечаться условно или же подробно и реалистично. Обычно детали дальних объектов изображаются схематичнее, более бегло, для ближних – с большим вниманием.
При этом, если художник не ставит перед собой целью фотореализм, то работа будет выглядеть живее, если прорисовывать не все элементы фактуры подряд, а лишь часть. Воображение зрителя дорисует недостающие детали.
Средства достижения разнообразных фактур
Средство 1. Форма штриха, его размер и направление. Например, плавные параллельные штрихи напоминают более гладкую фактуру, а мелкий перекрестный штрих с выраженной сеткой вызывает в воображении более рыхлые поверхности.
Средство 2. Твердость карандаша. Более рыхлым графитом мягких карандашей проще создавать природные шероховатые фактуры.
Средство 3. Изменение угла наклона карандаша к бумаге. Более гладкий эффект получается при работе карандашом под острым углом (например, можно использовать в портрете для передачи мягкости кожи лица). Если расположить карандаш почти плашмя, то эффект будет более рыхлым. Сточенный о наждачку кончик грифеля дает более широкий штрих (почти как мазок кисти), который может использоваться для изображения фактуры кирпича, черепицы, коры деревьев.
Средство 4. Клячка и ластик. Меняя форму первой, можно провести тонкую линию или выбелить облака на заштрихованном небе. Ластик удобно разрезать на треугольники, чтобы острым кончиком рисовать траву, фактуру коры дерева.
Средство 5. Обработка края предмета тоже говорит о материале. Выступающие за границу штрихи могут использоваться для изображения шерсти животного, покрытого травой холма, еловых веток.
Средство 6. Для создания интересных фактур можно использовать необычные карандаши. Например, утолщенным плоским грифелем легко создать зернистую фактурную поверхность. Можно найти размываемый водой графит, эффект от него напоминает акварель или тушь.
Средство 7. И сама бумага может применяться для лучшего раскрытия материала предмета. На фактурной проще изображать неровные поверхности, например, кору дерева или шерсть животного. Гладкая бумага хороша для портретов.
Упражнение. Создаем фактуру
Нет универсального рецепта изображения разнообразия фактур. Художник, присматриваясь к элементам ее узора, старается повторить их схематично или более реалистично. Что общего и различного между этими элементами: форма, размер, направление, тон? Создавая узор, важно отразить в нем и сходства, и отличия. Давайте потренируемся в изображении фактуры еды.
Для начала попробуем сделать это схематично. Ниже приведены четыре фактуры: спагетти, хлеб, листья салата и брокколи. Давайте изобразим их линиями, точками, пятнами. В процессе стараемся повторять изгибы и направления линий. Здесь не требуется стопроцентная точность. Однако чтобы узор выглядел более живым и лучше раскрывал характер, рисуя, сверяемся с натурой и помним о сравнении (ищем сходства и отличия). Например, изображая поверхность среза хлеба, делаем поры разными по тону, размеру, форме. При этом в одном пятне тон может быть неравномерным: темнее с одной стороны, светлее – с другой.
Теперь создадим фактуру более реалистично и подробно. Давайте и здесь порисуем на глаз, больше внимания уделим фактуре.
Наметим контур малины. Затем легко заштрихуем правую освещенную часть и более насыщенно – левую затененную. От тени к свету сделаем плавный переход. Накладываем штрихи плотно, чтобы рыхлость штриховки не отвлекала внимания от фактуры.
Без нажима на карандаш наметим ее округлые частички, меняя их форму и размер, обращая внимание на общий порядок расположения. Не в точности копируем, а стараемся уловить и передать характер узора, закономерности. Затем частички, расположенные на освещенной стороне ягоды, заштрихуем слева и снизу, создавая на них тень. Некоторые из них можно при этом пропускать. Для частичек, расположенных слева, усилим тень с правой стороны. Левая часть будет немного светлее – тут рефлексы. Мягким карандашом кое-где усилим тени, чтобы добиться большей объемности.
Некоторые частички можно отделить друг от друга короткими линиями. Продолжаем работать мягким карандашом. Затем острым кончиком клячки высветлим мелкие блики. Чтобы они выглядели более ярко, можно немного темнее заштриховать область вокруг блика.
По необходимости в целом немного затемним полутень справа и тень слева и снизу. Последние штрихи – наметим короткие усики по бокам, меняя их форму и наклон. Рисунок готов!
Рисуем еду
Давайте нарисуем выпечку. Вновь по традиции предлагаем поработать с натуры с боковым освещением. Если рисуете с фотографии, то в ней должна быть хорошо видна светотень. При изображении фактурных объектов очень важно не забыть уделить достаточно внимания объему, светотени. Проработка фактуры не должна быть первостепенной.
Шаг 1. Замеряем общие пропорции выпечки (высота к ширине). Переносим на бумагу, оставляя место для падающей тени. Определяем, как соотносятся между собой передняя и боковая поверхности, сколько раз высота верхней плоскости укладывается во всей высоте. Ставим соответствующие метки. Проверяем, равны ли верхняя и нижняя половинки выпечки, а затем измеряем углы наклона основных линий, образующих контур. Намечаем их. Находим направление и положение падающей тени.
Шаг 2. Уточняем форму выпечки. Сглаживаем контур, не увлекаясь, чтобы не потерять важного. Добавляем в него деталей. Убираем лишние линии. Намечаем границы собственной и падающей тени. Чем определяется форма тени на боковой поверхности выпечки? Обратите внимание, что сбоку, справа, есть не только собственная тень, но и падающие. Сверху – от горки сахарной пудры над срезом. А на нижней половинке выпечки — от верхней.
Шаг 3. Слегка затонируем собственную и падающую тень. Будем усиливать тон постепенно. Здесь важно не перетемнить тень на сахарной пудре.
Шаг 4. Очень легко твердым карандашом заштрихуем полутень на верхней плоскости. Сделаем темнее некоторые участки собственной тени.
Шаг 5. Затемним еще падающую тень. Слегка заштрихуем освещенную переднюю плоскость выпечки – тесто. Тонкую полосу сахарной пудры сверху оставим белой. Поработаем с фоном. Горизонтальная плоскость здесь темнее вертикальной. Наполним первую горизонтальными штрихами. Для стены можно использовать вертикальное и близкое к нему диагональное направление.
Шаг 6. Прорисуем фактуру передней плоскости. Наметим изюм, разломы и другие детали, передающие неоднородность теста.
Шаг 7. Кое-где затемним элементы фактуры теста. Сделаем темнее поверхность стола. В целом усилим собственную тень, при этом учитываем присутствие более светлых участков (сахарная пудра) и более темных (корочка теста). Выделим сбоку тоном самые темные пятнышки складок, ямок. Линию, которая отделяет верхнюю половинку от нижней, делаем неоднородной по темноте и толщине, варьируя степень нажима на острие мягкого карандаша. При этом на мягкий карандаш стоит давить с осторожностью. Его грифель более рыхлый и хрупкий. Аналогично можно создать трещинки на верхней плоскости, но в целом светлее и тоньше. Усилим падающую тень.
Шаг 8. Точками и разными по тону мелкими пятнами передадим рыхлую фактуру теста. Усилим собственную тень сбоку.
Шаг 9. Сделаем рисунок еще более контрастным и выразительным. Выделим наиболее темные участки теней. Их проще заметить, прищурив глаза. Падающую тень ближе к выпечке сделаем темнее. Кое-где тонкой прерывающейся линией, неравномерной по тону, подчеркнем тень под передней плоскостью. Рисунок готов!
При работе в тоне с фактурными предметами, очень важно прищуривать глаза, чтобы детали не отвлекали внимание. Также тональная неоднородность предмета создает определенную сложность в работе со светотенью. Помогает периодически отходить от рисунка и смотреть на него на расстоянии. А еще время от времени хорошо откладывать работу, отдыхать от нее, чтобы потом увидеть свежим взглядом. Когда завершаешь работу на одном дыхании, то проще что-то упустить.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Юлия ОтрубянниковаО фактурах в живописи | Журнал Ярмарки Мастеров
Что такое фактура? Заглянем в словарь («Словарь русского языка» М., «Русский язык» 1984 г.) и найдем там два определения понятия «фактура».
Первое — своеобразие художественной техники в произведениях искусства (стихи, музыка, живопись).
Второе — характер обработки, строение какого-либо материала, определяющее внешний вид поверхности ткани, стекла и пр.. Фактура, наряду с цветом и формой, является одним из определяющих качеств предметов внешнего мира, связанных с его материальной природой; качеств, которые несут информацию о свойствах предметов и, одновременно, способны пробуждать наши эмоции, а следовательно, нести духовную функцию.
Французский психолог А.Пьерон установил, что если в зрительных ощущениях преобладает познавательный компонент, то в ощущениях, воспринимаемых тактильными рецепторами –эмоциональный…
Уже в искусствах древних цивилизаций Ассирии, Вавилона, Египта художники широко использовали выразительные качества фактур природных материалов, умело воспроизводили их в своих произведениях и создавали новые фактурные решения.
Но более подробно мы поговорим о фактурах в живописи. Огромное значение для живописца имеет сам материал, в котором воплощается творческий замысел. У каждого вида живописи –особая плоть: густая и вязкая фактура масляной краски, красноречивая плотность темперы, матовая поверхность пастели, прозрачность, светоносная сила акварели. Творческо-личностное отношение художника к изображаемому, к самой идее относится как к выбору материалов так и к способу нанесения этих материалов на холст и впоследствии мы уже можем говорить о сложившейся манере письма или о стилевых отличиях живописи того или иного художника.. . Вот, например, графика, я сейчас имею ввиду как раз выбор, скажем, бумаги для будущей работы. Художник вдумчиво подбирает бумагу: в одних случаях она — практически с абсолютно гладкой поверхностью, но матовая или глянцевая, а с в других рисуется на зернистой бумаге, то есть бумаге, в структуру которой заложена с самого начала фактурность. По зернистой бумаге можно рисовать и сангиной, и углём, и пастелью…и в каждом случае – мы получим свой эффект, рисунок по-разному будет на нас воздействовать…а если мы ещё и добавим многообразный язык наложения штриха или пятна, разнообразные композиционные приёмы… Представляете, какое множество фактур и способов раскрытия художественного замысла? Но художник выбирает лишь ОДНО РЕШЕНИЕ. Почему? На чём основан выбор? Какие механизмы выбора материалов двигают творческую мысль? Это мы не поймём без практических занятий…
Давайте вернёмся к живописи…
Эжен Фромантен так писал о Франсе Хальсе «…работа кисти сама по себе – редкое чудо: краска кладётся по надобности густо или жидко, твёрдо или сочно, жирно или тонко. Фактура свободная, обдуманная, гибкая, смелая; никаких крайностей, ничего незначительного. Каждая вещи написана сообразно её значению, собственной природе и ценности: в каждой детали чувствуется прилежание, другая едва тронута. Гладкий гипюр, лёгкие кружева, отливающий атлас, матовый шёлк, поглощающий больше света, бархат…-всё это мгновенное восприятие сути вещей, безошибочное чувство меры, умение быть точным…ничего не утомляет перегрузкой…»
Мне очень нравится у Хальса «Портрет цыганки»…посмотрите, как эмоционально, живо…широкими свободными мазками написана рубаха девушки и обратите внимание как средством живописного мазка передан весёлый темперамент цыганки. Кажется, что её свободный нрав так и хочет выплеснуться наружу…
Когда говорят о какой-то черте человека, определяющей сам суть его личности, то произносят: «он таков до кончиков его ногтей»…но истинный живописец-«живописец до кончика кисти», а истинная живопись- от выбора основы холста до завершающего мазка.
Но давайте рассмотрим ещё один пример. «Портрет Шарля де Солье сьера де Моретта». Ганс Гольбейн младший, 1534 – 35г.г..
Портрет французского посланника при английском дворе Генриха VIII — выдающееся произведение живописи Возрождения. В нем с огромной психологической убедительностью переданы ум и сила воли человека, начинавшего солдатом, прожившего непростую жизнь при дворах трех королей, бывшего заложником у Генриха VIII и вот прибывшего к нему в качестве полномочного посла Франции.
Обратите внимание, как написана его строгая изысканная одежда: черного сукна дублет с золотыми пуговицами, поверх него черный бархатный с черным же шитьем джеркин, на фоне которого особенно эффектно выглядит массивная золотая цепь с ажурным медальоном. Поверх джеркина широкий массивный черный гаун — торжественная одежда высшей знати Европы из плотного черного шелка, исключительно дорогого в то время, отделанный драгоценным мехом. С каким мастерством написаны черные ткани! Мы ясно различаем их контрастные фактуры. Исключительно эффектны прорези на рукавах джеркина, сквозь которые видна легкая белая ткань рубашки, останавливающая наше внимание на энергично сжатых руках посланника. Дорогие драпировки темно-зеленого штофа с богатой свето-теневой моделировкой оттеняют исполненное достоинства лицо посланника.
Фактура драгоценных тканей и металлов образует великолепное обрамление, особо эффектные части которого окаймляют лицо и руки — наиболее значимые части портрета. Здесь фактура выступает в качестве драгоценной рамы, выявляющей смысл портрета.
И это использование разных фактур в одном живописном полотне!
Да… как говорилось выше, для выражения реалистичной фактурности художники прибегали к различным средствам художественного выражения замысла. Например, итальянский художник Караваджо использовал приемы многослойного наложения краски, расплавляя мазок лаком. Он достигал на своих картинах высочайшей иллюзорности изображения. Свойства краски полностью подчинены передаче внешнего вида предмета. Возникает фактурная выразительность упругих персиков, нежной кожуры прозрачного винограда и сочной мякоти арбуза, а плотная белая скатерть контрастирует с отсвечивающим стеклом. Великолепный приём, от которого краски начинают светиться как бы извнутри! Подобный приём я использовала в своих живописных картинах и тепернь я отчётливо понимаю, что современные лаки дают разный живописный эффект или вовсе не приемлемы для какой-либо живописной техники…здесь необходима большая экспериментальная работа, которая, как знать, может и приведёт к мастерству в исполнении и подчинению находки задуманному вами…
Тоже самое мы можем наблюдать в отечественной иконописи. Древнерусские иконописцы всегда пытались передать особенное свечение, исходящее от ликов Святых и Угодников Божьих, от их бестелесых фигур…здесь существует несколько приёмов решения подобной задачи и один из них – добавление в темперные краски творёного сусального золота…в таком случае краска начинала светиться, а живопись отвечала каноническим правилам изображения Божественного, Горнего мира.
О фактурах можно говорить много и бесконечно! Сколько направлений в живописи…сколько знаменитых имён! И у каждого своё понимание живописи, свои секреты мастерства! Одним словом, художники во все времена стремились усложнить и разнообразить фактуры…причём в разных видах искусства, включая даже и создание одежды. Законы «формирования фактур», правила гармонии, правила зрительного восприятия остаются неизменными в течении столетий…но лишь подчиняются законам красоты и развиваются индивидуальным чутьём художника-творца и его извечно ищущей мыслью…
Ваша Fashion.shkola.
СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ФАКТУРЫ ПОВЕРХНОСТИ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОДЕЖДЫ
Омский государственный институт сервиса
Номер: 10-1
Год: 2015
Страницы: 136-138
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наукКлючевые слова
дизайн, фактура, материал, буфы, design, texture, material, pouffe
Аннотация к статье
В статье рассмотрены современные способы создания фактуры поверхности текстильных материалов. Разработана неравномерная схема сборки буфов, позволяющая получить новые фактурные эффекты. Схема апробирована при изготовлении платья прилегающего силуэта.
Текст научной статьи
Современные тенденции в дизайне костюма на текущий и перспективный сезоны диктуют сложные формы и фактуры поверхности одежды. Сложность формы достигается давно известными приемами формообразования — членением, коническим и параллельным разведением деталей, методами макетирования. Многообразие форм обеспечено взаимодействием приемов формообразования и пластических свойств материалов. Сложные фактуры поверхности материалов достигаются в большинстве случаев в процессе производства материала. Развитие текстильной промышленности способствовало появлению материалов с совершенно уникальными свойствами, не только с позиций формообразования, но и внешних эстетических эффектов. Например, вложение металлических нитей способствует формированию произвольных складчатых форм без дополнительной их фиксации; многослойные материалы, полученные из волокон и нитей с различными свойствами, после термической обработки дают интересные фактурные эффекты за счет разной усадки слоев материала [1, 128-133]. Создание фактуры поверхности является перспективным направлением в дизайне костюма последних сезонов, поэтому большое внимание уделяется поиску авторских методов создания фактур. Актуальность данной работы заключается в развитии и совершенствовании технологий создания фактурных авторских полотен. Анализ фактур современных материалов позволил выделить три основных группы материалов по способу создания поверхности. В первую группу входят материалы, поверхность которых создана за счет выпуклых сегментов. Формирование поверхностей таким способом происходит за счет образования складок и защипов на поверхности и закрепления их ручными и машинными строчками и стежками, с помощью утюга или пресса, обработкой химическими растворами. Разнообразные выпуклые сегменты получают так же путём выстегивания материала с использованием объемных наполнителей, растяжением определенных участков с использованием вспомогательных элементов, соединением нескольких слоев материалов с различной степенью усадки и последующей их влажно-тепловой обработкой, скрепление определенных точек материала в соответствие со схемой (буфы). Вторая группа объединяет материалы, поверхность которых создана модульными элементами [2, 101-105]. Элементы могут быть выполнены из различных материалов, и иметь самую разнообразную форму и размеры. Модульные элементы имеют форму геометрических фигур — кругов, квадратов, прямоугольников, стилизованных элементов растений или совершенно фантазийные формы. Элементы могут быть плоскими и объемными, получены путем соединения нескольких простых форм. Третий способ предполагает воздействие на поверхность материала различными способами: механическими нагрузками — трение, разрыв, растяжение; температурой и влажностью; нанесением объемного рисунка; химическими препаратами и т.д. Создание фактуры поверхности является перспективным направлением в дизайне. За счет использования фактуры возможно изменение исходной формы костюма, что дает широкие возможности формообразования и декорирования. Для дальнейшего исследования был выбран метод буфов. Буфы используются для декоративного оформления одежды, аксессуаров и предметов интерьера. Появившись в эпоху Возрождения, они до сих пор являются одним из эффектных способов декорирования. Буфы получают на основе сеток, точки которых в определенной последовательности скрепляют стежками. От последовательности скрепления точек зависит рисунок на поверхности полотна. Существует огромное количество схем сборок, однако все они получены на сетках с одинаковыми размерами ячеек — равномерных сетках [3, 65-66]. В результате эксперимента разработана неравномерная сетка, использование которой позволяет не только добиться нового фактурного эффекта, но и дает возможность регулировать объем на различных участках костюма (Рис. 1). а б Рис. 1. Фактура поверхности, созданная методом буфов: а — сетка сборки, б — внешний вид изделия, декорированного буфами, собранными на неравномерной сетке. Новизна проектируемого метода заключается в использовании иного подхода к созданию модульной сетки, которую можно применять как самостоятельно, так и в комбинации с известными схемами сборок.