Приемы и техника резьбы по дереву. Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия]
Начинающему резчику, желающему самостоятельно овладеть техникой резьбы, для начала необходимы знания самых простых истин и элементарных приемов обработки древесины. Разобраться в теоретических вопросах будет легче, когда появится хоть какой-то практический опыт художественной резьбы.
Начальные упражнения выполняют на небольших дощечках-заготовках размером 250 (300) ? 100 (150) ? 15 (20) мм из липы, осины, тополя или ольхи. Заготовки должны быть тщательно выстроганы, а их торцевые кромки перпендикулярны продольным. Не забывайте: поверхность, предназначенную для резьбы, не шкурят, так как от шкурки на доске останутся зерна стекла или кварца, что может испортить лезвие инструмента. Гладкую поверхность можно подготовить рубанком или фуганком, а довести до высокой чистоты – с помощью цикли.
Подготовленную поверхность можно оставить естественного цвета, а можно затонировать в темный цвет – это зависит от задуманной композиции.
Затем заготовку для резьбы нужно надежно закрепить на верстачной доске. Качество крепления важно, чтобы не поранить руку и уверенно вести резец в нужном направлении. Для крепления заготовки сверху используют верстачные тиски, струбцины, а также деревянные брусочки-державки (рис. 18,
Рис. 18. Приспособления для крепления заготовки: а – тиски столярного верстака; б – струбцина; в – державка; г – игольчатый держатель.
Державки изготавливают из мягкой древесины, например липы, и прибивают к крышке верстака тонкими гвоздями или прикручивают шурупами. Кроме накладных державок применяют державки-зажимы в виде брусков или скоб различной формы, которые позволяют закреплять заготовку с торцов или углов в любом месте крышки верстака и быстро менять положение заготовки.
Заготовку можно даже просто прибить к верстаку двумя тонкими гвоздиками в противоположных углах, хотя это не лучший выход. Лучше, если к ее обратной стороне привернуть маленькими шурупчиками фанеру, а выступающие края закрепить струбцинами к доске или прибить гвоздями. Небольшие заготовки можно накалывать на игольчатый держатель. Для его изготовления в тонкую доску вверните шурупы и остро заточите надфилем выступающие концы (рис. 18, г). Эту доску закрепите на верстачной доске. Теперь без затруднений можно накалывать заготовку на шурупы-иголки.
После того как заготовка надежно закреплена, можно начинать упражняться.
Поделитесь на страничкеТехника резьбы по дереву
Прежде чем резать
Можно понять нетерпение начинающего резчика, которому кажется, что достаточнонаучиться держать в руках инструменты, и дерево покориться ему. Это все иллюзии. Прежде чем из-под резца выйдет что-то, отдаленно напоминающее произведение искусства, придется
немало потрудиться, поскольку в первую очередь необходимо изучить особенности и свойства материала, так как каждый сорт древесины неповторим, требует индивидуального подхода и особого способа обработки; научиться учитывать такие ее особенности, как
легкость обработки, способность приобретать гладкость или сохранять матовый блеск, восприятие отделки; уметь различать текстуру 3 главных срезов – вдоль и поперек волокон, на торце; освоить правила и базовые приемы резьбы, которые соблюдает каждый резчик.
Конечно, по мере приобретения опыта сложатся свои приемы и привычки, но есть основы, которые остаются неизменными независимо от техники, в которой собирается работать резчик.
Существуют основные способы резьбы, без умения выполнять которые невозможно двигаться вперед, добиться мастерства и подняться от банального ложкореза до художника-резчика по дереву. Рассмотрим эти приемы.
1. Срез по наклонной
(рис. 46), чтобы получиться чистым и гладким, обязательно должен выполняться по наклонной линии (отсюда и его название) к слою древесины и в направлении идущих волокон. В противном случае на материале образуются задиры и сколы.
Рис. 46. Выполнение среза по наклонной: а – правильно; б – неправильно
2. Срез поперек волокон заготовки
(рис. 47). Для выполнения этого приема используется полукруглая стамеска, движения которой осуществляются с двух сторон в направлении от края к центру заготовки. За один проход не следует проводить рез от одного
края до другого, так как в этом случае не удастся избежать сколов.
Рис. 47. Выполнение среза поперек волокон заготовки: а – правильно; б – неправильно
На торце данный прием (рис. 48) выполняется аналогично. Если не соблюдать этого правила, образуются сколы, что скажется на качестве и внешнем виде изделия.
Рис. 48. Выполнение среза на торцевой плоскости заготовки: 1 – правильно; 2 – неправильно
3. Резьба прямой двусторонней выемки, направленной поперек волокон заготовки
(рис. 49). Прием условно можно разделить на 2 этапа: на первом нож-косяк держат вертикально, на втором – наклонно и при этом срезают грани с обеих сторон от центральной линии разметки (середины выемки).
Рис. 49. Выполнение прямой двусторонней выемки поперек волокон заготовки
(стрелками указано направление движения ножа): 1 – разметка; 2 – средняя линия
4. Резьба двусторонней выемки, идущей по наклонной к направлению волокон заготовки
(рис. 50), так же, как и предыдущий срез, осуществляется в несколько этапов. Резак держат вертикально и режут прямую среднюю линию на всю глубину выемки. Затем выполняют одну наклонную сторону выемки в направлении вдоль волокон и режут вторую наклонную сторону, но в противоположном направлении. Нарушение последовательности этапов оборачивается такими дефектами, как шероховатые срезы, задиры и др.
Рис. 50. Выполнение двусторонней выемки, идущей по наклонной к направлению волокон заготовки (стрелками указано направление движения инструмента): 1 – разметка; 2 – грани выемки
5. Резьба прямой двусторонней выемки, направленной вдоль волокон заготовки
(рис. 51). В зависимости от строения древесины (прямослойная или непрямослойная) резьба будет проводиться по-разному. В том случае, если линии текстуры годичных слоев расположены параллельно боковым кромкам обрабатываемой заготовки и отличаются прямослойным строением, осуществляется легко, но при этом обязательно в следующей последовательности. В первую очередь на полную глубину выемки прорезают среднюю линию, потом выполняют боковые грани по наклонным линиям, но в отличие от предыдущего вида резьбы направление реза может быть любым.
Рис. 51. Выполнение прямой двусторонней выемки, направленной вдоль волокон заготовки
(стрелками показано направление движения инструмента): 1 – грани выемки; 2 – средняя линия
Прежде всего, прорезают среднюю линию, причем вертикально и в одном направлении, после чего в двух направлениях выполняют боковые грани (рис. 52). Сначала одну в направлении центра, потом вторую в направлении от центра.
Рис. 52. Выполнение прямой двусторонней выемки, направленной вдоль волокон заготовки из свилеватой древесины (стрелками показано направление движения инструмента): 1 – средняя линия; 2, 3 – боковые грани 6. Резьба выемки, которая проходит по окружности или по кривой (рис. 53), осуществляется в определенной последовательности, от соблюдения которой зависит окончательный вид заготовки.
Рис. 53. Выполнение выемки, которая проходит по окружности или по кривой (цифрами показан порядок движения инструмента по секторам, стрелками – направление движения инструмента при выполнении боковых граней, а крестиками – место встречи граней выемки): а – порядок работ; б – двухгранная выемка; в – полукруглая выемка
7. Резьба полукруглой выемки, которая расположена на заготовке наклонно
(рис. 54), должна осуществляться с учетом того обстоятельства, что одна сторона выемки идет вдоль направления слоев годичных колец, поэтому режется без затруднений и получается гладкой, а другая – против направления слоев годичных колец, в связи с чем обычно имеет задиры. Чтобы выемка выглядела аккуратно, древесину режут в противоположных направлениях сначала с одной стороны от средней линии, а потом – с другой.
Рис. 54. Выполнение полукруглой выемки, которая расположена на заготовке наклонно (стрелками показано направление движения инструмента)
Середина выемки должна выполняться с особой аккуратностью, без форсирования резьбы, древесину нужно снимать осторожно, тонкими слоями. Стружка одного направления обязательно должна попадать в стружку другого направления. В этом случае выемка получится без задиров.
8. Резьба круглой вогнутой выемки на пласти заготовки может осуществляться по-разному.
Первый способ (рис. 55)
Рис. 55. Выполнение резьбы вогнутой выемки на пласти заготовки первым способом
(стрелками показано направление движения инструмента): а – вид сверху; б – вид сбоку
Резьбу выполняют от линии разметки, направляя ее параллельно расположению волокон в древесине заготовки, и ведут до вертикальной линии, которая проходит через центр. При этом место встречи режут в направлении центра по вертикальной линии (на рисунке указано стрелкой).
Второй способ (рис. 56)
Рис. 56. Выполнение резьбы вогнутой выемки на пласти заготовки вторым способом (стрелками показано направление движения инструмента)
При работе инструмент направляют параллельно слоям древесины навстречу друг другу. Места встречи режут поперек волокон в направлении центра.
9. Резьба круглой вогнутой выемки на торце заготовки осуществляется разными способами.
Выемку выполняют боковыми движениями вдоль волокон древесины, направляя резец полукруглой стамески от центра по кругу (рис. 57).
Рис. 57. Выполнение круглой вогнутой выемки на торце заготовки первым способом (стрелками показано направление движения инструмента): а – вид сверху; б – вид сбоку
Второй способ (рис. 58) осуществляется другим инструментом – клюкарзой, при этом резьбу выполняют от центра к краям. Линии реза могут быть прямыми и несколько изогнутыми (рис. 59).
Рис. 58. Выполнение круглой вогнутой выемки на торце заготовки вторым способом (стрелками показано направление движения инструмента): а – вид сверху; б – вид сбоку
Рис. 59. Выполнение круглой вогнутой выемки на торце заготовки вторым способом изогнутыми линиями (стрелками показано направление движения инструмента)
10. Резьба круглой выпуклой формы на пласти заготовки
Осуществляется 2 способами, которые различаются направлением движения инструмента.
В обоих случаях резьбу ведут в 4 направлениях, но при первом способе от вертикальной линии, проходящей через центр
выпуклой формы, к горизонтальной, также проходящей через центр, вдоль направления волокон древесины (рис. 60).
Рис. 60. Выполнение круглой выпуклой формы на пласти заготовки (стрелками указано направление движения инструмента)
Во время резьбы вторым способом (рис. 61) инструмент направляют по слою древесины от вертикальной линии, проходящей через центр формы, к краям. Причем срезы осуществляют параллельно друг другу.
Рис. 61. Выполнение круглой выпуклой формы на пласти заготовки вторым способом (стрелками указано направление движение инструмента)
11. Резьба выпуклой формы на торце заготовки
(рис. 62). Этот прием осуществляют по направлению строения древесины, последовательно перемещаясь от края площадки формы к вершине.
Рис. 62. Выполнение выпуклой формы на торце заготовки (стрелками показано направление движения инструмента): а – вид сверху; б – вид сбоку Таковы основные приемы резьбы, которые используются практически во всех видах рельефа. Но необходимо сказать, что ими не ограничивается арсенал резчика, и далее будут описаны другие приемы.
Виды резьбы по дереву: контурная, плоскорельефная, ажурная, пропильная
Художественная резьба по дереву развивалась столетиями. В статье рассматриваются виды резьбы по дереву — от традиционных до самых современных.
С самых ранних этапов развития человеческой цивилизации дерево использовалось для изготовления жилищ, транспортных средств, предметов быта.
Обработкой дерева занимались очень многие мастера. Они старались украсить готовое изделие — новый дом, ладью, небольшую вещицу, детскую игрушку. Художественная резьба по дереву, состоявшая вначале в нанесении несложных орнаментов, развивалась столетиями. Мастерство деревообработки совершенствовалось с появлением новых инструментов и других возможностей.
История резного дела
В России с её лесными богатствами древесину использовали во всех сферах жизни. Из дерева строили дома, в более поздний исторический период — храмы, изготавливали мебель и кухонную утварь. Лодки и корабли делали из многих пород дерева. Орудия труда частично или полностью изготавливались из древесины.
Деревянные скульптуры имели отношение к религии и обрядам. Самым древним объектом, вырезанным из дерева, считается Шигирский идол. Эта скульптура из лиственницы найдена на Урале. Идол покрыт разнообразными узорами, отражающими мировоззрение людей того времени.
В XVI веке резьба по дереву была повсеместным народным промыслом. Настоящим искусством она стала уже в XVII и последующих веках. Для украшения церквей и дворцов использовались одновременно многие виды резьбы по дереву.
Центрами резьбы в России были сёла:
- Богородское;
- Аргуново;
- Абрамцево, Кудрино и другие.
В каждом из этих мест формировался свой особый стиль, определяемый породами дерева, приёмами работы, используемыми инструментами, характером орнаментов и рисунков.
Как это делается. Поэтапное выполнение резьбы по дереву.
Здравствуйте!
Здесь я покажу Вам как выглядит процесс резьбы по дереву на примере работы «Часы настенные арт-нуво» http://www.livemaster.ru/item/6691887-dlya-doma-interera-chasy-nastennye-art-nuvo . Перед этим был еще процесс эскизирования и подготовки древесины для выполнения резьбы, но уж слишком большая публикация получилась бы. Поэтому решила ограничится лишь последним этапом резьбы по дереву.
Время затраченное на изготовление толко резьбы (без эскизирования) — 4 недели.
И так.
№ 1 Деревянная заготовка из бука с уже перенесенным на нее контурным изображением будущей работы.
№ 2 Выявление рельефа.
№ 3 Черновая обработка. Придание характерных особенностей.
№ 4 Проработка деталей.
Вот так выглядит рабочий стол в моей мастерской во время работы.
№ 5 Выпиливание по контуру. Этот этап должен был быть одним из первых, но оставила его на потом т.к. в процессе резьбы могло возникнуть желание, что-либо немного изменить в «прическе».
Чем дальше, тем страшнее! Рабочий стол заваливается все бОльшим количеством иллюстративного материала.
№ 6 Центр композиции (лицо) готов и перехожу к «второстепенным деталям».
№ 7 Отдельно выпиленный циферблат в процессе резьбы.
№ 8 Заоваливание циферблата по краям.
№ 9 После подгонки двух деталей (основы и циферблата) склеиваем их друг с другом. После склейки дополнительно укрепила всю конструкцию саморезами.
№ 10 Шкурение.
№ 11 После того как часовой механизм был подогнан в специально сделанный для него паз следует процесс лакирования. После этого поставила часовой механизм и все готово.
Я показала Вам весь процесс в очень сокращенном варианте. Лишь основные этапы, а вернее результаты этих этапов. Но и по ним можно судить о том, что же это такое — резьба по дереву.
Надеюсь, что было полезно.
С уважением, Вера.
Резьба по дереву для начинающих: основные аспекты
Какие инструменты и материалы необходимы для резьбы по дереву для начинающих? Какие правила техники безопасности следует помнить начинающим в резьбе по дереву? С чего начать обучение резьбе по дереву? Какие ошибки чаще всего допускают начинающие в резьбе по дереву?
Хобби у людей могут быть самыми разными, и это вовсе не обязательно собирание чего-либо: марок, монет, фарфоровых статуэток и т. д. Они не только приносят радость обладания предметом, но и доставляют удовольствие от процесса его создания. Как раз одним из таких увлечений и является резьба по дереву для начинающих. Сразу хочется предупредить: подобное занятие требует немало времени и терпения. Зато результат может превзойти все ожидания. Только представьте себе, как будут выглядеть деревянная шкатулка, украшенная собственными руками, или рамка для фотографии, или даже журнальный столик. Но учиться всему надо постепенно, начиная с самых азов. О том, что следует знать начинающему резчику по дереву, и будет наша сегодняшняя статья.
Резьба по дереву каких видов доступна для начинающих
Древнее резьбы по дереву как вида искусства разве что наскальные рисунки. На Руси «резное дело» было широко распространено. Мастера выполняли самые разные рисунки, которые в народе назывались узорчьем или ознаменкой.
В конце XV века послушник Троице-Сергиевой лавры инок Амвросий добавил в исконно русский орнамент (разного рода желобки, зубчики, маковицы и т. п.) как западные, так и восточные мотивы.
Развитие искусства резьбы по дереву продолжалось. В середине XVII века в Россию пришла немецкая резьба с обилием готических элементов. Вместе с ней появились новые для русского человека термины и даже инструменты.
Несколько столетий назад, до технологической революции, почти каждый человек владел тем или иным ручным ремеслом. Многие таким способом попросту зарабатывали себе на жизнь. Сейчас это не столь актуально. Вышивка и вязание, резьба по дереву и гравировка по металлу сегодня в большинстве случаев являются для людей просто увлечением. Далеко не каждый выберет себе в качестве хобби резьбу по дереву. Но если начинающий на этом поприще человек «загорится» делом – то это уже навсегда.
VРезьбу по дереву никогда не классифицируют по орнаменту, так как одну и ту же вещь мастер может украсить самыми разными узорами – в зависимости от своей фантазии. Зато начинающему резчику по дереву полезно знать типы, на которые такая резьба подразделяется. Она может быть:
- сквозной;
- глухой;
- домовой;
- скульптурной;
- с помощью бензопилы.
У каждого типа резьбы есть свои отличия.
Например, первый тип резьбы делится еще на два вида: накладная и сквозная резьба. Когда в дереве проделывают отверстия резцом или стамеской – это прорезная резьба. Если же используют лобзик или пилу, такая резьба будет называться профильной. Резьба с рельефным орнаментом определяется как ажурная. И все это разновидности только одной резьбы — сквозной.
С другими видами дело обстоит немного проще. Когда вещь украшена орнаментом без сквозных отверстий вообще – это глухая резьба.
Домовую резьбу наносят на фасады зданий, после чего каждое из них становится в буквальном смысле слова произведением искусства.
Скульптурная резьба по плечу только настоящим мастерам, для начинающих это слишком сложно. Из дерева вырезаются различные фигурки животных. Деревянные скульптуры и бюсты тоже относятся к данному виду резьбы.
При известных навыках с помощью бензопилы можно вырезать из дерева все что угодно, в том числе и немаленьких размеров статую. Вообще, бензопила предназначена для масштабных работ, которые требуют определенных усилий. Людям, только начинающим овладевать мастерством резьбы по дереву, бензопила покажется не слишком удобным инструментом для творчества.
Кроме вышеперечисленных, можно назвать и другие способы резьбы по дереву:
Прорезная (или ажурная) резьба
Ее еще называют сквозной, или пропильной. Один из самых «элитных» видов резьбы — в том смысле, что подобный узор любили заказывать для украшения своих домов богатые люди. Среди начинающих такая резьба по дереву популярна тем, что, несмотря на кажущуюся сложность, выполнить ее не так уж и тяжело. Ажурной резьбой и сейчас часто украшают детали загородных домов, а иногда и квартир (например, двери или карнизы). Такая резьба не только великолепна сама по себе, но и обладает одним удивительным эффектом: освещенная солнцем, ажурная вязь отбрасывает на предметы изящную тень.
Накладная резьба
Относится к предыдущему виду резьбы, ее вариация. Сперва на заготовке вырезается задуманный рисунок, а потом она крепится на поверхность изделия, которое вы решили украсить. Накладную резьбу часто еще называют мебельной.
Объемная резьба
По-другому – скульптурная. С помощью такой резьбы получают или фигуры целиком, или их элементы. Даже начинающий резчик должен знать, что для подобного вида резьбы подходят только мягкие породы деревьев: осина, ольха, липа, береза, сосна и др. Задуманная фигурка изготавливается в несколько этапов. Сперва делают черновую обрубку заготовки. Потом с помощью стамески вырезают контуры изображения. Для самых мелких деталей берется стамеска шириной не больше 25 мм. И, наконец, полученную фигурку шлифуют и покрывают лаком.
Геометрическая резьба
Иное название такой резьбы – клинообразная. Узор состоит из всевозможных геометрических фигур в самых различных комбинациях. Разумеется, все это делается в соответствии с заранее нарисованным эскизом. Видов геометрической резьбы несколько. Один из них – скобчатая плоско-выемчатая резьба по дереву, для начинающих самая подходящая. Этот способ резьбы освоить совсем не сложно.
Контурная резьба
Это практически рисунок по дереву, только вместо карандаша используются стамеска или другой режущий инструмент. Плюс такой резьбы по дереву для начинающих в его простоте. А еще к контурному рисунку легко добавить какую-нибудь роспись.
Рельефная резьба
У нее есть свои подвиды: плоскорельефная и глухая. Сильная сторона данного метода в том, что, какую бы композицию вы ни выбрали для воплощения, смотреться она будет изысканно и по-настоящему красиво. Этот способ, как и предыдущий, легко можно совместить со многими другими видами резьбы.
«Татьянка»
Самый «юный» и, наверное, самый подходящий способ резьбы по дереву для начинающих. Во-первых, он занимает меньше времени по сравнению с остальными методами. Во-вторых, он не такой трудоемкий. Основная разница между «Татьянкой» и другими способами резьбы по дереву заключается в применении более остро заточенных орудий труда.
Какие инструменты входят в набор для резьбы по дереву для начинающих
Для каждого дела, будь то резьба по дереву или ремонт телевизора, нужны соответствующие инструменты. И, чем они будут качественнее, тем быстрее и удачнее вы сможете завершить работу. Даже самый именитый мастер резьбы по дереву (не говоря уже о начинающих) вряд ли сможет изготовить что-то стоящее без нужных приспособлений.
Одними стамеской и долотом набор средств для резьбы по дереву не ограничивается. Инструментов гораздо больше, и они самые разнообразные. Чаще всего человек, пройдя путь от новичка до специалиста, останавливается на каком-то конкретном инструменте, с которым у него лучше всего получается работать. Отсюда совет начинающим резчикам по дереву: прежде чем выбрать что-то одно, попробуйте в деле все приспособления, вдруг какое-то из них придется вам особенно по душе?
Среди всего многообразия инструментов для резьбы по дереву есть несколько основных, с которыми начинающим придется работать.
Стамеска
Едва ли не самое главное орудие труда резчиков по дереву – как начинающих, так и мастеров. Стамеской работают по заготовкам не слишком большой толщины. С ее помощью подгоняют соединения, вырезают пазы и т. п. Для определенного вида работ предназначена та или иная стамеска.
Вот только некоторые из них.
- Ровные, а также выпуклые заготовки режут с помощью широких и прямых стамесок. Их же используют для зачистки поверхностей.
- Если древесина, с которой вы работаете, из твердой породы, то тут подойдет стамеска с полукруглым лезвием. С разного рода сучками она тоже замечательно справляется.
- Если место на заготовке, которое нужно обработать, труднодоступно, на помощь придет узкая стамеска.
- Клюкарзы предназначены, чтобы вырезать в заготовке желоба.
- Нужны канавки? Тут выручит угловая стамеска. Также ей удобно делать треугольные углубления в заготовке.
Долото
Долото нужно для того, чтобы пробиться в заготовку на большую глубину, нежели при помощи обычной стамески. Для этого в паре с долотом «работает» киянка. С их помощью выдалбливаются глубокие гнезда и пазы, выполняются некоторые другие работы. В отличие от стамески у долота лезвие толще, а ручка специально укреплена, чтобы без последствий выдерживать удары молотка.
Ножи
Каждый начинающий учиться резьбе по дереву должен помнить: нож для работы должен быть из отменной стали и очень острым. Как и в случае со стамесками, специальных ножей для резьбы несколько.
Резак
Его используют, если нужно вырезать элементы с изгибами.
Ложечный нож
Незаменим, если вы задумали изделие с отверстием-полусферой (например, тарелку).
Косяк
Им удобно наносить на изделие геометрические узоры – благодаря заточке под углом в 30–80 градусов.
Богородский нож
Без него не обойтись в скульптурной резьбе.
Бормашина
Бормашину используют и в самом начале – для обрабатывания заготовки, и на заключительном этапе работы – для полировки и шлифовки изделия. Если в резьбе есть труднодоступные места, то бормашина значительно облегчит ваш труд. Также она ускорят процесс нарезки желобков и выполнения мелких элементов в резьбе. Для упрощения некоторых видов работ к бормашине предусмотрены разного рода насадки. Начинающему резчику по дереву советуем сперва поупражняться с этим инструментом на любом куске дерева, чтобы изучить все его возможности.
И это далеко не полный список приспособлений, которые будут нужны даже начинающему. В перечень также входят различные рашпили, скребки, наждачная бумага, дрель со сверлами и многое другое.
Не забудьте также про грифельные карандаши и всевозможные трафареты, чтобы рисунок на подготовленном для работы материале выглядел ровно и красиво.
Как правильно выбрать инструмент, особенно если вы только начинающий резчик по дереву? Стоит ли говорить, что от качества инструмента почти всегда зависит и уровень выполненной работы? Специалисты дают совет: вовсе не обязательно покупать самые дорогие и самые «навороченные» наборы, иногда это просто выброшенные на ветер деньги. Как и в любом другом случае, стоимость товара может зависеть от страны-производителя, бренда или даже от местоположения магазина. Профессионалы, в отличие от начинающих, давно поняли, что российские инструменты зачастую ничуть не хуже импортных, а то и превосходят их по качеству. И стоить при этом могут в несколько раз дешевле.
Какие материалы потребуются начинающим для резьбы по дереву
Дерево всегда было одним из самых популярных материалов для обработки. Оно легкодоступно (по крайней мере, было столетия назад), и на него, в отличие от камня, не надо тратить массу сил. Раньше искусно обработанным деревом украшали практически все, начиная от ставней самых бедных домов и заканчивая фасадами храмов. Сегодня деревянные украшения снова пользуются спросом. Возможно, это связано с модой на отделку жилья в экологическом стиле.
Начинающему резчику мало иметь под рукой «правильные» инструменты для работы. Нужно разбираться и в породах деревьев, материал которых вы планируете использовать. Сорта древесины бывают твердые и мягкие. И у каждого из них есть свои сильные и слабые стороны, если говорить именно о резьбе.
Мягкую древесину имеют:
- липа;
- береза;
- осина;
- ель;
- сосна;
- можжевельник.
Подобная древесина хороша тем, что обрабатывать ее очень легко, особенно начинающим. Зато стоит во время работы соскочить ножу – и рисунок испорчен безвозвратно.
Твердые сорта дерева таким недостатком не страдают. Это:
- дуб;
- красное дерево;
- бук;
- самшит.
Заготовки из них обходятся гораздо дороже, но дело того стоит. Изделия из твердого дерева пользуются гораздо большим спросом благодаря своему внешнему виду и долговечности. Правда, начинающим резчикам по дереву работать с таким материалом пока рановато: можно не только испортить инструмент, но и сильно пораниться.
Так что для новичков лучше всего подойдет береза. Ее легко можно резать в разных направлениях, да и сверлению эта порода поддается практически без сопротивления. Единственное, спустя какое-то время поделки из березы могут потемнеть. Учитывайте это при задумке изделия.
Если вы планируете резьбу, в которой будет множество прорезей, то лучше всего тут подойдут заготовки из хвойных деревьев. У них мягкая древесина, что значительно облегчит работу начинающему резчику по дереву. Липа и осина – тоже подходящие варианты для пробы сил.
Резьба по дереву своими руками и техника безопасности для начинающих
Некоторые начинающие резчики по дереву считают, что техника безопасности им совершенно не нужна. Достаточно делать все осторожно – и все будет в порядке. Осторожность – это хорошо, но конкретные правила тоже знать не помешает, тем более что с израненными пальцами о хобби придется на время забыть. Итак…
1)Проверьте устойчивость рабочего стола. Если он будет хоть немного шататься, это может стать причиной неприятных порезов на руках.
2)Детали при обработке нужно закрепить. Так работать и удобнее, и безопаснее.
3)Рабочее место должно быть правильно освещено. Свет, падающий со спины, — не лучший помощник для начинающего резчика по дереву, так как на ваши руки он практически не попадает.
4)Всякий инструмент нужно время от времени затачивать. Если вы делаете это с помощью электроточила, не забывайте про защитные очки.
5)Некоторые после заточки проводят по режущей кромке ножа (зубила, долота и пр.) пальцем: достаточно ли остро? Если достаточно, то вы рискуете убедиться в этом немедленно, получив глубокий порез. Не безопаснее ли использовать деревянный брусок?
6)Многие начинающие при резке по дереву направляют инструмент в свою сторону или располагают вторую руку по ходу движения ножа. Стоит ли говорить, что это крайне опасно?
7)Рабочий стол всегда должен содержаться в чистоте. Это и удобно, и исключает шанс случайно напороться на какой-либо острый предмет.
8)Особое внимание уделяйте своему электроинструменту. Тут правила те же, что и для всех приборов, работающих от сети. Устройство должно быть исправно, и следите, чтобы не перекручивался шнур.
Важно! На всякий случай всегда держите под рукой аптечку первой помощи.
Начинающие резчики часто забывают о правилах пожарной безопасности. Деревянная стружка – весьма горючий материал и легко может воспламениться от любого нагревательного прибора. Не допускайте контакта между ними.
Резьба по дереву: с чего начать?
Человеку, только начинающему осваивать резьбу по дереву, не стоит сразу браться за самые сложные элементы. Нужно привыкнуть к инструменту, хотя бы просто научиться правильно его держать. Важна и теория: какое приспособление за что «отвечает». Спешить не следует. Браться начинающему сразу же за скульптуру – это только трата времени и материала. Сперва лучше попробовать свои силы на элементарных узорах, постепенно переходя к орнаменту из них. В любом случае осваивать все нужно с азов.
Огромный плюс резьбы по дереву в том, что человек, решивший заняться этим делом, вовсе не обязательно должен уметь рисовать. Начинающему резчику для работы будет вполне достаточно шаблонов и трафаретов. Перевести рисунок на заготовку – что может быть проще?
Между прочим, новыми эскизами интересуются не только начинающие и даже любители. Многие мастера не считают зазорным поучиться у совершенно не известных резчиков. Ведь, если повезет, можно встретить оригинальный узор, поражающий своей красотой.
Готовы начать учиться? Тогда сперва озаботьтесь удобным рабочим местом. Устройте его в соответствии с техникой безопасности и не забывайте о приличном освещении. Купите заготовки (желательно из мягкого дерева) в магазине или через интернет.
Теперь выбираете понравившийся рисунок и через кальку переводите его на поверхность дощечки. Чтобы линии узора не стирались от прикосновений, поверх рисунка можно нанести лак.
Все, можно приступать к работе. Начинающим резчикам для тренировки лучше всего подойдут геометрические узоры, самые несложные из них.
Зачем нужны картинки для геометрической резьбы по дереву для начинающих
Наиболее простые геометрические узоры состоят из квадратов, треугольников и ромбов. Но сперва их нужно правильно нанести на заготовку. Как это сделать начинающему резчику по дереву?
- Для начала – разметка. С помощью твердого карандаша наносите на деревянный брусок линии, которые будут служить периметром для будущего узора. Если линии периметра параллельны сторонам заготовки, в дело идут угольник и линейка. Если линии нужно провести под определенным углом, вам понадобятся малка или ерунка.
- Этап второй – работа с внутренним пространством периметра. Используя линейку, разбиваем его на квадраты или прямоугольники. Потом делим их по диагонали – и получаем треугольники. Совсем мелкие компоненты можно прорисовывать на глаз, без помощи линейки.
- Если вы решили делать орнамент в круге, разметку тоже произвести довольно просто. Чертим с помощью циркуля окружность и им же делим ее на нужное количество частей. Дальше остается только соединить точки. В зависимости от способа соединения у вас получится тот или иной узор в центре круга.
Некоторые начинающие резчики часто экономят время на разметке. Не стоит поступать так же. Чем более выверенной будет разметка, тем симпатичнее получится орнамент.
Как обучиться резьбе по дереву для начинающих бесплатно
Сейчас, чтобы получить какой-либо навык, совсем не обязательно записываться в группу по интересам. Широкое распространение получили видеоуроки для начинающих, и найти их можно практически на любую тему. Конечно, от наставника вы сможете получить знаний и умений куда больше, но для того, чтобы определиться с выбором, видеоурока будет вполне достаточно.
Что делать, если вы все же решили освоить резьбу по дереву, а времени на посещение реальных занятий нет? И опять на помощь начинающим приходит интернет. В нем, кроме отдельных мастер-классов по резьбе, можно найти целые видеокурсы для начинающих. Там опытные наставники дают всю нужную информацию об этом искусстве, а также показывают, что и как нужно делать. Следуйте советам опытных мастеров, не спешите переходить от простого к сложному – и все у вас получится!
Геометрическая резьба по дереву: видеоуроки для начинающих
Геометрическая резьба по дереву для начинающих делится на три фазы.
1. Подготовительная
Нанесите разметку на плоскую поверхность заготовки. Периметр будущего узора разделите на полоски, впишите в них треугольники – равносторонние или равнобедренные. Найдите центр каждого. Он будет располагаться в точке пересечения медиан (медиана – линия, соединяющая вершину треугольника с серединой противоположной стороны).
2. Основной
Начинаем вырезать трехгранные выемки. Поставьте нож (косяк) острием (носком) в центр. Нож стоит строго вертикально, его пятка «смотрит» в любой угол треугольника. Углубляем нож в поверхность, делаем надкол. При правильной технике лезвие касается угла треугольника. Всего нужно будет сделать по три надкола глубиной в 3–4 мм.
После этого острие надо поставить в левый угол основания треугольника, пятка направлена на вас. Наклоняем нож от основания, постепенно углубляя его в поверхность заготовки по направлению левой линии надкола, и подрезаем нижнюю грань. С боковыми поступаем так же. Одна маленькая хитрость. В случае, когда основание треугольника идет вдоль волокон древесины, боковые грани нужно подрезать от основания к вершине. Если основание расположено поперек волокон, поступаем наоборот.
Как избавиться от стружки, застрявшей внутри треугольника? Делается это так. Заготовку держим основанием к себе. Острие ножа углубляем в подрез основания, несильно надавливаем на лезвие большим пальцем, заставляя нож потихоньку скользить и отсекать стружку. Если не получается, можно выколоть ее пяткой лезвия со стороны подреза.
3. Дополнительный
Если центры верхних треугольников соединить с углами и сделать резьбу методом, описанным выше, то получится орнамент под названием «змейка». Две «змейки», соприкасаясь друг с другом основаниями, образуют «розетку».
Вот несколько видеоуроков для начинающих резчиков по дереву, в которых покажут, как правильно создать орнамент из трехгранных выемок:
Геометрическая резьба по дереву: эскизы для начинающих
Потренировались на отдельных элементах? Тогда можно переходить к орнаменту из них.
Цепочка (рис. а) – два ряда трехгранных выемок, в центре каждой – небольшое углубление. Ряды соединены основаниями.
Ромбы (б) – все то же самое, что и на рисунке а, только ряды из выемок соединены вершинами.
Витейки (в) – трехгранные выемки располагаются так же, как на рисунке б, но с небольшим отличием. Ряды относительно друг друга сдвинуты в сторону на величину треугольника.
Змейка (г) – снова два ряда выемок. Но в этом случае они стыкуются между собой по принципу «молнии».
Розетка (д) состоит из двух «змеек», расположенных зеркально по отношению друг к другу.
Соты (е). Для создания узора по центру полоски располагают квадраты, поставленные на угол и разделенные по вертикали. Поверх квадратов – треугольники. Техника резьбы такая же, как и в предыдущих случаях, только углубления делаются в вершине трехгранных выемок.
Звездочки (ж) – разметка узора, как на рисунке е. Углубления по центру треугольников.
Розетка, другой вариант (з). Для этого нужно вырезать две полоски «звездочки» друг рядом с другом.
Резьба по дереву для начинающих: видео техники «Татьянка»
Несмотря на то что это самый молодой вид резьбы по дереву, сейчас он пользуется огромной популярностью. Придумал эту технику резчик Шамиль Сасыков – и назвал в честь своей супруги, Татьяны. Данный метод резьбы настолько востребован, что в различных городах существуют даже специальные школы, в которых люди овладевают «Татьянкой».
Чем же так хорош этот способ резьбы? Прежде всего он подходит для любых пород дерева. Инструменты, разработанные специально под «Татьянку», с легкостью возьмут хоть мягкую древесину, хоть твердую. Правда, для каждого вида древесины нужна «своя» заточка. Второй секрет «Татьянки» заключается как раз в использовании специальных инструментов. И третий момент, очень важный для начинающих: после освоения «Татьянки» становятся понятны общие принципы резьбы по дереву, что без проблем позволяет работать с другими техниками.
ри использовании «Татьянки» ни в коем случае не стоит торопиться, а всю работу нужно разбить на определенные стадии. В многослойной резьбе все делается шаг за шагом. Проверьте, достаточно ли качественно вырезаны узоры на первом пласту резьбы. Если нет, то второй пласт тоже ляжет неправильно, и ошибки будут только накапливаться. Точно так же действует и обратное правило: если вы сперва сделали верхние составляющие резьбы, то доступ к нижним будет затруднен из-за вероятности повредить уже готовый узор. Поэтому, прежде чем приступать к работе, хорошенько обдумайте порядок своих действий.
Начинающим резчикам будет интересно ознакомиться с видеоуроком по технике «Татьянка»:
5 распространенных ошибок резьбы по дереву
Есть несколько ошибок, которые часто встречаются у начинающих резчиков и мешают им совершенствоваться в ремесле.
1)Нельзя использовать для поделок сырую древесину. Она должна быть сухой (не больше 12–13 процентов влажности) и приемлемого качества.
2)Некоторые начинающие, проделывая углубления, слишком сильно давят на инструмент. Так делать не стоит. Лишний материал надо убирать небольшими частями. Конечно, объем удаляемых фрагментов напрямую зависит от величины рисунка.
3)При работе многие не обращают внимания на направление волокон в заготовке. В зависимости от этого нажим на инструмент и величину удаляемых элементов надо варьировать.
4)Начинающие часто не соблюдают последовательность действий. Всю работу нужно разбить на несколько шагов и выполнять их строго один за другим.
5)Излишняя торопливость в стремлениях. Мастерство не приходит к человеку вот так сразу. Для этого нужны терпение и работоспособность. Если вы твердо решили добиться своего и не пожалеете на это труда, то успех к вам обязательно придет.
Виды резьбы по дереву. Основные характеристики
У каждого народа – своя культура, быт, традиции. Но всех объединяет одно – стремление к прекрасному. И если у древнего человека при обустройстве жилья была единственная цель – скрыться от непогоды и диких животных, то с переходом к оседлой жизни меняются приоритеты: развитие науки и культуры ведет к обустройству быта, жилье украшается. Развитие ремесел в той или иной местности зависит от наличия материалов и ископаемых. Так, в районе северных морей, где основными промыслами являются рыбалка и охота, зарождается резьба по моржовой кости. В горных районах с большими запасами руды развивается кузнечное дело. Лесные регионы богаты древесиной. Издавна она используется для строительства жилья и обустройства быта. Заканчивая полевые работы, крестьяне, чтобы скоротать долгие зимние вечера, занимаются резьбой по дереву. Со временем увлекательное хобби превращается в основное ремесло.
Многие достигают в этом небывалого мастерства. Изделия мастеров вправе соперничать с произведениями именитых художников. Да и зачем сравнивать? При помощи нехитрого инструмента и фантазии руки мастера из самой обычной древесины создают необыкновенные и редкие шедевры. Художественная резьба по дереву – явление поистине уникальное.Резьба по дереву: основные виды
Со временем этот вид прикладного искусства не только не утратил свою популярность, но и наоборот, получил развитие. В зависимости от типа используемых материалов и способа их обработки выделяются новые виды резьбы по дереву: рельефная, плоскорельефная, скульптурная, плосковыемчатая и пропильная. Основное отличие состоит в расположении узора по отношению к поверхности или фону работы. У каждого из этих видов – свои приемы выполнения, задачи и конечный результат. Остановимся на каждом из них подробнее.
Пропильная резьба
Это один из способов резьбы, когда с полотна полностью удаляется фон. Он имеет и другие названия: прорезная или сквозная резьба по дереву.
Этот термин точно описывает процесс обработки дерева. Здесь прекрасно сочетается геометрическая резьба и рельеф. Это один из древнейших приемов, он требует определенного мастерства и сноровки, как, например, ажурная сквозная резьба. Техника здесь следующая: заготовку закрепляют, расчерчивают, наносят основной рисунок и просверливают отверстия для пилы. По контуру производят опиловку и последующую подготовку материала для работы: снятие фаски стамеской и зачистку заготовки шкуркой. Создается эффект воздушности, легкости, невесомости. Работа настолько тонкая и изящная, что иногда трудно поверить в то, что использовалась древесина.Плоскорельефная резьба
Все виды резьбы по дереву отличаются своим отношением к фону: он либо отсутствует, либо находится в одной плоскости с рисунком, или же утоплен на несколько миллиметров вовнутрь. Фоном служит поверхность изделий, которую украшают геометрические фигуры или растительный узор. В данном случае он вокруг поверхности рисунка удаляется и врезается на 5-7 миллиметров вглубь полотна. Выполняется работа таким образом, что фон и рисунок находятся как в одной плоскости, но при этом выглядят объемными, так и в разных: рисунок приподнимается над фоном за счет углублений по его контуру, но при этом все детали находятся на одинаковой высоте. В этом стиле обычно изображают фигурки людей, животных и птиц, элементы растительного мира. Все зависит от задумки мастера и техники исполнения. Чаще всего плоскорельефная резьба используется в архитектуре и прикладном искусстве.
Рельефная резьба
Все виды резьбы по дереву требуют определенной сноровки и мастерства. Начинать нужно с самых простых узоров. Чтобы правильно понять суть каждого элемента, новичку все новые и более сложные детали лучше воспроизводить из пластилина, а потом приступать к обработке древесины. Это касается и рельефной резьбы.
Она по праву считается наиболее живописной. Это рисунок, высеченный в древесине, обработанный по всей поверхности и выпуклый относительно фона. В качестве идеи могут использоваться изображения флоры и фауны, вензеля, различные символы, геометрические фигуры. Качество готового изделия напрямую зависит от выбора древесины. В этом случае хороши в использовании береза, дуб, бук. Их древесина дает возможность четко проработать каждый элемент вплоть до мельчайших деталей, четко выделить контуры. Фон в этом случае срезается, чтобы занизить все детали орнамента по отношению к основному рисунку на всех одинаковых точках его частей. Далее на пониженных участках орнамент восстанавливается. Затем подбирается и шлифуется фон. Это достаточно трудоемкая техника. Поэтому требует терпения и определенного опыта.Скульптурная резьба
Рассматривая основные виды резьбы по дереву, нельзя оставить без внимания скульптурную.
Этот способ обработки древесины позволяет создавать объемные изображения без фона — скульптуры, которые можно рассмотреть со всех сторон. Используется техника в основном в процессе изготовления сувениров, игрушек, предметов быта, для украшения интерьера.Плоскостная резьба
Отличительной чертой этого вида обработки древесины является нанесение орнамента на плоскую поверхность. В зависимости от характера нанесения узора это может быть плосковыемчатая резьба, то есть рисунок выводится в виде выемок, углублений, и плоскорельефная, когда орнамент выступает над поверхностью.
Каждый из этих видов подразделяют на несколько подвидов, среди которых есть и плосковыемчатая геометрическая резьба. Этот вид – один из самых простых. Издавна он используется в декоре различной домашней утвари с плоской поверхностью: разделочных досок, деревянной посуды, мебели. Из инструментов применяется только нож-косяк, а в качестве рисунка используются геометрические фигуры: квадрат, ромб, треугольник, круг, овал и их сочетания. Интересно то, в древности геометрическая резьба использовалась не как простое украшение. Каждый элемент носил символический характер, служил в качестве оберега.Итак, мы рассмотрели основные виды резьбы по дереву. Конечно, это материал не одной статьи. И даже не одной книги. Опыт мастеров передается из поколения в поколение на протяжении многих веков. Что-то, к сожалению, утрачено, а что-то сохранилось, видоизменилось и переросло в новую отрасль. А это уже хороший признак. Он еще раз доказывает, что данный вид декоративного искусства продолжает развиваться. И сегодня он не менее популярен, чем несколько столетий назад.
Инструмент для резьбы по дереву.
Единой классификации инструментов для резьбы по дереву, похоже, не существует. В разных книгах резаками, косяками, клюкарзами, штихелями, гейсмусами и царазиками называются самые разные инструменты. Да ещё попадаются всевозможные перлы изящной словесности, например «полукрутые стамески», или «резцовые угольники», не говоря уже о совсем вульгарном – «крутые косяки».
Не могу поручиться, что приведённая ниже классификация верная и единственно правильная во веки веков, аминь. И, конечно, не самая полная. Напишу только о тех инструментах, которыми умею пользоваться сам, и за которые могу поручиться. В дальнейшем, описывая подробно разные способы резьбы, рассмотрим каждый инструмент отдельно: где достать, как сделать, как пользоваться, и. т. д.
Ножи:
Всякий нож, будь то нож для резьбы по дереву, или просто кухонный разделочный, обязательно имеет носик, обушок, пятку, хвостовик и рукоятку. По этим признакам легко отличить ножи от других инструментов. В резьбе по дереву применяются такие ножи:
Резаки. Резчики, в разговоре, часто называют их просто ножами.Они бывают разных форм и размеров, но у всех у них режущий угол ровно тридцать пять градусов. Резаки – это самый важный инструмент среди ножей, и, наверно, среди всех остальных инструментов. У каждого резчика есть свой любимый резак. Им он и выполняет основную и самую тонкую работу.
Косяки:
Косяки. Это ножи, которые используются в плоскорельефной резьбе для прорезки длинных прямых линий, для заоваливания контура и для обработки боковых стенок пазов. Главная особенность косяков – режущий угол, величиной в шестьдесят градусов.
Вспомогательные ножи:
Вспомогательные ножи. Как называются эти ножи, я не знаю, что, правда, не мешаетпользоваться ими многие годы. В книгах их называют иногда резаками, а иногда – косяками. Придумывать, по примеру некоторых, очередной шедевр словесности не хочется. Номер первый служит для окончательной доводки криволинейных поверхностей в объёмной резьбе, а номер второй незаменим в резьбе прорезной.
Стамески:
1.Прямые:
Прямые стамески (плоские стамески). Их узнать легко и просто.
А служат прямые стамески для зачистки и выравнивания плоских поверхностей в резьбе на плоскости.
2.Полукруглые:
Бывают по размерам как очень большими, так и очень маленькими. Кроме того, у каждой полукруглой стамески есть высота и радиус загиба.
Если высота больше радиуса загиба, то стамеска называется крутой, если намного больше – то царазиком, если намного меньше – отлогой стамеской и, если равна – средней стамеской. Основное предназначение полукруглых стамесок – объемная классическая резьба. Применяются они и в плоскорельефной резьбе.
Клёпики:
Клёпики бывают самых разных размеров, но форм заточки у них только три: листик, меч и ноготок.
Первые два так и называют: клёпик-листик и клёпик-меч. Применяют их в плоскорельефной и объёмной резьбе для зачистки фона в труднодоступных местах.
Ноготки:
Ноготки. Ноготки отличаются от обычных клёпиков формой заточки.
Она у них напоминает ноготь, за что они и получили такое название. А вот назначение ноготков то же самое – зачистка в труднодоступных местах. Без ноготков, во многих случаях, не возможна красивая чистая резьба.
Клюкарзы(клюкорезы):
Так называется группа инструментов, имеющих два загиба по сто двадцать градусов. Это, как Вы, наверное, уже догадались, делается для того, чтобы, при резьбе, не задевать рукояткой обрабатываемую плоскость. По назначению же, клюкарзы бывают самые разные. Существует клюкарза-полукруглая стамеска, клюкарза-ноготок и. т. д.
Гейсмусы(Эйсмусы, ейсмусы):
Гейсмусы. Их часто называют уголками, но это не правильно.
Гейсмус – он и есть гейсмус. Самый лучший угол загиба – сорок пять градусов.
Штихеля:
У штихелей всегда есть угол загиба в пятнадцать градусов. Рукоятки у них чаще всего в виде грибка. Все эти признаки верны только для инструмента для резьбы по дереву. Штихеля для резьбы по кости, или, например, по металлу выглядят совсем по другому. Служат штихеля для разных целей и применяются в разных видах резьбы.
Ложечники:
Ложечники (ложечные ножи). Самый лучший ложечник – это заточенное колечко с приваренным к нему прутком. Существуют и другие варианты исполнения, но все они менее удобны в работе. Ложечники нужны для удаления большого объёма материала в углублениях и для обработки внутренних стенок при изготовлении посуды. Применяют их и в плоскорельефной резьбе.
А ещё во всех без исключения видах резьбы используются обычные свёрла, вставленные в рукоятки. Согласитесь, что не всегда удобно сверлить дрелью отверстия в поделке, которая уже на половину сделана. В тиски её не зажмёшь, да и точность не та.
Давным-давно, ещё, когда я был маленьким, вышла в свет книга группы авторов – А. А. Абросимовой, Н. И. Каплан,
Т. Б. Митлянской. Книга называлась – «Художественная резьба по дереву, кости и рогу ». Там-то и был впервые опубликован вот этот рисунок, который, с тех пор путешествует из книги в книгу.
Нож, изображённый на рисунке, я, когда-то, с дуру, сделал. Скопировал всё один к одному, точно соблюдая все размеры пропорции. Резать таким ножом очень трудно. Практически – невозможно. Вот если заточить его не стой стороны, что указана, а с противоположной, а рукоятку вывернуть наизнанку, тогда ещё что-то получается.
Со стамесками тоже не всё понятно. Что за рукоятка такая, в пол ладони? К тому же, судя по рисунку, они все отлогие. Такие стамески, действительно, можно использовать для скульптурной резьбы, но, лучше, как вспомогательный инструмент. Иначе, процесс создания скульптуры грозит растянуться во времени до бесконечности. Для полноценной объёмной резьбы по дереву совершенно необходим набор крутых стамесок. К тому же, одними стамесками и ножом пользоваться, конечно, можно, но не желательно. Существует ещё множество инструментов, которые можно и нужно использовать в объёмной резьбе.
Хорошие клюкарзы (или клюкорезы, это уж как кому нравится), имеют два загиба ровно по сто двадцать градусов – ни больше, ни меньше. В магазинах же, чаще всего встречаются инструменты с загибами по девяносто градусов, или с разными углами загибов. Никогда не берите их, если только Вы не мазохист. Замучаетесь! Лезвие будет постоянно врезаться в глубь дерева, и оставлять неровные борозды, вместо того, чтобы тихо- мирно выбирать фон.
А ещё, бывает, встречаются клюкарзы с правильными загибами, но с настолько короткой перемычкой, что расстояние между основанием и режущей частью меньше, чем радиус рукоятки. Покупая клюкарзы, помните, что цель их существования на этой планете в том, чтобы можно было обрабатывать плоскость, не шкрябая рукояткой по дереву.