Шторы в театре как называются – Театральный занавес – изящная декорация для дома Мельпомены

Содержание

Театральный занавес – изящная декорация для дома Мельпомены

Современный театральный занавес выполняет сразу две функции. Во-первых, это техническое устройство. Во-вторых, что не менее важно, он играет роль декорации. Раньше занавес в основном требовался для того, чтобы незаметно от зрителя сменить декорации, что происходило после окончания определенного действия. То есть театральный занавес в данном отношении совмещал две «обязанности» в одной. Ведь и сейчас сцена закрывается только по окончании одной части спектакля (балета, оперы и т. д.) и открывается перед началом другой. Что касается второй функции театрального занавеса, у нее тоже есть свои два подвида: передача конкретной сценической иллюзии и создание у зрителей определенного настроения.

Поделиться в социальных сетях:

Для чего нужен театральный занавес

Театральный занавес настолько необходимая вещь для театра, что по этому поводу даже пишутся специальные работы. В качестве примера можно упомянуть книгу И. Фуртенбаха «Увеселительная архитектура». Автор не без оснований утверждал, что зрителям перед началом действия необязательно (и даже противопоказано) видеть то, что происходит на сцене. Зато как только театральный занавес открывается, люди мгновенно погружаются в мир искусства. Данный момент настраивает их на восприятие иллюзорного мира сцены.

И. Фуртенбах выдвинул свои идеи еще в восемнадцатом веке, но до сих пор художники МХАТ придают открытию театрального занавеса огромное значение, утверждая, что это целое искусство воздействия на зрителя с массой своих нюансов и оттенков. Настроение людей будет зависеть не только от внешнего вида занавеса, но и от его фактуры, характера движения и даже способа раскрытия сцены.

Театральный занавес является текстильным полотном, декорированным тем или иным образом, с помощью которого подчеркивается торжественная атмосфера в зрительном или актовом зале. Оформление сцены тканью пришло к нам из глубины столетий, но это не мешает данному явлению сохранять свою функциональность, а также производить нужное впечатление и поныне.

После того как мы приходим в театр и рассаживаемся по своим местам, артисты далеко не сразу появляются на сцене. У нас есть время почитать программки, насладиться атмосферой помещения, а также интересным видом театрального занавеса. Не зря некоторые утверждают, что предвкушение праздника ничуть не уступает самому празднику. То же и в случае со спектаклем. Занавес скрывает от нас главную интригу, и мы с нетерпением ждем, когда же он откроется. А пока особое внимание обращаем именно на театральные шторы.

История развития театрального занавеса

Появился он еще у древних греков, сигнализируя о начале и конце происходящего действия. Но это был простейший театральный занавес. Более сложные конструкции изобрели примерно в XVII столетии, во времена бурного развития театрального искусства. Спектакли начали оборудовать соответствующими декорациями, художники-постановщики пьес все больше внимания стали уделять сценографии. А потому нет ничего удивительного в том, что одной из возможностей передать зрителю нужное настроение стал именно театральный занавес.

В XVIII веке пошли еще дальше и с помощью занавеса не только добивались от посетителей театра определенных эмоций, но и делали его частью сюжета. А когда появилась сцена-коробка, значение театрального занавеса увеличилось еще больше.

В прошлом веке процесс укрепления значения занавеса не останавливался ни на секунду. Для многих спектаклей даже готовились специальные полотна. Достаточно вспомнить «Маскарад» Лермонтова. Для этой пьесы художником А. Головиным было создано целых 10 театральных занавесов, меняющихся по ходу сюжета.

Как устроен театральный занавес

С помощью театрального занавеса сцена ограждается от взглядов посетителей. Они не в состоянии рассмотреть декорации, что только усиливает любопытство. Также кулисы опускаются, когда происходит смена обстановки на сцене. Что касается эстетических задач, то в закрытом виде театральный занавес акцентирует на себе внимание зрителей. А когда он открывается, люди переносятся во владения Мельпомены.

Помимо всего прочего, занавес может дополнять художественное пространство сцены и даже быть отдельным персонажем. Те, кому посчастливилось видеть «Гамлета» в Театре на Таганке, помнят, что занавес там являлся Временем, Судьбой, Роком и т. д.

С помощью театрального занавеса можно создавать самые разнообразные иллюзии. К примеру, легкие стилизованные шторы могут «показать» зрителю какое-то помещение или даже местность. Занавес настолько вошел в традиции театра, что некоторые современные режиссеры даже само его отсутствие умудряются использовать как художественный ход. Примером может послужить работа «Сатирикона».

Мало кто знает, но сцена только с внешней стороны выглядит красиво и привлекательно. На самом деле, за театральным занавесом полно всяческих приспособлений и конструкций. Да что там говорить, даже чтобы поднять само полотно, требуется специальный механизм. А ведь занавес должен не просто открываться и закрываться, но делать это медленно и плавно. Подобное движение осуществляется за счет единой приводной системы. И если когда-то давно для этого использовались исключительно мускульные усилия, затем – электрические движки, то сейчас все делается с помощью компьютерного управления.

Кроме подъемно-опускного механизма, к театральному занавесу прикрепляются тяжелые направляющие. Делается это для того, чтобы боковые части полотна не колыхались. Есть системы, которые могут одновременно и опускать/поднимать занавес, и сдвигать его в сторону. Называют подобный механизм «дорогой», причем есть три ее разновидности: линейная, нелинейная и тросовая. В последнее время театральный занавес движется по рельсовым системам, контроль осуществляется с помощью дистанционного пульта.

Виды театральных занавесов по способу раскрытия

  • Раздвижной механизм.

Тип театрального занавеса, пользующийся наибольшей известностью. К данному устройству предъявляется два требования. Первое: сцена должна быть перекрыта от края до края. И второе: обе половины занавеса при работе обязаны двигаться синхронно. Для этого используется единая приводная система. Еще одна особенность театрального занавеса такого типа заключается в том, что обе его половины закрываются так, чтобы одна заходила за другую Подобный эффект достигается благодаря наличию двух направляющих, «ведущих» части занавеса по разным дорожкам.

  • Подъемно-опускной механизм.

Подобный театральный занавес особенно популярен в музыкальных театрах. Со стороны это смотрится как цельный кусок полотна, верх которого крепится к несущей балке. Опускается балка – опускается и занавес. Для работы применяется как ручной, так и электромеханический привод.

С боков в театральный занавес вставляются тяжелые направляющие, чтобы он не колыхался. То же самое делают с нижней горизонталью: в нее вшивают специальный штанкет. Занавес такого типа полностью до пола не опускается, иначе штанкет будет биться о сцену. Между нижним краем занавеса и сценой, как правило, остается около 50 сантиметров.

Весит такой театральный занавес довольно немало, особенно с учетом всех направляющих. Поэтому материал для его производства используется весьма толстый и плотный.

  • Комбинированный механизм.

Из названия понятно, что данный театральный занавес совмещает в своей конструкции особенности двух предыдущих. Полотна обеспечены отдельными приводами, благодаря которым могут как подниматься, так и расходиться. Есть возможность включить обе системы одновременно – в таком случае со стороны это будет смотреться весьма необычно. Представьте, что части театрального занавеса одновременно поднимаются и разъезжаются по сторонам. Разве вам это не понравится? Тот же вариант возможен и в обратной последовательности.

  • Складной механизм.

Существуют и складные театральные занавесы. Данные устройства оборудованы ручным приводом. Особенность системы в том, что нижняя половина полотна поднимается так, чтобы быть скрытой верхней половиной. Причем занавеска способна складываться даже в три раза – если, конечно, это предусмотрено конструкцией и позволяет высота помещения. Внутрь ткани в нужных местах вставлены необходимые и независящие друг от друга направляющие.

  • Игровые и антрактовые занавесы.

Театральные занавесы поддаются классификации не только по типу конструкции, но и по предназначению. К примеру, некоторые из них делятся на игровые и антрактовые.

Последние представляют собой постоянное оборудование для сцены и предназначены для того, чтобы скрыть сцену от зрителей. Что касается игровых театральных занавесов, то с их помощью для постановок оформляется тот или иной фон. Причем в этом случае цвет полотен, их текстура и декор подбираются в соответствии с требованиями спектакля. Если сказать по-другому, то игровой театральный занавес – это важная часть декораций. Причем именно та часть, задача которой – создавать у зрителя нужное настроение.

Если заведение претендует на право называться культурным, то в актовом зале такого здания обязательно будет присутствовать театральный занавес.

Что касается именно театров, то занавес в нем – просто неотъемлемый элемент. Причем работать он всегда должен на самом высоком уровне: быстро и без проблем, синхронно и без шума. Есть мнение, что театральный занавес, который раздвигается в стороны, смотрится более выразительно, чем поднимающийся. Благодаря различным складкам, а также ритму движения он производит незабываемое впечатление на зрителей. За примером далеко ходить не надо, достаточно вспомнить, как гордится своим занавесом Большой театр.

Говоря о подъемно-опускных механизмах, стоит отметить, что появились они гораздо раньше раздвижных – еще в Древней Греции. Там театральный занавес опускался в специальную прорезь на сцене, а после окончания действия – поднимался обратно. Чтобы вся конструкция работала безупречно, она должна обладать отлично отрегулированной системой противовесов. Про направляющие, не дающие полотну развеваться, мы уже говорили.

  • Световой занавес.

Данная разновидность театрального занавеса появилась исключительно благодаря развитию научно-технического прогресса. Вместо обычного полотна с помощью прожекторов создается своего рода световая завеса, сквозь которую также невозможно ничего рассмотреть. Принцип работы системы основан на освещении специальных взвешенных в воздухе частиц. Создать подобный театральный занавес можно двумя способами: рамповым и горизонтальным. Если ряды прожекторов направить навстречу друг другу и на одной линии, это будет первый метод. Чтобы занавес выглядел равномерным, задник сцены часто делают черным или бархатным. Под вторым способом подразумевается направление узких световых лучей в потолок из специальных отверстий в авансцене. Потолок в данном случае также должен быть отделан черным бархатом. Световой театральный занавес помимо основной своей функции защиты сцены от взглядов зрителя отлично справляется и со второй «обязанностью»: производит даже на бывалых театралов незабываемое впечатление.

Исторические типы театральных занавесов

Кроме стандартных видов, можно выделить несколько занавесов, которые получили название в честь театров, где они использовались. К примеру, австрийская модель известна подбирающимся вверх полотном с помощью специальных складок. Немного похож на нее венецианский театральный занавес, только он дополнительно украшен вертикальными складками. Классические театры любят использовать на спектаклях так называемые итальянские занавесы, состоящие из двух вертикальных полотен. Причем эти полотна поднимаются кверху за нижние углы. Есть и множество других видов театральных занавесов.

  • Австрийский занавес.

Его очень легко узнать по драпировке. Полотно поднимается за несколько точек, которые закрепляются снизу занавеса. Иногда данную модель называют «занавесом буйонне» (фр. – rideau bouillonné) из-за больших складок-буйонов.

Когда нижний край полотна подбирается, он может либо сохранять свою обычную форму, либо образовывать кривую линию.

  • Венецианский занавес.

Как уже говорилось, он чем-то похож на австрийский, но при этом имеет вертикальные складки.

Когда данный театральный занавес поднимается, распорядители могут сделать так, чтобы его нижняя кромка оставалась параллельной полу. Но чаще используют другой вариант, подбирая полотна на разную высоту для образования особого нижнего контура. Это и смотрится более оригинально, и функционально удобнее.

  • Итальянский занавес.

Две половины этого театрального занавеса закреплены сверху. К каждому крылу на расстоянии двух – трех метров от пола присоединены тросы, задача которых – тянуть занавес к верхним углам просцениума.

  • Римский занавес.

Тип данного театрального занавеса точно такой же, как у австрийского и венецианского, но тут есть свои отличия. Когда полотно полностью опущено, оно обходится абсолютно без складок.

  • Французский занавес.

Он имеет и другое название, а именно: подъемно-итальянский занавес. Относится к комбинированному типу, так как кроме подъема полотен осуществляются движения как у итальянского занавеса.

Происходит это следующим образом. Балка, к которой прикреплен театральный занавес, поднимается к потолку. В это же время левое и правое полотна раздвигаются к углам.

  • Занавес Брехта.

Этот театральный занавес состоит из двух частей, высота его чаще всего варьируется от двух с половиной до четырех метров. За полотном немного видна сцена. На двух тросах, которые натянуты на виду, подвешивается неплиссированный материал. Открывают и закрывают подобный занавес вручную.

В первый раз данная модель использовалась в эпическом театре Брехта, сегодня многие современные режиссеры взяли ее на вооружение.

  • Занавес Вагнера.

Конструкция опять же предусматривает две половины. Но крепятся они поверху, с наложением. Полотна занавеса открывает специальное устройство, тянущее внутренние углы театрального занавеса к краям площадки.

Причем данный механизм (или даже два) вполне могут находиться под полом сцены.

  • Занавес Кабуки.

Изготавливается обычно из цельного куска легкого шелка. Данный театральный занавес не опускается и не поднимается, а неожиданно для неподготовленного зрителя отцепляется от верхней опоры и падает вниз. Сцена готова к представлению.

Если говорить о принципе работы системы, то действует она благодаря вращающейся трубе со штырями. Шелк прикреплен к этим штырям, и стоит повернуть трубу – как он соскальзывает.

  • Занавес Полишинель.

Весьма оригинальный театральный занавес, представляющий собой цельное и ровное полотно, которое крепится к верхней части сцены. Чтобы открыть занавес, его нужно намотать на нижний барабан. Тот, вращаясь, поднимается к арке просцениума. С помощью такой системы обычно устанавливаются проекционные экраны. Или, как вариант, конструкцию можно использовать для перемены сцен или открытия шоу, применяя в качестве театрального занавеса широкий тюль и сетки.

Огромный плюс системы заключается в том, что она может нормально функционировать даже в случае пространства над сценой.

Из каких тканей изготавливают театральные занавесы

Как уже говорилось, театральный занавес часто не только часть декорации, но при этом еще и достаточно сложная техническая конструкция. Как только спектакли начали состоять из нескольких актов, без подобной системы стало практически не обойтись. По-другому сцену от зрительских взглядов было не изолировать.

Цвета тканей для театральных занавесов возможны самые разные, главное, чтобы гамма была изысканной. Материал может быть от светло-бежевого до угольно-черного. Неизменной популярностью пользуются золотые оттенки, изумрудные, красные и бордовые. Это и неудивительно, ведь подобные цвета всегда считались благородными. Бархатные плотные портьеры до самого пола, зачастую собранные в интересные складки, создают именно то настроение, при котором зрителю хочется наслаждаться искусством.

Ткани для театральных занавесов, которые можно считать классическими, – это ткани благородного бордового цвета, ниспадающие до самой сцены. Впрочем, другие оттенки тоже нередко используются. Шьют театральные занавесы обычно из блэкаута или тяжелого бархата.

Дело в том, что благодаря структуре этих материалов можно легко добиться отличного декоративного эффекта и нужного затемнения. А если учесть, что театр всегда считался развлечением для аристократии, подобный выбор цветов и материалов далеко не случаен. Но те времена давно миновали, и сейчас уже никого не удивишь воздушными тканями в театре, к примеру, органзой, тюлем, атласом или шелком. Если занавес где-то нераздвижной, то для него это будет лучшим решением.

В некоторых случаях можно купить театральные занавесы из негорючего материала – в целях безопасности. Но, разумеется, это так или иначе сказывается на стоимости заказа.

Сцену украшают с помощью портьер разных видов, причем каждые из них выполняют свою конкретную задачу:

  • Арлекины. Портьеры, с помощью которых зал «соединяется» со сценой.
  • Кулисы. Выполняют функцию разделения сцены на несколько частей в глубину. Выглядят как парные шторы, находящиеся по разные стороны площадки. Актеры, которые готовятся к выходу на публику, делают это именно за кулисами.
  • Падуги – не отдельный вид портьер, а часть кулис. Вешаются вверху у их основания. Задача падуг – маскировать оборудование под потолком.
  • Задники. С их помощью закулисье скрывается от взглядов из зрительского зала.

Театральный занавес на заказ

Перед тем как начнется спектакль, любой зритель видит перед собой театральный занавес, которым украшена сцена. И именно от этого зрелища в огромной степени будет зависеть настроение человека. Ведь предвкушение встречи с искусством – это тоже одна из наших эмоций. Чем праздничнее атмосфера в театре, тем лучше себя там почувствует человек, который, собственно, на праздник и пришел. Театральный занавес играет в этом деле далеко не последнюю роль. Перед спектаклем он – одно из первых впечатлений, которое всегда является очень важным. Достаточно сказать, что во многих концертных залах мирового класса театральный занавес – это не просто полотно, прикрывающее сцену от зрителя, но и настоящее произведение искусства, создать которое по плечу только настоящим мастерам.

Но занавесы существуют не только для сцены в профессиональных театрах. Не стоит забывать о домах культуры и детского творчества, актовых залах в школах и детских садах, просто концертных площадках. Если оформить задник сцены старенького Дворца пионеров соответствующим образом, то данное помещение вполне будет пригодно для проведения солидных корпоративов или встречи акционеров серьезной компании. А когда на заднике с помощью печати нанесены нужные надписи, изображения или логотипы, то гости всегда будут видеть нужную информацию.

Сейчас большинство декораций и театральных занавесов изготавливаются с помощью широкоформатной печати. Дело в том, что при такой технологии производства на изделиях нет швов, что является очень важным при определенном способе освещения или подсветке сзади. Если печатать декорации на блэкауте, выглядеть они будут просто замечательно. Кроме того, данный синтетический материал абсолютно не пропускает свет, а потому идеально подходит для нанесения на него двухсторонней печати. Это и выгодно, и позволяет передать цветовую гамму рисунка с максимальной точностью.

Специалисты нашей «Текстиль Принт Студии Мистер ВОВ» выполнят ваш заказ на самом высоком профессиональном уровне. От вас – фантазия и желание, от нас – фотопечать. Мы поможем вам сделать представление настолько красочным, что зрители буду вспоминать его с настоящим восторгом!

Если вас заинтересовала печать на ткани и вы уже определились с изображением, то можете смело обращаться в компанию «Текстиль Принт Студия Мистер ВОВ» – наши опытные специалисты выполнят ваш заказ в срок и по оптимальной цене!Почему надо воспользоваться нашими услугами?

  • Мы предоставляем лучшее качество печати на различных типах ткани, а это значит устойчивость изделий к стирке, глажке, растягиванию, выгоранию на солнце и т. д.
  • Мы единственные в Новосибирске используем цифровой широкоформатный принтер Mimaki, который позволяет печатать с высокой точностью, без малейших искажений не только изображения, но и мелкий текст, тонкие линии.
  • Мы используем особую заводскую технологию прокраса, которую может обеспечить только сублимационный метод переноса изображения на ткань.
  • Мы гарантируем полную экологическую безопасность наших готовых изделий, будь то одежда, предметы интерьера, домашний текстиль.
  • Мы принимаем заказы на изготовление изделий с печатью на ткани от одной единицы.

Наша компания «Текстиль Принт Студия Мистер ВОВ» предлагает высокое качество и доступные цены, в чем вы можете убедиться, позвонив в студию по телефону 8 (383) 248-90-20 или заказав обратный звонок на нашем официальном сайте – мы постараемся связаться с вами в ближайшее время!

Обращайтесь – и мы поможем реализовать вам ваши идеи!

Театральная шпаргалка. Часть 2

Продолжая путешествие по театральному миру, мы с вами сегодня попадем в мир закулисья и узнаем значение таких слов, как рампа, авансцена, декорации, а также познакомимся с их ролью в спектакле.

Итак, войдя в зал, каждый зритель сразу обращает свой взор на сцену.

Сцена – это: 1) место, где происходит театральное представление; 2) синоним слово «явление» – отдельная часть действия, акта театральной пьесы, когда состав действующих лиц на сцене остается неизменным.

Сцена – от греч. skene – балаган, подмостки. В эпоху зарождения греческого театра skene была клеткой или палаткой, пристроенной позади orchestra.

Skene, orchectra, theatron составляют три основополагающих сценографических элемента древнегреческого спектакля. Оркестр или игровая площадка связывали сцену и публику. Skene развивалась в высоту, включая theologeon или игровую площадку богов и героев, и на поверхности вместе с просцениумом, архитектурным фасадом, предшественником стенного декорума, который позднее создаст пространство авансцены. На протяжении истории смысл термина «сцена» постоянно расширялся: декорация, игровая площадка, место действия, временной отрезок в течение акта и, наконец, в метафорическом смысле – внезапное и яркое зрелищное событие («устроить кому-либо сцену»). Но не все из нас знают, что сцена делится на несколько частей. Принято различать: авансцену, арьерсцену, верхнюю и нижнюю сцену. Давайте попробуем разобраться с этими понятиями.

Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом.

В качестве игровой площадки авансцена широко используется в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит основным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, которые связывают картины спектакля. Некоторые режиссеры выносят на авансцену основное действие, расширяя сценическую площадку.

Невысокий барьер, отделяющий авансцену от зрительного зала, называется рампа. Кроме того, рампа прикрывает со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены. Часто этим словом называют и саму систему театральной осветительной аппаратуры, помещаемой за этим барьером и служащей для освещения пространства сцены спереди и снизу. Для освещения сцены спереди и сверху используют софиты – ряд ламп, расположенных по бокам от сцены.

Арьерсцена – пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства, служит резервным помещением для установки декораций. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.

Верхняя сцена – часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служит для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов.

Нижняя сцена – часть сценической коробки ниже планшета, где расположены сценические механизмы, суфлерская и светорегуляторная будки, подъемно-опускные устройства, приспособления для сценических эффектов.

А еще у сцены, оказывается, есть карман! Боковой карман сцены – помещение для динамичной смены декораций с помощью специальных накатных площадок. Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены. Их размеры позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады. 

Названная в предыдущем определении «фурка», наряду с «колосниками» и «штанкетами», входит в техническое оборудование сцены. Фурка – часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке.

Колосники – решетчатый (деревянный) настил, расположенный над сценической площадкой. Он служит для установки блоков сценических механизмов, используется для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля. Колосники сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.

Штанкет – металлическая труба на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций. 

В академических театрах все технические элементы сцены скрыты от зрителей декоративным обрамлением, в которое входят занавес, кулисы, задник и падуга.

Входя в зал до начала спектакля, зритель видит занавес – полотнище ткани, подвешенное в зоне портала сцены и закрывающее сцену от зрительного зала. Его еще называют «антрактно-раздвижной» или «антрактный» занавес.

Антрактно-раздвижной (антрактный) занавес является постоянным оборудованием сцены, закрывающим ее зеркало. Раздвигается перед началом спектакля, закрывается и открывается между актами.

Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани на плотной подкладке, украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями. Антрактно-раздвижной занавес может быть нескольких типов. Наиболее часто применяются вагнеровский и итальянский.

Вагнеровский занавес состоит из двух половин, закрепленных наверху с наложениями. Оба крыла данного занавеса открываются при помощи механизма, который тянет нижние внутренние углы к краям сцены, зачастую оставляя нижнюю часть занавеса видимой для зрителей.

Обе части итальянского занавеса раздвигаются синхронно с помощью тросов, прикрепленных к ним на высоте 2-3 метров и тянущих занавес к верхним углам просцениума. Сверху, над сценой, располагается падуга – горизонтальная полоса ткани (иногда выступающая в роли декораций), подвешенная на штанге и ограничивающая высоту сцены, скрывая верхние механизмы сцены, световые приборы, колосники и верхние пролеты над декорациями.

Когда занавес открывается, зритель видит боковое обрамление сцены, выполненное из полос ткани, расположенных вертикально – это кулисы.

Арьерсцену от зрителей закрывает задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

На сцене располагаются декорации спектакля.

Декорация (лат. «украшение») – художественное оформление действия на театральной сцене. Создает зрительный образ действия средствами живописи и архитектуры.

Декорация должна быть полезной, эффективной, функциональной. Среди основных функций декорации – иллюстрация и изображение элементов, предположительно существующих в драматическом универсуме, свободное конструирование и изменение сцены, рассматриваемой как игровой механизм.

Создание декораций и декоративное оформление спектакля – целое искусство, которое называется сценография. В разные времена значения этого слова менялись.

Сценография у древних греков – искусство оформления театра и живописная декорация, проистекающая из этой техники. В эпоху Возрождения сценографией называлась техника разрисовки холста задника. В современном театральном искусстве это слово представляет науку и искусство организации сцены и театрального пространства. Собственно декорация – результат работы сценографа.

Этим термином все чаще заменяется слово «декорация», если существует необходимость выйти за рамки понятия оформления. Сценография знаменует собой стремление быть письмом в трехплоскостном пространстве (к которому следует добавить еще и временное измерение), а не просто искусством разукрашивания холста, чем довольствовался театр вплоть до натурализма.

В моменты расцвета современной сценографии художники-декораторы сумели вдохнуть жизнь в пространство, оживить время и игру актера в совокупном творческом акте, когда трудно вычленить режиссера, осветителя, актера или музыканта.

В сценографию (декорационное оснащение спектакля) входят реквизит – предметы сценической обстановки, которыми актеры пользуются или манипулируют по ходу действия пьесы, и бутафория – специально изготовленные предметы (скульптуры, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театральных спектаклях вместо настоящих вещей. Предметы бутафории отличаются дешевизной, прочностью, подчеркнутой выразительностью внешней формы. При этом бутафоры обычно отказываются от воспроизведения не видимых зрителю деталей.

Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу.

В следующий раз узнаем подробнее о некоторых театральных профессиях, представители которых не только создают непосредственно спектакль, но и обеспечивают его техническое сопровождение, работают со зрителями.

Определения представленных терминов взяты с сайтов:

http://www.vedu.ru/expdic/37508/

http://www.rzn-tdm.ru/?mod=pages&id=270

http://www.teatrbalakovo.ru/index.php?vm=29

http://theaterorel.ru/visit/theater_etiquette/dictionary/

http://www.rtlb.ru/ru/dtw/

Шторы для театров. Одежда сцены. Театральные занавеси.

Шторы для театров. Одежда сцены. Театральные занавеси.

При украшении театральных залов, чаще всего используется классический стиль в оформлении интерьера. Элитные шторы в театре, как вспомогательный элемент должны иметь привлекательный вид, но ни в коем случае не отвлекать внимание зрителя от того, что происходит на сцене.

Противопожарная безопасность в театре особенно важна, ведь в нем постоянно находятся люди, происходят театральные постановки. Именно поэтому особенно важно, чтобы одежда сцены была сделана из тяжеловоспламеняемых или вовсе негорючих тканей. На Ваш выбор у нас есть множество различных товаров – сатен, таффета, бархат и шенил. Все они позволяют не беспокоиться о безопасности зрителей, а также дают возможность значительно сэкономить, ведь уже не нужно будет каждые три года проводить специальную обработку одежды сцены, тем самым тратя значительные суммы.

Главные требования, которые предъявляются к одежде сцены – качество, практичность, красота и доступная цена. Даже самая маленькая сцена нуждается в одежде.

Независимо от размера, сцена должна оправдывать свое громкое

название и выглядеть соответствующим образом. Поэтому мы готовы «одеть» сцену любого масштаба. Наши специалисты проведут все необходимые консультации, окажут помощь в выборе ткани, произведут нужные расчеты. Мы предоставляем весь комплекс услуг по монтажу готовой продукции и механизмов для крепления элементов одежды сцены.

Одежда сцены включает в себя несколько элементов: за всеми декорациями располагается сценический задник, это важный элемент, на фоне которого разворачивается действие; падуги  и кулисы – не менее значимые элементы, призваны закрывать  от зрителей  сверху и по бокам сцены то, что не должно быть видно, чтобы ничто не отвлекало внимание и не мешало восприятию действия; антрактно-раздвижной занавес – самый главный элемент одежды сцены, его видят зрители до начала действия и в антрактах; арлекин — короткий, горизонтальный занавес, расположенный перед антрактно-раздвижным занавесом, этот элемент чаще всего декорируют.

Чтобы оформить театральный занавес используется разнообразная фурнитура: шнуры, бахрома, аграмант, тесьма, как ручной работы, так и от ведущих мировых производителей.

Занавес театральный – пошив занавеса в Краснодаре и Москве.

 Пошив одежды для сцены

Пошив театральных штор.Одежда сцены

 Пошив театральных штор. Одежда и дорога сцены.

 Занавес, сценический занавес для театра

Пошив театральных занавесей | Занавесы для сцены

 Пошив штор, одежды сцены для всех регионов России

 Ателье по пошиву штор на заказ

Одежда сцены: театральные занавесы и кулисы.

 Пошив одежды сцены и театра

Изготовление одежды сцены и театральных штор

 Пошив театральных штор, одежда и механика сцены…

 Мастерская Театрального Занавеса

пошив любых штор, пошив ламбрекенов 

Сценические занавесы. Пошив штор театральных

Пошив одежды сцены.Театральные шторы

Что такое:: театр как архитектурное сооружение — ikirov.ru

Причем, каждый из самых главных элементов театра как здания (занавес, сцена, зрительный зал), помимо эстетической, выполняет еще и чисто функциональную роль.

Сцена

Это место основного театрального действия. В древнем театре функцию сцены выполнял шатер, в котором готовились к выступлению актеры. Затем сцена стала выполнять еще и функцию театрального антуража: на ней размещались декорации, механизмы, используемые в представлениях.

В современном театре чаще всего используется, так называемая, сцена-коробка: замкнутое с трех сторон пространство, сообщающееся с зрительным залом посредством портала сцены (архитектурной арки), а пространство внутри «коробки» называется зеркалом сцены.

Сама сценическая площадка делится на три части: авансцену, сцену и арьерсцену (переднюю, основную и заднюю часть). Арьерсцена используется для хранения декораций, расмещения сценических механизмов, элементов освещения.

С точки зрения самого представления, сцену делят на игровую часть (находится в пределах непосредственной видимости из зала) и боковые закулисные пространства. К последним так же относятся и специальные «карманы», так же предназначенные для размещения сценических механизмов.

Театральный занавес

Это элемент одежды сцены, отделяющий сцену от зрительного зала. Как правило, занавес открывают в начале представления, а закрывают в антракте или в конце. В исторических и оперных театрах главный занавес часто украшен эмблемой театра или гербом города.

Существует ряд разновидностей театральных занавесов. Различаются они по внешнему виду, фактуре, характеру движения и способу раскрытия сцены.

Антрактно-раздвижной занавес

Другое его название «греческий». Используется, преимущественно, в драматических театрах.Состоит из двух половин, закрепленных в верхней части на одной высоте. Синхронно раздвигается от центра сцены к порталам. Этот занавес полностью перекрывает сцену от зрителей: в конструкции предусмотрен специальный «нахлест», который позволяет крыльям занавеса плотно состыковываться. Но существует разновидность этого занавеса и с одним крылом.

Подъемно-опускной занавес

Так же называется «занавес-гильотина» или «немецкий» занавес. Чаще используется в музыкальных театрах, так как позволяет полностью раскрыть сцену. Этот занавес представляет целое полотно, прямое или плиссированное, которое закреплено по верхней кромке к несущей балке. Подъем занавеса происходит одновременно с подъемом несущей балки. Но такой занавес требует большой высоты потолка над сценой.

Итальянский занавес

Известен как «императорский» или «сваг-занавес». Полотно занавеса состоит из двух половин. На высоте 2-3 метров от сцены к крыльям прикреплены тросы, которые, во время открытия занавеса, тянут крылья к верхним углам сценического портала.

Австрийский занавес

Благодаря системе открытия, занавес имеет очень красивую драпировку большими складками. Поднимается сразу за несколько точек, закрепленных на нижнем крае занавеса. При этом, нижний край может как оставаться параллельным полу, так и изгибаться, принимая форму арки просцениума.

Венецианский занавес

Похож на австрийский системой открытия (открывается вверх), но отличается от последнего наличием вертикальных складок. При поднятии нижняя граница занавеса может быть и параллельной полу, но по эстетическим и функциональным соображениям крылья занавеса чаще поднимают на разную высоту, образуя неровный нижний контур.

Римский занавес

Аналогичен по типу подъема австрийскому и венецианскому, но отличается тем, что полотно занавеса в опущенном состоянии не имеет ни вертикальных, ни горизонтальных складок.

Французский занавес

Это занавес комбинированного типа, известный еще как «подъемно-итальянский». Сочетает в себе подъемный тип движения с движением итальянского типа: несущая балка поднимается вместе с занавесом, одновременно, половины занавеса раздвигаются к углам, как у итальянского.

Занавес Брехта

Этот тип занавеса сегодня часто используется различными современными театрами. Впервые был использован именно в «эпическом театре» Брехта, откуда и получил свое название. Полотно занавеса состоит из двух половин, высотой от 2,5 до 4 метров, за которыми проглядывается сцена. Подвешен занавес на двух тросах, натянутых нарочито на виду, прямо за порталом сцены. Как правило, открывается и закрывается вручную.

Занавес Вагнера

Занавес состоит из двух половин, закрепленных наверху «внахлест». Оба крыла открываются при помощи механизма, который тянет нижние внутренние углы плотен к краям сцены. Для такого занавеса требуются довольно массивные механизмы, которые могут располагаться прямо под сценой.

Занавес Кабуки

Изготовлен из цельного, легкого полотна (например, из шелкового). В отличие от всех предыдущих типов занавесов, этот не поднимается и не раздвигается, а просто отцепляется сверху и резко падает вниз, открывая сцену. Занавес держится на металлической трубе со штырями, с которых просто соскальзывает при повороте трубы.

Занавес Полишинель

Это цельное ровное полотно, закрепленное в верхней части. Открывается при помощи намотки полотна на нижний барабан, который, вращаясь, поднимается к арке просцениума. Этот принцип похож на механизм проекционных экранов, которым, зачастую, этот занавес и является. Нередко используются широкие тюли и сетки, для открытия шоу или перемены сцен. Преимущество этой системы в том, что она не требует ни большого пространства над сценой, ни массивных механизмов.

Проходной занавес

Этот занавес полностью закрывает сцену, позволяя актерам проходить сквозь него. К этому типу можно отнести нитяной занавес, занавес из эластичных полос ткани и световой занавес, основанный на засветке взвешенных в воздухе частиц.

Складной занавес

Этот специальный тип занавеса обычно работает на ручном управлении. Позволяет поднять нижнюю половину занавеса над сценой так, что она скроется за верхней частью занавеса. Используется для исторических занавесов или для декораций. Которые не могут быть подняты непосредственно за просцениумом из-за какого-либо препятствия. Еще одна причина использования такого типа занавеса — недостаток пространства над сценой. В зависимости от конструкции, занавес может складываться вдвое, втрое и более раз.

Противопожарный занавес

Эта конструкция не является, по сути, театральным занавесом и выполняет конкретную практическую функцию. Но используется этот занавес именно в театрах. Это огнеупорная дымонепроницаемая конструкция, выполненная из негорючих материалов, которая опускается при пожаре для отделения сцены от зрительного зала для предотвращения распространения пожара и продуктов горения.

Так как сцена и прилегающие к ней помещения имеют большое количество горючих материалов, пожар на сцене может очень быстро развиваться и распространяться в зрительный зал. Занавес служит не только для безопасности эвакуации людей, но и для сохранения здания, так как в крупных театральных залах даже сама обстановка представляет огромную ценность и потребует больших финансовых затрат на восстановление. Противопожарный занавес должен опускаться после окончания представления или репетиции и плотно примыкать к сцене, чтобы избежать воздушной тяги.

Зрительный зал

Помещение для зрителей, соединенное со сценой портальным отверстием. На самом деле, в настоящем театре (имеется ввиду помещение, в котором присутствуют все основные театральные атрибуты) размер помещения для зрительного зала тщательно высчитывается. Значение имеет вместимость зала, кубатура воздуха, габариты портала сцены, угол подъема мест для зрителей, угол зрения в вертикальной плоскости.

Зрительный зал может иметь до трех ярусов (имеется ввиду сам зал), расположенных ступенчато. При наличии широкого прохода перед сценой первая гриуппа кресел может иметь до 7 рядов, последняя — до 6 рядов, а все остальные — не более 5 рядов. При этом, число мест, как в группе с 7 рядами, так и в группе с 5 рядами должно быть примерно одинаковым. Последняя группа кресел, помимо боковых проходов, должна быть связана по меньшей мере с одним выходом позади нее. Зрительный зал (а точнее, все пространство перед сценой) состоит так же из нескольких частей.

Партер — нижний этаж зрительного зала с местами для публики. Партер от сцены отделяет оркестровая яма. Исторически партер предназначался для низшего сословия (знать занимала места на балконах) и долго не имел сидячих мест. В настоящее же время, места в партере, находящиеся ближе всего к сцене, напротив, очень популярны.

Оркестровая яма — обособленное заглублённое помещение перед сценой длиной не менее ширины расчётного игрового портала сцены, предназначенное для размещения оркестра, сопровождающего спектакль.

Амфитеатр — основная часть зрительного зала, места в которой расположены ярусами (в отличие от партера).

Балкон — места для публики, расположенные в несколько вертикальных рядов напротив сцены и по боковым сторонам зрительного зала. В зависимости от количества ярусов театрального здания, эти зрительские места так и называются: балкон 1-го яруса, 2-го яруса, 3-го яруса. По мере удаленности от сцены, возрастает степень неудобства зрительских мест на балконах, – как в акустическом, так и в визуальном отношении. Соответственно снижается как престижность, так и цена билетов: места верхнего яруса театра самые дешевые и самые демократичные. В обиходе верхний ярус зрительного зала носит название «галерки».

Так что, структура театральной архитектуры не так уж и проста. Это — стройная система, каждый элемент которой выполняет свою функцию и служит одной цели — обеспечению удобства зрителей.

преимущества, функции и материал для пошива

Театральные шторы являются текстильным декором, позволяющий неплохо подчеркнуть особую торжественную ауру в концертных залах и театрах. Уже с давних времен принято оформлять сцену текстилем. 

Ткани для декора сцены

В основном, материалы для штор выбираются в утонченной цветовой палитре — это могу быть светлый бежевый или угольно-черный оттенок. Востребован красный либо бордовый оттенки. Эти цвета относятся к благородным. Каждому из нас знакомы бархатные занавески в театре. Они обычно украшаются плотными портьерами в пол, фактурными складками, что дает возможность получить особую торжественную ауру.

Довольно частое изготавливают из негорючих материалов, что довольно точное решение, если речь идет о безопасности. Однако цена такого материала высокая. Востребованы в основном легкие ткани, среди которых, к примеру, органза. Кроме того, театральные шторы изготавливаются из хлопка, негорючих и светонепроницаемых материалов.

Декорирование сцен состоит из применения пару разновидностей портьер, любой из которых осуществляет свою роль:

  • Арлекины – это продолжение зала, так объединяя его со сценой.
  • Кулисы – это одежда для сцен, которая позволяет подразделить ее на пару категорий по глубине. Она предлагается парные шторы, которые находятся в противоположных сторонах.
  • Падуги являются неотъемлемой частью кулис, находящаяся у их основания в верхней части. Она прикрывает потолок и находящуюся под ним технику.
  • Задники – это портьеры, скрывающие закулисье от глаз зрителей.

Функции театральных занавесок

Если вы решили шторы театральные купить, то вначале стоит ознакомиться с ее функциями — техническое устройство и отличный декор. В былые времена занавес нужен был для того, чтобы незаметно от зрителей заменить декор, что имело место после завершения определенных действий. таким образом, театральные шторы выполняли одновременно несколько функций. Ведь и сегодня сцена прикрывается лишь по завершение одной части спектакля и ее открывают перед началом второй.

Преимущества театральных штор

Театральные шторы отличаются следующими преимуществами:

  • светлыми и темными оттенками тканей;
  • нанесением инициала либо герба;
  • большим выбором материалов для пошива;
  • декором сцены.

Как видите, такие театральные шторы отличаются не только многочисленными задачами, которые на них возложены, но и рядом неоспоримых преимуществ.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *