Тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки
2.19 Ширину тротуаров следует определять с учетом категории и функционального назначения улицы (дороги) в зависимости от интенсивности пешеходного движения, а также размещения в их пределах опор, мачт, деревьев и т.п. Ширина одной полосы пешеходного движения должна быть кратной 0,75 м, но не менее приведенной в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Категория улиц и дорог | Минимальная ширина тротуаров, м |
Магистральные улицы: общегородского значения: непрерывного значения регулируемого движения районного значения | 4,5 3,0 3,0* |
Жилые улицы | 1,5 |
Дороги промышленных и коммунально-складских зон | 1,5 |
Площади | 3,0 |
* В условиях реконструкции и в малоэтажной застройке — 2,25 м. | |
Примечание. Тротуары или пешеходные дорожки на дорогах с обочинами устраиваются только в зоне прилегающей к дороге застройки шириной не менее 1,0 м. |
2.20 Пропускную способность одной полосы тротуара и пешеходной дорожки следует принимать по таблице 2.7.
Таблица 2.7
Расположение трасс пешеходного движения | Пропускная способность одной полосы движения, пеш./ч | |
Тротуары, расположенные вдоль застройки при наличии в прилегающих домах магазинов | 700 | |
Тротуары, отдаленные от домов с магазинами, а также вдоль общественных зданий и сооружений | 800 | |
Тротуары в пределах зеленых насаждений улиц и дорог | 1000 | |
Пешеходные улицы и дорожки (прогулочные) | 600 | |
Примечание 1. | Ширину тротуаров в местах интенсивного движения пешеходов (вблизи вокзалов, узлов пересадки) следует принимать по расчету в зависимости от перспективной интенсивности пешеходного движения. | |
Примечание 2. | Расположенные в населенных пунктах железнодорожные переезды должны обустраиваться пешеходными дорожками и звуковыми сигналами независимо от интенсивности пешеходного движения |
2.21 Сооружения торгово-бытового назначения (кроме киосков по продаже проездных билетов на остановках маршрутных транспортных средств) и рекламоносители должны размещаться за пределами тротуаров или обочин согласно требованиям действующих законодательных и нормативных актов, утвержденной градостроительной документации и местных правил застройки населенных пунктов. При их размещении не допускается повреждение или уничтожение зеленых насаждений.
2.22 Между тротуарами и прилегающими к ним откосами насыпи или выемки, а также подпорными стенками высотой более 1 м следует предусматривать бермы шириной не менее 0,5 м. При высоте насыпи более 2 м на тротуарах необходимо устройство барьерного ограждения. Перильные ограждения для пешеходов устраиваются возле пешеходных переходов на расстоянии не менее чем 50 м в каждую сторону.2.23 Островки безопасности для пешеходов и направляющие островки следует устраивать на пересечениях и переходах улиц и дорог поднятыми на 15 см над проезжей частью.
Островки безопасности устраиваются при ширине проезжей части более 15 м, равными ширине центральной разделительной полосы, а в условиях ее отсутствия — шириной не менее 2 м за счет сужения полосы движения до 3,25 м на магистральных улицах и дорогах общегородского и районного значения, а также за счет полос озеленения и тротуаров. В случае расширения проезжей части в сторону красных линий длина участков расширения принимается согласно ГОСТ 23457, но не менее 40 м, минимальный радиус закругления защитных элементов — 1 м. Длину островков следует принимать равной ширине пешеходного перехода.
На пешеходных переходах вблизи общеобразовательных школ, учебных заведений при значительной интенсивности движения пешеходов без устройства регулируемого перехода перед переходами могут устраиваться поднятия проезжей части для принудительного уменьшения скорости транспортных средств.
2.24 Продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорожек следует принимать не более 60 ‰ (в районах с частой гололедицей — не более 40 ‰), а в горной местности — не более 80 ‰ при длине участка с этим уклоном до 300 м.
Тротуары и пешеходные дорожки с продольными уклонами более 60 ‰ и 80 ‰ должны иметь обустроенные поручнями лестницы (не менее 3 и не более 12 ступенек в одном марше). Высоту ступеньки следует принимать не более 12 см, ширину- не менее 38 см; после каждого марша (10-12 ступенек) необходимо устраивать площадки длиной не менее 1,5 м.
Тротуары необходимо проектировать односкатными с уклонами 20 ‰ в сторону проезжей части, в ограниченных условиях и в случае реконструкции — до 25 ‰ и размещать в одном уровне с газонами и полосами озеленения выше проезжей части на 15 см (за исключением участков с пилообразным продольным профилем, а также мест сопряжения тротуаров с проезжей частью въездов во дворы, где высота принимается 8 см). На пешеходных переходах высота бордюрного камня не должна превышать 10 см.
Примечание. Пешеходные дорожки и тротуары для движения инвалидов и других маломобильных групп населения проектируются по требованиям ДБН 360 и ВСН 62.
2.25 Велосипедные дорожки, располагаемые на магистральных улицах регулируемого движения, улицах местного значения, поселковых и сельских улицах (дорогах) и обеспечивающие подъезд к торговым центрам, промышленным предприятиям, стадионам, паркам, выставкам, рынкам, гаражам и автостоянкам устраиваются при интенсивности движения более 50 велосипедистов в час «пик», как правило, для одностороннего движения с полосами зеленых насаждений (полосы безопасности) шириной не менее 0,8 м; в ограниченных условиях вместо полос безопасности допускается установка ограждения перильного типа.
В случае расположения велосипедных полос по краю проезжей части улиц и дорог обязательным является их обозначение линиями разметки.
Ширина велосипедной дорожки должна быть не менее 1,5 м, а велосипедной полосы — не менее 1,0 м.
Количество полос на велосипедных дорожках необходимо принимать исходя из расчетной пропускной способности одной полосы — 300 велосипедистов в час.
Велосипедные дорожки должны устраиваться с продольным уклоном не более 30 ‰ и поперечным -в пределах 15-25 ‰. В сложных рельефных условиях допускаются продольные уклоны до 40 и 60 ‰ на участках длиной не более соответственно 300 и 100 м. На участках с большей протяженностью следует предусматривать участки длиной не менее 20 м с уклоном не более нормативного (30 ‰).
2.26 Временные стоянки для хранения велосипедов размером 2×0,6 м на велосипед, отделенные стойками (скобами) высотой 0,75 м и длиной 1,6 м, устраиваются в комплексе с объектами посещаемости, а также возле станций метрополитена и остановок пригородных электропоездов, на конечных остановках и в узлах пересадки с уличного пассажирского транспорта на пригородный.
Примечание. Типовые решения поперечного профиля (приложение В), учитывая многообразие факторов, влияющих на ширину улиц и дорог одних и тех же категорий, уточняются для конкретных случаев проектирования.
стандартные размеры и толщина брусчатки для дорожек для пешеходов, высота кирпичика
Каждому владельцу загородного дома, частного подворья или дачного участка, хочется иметь ухоженный, аккуратный двор. Чтобы иметь минимум проблем с сорняками, да еще и оформлением блеснуть, лучше всего воспользоваться тротуарной плиткой. Асфальт, бетон и кирпич, это пережитки прошлого Страны Советов, а сегодня именно плитка правит бал. Каких только разновидностей плитки, объединенных общим термином «тротуарная», не представлено в продаже. Чтобы подобрать оптимальный вариант для своего участка, стоит ознакомиться с некоторыми нюансами, такими, как размер, стиль исполнения, особенности сцепления.
Стандартные размеры тротуарных плит
Если раньше существовал четкий ГОСТ практически на всю выпускаемую промышленностью продукцию, сегодня все гораздо сложнее. Производители вольны поступать как им удобно, габариты подгоняются не под общие категории, а под собственные нужды. Кто-то экономит сырье, у другого импортная линия со своими единицами измерения, третьему важнее форма. Сейчас с помощью тротуарной плитки можно создавать любые рисунки. В результате нынешняя тротуарная плитка может иметь самые разные размеры.
Варианты укладки плитки “Старый город” найдете тут.
Производят современный продукт методом вибропрессования или вибролитья. Плитку, рассчитанную на усиленный износ, армируют металлической сеткой. От способа производства во многом зависят эксплуатационные характеристики.
Вас также может заинтересовать текстура брусчатки.
Толщина и ширина
От длины и ширины плитки в большей степени зависит визуальная составляющая покрытия и как удачно целый материал ляжет на место. Толщина же определяет конкретную сферу применения и является главным рабочим показателем, определяющим выбор. Из всего ассортимента продающих организаций можно выделить несколько востребованных категорий плитки:
Пешеходная для садовых
Толщина пешеходной – 30 мм, самый бюджетный вариант, предназначенный для мощения тротуаров, садовых дорожек, придомовой отмостки, зон вокруг крыльца, ступеней, под навесами, в беседках. Она не подходит для укладки подъездных аллей, так как просто не выдержит такой нагрузки. А вот с передвижением по ней пешеходов или детворы, на велосипедах, вполне справится. Если такой плиткой выложить пол вокруг уличного мангала или барбекю, получится и по деньгам приемлемо и технически оправдано. Технология укладки брусчатки описана здесь.
Универсальная
Толщина универсальной – 50 – 60 мм, стоит дороже, но и сфера использования шире. Она прекрасно выполнит функции пешеходной, если ею выложить двор, дорожки, парковые и другие зоны отдыха. Также ею смело можно застелить подъездную аллею, пол гаража, если предполагается въезд легкового автотранспорта или микроавтобусов и схожих с ними транспортных средств.

Монолитная для уличных дорожек
Толщина монолитной – 70 – 80 мм и более, сама дорого стоит и за работу с ней берут солидно. Предназначена для парковок, подъездных аллей для грузового транспорта, для тех зон, где постоянно высокая нагрузка. Зато ей не страшны никакие эксплуатационные условия, любой аврал она вынесет в рабочем режиме. Как класть тротуарную плитку рассказано по этой ссылке.
Для применения на личных участках и в садах, обычно используют плитку толщиной 30 – 60 мм.
Она доступна в плане стоимости и обладает всеми необходимыми параметрами. При соблюдении технологии укладки, она полностью выработает свой ресурс. Единственно, не стоит ее укладывать на подъездах и в других зонах, с высокими нагрузками.
Размеры поверхности
Длина и ширина плитки необходима для подсчета ее расхода, а зная расход, проще посчитать и все остальные материалы. При обилии производителей, точные размеры описать сложно, но реально примерно систематизировать данные исходя из формы плитки. Все размеры стандартные.
Квадратная
Квадратная. Максимальной популярностью пользуется квадрат 300 × 300 мм, за ней следует 350 × 350 мм и 400 × 400 мм. Массивные плиты 500 × 500 мм в частном хозяйстве применяются редко.
Прямоугольная
Прямоугольная. Всем известные «кирпичики» или «брусчатка», такую форму использовали еще на заре географии, но и сегодня она довольно актуальна. Выпускают такую плитку с обычно размерами 200 × 100 мм и 250 × 125 мм с незначительными отклонениями, зависящими от конкретного производителя. К этому советуем ознакомиться с вариантами укладки брусчатки.
Фигурная
Фигурная. Тут полет фантазии неограничен никакими рамками, но можно выделить следующий основные размеры: 295 × 295 мм, 200 × 168 мм, 120 × 180 мм, 120 × 190 мм.
Для подъезда автотранспорта не рекомендуется использовать не только тонкую, но и большую плитку. При наезде колесом край постоянно будет выдергивать из кладки, а вот фрагментарное покрытие дольше останется целым.
Что собой представляет пластиковая плитка для дорожек на даче изложено в данном материале.
Самые популярные виды плитки
Тротуарную плитку толщиной 30 – 60 мм часто называют «садовой» из-за ее популярности в приусадебном и загородном хозяйстве. Огромным спросом пользуется несколько видов:
Волна
Волна- форма изделия повторяет изгиб волны, а будучи уложенной, она создает красивый узор, имитирующий водную поверхность. Выпускается в разных тонах, лучше всего смотрится на дорожках. Распространенные размеры: 230 × 103 × 60 мм, 200 × 100 × 60 мм, 200 × 100 × 45 мм.
Клевер
Клевер – именно такой вариант, отдаленно напоминающий лист клевера, любят наши коммунальные службы. Покрытие получается прочным и достаточно декоративным, опыт успешно переняли частники и активно застилают дворы этим «клевером». Размеры: 295 × 295 × 30 мм, 267 × 218 × 45 мм, 267 × 218 × 60 мм.
Брусчатка или кирпичик
Брусчатка – кирпич. Плитка традиционной формы с ровными гранями, имитирующая кирпич. Идеальный вариант для подъездных территорий и других участков, с повышенным износом. Наиболее частые размеры: 200 × 100 × 60 мм, 200 × 100 × 45 мм. Даже квадратную плитку выпускают с поверхностью, имитирующей брусчатку (4 кирпича, 8 кирпичей). О том, как положить плитку на бетонное основание подскажет данная статья.

Катушка или кость
Катушка – кость. Молодежи напоминает кость, а старшему поколению, катушки, на которые раньше наматывали нитки. Оригинальная форма, разнообразие расцветок, замысловатые узоры. Для любителей оригинального дизайна самое оно. Размеры: 255 × 136 × 60 мм, 200 × 168 × 60.
Рекомендуем также прочитать про резиновое покрытие для дорожек в саду.
Самая прочная и долговечная тротуарная плитка, это клинкерная, она имеет традиционную форму брусчатки, а изготавливается из тугоплавкой глины с длительным обжигом. У нее сплошные достоинства, но один существенный недостаток – она по карману далеко не всем желающим. Если вы хотите сделать плитку самостоятельно, то вас заинтересуют формы для изготовления садовых дорожек.
Видео
На видео – виды и формы тротуарной плитки:
Тротуарная плитка, это экономичный и во всех отношениях удачный способ сделать свой участок комфортным и красивым. Дорожки, аллейки, зоны отдыха, подъезд, для всего можно подобрать плитку, которая будет служить годами.
Возможно вам также будет интересно прочитать про существующие размеры бордюрных каменей.
ТР-158-04 Технические рекомендации по устройству тротуаров из бетонных плит, ТР (Технические рекомендации) от 27 декабря 2004 года №158-04
ТР-158-04
Дата введения 2005-03-09
РАЗРАБОТАНЫ ГУП
«НИИМосстрой»
УТВЕРЖДЕНЫ Начальником
Управления научно-технической политики в строительной отрасли
А.Н.Дмитриевым 27 декабря 2004 г.
ВВОДЯТСЯ ВЗАМЕН
ВСН-15-95
Технические рекомендании
разработаны на основе результатов научно-исследовательских и
опытно-производственных работ, выполненных лабораторией дорожного
строительства ГУП «НИИМосстрой», опытно-конструкторских и
производственных работ ЗАО «СБМ Запчасть-Сервис», ЗАО «СДМ
Гидропривод», а также на основе анализа отечественного и
зарубежного опыта строительства.
Рекомендации направлены
на повышение долговечности сборных покрытий тротуаров, площадок,
садово-парковых и пешеходных дорожек, пешеходных улиц.
В
работе над документом принимали участие: к.т.н. Л.В.Городецкий,
к.т.н. Р.И.Бега, В.Ф.Демин (ГУП «НИИМосстрой»), С.М.Аракельянц,
к.т.н. И.И.Давитнидзе (ЗАО «СБМ Запчасть-Сервис»), В.Н.Аракельянц
(ЗАО «СДМ Гидропривод»).
Технические рекомендации
согласованы с ОАО «Инждорстрой», ОАО «Гордорстрой».
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие
рекомендации распространяются на строительство в летний и зимний
периоды в г.Москве экологически чистых тротуаров, пешеходных и
садово-парковых дорожек, пешеходных улиц, автостоянок, входов в
жилые и общественные здания, покрытий на территориях соцкультбыта
(больницы, поликлиники, школы, детские сады, ясли), на
автозаправочных станциях и площадках различного назначения из
сборных покрытий.
Для устройства сборных
покрытий применяют плиты и мелкоразмерные фигурные элементы
мощения, выполненные из тяжелого и песчаного бетонов, а также
бетонов с использованием продуктов переработки различных
промышленных отходов, из армированных металлическими и базальтовыми
фибрами.
Тротуарными плитами
являются изделия с отношением их длины к толщине больше 4, при меньших значениях 4 — мелкоразмерными элементами.
1.2. Зимним периодом
считается время года между датой наступления нулевой среднесуточной
устойчивой температуры осенью и датой наступления той же
температуры весной.
1.3. Для решения
эстетических, архитектурных и функциональных задач в современном
городском строительстве бетонные плиты и мелкоразмерные элементы
мощения могут иметь различные формы и размеры, которые не всегда
являются кратными ширине полосы пешеходного движения (0,75 см),
принятыми в ГОСТ 17608-91*.
1.4. Для расширения
номенклатуры изделий НИИМосстроем разработаны конструкции
решетчатых плит. Отверстия плит могут быть заполнены
мелкоразмерными элементами, которые могут использоваться и
самостоятельно (приложения 1, 2, 3). Отверстия в решетчатых плитах
можно заполнять каменными материалами (щебнем, гравием, щебеночными
высевками, песком и др.), а также почвой с семенами газонных
трав.
1.5. Плиты и элементы
мощения для устройства сборных покрытий (в том числе с декоративной
и цветной поверхностью) могут быть изготовлены по различным
технологиям, обеспечивающим получение физико-механических свойств,
соответствующих требованиям ГОСТ
17608-91*.
1.6. Толщина тротуарных
плит и мелкоразмерных элементов выбирается в соответствии с
проектом. Ориентировочная толщина сборных изделий для различных
конструкций может быть принята следующей: на участках, где
ожидается только пешеходное движение — 4-6 см; если допускается
движение легковых автомобилей -6-8 см; в случае если возможен заезд
грузовых автомобилей -8-10 см.
1.7. Конструктивные
элементы тротуаров включают: песчаный подстилающий слой, основание
из песка, песчано-цементной смеси, щебня и малоцементного бетона;
покрытие из бетонных, в т.ч. модифицированных, изделий.
Технологическая последовательность работ по строительству сборных
покрытий включает следующие этапы: рытье и уплотнение земляного
корыта; устройство подстилающего слоя; установка бортового камня;
устройство основания и покрытия из плит или мелкоразмерных
элементов мощения с последующим заполнением швов. В зависимости от
гидрологических особенностей территории и требований проекта в
конструктивных слоях тротуаров, площадок и др. возможно
использование пленочных и геотекстильных материалов.
1.8. Основные варианты конструкций из сборных бетонных изделий представлены на рис.1.
Рис.1. Конструкции из тротуарных плит и мелкоразмерных элементов
Рис.1. Конструкции из тротуарных плит и мелкоразмерных
элементов
1 — плиты; 2 — рыхлый песок или песчано-цементная смесь; 3
— основания из песчано-цементной смеси,
бетона В7,5, песка, щебня,
битумоминеральной смеси; 4 — песчаный морозозащитный слой;
5 — мелкоразмерные элементы мощения; 6, 7 — полиэтиленовая пленка
или геотекстиль типа дорнита;
8
— базальтовая сетка.
2. ПОДГОТОВКА ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА И УСТРОЙСТВО ДРЕНАЖЕЙ МЕЛКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ
2.1. Сооружение земляного
полотна должно производиться согласно требованиям СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» и в
соответствии с техническим проектом производства работ после
окончания работ по вертикальной планировке, прокладке новых и
перекладке старых подземных инженерных сетей, засыпке траншей и
разрытий с послойным уплотнением.
2.2. Для производства
земляных работ следует использовать экскаваторы с ковшом емкостью
от 0,25 м до 1,0 м, бульдозеры мощностью 80-250 л.с., мелкие и
среднего веса автогрейдеры. Для уплотнения используют катки на
пневмошинах типа ДУ-30, ДУ-31, вибрационные катки типа ДУ-10,
ДУ-10А, ДУ-14, катки статического действия с гладкими вальцами типа
ДУ-1, ДУ-11А и др. Тип катка выбирается в зависимости от группы
грунта земляного полотна и ширины тротуара, пешеходной улицы,
дорожки и др.
2.3. Ширина корыта
земляного полотна с учетом установки бортовых камней должна быть
больше ширины покрытий на 0,5 м.
2.4. Возведение земляного
полотна должно осуществляться послойно. Отсыпка, разравнивание и
уплотнение каждого слоя производятся с соблюдением продольных и
поперечных уклонов.
Толщину слоя отсыпки
следует назначать с учетом коэффициента запаса на уплотнение грунта
в зависимости от его вида при влажности, близкой к оптимальной
(табл.1).
Таблица 1
Зависимость коэффициента запаса на уплотнение от вида грунта при
оптимальной влажности
Наименование грунта | Оптимальная влажность, % | Коэффициент
запаса на уплотнение |
Песок крупный и гравелистый | 6 | 1,25 |
Песок средней крупности | 8 | 1,25 |
Песок мелкий и пылеватый | 10 | 1,30 |
Супесь легкая | 9-11 | 1,20 |
Супесь пылеватая | 9-13 | 1,25 |
Суглинок легкий | 14-16 | 1,15 |
Суглинок тяжелый | 16-18 | 1,15 |
Глина | 18-20 | 1,1 |
2.5. Уплотнение грунтов
земляного полотна, включая засыпку траншей и котлованов, необходимо
производить при оптимальной влажности до требуемой плотности,
которая соответствует коэффициенту уплотнения не менее 0,98 при его
замере через 25 м в точках по поперечному сечению. Уплотняющая
техника выбирается в зависимости от вида грунта и толщины
отсыпанного слоя (табл.2).
Таблица 2
Машины для уплотнения грунтов
Марки катков | Тип катков | Масса, т | Глубина уплотнения, м | |
связный грунт | несвязный
грунт | |||
ДУ-31 | Самоходный, на пневматических
шинах | 16 | 0,20 | 0,25 |
ДУ-29 | Статический | 30 | 0,30 | 0,35 |
ДУ-52 | Самоходный, комбинированный, с
самоходными вальцами | 10-11 | 0,40 | 0,60 |
А-8 | Прицепной вибрационный | 9 | 0,30 | 0,50 |
Примечание: Связный грунт
— грунт, содержащий глинистых частиц 12%.
Несвязный грунт — грунт,
содержащий глинистых частиц 3%.
Ориентировочно
необходимое число проходов уплотняющей техники по одному следу для
связных грунтов должно быть не менее 12, для несвязных — 8.
2.6. Поверхность
земляного полотна планируется так, чтобы просвет под трехметровой
рейкой, характеризующий ровность поверхности, не превышал 1 см.
2.7. Для осушения верхней
части земляного полотна и дорожной одежды устраивают дренаж мелкого
заложения. Работы по устройству дренажа выполняются непосредственно
перед распределением песчаного подстилающего слоя.
2.8. В качестве дренажа
мелкого заложения могут быть использованы керамзитобетонные
трубофильтры, перфорированные асбоцементные, керамические и
полимерные дренажные трубы, стыки и водоприемные отверстия дрен
защищают от заиливания муфтами и фильтрами, в качестве последних
могут быть использованы каменные, нетканые синтетические
материалы.
2.9. Технологический
процесс устройства дренажей мелкого заложения включает: рытье
ровика, устройство в нем подушки под трубы, укладку труб с
фильтрами, сопряжение трубчатых дрен с водоприемниками, заполнение
ровика песком и его уплотнение. Трубы с раструбами или
трубофильтрами обращены против уклона.
2.10. Выпуск воды из
дрены осуществляют в водоприемные колодцы, причем конец трубы
должен выступать на 5 см относительно стенки колодца.
2.11. Зазоры между
трубчатыми дренажами и стенками колодцев должны быть тщательно
заделаны цементно-песчаным раствором 1:3 или герметиком.
2.12. При неблагоприятных
гидрологических условиях для повышения несущей способности
земляного полотна по нему могут укладываться различные
геотекстильные материалы в соответствии с ТР 128-01 «Технические рекомендации по
технологии строительства дорог с применением дорнита и других
геотекстильных материалов и геосеток» (ГУП «НИИМосстрой»).
3. УСТРОЙСТВО ПЕСЧАНОГО ПОДСТИЛАЮЩЕГО СЛОЯ
3.1. Устройство песчаного
подстилающего слоя должно производиться в соответствии с
требованиями СНиП 3.06.03-85*
«Автомобильные дороги» и проектом производства работ.
3.2. Толщина песчаного
подстилающего слоя должна соответствовать проекту или назначаться в
зависимости от вида грунта земляного полотна и гидрогеологических
условий согласно альбому СК 6101-91, разработанному институтами ГУП
«Мосинжпроект» и ГУП «НИИМосстрой», и составлять 10-30 см (±1
см).
3.3. Для устройства
подстилающего слоя должны применяться пески с коэффициентом
фильтрации не менее 3 м/сут.
3.4. В зимнее время к
устройству подстилающего слоя приступают после предварительной
очистки земляного полотна от снега и наледи.
3.5. Для предотвращения
смерзания песка в зимнее время его транспортировку необходимо
осуществлять в большегрузных автосамосвалах.
3.6. Разравнивание песка
производят способом «от себя» бульдозерами и автогрейдерами, а на
узких тротуарах и пешеходных дорожках — автопогрузчиками с навесным
оборудованием.
3.7. В летнее время
песчаный подстилающий слой в увлажненном состоянии уплотняют
катками, применяемыми для уплотнения земляного полотна
(табл.2).
3.8. Для предотвращения
смерзания песка в зимнее время рекомендуется его пропитка 2%-ным
раствором хлористого кальция (СаСl). Необходимое количество хлористого кальция
на 1 м поверхности подстилающего слоя при объемной
массе песка 1700 кг/м приведено в табл.3.
Таблица 3
Зависимость требуемого количества хлористого кальция от глубины
пропитки подстилающего слоя
Содержание
безводного CaCl в 1 л раствора, % | Глубина пропитки, см | Количество CaCl, кг/м |
2 | 15 | 5 |
2 | 30 | 10 |
3.9. Устройство
подстилающего слоя следует производить с учетом завершения
уплотнения песка до начала его смерзания. Допустимые промежутки
времени с момента начала распределения песка по земляному полотну
до требуемой нормами степени уплотнения приведены в табл.4.
Таблица 4
Допустимое время устройства песчаного слоя в зависимости от
температуры воздуха
Температура воздуха, °С | Допустимое
время, час | ||
от | до | без добавки CaCl | с добавкой 2%
CaCl |
-2 | -10 | 1,5-2 | 2-3 |
-10 | -15 | 1-1,5 | 1,5-2 |
ниже -15 | — | не более 1 | не более
1,5 |
Примечание: В ветреную
погоду указанное время должно быть сокращено в 1,5-2,0 раза.
3.10. Коэффициент
уплотнения песчаного подстилающего слоя должен быть не менее 0,98.
Отметки поверхности подстилающего слоя должны соответствовать
проектным с точностью ±5 мм.
3.11. Движение транспорта
по готовому песчаному подстилающему слою запрещено.
3.12. В зимнее время
после устройства подстилающего слоя последующие работы по
строительству основания и покрытия следует производить без
значительного разрыва во времени.
4. УСТАНОВКА БОРТОВОГО КАМНЯ
4.1. При устройстве
тротуаров, дорожек, различных площадок и площадей и т.п. можно
применять бортовые камни из горных пород (ГОСТ 6666-81*), бетона (ГОСТ 6665-91), а также из пластбетона и
бетонов, модифицированных продуктами переработки бетонных и
железобетонных изделий, изношенных автопокрышек и армированных
металлическими и базальтовыми фибрами, конструкции и технология
изготовления которых разработаны НИИМосстроем.
Для улучшения
эстетического вида покрытий из сборных элементов и повышения их
долговечности в условиях эксплуатации в дополнение к ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные бортовые»
НИИМосстроем разработаны прямолинейные и криволинейные бортовые
камни различных размеров и конструкций.
4.2. Номенклатура
криволинейных бортовых камней и общий вид криволинейных бортовых
камней приведены в приложении 3 и на рис.2.
Рис.2. Общий вид криволинейных бортовых камней
Рис.2. Общий вид криволинейных бортовых камней
Примечание. Криволинейные бортовые камни для тротуаров, пешеходных
улиц могут изготавливаться
также со скосами только с
внутренней стороны или без них.
4.3. Бортовой камень
должен быть установлен до начала работ по устройству сборного
покрытия.
4.4. Бетонные бортовые
камни, в т.ч. криволинейные, устанавливаются, как правило, вручную,
с помощью клещевых или П-образных приспособлений (рис.3). Бортовые
камни всех типоразмеров устанавливаются на бетонное основание
толщиной 10 см, уложенное на выровненный и уплотненный подстилающий
слой. После его установки устраивается бетонная обойма в опалубке
на высоту 10 см. В зимнее время бетонную обойму необходимо
предохранять от промерзания. Обеспечение проектного положения
камней в плане и профиле достигается установкой их по шнуру и
осадкой деревянной трамбовкой.
Рис.3. Ручное оборудование для установки бортовых камней
Рис.3. Ручное оборудование для установки бортовых камней
4.5. Ширина швов между
бортовыми камнями, в т.ч. и на закруглениях, не должна превышать 5
мм. Заполнение швов производят цементно-песчаным раствором состава
3:1, после чего расшивают раствором состава 1:2.
4.6. Бортовой камень
должен быть установлен не позже, чем за три дня до начала работ по
строительству сборного покрытия с тем, чтобы бетонная обойма и
раствор в швах между бортовыми камнями набрали достаточную
прочность.
5. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЯ
5.1. Основания под
покрытия из сборных изделий устраивают из песка, песчано-цементной
смеси, щебня и малоцементного бетона толщиной в зависимости от
проектных решений или ориентировочно в соответствии с табл.5.
Таблица 5
Основные виды оснований и рекомендуемая их толщина для сборных
покрытий тротуаров
NN п/п | Основания | Толщина
основания, см |
1. | Песчаные и
цементно-песчаные | 10-12 |
2. | Битумоминеральные смеси | 9-10 |
3. | Металлургические шлаки | 12-14 |
4. | Щебень из известняков фракций до 8 мм | 13-15 |
5. | Малоцементный укатываемый бетон В7,5 | 9-10 |
Примечание. Песок для
устройства основания под плиты рекомендуется применять с 1,8.
5.2. При укладке плит
непосредственно на песчаный подстилающий слой или песчаное
основание верхний слой толщиной 3 см должен устраиваться из рыхлого
песка или сухой песчано-цементной смеси для окончательной посадки
плит до заданной отметки.
5.3. В случае устройства
основания из песчано-цементной смеси нижняя его часть выполняется
из песчано-цементного раствора, а верхняя толщиной 3 см — из сухой
смеси.
Песчано-цементный раствор
применяют марки не ниже «50» и приготавливают его в заводских
условиях. Ориентировочный состав на 1 м раствора марки «50»: портландцемент марки
«400» До — 155 кг, воды — 170 л, песка — 1650 кг. Сухая
песчано-цементная смесь приготавливается также, но без добавления
воды при естественной влажности песка 5-6%.
5.4. В зимнее время
песчано-цементную смесь, приготовленную в заводских условиях на
подогретых материалах, рекомендуется укладывать при температуре
наружного воздуха не ниже -15 °С.
Не допускается разрыв во
времени при укладке песчано-цементного раствора и сухой смеси.
5.5. Уплотнение
песчано-цементного раствора производится виброрейками и
виброплощадками.
5.6. Основания из
уплотняемых щебеночных смесей выполняют из приготовленных в
заводских условиях путем смешения требуемого количества различных
фракций известнякового щебня или гравия до получения однородного
материала с добавлением оптимального количества воды.
Марка щебня по дробимости
в цилиндре не должна быть ниже 400, по морозостойкости не ниже
25.
5.7. Для оснований под
сборные покрытия тротуаров, площадок и др. следует использовать
среднезернистый тип щебеночных смесей (табл.6).
Таблица 6
Зерновой состав щебеночных смесей для оснований тротуаров
Тип смеси | Содержание в
смеси частиц, % массы, |
ТТК. Устройство тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки,
УСТРОЙСТВО ТРОТУАРОВ И ПЕШЕХОДНЫХ ДОРОЖЕК ИЗ БРУСЧАТКИ
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Типовая технологическая
карта разработана на устройство дорожного покрытия (брусчатки).
ТТК предназначена для
ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами
производства работ, а также с целью использования при разработке
проектов производства работ, проектов организации строительства,
другой организационно-технологической документации.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Устройство тротуаров и пешеходных дорожек
Устройство покрытий
тротуаров, пешеходных и садово-парковых дорожек, посадочных
площадок общественного транспорта, укрепление откосов является
неотъемлемой частью благоустройства территорий и относится к
дорожному строительству. В связи с тем, что эти работы, как
правило, производятся в стесненных условиях и малыми объемами,
широкое распространение получили сборные покрытия. Применение
мелкоразмерных плит различной конфигурации позволяет придавать
индивидуальность и архитектурную выразительность объектам
строительства.
Устройство различных
типов покрытий внутриквартальных проездов, тротуаров и площадок
допускается на любых устойчивых подстилающих грунтах, несущая
способность которых изменяется под воздействием природных факторов
не более чем на 20%.
В
качестве подстилающих грунтов допускается использовать дренирующие
и недренирующие песчаные, супесчаные и глинистые грунты всех
разновидностей, а также шлаки, золошлаковые смеси и неорганический
строительный мусор. Возможность использования грунтов в качестве
подстилающих указывают в проекте и подтверждают строительной
лабораторией.
Ширина тротуаров обычно
устанавливается с учетом категории и назначения улицы и дороги
(табл.1) в зависимости от характера пешеходного движения, а также
размещения в пределах тротуаров опор, деревьев и т.п. Ширина
пешеходной части тротуаров принимается кратной ширине одной полосы
пешеходного движения, равной 0,75 м.
Таблица
1
Ширина пешеходной части тротуаров
Категория улиц
и дорог | Ширина,
м | |
на первую
очередь | на расчетный
срок | |
Улицы и дороги
местного значения (жилые улицы) | 2,25 | 4,5 |
Дорога
промышленных и коммунально-складских районов | 1,5 | 4,5 |
Поселковые
улицы | 1,5 | 1,5 |
Пешеходные
дороги | 3 | 4,5 |
Предусматривают следующий
порядок работ: устройство ливнеприемников, ливнеотводящего
заглубленного коллектора, подсоединение их к ливневой канализации,
устройство колодцев (без установки чугунного кольца и водоприемной
решетки), укладку бортового камня, монтаж на проектную отметку
горловин колодцев, подготовку основания и устройство покрытий дорог
и пешеходных зон.
Трассу ливнестоков
прокладывают вне проездов и тротуаров в полосе зеленых насаждений и
газонов. Решетки ливнеприемных колодцев устраивают заподлицо с
поверхностью дорожного покрытия и ориентируют поперек люка.
Сброс воды с крыш из
наружных водостоков в ливневую канализацию организуют через
закрытые ливнестоки или по углублениям в тротуарном покрытии,
устраиваемым из специальных элементов (рис.1).
Рис.1. Линейная водоотводная система из сточных желобов
Места примыкания
тротуаров к проезжей части ограждают бортовыми камнями. При
поперечном профиле дороги с боковыми канавами тротуар размещают за
канавой. При устройстве покрытий дорог переходного типа тротуары
ограждают отмостками (рис.2).
Рис.2. Конструкции лотков, кюветов и сопряжений парковых дорожек и
площадок с газоном и бортами:
а — бортовое ограждение дороги; б — то же проезда; в — примыкание площадки к газону; г — кювет, облицованный кирпичом; д — то же, бетонными бортами; е — лоток бетонный; ж — то же из асбестоцементной трубы; з — лоток вдоль борта дороги; 1 — газон; 2 — покрытие дороги или тротуара; 3 — бетонное основание; 4 — бетонный или гранитный борт сечением 150×300 мм; 5 — бетонный борт 100×200 мм; 6 — кирпич; 7 — цементный раствор; 8 — бетонный лоток; 9 — асбестоцементная труба, распиленная пополам
На примыкании тротуаров и
пешеходных дорожек к газонам или к зеленым полосам на главнейших
магистральных дорогах устанавливают облегченный бортовой бетонный
камень.
Односкатные
внутриквартальные проезды около тротуара оборудуют ливнеприемными
воронками или ливнеприемными колодцами, откуда вода отводится в
систему закрытых ливнестоков (ливневую канализацию). Ливнеприемные
колодцы располагают в нижнем лотке проезда, а также во всех
пониженных точках дворовой территории без свободного стока.
В
настоящее время для устройства покрытий наибольшее распространение
получили плиты и камни с вертикальными боковыми гранями.
Типоразмеры, номенклатура и рекомендуемые области применения
определены ГОСТ 17608-91 «Плиты
бетонные тротуарные». Стыковка таких плит осуществляется при
помощи монтажных петель или простым примыканием друг к другу.
Перспективным является
применение конструкций тротуарных плит, у которых в нижней части
боковых граней сделаны соответствующие друг другу выступы и
углубления, ограничивающие возможные перемещения плит (рис.3).
Покрытия из таких плит лучше воспринимают вертикальную нагрузку за
счет возможности ее перераспределения между смежными плитами, не
«расползаются», так как в них ограничены горизонтальные смещения
рядов. Кроме того, они позволяют снизить металлоемкость за счет
возможности отказа от стыковых петель, повысить общую ровность
всего покрытия и устранить необходимость перекладки плит для
ликвидации уступов между плитами после завершения процесса
консолидации грунта.
Как правильно делать тротуар (а не пешеходные полосы): gre4ark — LiveJournal

Мы начали относиться к улицам, как к дорогам. Это одна из серьёзнейших градостроительных проблем России. Разница между этими двумя понятиями, ведь одно это место для жизни, а другое – пространство для машин. С этим связано огромное количество проблем: экономические потери, рост стоимости обслуживания, снижение качества жизни, деградирование мобильности и так далее. Каждый подземный или надземных переход на городской улице – символ подмены понятий и ошибки в управлении городом.
Тротуары из комфортных пространств превратились в пешеходные дороги – место для транзита туда-сюда без функции комфортного места. Тут стоит отдать должное строителям и дорожникам во главе беспредела, ведь архитекторов не подпускают к улицам в 90% случаев. Чего только стоят формулировки ГОСТов с рядами для пешеходов:
4.5.1.6 Число полос движения пешеходов на тротуаре и пешеходной дорожке зависит от интенсивности пешеходного движения.При суммарной (в двух направлениях) интенсивности пешеходного движения в часы пик до 50 чел./ч тротуар может иметь одну полосу движения, до 1000 чел./ч – не менее двух полос движения.
При интенсивности пешеходного движения более 1000 чел./ч число полос движения следует увеличивать на одну полосу движения на каждую тысячу человек.
Стоит ли удивляться лужам и машинам на тротуарах, когда их делают по аналогии с проезжей частью? Это не имеет ничего общего с нормальным зонированием и организацией комфортных пространств у домов!
Застройка
Фасад дома – неотъемлемая часть тротуара и главный признак превращение транзитного пространства в общественное. Бизнес вдоль тротуара, детали дома, летние кафе и витрины притягивают людей и улучшают пешеходность города. Тротуар же среди пустоты или вдоль леса может служить только для прохода вперёд-взад. Поэтому важно ещё при застройке звать архитекторов и делать вдоль фасада тротуар, а не дублёр или площадку для пожарных машин.
неправильно!
правильно!
Зонирование
Далее идёт зонирование тротуара: придомовая часть, транзитная и буферная. Это нужно делать, чтобы летняя веранда или лестница подъезда не мешала проходу людей. Пространство своим дизайном и разделением должно чётко давать понять, где место для пешеходов, а где – для машин (если только у вас не общее пространство).
правильно!
Тут можно вспомнить цитату из правил дорожного движения про разделение проезжей части и тротуара бордюром или газоном, но будем объективны – нихрена это не работает. Когда у тебя полоса для машин и полоса для пешеходов, то везде получается пространство для машин. Даже полицейские в Москве ищут брусчатку или тактильную плитку при эвакуации – без этого можно случайно перепутать внутридворовой проезд или дублёр с тротуаром.
неправильно!
Дизайн
Избегайте тротуаров из асфальта. Это неэкологогично и делает из тротуара дорогу. Асфальт это просто и дёшево, но нельзя выкидывать восприятие пространства при принятии решения. В крайнем случае, нужно хотя бы делать вставки из брусчатки по бокам или из плитки через определённое расстояние.
Мощение тротуара должно быть разнообразным и подсказывать разделение пространства. Зону вдоль дома можно делать из одного вида плитки или оттенка, транзитную и буферную зоны из другого. Въезды во двор должны быть на уровне тротуара и желательно тоже показывать собой зону проезда.
Кратко насчёт остального дизайна:
- От газона на тротуаре лучше отказаться – дорого и нудно ухаживать, скорее всего будет источником грязи. Лучше озеленять кустарниками и деревьями в буферной зоне.
- Тротуар должен идти выше газона или уровня почвы с растениями, иначе будет скапливаться вода.
- Ширина должна быть достаточной для комфортного прохода трёх человек. Лучше не меньше трёх метров, но лучше мерить индивидуально и считать потоки.
- Водосток уводить под тротуар. Зону стекания воды в грунт следует выкладывать из камней или иначе бороться с эрозией.
- Минимальное применение заборов, а лучше отказаться от них совсем в пользу кустарников при необходимости.
- Парковку лучше мостить и разбивать через каждые 5-7 мест выступом (подробнее)
- Велодорожку нельзя делать методом краски по тротуару. Как минимум нужно иное мощение или асфальт с изменением уровня покрытия, а лучше всего вести её за буферной зоной тротуара с отделением от потока машин и местом для складирования снега.

PS забыл про знаки и столбы: они не должны мешать проходу и быть в буферной зоне, а не по центру.
Поделиться записью:
А ещё можно подписаться в…
Посты по теме:
Как проектировать улицы
Садовые дорожки своими руками из плитки и пластика
Как сделать садовые дорожки своими руками
Каждый человек, у которого есть свой загородный домик хочет, чтобы он был ухожен и эстетичен. Интернет пестрит различными статьями по поводу обустройства участка, но неизвестно как это все сделать своими руками. Вызов дизайнера на дом стоит очень дорого, не всем по карману. Хочется сделать все самому.
Оригинальные тропинки сделают ваш сад намного красивее.
Элегантно петляющие вокруг деревьев, они добавят еще ухоженности и завершенности. Правильно расположив дорожки, можно не переживать за счет времени, ведь его уйдет мало, как и сил на перемещение ландшафта. Даже если у вас маленький дворик – тропы необходимы для безопасности и комфорта.
Пошаговая инструкция создания дорожек
- Для начала выбираем место и делаем разметку для будущей садовой дорожки. В землю забиваем колышки на всех изгибах тропы, а затем натягиваем шнур по периметру. Шнур подтягиваем по уровню высоты дорожки над поверхностью земли. Лучше использовать для этого водяной уровень, поможет вам более точно определить размеры.
- Если грунт на вашем участке мягкий, то необходимо копать траншею. Глубина ее составляет 10-12 см. Засыпаем песком до половины, заливаем водой и утрамбовываем.
- Если грунт прочен, траншею копать нет необходимости, но сделать песчаную подсыпку нужно и также сделать трамбовку.
- Далее, этап подготовки раствора. Смешиваем все компоненты: цемент, песок и щебень. Если вы планируете использовать красящие добавки в создании, то их добавляем в общую смесь. Не забывайте, что избыток воды может негативно повлиять на прочность бетона. Применить пластификатор будет правильным решением, это облегчит процесс. В раствор также можно включить фиброволокно, которое предотвращает появление трещин.
- Если используете трафарет, то прикрепите к нему ручки, воспользовавшись специальными отверстиями. Для тех, кто изготавливает садовые дорожки за небольшие деньги, то форму лучше будет смазать автомобильной отработко
Тротуарная плитка: размеры (толщина, виды брусчатки)
Быть владельцем красивого и ухоженного участка – заветная мечта каждого, кто имеет загородный дом или небольшую дачу. Отличным решением проблемы зарастания сорными травами является использование тротуарной плитки для обустройства своих владений. Это популярный вид материала для создания надежных и практичных покрытий. Существует много ее разновидностей.
Содержание:
- Важность размеров тротуарной плитки
- Влияние толщины плитки на надежность покрытия
- Востребованные виды и параметры тротуарной плитки и брусчатки
- Многообразие видов и размеров тротуарной плитки и ее применение
- Разнообразие форм
- Тонкая тротуарная плитка и особенности ее использования
- Пользующиеся спросом виды плитки и брусчатки
Важность размеров тротуарной плитки
Размеры тротуарной плитки являются важным параметром, влияющим на ее выбор.
Для поиска наиболее оптимального варианта следует изучить существующие варианты. Государственные стандарты, которые облегчали в какой-то степени выбор, остались в прошлом. На сегодняшний день покупателю намного сложнее не потеряться среди множества предложений этого материала.
Производители изготавливают разноразмерную плитку. Их главные цели, при этом, следующие:
- экономия сырья;
- соответствие размеров изделий приобретенным импортным линиям с определенными единицами измерения;
- разнообразие формы, которое позволяет при помощи такого материала оформить территорию различными вариантами узоров, комбинаций.
Назад к содержанию
Влияние толщины плитки на надежность покрытия
Визуальная привлекательность будущих дорожек или площадок будет зависеть от таких параметров, как ширина и длина плиток. Однако немаловажное значение имеет и то, как уложены изделия.
Но толщина тротуарной плитки является определяющим критерием для ее назначения и одним из главных рабочих параметров.
Ассортиментный ряд, предлагаемый на рынке стройматериалов, включает тротуарную плитку следующих категорий:
- для создания покрытия дорожек для пешеходов;
- для покрытий универсального назначения;
- для монолитных площадок.
Учитывая интенсивность использования, а также уровень предполагаемой нагрузки на покрытие, выбирают толщину материала.
Назад к содержанию
Востребованные виды и параметры тротуарной плитки и брусчатки
Популярность и востребованность таких материалов для создания покрытий, как тротуарная плитка и брусчатка, обусловлена их эксплуатационными характеристиками. Для тротуарной плитки это:
- износоустойчивость благодаря вибролитью;
- легкость укладки;
- доступная стоимость;
- стойкость к низким и высоким температурам;
- длительный срок службы;
- разнообразие формы и цветовых решений.
Брусчатку же ценят благодаря ее долговечности, экологичности и стойкости к механическим воздействиям. В основном они отличаются формой и размером. Толщина брусчатки намного больше, чем у плитки, а высота является сопоставимым параметром относительно длины и ширины. Благодаря этому брусчатка прочнее. Также у брусчатки выше стоимость, эстетичность и солидность вида.
Назад к содержанию
Многообразие видов и размеров тротуарной плитки и ее применение
Разберемся с таким стройматериалом, как тротуарная плитка, виды и размеры ее разнообразны.
К востребованным вариантам относятся следующие виды плитки:
- Изделия толщиной 30 мм – для обустройства пешеходных дорожек. Один из бюджетных вариантов для монтажа покрытий, предназначенного для комфортного передвижения по участку, придомовой территории, площадок под навесом. Также такая толщина применима в оформлении зоны крыльца и ступенек. Но не целесообразно использовать тротуарную плитку такой толщины для подъездных путей, ведь такая высокая нагрузка ей не под силу. Однако это отличное решение для обустройства зоны отдыха с барбекю или мангалом. Специалисты считают такое решение наиболее подходящим в этом случае и оправданным с технической стороны.
- Стройматериал универсального назначения имеет толщину 50-60 мм. Это более дорогие изделия, однако, такая толщина позволит расширить сферу использования плитки. Это отличное решение для облагораживания территории парков, дворов, а также подходит и для пешеходных и подъездных дорожек, создания напольного покрытия в гаражах для легкового транспорта или микроавтобусов. При помощи универсальной тротуарной плитки, способной выдерживать разную интенсивность нагрузки, есть возможность обустроить всю территорию вокруг дома.
- Изделия для монолитных дорожных полотен должны иметь толщину не меньше 70-80 мм. Стоимость такого материала и его монтажа достаточно высокая. Изделия такой толщины и в целом покрытия целесообразны на подъездных аллеях, парковках, для проезда грузовых автомобилей. Это отличное решение для участков с высокой интенсивностью нагрузки. Монолитные полотна могут эксплуатироваться в любых условиях.
Оптимальной толщиной тротуарной плитки для частных садовых участков считают от 30 мм и до 60 мм. Это и экономно, и практично для такого случая. Но нужно помнить об участках с высокой нагрузкой и использовать для них соответствующие материалы.
Назад к содержанию
Разнообразие форм
Габаритные размеры плитки очень важны при выборе. Ведь длину и ширину используют в подсчете расхода плитки, что облегчает просчет остальных материалов. Конечно, наличие множества производителей на рынке усложняет задачу описания всех точных размеров изделий. Но форма может помочь систематизации информации.

Тротуарная плитка и брусчатка бывает:
- В форме квадрата. Популярные квадраты со стороной 30, 35 и 40 см. Более массивную плитку с размерами 50 на 50 см реже используют в частных домовладениях.
- В форме прямоугольника. Известный кирпичик – форма брусчатки, не теряет своей актуальности и сегодня. Продукция представлена параметрами 20 на 10 см и 25 на 12,5 см. Причем у каждого производителя имеются некоторые отклонения в размерах.
- Фигурные изделия – без ограничения фантазии, однако выделяют следующие габариты: 29,5 на 29,5, 20 на 16,8, 12 на 18, 12 на 19 см.
Участки, по которым регулярно будет передвигаться автотранспорт, не рекомендуют мостить большими плитами и изделиями с малой толщиной.
Назад к содержанию
Тонкая тротуарная плитка и особенности ее использования
Толщина самой тонкой тротуарной плитки 20 мм. Такие изделия имеют свои плюсы, и они следующие:
- стойкость к низким температурам;
- эстетичный вид;
- не вредят экологии;
- устойчивость к действию солнечного света;
- подлежат ремонту;
- гарантийный срок до 15 лет.
Однако полотно из такой плитки не применимо на участках с высокими механическими нагрузками. Это отличный вариант для экспериментов ландшафтных дизайнеров, но только для мест с невысокой интенсивностью нагрузки. Для оформления дорожек в саду или небольших площадок это может быть прекрасным решением.
Выбирая такой вид изделий для создания покрытия, следует ознакомиться с некоторыми ее особенностями:
- способ изготовления;
- основное сырье;
- размеры полотна плитки;
- вид и способ окраски;
- форма.
Такую плитку могут изготавливать с основой из следующих материалов:
- резины,
- бетона,
- керамогранита,
- полимеров с песком.
В производстве применяют технологию вибролитья или штамповки. Преимуществом тротуарной плитки с такой толщиной в сравнении с более внушительным параметром является доступность по цене. И это не все. Проводить монтажные работы такого стройматериала намного легче, и особенно это касается подготовительного этапа с выниманием грунта.
От толщины плитки зависят объемы земляной работы. И такой вид материала можно укладывать без привлечения наемных работников, а это хорошая возможность сэкономить.
Создание надежного основания – важный этап мощения. Но для минимальной толщины плитки достаточно провести выравнивание участка и углубиться не больше, чем на 1,5 см. Дальше на подушку из песка либо щебня укладывается плитка, не забывая о контроле горизонтальности полотна, а также 4-миллиметровых промежутках между изделиями для последующего их заполнения.
Назад к содержанию
Пользующиеся спросом виды плитки и брусчатки
Тротуарная плитка и брусчатка с разными размерами и толщиной от 30 до 60 мм часто используется на приусадебных и загородных участках и благодаря этому имеет неофициальное название «садовая».
Неоспорима популярность таких видов:
- Волной называют форму, которая напоминает изгибы морских волн. Используя разные способы укладки таких изделий, можно получить прекрасные узорные полотна. Выпускают разных тонов. Это прекрасное решение для мощения садовых дорожек.
Чаще бывает следующих размеров:
- 23 на 10,3 на 6 см,
- 20 на 10 на 6 см,
- 20 на 10 на 4,5 см.
Основные разновидности размеров такие:
- 29,5 на 29,5 на 3 см,
- 26,7 на 21,8 на 4,5 см,
- 26,7 на 21,8 на 6 см.
Но чаще всего:
- 20 на 10 на 6 см,
- 20 на 10 на 4,5 см.
Бывают следующих размеров:
- 25,5 на 13,6 на 6 см,
- 20 на 16,8 на 6 см.
Ниже приведена сводная таблица размеров.
Одним из прочнейших материалов считают клинкерную брусчатку, изготавливаемую путем обжига глины. Однако, к сожалению, ее использовать могут далеко не все по причине высокой стоимости.
Если необходимо, специалисты по подбору тротуарной плитки нашей компании смогут найти подходящий вариант материалов, которые удовлетворят ваши потребности.
Таблица 1. Размеры тротуарной плитки
Назад к содержанию