Цыбулько Вариант 23 ЕГЭ 2018 русский
Вариант 23. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3
(1)Об имитации звездного неба в закрытом помещении мечтали многие с древних времён, достаточно вспомнить, <…>, Архимеда, который предположительно построил прибор, имитирующий звёздное небо с планетами, и даже описал его в сочинении «Об изготовлении небесной сферы». (2)Изобретение в начале XVII века телескопа и связанное с ним бурное развитие астрономии стало стимулом для строительства механических моделей астрономического видения мира, и прежде всего начали строить механические модели гелиоцентрической системы с целью популяризации ещё оспариваемой теории Коперника: так как все планеты движутся вокруг Солнца в одну сторону и почти в одной плоскости, то с помощью набора валов и зубчатых передач изготавливали устройства, где шарики — планеты — двигались вокруг центрального шара — Солнца — с соблюдением таких же относительных скоростей и расстояний, как и на небе. (3)Эти модели называли коперниковскими планетариями.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Стимулом для строительства планетариев, первый из которых предположительно был построен и описан ещё Архимедом, стало связанное с созданием в начале XVII века телескопа развитие астрономии, и прежде всего создавались механические модели гелиоцентрической системы, названные коперниковскими планетариями.
2) С целью популяризации ещё оспариваемой теории Коперника в начале XVII века создавались модели гелиоцентрической системы: с помощью набора валов и зубчатых передач изготавливали устройства, где шарики — планеты — двигались вокруг центрального шара — Солнца — с соблюдением таких же относительных скоростей и расстояний, как и на небе.
3) Предположительно первый планетарий построил и описал ещё Архимед, но развитие астрономии было вызвано созданием в XVII веке телескопа, обусловившего строительство планетариев, и сначала были созданы коперниковские планетарии — механические модели гелиоцентрической системы.
4) В начале XVII века создавались коперниковские планетарии — механические модели гелиоцентрической системы, представляющие собой устройства, в которых шарики — планеты — двигались вокруг центрального шара — Солнца — с соблюдением таких же относительных скоростей и расстояний, как и на небе.
5) Ещё Архимед построил прибор, имитирующий звёздное небо с планетами, и даже описал его в сочинении «Об изготовлении небесной сферы», что подтверждает существование ещё в древние времена идеи создания звёздного неба в закрытом помещении.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
с другой стороны
наконец
несмотря ни на что
к сожалению
например
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЕРЕДАЧА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПЕРЕДАЧА, -и, ж.
1) Действие по значению глагола «передать». П. приказа. П. телефонограммы. П. знаний и опыта. П. эстафетной палочки. П. мысли на расстояние. П. земли в собственность.
2) Механизм, передающий движение, мощность от одной части устройства к другой. Гидравлическая п. Червячная п.
3) То, что передаётся по радио, телевидению. Интересная п. Слушать передачу. Программа передач.
4) Вещи, продукты, передаваемые кому-н. (в больницу, тюрьму). Принести передачу.
5) Бросок мяча, шайбы от игрока к игроку одной команды (спорт.). Точная п. Голевая п. П. полузащитника. П. с центра поля.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
донЕльзя
накренИтся
зАнятый
перелилА
тортОв
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ОТБОРОЧНЫЙ тур уже прошёл, и подготовка к концерту шла полным ходом.
Нужно соблюдать правила этикета, чтобы нечаянно не поставить человека в УНИЖЕННОЕ для него положение.
Комлев уже не испытывал ненависти и понимал, что не сможет ОТПЛАТИТЬ своему врагу.
Во ВРАЖЕСКОМ лагере царила неразбериха.
Ежегодно библиотека получает от своих АБОНЕНТОВ около тысячи заказов, поступающих в том числе и по электронной почте.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
килограмм ВАФЛЕЙ
СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами
ОЗЯБ на ветру
движение БОЛЕЕ РЕЗКОЕ
много БАКЛАЖАНОВ
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
B) ошибка в построении сложного предложения
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное употребление имени числительного
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Когда лошадь попадала в канавы, всем троим приходилось вылезать из саней и идти по пояс в снегу.
2) Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни.
3) Когда смотришь на памятник М. Ю. Лермонтову, складывается впечатление, что поэт оглядывает и восхищается любимым городом.
4) Случайно встретившись, двое подруг долго рассказывали друг другу последние новости.
5) США принял беспрецедентные меры безопасности при подготовке и проведении встречи глав государств, участвующих в очередной ассамблее ООН.
6) Те, кто побывал в Антарктиде, могли видеть действующий вулкан Эребус, расположенный на одном из прибрежных островов.
7) Расположившись на земляной насыпи, зрителям был виден весь стадион.
8) Пчёл привлекают цветы, не только издающие благоухающий аромат, но и обладающие яркой окраской.
9) Личная гигиена — это совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
к..саться
ре..листический
заг..релый
сем..нар
пол..гаться
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву,
из..скать, супер..гра
з..родыш, р..списной (потолок)
пр..открыл, пр..высил (скорость)
пр..клеил, пр..следуя
и..пугав, неи..бежный
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
расклан..ться
глянц..вый
выращ..вать
назойл..вый
сговорч..вый
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
предъявля..шь
воссоздава..мый
загон..шь
просмотр..нный
(дым) разве..тся
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Спасение пришло неожиданно и именно в тот момент, когда казалось, что помощи ждать (НЕ)ОТКУДА.
Закрытые шлюзы высоко подняли воды (НЕ)ШИРОКОЙ, а узкой речки.
Оседает пыль, и взору открываются вовсе (НЕ)ВЫСОКИЕ пирамидальные тополя.
Солнце, ещё (НЕ)СКРЫТОЕ облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
Кажется, что весны давно уже (НЕ)БЫЛО, все её ждали с нетерпением.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд многое решал.
Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.
Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
(В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне довелось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.
(ИЗ)ПОД снега показались первые весенние цветы, и (С)РАЗУ повеяло радостью обновления природы.
14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое мясо с овощами, запечё(2)ая рыба, толстые колбасы, кончё(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
5) Нападки главного героя на людей неуместны и в чрезмерной требовательности к людям он выглядит комично.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Степной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья (4) и неподвижно устремив глаза в траву.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) по-видимому (4) от движения внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого (3) производится подразделение стран (4) на развитые и развивающиеся.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне предоставилась возможность убедиться в этом.
20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
П. М. Третьяков всю жизнь увлекался собиранием картин и к тридцати пяти годам был уже известным всей России селекционером, к которому с уважением относились не только искусствоведы, но и художники.
Прочитайте текст и выполните задания 21 — 26
(1)Детство редко даёт возможность угадать что-либо о будущем ребёнка. (2)Как ни пытаются папы и мамы высмотреть, что получится из их дитяти, нет, не оправдывается. (3)Все они видят в детстве предисловие к взрослой жизни, подготовку. (4)На самом же деле детство — самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего, от родительских планов, она, если угодно, и есть главная часть жизни, она основной возраст человека. (5)Болыпе того, человек предназначен для детства, рождён для детства, к старости вспоминается более всего детство, поэтому можно сказать, что детство — это будущее взрослого человека…
(6)Детство было самой счастливой порой моей жизни. (7)Не потому, что дальше было хуже. (8)И за следующие годы благодарю судьбу, и там было много хорошего. (9)Но детство отличалось от всей остальной жизни тем, что тогда мир казался мне устроенным для меня, я был радостью для отца и матери, не было ещё чувства долга, не было обязанностей. (10)Детство безответственно. (11)Это потом стали появляться обязанности по дому. (12)Сходи. (13)Принеси. (14)Помой… (15)Появились школа, уроки, появились часы, время.
(16)Я жил среди травы, ягод, гусей, муравьев. (17)Я мог лежать в поле, лететь среди облаков, бежать неизвестно куда, просто мчаться, быть конём, автомобилем, паровозом. (18)Мог заговорить с любым взрослым. (19)Это было царство свободы. (20)Не только наружной, но и внутренней. (21)Я мог часами смотреть с моста в воду (что я там видел?). (22)Подолгу простаивал в тире. (23)Волшебным зрелищем была кузница.
(24)Любил в детстве лежать на тёплых брёвнах плота; не сводя глаз с воды, наблюдать, как играют там в рыжеватой глубине, поблёскивают уклейки.
(25)Повернёшься на спину, в небе плывут облака, а кажется, что плывёт мой плот. (26)Под брёвнами журчит вода, куда плывёт? — конечно, в дальние страны, там пальмы, пустыни, верблюды. (27)В детских странах не было небоскрёбов, автострад, была страна Фенимора Купера, иногда Джека Лондона — у него всё снежное, метельное, морозное.
(28)Детство — это чёрный хлеб, тёплый, пахучий, такого потом не было, он там остался, это зелёный горох, это трава под босыми ногами, это пироги с морковкой, ржаные, с картошкой, это домашний квас. (29)Куда исчезает еда нашего детства? (30)И почему она обязательно исчезает? (31)Постный сахар, пшённая каша с тыквой…
(32)Столько было разного счастливого, весёлого… (33)Детство остаётся главным и с годами хорошеет. (34)Я ведь там тоже плакал, был несчастен. (35)К счастью, это начисто забылось, осталась только прелесть той жизни. (36)Именно жизни. (37)Не было ни любви, ни славы, ни путешествий — только жизнь, чистое ощущение восторга перед своим существованием под этим небом. (38)Ещё не осознана была ценность дружбы или счастье иметь родителей, всё это позже, позже, а там, на плоту, только я, небо, река, сладкие туманные грёзы…
(По Д. А. Гранину)
21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Детство — это подготовка ко взрослой жизни, так как в детстве ребёнок только начинает постигать устройство мира.
2) Попытки родителей понять, каким станет будущее их ребёнка, чаще всего безуспешны.
3) С творчеством Ф. Купера и Дж. Лондона рассказчик познакомился во взрослой жизни, когда совершил путешествие в дальние страны.
4) Рассказчика с детства приучили быть ответственным, выполнять обязанности по дому, работать в кузнице.
5) Рассказчик считает детство самой счастливой порой, несмотря на то что потом в его жизни было ещё много хорошего.
22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 3, 4 содержат обоснование того, о чём говорится в предложении 2.
2) В предложениях 6-9 содержится рассуждение.
3) В предложениях 16-20 представлено повествование.
4) В предложении 28 представлено повествование.
5) Предложение 31 содержит ответ на вопросы, сформулированные в предложениях 29, 30.
23. Из предложений 24-27 выпишите один фразеологизм.
24. Среди предложений 1-6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи определительного и личного местоимений. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
25. «В тексте используются различные приёмы, в частности (А)___ («детство» в предложении 5), а также тропы: (Б)___(«волшебным зрелищем» в предложении 23, «сладкие туманные грёзы» в предложении 38), (В)___ («детство — самостоятельное царство» в предложении 4, „царство свободы» в предложении 19). Детство сменяется другой порой, которую в тексте характеризует синтаксическое средство — (Г)___(предложения 12—14)».
Список терминов:
1) синонимы
2) метафора
3) эпитеты
4) лексический повтор
5) фразеологизм
6) антонимы
7) односоставные предложения
8) вопросительные предложения
9) обращения
Вариант 23
Номер задания
Ответ
Номер задания
Ответ
1
13 или 31
13
чтобытакже
2
например
14
13 или 31
3
2
15
45 или 54
4
тортов
16
123 или любая комбинация этих цифр
5
унизительное
17
34 или 43
6
вафель
18
1
7
37254
19
1234 или любая комбинация этих цифр
8
реалистический
20
коллекционером
9
зародышрасписной
21
25 или 52
10
глянцевый
22
12 или 21
11
загонишь
23
несводяглаз
12
неоткуда
24
3
25
4327
Проблема
1. Проблема ценности детства. (В чём заключается ценность детства?)
2. Проблема восприятия окружающего мира ребёнком. (Как дети воспринимают окружающий мир?)
Авторская позиция
1. Детство — это главная пора в жизни: человек предназначен для детства, рождён для него. Это самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего.
2. Ребёнок воспринимает окружающий мир по-особому: ему кажется, что весь мир устроен для него, и этим он привлекателен. Ребёнок испытывает внутреннюю и внешнюю свободу, он не обременён никакими обязанностями, чувством долга: нет ни любви, ни славы, ни путешествий — только жизнь, чистое ощущение восторга перед своим существованием под этим небом.
Статьи о музее Урании и его экспонатах. 90 лет искусственному небу (1923 – 2013)
Вы любите смотреть на звёзды? Но сколько звёзд можно увидеть на ночном московском небе невооружённым глазом? 20, 30, 50? Как правило, в Москве больше звёзд не увидишь облачность, яркое ночное освещение и смог лишают городских жителей этой возможности, а о таких явлениях, как метеоры, серебристые облака, кометы, речи вообще не идет…
На помощь приходит планетарий, «оптический прибор для проекции на внутреннюю поверхность полусферического купола изображений звёзд, планет, Солнца, Луны и других небесных объектов с соблюдением их относительной яркости, положения и движения». Современный аппарат способен показать картину неба при наблюдении из любой точки на Земле и в любой момент времени, как в прошлом, так и в будущем.
Сама идея имитации звёздного неба внутри помещения очень древняя. Попытки создания разных видов планетариев с целью обучения и эстетического созерцания известны в течение уже более двадцати веков. Одни планетарии показывали звёзды и планеты так, как их видно с Земли, другие, напротив, становились моделями реальной картины, где Земля и другие планеты вращались вокруг Солнца. Первый тип планетариев назвали, соответственно, Птолемеевским, а второй – Коперниковским планетарием.
Коперниковский (механический) планетарий в Немецком музее,
г. Мюнхен, 1918 год.
Например, в 1918 году в Германии был создан Коперниковский (или механический) планетарий, который сконструировала и построила группа под руководством Ф. Майера. Отличие этой конструкции от типичных исторических моделей в том, что если последние дают вид Солнечной системы сверху, то конструкция группы Майера давала вид снизу. В цилиндрическом помещении диаметром 12 м и высотой 2,8 м стоящий на полу зритель видел планеты подвешенными к приводному механизму под потолком.
В начале ХХ века история планетариев решительно изменила свой ход. Для мюнхенского Немецкого музея, в котором экспонаты представляли действующие модели новых научно-технических изобретений, было решено создать усовершенствованную модель планетария, воспроизводящего не только звёздное небо, но и движение планет.
Заслуга создания проекционного планетария принадлежит Оскару фон Миллеру (1855 – 1934 гг.), основателю и первому президенту Немецкого музея в Мюнхене (Германия). Развивая концепцию просветительской экспозиции, он решил сконструировать учебные пособия для демонстрации важнейших научных теорий. В частности, он хотел показать, как гелиоцентрическая теория Коперника объясняет видимое геоцентрическое движение небесных тел. Было понятно, что для наглядности и полноты эффекта коперниковской модели мира недостаточно, – необходимо вернуться к геоцентрической, птолемеевской картине Вселенной.
Известная фирма оптических приборов Карла Цейсса в Йене согласилась построить такой аппарат. Но как?
Ведущий инженер фирмы, Вальтер Бауэрсфельд, вспоминал: «Незадолго до войны Председатель Немецкого музея д-р Оскар фон Миллер обратился к фирме «Цейсс» с предложением построить планетарий, в котором зритель мог бы наблюдать движение небесных светил внутри полусферической полости точно так же, как звёзды наблюдаются с Земли. При этом сначала предполагали, что неподвижные звёзды будут изображаться маленькими лампами, размещёнными по сферической оболочке из жести. Вся оболочка должна вращаться вокруг оси, параллельной земной оси. Солнце, Луна и планеты должны изображаться светящимися дисками, которые с помощью соответствующего механизма должны двигаться по внутренней стороне сферической оболочки так, чтобы получились известные эпициклические траектории небесных тел. Это движение должно осуществляться с такой быстротой, чтобы события одного года проходили бы за несколько минут. Уже первые разработки показали, что здесь мы сталкиваемся с задачей, механически почти неразрешимой…»
Вальтер Бауэрсфельд (1870 – 1959 гг.) немецкий инженер и архитектор, изобретатель оптико-механического планетария.
Но в 1919 году, после окончания войны, именно Вальтер Бауэрсфельд (1870 – 1959 гг.) нашёл совершенно новое решение проблемы, выдвинув идею проекции небесных объектов в темном помещении при помощи небольшого и легко управляемого механизма. Он предложил заменить вращающуюся сферу неподвижной полусферой, используя её внутреннюю белую поверхность как экран для множества небольших проекторов, расположенных в центре. Обратившись к работам математика XVII века Христиана Гюйгенса, Вальтер Бауэрсфельд сконструировал звездные пластины с изображениями звезд, а также нашёл такие способы объединения суточного и годового движения, чтобы планеты оставались в правильной позиции друг относительно друга.
Первый аппарат планетарий «Цейсс I».
В октябре 1922 года фирма «Карл Цейсс» получила государственный патент на «Механизм для проецирования созвездий на сферический экран». Через год был построен сам аппарат планетарий, который назвали «Цейcс I». Он представлял собой сферу с проекторами звёзд, видимых только в Северном полушарии Земли, которую поддерживала большая, цилиндрической формы, расположенная под углом «планетная клеть» с приводами и проекторами Солнца, Луны и планет. Первая модель проецировала на купол-экран 4 900 звезд и демонстрировала звёздное небо только одной широты (51о, широта г. Йена).
Для испытания нового аппарата прямо на крыше одного из заводских корпусов фабрики Карла Цейсса фирма «Дюккерхофф и Видман» построила 16-метровый купол по новой, предложенной Вальтером Бауэрсфельдом, технологии. В августе 1923 года в 450-летний юбилей Николая Коперника жители Йены впервые увидели искусственное звёздное небо.
Гигантский купол, специально построенный на крыше завода Цейсса в Йене, принимает зрителей первого оптического планетария.
21 октября 1923 года в Мюнхене состоялась официальная демонстрация нового планетария широкой публике, и представленный проектор «Модель I» сразу назвали «Чудом из Йены». Точечная лампа накаливания помещалась в центре звёздного проектора. На его сферической поверхности диаметром 0.5 м размещался 31 объектив, в фокусе каждого из которых имелась металлическая пластинка с отверстиями; их относительное положение и размер соответствовали положению и яркости звёзд, видимых невооруженным глазом на данном участке неба. В целом картина представляла вид всего звёздного неба за исключением небольшой области вблизи южного полюса мира, занятой узлом крепления проектора. Вращаясь вокруг полярной оси, проектор демонстрировал суточное движение неба. Отдельная ось позволяла моделировать явление прецессии, представляющее колебание земной оси с периодом 26 тысяч лет и приводящее к смещению полярных звёзд и точек равноденствия и солнцестояния.
В печати всего мира появились сообщения об этом чуде. «Это – школа, театр и кино одновременно, школьный класс под небесным сводом и спектакль, в котором актёрами являются небесные тела», – писал астроном, профессор Стремгрен. Планетарий получил всемирную известность, а фирма «Карл Цейсс» – десятки заказов.
По конструкции первый проекционный планетарий не показывал эффект изменения широты места наблюдения. Чтобы преодолеть это, шар звёздного проектора разделили на два полушария: одно для северных звёзд, другое – для южных. Также сократили устройства для проекции планет и разместили их между разделёнными полусферами. Таким образом, в 1926 году появилась вторая модель планетария Цейсса, ставшая универсальным учебным прибором. «Цейсс II» демонстрировал 6 500 звезд обоих полушарий.
До начала Второй мировой войны 25 таких планетариев было установлено в Европе и пять в США. Московский планетарий открылся в 1929 году и стал тринадцатым в мире. Десять его предшественников функционировали в Германии, один – в Вене и ещё один в Риме. В Нью-Йорке планетарий открыли в 1935 году.
Аппарат планетарий Цейсса «Модель II».
Чтобы получить представление о принципиальном устройстве и работе аппарата планетарий, познакомимся более подробно с конструкцией второй модели. Аппарат имел форму гантели с двумя большими звёздными шарами на концах диаметром 75 см каждый. Каждый из шаров заключал в себе по 16 проекционных линз, объективы которых видны на поверхности. Изнутри мощные электролампы в 1000 ватт освещали проекционные фонари. Между линзой и объективом каждого фонаря помещалась пластинка-диапозитив из металлической фольги, в которой было просверлено около 200 мельчайших отверстий диаметром от четверти до одного миллиметра, повторяющих конфигурацию созвездий на небе. Таким образом, все пластинки вместе давали на экране точную картину определенного участка звёздного неба северного или южного полушарий. Когда лампы зажигались, на куполе-экране появлялись звёзды, и поскольку отверстия имели разный диаметр, то и яркость изображений звёзд на куполе была разная, как на реальном небе.
Звёздные шары соединялись с центральной частью аппарата цилиндрическими фермами, разделёнными на секции. В них располагались проекционные фонари планет, Солнца и Луны. Семь электромоторов центральной части аппарата приводили его в движение. При этом весь аппарат мог вращаться вокруг трёх осей. Полярная – обеспечивала суточное движение светил, ось эклиптики позволяла моделировать явление прецессии, а горизонтальная – перемещала наблюдателя по географической широте.
На каждом из больших звёздных шаров находились ещё и малые шары, которые проецировали на купол названия созвездий и давали положения важных астрономических точек небесной сферы. В целом аппарат состоял почти из 200 различных проекторов. Он был укреплен на тележке, при помощи которой его перемещали. Почти полвека, с 1929 по 1975 год, в Московском планетарии демонстрировал звёздное небо тринадцатый экземпляр второй модели большого Планетария Цейсса.
Сегодня этот универсальный прибор для просвещения, исследования и развлечения продолжает свою работу уже в обновлённом виде. С 2011 года в Большом Звёздном зале Московского планетария установлен самый совершенный одношаровой оптиковолоконный проектор звездного неба последнего поколения Универсариум «Модель IX» легендарной компании Карл Цейсс Йена. На 25-метровом куполе-экране он показывает 9 100 мерцающих звезд, максимально точно передает незабываемую картину звездного неба, воспроизводит астрономические явления в промежутке времени 10 тысяч лет.
В настоящее время всего в мире установлено и работает 81 аппарат Цейсса. Из них: в Северной Америке – 26; в Южной Америке – 3; в Западной Европе – 18; в Германии – 18; в Восточной Европе – 6; в Азии и Австралии – 10.
Варианты 17-20 | Школьные файлы SchoolFiles.net
Ц-2017 Вариант 17
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Пейзаж —художественное изображение природы. (2)В литературе пейзаж — средство раскрытия авторского замысла, подчиняющееся как требованиям литературного направления (романтический, сентименталистский пейзаж) или жанра (городской, морской, сельский, индустриальный пейзаж), так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеку, установить композиционные связи между элементами произведения. (3) пейзаж может выполнять и более сложную, символическую функцию: становясь отправной точкой или фокусом авторских идей, он воплощает философские взгляды автора на мир.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1)Пейзаж в литературе, будь то романтический или сентименталистский, городской или морской, сельский или индустриальный, помогает автору раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеку, установить композиционные связи между элементами произведения.
2)В литературе пейзаж, являясь художественным изображением природы, служит не только средством раскрытия замысла произведения, но и воплощением философских взглядов автора на мир, выполняя при этом более сложную, символическую функцию.
3)Символическая функция пейзажа заключается в том, что, становясь отправной точкой или фокусом авторских идей, он воплощает философские взгляды автора на человека.
4)Пейзаж в литературе выполняет различные функции: будучи художественным изображением природы, он служит прежде всего средством раскрытия авторского замысла, но также может выполнять более сложную, символическую функцию, воплощая философские взгляды автора на мир.
5)Пейзаж — это изображение природы не только в живописи, где он выступает как самостоятельный жанр, но и в художественной литературе, где он служит средством раскрытия авторского замысла, подчиняющимся требованиям литературного направления.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
С одной стороны, Потому что И хотя При этом Например,
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОКУС. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значениюв приведённом фрагменте словарной статьи.
ФОКУС, -а, м.
1)Точка пересечения преломлённых или отражённых лучей, падающих на оптическую систему параллельным пучком (спец.). Ф. линзы. Ф. глазного хрусталика.
2) Точка, в которой объектив создаёт отчётливое изображение предмета (спец.).
Быть в фокусе. Не попасть в ф.
3) Очаг воспалительного процесс а (спец.). Ф. в лёгких.
4) Средоточие, центр. Ф. землетрясения. Попасть в ф. всеобщего внимания (перен.; книжн.). 5) Искусный трюк, основанный на обмане зрения, внимания при помощи ловкого и быстрого приёма. Показывать карточные фокусы. Выступать на эстраде с фокусами.
6) перен. Проделка, уловка (разг.), Выкинуть ловкий ф.
7) перен. обычно мн. Каприз, причуда (разг.). Без фокусов, пожалуйста!
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
послАла навЕрх включЁн запертА (различные) средствА
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Снег образуется высоко в атмосфере, когда МИКР
Первый планетарий
Первый планетарий
Об имитации звездного неба в закрытом помещении мечтали многие с древних времен.
Архимед построил прибор, имитирующий звёздное небо с планетами и даже описал его в сочинении
«Об изготовлении небесной сферы».
В книге Вольтера «Вавилонская принцесса» (1768) описывается овальный павильон диаметром 300 футов, «синеватый свод которого, усеянный золотыми звёздами, представлял созвездия с планетами, каждое в своём реальном месте; и этот свод вращался так, как настоящее небо, с помощью невидимых машин…»
Строили большие сферы (диаметром три метра и более), внутри которых на неподвижной платформе со скамьёй сидели зрители (до 10-12), наблюдавшие нарисованные на внутренней поверхности звёзды и фигуры созвездий. Сфера поворачивалась вокруг своей оси, параллельной земной, со скоростью суточного вращения реального неба; иногда добавлялась моделька Солнца — золочёный шарик, который двигался вдоль нарисованной эклиптики в темпе годового движения нашего светила. Эти сферы-глобусы (ибо их внешняя поверхность разрисовывалась, как глобус Земли) тоже именовали планетарием, или птолемеевским планетарием. Первым из них был Большой Готторпский глобус, подаренный Петру I и находящийся ныне в Санкт- Петербурге, в Кунсткамере.
Фирма «Цейс» в Йене осенью 1913 г. выказала готовность взяться за эту работу, после того как предварительные разработки и эскизы убедили в её осуществимости. Запланировано было сделать два планетария: один должен был показывать звёзды и планеты так, как они видны с Земли; второй, напротив, должен был стать моделью реальной картины, где Земля и другие планеты кружатся вокруг Солнца. Чтобы их различать, первый назвали Птолемеевским, а второй Коперниковским планетарием…»
Коперниковский (или механический) планетарий сконструировала и построила группа под руководством Ф. Майера: в цилиндрическом помещении диаметром 12 м и высотой 2,8 м зритель, стоящий на полу, видит планеты подвешенными к приводному механизму под потолком.
Группа под руководством В. Бауэрсфельда работала над моделью по образцу Готторптского глобуса. Вот что писал об этом сам В. Бауэрсфельд. «Незадолго до войны Председатель Немецкого музея д-р Оскар фон Миллер обратился к фирме «Цейс» с предложением построить планетарий, в котором зритель мог бы наблюдать движение небесных светил внутри полусферической полости точно так же, как звёзды наблюдаются с Земли. При этом сначала предполагали, что неподвижные звёзды будут изображаться маленькими лампочками, размещёнными по сферической оболочке из жести. В целом эта оболочка должна вращаться вокруг оси, параллельной земной оси. Солнце, Луна и планеты должны изображаться светящимися дисками, которые с помощью соответствующего механизма должны двигаться по внутренней стороне сферической оболочки так, чтобы получились известные эпициклические траектории небесных тел. Это движение должно осуществляться с такой быстротой, чтобы события одного года проходили бы за несколько минут. Уже первые разработки показали, что здесь мы сталкиваемсяс задачей, механически почти неразрешимой…» («Журнал Союза немецких инженеров», 1924 г.).
И вдруг в марте 1919 г.В. Бауэрсфельд неожиданно для всех предложил иной подход к задаче. Его слова сохранил нам В. Виллигер. «…Какой же счастливой была мысль доктора Бауэрсфельда, сделавшего следующее предложение: «Большая сфера должна быть неподвижна, а её внутренняя белая поверхность должна стать экраном для многих малых проекторов, размещённых в центре сферы. Взаимное положение и движение маленьких проекторов должно управляться подходящим механизмом так, чтобы создаваемая на экране картина небесных тел и видимых невооружённым глазом созвездий по положению и движению была такой, которую мы привыкли видеть в природе вне помещения»… «С Птолемеевским планетарием это устройство ничего общего не имеет, ибо [проекционный] аппарат должен давать нам точное изображение природы, искусственный небосвод, и мы увидим, что для осуществления этого в конструктивном исполнении применены основы нашего сегодняшнего мировоззрения, доктрины Коперника». Отметим: этот подход В. Бауэрсфельда был настоящим разрывом с зацикленностью конструкторов на чисто механических моделях предыдущих веков. Это был идейный прорыв в духе техническогопрогресса начала XX в. — эпохи зарождения фото- и киноиндустрии и разработки первых проекционных аппаратов.
Конструкторы цеха оптических инструментов, где докладывал В. Бауэрсфельд, с энтузиазмом приняли его идеи. Началась техническая разработка первого в мире оптико-механического проекционного Аппарата Планетарий (позже его назовут «Цейc I»).
В августе 1924 г. первый в мире планетарий принял зрителей.
Шпилевский, А. Как изобретали планетарий / А. Шпилевский // Техника молодежи. – 2009. – № 11. – С. 20–24.
ВЕРНУТЬСЯ
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (10 класс) на тему: Демонстрационный вариант по русскому языку ЕГЭ
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015г.
Вариант 1
Часть 1
Ответами к заданиям 1-24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа о т номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3. |
(1)В начале ХIХ века Французская академия вынесла постановление не рассматривать работы, содержащие описание камней, падающих с неба: учёным казалось, что все описания метеоритов — «небесных камней» — плод фантазии, камням неоткуда падать. (2)Это очень опасный путь — отрицать всё, что ещё не нашло объяснения. (3)Отрицание существования непонятного не раз тормозило развитие науки. |
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Наука отрицает то, чему не находит объяснения, стремясь избежать опасных путей.
2) В начале ХIХ века Французская академия вынесла постановление не рассматривать работы, содержащие описание камней, падающих с неба.
3) Постановление Французской академии об отказе изучать метеориты лишь один из примеров того, как отрицание непонятного тормозило развитие науки.
4) В ХIХ веке все описания метеоритов — “небесных камней» — считались плодом фантазии.
5) Отрицание того, что ещё не нашло объяснения, не раз тормозило развитие науки, что подтверждает и постановление Французской академии об отказе изучать метеориты.
Ответ:____________________________.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов)
Даже тем не менее
Поскольку зато
Хотя
Ответ:______________________________________________.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛОД. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПЛОД, -а, м.
- Часть растения, развивающаяся из завязи цветка и содержащая семена.
Односемянный, многосемянный п. Сочные плоды (фрукты, ягоды). Сухие плоды (бобы, стручки, орехи, жёлуди). Зрелый, незрелый п. Съедобные плоды.
2)Организм человека (животного) в утробе матери (самки). Развитие плода.
3)перен., чего. Порождение, результат чего-н. Плоды размышлений. П. многолетнего труда. П. небрежности.
Ответ:___________________________________.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:
НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
слИвовый нАчал свеклА красИвее вероисповЕдание
Ответ:_____________________________________________.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Дизайнеру очень важно для внутренней отделки помещения правильно подобрать цвета, то есть сделать УДАЧНЫЙ цветовой выбор.
Состоявшаяся международная встреча ещё раз подтвердила ЭФФЕКТНОСТЬ работы российских дипломатов.
Детские врачи рекомендуют переводить ребёнка на ИСКУССТВЕННОЕ питание с десятимесячного возраста.
Лидер должен быть обаятельной, яркой, ЦЕЛЬНОЙ личностью.
Новая эстетика, которая возникла в творчестве художников-авангардистов, КОРЕННЫМ образом изменила прежние греко-римские представления о художественной ценности искусства.
Ответ:_______________________________.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Свежие ТОРТА
КРАСИВЕЕ всех
Менее ЧЕТЫРЁХСОТ лет
Нет ЯБЛОК
ЛЯГТЕ поудобнее
Ответ: ________________________________________________.
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) О первом космонавте Земли рассказывает Л.Обухова в статье «Любимце века».
Б) Ноги спортсмена должны быть слегка согнуты, держась за буксирную верёвку.
В) Благодаря имеющихся источников литературоведы пришли к выводу о реальном факте награждения М.Ю.Лермонтова боевой наградой за участие в бою при Валерике.
Г) Один из фактов биографии А.П.Чехова, ставшие недавно известными, — строительство им на свои средства четырёх сельских школ.
Д) Каждый из тех, кто побывал на международном кинофестивале в Москве, увидели лучшие отечественные и зарубежные кинофильмы года.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2)нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4)ошибка в построении предложения с однородными членами
5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7)неправильное построение предложения с косвенной речью
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.
Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Разг…реться оштр…фовать
прил…гать прик…снуться
к…ламбур
Ответ:___________________________________________.
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Пр…уныть, пр…града пр…крепил, пр…умный
обе…болить, во…дать о…дать, на…строить
раз…брать, н…дорвал
Ответ:________________________________________________.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Завистл…вый
Овлад…вать
Затм…вать
Глянц…вый
Ключ…вой
Ответ:________________________________________________.
11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Скле…нный
Бор…шься
Выуч…нный
Сопоставля…мый
Знаком…шься
Ответ:_____________________________.
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Ещё (НЕ)УСПЕВШИЕ отцвести георгины побиты ранними заморозками.
Над городом повис уже (НЕ)ЯРКИЙ, а бледный месяц.
В сквере рядом с гостиницей уже (НЕ)БЫЛО отдыхающих.
Тимохин с испугом и (НЕ)ДОУМЕНИЕМ посмотрел на своего командира.
(НЕ)ЗАДЕРЖИВАЯСЬ в дверях, гости сразу проходили в зал.
Ответ: ________________________________________.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Удивительное создание — кошка! Она часто идёт (НА)ВСТРЕЧУ опасности.
(В)ОТЛИЧИЕ от других животных, этот зверёк необычайно терпелив и вынослив.
Ловлей гусениц воробьи занимаются (В)ТЕЧЕНИЕ трёх недель, пока птенцы не вырастут, а когда они оперятся, то (В)СЛЕД за родителями будут добывать себе корм сами.
Заливы Онежского озера обладают совершенно необыкновенной формой. Один из них (НА)ПОДОБИЕ хобота слона, другой представляется многим туристам (В)ВИДЕ клешни огромного рака.
Герой комедии Мольера Дон Жуан явился в пьесе полным атеистом, (ПРИ)ЧЁМ остроумнейшим, бесстрашным и неотразимо привлекательным, (НЕ)СМОТРЯ на свои пороки.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего вечера в саду нежно звенели трели КАКОЙ(ТО) птицы.
Ответ:________________________________________.
14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ы) пишется НН.
И густое молоко, льющееся из глиня(1)ого кувшина, и пышный каравай в искусно сплетё(2)ой корзине, и сползающая салфетка выписа(3)ы художником во всех деталях и с особой выразительностью.
Ответ:___________________________________________.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Всё чаще дуют злые и холодные ветры и обрывают листву.
2) Поэзия воспевает то величавые дали то неисчерпаемую россыпь звёзд.
3) Давно б я этот портсигар кому-нибудь подарил да не решаюсь.
4) Вдалеке он увидел деревушку из пяти или шести дворов.
5) В походе я стал много читать и во мне пробудился интерес к литературе.
Ответ:____________________________________________.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ветер (1) шумя и шелестя в березняке (2) перебегал в поля (3) покрытые белыми цветами (4) впитывая ароматы трав.
Ответ:___________________________________________.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Этические искания Льва Толстого (1) конечно (2) до сих пор сохраняют своё значение. Сейчас (3) на мой взгляд (4) особенно важно сделать всеобщим достоянием толстовский принцип нравственного самовоспитания.
Ответ:____________________________________________.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ы)е.
В одной из бухт Тихого океана (1) был обнаружен гигантский кальмар (2) диаметр глаза (3) которого (4) равен четверти метра.
Ответ:______________________________________.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Крепкий был человек Гуляев (1) и (2) когда он вернулся на Урал (3) то за ним тянулась блестящая слава миллионера (4) которому доступно всё.
Ответ:________________________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25. |
(1)Город горит. (2)Даже не город, а весь берег на всём охватываемом глазом расстоянии. (3)Трудно даже сказать — пожар ли это. (4)Это что-то большее. (5)Так, вероятно, горит тайга — неделями, месяцами на десятки, сотни километров. (6)Багровое клубящееся небо, чёрный, точно выпиленный лобзиком силуэт горящего города. (7)Чёрное и красное. (8)Другого нет. (9)Чёрный город и красное небо. (10)Волга красная. (11) «Точно кровь», — мелькает в голове.
(12)Пламени почти не видно, только в одном месте, ниже по течению, короткие прыгающие языки. (13)И против нас измятые, точно бумажные цилиндры нефтебаков, опавшие, раздавленные газом. (14)И из них пламя — могучие протуберанцы отрываются и теряются в тяжёлых клубящихся фантастических облаках свинцово-красного дыма.
(15)В детстве я любил рассматривать старый английский журнал периода войны четырнадцатого года. (16)У него не было ни начала, ни конца, зато были изумительные картинки — большие, на целую страницу: английские томми в окопах, атаки, морские сражения с пенящимися волнами и таранящими друг друга миноносцами, смешные, похожие на этажерки, парящие в воздухе «блерио», «фарманы» и «таубе». (17)Трудно было оторваться.
(18)Но страшнее всего было громадное, на двух средних страницах, до дрожи мрачное изображение горящего от немецких бомбардировок Лувена. (19)Тут были и пламя, и клубы дыма, похожие на вату, и бегущие люди, и разрушенные дома, и прожекторы в зловещем небе. (20)Одним словом, это было до того страшно и пленительно, что перевернуть страницу не было никаких сил. (21)Я бесконечное количество раз перерисовывал эту картинку, раскрашивал цветными карандашами, красками, маленькими мелками и развешивал потом эти картинки по стенам.
(22)Мне казалось, что ничего более страшного и величественного быть не может.
(23)Сейчас мне вспоминается эта картинка: она неплохо была исполнена.
(24)Я до сих пор помню в ней каждую деталь, каждый завиток клубящегося дыма, и мне вдруг становится совершенно ясно, как бессильно, беспомощно искусство.
(25)Никакими клубами дыма, никакими лижущими небо языками пламени и зловещими отсветами не передашь того ощущения, которое испытываю я сейчас, сидя на берегу перед горящим Сталинградом.
(По В.П.Некрасову*)
*Виктор Платонович Некрасов (1911-1987 гг.) — русский писатель, автор произведений о войне.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Только талантливый художник способен выразить в своём произведении все те ощущения, которые испытывает человек на войне.
2) В тексте описаны события Великой Отечественной войны в хронологической последовательности.
3) Картина, запечатлевшая происходящее на войне, произвела на рассказчика сильное впечатление.
4) Произведение искусства может надолго остаться в памяти человека.
5) Великая Отечественная война началась в 1941году.
Ответ:________________________________________.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 4 поясняет мысль, высказанную автором в предложении 3.
2) В предложениях 6-7 содержится описание.
3) В предложениях 12-14 представлено повествование.
4) В предложениях 18-19 содержится повествование.
5) Предложение 25 подтверждает выраженную в предложении 24 мысль.
Ответ:___________________________________.
22. Из предложений 15-17 выпишите антонимы (антонимическую пару)
Ответ:________________________________________.
23. Среди предложений 15-20 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ:________________________________________.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
24. «Стремясь отразить в своём произведении страшные картины войны, автор использует разнообразные выразительные средства, среди которых тропы: (А)_______ («багровое клубящееся небо» в предложении 6, «в тяжёлых, клубящихся фантастических облаках свинцово-красного дыма» в предложении 14) и (Б)__________ ( «точно выпиленный лобзиком» в предложении 6, «точно кровь» в предложении 11). Описывая изображающую ужасы войны картину, которая произвела на него в детстве незабываемое впечатление, В. Некрасов использует синтаксическое средство __ (В)_____________ (предложение 19). Противопоставляя этому впечатлению ощущения человека, оказавшегося на войне, видящего её воочию, автор использует приём____(Г)___________ («никакими» в предложении 25)».
Список терминов:
1)контекстные синонимы
2) эпитеты
3)фразеологизмы
4)сравнения
5) риторический вопрос
6) лексический повтор
7) ряд однородных членов
8) вопросно-ответная форма изложения
9) восклицательное предложение
Ответ:
Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 В соответствии с инструкцией по выполнению работы |
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2 |
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему.
Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы к заданиям части 1
Вариант 1
№ задания | Ответы |
1 | 3553 |
2 | поскольку |
3 | 3 |
4 | свёкла |
5 | эффективность |
6 | торты |
7 | 35162 |
8 | оштрафовать |
9 | Обезболитьвоздать воздатьобезболить |
10 | завистливый |
11 | знакомишься |
12 | Недоумением недоумение |
13 | Причёмнесмотря несмотряпричём |
14 | 2 |
15 | 23 32 |
16 | 1234 любая другая последовательность этих цифр |
17 | 1234 любая другая последовательность этих цифр |
18 | 2 |
19 | 134 любая другая последовательность этих цифр |
20 | 34 43 |
21 | 125 любая другая последовательность этих цифр |
22 | Началаконца концаначала началоконец конецначало |
23 | 16 |
24 | 2476 |
Информация о тексте части 2
ВАРИАНТ 1
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема неспособности искусства отразить чудовищную реальность военных дней. (Почему невозможно отразить на картине страшную правду войны?) | 1.Чудовищную реальность военных дней невозможно запечатлеть на картине, потому что не поддаются описанию те тяжёлые ощущения, которые испытывает человек на войне при виде горящего города родной страны. |
2.Проблема силы воздействия на человека произведения искусства и суровой реальности. (Какое воздействие оказывают на человека произведение искусства и картины реальности?) | 2.Произведение искусства, на котором запечатлены военные события, производит на человека очень сильное впечатление, но даже это впечатление по своей силе не может сравниться с теми ощущениями, которые испытывает человек на войне, видя её неумолимую страшную правду. |
17 крутейших местечек, о которых бессовестно умалчивают путеводители
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Казалось бы, мы знаем все о нашей планете. Однако даже в самых популярных туристических местах можно открыть по-настоящему удивительные уголки — как созданные самой природой, так и возведенные руками человека.
AdMe.ru собрал для вас 17 крутых местечек, о которых вы наверняка еще не слышали. А один очень интересный бонус ждет вас в конце статьи.
17. Амфитеатр в Пуле, Хорватия
Одной из самых известных достопримечательностей Италии является римский Колизей. Однако в хорватском городе Пуле есть не менее красивый амфитеатр. Он был построен из дерева, а затем перестроен из камня в I веке н. э., вмещал до 23 тыс. человек и использовался для массовых зрелищ. В V веке с запретом гладиаторских боев сооружение стало постепенно разрушаться и разграбляться. В Средневековье арену приспособили для выпаса скота, ярмарок и рыцарских турниров, а в XX веке — для военных церемоний, парадов, театральных постановок.
16. Пещера Шондонг, Вьетнам
Пещера была открыта в 1991 году, однако ее изучение началось в 2009-м, а организованные группы туристов стали пускать совсем недавно. Шондонг называют самой большой пещерой в мире — ее протяженность более 9 км, а высота сводов такова, что под ними легко мог бы поместиться 40-этажный небоскреб!
Пещера образовалась из-за размытия известняковой горной породы, и теперь внутри нее есть своя экосистема с рекой и водопадом, уникальными растениями, животными, сталактитами и так называемыми пещерными жемчужинами — каменными образованиями из кальцита, которые формировались на песке под воздействием воды в течение сотен лет.
15. Колокольня на озере Резия, Италия
Озеро Резия образовалось в 1950 году в результате строительства гидроэлектростанции и дамбы и затопления двух деревень. Над поверхностью водохранилища возвышается колокольня, построенная еще в XIV веке. В связи с изменением уровня воды над озером периодически можно увидеть только верхушку башни с часами. Из-за сильных ветров на озере поднимаются волны, поэтому местечко нравится серферам.
Летом вокруг колокольни можно прокатиться на катере, а с приходом морозов туристы могут дойти до башни прямо по льду. Кроме того, по легенде, здесь все еще можно услышать колокольный звон, хотя сами колокола сняли с башни еще до затопления.
14. Менгиры Калланиша, Шотландия
Пожалуй, самым разрекламированным каменным сооружением Великобритании является Стоунхендж. Однако загадочный Калланиш на острове Льюис в Шотландии ученые называют крупнейшим памятником мегалитической культуры. Это 13 монументов и групп вертикально установленных, буквально выросших из земли камней высотой до 5 метров, образующих круги. За пределами круга установлены камни в форме, напоминающей кельтский крест, указывающий концами на стороны света. По одной версии, эти менгиры не что иное, как гигантский лунный календарь, по другой — древнее обрядовое место.
Они вошли со двора и прошли в четвертый этаж. Лестница чем дальше, тем становилась темнее. Было уже почти одиннадцать часов, и <…> на верху лестницы было очень темно. Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная. Дверь в дальнейшие помещения, или клетки, на которые разбивалась квартира Амалии Липпевехзель, была приотворена. Там было шумно и крикливо. Хохотали. Кажется, играли в карты и пили чай. Вылетали иногда слова самые нецеремонные.Раскольников тотчас признал Катерину Ивановну. Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками. Оно ходила взад и вперед по своей небольшой комнате, сжав руки на груди, с запекшимися губами и неровно, прерывисто дышала. Глаза ее блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо при последнем освещении догоравшего огарка, трепетавшем на лице ее. Раскольникову она показалась лет тридцати, и действительно была не пара Мармеладову… Входящих она не слыхала и не заметила; казалось, она была в каком-то забытьи, не слушала и не видела. В комнате было душно, но окна она не отворила; с лестницы несло вонью, но дверь на лестницу была не затворена; из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного дыма, она кашляла, но дверь не притворяла. Самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу, как-то сидя, скорчившись и уткнув голову в диван. Мальчик, годом старше ее, весь дрожал в углу и плакал. Его, вероятно, только что прибили. Старшая девочка, лет девяти, высокенькая и тоненькая, как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовом бурнусике, сшитом ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь и до колен, стояла в углу подле маленького брата, обхватив его шею своею длинною, высохшею как спичка рукой. Она, кажется, унимала его, что-то шептала ему, всячески сдерживала, чтоб он как-нибудь опять не захныкал, и в то же время со страхом следила за матерью своими большими-большими темными глазами, которые казались еще больше на ее исхудавшем и испуганном личике. (Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».) |
ВЗ |
Как называется описание обстановки, внутреннего убранства помещения: «Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помешалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый». |
B5 |
Как называется средство характеристики, строящееся на описании внешности персонажа: «… девочка, лет девяти, высокенькая и тоненькая, как спичка, в одной худенькой и разодранный всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовом бурнусике…» |
B7 |
Какой стилистический прием, характерный для прозы Ф.М. Достоевского, становится в тексте важным средством создания настроения: «Дверь… была отворена», «дверь… была приотворена», «дверь… была не затворена», «непритворенная дверь», «она… дверь не притворяла»? |