Садик в японском стиле: Как сделать японский сад, маленькие японские сады дома – как оформить, в каком стиле, выбор растений

Кусочек Страны восходящего солнца. Создаем садик в японском стиле | Стройка и дизайн | Дача

Путешествие в Японию

Знакомиться с классическими японскими садами лучше всего, разумеется, в самой Стране восходящего солнца. Давайте для начала рассмотрим пару характерных примеров, выполненных пусть в различные эпохи, но в традиционных для Японии стилях.

Фото: Фото автора

Классический образец

Сад камней храма Реандзи, расположенный на территории монастыря в городе Киото, — один из самых удивительных и загадочных образцов японского садовод­ства. Считается, что он был создан в XV веке извест­ным в то время мастером — дзен-буддистом Соами. Это место для медитации, предназначенное создавать у человека особый внутренний настрой. Сад выполнен в так называемой технике сухого ландшафта (каресансуи) и представляет собой прямоугольную площадку размером примерно 23 на 9 м, засыпанную белым гравием. На ней расположены 15 камней, образующих пять самостоятельных групп. По форме каждая из них больше всего похожа на разносторонний треугольник. В основу концепции сада легли идеи дзен-буддизма, главным образом ваби (аскетизм, отсутствие излишеств). Здесь царит атмосфера ненавязчивой простоты и покоя, полная таинственной недосказанности, лежащей в глубине всех вещей и позволяющей каждому найти в ней что-то свое.

И по сей день дзен-буддисты приходят в этот храм для медитации. Сад созерцают только с террасы дома настоятеля — спуститься вниз нельзя. Ходить по гравию дозволено только монаху, который регулярно подновляет граблями полоски на гравии и убирает занесенные сюда листья деревьев. Созерцание камней помогает сосредоточиться, обрести спокойст­вие и углубиться в себя, а их очертания рождают у каждого собственные ассоциации.

Фото: Фото автора

Источник вдохновения

Cады буддийского храмового комплекса Тофуку-дзи в Киото по японским меркам неприлично молоды: они созданы в 1939 г. выдающимся японским садовым дизайнером Мирэи Сигэмори (1896–1975 гг.).

Прежде чем стать садовым дизайнером, Сигэмори погрузился в историю японских садов, провел тщательные обмеры и сделал планы более 500 из них, а затем опубликовал результаты своих исследований в виде 26-томного труда. Он считал, что истинный путь – не слепое копирование идеальных образцов, не повторение того, что было сделано прежде великими мастерами, а создание собственного стиля. Для японцев – это необычайное новаторство, просто революция.

Четыре разных сада предстают перед зрителем один за другим по мере продвижения по деревянной галерее вокруг храма.

Южный — состоит из четырех каменных групп, символизирующих острова блаженства, расположенных в море из гравия. Камни разных размеров — лежащие на боку, плоские и установленные вертикально в виде острых пиков — создают ощущение застывшего на миг движения. В правой части этого сада — пять пологих, покрытых зеленым мхом холмов, символизирующих главные дзенские монастыри Киото. Они словно земля обетованная в суровом море житейских бурь, обещание покоя в черно-белой реальности повседневного бытия. Причем весной эти холмы не зеленые, а рыжие. Экспрессия сада потрясает, он словно пульсирует энергией.

Восточный сад — семь цилиндрических камней серого цвета разной высоты, размещенных как звезды в созвездии Большой Медведицы. Первоначально они использовались в качестве фундаментных блоков в различных постройках храма.

Западный сад представляет собой стриженные в виде прямоугольных параллелепипедов кусты азалий, размещенные на гравийной отсыпке. Квадраты живой зелени и гравия чередуются, как клетки на шахматной доске.

Но особенно хорош Северный сад. Это прямоугольная площадка, на которой все в том же шахматном порядке перемежаются мох и каменные плитки, а по краям высажены невысокие подстриженные полусферами кустарники мелколистной азалии. Границы каменных квадратов постепенно расплываются во мху, который все плотнее смыкается и постепенно поглощает их.

Минимализм садов Тофуку-дзи потрясает. Каждый их элемент проникнут глубокой символикой и философией, но даже для абсолютно далекого от всего этого человека они создают ощущение гармонии и абсолютного покоя. Ничего, кроме камней, гравия, мха и кустарников. Так просто — и так выразительно!

Принципы

Если японские сады интересны вам настолько, что вы даже задумываетесь о создании собственного японского уголка на садовом участке, то нужно ознакомиться с основными идеями и принципами, которыми руководствуются мастера Страны восходящего солнца.

Фото: Фото автора

Мировосприятие японцев уникально: для жителей этой страны характерно умение наслаждаться изменчивостью природы и неизменностью мира. Широко известны японские сезонные традиции: любование первым снегом, считающимся не только символом холодного времени года, но и предчувствием новой жизни, луной, символизирующей вечность мира, цветами в их нескончаемом преображении — сакурами, азалиями, японскими ирисами, пионами, хризантемами.

Именно поэтому японский сад — понятие неоднозначное, собирательное, объединяющее различные стили и философские направления. Наиболее известны, пожалуй, три из них — сад для чайной церемонии, для медитации и для прогулок. Они существенно отличаются и по размерам: бывают как крошечными, так и раскинувшимися на площади в десятки гектаров. А, значит, приняв решение создать японский уголок, всегда можно подобрать вариант, идеально подходящий именно для вашего участка.

Как правило, японский сад содержит следующие основные элементы: это камень, вода и растения.

Фото: Фото автора

Один из классических японских садов с водоемом носит собственное название — «сад холма и пруда». Он может быть как большим, так и маленьким, но в центре его всегда пруд с островом, связанным с сушей мостиком.

Растений в японском саду обычно бывает немного (а иногда их и вовсе нет). Они должны гармонично вписываться в композицию, а, кроме того, могут служить естественным разделителем между японским уголком и его окружением. С этой целью можно высадить крупные растения по периметру или за оградой.

Фото: Фото автора

В больших садах для прогулок (каюсики-тейен) тщательно продумывались не только пешие маршруты, но и водные: катаясь на лодке, можно было наслаждаться красотой пейзажей, озаренных лунным светом, а для созерцания водной глади и изменчивых отражений строились помосты простой формы, чаще всего квадратной или прямоугольной.

Уголок Японии в вашем саду

Жаркие дискуссии о том, уместен ли сад в японском стиле за пределами исторической родины, периодически разгораются и в среде профессионалов, и среди садоводов‑любителей. Мнения по этому поводу высказываются самые разные: от категорического отрицания этой затеи до столь же яростного ее продвижения. Как правило, поколебать позицию сторонников создания таких садов не могут никакие аргументы. Кроме, пожалуй, здравого смысла.

При создании сада японцы опираются на три основополагающих понятия, постичь глубинный смысл которых представителю западной культуры удается далеко не всегда и не сразу. Ма, или «промежуток», – это расстояние между объек­тами. Оно не только разделяет элементы, но и связывает их воедино. У обозначающего его иер­оглифа есть и более философское значение – длительность паузы.
Оку, что означает «глубина», – относительное понятие. Оно определяется не единицами измерения, а скорее особым состоянием, ощущением чего-то невидимого, воображаемого. Чу-чо обозначается двумя иероглифами, которые можно перевести как «быть собранными вместе». Это понятие подразумевает сложную структуру пространства – так называемую многослойность. Человек, рассматривающий японский сад через призму этих понятий, словно оказывается вовлеченным в процесс его создания, хотя в действительности это происходило без его участия.

Противопоказания

Стоит ли устраивать японский сад в средней полосе России? Прежде чем вы ответите на этот вопрос, необходимо хорошенько подумать, нужен ли он именно вам. Ведь любой сад в первую очередь должен подходить вашей семье, соответствовать ее образу жизни.

Склад характера и образ жизни. Если по выходным и праздникам вы обычно проводите на даче время в окружении множества друзей и родственников под песни и шашлыки, то японский сад вам делать не стоит — он предназначен вовсе не для этого. Аскетичная японская беседка абсолютно не подходит для застолий. Да и главное в таком саду — пейзаж, который служит для пассивного созерцания. Ведь в основе философии японского сада лежит идея воссоздания естественного ландшафта в миниатюре, призванная показать силу природы и ее божественную нетленность.

Фото: Фото автора

Отношение к растениям. Отказаться от идеи создания садика в японском стиле следует и в том случае, если вы увлеченный цветовод, любящий яркие краски: он вам просто противопоказан. Цветовая гамма японских садов очень сдержанна, в ней преобладает зеленый цвет, «разбавленный» лишь весенним цветением сакуры да яркой осенней листвой кленов. Многолетников совсем немного — в основном деревья и кустарники. А, значит, любителей флоксов и роз, как говорится, просьба не беспокоиться. Если для европейского садовода или дизайнера главное в саду — это все-таки растения, не важно, стриженные ли для сада регулярного или же вольно растущие для пейзажного, то у японцев приоритеты иные. Они создают мир в миниатюре, где непременно присутствуют все элементы природы: камень, вода и растительность. Обратите внимание — она на последнем месте.

Возможность обеспечить уход. Японский сад весьма требователен к своему владельцу. Он постоянно должен находиться в идеальном состоянии. Здесь и речи быть не может о легкой запущенности или элегантной небрежности пейзажного сада. Так что японский уголок не подойдет и тем, кто ухаживает за участком время от времени, когда выпадает свободная минута и случается подходящее настроение. Хотя японские сады минималистичны, они требуют максимального ухода.

Показания

Вам хочется иметь собственный японский сад, импонирует такая стилистика, понятен язык символов и близка философия, лежащая в его основе? Вы (да и другие члены вашей семьи тоже) не ленивы и при этом предпочитаете неспешное медитативное времяпрепровождение, любите наблюдать за природой и не стремитесь окружить себя пышными цветами всех мыслимых и немыслимых оттенков? Возможно, японский сад — именно то, что вам нужно.

Фото: Фото автора

Если вы твердо решили, что японский уголок вам просто необходим, сначала определитесь с его расположением на участке. Наверняка, ваш дом, хозяйственные постройки и забор выполнены совсем в другом стиле, поэтому японский садик должен представлять собой отдельную композицию. Не стоит отводить ему всю территорию садового участка – пусть это будет особая зеленая комната, которая не бросается в глаза и откуда, в свою очередь, не видны строения. При этом не подходящий по стилю забор можно задекорировать лианами (виноградом, девичьим или амурским, гортензией черешковой, древогубцем, аристолохией) либо закрыть готовыми бамбуковыми ширмами.

Ассортимент растений

Фото: Фото автора

В силу климатических различий традиционно используемые в японских садах растения не всегда хорошо чувствуют себя в условиях средней полосы России.

В первую очередь это касается знаменитых японских кленов. Завораживающие осенние пейзажи тамошних садов во многом обязаны своим великолепием именно им. Они отличаются эффектной ажурной кроной и изящными листьями разнообразной формы и окраски. Самый популярный из них — клен дланевидный, или веерный (Acer palmatum). К сожалению, в нашей климатической зоне ему некомфортно: он подмерзает, плохо растет и требует тщательного выбора места посадки и ухода.

К счастью, в качестве альтернативы можно выбрать схожие по декоративным качествам, но неприхотливые и устойчивые в средней полосе России виды — клены маньчжурский (A. mandschuricum) и ложнозибольдов (A. pseudosieboldianum). Они представляют собой небольшие деревца или крупные кустарники с резными мелкими листьями, которые осенью окрашиваются в оранжевые или пурпурные тона.

Весну в японском саду невозможно представить себе без сакуры, которая, к сожалению, тоже плохо чувствует себя даже в Подмосковье, не говоря уж о более северных районах. Ее тоже можно заменить, например, вишней сахалинской, курильской или обыкновенной. В конце концов подойдут даже декоративные или плодовые яблони и сливы, а также боярышники. Любое пышное цветение, пусть и не­аутентичное, будет гораздо интереснее, чем несколько цветков явно мучающихся у нас настоящих сакур. Кроме того, в Японии часто сажают устойчивую у нас спирею серую. Ее обильное цветение весной — фантастическое зрелище.

Среди классических «обитателей» японского сада и мелколистные азалии, стриженные в форме полусфер. У нас проще и гораздо дешевле заменить их спиреями Бумальда и японской.

Из цветущих травянистых многолетников можно использовать пионы, японские ирисы и хризантемы. При этом, подбирая сорта, следует иметь в виду, что сами японцы предпочитают цветки простой изящной формы, без излюбленной европейцами показной роскоши. Кроме того, цветущих растений в японском саду должно быть совсем немного, в идеале – единичные экземпляры.

В японских садах часто встречается бамбук, который быстро разрастается, образуя сплошные заросли. Он необычайно выразителен, но выживет далеко не на каждом российском участке. В качестве альтернативного варианта у нас можно высадить гречиху сахалинскую. Оборвав нижние листья, вы добьетесь нужной иллюзии. Надо лишь учесть, что она быстро разрастается: впоследствии ее придется жестко контролировать.

Нужны ли в японском садике каменные фонари и пагоды? Это совсем необязательно, а чересчур увлекаться ими и вовсе противопоказано. Но если уж вы непременно захотите их «завести», то не приобретайте дешевую имитацию. Вульгарная подделка не придаст «японистости» вашему творению, но легко разрушит спокойно-созерцательную атмосферу сада.

Планируя свой собственный японский сад, постарайтесь подобно настоящим творцам не копировать готовые образцы, созданные признанными мастерами, а рассматривать их как источник вдохновения, используя только особо понравившиеся элементы, а также применяя на практике принципы размещения камней и растений в композициях.

Если, осознав все трудности, вы только укрепились в своем желании создать на своих немногих сот­ках простоту и гармонию, умноженные на совершенство, ни за что не отказывайтесь от своей мечты. И пусть вам сопутствует удача!

Вариации на тему

Сады в японском стиле есть во многих странах мира.

Одним из самых известных в Европе считается Водный сад знаменитого художника-импрессиониста Клода Моне в Живерни. Хотя живописец никогда не был в Японии, он много читал о традициях этой страны, ее искусстве и философии, а увлечение японскими эстампами продлилось всю его жизнь.
Ощущение Востока в его саду создают только растения и вода. Здесь нет характерных мостиков и каменных фонарей, зато присутствует игра света и тени, зыбкость отражений, неуловимо меняющийся цвет воды. Моне выписывал из Японии редкие сорта ирисов и нимфей, по берегам водоема посажены ивы. «Эти пейзажи, с водой и отражениями, стали каким-то наваждением», — писал сам художник.
Японских садов немало в Великобритании, например Сад Киото. Он занимает отдельную часть Холланд-парка, расположенного в центре Лондона, и был создан командой профессиональных японских ландшафтных дизайнеров и архитекторов. Это настоящий шедевр с водоемами и водопадом, привлекающий множество посетителей своей неповторимой волшебной атмосферой.

Фото: Фото автора

Один из удачных вариантов японского сада можно увидеть в Голландии: и забор подходящим образом оформили, и место вдали от остального сада определили. Это отдельная зеленая комната со своим входом, большую часть которой занимает водоем с карпами кои.

Москвичи же и гости нашей столицы могут посетить японский уголок в Главном ботаническом саду. Он был создан профессионалами из Страны восходящего солнца и ничем не уступает лучшим европейским образцам.

Свой первый японский сад я увидела в Литве, и он поразил меня до глубины души. История его создания – лучший пример того, как красота спасает мир. В годы советской власти будущего владельца этого сада призвали в армию. Во время войны в Афганистане ему приходилось убивать, и это надломило его психику. После демобилизации он долго пытался выздороветь, но ничего не помогало. Приехав на лечение в очередной санаторий, он увидел на столике у входа журнал с фотографиями японского сада, забрал его, повернулся и… уехал домой, где вместо картофельного поля разбил свой японский сад, который и вылечил его. Наш герой женился, у него родились дети, но он не оставил свое увлечение и занялся искусством бонсай. Свой сад он назвал Садом утренней росы.

Сад в японском стиле своими руками (фото)

При создании садов в японском стиле руководствуются принципами эстетики Дзэн. У сада таком оформлении, как и у других композиции имеется глубокая философия. Культура Японии в корне отличается от европейской. Дизайн сада в японском стиле способен создать умиротворенную атмосферу на приусадебной территории.

Грубые необработанные камни — обязательный атрибут японского сада. Их размер должен быть различный, а расположение непараллельным.

В основе эстетики Дзэн лежит две религии: дзэн-буддизм синтоизм, где природа и человека считаются одним целым. Японцы боготворят природу. По их мнению, могучие горы, скалы, реки, озера и леса наделены магическими свойствами. Такие представления и были заложены в основу создания японских садов. Основная цель сооружения заключается в создании уменьшенной модели вселенной на скромном участке.

Первый японские сады были имитацией морского побережья – в них обустраивали искусственные водоемы, скалы и острова. Главными элементами японского сада выступают деревья хвойных пород, сакура. В качестве дополнительных элементов используется мох, искусственный пруд. Все эти элементы должны быть живыми. Единственное, что допустимо – это в качестве воды использовать камни, создавая водопады и прочие завораживающие композиции.

При создании сада в японском стиле нужно руководствоваться основными правилами:

  • придерживаться природных принципов;
  • избегать симметрии и параллельных линий;
  • не делать сад слишком большим;
  • исключить наличие на участке зонтиков, фонариков, цветников.

Японские сады: плоские и холмистые

Для создания плоского сада в японском стиле потребуется песок, небольшие камни, мох. К примеру, чтобы обустроить сад Реандзи песок нужно будет обработать граблями. Это будет имитацией моря. Камни же могут быть выложены в хаотичном порядке, а мох – по периметру.

Схема чаши для воды в японском саду.

Если речь идет о холмистых садах, то их можно создавать без использования зелени. Красивый пейзаж может получиться, если будут созданы горы, камни, песок. Наличие камней – главное правило. Камень, установленный вертикально, будет символизировать гору, плоские же булыжники считаются имитацией гор. Задача гальки – изображать водоем.

Японский стиль предполагает оформление цветников и внутренних двориков. Эти элементы допускаются при условии, что фасад дома сделан в подобающем стиле. Если постройка выполнена в европейском стиле, живописный японский уголок нужно расположить подальше, в глуби участка, чтобы деревья заслоняли фасад дома.

Главные элементы японского сада

Места для отдыха

Неотъемлемым элементом японского сада считается беседка. Такая постройка предназначена для церемонии чаепития. Важно, чтобы она имела скромные размеры и была выполнена из материалов в виде камня или дерева. Беседка обязательно должна располагаться в укромном уголке сада и обязательно гармонично вписываться в его дизайн. Рейки сооружения согласно японским обычаям размещают с запада на восток, а южная сторона должна покрывать глухую его стену. Это поможет уберечь людей, которые отдыхают в беседке, от ярко палящего солнца в летнюю пору.

Схема беседки в восточном стиле.

Фонарики для японского сада

На каменные фонарики возложена не только чисто декоративная функция. Ранее их устанавливали с целью помочь гостям отыскать дорогу к храму или беседке в темную пору, ведь именно по вечерам в беседке уединялись для умиротворения после тяжелого рабочего дня. Фонарики могут быть выполнены в любом цветовом решении, форме и размере. Несмотря на то, что сегодня они применяются с целью декора композиции, не стоит забывать, что ранее в них был заложен глубокий смысл. Свет фонарей инекоми-гата должен падать на землю. Недопустимо, чтобы освещался цветник, деревья, места для отдыха.

Фонари тачи-гата предназначены для освещения фигурок и декоративных растений в саду. Следует учитывать, что их высота не должна быть выше 3-х м. С помощью светил оки-гата можно освещать водоемы. Эки-гата – это белые фонарики с эффектом покрытия снегом. Используются для освещения беседки.

Мостики в японском саду

Практически для каждого из нас мост – это в первую очередь сооружение, с помощью которого можно переправиться на другой берег. Однако мостики в японском саду имеют несколько иное предназначение. Такие конструкции несут смысловую нагрузку – они обозначают жизненный путь человека. Для изготовления мостов должно использоваться натуральное дерево. В качестве декоративных элементов подойдут камни, которые нужно разложить в хаотичном порядке по углам. Чтобы конструкция на участке смотрелась эстетично, дорожку к ней можно выложить с использованием продолговатых небольших камней. С каждой из ее сторон следует разместить мини-цветник, края которого также можно отделать посредством декоративных камней.

Другие декоративные элементы

Японская культура слегка скупа на декорации. В этом плане японцы более сдержаны, нежели европейцы. Большинство из них отдают предпочтение символическим башням и статуям. В их садах часто можно наблюдать расставленные фигурки паломников, Будды, статуэток животных. Создавая японский сад на своем участке, отдавайте предпочтение неброским скульптурам, которые будут гармонично вписываться в композицию. Возле входа в дом уместны будут статуи львов и львиц, на побережье водоемов можно установить фигурки любых животных.

Башни же должны быть выполнены в виде восьмиугольника. Их количество должно быть нечетным. Располагать их следует вблизи искусственного водоема.

Композиция в японском стиле должна быть воплощением слияния человека с природой. Важно, чтобы она не была перегружена декоративными элементами, в которых не заложен глубокий смысл.

Если было принято решение организовать на своей загородной территории кусочек Японии, нужно учесть, что это предполагает определенные усилия. После выбора и размещения всех вышеперечисленных элементов, не следует забывать, что в будущем им потребуется регулярный уход.

создаем японский сад своими руками

Прежде чем приступить к разработке проекта японского сада, вам нужно определиться с его типом и составить список тех элементов, которые там необходимы. Может быть, в последующем, вы даже откажетесь от некоторых из них, но это вам поможет понять, что в оформлении вашего японского садика будет самым важным для вас. Задумали ли вы всерьез создать настоящий японский сад или хотите просто включить многие интересные черты и детали восточного стиля в европейское оформление сада, используя их как декоративные элементы? Чаще всего типичного японского сада в нашей стране не получается, ведь и климат, и ландшафт, и выбор растений совсем другие. Да и в этом ли только дело? Если философия восточного сада далека от вас и непонятна, возможно, вам стоит выбрать другое направление?

Работу по обустройству сада облегчит заранее выработанный план. Когда вы продумаете все до мелочей, вам будет намного легче справляться с трудностями и вопросами, которые будут возникать по ходу воплощения вашей задумки в жизнь.

Himbeerdoni / Flickr.com

Давайте рассмотрим основные этапы и элементы устройства сада в восточном стиле.

  1. Планировка и разбивка на зоны и участки. Планировка полностью зависит от ваших целей и желаний. На этом этапе нужно решить, для чего вам нужен японский сад, что вы в нем будете делать и чем заниматься. Из обязательных элементов наверняка будут присутствовать патио, дорожки и тропинки, сад камней, газон, пергола, декоративные украшения, водоем и, конечно же, растения. Продумайте также, нужны ли вам фруктовые деревья (сад), огород, место для сушки белья, хозяйственные постройки, теплица или парник, компостная яма, гараж и др. А также, продумайте, каким образом все это будет располагаться, не нарушая гармоничности и красоты сада в восточном стиле.
  2. Водоем. В процессе планировки вам необходимо понять, каким именно будет ваш водоем. Его форма ни в коем случае не должна принимать никакие геометрические фигуры, она должна быть неправильной формы. Для чего вы создаете водоем, чтобы созерцать его, сидя на лавочке, или находясь в доме, из окна или с веранды, а может быть с высоты второго этажа? Вы хотите слушать звук падающей, льющейся или текущей воды? А может быть вам нужен звук мерно капающих капель воды и шуршания околоводных растений на ветру? Продумайте растения, которыми вы украсите ваш водоем. Какая отделка будет у водоема, или может быть, вас устроит как альтернатива сухой ручеек?
  3. Выбор и посадка растений. Как правило, это некрупные хвойные растения интересных форм и линий, различные кустарники и кустарнички, многолетние цветы. Все растения должны быть неяркими и нетривиальными. Гармонично впишутся среди таких растений декоративные травы и почвопокровные растения. А еще ирисы, хризантемы, пионы и лилейники в обязательном порядке, но в не большом числе.
  4. Декоративные элементы. Украшения в саду восточного стиля имеют немалое значение и к их выбору нужно отнестись с трепетом и пониманием сути того или иного элемента. Прежде всего, это фонари, мостики, беседки, одиночные крупные камни или группы камней, скульптуры и фигурки из бронзы, декоративные элементы с резьбой по дереву, ограды из бамбука, ворота, стены и изгороди. Каждый из перечисленных декоративных элементов нуждается в пространственном пояснении, потому что само назначении этих элементов наполнено глубокой смысловой, символической или функциональной нагрузкой. Помните, что в саду восточного стиля нет случайных деталей. Материалы для изготовления декоративных элементов стоит подбирать только из камня, дерева или металла. Никакого пластика, гипсокартона и тому подобных современных изобретений человечества.

В японском саду могут быть и совсем непривычные для непосвященного человека вещи, такие обычные для восточного человека:

Цукубаи – каменная чаша с водой наподобие бочки из цельного натурального камня, японский бассейн ритуального назначения. Применяется в качестве важной части чайной церемонии для омовения и очищения.

Christian Kaden / Flickr.com

Пагоды – башни из нескольких ярусов с культовым характером (количество ярусов обязательно нечетное). Форма пагоды —  геометрическая (квадрат, круг, шести- и восьмиугольник), материал – дерево или камень.

hcidi / Flickr.com

Яцухаси – мостик зигзагообразной формы с количеством полотен 5 или 8, который символизирует непростой путь постижения истины сути бытия. Его можно устанавливать над растениями, водоемом или газоном. Это красивейший элемент японского сада.

TANAKA Juuyoh (田中十洋) / Flickr.com

Задумав тот или иной элемент, узнайте о нем больше, проникнитесь его смыслом и найдите для него достойное место в вашем японском саду.

Сады в японском стиле | Стили в ландшафте

Японский стиль ландшафтного дизайна это воплощение национального японского характера, восприятие которого будет полным лишь в случае осознания и понимания всех национальных особенностей. Этот стиль показывает всю уникальность живописной природы Японии. Пейзажи поражают удивительным переплетением холмов, заливов, водопадов и гор.

Японский стиль развивался более тысячи лет, а в связи со значительным отдалением от внешнего мира и определенной изоляцией, этот стиль стал очень оригинальным и самобытным. Склонность созерцать, выделять внутреннее содержание вещей, а не внешнее их воплощение – в этом заключается суть японского стиля. Созерцая сады в этом стиле, невольно погружаешься в свой мир фантазий, познаешь мир и определяешь свое место в нем.

Создание садов в японском стиле находится сейчас на высоком уровне и переживает новый период расцвета. Дизайнеры создают восхитительные композиции, сочетающие в себе эстетически и религиозные требования. Умение соответствовать всем многовековым канонам передавалось из поколения в поколение.

Популярность у нас этого стиля в ландшафте обусловлена его экзотичностью и необычностью. Японский стиль привлекает к себе внимание строгими линиями и отсутствием лишних элементов и в то же время значимостью каждого элемента, ведь во всем окружающем нас пространстве есть свой смысл.

Чтобы правильно воссоздать японский стиль необходимо понять все принципы этого стиля. Одним из них является принцип красоты и очарования вещей, который заключается в том, чтобы мы могли ощутить душу этих вещей, скрытую под их оболочкой. Каждый, кому близок этот принцип, сможет найти в любом составляющем пейзажа свою изюминку, что-то необычное и удивительное. Этот принцип является стилем жизни японцев, и каждый, кто захочет воссоздать этот стиль в своем саду должен научиться, так мыслить.

Японский сад создается по принципу гармонии. И эта гармония должна быть во всем даже в слиянии неживой и живой природы. При создании японского сада ключевым моментом является состояние души дизайнера. Он должен осознавать мимолетность бытия, стереть границы жизни и заглянуть глубже. Поэтому в японском стиле не особо используются яркие краски каких-то праздничных элементов, а каждый элемент будет выполнять свою функцию для более понятного восприятия пейзажа.

Сады в японском стиле могут быть созданы в одной идее, например сад времен года, сад камней или даже сад воды, однако чаще всего создаются смешанные сады в японском стиле. Смешанные сады очень гармоничны и отражают естественную красоту природы. В японских садах в основном используют три составляющих, это вода, растения и камни. В камне подразумеваются холмы и горы Японии, вода – это водопады, ручейки, а низкорослые растения создают композиции, которые напоминают японский пейзаж.

Любой камень пейзажа имеет свой характер и свое лицо, чаще их располагают слева направо. Вода символизирует жизненную энергию, тем самым являясь общим настроением сада. Растения чаще всего используются вечнозеленые. Это может быть сосна или бамбук. Из цветов встречаются пионы, магнолии, ирисы, но в очень умеренном количестве. Весной цветет азалия и сакура, осенью обращается внимание на красные листья клена.

Каждый сезон подчеркивается по-своему, поэтому привлекательность сада не зависит о времени года. Просто обязательно в японском саду вам встретится красивый фонарь или миниатюрная пагода. В японском саду приветствуется ассиметрия и наличие свободного пространства, которое подчеркивает значимость каждого элемента. Спокойствие и размеренность – это те эмоции, которые овладеют вами при созерцании сада в японском стиле.

Японский сад — это действительно один из самых загадочных садов, и во многом эта загадка заключается в его про­стоте. Поэтому он так привлекателен. Японский стиль — это еще и особая философия, и она влияет на жизнь хозяина сада, активно помогая ему. В деле избавления от стрессов, обретения внутренней гармонии японскому саду нет равных: здесь все элементы стиля выверены веками именно для такой цели. Это сад легкого ухода (хотя сначала кажется сложным). Но вместе с тем он и один из самых «професси­ональных». Тут очень важны чувство меры и вкус, потому что японский сад — произведение ландшафтного искусства. А поэтому, чтобы такой сад органично выглядел в наших условиях, не нужно буквально копировать все его элементы. Не пытайтесь создать его точно таким, каким он традиционно бывает в Японии, а применяйте мотивы, приемы, символизм этого сада, пользуясь своими изобразительными средствами.

Самое главное в философии японско­го сада — он является моделью при­роды, и чтобы создать его, нужно вы­разить образ, характерный для вашей местности, и свою трактовку окружа­ющего вас пространства. Японский сад полон символизма. Каждый его элемент: растение, камень, предмет — что-то олицетворяет, то есть основной упор делается не на видимые деко­ративные качества, а на внутренний смысл. Когда он есть, тогда самый не­броский элемент заиграет. Что инте­ресно, японский стиль можно назвать «безразмерным», в том смысле, что он подходит для участков абсолютно лю­бых размеров: от очень больших до крайне маленьких. Форма надела земли также не имеет значения. Кста­ти, японский стиль подойдет для узких и длинных участков, прекрасно будет выглядеть на склоне, но можно устро­ить японский сад и в низине.

Сад в японской интерпретации – это гармоничное сосуществование минимализма и символизма. Линии в нем отличаются строгостью и выверенностью, каждый элемент несет определенную смысловую нагрузку.

Японцы считают, что в каждом предмете сокрыто очарование. Задача человека – найти эту красоту, причем именно найти, не изменяя и не обрабатывая вещь. Не всегда красота вещей бывает явной, но она есть. И разглядеть ее за обыденностью – значит познать божественную сущность мира. В любом булыжнике или дереве японцы способны рассмотреть прекрасное. Самым действенным фактором для выявления красоты является время: годы способны раскрывать подлинную сущность вещей. Поэтому в японском дизайне часто встречаются замшелые камни, старые предметы.

Японский сад, как никакой другой, требует практически идеального чувства меры и вкуса. Он сам по себе – целое произведение искусства. Вместе с тем слепое копирование элементов не является залогом удачного создания стиля. Чтобы сад выглядел органично (естественность и сохранение природных линий – ключевые моменты дизайна), применяются мотивы, символы и отдельные приемы.

Отличительные черты стиля

  • подражание природному ландшафту;
  • основные составляющие японского стиля — вода, камни и растения;
  • асимметрия во всем — и в расположении элементов, и в том, что ни один из них по величине, цвету, фактуре не должен повторяться;
  • неповторимости элементов композиции сада;
  • незавершённость;
  • вода в любом виде: пруд, маленький фонтанчик, просто большая каменная чаша с водой или ручеек.
  • сады камней;
  • дорожки – из отдельных каменных плит с разрывом, либо те же плиты идут на фоне гравия.

Планировка

Прежде чем приступать к детальной проработке проекта сада в японском стиле, нужно определить вид композиции вашего будущего сада.

Композиция сада – это соотношение и эстетическая взаимосвязь всех элементов сада: растений, воды, камней, скульптуры, архитектурных элементов. Сад в японском стиле по традиции должен иметь форму, приближенную к квадрату или прямоугольнику.

Размер участка под сад особого значения не имеет: японские сады тем и хороши, что могут быть созданы даже на очень маленькой площади.

В зависимости от рельефа , японский сад может быть:

  • плоский – хиранива;
  • с холмами – цукияма.

Если вы хотите создать сад холмов, а участок у вас плоский — нужно будет продумать план его землеустройства. Например, та часть нашего существующего сада, куда мы решили «вписать» сад в японском стиле, была абсолютно плоской. Но мне очень хотелось сделать сад на холмистой местности. Главное – захотеть… И тогда наш плоский сад стал приобретать другой вид: в нём появились «холмы», которые теперь постепенно покрываются соответствующей растительностью. Гуляя по дорожкам между «холмами», испытываешь совсем другие ощущения, нежели прогуливаясь по плоской местности. Это, конечно, сугубо личное мнение. Но холмистый характер сада, бесспорно, позволяет создавать интересные, более фактурные композиции.

По степени сложности , композиция японского сада может быть:
— полная, объёмная — «СИН»,
— полусокращенная, неполная — «ГЕ»,
— сокращенная — «СО».

Полная степень «СИН» — это самая развёрнутая форма сада, включающая в себя большой ассортимент композиционных элементов. В таком саду есть место и деревьям, и камням, и цветам, и мху, и водопадам, и песочным отмелям, и набору архитектурных форм.

Полусокращённая степень «ГЕ» состоит из половины садовых элементов. Но сочетаться между собой они должны так же гармонично, создавая в саду ауру покоя, единства всей композиции и той особой силы и энергии, которая характерна для японских садов.

Сокращённая степень «СО» определяет более сжатую форму сада. Здесь используют небольшое количество компонентов. Но эта форма является и самой сложной в исполнении, потому что отсутствующие элементы сада всё-таки должны подразумеваться, присутствовать незримо. Смысловая нагрузка имеющихся элементов сада от этого очень увеличивается. Поэтому художник сада, выбрав данный вид композиции, должен очень серьёзно подойти к выбору элементов сада. Подбирать и компоновать их нужно с учётом особой силы энергетического воздействия этих элементов на человека.
Пример садов с одним или несколькими элементами – сад камней, сад водопадов, сад мхов. По исполнению они считаются самыми сложными, потому что у художника такого сада в арсенале очень небольшой набор компонентов. И, тем не менее, он должен суметь заставить звучать их выразительно и гармонично, создавая представление о полноте мироздания в соответствии с традициями японского садового искусства.

Если площадь вашего сада маленькая, то лучше применить форму «СО» — сокращенную, так как ограниченное количество элементов на маленьком участке будет выглядеть более выразительно. Но при этом нужно внимательно ознакомиться с особенностями и правилами построения данной формы композиции.
Если вы начинающий художник сада, то лучше форма «ГЕ» — полусокращённая, так как с небольшим набором элементов вам будет гораздо проще разобраться.

Изначально сложилось 2 вида композиции японских садов:

— «одинокая» — с выделением главного «героя», в качестве которого может выступать любой архитектурный элемент или скульптура – скала, водопад, пагода, статуя, фонарь (особенно пьедестальный). Этот вид композиции больше подходит к рельефным местностям.

— «групповая» — в ней сосредоточено большое количество элементов, среди которых нельзя выделить главного. Этот вид композиции чаще применяется на открытых местностях.

В «групповой» композиции японского сада р асположение предметов может быть:
1 — свободное;
2 — круговое;
3 — линейное.

1. Свободное расположение элементов сада не означает хаотичное . Знанием, умением и интуицией мастера все элементы располагаются хотя и свободно, но гармонично. В этом и заключается настоящее искусство композиционного построения японского сада. Здесь художник должен обладать высоким художественным вкусом, чтобы грамотно объединить все элементы сада — «картины сада» — и создать из них единую, гармоничную композицию.

2. Если в вашем арсенале оформления сада присутствуют невысокие по размеру элементы, то лучше выбрать круговое расположение предметов. Они размещаются концентрически, создавая как бы «круг в круге». В этом случае все элементы вашего сада будут хорошо просматриваться и свободно читаться.

Центр участка остаётся свободным – Пустота . Но это не просто пустота в понятии европейца, а Пустота в восточном понимании. У японцев есть несколько понятий применительно к пространству, которые создателю сада в японском стиле нужно обязательно попытаться понять. Именно здесь, в этой Пустоте концентрируются мысли созерцающего. Здесь он может увидеть Пустоту, из которой всё приходит и в которую всё уходит. Потому что японцы создают сад как модель мироздания.

В свободном пространстве японец может увидеть и «МА», означающее промежуток, интервал, который будет не только разъединять стороны свободного пространства сада, но и объединять их в целое, превратив в своеобразную комнату сада или любую другую картину, дорисованную самим созерцающим. Ведь в японском садовом искусстве зритель — это собеседник и соавтор одновременно. Он должен сам домыслить или дорисовать картину сада.

3. Линейное расположение элементов сада применяется в самой Японии довольно редко, п отому что воспринимается как резкое и не соответствующее японским традициям садового искусства. Если японцы из-за каких-то обстоятельств и используют линейное расположение элементов, то делают это очень умело, подчиняя общей традиции. Тропинки и ручейки всё равно пойдут по несколько искривлённым линиям, делая характер этих линий более мягким.

Выбор растений в японском саду

Следует учесть, что сад деревьев в японском стиле не должен выглядеть слишком ярко и пышно, поэтому в нем не стоит высаживать пестролистые разноцветные формы растений, вполне достаточно того, что сад меняет свой цвет осенью. Нежелательно так же смешивать чересчур разную по форме растительность, японские сады деревьев должны обладать однородной древесной растительностью, что и порождает природную гармонию.

Ассортимент кустарниковых и древесных растений для японского сада деревьев достаточно богат – можжевельники и сосны, кипарисы и ели, листопадные рододендроны и вечнозеленые азалии, а так же восточные виды кленов (зеленокурый, маньчжурский и ожнозибольда). Весной в японском саду цветут сливы, абрикосы и вишни – эти деревья японцы называют «сакура».

Не смотря на то, что в основе японского сада деревьев лежит естественность и природность форм, не стоит полагать, что он не подлежит уходу и формированию. Кустарники в таком саду обычно подстригают так, чтобы издали они имели вид отдельного целостного пейзажа, который бы еще к тому же помогал улавливать и выделять дальний план сада. Такие виды кустарников как кизильник, бирючина, самшит, рододендрон мелколистный имеют густую и плотную листву, легко поддаются стрижке и формовке.

Стрижка и формовка деревьев японского сада – сложная задача и особый вид искусства, который кардинально отличается от европейского. Дело в том, что европейский способ формовки зачастую подразумевает под собой придание растениям неестественных форм, например, это могут быть пирамиды, кубы или шары. Дерево же японского сада – это имитация естественного дерева, но живущего несколько в других, непривычных для него условиях. В маленьком японском саду большие деревья обычно не растут, это является одним из принципов отбора растений для японского сада. Чем меньше площадь сада, тем миниатюрней в нем деревья. Тут следует учитывать, что молоденькие деревца, которые, казалось бы, идеально подходят к размерам участка, имеют свойство расти.

Самым распространенным и известным на весь мир искусством выращивания дерева в миниатюре является бонсай (?? — «растение в горшке»), которое широко применяется в японских садах деревьев. Для этого используют деревья самых обычных пород – кедр, сосна, бук, клен, можжевельник, сакура. При создании бонсая выбранное дерево «приучается» не расти, для чего создаются такие условия, которые ограничивают природный рост растения. Другими словами бонсай – это выращивание карликового дерева.

Широко используются в японских садах плакучие и зонтичные формы растений. Деревья с плакучей формой кроны (ива, бук лесной, софора японская, яблоня плакучая) помогают создать наиболее романтическую атмосферу в определенных частях сада. Деревья с зонтичной формой крон (японская зонтичная мелкоцветная сосна, айлант, мелия гималайская) замечательно сочетаются с плакучими деревьями, служат для придания целостности композиционной идее сада.

Малые архитектурные формы в японском саду

Сад в японском стиле – это Сад Картин. Каждая его композиция должна быть как самостоятельным завершенным элементом, так и гармоничным дополнением других компонентов, образуя единую картину сада.

Скульптура и архитектурные элементы являются важным элементом, наряду с камнями, хвойными и лиственными растениями. Изготовленные из натуральных материалов (дерева, бамбука, глины, камня), они не нарушат общую гармонию сада. Фонари и мосты, пагоды (символы буддистского храма) и скульптуры Будды, чайные домики и скамейки придадут японскому саду атмосферу уюта, умиротворённости, законченности композиции.

Каменные фонари были позаимствованы японцами у китайцев. В древности каменные фонари использовались для освещения особо важной части сада и позволяли любоваться ею в темное время суток. И сегодня дизайнеры не спешат подводить к каменным фонарям электричество, считая, что для созерцания вполне достаточно мерцающего огонька простой свечи. Для декоративного оформления сада фонари устанавливают вблизи здания или у поворота дорожки или развилки, на берегу водоема или в самом темном углу сада, а то и у корней большого дерева. Фонари бывают:

Пьедестальные – касуга-торо, которые используют обычно в больших садах где освещение деревьев — только один из приемов оформления. Опора данного фонаря имеет округлое сечение. Верхнюю и нижнюю части этой опоры покрывают резным орнаментом. Крыша этого замечательного фонаря имеет шестигранную форму с загнутыми к верху углами. Отличается изяществом и аккуратностью, и прекрасно подходит как элемент – центр композиции. Типичные фонари для освещения храмов и святынь. Для установления фонаря опору зарывают в землю до того места, где начинается резная работа.

Юкими-торо переводится с японского как «фонарь любования снегом». Его отличие от других каменных фонарей, обитающих в японских садах, в большой плоской крыше.Такой тип крыши фонаря Юкими-торо не позволяет мгновенно растаять выпавшему снегу, позволяя продлить очарование столь редких для Японии проявлений зимы. Этот тип каменных фонарей имеет обычно три или четыре опоры, которые либо подпирает большой береговой камень, либо их заглубляют в землю. Наиболее часто эти фонари устанавливается в японском саду на камнях, свисающих над водоемом, на островах, на которых растут сосны или можжевельники, на крутых мысах. При этом он обязательно устанавливаются возле воды, для того, чтобы фонарь мог отражаться в ее зеркальной поверхности.

  

 

Установочный фонарь – оки-торо. Маленькие фонари, скопированные с бронзовых храмовых фонарей периода Асука. Фонари нашли практическое применение, когда цена на землю стала повышаться, и у многих не было возможности спроектировать большой сад. Фонари оки-гата явились в этом случае идеальным выходом, они создавали интересное романтическое место в маленьком саду. Фонари типа оки-гата, помещенные на плоскую каменную поверхность, на берегу водоема или со стороны дорожки. Скромные фонари могут найти достойное место рядом с камином или среди растений в домашней оранжерее.

 

 

 

 

Орибе-торо – фонарь мастера Орибе. Легенда о происхождении Орибе-торо гласит, что мастер чая Орибе жил в одном из буддийских храмов в начале XVI века. Этот период для Японии ознаменован началом правления Токугавского сёгуната. В соответствии с политикой сегуна Иёасу Токугава началась изоляция Японии от внешнего мира, появились запреты на почти все религии, кроме буддизма и синтоизма. Исповедовать же христианство в период правления Токугавского сёгуната было опасно для жизни. Но мастер Орибе был христианином. В тайне от всех Орибе на нижней части ножки каменного фонаря вырезал распятие. Эта часть фонаря всегда была закрыта листьями растений. Поскольку Орибе был мастером чая, то фонарь располагался рядом с каменной чашей – цукубаем, из которой брали воду для чайной церемонии. По традиции, мастер чая подходил к цукубаю и опускался на колени на камень перед ним, становясь лицом к фонарю, стоящему за чашей. Никто не мог заподозрить мастера Орибе, что в момент буддийского ритуала он обращался к своему богу… Правда это или нет, сейчас сказать трудно, но фонарь мастера Орибе с барельефом в виде очень условной человеческой фигуры в нижней части всегда ставится в Японских Садах рядом с цукубаем, недалеко от чайного домика. Нижняя часть опоры фонаря, утопая в зелени, скрывает от глаз то, что на ней изображено.

Пагоды – это многоуровневые башни, носящие культовый характер и символизирует здание буддийского храма, одухотворяя окружающее пространство присутствием Будды. Пагода всегда является композиционным центром Японского Сада. Если Японский Сад создавать по традиционным канонам, то пагода — второй объект, который строится в саду, после ворот. Пагода должна устанавливаться на высоком месте. Таким местом может быть любая естественная возвышенность на участке или же насыпной холм. В японских садах используют для декорации, они могут быть восьмиугольными, квадратными, шестиугольными или круглыми, главное, чтобы количество ярусов было не больше тринадцати и их число было нечетным. Если в саду нет каменных фонарей, то пагода может быть практически любой удобной для данной композиции высоты (даже совсем маленькой, до 1 м – в миниатюрном саду). Если же в зоне видимости пагоды предполагается установить фонари, то высота пагоды должна превосходить по высоте самый высокий фонарь как минимум в 1,5 — 2 раза. Классическая каменная пагода, как и фонарь, состоит из отдельных камней. Количество ярусов определяется по камням крыши. Камни, составляющие пагоду, имеют в горизонтальном сечении квадрат, а в вертикальном — трапецию с искривленными боковыми гранями. Лишь самый верхний камень пагоды — на вершине — похож на древнюю ступу и имеет в сечении круг.

Мостики в японском саду являются одними из самых сложных элементов – в плане эстетики и философского наполнения. Выполняются эти элементы чаще всего в виде различных фигурок и ансамблей, а основной функцией мостов является уравновешивание энергетики в неблагополучных местах сада. Мостики должны быть соразмерны остальным компонентам сада, т.е. в первую очередь они должны быть небольшими. Место расположения мостика также важно: в зависимости от положения на территории сада и от окружающей обстановки мост будет выполнять разные функции. Если мост расположен на открытой местности, то посетитель здесь скорее будет обозревать окрестности и строить планы на будущее и перспективу, в случае же, если мостик находится в тени старого ветвистого дерева, то обстановка создастся более личная, способствующая мечтательности и отдыху от бренности мира. Перекидные мостики могут располагаться как над настоящими водными, так и над «сухими» потоками.

В основном мостики изготавливаются из дерева как наиболее лёгкого и воздушного материала, но в случае, если в Вашем саду есть каменные композиции, будет лучше сделать мостик из грубых и неотёсанных каменных плит. Деревянный же мостик придаст саду особую атмосферу, особенно, если сад имеет естественный ландшафт. Помимо естественного оформления, есть и декоративное, в частности, мосты часто окрашивают в различные цвета. Никаких особых предпочтений в этом случае нет, разве что не стоит окрашивать мост в тёмные тона. Несмотря на отсутствие чётких предписаний насчёт окраски моста, чаще всего это бывают натуральный зелёный или красный цвета. Тёмный тон – это табу, ни в коем случае нельзя придавать саду негативную окраску, т.к. это создаст отрицательное настроение и, как следствие, отрицательную энергетику.

Мост яцухаси (Yatsuhashi) – очень необычен, состоит из восьми полотен, которые располагаются зигзагообразно. Его сложная, ломаная линия символизирует сложный путь постижения истины. Необычна форма моста, она представляет собой кривую линию, имеющую обычно до восьми изломов, в Японии такой мост ассоциируется с непростым путем, который проходит человеческая натура в попытках постичь суть бытия. Яцухаси символизирует восьмиступенчатый путь постижения истины и бренность физического существования. От китайцев пришла символика дао, поэтому мост символизирует путь в рай и бессмертие, это дорога, ведущая из мир людей в мир природы. Мост вообще — символ перехода, имеющий много значений. Параллельно с дао возникла и символика буддизма. Проход по мосту — это переход из одного мира в следующий. Мостик из досок, скрепленных друг с другом, символизирует восьмеричный путь или благородный путь к спасению. По другой версии, такая форма моста связана с мнением, что нечистая сила (духи Они и другие) не могут преследовать человека, двигающегося по такой изогнутой траектории, такие злые духи передвигаются по прямой линии.

Беседка – непременный элемент японского сада, ведь именно оттуда человек может спокойно любоваться красотой сада, наслаждаться уединением и отдыхать. Самыми хорошими материалами для создания беседки японцы считают все те же камень, дерево и бамбук. Японская беседка не должна быть громоздкой. Крыша беседки обязательно должна выступать за границы ее стен. Такая крыша хорошо создает тень в жаркую погоду и исключает попадание воды во время дождя. Крышу беседки часто декорируют вьющимися растениями, что помимо красоты имеет еще и практический смысл – зеленые листья становятся неплохим спасением от солнечных лучей, а, следовательно, и крыша раскаляться не будет. Традиционная японская беседка – многоугольное строение с остроконечной крышей, причем в классическом варианте открытый угол беседки должен огибать небольшой пруд.

Водоемы в японском стиле

Пруд является одной из наиболее распространенных форм водоемов в садах, которые оформлены в японском стиле. К основным его характеристикам можно отнести отсутствие правильных геометрических форм и максимальную приближенность к форме и строению природных водоемов. Береговая линия таких прудов очень часто оформляется красивыми камнями. Стоит отметить, что при выборе оформления такого водоема необходимо руководствоваться ассиметричным расположением предметов. Так, к примеру, эффектным дополнением для пруда может стать фонарь на его берегу, который будет отлично сочетаться расположенными вдоль прибрежной линии красивыми камнями. Чтобы уравновесить композицию на противоположном от светильника берегу может быть посажен высокий кустарник.Еще одной особенностью прудов в данном стиле является присутствие одного или нескольких островков, расположенных по центру пруда. Такой островок может быть оформлен в виде журавля или черепахи, которые являются символами большой продолжительности жизни. Стоит отметить, что такой островок по желанию можно соединить с берегом мостиком. Такой мостик может быть пошаговым (в таком случае он выполняется из объемных камней), деревянным, выгнутым в форме дуги или зигзагообразным. Островки, к которым нет прохода, почитаются в японской культуре больше всего, так как они символизируют бессмертие и почитаются, как священное место сада. Согласно верованием их созерцание способно положительно повлиять на продолжительность жизни.Также в качестве варианта водоема в саду, оформленном в восточном стиле, может быть пруд, установленный по центру площадки, через который проходит дорожка из камней. Однако для осуществления такого дизайнерского решения необходим пруд, который имеет бассейн с бетонным основанием.

Создание «звонких водопадов», когда вода свободно падает с возвышения, издавая характерный звук, – особо любимый вид присутствия воды в японском саду. Летом в Японии стоит жаркая погода. Видом и звуком падающей воды, живительной энергией брызг подобные звонкие водопады несут вдохновение и желанную прохладу. Планируя водопады, нужно обязательно соотносить их размеры с площадью сада. Здесь главное «не перестараться». Потому что неестественно большой или бурный поток воды в маленьком саду вызовет тревогу вместо успокоения и нарушит законы Инь-Ян, а, значит, — и общую гармонию сада. Место для водопада должно выбираться особенно тщательно — подальше от дома, но так, чтобы звук падающей воды был слышен и в доме. Это создаст ощущение единения с природой, умиротворение и просто хорошее настроение. Камни для создания «горы», с которой водопад берёт начало, необходимо подбирать очень тщательно, чтобы соблюсти принцип естественной красоты «саби», чтобы не было ощущения что этот водопад нечто искусственное, не природное. Со временем камни покроются от влаги естественной патиной и обрастут мхом — создавая впечатление, что они были здесь всегда.

При создании Японского Сада можно использовать и такой интересный и исконно японский элемент сада как цукубай. Он прекрасно дополнит образ сада, придав ему чудесные журчащие напевы изящно стекающих струек воды. Цукубай обычно помещается в сад либо как отдельный объект, либо вместе с фонарем Орибе. Никакой иной вид фонарей с ним не сочетается. Каменные чаши бывают самой различной формы, начиная от высеченных из камня изделий формального стиля и заканчивая камнями с естественными углублениями. Смысл размещения чаши заключается, в необходимости склонится над ней, а это имитация позы смирения, важнейшего аспекта подготовки к чайной церемонии. Следуя японским традициям, воду из чаши черпают специальным ковшиком, изготовленным из бамбукового дерева. После использования вода выливается на лежащие рядом камни. 

Ещё одним вариантом водного элемента в саду может быть соцу (сеси одоси). Соцу – интересное приспособление, которое японские крестьяне использовали на полях для отпугивания диких животных. Устройство соцу основано на медленном наполнении бамбуковой трубки водой. Когда трубка наполняется до краёв, то под тяжестью воды она падает, ударяясь о камень. Получается довольно громкий звук, который и отпугивает животных. У нас соцу представляет собой просто декоративный элемент присутствия воды в саду. Соцу требует небольшого пространства для размещения. Выглядит интересно, если сочетать соцу с камнями и растениями — то есть, создать композицию и вписать её в пространство сада. Мне кажется, мы не сильно погрешим против японской сути этого устройства, создав его в своём саду. Ведь наряду с явной оригинальностью конструкции соцу, он может служить и по прямому назначению (например, отпугивать из сада нежелательных птиц).

Материалы и декоративные элементы в пейзажном стиле

Дорожки в японском саду символизируют дороги жизни, путешествие по жизни. Они соединяют различные Картины Сада и его точки в единое целое. Дорожки указывают путь, по которому мы можем пройти к каждой Картине Сада. Но, в то же время, зачастую главная функция дорожек – это основа пути. А основа должна быть прочной, удобной, красивой. Поэтому к обустройству дорожек нужно подходить серьёзно, начиная с тщательно продуманного эскиза линий дорожек до расположения камней в дорожке. Ведь, изменив только разворот камня, мы можем изменить ощущение движения энергии по дорожке. Дорожки в саду японского стиля не должны быть прямыми или чёткой геометрической формы. Плавными, мягко-извилистыми линиями дорожки будут подводить нас к той или иной точке обзора сада. Дорожки не должны «кричать» о своей красоте или оригинальности материала, из которого они сделаны, а должны стать неотъемлемой, гармоничной частью общей композиции. От того, насколько правильно вы устроите дорожку в саду, будет зависеть и степень удобства передвижения по ней.

 

 

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *