Сад камней дзен – Сад Дзен полистоун «Будда в саду камней» 11,5х18х22 см (3530395) — Купить по цене от 995.00 руб.

Содержание

Сад камней дзен

Новый вид сада

Karesansui ( 枯山水? ), также известный как Zen сад — это стиль японского сада , состоящего из мелкого песка, гравия , камней, а иногда травы , моха и других природных элементов. Он используется для кмедитации монахов дзен Он тносится к «плоскому саду» (хиранива), в отличие от «сада холмов и озер» (цукияма).

сад дзенсад дзен
Каменные сады существовали в Японии по крайней мере с периода Хэйан (794-1185). Эти ранние сады были описаны в первом пособии по японским садам, «Сакутэйки».
«Сакутэйки» были составлены предположительно во второй половине XI в. — в период Хэйан (794—1185). Автором рукописи традиционно считают Татибана-но Тосицуна (1028—1094), сына могущественного регента Фудзивара-но Ёримити (992—1074), основавшего в 1052 г. знаменитый монастырь Бёдо-ин в Удзи. Точно неизвестно, какое название рукописи носили в период Хэйан. В период Камакура (1185—1333) их называли «Сэндзай хисё» (前栽秘抄, букв. «Собрание секретов садов»). После того как свитки Тосицуна оказались во владении дома Маэда, влиятельного рода правителей Кага, с них было сделано несколько копий. Одна из таких рукописных копий стала собственностью семьи Танимура из Канадзава, где и сохранилась до настоящего времени. Примечательно, что копия рукописей не имела заглавия и только в конце периода Эдо (1603—1868), когда её текст включили в собрание исторических литературных произведений «Гунсё руидзю», стала именоваться «Сакутэйки». Два свитка рукописи Тосицуна представляют собой свод норм и правил, посвященных строительству садов, и заключают в себе секретные знания, накопленные в течение нескольких столетий и устно передававшиеся садовыми мастерами из поколения в поколение.»

Они были в значительной степени скопированы из китайских садов династии Сун (960-1279), где группы скал символизировали гору Пенлай , легендарный дом горных островов Восемь Бессмертных в китайской мифологии , известный на японском языке как Горай . Сакутэйки точно описано, как следует размещать камни. В одном отрывке он писал: «В месте, где нет ни озера, ни потока, можно создать так называемый каре-сансуй или сухой пейзаж». Этот сад характеризовался либо скалами, расположенными вертикально, как горы, либо выложенными в миниатюрном ландшафте холмов и оврагов с несколькими растениями. Он описал несколько других стилей скального сада, который обычно включал ручей или пруд, в том числе великий речной стиль, стиль горной реки и болотный стиль. В стиле океана были найдены скалы, которые, казалось, были размыты волнами, окруженными берегом белого песка, как пляж.

Белый песок и гравий давно были особенностью японских садов. В религии синтоизма она использовалась для обозначения чистоты и использовалась вокруг святынь, храмов и дворцов. В дзен-садах он представляет собой воду или, подобно белому пространству на японских картинах, пустоту и расстояние. Это места медитации.

В Киото в XIV-XV вв. в важных дзен-храмах появился новый вид сада. Эти дзен-сады были предназначены для стимулирования медитации. «Природа, если бы вы выразили ее, уменьшив ее до абстрактных форм, могла передать самые глубокие мысли своим простым присутствием», — писал известный исследователь Майкл Баридон. «Камненные конфигурации, уже распространенные в Китае, стали в Японии настоящими окаменевшими пейзажами, которые, казалось, остановились во времени.
Сайходзи — буддийский храм Риндзай Дзэн.
Буддийский монах и дзен-мастер Муш Кокуши превратил буддийский храм в дзенский монастырь в 1334 году и построил сады. Нижний сад Сайходзи находится в традиционном стиле периода Хэйян: пруд с несколькими композициями горных пород, представляющих острова.
Пруд в КиотоПруд в Киото
Верхний сад — это сухой горный сад с тремя скальными «островами». Первый, называемый Камешима (остров черепахи), напоминает черепаху, плавающую в «озерном» мхе. Второй является плоской медитативной скалой, которая, как считается, излучает спокойствие и тишину. Третий остров — это каре-таки, сухой «водопад», состоящий из лестницы плоских гранитных пород. Мох, который теперь окружает скалы и представляет воду, не был частью первоначального плана сада; он вырос несколько веков спустя, когда сад остался без внимания. Тем не менее, это теперь самая известная особенность сада.

История и теория

«Главное в создании таких садов — это искусство бонсеки, что можно перевести как «выращивание камней». Мастера бонсеки отправляются в тяжелые экспедиции к морскому берегу, горам или рекам, разыскивая камни, которым ветер и вода придали асимметричные, живые очертания. Их привозят на место будущего сада и располагают так, чтобы казалось, что они здесь и выросли. Камни должны слиться с окружающим пространством или с песчаной поверхностью так же, как в пейзажах Сун сливается с фоном изображение. Поскольку камень должен выглядеть так, как будто всегда лежал в одном и том же положении, он должен приобрести вид замшелой старины. И вот, вмест,о того, чтобы пытаться вырастить мох на камне, камень сначала помещают на несколько лет в такое место, где мох нарастает сам собой, и только когда камень обрастет мхом, его наконец помещают на предназначенное место. Камни, отобранные опытным глазом художника бонсеки, считаются в Японии ценнейшим национальным сокровищем, но человеческая рука прикоснулась к ним только для того, чтобы их передвинуть.» (Уотс Алан. Дао и дзен)

Считается что родоначальником «садов камней был Кокан Синрэн (1278-1346) . Он писал: «То, что я любил делать для удовольствия, когда был ребенком, было собирать мешки камней и высоко и свободно высыпать их на стол у окна. Когда я достиг среднего возраста, мне стало стыдно делать это, и я перестал, сделавшись, как и любой обычный человек, тупым как кирпич. Наконец, я достиг дряхлого возраста, и летом меня начал раздражать шум детских игр. И вот я заставил детей собирать камни в углу ограды. Я почистил и промыл их, и уложил на подносе цвета морской волны с белым песком на дне. Получилась поэзия, способная облегчить душу. Этот пейзаж принес прохладу воздуху и легкость на сердце». Вот так, видимо, и был заложен первый камешек сада камне.

Постройте свой дзен сад
сад-дзенсад-дзен
Сады Дзэн укоренились в Японии, где дзен-буддизм оказал сильное влияние. Используемые для медитации, дзен-сады очищают ум от стрессов, давления и душевных потрясений. Физические компоненты сада просты. Песок представляет собой море, камни представляют собой горы, а деревянный грабли используются для ухода за садом. Наслаждайтесь древней традицией, культивируя свой собственный сад дзен, создавайте бесконечные узоры

Выберите место
Выбирайте где-нибудь в вашем дворе относительно свободное место. Тихий уголок. Создайте границу, используя гальки, камни или лес. Начните с определенного края — это важно, так как это поможет сохранить песок на месте. Очистите пространство от растительности.

«Посадите» свои камни
Камни играют важную роль в любом саду Дзэн. Они чаще всего светлые или темно-серые, с выветренной поверхностью. Лучше всего вырыть углубления для больших камней. Это поможет создать иллюзию, что они естественным образом погрузились в землю.
Включить другие элементы
Основными компонентами любого сада Дзэн являются песок и камень. Общая цветовая схема должна быть нейтральной. Однако вы можете использовать другие элементы, такие как мост, путь ступенчатых камней или фонари из дерева и камня (а не металла). Просто помните, что каждый аспект сада Дзэн должен иметь смысл и что общий эффект должен быть гармоничным. Слишком много элементов отвлекут от безмятежности пространства. Цветы не распространены в садах Дзэн. Можно включить обрезку вечнозеленых кустарников, если вы хотите добавить какую-то растительную жизнь.

Песок или гравий?
Тонкий песок может быть трудно поддерживать ровным или волнистым , особенно в ветренную и дождливую погоду. Измельченный гранит, гравий или мелкая галька — лучше подойдет поэтому.. Используйте более темный песок или гравий в очень солнечном месте, чтобы он не создавал слишком много бликов. Уложите песок в волнистые линии или создайте рябь вокруг ваших камней. Углубления не должны быть значительными. Но другие элементы должны видеться «погружеными» в них.
Ваш сад Дзен потребует регулярного ухода. Это интересная часть, так как вы можете продолжать менять его. Просто продолжайте думать о чистых, плавных линиях и сбалансированных элементах, и вы не ошибетесь.

Ваш дзен садВаш дзен сад

Сад «Океан Пустоты» в храме Дайсэн-ин. Монастырский комплекс Дайтокудзи в Киото

Сад «Океан Пустоты» в храме Дайсэн-ин. Монастырский комплекс Дайтокудзи в Киото
Сад как бы полностью распахнут навстречу созерцающему человеку, его эмоциям и его сердцу, и отнюдь не менее содержателен, чем любой другой.
***

Сад храма Рёандзи в Киото в рассказе Ясуси Иноуэ «Сад камней». Так о нем пишет автор: «Собственно, это был не сад в истинном смысле слова, а просто небольшая площадка, покрытая белым песком, на котором лежало несколько камней. Но ощущение суровой простоты, необыкновенной чистоты этого сада пленяло души тех, кто пришёл им полюбоваться. Такие эпитеты, как «красивый» или «прекрасный», плохо отразили бы истинную суть Сада камней. Он представлял собой явление духового мира, более высокую эстетическую. Категорию».
***
Камни учили меня молчанию.
Камни учили меня терпению.
Камни учили меня спокойствию.
Камни учили меня созерцанию.

Камни учили меня бесконечности мироздания.
Настоятель дзенского монастыря.

Сад камней по дзену — история, философия и руководство по созданию

Краткая история: эволюция японского сада камней

V–VIII век. Чтобы понять эволюцию дзен-сада, нам сначала нужно взглянуть на пятый век, когда китайский даосизм начал накладывать отпечаток на японское искусство. Это древняя даосская вера в то, что где-то посередине океана есть три или пять островов, источников бессмертия. В японской литературе эта вера проявляется в виде сказки о рыбаке по имени Урашима Таро, который спасает жизнь морской черепахи, которая в свою очередь переносит его на один из островов бессмертных. Там рыбак женится на принцессе и сам становится бессмертным. Однако с течением времени он страдает от тоски по родине и решает вернуться в свою старую деревню. К сожалению, вскоре после того, как он ступает на знакомый берег, рыбак сразу же стареет и умирает.

Даосские бессмертные острова вдохновили не только фольклористов, но и создателей садов в Японии с пятого по восьмой век. Это влияние было настолько сильно, что слово «сад» в те дни было равно «шима», что означает «остров». В типичный японский сад этого периода обычно входит большой пруд, окруженный пышными деревьями. В середине пруда должен быть хотя бы один остров или просто большой горный камень, символизирующий землю неувядающей молодости и вечной жизни, как это было в рассказе об Урашима Таро.

Конец VIII–XII век. Столица Японии была перенесена в Хэйан-Кио (Киото) в 794 году, художники и садовники стали снижать свое внимание китайскому даосизму и посвятили свои усилия развитию искусства, которое показывало бы их собственную культуру. Сады были устроены таким образом, что изображали японские природные ландшафты, а буддизм стал доминирующей, вдохновляющей силой их творений. Хотя пруд и острова оставались неотъемлемой частью японских садов в этот период, все остальные элементы были отобраны и организованы гораздо более скрупулезно. Например, сооружения, окружающие сад, должны быть соединены друг с другом длинными крытыми галереями. Предпочтение отдавалось лиственным деревьям, чьи формы и цвета меняются от сезона к сезону. Даже птицы на деревьях и рыбе в пруду считались частями садовой композиции.

Этот стиль японского сада отражает суть буддизма, а также душевное ощущение от гражданских войн, которые бушевали по всей стране во второй половине этого периода. Непрерывно изменяющееся состояние сада повторяет буддийское учение об исчезновении нашего естества и бесконечном цикле смерти и возрождения. На психологическом уровне это показывает, что зловещие войны заставили людей понять, как неустойчива и мимолетна жизнь, насколько она красива, как и эфемерная краса природы: весенние цветы, которые живут лишь неделю, яркая листва, которая умрет под снежными шапками…

XIV–XVI века. Около конца XI века сухие скалистые ландшафты являлись частью японских садов. Профессиональные садоводы тогда назывались «ishitate-so», что означает «монахи, которые располагают камни». Но только в период Муромати сад камней достиг своей славы, наследие которой продолжается по сей день. Мусо Сосэки, великий монах Дзэн, считался отцом ландшафтного дизайна Дзэн. Именно он создал одни из самых старых садов и положил путь к популярности этой загадочной технике озеленения.

В то время как сады Хейан отражали превратности жизни, сады периода Муромати полностью отвергали переходные явления и бессмысленность материального мира. Садоводы в этот период создали дзен-сады в основном из камней и песка, чтобы показать истинную сущность жизни и природы. Иногда добавлялись небольшие вечнозеленые кустарники, но им никогда не доставалось центральное место в композиции.

Это не означает, что садоводы Муромати полностью отбросили традиции прудовых садов ранних дней Японии. Сады камней метафорически представляют собой водоемы. Монахи рисуют волнистые узоры на песке, чтобы имитировать волны. Все камни в саду также представляют собой классические элементы: острова, горы, деревья, мосты и даже животные. Мусо Сосэки прекрасно подвел эту идею мнимых компонентов в своей поэме Стихи о сухом пейзаже:

Без единой песчинки,

Горы возвышаются;

Без падения одной капли,

Потоки набирают силу.

Все сады Дзен, которые появляются после периода Муромати, продолжают эту традицию. По сей день в Японии и других странах продолжают появляться новые сады камней. Есть бесчисленные вариации, рожденные самобытным воображением и творчеством современных ландшафтных дизайнеров.

Философия, которая стоит за садом камней

Традиционно сады Дзен не предназначены для пикников или других развлекательных мероприятий. Это священное царство для монахов, где царит спокойствие. Итак, как может бесплодный сад иметь такое значение в практике этих священнослужителей?

В дзен-буддизме чтение Священных Писаний и чтение молитв считаются поверхностными действиями. Чтобы достичь просветления, нужно также медитировать и работать физически. В каменном саду дзенские монахи созерцают природу и ищут предельную свободу разума. Истинная цель сгребания песка заключается не в создании чего-то эстетически приятного, а в контроле собственной мысли. Другими словами, это вид медитации.

Природа Будды. Дзен — школа мысли или способ мышления. Основная деятельность последователей — не изучать его, а скорее учиться и восстанавливать свою «первоначальную природу», которую часто называют «природой Будды». Возделывая сад, монахи создают миниатюрный образ Вселенной в ее самой первой форме.

Реальность против манипуляции. В саду камней элементы представляют горы, деревья или животных. Песок символизирует простор воды или водопад, спускающийся с горы. Тем не менее, на самом деле, камни — это всего лишь камни, а песок — только песок. Это глубоким образом отражает то, как люди по обычаю манипулируют природой, приписывают значения окружающим нас вещам и в процессе этого обманывают себя, становясь одержимыми этими пустыми ценностями. Например, бриллианты — это то, что многие люди оценят очень высоко. Многие из них готовы заплатить высокую цену или даже взять долг, чтобы купить крошечный кусочек этого драгоценного камня. Во многих случаях это становится причиной зависти, жадности и поверхностного счастья. Но на самом деле, разве это не просто блестящий камень? Рассматривая простоту сада камней, можно научиться воспринимать истинную сущность природы и видеть вещи, освобожденными от суеты мирской.

Как сделать японский сад камней своими руками

Что понадобится:

• кирпичи, небольшие камни или низкие деревянные оградки для создания границ;

• брезент;

• камни;

• песок или гравий;

• грабли.

По желанию:

• мох;

• небольшая скамейка;

• небольшие кустарники;

• садовое освещение.

Внимательно осмотрите свой участок и решите, где вы именно на даче вы ходите создать сад камней своими руками.

1. Определите его размер и форму. Большинство каменных садов прямоугольные или квадратные, но нет ничего плохого в том, чтобы построить круг или произвольную форму. То же касается пространства. Маленький сад дзен может принести вам столько же спокойствия, сколько просторный. Поэтому их часто делают и на столах.

2. Удалите всю траву с площади, на которой вы хотите создать свой сад.

3. Выкопайте неглубокую траншею глубиной около 5-7 см вокруг границы.

4. Покройте область брезентом. Это предотвратит рост сорняков и высушивание песка.

5. Вверните края брезента в траншею.

6. Положите кирпичи или небольшие камни в траншею, чтобы закрепить брезент, а также создать границу для сада камней. Если не хотите использовать кирпичи или камни, вы можете построить низкий деревянный забор. Бамбук в этом случае является наиболее распространенным видом материала.

7. Рассыпьте песок или гравий (или смесь обоих) по всему брезенту. Постарайтесь сделать поверхность максимально гладкой и плотной. Если вы живете в очень ветреной местности или часты дожди, гравий подойдет лучше.

8. Расположите несколько камней в границах участка, затем разгребите песок, чтобы создать изображение волн или рябь.

9. Добавьте мох, кусты, скамью для медитации или немного освещения, если хотите.

10. Ваш сад камней завершен!

Настольный сад камней

По тому же принципу можно сделать настольный садик. Как основу лучше взять коробку или емкость с небольшими бортиками. На дно засыпать песок и выложить гальку или уникальные камни, которые остались у вас с путешествия. В качестве растений можно расположить парочку суккулентов. Имитировать волны вы сможете подручными средствами: детскими граблями или обратной стороной ручки, вилкой и прочим.

Заметки о Японии. Сады камней | Материнство

Японское садовое искусство — это не просто садовый дизайн и уход за растениями. Это целая философия, сложившаяся под влиянием идей дзен-буддизма. Каждое деревце, каждый камень выражают какую-то глубокую идею, далеко не всегда отраженную в путеводителях.

Нандзэндзи

Нандзэндзи — комплекс из нескольких храмов, крупный центр буддизма. Тут мы впервые встретились с садом камней. Но это не совсем сухой сад, тут камни соседствуют с деревьями. Если приглядеться, то в очертаниях камней можно угадать группу тигров с тигрятами, переплывающих реку.

Очень хороши росписи раздвижных перегородок. Это копии 2002 года, но очень хорошие, и они повторяют росписи императорских покоев.

Ещё одна достопримечательность Нандзэндзи — акведук в западном стиле, построенный в конце 19 века.

Рёандзи

Когда-то в подростковом возрасте я видела по советскому телевидению передачу про японский сад камней. Загадка сада в том, что с какой бы точки вы ни смотрели, всегда хотя бы один из 15 камней не будет виден. Наверное, это была талантливо сделанная передача, если я помню ее спустя столько лет.

И вот наконец мы в том самом саду Рёандзи. Пришли рано, пока мало народу, в надежде найти своё понимание философии сада. Но увы. Не пробрало. Совсем.

Сколько я ни сидела, пытаясь сосредоточиться и поймать свой «дзен», ничего не получилось. Обшарпанные стены, унылый прямоугольник, по краям современная плитка. Даже ощущения древности нет, не то что красоты. Видимо нам с мужем ближе пейзажные сады, чем минималистичные сухие.

Киото. Сад камней

Киото. Сад камней

Гравий в саду камней ежедневно разравнивают граблями. Бороздки наносятся строго в заданных направлениях, чтобы создать ощущение ряби на воде.

Киото. Сад камней

Наверное, непросто нанести эти бороздки настолько ровно и нигде не наследить.

Киото. Сад камней

Старинная гравюра изображает сад камней в древности. Похоже, раньше по нему разрешалось ходить. Сейчас посетители созерцают произведение садового искусства с деревянной террасы.

Киото. Сад камней

Незрячие посетители могут получить представление о саде камней с помощью этой сенсорной модели.

Киото. Сад камней

Деревья в монастыре гораздо выразительнее камней.

Киото. Сад камней

На территории монастыря находится еще и живописный пруд.

Киото. Сад камней

Сад Дайдсэнъин в Дайтокудзи

Мы посетили еще один сад камней, гораздо менее раскрученный, расположенный в одном из великого множества монастырей Киото. Этот монастырь называется Дайтокудзи, он совсем маленький, и людей там мало. Фотографировать не разрешают, поэтому привожу только страницу путеводителя.

Мы провели в Дайтокудзи немало времени. Каждая часть сада, каждый элемент в ней полон грубокого смысла.

Сад Дайдсэнъин воплощает разные этапы человеческой жизни, и когда следуешь по нему неторопливо, вдумчиво рассматривая и попутно читая толкование, то идеи создателей сада захватывают.

Больше всего мне понравились два символа — корова (или корабль), плывущая по течению жизни, и черепаха, тщетно пытающаяся плыть в обратном направлении, остановить годы, отсрочить старость. Это очень глубокие символы, и камни настолько выразительно их изображают, что трудно оторваться от созерцания и двинуться дальше.

Ниннадзи

Мы сомневались, стоит ли идти в храм Ниннадзи, но именно там оказался один из лучших, на наш взгляд, пейзажных садов Японии. После суровости сада камней Рёандзи это буквально бальзам на душу.

Киото. Сад камней

Киото. Сад камней

Постройки расположены в центре двора, в сады — вокруг. Посетитель движется по деревянной террасе, наблюдая с каждой точки все новые виды, каждый из который отточен до совершенства.

Киото. Сад камней

Монастырь Ниннадзи в Киото

Японский сад

Японский сад

Прогулка по такому саду умиротворяет. Никуда не хочется спешить. Здесь можно сидеть часами и просто смотреть, и это зрелище не надоест. Наверное именно это и есть тот самый дзен, который пытаются найти буддийские монахи. 

Японский сад

Японский сад

К тому же в Ниннадзи очень красивые росписи начала 20 века и высокая пятиярусная пагода.

Японский сад

Японский сад

Дата публикации 16.02.2019
Автор статьи: Анна Хрусталева

Сад камней по дзену — история, философия и руководство по созданию – Дачные дела

  • Блог
    • От наших читателей
    • Дзен блог

    Особенности выращивания колонновидных яблонь

    22.01.2020
    • 10 домашних цветов мужегонов и как они выглядят

      22.01.2020
    • Картошка фри без грамма масла за 10 минут!

      22.01.2020
    • Что такое спаржевая вигна?

      22.01.2020
  • Сад и огород
    • Овощи
      • Лук
      • Ангурия
      • Баклажаны
      • Картофель
      • Морковь
      • Салат
      • Перец
      • Брокколи
      • Томаты
      • Капуста
      • Репа
      • Кабачок
      • Ревень
      • Свекла
      • Огурцы
      • Пастернак
      • Скорцонера
      • Спаржа
      • Щавель
      • Редька
      • Редис
    • Фрукты
      • Абрикос
      • Айва
      • Ананас
      • Банан
      • Вишня
      • Гранат
      • Груша
      • Зизифус
      • Инжир
      • Киви
      • Лимон
      • Пепино
      • Персик
      • Слива
      • Хеномелис
      • Черешня
      • Яблоки
    • Плодово-ягодные растения
    • Полезные советы
      • Рассада
      • Полезные советы о фруктах
      • Полезные советы об овощах

    Как выбрать полипропиленовый мешок

    20.01.2020
    • Гибриды семян подсолнечника

      16.01.2020
    • Правила выращивания черешни: советы дачнику

      28.10.2019
    • Редкие семена томатов.

      22.09.2019
  • Цветы и растения
    • Пряности
    • Комнатные растения
    • Деревья и кустарники
    • Лекарственные растения
    • Многолетники
    • Однолетники
  • Дачный мастер
    • Сделай своими руками
    • Ландшафт
  • Животноводство

Сады Дзен — часть японской культуры

Сад камней или сад Дзен — это один из самых узнаваемых элементов японской культуры. Сооружение из камней и песка предназначено для медитаций и поиска смысла жизни. Японское название — «‎карэсансуй»‎, что переводится как «‎сухой пейзаж»‎.

Сегодня сады Дзен встречаются не только в исторических местах и храмах Японии, но и в частных домах. Они могут быть и совсем крошечными, но размер не влияет на их предназначение, и даже небольшие сооружения помогают расслабиться и уйти от суеты.

Японские сады камней появились в результате распространения дзен-буддизма. Школа Дзен пришла в Японию и Китай в XII веке и стала довольно популярной среди самураев и военачальников, которые восхищались принципами сосредоточенности и самодисциплины.

В XIV и XV веках, в период Муромати, который совпал с эпохой Ренессанса, в дзенских храмах монахи стали проектировать сады, которые имели эзотерическое значение. В Киото, до сих пор сохранились одни из самых невероятных каменных садов в мире.

Для создания подобного сооружения водные объекты засыпались песком, а на ровной поверхности хаотично располагали группы неотесанных камней. На самом деле композиция подчиняется определенным правилам, исходящим из мировоззренческих концепций дзен-буддизма. Песку придавали форму волн, потому что поверхность считается символом океана.

Белый песок также служит не только водой, но и негативным пространством, которое является главным элементом художественной композиции. Камни часто располагаются в группах по три, и они обозначают элементы типичного ландшафта — острова, горы, деревья и животных.

Дерево, как правило, не используется, так как он символизирует жизнь, а философия сада Дзен больше относится к смерти.

Кажущаяся, на первый взгляд, простота композиции порождает сложные мысли и идеи во время медитации. Она подчеркивает тягу японцев к наслаждению природой, размышлению и уединению. Согласно буддизму, очень важно уметь замечать что-то прекрасное в обыденных и простых вещах, созерцать и вдохновляться. Камни заставляют человека видеть ассоциативные образы, и каждый интерпретирует их по-своему.

В городе Киото расположен один из самых известных и удивительных садов под названием Рёандзи — «Храм Покоящегося Дракона». Он был создан в 1450 году и стал пристанищем буддийских монахов. До нашего времени из первоначальных деталей сохранились только камни, т.к. частые пожары в XVIII веке почти полностью разрушили это место.

Сад камней Япония: Главное свойство японского сада камней

Сад камней Япония или карэсансуй (что дословно означает сухой пейзаж) появился еще в период Муромати (1336 — 1573), и до сих пор является предметом эстетического и культурного наследия Японии. В те времена считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие чего камень стал символизировать нечто священное, божественное. Именно для того, чтобы приблизиться к богам, в Японии появилась такая традиция, как украшение сада камнями. В дальнейшем сады камней стали местом для медитаций буддийских монахов.

Предназначение сада камней

Для европейцев, сад камней является чем-то загадочным и фантастическим, но однозначно несущим в себе какой-то смысл. Так и есть, ведь такие сады принято также называть «философскими». Обычно, сады камней создавались исключительно для созерцания, чтобы, оказавшись в уединение, человек мог постигнуть тайный смысл этого архитектурного сооружения, а также отстраниться от мирской суеты. Камни, застывшие в особой картине, заставляют человека видеть ассоциативные образы, которые каждый понимает по-своему. Это полностью олицетворяет учение Дзен о том, что мир именно такой, каким мы его воспринимаем. Минимализм и простота Японского сада порождают ощущение гармонии, что вызывает у ценителей настоящее эстетическое наслаждение. Главное свойство японского сада камней — это невозможность постичь бога и мир, эта концепция заложена в основе сада так же, как и в дзен-буддизме.

Устройство сада камней

Хаотичное, по первому впечатлению, расположение камней и окружающая их пустота, на самом деле строго подчиняются определенным законам:

  • Камни в саду должны находиться в отношении какой-либо точки наблюдения в зависимости от времени дня, которые вы собираетесь в нем проводить. Идеальной считается точка наблюдения с северной стороны, чтобы на своем пике солнце не ослепляло.
  • В саду камней не должно быть полностью заполнено все свободное пространство, должно соблюдаться равновесие открытых и заполненных участков.
  • Должна соблюдаться асимметрия, тесть не следует размещать в саду предметы одинакового размера или параллельно.
  • В основе японского сада лежит семиугольная геометрическая сеть линий, относительно которой камни располагают на точках их пересечения.
  • Все основное пространство должно быть засыпано галькой или песком, на которых в последующем граблями вычерчивают линии, символизирующие водную рябь.

Камни в японском саду

Дерево в саду камней, как правило, не используется, так как суть этого сада больше приближена к смерти, а дерево является символом жизни, поэтому основным элементом в строительстве сада всегда был и остается камень.

Все камни подбираются по размеру, цвету и форме и расставляются не отдельно, а как бы дополняют друг друга и органично вписываются в ландшафт. Так как в Японии много вулканов, для обустройства сада обычно применяют камни вулканического типа. Правильно разместить камни на территории сада может только специалист, так как укладка камня зависит от очень многих характеристик. Также различают пять видов камней:

  • Лежачий
  • Плоский
  • Изогнутый
  • Статуя
  • Низкая вертикаль

Обычно для расстановки используется нечетное число камней, но иногда в композиции могут лежать и 2 камня. Вообще, число камней не ограничено какими-либо строгими правилами, их может быть сколько угодно, но, как правило, их ставят группами не более чем из двух или трех штук.
Некоторые Японцы, а в последнее время и европейцы, создают на территории своего дома мини сад камней, но это несет скорее декоративный характер, нежели символический.

Сад камней видео

Город в Японии с садом камней

В Киото находится самый известный и наиболее часто посещаемый туристами сад камней, расположенный в храме Рёандзи (Храм Покоящегося Дракона). Он был построен в 1450 году и стал пристанищем буддийских монахов. В 18 веке многие сооружения храма были уничтожены частыми пожарами. Камни в саду являются единственными объектами, сохранившимися без изменений до нашего времени. Автором и создателем этого сада является знаменитый мастер Соами. Вся территория сада засыпана гравием белого цвета, а на небольших островках изо мха расположены 15 камней разбитые на 5 групп.

Сад камней Япония Реандзи знаменит своей главной загадкой, по которой с какой бы стороны ты не смотрел на сооружение, взору всегда будет представать 14 камней, а пятнадцатый камень всегда исчезает с поля зрения.

Похожие записи:

Японский сад камней: пятнадцатый камень сада Рёандзи

Японский сад камней — вот он сад храма Рёандзи в Киото!

Согласитесь, что Япония не всегда была так известна и популярна в нашей стране, как сейчас. В период СССР человеком, который рассказывал о культуре и обычаях Японии был известный телевизионный обозреватель, востоковед, человек, проживший в Японии 8 лет — Владимир Цветов. Именно он был первым человеком, благодаря которому я узнала, что есть удивительная страна Япония и благодаря ему я знала, что существует пятнадцатый камень сада Реандзи. Уже позже я прочитала его одноименную книгу. Она и сейчас у меня перед глазами уже немного потрепанная, издания 1987 года. Недавно перечитав её, меня немного «напрягло», что она очень политизирована и пронизана неприятием к капитализму и казалось бы вечные ценности, такие как культура, тоже рассматриваются через призму негативности к капитализму. Но если не замечать однополярности суждений и видеть то, что и есть японская жизнь, то получается ценный исторический материал.

Пятнадцатый камень сада Реандзи

Владимир Цветов так писал о своём посещении сада камней в Японии:

«Сад камней», «Философский сад», «Сад Рёандзи»… Десятки имён у главной достопримечательности японского города Киото и, вероятно, самой большой его ценности, и десятки толкований сути, какую вложил столетия назад мудрый монах Соами в пятнадцать чёрных необработанных и разных по величине камней, разбросанных по белому песку.

Я сказал «пятнадцать камней», потому что столько указано в путеводителе. На самом деле замечаешь лишь четырнадцать. Пятнадцатого камня перед глазами нет. Его загораживают соседние. Делаешь шаг по деревянной галерее… — и снова четырнадцать камней. Пятнадцатый — тот, что до сих пор прятался, теперь оказался в их числе, а исчез другой камень. Ещё шаг по галерее, и гениально спланированный хаос предстаёт опять в иной композиции, состоящей из всё тех же пятнадцати камней, из которых один — невидим.

И вот я в этом знаменитом саду камней!

То, что когда-то рисовалось перед глазами я вижу воочию. Прошло уже время и чувство, которое я испытала сидя на веранде храма Рёан-дзи я сейчас описать не могу. Но до сих пор помню, что это было необъяснимое спокойствие и отрешенность. Рядом так же сидели люди, но все вели себя очень тихо глядя на камни и гравий, каждый думал о своём. Через какое-то время всё же вопросы, ради которых приходят туристы  в японский сад камней, стали обсуждаться. Как же увидеть этот загадочный пятнадцатый камень и есть ли он здесь?

Да в саду пятнадцать камней. Они расположены в пять групп, в самой большой группе 5 камней, в двух других по 3 камня и ещё в двух группах камней по два.

Сначала мы пересчитали все камни с того места, где первоначально расположились, предполагая за какой горкой спрятался невидимый пятнадцатый камень сада Реандзи. Затем встали и прошлись по всей деревянной галереи , рассматривая каждую группу камней с новой позиции.

Сад камней фото

сад камней фото

Если уж быть честным, то туристы приходят в японский сад камней Рёан-дзи не просветление получить и возвысившись над суетой увидеть все пятнадцать камней, да и для медитации время выбирается другое. Надо быть хотя бы монахом, чтобы рано утром сесть перед камнями и раствориться, созерцая картину.

японский сад камней

Эта композиция олицетворяет тигра. А что видите вы?

Поэтому наша цель была увидеть и запечатлеть. Насколько интересны такие сады европейскому человеку?  С целью знакомства с традициями школы дзен-буддизма,  да, интересны. Но получить истинное удовольствие может только подготовленный человек.

Сад из камня не предполагает визуального эстетического удовольствия, хотя и это имеет место быть. Недаром одно из его названий — это Философский сад. Это место, где можно созерцая созданную неизвестным мастером картину из камней и гравия, отпустить течение мысли, не контролировать себя, без слов, без желания сформулировать мысль просто сидеть и смотреть, а огромная безмолвная пустота обволакивая тебя сама создаёт образы.

Буддизм — это религия Востока, но благодаря японскому философу и известному буддологу Дайсэцу Судзуки в 60-х годах XIX века буддизм начал быстро распространяться по всему миру.   Дайсэцу Судзуки предложил западному читателю свою концепцию дзен-буддизма В своих  работах он стремился к сближению западной и восточной философии и психологии. На фоне бума увлечения восточной философией возник  интерес западного человека к  первоисточникам.

Считается, что известность и популярность японский сад камней храма Рёан-дзи получил после визита английской королевы Елизаветы II в Японию в 1975 году. До её посещения бóльшей популярностью, чем сад камней, пользовалось тысячелетнее озеро, расположенное на территории храма, с цветами лотоса, обрамленное по берегам деревьями сакуры и клёна. Визит Елизаветы  II в храм покоящегося дракона сделал известным  и популярным сад камней храма Рёан-дзи.

Храм Рёандзи

Реандзи  небольшой храм, на его посещение потребуется не больше часа. Это буддийский храм, его название означает «храм покоящегося/миролюбивого дракона». Рисунки дракона украшают главный павильон храма.

сад камней фотосад камней фото

На территории сегодняшнего храмового комплекса, в XI был построен первый храм  с расположившимся неподалёку красивым прудом, который существует до сих пор. В 1450 году  Хосокава Кацумото выкупил поместье и построил там свою резиденцию, впоследствии ставшей храмом школы дзен-буддизма. Возникновение буддийского храма Реандзи связано с именем буддийского монаха Гитен Генсё.

Рёан-дзи с момента своего основания сразу стал известным храмом школы дзен.   Говорят, что это был великий храм, который имел  21 сооружение на своей территории. Но в период гражданской войны он был разрушен. Вскоре после войны в 1499 году храм был восстановлен и перестроен сыном Кацумото — Масаюки Хосокава. В настоящее время на территории комплекса имеется три здания. Покровителями храма были такие известные государственные и военные деятели того времени как Тоётоми Хидэёси  и Токугава Иэясу (о моём посещение храмового комплекса, в котором покоится Токугава Иэясу, могущественный сёгун Японии, можно почитать здесь)

Главное здание храма — зал медитации (ходжо), устланный татами, раздвижными дверями и маленьким буддийским алтарем. Он выходит на веранду, выходящую на сад камней.

сад камней фото

сад камней фото

На территории храма есть жилые помещения, кури, высотой 22 метра, это один из самых высоких храмов Японии, высота храма свидетельствует о высоком статусе Рёан-дзи.

Так же в храме есть мавзолей для усопших императоров Японии. Мавзолей известен как «Семь императорских гробниц», он долгое время был в запустении  и реконструирован в период Мэйдзи, после свержения правления сёгуната и восстановления имперского правления.

На территории храма расположено красивое озеро и сад. Как уже говорилось выше, что эти природные памятники сохранились с XI века. Озеро очень красиво, так как часть его застлана лотосами, а в весенее время здесь необычайно красиво цветет сакура. Осенью же кленовые листья своим ярко красным цветом радуют посетителей парка.  К центру озера на островок есть дорожка, желающие могут преподнести дары богине Бэндзайтэн. Помимо того, что она богиня удачи, любви, мудрости и искусства, она ещё и богиня воды. Она одна из любимых ками (божеств) японского народа в списки семи богов счастья Японии.

А пруд очень любят японцы потому что здесь живут мандариновые утки и храм часто называют как храм мандариновой утки/ Oshidori-ike.

Сад камней Реандзи, история создания

История создания сада камней в храме Рёандзи не однозначная. Когда Владимир Цветов писал свою книгу, он написал, что создателем сада считался Соами, японский художник-пейзажист, дата рождения неизвестна,  умер в 1525. Но на протяжении веков, помимо Соами, рассматривалось много версий и авторство доподлинно не установлено.

Как варианты предлагаются следующие лица: Хосокава Кацумото (государственный и военный деятель, 1442—1473) — создатель храма Рёан-дзи, ещё называют имя его сына Хосокава Масамото и дату создания сада — 1488, некоторые авторы считают, что сад был создан гораздо позже и разбег дат определяется от первой половины XVI века до 1680 года. Существует версия, что сад не был создан монахами, а построен профессиональными садоводами —  каварамоно (переводится как работники берега реки, низший  социальный класс в период Камакура и Муромати).

Как бы то ни было, сад камней создан и производит спустя столько столетий всё тот же эффект: растворение в пространстве, покой и умиротворение. А может быть наоборот море вопросов, что есть сад камней? Модель мира?, основа мироздания?, понимание, что в мире всё не так, как мы видим и что истина находится где-то за 15 камнем? Конечно же это просто вопросы, не имеющие никакого отношения к школе дзен. Да, есть общеизвестная трактовка идеи сада, что «только достигнув просветления можно увидеть все 15 камней». Но есть и другое мнение, что камни, расположенные в саду ничего не означают и были просто расположены так, как мы видим сейчас. А всё остальное это игры воображения и выдумки.

японский сад камней

И всё же мне ближе вариант, что постичь суть каменного хаоса, сотворенного человеческим разумом, возможно лишь очистившись от привычных стереотипов, предвзятости и высокомерной уверенности, что нет вопросов, на которые ещё не найден ответ.

Японский сад камней

Сад камней на японском языке звучит как  карэсансуй  枯れ山水 и означает «сухие горы и воды».

Сад представляет собой прямоугольник 30 метров с востока на запад и 10 метров с юга на север. По поверхности на разном расстоянии расположены пять групп камней. Обычных необработанных камней разной величины. Вся растительность «сада» представляет собой мох, обрамляющий камни. Весь прямоугольник засыпан мелким белым гравием, который аккуратно «расчёсывается» монахами каждый день. Гравий символизирует собой воду, а камни — горный ручей.

В стиле храма Рёан   простота просматривается во всём, поэтому в композициях используются простые однотонные цвета, в основном белый и черный. Ему (стилю) присуща японское мировоззрение ваби-саби: идея о том, что простота и несовершенство представляет собой истинную красоту. Помещения храма, сад камней является тому подтверждением.

Три стороны сада камней окружены невысокой глиняной стеной, за которой растут деревья.

сад камней фото

Осматривать сад камней Реандзи можно только, находясь на деревянной галереи со стороны монастыря. И как известно с этой стороны всегда остаётся невидимым 15 камень. На одном из японских блогов прочитала, что «есть только одно место (немного западнее центра), с которого можно увидеть все 15 камней». Достоверность информации не проверяла, возможно это и так, но тогда как же вся философия сада?

Существует несколько теорий о том, что представляет собой этот, казалось бы, простой сад:

  1. некоторые люди представляют себе горы, поднимающиеся над облаками.
  2. Другие воображают острова в море.
  3. Одна увлекательная теория утверждает, что каждая из пяти групп пород имеет особое значение:
  • самая восточная группа, начиная с главного зала поклонения, представляет Будду и означает «совершенство».
  •  Следующая группа, видимая справа, — кит и означает «самый большой».
  •  Центральная группа — тигр и означает «сильнейший».
  • Следующая группа — черепаха и означает «долговечность».
  • И последняя группа — водяная птица и означает «всемогущий», потому что
    такие птицы могут жить как на суше, так и на воде.

Тем не менее, вам решать, что  представляют собой камни в Рёандзи. Если есть возможность обязательно посетите сад в будний день по утру, чтобы была возможность получить удовольствие от созерцания сада камней.

сад камней фото

эта композиция предположительно олицетворяет Будду

А это тигр, черепаха и птица.

японский сад камней

Цукубай

Далее обойдя храм по деревянной дорожке (кстати обувь свою мы оставили прежде чем зайти) глаз с монотонной картины гравия и камней переключается на бурную растительность сада. И самое интересное с этой стороны — Цукубай — уникальный каменный умывальник, пожертвованный Тоётоми Хидэёси. Есть и другие варианты, происхождения цукубая — его пожертвовал храму  знаменитый Токугава Мицукуни (1628—1700), глава самурайского клана Мито, потомок сёгуна Токугава Иэясу.

Цукубай это небольшой каменный бассейн, в котором омывают руки перед чайной церемонией. Само его название 蹲い  переводится как склоняться, сидеть на корточках.

сад камней фото

Цукубай важная часть храма, на нём высечены четыре иероглифа, которые выражают суть учения дзен, 吾, 唯, 足, 知 . Каждый из знаков сам по себе не полный без знака 口, который является составляющей частью каждого из перечисленных кандзи. Центральное отверстие цукубая в форме квадрата обеспечивает этот знак. Надпись на цукубае гласит «Я научился быть довольным» или с учетом буддийских учений можно перевести как “Каждый уже имеет все, в чем нуждается”.

Человек, который научился быть довольным тем, что имеет — духовно богат и наоборот тот, кто не учится быть довольным, духовно беден несмотря на материальные богатства.  Начертанное на цукубае заставляет задуматься  о жизни, о своих целях. Нужно ли и дальше стремиться к достижению задуманного, невзирая ни на что. Или надо учиться другому восприятию мира и своего места в нём? Фраза начертанная на стенках цукубая заставляет задуматься и взглянуть в глубь себя.

Дзэн – это религия, исповедуя которую, говорят: “Я знаю лишь необходимое”.

сад камней фото

И с этой стороны сада сидели посетители созерцая окружающее и впитывая энергетику храма. Хотя нет, они, наверное, поклоняются другому богу — айфону.

сад камней фото

Иногда думаешь, почему я не буддийский монах? Для чего мы постоянно мчимся вперед, не осознавая происходящее. Не ценим (вернее не успеваем или не задумываемся) то, что с нами происходит в настоящий момент. Возможно если чаще останавливаться, думая о том, «что я доволен тем, что имею» жизнь будет не такой скоротечной?

японский сад камней

Пробыв в храме Рёан-дзи не больше часа, окунувшись в философию дзен буддизма, испытав на себе магнетизм сада камней Рёан-дзи и Цукубая, мы двинулись дальше, навстречу новым приключениям.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *