Виды икон и их классификация
На протяжении тысячелетий икона сопровождала верующего человека на его жизненном пути. Сегодня некоторые иконы признаются уникальным культурным объектом. Но при этом абсолютно любой святой образ, независимо от вида и техники исполнения, глубоко почитаем религиозными людьми.
В доме христианина иконе обычно отводится особое место — молитвенный уголок, который обычно именуется «красный угол». Сегодня иконы можно расположить на красивых резных полках, в киоте или в иконостасе.
Подробнее о том, как и где расположить иконы в доме мы писали здесь.
Что касается самих икон, то их существует огромное количество. Причем каждую можно классифицировать по тем или иным признакам и причислить к определенному виду.
По технике исполнения:
Различают: вышитые, резные, литые, типографские или печатные, живописные и сводчатые.
Живописные, в свою очередь, могут быть мозаическими, выполненными в технике масляной живописи, энкаустическими, темперными и т.п.
Резные – создаются из массива дерева при помощи специальных станков, вырезающих объемное 3д изображение. Могут быть расписанными (как на фото выше).
Типографские – печатаются на бумаге.
Сводчатый алтарь представляет собой складную икону. Это несколько досок, покрытых живописным изображением, которые скреплены шарнирами.
У каждого вида есть свои преимущества и недостатки.
Еще больше информации о разных видах икон и их хранении смотрите в статье: Как изготавливают иконы? Методы и материалы.
По месту нахождения:
По расположению иконы бывают домашними, путными, храмовыми и нательными.
- Домовые (или домашние) — это группа, к которой принадлежат образы, хранящиеся в доме. Это могут быть венчальные, именные, семейные, мерные, праздничные иконы. Подробнее о них будет рассказано ниже.
- Нательные – миниатюрного размера, носятся вместо крестика на цепочке.
- Путные (или дорожные) — сопровождают и оберегают человека в дороге. На самом деле это очень древняя традиция — упоминания о путевых иконах встречаются еще в святых писаниях. Путешественникам помогают иконы Святого Николая, Андрея Первозванного, а также любые другие иконы. На нашем сайте есть дорожные иконы небольшого формата, которые вы всегда можете взять с собой.
- Храмовые иконы входят в церковное убранство. В зависимости от того, где они расположены, разделяются на: иконостасные, заамвонные и т.д.
Существуют также выносные иконы, которые обычно берут с собой в Крестный ход.
По размеру:
Размер икон отличается не случайно. В старину зачастую пользовались пропорциональным рядом, в котором было 12 размеров. Исключением оставались иконы в иконостасе храма. Их размер мог зависеть от архитектурного пространства церкви. Старые лики все сделаны согласно 12-размерному ряду.
Сегодня доступно изготовление икон в любом размере! На нашем сайте представлены как большие, так и малые варианты.
По значению:
Святые образа подразделяют на венчальные, семейные, именные, мерные и праздничные.
- Венчальными благословляют молодоженов в обряде Венчания. Как правило, это лики Богородицы и Сына Божьего Иисуса Христа. Венчальная пара икон дарится обычно родителями или переходит из поколения в поколение.
- Семейные иконы являются изображением небесных покровителей каждого члена семьи на одном образе: тезоименитые Святые супругов, детей, родителей, прародителей. В центре семейной иконы может изображаться Ангел-хранитель всего рода. Сверху, над семьей также помещают благословляющего Иисуса Христа, Святую Троицу, Богородицу.
- Именные иконы являют собой образ Святого, именем которого назван человек при Крещении или особенно почитаемого семьей Святого с таким же именем. Этот образ является символом связи человека и Бога. Такая икона несет в себе особый смысл для владельца.
- Мерные иконы схожи с именными, но их дарят на рождение в семье ребенка. Высота мерной иконы должна точно соответствовать росту младенца. Этот образ, как и крест нательный — это личная святыня верующего человека. На нем изображается лик Святого покровителя с таким же именем, как и у ребенка. Это очень ценный подарок с глубоким смыслом, который будет оберегать, хранить владельца всю его жизнь.
- Праздничные иконы представляют собой изображения Святых праздников и важнейших событий в истории христианства. Количество главных церковных праздников православия — двенадцать, поэтому часто такие иконы называют двунадесятыми. Эти иконы являются посвящением для Спасителя Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.
Купить эти и другие иконы из дерева вы можете на нашем сайте в интернет-магазине. Гарантированы высокое качество и безупречное исполнение. Доступно создание любого образа по вашим размерам и в соответствии с вашими пожеланиями. Звоните!
Заказать икону канонического письма. Московская школа иконописи. Заказ икон ручной работы
В этом разделе вы можете ознакомиться с нашими работами в иконописном стиле.
Мы создали множество работ в разных направлениях иконописи. Показать все не представляется возможным, ниже представлены лишь некоторые из них.
ИНФОРМАЦИЯ О РАЗДЕЛЕ ⇡
Русский православный мир богат множеством иконописных образов, каждый из которых помогает человеку в определенных жизненных ситуациях. В зависимости от жизненной ситуации человек возносит молитву перед определенной иконой. Поэтому на вопрос — сколько икон должно быть в доме, однозначного ответа, конечно же, нет. Так на что же следует опираться православному человеку, который хочет приобрести иконы на заказ, чтобы ощущать присутствие Господа в своем доме? Какую же заказать икону еще, помимо обязательных Икон Спасителя и Божьей Матери, а может, следует выбрать сразу несколько образов, тем более, что заказ икон в комплекте будет значительно дешевле?
Сейчас возрождается великая русская традиция, связанная с обретением главной семейной реликвии, передающейся по наследству. И сегодня во многих семьях бережно хранятся семейные иконы, переданные в наследство от старших поколений. Людям, не имеющим пока семейной иконы, стоит ее приобрести, ведь именно она укрепляет семью и является ее главной духовной защитой.
Помимо семейной, есть еще несколько икон, приобретение которых связано с самыми главными событиями в жизни семьи — рождением ребенка и вступлением в брак. Это мерные, именныe и венчальные, которые помогают человеку и оберегают его в течение всей жизни.
Заказать икону художнику или купить ее в храме обычно стоит дорого, все зависит от квалификации мастера и его уровня. Мы же делаем заказ икон доступным для наших покупателей, предлагаем скидки постоянным клиентам.
В этом разделе мы создали фото-галерею лучших работ, созданных нашими мастерами, чтобы дать Вам возможность рассмотреть их поближе, найти икону по стилю письма и вариантам исполнения и сделать заказ икон. Мы уверены, что у нас вы сможете найти икону, которую, быть может, ищете уже долгое время, а мы постараемся Вам помочь в этом. Обратившись к нам по телефону, либо через форму на сайте, и озвучив свои пожелания, наши мастера подберут Вам необходимый образ, предложат варианты исполнения. Сроки выполнения иконы на заказ зависят от объема работ, и как правило составляют от 10 до 15 дней (стандартные размеры доски) и до 1 месяца (индивидуальный размер). В некоторых случаях мы готовы пойти на встречу и выполнить заказ быстрее (с сохранением качества работы).
Все иконные доски и киоты изготовлены в нашей мастерской и имеют пожизненную гарантию, при должном хранении.
Также мы принимаем заказы на изготовление мелких партий икон (от 10 штук) с предоставлением соответствующих скидок. Готовы рассмотреть ваши варианты сотрудничества.
КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ РАЗМЕРЫ У ИКОНЫ? ⇡
Размер иконы выбирается, как правило, исходя из размеров помещения в котором будет находится икона. Размеры 18х24 см., 24х30 см. и 30х40 см. являются для нас базовыми, доски имеются в наличии. Возможны большие размеры. Если вы выбрали для себя размер, отличающийся от наших стандартов — мы выполним доску по индивидуальному проекту. Срок выполнения такой работы согласовывается отдельно по каждому проекту.
МАТЕРИАЛЫ И ОТДЕЛКА ИКОНЫ ⇡
Иконы этого стиля выполняются темперными красками. Мы предлагаем различные виды отделки иконы. Самый распространенный из них — золочение сусальным золотом. Мы работаем исключительно с высококачественными поставщиками и никогда не применяем суррогатных заменителей, например поталь. Возможно использование как желтого, так и белого золота (проба — 960). Также возможна частичная позолота (например — только нимба).
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ⇢
Стандартные размеры икон. Названия икон с фото
Иконы занимали большое место в жизни наших предков. Иконы были не только частью храмового убранства, но и обязательной принадлежностью каждого жилого дома, от княжеских палат до крестьянской избы. Иных настенных украшений вплоть до конца 17 века старинное русское благочестие не допускало. По числу икон и по качеству их живописного исполнения судили о степени достатка хозяина дома. Иконы ставили в несколько рядов в переднем углу покоя. В убранстве дома этот угол играл первостепенную роль, недаром его называли «красный кут» — красивый угол.
Богатые хозяева украшали иконы золотыми и серебряными окладами и драгоценными камнями. Обладатели высокохудожественных по исполнению икон чрезвычайно ими дорожили. Их упоминали в духовных грамотах (завещаниях), их дарили в дни ангела особо почитаемым лицам, дарили в монастыри как вклад по близким. И в наше время иконы занимают важное место в жизни православного сообщества. Без нее невозможно представить православный храм и богослужение, дом православного христианина. Далее подробнее рассмотрим виды современных икон которые можно купить или заказать в иконных лавках и мастерских.
Существуют несколько подходов к классификаций видов икон.
По композиции сюжета — оплечная, поясная, ростовая, сюжетная.
По способу изготовления — печатная икона, рукописная икона , резная икона.
Рукописные иконы в свою очередь делятся по стилю художественного исполнения — иконы в византийском/древнерусском стиле, иконы в стиле московской/палехской/ярославской школ 17-19 веков, в греческом стиле, в академическом стиле.
По местонахождению — храмовые иконы и домовые иконы. В группу
Именная икона — пишется для конкретного человека или семьи. На иконе изображается святой, именем которого человек называется при крещении, или же святой, который особенно почитается в данной семье. Как правило святой на иконе изображается по грудь или по пояс.
Семейная икона изображает тезоименитых святых членов семьи. Если икона пишется для молодоженов, то на ней обычно изображаются двое святых: покровители мужа и жены.
На иконе может быть изображено множество святых: святые покровители детей, супругов, их родителей, в том числе и ушедших из жизни. Наверху иконы может быть написан образ Спасителя или особо почитаемый образ Пресвятой Богородицы. Так же на такой иконе может быть Ангел-Хранитель семейного рода, он изображается в центре, посреди семейных святых.
Венчальные иконы (венчальная пара) — композиция двух православных икон: Спасителя и Пресвятой Богородицы, которая принимает участие в таинстве венчания и в последующем остается у молодых. Как правило, такие иконы родители дарят своим детям перед обрядом, благословляя их союз.
Мерная икона (княжеская, родимая) пишется ко дню крещения ребенка. Икона по высоте соответствует росту («мере») новорожденного и изображает в рост тезоименного ему святого.
К группе храмовых икон относят иконы принадлежащие церковным общинам и монастырям, находящиеся в храмах и иных церковных зданиях. Храмовые иконы подразделяют на аналойные, иконостасные, киотные. Количество икон в храме в зависимости от его размера может быть от нескольких десятков до нескольких тысяч.
Аналойная икона имеет небольшие размеры (27х31 см, 30х36 см) и преднозначенна для возложения в храме на небольшой высокий столик с наклонным верхом (аналой), стоящий посреди храма перед иконостасом. Сюжетно аналойная икона связана с определенным событием из Евангелия или же святым, празднование которго совершается в данный день. Входящие в храм православные традиционно поклоняются и целуют икону лежащую на аналое. От этого пошло второе название — «целовальная». В храмах храниться большое количество аналойных икон соответствующих Господским и Богородичным праздникам, событиям страстного и патидесятничного циклов, особенно чтимым святым.
Иконостасная икона распологается в преграде (иконостасе) отделяющей алтарь от остального пространства храма. Сюжеты и порядок размещения икон в иконостасе имеют сложившиеся традиции. Наиболее распространенный состав иконостаса следующи
Как писали иконы на Руси. На чем писали иконы
Писали иконы чаще всего на досках: использовали липу, на Севере — лиственницу и ель, в Пскове — сосну. Вообще выбор древесины для изготовления икон был обусловлен местными традициями и тем, какие породы деревьев были распространены в данной конкретной местности.
Дорогие иконы старались писать на кипарисе: это дерево дольше сохраняется, не впитывает влагу (кстати, традиционно на кипарисовых досках писались иконы в Византии).
Это только на первый взгляд кажется, что для создания иконы подойдет любая доска.
На самом деле даже выбор материала для будущих икон был строго регламентирован.
Изготовлением досок для икон занимались, как правило, древоделы. Процесс этот был длительным и трудоемким. Доску вытесывали из бревна, выбирая самый крепкий слой ствола — внутренний. Кроме того, дерево должно было быть сухим и выдержанным.
Для маленьких икон могла использоваться одна доска. Для икон большого размера соединялось несколько досок — их склеивали между собой специальным столярным клеем. Для того чтобы на доске держался грунт, лицевая сторона заготовки отстругивалась зубчатым рубанком. С тыльной стороны доска также остругивались, а чтобы избежать коробления доски в будущем, в неё врезались шпонки.
На лицевой стороне доски обычно делалась неглубокая выемка — ковчег, ограниченный по краям доски незначительно возвышающимися над ним полями.
В иконе все символично: ковчег здесь являет собой образ спасения, как ковчег Завета.
Возвышающиеся края доски над ковчегом – это поле,
а скос между полем и ковчегом называется лузга.
Характер крепления, глубина ковчега и ширина полей нередко позволяют определить время и место изготовления иконной доски. Поля древних икон ХI-ХII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. Более поздние иконы имеют узкие поля, а с XIV века иконы иногда писались на досках без полей.
На доску наклеивали холст — паволоку, а на паволоку наносили сделанный из мела и рыбьего (чаще осетрового) клея грунт — левкас. После просушки доски левкас шлифовался до такой степени, что поверхность будущей иконы становилась похожей на гладкую кость.
Прежде чем начать писать икону, доску для нее надо тщательно подготовить.
Итак, доска для будущей иконы готова. А дальше начиналось самое интересное.
Иконография образа Пресвятой Богородицы. | Журнал Ярмарки Мастеров
Иконография образа Пресвятой Богородицы.
Лекция, или реферат, или доклад об иконографии образа Пресвятой Богородицы.
Букв много… Но и тема обширная. Дабы, не блуждать по просторам интернета, под рукой всегда информация и шпаргалка…
Главное в этой статье не обилие сведений, а содержание, наполненное богословским смыслом.
Многочисленные сведения по иконографии образа Пресвятой Богородицы, имеющиеся в различных источниках, не просто добросовестно пересказаны, а творчески осмыслены. Так, при перечислении типов изображения Пресвятой Богородицы, каждый раз обращался к иконам Божией Матери, находящихся в приделах и пространстве интернет источников. Ппри рассмотрении конкретных икон, обращаю внимание не только на атрибуты одежды Пресвятой Богородицы и Ее Божественного сына, но и пытаюсь раскрыть смысл иконы с догматической точки зрения…
Первые христиане, уверовавшие во Христа и принявшие учение Его, вместе с тем научились любить и почитать Пречистую Его Матерь, на которую Он Сам указал как на Заступницу и Покровительницу, когда, будучи на кресте, отдал Ей в наследие весь род христианский. Изображения Богородицы занимают исключительное место в христианской иконографии, свидетельствуя о Ее значении в жизни Церкви. Почитание Богородицы основано на догмате о Боговоплощении.
Эфесский собор в 431 году догматически утвердил за Девой Марией право наз. Богородицей, т.к. через рождение Иисуса от Святого Духа Мария участвует в Тайне Боговоплощения. Христианская культура несколько веков искала адекватный способ выражения христианского откровения.
Еще во дни земной жизни Матери Божией и ближние и дальние спешили к ней, чтобы видеть и слышать Ее, чтобы получить от Нее благословение и наставление; те же, которые не имели возможности предстать пред Матерью Господа своего скорбели, изъявляя горячее желание видеть хотя бы изображение лика Богородицы. Много раз и от многих христиан слышал это благочестивое желание апостол Лука, и чтобы удовлетворить их, он изобразил на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках; потом написал еще две иконы и принес все три к Богородице. Увидев Свое изображение на иконах, Она повторила Свое пророческое слово: «Отныне ублажат Мя вси роди». И добавила: «Благодать Родшагося от Мене и Моя с сими иконами да будет».
Существует еще одно предание о первообразе — это нерукотворный образ Богородицы, который возник еще при Ее жизни, на столпе храма, построенного в г. Лидде (недалеко от Иерусалима). Святые апостолы Петр и Иоанн Богослов молили Божию Матерь посетить и своим присутствием осветить и благословить построенный храм.
Пречистая Дева сказала: « Идите с миром, там и Я с вами буду». Придя в храм, они увидели на одном из опорных столпов (колонна) дивный красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Затем и сама Матерь Божия посетила Лиддский храм. От этого образа стали происходить чудотворения. С тех пор, узнав о чудесном явлении, в храм стекались толпы паломников со всего света.
В 4 веке к власти пришел император Юлиан Отступник. В храм были посланы каменотесы для уничтожения чудотворного изображения. Однако как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углублялось внутрь столпа, и осталось таким же ярким и прекрасным. Поняв тщетность своих усилий, они ушли. Страх перед могуществом Богоматери оказался сильнее страха перед императором.
После Эффеского собора появляются первые иконы Богородицы, в собственном смысле слова. То есть возникает иконописание, как традиция.
Через образ Богородицы раскрывается нам глубина Богочеловеческих отношений. Дева Мария, давшая жизнь Богу в Его человеческой природе, становится матерью Бога (Богородицей). И поскольку это материнство надприродно, то в нем таинственным образом сохраняется и Ее девство. Тайна Богоматери в том и состоит, что через Девство и Материнство Она является новой Тварью и почитание Ее связано именно с этим.
Внешний вид Богородицы, кроме древнейших изображений, известен по описаниям церковных историков. По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом, который заимствовал свое описание у святителя Епифания Кипрского, пишет: «Матерь Божия была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные… Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом…».
На иконах Богородица традиционно изображается в определенных одеждах: мафорий — верхняя одежда, широкая, в разложенном виде круглая. В середине круглый прорез, чтобы прошла голова, края этого прореза около шеи обшивается широкой или узкой каймой. Мафорий одевался поверх туники и по длине опускался немного ниже колен. Туника – длинная нижняя рубаха до пола. Ее цвет на иконах Пресвятой Девы установлен голубой, как символ девственной чистоты. Но может быть разных оттенков синего, темно-синего и темно-зеленого. Женщина того времени всегда должны покрывать голову, и на иконах Божией Матери мы всегда видим на Ее голове легкий плат (чепец), подбирающий и закрывающий волосы, поверх которого надето покрывало. Покрывало, подобно мафорию, было круглым, разрезанным спереди до центра или прорезом для лица. Его длина была до локтей. В иконографии тона плата Богородицы темно-красные – в напоминание о царственном происхождении Пречистой и о перенесенных Ею страданиях. Кроме того, красный, как цвет крови, свидетельствует о том, что от нее, Чистейшей Девы, заимствовал Свою плоть и кровь Сын Божий. По краям плат отделан золотой каймой и бахромой. Золотая кайма – знак прославления Царицы Небесной – символизирует пребывание Ее в Божественном свете и Ее причастность к славе Господней и благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. Иногда одежды Богородицы золотые, что символизирует поток благодати Божией, а изредка мы можем видеть Божию Матерь, облаченную в синий мафорий. Для иконописца важнее подчеркнуть Девство, непорочность Богоматери.
Непременной принадлежностью головного покрывала Богородицы являются три звездочки. Это символ Ее Приснодевства. Она — Дева до Рождества Христова (звездочка на правом плече), Дева — в самый момент непостижимого рождения Сына Божия (звездочка на челе), и остается Девою после рождения Своего Божественного Сына (звездочка на левом плече). Вместе с тем 3 звезды являются еще и символом Пресвятой Троицы. На некоторых иконах фигура Богомладенца закрывает одну из этих звезд, знаменую вочеловечение Сына Божия – Второй Ипостаси Пресвятой Троицы. Другая важная деталь одеяния Богородицы – поручи (нарукавники). Поручи – деталь облачения священников, на иконах – это символ служения Божий Матери (а в Ее лице – и всей Церкви) Главе Церкви Первосвященнику Иисусу Христу.
Начиная с 6 века, надпись на иконе «Матерь Божия» дается по традиции в греческом сокращении.
На Богородичных иконах ризы Богомладенца Христа почти всегда золотисто-желтого, разных оттенков цвета и украшены золотым ассистом (по складкам одежды штрихи из сусального золомта или серебра) — признак Божественного Света. Этим Святая Церковь выделяет Его младенчество из обычного для всех людей. И указывает на Его совечное, и сопрестольное Богу Отцу Существо.
Православная традиция в исключительных случаях допускает изображение женщин с непокрытой головой.
Обычно так пишут Марию Египетскую в знак ее аскетично — покаянного образа жизни, сменившего прежний ее распутный образ жизни. Во всех остальных случаях принято изображение с покрытой головой. Но в некоторых иконографических вариантах мы видим изображение Богоматери с непокрытой головой, например: московский образ Богородицы «Взыскание погибших». В некоторых случаях плат заменен венцом (короной, диадемой), например: Балыкинская икона Божией Матери.
Обычай изображать Богородицу с непокрытой головой западного происхождения, как знак Ее Приснодевства. Покрытая голова Богородицы не просто дань восточно — христианской традиции, а глубокий символ — знак Ее Материнства и полной принадлежности Богу. Даже венец на Ее голове не может заменить покров, ибо венец (корона) — знак Царства. Действительно, Божия Матерь — Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее Материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому правильно изображать венец поверх плата, как видим на иконах Богородицы Ченстоховская икона, «Млекопитательница», «Споручница грешных», «Державная», «Достойно есть» и др.
Икона на Руси была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются, и спутником жизни, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение. Иконы Богоматери тем более были любимы, что Ее образ близок народной душе, доступен, ей открывалось сердце, может даже больше, чем Христу. В народном сознании господствовали представления о Боге, как Грозном Судии, а Божией Матери — вечной Заступнице, способной смягчить гнев Божий. В Евангелии первое чудо Христос совершает именно по просьбе Матери, как бы уступая Ей в Ее ходатайстве за простых людей. Однако в народной фантазии пределы такого ходатайства могли принимать несоизмеримые масштабы, искажающие образ Христа. Тем не менее, зная любовь народа к Богородице, Ее близость к человеческому сердцу, порой наивному в своей человеческой вере, Церковь учила народ Божий через Богородичные иконы. И при всей доступности этого образа иконы содержат глубочайший богословский смысл.
Условно все многообразие икон Богоматери можно разделить на группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из сторон Ее служения. Иконографическая схема является выражением богословской идеи. Основными, ведущими в иконографии Богородицы являются три типа икон: «Одигитрия», «Умиление», «Оранта».
По преданию три иконы апостола Луки, представленные Богородице, и заложили эти типы икон.
Одигитрия, греч. Путеводительница – это один из наиболее распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем Иисусом, который написан и не младенцем, и не в детском возрасте, и не взрослым, здесь он вечный. По преданию Богородица родила Иисуса Христа в 15 лет, что вполне соответствует южным народам, а на иконе Богородица приобретает некоторую суровость, уже не юная, взрослее намного. Это богословская динамика, которая изображается на иконах Божией Матери. Иконописцу интересно показать не юную девушку, ставшую матерью, а важно изобразить Богоматерь.
Иконы этого типа строятся следующим образом: фигура Богородицы представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, а другой указывает на Него. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас, нередко жест направлен и на предстоящих. В другой руке Он держит свернутый свиток (закон), иногда есть варианты развернутого свитка, скипер и держава, книга. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы – в чудный Божий свет, от греха – к спасению, от смерти – в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница — Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, а теперь Она – мост для нас на пути к Нему. Жестом Богородица ориентирует нас духовно, направляя нас к Христу, ибо Он «есть Путь и Истина и Жизнь». Она несет наши молитвы к Нему, Она ходатайствует за нас перед Ним, Она сохраняет нас на пути к Нему. Ставшая Матерью Того, Кто усыновил нас Небесному Отцу, Богородица становится матерью каждого из нас. Этот тип Богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире. Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты и изображения в рост. К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Смоленская, Казанская, Иверская, «Троеручица», «Споручница грешных», Петровская, Кипрская, Иерусалимская, Алабатская, Ченстоховская, Грузинская, «Страстная» и многие другие.
Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так третья рука у иконы «Троеручица» добавлена св. Иоанном Домаскиным, когда по его молитве Богородица восстановила его отрубленную руку. Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» возвращает нас во времена иконоборчества, этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья, на лике Богородицы появилась кровь, что повергло нападающих в неописуемый ужас. На иконе «Страстная» обычно изображают двух ангелов, летящих к младенцу с орудиями страстей, тем самым предвозвещая Его страдания за нас. В результате этого сюжета изменена поза Младенца Христа – Он изображен в полооборот, смотрящим на ангелов, Его руки держатся за руку Матери.
Богородица говорит всему человеческому роду, что путь истинный — это путь к Христу, на этих иконах Одигитрия предстает путеводительницей к Богу и вечному Спасению.
Елеуса греч. Милующая, а на Руси Умиление — еще один распространенный иконографический тип иконы Божией Матери. В греческой иконографии данный тип икон именовался Сладкое лобзание.
Эпитетом «Умиление» в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование «Умиление» стали связывать с определенной иконографической схемой. Характерной особенность иконографии Умиление является соединенность ликов Спасителя и Богородицы. Богомладенец прильнул к щеке Девы Марии, рученками и ликом устремлен к Матери, а Мать лицом и всем своим существом устремлена к младенцу, их любовь безгранична. В этом типе икон представлена не просто бытовая сцена взаимного ласкания матери и ребенка – это взаимоотношения Творца и Его Творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание в искупление всечеловеческого греха. Любовь на иконе соединяет небесное и земное, Божественное и человеческое, выраженное сопряжением нимбов и соприкосновением двух ликов. Поскольку Богородица символизирует Церковь Христову, икона показывает всю полноту любви между Богом и человеком – ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви.
Тип «Умиление»– один из наиболее мистических типов Богородичных икон. Здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом.
Из икон этого типа в России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери. И не случайно. Много тому причин: и древнее происхождение от апостола Луки, и события связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву, и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар…
У этого типа есть варианты изображения: ласкающая Младенца Богоматерь может быть сидящей, поясной, стоящей; Младенец может восседать на правой или на левой руке.
Из икон типа Умиления наиболее известны: «Феодоровская», «Владимирская», «Донская», «Достойно Есть», «Почаевская», «Киккская», «Взыскание погибших», «Волоколамская», «Жировицкая», «Гребневская», «Ярославская», «Толгская»,»Утоли моя печали» и другие. Есть оплечные варианты Елеусы: Корсунская, Игоревская, Касперовская иконы.
Особой разновидность Умиления является изображение Младенца, сидящего на руке Богоматери и болтающего ножками. Этот извод стал очень популярным в 15-16 вв. и получил название «Взыграние Младенца». Примером такого типа может служить Яхромская икона Божией Матери. Характерный жест этой композиции – Младенец ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия…
Редкий вариант Умиления представляет тип Млекопитательница. Богоматерь кормит грудью Младенца Христа. Такая деталь – не только интимная подробность, но раскрывает еще одну тему в прочтении образа Богородицы. Мать, вскармливая Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «Чистым словесным молоком Слова Божьего».
Мы рассмотрели два главных типа иконографии Божией Матери с Младенцем Христом.
Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности, как это можно видеть из огромного количества икон: более 860 наименований. Для большинства икон установлены отдельные празднования, им написаны молитвы, тропари, кондаки иногда акафисты. Помимо икон Богородицы, к иконографии относятся иконы Богородичных праздников, дни годового богослужебного круга, установленного в честь Пресвятой Богородицы…
Редкая иконография и другие, менее распространенные типы икон Богородицы, будут рассмотрены в следующих публикациях. В зависмости от необходимости…
Красный угол.Как устроить домашний иконостас.
Сегодня мне хотелось бы поговорить о том,как устроить домашний иконостас или «красный угол», как говорили наши предки.
В каждой русской избе раньше имелся красный угол (красивый,святой,большой ,передний ) -так называли наиболее просматриваемое при входе в дом почетное место , где у домочадцев стоял стол за которым собиралась не только вся семья ,но и гости пришедшие в дом. Иконы в красном углу отождествлялись с алтарной частью храма,а сам стол с престолом. При входе в дом, глядя на иконы вошедший крестился ,как бы производя дальнейшие действия перед лицом Бога.
Все дурное и скверное как бы оставалось за порогом — ведь никто не смел гневить Господа. Также перед иконами совершались молитвенные правила. Молитва обязательна перед вкушением пищи — старший в доме после молитвы благословляет еду .
В красном углу , как раньше так и сейчас , помещаются предметы с православных праздников — веточки березы с праздника Святой Троицы , веточки вербы с прощеного воскресения , освященное яичко с Пасхи которое по обычаю съедается на следующую Пасху и его заменяют на новое и т.д.
Ныне до нас дошла традиция иметь в доме иконный уголок или домашний иконостас и многие хотят постоянно видеть пред собою образ Божий , но просто не знают как это правильно сделать и с чего начать.Этой статьёй я поробую помочь вам разобраться в этом .
Считается что иконы не должны висеть , поэтому обычно они ставятся на специальную угловую полочку в один или несколько ярусов — все зависит от желания и ваших возможностей .В современной квартире бывает не так просто это сделать из за планировки. Иконы помещаются вкиот общий или несколько разных.Если киота нет они покрываются рушником — вышитым специально для этого белым покровом . На этой полочке не должно храниться никаких посторонних предметов кроме икон.Святое писание , молитвослов , святая вода могут храниться рядом -например на полочке под иконами,но не рядом с ними.
Домашний иконостас устраивается по тому же принципу что и иконостас в церкви.Главные в нем иконы Спасителя и Богородицы. Икона Господа как и в церкви располагается по правую руку (со стороны зрителя) , Богородица слева от него.
Это могут быть венчальные иконы с которыми молодые венчались в церкви — теперь они основа домашнего иконостаса .
Может это иконы или икона которыми благословляли родители, или икона доставшаяся по наследству .
Рядом с ними (справа от иконы Господа) , можно расположить 3-ю икону это икона Иоанна Предтечи ( его обычно пишут в деисусном ряду иконостаса с иконами Божией матери и Спасителя ) или ,как у нас уже вошло в традицию на Руси, икону Николая Чудотворца .
Вверху над этими иконами мы можем разместить икону святой Троицы — символ триединства Бога или распятие.
Не рекомендуется размещать над иконами Господа и Богородицы икон бОльших по размеру или икон святых — они размещаются по краям или на ярусе ниже. Святые обычно выбираются патрональные ,т.е покровительствующие семье живущей в доме. Именные иконы каждого члена семьи желательно иметь в доме любому верующему человеку, либо же это одна икона где такие святые объединены в одном иконописном образе -такая икона называется семейной.
Семейная икона относится к иконам домовым и написание такой иконы является древней традицией. Кроме этого иногда на таких иконах пишут образы Господа, Богородичной иконы ,например если какое либо семейное событие выпадает на её праздник, или образ Ангела Хранителя для всей семьи. Семейные иконы по другому называют родовые, так как они предназначены для укрепления родовых связей и передаются из поколения в поколение. Семейная икона всегда особо почиталась на Руси, так как являлась не только объединяющим духовным символом семьи, но и всех предков этого рода. Перед ней молились всей семьёй и просили Божьей милости не только себе, но и детям, родителям.
Если же в семье нет такого единства как должно быть в идеале Христианской жизни, можно ограничиться именными иконами святых покровителей более верующих членов семьи. Им они смогут молиться не только о своих житейских нуждах,но и об остальных членах семьи ,чтобы они встали на путь истинныйи пришли к вере. Остальные иконы святых подбираются по выбору человека ,может в семье есть наиболее почитаемые святые которые неоднократно помогали им в различных ситуациях,или же это иконы доставшиеся по наследству — главное не нарушать иерархии иконостаса. Иконный угол следует содержать в чистоте и относится к святым иконам с благоговением.В святые праздники , посты или при вознесении молитв перед иконами хорошо зажигать лампаду. Дети видящие отношение родителей к святыне навсегда сохранят эту память в своем сердце и передадут традицию следующему поколению.
Так как мы живем не в русской избе в одну комнату, а в осонвном это квартиры , желательно иметь иконы в каждой комнате, чтобы непрестанно памятовать о Боге не только во время молитвы, но и постоянно в повседневной жизни.
От души надеюсь моя публикация будет вам полезна . Чтобы читать мои статьи и быть в курсе обновлений в моём магазине добавляйтесь ко мне в круг- буду рада новым подписчикам !
Типы православных икон
В христианской живописи различают несколько типов икон, причем в первую очередь они классифицируются на образа для храмов и для личного использования.
Храмовая икона
Храмовая икона создается специально для церквей, соборов, часовен. Как правило, она имеет крупный размер, обязательно – оклад и богатый декор. Все иконы, размещенные на иконостасе, и есть храмовые. Иконостас (алтарная перегородка) может быть любого размера, но и в небольшой часовне, и в кафедральном соборе порядок расположения образов на нем строго регламентирован.
В любом иконостасе имеется трое врат: южные для входа священника, проводящего богослужение, северные для его выхода, а также Царские врата. Ярусов (чинов) у алтарной перегородки может быть три в небольших церквях или пять в крупных храмах. Самый нижний из них считается местным и содержит образ, в честь которого храм был освящен, к примеру, в Успенской церкви таковой будет икона Успения Пресвятой Богородицы. В центре этого ряда находятся Царские врата иконостаса, на них принято располагать образы евангелистов и Благовещения. От центра вправо размещают образ Спасителя, местную икону, затем образ архангела. Первой по левую руку от южных врат всегда располагают икону Богородицы.
Следующий ярус иконостаса считается праздничным, он содержит иконы двенадцати важнейших праздников в году. В третьем чине иконостаса (деисусном) всегда находятся образа Богоматери и тех святых, что молятся о роде человеческом. Если в иконостасе имеются четвертый и пятый чины, в первом из них находятся образа ветхозаветных пророков, а в последнем – праотцов.
Аналойная икона
Аналойная икона имеет небольшой размер и хранится в ризнице или на полке в алтаре, а в дни праздников возлагается на аналой. В храме непременно должны быть аналойные образа для всех почитаемых святых и всех праздников года. Разновидностью этого типа образов можно назвать минологии – минейные иконы, своеобразный коллаж из изображений святых и праздников, почитаемых в определенный месяц. Часто минологии компонуют в одну общую годовую икону, которая состоит из 12 (от января до декабря) икон-миней.
Личные иконы
Личные образа представлены мерными, семейными, именными и венчальными иконами.
Мерная – первая икона человека, вступающего в жизнь, ею одарят ребенка в момент его крещения, она всегда пишется на заказ. Мерная икона – это образ святого, имя которого человек получил во время крещения, а размер ее равен росту младенца в момент рождения, потому она будет уникальной и неповторимой, как и каждый человек.
Семейная икона – образ, охраняющий от неприятностей род. Чаще всего на семейных иконах изображается Божия Матерь с младенцем Иисусом, иногда – в окружении божьих угодников, и часто — святых, чьи имена носят члены вашей семьи, либо особо почитаемых заступников или покровителей рода. Семейные образа принято передавать из поколения в поколение, ими благословляют детей при крещении, венчании, они – родовая святыня.
В обряде венчания используется и еще одна икона – венчальная. Образами Спасителя и Божьей Матери родители благословляют жениха и невесту, и они, как правило, передаются в семье по наследству.
На именных иконах изображают тезоименитого святого покровителя конкретного человека, соименного покровителя, святого, в честь которого человек отмечает именины.
Семейные, венчальные и именные образа можно приобрести в иконной лавке или заказать в иконописной мастерской – это непринципиально, но после приобретения их следует обязательно освятить в православном храме.