Размер школьной мебели по санпин – СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 22 мая 2019 года), Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189, СанПиН от 29 декабря 2010 года №2.4.2.2821-10

Сколько размеров предусмотрено для школьной мебели

Сколько размеров предусмотрено для школьной мебели

Школьная мебель специфична тем, что имеет цветовую маркировку в соответствии с ростовой группой детей. Особенно это важно для начальных и средних классов, когда дети быстро растут и надо следить, чтобы все они сидели за правильными партами. Долгая работа за мебелью, которая не соответствует росту ребёнка, чревата серьёзными последствиями со здоровьем.

Особенности школьной мебели

К школьной мебели предъявляются требования по безопасности, эргономике, долговечности. Также парты и стулья должны соответствовать санитарно-гигиеническим стандартам и ГОСТам от 2010 года. Также мебель для учебных заведений обязательно получает сертификат соответствия. Школьная мебель должна быть очень прочной, потому что дети зачастую невнимательно относятся к государственной или частной собственности. А иногда – слишком внимательно, поэтому парты и стулья должны разбираться только с помощью специального инструмента или быть неразборными.

Что касается материалов изготовления, то мебель для школ сделана из металлических труб в качестве каркаса. Столешницы столов сделаны из ЛДСП толщиной 16 мм чаще всего. Сиденья и спинки стульев сделаны из гнутоклееной фанеры – это один из самых популярных материалов для школ. Скамейки в качестве сидячих мест уже нигде не стоят. Специфичная мебель для кабинетов физики, химии, трудов оборудована особыми дополнениями – моечными ваннами, надставками. Также в школах в кабинетах труда для мальчиков устанавливаются лёгкие и компактные учебные верстаки. В кабинетах труда для девочек устанавливается швейное оборудование.

Особенности маркировки школьной мебели

Школьная мебель должна быть промаркирована в соответствии с ростовой группой детей, который будут работать на ней. Классификация неизменна и едина для всех школ и лицеев.

Ростовая группа

Рост ребёнка

Цвет маркировки

Высота стола

Высота стула

1

100-115 см

Оранжевый

46 см

26 см

2

115-130 см

Фиолетовый

52 см

30 см

3

130-145 см

Жёлтый

58 см

34 см

4

145-160 см

Красный

64 см

38 см

5

160-175 см

Зелёный

70 см

42 см

6

Выше 175 см

Голубой

76 см

46 см

Существует также нулевая группа, которая не вошла в эту таблицу, так как она используется в основном в детских садах и других дошкольных заведениях. Столы и стулья этой группы предназначены для детей ростом меньше 95 см. Первая и вторая ростовые категории также встречаются нечасто – в первый класс идут дети ростом около 130 см. Таким образом, из семи ростовых групп детей в школе можно встретить четыре-пять.


Вам нравится статья?

Интересно

Не уверен

Скучно

Возврат к списку

Требования к школьной мебели, СанПиН, гигиенические требования, ГОСТы, маркировка

 

Требования к школьной мебели

 

Школьная мебель должна соответствовать педагогическим, санитарно-гигиеническим, эргономическим, производственно-экономическим, архитектурно-художественным требованиям. Еще следует упомянуть требование долговечности.

Комплектация школы мебелью – серьезная задача для руководства школы, которое помимо требований сертификации должно учитывать непосредственное количество и возраст учашихся в учебном заведении. Нельзя допустить, чтобы не хватило мебели для малышей или старших школьников, ведь требования к столам и стульям предполагают, что они подбираются ученикам по росту. Помимо, общих требований, есть и такие которые определены целесообразностью – школьная мебель должна быть разборной, иначе транспортировка больших партий сделает ее очень дорогой.

Среди специальных требований к школьной мебели есть те, что относятся к специализированным изделиям, например, для кабинетов физики, химии, компьютерных классов, для детей с нарушениями осанки, которым необходимо часть времени заниматься стоя.

Если говорить о формальной стороне вопроса, основное требование государственных стандартов к школьной мебели – требование ростового соответствия, закрепленное с 1972-го года, в котором была введена ростовая шкала с интервалом в 15 сантиметров. Позднее, в 1986-м была введена уточненная система ростовых групп, которых стало шесть, а также цветовая маркировка изделий цветом,. Данная маркировка соответствует мировому стандарту мебели для школ: ИСО 5970 «Мебель. Столы и стулья для учебных заведений».

В 1992 году ГОСТы по школьной мебели были еще раз уточнены и утверждены («Мебель школьная. Функциональные размеры»). С тех пор и до настоящего времени они не менялись. Судя по всему, принципиальных изменений в ближайшее время в них не предвидится. С 1994-го школьная мебель обязательно проходит сертификацию.

Перечень актуальных ГОСТов:

ГОСТ 11015,
ГОСТ 11016,
ГОСТ 5994,
ГОСТ 18314,
ГОСТ 18313,
ГОСТ 19549,
ГОСТ 19550,
ГОСТ 22359,
ГОСТ 16371,
ГОСТ 19917,
ГОСТ 22046,
ГОСТ 18607.

СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях / 2 4 2 2821 10

На главную | База 1 | База 2 | База 3
Поиск по реквизитамПоиск по номеру документаПоиск по названию документаПоиск по тексту документа
Искать все виды документовДокументы неопределённого видаISOАвиационные правилаАльбомАпелляционное определениеАТКАТК-РЭАТПЭАТРВИВМРВМУВНВНиРВНКРВНМДВНПВНПБВНТМ/МЧМ СССРВНТПВНТП/МПСВНЭВОМВПНРМВППБВРДВРДСВременное положениеВременное руководствоВременные методические рекомендацииВременные нормативыВременные рекомендацииВременные указанияВременный порядокВрТЕРВрТЕРрВрТЭСНВрТЭСНрВСНВСН АСВСН ВКВСН-АПКВСПВСТПВТУВТУ МММПВТУ НКММПВУП СНЭВУППВУТПВыпускГКИНПГКИНП (ОНТА)ГНГОСТГОСТ CEN/TRГОСТ CISPRГОСТ ENГОСТ EN ISOГОСТ EN/TSГОСТ IECГОСТ IEC/PASГОСТ IEC/TRГОСТ IEC/TSГОСТ ISOГОСТ ISO GuideГОСТ ISO/DISГОСТ ISO/HL7ГОСТ ISO/IECГОСТ ISO/IEC GuideГОСТ ISO/TRГОСТ ISO/TSГОСТ OIML RГОСТ ЕНГОСТ ИСОГОСТ ИСО/МЭКГОСТ ИСО/ТОГОСТ ИСО/ТСГОСТ МЭКГОСТ РГОСТ Р ЕНГОСТ Р ЕН ИСОГОСТ Р ИСОГОСТ Р ИСО/HL7ГОСТ Р ИСО/АСТМГОСТ Р ИСО/МЭКГОСТ Р ИСО/МЭК МФСГОСТ Р ИСО/МЭК ТОГОСТ Р ИСО/ТОГОСТ Р ИСО/ТСГОСТ Р ИСО/ТУГОСТ Р МЭКГОСТ Р МЭК/ТОГОСТ Р МЭК/ТСГОСТ ЭД1ГСНГСНрГСССДГЭСНГЭСНмГЭСНмрГЭСНмтГЭСНпГЭСНПиТЕРГЭСНПиТЕРрГЭСНрГЭСНсДИДиОРДирективное письмоДоговорДополнение к ВСНДополнение к РНиПДСЕКЕНВиРЕНВиР-ПЕНиРЕСДЗемЕТКСЖНМЗаключениеЗаконЗаконопроектЗональный типовой проектИИБТВИДИКИМИНИнструктивное письмоИнструкцияИнструкция НСАМИнформационно-методическое письмоИнформационно-технический сборникИнформационное письмоИнформацияИОТИРИСОИСО/TRИТНИТОсИТПИТСИЭСНИЭСНиЕР Республика КарелияККарта трудового процессаКарта-нарядКаталогКаталог-справочникККТКОКодексКОТКПОКСИКТКТПММ-МВИМВИМВНМВРМГСНМДМДКМДСМеждународные стандартыМетодикаМетодика НСАММетодические рекомендацииМетодические рекомендации к СПМетодические указанияМетодический документМетодическое пособиеМетодическое руководствоМИМИ БГЕИМИ УЯВИМИГКМММНМОДНМонтажные чертежиМос МУМосМРМосСанПинМППБМРМРДСМРОМРРМРТУМСанПиНМСНМСПМТМУМУ ОТ РММУКМЭКННАС ГАНБ ЖТНВННГЭАНДНДПНиТУНКНормыНормы времениНПНПБНПРМНРНРБНСПНТПНТП АПКНТП ЭППНТПДНТПСНТСНЦКРНЦСОДМОДНОЕРЖОЕРЖкрОЕРЖмОЕРЖмрОЕРЖпОЕРЖрОКОМТРМОНОНДОНКОНТПОПВОПКП АЭСОПНРМСОРДОСГиСППиНОСНОСН-АПКОСПОССПЖОССЦЖОСТОСТ 1ОСТ 2ОСТ 34ОСТ 4ОСТ 5ОСТ ВКСОСТ КЗ СНКОСТ НКЗагОСТ НКЛесОСТ НКМОСТ НКММПОСТ НКППОСТ НКПП и НКВТОСТ НКСМОСТ НКТПОСТ5ОСТНОСЭМЖОТРОТТПП ССФЖТПБПБПРВПБЭ НППБЯПВ НППВКМПВСРПГВУПереченьПиН АЭПисьмоПМГПНАЭПНД ФПНД Ф СБПНД Ф ТПНСТПОПоложениеПорядокПособиеПособие в развитие СНиППособие к ВНТППособие к ВСНПособие к МГСНПособие к МРПособие к РДПособие к РТМПособие к СНПособие к СНиППособие к СППособие к СТОПособие по применению СППостановлениеПОТ РПОЭСНрППБППБ-АСППБ-СППБВППБОППРПРПР РСКПР СМНПравилаПрактическое пособие к СППРБ АСПрейскурантПриказПротоколПСРр Калининградской областиПТБПТЭПУГПУЭПЦСНПЭУРР ГазпромР НОПРИЗР НОСТРОЙР НОСТРОЙ/НОПР РСКР СМНР-НП СРО ССКРазъяснениеРаспоряжениеРАФРБРГРДРД БГЕИРД БТРД ГМРД НИИКраностроенияРД РОСЭКРД РСКРД РТМРД СМАРД СМНРД ЭОРД-АПКРДИРДМРДМУРДПРДСРДТПРегламентРекомендацииРекомендацияРешениеРешение коллегииРКРМРМГРМДРМКРНДРНиПРПРРТОП ТЭРС ГАРСНРСТ РСФСРРСТ РСФСР ЭД1РТРТМРТПРУРуководствоРУЭСТОП ГАРЭГА РФРЭСНрСАСанитарные нормыСанитарные правилаСанПиНСборникСборник НТД к СНиПСборники ПВРСборники РСН МОСборники РСН ПНРСборники РСН ССРСборники ценСБЦПСДАСДАЭСДОССерияСЗКСНСН-РФСНиПСНиРСНККСНОРСНПСОСоглашениеСПСП АССП АЭССправочникСправочное пособие к ВСНСправочное пособие к СНиПСправочное пособие к СПСправочное пособие к ТЕРСправочное пособие к ТЕРрСРПССНССЦСТ ССФЖТСТ СЭВСТ ЦКБАСТ-НП СРОСТАСТКСТМСТНСТН ЦЭСТОСТО 030 НОСТРОЙСТО АСЧМСТО БДПСТО ВНИИСТСТО ГазпромСТО Газпром РДСТО ГГИСТО ГУ ГГИСТО ДД ХМАОСТО ДОКТОР БЕТОНСТО МАДИСТО МВИСТО МИСТО НААГСТО НАКССТО НКССТО НОПСТО НОСТРОЙСТО НОСТРОЙ/НОПСТО РЖДСТО РосГеоСТО РОСТЕХЭКСПЕРТИЗАСТО САСТО СМКСТО ФЦССТО ЦКТИСТО-ГК «Трансстрой»СТО-НСОПБСТПСТП ВНИИГСТП НИИЭССтП РМПСУПСССУРСУСНСЦНПРТВТЕТелеграммаТелетайпограммаТематическая подборкаТЕРТЕР Алтайский крайТЕР Белгородская областьТЕР Калининградской областиТЕР Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕР Краснодарского краяТЕР Мурманская областьТЕР Новосибирской областиТЕР Орловской областиТЕР Республика ДагестанТЕР Республика КарелияТЕР Ростовской областиТЕР Самарской областиТЕР Смоленской обл.ТЕР Ямало-Ненецкий автономный округТЕР Ярославской областиТЕРмТЕРм Алтайский крайТЕРм Белгородская областьТЕРм Воронежской областиТЕРм Калининградской областиТЕРм Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРм Мурманская областьТЕРм Республика ДагестанТЕРм Республика КарелияТЕРм Ямало-Ненецкий автономный округТЕРмрТЕРмр Алтайский крайТЕРмр Белгородская областьТЕРмр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРмр Краснодарского краяТЕРмр Республика ДагестанТЕРмр Республика КарелияТЕРмр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРпТЕРп Алтайский крайТЕРп Белгородская областьТЕРп Калининградской областиТЕРп Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРп Краснодарского краяТЕРп Республика КарелияТЕРп Ямало-Ненецкий автономный округТЕРп Ярославской областиТЕРрТЕРр Алтайский крайТЕРр Белгородская областьТЕРр Калининградской областиТЕРр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРр Краснодарского краяТЕРр Новосибирской областиТЕРр Омской областиТЕРр Орловской областиТЕРр Республика ДагестанТЕРр Республика КарелияТЕРр Ростовской областиТЕРр Рязанской областиТЕРр Самарской областиТЕРр Смоленской областиТЕРр Удмуртской РеспубликиТЕРр Ульяновской областиТЕРр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРррТЕРрр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРс Ямало-Ненецкий автономный округТЕРтр Ямало-Ненецкий автономный округТехнический каталогТехнический регламентТехнический регламент Таможенного союзаТехнический циркулярТехнологическая инструкцияТехнологическая картаТехнологические картыТехнологический регламентТИТИ РТИ РОТиповая инструкцияТиповая технологическая инструкцияТиповое положениеТиповой проектТиповые конструкцииТиповые материалы для проектированияТиповые проектные решенияТКТКБЯТМД Санкт-ПетербургТНПБТОИТОИ-РДТПТПРТРТР АВОКТР ЕАЭСТР ТСТРДТСНТСН МУТСН ПМСТСН РКТСН ЭКТСН ЭОТСНэ и ТЕРэТССЦТССЦ Алтайский крайТССЦ Белгородская областьТССЦ Воронежской областиТССЦ Карачаево-Черкесская РеспубликаТССЦ Ямало-Ненецкий автономный округТССЦпгТССЦпг Белгородская областьТСЦТСЦ Белгородская областьТСЦ Краснодарского краяТСЦ Орловской областиТСЦ Республика ДагестанТСЦ Республика КарелияТСЦ Ростовской областиТСЦ Ульяновской областиТСЦмТСЦО Ямало-Ненецкий автономный округТСЦп Калининградской областиТСЦПГ Ямало-Ненецкий автономный округТСЦэ Калининградской областиТСЭМТСЭМ Алтайский крайТСЭМ Белгородская областьТСЭМ Карачаево-Черкесская РеспубликаТСЭМ Ямало-Ненецкий автономный округТТТТКТТПТУТУ-газТУКТЭСНиЕР Воронежской областиТЭСНиЕРм Воронежской областиТЭСНиЕРрТЭСНиТЕРэУУ-СТУказУказаниеУказанияУКНУНУОУРврУРкрУРррУРСНУСНУТП БГЕИФАПФедеральный законФедеральный стандарт оценкиФЕРФЕРмФЕРмрФЕРпФЕРрФормаФорма ИГАСНФРФСНФССЦФССЦпгФСЭМФТС ЖТЦВЦенникЦИРВЦиркулярЦПИШифрЭксплуатационный циркулярЭРД
Показать все найденныеПоказать действующиеПоказать частично действующиеПоказать не действующиеПоказать проектыПоказать документы с неизвестным статусом
Упорядочить по номеру документаУпорядочить по дате введения

Требования к организации рабочего места ученика в классе

 

Использование школьной мебели, соответствующей гигиеническим требованиям, имеет большое значение для обеспечения длительной работоспособности, правильного физического развития, профилактики нарушения осанки и зрения у детей и подростков.

Требования к организации рабочего места ученика в классе регламентируются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Каждый обучающийся общеобразовательного учреждения должен быть обеспечен рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями) в соответствии с его ростом.

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости.    

Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 — 15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 — 6 см — 2-го и 3-го номеров и на 7 — 8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице.

 Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Размеры мебели и ее маркировка в зависимости от роста ученика

Номера мебели по ГОСТам

Группа роста (в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику

Цвет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья 

1

1000 — 1150

460 мм

Оранжевый

260

2

1150 — 1300

520 мм

Фиолетовый

300

3

1300 — 1450

580 мм

Желтый

340

4

1450 — 1600

640 мм

Красный

380

5

1600 — 1750

700 мм

Зеленый

420

6

Свыше 1750

760 мм

Голубой

460

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий, как в образовательной организации, так и  дома при выполнении домашних заданий.

Материал: Гигиенические требования к школьной мебели

Титульный

Содержание

Введение

Гигиенические требования к посадке учащихся школы

Гигиенические требования к мебели

Гигиенические требования к одежде и обуви

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность:

  • обеспечение оптимальных гигиенических условий в школе — важный элемент здоровьесберегающих технологий;
  • отличительная особенность гигиенических условий и факторов заключается в том, что они регламентированы санитарными нормами и правилами.

Цель:

  • рассмотреть гигиенические требования и правила к посадке учащихся, школьной мебели, одежды, обуви для младших школьников;
  • изложить правила выбора школьной мебели, одежды, обуви для младших школьников.

Задачи:

  • выработать нормы соблюдения санитарных условий в начальных классах.  

Гигиенические требования к посадке учащихся школы

Наилучшие физиологические и гигиенические условия для работы учащегося за партой: нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение – создаются при выработке у школьников прямой посадки. Ученик должен глубоко сидеть на скамье, ровно держать корпус и голову, лишь немного наклонять ее вперед. При этом расстояние от глаз до книги пли тетради сохраняется в 35 см.

Между туловищем и краем парты остается свободное пространство в 3-4 см (грудь и живот не сдавлены). Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол или подножку, предплечья свободно лежат на столе. Правильная посадка может быть только в том случае, если школьник сидит за партой правильной конструкции, основные размеры которой соответствуют пропорциям его тела.

Парты неправильной конструкции, не соответствующие росто-возрастным размерам детей, неизбежно вынуждают учащихся сидеть неправильно: изгибаясь, низко наклоняя голову к тетради и книгам. При такой посадке дети быстро утомляются. Правильной позы у учащихся во время занятий добиваются с первых дней посещения школы

Правильный подбор парт. Учащиеся каждого класса распределяются не менее чем по 3-4 ростовым группам. Поэтому в каждом классе в соответствии с наличным количеством ростовых групп необходимо ставить в основном парты 3 различных номеров. Для учащихся 3-х, 5-х, 6-х и 7-х классов нередко требуется 4 различных номера парт в силу большой разницы их в росте.

Если в 1-4-х классах ставить (при разбивке детей на группы роста с различием в 10 см) парты № 8 и 9, то можно обеспечить правильную позу в соответствии с длиной тела 78% учащихся.

Если же принять разбивку детей по группам роста с разницей в 15 см, то два номера мебели (соответственно усредненная высота стола и скамейки), поставленные в классах, позволяют правильно рассадить 85% детей.

С переходом на кабинетную систему обучения особенно остро встает проблема правильного рассаживания учащихся.

Учебные кабинеты для 5-10-х классов целесообразно оборудовать столами и стульями №10 и 11. В этом случае правильно смогут сидеть 66-72% учащихся. Если же принять распределение учащихся 5-10-х классов по группам роста с интервалом в 15 см, то, изготовляя два номера мебели (соответственно усредненная высота столов и стульев №9-10 и 11 -12), возможно будет обеспечить соответствие размеров мебели длине тела 85% учащихся.

Систематически каждые 5-10 лет санитарно-эпидемиологические станции (краевые, областные, районные, городские) с помощью медицинских работников, обслуживающих школы, должны разрабатывать в соответствии с данными измерения роста учащихся (в обуви) местные таблицы номеров мебели (в %), необходимых для оборудования разных типов школ.

При двухсменной работе школы в одних и тех же комнатах размещают (в первую и вторую смену) параллельные или смежные по годам обучения классы.

Измерение роста учащихся производится обычным ростомером или специально приготовленной деревянной рейкой длиной 2 м с делениями, нанесенными через каждые 10 см, начиная со 110 см.

Произведя измерение с помощью такой рейки, можно сразу видеть, на какую парту следует посадить школьника. Школьники, не снимая ботинок, становятся около прибора. Для определения требуемого номера парты могут служить и данные роста учащихся, имеющиеся у школьного врача. В этом случае, однако, к каждому показателю роста необходимо прибавить 2 см на обувь.

Диктуется это тем, что при исследовании физического развития рост учащихся определяется без обуви. Учитель, руководствуясь полученными данными роста, рассаживает учащихся на парты требуемого номера.

Расстановка парт в классе. Парты меньших номеров ставят ближе к классной доске, а парты больших номеров — дальше. Для детей с ослабленным зрением или пониженным слухом парты ставят первыми. В случаях необходимости постановки парт большого номера ближе к классной доске их ставят только в первом или третьем продольном ряду.

Между рядами парт, а также между партами и стенами соблюдаются установленные разрывы, которые указаны в обязательных санитарных правилах рассаживания школьников и расстановки парт в классах. Расстояния эти следующие: между внутренней стеной в классе и первым рядом парт 50-60 см, а между рядами парт 70-75 см, между третьим рядом парт и наружной стеной 60-70 см, между первыми партами и классной доской 2,5-2,75 м.

Не менее 2 раз за учебный год учащихся, сидящих в первом и третьем ряду, меняют местами, не нарушая соответствия номера парт их росту. Допустим, в первую половину года учащиеся сидели в третьем ряду, тогда во вторую половину года их нужно посадить за парты соответствующих номеров в первом ряду.

Это мероприятие исключает появление у учащихся привычки к постоянному наклону туловища и головы вправо или влево, в сторону классной доски (списывание) или наглядных пособий, карт и схем, размещенных над классной доской.

Гигиенические требования к мебели

Оборудование школьных помещений должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, способствовать оптимальному обеспечению педагогического процесса и эффективному проведению внеклассной учебно-воспитательной работы. Учебные классы и кабинеты должны быть оборудованы мебелью в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

Основные требования:

  • Соответствие антропометрическим размерам детей (профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и органов зрения)
  • Травмобезопасность;
  • Нетоксичность материалов и красителей, устойчивость к санобработке;
  • Светлое матовая окраска столов, с коэффициентом отражения 35-55%.

Размеры школьных парт (столов). Правильно обустроенная парта должна соответствовать размерам тела ученика, его возраста и обеспечивать правильную посадку. В противном случае она может быть одной из причин ухудшения зрения, способствовать искривлению позвоночника, вызвать излишнее мышечное напряжение и более быструю утомляемость.

Рабочая поза для учащихся считается физиологической, если угол наклона грудной части тела к поясничной части равна 145°. Вместе с тем вполне недопустимой для школьников является рабочая поза, при которой расстояние от поверхности парты до глаз составляет менее 30 см.

Главными параметрами парты, которые обеспечивают правильную, менее утомительную позу учеников, есть дистанция сиденья, дистанция спинки и диференция.

Дистанция сиденья -расстояние (по горизонтали) между задним краем стола парты (ближнем к ученику) и передним краем скамьи для сидения. Она может быть нулевой, если края стола и стула расположены на одной вертикали, положительной, если край сиденья не достигает опущенной от заднего края стола вертикали и отрицательной, если опущенная вертикаль попадает на плоскость сиденья. Во время учебного процесса, когда ученик работает сидя (письмо, чтение и т.д.) оптимальной считают отрицательную дистанцию, то есть край скамьи должен заходить за край стола на 4-5 см. При работе стоя (ответ на вопрос учителя и т.п.), как оптимальную, определяют положительную дистанцию сидения.

Рис. 1. Основные размеры школьной парты

1 — высота переднего края стола; 2 — высота заднего края стола; 3 — ширина горизонтальной части крышки стола; 4 — ширина наклонной части крышки стола; 5 — высота сидения; 6 — глубина сидения; 7 — ширина сидения; 8 — дистанция спинки; 9 — дистанция сидения; 10 — диференция

Требования к расположению парт (учебных столов). Парты (учебные столы) в классе должно быть не менее 3-х размеров для возможности подбора в зависимости от антропометрических размеров школьников, расставляются в 3 ряда. В первых трех рядах необходимо размещать парты (стола) меньших размеров, в последнем ряда- крупнейшие для данного класса размеры парт.

Требования к параметрам размещения мебели в классах: расстояние от первого ряда парт к школьной доски должна составлять 2,4-2,6 м, разрыв между рядами парт 0,6-0,8 м, между первым рядом парт и внешней стеной 0,6 -0,7 м, между третьим рядом и внутренней стеной — 0,5-0,6 м, между задней стеной и последним рядом парт — 0,4-0,5 м. На школьных партах (особенно далеких от окон) необходимо соблюдение норм углов падения и отверстия.

Классные доски. Основные требования к обустройству классной доски направленные на облегчение зрительной работы, для чего необходимо обеспечить хорошую контрастность написанного на доске.

Поэтому классные доски изготавливают, в основном из пластмасс коричневого или темно-зеленого цвета с упругой, гладкой матовой поверхностью. Для обеспечения лучшей видимости над досками устраивают дополнительное местное освещение.

Писать на доске следует буквами высотой около 4 см, чтобы они были видны из последних парт. Стирать с доски надо влажной тряпкой; у нижнего края доски устраивают желоб для задержки падающих кусочков мела при писании на ней.

Настенные доски располагают посередине передней стены классной комнаты. В первых четырех классах доску следует размещать так, чтобы нижний край ее располагался на высоте 80-83 см, а в старших классах — 90-95 см от пола.

Гигиенические требования к одежде и обуви

Детская одежда должна быть удобной, соответствовать по размерам и покрою возрасту ребенка, не быть тесной или не по росту большой. Она должна быть прочной и легко очищаться от грязи.

Первый слой одежды, непосредственно соприкасающийся с телом, — нательное белье (рубашки дневные и ночные, трусы, майки, носки, чулки, лифчик, комбинация).

Оно должно отвечать следующим требованиям: иметь достаточную воздухо- и паропроницаемость, гигроскопичность, гидравличность, испаряемость.

Нательное белье надо менять по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. Чулки и носки менять через каждые 2 — 3 дня. Наиболее гигиеничны колготы из шерстяной или хлопчатобумажной ткани. В детском или подростковом возрасте вместо лифчиков-бюстгальтеров лучше надевать обычные лифчики с вытачками. Бретельки у лифчика должны быть широкими, не уже 2см.

Второй слой одежды (платья, блузки, юбки, костюмы и пр.) надевают на белье.

Школьную форменную одежду шьют из шерстяной школьной ткани (для девочек) и из шерстяного сукна с добавлением 10% синтетического волокна (для мальчиков).

Спортивная одежда зависит от видов спорта и от того, где проходят занятия: в спортивных залах или на открытых площадках. Для выполнения гимнастических упражнений, удобен тренировочный костюм, состоящий из длинных брюк и майки с короткими рукавами. Специальные гимнастические туфли с резинками или шнурками, с мягким кожаным верхом и такими же мягкими подошвами, наиболее подходящими для занятий гимнастикой. Лучшая одежда для занятий легкоатлетическими упражнениями — майка, трусы и легкая кожаная обувь с мягкими носками на шнурах, а для бега или прыжков — туфли с шипами.

Трусы и тренировочные брюки мальчики должны надевать на плавки, которые совершенно необходимы во время занятий физкультурой. Наличие плавок облегчает выполнение физических упражнений, в них дети не чувствуют себя скованными. Девочкам рекомендуете я надевать трусы из плотного трикотажа, обтягивающего ноги. Обязательная принадлежность спортивной одежды девочек среднего и старшего возраста – бюстгальтер с застежкой, закрепленной на широкой резинке.

Третий слой одежды – для улицы. Зимняя одежда должна быть пористой, чтобы в ней было много воздуха. Теплопроводность такой одежды низкая. Зимнее пальто шьют из плотной шерстяной ткани на вате или шерстяном ватине, с меховым воротником. Высокими теплозащитными свойствами обладает одежда из тканей с водоотталкивающей пропиткой на поролоне. Из нее шьют пальто и куртки. Эта одежда легкая, теплая, удобная.

Лучшим головным убором для школьников в зимнее время года служит меховая шапка-ушанка или шапка из шерстяной ткани на подкладке из ваты. Их следует носить только в сильные морозы. В прохладную погоду рекомендуются вязаные шерстяные шапки (типа шлема). В весенне-осеннее время, кепки, береты, вязаные шапочки, а девочки — береты, вязанные или фетровые шапочки.

Летний головной убор панамы, фуражки с козырьком, шляпы. Их изготовляют из легкой, пушистой, светлой ткани — соломки, светлой парусины или пике.

Обувь – должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать форме и размерам стопы.

Обувь для повседневной носки на улице или в школе должна быть простой, удобной формы, на широком низком каблуке (1 — 2см). В зимнее время года сапожки или ботинки на теплой шерстяной или войлочной подкладке. В сырую, дождливую погоду резиновые сапожки или обувь с подошвами из водонепроницаемых материалов, резины, каучука, нейлона и др.

Заключение

Мебель школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должно быть привлекательным. Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, надежной.

Основные размеры парт установлены на основании антропометрических измерений детей и подростков и соответствуют средним величинам отдельных частей их тела.

Высота скамейки парты соответствует средней величине длины голени со стопой данной группы роста школьников с прибавкой 2 см (на толщину каблука).

Глубину скамьи (переднезадний ее размер) делают равной 2/3 длины бедра. Такая глубина скамьи обеспечивает устойчивое и удобное положение. При большей глубине край скамьи, упираясь в подколенную впадину ученика, будет сдавливать кровеносные сосуды. Сиденью придается небольшой уклон кзади. Это исключает возможные соскальзывания со скамейки.

Спинку парты делают из одного или двух брусков. Более целесообразно устройство спинок из двух брусков, обеспечивающих не только пояснично-крестцовую, но и подлопаточную опору.

Стол парты имеет наклонную плоскость в 14- 15°. Такой наклон крышки создает более благоприятные условия для работы глаз при чтении и письме. Размер одного места за столом определяется не только длиной предплечий с кистью, но и объемом движений во время письма, а также правильным размещением раскрытой тетради.

Список использованной литературы

  1. Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. учеб. заведений — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. — 512 с.
  2. Кузнецов П.И. Гигиенические требования к обучению в образовательных учреждениях. — Омск: СибГАФК, 2000. — 44 с.
  3. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде детей, подростков, взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям) контактирующих с кожей ребенка»
  4. Регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» ТР ТС 007/2011.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *