Процесс выпиливания и сверление лобзиком используют: Технология. Тест. Юноши. 7-9 классы – Ответы Mail.ru: Технология!

Технология. Тест. Юноши. 7-9 классы

1. Изучая технологию в школе, вы осваиваете

1 — методы решения физических задач
2 — выполнение экспериментов по химии
3 — анализ биологических процессов
4 — проектирование и изготовление изделий

Ответ: 4

2. Укажите последовательность изобретения технологий

1 — изготовление токарных изделий
2 — ковка
3 — использование электроэнергии
4 — использование атомной энергии

Ответ: 2, 1, 3, 4

3. Сведения о технологическом процессе изготовления изделия содержатся

1 — на чертежах деталей
2 — на технических рисунках
3 — на технологической карте
4 — на сборочном чертеже

Ответ: 3

4. Какая передача движения в токарно-винторезном станке осуществляется с помощью трения?

1 — зубчатая
2 — цепная
3 — реечная
4 — ременная

Ответ: 4

5. Способом обработки металла резанием являются

1 — ковка
2 — точение
3 — сверление
4 — прокатка
5 — фрезерование

Ответ: 2, 3, 5

6. Условием получения цилиндрической повер-хности на токарном станке является равномерное перемещение резца

1— параллельно оси заготовки
2 — перпендикулярно оси заготовки
3 — под углом α(0< α<90°) к оси заготовки
4 — по криволинейной траектории, повторя­ющей форму образующей соответствующей повер­хности

Ответ: 1

7. К механическим свойствам древесины относятся

1 — теплопроводность
2 — твердость
3 — электропроводимость
4 — цвет

Ответ: 2

8. Какие породы древесины используются для изготовления посуды и кухонных принадлежностей?

1 — лиственные
2 — хвойные
3 — любые

Ответ: 1

9. Чтобы сделать отверстие в металлической пластине толщиной 2 мм, надо использовать

1 — напильник
2 — ручную дрель
3 — электрическую дрель
4— кернер

Ответ: 2,3

10. Для борьбы с коррозией надо

1— промывать изделие
2— протирать изделие
3— просушивать изделие
4— покрывать изделие лаком или краской

Ответ: 4

11. Какой станок предпочтителен для обработки деталей, имеющих пазы?

1 — сверлильный
2 — токарный
3 — фрезерный
4 — токарный с ЧПУ

Ответ: 3

12. Разъемными соединениями деталей являются

1 — соединения с помощью пайки
2 — заклепочные
3 — соединения с помощью склеивания
4 — резьбовые

Ответ: 4

13. При замыкании ключа К ток через амперметр

1 — незначительно уменьшается
2 — существенно уменьшается
3 — не изменяется
4 — увеличивается

Ответ: 4

14. На даче предполагалось разместить сле­дующие потребители электрической энергии: электрический чайник 1 кВт, калорифер 2 кВт, четыре осветительные лампы по 60 Вт, стираль­ную машину мощностью 1 кВт, телевизор 300 Вт. Напряжение сети 220 В. Выберите медный про­вод минимально допустимого сечения согласно таблице

Поперечное сечение медного провода, мм2

Допустимый ток, А

0,5

11

1

17

2,5

30

4

41

1— 1 мм²
2— 2,5 мм²
3— 4 мм²
4— 40,5 мм²

Ответ: 2

15. Выполнять электромонтажные работы под высоким напряжением

1 — можно в резиновых перчатках
2 — можно, стоя на резиновом коврике
3 — можно при использовании инструмента с изолированными рукоятками
4 — нельзя

Ответ: 4

16. Большая дальность действия сотовых телефонов обеспечивается использованием

1 — акустических волн
2 — механических волн
3 — электрических колебаний
4 — электромагнитных волн

Ответ: 4

17. Начертите условные обозначения:

1— диода
2 — лампы накаливания
3 — предохранителя
4 — ключа (выключателя)

Ответ: 

18. Нанесите на чертеж те размеры детали, которых не хватает для ее изготовления

Ответ: Нанести 6 размеров

19. Определите, какие проекции соответству­ют модели, показанной на наглядном изображе­нии.

Ответ: б

20. Сверление и выпиливание лобзиком при­меняют при создании резьбы по дереву

1 — геометрической
2 — рельефной
3 — плоскорельефной
4 — пропильной

Ответ: 4

21. Центр художественной обработки изделий из глины

1 — Гжель
2 — Кубани
3 — Хохлома
4 — Дымково

Ответ: 4

22. Наиболее привлекательными для покупателей являются изделия

1 — наиболее прочные
2 — наиболее легкие
3 — художественно оформленные
4 — малогабаритные

Ответ: 3

23. Рациональными методами решения творческих задач являются

1 — метод «мозговой атаки»
2 — метод контрольных эвристических вопросов
3 — функционально-стоимостный анализ
4— морфологический анализ

Ответ: 3,4

24. Резкое изменение климата на планете большинство специалистов объясняют

1 — вырубкой лесов
2 — загрязнением гидросферы
3 — выбросами парниковых газов
4— появлением озоновых дыр в атмосфере

Ответ: 3

25. Для сохранения природных ресурсов для будущих поколений при изготовлении изделий целесообразней использовать

1 — обработку резанием
2 — обработку давлением
3 — литье
4— лазерную обработку

Ответ: 2,3,4

26. Повышение эффективности производства осуществляется с помощью

1 — внедрения новых технологий
2 — более высокой автоматизацией производ­ства
3 — грамотной организации труда работников
4— увеличения времени отдыха работников

Ответ: 1,2,3

27. Эффективность домашнего труда повышается в случае

1 — распределения труда между всеми члена­ми семьи
1 — использования бытовой техники
2 — разумного использования семейного бюд­жета
4— увеличения времени на компьютерные игры

Ответ: 1,2

28. Какие расходы относятся к постоянным, а какие к переменным?

1 — покупка продуктов питания
2— оплата ремонта холодильника
3— коммунальные платежи
4— покупка подарков к новогодним празд­никам
5— покупка нового костюма и платья

Ответ: 2.4.5

29. Менеджмент в работе предприятия необходим для

1 — рекламы продукции
2 — анализа потребностей рынка
3 — организации работы сотрудников
4 — составления бизнес-плана

Ответ: 3,4

30. Инструмент для пробивания отверстий в кирпичных и бетонных стенах

1 — дюбель
2 — шлямбур
3 — кернер
4 — сверло

Ответ: 2

31. Какой профессиональной деятельности свойственна монотонность?

1 — менеджера по работе с клиентами
2 — водителя
3 — журналиста
4 — бухгалтера

Ответ: 4

32. Установите соответствие между типом профессии и предметом труда

1. Человек — человекА. Водитель
2. Человек — природаБ. Создатель витражей
3. Человек — техникаВ. Ветеринар
4. Человек — художественный образГ. Врач

5. Человек — знаковая система

Д. Программист

Ответ: 1 – Г, 2 – В, 3 – А, 4 – Б, 5 – Д

33. Наиболее востребованные на рынке труда в нашей стране в настоящее время

1 — юристы
2 — экономисты
3 — квалифицированные рабочие
4 — инженеры

Ответ: 3,4

34. На каком этапе выполнения проекта осуществляются сбор и анализ информации по теме проекта?

1 — на конструкторско-технологическом
2 — на поисково-исследовательском
3 — на заключительном (презентационном)

Ответ: 2

35. Для выдвижения идеи реализации проекта необходимо

1 — разработать план работ по выполнению проекта
2 — сформулировать проблему и собрать необ­ходимую информацию
3 — оценить экономические и экологические свойства проектного изделия

Ответ: 2

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

План урока: Последовательность выпиливания деталей лобзиком.

План урока по технологии

5 «А» класс

Тема урока: Последовательность выпиливания деталей лобзиком.
Цели урока:
обучающая – ознакомление с процессом выпиливания лобзиком и инструментом для его выполнения; (ознакомление с процессом изготовления мягкой игрушки).

развивающая – развитие умений и навыков работы с лобзиком.
воспитательная – воспитание сознательной дисциплины, аккуратности и внимательности при выполнении выпиловочных работ; формирование эстетического сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера.

Тип урока: урок усвоения новых знаний;

Вид урока: лекция, с элементами беседы, практическая работа

Метод: репродуктивный, продуктивный, наглядный;

Результаты: Умение работать по предложенным инструкциям, творчески подходить к решению задач, довести решение задач до работающей модели, формировать навыки подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдение культуры труда.


Материально-техническое оснащение:

для мальчиков: технологическая карта, лобзик, пилки, заготовка из фанеры размером 200*160*4 мм., шаблон, копировальная бумага, канцелярские принадлежности, тетрадь, учебник, наждачная бумага, напильники разного сечения, столярный верстак;

для девочек: выкройка, шаблон, канцелярские принадлежности, тетрадь, учебник, ножницы, ткань, иголки, нитки.

Оформление классной доски: тема урока, домашнее задание.

План урока:

1. Организационный момент.
— Проверка явки учащихся по журналу.
— Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).
— Проверка внешнего вида (спецодежды).
2. Сообщение темы урока

(предварительно записанной на доске).

— Постановка целей и производственных задач перед учащимися.

3.Актуализация знаний:

— какие инструменты используются при пилении древесины?

— какие виды ножовок вы знаете?

— какой инструмент используется при строгании древесины?

— какие ткани мы с вами изучили?

— назовите основные виды стежков?

— перечислите виды пиломатериалов.

4.Изложение материала урока

Удивительно, как много полезных предметов можно создать своими руками из подсобных материалов для придания интерьеру законченного вида! Повышенный интерес у современных дизайнеров вызывают дары природы – дерево, кожа, камни и металл. Изделия из этих натуральных материалов имеют особую ценность благодаря своему первозданному виду и потрясающим качествам.

Оригинальный аксессуар, изготовлением которого мы сегодня займемся, станет замечательным дополнением любого интерьера, а также превосходным сюрпризом для близких людей. Нам предстоит создать оригинальную подставку для карандашей.

В качестве основного компонента для ее изготовления будет использована фанера. Почему решено отдать предпочтение именно дереву? Все очень просто: помимо общеизвестных полезных качеств, этот распространенный природный материал обладает весьма интересными свойствами.

Подставку для карандашей мы будем делать из фанеры. Изделия сложной формы из древесины, особенно из фанеры, выпилить столярной ножовкой невозможно, поэтому для этой цели используют ручной лобзик.

Давайте вспомним, из каких частей состоит этот инструмент:

а) рамки;

б) ручки;

в) верхнего зажима;

г) нижнего зажима.

Разметка заготовки

Разметку линии выпиливания мы будем осуществлять с помощью шаблона, положив его на заготовку.

Техника выпиливания

Лобзик перемещают вниз и вверх без перекосов пилки, с лёгким нажимом, чтобы не поломать её.

Выпиливание наружного контура изделия

Наружный контур обычно опиливают в последнюю очередь, чтобы не поломать его выступающие части. Зачищать вырезанные участки заготовки нужно шлифовальной шкуркой или надфилями.

Давайте вспомним правила безопасности при работе лобзиком:

  1. Работать лобзиком и шилом с надёжно закреплёнными и исправными ручками;

  2. Надёжно закрепить выпиловочный столик к верстаку;

  3. Надёжно закрепить пилку в рамке лобзика;

  4. Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.

Лобзик — инструмент для выпиливания криволинейных контуров (рис. 1). Рабочая часть лобзика — тонкая и узкая пилка. (показываю на лобзике)

hello_html_7fc266b3.jpg


Рисунок 1

— Перед выпиливанием лобзик надо наладить, т. е. подготовить к работе. Сначала пилку закрепляют в рамке нижним зажимным винтом так, чтобы зубья были направлены остриями к ручке. Затем слегка сжимают рамку и закрепляют пилку верхним зажимным винтом. Для этого используют приспособления. (рис. 2).
hello_html_m5e92a3a7.jpg


Рисунок 2

— Размечают заготовку по рисунку через копировальную бумагу или по шаблону. Сидеть и стоять во время выпиливания надо прямо, не нагибаясь, вполоборота к верстаку, заготовка должна находиться на уровне груди.
Сначала выпиливают фигуру по внутреннему контуру, а затем — по внешнему, чтобы удобнее было держать заготовку. При выпиливании по внутреннему контуру рядом с разметочной линией шилом прокалывают отверстие. Затем в него вставляют пилку и закрепляют ее в рамке. Пиление по внешнему контуру начинают от края фанеры и постепенно переходят на линию разметки.

Лобзик надо перемещать плавно и без перекосов, так как пилка легко ломается. В местах поворота линий рисунка заготовку надо медленно поворачивать, не прекращая вертикального движения лобзика. Через каждые 3…5 минут работы следует делать небольшой перерыв, чтобы пилка остывала. Можно также охладить ее влажной тряпочкой.
После выпиливания деталь зачищают надфилями и шлифовальной шкуркой. Надфиль — это напильник небольшого размера. Он представляет собой металлический стержень, один конец которого служит ручкой, а на другом конце выполнена насечка (рис. 3). Неровности срезают движением вперед.

hello_html_m3575e907.jpgРисунок 3
На деревообрабатывающих предприятиях выпиливание фигурных деталей выполняют станочники-распиловщики на специальных лобзиковых станках. Они должны хорошо знать свойства древесины, устройство станков, способы выпиливания, быть точными и аккуратными в работе.

5. Правила безопасной работы с инструментом:

  • Прочно закреплять выпиловочный столик.

  • Работать лобзиком и шилом с хорошо насаженными и
    исправными (без трещин) ручками.

  • Надежно закреплять пилку в рамке.

  • Не делать резких движений лобзиком и надфилем, не наклоняться низко над заготовкой.

  • Не сдувать опилки, а убирать их щеткой-сметкой.

6.Практическая работа и текущий инструктаж.
— Расстановка учащихся по рабочим местам.
— Выдача задания и контроль работы.
— Проведение целевых обходов рабочих мест.

— Проведение самоконтроля и взаимоконтроля.

7.Заключительный инструктаж.
— Указание типичных ошибок.
-Отметка лучших работ.
— Сообщение оценки качества работы каждого учащегося.
— Выдача домашнего задания (на доске).

8.Рефлексия.

Ребята, подумайте и продолжите фразы….:

  1. Сегодня на уроке я научился…..

  2. Теперь я могу…..

Мне понравилось

9. Уборка рабочих мест.
— Осуществление проверки поведения уборки на рабочих местах учащихся.

Приложение 1. – чертёж подставки для карандашей.

Приложение 2. – технологическая карта.

Приложение 3. – выкройка.

Приложение 4. – технологическая карта.

Приложение 1.

hello_html_22a7c740.jpghello_html_246e1189.jpghello_html_22a7c740.jpghello_html_7a02a640.jpg

hello_html_m29ee0481.jpghello_html_m55f0b4cb.jpg

Приложение 2. 
Технологическая карта изготовления

подставки для карандашей

Последовательность выполнения операций

Графическое изображение

Инструменты и приспособления

1

Выбор заготовки фанеры 200*160* 4 мм

2

Разметить контур изделия по шаблону

hello_html_22a7c740.jpghello_html_246e1189.jpg

hello_html_7a02a640.jpghello_html_m55f0b4cb.jpg

Шаблон, карандаш, верстак, копировальная бумага.

3

Выпилить изделие по внешнему контуру

hello_html_22a7c740.jpghello_html_246e1189.jpghello_html_7a02a640.jpghello_html_m55f0b4cb.jpg

Лобзик, столярный верстак.

4

Наколоть шилом центр отверстия. Просверлить отверстие

hello_html_m29ee0481.jpg

Шило, сверло, коловорот или дрель, верстак.

5

Выпилить изделие по внутреннему контуру

hello_html_m29ee0481.jpg

Лобзик, столярный верстак.

6

Зачистить изделие, скруглить острые кромки и углы

Верстак, шлифовальная колодка, напильник.

Приложение 3.

hello_html_27a743f3.jpg

Приложение 4. 
Технологическая карта изготовления

Мягкой игрушки

Последовательность выполнения операций

Графическое изображение

Инструменты и приспособления

1

Выбор материала для изготовления

2

Разметить контур изделия по шаблону

hello_html_1f06e0d1.jpghello_html_10c8d0a5.jpghello_html_27a743f3.jpg

Шаблон, карандаш, мелки.

3

Вырезать отдельные части

hello_html_1f06e0d1.jpghello_html_10c8d0a5.jpghello_html_27a743f3.jpg

Ножницы, безопасные булавки.

4

Сшить между собой составные части игрушки (голову), набить ватой.

hello_html_7023c6ee.jpg

Иголки, нитки, вата.

5

Сшить между собой составные части игрушки (туловище), набить ватой.

hello_html_5f3569ac.jpg

Иголки, нитки, вата.

6

Соединить составные части игрушки между собой

Иголки, нитки.

7

Провести контроль качества готового изделия.

hello_html_27a743f3.jpg

«Технология обработки древесины. Выпиливание лобзиком»

«Технология обработки древесины.

Выпиливание лобзиком»

Цели:

Познакомить учащихся с основными приемами выпиливания ручным лобзиком по внешнему.

Ознакомить учащихся со способами наладки и регулировки лобзика; научить осуществлять окончательную обработку изделия шлифовальной шкуркой и надфилем.

Повторить правила безопасности труда; воспитывать бережливость в расходовании материалов, аккуратность и точность в работе.

Инструменты и оборудование: столярный верстак, лобзик, приспособления для выпиливания, струбцина, заготовки, надфиль, шлифовальная шкурка, копировальная бумага, карандаш, циркуль, шило, шаблон, рисунок.

Объект работы: ключ (подарок выпускникам «символический ключ во взрослую жизнь»)

Ход урока

1. Вводная часть.

В начале урока учитель напоминает учащимся, что прямолинейное пиление древесины можно осуществить с помощью ручной ножовки. После этого необходимо показать красивые изделия сложной формы, выполненные лобзиком. Учащиеся рассматривают изделия и отмечают их красоту.

Учитель с учениками вспоминает, где еще, они встречались с изделиями, выполненными лобзиком (наличники на доме в деревне, предметы быта шкатулки и др.) Затем предлагается поставить вопрос: «Каким образом можно достигнуть этого результата?» «Какой инструмент лучше использовать для работы?» «Какие приспособления при этом использовать?»

2. Изложение нового программного материала.

Лобзик состоит из рамки (1) с ручкой (2), верхним (3) и нижним (4) зажимными винтами. Между зажимными винтами натягивается и крепится узкая и тонкая стальная пилка с наклоном зубьев в сторону ручки.

Для стягивания рамки перед креплением пилки применяют эксцентриковый зажим. После закрепления пилки винтами эксцентриковый механизм снимают. Пилка под действием рамки натягивается. Сжимать рамку можно и вручную. (Объяснение сопровождать показом приемов) Для этого один конец рамки упирают в крышку стола, левой рукой нажимают на другой конец рамки, а правой закрепляют пилку зажимными винтами.

Разметку линий выпиливания на заготовке осуществляют обычно с рисунка при помощи копировальной бумаги. При выпиливании лобзиком в заднем зажиме верстака крепят специальный выпиловочный столик. Заготовку укладывают на столе и придерживают левой рукой, а правой выпиливают.

Если необходимо выпилить внутренний контур заготовки, то в ней прокалывают шилом или высверливают отверстие в вырезаемой части. В него заводят снизу верхний конец пилки, рамку лобзика сжимают и крепят пилку. Заготовку прижимают к выпиловочному столику сверху и лобзиком выпиливают контур по линии разметки. (Учитель показывает, как это делается.)

Лобзик перемещают вниз и вверх без перекосов пилки с легким нажимом, чтобы не поломать ее. После выпиливания заготовки по внутренним очертаниям пилку раскрепляют и вынимают лобзик. Наружный контур обычно опиливают в последнюю очередь, чтобы не поломать его выступающие части. Зачищать вырезанные участки заготовки нужно шлифовальной шкуркой или надфилями.

3. Текущий инструктаж.

  • Учитель знакомит детей с правилами безопасности труда.

  • Работу выполнять хорошо подготовленным лобзиком.

  • Не «заваливать» лобзик во время пиления!

  • Следи, чтобы рука, удерживающая заготовку, не попала под пилку!

  • Не торопись и не нажимай сильно на пильное полотно.

  • Не сдувай опилки, по окончании работы применяй щетку-сметку.

4. Объяснение практической работы.

Ребята сегодня на уроке мы с вами будем выпиливать ключ. Учитель показывает нарисованный ключ и заинтересовывает учащихся. Дети рассматривают предложенную картинку.

Детям раздаются технологическая карта, которая предварительно была сделана учителем.

В беседе с учениками учитель проговаривает каждый этап выполнения работы.

Последовательность выполнения работы:

  1. На листе фанеры при помощи копировальной бумаги рисуется ключ

  2. Выпиливается

  3. Обрабатываются края при помощи надфиля и наждачной бумаги

  4. Высверливается отверстие диаметром 8мм

  5. На ключе рисуется рисунок

  6. Производится выжигание по нарисованным рисункам

  7. Раскрашивается карандашами или красками

 Технологическая карта.

п/п

Последовательность операций

Инструменты и приспособления

1

Выбрать фанеру

2

На заготовке нарисовать ключ

Карандаш, копировальная бумага, рисунок ключа

3

Выпилить по контуру

Лобзик

4

Зачистить поверхность

Надфили и наждачная бумага

5

Сделать отверстие диаметром 8мм

Ручная дрель, сверло

6

Нарисовать рисунки на ключе

Карандаш

7

Выжечь

Выжигатель

8

Разукрасить

Карандаши или краски

5. Подведение итогов.

Учитель с учениками рассматривает выполненные изделия. Отмечает качество выполненной работы, выявляет недостатки и способы их устранения.

6. Закрепление пройденного материала.

7. Уборка рабочих мест.

Рисунок ключа&Icy;&mcy;&icy;&dcy;&zhcy; &Rcy;&ocy;&scy;&scy;&icy;&icy; - &Fcy;&ocy;&rcy;&ucy;&mcy; &Ecy;&mcy;&icy;&gcy;&rcy;&acy;&ncy;&tcy;&ocy;&vcy; &Ucy;&zcy;&bcy;&iecy;&kcy;&icy;&scy;&tcy;&acy;&ncy;&acy;

Готовые изделия

C:\Users\user\Dropbox\Загрузка с камеры\2015-04-16 14.45.22.jpg

C:\Users\user\Dropbox\Загрузка с камеры\2015-05-07 13.26.00.jpg

C:\Users\user\Dropbox\Загрузка с камеры\2015-05-22 10.21.46.jpg

Тесты по технологии на тему «Выпиливание лобзиком»

Задание: прочитай вопрос , найди правильный ответ и запиши номер вопроса и номер ответа.

п/п

Вопросы

Ответы

1

2

3

1

Какой нужен инструмент, чтобы выпилить детали из фанеры?

hello_html_56c0aa01.jpg

hello_html_m2ec2de7d.jpg

hello_html_m5b90fc2c.jpg

2

Из какого материала можно выпили-вать детали ручным лобзиком ?

Из доски толщиной 30-40 мм

Из фанеры толщиной 3-4мм

Из бруска толщиной 30мм

3

Кhello_html_75197a9b.jpgак называются детали лобзика?

Деталь 1 ?-

Деталь 2 — ?

Деталь 3 — ?

Деталь 4 — ?

Пилка

Ручка

Рамка

Верхний зажим

Рамка

Ручка

Нижний зажим

Верхний зажим

Пилка

Нижний зажим

Ручка

Верхний зажим

4

Что нужно для выпиливания деталей лобзиком?

Пилки, выпиловочный столик, шило и лобзик

Выпиловочный столик, верстак, рисунок детали и лобзик

Верстак, выпиловочный столик, лобзик, пилки, шило, копировальная бумага, рисунок детали

5

Зубья пилки должны быть направлены………….

От ручки лобзика

Вниз, к рамке лобзика

К ручке лобзика

6

Пиление лобзиком происходит при движении пилки

Вправо и влево

Вниз

Вверх

7

Во время выпиливания лобзиком нажимать сильно на пилку…………..

Нельзя, потому что пилка сломается

Нужно, чтобы быстро пилить

Нельзя, пилка нагреется

8

При быстром пилении………………

Можно быстро выпилить деталь

Пилка нагреется и сломается

Деталь будет ровной и красивой

9

При выпиливании детали с внутренним контуром выпиливают………………..

Сначала внешний контур

Сначала внутренний контур

Можно начинать выпиливать внешний или внутренний контур

10

Чтобы проколоть отверстие шилом для пилки при выпиливании детали с внутренним контуром …………………

Деталь нужно положить на верстак и прокалывать отверстие шилом

Деталь нужно положить на колени и прокалывать отверстие шилом

Деталь нужно держать в руке и прокалывать отверстие шилом

11

Чтобы изменить направление пиления нужно ……………………………….

Повернуть пилку с лобзиком

Повернуть выпиливаемую деталь

Снять пилку и снова её вставит

12

Опилки с верстака…………………..

Сдуть ртом

Смести рукой

Смести щёткой

13

Если изделие нужно раскрасить, это делают так ……………………….

Сначала раскрашивают, зачищают шкуркой и покрывают лаком.

Сначала покрывают лаком, раскрашивают и зачищают шкуркой.

Сначала зачищают шкуркой, раскрашивают и покрывают лаком.

«Выпиливание лобзиком. Инструменты и приспособления»

5 класс трудовое обучение

Тема: «Технология выпиливания лобзиком».

Цели:

Развивающая. Развитие внимания и логического мышления, формирование умения анализировать и осуществлять умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать способности выражать свою точку зрения.

Обучающая. Закрепление по теме: «Пиление древесины. Виды ножовок. Технология пиления. Пра­вила безопасной работы. Зачистка и шлифование деталей. Инструменты и приспособле­ния для зачистки и шлифования». Познакомить и обучать понятиям: Лобзик, пилка, калька, наладка лобзика, выпиловочный столик, выпиливание, надфиль, станоч­ник-распиловщик. Закрепление по теме: «Выпиливание лобзиком. Инструменты и приспособления. Устройство и наладка лобзика. Правила безопасной работы».

Воспитательная. Прививать детям интерес к труду и желание к познанию нового материала. Научить аргументировать собственное мнение, вести диалог.

Оборудование: наглядные пособия, лобзик, фанера, разметочный инструмент

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторительно-обучающая работа по теме: «Пиление древесины. Виды ножовок. Технология пиления. Пра­вила безопасной работы. Зачистка и шлифование деталей. Инструменты и приспособле­ния для зачистки и шлифования»

Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

Какой технологический процесс называют резанием?

Какие правила безопасного труда необходимо соблюдать при резании древесных матералов?

III.Объяснение нового материала

«Выпиливание лобзиком. Инструменты и приспособления. Устройство и наладка лобзика. Правила безопасной работы».

Много красивых изделий можно изготовить из фанеры, если научиться работать лобзиком. Это ин­струмент для выпиливания криволинейных конту­ров (рис. 1). Рабочая часть лобзика тонкая и узкая пилка.

Перед выпиливанием лобзик подготавливают к работе. Сначала пилку закрепляют в рамке ниж­ним зажимным винтом так, чтобы зубчики были направлены остриями к ручке. Затем слегка сжи­мают рамку и закрепляют пилку верхним зажим­ным винтом. Для этого используют зажимную ко­робку верстака или специальный зажим (рис. 2).

hello_html_33ea6a61.png

Рис. 1. Лобзик: 1 — верхний зажимной винт; 2 — пилка; 3 — рам­ка; 4 — ручка; 5 — нижний зажимной винт.

hello_html_2587b79d.pnghello_html_m227f170c.png

Рис. 2. Приспособление для стягивания рамки лобзика: а — на зажимной коробке верстака; б — специальный ручной зажим.

Заготовку для выпиливания размечают по рисун­ку через копировальную бумагу или по шаблону. Чтобы не испортить рисунок, используют прозрач­ную бумагу, называемую калькой. Кальку, рисунок и копировальную бумагу прикрепляют к заготовке кнопками. Обводят рисунок простым карандашом, и на фанере остаётся контур рисунка. Для лучшего изображения рисунка фанеру предварительно тща­тельно зачищают шлифовальной шкуркой.

При пилении лобзиком используют специальное приспособление — выпиловочный столик (рис. 3), который закрепляют в заднем зажиме верстака.

Сидеть или стоять во время выпиливания надо прямо, не нагибаясь, вполоборота к верстаку, заготовка должна находиться на уровне груди (рис. 4).

hello_html_mfecffd7.png

Рис. 3. Выпиловочные

столики:

а — для работы сидя; б — для

работы стоя: 1 — основание;

2 — стойка

hello_html_297d9498.png

Рис. 4. Рабочая поза и хватка лобзика при пилении: а — сидя; б — стоя.

Сначала рисунок выпиливают по внутреннему контуру, а затем по внешнему, чтобы удобнее было держать заготовку. При выпиливании внут­реннего контура рядом с разметочной линией ши­лом прокалывают отверстие. В него вставляют один конец пилки остриями зубчиков вниз и закрепля­ют пилку в рамке. Лобзик перемещают плавно и без перекосов, так как пилка легко ломается. В местах поворота линии рисунка заготовку надо мед­ленно поворачивать, не прекращая вертикального движения лобзика. Через каждые 3—5 минут ра­боты необходимо делать небольшой перерыв, чтобы пилка остывала. Можно также охлаждать её влаж­ным лоскутом ткани.

Пиление по внешнему контуру начинают от края заготовки и постепенно переходят на линию разметки. Поворачивая заготовку, выпиливают весь контур полностью.

После завершения работы изделие зачищают надфилями и шлифовальной шкуркой. Надфиль -это напильник небольшого размера. Он представля­ет собой металлический стержень с круглой руч­кой и рабочей частью с различным профилем се­чения (рис. 5). Неровности срезаются при движе­нии надфиля вперёд.

Научившись работать лобзиком, можно изготовить рамки для фотокарточек и зеркал, настенные полоч­ки и др. Ваш письменный стол для подготовки уро­ков может украсить выпиленный и прикреплённый к подставочке «Кораблик с парусами» (рис. 6).

hello_html_51a46ece.png

Рис. 5. Надфили: а — ромбический; б — плоский; в — трёхгранный; г — круглый.

На деревообрабатывающих предприятиях выпи­ливание фигурных деталей и изделий выполняют станочники-распиловщики на ленточнопильных станках и электрическими лобзиками. Они долж­ны хорошо знать свойства древесины, устройство станков и электролобзиков, способы выпиливания, быть точными и аккуратными в работе.

hello_html_4c6180be.png

Рис. 36. Настольное украшение. «Кораблик с парусами»: 1 — заготовка; 2 — выпиленный рису­нок; 3 — подставка (основание).

Правила безопасной работы

  1. Работайте в халате и головном уборе.

  2. Выпиливайте при хорошем освещении.

  1. Сидите прямо, не горбясь, и дышите че­рез нос.

  2. Прочно закрепляйте в верстаке выпило­вочный столик.

  3. Работайте лобзиком и шилом с хорошо насаженными и исправными (без трещин) ручками.

  1. Надёжно закрепляйте пилку в рамке.

  2. Не работайте изогнутой пилкой.

  3. Работайте по всей длине пилки.

  4. Не наклоняйте лобзик влево или вправо.

  1. Пилите строго под прямым углом к заго­товке из древесины.

  2. Не нажимайте на лобзик при движении вперёд.

  3. Не спешите и не увеличивайте частоту движений.

  4. Прижимайте заготовку из древесины к вы­ пиловочному столику.

  5. Не делайте резких движений лобзиком и надфилем, не наклоняйтесь низко над за­ готовкой.

  6. Не сдувайте опилки, а убирайте их щёт­кой-смёткой.

  7. Делайте перерыв через каждые 15—20 ми­ нут.

IV. Закрепление нового материала.

Постановка проблемных вопросов.

Какой технологический процесс называется резанием?

С какой технологической операции начинается изготовление изделия?

Какими способами можно пренести рисунок или эскиз изделия на заготовку?

Какие правила безопасности необходимо соблюдать при работе лобзиком?

V. Практическая работа.

Выпиливание лобзиком. Объект труда Утка – игрушка на колесиках

1.Вступительный инструктаж
— Расстановка учащихся по рабочим местам.
— Выдача задания и контроль работы.

2.Текущий инструктаж
— Проведение целевых обходов рабочих мест

 Технологическая карта.

№ п\п

Последовательность операций

Инструменты и приспособления

1

Выбрать трехслойную фанеру толщиной 40мм

Линейка карандаш

2

Разметить по шаблону

Карандаш, шаблон

3

Выпилить намеченные окружности.

лобзик

4

Зачистить поверхность.

Наждачная бумага, надфили.

3. Заключительный инструктаж
— Указание типичных ошибок.
-Отметка лучших работ.
— Сообщение оценки качества работы каждого учащегося.
VI. Домашнее задание §9 прочитать.

Ответить на вопросы

Уборка рабочих мест

.

Конспект «Художественное выпиливание лобзиком»

ПРОЕКТ

Предмет: ТЕХНОЛОГИЯ

Тема: «ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ»

Объект работы: Художественное выпиливание лобзиком. Лошадь.

Разработала Волкова Светлана Николаевна

Учитель МБОУ «Средней школы №36»

г.Дзержинск Нижегородской обл.

Дзержинск 2017г.

Содержание

1.Формирование проблемы 3-4

2. Исторический очерк художественной обработки древесины 5-6

3. Подготовка материала и инструмента 7-8

4. Последовательность обработки 9 –12

5. Заключение 13

6. Список литературы 14

1.Формирование проблемы

Художественная обработка дерева была известна еще в IX — X вв. В странах, богатых лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Выявлять красоту дерева, использовать его пластические свойства умеют и мастера разных стран.

Для изготовления художественных изделий и сувениров используют древесину различных пород, хорошо поддающуюся отделке и обработке, принимая во внимание художественные особенности текстуры древесины, природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме древесины используют кап, бересту, лозу (иву, черемуху).

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает художественное выпиливание лобзиком. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, резьба лобзиком развивалась параллельно с точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.

Выпиливание лобзиком — вид художественной обработки древесины. Древесина — доступный материал, ее обработка не требует сложных инструментов. Детали орнаментальных украшений предназначены для воспроизведения по ним изделий.

Мне, как начинающему любителю художественного выпиливания необходимо знать, что фанера является тем материалом, с которого желательно начинать обучение ремеслу. На первых порах необходимо усвоить хотя бы один способ выпиливания, один способ соединения деталей.

Что заставляет людей, большую часть времени отдающих основной работе, заниматься выпиливанием, резьбой? Заниматься творчеством человека побуждает желание самовыразиться, желание запечатлеть в своих творениях отношение к окружающему миру. Несмотря на кажущуюся простоту выпиливания, сделать самую простую вещь непросто.

Но в любом случае человек делает вещь, украшающую быт, а главное, делает это с удовольствием и желанием. Многие посетители антикварных магазинов, музеев с интересом и удовольствием рассматривают предметы убранства, старинную мебель.

Людям нравятся изделия, удобные для повседневной жизни и радующие своим внешним видом. Все чаще в отделке современной мебели встречаются элементы ручной работы. Очень многие желают иметь мебель, предметы Домашнего обихода, существующие в единственном экземпляре. Выпиливание лобзиком близко к резьбе по дереву

Художественное выпиливание лобзиком я выбрал темой моей работы. Актуальность темы выражается в том, что процесс выпиливания захватывает, так как в каждую деталь вложен личный труд и готовое изделие оценивается как собственное произведение.

А если в изделие, над которым работал, вложить что-то свое; внести свои поправки, изменить конструкцию или рисунок орнамента, прибегнуть к фантазии или выдумке, такое изделие особенно дорого, такие предметы находятся дома на самом почетном месте. В последнее время так же вырос спрос общества к изделиям ручной работы или собственноручно оформленными.

Так же моя тема актуальна и для разностороннего творческого развития учащихся на уроках технологии.

Целью моей работы является освоение техники художественной резьбы лобзиком при изготовлении резной вазы.

Задачи исследования:

Сбор информации по художественной обработке древесины и художественной резьбе лобзиком;

Изучить материалы, инструменты, способы обработки древесины и виды художественной резьбы по древесине;

Освоение технологии в процессе изготовления резной вазы.

Объект исследования – технология художественного выпиливания лобзиком.

Предмет исследования – технология изготовления резных изделий.

Этапы исследования моей работы:

Теоретический этап – определение материалов, инструментов, способов обработки древесины, видов резьбы по дереву.

Практический этап – на основе теоретических знаний изготовить изделия, с применением описанных операций по обработке древесины.

Оборудование: лобзик ручной, выпиловочный столик, рисунок, копировальная бумага, карандаш простой, шило, напильники, надфили, заготовка из фанеры (по количеству учащихся), столярный верстак.

2.Исторический очерк художественной обработки древесины

Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей.

Человек улучшал вещь по форме и восприятию, а в процессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета, материала, пропорции, симметрии, ритма и в целом “чувство вещи”

До наших дней на русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились крестьянские дома — произведения неизвестных ваятелей и резчиков.

Высокие фронтоны завершаются мощными бревнами-охлупнями, один край которых вырезан в виде головы рогатого оленя, круглогривого коня или птицы. Доски-причелины и спускающиеся с них доски-полотенца заполнены растительным орнаментом либо пропильным геометрическим узором.

Говоря о резчике, нужно иметь в виду не исполнителя, а резчика-художника, поэтому такому мастеру необходимо иметь представление и об изобразительном искусстве, однако станковую живопись не следует переносить в декоративную резьбу, так как у кисти и ножа совершенно разные возможности в создании художественных произведений. Только неустанный творческий труд, а не слепое копирование и подражание позволит в короткий срок с совершенстве овладеть ремеслом столяра и мастерством резчика.

Еще до недавнего времени в хозяйствах у домашних умельцев преобладали ручные лобзики. Для работы с ними требовалось много времени и сил. Сегодня простые инструменты постепенно вытесняются их электрическими собратьями, благодаря которым распил поверхностей любой прочности превратился в минутное дело.

Предметы с резными вставками или целиком выполненные из выпиленных элементов могут украсить собой не только домашний интерьер, но и облик дачного или садового участка.

Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Художественная обработка древесины у многих народов — самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства. Исследования археологов раскрыли и неизвестные раньше деревянные скульптурные изображения зверей и птиц Алтая V в., новгородскую утварь IX — XV вв., украшенную резьбой и росписью. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста — дежи.

Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клена резали изящные звонкие ложки.

Докрашенной резьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема Древней Руси. На ярком солнце блистала расписанная киноварью, ярь-медянкой и золотом рельефная резьба наличников и крылец.

За красоту и великолепие дворца в Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII — XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба.

Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, в частности борта и надстройки волжских белян и расшив, а также боевые корабли — галиоты и корветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств.

  1. Подготовка материала и инструмента

В качестве основного инструмента используют лобзик – очень тонкую пилочку, позволяющую производить филигранные отверстия в полотне.

 Для профессиональных мастеров существует специальная модель художественного назначения, но обычный электрический инструмент вполне подойдет для выполнения крупных деталей, а мелкие элементы можно создать и ручной пилкой.

Кроме этих устройств, в предстоящем создании поделки из дерева понадобятся: запас пилок с острыми зубчиками; дрель для просверливания стартовых отверстий; острое шило для нанесения контура распила ; напильник и наждачная бумага нескольких видов; линейка, угольник ;циркуль для переноса размеров с рисунка на материал; тиски или струбцина; клей ПВА; краска или лак.

Фанеру нужно обработать наждачной бумагой, применяя сначала крупнозернистую шкурку, а потом мелкую. Выбранный для поделки из дерева узор распечатывают на бумажном листе.

Перенести его на фанеру можно 2-мя способами. 1-ый заключается в использовании копировальной бумаги, через которую схема переносится на нужное место. 2-ой метод несколько сложнее, но хорош тем, что не оставляет на материале неопрятных следов от копирки. Чертеж накладывают на деталь лицевой стороной вверх и острым шилом продавливают основные точки схемы, затем соединяя их, прочерчивая линии на поверхности этим же инструментом и используя линейку.

Процесс выпиливания будет более удобно производить за столом или верстаком, столешница которых находится выше уровня пояса. Заготовку надежно зажимают в тисках или фиксируют к рабочему столу струбциной. Если это первый опыт обращения с инструментом или его последнее использование было достаточно давно, лучше сделать несколько пробных пропилов на ненужном кусочке фанеры.

Выполнение сквозных отверстий начинают с просверливания тонким сверлом небольшой дырочки, в которую затем вставляют лобзик. После того как изготовление всех элементов детали завершено, ее края зачищают напильником и проводят окончательную обработку тонкой наждачной бумагой.

В готовую конструкцию все части собирают клеевым способом, при необходимости закрепляя в нужных местах саморезами. Завершает работу окраска изделия или его покрытие несколькими слоями лака.

А если собственноручно изготовить маленькие фигурки, покрыть их светящейся краской и повесить на новогоднюю елку, это будет самым красивым и незабываемым украшением праздника.

Из фанеры можно сделать много интересных функциональных украшений для дачи. Это могут быть: Забавные фигурки; Контейнеры для цветов; Почтовые ящики; Кормушки для птиц; Декоративные заборчики. Вариантов фигурок из фанеры великое множество, и каждый из них отличается оригинальностью и выразительностью.

Я выбрал изделие доска разделочная в форме поросенка, которое пригодится и взрослым и детям для приготовления пищи. Поместите на кухню такое изделие и оно украсит собой место.  

Конечно, можно купить в магазине какую – нибудь доску для кухни, но работа, сделанная  своими руками, по своему собственному проекту дорога нашей семье; эксклюзивная, такая, какой нет больше ни у кого, сделанная в соответствии со своими предпочтениями и вкусами.
 Мне, например, нравится работать с деревом и я люблю, чтобы меня окружали предметы из дерева, сделанные своими руками.

  1. Последовательность обработки

При выпиливании необходимо следить , чтобы пилочка двигалась равномерно и перпендикулярно к плоскости заготовки со скоростью приблизительно 60-80 двойных движений в минуту.

Пилить лобзиком необходимо медленно и равномерно. При выпиливании углов (особенно острых) удобнее пилить в двух направлениях. Внутренние углы выпиливают вдоль стороны угла к его вершине , а внешние – вдоль стороны угла от его вершины .

hello_html_m3da8b863.jpg

В этом случае не нужно изменять направление пиления, а угол будет выпилен достаточно четко. Внешние контуры следует выпиливать с внешней стороны от линии разметки, а внутренние – с внутренней. Это значит, что линия разметки должна оставаться на заготовке для ориентации при дальнейшей обработке. Зазор между линией разметки и пропилом не должен превышать 0,5 мм. Линии разметки после выпиливания будут служить границами обработки

hello_html_49d993fe.jpg

hello_html_39e7b728.jpg

детали напильником. hello_html_m101b8b3e.jpg

При наличии в заготовке внешних и внутренних контуров в первую очередь выпиливают внутренние контуры. При выпиливании в заготовке внутренних контуров в ней необходимо сделать отверстия для установления в них пилочки. Их делают вблизи линии разметки, но так, чтобы не повредить ее. Отверстия можно просверлить или сделать с помощью шила.

В обоих случаях под заготовку следует подложить кусок ненужной древесины или фанеры, чтобы предотвратить возможное скалывание нижних слоев древесины.

Для работы лучше использовать шило с трехгранным затачиванием. Отверстие делают почти сквозным до тех пор, пока на обратной стороне не появится след от инструмента.

hello_html_6a89a462.jpg

Заготовку переворачивают и продолжают сверлить отверстие с противоположной стороны: такая последовательность уменьшает риск раскалывания шпона с нижней стороны заготовки при изготовлении отверстия. После этого рамку лобзика следует сжать в специальном приспособлении и открутить гайку верхнего зажима. Освобожденный конец пилки вставляют в изготовленное отверстие и опять закрепляют в верхнем зажиме. Сняв зажимное устройство, заготовку вместе с лобзиком осторожно кладут на столик для выпиливания и начинают работать.

Мелкие работы осуществляют в круглом отверстии столика.

  1. Заключение

В моей работе представлено изготовление изделий, которую могут выполнить ребята в возрасте от 10. Выполненная мной работа не является обязательной к выполнению. Можно придумывать что-то свое, переработать, подобрать свой рисунок.

Изделия из древесины, и сама древесина дают нам большой кругозор воплощения нашей фантазии и творчества при изготовлении различных изделий. Фантазия плюс творчество и труд – и красивая вещь в вашем интерьере и отличный эксклюзивный подарок родным, друзьям и знакомым готовы.

Таким образом, поставленные в начале работы задачи успешно реализованы, а цели достигнуты.

Представленные в работе материалы дают возможность учителю провести с учащимися мастер-классы по обработке древесины, и дать «поле» для фантазий при разработке и изготовлении своего изделия.

6.Список использованной литературы

Тищенко А.Т. «Технология» Индустриальные технологии М. 7 класс — «Вента-Граф»- 2017

Домокеев А.Г. – «Строительные материалы» М. 1988 Издательство – Высшая школа;

Марценюк П. – «Подготовка и обработка древесины»;

Жильцов, Шалин – «Художественная резьба по дереву»;

Хайди Грунд-Торпе – «Выпиливание лобзиком»;

Презентация по технологии на тему ”Художественная обработка древесины. Выпиливание лобзиком“

Методическая разработка теоретического урока в 5 классе

Тема: «Художественная обработка древесины. Выпиливание лобзиком»

hello_html_m2302b2e3.jpg

Тема: «Художественная обработка древесины. Выпиливание лобзиком».

Цели:

1 .Обучающая: Познакомить с видами резьбы по дереву; технологией выпиливания ручным лобзиком по внешнему, внутреннему контуру; техникой безопасности при выпиливании. 2. Развивающая: развить художественный вкус и художественное творчество,

бережное обращение с материалом и инструментом, терпение, аккуратность, внимание, глазомер.

3.Профориентационная: познакомить с работой резчика по дереву.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: объяснительно-иллюстрационный.

Наглядные пособия: доска, плакаты, шаблоны, раздаточный материал, инструменты и приспособления для выпиливания, поделки и изделия.

Используемая литература:

А. Т. Тищенко, П. С. Самородский, В. Д. Симоненко. Технология: учебник для 5 класса-М. : Просвещение, 2010. Шемуратов Ф. А. Выпиливание лобзиком-М. : Легпромбытиздат,1992. Соколов Ю. В. Альбом по выпиливанию-М. : Экология, 1992. Рыженко В. И. Работы по дереву; http://www.trudoviki.net/

ХОД УРОКА.

I .Организационно-подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости и готовности к уроку, сообщение темы занятия.

П. Теоретическая часть.

1. Повторение пройденного материала:

  • Ответьте на вопросы предложенного технического кроссворда .

  • Отгадайте загадки. Для облегчения задания к загадкам прилагаются рисунки-отгадки.

  • Ответьте на вопросы тестирования по теме «Обработка древесины».

2. Изложение нового материала.

Виды художественного творчества.

Развитие художественной обработки древесины тесно связано с общим развитием русского искусства и архитектуры. Русское искусство художественной обработки древесины — является уникальным, подарившее миру великолепные архитектурные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. На стенах славянских святилищ изображались люди, птицы, звери, мифологические животные.

Существуют различные способы художественной обработки древесины, такие как выжигание по дереву, резьба по дереву, роспись по дереву, мозаика. Но наиболее распространённым способом является резьба по дереву. Резьбой украшают архитектурные сооружения, мебель, различные поделки и предметы быта.

Выпиливание лобзиком как разновидность оформления изделий.

Выпиливание лобзиком — один из распространённых видов резьбы по дереву. Древесина — наиболее доступный материал, обработка её не требует сложного технического оснащения. Поэтому ремёсла, связанные с обработкой древесины пользуются популярностью по всей стране.

Работа лобзиком не требует ни больших материальных затрат, ни специальной мастерской. Выпиливанием можно заниматься почти в любом помещении. Поэтому можно считать, что среди всех видов художественных ремёсел выпиливание лобзиком по простоте и лёгкости исполнения является одним из самых доступных для широких масс.

Но при кажущейся простоте техники выпиливания, изделия радующие глаз очень редки. Поэтому во время занятий выпиливанием необходимо воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность, внимание, развивать глазомер и чувство материала.

Виды резьбы по дереву.

В художественной обработке древесины существует несколько видов резьбы по дереву:

  • Плоскорельефная — вид декоративной обработки древесины, при котором рисунок углубляется в толщу доски с помощью резцов. Характеризуется она тем, что резное изображение находится в одной плоскости с фоном доски.

  • Пропильная (сквозная) — вид декоративной обработки древесины, при котором заранее намеченные на плоскости узоры выпиливаются с помощью лобзика или выкрутной пилы. Этот вид резьбы является одним из самых излюбленных. Причиной распространения такой резьбы является несложный способ её выполнения и простота восприятия узора.

В пропильной резьбе декоративность достигается игрой ажурной орнаментальной сетки. Нарядное кружево воздействует на зрителя ритмичным чередованием орнаментальных мотивов, красиво развёрнутых на плоской поверхности дерева.

Особенно нарядными народные умельцы делали наличники окон, карнизы и др. детали внешнего убранства деревянной избы, украшали мебель, мелкие изделия бытового назначения: шкатулки, полочки, вешалки, подставки и т. д.

Типы изображения резьбы.

По типу изображения резьба может быть:

  • Геометрической -резьба, в которой используется геометрические формы: треугольники, квадраты, ромбы, круги, овалы, полосы, пересекающиеся дуги окружностей (см. приложение 5).

  • Растительной -резьба с использованием растительных мотивов: цветов, листьев, травы, ягод, плодов и побегов растений (см. приложение 6).

  • Животной -резьба с использованием изображения животных, птиц, рыб, сказочных и мифологических персонажей (см. приложение 7).

Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания лобзиком.

Перед тем как приступить к выпиливанию, необходимо познакомиться с материалами и инструментом.

В качестве материала для выпиливания рекомендуется использовать фанеру толщиной 3-5 мм высокого качества (отсутствие пустот и сучков), либо дощечки из мягких пород древесины (липы, осины, сосны).

Для выпиливания необходим следующий инструмент:

Металлический ручной лобзик — представляет собой рамку, в виде буквы П, на свободных концах которой помещены винтовые зажимы и деревянная ручка. В зажимы вставляют пилку. Обязательное условие хорошей работы лобзика -натяжение закреплённой пилки, которое достигается сдавливанием свободных концов лобзика перед закреплением. Пилку прочно закрепляют в зажимах, наклоном зубьев в сторону ручки. Для начала необходимо иметь два сорта пилок: с мелкими и крупными зубьями, для крупного и мелкого рисунка.

Отверстия в фанере можно протыкать шилом, либо просверливать тонким сверлом. Для подгонки деталей друг к другу перед сборкой, удаления излишков клея, выравнивания и исправления рисунка понадобятся надфили и наждачная бумага.

Контур орнамента выпиливают на специальном выпиловочном столике, который легко сделать самому из дощечки твёрдой породы. Во время работы столик закрепляется в боковом зажиме столярного верстака. Чертёж: столика дан на рис. 1 (размеры в мм).


hello_html_7ccb2ca1.jpg

Рис. 1 Выпиловочный столик

Перевод рисунка на фанеру и другой материал

Рисунок на материал можно переводить двумя основными способами:

1. Перевод рисунка из специального альбома на прозрачную кальку, а затем через копировальную бумагу на фанеру.

2. Перевод рисунка по шаблону (эскизу детали, выполненному на картоне в натуральную величину).

В том или ином случае располагать рисунок нужно компактнее, чтобы отходов было как можно меньше. Обводить рисунок можно как карандашом, так и шариковой ручкой, стараясь точно придерживаться линий рисунка. При копировании рисунка нужно укрепить его кнопками, во избежание случайного смещения. Закончив копирование, обязательно проверить, нет ли пропусков в мелких контурах рисунка. Места рисунка, которые будут выпадать при выпиливании, желательно помечать лёгкими штрихами.

Сборка и отделка изделий.

Когда все детали изделия выпилены, их необходимо тщательно осмотреть для выявления неточностей выпиливания. Детали подгоняют друг к другу стамеской, надфилем или наждачной бумагой. Ширину прорезей паза проверяют кусочком той же фанеры, правильность подгонки контролируют угольником. После подгонки детали шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой.

Выпиленные и зачищенные детали нужно собрать без клея для проверки правильности изготовления, после чего детали разъединить и, смазав клеем шипы, собрать.

Среди клеев самым распространённым является клей ПВА (поливинилацетатный), время схватывания которого 1-2 часа. Наносить клей лучше всего кисточкой. Работать нужно аккуратно, чтобы клей не попал в глаза или рот.

После высыхания собранного изделия по желанию исполнителя изделие можно лакировать и красить. Естественный вид поверхности можно получить, покрыв её прозрачными нитролаками холодного нанесения типа НЦ-221. Часто исполнитель желает изменить цвет изделия. Это достигается нанесением на него морилки на спиртовой основе. Цвет морилки выбирается по желанию. Наносят её тампоном или кистью. После высыхания морилки, изделие покрывают лаком.

Техника безопасности при выпиливании.

При выполнении работ связанных с художественным выпиливанием лобзиком необходимо соблюдать следующие правила безопасной работы:

  • Работать исправными лобзиком и шилом, с хорошо насаженными ручками.

  • Надёжно крепить выпиловочный столик к верстаку.

  • Надёжно закреплять пилку в рамке лобзика.

  • Не делать резких движений лобзиком.

  • Зачищать изделие надфилем с исправной и хорошо насаженной ручкой.

  • Не захватывать носок надфиля пальцами левой руки.

  • Не сдувать опилки и пыль с изделия, пользоваться щёткой.

  • При отделке изделия проветривать помещение.

  • Не лакировать и не морить поверхности вблизи нагревательных приборов. -Не нюхать лак и морилку во избежание отравления.

  • Избегать попадания лака и морилки на открытые поверхности тела.

  • После работы тщательно вымыть руки тёплой водой с мылом.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *