Мокрое оригами. Магия воды и бумаги
Чуть менее 30 лет назад волшебник искусства оригами Akira Yoshizawa изобрел новую технику работы с бумагой. Он взял влажную ткань, бумагу, немного водорастворимого клея и… случилось волшебство! Привычные графичные фигурки оригами обрели плавные линии, смягчились. И теперь это и не оригами вовсе, а нечто совершенно невообразимое! Технику назвали «мокрое» оригами или по-английски Wet-folding.
Только посмотрите:
Вот наглядная разница между фигурками традиционного и мокрого оригами:
Как творится волшебство
Техника мокрого складывания использует свойство влажной бумаги после высыхания сохранять форму, которую ей придали. Секрет кроется в проклейке бумаги — растворимом в воде клее, связывающем волокна бумаги и придающем ей жесткость. При смачивании бумаги клей растворяется, волокна отделяются друг от друга, и лист становится мягким и податливым. При высыхании происходит обратный процесс, и бумага принимает желаемую форму.
Для мокрого оригами используют бумагу с растворимой проклейкой, плотностью от 90 до 170 г/м². Чем больше и проще модель, тем плотнее должна быть бумага, и наоборот.
Для смачивания используют чуть влажную губку, ткань или пульвелизатор. Увлажнять нужно те места, которым нужно придать округлую форму. Переборщить с водой нельзя, иначе бумага разорвется. Если нужно сделать несколько влажных сгибов, сначала мастер ждет высыхания предыдущей складки, а высыханию помогает теплом собственных пальцев. Нельзя делать острые складки, проводить по ним ногтем или ножницами — такие складки впитывают больше влаги и поэтому легко рвутся.
Сложенную модель высушивают, при необходимости используют различные способы фиксации (булавки, прищепки, резинки), чтобы предотвратить деформацию модели до полного высыхания. Здесь можно использовать даже фен.
Обычно клейкая бумага выпускается одноцветной, в отличие от традиционно используемой в оригами двухцветной бумаги. Но мастера склеивают водорастворимыми клеем два тонких разноцветных листа и выходит цветная заготовка для творчества.
Вот еще наглядный пример разницы между техниками сухого и мокрого валяния. Посмотрите, какие четкие линии сгибов на фигурке с первого фото, и как плавно перетекают они из одной в другую на втором.
Обычно в такой технике складывают животных. Они выглядят просто невероятно!
Но есть и такие креативности:
А здесь не очень понятно какая техника использована, но тоже очень необычно:
У Akira Yoshizawa уже есть последователи, которые создают и более современные фигурки. Например, Nguyen Hung Cuong – вьетнамский художник, мастер оригами из Ханоя. Вот, что делает он:
А вот еще работа неизвестного мастера с элементами нашей техники.
Akira Yoshizawa покинул наш мир в 2005 году в возрасте 94 лет, но его наследие живо и по сей день! Может и читатель этой статьи захочет поэкспериментировать с техникой мокрого оригами?
Вдохновляйтесь, творите, ловите каждый момент жизни!
С наилучшими пожеланиями, Ольга.
20 необычных мастер-классов для творчества с детьми: от поделок из бумаги до съемок собственного мультфильма
Детское рукоделие — это и отличный досуг, и инструмент всестороннего развития маленького человека. Сегодня мы представляем подборку из 20 интересных и необычных мастер-классов, чтобы приобщить ребенка к любимому виду творчества или вместе попробовать что-то новое.
Подробное описание каждого урока доступно по клику на ссылку или на фотографию. Приятного творчества!
Бумага — это, пожалуй, самый доступный материал для творческих экспериментов. Рисуем замки с открывающимися окошками, иллюстрируем любимые сюжеты, создаем объемных овечек и отражения домиков в воде: выбирайте один из предложенных вариантов или повторите их все. Подробнее >
Создайте красочную картину в необычной технике всего за пару часов! Бонусом к уроку идет небольшой экскурс в историю изобретения бисера и индийские традиции изготовления украшений. Подробнее >
Очень простой способ окрашивания мелкой пищевой соли в пастельные оттенки. Весь процесс занимает не больше пары минут, а готовую соль можно использовать для медитативных занятий: например, оформления сувенирной бутылочки с космическим «пейзажем» внутри. Подробнее >
Этот мастер-класс требует участия взрослого — значит, развлечение как минимум на двоих 🙂 А в процессе вы освоите все основные этапы работы в технике декупаж, в том числе состаривание вещи при помощи кракелюра. Подробнее >
Забота о природе, полезное времяпрепровождение и симпатичное украшение для сада как результат — отличный урок для совместного творчества с детьми 10–13 лет. Подробнее >
Если строительство птичьего домика для вас пока слишком сложная задача, можно позаботиться о пернатых друзьях более простым образом: сделать очаровательные фигурные подвески из птичьего корма. Подробнее >
Это не просто мастер-класс по созданию прекрасного цветка из шерсти, это живой и правдивый репортаж о процессе семейного творчества. По-настоящему вдохновляет! Подробнее >
Отличный вариант сюжета, чтобы попробовать себя в технике шерстяной акварели. Тем более, что урок идеально подходит для новичков любой возратной категории 🙂 Подробнее >
Чтобы повторить этот урок, не потребуется глубоких познаний в живописи: интересный и оригинальный результат гарантирован при любом сюжете. И простор для творчества здесь невероятный! Подробнее >
Экспериментируем с самозатвердевающей массой и создаем уникальные блюдца-подставки с кружевым декором — без обжига в печи и специальных приспособлений. Подробнее >
Простой и увлекательный химический эксперимент с потрясающим результатом в виде тактильной игрушки. А для изготовления понадобится всего два доступных ингредиента. Подробнее >
Пошаговый урок, который будет интересно повторить и детям, и взрослым. А результатом увлекательного творческого процесса станет украшение для детской. Подробнее >
Расписываем деревянные бруски и обрезки досок: пускаем в ход остатки мастериала и создаем с детьми атмосферное украшение интерьера. Подробнее >
Минимум материалов, немножко свободного времени и маленькая модница, готовая творить — это всё, что нужно, чтобы повторить этот урок 🙂 Подробнее >
Супер-простой урок по росписи дерева для детей 6–8 лет: всё наглядно, доступно и на работу уйдет не больше получаса. Зато сколько эмоций! И новый «питомец» в доме 🙂 Подробнее >
Рецепт соленого теста и полный процесс лепки в формате видео-урока: доступный мастер-класс для тех, кто хочет найти альтернативу пластилину. Подробнее >
Чудесный мастер-класс для всей семьи — каждому найдется интересное задание от сбора природных материалов до демонстрации швейных навыков. Подробнее >
Чувство стиля и интерес к моде начинают формироваться в детстве. Создавайте с ребенком неповторимые предметы гардероба простым и доступным способом — расписывая одежду красками по ткани. Подробнее >
Потрясающая идея для совместного творчества и досуга: превращаем картонную коробку в театральную сцену, а бумажные силуэты — в актеров. Буквально полчаса работы — и домашний театр готов! Подробнее >
Урок для тех, кому ближе мир кинематографа: как создать анимированный ролик от разработки сюжета до финального монтажа. Это проще, чем кажется, а процесс точно увлечет всех членов семьи. Подробнее >
Год Крысы: 12 простых мастер-классов >
Творим из папье-маше: новогодние мастер-классы для начинающих и умельцев >
Как сшить куклу: 15 мастер-классов + БОНУС по росписи лица текстильной куклы >
Подписывайтесь на Ярмарку Мастеров в соцсетях: Яндекс.Дзен, Instagram, Facebook, ВКонтакте
Картины в технике «мокрая бумага»
Всё началось с работы Ирины Рублёвой в технике «мокрая ткань», она с ученицами из куска ткани выкладывала рисунок, формировала складочки и добавляла крупы и природные материалы, потом раскрашивали. Чуть позже увидела панно с камнями и деревом но уже из туалетной бумаги и клея ПВА. Материалы доступные, я решила попробовать.
Это была первая моя работа, к сожалению процесс не фотографировала, могу только сделать описание процесса.
Сначала выбираем мотив, очень хорошо смотрятся работы с деревьями, камнями и в особенности с водой. Берем ДВП или картон по толще (тонкий деформируется), можно даже потолочные плитки. Наносим рисунок карандашом. Потом нарываем не очень большие куски туалетной бумаги или бумажных полотенцев (сантиметров по 10-15), но иногда приходится брать большие куски, чтобы сформировать складки, например водопада. Берём клей ПВА и разводим его водой немного, должна получиться консистенция «кефира». Макаем кусочки бумаги в клей слегка отжимая, если надо, и прикладываем на работу.
Да, хотела заметить две вещи: начинать лучше с заднего плана, можно даже взять цельный кусок бумаги, смазать ДВП клеем и приложить сверху, формируя складки, где это необходимо. И самый объём рисунка должен приходиться на передний план.
В начале на первом этапе работы мы выступаем в роли скульптора — придаём объём нашей будущей картине, а на втором — работаем живописцем, создаём колорит и выразительность нашего полотна. Ещё лучше вначале проходить темным тоном, чтобы он лёг в глубину складок, а потом по более выпуклым частям проходить светлым. На крону дерева я добавила немного мха, а потом покрасила.
Ну вот, вроде бы и всё, если что-то заинтересует расскажу.
А это фрагмент с мастер-класса для преподавателей. Брали картинки из буклета по вышивке. На удивления понравилось, возились как дети в клею забыв про маникюр…
Эту работу делали две ученицы, на областной конкурс, собственно она там и висит. Конечно пришлось местами подкорректировать немного. Размер 50 на 70 см.
А это одна из последних моих работ, никак не закончу. В идеале будет осенняя кошка. Ещё на до объёма кошечке добавить.
Вид с боку. Извините, что потратила ваше время, буду рада если понравилось. За ранее спасибо!
✂ Бумагопластика: схемы для мастеров пошагово
Бумага – это удивительный материал, иногда при виде некоторых поделок с трудом можно представить, как такую красоту делают из довольно хрупких листов. В последнее время она пользуется большим спросом у рукодельниц благодаря своей доступности и разнообразным техникам. Каждый может найти для себя увлекательный вид творчества по душе. Сегодня редакция Homius проведёт несколько мастер-классов по бумагопластике, наши схемы и пошаговые описания помогут без труда освоить новый вид искусства.
Бумагопластика в технике киригамиФОТО: liveinternet.ru
Содержание статьи
Бумагопластика – что это такое
Под одним словом бумагопластика скрывается создание удивительных предметов сделанных на основе главного свойства материала запоминать форму. Благодаря пластичности можно изготавливать объёмные композиции и трёхмерные скульптуры. Это далеко не новый вид творчества, но только к концу XX столетия бумагопластику признали отдельным направлением искусства.
Из бумаги можно создавать уникальные интерьерные украшенияФОТО: septemberstudios.vn
Список инструментов для работы с бумагой
Список инструментов для работы с бумагой довольно прост:
- ножницы;
- макетные ножи;
- скальпели;
- ПВА;
- двусторонний и обычный скотч;
- иглы;
- угольники;
- пинцеты;
- кисти;
- шило;
- циркуль.
И это далеко не полный перечень инструментов, которые могут понадобиться в работе.
Макетный ножФОТО: lady-war.ruНабор для квиллинга
ФОТО: vishivashka.ruКоврик для творчества
ФОТО: startali.ru
Правила выбора бумаги
При выборе бумаги профессиональные мастера советуют придерживаться следующих рекомендаций:
- текстура бумаги должна быть ровной, без дополнительных вкраплений и примесей;
- её пластичность, при сгибании не должно оставаться никаких заломов;
- оттенок должен быть ровным и однородным.
Цвет должен быть устойчивымВажно! Самое главное, на что нужно обращать внимание при выборе бумаги – это на её качество. Поделки из второсортного материала будут выглядеть соответствующе.
ФОТО: gproxx.comДля определённых техник продаются уже готовые наборы
ФОТО: akvarel72.ru
Бумагопластика: мастер-классы по работе с бумагой в различных техниках
Многие общеобразовательные программы проводят дополнительные занятия по бумагопластике, названия которых зависят от изучения определённой техники. Остановимся подробнее на наиболее популярных видах и их особенностях.
Поделки методом бумагопластики своими руками в технике аппликации
Программа дополнительного образования предусматривает знакомство детей с аппликацией ещё в детском саду. Малыши самостоятельно начинают создавать открытки на разные темы и поделки с персонажами и предметами из цветной бумаги. Простая работа подразумевает вырезание элементов, создание образа и приклеивание деталей на рабочую поверхность. В нашей галерее можно выбрать схемы для бумагопластики для детей 6-7 лет.
Второй вид аппликации – отрывной, это более сложный вариант, в котором все элементы просто отрываются без использования ножниц. Рабочая программа в детском саду на кружке бумагопластики направлена на раскрытие творческого потенциала и развитие детской фантазии. Они потребуются для создания гармоничного рисунка, чтобы заполнить контур элементами и правильно подобрать цветную палитру.
ФОТО: livejournal.comФОТО: multiurok.ru
ФОТО: shalunishki.narod.ruФОТО: for-kidsandmum.ruСтатья по теме:
Аппликация из геометрических фигур в виде: транспорта и домиков, птичек и зверушек, насекомых; идеи для самых маленьких, аппликации для деток 3 лет, для детей 4-5 лет, для детей старшей группы детского сада, для учеников 1-2 класса, для учеников 3-4 класса — в нашей публикации.
Техника торцевания из бумаги для начинающих
Относительно новый вид бумагопастики – техника торцевания, картинки объёмной аппликации для начинающих представлены в нашей галерее. Она создаётся из скомканных листков или мелких элементов в виде косичек, жгутов, шариков, из которых формируется окончательная композиция.
ФОТО: izhevsk.ruФОТО: maam.ruФОТО: handmadebase.comФОТО: yandex.comБолее подробно с техникой можно познакомиться на видео:
Статья по теме:
Квиллинговые поделки для начинающих: схемы, цветы пошагово, какие инструменты и бумага подходят для квиллинга, базовые элементы, пошаговые мастер-классы и схемы для начинающих, особенности изготовления квиллинг-поделки из нитей — в нашей публикации.
Бумагопластика: пошаговая инструкция по изготовлению бумажной объёмной куклы в технике папье-маше
Для нашего мастер-класса по изготовлению своими руками ангелочка в технике папье-маше нам понадобятся:
- акриловые краски и кисти;
- фольга;
- бумажная паста;
- ПВА;
- пассатижи, мастерок, шило;
- тонкая проволока;
- зубочистки и клеевой пистолет.
Приступаем к работе.
Более подробно посмотреть все этапы работы можно на видео:
Бумагопластика: пошаговые схемы для мастеров в технике оригами
Самое главное в технике оригами – нельзя пользоваться ножницами. Поначалу кажется трудным понять хитросплетение пошаговых действий, но опытным мастерам достаточно только взглянуть на поделку, и они уже готовы сделать аналог за считанные минуты.
ФОТО: i-a-dmitrieva.comФОТО: myhouse777.ruФОТО: syl.ruКиригами: бумажная архитектура
Техника киригами или бумажная архитектура ещё раз доказывает, что из бумаги можно создавать совершенно удивительные вещи. С её помощью удобно изображать как исторические объекты, так и объёмные экспонаты.
ФОТО: yandex.kzФОТО: pinterest.ruФОТО: yandex.kzФОТО: pinterest.frПосмотреть наглядно все этапы работы можно на видео:
Мастер-класс по изготовлению методом бумагопластики открытки в технике квиллинг
Мастер-класс по изготовлению открытки в технике квиллинг из фиолетовых и розовых полос.
Более подробно с техникой квиллинг можно ознакомиться на видео:
Что можно сделать из бархатной бумаги
Бархатная бумага считается более сложной для творчества, к ней ещё нужно приспособиться. Чаще всего её используют как фон, а также из неё делают аппликации, закладки для книг или небольшие фигурки для декоративной композиции.
ФОТО: shadelynx.ruФОТО: kolobok-kolobok.ruФОТО: kladraz.ruПоделки из мокрой бумаги
Необыкновенно красивые поделки можно делать как из сухой, так и мокрой бумаги. Такую технику ещё называют мокрое оригами. Материал становится более эластичным и гибким. Работать с ним одно удовольствие.
Поближе познакомиться с мастер-классом можно на следующем видео:
Идеи техники бумажной пластики для детей дошкольного и школьного возраста
Дополнительная программа «Чудеса бумагопластики» развивает творческие способности каждого ребёнка, а также конструктивное мышление, память и художественный вкус. Поэтому она включена в программу обучения в детских садиках и школах. Воспитатели и учителя разрабатывают план-конспект по внеурочке, в том числе и для 4 класса, и пошагово знакомят ребятишек с основами и техниками бумагопластики.
Заключение
Как видите, бумагопластика – это прекрасный вариант для развития творческих способностей у каждого ребёнка. Начиная с простых аппликаций, в скором времени дети смогут своими руками создавать уникальные куклы-говорилки, а также поделки в технике киригами и квиллинг.
Поделитесь в комментариях, знакома ли вашим детям бумагопластика? Какую технику они уже освоили?
Напоследок предлагаем посмотреть простой мастер-класс по изготовлению объёмной композиции в технике оригами.
Предыдущая
Своими рукамиПоделки из пластиковых ложек: дельные советы мастерицам
СледующаяСвоими руками6 потрясающих мастер-классов и выкроек для пошива игрушки зайца своими руками
Понравилась статья? Сохраните, чтобы не потерять!
ВОЗМОЖНО ВАМ ТАКЖЕ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
Папье маше. Мастер класс для начинающих. Как делать поделки
Формирование из бумаги предметов разных объёмов и форм с использованием клеящих составов, называется папье-маше. Научиться изготавливать поделки, используя данную технику, поможет мастер-класс для начинающих.
Содержание статьи:
Выбор материала для поделок
Чтобы изготовить любую вещь в технике папье-маше, нужно подготовить:
- газеты, салфетки, туалетная бумага, картон, лотки для яиц;
- клеящая основа – клей ПВА, клейстер;
- кисти для нанесения клея и декорирования;
- краски для оформления поделок;
- растительное масло для смазывания поверхности, с которой будет делаться слепок;
- стационарный блендер;
- клеенка на стол.
Варианты техники
Папье-маше изготавливают двумя способами: поэтапно приклеивая кусочки бумаги слоями и вылепливая фигуры из влажного бумажного теста. Искусство изготовления таких фигур требует внимательности и терпения, материал сохнет 2-3 суток, на отделку уходит до 2 дней.
Поэтапное приклеивание кусочков, слоями (маширование)
При машировании подготовленную форму оклеивают кусочками бумаги.
- Необходимо приготовить мягкую бумагу, можно газетную.
- Бумагу разорвать руками на небольшие куски.
- Не рекомендуется пользоваться ножницами, так как плотные края бумаги в высохшем изделии не выравниваются.
- Наносится первый слой бумаги, сверху смазывается клеем.
- Необходимо выполнить около 10 слоев.
- После нанесения 2 слоев давать просохнуть предыдущим.
- Кусочки должны краями перекрывать друг друга, повторять поверхность, не образовывать неровностей.
Маширование бывает внутренним и внешним. При внешнем машировании модель оклеивается снаружи, при внутреннем – изнутри. Если форму для слепка предполагается оставить внутри готовой поделки, ее покрывают клеем, если нет, то – вазелином.
Мелкие части поделки изготавливают из смеси клея и бумаги, просохнув, они сокращаются в размерах. Чтобы добиться нужного размера, необходимо доклеить к деталям нужное количество слоев.
Необходимо просушивать фигуры в течение 2 суток при температуре воздуха не более 22-25 градусов. Изделие потрескается, если его сушить у включенных нагревательных приборов. Последний слой выполняют из клочков белой бумаги.
Лепка из влажной бумажной массы
Особенность изготовления в том, что поделки лепят, не используют модели и формы. Для приготовления можно использовать любой тип бумаги или картона, так как в процессе варки происходит смягчение материала, он становится однородным.
От степени липкости бумажной массы зависит качество и долговечность готового изделия, поэтому, готовя, нужно проверять массу на клейкость. Эластичности и клейкости добиваются, добавляя клей и клейстер. Мел и алебастр в составе смеси сделает ее гладкой и прочной, но такие смеси нужно сразу использовать.
Из бумажной массы можно изготовить поделки трех типов:
- поделки пустые внутри;
- изделия, имеющие каркас;
- бескаркасные.
Для того чтобы сделать внутри полую фигуру, используются модели-образцы, на которые клеят или выкладывают массу, потом образец и поделку разъединяют.
При изготовлении второго типа поделок берут основания, которые остаются внутри фигурок папье-маше, в качестве каркасов используют пластиковые бутылки, картон, проволоку. Бескаркасные фигуры изготавливаются по принципу лепки из пластилина, пустот в поделке нет, и каркас – сама бумажная масса.
Сушить фигуры необходимо несколько дней при постоянной температуре воздуха и влажности.
Методики приготовления массы
Мастер-класс для приготовления массы папье-маше рекомендует начинающим мастерам использовать смесь клея и клейстера. Клейкую массу нельзя замораживать, но можно хранить несколько суток. Если масса выделит жидкость, нужно отжать ее и добавить клей.
Для приготовления массы подойдут газеты, туалетная бумага, все виды бумаг, легко пропитывающиеся водой. Клейстер можно хранить в холодильнике, емкость накрыть целлофаном.
Приготовления массы | 1. Листы бумаги порвать, сложить в небольшую емкость, залить водой. 2. Тщательно перемешать бумагу и воду вручную или стационарным блендером, так как погружным равномерно промешать не получится. Если месить руками, то нужно залить горячей водой, оставить размягчаться на 3-4 ч. 3. Взять сито (дуршлаг), через него слить воду. 4. В полученную массу вмесить клеевой состав (смесь клея и клейстера). 5. Закончить приготовление, когда смесь начнет прилипать к пальцам, станет похожа на пластилин.
|
Приготовление клейстера | 1. Насыпать в воду 2 ст. л. муки и крахмала (на 1 часть муки взять 3 части воды), смешать в стакане. 2. Довести до кипения воду, влить полученный состав. Если образуются комки, раздавить их. Подождать, пока загустеет. Плотность клейстера зависит от количества муки и крахмала. 3. Использовать смесь, остывшую до комнатной температуры. |
Техника выполнения папье-маше из бумаги и газеты
Папье-маше (мастер-класс для начинающих рекомендует соблюдать ряд правил) требует выполнения следующих рекомендаций при изготовлении поделок:
- Работать удобнее на большом столе, застеленном клеенкой. Так как вся работа с клеящими составами выполняется руками, нужно приготовить сухую ткань, чтобы их вытирать.
- Наклеивать кусочки на поверхность формы, смазывая первый слой, положить следующий. Для разграничения первого и последующих слоев можно использовать бумагу другого цвета, так удастся не делать пропусков, слои будут равномерными.
- Есть 2 варианта нанесения клея: на слои или опуская куски бумаги в емкость с клеем. Второй способ считается эффективнее, так как клей пропитывает бумагу лучше, не остается необработанных участков.
- В качестве моделей выбирают предметы, по форме схожие с предполагаемыми поделками (воздушный шар, кружка, тарелка). Также форму можно слепить из пластилина. Если поверхность поделки получилась неровной, ее нужно обработать шпатлевкой на основе воды. Когда этот слой грунта высохнет, его нужно пройти наждачной бумагой.
- Последним этапом является декорирование. Для этого используют декупаж, оформление акриловыми или масляными красками. Если используются акварель или гуашь, их нужно покрывать лаком. Можно украсить поверхность бисером, тканью (органза, ситец, гипюр) или бумажной аппликацией с помощью клея ПВА. Декорируют поделки макаронами в форме бабочек, спиралек, которые красят и покрывают лаком. При отделке пользуются крупами, выкладывая рисунки.
Папье-маше из яичных коробок
Чтобы сделать поделки из картонных коробок для яиц, необходимо:
- Приготовить клейкую массу.
- Лотки рвут на мелкие части, складывают в глубокую емкость.
- Заливать бумагу необходимо крутым кипятком, оставить на 24 ч. Проверить, чтобы все куски были замочены.
- Бумага готова к использованию, когда становится гибкой.
- Набухшую бумагу молоть блендером, пока не получится однородная масса.
- В смесь положить 2-3 ложки ПВА.
- Через сито с марлей слить лишнюю воду.
- Завернуть в марлю и поместить под пресс до тех пор, пока вся вода не сольется.
- Материал хранить в холодильнике, герметично упаковав.
- Сделать поделку либо в технике маширования, либо вылепить. Мастера предпочитают лепить из массы, которая получается из яичных лотков, она получается эластичной как пластилин, но повышенная плотность в сравнении со смесями из бумаги или салфеток делает ее тяжелой. Такая масса подходит для производства объемных и крупных фигур для сада и для интерьера.
- Украшать поделки, предварительно обработав шпатлевкой. Для этого использовать краски и лак.
Из салфеток
Фигуры из салфеток делают в технике маширования и лепки, поэтому в зависимости от способа либо делают тесто, либо рвут салфетки на мелкие куски.
Технология лепки из салфеток:
- Приготовление теста.
- Приготовить 2-3 пачки белых салфеток.
- Поместить их в глубокую миску, залить водой. Вода должна быть не ниже комнатной температуры.
- Салфетки впитывают влагу через 5-10 мин.
- Выжать массу и добавить смесь клея и клейстера, перемешать.
- Вымешивать как обычное тесто до однородности массы.
- Лепка изделий.
- Делать изделие можно с каркасом и без него. Для теста из салфеток в качестве каркаса используют вату или проволоку. Каркас предварительно обрабатывают клеем, накладывают массу слоями, давая просохнуть. Каждый слой обрабатывают клеем.
- Поверхность изделий, выполненных в технике папье-маше из салфеток, гладкая, ровная, фигурки сохнут в течение 4-6 ч. Масса получается не плотной, но эластичной, поэтому поделки получаются легкими.
- Декорировать фигуры после полного высыхания гуашью или акрилом в несколько слоев, обработать лаком.
Идеи поделок из яичных лотков для дома
Следуя пошаговому руководству, можно изготовить красивые предметы для собственного использования либо подарить друзьям.
Рамочка из яичных лотков
Для изготовления поделки используют массу, приготовленную из картонных яичных коробок, она должна быть свежей.
- Взять разделочную доску, обернуть ее целлофаном. Это необходимо, чтобы отделить от доски поделку, не испортив ее.
- Скалкой раскатать картонную влажную массу толщиной от 1 до 2 см, массу необходимо приготовить предварительно. Вырезать прямоугольник с шириной 15 см, длиной 21 см.
- Формировать углубление под фотографию в рамке можно при помощи коробки меньшей по размеру. Вставить коробку в центр массы, обвести ее ножом для пластилина. Надавливая по обведенному периметру, сделать углубление.
- Если коробки нет, можно воспользоваться линейкой и карандашом: начертить внутри прямоугольник меньших размеров и углубить по периметру.
- При декорировании использовать метод вдавливания, например, шнурок. Шнурок расположить на поверхности рамки в форме узора, продавить его, убрать. Можно использовать нож для неглубоких узоров.
- Сушить изделие нужно при естественной температуре, на сухую рамку можно наносить краски, лак.
- Чтобы вставить фотографию, можно воспользоваться двусторонним скотчем.
Рождественский венок из цветов
Папье-маше (мастер-класс для начинающих поможет сделать поделку методами маширования и лепкой из влажной бумажной массы) подходит для изготовления рождественского венка. Венок будет состоять из цветов и веток ели, которые будут крепиться на основу в виде кольца, полого внутри.
Лепка кольца:
- Смешать мелкие куски картонных коробок и кипяток, оставить на сутки.
- Перекрутить в блендере, слить лишнюю жидкость и добавь ложку клея ПВА.
- Раскатать на разделочной доске полученную массу.
- Взять круглый поднос или тарелку диаметром не менее 30 см, положить его на массу и обвести, вырезать кухонным ножом круг.
- Тарелкой диаметром не более 23 см сделать оттиск круга, вырезать.
- Оставить до полного высыхания.
Изготовление цветов:
- Приготовить мелкие кусочки бумаги, рвать нужно руками.
- Клеевая основа – клейстер, варить так: развести 2 ст. л. муки в стакане воды, вылить в кипящую воду (2 л), довести до кипения, разбивая мелкие комки ложкой.
- Надуть воздушный шар диаметром до 15 см.
- Каждый обрывок бумаги макать в клейстер, обклеивать всю поверхность шарика в 5 равномерных слоев.
- После высыхания разрезать шарик вдоль на 2 равные части, покрасить в красный, синий, желтые цвета. Так выглядят лепестки цветов.
- Вырезать из картона круг диаметром 10 см, покрасить в нужный цвет.
- Лепестки приклеить к кругу клеем ПВА с добавлением краски, которой окрашен круг.
Сборка начинается с крепления к кольцу веток ели – искусственной или живой, потом крепятся цветы, ленты.
Ваза из папье-маше
Папье-маше (мастер-класс для начинающих советует начинать с выбора способа: маширование или лепка) применяется для изготовления вазы. Если ваза внутри будет полая, то нужно выбрать маширование. При необходимости сделать вазу без пространства внутри нее, обращаются к технике лепки.
Для лепки вазы:
- Сделать влажную массу из лотков для яиц: замочить лотки, отжать их и добавить 1 ч. л. клея и 7-10 ст. л. клейстера.
- Сделать 2 шара разного диаметра, один больше другого минимум в 3 раза. Из одного шара – вылепить горлышко вазы, из другого – основание. Соединить детали, добавляя еще массы, чтобы линии были плавными.
- Нанести слой шпатлевки, высушить. Задекорировать по вкусу.
Изготовление вазы в технике маширования:
- Подготовить предмет, который будет использован как основа. Форма посуды не должна быть сложной, так как после выполнения работы, папье-маше нужно снять с предмета.
- Чтобы не испортить поверхность формы, обмотать ее пищевой пленкой.
- Поставить основу горлышком вниз, на пищевую пленку нанести вазелин.
- В небольшую емкость налить ПВА белого цвета (хорошего качества).
- Смачивать кусочки картона в клее и накладывать на пищевую пленку слоями, 10 слоев, каждый хорошо просушить. После окончания работы поделку сушить сутки.
- Если ваза-образец имеет сложную форму, разрезать картонный слой вдоль изделия.
- Склеить полученные половины несколькими слоями бумаги, после высыхания нанести слой шпатлевки.
Поделки для сада из яичных лотков
Техника пользуется успехом для изготовления предметов, украшающих территорию садового участка.
Декоративные фигуры для сада
Для декорирования сада подходят вылепленные фигурки в технике папье-маше: это могут быть сказочные герои, камни, лейки, цветы, фонтаны.
Этапы изготовления:
- Так как фигуры для сада значительны по размерам и весу, необходимо сделать каркас (проволока, картон, бутылки). Каркас должен напоминать очертания будущего изделия.
- Приготовить клеящий состав: клей и клейстер.
- Лотки порвать на мелкие куски и, окуная в клеящую основу, нанести в 8-10 слоев на каркас. Через каждые 3 слоя нужно просушивать изделие.
- Мелкие части фигуры сделать из кусочков туалетной бумаги, смоченной клеем, так она становится более эластичной.
- В финале работы обклеить всю поделку туалетной бумагой.
- Раскрасить гуашью, нанести слой клея ПВА, покрыть лаком.
Гирлянда
Для изготовления плафонов для гирлянд используют маширование:
- Надуть воздушные шарики, подходящие по размеру. Нитку шарика прикрепить к столу. Шарик смазать кремом.
- Картонные лотки нарвать на мелкие куски.
- Сварить клейстер: на 1 л воды – 2 ст. л. муки. Уваривать до консистенции киселя. В кисель добавить содержимое одной баночки гуаши того цвета, которого будут плафоны.
- В остывший клейстер окунать куски картона и укладывать слоями на шар, сделать 3-4 слоя. Каждый слой просушивать. Если картон очень плотный, его необходимо замочить в воду на несколько часов.
- Шарик сдуть после высыхания папье-маше, извлечь.
- В нижней части поделки, где был хвост шарика, вырезать отверстие диаметром до 1 см.
Музыка ветра
Музыка ветра представляет собой конструкцию из кольца, выполненного в технике папье-маше, и звенящих элементов, подвешенных к кольцу:
- Кольцо выполняется способом маширования.
- Лотки мелко порезать, залить горячей водой, оставить на 3-4 ч.
- Выложить слой картона на противень, сверху смазать клеем ПВА.
- Выполнить 5 слоев, каждый хорошо просушивать.
- Разрезать поделку на 2 равные части, склеить их между собой, чтобы получилось кольцо.
- Места стыков дополнительно проклеить туалетной бумагой, нанести на изделие шпатлевку.
- Когда поделка высохнет, на расстоянии не менее 9 см сделать отверстия, вдеть и закрепить нити с колокольчиками.
- На отверстия с нитью нанести шпатлевку, просушить, приступить к декорированию.
Поделки с детьми для сада, школы из яичных лотков
Несложные изделия, выполненные в данной технике, подходят для совместного создания вместе с детьми.
Панно с тюльпанами
Пошаговый процесс выполнения:
- Приготовить лист фанеры, яичные лотки, клей ПВА, клейстер, автокарандаш с толстым стержнем, нож для пластилина.
- Картонные лотки порвать на мелкие куски, замочить в горячей воде на 2 ч. Разделить полученную смесь на 3 части.
- Добавить 3 ст. л. ПВА в клейстер.
- На поверхность фанеры приклеить размоченный картон лотков, 1/3 от количества приготовленной бумаги. Нанести 3-4 слоя, перед нанесением нового слоя предварительно просушивать предыдущий.
- Карандашом нанести на панно контуры рисунка.
- Оставшиеся 2/3 картонной смеси смешать с 7-8 ст. л. клеящего состава. Замесить массу.
- Массу выкладывать тонкими слоями во внутрь рисунка, каждый слой сушить. По краям контура убирать лишнюю бумажную массу ножом для пластилина.
Крокодил
Для изготовления крокодила, нужно поочередно выполнить действия:
- Приготовить влажную массу из яичных лотков с использованием клейстера.
- Вылепить каркас из массы: скатать жгут, на одном конце сделать шарик (будущая голова), на другом вытянутое острие – хвост, просушить.
- Отдельно сделать из бумажного теста лапы, гребень для спины, верхнюю часть пасти и пирамиду со сглаженной вершиной для головы. Поочередно приклеить каждую деталь клеем ПВА.
- Сушить поделку 2 суток. Наклеить на всю фигуру 2 слоя бумаги. Просушить. Задекорировать зеленой гуашью.
Тарелка из папье-маше
Для изготовления понадобятся газета, белая бумага, вода, клей, столовая тарелка, гуашь, лак:
- Порвать газету мелкими кусками, оставить размокать в емкости с водой.
- На тарелку нанести вазелин, выложить слой из кусков мокрой бумаги.
- Нанести клей на всю поверхность. Выложить второй слой бумаги. Выполнить 10-12 слоев.
- Сушить в течение суток.
- Листы белой бумаги порвать на куски небольшого размера, замочить в воде.
- Изделие отделить от тарелки, нанести на внутреннюю часть поделки клей.
- Выложить слой мокрой бумаги на клей, необходимо сделать 2-3 слоя, каждый обрабатывать клеем. Просушить.
- Также обработать наружную сторону изделия. Задекорировать после сушки изделия.
Чашка
Чтобы выполнить чашку в технике папье-маше, понадобится бумага, клейстер, нерельефная посуда нужной формы:
- Нарвать бумагу на небольшие кусочки, замочить в воде в неглубокой емкости.
- Модель изделия смазать (например, кремом для рук).
- Нанести слой влажной бумаги, смазать его клейстером.
- Необходимо сделать не меньше 8 слоев, каждый обрабатывая клеем.
- Сушить поделку не менее 24 ч.
Папье-маше (мастер-класс для начинающих рекомендует обратить внимание на сложность формы) в готовом состоянии проблематично извлекать из сложных форм.
Ваза
Чтобы сделать вазу, потребуется:
- Развести ПВА водой в равных долях.
- Подготовить вазу, с которой будет выполнен слепок, нанести на нее вазелин.
- Газетную бумагу порвать на куски, надеть перчатки, каждый кусок бумаги макать в клеевой состав и приклеивать равномерно на всю поверхность вазы. Выполнить минимум 7 слоев.
- Сушить изделие 4-5 дней в хорошо проветриваемой комнате.
- С помощью канцелярского ножа разрезать изделие вдоль, достать модель.
- Заклеить линию разреза 3-4 слоями газеты, после просушивания можно декорировать.
Сердце
Сердце можно изготовить методами маширования или лепки из бумажной массы.
Маширование предполагает следующие шаги:
- Слепить из пластилина сердце нужных размеров.
- Кусочки туалетной бумаги размером 2 см на 2 см замочить в теплой воде на 5-10 мин.
- Приготовить клей.
Согласно этому мастер-классу, форму для сердца из папье маше можно вырезать из плотного картона
- Если пластилиновую форму предполагается извлечь, то его обмотать целлофановой пленкой. Кусочками бумаги выложить 7-8 слоев на форме, каждый смазывать клеем.
- Сушить около суток, после этого загрунтовать. Если пластилин нужно убрать, до грунтовки канцелярским ножом сделать разрез вдоль поделки. Извлечь форму, линии разреза плотно соединить и заклеить.
- Высохшее изделие декорировать акриловыми красками и лаком.
Домики
Пошаговый процесс выполнения изделий:
- Для приготовления бумажной массы взять картонные лотки для яиц, замочить в горячей воде на 4-5 ч, выжать лишнюю воду.
- Добавить 4-5 ст. л. клея ПВА, хорошо перемешать, сформировать плотное гибкое тесто.
- В качестве каркаса при выполнении стен домика использовать коробки из-под сока, объемные пластиковые бутылки.
- На подготовленный каркас выкладывать бумажную массу тонкими слоями до 2 мм, каждый слой нужно просушивать. Для прочности конструкции сделать 5-6 слоев, высушить.
- Крышу вылепить без каркаса по форме получившихся стен из бумажного теста, соединить детали.
- Обработать шпатлевкой после полного высыхания поделки, декорировать красками и лаком.
Новогодние игрушки
Выбор техники папье-маше при создании новогодних игрушек зависит от того, насколько весомыми они должны в итоге получиться.
Если нужно выполнить воздушный легкий елочный шар, то лучше воспользоваться техникой маширования.
- Подобрать модель подходящей формы и размеров, смазать вазелином или покрыть пищевой пленкой.
- Нарвать бумагу мелкими кусками, положить ее в небольшую емкость с водой.
- Сварить клейстер: 2 ст. л. муки на 1 л воды.
- Влажную бумагу выкладывать на модель слоями, каждый слой промазывать клеем, просушивать.
- Сделать 8-9 слоев, высушить. Нанести шпатлевку, задекорировать по вкусу.
Цветы
Цветы в технике папье-маше изготавливают методом маширования:
- Подготовить образец необходимой формы (можно использовать предметы в виде шара, овала, конуса, трапеции).
- Бумажные салфетки порвать кусочками, залить водой в чаше на 10-15 мин.
- Наносить слои салфеток, просушивая каждый второй и смазывая ПВА.
- Сухую поделку необходимо разрезать вдоль, придавая частям поделки форму лепестков: или вырезать лепесток целиком, или не доходя до основания, таким образом, лепестки остаются у сердцевины.
- Если вырезать каждый лепесток, то необходимо сделать сердцевину (пестик) цветка. Для этого взять одну салфетку и замочить ее в воде с клеем на 1 ч. Слепить сплющенный овал.
- К пестику приклеить лепестки.
- Декорировать можно детали по отдельности или в готовом изделии.
Животные
Этапы изготовления животных:
- Животные выполнены способом маширования.
- Приготовить игрушки-образцы тех животных, которых необходимо сделать.
- Газетную бумагу порвать на куски размером 1,5 см на 2 см, замочить в воде.
- Пропитанную бумагу уложить 7-8 слоями на игрушку, слои смазывать клеем и просушивать.
- Канцелярским ножом разрезать поделку пополам вдоль, снять с формы.
- Склеить изделие несколькими слоями клочков бумаги.
- Нанести слой грунтовки, приступить к декорированию.
Фрукты, овощи
Фрукты и овощи изготавливают, либо вылепливая из бумажной массы, либо обклеивая форму кусками бумаги. При лепке поделки получаются плотными и менее подверженными деформации.
- Приготовить массу из бумаги: туалетную бумагу порвать на кусочки, положить в горячую воду, добавить клей, оставить на 2-3 ч.
- Слить излишек воды и вылепить упругое тесто.
- Придать тесту форму руками – яблоко, лимон, апельсин, мандарин.
- Придать текстурные особенности ножом для пластилина, ложкой, вилкой.
- После высыхания покрыть грунтовкой, декорировать краской и лаком.
Самолет
Для изготовления приготовить пластиковую бутылку, 3-4 листа плотного картона, газету, листы белой бумаги, клейстер, ПВА, кисточку для клея, малярный скотч.
- Из картона вырезать крылья самолета и хвост.
- Пластиковую бутылку положить на стол и сделать надрезы для предполагаемых крыльев и хвоста, вставить детали из картона в разрезы.
- Малярным скотчем пройти стыки между бутылкой и картоном, плотно заклеить.
- Порвать газету на кусочки, первый слой бумаги приклеить к модели ПВА.
- Куски бумаги замочить в клейстере, наносить на модель ровными слоями, предварительно просушивая каждый.
- На высушенную поделку нанести шпатлевку, покрасить, залакировать.
Грибы
Чтобы сделать грибы понадобится кусочки газеты, клейстер, супер-клей, 2-3 салфетки.
Затем нужно проделать следующее:
- Размочить бумагу в воде, добавить клейстер (3-4 ст. л. на 1 л воды), приготовить эластичную бумажную массу.
- Слепить ножку и шляпку гриба, лисички вылепить целиком.
- Сушить не менее суток. Клейстером приклеить на всю поверхность гриба внахлест бумажные салфетки, салфетки не рвать. Пальцами плотно пройтись по всей поверхности изделия, удаляя воздух.
- Высушить, соединить ножку и шляпку супер-клеем.
- Покрыть грунтовкой, подсушить, залакировать, покрасить.
Шар
Шар необходимо делать в технике маширования:
- Разорвать салфетки на мелкие куски, положить в емкость с водой.
- Надуть воздушный шарик, смазать его вазелином.
- Выполнить не меньше 10 слоев из салфеток, каждый – проходить ПВА, просушивать. Высушить поделку.
- Сделать прокол в воздушном шарике, извлечь его из поделки, заклеить полученное отверстие, покрыть лаком.
- Для нанесения узоров воспользоваться карандашом, покрасить.
Подробные мастер-классы помогут выполнить разные поделки в технике папье-маше. Начинающим желательно начинать с легких вариантов, а затем переходить на более сложные.
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео о папье маше
Мастер-класс по лепке кота из папье маше:
8 идей бумажных поделок с детьми. Поделки из мокрой бумаги своими руками
Поделки своими руками (бумагопластика) из мятой бумаги со схемами
Выполненные в технике бумагопластика поделки своими руками развивают фантазию и творческий взгляд. Не только для детей, но и для взрослых очень полезно развивать возможно нераскрытый творческий потенциал. Поделки из бумаги можно делать всей семьей. Так вы найдете общее дело, которое будет только делать крепче вашу семью. Бумагопластика бывает разных видов: из обычной бумаги, из мятой бумаги, поделки цветов, птиц, макетирование и т.д. Это не только вызывает интерес, но и может стать вашим основным хобби.
Детское творчество
Самый интересный вид бумагопластики – это поделки из бумагопластики для детей поэтапно. Развивающее и интересное явление – детская фантазия. Вот некоторые поделки из бумаги для детей.
Сердечки из бумаги:
Для работы нам понадобятся: ножницы, карандаш, цветная бумага, макет сердца из картона и клей ПВА.
- Обводим макет нашего сердца на цветной бумаге;
- Вырезаем сердечко по контуру;
- Делаем вверху сердца небольшой надрез;
- Делаем загибы в обратную сторону сердечка;
- Берем клей и наносим его на загибы, затем склеиваем их.
Страшное приведение:
- Берем квадратный небольшой лист бумаги;
- Сгибаем лист по диагонали;
- Разворачиваем квадрат и сгибаем левую и правую сторону к центру;
- Разворачиваем квадрат, переворачиваем его и снова сгибаем левую и правую сторону к центру;
- Снова разворачиваем квадрат и складываем его по диагонали, но придавливаем контур только по краям;
- Теперь возьмем за боковые уголки и сложим нашу заготовку в середину;
- Получившиеся посередине уголочки складываем вверх, выравнивая их вдоль центральной линии;
- Переворачиваем нашу заготовку и загибаем боковые стороны к центральной линии;
- Переворачиваем обратно и отгибаем руки приведению под тем углом, который вам больше нравится;
- Нижнюю часть загибаем в сторону;
- Вер
Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из бумаги
В первой части публикации говорилось о необычных техниках рисования. Во второй части я бы хотела рассказать о различных техниках работы с бумагой. Некоторые уже многим известны, но, возможно, даже и здесь мне удастся кого-нибудь удивить.
Начну с самого интересного, на мой взгляд, вида рукоделия.
1. Парчмент крафт, или Пергамано. Этот вид рукоделия зародился в средние века в Европе. В те времена создавать настоящие произведения искусства из бумаги (за неимением более дорогостоящего материала) умели многие мастера. Многие из подобных видов ручной работы зарождались в монастырях и монашеских орденах. Средневековые маленькие девочки, первый раз приходящие на причастие, получали очаровательные подарки – салфетки и открыточки, выполненные в данной технике. Парчмент крафт связан с созданием ажурных, невесомых рисунков-кружев из бумаги. Правда, это не совсем обычная бумага, а специальная калька, покрытая воском. Суть пергамано заключается в выдавливании на бумаге рисунка, а также создании на бумаге перфорации. Благодаря особому составу, при надавливании бумага меняет свой цвет. Сочетание иллюзии объёма, достигаемого за счёт выдавливания рисунка на бумаге, с вырезанием отдельных его деталей, позволяет в итоге получить изделие, на первый взгляд, похожее на вышивку ришелье. В классическом варианте бумага используется белая. Однако сейчас можно найти и разноцветные её варианты, что позволяет создать разноцветные картины, панно, обложки для книг и блокнотов и так далее. Кроме того, в настоящее время выпускаются целые серии всевозможных красок, мелков, штампов и прочих материалов, с помощью которых можно сначала раскрасить будущий шедевр, а затем придать ему объём. Суть работы в технике парчмент крафт заключается в следующем. Подбирается подходящий рисунок, сверху на него кладётся калька, затем с помощью специальных приспособлений нужные детали рисунка продавливаются на кальке. Применяется и техника перфорирования, т.е. создания проколов иглой разной толщины, что позволяет получить интересный орнамент. А при вырезании рисунка по перфорированной линии получается кружевная окантовка. Созданный подобным образом рисунок, а также его отдельные детали, вырезаются острыми ножницами. Такие необычные рисунки могут использоваться для декора дома (салфетки, панно), для оформления подарков, открыток, блокнотов.
2. Каждому известно японское искусство оригами — складывание листа бумаги с целью создания фигуры. У многих на слуху история про тысячу журавликов. А простейшие фигурки — кораблик, пароход, самолётик — практически все складывали в детстве из бумаги. Это классическое оригами. Другим видом оригами является модульное оригами, которое позволяет расширить границы классического. Поделка состоит из одинаковых деталей (модулей), сложенных из бумаги определённым образом, которые соединяются путём вложения одной детали в другую. Конструкция очень прочная, достаточно жёсткая, держится крепко, не разваливается. Клей при этом не используется. И ещё один вид оригами — мокрое складывание. Для придания плавных линий бумага слегка смачивается при помощи губки или пульверизатора. Такая техника чаще всего используется для создания фигурок животных. Кусудама — ещё одна разновидность оригами. Используется тот же принцип, что и в модульном оригами, только модули складываются по-другому и могут быть не только вложены друг в друга, но и склеены или сшиты. Главное отличие кусудамы от модульного оригами – фигурки имеют шарообразную форму. Примеры разновидностей:
Все эти виды работы с бумагой достаточно широко известны. А вот следующий вид оригами, о котором я хочу рассказать, меня восхитил.
3. Однажды, ориентировочно в 1980 году, японский архитектор Масахиро Чатани сложил фигурку из бумаги пополам и для большей выразительности проделал в ней сквозные отверстия в запланированных местах. После этого он придал ей устойчивость и объёмность, и у него сразу же возникло множество идей.
Киригами — это разновидность оригами, но в этой технике допускается использование ножниц и клея. Работа в технике киригами очень филигранна и требует крайней степени концентрации и сосредоточенности. Ножницы используют только для того, чтобы вырезать контуры. Для прорезания форм внутри заготовки применяют другие остро режущие предметы, например, канцелярский нож. Техника киригами подразумевает не просто вырезание открыток. В этой технике создаются замысловатые 3D — модели всевозможных архитектурных сооружений, геометрических форм, предметов быта. Для того, чтобы фигура в технике киригами лучше держала форму и была более долговечной, удобнее вместо бумаги использовать тонкий картон.
Лучше всего об этом виде искусства расскажут картинки.
4. Ещё одна необычная техника работы с бумагой, которую мне бы хотелось затронуть — квиллинг. Несмотря на то, что этот вид рукоделия всё больше набирает обороты популярности, я бы отнесла его всё-таки к необычным.
Квиллинг — также известен как бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придаётся различная форма, и таким образом получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями. Они и являются «строительным» материалом в создании работ — картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии и так далее. Вы сможете использовать бумагу различных цветов, что позволит создавать яркие орнаменты. Данный вид рукоделия открывает огромный простор для творчества и фантазии. Увлечение квиллингом позволит сплотить всю семью. Такая техника вызывает интерес у детей и взрослых, позволяет развивать фантазию и творческие способности.
Искусство бумагокручения возникло в конце 14 — начале 15 веков в средиземноморской Европе. Считается, что квиллинг придумали монахи. Обрезая позолоченные края книг, они накручивали их на кончики птичьих перьев, отсюда и название (quill — в переводе с английского «птичье перо»), что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в бедных церквях). В России данное искусство стало популярным только в конце XX века, также квиллинг имеет большую популярность в Германии и Англии. Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и, конечно, выработать навыки скручивания качественных модулей. В 15-16 веке бумагокручение считалось искусством, в 19 веке — дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам). Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия бумагокручение снова стало превращаться в искусство. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Корейская школа бумагокручения отличается от европейской. Современные европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Восточные же мастера создают сложные произведения, больше похожие на шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное «кружево» сплетается из сотен мелких деталей. Как правило, это большие и сложные картины. В Корейской школе квиллинга не принято использовать стержни для накручивания. Все выполняется вручную. Корейские работы в технике квиллинга чаще бывают объёмными.
Оказывается, существует несколько видов квиллинга:
Простой квиллинг — скручивание полосок в спираль и создание рисунка с помощью подбора цветов. Этот вид подходит для новичков, он поможет овладеть необходимой сноровкой для дальнейшего овладения более сложного скручивания.
Филигранный квиллинг — заключается в том, что готовая спираль не закрепляется клеем. Такой вид используют для изготовления цветов.
Петельчатый квиллинг (или хаскинг, колосковый) — в основе этой техники создание элементов в форме бумажных петелек. Петельный квиллинг очень часто применяют для создания лепестков и листочков. Позволяет получить более утонченные и хрупкие изделия. Приступать к данному виду творчества следует при наличии определенных навыков. Вам пригодится усидчивость и терпение.
Бихайв квиллинг (от англ. «пчелиный улей») — пожалуй, самая полезная техника квиллинга, которая позволяет легко заполнять пространства разного объёма. Автором этой техники является индонезийская мастерица Сьюзан. По её словам, самое главное в этой технике – использование завитушек, сделанных из непрерывной полоски бумаги, а не из отдельных кусочков.
Контурный, или графический, квиллинг — основан на создании изображений с помощью полосочек бумаги. Для этого сначала вырезается силуэт из бумаги, который обклеивается полосочками для квиллинга, или делается обводка по наброску. Набросок обычно выдавливают, а не рисуют карандашом.
Объемный квиллинг — является самым сложным видом. Здесь применяется гофрокартон или специальная бумага, а работы из полосок имеют объемную форму. В этой технике можно изготовить шкатулки, тарелочки, вазы, а также объёмные игрушки.
5. Бумагопластика по своему жанру творчества чем-то сродни скульптуре. Но изделия, изготовленные методом бумагопластики, внутри пустотелые, они являются как бы оболочкой предмета, который изображается. Даже не имея специальной подготовки, можно с легкостью освоить изготовление простых сувенирных изделий и пластических композиций, предварительно немного потренировавшись на уже готовых схемах и выкройках. Сгибая лист бумаги, создаём систему рёбер жёсткости практически для любой конструкции. Для изготовления более сложных поделок наряду с прямыми линиями применяются кривые.
В этой технике могут создаваться любые объёмные фигуры: цветы и фрукты, насекомые и животные, птицы и рыбки, модели машин, а также люди, и даже сюжетные объекты — целые улицы и города.
В бумагопластике применяется бумага, различная по толщине, текстуре, фактуре и цвету. Из инструментов понадобится резак (основной инструмент), шило, ножницы, вязальная спица, линейка, пробойник.
В основе бумагопластики лежат специфические конструктивные приёмы: биговка, фальцовка, высечка и вырубка, склейка. Биговкой на лист бумаги наносят бороздки, по которым эта бумага будет потом складываться. Бороздки могут быть любой формы, не только прямолинейные. Фальцовка — это сам процесс складывания. Эти два приёма формируют такой конструктивный элемент, как ребро жёсткости, и позволяют создать трёхмерную модель. Вырубка — это процесс вырезания определенной формы изделия или заготовки, а также выполнение прорезей в заготовке. Высечка — это небольшой разрез. Приемы высечки и вырубки (прорезей и разрезов) предлагают мощные средства визуальной организации бумажной формы, придания формы.
Склейка — способ монтажного соединения бумажных плоскостей. Существуют и некоторые другие способы конструирования и получения объемных художественных композиций: тиснение при помощи булек, выгибание, растягивание, скручивание.
Про следующую технику работы с бумагой я до сих пор ещё не слышала, поэтому для меня она оказалась открытием.
6. Торцевание — относительно новая техника работы с бумагой. Техника торцевания позволяет создавать чудесные пушистые ковры-картины разных форм и размеров, вызывающие интерес и чувство восхищения.
Торцевание из гофрированной бумаги не подразумевает использование какого-либо специального оборудования. Для работы потребуется лишь рисунок с контурами, ножницы, карандаш или стержень от шариковой ручки, разноцветная гофрированная бумага или бумажные салфетки и клей ПВА.
Кратко суть работы. Из гофрированной бумаги или бумажных салфеток в большом количестве нарезаются квадраты со стороной примерно в 1,5 см. Подготавливается любой понравившийся рисунок. Желательно использовать плотную бумагу или картон. Затем на небольшой участок узора наносится тонкая полоска клея по контуру. Тонкая деревянная палочка прикладывается к квадратику из бумаги, и при помощи пальцев бумаге придаётся необходимая форма, напоминающая головку цветка. Донышко полученной фигурки обмакивается в клей и приклеивается на определенный участок рисунка. Важным моментом является то, что каждый следующий гофрированный кусочек должен стоять рядом с предыдущим, поэтому их нужно ставить очень близко друг к другу, чтобы не оставалось просветов. Все элементы должны очень плотно прилегать друг к другу, создавая эффект густого пушистого коврика, состоящего из большого количества бумажек.
Что можно сделать из крепированной бумаги? По сути, этот материал дает практически неограниченный простор для фантазии. В технике торцевания оригинально и необычно смотрятся открытки, различные поделки, цветы, а также объемные пушистые картины. И это могут быть как миниатюрные композиции, так и большие панно. Можно в этой технике обклеивать и объёмные формы, получая необычные пушистые изделия. С помощью торцевания некоторые мастера на Ярмарке делают топиарии.
Техника торцевания очень проста в освоении, поэтому такая деятельность идеально подходит для отдыха и занятий с маленькими детьми.
7. Декорирование вещей бумажными салфетками — это не новость для тех, кто знает толк в поделках. А вот дизайнеру из Николаева Татьяне Сорокиной стало скучно в рамках декупажа и квиллинга, и в 2006 году она придумала свой авторский способ создания поделок, получивший название «бумажное искусство». На английском это звучит как «пейп-арт». Техника имитирует разные фактуры и текстуры с помощью одного материала — бумаги, точнее, трехслойных или двухслойных бумажных салфеток, скрученных в тонкие нити. Такими жгутиками можно выкладывать целые картины или украшать сундучки, шкатулки, бутылки, женские безделушки, банки для сыпучих продуктов и так далее. «Бумажное искусство» никаких специфических инструментов не требует. Для работы нужны бумажные салфетки, зубочистки для коррекции положения нитки на изделии, ножницы, прохладная вода, клей ПВА, объект, который будем украшать. Подготовительная работа. Материалом для поделок являются тонкие бумажные нити-жгуты. Заготовить их можно несколькими способами. Традиционный вариант — его еще можно назвать авторским: именно так ученики Татьяны Сорокиной готовили сырье для своих произведений. Нарезать из салфеток полоски шириной 1-1,5 см и по одной опускать в воду. Затем скрутить ладонями в тонкие нити и дать чуть просохнуть. Если жгутики пересохли до момента использования, можно слегка намочить их водой. Если нужны элементы другой формы, например, шарики, то их скручивают из уже готовых ниток. «Хитрый» способ. Человек всегда стремится облегчить процесс выполнения своих дел, и рукоделие не стало исключением. Что делать, если поделка большая и ниток нужно много? Выход есть! Нарезаем полосочки шириной 1,5-2 см. В воду добавляем клей, перемешиваем. Опускаем в раствор заготовку из салфетки. Прикладываем полоску к бедру и проводим ладонью до колена — жгут готов. Таким образом можно сделать до 20 ниток всего за 5 минут! Узоры и схемы для поделок пейп-арт могут быть самыми разными, но начинать все же лучше с моделей попроще. Для основного творческого процесса нужно подготовить декорируемую поверхность. Ее сначала тщательно очищают, а затем оклеивают при помощи клея ПВА кусочками тех же салфеток из бумаги. После этого из подготовленных жгутиков на декорируемом предмете выкладывают различные изображения, закрепляя их тем же клеем ПВА. Предварительно можно нанести простым карандашом контур изображения. Затем поверхность закрашивают красками, дают просохнуть около 12 часов и закрепляют результат при помощи прозрачного лака.
Для создания изображения могут использоваться не только бумажные полоски, но и другие предметы — ракушки, полимерная глина, пуговицы, бусины. Жгутики можно скручивать не только из салфеток, но и из бумажных полотенец или косметических салфеток.
Про следующую необычную технику работы с бумагой могу сказать только одно: она мне так понравилась, что я непременно сделаю что-нибудь в этой технике!
8. Айрис-фолдинг («Радужное складывание») — техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Оттуда идёт и название техники — Iris Folding.
В настоящее время для работы в данной технике используются не только различные виды цветной бумаги и картона, но и ленты. Сегодня айрис-фолдинг применяют для украшения открыток, записок, книг, фотоальбомов, коллажей и так далее. Конструкции, выполненные с применением этой техники, смотрятся весьма необычно, по крайней мере, для человека, который не занимается ежедневно изготовлением работ с применением данной техники.
На лист плотной бумаги наносится рисунок, который вырезается по контуру. Подготавливается специальный айрис-шаблон. Его можно скачать в интернете или придумать и создать самостоятельно. Шаблон представляет собой определённую фигуру, состоящую из полос, смещённых под определённым углом. Шаблон для примера на рисунке-схеме.
Из цветной бумаги нарезаются полоски определённого размера, которые затем складываются вдоль пополам или вчетверо для получения более ровного края и придания дополнительной толщины и объёма. Полоски приклеиваются с обратной стороны бумаги, на которой вырезан рисунок, с наслоением, чтобы каждая последующая полоска частично накрывала предыдущую. Каждый шаг необходимо сверять с шаблоном.
На сложных шаблонах проставляют нумерацию, которая указывает последовательность выкладки заготовленных полос. В особо насыщенных схемах на шаблонах маркируют и цветовые пожелания.
Традиционно техника айрис-фолдинг выполняется с использованием декоративной бумаги и цветного картона. Но в качестве альтернативы подойдут атласные ленты, кусочки ткани, комбинации из иных материалов. Интересно смотрятся поделки из высушенных листьев. Эксперименты могут привести к очень интересным результатам!
И, напоследок, немного восточной, а именно, японской техники работы с бумагой.
9. Исе катагами, или просто катагами — древнее японское искусство вырезания целых картин из рисовой бумаги с помощью специального ножа и трафарета. Этот вид творчества возник в восьмом веке в период Нара и использовался сначала для нанесения узоров на кимоно, позже катагами преобразовалось в отдельный вид искусства. Специальными ножами из специальной бумаги вырезаются удивительно красивые картины, произведения искусства.
Это не только женское занятие, профессионально в Японии катагами занимаются мужчины. Темы разные — от цветов, птиц, животных и карпов до исторических сюжетов. Катагами развилась из прикладного ремесла, когда изготавливались трафареты, а в последующем уже этот рисунок переносился на кимоно. От кимоно рисунок перенесся на предметы интерьера и вообще на все, на что можно его наносить. Со временем рисунок стали наносить на специальную бумагу, появились картины. И в этой технике катагами продолжает существовать уже в современном мире.
Сейчас на специальной бумаге васи японские мастера создаются невероятные узоры и трафареты, которые поражают тонкостью исполнения и красотой. Искусство катагами не такое распространенное, как оригами или каллиграфия. Этот красивейший и очень кропотливый вид творчества развит не во всех районах Японии, есть только две провинции, которые непосредственно занимаются катагами.
У нас искусство катагами тоже нашло своих последователей. Трафареты для работы привозят из Японии, что-то можно найти в нтернете или нарисовать самому. Сначала вырезают мелкие детали — те, что внутри, потом побольше — те, что снаружи. Для катагами используется три слоя тонкой рисовой бумаги васи, обработанной специальным клеем, извлеченном из хурмы; получается крепкая и гибкая бумага коричневого цвета. Бумага имеет особенные свойства, она может сама разглаживаться и отлично смотрится на ткани. Привычный для Японии цвет картин из рисовой бумаги — коричневый. Это связано с традиционным японским интерьером, где преобладают цвета под дерево. Современные же художники выбирают и другие расцветки — красную, черную, зеленую бумагу. Картины в технике катагами обрамляются в рамки и отлично украшают интерьер дома или офиса.
На этом можно остановиться про необычные техники работы с бумагой, хотя, уверена, есть ещё что-то, что я не затронула.
Надеюсь, что-то вам приглянется, заинтересует, вызовет удивление и восхищение. И сподвигнет на новые фантазии.