Базовые виды плетения из лозы. Часть 1
Наш мастер подробно покажет три вида плетения из лозы, а также расскажет, как нарастить прут, починить сломавшийся стояк и закончить плетение.
Для обучения лучше использовать полиротанг, который не ломается, а также его можно переплетать несколько раз. Полиротанг производят из полиэтилена, он считается искусственным аналогом лозы. Для плетения понадобится шаблон с вертикальными стояками.
Простой способ плетения одним концом
Возьмите прутик и вставьте его снаружи внутрь заготовки между двумя стояками.
Начните плести по схеме: один стояк снаружи, один изнутри.
Во время работы левой рукой прижимайте прут к низу, чтобы плетение было плотным. Плетите до тех пор, пока не закончится прут.
Чтобы нарастить прут, оставьте его конец внутри заготовки.
Возьмите новый прут и его конец положите на оставшийся конец прута сверху, прижмите левой рукой и продолжите плести. Следите, чтобы во время работы стояки были ровными.
Случается, что стояк сломался. Чтобы его поменять, возьмите отвёртку и вставьте её вдоль стояка.
С помощью плоскогубцев вытащите сломанную часть стояка.
Заострите новый прут.
Вставьте новый прут на место старого.
Излишки обрежьте при помощи секатора.
Верёвочка в два прута
Возьмите два прута, вставьте в два соседних промежутка между стояками и прижмите их пальцами.
Возьмите крайний левый прут и плетите по схеме: один стояк снаружи, один изнутри, чередуя прутья. Плетите до тех пор, пока не закончится длина прута.
Чтобы нарастить оба конца, возьмите новый прут и подсуньте его под левый конец. Зажмите узлом и продолжите плетение по схеме: один стояк изнутри, один снаружи.
Верёвочка в три прута
Такой тип обычно используется в начале плетения стенки. Возьмите три прута и заложите их в три соседних промежутка между стояками.
Концы прутьев прижмите левой рукой.
Возьмите крайний левый прут и плетите по схеме: два стояка сверху, один изнутри. Во время плетения прижимайте места соединения.
Как закончить верёвочку
Дойдите до начала плетения.
Как только вы подошли к первому концу прута, начните процесс соединения. Плетение проводить по той же схеме: два стояка сверху, один изнутри; один конец прута должен встретиться с другим (3 пары).
С помощью молотка подбивайте плетение во время работы, чтобы оно было плотным.
Обрежьте излишки прутьев секатором, чтобы сделать загибку — способ завершения корзины или абажура.
Книга Плетение из лозы читать онлайн бесплатно, автор на Fictionbook
© сост. И. Скрипник, 2011
Предисловие
Лозоплетение известно с древних времен и до сих пор пользуется заслуженным уважением. Эта книга научит вас работать с лозой и самим создавать декоративные украшения и просто необходимые для дома вещи. Здесь собрано все, что касается современного лозоплетения – от советов по выращиванию ивы до практических рекомендаций по изготовлению самых невероятных и оригинальных предметов, которые могут украсить ваш быт. Перед вами раскроется необъятный мир лозы – удивительного природного материала, податливого и твердого одновременно. Но в этом-то и заключается его своеобразие и ценность. Предложенные в книге изделия из лозы смогут пробудить фантазию лозоплетельщиков. В результате вы создадите лучшие и уникальные предметы быта, украшения, мебель, выработаете свой собственный стиль.
Описаны приемы и способы плетения, как самые простейшие, необходимые для изготовления предметов домашнего обихода, так и более сложные, позволяющие создать художественные изделия. Даны характеристики различных пород ивы, рекомендации по уходу за плантацией этого растения. Приведена технология заготовки материала для плетения.
Основная цель этой книги – научить любого желающего плести из лозы, позволить ему вырасти до профессионального уровня, показать, что красота кроется даже в невзрачных запыленных кустиках ивы, стоит лишь приложить труд и фантазию, чтобы она проявилась в прекрасных творениях ваших рук. Книга будет полезна всем, кто интересуется историей и практикой лозоплетения. Много нового и интересного найдут здесь и начинающие, и опытные мастера.
Удачи вам в освоении прекрасного искусства лозоплетения!
Древнее искусство плетения из лозы
Из истории лозоплетения
Кто из нас в детстве не опустошал одуванчиковые поляны и не плел венки из этих чудесных пушистых комочков вперемешку с полевыми цветами и сухой травой? А кто из детей не мастерил в свое время бумажных ковриков и веревочных кукол? Наверное, многие любили это занятие. Но кто задумывался над тем, что плетение – это искусство, по возрасту сравнимое с возрастом человеческого рода? В древности люди не задумывались над тем, заниматься им плетением или нет. Это было необходимостью. Изготовление посуды, сосудов для хранения пищи, различных украшений – без этих ремесел человечество не смогло бы развиваться.
Промысел, прошедший через века
Лозоплетение прошло сквозь тысячелетия и дошло до нас практически в первозданном виде. Как можно его модернизировать? Вопрос риторический. И тысячи лет назад, и сейчас человек плетет по одним и тем же принципам, с помощью одинаковых приемов. И в этом есть нечто таинственное и мистическое. Плетение существует как бы вне времени и вряд ли изменится за последующую тысячу лет.
Другое дело, что изменилась сама цель лозоплетения. В древнем мире оно составляло необходимую потребность, связанную с обустройством человеческого быта. А теперь плетеные изделия служат в основном украшениями. Но это не значит, что они потеряли свой практический смысл. Лозоплетение может оказаться полезным в современном быту. До сих пор народные умельцы изготавливают удивительную по своей красоте и легкости мебель, способную создать конкуренцию современной заводской мебели из ДСП или древесного шпона.
Но вернемся в древний мир… Плетение из лозы возникло намного раньше гончарного дела и занимало значительное место в жизни древнего человека. Из ветвей древесных растений возводили жилища, хозяйственные постройки, делали изгороди, детские колыбели, кузова саней и повозок, мебель, детские игрушки и посуду. А самыми распространенными изделиями из лозы были корзины. Плетение развивалось прежде всего в районах рек и озер, где, с одной стороны, было много природного материала, а с другой – велика и многообразна потребность в плетеных изделиях.
С древнейших времен плетением занимались в Африке и Азии, в Европе и Австралии, в Южной и Северной Америке. Плели из камыша и веревок, ивовой лозы и ротанга, бамбука и тростника. Наверное, наряду с корзинами, рыболовецкие снасти и ловушки для зверей и птиц были первыми и самыми важными для человека «плетеными поделками». Снасти из тонкого ивового прута были прочнее, чем тростниковые или травяные, хотя и не отличались особой гибкостью. Поэтому позднее лозу заменили различные нити и обрезки кожи.
Сколько же веков насчитывает лозоплетение? Самыми старыми из найденных плетеных предметов считаются египетские и ближневосточные находки. Так, например, в гробнице Тутанхамона обнаружены два отлично сохранившихся плетеных стула. Примерно такие же можно увидеть сегодня в мебельных магазинах. Мебель и домашняя утварь из лозы и корней деревьев использовалась в Древнем Риме – и в домах простолюдинов, и в домах патрициев (они, кстати, были известными ценителями изящества и комфорта). Из виноградной лозы восставшие гладиаторы армии Спартака делали легкие и прочные боевые щиты.
Издревле доказано, что лоза – прекрасный проводник земной энергии. В Древнем Китае участок, выбранный для постройки дома, сначала обследовали с помощью лозы и дом ставили на том месте, где лоза не отклонялась в руках лозоходца. Глубоко символичен тот факт, что когда-то лоза выбирала место для дома, а теперь дом выбирает лозу, дарящую его обитателям душевное равновесие и покой.
В позапрошлом веке особенно широко лозоплетение применялось во Франции. Лучшие изделия, сделанные искусными мастерами, покрывали позолотой и украшали будуары и дворцы знатных особ. В конце XIX века появились и книги с подробным описанием технологического процесса плетения, золочения и серебрения деревянных и плетеных изделий. В это время плетение вошло в моду. Большой популярностью пользовались плетеная мебель, детские коляски, дорожные сундуки, чемоданы. Плетение от кустарного производства перешло на промышленную основу. Для подготовки мастеров организовывались школы во многих странах мира. На Руси плетение корзин было довольно обычным делом. Почти каждый крестьянин мог сплести ее при необходимости. Корзинщики-виртуозы выплетали их на любой вкус: маленькие и большие, круглые и прямоугольные, овальные и конические, с простым и сложным плетением, с крышками и без них. И действительно, без корзин в хозяйстве обойтись было трудно. В них носили белье на речку, брали в дорогу, отправляясь в дальний путь, в них собирали урожай, с ними ходили за грибами. Ивовая лоза, податливая и прочная одновременно, часто использовалась в строительстве. Она считалась отличным материалом для возведения стен и крыш. Важно и то, что на постройку, например, сарая из глиноплетневых стен тратится не больше недели. Другим преимуществом является дешевизна. Впрочем, есть и минус – недолговечность постройки. Рассчитан такой плетеный домик в среднем на 10–15 лет использования, хотя, в принципе, может простоять десятки лет (это зависит от умения строителей). Глинобитные подсобные помещения еще несколько десятков лет назад были популярны на юге России и в Украине.
Ива имеет еще и другое – духовное – значение для русского народа. С давних времен образ ветвистой ивы – это одухотворенный образ частички живой природы. А веточка вербы (одна из разновидностей ивы) – символ веры, символ памяти об усопших. Ее срывали по христианскому обряду весной во время цветения в вербное воскресение и ставили в доме в красном углу – честь, оказанная не многим растениям. Ива охраняет своей торжественной задумчивостью священную память о погибших воинах на больших и малых мемориалах. Она украшает своей зеленью сады и парки, города и поселки.
Это дерево распространено и ценится не только в России. Городом ив называют, например, столицу Корейской Народно-Демократической Республики город Пхеньян. По берегам реки Тэдонган, на которой стоит город, растут огромные плакучие ивы. Они, как шатром, укрывают набережные – излюбленное место отдыха и раздумий жителей города. Можно привести множество примеров щедрой народной любви к иве, ее гибким волнующим ветвям, шелесту ее листвы, ее трогательной беззащитности и негасимой духовной силе.
Как видим, ивовый прут дошел до нас в практически первозданном виде. Конечно, изделия из него максимально усложнились, так же, как и техника плетения, однако суть лозоплетения осталась неизменной.
Одно дело – бытовое лозоплетение, а другое – мода на плетеные изделия, которой следуют практически все слои населения. Лозоплетение – одно из самых демократических ремесел. В России первый бум моды на плетеную мебель начался в конце XVIII века. Ввел ее князь Голицын, воодушевленный впечатлениями от поездки по Европе. Он создал в своем поместье мастерскую, в которой плели мебель и корзины из очищенного ивового прута. В течение следующих десятилетий искусство лозоплетения совершенствовалось русскими мастерами. В конце XIX века в России появляется множество ремесленных школ, которые активно обмениваются опытом с зарубежными коллегами. Вслед за французами русские мастера отбеливают, окрашивают и даже золотят и серебрят лозу. Приходит мода на корзинки, расписанные масляными красками. Лозоплетение становится в России подлинным народным искусством.
В начале XX века в России ассортимент плетеных изделий просто поражал воображение. Из лозы плели всевозможную мебель, стулья, столы, кресла, диваны, ширмы, этажерки, детские кроватки, газетницы, коляски, дорожные принадлежности, сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки, сани, корзинки, детские качели и игрушки. Наверное, не было такого предмета или утвари, которую бы в то время умельцы не смогли бы сплести из лозы.
Лозоплетением в России занимались практически повсеместно, где росла ива или можно было достать растительный материал, способный ее заменить. В Московской, Владимирской, Тверской, Ярославской, Нижегородской, Казанской, Вятской губерниях были сосредоточены наиболее крупные центры плетения. Развитию этого ремесла способствовала организация школ, в которых обучали плетению.
Одним из наиболее крупных центров плетения было село Большие Вяземы Звенигородского уезда Московской губернии, где развитию промысла способствовал местный помещик князь Д. В. Голицын, который ввел плетение из очищенных прутьев у себя в усадьбе, а затем и в этом селе. Впоследствии здесь было освоено плетение мебели. В 1891 году на средства известного русского мецената С. Г. Морозова для изучения лозоплетения в его наиболее совершенных формах был послан за границу А. И. Березовский. По возвращении он организовал земскую учебную мастерскую на станции Голицыно Московской железной дороги. В мастерской обучали местных кустарей изготовлению модных изделий по отечественным образцам и руководствам, которые поставлял Московский кустарный музей, а также по альбомам и книгам, издававшимся в Лондоне, Вене, Париже, Кельне, Нью-Йорке и других городах мира. Лучшие работники этой мастерской участвовали в международных выставках, завоевывали международное признание и неоднократно получали призы.
Широкое распространение лозоплетение получило и на белгородской земле в Старооскольском, Корчанском, Белгородском, Грайворонском, Новооскольском уездах. В каждом из них существовали некогда свои явно выраженные художественные и технологические особенности по изготовлению бытовых изделий из лозы. Известно, что слобода Борисовка Грайворонского уезда была центром кустарных промыслов. Но и здесь лозоплетение как промысел стало развиваться поздно и не имело таких глубоких традиций, которые сохранились в центральных районах России. Причины этого заключались в сильных пережитках крепостничества. Обнищание крестьян сужало внутренний рынок.
До Великой Отечественной войны и после нее широкое производство плетеных изделий было приостановлено, потому что промышленные приоритеты были расставлены совсем иначе, чем до революции. Однако в 50-х годах ХХ столетия наметилось некоторое возрождение плетеного ремесла. На мебельной Борисовской фабрике был создан цех лозоплетения. Там стали выпускать плетеную мебель и изделия утилитарного назначения. В 1971 году по инициативе художника Ю. П. Агафонова лозу начинают применять с керамикой. В это же время расширяется ассортимент выпускаемой продукции цеха лозоплетения: появляются декоративные сухарницы, конфетницы, панно и много других художественных изделий.
Изделия из лозы в современном быту
Мода постоянно возвращается. Сейчас плетеная мебель – легкая, экологичная, изысканная – вновь покоряет Россию. Ее можно увидеть в каталогах и витринах салонов, встретить в гостиничном и ресторанном интерьерах, детских садах и даже в офисах. Плетеные кресла-качалки быстро приживаются в наших квартирах, создавая особый домашний уют. Плетеная мебель охотно заселяет балконы, веранды, чайные домики и прочие «уголки для размышлений».
Сейчас ивовая лоза уже утратила былую привлекательность в качестве материала для сельскохозяйственных орудий, снастей и строительства, но от этого не стала менее используемой. Плетеная корзина и поныне остается «тарой номер один» для садовников и грибников. Настоящий грибник никогда не отправится в лес с полиэтиленовым пакетом, в котором хрупкая грибная добыча попросту превратится в труху. Ивовые ветки содержат большое количество дубильных веществ. Благодаря им грибы долго не портятся, а воздух, проходящий между прутьями, как через фильтр, очищается от вредных микроорганизмов. Кроме того, ивовые прутья впитывают лишнюю влагу и благодаря теплоизоляционным свойствам предохраняют грибы от перегрева.
Картофельные корзины – прочные, вместительные, легкие – порадуют дачника при уборке картофеля. А большие грубые корзины, так называемые шеверни, понадобятся для переноски строительных отходов, травы и выполотых с участка сорняков.
Плетеная корзина – отличная тара для различной снеди для пикника. В ней пищевые продукты будут надежно защищены от дождя и пыльных бурь. Кроме того, с плетеной корзинкой очень удобно ходить на рынок и в магазин. Ведь более удобной тары для ношения яиц и фруктов люди еще не придумали.
Из лозы плетут сухарницы, вазы для печенья и конфет, которые могут украсить праздничный стол. Делают из нее легкую и сравнительно дешевую дачную мебель, плетут детские санки и коляски, оплетают старые цветочные горшки.
Дизайнеры всего мира используют плетеную мебель, корзины, вазы как обязательный элемент весьма популярного стиля кантри. В этот же дизайнерский арсенал входят короба для белья, корзины для бумаг, «ящики» для хранения вещей, забавные корзинки для домашних животных. Все эти мелочи делают дом уютным и наполняют его особым теплом, присущим только природным материалам.
Но почему же так много красивых и практичных вещей полностью ушло из нашего интерьера? Увы, в какой-то момент люди посчитали лозу неактуальной, и на смену ей пришла суперсовременная синтетика в виде различных пластмасс и полимеров. Действительно, синтетические материалы дешевле и практичнее, но не намного. А с точки зрения эстетического вкуса натуральная лоза не идет ни в какое сравнение с продукцией химической промышленности. У нас есть достойная альтернатива искусственным материалам, подсказанная самой природой и сохраненная русской традицией.
Главные достоинства плетеных изделий – это экологичность, свойственная всем предметам ручной работы, крепость, легкость, характерный приятный запах. Лоза в изделии имеет свойство в течение трех лет приобретать красный оттенок. При бережном отношении к предметам быта они не теряют своих свойств два десятка лет. Природная чистота материала и высокие качества плетеной мебели делают ее все более востребованной. Она создает ностальгическую атмосферу уюта и благополучия дворянских усадеб минувшего века, а золотистое кружево ивовой лозы очаровывает своими умиротворяющими ритмами и словно защищает от стресса.
Устойчивость к воздействию влаги и высоким температурам дает возможность применять лозу в саунах и бассейнах. Она очень легкая и открытая. К ней приятно прикасаться. Порой ротанговая мебель по сроку своей службы бывает не хуже дубовой. Благодаря используемой технике плетения удается избегать острых углов, создавать обтекаемые, плавно извивающиеся формы и, соответственно, – силуэты в интерьере. Особый шик плетеная мебель приобретает, когда ее создают настоящие мастера своего дела, способные учесть разнообразие фактур плетения и требования, которые выдвигаются к современной мебели. Время от времени лозу комбинируют с тканью, деревом, стеклом, металлом, кожей, расширяя таким образом стилистику предметов. Также не последняя роль отводится конструктивности мебели, поскольку это качество в современном мире во многом определяет конкурентоспособность мебельной идеи для ее запуска в производство.
К сожалению, настоящую ивовую корзинку (а тем более мебель) сейчас редко можно встретить. Поэтому лучше сплести ее самому, на свой вкус. Плетение ивовыми лентами доступно и школьникам, и людям пожилого возраста. Не вызовет больших финансовых расходов и заготовка материалов, так как природа обильно снабжает мастеров нужным сырьем. Необходимые прутья можно найти около речки, пруда, болота. Ива в изобилии растет вдоль дороги, в садах, оврагах, около дома. Словом, сырье всегда «под руками». Так почему бы не приступить к делу?
Природный чудо-материал
Когда говорят о лозе в применении к плетению, то имеют в виду прежде всего лозу ивовую, расщепленные ивовые прутья. Однако для лозоплетения можно использовать и другие материалы, похожие на лозу: камыш, ситник, рогоз, солому злаковых культур, педдиг, рафию, бамбук, лещину. Их используют в комбинации с лозой или отдельно. А вот с виноградной лозой специалисты не рекомендуют работать – она слишком ломкая и пригодна далеко не для всех видов плетения. Лучше всего ее использовать для изготовления ограждений в стиле кантри.
Чудо-материал – так говорят об ивовых прутьях. Еще древние умельцы приметили в них редкое сочетание гибкости и упругости. Используя эти качества, люди научились плести из лозы множество самых разных по форме и назначению изделий.
Ива – одна из распространенных древесно-кустарниковых пород умеренного и холодного поясов земного шара, лишь немногие ее виды встречаются в субтропических и тропических областях. Как свидетельствуют данные палеонтологии, ива появилась на земле в весьма отдаленные геологические эпохи. В различных странах Европы, Азии и Америки ее остатки найдены в нижнемеловых отложениях мезозойской эры, в третичном периоде ива была уже широко распространена. Изучение ископаемых ив, найденных в верхнемеловых отложениях, показало, что за многие тысячелетия это растение упростило внутреннюю организацию, приобрело большую пластичность и крайне разнообразные внешние формы, определяющие ее видовое многообразие.
Ива – одна из ценных древесно-кустарниковых пород, имеющих разностороннее, универсальное применение. Это уникальное лекарственное растение. Ее кора – прекрасный дубитель, а волокно – сырье для изготовления мешковины, веревок и матов. Способность ивы быстро давать большое количество древесины позволяет широко использовать ее и в целлюлозном производстве, при изготовлении пластиков. В степных районах, бедных лесом, древесина кустарниковых ив используется на топливо, а из древовидных ив получают деловые сортименты древесины. Цветение этого дерева начинается значительно раньше, чем у других растений, поэтому ива еще и ценный медонос. Кроме того, ее широко используют для закрепления песков, обрывов и оползней. Наконец, она дает прекрасный, ценный для плетения материал – прут или, как его еще называют, лозу.
Все ивы можно разделить на два больших вида: кустарниковые и древовидные. Кустарниковые, которых большинство, растут повсюду: по берегам рек и озер, вдоль шоссейных и железных дорог, на болотах и по высыхающим руслам рек. Они первыми «заселяют» лесные вырубки и пожарища, как шубой покрывая почерневшую землю. Растут ивы и по склонам гор, даже на высоте 3 тыс. метров над уровнем моря. Ветви кустарниковой ивы – это и есть основной материал для плетения. Это одно из самых быстрорастущих растений: однолетние побеги порой достигают высоты 3 м. Древовидные ивы иногда вырастают в красивые могучие деревья. Например, в селе Никольском Смоленской области растет серебристая ива, ствол которой в обхвате превышает 5 м, и возраст, по мнению биологов, составляет более 120 лет. Это дерево-рекордсмен среди сородичей в Нечерноземной зоне России.
Плетение из лозы своими руками, пошаговая инструкция
Плетение из лозы требует усидчивости, так как сам процесс трудоемкий, но при этом сравнительно несложный. Чаще возводят низкие и средние по высоте ограды, если планируется строительство более крупной конструкции, заготавливают прочный материал. Основной этап работ – крепление лозы своими руками. Если нужных навыков нет, следует взять за основу мастер-класс.
Подробнее об устройстве
Любые плетеные изделия, а также ограда, представляют собой сплошное полотно из предварительно подготовленных ветвей деревьев определенных пород. Если обустраивается ограждение, в его основе – столбы. Их также делают из веток, но более прочных и крупных. В зависимости от технологии могут потребоваться добавочные поперечины.
Главные достоинства плетня:
- Возможность сделать работу своими руками;
- Отсутствие фундамента;
- Плетение из лозы – задача посильная и не занимает много времени;
- Небольшая себестоимость;
- Возможность обустроить прямой и криволинейный забор.
Минусов также достаточно: низкая прочность конструкции; плетение из лозы предполагает сложный ремонт ограды в случае необходимости; конструкция органично смотрится на участке, оформленном в деревенском стиле.
Какие нужны материалы?
Для столбов и заборного полотна подбирается дерево определенных пород и размеров. Чтобы не отвлекаться от работы, готовится инструмент.
Заготовка лозы, веток
Заготовка лозы
Самый распространенный материал для плетения – лоза ивы. Она отличается гибкостью и позволяет создать своими руками относительно надежное заборное полотно.
При самостоятельном изготовлении ограды можно сэкономить на материалах, так как используются ветви ивы, а это дерево довольно широко распространено практически в любом из регионов России.
Ветви срезаются под углом до 60 градусов. Лучше делать это весной, осенью. Плетение ивовой лозой выполняется после просушки материала.
Перед укладкой ветви распаривают в горячей воде. Кора снимается. Но можно выполнять плетение ивовой лозой, которую только что срезали. Под столбы готовят прочные ветки диаметром 4-8 см. Их длина должна превышать высоту ограды примерно на треть. Порода дерева для опор: лиственница, сосна.
Инструмент для работы
Учитывая, что плетень представляет собой простую конструкцию, для ее изготовления своими руками потребуется лишь основной инструмент: молоток, остро заточенный нож, линейка, плоскогубцы, кисть.
Для обработки дерева применяют морилку. Плетение ивовой лозой будет более жестким, если применять для крепления проволоку.
Процесс изготовления
Основные этапы возведения плетня из ветвей ивы своими руками: разметка, установка опор, плетение подготовленной лозой.
Подготовка
Нужно определить границу, по которой будет проходить забор. Затем в угловых точках и в местах установки опор вбивают невысокие колья. Между ними нужно своими руками протянуть веревку. Такие меры позволят возвести ровную ограду. Более тонкие ветви-опоры следует располагать ближе друг к другу – до 50 см.
Колья основания должны выдержать вес плетеного полотна, поэтому, чем толще стебель, тем толще и крепче должны быть опорные столбы.
Прочные столбы устанавливают на большем расстоянии. Но удаленность опор зависит еще и от способа установки веток. Столбы снизу покрываются битумным составом, чтобы продлить срок их службы. Различают вертикальное, горизонтальное плетение ивовой лозой.
Горизонтально-ориентированные ветви
Варианты плетения: а – в 2-5 прутьев; б – в 2 прута; в – в 2 спаренных прута; г – в 3 прута; д – плетение 2 рядов веревочки в 3 прута.
Первый прут заводится в грунт или крепится проволокой к опоре. Мастер-класс:
- Лозу ивы нужно направлять по траектории, повторяющей восьмерку, при этом необходимо охватить несколько рядом стоящих опор;
- Каждый следующий пруток является продолжением предыдущего, соединяйте их поплотней;
- Соединение лозы ивы своими руками выполняется посредством проволоки;
- Следующий ряд нужно плести так, чтобы он зеркально отображал расположение прутьев первого ряда;
- Выполнив укладку 3-4 рядов, производится уплотнение заборного полотна из лозы ивы, это делается своими руками с резинового помощью молотка;
- Выступающие края прутьев срезают ножом.
Плести можно забор из лозы или ивы, используя сразу пучок ветвей. Но для этого применяют более тонкий материал.
Вертикально-ориентированные прутья
Добавочный элемент конструкции забора в данном случае – прутья, которые располагают горизонтально между опорами (2-3 шт.). Рекомендуется устанавливать поперечины не дальше 25 см друг от друга.
Схема забора вертикального плетения
Тогда плести полотно будет проще. Ветви снизу укрепляют, устанавливая прямо в грунт. Это намного проще, чем, используя метод крепления проволокой. Далее, плести нужно, взяв за основу мастер-класс для реализации горизонтальной технологии.
Рекомендации по украшению забора и уходу
Лучше всего плетень вписывается в дизайн ландшафта деревенского стиля. Особенно органично плетеные изделия выглядят на фоне соответствующего экстерьера объекта.
Декор плетня
Для подобных ограждений подходит атрибутика, подчеркивающая деревенский стиль: глиняные горшки и прочие изделия из этого материала (кувшины и т. д.), подсолнухи. Рядом высаживают ветвистые цветы.
Но в первую очередь нужно покрыть конструкцию защитным материалом, обычно это морилка и лак. Осветлить высохшую заготовку можно, используя перекись водорода – ею покрывают дерево.
Уход
Срок службы плетеной изгороди недолгий. Но периодически нужно восстанавливать защитное покрытие. Также иногда требуется ремонт плетня. Для этого обычно приходится полностью менять секцию, что обусловлено особенностями устройства забора.
В качестве элементов декора для плетня могут выступить глиняные горшки, декоративные подсолнухи и другие атрибуты деревенского стиля
Существует две основные технологии крепления ветвей: вертикальная, горизонтальная. Плести шахматку сложнее. Основные этапы работы при возведении ограды: разметка, расположение столбов по периметру участка, наполнение секций забора. Плести полотно, используя вертикальную технологию несколько проще, так как не нужно соединять лозу между собой.
Оценка статьи:
Загрузка…Поделиться с друзьями:
самый простой способ (МК) (38 фото)
Корзины из лозы своими руками начали плести очень давно. Данный материал использовали и в изготовлении изгородей, и колыбелей для малышей. Из лозы делали даже посуду. Сейчас корзины из лозы обязаны своей популярностью грибникам. Именно они больше других людей пользуются такими изделиями. Хорошее решение – сплести и отдельный вариант для пикников или домашнего обихода. Идей дизайна много – от самых простых до стильных и модных. При этом самостоятельно сделать данный предмет легко.
Выбираем правильный материал
Первое, что необходимо сделать – подобрать материал. Он должен быть качественным. От данного показателя зависит срок службы изделия. Обычно лозу срезают в самом начале весны или осени. Считается, что в это время она обладает большой прочностью.
Качественную ветку лозы определяют так: в самом толстом месте сгибают ее до упора. Она не должна лопнуть или трескаться. Материал, который соответствует данным параметрам пригоден для плетения. Важный нюанс – каждая ветка должна созреть.
Лозу необходимо подвергнуть обработке, ведь недавно срезанная древесина не сможет держать форму корзины. Существует две схемы подготовки веток: вымачивание и выравнивание. В первом случае прутья обрабатывают под проточной водой или кладут в емкость и каждый день меняют жидкость. Вода должна полностью покрывать древесину. Чтобы она не всплывала, ее следует придавить грузом. Проводить подобную процедуру нужно в течение двух недель.
Не рекомендуется использовать в качестве груза предметы из металла. Из-за его воздействия лоза примет другой цвет.
Второй способ является более быстрым и займет три часа. Прутья необходимо сложить в большую емкость и залить кипятком. Смесь варят около двух часов. Следует остудить лозу и приниматься за отделение коры от прутьев. Особенность второго метода состоит в том, что ветки лозы приобретут яркость и блеск. Также их легко очищать и мыть.
Составляем список инструментов
Перед тем как сплести корзину из лозы своими руками, нужно подготовить такие инструменты:
- шило;
- бокорезы;
- грузик – он удержит лозу в определенном положении;
- плоскогубцы – с их помощью сгибают прутья.
Приспособления стоит подготовить заранее. Такой подход ускорит создание корзины.
Алгоритм работы
Как плести корзинки из лозы? Сначала необходимо разделить работу на несколько этапов, они помогут быстро понять алгоритм действий и освоить технику:
1. Плетение дна начинается с того, что необходимо взять 8 прутиков. В половине из них делают по отверстию. Каждое из них составляет 3 сантиметра. Вторую половину веток продевают в данные прорезы. В итоге образуется крестовина.
Делаем крестовину для дна
2. Следующий шаг – обплетение основания. Необходимо взять две ветки и обвести их вокруг четырех прутьев. Так следует сплести два круга. По завершению этого действия приступают к обплетению каждого из прутьев. Создаются еще два ряда. Элементы должны быть равномерно распределены. В результате плетения получается круг.
3. Добавляется еще один прут. Его помещают в крайнем ряду, сгибают. Стоит отметить, что предыдущая основа обрезается (из-за нехватки длины). Таким же образом заменяются все прутья и плетется два ряда. Лоза должна огибать прут изнутри и снаружи. Этот принцип сохраняется до завершения создания дна. Основных прутьев насчитывается 16 штук. В конце плетения необходимо добавить еще один. Его располагают между остальными ветками в последнем круге.
Делаем основание
4. Сплетя основание задуманного размера, нужно приступать к созданию стенок. Следует подобрать пруты среднего размера. Их крепят к дну корзины – в само плетение. Основания стен сгибают до прямого угла, а верхушки связывают. Загнутые концы вставляют в дно корзины и начинают обплетать их. Следует взять три прутика. Тонкой стороной их вставляют в отверстия рядом с основными прутами – по одному на стойку.
5. Следует плести «косу» и повторять рисунок основания. Он должен напоминать по форме ромб, и он огибает каждый вертикальный прут. В такой технике выполняется 2-3 ряда. Подобные действия позволяют создать основу формы.
Делаем каркас для стенок
6. Пора приступать к плетению общего «полотна». В данном случае используется метод заведения лозы за одну стойку и выведение перед другой. Когда нужная высота корзины достигнута, вертикальные ветки обрезают и прячут их концы в плетение.
Плетем стенки
Корзина из лозы готова. Осталось только сделать ручку. Сперва стоит отмерить длину для ручки и выбрать толстую ветку. Ее сгибают и придают ей ту форму, которая подойдет корзине. Концы прута заостряют и вставляют в стенки изделия. Рядом с ручкой следует разместить 6 прутов потоньше. Они огибают основную ветку, что позволяет прочно закрепить ее в плетении. Чтобы мелкие ветки не двигались, их закрепляют при помощи скотча. «Хвостики» прутьев следует скрыть в стенках корзины.
Делаем ручкуЧтобы начать использовать корзину в полной мере, нужно дать ей просохнуть. Это займет несколько дней. Такой простой метод использует большинство начинающих мастеров. В дальнейшем свой навык плетения рекомендуется развивать и создавать более сложные конструкции. Пользуются спросом не только корзины, но и мебель, элементы декора из лозы.