Защитно-декоративные покрытия для изделий из дерева
Мне очень часто приходится индивидуально разъяснять заказчикам, какое покрытие будет лучше для той или иной вещи, в зависимости от того, как эта вещь в последствие будет использоваться. Чтобы любой человек, желающий сделать заказ мог сообщить мне о своем выборе покрытия самостоятельно, я и решил написать это небольшое пояснение. В данном разделе я не буду давать подробную классификацию защитно-декоративных покрытий, а напишу лишь о тех, что использую сам для своих работ.
Итак.
Что представляют из себя защитно-декоративные покрытия и для чего они нужны.
Завершающим этапом в изготовлении любой вещи является отделка и нанесение специальных покрытий, создающих поверх изделия равномерный, тонкий защитный слой. Это может быть лак, восковая мастика, краска, олифа, льняное масло. В случае с маслом на поверхности вещи не образуется какой-либо плёнки, т.к. масло полностью впитывается в дерево. Все эти покрытия выполняют не только защитную, но и декоративную функцию. Защитная функция покрытия заключается в предохранении вещи от различных внешних воздействий. Т.е. действия влажности, загрязнения, или в некоторых случаях от незначительных механических воздействий. Декоративная функция состоит в том, что покрытие подчеркивает текстуру дерева, усиливает контраст рисунка резьбы, придает изделию красивый блеск (блеск может быть различным в зависимости от используемого покрытия). У разных покрытий защитные и декоративные свойства отличаются друг от друга. Это нужно учитывать, и соотносить с тем, как будет в дальнейшем использоваться вещь, для которой вы подбираете это покрытие.
Для отделки своих работ я использую следующие способы: лакирование, вощение, пропитка льняной олифой (маслом) или варка в льняной олифе (масле).
Ниже о каждом способе отдельно.
Лакирование.
Я использую алкидно-полиуретановые лаки, с различной степенью блеска. От глянцевого до матового. Они дают очень устойчивое покрытие, прекрасно наносятся и дают практически прозрачную плёнку. Хотя в случае нанесения на некоторые породы дерева я отмечал, что цвет дерева несколько меняется. Так например в случае красного дерева, при покрытии лаком, оно становится более блеклым и уже не смотрится именно как красное. (в случае же с вощением наоборот).
Основные достоинства этого покрытия:
1) хорошо защищает изделие от воздействия влаги, всевозможных загрязнений и некоторых химических воздействий; пыль и грязь можно легко удалить с такой поверхности без каких-либо последствий для покрытия и самого изделия;
2) в случае нанесения нескольких слоев лака, он будет выполнять также и защиту от незначительных механических воздействий, такую вещь значительно труднее будет поцарапать или оставить на ней вмятину;
3) сохранение своих защитных и декоративных свойств в течение длительного времени;
4) хорошо подчеркивает текстуру дерева и придает красивый декоративный блеск (блеск может быть различным, так если использовать матовый лак то привычного нам лакового блеска, практически не будет).
Основные недостатки этого покрытия:
1) после высыхания лака в течение 1-1,5 суток остаточный запах будет присутствовать ещё в течение 2-3 месяцев;
2) очень сомнительная полезность лака при попадании в организм человека и животных, что делает нежелательным его применение для покрытия всевозможной посуды и некоторой кухонной утвари из дерева, которая будет регулярно контактировать с горячей и жидкой пищей; покрытие будет постепенно разрушаться и его фрагменты попадать в пищу, поэтому не стоить применять лакирование для ложек, черпаков, лопаток, например. Если речь идет о посуде вроде вазы и для фруктов, то в этом случае нет ничего страшного в использовании лака;
3) порой чрезмерная декоративность, которую может давать лак; вещь может смотреться не живо, не душевно; конечно это особенность на любителя.
Примеры работ покрытых лаком |
Вощение.
Для этого способа используют различные мастики на основе пчелиного или карнаубского воска, в состав которых, входят также и другие компоненты (скипидар, льняное масло)
Основные достоинства этого покрытия:
1) воск тоже защищает изделие от влаги, но не так хорошо как лак;
2) придаёт изделию приятный матовый, ровный блеск, который хоть и утрачивается со временем, но легко восстанавливается при натирании изделия щёткой с натуральным волосом; также подчеркивает текстуру дерева, но не даёт такого контраста как лак;
3) быстро высыхает и не имеет долгого остаточного неприятного запаха;
4) по сравнению с лаком такое покрытие является более экологичным;
6) изделие покрытое воском выглядит более натурально и «живо».
Основные недостатки этого покрытия:
1) в отличие от лака пчелиный воск не даёт такой защиты от влаги и при непосредственном контакте с водой быстро утрачивает свою декоративность: могут появиться белые мутные пятна;
3) если вещь будет активно использоваться, то от трения покрытие истирается и потребуется его восстановление, что впрочем несложно проделать самостоятельно при желании .
Примечание
В отличие от пчелиного, карнаубский воск более устойчив. Он не боится воды: при попадании на него воды не мутнеет и пятен на на поверхности не остатся. Карнаубский воск образует более твёрдую плёнку при высыхании, поэтому более устойчив к истиранию.
Примеры работ покрытых воском |
Вываривание в льняной олифе (льняном или др. растительном масле).
Этот способ прекрасно подходит для различной кухонной утвари, особенно для той, что будет контактировать с горячей и холодной пищей. При такой обработке происходит замещение влаги содержащейся в дереве на масло. В результате такой варки изделие становится невосприимчивым к впитыванию различных запахов и хорошо защищено от воздействия воды. Вода и прочие жидкости практически не впитываются. Поэтому вываренная в масле деревянная посуда хорошо моется, быстро высыхает и сохраняет гладкость отшлифованной поверхности, в отличие от посуды, без пропитки маслом. Варка в масле также подчеркивает текстуру дерева. А вот резьба, особенно со множеством мелких деталей, становится менее заметной. Т.е. происходит как бы эффект обратный тому что получается при лакировке или вощении.
Нестандартные методы обработки древесины. Изготовление эксклюзивной мебели и предметов интерьера
НЕСТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД К ДРЕВЕСИНЕ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЭКСКЛЮЗИВНОЙ МЕБЕЛИ И ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ ИНТЕРЬЕРА
Что будет на мастер — классе:
1. Декоративные свойства древесины и методы их проявления:
Распил, пластика (из доски в бревно!), старение древесины по методу Измайлова (обжиг, патина)
2. Нестандартные технологии и методы изготовления эксклюзивной мебели:
-Гнутоклееные конструкции , технология изготовления и оснастка.
-Подгонка деталей неправильной формы друг к другу и монтаж: ветки, фальшбалки.
3. Напольная и парковая скульптура
4. Изготовление декоративной фальшбалки
5. Изготовление декоративного фасада — дверки
6. Декоративные покрытия изделий
7. Анализ работ известных мастеров декоративно прикладного искусства.
-Как это сделано? Способы и технологии.
8. Активизация нестандартного мышления участников курса. И множество нюансов, наработок и секретов.
9. И, конечно, каждый участник(ца) лично попробует то, что покажем на мастер — классе!
Иными словами на мастер -классе вы узнаете техники и секреты необходимые для изготовления такой эксклюзивной кресло — качалки и убедитесь, что не боги горшки обжигают:
Как это было в прошлый раз? Смотрите!
МАТЕРИАЛЫ: входят в стоимость.
С СОБОЙ: только рабочую одежду и покушать. Чай печеньки с меня. По одежде: ничего не должно болтаться. И будет пыльно 🙂
РАСПИСАНИЕ: 25,26 апреля, с 9.30 до 20.00 ( в субботу) и до 19.00(воскресенье).
СТОИМОСТЬ участия в мастер — классах за два дня:
— 10т.р. для прошедших курс «Креативной столярки для начинающих» при заблаговременной оплате!(за 8 дней до начала и более)
— 12т.р. для новых учеников
КОЛИЧЕСТВО МЕСТ не более 8
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ или узнать больше можно написав мне на [email protected] или набрав меня по телефону: 8(926) 410 38 91 Александр Руднев
Дизайнерская обработка древесины
Мы предлагаем множество видов декоративной обработки древесины, которые сделают ваши полы изысканными и уникальными. Ценные породы — благодатный материал для декорирования, с помощью которого можно удачно подчеркнуть природный рисунок древесины и стилизовать ее под интерьер.
В таблице представлены основные технологии по изящной декоративной обработке древесины, которые мы используем для создания богатой цветовой палитры, оригинальной текстуры и нетривиальных сочетании. Напольное покрытие станет элегантным штрихом в образе интерьера.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТЕКСТУРНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ
Браширование
Браширование – один из основных способов искусственного состаривания. При такой обработке специальной металлической щеткой с поверхности древесины удаляют мягкие волокна заболони. Узор древесины становится контрастным и рельефным, он обретает объёмный рисунок, образованный грубыми волокнами, годичными кольцами, выпуклыми сучками и глазками. Обработка подчеркивает красивый природный рельеф твердых волокон, придает декоративный вид, который она приобретает в естественных условиях с течением времени по мере эксплуатации.
Браширование древесины делится на три типа в зависимости от интенсивности обработки. Глубина обработки может меняться от чуть заметной шероховатости до неровностей высотой 2-3 мм.
Образовавшийся рельеф часто покрывают цветным маслом, которое по-разному впитывается в разные слои древесины и заполняет образовавшиеся трещины, подчеркивая естественный рисунок дерева, образуя разного цвета прожилки. Покрытие лаком сохраняет только полученный рисунок.
Брашированию поддаются только те породы древесины, у которых есть четкие твердые и мягкие годичные кольца: дуб, орех, ясень и некоторые экзотические виды.
Волна
Волна – способ обработки, при котором поверхность древесины покрывается явно выраженными неравномерными волнами. Строгание выполняется вручную электроинструментами по принципу рубанка.
Волнистый рельеф делает фактуру древесины более глубокой и объёмной, придавая напольному покрытию живость и нетривиальный вид. Такой паркет создает привлекательную игру света и тени при любом освещении и приятен на ощупь.
Такая обработка часто используется как один из механических способов искусственного состаривания доски, создавая иллюзию очень старого протершегося пола из-за долгого хождения по нему большого количества людей.
Этот вид обработки полностью самодостаточный и не нуждается в других дополнениях. Наиболее зрелищно данная технология смотрится на напольном покрытии темных тонов.
Пиление
Пиление – поверхностное напиливание и создание искусственных дефектов древесины, один из традиционных приемов состаривания. При этом способе обработки на поверхность доски наносят неглубокие поперечные надпилы ленточной пилой. Небольшие бороздки создают неоднородную фактурную поверхность, открывая новые оттенки древесины, которые можно дополнительно тонировать с эффектом патины. Ненавязчивый рисунок смотрится сдержанно и в то же время изысканно, особенно эффектно – в сочетании с другими видами обработки.
Скобление
Для получения такой поверхности доску выскабливают вручную резцами различных форм, за счет чего на поверхности образуются вмятины и вытертости, присущие старым полам. Создаётся впечатление, что по ней долго и много ходили. Эта технология декоративной ручной обработки имеет чрезвычайно эффектный вид. Такой дизайнерский пол отлично подходит к классическому интерьеру, а также к любому совмещению направлений, где присутствует экостиль. Как и в случае с брашированием, у покрытия, подвергнутого скоблению, ярче выражен древесный рисунок.
Благодаря ручному скоблению имитируются дефекты пола, которые самостоятельно могли бы проявиться только спустя десятки лет после укладки. Прежде всего, это неровности, вмятины, а также червоточины и трещины в древесине у искусственно состаренного покрытия несут чисто декоративную функцию, тщательно обработаны защитным покрытием. Срок службы искусственно состаренного пола ничем не отличается от обычного.
Червоточины
Этот вид обработки добавляют древесине особой пикантности. В природе ходы жучков-короедов имеют интересный рисунок. Имитировать его вручную достаточно сложно – требуется высокий уровень мастерства и художественные навыки. Технология заключается в вырезании участков древесины на определенную глубину. При этом образующиеся канавки не должны отличаться по цвету от основного тона паркетной доски. Каждый вырезанный элемент тщательно очищается и обрабатывается защитным покрытием.
Имитация жучка-короеда отлично смотрится на древесине самых разных оттенков. Данный метод декоративного состаривания применяется дизайнерами в стилях прованса, классики или кантри. Уникальный пол с имитацией ходов жучка можно использовать при любом интерьерном оформлении – искусственно состаренные полы чрезвычайно актуальны и выглядят ультрамодными в любом окружении.
Тиснение
Узор наносится на древесину благодаря давлению станка с различными «насадками», выполненными из прочного металла. Благодаря такой обработке на ней остаётся рельеф.
Имитируя резьбу по дереву тиснение позволяет выполнить любые декоративные узоры, придавая напольному покрытия уникальный внешний вид (логотипы, фамильные гербы, рельефы, имитирующие природные поверхности, всевозможные волны, выпуклости и вогнутости различной частоты, размеров и глубины).
Такой пол может стать, как акцентом в интерьере, так и завершением образа.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЦВЕТОВОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ
Патинирование
Патинирование – (от итал. «patina» – естественный налет старины на поверхности изделий) один из популярных видов обработки материала, с помощью которого достигается эффект состаривания.
Само слово «патина» обозначает налет на поверхности различных материалов (это может быть металл, дерево, камень и проч.). Патинированный паркет имеет выразительную контрастную текстуру, так как патину наносят после браширования в открытые поры древесины. Затем поверхность покрывается краской другого цвета или защитным покрытием. Такая обработка образует уникальный контрастный узор природного материала.
Патинирование делает поверхность древесины еще более эффектной, как бы покрывая тонкой изысканной паутиной, подчеркивая выразительную структуру годичных колец. Патинирование представляет собой один из основных способов искусственного состаривания древесины. Для производства более утонченных декоров, мастера используют серебряную, золотую или бронзовую пудру.
Тонировка
Изменение цвета древесины специальными составами-красителями, не закрывающими ее текстуры. После тонировки древесина играет новыми и яркими красками.
На нашем предприятии работает колористическая лаборатория, в которой подбирают красители и тонировки по образцу заказчика.
В нашем ассортименте есть множество видов тонировок, которые сохраняют природный узор древесной текстуры, и красителей, которые придают яркость и контрастность напольному покрытию.
Протирание
Древесина с искусственно поврежденной поверхностью входит в моду, отражая современные тенденции в дизайне интерьера. Ее отличительная особенность – необычный для напольного покрытия цвет и потертости ручной работы. Краска наносится слой за слоем и вышлифовывается вручную, создавая неповторимую игру цвета в сочетании с проглядывающей основой «холста».
Поверхность такого напольного покрытия настолько богата на расцветку и фактуру, что может оказаться главной особенностью и декоративным акцентом помещения. Такой пол органично впишется в интерьеры в стиле лофт, техно, китч и в другие современные стили.
Морение
Во время морения древесина помещается в специальную камеру, где под большим давлением она поддается химическому воздействию.
Чаще всего этому способу обработки подвергается дуб. Дубильные вещества, находящиеся в нем, вступают в реакцию с химическими, за счет этого происходит активное насыщение цветом. Мореный дуб обладает уникальным цветом, который невозможно повторить ни одной тонировкой.
Морением древесины можно получить изумительные по красоте полы с разными оттенками от золотистого, умбристого, слегка синевато-зеленоватого цвета до глубокого цвета индиго.
Чаще всего после морения на доски наносятся цветные масла, некоторые дизайны дополняются патиной, искусственными протёртостями.
Копчение
Копчение – это химическая обработка, придающая дереву уникальный дымчатый оттенок. Копчение отлично подходит для древесины ценных пород, твёрдая структура которой коптится однородно и эффективно. Копчение можно считать глубоким тонированием: специальный химический состав («протрава») проникает в структуру дерева и меняет его естественный оттенок. Такого эффекта невозможно добиться обычным окрашиванием, которое меняет цвет только наружного древесного слоя. Копчёная древесина меняет оттенок полностью, на всю толщину доски. Поэтому даже после циклевания пола эффект от копчения не исчезнет.
Гамма и эффекты, которых можно добиться копчением – бесконечна (всё зависит от состава реактива и времени выдержки доски в камере).
Термообработка
Термообработка – технологический процесс, во время которого древесина меняет некоторые свои свойства, в том числе и цвет. При термообработке в специальных камерах цвет дерева становится гораздо темнее и имитирует внешний вид древесины, которая долго пролежала под солнечными лучами и дождем.
Изменения происходят не на поверхности изделия, а внутри его структуры, при этом из древесины испаряется лишняя влага. Таким образом, во время термообработки происходит искусственное старение древесины. При этом паркет из такой древесины получается тверже и устойчивее к повреждениям, легче переносит перепады температуры и повышенную влажность воздуха.
Градиентная тонировка
Градиентная тонировка – тонировка с плавным переходом оттенков от светлых к темным на каждой отдельной панели. Элементы напольного покрытия выглядят практически трехмерными, отбрасывают искусственные тени.
Такой паркет воспринимается как динамичная и объемная основа для интерьера в стиле ар-деко.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОМПЛЕКСНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ
Cостаривание
Cостаривание – сложный процесс создания на поверхности древесины искусственных дефектов и затемнений. Имитация вида состарившейся древесины путем ее механической обработки и дальнейшего покрытия различными красящими составами. К механическим способам можно отнести: браширование, строгание, имитация разрушения фактуры древесины различными древесными вредителями (например, просверливание отверстий-червоточин и «рисование» бороздок-червоточин сверлом), разнообразные сбивки, механические дефекты, ямки, царапины, трещины (чаще всего делается вручную: стамеской, металлическими шариками и прочими инструментами).
Для придания древесине состаренного антикварного вида применяется последующая ее цветовая обработка, наиболее часто используются тонирование и патинирование. Состаривание древесины является одним из самых модных и востребованных направлений в декоративной обработке паркета, который буквально завораживает своим уникальным рисунком.
Глубокая фаска с эффектом старения
Суть этой обработки заключается в создании углублений по краям доски, при этом место стыка древесины очень плотное, а выемка округлой формы.
Декоративные вырезы придают напольному покрытию эффект винтажного пола с четкой рельефной структурой. При этом дополнительные грани паркетных планок особым образом отражают свет, создавая теплую и уютную атмосферу в интерьере.
Обработка древесины с помощью глубокой фаски позволяет создать аутентичный и эксклюзивный деревянный пол. Такие фаски крупнее и заметнее, особенно хороши для тёмных полов и полов для винтажных интерьеров.
Возврат к списку
Как правильно обрабатывать дерево для декорирования
Все чаще и чаще в декоре помещений, стали использовать дерево в виде изделий, а также в натуральном его виде.
Оно прекрасно смотрится в любых комнатах и в качестве любого элемента декора.
От использования дерева в интерьере одни плюсы:
- это красиво;
- это приемлемо по цене;
- а самое главное — это экологически чистый материал.
Но как же сделать. чтобы деревянные элементы интерьера прослужили нам как можно дольше?
Необходимо их правильно обработать.
А именно:
Для изготовления элементов декора из твердых пород деревьев (дуб, клен), необходимо их обработать, сразу после того, как их срезали.
Как обработать ветки перед использованием в домашних условиях?
- сначала нужно тщательно их вымыть;
- потом, чтобы поделки был гладким и ровным, необходимо обработать ветку наждачной бумагой или жёсткой мочалкой;
- затем необходимо ветки высушить. Если они короткие, то оставить в духовке на 1-2 часа при невысокой температуре. Если длинные – на свежем воздухе, но это займет гораздо более продолжительное время.
- также не следует допускать пересыхания древесины. Но, если это все таки случилось, смочите ее водой перед тем, как начать работать.
Как и чем можно покрасить ветки?
Здесь вариантов больше чем достаточно:
- обычной белой эмульсионной краской, и мы получим такую замечательную основу для декорирования;
- гуашью белого цвета и кисточкой без воды (чистой краской). Через 15 минут необходимо будет перевернуть веточку и покрасить обратную сторону. Если есть необходимость – повторить;
- аэрозольная краска в балончиках. Очень удобная и простая в работе. Аэрозольная краска в баллончиках – это упрощенный метод окрашивания компрессором. Если умело использовать, то можно добиться профессиональной покраски любой поверхности;
- акриловая краска. Неоспоримым плюсом является то, что ее можно применять внутри помещения, ввиду полного отсутствия токсичности. Обладает высоким качеством покрытия поверхности. Быстро сохнет. Очень стойкая, легко наносится.
Затем, желательно покрыть ветку 2-3 слоя ми лака и натереть ее мягкой тряпочкой для придания блеска.
Что касается спилов, то здесь техника обработки немного отличается:
- придать спилу необходимую форму;
- обработать поверхность шлифовальным кругом или наждачной бумагой;
- покрыть изделие морилкой или лаком по дереву;
- покраской можете загрунтовать грунтовкой по дереву. На загрунтованную поверхность краска ложится ровным слоем.
Удачных Вам преображений.
Дерево и старинные рецепты обработки его поверхностей
Эта информация может быть очень полезнйо для тех кто работает с деревом или сам строит дом например
давайте рассмотрим некоторые варианты обработки древесины натуральными веществами., что может очень пригодится, в отсутствии спец. средств :
* ЛЬНЯНОЕ МАСЛО ( очень хорошо для дерева )
Льняное масло -это классический метод с использованием натуральных препаратов для обработки таких типов древесины как берёза с целью достижения долговечной, прочной и влагоустойчивой поверхности. возможны варианты:
1. Сырое льняное масло, неразбавленная масленная олифа.
пример применения : Рукоятку ножа ( или иное изделие)
нужно на несколько дней поместить в льняное масло.
Для этого нож можно поместить в банку с накручиваюшейся крышкой с тонкой щелью для клинка, которая после помещения в него ножа должно быть герметично закупоренна.
Когда деревесина черена пропитается насквозь, ее необходимо обтереть гладкой сухой ветошью. После этого несколько недель дать полностью просохнуть. При испарении масла происходит окисление и плимеризация поверхности, которая по истечению некоторого времени становится прочной и упругой.
2. Разбавленное на 50 % скипидаром льняное масло. Жидкость, приготовленная из льняного масла настоящего природного терпентина ( не применять заменители!) в пропорции 1 к 1.
При помощи терпентина время просушки дерева и окисления масла сокращается.
Применение: (см. 1). Срок просушки составляет 1-2 недели.
3. Льняное масло с дёгтем.
Добавка 50 % дёгтя придаёт дереву красно-коричневый оттенок. (применять см. 1)
Использовать только натуральный дёготь, после применения остатки масла тщательно обтереть мягкой и гладкой ветошью.
! ВНИМАНИЕ: При пользовании льняным маслом существует опасность самовозгорания тряпок, пропитанных льняным раствором. Поэтому выбрасывать с особой осторожностью, что-бы не привести к возгоранию!
* ДЕРЕВЯННЫЕ ИЗДЕЛИЯ МОЖНО ВОЩИТЬ, вот один из рецептов лака:
ЛАК. СОСТАВ:
воск — 100ч
канифоль — 25ч
скипидар 50ч (части указанны по весу) .
Канифоль и воск измельчить и расплавить, перемешать, затем снять c огня и влить скипидар, тщательно перемешать. Рецепты покрытий различные и здесь можно и нужно пробовать различные составы. Ещё способ такого народного лака — канифоль, растворённая в скипидаре.
Рубленый сруб не нуждается в обработке. Оцилиндрованное бревно обрабатывается для предотвращения растрескивания, гниения и потемнения.
* НЕСКОЛЬКО СТАРИННЫХ РЕЦЕПТОВ ДЕШЕВЫХ И ПРОЧНЫХ КРАСОК ДЛЯ ДЕРЕВЯННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ:
— ТВОРОЖНО-ИЗВЕСТКОВАЯ:
Равные количества свежего творога и гашеной извести тщательно разминают. Образуется белая, быстро сохнущая жидкость.
Ее необходимо употреблять в дело в тот же день, потому что она быстро портится.
К этому составу можно примешивать охру и некоторые другие краски. При этом необходимо употреблять как можно меньше воды, так как она отрицательно влияет на прочность.
Краска сохнет очень быстро и не оставляет ни малейшего запаха. Поэтому можно покрывать поверхность двумя слоями в один день.
Для придания окраске большей прочности, после нанесения двух слоев ее полируют кусками грубого сукна.
— КРАХМАЛЬНО-МАЛЯРНАЯ:
Из 10 весовых частей пшеничного крахмала, залитого холодной водой, получают состав, по консистенции напоминающий густую сметану.
Постоянно помешивая, добавляют кипяток до образования состава желаемой густоты. Для большей прочности к теплому клейстеру можно добавить 1 часть квасцов или буры.
Для приготовления краски в еще горячий клейстер добавляют цинковые белила и любую цветную краску, растительную или минеральную.
Затем растворяют в воде хлористый цинк и добавляют к нему небольшое количество винно-каменной кислоты.
Перед употреблением смешивают с этим раствором первую смесь. Количество материала и пропорции большого значения не имеют. Краска наносится обычным способом. Она малогорюча, не боится сырости и холодной воды, но горячей водой с мылом может быть смыта.
— КАРТОФЕЛЬНАЯ КРАСКА:
Берут 1 килограмм картофеля и варят его. Очищают от кожуры, пока он еще горяч, заливают 4 большими кружками воды. После этого надлежит размять все в кашу и протереть сквозь сито, чтобы не осталось комков. Добавить 1,5 килограмма мела в порошке, который предварительно разводят в 4 кружках воды. В результате получится около 8 кружек сероватой прочной хорошо кроющей и очень дешевой краски.
Все эти краски опробованы и дают отличные результаты.
* ОБРАБОТКА ДЕРЕВЯННЫХ (и т.п.) ИЗДЕЛИЙ:
1. Для того, чтобы деревянное изделие не растрескивалось и не крошилось на кусочки, его вываривали в течение 1-2 часов в растворе зольной щёлочи. После этого — высушивали, и, если требовалось, продолжали обработку более тонких деталей.
ЗОЛЬНАЯ ЩЕЛОЧЬ — это стародавний рецепт наших предков, использовавшийся и для стирки тканных изделий, и для обработки деревянных изделий.
Делается щёлочь просто — сжигаются дрова (лучше всего — берёза) до состояния белого пепла (золы). Пепел (зола) заливается водой, в которую, в ходе вымачивания, переходят все щелочные группы веществ. После этого осадок можно использовать на удобрения для почвы (он не опасен для растений, поскольку не содержит «мыла»), а воду — для стирки или для обработки древесных изделий.
2. В крепком ОТВАРе измельчённой ДУБОВОЙ КОРЫ наши предки либо кипятили (пару часов), либо вымачивали (сутки) изделия не только из дерева, но и всякие плетёные — из лыка, льна, конопли, тростника… Дубильные вещества укрепляли изделие настолько, что, например, канаты и веревки, повышали свою прочность на порядок.
ВОЗЬМИ НА ЗАМЕТКУ
Скопировано из группы вконтакте Славянский терем slav_terem
Обработка древесины и отделка изделий из дерева
Морение и лакирование при обработке древесины
Древесина в своем естественном виде не всегда выглядит привлекательно по сравнению с окружающими предметами и мебелью. Она становится серой под воздействием ультрафиолета. Не покрытая каким-либо защитным составом древесина является очень гигроскопичной. Она начинает коробиться даже от разницы зимней и летней влажности воздуха. В связи с этим обработка древесины является необходимой процедурой для сохранения потребительских качеств деревянных изделий. Отделанная вещь имеет более привлекательный вид по сравнению с естественным.
Можно обрабатывать древесину любых пород от дуба до березы. Хотя разные породы деревьев различно выглядят после отделки. К примеру, естественный рисунок березы достаточно однороден. Он лишен контрастных переходов и годичных колец вокруг сучков. Красиво выглядят сосна и ель, особенно их «сучковые» части. Природный рисунок каштана, дуба, бука считается наиболее привлекательным.
Перед отделкой необходимо тщательно отшлифовать деревянную деталь наждачной бумагой (шкуркой). Причем движения шкуркой должны происходить строго в направлении волокон и без сильного надавливания. Образовавшиеся поперечные риски после лакирования и морения станут легко заметны.
Морилка для дерева
Для удаления микроскопических частичек пыли из волокон рекомендуется после шлифовки тщательно пропылесосить древесину. После этого деталь можно покрывать морилкой. Она бывает неводная и водная. Водная, как понятно из названия, на воде. Такой вид морилки используется достаточно редко, в основном для морения небольших деталей. Неводную (на растворителе) используют для любых деталей. Неводная морилка быстро сохнет и впитывается и имеет большую цветовую гамму.
Обработанную древесину обильно пропитывают морилкой. Небольшие детали в основном морят, полностью погружая в морилку. При морении крупных изделий пользуются обычной кистью. Морилку на дерево следует наносить с избытком. Необходимо, чтобы она впиталась как можно глубже. После этого предметы сушат и переходят ко второму этапу отделки — отмывке. При отмывке удаляется вся лишняя морилка, не впитавшаяся и оставшаяся на поверхности дерева. После этого проявляется текстурный рисунок древесины со значительно усилившимся контрастом.
Неводную морилку отмывают при помощи ацетона. Обычно для этого используют большую густую кисть. Для облегчения процесса отмывки рекомендуется пользоваться следующим методом. Деревянную деталь необходимо расположить под углом 20 — 30 градусов. Кисть окунуть в ацетон и плавными движениями сверху вниз согнать лишнюю морилку с детали. Под деталь при этом необходимо подложить какой-либо гигроскопичный материал, к примеру, бумажные салфетки. Смывают морилку до тех пор, пока цвет детали не станет равномерным. После этого деталь снова необходимо просушить.
Лакирование деревянных изделий
На заключительном этапе деталь лакируют. Лакирование детали проводят в два этапа. На первом поднимают ворс. Как известно древесина гигроскопична и легко впитывает любую попавшую на нее жидкость. При этом меняются ее геометрические размеры, древесина набухает. После отмывки и морения деревянные предметы не такие уже полированные как до начала отделки. Это можно ощутить, проведя рукой по поверхности. С этой целью и поднимают ворс, удаляя его впоследствии шлифовкой.
Ворс можно поднять с помощью быстросохнущего лака (например, НЦ-222). Мягкой широкой кистью необходимо покрыть деталь лаком, при этом движения кистью должны происходить вдоль волокон, и просушить ее. После сушки на поверхности образуются мелкие волокна дерева, отставшие от соседних клеток (ворс). После этого необходимо вновь отшлифовать деталь с помощью мелкой шкурки.
После шлифовки деталь необходимо пропылесосить. Вслед за этим можно переходить к чистовой обработке древесины. В зависимости от места эксплуатации и назначения изделия покрывают лаком нужное количество раз. При эксплуатации в домашних условиях достаточно покрыть одним или двумя слоями лака. При этом деталь приобретет полуматовую поверхность.
Подобный способ отделки древесины не требует больших финансовых затрат и позволяет получить привлекательный внешний вид предметов из дерева. Единственным недостатком этого метода обработки является использование материалов с резким запахом (ацетон, лак). В связи с этим все работы необходимо проводить на открытом воздухе или в помещении с хорошей вытяжкой (хорошо проветриваемом). Необходимо также учитывать, что эти материалы относятся к легковоспламеняющимся. Недопустимым является выполнение работ при наличии открытого огня вблизи.
Иногда при шлифовке древесины задираются, а иногда и утрачиваются небольшие кусочки дерева. В большинстве случаев эти отвалившиеся или отслоившиеся остроугольные кусочки являются наиболее красивыми частями текстурного рисунка. Отслоение может случиться на стадии шлифовки или при высыхании морилки. Обычно щепа отслаивается от плоскости на 1,5 – 2 мм, а после лакирования еще выше. В случае если это произошло, необходимо перед дальнейшей обработкой приклеить капризный лепесток любым средством, пригодным для склеивания древесины. Также для этих целей вместо клея можно использовать подготовленный для дальнейшего покрытия лак. Процедура склеивания аналогична.
И реставрация деревянных изделий тоже может быть
При наличии на заготовках дефектов (трещин, сколов, следов жизнедеятельности насекомых) можно сделать несложную реставрацию. Для этих целей на этапе шлифовки целесообразно собрать образовавшуюся древесную пыль. Ее можно использовать в качестве наполнителя при приготовлении «шпатлевки». Деревянные заготовки хорошо шпаклюются. Смесь для реставрационных работ можно изготовить следующим образом. В качестве основы рекомендуется взять мебельный бесцветный лак, в качестве наполнителя использовать уже заготовленную древесную пыль. При ее недостаточном количестве необходимо взять кусок того же материала и с помощью шлифовальной машинки получить нужный объем. Колером послужит морилка.
Сначала рекомендуется тщательно смешать древесный порошок с лаком. Затем добавить колер до получения нужного оттенка. В качестве «шпателя» можно воспользоваться любым удобным, по вашему мнению, инструментом. К примеру, можно взять плакатные перья, нужной ширины.
Реставрацию изделий из дерева необходимо проводить только после морения и отмывки детали, так как затвердевшая смесь практически не способна взять цвет. Так же не рекомендуется подготавливать смесь на все количество работ. На подбор цвета обычно затрачивается большое количество времени, а подготовленная таким образом «шпатлевка» быстро твердеет. Рекомендуется приготавливать смесь в количестве, нужном для реставрации конкретного фрагмента. По окончании реставрации (после затвердевания «шпатлевки») необходимо отремонтированные места зачистить шкуркой.