Обожженная фанера – Правила и способы обработки фанеры для повышения влагостойкости

Содержание

Подходящая древесина для выжигания

Подходящая древесина для выжигания

Шпон (фанеровка). Различные сорта шпона

В принципе выжигать можно по поверхности любых материалов, которые могут быть обожжены или обуглены, например кожа, кость, пробка и т.п., ни один из них не дает таких широких возможностей для пирографии, как дерево. К тому же из всего вышеперечисленного именно дерево является наиболее распространенным в быту и доступным материалом.

 

Какая древесина лучше всего подходит для выжигания?

Древесина может быть отнесена к одной из двух больших категорий: мягкая (у хвойных) и твердая (у лиственных). Первая используется для изготовления бумаги и древесностружечных плит (ДСП), а последняя представляет интерес для плотников, столяров и, что нам особенно важно, пиромастеров.

Какие же требования предъявляются к материалу для выжигания? На светлой древесине ваша работа будет выглядеть наиболее выигрышно, на ней особенно четко будут просматриваться детали рисунка и штриховка. Однако для выжигания подходит не любая светлая древесина, поскольку некоторые сорта ее содержат значительную долю волокнистой ткани.

 

Шпон (фанеровка)

Шпон — это определенной толщины продольный срез специально подготовленной древесины. Обычно шпон имеет толщину 0,5-0,8 мм, встречается шпон толщиной и 1 мм.

Для удобства при работе шпон можно наклеить на кусок дешевой ДСП и таким образом получить более твердую поверхность для выжигания. Есть и другой вариант — закрепить лист шпона на оргалите, используя клей ПВА и утюг. Для этого промажьте клеем всю поверхность шпона с задней стороны и подсушите, пока клей не станет матовым. Наложите шпон на оргалит и от края не спеша прогладьте его утюгом по всей поверхности. Следите, чтобы при этом не оставалось пузырей. Теперь обработайте шпон мелкой шкуркой и удалите остатки древесной пыли (для этого можно использовать тряпочку и пылесос).

Подходящая древесина для выжиганияСосна. Сосна стоит недорого и хорошо обжигается, но разные участки ее имеют неодинаковую твердость, из-за чего по ней трудно провести непрерывную линию. Кому-то удается с успехом использовать и сосну, и другие сорта волокнистой древесины, однако все же лучше выжигать на такой древесине изображения с небольшим количеством деталей.
Подходящая древесина для выжиганияДуб. Дуб, к сожалению, является другим примером древесины, малопригодной для выжигания. Хотя дубовая древесина и светлая, и очень износостойкая, ее волокнистая ткань настолько тверда, что практически не поддается обжиганию. Однако вышесказанное не означает, что вам не следует экспериментировать с этим не совсем идеальным материалом.
Подходящая древесина для выжиганияЛипа. Липа как материал для выжигания занимает лидирующее место в России. 90% деревянных сувениров изготавливаются именно из липы. Древесина ее светлая и мягкая, податливая, обладает гладким волокном, однородной по плотности структурой. Эти свойства делают липу идеальной для выжигания и резьбы. При выжигании по ее древесине на проволочной насадке практически не остается угольных наслоений, гак как липа не смолянистое дерево.
Подходящая древесина для выжиганияВяз. Вяз традиционно используется для изготовления кухонной утвари: деревянных ложек, лопаточек, разделочных досок. По счастливому совпадению он же представляет собой прекрасный материал для выжигания — отчасти благодаря светлой древесине, но главным образом из-за слабого различия в твердости волокнистых и прочих тканей.
Подходящая древесина для выжиганияТис. Тис имеет очень твердую древесину, что, однако, не является недостатком. На выжигание по такой древесине уходит много времени, но зато на ней можно выполнить рисунок с мелкими деталями. Древесина тиса большей частью довольно темная, но ближе к коре встречаются и светлые участки. Тис хорошо поддается обработке на токарном станке, а после шлифовки мелкой шкуркой его поверхность становится очень гладкой, приятной на ощупь. Если вы покупаете целый лист шпона, осмотрите внимательно товар: возможно, вам встретится лист с интересным естественным рисунком.
Подходящая древесина для выжиганияКаштан. Конский каштан похож по цвету на вяз, имеет малую долю волокнистой ткани. Древесина его мягче, чем древесина вяза, но это свойство конского каштана может оказаться полезным: на нем легче выжигаются глубокие желобки, используемые в некоторых видах штриховки.
Подходящая древесина для выжиганияКлен. Представьте себе полоску песчаного пляжа, обнажившуюся во время отлива. Галька и ракушки погружены в мокрый песок, и на нем виден волнообразный рельеф, оставленный отступившей водой. Такую же картину вы увидите, если посмотрите на древесину клена. Некоторые образцы шпона настолько красивы сами по себе, что их следовало бы поместить в рамку и выставлять как произведение искусства. Поверхность хорошо обжигается, но не стоит выжигать на крупной «гальке», поскольку здесь эффект непредсказуем — каждый такой участок обжигается по-своему.
Подходящая древесина для выжиганияГруша. Древесина груши обычно довольно темная, с помощью мелкой шкурки можно сделать ее очень гладкой. Как и у конского каштана, участки волокнистой ткани почти не сопротивляются обжигу, но тем не менее работать приходится долго, чтобы добиться желаемого контраста с темной древесиной.
Другие сорта древесины

Кроме вышеперечисленных существует еще несколько хорошо подходящих для выжигания сортов древесины, например самшит, английский или канадский клен, платан. По своим свойствам эта древесина близка к древесине вяза. Стоит отметить, что не бывает двух кусков древесины с совершенно одинаковыми свойствами. Поэкспериментировав с различными образцами древесины самостоятельно, вы приобретете для себя весьма ценный опыт.

 

ДСП с березовой облицовкой (шпоном)

Этот материал в ближайшем магазине не купишь, однако у крупных поставщиков можно найти плиты размером 2,44 х 1,22 м. Если вы покупаете целую плиту, продавец может разрезать ее на небольшие куски, с которыми проще работать. Также этот материал можно найти на фабриках, где производится мебель. Обрезки ДСП там являются отходами производства.

Подходящая древесина для выжигания

Шпонированное ДСП березовым шпоном

Шпонированное ДСП березовым шпоном по виду не отличается от вяза, и после обработки мелкой шкуркой ее поверхность становится очень гладкой, идеально подходящей для выжигания. Существенное различие между вязом и ДСП с березовой облицовкой состоит в том, что последняя мягче и дешевле. Она не годится для изготовления объемных заготовок, например ложек, но идеальна для выжигания рисунков на плоскости.

Благодаря тому, что ДСП с березовой облицовкой по свойствам близка к вязу, она может использоваться для проверки степени нагрева насадки пирографа непосредственно перед выжиганием по вязу. Подходящим по размеру листом такой ДСП также можно накрыть поверхность стола, за которым вы работаете, во избежание ее повреждения.

 

Фанера

Фанера — прекрасный материал для выжигания. Купить фанеру можно на строительном рынке. Там же вам ее могут разрезать на куски нужных размеров. Фанера гораздо легче и дешевле, чем ДСП, и к тому же, в отличие от последней, не включает в свой состав вредные смолы и клеи.

Подходящая древесина для выжигания

Березовая фанера

Чаще всего она изготавливается из березы, но можно также найти фанеру из сосны, сложнее — из бука. Березовая фанера поддается обжигу тяжелее, нежели фанера из сосны, однако она имеет более равномерную структуру. Фанера из бука считается весьма хорошим материалом для выжигания, она также поддается обжигу с некоторым трудом, но зато однородна по структуре. Толщина фанеры обычно равна 0,3-2 см.

 

Где еще можно найти материалы для выжигания?

Заготовки для выжигания можно приобретать в магазинах, где продается недорогая кухонная утварь. В таких магазинах обычно есть целые отделы, где выставлено множество изделий из дерева. Большей частью они серийно изготавливаются из бука. Бук существенно тверже вяза, у него более темная древесина со слегка розоватым оттенком. Все эти разделочные доски, ложки, подставки для яиц и т. п., разумеется, не делаются в расчете на пирографию, но, осмотрев те, что имеются в продаже, вы можете выбрать себе заготовки с наиболее подходящей для работы поверхностью. Помните, однако, что, если заготовка собрана из двух и более частей, лучше не выжигать по стыкам между ними.

Подходящая древесина для выжигания

Подходящие заготовки для выжигания

Может быть, среди ваших знакомых есть любитель работать по дереву на токарном станке. В таком случае к нему можно обратиться с просьбой выточить для вас необходимые заготовки. Такую просьбу могут выполнить и некоторые профессиональные токари по дереву, работающие на магазины кухонной утвари или изготовителей мебели. Кстати, не уходите от токаря по дереву или иного мастера, работающего с древесиной, не обследовав его коробку с отходами производства.

Всегда обращайте внимание на любые деревянные вещи, увиденные вами в продаже, среди них может попасться подходящая или даже интересная для вас. Никогда не знаешь заранее, где она встретится. Даже если такая вещь покрыта лаком или расписана, ее можно ошкурить и использовать как уникальную заготовку для пирографии.

Подготовка древесины к выжиганию

Перед тем как начать работу, надо сделать поверхность древесины гладкой. Делается это с помощью мелкой шкурки. Хотя высококачественные заготовки часто достаточно гладки и не нуждаются в ошкуривании, этой процедурой не стоит пренебрегать, так как именно на этой стадии работы обнаруживаются древесины. Изучив, таким образом, материал, вы примете более верное решение в таком вопросе, как расположение рисунка на древесине.

Сложите шкурку в два или несколько раз, чтобы ее удобнее было держать, или оберните ею небольшой кусок фанеры. Обрабатывайте шкуркой поверхность древесины по волокну, слегка надавливая рукой. Будьте внимательны, ошкуривание поперек волокон сделает поверхность шероховатой. Старайтесь при каждом движении проходить шкуркой по всей длине заготовки.

Ошкуриванием лучше заниматься в нежилом помещении, поскольку древесная пыль, накопившись со временем в большом количестве, может вызвать воспалительные реакции у находящихся с ней в контакте.

Более того, пыль с поверхности дерева, по которому вы выжигаете, будет собираться на насадке в виде угольного отложения. Такое отложение будет понижать ее температуру. Через некоторое время, сделавшись достаточно большим, кусочек угля отломится от насадки, вследствие чего ее температура увеличится. Таким образом, древесная пыль создает большие неудобства при работе, особенно если вы работаете над мелкими деталями при низкой температуре насадки. Именно поэтому после ошкуривания, прежде всего, протрите дочиста поверхность заготовки. Для этой цели лучше всего использовать кусок плиса или вельвета.

Перед началом работы убедитесь в том, что у вас под рукой есть небольшой кусок древесины той же породы, что и та, по которой вы собираетесь выжигать. Не переставайте проверять температуру насадки на этом куске до тех пор, пока не убедитесь, что достигнут именно тот эффект, который вам нужен.

Если следование этим рекомендациям войдет у вас в привычку, вы, несомненно, сэкономите время и сведете к минимуму риск испортить работу, в которую вложено немало труда.

Вырежьте ножницами квадратик наждачной бумаги со стороной примерно 13 мм и прикрепите его к верхней части заготовки. Это избавит вас от необходимости искать шкурку всякий раз, как вам потребуется счистить угольный налет с насадки при выжигании мелких деталей.

Использование цветовой и иной неоднородности древесины

В отличие от страниц альбома для рисунков поверхность древесины очень неоднородна, на ней видны темные пятна и полосы, от совсем маленьких до довольно крупных. Однако творческая фантазия подскажет вам, как даже большие пятна от сучков удачно включить в рисунок.

Часто, особенно при изображении природы, естественная неоднородность древесины даже делает работу эффектнее, темные полосы выглядят как веточки, травинки и т. п. Иногда бывает и так, что какое-нибудь интересное пятно или полоса наводят на мысль и занимают свое немаловажное место в целостной картине, а быть может, даже предопределяют ее. Так что не забывайте уделять внимание естественной неоднородности древесины при наметке рисунка, и она, скорее всего, сослужит вам хорошую службу.

 

 

 

 

Что бы еще почитать?

Советы для начинающих декупажников: работаем с фанерой

Продолжаю публиковать советы для начинающих декупажников (и не только для них). Меня часто спрашивают «а как Вы это делаете?» Делюсь с вами своими наработками, сегодня работаем с фанерой и, как обычно, экономим — силы, нервы, деньги.

Вы захотели сделать себе для дома панно, вешалку, декоративную панель, табличку, меловую доску и так далее с основой из фанеры. Конечно, можно купить готовую заготовку-панно, но дешевле всего — купить фанеру в магазине и окрасить задекупажить. Особенно если таких кусков вам нужно несколько. (Для справки: Фанера состоит из нескольких слоев шпона, проклеенных таким образом, чтобы волокна в смежных пластах располагались перпендикулярно. Поэтому она и лишена основных недостатков древесины — способности растрескиваться, усыхать и так далее. Конечно, поскольку при изготовлении фанеры используются химикаты, а в частности, фенольные или карбомидформальдегиные клеи, по экологической безопасности дереву она значительно уступает).

Первое. Фанера продается в листах около 150х150 см (точнее — 1,525 х 1,525 м, можно найти и листы 2,44 х 1.22 м). В продаже чаще всего встречается из хвойных пород дерева и березовая, шлифованная и нешлифованная, разной толщины. Такой кусок с собой не унесешь. Но в более-менее крупных строительных магазинах вам приобретенный лист могут распилить за сравнительно небольшие деньги. Так что если вам нужно несколько кусков разного размера заранее дома заготовьте чертеж-раскладку для распила. Конечно, это если у вас нет «рукастого» мужа или друга с лобзиком.

Нам нужна шлифованная фанера первого (А) или второго (В) сорта — с малым количеством дефектов. Толщина листа должна соотноситься с размером нашего куска-заготовки. Например, для таблички размером менее 20х30 см подойдет фанера толщиной от 4-5 мм, больше — уже 6 мм, а если сторона панно больше 50 см — то и от 8 мм. Это мои рекомендации, получены на своем опыте и шишках. Почему нельзя использовать тонкую фанеру для изделий большого размера? Дело в том, что тонкая фанера, впитывая воду из краски, грунта, лака при высыхании может сильно деформироваться. Сделана она же из слоев дерева, а это живой, дышащий материал (надо сказать, что исправить деформированный кусок почти нельзя — можно промочить (или обработать паром) и положить сушится под груз, но... гарантий никаких, тут уж как повезет).

Выбирая лист, проверьте его на наличие сколов, трещин, сучков и деформации: поставьте вертикально (обычно листы лежат стопкой) и посмотрите на торец фанеры — лист должен быть ровный, не перекошенный, без вздутостей по краям.

Итак, мы привезли фанеру домой. Начинаем грунтовать? Как бы не так! Для начала — сушим фанеру. Ведь часто листы лежат во влажных помещениях, вбирая в себя влагу из воздуха. И когда мы потом начинаем подсушивать декоративные слои феном или досушиваем на батарее, заготовку начинает вести, деформировать.

Сушить нужно в горизонтальном положении, в сухом проветриваемом помещении, можно проложить фанеру газетами, бумагой, х/б тканью и придавить грузом (я раскладываю по всей поверхности толстые книги или прижимаю перевернутым журнальным столиком ). Определить степень просушки на глаз сложно, но если газеты стали влажными — отлично!, значит впитали влагу, к фанере приложите ладонь — она должна быть не холодной, комнатной температуры.

Фанеру мы просушили, осматриваем ее на предмет дефектов — сколы, трещины, сучки. Все, что выступает сошлифовываем, дырочки замазываем шпаклевкой (для дерева).

(фото на примере декора фанерной журнальницы)Советы для начинающих декупажников: работаем с фанерой, фото № 1

Если на торцах у нас есть расслоение фанеры, делаем следующее: промазываем саму щель, слои столярным клеем (хорош столярный ПВА) и зажимаем струбциной (под кружок упора подложите поролон или кусочек фетра, ткани, пробки — фанера мягкая и металлический круг продавит фанеру). Если наши торцы с выщербинами, то разводим шпаклевку ПВА и промазываем торцы. Дырочки зашпаклевываем и после просушки шлифуем. Удаляем пыль.

(обратите внимание, как поднялись от влажной губки, которой я удалила пыль многочисленные заусенцы!)

Советы для начинающих декупажников: работаем с фанерой, фото № 2

Теперь грунтуем.

Об отличиях и преимуществах краски и грунта на просторах ярмарки говорили много, поэтому просто повторю основную мысль: сначала наносим именно грунтовку (акриловую, для дерева, купленную в строительном магазине или в художественном) — она не даст фанере излишне впитывать воду из последующих слоев краски и лака, обеспечит лучшее сцепление основы и краски.

Грунт я использую художественный (он значительно быстрее сохнет), белый, наношу первый слой тонко, поролоновой губкой как бы растирая по поверхности длинными параллельными движениями вдоль волокон дерева (если не видите — то просто в одном направлении, «по шерсти». Можно и круговыми движениями когда поверхность хорошего качества шлифовки). Таким образом я поднимаю все мелкие «заусенцы» с поверхности и как бы «втираю» грунт в основу.

Советы для начинающих декупажников: работаем с фанерой, фото № 3

Сушу. Шлифую фанеру — шлиф.материалы с зернистостью 150-300. Жесткой кистью удаляю пыль.

Получившийся слой очень тонкий, полупрозрачный, поэтому повторяем процесс — теперь уже можно действовать кистью или валиком (я предпочитаю валик, велюровый, с коротким ворсом - краска (грунт) не должна с него стекать или лежать кусками — отожмите валик и прокатайте по ненужной картонке). Сушим — шлифуем, удаляем пыль.

Советы для начинающих декупажников: работаем с фанерой, фото № 4

Красим фанеру, использую валик или кисть. Сушим, шлифуем — можно взять более мелкозернистый шлифовальный материал примерно 400.

Всё! Наша поверхность готова для дальнейшего декорирования.

Спасибо за внимание, жду ваши способы, уточнения, вопросы в комментариях.

Обжиг дерева в домашних условиях: правила и технология

Несмотря на век с совершенными технологиями и прогресс в развитии, деревянное жилье как никогда актуально. Также пользуются успехом и различные элементы декора из дерева.

К одному из самых последних новшеств относится обжиг дерева, который неплохо вписывается в самый разнообразный дизайн интерьера. На первый взгляд некоторые могут сказать то, что данная технология несколько несуразна. Тем не менее, за счет своей уникальности и оригинальности, она довольно успешно применяется и год за годом продолжает набирать популярность.

Преимущества технологии для среднестатистического потребителя

Несмотря на то, что в странах Европы и, например в той же Японии эта оригинальная технология известна долгое время, в России о ней узнали сравнительно недавно.

обожженная древесина в интерьере

Стоит отметить, что она достаточно быстро набирает популярность в линейке неординарных обустройств как внутреннего интерьера, так и при наружной отделке и тому есть масса причин:

  1. Для данной процедуры совсем не обязательно обращаться к профессионалам. Достаточно лишь знать общие принципы мероприятия и запастись необходимыми инструментами.
  2. Материал после процедуры обжига приобретает повышенную степень пожаробезопасности. Объясняется это тем, что за счет образования корки на дереве поджечь его практически невозможно.
  3. За счет обработки материала полностью исключается возникновение в нем различных паразитов и вредителей в виде грибка и насекомых.
  4. Готовый образец получает высокую степень гигроскопичности.

Удивительно то что при проведении обжига можно окрасить древесину в различные уникальные оттенки, а например при помощи красок этих результатов если и можно добиться то только с большими затратами и при помощи специалистов.

На чем основана технология обжига

Всего существует три принципа обжига древесины:

  • Поверхностная обработка.
  • Полная.
  • Глубокая.

Полная обработка скорее подходит для масштабных объемов. Для ее проведения древесина загружается в вакуумные печи, температура в которых очень высока и иногда достигает 400 градусов.

Сразу следует заметить, что подобная технология является редкой, поскольку из-за влияния столь высоких температур любое дерево теряет свою изначальную прочность.

Что касается другого варианта обработки, глубокого, он осуществляется в открытых печах. Древесина в этих печах обжигается некоторое время и потом под напором воды тушится. Что характерно, при этом методе разрешается прогорание материала до 20 мм и несмотря на это, она остается такой же прочной как изначально.

В этом случае имеется и отрицательная сторона. Поскольку эта методика создает не очень презентабельный вид, используют ее достаточно редко.

Что же касается третьего варианта, то он по праву относится к самым востребованным, особенно среди домашнего использования. Например с помощью него обжигается мебель и другие детали интерьера.

Данный вид обработки древесины осуществляется при помощи обычного баллончика со специальной насадкой, либо паяльной лампы. В среднем, глубина прожига не превышает 4 мм и после процедуры дерево подвергается шлифовке, в результате чего окончательный результат приобретает не только красивые текстурные очертания, но и стойкость и долговечность.

Обжиг в домашних условиях

Обжигание дерева – процедура не представляющая сложности, даже при условиях домашнего проведения:

Для начала проводится доскональная подготовка древесины для процесса. Для этого следует избавить поверхность материала от излишков влаги и пыли и зашлифовать ее.

Особенно тщательно нужно проверить древесину на влагу, так как из-за излишков влаги материал при процедуре обжига может покрыться пятнами и полосками и соответственно потерять часть своего привлекательного вида и прочности.

обжиг древесины своими руками

Лучше всего работать с тем материалом, который был только что обработан и сохранил свой текстурный рисунок и цветовые раскраски. Если же он успел потемнеть, то рекомендуется еще раз его обработать рубанком, либо наждачной бумагой.

Важно! Нельзя использовать для обжига любую древесину, которая была подвержена отделке такими материалами как олифа и шпатлевка. Дело в том, что при нагреве эти материалы способствуют проявлению пятен с грязным оттенком, а естественные слои дерева и текстурные рисунки попросту не определятся.

Прежде чем приступить к процедуре, горелку необходимо настроить до такой степени пока само пламя не станет синеватым и продолговатым.

Если же в ней накопилась сажа, то пламя будет неравномерным с желтоватым оттенком и ввиду этого процедура обжига станет непродуктивной.

Необходимо уяснить что не само пламя, а только его верхушка способствует необходимому обжигу. Поскольку лишь она обладает наибольшей температурой. Профессионалы в этом деле настоятельно новичкам рекомендуют не подвергать опасности мебельные конструкции до того как необходимые навыки не будут наработаны на различных обрезках. Во-первых, при этом можно не спеша настроить горелку, а во вторых получить необходимый опыт.

Правила обжига мебели

Когда хочется чего-то нового, но на это нет либо средств, либо просто желание сделать самостоятельно, то обожженное дерево в интерьере это самый оптимальный вариант выбора. Например если в доме или чулане завалялась ненужная мебель, тот же комод, можно самостоятельно декорировать его этим оригинальным образом.

Для этой процедуры понадобятся:

  • Акриловая краска с кистью.
  • Инструмент для обжига. Например горелка.
  • Щетка по металлу.
  • Шлиф машина.
  • Нужное количество ручек покрытых бронзой.
  • Сам комод из сосны.

Для начала, после настройки горелки, осуществляется процедура обжига всей поверхности. После этого необходимо тщательно при помощи шлиф машины и щетки по металлу избавиться от образовавшейся гари.

За счет того что сосна имеет как твердые волокна так и мягкие, при обработке достигается достаточно презентабельный и уникальный рисунок на рельефе.

Следующий этап – избавление от пыли, после чего комод окрашивается акриловой краской, но в принципе использовать можно любую другую, например КЧ или латексный аналог.

обжиг мебели в домашних условиях

Цветовые решения могут быть выбраны самые разнообразные, но если исходить от наиболее подходящих именно для сосны, то стоит акцентироваться на слоновой кости и краска наносится строго вдоль имеющихся волокон. Иначе велика вероятность того что некоторые рельефные части поверхности попросту не окрасятся.

После этого стоит выждать пока краска впитается и высохнет, после чего вновь обработать поверхность шлиф машиной, за счет чего нанесенная краска останется лишь в образовавшихся выемках.

Для того чтобы проявить структуру дерева на материале, шлифовать его следует не торопясь и деликатным образом.

В завершение следует снабдить комод ручками. В условии тонированной бронзы данный вид декора окончательно выделит комод среди любой другой мебели в интерьере.

Как придать обожженному дереву оригинальность

Для того чтобы сделать изделие более привлекательным по внешним характеристикам, прежде чем нанести на него лак его можно слегка оттенить при помощи анилинового красителя.

Вариантов подобного декора предостаточно. Например для матового оттенка в лак перед нанесением следует добавить небольшое количество специального колера на основе воска.

Не путать! Воск для данной обработки ни в коем случае не стоить применять натуральный, поскольку он после обработки не потеряет своих липких свойств. Прежде чем добавить технический воск в лак он растворяется в скипидаре, нагретом до 40-45 градусов.

В совокупности, древесина обработанная лаком и прошедшая огонь становится в первую очередь долговечной и одновременно красивой и своеобразной.

Если подобным образом отделать фасад, то минимальное время его службы составляет от 4 до 6 лет, а при отделке предметов интерьера в пределах 9-12.

Видео: обжиг дерева в интерьере

Как согнуть фанеру в домашних условиях — ВикиСтрой

Особенности поведения фанеры при сгибании

Шпон, из которого изготавливается фанера, есть ни что иное как набор вытянутых волокон. Они жёсткие и прочные, пространство между ними заполнено мягким связующим. Чтобы придать листам дополнительную прочность и компенсировать коробление в слоях фанеры, шпон имеет разное направление волокон в соседних слоях. За счёт этого фанера — жёсткий, плохо поддающийся сгибанию материал.

Обычно для гибки используют фанеру с чётным числом слоёв шпона, то есть не имеющую преобладающего направления волокон. В обратном случае следует рассчитать направление гибки поперёк минимального числа продольных волокон или наоборот — вдоль, если к детали предъявляется требование повышенной прочности.

Чем тоньше фанера тем проще её согнуть. Листы с тремя слоями легко гнутся поперёк волокон внешнего слоя даже в холодном состоянии

Когда волокна располагаются параллельно линии сгиба, они никак не препятствуют искривлению плоскости. Однако слои, расположенные поперёк, испытывают значительные нагрузки. Что характерно, растягиваться волокна могут достаточно сильно, необходимые для этого условия обеспечиваются их размягчением за счёт нагрева или увлажнения.

В то же время слои, расположенные на внутреннем радиусе изгиба, испытывают нагрузку на сжатие, которая не компенсируются эластичностью материала. При достаточной крутизне изгиба на внутренней его стороне могут образоваться складки. Иногда напряжение в этом месте достаточно высоко, чтобы вызывать расслоение — разрывы клеевого слоя или даже самих волокон. Такое характерное поведение можно компенсировать рядом технических приёмов, которым и посвящена эта статья.

Необходимые инструменты и оборудование

Как всегда, не получится обойтись без качественной оснастки и инструмента. Поскольку основная технология предполагает размягчение листа, его формование, а затем и высыхание в обездвиженном положении с принятием формы, то для сгибания нужен как минимум набор струбцин. В идеале их должно быть не менее дюжины, но сгибать фанеру можно и поэтапно, переставляя крепёж.

В таком случае по каждой линии поперёк изгиба заготовка фиксируется в трёх местах: в самой высшей точке радиуса и по краям. Иначе говоря, при должном усердии можно обойтись и шестью струбцинами, но учтите, что точность соблюдения размеров готовой детали может оказаться существенно ниже требуемой.

Гибка фанеры почти всегда ведётся по шаблонам. Исключение составляют листы произвольного радиуса, которые предварительно сгибают перед обшивкой каркасных конструкций. Для подступенков лестниц, стульев, кресел и прочих предметов мебели форма гнутых деталей заведомо известна с высокой точностью. Поэтому сначала требуется изготовить пространственную фигуру, к которой размягченный лист будет крепиться на время высыхания и принятия требуемой формы.

Существует достаточно много разновидностей оборудования, обеспечивающих технологичное распаривание или размачивание клея. Влажность и температуру нужно держать в допустимых пределах, иначе клей может необратимо потерять свои прочностные свойства. В домашних условиях и для разовых работ можно использовать калориферные нагреватели или плёнки для тёплого пола. Смачивание лучше выполнять не напрямую, а через гигроскопичный материал, способный накапливать и постепенно отдавать влагу, например через поролон, конопляную мешковину или войлок. Также не будут лишними все доступные приспособления для регулируемого стягивания и сжатия, такие как строповочные ремни или ручные домкраты.

Сгибание и размачивание

При сгибании фанеры действует важное правило: чем выше толщина листа и круче радиус изгиба, тем больше потребуется хлопот для размягчения. Если не брать в учёт разницу в качестве фанеры, то после размачивания можно достичь радиуса изгиба порядка 50–70 значений толщины листа. Для более крутых изгибов рекомендуется применять иные методы.

Размачивание или распаривание преследует цель размягчить волокна в шпоне и сделать клей более пластичным с тем расчётом, что после высыхания он схватится и надёжно зафиксирует новую форму детали. При этом не допустимо перенасыщение древесины водой, а также резкое увлажнение и высыхание.

Небольшие листы тонкой фанеры проще всего размягчить на паровой бане в обычной кастрюле или в соковыпарилке

Для правильного размачивания фанеру нужно выдержать в условиях относительной влажности порядка 90–100% в течение от 2 до 12 часов в зависимости от толщины. Периодически нужно проверять, нет ли расслоения шпона на торцах или вздутий по центру. Время от времени можно предпринимать попытки сгиба. Если деталь относительно легко принимает форму и при этом не слышен треск, то фанеру остаётся только основательно зафиксировать до полного высыхания.

Для длинных деталей проще подготовить короб из любого подходящего материала и после размягчить паром от парогенератора

Смачивание рекомендуется проводить, когда фанера уложена на плоское основание и обернута с каждой стороны слоем гигроскопичного материала. Если при этом заготовка не обернута герметично в пленку, следует контролировать уровень влажности и периодически повторно сбрызгивать мешковину водой. Подогрев до 50–60ºС во время смачивания помогает ускорить процесс и сделать набухание клея обратимым. Допускать перегрева фанеры категорически нельзя, поэтому следует постоянно вести контроль температуры.

Альтернатива размягчению смачиванием — распаривание фанеры. При этом лист фиксируется над ёмкостью с кипящей водой или неподалеку от неё. Недостаток способа в том, что влажность поднимается во всём помещении с сопутствующим выпадением конденсата. Преимущество способа — равномерность размягчения и низкий риск переувлажнения или перегрева.

Вакуумный стол ускоряет процесс размягчения фанеры, а так же последующей формовки по шаблону

Размягченным листом фанеры обтягивают заготовленную заранее каркасную конструкцию или шаблон, фиксируют в ключевых точках каждого изгиба. Прижим фанеры выполняется струбцинами или саморезами с шайбой последовательно от одного края к другому, при этому чем чаще устанавливается временный крепёж, и чем он жёстче, тем ниже вероятность, что после снятия с шаблона деталь изменит форму.

Методы механической обработки

В некоторых случаях нет смысла прибегать к размягчению: например, если деталь будет закреплена на достаточно жёстком каркасе, она сама со временем примет нужную форму вследствие естественных перепадов влажности. Другим частным случаем можно назвать необходимость согнуть фанеру под радиусом, меньше допустимого для определённой толщины. Здесь стоит использовать как размягчение листа, так и его механическую обработку.

Один из методов обработки перед сгибанием — нанесение на внутреннюю сторону изгиба ряда надрезов, параллельных оси сворачивания. Надрезы лучше выполнять конусной фрезой с использованием линейной направляющей. Глубина канавок должна быть не больше 3/4 толщины заготовки, при этом в итоге целыми должны остаться не менее двух слоёв шпона.

Если надрезы будут обращены внутрь детали и скрыты из виду, их число и шаг рассчитывать нет смысла. Образованные впоследствии рубцы могут быть при необходимости выровнены автомобильной шпаклёвкой и отшлифованы до гладкого состояния. При должном усердии можно рассчитать сокращение длины дуги при сгибании, используя заведомо известные угол и радиус изгиба. В этом случае число надрезов будет равно частному от деления сокращения дуги на толщину фрезы в самой широкой части захода. Нужное число надрезов нужно равномерно распределить по всему радиусу изгиба.

Перед фиксацией на шаблоне образованные на фанере надрезы заполняют качественным клеем для древесины, например Titebond 2. Выступающий клей можно сразу снять шпателем или отшлифовать после высыхания. На время застывания клея фанера жёстко фиксируется на шаблоне.

Облегчить размягчение толстой фанеры также можно перфорацией заготовки. Отверстия диаметром в 2–3 значения толщины фанеры выполняют корончатой фрезой или сверлом Форстнера в шахматном порядке с шагом около 80–100 мм между ними. Степень перфорации может быть и больше, это определяется как податливостью фанеры к сгибанию, так и требуемой итоговой прочностью детали. Естественно, такой метод изгиба подходит только для скрытых технологических элементов, не образующих финишной плоскости. При желании согнутую деталь можно обшить с одной или обеих сторон шпоном или тонкой фанерой, предварительно размягчив их.

Гибка по шаблонам

В простейшем случае роль шаблона могут выполнять отрезки твёрдой фанеры, имеющие форму профиля изгиба. Поскольку большинство деталей изгибают по одному контуру с обеих сторон, то и шаблоны изготавливают парными, а затем скрепляют между собой распорками чуть меньше ширины детали. Шаблоны также могут быть разными при необходимости согнуть деталь неправильной формы, то есть искривлённую по двум осям.

Другая разновидность шаблона — каркас из брусьев, не образующий точного контура изгиба. В этом случае поперечные брусья располагают в точках прижима, то есть на самых выступающих и вогнутых частях профиля детали. Для крепления в промежуточных точках можно добавить в каркас произвольное количество перемычек.

При изготовлении каркаса нужно учитывать тип используемых прижимных устройств. Так, на вкладышах из фанеры могут быть предусмотрены отверстия для губок струбцин, а сам каркас может комплектоваться дополнительными рёбрами жёсткости в направлении действия прижимных и растягивающих нагрузок. Если деталь имеет равномерный изгиб по всей длине, её можно зафиксировать и без каркаса, например стянуть верёвкой, тросом, цепью с винтовым фаркопом или при помощи строповочных ремней.

Изготовление композитных деталей

Согнуть детали сложной формы можно путём поочередного наклеивания слоёв распаренного шпона на заготовку требуемой формы. На практике это метод избежать возни с толстыми деталями, ибо на крутых изгибах гораздо проще иметь дело с тонкими листами из-за малых значений допустимого радиуса.

В простейшем случае основа образуется относительно толстым перфорированным листом фанеры, допустимый радиус изгиба которой заведомо ниже требуемого. Такая деталь, скорее всего, не будет обладать необходимой прочностью, поэтому впоследствии её «обшивают» ещё несколькими тонкими слоями. В каждом случае выполняется клеевое соединение по всей плоскости, листы предварительно размягчают, чтобы они не выправляли форму сердечника.

Обшивка может выполняться не только с целью придания прочности. В ряде случаев один или несколько внешних слоёв преследуют чисто декоративную функцию. Например, тонкие листы шпона могут скрыть следы крепления заготовки к шаблону, а фанера замаскирует перфорацию или надрезы. Также возможна оклейка детали пластиком, ламинированным шпоном и иными финишными материалами, плохо сохраняющими форму.

рмнт.ру

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *