Новые нормы САНПИН для начальных классов
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»
Вступает в силу 1 сентября 2011 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
Регистрационный N 19993
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1
(ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752;2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; 2007, N 1 (ч.
1), ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч.
1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной
санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.
3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953)
1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение).
2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 сентября 2011 года.
3. С момента введения СанПиН 2.4.2.2821-10 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2002 N 44 (зарегистрированы в Минюсте России 05.12.2002, регистрационный номер 3997), СанПиН 2.4.2.2434-08 «Изменение N 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189).
Г. Онищенко
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
Требования к безопасности детской мебели
01.12.2016
Мебель для детей можно условно разделить на несколько возрастных групп:
— Мебель для младенцев,
— Мебель для дошкольников и младших школьников,
— Мебель для школьников средних классов и мебель для подростков.
Безопасная детская мебель для младенцев
Это, как правило, детские кроватки, пеленальные столы и комоды, стульчики для кормления и манежи. Правильная кроватка должна быть изготовлена из цельного дерева твердолиственных пород: бук, дуб, береза, орех и так далее. Углы должны быть скруглены, а низ кроватки должен иметь возможность изменять высоту, чтобы по мере роста малыша его можно было опускать. Лакокрасочное покрытие должно быть из натуральных ингредиентов и совершенно не токсичное.
Стульчики для кормления могут быть автономными или в виде насадки на взрослый стул. Конструкция должна всегда быть устойчивой, чтобы препятствовать переворачиванию ребенка вместе со стулом, а в случае стульчика, который крепится к столу или взрослому стулу у него должны быть надежные металлические крепления. Высота отдельно стоящего детского стульчика должна регулироваться, а столешница должна быть съемной. Конструкция не должна содержать острых углов, а сиденье не должно быть покрыто не пропускающим воздух материалом. Материалы для изготовления стульчиков для кормления – это обычно пластик или дерево. Пеленальные столы должны иметь ограничители, для безопасности, чтобы ребенок не перевернулся и не упал с пеленатора. Раскладные устройства должны иметь устойчивую конструкцию и иметь фиксатор, чтобы оно случайно не сложилось.
Безопасная детская мебель для дошкольников
Для дошкольников и младших школьников уже изготавливают полноценные кровати, на которые могут крепиться защитные бортики, препятствующие падению ребенка ночью на пол.
Столики для дошкольников обычно изготавливаются как зоны для творчества и развития. Детский стол для творчества предполагает несколько полочек и ящичков, а также большую скругленную столешницу. Младшим школьникам можно приобретать столы-парты для занятий и игр. Требования к закругленным углам здесь также сохраняются, поскольку ребята еще довольно маленькие, плохо координируют свои движения и по невнимательности или в порыве игры могут травмироваться.
Шкафчики с ящиками, желательно, должны иметь систему доводчиков закрытия, чтобы препятствовать защемлению пальцев. Так же правильно и безопасно для малышей применять конструкции с зазорами вокруг фасадов ящиков, которые будут оберегать детей от защемления пальчиков. Стульчики должны быть устойчивой конструкции. Чтобы препятствовать раскачиванию и переворачиванию. Все углы быть закруглены, а спинка должны иметь эргономичную форму, то есть вашему малышу должно быть удобно сидеть на таком стульчике. Табуретки применять не стоит, так как у малыша не будет возможности давать отдых мышцам спины. Высокие детские шкафчики и стенки должны иметь надежное крепление к стене, чтобы препятствовать их падению на ребенка.
В групповых помещения детских садов для детей 1,5 года и старше столы и стулья устанавливаются по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.
Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей согласно таблице.
Группа роста детей (мм) |
Группа мебели |
Высота стола (мм) |
Высота стула |
до 850 |
00 |
340 |
180 |
свыше 850 до 1000 |
0 |
400 |
220 |
с 1000 — 1150 |
1 |
460 |
260 |
с 1150 — 1300 |
2 |
520 |
300 |
с 1300 — 1450 |
3 |
580 |
340 |
с 1450 — 1600 |
4 |
640 |
380 |
Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию влаги, моющих и дезинфекционных средств.
Безопасная мебель для подростков
Средние школьники и подростки уже достаточно адекватны и серьезны чтобы приобретать для них мебель максимально тождественную взрослой продукции, но некоторые особенности всё же есть. Во-первых, стоит учесть, что у подростков еще не сформировавшийся костный остов, поэтому неудобное положение за столом несоответствующей высоты может привести к искривлению позвоночника и проблемам с суставами. Во-вторых, обязательно учтите, что мебель для старших ребят должна быть функциональной и соответствовать увлечению подростков, то есть правильно разбита на зоны, для отдыха, хранения вещей и увлечений.
Школьная мебель
Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.
В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.
Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.
Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 — 15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 — 6 см — 2-го и 3-го номеров и на 7 — 8 см у парт 4-го номера.
Размеры учебной мебели и ее маркировка, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать следующим значениям:
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 |
Группа роста (в мм) |
Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) |
Цвет маркировки |
Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм) |
1 |
1000 — 1150 |
460 |
Оранжевый |
260 |
2 |
1150 — 1300 |
520 |
Фиолетовый |
300 |
3 |
1300 — 1450 |
580 |
Желтый |
340 |
4 |
1450 — 1600 |
640 |
Красный |
380 |
5 |
1600 — 1750 |
700 |
Зеленый |
420 |
6 |
Свыше 1750 |
760 |
Голубой |
460 |
Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).
Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.
Какой должна быть учебная мебель? | ЗОЖ
Какой должна быть учебная мебель? Ответ могут дать специалисты Научно-практического центра гигиены и Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.
Основным критерием при подборе мебели для организации оптимального рабочего места учащегося является длина его тела.
Для рационального подбора мебели рекомендуется учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.
Измерения длины тела проводятся с точностью до 0,5 см (без учета высоты каблука).
При измерении необходимо следить за тем, чтобы ребенок не прислонялся затылком к вертикальной стойке ростомера и не запрокидывал голову.
Если используются данные роста из истории развития ребенка, необходимо к указанным показателям прибавить 2 см на высоту каблука.
Ученическая мебель выпускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами — межгосударственными стандартами, согласно которым парты, столы, стулья должна иметь фабричную цифровую и (или) цветовую маркировку в виде круга либо горизонтальной полосы (см. табл.). На видимых наружных поверхностях столов, парт и стульев должна быть нанесена цветовая маркировка. Каждый ребенок должен знать, каким цветом промаркировано его рабочее место, следить за тем, чтобы совпадала маркировка парты (стола) и маркировка стула.
В учебном помещении устанавливают ученическую мебель 2–3 размеров в соответствии с ростом учащихся. При необходимости организации занятий в две смены оптимальным является размещение в одном учебном помещении учащихся одного возраста (третий и третий классы) или смежных по возрасту классов (третий и четвертый классы).
Основным видом ученической мебели для детей начальных классов должна быть парта с наклонной поверхностью рабочей плоскости до 15°. Может использоваться вариант установки в одном учебном помещении разных видов ученической мебели, в том числе конторок.
Использование конторок в учебном процессе повышает двигательную активность детей на уроке, восполняет дефицит механической нагрузки на стопы и суставы нижних конечностей, обеспечивает устойчивый уровень работоспособности и положительный эмоциональный настрой.
Продолжительность непрерывной работы за конторкой не должна превышать 7–10 минут.
Рассаживать учащихся с учетом их роста и состояния здоровья нужно дважды в течение учебного года: в сентябре и январе.
Рассаживание учащихся с нарушениями и отклонениями в состоянии здоровья за ученической мебелью должно проводиться с учетом рекомендаций врача:
- учащихся со сниженной остротой зрения и слуха — ближе к классной доске, с высоким ростом — в первый и третий ряды;
- учащихся с ревматическими заболеваниями, часто болеющих ангиной, острым воспалением верхних дыхательных путей, необходимо рассаживать дальше от окон;
- учащихся, пишущих левой рукой, рассаживают за партой парами или по одному, либо слева от пишущих правой рукой;
- не менее двух раз за учебный год учащиеся, сидящие в первом и третьем рядах, меняются местами, не нарушая соответствия мебели росту.
Учащихся с нарушением остроты зрения целесообразно рассаживать в ряду у окна, при хорошей коррекции зрения — в любом ряду.
Для учеников 1–4 классов с избыточной массой тела целесообразно использовать вместо парты ученические стол и стул.
Для формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения в общеобразовательном учреждении поддерживать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Важную роль в выработке навыка правильной посадки играет учитель, который должен повседневно контролировать позы учеников во время занятий. Особенно необходим контроль в первые три-четыре года обучения, когда у детей формируется навык.
Очень важно научить ребенка сохранять за партой (столом) правильную рабочую позу: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираются на пол, а предплечья свободно лежат на столе. Стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась ладонь.
Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради — правая рука и пальцы левой. Ноги ступнями опираются на пол.
При овладении навыками письма учащийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя сидит более свободно, опираясь о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины.
В учебном кабинете желательно поместить таблицу «Правильно сиди при письме», чтобы учащиеся всегда имели ее перед глазами. Выработка определенного навыка достигается объяснением, подкрепленным показом, а также систематическим повторением.
В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия мебель для учебных заведений подлежит оценке на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности мебельной продукции» (ТР ТС 025/2012), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 года № 32. Подтверждение соответствия осуществляется в форме сертификации.
Справочно:
При расстановке столов и парт должны соблюдаться следующие требования, изложенные в п. 76 СанПиН:
- столы и парты расставляются преимущественно в три ряда по номерам: меньшие — ближе к классной доске, большие — дальше;
- для детей с нарушением слуха и зрения парты (столы) независимо от их номера ставятся первыми;
- столы и парты устанавливаются параллельно стене со световыми оконными проемами при обязательном левостороннем освещении;
- расстояние между рядами одноместных столов должно быть не менее 0,5 м, двухместных — не менее 0,6 м;
- расстояние первого ряда столов и парт от стены со световыми оконными проемами — не менее 0,5 м;
- расстояние третьего ряда столов и парт от внутренней стены — не менее 0,5 м;
- конторки устанавливаются последними в рядах или в первом ряду от стены, противоположной стене со световыми оконными проемами с соблюдением требований по размерам проходов;
- расстояние последних столов, парт до задней стены — не менее 0,7 м;
- наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной доски — не более 8,6 м;
- расстояние от первых столов, парт до доски должно быть 1,6–2,0 м в среднем ряду и 2,4 м — в крайних рядах (должно обеспечивать угол рассмотрения 35°).
Могут использоваться другие варианты расстановки столов и парт с обязательным соблюдением установленного гигиенического норматива уровня естественной освещенности рабочих мест; правостороннее освещение должно быть кратковременным.
Наталья Грекова, заведующая лабораторией гигиены детей и подростков НПЦГ;
Юлия Полянская, младший научный сотрудник лаборатории гигиены
детей и подростков, НПЦГ;
Алла Малахова, заведующая отделением гигиены детей и подростков, РЦГЭиОЗ.
Маркировка стульчиков и столов в детском саду. Размеры по санпин
31 мая /2016
Выбирая детскую мебель, родители малышей и руководители дошкольных и школьных учреждений часто сталкиваются с тем, что нужно не просто выбрать модель и цвет изделия, но также определиться с ростовой группой. Так что же такое ростовая группа? Как правильно подобрать нужную ростовку детского стульчика или стола? Чем руководствоваться?
Создавая детскую дошкольную мебель и мебель ученическую для школ, дизайнеры-конструкторы нашей компании, конечно, руководствуются нормативными документами, в которых четко прописаны все требования к мебели, а также возможные ростовые группы.
Действующие ГОСТы и СанПиН для дошкольной мебели:
Так что же такое мебельная ростовая группа?
Само понятие «ростовая группа» возникла из соображений здорового развития детского организма. Для формирования правильной здоровой осанки малышей необходимо, чтобы они не только вели активный образ жизни, но также правильно сидели за партами на правильных стульях. Для этого и были разработаны ростовые группы, при которых высота стула и стола зависят напрямую от роста ребенка, и учитывают особенности посадки ребенка.
Важно! При подборе мебели нужно учесть, что:
- при согнутых коленях в 90 градусов, ступни ног должны полностью соприкасаться с полом;
- между коленями и столешницей должно быть пространство не менее 110 мм для свободного движения,
- передний край стула не должен вплотную примыкать к подколенным впадинам, нижняя часть бедра должна быть свободна от давления стула,
- предплечье руки, согнутое в локте под 90 градусов, должно спокойно без напряжения лежать на столешнице,
- спинка стула должна обеспечивать поддержку спины в двух местах (поясничная область, нижняя часть лопаток),
- между сиденьем стула и спинкой должно быть предусмотрено свободное пространство.
Все вышеперечисленные условия соблюдаются в ростовых группах. И зная рост своего ребенка, Вам уже не придется бегать по всем магазинам с рулеткой и мерить мебель. Достаточно просто определиться с этой самой ростовой группой.
Таблица ростовых групп в зависимости от роста ребенка
Рост ребёнка (мм) | Ростовая группа для мебели и цвет маркировки | Группа в детском саде или класс в школе (примерно) | Высота от пола до сиденья стула (мм) | Высота от пола до столешницы стола (мм) |
00 | ||||
0 | младшая группа | |||
1 | младшая/средняя группы | |||
2 | средняя/старшая группы | |||
3 | старшая группа/1-й класс | |||
4 |
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Действующий СанПиН 2.4.1.3049-13 принят 15 мая 2013 года, и вступил в силу с 30 июля 2013 года, взамен утратившему силу СанПиН 2.4.1.2660-10 .
Выдержка из СанПиН 2.4.1.3049-13:
6.5. В групповых помещениях для детей 1,5 лет и старше столы и должны быть подобраны согласно группе роста детей. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.
6.6. Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей согласно таблице 1.
Таблица 1. Основные размеры столов и стульев для детей раннего возраста и дошкольного возраста
Группа роста детей (мм) | Группа мебели | Высота стола (мм) | Высота сиденья стула (мм) |
до 850 | 00 | 340 | 180 |
свыше 850 до 1000 | 0 | 400 | 220 |
с 1000 — 1150 | 1 | 460 | 260 |
с 1150 — 1300 | 2 | 520 | 300 |
с 1300 — 1450 | 3 | 580 | 340 |
с 1450 — 1600 | 4 | 640 | 380 |
6.7. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств.
6.8. Меловые доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или коричневый цвет и антибликовое или матовое покрытие.
6.9. При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого). Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.
6.10. В дошкольных образовательных организациях используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.
6.11. Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.
6.12. Во вновь строящихся дошкольных образовательных организациях в составе групповых должны быть предусмотрены отдельные спальные помещения. Спальни оборудуются . При проектировании групповой допускается предусматривать наличие раздвижной (трансформируемой) перегородки для выделения спальных мест (спальни), которые оборудуются раскладными кроватями с жестким ложем или на трансформируемыми (выдвижными, выкатными) одно — трехуровневыми кроватями.
6.13. В существующих дошкольных образовательных организациях при отсутствии спален по проекту или н