НАЗНАЧЕНИЕ ЗЕРКАЛ В ИНТЕРЬЕРЕ. Статьи компании «ЗЕРКАЛА в интерьере»
Сегодня искусство применения зеркал в помещении обретает новое дыхание: дизайнеры осознали, что поверхность, способная отражать окружающую действительность, — это мощнейший инструмент в решении таких проблем, как дефицит метров, неудобства планировки и прочие архитектурные недостатки жилища. Зеркало постепенно перестает быть сугубо утилитарным предметом интерьера. Еще несколько лет назад «джентльменский набор» стандартной квартиры ограничивался зеркалами в ванной комнате и прихожей, да на обратной стороне дверцы платяного шкафа. Бесспорно, зеркало, как никакой другой элемент интерьера, дает возможность правильно распределить источники света и его отражения и тем самым существенно раздвинуть зрительные рамки помещения, создать иллюзию бесконечности пространства. Зеркала могут быть размещены в любой из функциональных зон квартиры. Главное — соблюдать простые правила и не переборщить с отражающими поверхностями. Так, в прихожей зеркало обычно размещают поближе к входной двери, а то и прямо на ней, что позволяет увеличить пространство входной зоны, как правило, весьма скромное. Если коридор до обидного узок, зеркало лучше повесить на боковой стене — так он хотя бы зрительно расширится. В этом случае незаменимы шкафы-купе с зеркальными дверцами. Если расположить их друг напротив друга и подсветить верхним и боковым светом, возникнет ощущение того, что стены расступаются. Зеркало может стать гармоничной частью и даже смысловым стержнем интерьера любой гостиной, придать ему законченность и очарование. Поймайте отражение праздничного стола, свечей, новогодней елки — и хорошее настроение приумножится. Дизайнеры рекомендуют размещать в гостиной высоко повешенные зеркала с наклоном (примерно на уровне 2/3 высоты), круглой или горизонтально удлиненной формы. Обрамление зеркала должно соответствовать духу всей комнаты и учитывать своих «соседей» — картины, гравюры, панно, ковры. Кстати, непосредственно рядом с картиной зеркало лучше не вешать, а вот на фоне ковра оно будет смотреться, наоборот, выигрышно. Сегодня все популярнее становится использование в интерьере комнаты не одного, а нескольких зеркал. Например, дизайнеры обожают прием под названием «раскадровка» — это когда рядом размещаются 2-4 крупных вертикальных или квадратных зеркала или несколько зеркал удлиненной формы, «закованных» в одну раму. Назначение таких зеркальных конструкций — не точное отображение действительности, а создание нового образа помещения, необычных эффектов, связанных с преломлением света. Зеркала всегда немножко сбивают с толку, заставляют видеть пространство, которого на самом деле нет. Под чутким руководством дизайнера они способны зрительно полностью изменить облик и размеры помещения, нарушить прямолинейность линий: узкое становится широким, низкое — высоким, блеклое — ярким, скучное загадочным. Достичь эффектной калейдоскопичности можно и с помощью небольших зеркал необычнойЗеркало заднего вида — Википедия
Наружное зеркало заднего вида.На автомобилях и мотоциклах наличие зеркал заднего вида является обязательным.
На современных автомобилях обычно устанавливают три зеркала заднего вида: одно в салоне над ветровым стеклом, и два снаружи на передних дверцах — слева и справа.
Первый известный случай использования установленного на автомобиле зеркала заднего вида относится к 1911 году, когда оно появилось на участвовавшем в гонках 500 миль Индианаполиса автомобиле Marmon Model 32 Wasp под управлением Рея Харруна и Сайруса Хатчке. Тем не менее, уже задолго до этого водители пользовались обычными карманными зеркальцами, удерживаемыми в руках, что упомянуто, например, в английской книге «Женщина и автомобиль» (The Woman and the Car) 1906 года.
Лимузин «Империал» с двумя зеркалами заднего вида на крыльях (США, 1958 год). Справа — пульт регулировки наружных зеркал заднего вида (джойстик и переключатель L — R).На старых автомобилях (выпуска до 1950-х — 1960-х гг., а в СССР, с характерной для страны низкой плотностью транспортного потока, — и до 1970-х годов) устанавливали только одно внутреннее зеркало; в 1950-х гг. появилось наружное зеркало со стороны водителя, а несколько позже и со стороны, противоположной водителю.
Штатное место салонного зеркала заднего вида — потолок машины над лобовым стеклом. Тем не менее, иногда, особенно на низких спортивных машинах, салонное зеркало заднего вида располагали снизу, на панели приборов. Такое расположение его было характерно, к примеру, для продукции «Крайслера» конца пятидесятых — начала шестидесятых годов. Недостатком такого расположения было то, что сидящие сзади пассажиры практически лишали водителя обзора назад. Салонные зеркала заднего вида имеют двойное отражающее покрытие, переключатель «день — ночь» позволяет избежать ослепления водителя ночью от света фар идущего сзади автомобиля.
Также в своё время можно было встретить наружные зеркала, установленные не на дверцах, а на передних крыльях, вдалеке от салона. Эта мода возникла в США в середине 1950-х годов одновременно с пиком моды на панорамные лобовые стёкла, через которые были хорошо видны крылья автомобиля, что в теории улучшало обзорность — водитель мог наблюдать за боковыми зеркалами заднего вида непосредственно через лобовое стекло, не пересекая взглядом его стойки. Однако сложность регулировки расположенных на крыльях зеркал, при высокой стоимости в те времена дистанционного привода, а также достаточно специфическая внешность автомобилей с таким расположением зеркал, не позволили широко распространиться этому течению. Особую популярность оно завоевало в Японии, где автомобили с заводской установкой зеркал на крыльях выпускались вплоть до 2000-х годов. Использовалась эта система и в СССР, например самые ранние предсерийные «Волги» ГАЗ-24 имели два зеркала заднего вида, расположенные на передних крыльях примерно посередине. Впоследствии для седана оставили одно зеркало, более удобно расположенное на двери, а два боковых стали устанавливать исключительно на универсалы, причём основное располагалось всё же на двери, а дополнительное — на правом крыле. Так же был организован обзор назад и на лимузинах «Чайка» ГАЗ-14, а также фургонах на базе «Москвичей». Сегодня фактическим стандартом де-факто для современных автомобилей являются два зеркала заднего вида, расположенные на дверях и имеющие регулировку изнутри салона при помощи тросиков или электропривода.
На автомобилях, использующихся для обучения езде, устанавливаются дополнительные зеркала заднего вида для инструктора.
Зеркала заднего вида, устанавливаемые на дверях, могут складываться при столкновении с препятствием или принудительно, вручную или от электропривода, в том числе при постановке машины на охранную сигнализацию.
Опцией являются встроенные в наружные зеркала повторители указателей поворота.
В последнее время на автомобилях в дополнение к зеркалам всё чаще устанавливают видеокамеры, передающие сигнал на экран на приборной панели, что позволяет значительно улучшить обзор (в частности позволяет избавиться от «мёртвых зон»).
Микроавтобусы, автомобили-универсалы, грузовые автомобили могут иметь зеркала, установленные над передним или задним бампером, помогающие при маневрировании.
Мотоциклы, мопеды, велосипеды, пешеходы[править | править код]
На мотоциклах, мопедах и велосипедах зеркала устанавливают на ручках руля — либо с обеих сторон, либо только со стороны, противоположной тротуару.
Существуют также зеркала заднего вида для велосипедистов и мотоциклистов, которые прикрепляются к очкам или шлему.
Есть также очки с зеркалами заднего вида для пешеходов.
Зеркало – необходимый предмет быта
Зеркало – один из самых важных предметов интерьера в нашем доме. С его помощью можно визуально изменять пространство, придать стиль любой комнате, будь то спальня, прихожая или ванная комната. От этого предмета интерьера зависит и наш каждодневный внешний вид. В этой статье, как вы уже догадались, мы поговорим о зеркалах.
Сегодня зеркало можно классифицировать по множеству признаков. Их различают по форме (прямоугольные, круглые, фигурные), по размерам (стандартного размера или свободного размера), по функциональному назначению (встроенные, настенные, для спальни и т.д.), по цвету (цветные, матовые и бесцветные) и т.д.
В этой же статье мы будем классифицировать зеркала по признакам, имеющим непосредственное отношение к техническим характеристикам зеркал.
Любое современное зеркало имеет две составляющие: прозрачное основание и нанесенное на одну его сторону отражающий металлический слой, называемый амальгамой. Давайте разберемся, какие же материалы используются на сегодняшний день для изготовления зеркал.
Основание зеркала
Основой для зеркала может быть силикатное стекло или оргстекло.
Зеркало с основанием из силикатного стекла – это обычное традиционное зеркало со всеми его плюсами (хорошие светоотражающие свойства, устойчиво к небольшим повреждениям) и минусами (тяжелое и легко бьется).
Однако некоторые недостатки при производстве зеркал можно устранить. К примеру, применение в качестве зеркальной основы закаленного стекла существенно увеличивает ударопрочность и надежность зеркала. Если такое зеркало разобьется, то вероятность пораниться об его осколки минимальна, ведь эти осколки будут совсем небольшими и округлыми.
Еще один вариант «борьбы с осколками» — это использование особого пленочного покрытия, которое при разрушении зеркала не позволит ему рассыпаться на кусочки.
Зеркало с основанием из оргстекла – хорошая замена обычному зеркалу из стекла. Органическое стекло относится к классу пластмасс. И зеркальные изделия с применением оргстекла имеют ряд преимуществ относительно классических зеркал: легкость в обработке, полировке, небольшой вес, высокая ударопрочность, безопасность, возможность принимать любую форму. Однако механическая прочность невелика, и по этой причине нужно очень бережно относиться к такому зеркалу, дабы его не поцарапать. В качестве зеркального пластика применяют такие полимерные материалы, как акрил, полистирол, поливинилхлорид, поликарбонат, полиэфирное стекло.
Давайте теперь подытожим, сравнив зеркала: классическое зеркало с основой из силикатного песка и зеркало из оргстекла, результаты занесем в сравнительную таблицу.
Зеркало на основе силикатного песка | Зеркало на основе органического стекла | |
Вес | большой (вес зеркала толщиной 4мм – 10кг/м2) | небольшой (вес зеркала толщиной 4мм – 5кг/м2) |
Ударопрочность | невысокая | высокая (в 5-8 раз выше ударопрочности силикатного стекла) |
Механическая прочность | средняя | невысокая |
Из таблицы видно, что практически по всем параметрам зеркало из оргстекла «выигрывает» перед классическим зеркалом. Также стоит добавить, что оргстекло в отличие от силикатного находит более широкое применение при изготовлении зеркал.
Амальгама
Амальгама – это светоотражающий металлический слой, нанесенный на обратную сторону зеркала. В зависимости от применяемых материалов покрытие может быть серебряным или алюминиевым.
Зеркала с алюминиевым покрытием плохо переносят повышенную влажность, по этой причине их не следует использовать в ванных комнатах. Если такое зеркало обрамлено, то материал рамы в обязательном порядке должен быть влагоустойчивым. Еще один недостаток – невысокая стойкость к царапинам. Также стоит добавить, что зеркала с алюминиевым покрытием зачастую искажают изображение, что не лучшим образом сказывается на нашем зрении. По этим причинам зеркала с алюминиевым покрытием практически не выпускают, даже несмотря на их сравнительно низкую стоимость.
Зеркала с серебряным покрытием обладают хорошими физико-механическими характеристиками. Во-первых, они не боятся влажности, поэтому их можно устанавливать в любых помещениях. Во-вторых, за счет идеально гладкой поверхности зеркало выдает изображение без искажений, у него отличные оптические свойства. Для покупки рекомендуем именно зеркало с серебряной амальгамой.
Полезные советы
Итак, что такое зеркало мы разобрались, теперь дадим несколько полезных советов по установке зеркал.
Планируя приобрести зеркало в ванную комнату, прежде всего обдумайте все нюансы его расположения и освещения. Рекомендуется устанавливать зеркало над раковиной. А если речь идет о душевой кабине, то выигрышно смотрятся зеркала, расположенные на боковой створке кабины.
Проектируя освещение, обратите внимание на то, чтобы ваша спина не загораживала свет в тот момент, когда вы любуетесь на себя в зеркало. Более удобный вариант – установить зеркало с уже встроенными светильниками. Или другой вариант – купить настенный шкафчик с дверцей-зеркалом и встроенной подсветкой, которая освещала бы и зеркало, и содержимое всего шкафчика.
Также если позволяет место, можно повесить небольшое косметическое зеркало, удобное для нанесения макияжа.
Зеркало, установленное в прихожей, должно быть достаточно большого размера, желательно, чтобы вы смогли в нем увидеть свое отражение во весь рост. Расположить зеркало можно или на боковой стене помещения, или навесить на дверцу платяного шкафа. Кстати говоря, традиционный шкаф-купе уже содержит зеркала на раздвижных дверях.
Благодаря чудесной способности зеркала визуально расширять пространство, можно таким образом «спрятать» громоздкий платяной шкаф, повесив зеркала на его дверцы.
Гостиная – самое удачное место для экспериментов с декоративными зеркалами. Основные задачи таких зеркал – украшение интерьера и визуальное расширение пространства. Чтобы зеркало стало декоративным, его нужно интересно обработать. Например, это может быть лазерная гравировка, при помощи которой на поверхность зеркала наносят рисунок или какую-либо надпись.
Еще один вариант декорирования зеркала – пескоструйная обработка. Уже из названия ясно, что на поверхность зеркала воздействуют посредством воздушного потока с песком. В данном случае в качестве самой поверхности может быть как стекло, так и амальгама. Под действием высокого давления абразив разрушает поверхность, и в итоге на незакрытых трафаретом участках образуется матовый рисунок.
В детской комнате зеркало, в первую очередь, должно быть безопасным. Поэтому настоятельно рекомендуем воспользоваться противоосколочной пленкой. Сами же зеркала, к примеру, можно вставить в необычные, забавные рамы.
Итак, мы выяснили, что из себя представляет зеркало. Что на сегодняшний день без этого предмета интерьера просто не обойтись. Поэтому выбору зеркала нужно уделять особое внимание.
Сферические зеркала: типы, особенности, применение
Сферические зеркала, активно используемые как в торговых центрах, так и при обустройстве дорог, тема нашего материала сегодня. В рамках этого сюжеты мы расскажем об основных типах данного вида оснащения, их особенностях и направлениях использования.
Своей компетенцией с нами поделились эксперты – сотрудники одной из профильных российских компаний-производителей, поставляющей данную категорию товаров на местный рынок. Мы начинаем.
Зачем нужны сферические зеркала?
Безопасность. Вот, пожалуй, главная польза, которую в конечном итоге несут в себе данные изделия. При этом, речь может идти как о безопасности товаров на прилавке магазина, так и о безопасности дорожного движения, на котором мы остановимся более подробно.
Как утверждает наши сегодняшние собеседники, приводя в пример собственную линейку продукции, сферические дорожные зеркала помогают водителю, перед исполнением им того или иного маневра на перекрестке или участке трассы с затрудненным обзором, точнее оценить дорожную ситуацию и повысить безопасность движения.
Использование таких зеркал, по данным экспертов, в значительной степени понижает вероятность дорожно-транспортных происшествий на заданном участке дорожного движения. Тут правда важно понимать, что сферическое зеркало должно целиком и полностью соответствовать утвержденным государственным стандартам в области дорожного движения.
Типы сферических зеркал
Как утверждают наши сегодняшние собеседники, опять-таки ссылаясь на данные собственного предприятия, сферические зеркала можно классифицировать, разделив на следующие типы:
- Круглые или прямоугольные сферические зеркала;
- Зеркала с навесом и без таковых;
- Зеркала, оснащенные освещением;
- Зеркала с элементами свет возвращения по краям;
- Сферические зеркала с электрическим подогревом.
Как мы уже отмечали выше, применение таких зеркал крайне востребовано при обустройстве автомобильных дорого и дорожной инфраструктуры. Более того, если речь идет об обустройстве опасных участков дороги – использование такой оснастки является вопросом обязательным.
Тем не менее, не дорогами едиными. Применяют сферические зеркала и при обустройстве различных территорий и производственных участков, торговых и логистических центров, малоформатных торговых объектов, административных зданий и помещений общественного назначения.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Виды зеркал и их выбор
Различные виды зеркал помогут украсить ваш интерьер и увеличить маленькую комнату.
Зеркала – это предметы интерьера, используемые для отражения силуэтов людей и предметов, а так же помогут украсить ваш дом.
Зеркало испокон веков притягивало к себе девушек и женщин. Раньше его использовали не только для украшения и прихорашивания, но и для магических ритуалов. Поэтому зеркало можно смело назвать многофункциональным.
История происхождения зеркала берет начало с 13 века. Европейцы в то время научились выдувать сосуды из стекол. В 1279 году Джон Пекам решил покрыть слоем олова стекло, с тех пор мы и пользуемся зеркалами. Только в современном мире, они значительно приобрели другой вид. Теперь зеркала – украшение интерьера.
Рассмотрим виды зеркал:
- Состаренный вид зеркала
- Вид зеркала с внутренней подсветкой
- Многочастный вид зеркала
- Фацетный вид зеркала
- Вид зеркала – фигуры
- Панорамный вид зеркал
- Вид цветных зеркал
- Вид кривых зеркал
- Вид зеркало – псише
- Многофункциональные зеркала
Описание и характеристика видов зеркал:
Состаренный вид зеркала
Зеркало, относящееся к антиквариату. Очень редко пользуется спросом в наше время, хотя отлично бы смотрелось в классическом стиле.
Состаренное зеркало отпугивает примесью свинца. Да и верующие в приметы люди, предпочитают не смотреться в такие старые, вековые зеркала.
Но век современных технологий не стоит на месте. И сегодня актуальный вид зеркал – это искусственно состаренный вид зеркала. Внешний вид искусственного зеркала не отличается от антиквариата. Его поверхность затирается кислотой, что безвредно для здоровья.
Виды зеркал с внутренней подсветкой
Такой вид зеркал имеет любые формы, функциональность и размеры, с внутренней подсветкой. Вид зеркал с внутренней подсветкой имеет декоративное и практичное назначение. Они создадут удачное освещение для косметических процессов.
Зеркало с внутренней подсветкой эффективный способ увеличить маленькую комнату. Оно сделает пространство больше, потому что такой вид зеркала, отражает свет, который сам же и излучает.
Зеркало с подсветкой делают при помощи светодиодного освещения, которые крепятся с внутренней стороны зеркала. Такое вид зеркала создает рассеянный свет, что придаст романтику в спальне.
Многочастные виды зеркала
Многочастные виды зеркал состоят из отдельных зеркал либо модульных и соединенных между собой. Такое зеркало используют только в декоративных целях. Поэтому многочастные зеркала в виде капельки, осколков или разбитое зеркало.
Фацетные виды зеркал
Состоит из множества граней — фацетов, которые способны рассеивать солнечные лучи. Фацет переводится с французского языка, как «отдельная плоскость ограненной вещи».
Такой вид зеркала могут пускать солнечные зайчики на ваших стенах. Фацетный вид зеркал очень популярен в Венеции.
В наше время фацетный вид зеркал получил вторую жизнь. Им украшают дизайн интерьера детской комнаты и гостиной.
Виды зеркал – фигуры
Традиционные формы зеркал уже давно отходят на задний план и выполняют в основном декоративную функцию. При помощи фигурных видов зеркал можно создавать огромные композиции, которые не оставят равнодушными ваших гостей. Такие композиции могут осуществляться небольшими круглыми зеркалами, фигурами, листьями, цветочками, зверями и буквами. Всё, что угодно вашей фантазии.
Как правило, композиции из фигурных видов зеркал, фигуры располагают не далеко друг от друга. Такие композиции фигурных зеркал подойдут для преображения гостиной. Такие зеркала украсят и ванную комнату.
В основном фигурные виды зеркал не обрамляются, чтобы не испортить вид фигур, да и технологически это трудно.
Панорамные виды зеркал
Панорамные зеркальные поверхности расширяют пространство. Обычно такие виды зеркал располагают вдоль всей стены.
К панорамному виду зеркал относится и зеркало «рыбий глаз» — это зеркальная поверхность с выпуклостью.
Панорамные виды зеркал отражают полностью комнату. Их используют в дорогостоящих магазинах для слежения за покупателями. На данный момент надобность в таких зеркалах отпала, так как техника шагнула далеко вперед.
Цветное зеркало
Цветное зеркало изготовлено из полимерного акрила, так же могут быть просто покрыты амальгамой. Оно поможет вам увидеть мир в любом цвете. Поэтому отлично подойдет такой вид зеркала людям, которым необходимы розовые очки.
Обычно для покрытия зеркал используют изумрудный, золотой, бронзовый, голубой, серый и розовый цвет. Если нет необходимого для вас цвета зеркала, то можно купить пленку в магазине и наклеить ее самостоятельно на обычное зеркало.
Цветные виды зеркал помогут увеличить маленькую комнату, поэтому это хороший вариант для малометражки.
Виды кривых зеркал
Кривые зеркала бывают разнообразны. Могут быть в виде изгибающейся волны, разбивать наш силуэт на части или показывать только одну часть тела.
Этот вид зеркала предназначен для людей, которые умеют посмеяться над собой и своими недостатками. Оно идеально подойдет в дизайн детской комнаты, которую наполнит постоянным смехом ваших детишек.
Виды зеркал псише
Зеркало псише – это вид зеркал, с качающейся отражающей поверхностью. С помощью конструкции этого зеркала возможно урегулировать наклон отражающей поверхности.
Такой вид зеркала произвели в 1790 году и он шел в комплекте с дамским туалетным столиком. Разноформенная рама псише зеркала укреплялась на сундуке или столе.
После придумали изготавливать псише зеркала, которые будут просто стоять на полу. В данное время вид зеркала псише стал отдельным элементом интерьера и используется в качестве косметического зеркала. Такой вид зеркал используют зачастую в стиле модерн.
Многофункциональные виды зеркал
Как вы поняли — зеркала могут нести разные функции. Достаточно известны использования зеркал в мебели своими руками (зеркала – часы, зеркала – стеллажи).
Как выбрать различные виды зеркал правильно
Толще – лучше
Толщина зеркала должна быть 4 – 6 мм. Чем больше будет толщина зеркала, тем лучше и соответственно дороже оно будет.
Идеальная гладкость
При выборе зеркала стоит тщательно осматривать зеркала. Зеркала с пузырями воздуха, точками, неровностями или царапинами не очень порадуют вас и ваш интерьер в доме.
Зазеркалье
Заглядывайте за обратную сторону зеркала. Это делается для того, чтобы защитное покрытие не было с дефектами. Если обратная сторона зеркала будет с дефектами, то зеркало утратить влагостойкие и отражающие свойства. Хороший вид зеркала должен иметь 3 слоя покрытия – серебряное и два защитных.
Покрытие
Серебряная пленка самое лучшее покрытие. Так же используется алюминиевое покрытие зеркала.
Кромка
Кромка любого вида зеркала должна быть ровной, без сколов. Потому, как кромка служит защитой слоев зеркала.
Как работают зеркала
Традиционное зеркало — это не что иное, как лист стекла с нанесенным на него металлическим покрытием. Кажется, что зеркала были всегда и везде, но на самом деле, зеркала, которые мы знаем и видим сейчас, стали такими, как они есть не так давно. Тысяча лет назад зеркала все еще делали из полированного плоского куска металла, и стоили такие зеркала настолько дорого, что мало кто мог позволить себе эту роскошь. Крестьянин, который хотел увидеть свое отражение, ходил на пруд и смотрелся в водную гладь. А зеркало в полный рост, можно сказать, даже более недавнее изобретение. Ему около 400 лет.Вы, наверное, думаете, что четыре столетия дало время людям приспособиться к оцениванию себя в зеркале, но по наблюдениям исследователей Ливерпульского университета в 2005 году показали иной результат. Группе опрашиваемых субъектов предложили предсказать, в какой момент появится их отражение в зеркале, мимо которого они будут проходить. Ответы смутили исследователей. Такие же не богатые результаты были получены при просьбе оценить реальные размеры своей головы, отражающейся в зеркале.
Результаты исследования подтвердили, что люди просто интуитивно не способны оценивать отражения; пока зеркала резонируют глубоко в человеческой психике. Они показывают одновременно и правду, и иллюзию. Они показывают нам нас такими, какие мы есть, но не совсем, и мы видим за зеркалом другой не исследованный мир, к которому у нас нет доступа.
Возможно, этот дезориентирующий парадокс представляет нам зеркала, как с научной стороны, так и с магической.
В этой статье мы изучим историю, физическую природу, суеверия, связанные с самым странным изобретением человечества.
Зеркала в истории
Кода люди начали делать простые зеркала, приблизительно в 600 году д.н.э, они использовали полированный обсидиан (вулканическое стекло), как отражающую поверхность. Со временем они стали изготавливать более сложные зеркала, сделанные их меди, бронзы, серебра, золота и даже из свинца. Тем не менее, из-за веса материала, эти зеркала были слишком маленькие в сравнение с современными стандартами. Редко когда они превышали 8 дюймов (20 см) в диаметре и использовались в основном для украшения. Исключением был Фарос — Александрийский маяк, чье большое металлическое зеркало отражало днем солнце, а ночью использовали огонь, чтобы маяк было видно.
Современные зеркала произошли не от Средневековых зеркал. Тогда их изготовление было сложным и дорогим. Самой значимой проблемой было то, что песок, из которого делали стекло, содержал очень много примесей. Из-за этого не было достаточной ясности и прозрачности отражения. Вдобавок, из-за высокой температуры разогретого металла, стекло, при нанесении покрытия, трескалось.
Так было до эпохи Ренессанса, когда флорентийцы изобрели способ низкотемпературного свинцового покрытия, с чего собственно и брало начало производство современных зеркал. Эти зеркала стали достаточно прозрачным для использования их деятелями искусства. Например, архитектор Филиппо Брунелеччи создал линейную перспективу с помощью зеркала, за счет иллюзии глубины изображения. Вдобавок, зеркала способствовали появлению и стремительному развитию новой формы живописи: автопортрет. Позже, венецианцы подчинили себе зеркальное ремесло со своей собственной технологией их производства. Их секреты были настолько ценные и прибыльные, что изменника, пытавшегося продать эти секреты за границу, казнили.
Из-за этого, зеркала могли себе позволить лишь богачи, но ученые тем временем нашли альтернативное применение для них.
Еще в 17 веке математики выяснили, что зеркала могут использоваться в телескопах вместо линз; Джеймс Брэдли использовал эти знания, при создании первого отражающего телескопа в 1721 году.
Современные зеркала делают с помощью серебрения-нанесения тонкого слоя серебра или алюминия на заднюю поверхность стекла. Юстус фон Лиебиг изобрел этот способ в 1835 году, но большинство зеркал сегодня делаются с помощью разогретого в вакууме алюминия, который сцепливается с охлажденным стеклом.
Физика зеркала
Закон отражения говорит, что когда луч света попадает на поверхность, он отскакивает в определенном смысле, как теннисный мяч, брошенный об стену. Входящий угол, называемый углом падения, всегда равен углу отражаемой поверхности, или углу отражения. Когда свет попадает на поверхность под небольшим углом — как на озере на закате — он отскакивает под тем же небольшим углом и бьет прямо в глаза с полной мощностью, а не наискось, как, когда солнце находится над головой. Вот почему яркого солнечного света в течение вечера и утром так много и он более интенсивный, чем в остальное время дня.
Свет сам по себе не видим до тех пор, пока он не отскакивает от чего-либо и бьет нам в глаза. Например, луч света, проходящего через пространство, не может быть видимым со стороны, пока он не натыкается на то, что рассеивает его, как облако водорода или спутник. Это рассеивание известно как диффузное отражение- так наши глаза воспринимают то, что происходит, когда свет попадает на неровную поверхность. Закон отражения все еще используется, но вместо попадания на одну гладкую поверхность, свет попадает на множество микроскопических поверхностей. Это похоже на игру горстки мрамора со статуей, когда кидаешь мраморные крошки в статую, и они, отскакивая, сохраняют форму статуи.
Зеркала, к слову, не рассеивают свет таким образом. На гладкой поверхности, свет отражается, не искажая входящего изображения. Это называется зеркальным отражением. Исходя из этой концепции, возникает интересный вопрос: Если зеркала сохраняют отражаемые изображения, почему они превращаю лево в право и наоборот? Почему не сверху вниз? Правда в том, что зеркало на самом деле не меняет лево на право. Оно отражает спереди назад, как печатающий пресс или печать. Представим, что мы написали что-то черными чернилами на листе бумаги. Теперь подносим надпись к зеркалу. Мы видим надпись задом наперед. Это выглядит так же, как если бы вы держали лист с надписью над светящейся лампой и смотрели на нее с обратной стороны листа. Ваше отражение в зеркале –это ваш световой оттиск, а не отражение вас в ретроспективе зеркала.
Зеркала это не только плоская поверхность. Далее мы посмотрим, как творчески можно использовать зеркало.
Виртуальное изображение
Тип изображения производимым плоским зеркалом называют виртуальным изображением.
Даже если свет отражается от зеркала, наши глаза обманчиво полагают, что этот свет отражается по прямой линии. Мнимое изображение не может быть сфокусировано, но некоторые зеркала, например, вогнутые, могут производить реальное изображение, которое может проецироваться на поверхность.
Типы зеркал
Самый быстрый способ изменить работу зеркала- это искривить его. Искривленные зеркала бывают 2 видов: выпуклые и вогнутые. Выпуклое зеркало, с выпуклостями наружу, отражается под большим углом ближе к краям, нежели к центру, создавая слегка искаженное изображение, которое меньше фактического размера. Выпуклое зеркало применяется во многих областях. Чем меньше изображение, тем больше мы можем увидеть на такой поверхности, отсюда использование их в зеркалах безопасности. Вот почему зеркало с пассажирской стороны показывает объекты ближе, чем они кажутся. Некоторые магазины намеренно используют выпуклые зеркала в примерочных. Почему? В них человек кажется стройнее и выше.
Вогнутые зеркала изогнуты вовнутрь как ложка (сторона, которой мы набираем суп). Это позволяет зеркалам создавать изображение, когда свет от их кривизны отскакивает к конкретному участку, перед ними. Этот участок называется точка фокуса. Издалека предметы будут казаться перевернутыми. Но чем ближе вы будете, и при прохождении точки фокуса, предметы перевернуться и увеличатся. Вогнутые зеркала используются и применяются везде. Начиная от зеркала для бритья вплоть до зажжения Олимпийского факела.
Теперь, когда вы узнали о базовых типах зеркала, давайте рассмотрим более редкие типы зеркал.
- Нереверсивные зеркала: Изобретение такого зеркала исходит от 1887 года, когда Джон Дерби создал экземпляр, расположив перпендикулярно два зеркала друг у другу.
- Акустические зеркала: Акустические зеркала — это огромные бетонные «тарелки», построенные отражать и распространять звук, а не свет. Английские военные использовали такие зеркала до изобретения радара, чтобы отражать воздушные атаки.
- Двусторонние зеркала: Эти зеркала покрыты с одной стороны очень тонким слегка отражающим материалом. Когда покрытая сторона обращена в светлую комнату, некоторый свет отражается, а некоторый проходит в темное помещение за зеркало, таким образом, позволяя видеть из освещенного помещения, а само помещение извне не видно (как пример, подобные зеркала используются в полицейских участках для опознания преступников).
Зеркала в литературе и в суевериях
Оставив научный аспект в стороне, можно также подчеркнуть, что зеркала всегда обладали некой зловещей принадлежностью к потустороннему миру. В литературе существует огромное изобилие магических зеркал. Начиная от истории Нарцисса, влюбившегося в свое собственное отражение в воде, и до сегодняшней городской легенды о Кровавой Мери, которую можно вызвать, стоя перед зеркалом и трижды произнеся ее имя. Королева из сказки о Белоснежке имела волшебное зеркало, а Алиса путешествовала в Зазеркалье. Древний китайский миф рассказывает о Зеркальном Королевстве, где находятся существа в магическом сне, готовые однажды проснуться и вступить в бой с нашим миром.
Зеркала также имеют сильную связь с понятием души, что приводит к богатым суевериям Например, разбитое зеркало – это причина семилетнего невезения. Вампиры не имеют души, поэтому не отражаются в зеркале. Также опасно для малышей, чья душа неразвита, смотреть в зеркала до первого дня рождения: это может быть причиной заикания.
Духи очень часто ассоциируются с зеркалами. Зеркала покрывают в дань уважения к мертвым, (еврейский ритуал Шива), многие люди в США и Европе тоже накрывают зеркала, когда кто-то умирает. Согласно суевериям, зеркало может «поймать» душу в ловушку. Если рожающая женщина смотрит в зеркало, она может увидеть прозрачные призрачные отражения за своей спиной. Более того, говорят, что если в Сочельник подойти к зеркалу с зажженной свечей и произнести вслух имя умершего, можно увидеть отражение его лица в зеркале.
Как изобрели зеркало — История изобретений
Зеркало — очень простой предмет, но с ним связывают множество мистических преданий и легенд, приписывая им чуть ли не паранормальные способности. Об основных этапах развития производства зеркал и самых интересных историях, связанных с ними, мы расскажем в этом посте.
Первым зеркалом можно считать гладкую поверхность воды, куда смотрели наши предки. Скорее всего они не сразу догадались, что в отражении именно они, но постепенно они это осознали. С любованием себя в отражении воды связывается миф о Нарциссе, который умер, влюбившись в собственное отражение.
Нарцисс
В Турции археологами были найдены отполированные куски вулканического стекла — обсидиана. Возраст которого достигает порядка 7,5 тысяч лет. Также зеркала делали из камня, горного хрусталя, бронзы, серебра и золота. Позволить себе такое зеркало могли только крайне зажиточные люди, так как за зеркалом необходимо было тщательно ухаживать. Бронзовые зеркала изготавливали путём заливания бронзы в специальные формы. После застывания сплава, его тщательно полировали, пока оно не начинало отражать солнечный свет.
Современное зеркало из обсидиана
Древние металлические зеркала были известны во всех культурах до нашей эры. Их делали круглыми как солнце, им приписывали не только потусторонние, но и очищающие свойства. Так, например, войны брали с собой зеркала, чтобы они отражали их смерть. Со времён античности и до наших дней дошло множество легенд. Одна из них посвящена Персею, которые сумел при помощи бронзового щита перехитрить медузу Горгону, заставив её посмотреть в свой щит, как зеркало, что привело к её окаменению.
Бронзовое зеркало. Обратная сторона. Понятно, что со временем на бронзе образуется оксидная плёнка — оно зеленеет.
Бронзовое зеркало
Уничтожение кораблей при помощи зеркала. Архимед ликует.
Зеркало, как оружие, сумел применить гениальный изобретатель древности — Архимед. Во время Пунической войны Архимед применил зеркала, чтобы сжечь римский флот, который осаждал Сиракузы. Этот день 212 г. д. н. э. выжившим римлянам запомнился на всю жизнь. Сотни маленьких солнц загорелись на крепостной стене. Сначала они просто ослепляли экипаж, но вскоре произошло невероятное — передовые корабли римлян начали вспыхивать один за одним, словно факелы горели они. Бегство врага было паническим. Конечно, на счёт этого исторического факта есть существенные разногласия. Так некоторые учёные считают, что Архимед не сжигал корабли при помощи зеркал, а лишь использовал их как систему наведения для каких-то поджигающих машин (прототипы греческого огня уже тогда могли быть известные Архимеду).
Первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в I в. н. э. Стеклянная пластинка соединялась со свинцовой или оловянной прокладкой, поэтому изображение получалось живее, чем на металле. Но так как процесс появления такого рода зеркал совпал с распадом Римской империи и быстрым распространением христианства, то зеркала начали выходить из обихода (в христианстве тело человека считалось грязным и греховным). Зеркалу в христианстве была объявлена настоящая война, так как оно считалось порождением дьявола. Интересно, что в Восточной культуре отношение к зеркалу прямо противоположное. В Китае изготовляли зеркала, которые считались волшебными.
Древнее римское зеркало
Современную историю зеркал принято отсчитывать от XIII-го века, когда в Европе появились мастера-стеклодувы. Расплавленное олово они заливали в стеклянную колбу, а затем разбивали её на куски, поэтому зеркала получались вогнутыми и всё искажали. Однако именно такие зеркала стали помощниками средневековых магов и провидцев. Те считали, что вогнутые зеркала способны собирать в своём фокусе некий астральный свет, который пробуждает в человеке способность к ясновидение. Непостижимым образом заглядывая вперёд, ещё Рождер Бэкон в XIII веке он предсказал создание микроскопа и телескопа, автомобиля и самолёта. За 200 лет до изобретения пороха он описал его состав и принцип действия. Говорят, что поразительное откровение учёный монах видел в каком-то таинственном зеркале. Упоминал о нём и сам Бэкон. О зеркалах говорится и в обвинении церковников, которое они предъявили крупнейшему учёному Средневековья:
Он сделал два зеркала в Оксфордском университете. При помощи одного из них он мог в любой момент суток зажечь свечу. В другом же вы могли видеть, чем занимаются люди в любом месте Земли. Поэтому с общего согласия университете, оба зеркала были разбиты.
Только в начале XVI-го века братья Андреа Доменико придумали, как делать плоские зеркала на ртутной амальгаме. Получилось листовое зеркальное полотно, которое отличалось блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Но этот секрет так тщательно охраняли в Венеции, что всех мастеров переселили на остров Мурана, где они стали почётными пленниками. Венеция целых полтора века богатела на зеркальной монополии, а остальная Европа едва ли не лопалась от зависти.
Венецианское зеркало
Цена одного венецианского зеркала в то время равнялась цене небольшого корабля. Преподнести зеркало в качестве подарка считалось верхом щедрости. Покупать и коллекционировать их могли только богатые аристократы и королевские особы. Так например страстным поклонником зеркал был король Людовик XIV. Так в один из балов жена Людовика Анна Австрийская пришла на балл в платье, которое было украшено кусочками зеркал, что при свете свечей на балу вызывало чудесное сияние. Платье обошлось французской казне бешеных денег, поэтому дело дошло до того, что его министр Жан Батист Кальбер, золотом и посулами соблазнил мастеров из Мурана и тайно вывез их во Францию. Правда Венецианские власти не смогли смириться с таким оскорблением и послали несколько угроз мастерам, чтобы они вернулись, но мастера проигнорировали эти угрозы, думая, что король их сумеет защитить. Итальянские мастера наслаждались жизнью, получали высокие оклады и были довольным всем, пока самый опытный из них не умер от отравления, затем через пару недель умер и второй. Те, кто ещё дышал, осознали, что скоро их всех перережут как скот, поэтому они начали проситься домой. Французы их уже не держали, ведь они уже давно освоили все секреты мастеров. Таким образом зеркальная технология стала известна всей Европе, а Людовик XIV устроил себе зеркальную галерею в Версале. Французы сумели превзойти своих учителей из Италии и усовершенствовали зеркальную технологию. Теперь зеркальное стекло получали при помощи литья. Стекло плавили, затем прямо из плавильного тигиля расплавленное стекло выливали на ровную плоскость и проходились по ней специальным валиком. Считается, что автором этой технологии является Луку Де-Негу. Король Людовик XIX радовался как ребёнок, когда его гости были ошеломлены сиянием 306 зеркал.
Зеркальная галерея в Версале
Начиная с этого времени зеркало заняло своё почётное место в интерьере, а изготовление зеркал стало важной отраслью европейских ремёсел. Не только знать и дворяне захотели иметь у себя дома зеркала, но также ремесленники и купцы не скупились на роскошное украшение для своих домов и любимых женщин. Живописные картины тех времён подтверждают не утихающую моду этот предмет. Хотя качество полотна оставалось невысоким, зато его обрамление всегда отвечало последним архитектурным новациям. Рама всегда становилась настоящим произведением искусства. Они могли соперничать разве что с ювелирными украшениями. Резали их из самых дорогих пород дерева и нередко украшали драгоценными камнями. Оправы и ручки для маленьких ручных зеркал делали из серебра, золота, кости и перламутра. Такое зеркало считалось изысканным и дорогим подарком, достойным не только любимой, но и самой императрицы. Богачи времён барокко, рококо и классицизма пользовались зеркалами неумеренное, употребляя их для оформления спален, каминов и конечно же будуаров дам.
На Руси зеркала появились значительно позже, чем в Европе, и практически сразу церковь объявила их бесовской вещицей и заморским грехом, а поэтому люди благочестивые их избегали. Табу на зеркала было снято лишь в конце XVII-го века, но и то не в полной мере. Наверное поэтому в русской культуре так много суеверий, связанных с зеркалами. В старину на Руси по зеркалам гадали и это было самое страшное гадание. Девушка обязательно одна запиралась в бане, ставила два зеркала друг напротив друга. Считалось, что в этот момент открывается волшебный коридор, в котором можно увидеть будущее.
Первое зеркальное производство в России появилось конечно же при Петре I. Зеркальный завод построили в Москве. В петровской России зеркало становилось семейной реликвией. Как предмет очень дорогой, зачастую его отдавали молодой девушке в качестве приданного.
В 18 веке делали преимущественно небольшие зеркала, но в 19 веке всё меняется — в дома приходят зеркала большого формата. Отчасти это можно связать с суеверием горожан, ведь считалось плохой приметой, если человек в зеркале виден не полностью. Для идеального отображения от макушки до стоп, зеркала вешали под наклоном. Отсюда такое массивное основание рамы. Его и так называемый кокошник украшали различными рисунками и резьбой, а для очень богатых заказчиков даже драгоценными камнями. Стоит отметить, что русские мастера научились изготавливать настолько огромные зеркала. что приводили всю Европу в изумление. Также интересно и то, что венецианские зеркала русского производства начали украшать даже не очень богатые дома.
Революция в производстве зеркал произошла в 1835 году благодаря химику из Германии, Юстусу фон Либиху, который начал использовать серебро. Данная технология изготовления зеркал используется и по сей день. В данном коротком видеоролике вы можете заглянуть на завод по производству зеркал:
Своё применения зеркала нашли и в области юмора. Возможно, что многие из читающих были в комнате кривых зеркал, где ваше изображение смешно искажается различными способами.
Комната смеха
У зеркал есть также и много научных и промышленных областей применения. Уже упоминались микроскоп и телескоп, с помощью зеркал концентрируют солнечный свет в гелионагревательных остановках, их используют в качестве отражтелей в телескопах, прожекторах, фарах, нагревателях. Так как отражение в выпуклом зеркале всегда будет мнимым, его можно использовать в качестве боковых зеркал в машинах. Отражение всегда будет независимым от наблюдателя, именно поэтому водитель видит не себя в отражении зеркала, а всё то, что находит вокруг соответствующей стороны машины.
В медицине оториноларингологи и стоматологи используют вогнутые зеркала, чтобы заглянуть в самые труднодоступные части нашего организма. Офтальмолог использует офтальмоскоп — сферическое зеркало с небольшим отверстием в центре, чтобы луч света от лампы, которая расположена сбоку, можно было направить в исследуемый глаз. Луч света пройдёт от сетчатки и частично отразится от неё назад, поэтому врач сумеет увидеть изображение глазного дна пациента.
Одно из последних открытий в науке — гравитационные волны, сделано при помощи специальной системы зеркал. Здесь два независимо подвешенных зеркала колеблются в пространстве из-за гравитационных волн, поэтому расстояние между ними будет то меньше, то больше.
Принцип интерферометрического детектирования гравитационных волн.