Что такое муранское стекло?

Муранское стекло также известно под именем венецианское, названо так по месту исторического нахождения мастерских и фабрик (Венеция и остров Мурано). Считается одним из достояний итальянского производства и культуры, имеет многовековую историю.
Что такое муранское стекло?
Основными чертами стеклянных изделий этого вида являются:
- чистота и прозрачность материала;
- гладкость поверхности;
- яркие цвета, богатое и разнообразное их сочетание в одном изделии;
- внимание к деталям;
- присутствие элементов внешнего рельефа (например, шипов) в качестве декора, а также наличие различных орнаментов, природных деталей на поверхности, витых нитей, сеток – внутри изделия;
- яйцевидная форма кувшинов, имеющих короткое горлышко;
- толстые ножки, украшенные декоративными элементами, высокие изогнутые ручки.
Изделиями, где применяют муранское стекло, являются: чаши, бокалы, вазы, блюда, бижутерия, зеркала, подсвечники, люстры, различные декоративные фигурки.
Преимущества предметов из этого материала:
- стойкость и долговечность красок;
- прозрачность и тонкость стекла;
- необычный дизайн, который не повторяется;
- ручное изготовление предметов;
- высокие декоративные свойства.
Недостатки изделий немногочисленны, к ним можно отнести только их хрупкость и высокую стоимость.
История
Муранское стекло имеет богатую историю. Впервые производство венецианских изделий упоминается в 10 в., вплоть до 13 столетия оно находилось в зачаточной стадии, производились простые предметы для домашнего использования, материал которых ничем не отличался от других создателей, а также не имел никакой художественной ценности.
В 13 в., после взятия Константинополя, в Венецию попали прекрасные произведения византийских стеклодувов, мастера государства, а также рецепты создания шедевров. В это время кроме предметов обихода, традиционных сосудов, бутылок, начинают изготавливать бусины, стеклярус. Материал за счет высокой степени очистки песчаной смеси становится прозрачным.
Первоначально используют цветное стекло, и работают мастера на территории самой Венеции, однако позже из-за вредности производства и опасности возгорания построек от печей, всех работников переселяют на остров Мурано. Такое удаление также способствует сохранению секретов создания изделий, что становится важным из-за интенсивности развития отрасли в 13-14 в.
В 13-14 вв начинают создавать сосуды с богатой росписью, бусины и стеклярус, имитирующие драгоценные камни, а также украшенные цветными нитями.
Всем работникам острова запрещалось выезжать за его пределы, а для того, чтобы открыть свое дело, необходимо было проработать в этой отрасли и на этой территории многие годы. Разглашение секретов и рецептов производства каралось заключением или казнью, однако мастера и члены их семей имели ряд льгот и преимуществ по сравнению с остальными жителями.
В 15-17 вв. началась эпоха мирового господства венецианского стекла, богатство красок, форм и вариантов изделий притягивает к работам муранских мастеров большое внимание. В этот период впервые было получено матовое белое стекло, теплые оттенки его окраски, стали изготавливаться варианты с блестками, перышками, прожилками, а также изобретена «хрустальная» разновидность, абсолютно прозрачная, чистая, с характерным блеском.
Зеркала муранских творцов имели тонкое покрытие, имеющее отличные отображающие качества, а обратная поверхность их покрыта рисунком или резьбой. Сосуды стали принимать форму животных, колоколен, цветов и лодок. Также были популярны люстры из муранского стекла, украшенные многочисленными деталями (листьями, цветами, розетками), почти все элементы которых изготавливались из основного материала, а где это было невозможно, покрывались им для сокрытия металла. Работы мастеров-стеклодувов приносили в казну государства огромную прибыль, преподносились в качестве подарков знатным вельможам и главам других государств.
В 17 в. популярность итальянских работ упала из-за моды на богемское стекло, а также последовавшей позднее оккупации французскими войсками и закрытием фабрик. Только со второй половины 19 в., благодаря А. Сальвиати, было возрождено традиционное производство на острове Мурано, открыта первая фабрика. В настоящее время на острове имеется множество мастерских, владельцы некоторых имеют древние корни и являются потомками династий стеклодувов, известных с 13 в.
Виды стекла
Существует большое количество разновидностей муранского стекла, каждая из которых отличается своим составом, техникой создания. Самими распространенными видами являются:
- Cristallo (от итальянского «хрусталь»). Абсолютно прозрачный, бесцветный вид стекла, сильно преломляющий свет и отличающийся особым блеском, известен с 1450 г. Технология создания была изобретена А. Бовьером, предполагает внесение в стеклянную смесь специальных отбеливающих компонентов, например, марганца.
- Latticinio, Lattimo (в переводе означает молочный). Разновидность муранского стекла названа так по особому его цвету, напоминающему этот пищевой продукт. Способ предполагает внесение оксида олова в состав смеси, открыт в 15 в. с целью имитации китайского фарфора.
- Цветное. Для производства красочных вариантов изделий применяются окиси цветных металлов (железа, кобальта и т.д.).
- Filigrana (в переводе означает филигрань). Стекло такого типа предполагает наличие в прозрачной основной среде очень тонкой сетки из цветных или молочных полос, сплетенных между собой и создающих эффект кружева. Известно с 16 в.
- Millefiori (от итальянского «тысяча цветов»). Разновидность стекла мозаичного типа, внешне поверхность напоминает цветущий луг. Первые упоминания об этой технике относят к 2 в до н.э., изобретена она в Древнем Египте, заимствована в 15 в. муранскими стеклодувами. Изначально изготавливаются длинные стеклянные прутики нужного цвета, которые в сечении имеют форму буквы, цветка, звезды, животного и т.д. Для этого горячую стеклянную массу раскатывают, формируя цилиндр размером 15*8 см, помещают в специальные формочки, нагревают и растягивают в более длинную и тонкую конструкцию. Затем эту фигурную палочку нарезают на большое количество деталей одного типа. Различные по виду фрагменты набирают в металлический круг, заполняя промежутки прозрачным стеклом.
- Pulegoso (от итальянского puleghe – пузырьки). Одна из поздних разновидностей, появилась в 1928 г., благодаря Н. Мартинуцци. Для создания этого варианта раскаленное стекло опускают в холодную воду, а затем сразу помещают в печь. Из-за температурного шока в толще материала появляются пузырьки разного диаметра, кажется, что стекло закипело и застыло.
- Craquele (в переводе «покрытый трещинами»). Также известен под названием «кракеляж» или «ледяное стекло». Техника предполагает погружение раскаленного материала в очень холодную жидкость, за счет чего поверхность изделия покрывается причудливыми трещинами.
- Incalmo. Предполагает наличие нескольких, не перетекающих друг в друга оттенков в рамках одного изделия. Для этого предварительно заготавливают части разных тонов с одинаковой плотностью и температурой расширения, подгоняют их по форме друг к другу до плотного прилегания, а затем снова помещают в печь. В дальнейшем поверхности скрепляют и обрабатывают.
- Zanfirico. Предполагает покрытие на последнем этапе тонкими молочными близкорасположенными прутиками, в итоге создается своеобразная «сетка».
- Sommerso. Изделие из одного вида стекла погружается в горячий состав другого типа. Например, поверх пулегозо можно поместить прозрачную бесцветную или окрашенную массу. За счет этого сквозь первый слой хорошо виден рисунок или цвет внутреннего, толщина изделия становится более значительной.
- Iridescenza (или иризация). Переливающееся стекло радужного тона, получается за счет покрытия парами олова, титана, других металлов во время вращения горячей массы на трубке. Свет преломляется на разных участках неодинаково, за счет чего и создается переливающийся эффект.
- Vetro reticello. Одна из разновидностей филиграни. Предполагается наличие тонкой сетки отличного от фона оттенка. В центре каждого сектора имеется пузырек воздуха.
- Эмалированное, позолоченное стекло. Заготовка покрывается слоем из эмали, в состав которой входит стеклянная крошка, цветные пигменты, окислы металлов, а затем обжигается. Вид известен с 15 в., рисунки из эмали встречаются на различную тематику (триумфальные шествия, цветы и т.д.).
- Агатовое стекло. Также известен под именем мраморное стекло. Предполагает наличие различно окрашенных слоев, напоминающее драгоценный камень агат. Для его создания на плоской поверхности раскладывают подобранные цветные кусочки стекла, набирают на трубку прозрачную массу, во время продувания крутят массу по фрагментам разного тона. Затем внутрь вводят небольшую долю молочного стекла, которое выполняет роль фона. При нагревании цветные компоненты растягиваются, образуя агатовый узор.
- Авантюриновое стекло. Один из самых красивых вариантов. Существует с 17 в., разработан благодаря усилиям семьи Миотти. В горячую стеклянную смесь вносят медь, которая при остывании выпадает в виде кристаллов. В итоге в прозрачном стекле видны золотые мерцающие частички, как правило, на желтовато-коричневом фоне. Ценность изделия зависит от равномерности распределения кристаллов и их габаритов.
Технология производства
Технология производства муранского стекла практически не изменилась с годами. Для получения основной массы используется мелкий песок, который проходит дополнительную очистку. В него могут быть добавлены различные окислы металлов или пигменты для окраски. Полученная масса нагревается до 1 200-1 400 градусов в печи.
Далее мастер берет специальную трубку с деревянным основанием на одном конце, чтобы предотвратить термический ожог кожи, и утолщением на другой стороне, который окунают в стеклянную массу.
После накручивания стеклянного состава с обратной стороны начинают подавать воздух, дуя в полость трубки, поворачивая ее при этом постоянно. Стекло, наполняясь воздухом, растягивается и принимает нужную форму.
Иногда поверхность покрывают нитями иного материала, крошками стекла разных цветов, парами металлов, а также катают по ровной поверхности или помещают в специальные формы. Также возможно дополнительное нагревание, окунание в холодную воду для создания специальных эффектов. Затем сосуд откалывают от трубки и обрабатывают горлышко.
Для создания зеркал используют цельное литье, а не выдув, а также специальные прямоугольные формы, именуемые куари. На тонкий слой зеркальной амальгамы наливают слой стекла нужной толщины, после чего сплавляют детали между собой, обрабатывают поверхность.
Все объемные небольшие предметы и элементы изготавливают в технике «a lume». Для этого на открытом огне вручную с использованием специальных инструментов растягивают в нужные стороны горячую стеклянную массу. Детали сложных фигурок затем соединяют друг с другом.
Как отличить настоящее
Иногда стеклянные изделия, купленные даже на родине стекла, могут являться подделками.
Их высокая цена создает хорошую почву для мошенников различных магазинов, интернет-сайтов, иных продавцов. Чтобы отличить настоящее муранское стекло от подделки необходимо следовать следующим советам:
- всегда спрашивать сертификат на изделие, у подлинных экземпляров они есть;
- на предмете необходимо найти эмблему со словами «Vetro Artistico Murano», она может быть выдавлена на дне изделия, изображена на стикере-этикетке или выполнена в виде внутреннего золотого напыления в верхней зоне;
- желательно ощупать поверхность покупки, она должна быть абсолютно гладкой, не шершавой;
- золотое напыление нигде не должно отставать или осыпаться;
- следует проверить фурнитуру, все замочки и крепления в подлинных экземплярах не могут быть хлипкими и шаткими;
- если продаются несколько полностью или практически одинаковых предметов, скорее всего это подделка, т.к. при ручном производстве трудно создать полную копию;
- поверхность желательно ощупать, стекло всегда прохладное;
- стоит присмотреться к цветным элементам, красители, используемые при производстве очень стойкие, поверхность не может выгореть.
Уход за изделиями
Для ухода за хрупкими изделиями следует придерживаться нескольких простых правил:
- не надевать бижутерию во время занятий спортом, готовки, уборки, танцев, принятия ванны или душа;
- не использовать агрессивные чистящие вещества, которые могут поцарапать поверхность;
- хранить изделия отдельно друг от друга и других украшений, желательно в специальных мешочках или отдельных ящичках с бархатными мягкими стенками;
- протирать после использования поверхность бижутерии мягкой фланелью;
- избегать резкого перепада температур.
Настоящее муранское стекло при должном уходе будет долгое время радовать владельца своим изяществом и красотой.
Муранское стекло: как и где изготавливают
Москва 8 800 1000 750
Личный кабинет
- Избранное
Войти
- SALE
- Украшения
Все разделы
Украшения
- Все украшения
Украшения
Все украшения
Для кого
Все украшения
Для кого
- Украшения для женщин
- Украшения для мужчин
- Украшения для детей
Материал
- Золото
- Все украшения
Украшения
Все украшения
Для кого
Все украшения
Murano Glass — термины и описания. Как отличить от подделки
В моем магазинчике выставлены предметы из настоящего муранского стекла в различных техниках.
Чтобы вам было проще понимать термины, характеризующие технологические приемы и элементы, предлагаю маленький Словарик
Как отличить подлинное муранское стекло от подделки?:
Подлинные украшения из муранского стекла отличаются высоким качеством во всех деталях.
- Настоящее муранское стекло, в отличие от подделок и пластиковой бижутерии, слегка прохладное на ощупь.
- При падении на каменный пол изделия из муранского стекла разбиваются.
- Подделки плохо отполированы. Вы руками можете ощутить шероховатости и неровности на поверхности стекла.
- Благодаря качественным природным красителям, оксидам разных металлов, подлинные украшения не тускнеют и не выгорают на солнце.
- У фальшивых украшений используется некачественная фурнитура, слабые замки, откалывается краска «под золото».
- Если у изделия глянцевый дизайн, то на солнце или при ярком освещении подлинное украшение должно хорошо блестеть и давать блики.
- Мерцающее муранское стекло, выполненное в технике Авентурин, может быть только с золотыми искорками, поскольку оно получается путем кристаллизации порошка меди. Все прочие цвета получаются с применением химических красителей, что недопустимо при изготовлении настоящего муранского стекла, и свидетельствует о фальшивке.
- Венецианские мастера объединены в специальную гильдию стеклодувов и уполномочены ставить соответствующее клеймо на своих изделиях. Если позволяет дизайн, то на обратной стороне подлинных украшений вы увидите мелко написанный золотой текст «Murano Glass» . Этот текст много раз написан золотой фольгой и впаян в верхний слой стекла, поэтому его невозможно стереть, соскрести или поцарапать. На подделках этот текст отсутствует вовсе или его можно легко повредить ногтем или другим острым предметом. Или же на изделие наносится наклейка Vetro Artistico, если нельзя в слой стекла внести текст. Иногда текст Murano Glass выдавливается на оборотной стороне стекла.
- Каждое подлинное изделие уникально и неповторимо. Среди украшений одной линии или дизайна вы не найдете даже двух совершенно одинаковых экземпляров. А вот подделки, наоборот, часто представляют собой штамповку, как две капли воды похожую друг на друга.
- Настоящее муранское стекло – это исключительно ручная работа, поэтому каждое изделие имеет свой уникальный рисунок, так как мастер не может повторить его в точности.
- Все изготовители оригинальных украшений из муранского стекла сопровождают свои изделия сертификатами подлинности. Магазины же, торгующие поддельными украшениями, не подтверждают продажу соответствующими документами и не сообщают наименование производителя.
- Подлинные украшения из венецианского стекла не могут быть совсем дешевыми (как подделки по 1-2 доллара) из-за использования натуральных компонентов, золота и серебра, трудоемкого производства, кропотливой ручной работы и индивидуального подхода к каждому изделию.
- К тому же «Murano Glass» — это всемирно известный бренд, и это увеличивает его ценность. Конечно, в наше время муранское стекло уже не продается на вес золота как раньше, но ценится оно по-прежнему очень и очень высоко, наравне с дорогими ювелирными украшениями.
Вот такие ЗНАКИ стоят на изделиях мастеров, относящихся к Гильдии стеклодувов Мурано.
СЛОВАРИК
«Vetrofusione» — техника плавления стекла, состоящего из нескольких слоев. Слои спаиваются между собой, соединяются, перетекая друг в друга. В качестве фона часто используется 18-каратная золотая фольга или фольга из серебра 925 пробы.
«Муррина» — «Murrina» — так называют мозаичное стекло, конечным результатом которого в поперечном сечении является узор цветов, звездочек, глазков, многоцветных кружков, овалов и прочих симметричных и ассиметричных фигур.
Подвес в технике «Vetrofusione» с добавлением всевозможных муррин разных форм и оттенков
«Миллефиори» — «Millefiori» — «тысяча цветов» — техника, при которой используются муррины; изделия похожи на пестрое поле, сотканное из цветов.
«Латтиччино» — «Latticino» — буквально «маленькие молочные берега» — это прут матового мозаичного стекла, скрученный по спирали, похожий на леденец. Может быть одноцветным или многоцветным.
«Lattimo» — (От итальянского «latte» — молоко). Непрозрачное белое стекло, полученное в Мурано впервые в XV столетии для имитации китайского фарфора. Первоначально использовалось для украшения многоцветных предметов. Фигурка Белого слона — Lattimo
«Филигрань» — «Filigrana» — полученое путем введения в массу прозрачного стекла тонких цветных нитей, которые представляют собой хаотичное плетение, либо правильную сеточку.
«Занфирико» — «Zanfirico» — техника полуфилигранной работы, когда на заключительном этапе изготовления стеклянного изделия, осуществляют его полное «обворачивание» стеклянной витью, очень близко располагая витки друг к другу. Сетчатые прутики Занфирико используются при изготовлении бижутерии.
«A lume» — люме» — техника ручного вытяжения на открытом огне фигурок из раскаленного мягкого стекла, в которой практически не используется дутье. Как правило, все объемные небольшие предметы выполняются в этой технике.
«Perle» — буквально, «жемчужины» — бусины из муранского стекла, сделанные в технике a lume (люме) при постоянном вращении заготовки. Как правило, содержат внутри себя золотую или серебряную фольгу, муррины или цветное стекло.
» Soffiato»(англ. blown) образовано от глаголов soffiare или to blow — дуть, выдувать. Soffiato — это классическая старинная стеклодувная техника, с помощью которой изготавливаются части колье или же отдельные бусины, полые внутри. Таким образом, даже крупные бусины или элементы не являются и не выглядят тяжелыми, в отличие от бусин, произведенных в технике lume на открытом огне. Особая процедура закалки стекла, когда дутые элементы медленно остывают в специальной печке в течение 12 часов, делает их не хрупкими. Российский рынок в настоящий момент наполнен всевозможными подделками, изготовленными из обычного или лабораторно-пробирочного стекла пирекс, отличительным признаком которого является скудный набор цветов: прозрачное стекло или 2-3 цветовых варианта
Колье с крупными бусинами Soffiato
«Кракелаж» — «Crackle glass» — эффектный способ украшения изделий из муранского стекла. Узор получается при погружении предмета, внутри которого поддерживается высокая температура, в холодную воду. Внешний слой покрывается бесчисленными трещинками, которые, однако, не проникают в толщу стекла
Блюдо в технике Кракелаж
«Авантюриновое стекло» — получается путем добавления к стеклянной массе меди, которая при остывании стекла кристаллизуется. На отшлифованной поверхности стекла находится бесчисленное множество блестящих точек, производящих эффект мерцания.
«Халцедоновое стекло» — «Calcedonio» — стекло, состоящее из различно расположенных и различно окрашенных слоев, составляющих узоры, подобные камню халцедону. «Calcedonio» представляет собой большое разнообразие окраски и узора. Как известно, в минералогии халцедон составляет одну группу с агатом и яшмой. Поэтому в старых итальянских трактатах можно встретить также наименования «яшмового» и «агатового» стекла.
Вот насколько разными и неповторимыми могут быть тона и узоры муранского стекла «Calcedonio»
«Pulegoso» — «Пулегозо» — техника, основанная на эффекте пузырьков воздуха внутри стекла, которые образуются при погружении раскаленного стекла в воду и немедленного возвращения его в печь. Выполняют обычно из стекла «cristallo».«Пулегозо» — «пузырьковое стекло» — такое стекло изобрел в 1928 году Наполеоне Мартинуцци, художественный директор мастерской Венини. Оно характеризуется присутствием большого количества разной величины пузырьков, называемых на языке муранских стекольщиков «puleghe» — «пулеге». Огромное впечатление производят вазы, изготовленные в технике «пулегозо». Если погрузить раскаленное стекло в воду, а затем немедленно возвратить его в печь, внутри образуются пузырьки воздуха. Кажется, что застывшее стекло чудесным образом «закипело». Такие вазы выдуваются и обрабатываются только вручную.
«Sommerso» — «Соммерсо» — «погружение» — эта техника относится к одной из многочисленных «горячих» техник, которая предполагает погружение «бола» в тигли с расплавленной стеклянной массой, окрашенной в другой цвет. В результате получается стекло большой толщины, так как состоит их двух или более слоев стекла, называемых также «покрывалами», имеющих разный цвет или выполненных в различной технике.
Ваза в технике «Соммерсо» ( Обратите внимание на наклейку на стекле Vetro Artistico ! )
«Cristallo» — Венецианский кристалл это первое по-настоящему бесцветное стекло, изобретенное в 1450 году венецианским мастером Анжело Баровьером. Такое стекло получается обесцвечиванием стеклянной смеси добавлением марганца или другого отбеливателя. Это хрупкое натриевое стекло и оно лучше всего подходит для отбеливания. Необычайно чистое, прозрачное стекло, по оптическим характеристикам приближенного к горному хрусталю. Поэтому в современном итальянском языке слово cristallo обозначает и «кристалл» и «хрусталь» и «стекло». Это стекло – абсолютно чистое и прозрачное даже в больших массах, в то время как другие виды стекла имеют в этом случае явный зеленоватый или голубоватый оттенок. Чем толще слой муранского стекла, тем отчетливее проявляется его чистота и таинственная глубина, этот знаменитый «эффект линзы» широко используется в производстве бижутерии и украшений: внутренний узор кажется крупнее и объемнее.
«Bullicante» — Стекло, украшенное периодически повторяющимся рисунком или даже воздушными пузырьками, которые постепенно становятся больше или меньше. Эта широко используемая техника была особенно популярна у мастеров Мурано в 1950-х годах.
«Incalmo» — «инкальмо» — техника изготовления стекла, при которой изделие составляется из отдельных частей, снова разогревается в плавильной печи, так, чтобы эти отдельные части сплавились между собой.
Это одна из типично венецианских техник, которая требует большого умения со стороны мастера. Чтобы выполнить изделие в этой технике из двух или более деталей разного цвета, необходимо, прежде всего, обработать каждую деталь отдельно и потом соединить их в одно изделие. Такая обработка является очень деликатной, потому что мастер должен подогнать эти детали по диаметру и толщине, чтобы они плотно соединились друг с другом, кроме того, они еще должны иметь одинаковое тепловое расширение во избежание растрескивания при охлаждении.
Украшения из муранского стекла (фото). Муранское стекло
Украшения из муранского стекла пользуются огромной популярностью. Это удивительные, потрясающе красивые изделия ручной работы. Именно о них и поговорим в нашей статье.
Где возникло это восхитительное ремесло стеклодувов?
Фантастическая Венеция является родоначальником диковинного дела. Появление первых изделий датируется VIII столетием. Изначально все заводы были размещены непосредственно в городе каналов. И правительство не выдавало секретов стеклоделия.

Мастера не покидали город. В 1291 году было принято решение о переносе производств на остров Мурано. Из-за того, что все строения были деревянными, а использование литейных печей представляло угрозу для возникновения пожаров. А вторая причина – это расширение производства.
Таким образом, остров Мурано стал центром изумительного искусства стеклодувов. Отсюда и возникло название «муранское стекло». Своей фазы расцвета секретная технология достигла в XVI веке. Мастера превосходили самих себя, и продукция обрела мировую известность. Немного поговорив об истории, все же разберемся, что собой представляет муранское стекло. Что это такое? Итак, подробнее.
Чем славится венецианское стекло?
Во-первых, оно отличается сложной техникой изготовления, которая оттачивалась и шлифовалась веками. Кстати, в производстве используется только венецианский песок. А во-вторых, это неописуемая красота.

Изделия из муранского стекла – это сказка, которая окунает в волшебство. Каскад красок и ярких бликов взрывается калейдоскопом удивительных картинок, сияющих и переливающихся. Это высокое искусство. Мастера-венецианцы производят не только ювелирные украшения и бижутерию, а еще и разнообразные аксессуары, статуэтки, посуду, люстры, которые могут стоить баснословных денег, из муранского стекла. Что это такое? Это — предметы интерьера и даже светильники и многие другие мелкие вещицы. Смотрятся они просто как экспонаты музея. Имеют взрывной успех и вызывают полный восторг. Завораживают своей изысканностью и утонченной красотой.
Еще одна особенность кроется в том, что сама технология производства очень вредна. Мастера совершают величайший подвиг, создавая эту неземную красоту ценой собственного здоровья. Сама муранская стеклянная бижутерия — безопасна. Абсолютно.
А также муранские стеклянные украшения покрываются специальной глазурью с добавлением золотой крошки. В этом их изюминка.

Муранское стекло в Италии, в частности, бусы, браслеты, колье, серьги и другие предметы пользуются всемирной популярностью. Поэтому продается и очень много подделок.
Как же узнать, подлинно изделие или нет?
Рассмотрим характеристики, присущие муранскому стеклу:
- оно прозрачное, чистейшее, не содержит инородных частиц;
- скрупулёзно отшлифованная поверхность блестит и переливается на солнце;
- палитра не меркнет и не теряет цвет;
- при касании отдает прохладой;
- изделие имеет клеймо производителя;
- росписи по стеклу не имеют аналогов, потому что, делаются ручным способом;
- присущ хрустальный звон;
- некоторые изделия содержат впаянные уникальные голографические рисунки;
- для техники авантурино характерно сияние искорок от медной крошки.
Зная об этих параметрах, можно обезопасить себя от покупки подделки. А теперь рассмотрим характеристики, которые присущи фальшивой продукции.
Как распознать обман?
Существуют характеристики, которые помогут беспрепятственно разглядеть фальшивку. Вот они:
- наружное покрытие изделия имеет шероховатость;
- стекло содержит инородные предметы, к примеру, соринки, могут проглядываться пузырьки и различные примеси;
- в некачественной подделке откалываются кусочки с поверхности, осыпается краска;
- продукция не имеет сертификатов и не содержит клейма мастера;
- швы и другие инородные стыки указывают на то, что работа выполнена неручным способом.
Визуально очень просто распознать фальшивку. Теперь стало понятным, что это такое – муранское стекло. Остановимся более подробно на украшениях.
Муранское стекло: бижутерия
Сразу следует отметить, что каждая неповторимая работа мастера является шедевром и считается вершиной ювелирного итальянского искусства. Имеет такую же ценность, как и золото. Более того, венецианские умельцы делают из стекла камни, идентичные натуральным.
Допустим, в бусах из муранского стекла не встретится одинаковых деталей. Все единственны в своем роде. Муранская стеклянная бижутерия — уникальна.
На что необходимо обратить внимание при покупке бус?
Во многих странах сегодня научились искусно изготавливать подделки. Притом, что стоимость будет такой же высокой. Итак, рассмотрим пошагово, на что требуется обратить внимание:
- Поверхность изделия. Стекло муранских украшений будет очень гладким на ощупь. Благодаря сложной технологии, обладает высокой прочностью. Издает продолжительный и звонистый гул при легком ударе.
- Рисунки и узоры. За счет использования различных окисей химических элементов мастера создают невообразимые голографические картинки. Они собраны в единую неповторимо красивую композицию. В подделке же такого изображения не будет. Оно, как правило, разбросано и не дает при долгом сосредоточенном рассмотрении объемного эффекта.
- Уникальность. Если вы увидели два и более одинаковых украшения, то это подделка. Потому что каждое изделие неповторимо и единственно в своем роде. Это — ручная работа. Плюс ко всему, должен быть сертификат качества.
И еще муранское стекло тяжёлое, но ни в коем случае не массивное. И необходимо помнить, что если оно упадет на пол, разобьётся.
На вид украшения походят на цветные камни. Узоры наносятся на поверхность, но углубляются в сердце изделия.
В чем секреты производства?
Раньше технологии держались в строжайшей тайне. Но сегодня многие из них стали известны.

К венецианскому песку добавляются различные химические и натуральные природные компоненты, благодаря которым, мастера получают разные цвета. Затем полученную массу помещают в печи с температурным режимом в тысячу градусов и выше. Потом мастер достает ее и выдувает необходимую фигуру. На следующем этапе помещает изделие в другую печь до полного остывания на сутки, а то и более.
Разновидности
Мы рассказали, что собой представляет муранское стекло. Что это такое, теперь вы знаете. А какова его классификация? Это стекло, которое благодаря разнообразным техникам подразделяется на много типов.
Итак, различают:
- Мозаичное стекло. Мастер создает композицию тонюсеньких хворостинок многослойного стекла разных оттенков. Рисунки, складывающиеся в диаметральном сечении — наиболее красивы, используются в звездах, кругах, цветах.
- Агатовое. Изображение схоже с природным слоистым агатом. Слои расположены в разных плоскостях и уровнях. Отсюда и название.
- Авантюриновое. При помощи медной крошки, благодаря высокой температуре, оно кристаллизуется, образуя интереснейшие узоры.
- Филигранное. Тончайшие разноцветные нити могут ложиться хаотично или же, наоборот, складываться в ровную сеточку.
- Кракеллаж. Причудливая техника, которая создает трещинки. Это происходит за счет резкого спада температур, горячее изделие опускается в холодную воду.
- Миллефиори. Молочные или разноцветные нити, красиво ложащиеся в сказочные орнаменты.
- Пулегозо. Эта техника создает на поверхности изделий пузырчатые узоры и сеточки.
Благодаря многочисленным техникам мастера производят на свет чудесные украшения, которые радуют своим богатством, шармом и шиком. Просто сказочная красота!

А чем славятся люстры из муранского стекла?
Следующий момент. Удивителен тот факт, что сам термин «люстра» происходит от французского языка, но дворцовые комнаты королей были украшены итальянскими осветительными приборами. Это вновь подтверждает высокое мастерство венецианских ремесленников.
Итальянские люстры представлены во всех стилистических направлениях. Допустим, классика демонстрирует большое количество рожков, опутанных растительными фрагментами. Либо же это — сочетание богатых плафонов с подвесками из хрусталя. Аристократизм, изысканность и тонкий шик дает убранству венецианская люстра, исполненная в классическом стиле. Модели кантри демонстрируют специальное мастерское состаривание. Этому направлению присущи сугубо провинциальные мотивы.
Венецианские люстры гарантируют долгий срок службы. Элементы окрашиваются вручную, поэтому люстры особо ценны. Более того, прозрачность стекла дает возможность проявиться уникальному отражению света, формируя в помещении удивительные блики.
Люстры могут быть разных размеров и конфигураций. Причем главной особенностью является то, что в них практически не содержится металлических деталей. Разве только каркас, о существовании которого вы можете догадываться. Поэтому они изящны. Поэтому и завораживают своей красотой.
Приобрести люстру из муранского стекла можно в самой Венеции, на острове Мурано в частности. Магазины располагаются прямо вдоль канала по главной улице. Выбрать и купить изделие можно и на официальных сайтах производителей.
Поговорим немного о других изделиях
Вазы из муранского стекла обладают не меньшей популярностью. Их формы так разнообразны и причудливы, что можно подобрать их под любую обстановку.

Они настолько уникальны, что пользуются спросом не только среди простых обывателей, но и у коллекционеров. Подмечен интересный факт, что, как правило, в муранскую вазу цветы не ставят. Она самодостаточна и является ярким акцентом, с легкостью обращает на себя все внимание, при этом гармонично вписывается в интерьер.

Где можно купить муранское стекло?
Конечно же, в Венеции и на его островах. Но, если такой вариант исключен, украшения и изделия можно приобрести через интернет-магазины.
В Москве муранское стекло также продается. Существует множество онлайн-магазинов, которые осуществляют доставку по городу и стране, предоставляют разнообразные варианты оплаты.
Удобнее покупать в стационарных салонах, в которых помогут определиться с подарком для близких и друзей, выбрать статуэтку или вазу. Можно примерить бижутерию. Даже предоставляется услуга примерки изделия на дому, чтобы убедиться, что вещь подходит по цвету и форме к интерьеру. Причем это совершенно бесплатно.
Главное – остерегайтесь подделок. Потому что муранское стекло — недешёвое удовольствие. На изделии должно быть клеймо производителя и сертификат подлинности. Более того, как уже упоминалось выше, вы никогда не найдете идентичных изделий, потому что это — ручная работа. Мастер не может повторить узор в точности. Это невозможно.
Подлинная продукция не будет стоить дешево. Потому что это очень кропотливый и трудоемкий процесс с использованием дорогих натуральных компонентов (золото, серебро). Следуя вышеприведенным советам, можно обезопасить себя от покупки дешевой подделки.
Муранское стекло и камни
На одном крупном острове в солнечной Италии уже несколько столетий создают необычайно красивое verto de Murano, или муранское стекло. Именно там, на о.Мурано мастера хранят уникальные технологии ручной обработки стекла. Муранское или венецианское стекло одно из достояний итальянской культуры и имеет богатую историю.
Муранское стекло
Первое упоминание итальянских изделий встречается в X в.. В то время в монастырях решили изготавливать фляги для своего фирменного ликера. Византийские стеклоделы, которых монахи приютили, поделились со своим опытом и знанием, что помогло рассвести венецианскому ремеслу. Изначально стекольные мастерские располагались в Венеции, но связанное с огнем ремесло увеличивало опасность пожаров. Чтобы уберечь город от пожаров, в XIII веке производство «переселили» на остров Мурано. Это позволило уберечь город от поджогов, а также сохранить тайны мастерства стеклодувов.
В XVI веке слава муранского стекла распространилась далеко за пределы континента. Разнообразие форм и красок, невероятно тонкий и воздушный материал привлекли к муранскому стеклу большое внимание. В России об уникальном стекле узнали ещё в допетровскую эпоху. Тогда венецианская посуда из стекла и зеркала начали появляться в домах именитых бояр. У мастеров-стеклодувов было масса привилегий, им разрешалось брать в жёны самых богатых красавиц, но им запрещалось покидать остров. Венецианское правительство даже создало тайную полицию, которая выслеживала беглецов. Со временем технология производства муранского стекла преобразилась, изделия стали ярче. Единственное, что осталось неизменным, это традиция выдувать изделия вручную, без использования каких-либо машин.
Технология изготовления муранского стекла
Сегодня, как и тысячи лет назад, для муранских мастеров стекло – это не просто производство, а смысл жизни. На острове работают несколько фабрик, которые вместе с ведущими дизайнерами и художниками, изготавливают неповторимое муранское стекло. В чем же заключается эта уникальная технология изготовления Мурано? В специальных печах стеклянная масса расплавляется до температуры 1200 °C. Затем стеклодувы используют специальную железную трубку, с деревянным мундштуком. Мастер все время вращает трубку, чтобы масса не стекала. С обратного конца в трубку начинают дуть, делая холодный материал легким и изящным. Выдувая шарик через деревянный мундштук, мастер придает ему нужную форму и размер. Скорость остывания стекла очень высокая, поэтому у человека есть немного времени, чтобы создать шедевр. В конце готовое изделие на сутки помещают в горячую печь, чтобы придать ему твердости.
Виды муранского стекла
В зависимости от технологии изготовления различают разные виды муранского стекла:
- Агатовое стекло. Изделия, изготовленные этим способом, состоят из расположенных в разных плоскостях множества разноцветных слоев, которые визуально напоминают камень агат, с чем и связано название.
- Авантюриновое стекло. Этот метод состоит в том, что в раскаленное стекло добавляют мелкую медную крошку, благодаря чему изделие получает мерцающий блеск.
- Кракеллаж. Раскалённый предмет мастер помещает в ледяную воду, отчего на поверхности изделия образуется сетка из маленьких трещинок.
- Миллефиори. Такую технологию называют еще мозаичной техникой. Состоит она из двух этапов. В первом создают тонкие прутики из множества слоев разноцветного стекла, которые в поперечном сечении имеют форму цветка, звезды, треугольника или любую другую форму. Во втором же этапе эти прутики нарезают на тонкие ломтики и накладываются на стеклянную основу.
- Пулегозо. За ее основу взята техника Кракеллаж, только после погружения раскаленного стекла в воду его снова быстро возвращают в разогретую печь, в результате чего сетка из мелких трещинок превращается в сетку из небольших пузырьков.
- Филигранное стекло. Именно она в своё время прославила венецианских стеклоделов. В прозрачное стекло поочередно вводят разноцветные тоненькие ниточки, которые создают узор.
Преимущества мурманского стекла и камней
Каждое изделие из мурманского стекла делается в ручную, что делает украшения выразительными и индивидуальными. Многообразие оттенков и фактур открывает простор для фантазии, позволяя художникам создавать не просто изделия, а украшения, передающие настроение. Надо учесть, что из-за высокого спроса изделия с острова Мурано часто подделывают. Даже на итальянском острове нет гарантий, что Вы приобретите оригинал. К недостаткам муранского стекла можно отнести хрупкость и высокую стоимость изделия.
В сравнении с муранским стеклом можно выделить преимущества изделий из натуральных камней:
- Камень «живой». Ювелирный камень добывается из породы, возраст которой миллионы лет. Он создается самой природой, при очень экстремальных условиях.
- Богатство выбора. Широкая цветовая палитра позволяет выбрать камень под любое настроение: от матового черного, до радужного.
- Красота. Как и мурманское стекло, природные камни уникальны и неповторимыми: встретить два полностью идентичных экземпляра почти невозможно.
- Магия. Камни, рожденные в природе обладают, особой магией, которая приковывает к ним взгляды. С натуральными камнями связано много легенд и поверья. Можно в них и не верить, но это придаёт своеобразный шарм подобным украшениям.
Муранское стекло как бижутерия
Муранское стекло широко используется при изготовлении бижутерии. Такие украшения очень яркие, легкие и стильные.
Например, при выборе материала для сережек, лучше отдать предпочтение стеклу. Серьги из него гораздо легче и их можно будет носить каждый день.
Если Вы решили приобрести бусы, то лучше выбрать из натурального камня. Такие бусы всегда будут выглядеть дорого, а по цветовой палитре и фактуре превосходят изделия из муранского стекла. Считается, что камни имеют энергетическое влияние, поэтому если хотите почувствовать всю их силу, то лучше носить камень ближе к телу.
В последнее время из муранского стекла изготавливают бусины в стиле Пандора. Их можно вставлять в браслет или использовать, как вставки для гребней, часов или заколок. Для колец лучше выбирать натуральные камни. Кольца с камнями выглядят более престижно и прослужат вам долго, в отличие от хрупкого стекла.
Из муранского стекла также изготавливают скульптуры, люстры, светильники, вазы, посуды, кувшины и тд. Все изделия неповторимые и удобные для использования в быту. А вот кувшины и бокалы из натурального камня хорошо будут смотреться в качестве сувениров.
При выборе материала изделия отталкивайтесь, прежде всего, от своих ощущений. Астрологи утверждают, что муранское стекло универсально для всех знаков зодиака. При выборе же камня следует учитывать совместимость по знаку зодиака. Желаем Вам, чтобы ваши украшения прослужили долго и приносили удачу
Начало активности (дата): 28.11.2019 16:13:00
Мурано — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Мура́но (итал. Murano, от лат. Amurianum) — один из крупных островов Венецианской лагуны. Знаменит производством художественного стекла, называемого муранским.

Мурано находится в Венецианской лагуне, к северо-востоку от Венеции, и состоит из семи небольших островов, разделённых каналами[1]. Общая площадь — 1,17 км2.
Первые поселения на острове датируются V—VII вв н. э.[2]. Расцвет Мурано пришёлся на 1291 год, когда было принято решение перенести туда венецианские стекольные мастерские, поскольку производство стекла представляло опасность для деревянных построек города[2][3]. C тех пор стеклоделие неразрывно связано с историей острова.
В XVIII веке остров, называемый «Венецией в миниатюре», стал излюбленным местом летнего отдыха венецианских патрициев[1].
В наше время Мурано привлекает большое количество туристов.
Мурано входит в состав одного из самоуправляемых районов коммуны Венеция: Венеция — Мурано — Бурано[4].
Демографического пика остров достиг в XVI веке, когда его население составляло более 30 000 человек[2]. В настоящее время на Мурано проживают около 4500 человек.

С XIII века Мурано славится стеклом, которое изготавливается по особым технологиям, разработанным венецианскими мастерами. Мастера-стеклодувы были изолированы на острове и не имели право вывозить секреты изготовления стекла за его пределы[5]. Однако взамен они получали определённые привилегии: так, дочери главных муранских стеклодувов имели право выходить замуж за венецианских патрициев, и при этом их потомство сохраняло все дворянские титулы. Это было особенно удивительно для такой страны, как Венецианская республика, где знать очень держалась за свои аристократические привилегии[6].
В период с XIV по XVI века муранское стекло пользуется мировой славой: заказы на него поступают из разных стран мира. Однако к XVII веку мода на него проходит, а в XVIII начинается спад производства[7].
Возрождение традиций происходит в середине XIX века. В наше время на острове находится множество предприятий, производящих муранское стекло. Наиболее известные среди них — Barovier & Toso, Ferro, Moretti, Pauli, Seguso, Venini, Nova Venier.[8].
Основными достопримечательностями острова являются:
-
Канал на острове
Стеклянные изделия на Мурано
Собор Санти-Мария э Донато
- ↑ 1 2 Treccani.
- ↑ 1 2 3 Britannica
- ↑ Красильникова, 2003, с. 165.
- ↑ Città di Venezia. Suddivisioni amministrative (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 2 декабря 2019. Архивировано 19 июня 2016 года.
- ↑ Качалов, 1959, с. 103.
- ↑ Dominique Bussolin. Guida alle fabbriche vetrarie di Murano. — Venezia: A. Santini, 1842.
- ↑ Красильникова, 2003, с. 167.
- ↑ Laura Morelli. Venice. A Travel Guide To Murano Glass,Carnival Masks, Gondolas, Lace, Paper, & More. — 2015. — ISBN 978-0-9893671-5-8.
- Всеволожская С.Н. Венеция. — Ленинград: Искусство, 1970. — 222 с.
- Качалов Н.Н. Стекло. — Москва: Издательство Академии наук СССР, 1959. — С. 98—128. — 465 с.
- Красильникова Е.Н. Венеция. — Москва: Вече, 2003. — С. 164-171. — 208 с.
Муранское стекло | Блогер linki-tinki на сайте SPLETNIK.RU 9 сентября 2018
В посте сплетницы pechka написано про Миллефиори (итал. millefiori — «тысяча цветов») — разновидность мозаичного стекла с цветочным узором. Это одна из техник, в которой изготавливают Муранское стекло.
Поверхность готового изделия напоминает цветущий луг, чем и объясняется название. Такие изделия собираются как мозаика из маленьких стеклянных фрагментов, а потом спаиваются вместе под действием высокой температуры, и часто покрываются сверху линзой из прозрачного стекла, которая придает узору объем.
Из википедии:
Способ изготовления стекла в технике миллефиори был изобретён в древнем Египте.В XV веке технику миллефиори осваивают венецианские стеклодувы. К XVIII веку, однако, секреты изготовления этого стекла были утеряны. Возрождение состоялось лишь в XIX веке, когда муранские мастера не просто восстановили, но и усовершенствовали утраченные технологии.
С этого времени стеклянные изделия в технике миллефиори производились не только в Италии, но также в Англии и во Франции. Однако в первую очередь миллефиори ассоциируется именно с Венецией, являясь одной из самых популярных разновидностей муранского стекла. Из него делаются бусы, подвески, пресс-папье, вазы, декоративные тарелки и пр.
Несмотря на то, что в наши дни изготавливается большое количество изделий в технике миллефиори, муранские мастера до сих пор осуществляют весь процесс вручную, так что каждый созданный ими предмет уникален.
Маленькие кусочки, из которых состоит этот мозаичный рулет, делаются отдельно. Мастер выбирает цвет для серединки, стекло расплавляет и придает ему форму цилиндра. Потом сверху покрывает этот цилиндр стеклом другого цвета. В расплавленном состоянии стекло вязкое и текучее, как очень густой мед, поэтому это не так-то просто. Необходимо добиться равномерного покрытия без утолщений и узких мест. Следующий шаг — следующий цвет, и так далее. Чем больше слоев будет в этой «колбаске», тем интереснее она покажет себя в месте разреза.
Когда все слои готовы и сплавлены и получился толстенький цилиндр, его вытягивают в длинный прут, который затем нарезают на маленькие кругляшки. Они называются Мурини (Мурины). И вот самое волшебство — это когда к будущей бусине или вазе (на самом деле — раскаленному куску стеклу-основе) прилипают мурини. Они сплавляются с основой в единое целое. Очень интересно, когда потом из этой основы выдувают какое-то большое изделие. Мурины растягиваются по его поверхности во всей своей красе.
С помощью мурини создаются объемные подводные миры, ракушки, рыбки, кораллы. Пустоты внутри морских губок, говорят о том, что сердцевина их была из прозрачного стекла.
И, конечно, бусины. Особенно, аникварные.
Муранское (венецианское) стекло — стекло, изготовленное по старинным технологиям, возникшим на острове Мурано близ Венеции. Сегодня там находится музей, мастерские по изготовлению стекла, проходят выставки. Итальянский город Венеция был основан в 607 г. Там сразу стали возникать мастерские по созданию стекла. Умельцы изобретали оригинальные идеи и с успехом воплощали их в жизнь. Многие церкви Италии декорированы витражами и мозаиками из этого стекла.
Производство стеклянных предметов быта в Венеции велось с X в. Около 1000 л. назад бенедиктинские монахи изобрели способ изготовления стеклянных емкостей для ликера. Во время Крестового похода 1204 г., когда был взят Константинополь, в Венецию были доставлены шедевры византийского стекольного искусства, которые и сегодня находятся в Соборе Св. Марка. Венеция получает титул центрального города мира по изготовлению стекла и изделий из него.
В начале XVIII в. ремесленные цеха из-за повышенной пожароопасности были переведены в окрестности Венеции, а затем на остров Мурано. Венецию и страны Запада и Востока связывали торговые отношения. Одним из предметов экспорта становится муранское стекло. Заниматься этой профессией могли лишь потомственные мастера. «Золотым веком» Венецианского стекла является XVI столетие. Оно ценится во всем мире благодаря своей прозрачности, насыщенным краскам и фантазийным элементам декора. В это время популярными изделиями из муранского стекла были широкие бокалы на изящных длинных ножках с украшениями, бутыли в форме птиц или цветов. Раньше производством муранского стекла могли заниматься лишь потомственные мастера В XVII в популярность венецианского стекла угасает. Однако, такие предметы интерьера как венецианские зеркала и люстры из муранского стекла, декорированные диковинными цветками по-прежнему высоко ценились. С 1797 по 1806 гг. остров Мурано в Венеции был оккупирован войсками Франции. Производство пришло в упадок. Но, уникальному ремеслу было суждено возродиться вновь. В XIX в. А.Сальвиати выступил основателем стекольного производства на о. Мурано, сохранив технологии изготовления стекла. Постепенно искусство возвращает свои позиции и продолжает высоко цениться во всем мире.
Существует несколько разновидностей муранского стекла
Vetrofusione — техника плавления стекла, состоящего из нескольких слоев. Слои спаиваются между собой, соединяются, перетекая друг в друга. В качестве фона часто используется 18-каратная золотая фольга или фольга из серебра 925 пробы.Murrina — так называют мозаичное стекло, конечным результатом которого в поперечном сечении является узор цветов, звездочек, глазков, многоцветных кружков, овалов и прочих симметричных и ассиметричных фигур.Подвес в технике «Vetrofusione» с добавлением всевозможных муррин разных форм и оттенков
Millefiori — «тысяча цветов» — техника, при которой используются муррины; изделия похожи на пестрое поле, сотканное из цветов.
Latticino — буквально «маленькие молочные берега» — это прут матового мозаичного стекла, скрученный по спирали, похожий на леденец. Может быть одноцветным или многоцветным.
«Lattimo» — (От итальянского «latte» — молоко). Непрозрачное белое стекло, полученное в Мурано впервые в XV столетии для имитации китайского фарфора.
Filigrana — полученое путем введения в массу прозрачного стекла тонких цветных нитей, которые представляют собой хаотичное плетение, либо правильную сеточку.Zanfirico — техника полуфилигранной работы, когда на заключительном этапе изготовления стеклянного изделия, осуществляют его полное «обворачивание» стеклянной витью, очень близко располагая витки друг к другу. Сетчатые прутики Занфирико используются при изготовлении бижутерии.
A lume — техника ручного вытяжения на открытом огне фигурок из раскаленного мягкого стекла, в которой практически не используется дутье. Как правило, все объемные небольшие предметы выполняются в этой технике.
Perle — буквально, «жемчужины» — бусины из муранского стекла, сделанные в технике a lume (люме) при постоянном вращении заготовки. Как правило, содержат внутри себя золотую или серебряную фольгу, муррины или цветное стекло.
Soffiato — образовано от глаголов soffiare или to blow — дуть, выдувать. Soffiato — это классическая старинная стеклодувная техника, с помощью которой изготавливаются части колье или же отдельные бусины, полые внутри. Таким образом, даже крупные бусины или элементы не являются и не выглядят тяжелыми, в отличие от бусин, произведенных в технике lume на открытом огне. Особая процедура закалки стекла, когда дутые элементы медленно остывают в специальной печке в течение 12 часов, делает их не хрупкими. Российский рынок в настоящий момент наполнен всевозможными подделками, изготовленными из обычного или лабораторно-пробирочного стекла пирекс, отличительным признаком которого является скудный набор цветов: прозрачное стекло или 2-3 цветовых варианта.
Колье с крупными бусинами Soffiato
Crackle glass — эффектный способ украшения изделий из муранского стекла. Узор получается при погружении предмета, внутри которого поддерживается высокая температура, в холодную воду. Внешний слой покрывается бесчисленными трещинками, которые, однако, не проникают в толщу стекла.Блюдо в технике Кракелаж
Авантюриновое стекло — получается путем добавления к стеклянной массе меди, которая при остывании стекла кристаллизуется. На отшлифованной поверхности стекла находится бесчисленное множество блестящих точек, производящих эффект мерцания.
Calcedonio — стекло, состоящее из различно расположенных и различно окрашенных слоев, составляющих узоры, подобные камню халцедону. «Calcedonio» представляет собой большое разнообразие окраски и узора. Как известно, в минералогии халцедон составляет одну группу с агатом и яшмой. Поэтому в старых итальянских трактатах можно встретить также наименования «яшмового» и «агатового» стекла.
Вот насколько разными и неповторимыми могут быть тона и узоры муранского стекла «Calcedonio»
Pulegoso — техника, основанная на эффекте пузырьков воздуха внутри стекла, которые образуются при погружении раскаленного стекла в воду и немедленного возвращения его в печь. Выполняют обычно из стекла «cristallo».«Пулегозо» — «пузырьковое стекло» — такое стекло изобрел в 1928 году Наполеоне Мартинуцци, художественный директор мастерской Венини. Оно характеризуется присутствием большого количества разной величины пузырьков, называемых на языке муранских стекольщиков «puleghe» — «пулеге». Огромное впечатление производят вазы, изготовленные в технике «пулегозо». Если погрузить раскаленное стекло в воду, а затем немедленно возвратить его в печь, внутри образуются пузырьки воздуха. Кажется, что застывшее стекло чудесным образом «закипело». Такие вазы выдуваются и обрабатываются только вручную.
Sommerso — «погружение» — эта техника относится к одной из многочисленных «горячих» техник, которая предполагает погружение «бола» в тигли с расплавленной стеклянной массой, окрашенной в другой цвет. В результате получается стекло большой толщины, так как состоит их двух или более слоев стекла, называемых также «покрывалами», имеющих разный цвет или выполненных в различной технике.
Ваза в технике «Соммерсо» ( Обратите внимание на наклейку на стекле Vetro Artistico)
Cristallo — Венецианский кристалл это первое по-настоящему бесцветное стекло, изобретенное в 1450 году венецианским мастером Анжело Баровьером. Такое стекло получается обесцвечиванием стеклянной смеси добавлением марганца или другого отбеливателя. Это хрупкое натриевое стекло и оно лучше всего подходит для отбеливания. Необычайно чистое, прозрачное стекло, по оптическим характеристикам приближенного к горному хрусталю. Поэтому в современном итальянском языке слово cristallo обозначает и «кристалл» и «хрусталь» и «стекло». Это стекло – абсолютно чистое и прозрачное даже в больших массах, в то время как другие виды стекла имеют в этом случае явный зеленоватый или голубоватый оттенок. Чем толще слой муранского стекла, тем отчетливее проявляется его чистота и таинственная глубина, этот знаменитый «эффект линзы» широко используется в производстве бижутерии и украшений: внутренний узор кажется крупнее и объемнее.
Bullicante — Стекло, украшенное периодически повторяющимся рисунком или даже воздушными пузырьками, которые постепенно становятся больше.
Incalmo — техника изготовления стекла, при которой изделие составляется из отдельных частей, снова разогревается в плавильной печи, так, чтобы эти отдельные части сплавились между собой.
Это одна из типично венецианских техник, которая требует большого умения со стороны мастера. Чтобы выполнить изделие в этой технике из двух или более деталей разного цвета, необходимо, прежде всего, обработать каждую деталь отдельно и потом соединить их в одно изделие. Такая обработка является очень деликатной, потому что мастер должен подогнать эти детали по диаметру и толщине, чтобы они плотно соединились друг с другом, кроме того, они еще должны иметь одинаковое тепловое расширение во избежание растрескивания при охлаждении.
В 1861 г. на острове Мурано был основан Museo di Vetro, Музей Муранского стекла. Среди экспонатов коллекции предметы, изготовленные в период с XV по XX вв. Музей расположен по адресу: Fondamenta Marco Giustinian, 8.
Поскольку муранское стекло нередко подделывается, в 1994 году ассоциация производителей стекла Promovetro создала и официально закрепила товарный знак Vetro Artistico Murano, защищающий подлинные изделия. Производители призывают покупателей обращать внимание на наличие этого знака на стеклянных изделиях и приобретать их только в магазинах, торгующих настоящим муранским стеклом. Подлинные изделия продаются в коробочках со вкладышами и имеют сертификат качества с названием мастерской и ее телефоном.
Также если позволяет дизайн, то на обратной стороне подлинных украшений вы увидите мелко написанный золотой текст «Murano Glass» . Этот текст много раз написан золотой фольгой и впаян в верхний слой стекла, поэтому его невозможно стереть, соскрести или поцарапать. На подделках этот текст отсутствует вовсе или его можно легко повредить ногтем или другим острым предметом. Иногда текст Murano Glass выдавливается на оборотной стороне стекла.
Настоящее муранское стекло, в отличие от подделок и пластиковой бижутерии, слегка прохладное на ощупь.
При падении на каменный пол изделия из муранского стекла разбиваются.
Подлинные украшения из венецианского стекла не могут быть совсем дешевыми (как подделки по 1-2 доллара) из-за использования натуральных компонентов, золота и серебра, трудоемкого производства, кропотливой ручной работы и индивидуального подхода к каждому изделию.
Это всегда ручная работа, поэтому двух абсолютно одинаковых изделий не бывает. Оригинальные изделия тяжелее.
Полюбоваться великолепными работами стеклодувов и стать обладателем понравившихся изделий можно в Галерее муранского стекла в Сан-Марко, Венеция — Artistic Murano Glass Gallery
Процесс изготовления:
Обновлено 09/09/18 11:52:
Еще интересное видео с экспозициями из музея. На английском, но суть понятна. Стекло выглядит как хрусталь! )