схемы и способы — Цикл статей о натуральном камне от компании ПССК — Полезная информация
Тема статьи: Мощение булыжником, брусчаткой, каменной шашкой: плюсы и минусы, схемы и порядок действий при укладке.
Что такое булыжник, брусчатка, и каменная шашка; из каких пород камня их производят; общее понимание мощения – эти вопросы мы осветили в предыдущей статье «Использование натурального камня. Мощение». Теперь постараемся понять, почему укладка дорог каменными элементами так удобна и хороша, что современные материалы так и не смогли ее вытеснить совсем.
И так, плюсы каменного мощения:
Во-первых: булыжник, брусчатка, шашка – это камень, горная порода, а она – прочная, атмосферостойкая, морозостойкая, водостойкая, огнестойкая, долговечная, эстетически приятная и экологичная!
Во-вторых: материалы имеют прямоугольную или квадратную форму – это позволяет мастерам легко и быстро производить монтаж (в отличие от плитняка, требующего тщательного подбора).
В-третьих: в условиях соблюдения технологии укладки на мощеной поверхности не образуется луж – вода просто просачивается сквозь естественные щели в нижние слои «подушки».
И все-таки, даже с таким набором положительных аспектов мощения, существуют и недостатки:
- При некачественном монтаже брусчатка имеет склонность к вспучиванию и проседанию. Если кладка начала горбиться или проваливаться – причиной может быть исключительно неверно подготовленное основание. Для устранения этого дефекта достаточно снять верхний слой (непосредственно брусчатку), выровнять основу и уложить снова камень.
- Еще одной популярной ошибкой является неверный монтаж или полное отсутствие бордюра. Даже если его не видно при конечном результате, это не значит что его там нет. Бордюр монтируется либо ниже уровня основного мощения и закрывается дерном, либо устанавливается пластиковый поребрик.
В роли бордюра также может выступать крайний ряд, если его зафиксировать бетоном. В противном случае рано или поздно начинается увеличение межплиточного пространства и расползание крайних рядов. Эта ошибка исправляется так же разбором деформированной части и верной укладкой.
Определенным дискомфортом может стать не идеально ровная пешеходная поверхность мостовой для любительниц шпилек. А в случае автодороги, стилизованной под историческую проезжую часть мостовой, возрастает уровень вибрации и шума.
Однако, проанализировав эти недостатки, делаем вывод, что выбрав более ровную обработку поверхности и доверив монтаж мастерам — профессионалам, можно избежать и их. Тогда остается один – достаточно высокая цена материала, но она оправдана всеми описанными положительными сторонами.
Существует множество схем укладки классической прямоугольной или квадратной брусчатки, булыжника и шашки, но, технически, их можно разделить на: линейную; диагональную; «елочкой»; спиральную; модульную; комбинированную – либо из камня разных цветов, либо состоящую из несколько схем, например: спирали и елочки.
Как мы уже уяснили, верность монтажа – залог долговечности и эстетической аккуратности мощеных дорожек и площадок. Важна каждая деталь: точность измерительных работ, последовательность подготовки основания, правильность укладки материалов для мощения. Итак, порядок действий:
- Проект.
Перед тем, как начинать предпринимать какие-либо физические действия, необходимо распланировать участок, продумать детально, что Вы ходите видеть и где. Если это придомовой участок, продумать, где будет стоять автомобиль, будет ли отдельная зона барбекю, водоем или бассейн, детские качели и песочница, и конечно пути подхода ко всем этим локациям. - Разметка территории.
Для лучшей визуализации и облегчения дальнейших работ проводится разметка непосредственно на месте. С помощью колышков и натянутой между ними веревки обозначаются границы и контуры будущих мостовых. - Подготовка основания
- Верхний плодородный слой грунта снимают, образуют котлован.
- Формируют естественный уклон для отведения воды (совет – при мощении отмостки у дома, уклон должен быть от фундамента, иначе он начнет разрушаться), при отсутствии такового, моделируется искусственно – не менее 5 мм на один метр, направление выбирается исходя из особенностей ландшафта поперечное, продольное или поперечно-продольное. Трамбуют.
- Организуют водоотведение – поверхностная ливневая канализация (водоотводные каналы) или трубы.
- Устанавливают бордюрные плиты или поребрики на тощий бетон (в случае слабого грунта делают фундамент) – создают границы, предотвращающие смещение.
- Застилают геотекстиль (синтетическое полотно из полипропиленовых или полиэфирных нитей с добавлением полушерстяных или хлопчатобумажных нитей — легко пропускает воздух и воду, удерживая последующие слоя «подушки» основания от продавливания).
- Засыпают щебень. Толщина насыпки зависит от предполагаемой нагрузки – дорожки пешеходные 10-15 см; площадки с умеренным пешеходным движением – 15-20 см; автомобильные площадки – 20-25 см.
- Утрамбовывают примерно на 20%.
- Некоторые мастера, для придания бóльшей жесткости, поверх щебня застилают повторно слой геотекстиля. Однако многие этого не делают, и этот пункт считается необязательным для выполнения дорожек с малой проходимостью.
- Засыпают песок, сухую цементно-песчаную смесь или заливают бетон. Как и в случае со щебнем, толщина насыпки зависит от нагрузки — под дорожки засыпают песок 5-10 см, под площадки с умеренным пешеходным движением – сухую цементно-песчаную смесь (гарцовку) 7-10 см, автомобильную площадку дополнительно армируют дорожной сеткой и заливают бетоном 10-20 см. Некоторые специалисты советуют при устройстве пешеходных дорожек насыпать песок в два этапа – сначала 5-7 см, улить песок водой, утрамбовать, и только затем насыпать 2-3 см сухого песка. Важно знать: при устройстве площадок больших размеров необходимо каждые 3 метра делать температурные швы около 0,5см. (температурный шов – промежуток, интервал, борозда между частями конструкции, которая дает возможность незначительного смещения материала, вызванного температурным расширением).
- Подготовка материала.
Перед тем как начать непосредственно монтажные работы, материал, не важно будет это булыжник, брусчатка или шашка, необходимо очистить от каменной пыли и загрязнений. Для этого каждую деталь промывают в проточной воде, при необходимости обметают специальной щеткой. - Укладка «сухой подбор».
Мастера, которые профессионально занимаются укладкой мостовых разными материалами, могут обойтись без подбора. Так же можно исключить этот пункт, если укладка не сложная (линейная или диагональная). Однако для лучшего представления конечного результата, удобства работы и подгона отдельных частей по размеру, рекомендуют выложить фрагмент на плоскости. - Непосредственно монтаж .
Элементы укладывают перед собой, то есть двигаются вперед, стыкуют плотно, без промежутков, с соблюдением выбранного рисунка. Горизонтальную поверхность выравнивают с помощью уровня, вбивая в основании резиновым молоточком. Если на пути встречается препятствие (трубы, люки) производят укладку вокруг них максимально близко, используют только целые элементы. Подрезка в размер и укладка пустых участков производится после монтажа основной площади. Большие участки и площадки дополнительно уплотняют вибротрамбовочной установкой со специальными резиновыми насадками. - Проливание водой.
Это делается для того, что бы песок дал усадку, а гарцовка «схватилась», закрепив тем самым положение плиток. - Засыпка швов.
Финальный этап. Швы между элементами тщательно засыпают либо мелкозернистым песком, либо песчано-цементной смесью, и затирают щеткой с жестким ворсом.
Как любая «хорошая вещь», мощение требует определенного ухода и заботы. В процессе эксплуатации любые дорожки загрязняются природной пылью и грязью, мхи и лишайники нарастают в местах повышенной влажности, в местах отдыха и на автомобильных площадках появляются стойкие пятна жира, моторного масла, бензина.
Возможно, естественный вид камня с растительностью кого-то только порадует, а муравьи останутся незамеченными, но пятна и грязь явно будут портить внешний вид не только отдельной дорожки или площадки, но всего внутреннего убранства двора.
Для решения многих эксплуатационных вопросов и нюансов наши современники придумали широкий ряд средств по уходу за натуральным камнем. Применять их или нет – это выбор каждого владельца. Однако, само их наличие, подтолкнуло дизайнеров ландшафта на смелые решения.
Исторически, мощение выполняли в практичных темных тонах – сером, черном, коричневом. Цветной камень был предметом роскоши интерьера. А уж белый – материалом скульптурного искусства. На сегодняшний момент, дизайнеры все чаще выбирают для мощения камни светлых тонов, а пиком эстетической изысканности считается белый мрамор. Известно, что белый цвет не только зрительно увеличивает пространство, но и оттеняет, делает ярче окружающие цвета. Так, белые дорожки не только помогут визуально расширить территорию, но и выгодно подчеркнут сочную зелень, множество оттенков цветов и растений, оживят замкнутое пространство.
В зависимости от выбранной схемы и рисунка, они способны создать воздушное легкое восприятие окружающего, ощущение сказки.
Так что будьте смелее в своих фантазиях,экспериментируйте с формами, схемами,цветом и наслаждайтесь своим райским уголком!
Заказать материалы для мощения в интернет-магазине
← назад к списку статей и обзоров
«Мощёный» или «мощённый», как правильно пишется?
Отглагольное прилагательное «мощёный» пишется с суффиксом -ён-. В контексте отличаем его от причастия «мощённый камнем», имеющего зависимое слово.
Слова «мощёный» и «мощённый» являются омоформами. Они звучат одинаково, а пишутся по-разному, так как принадлежат к разным частям речи. Научимся различать их в контексте.
Правописание слова «мощёный»
Чтобы понять, в каких случаях пишется «мощеный» с одной буквой «н»,выясним часть речи и способ образования слова.
От глагола несовершенного вида образуется однокоренное прилагательное:
(что делать?) мостить → мощёный.
За мостом я поднялся на взгорье, вошел в город мощёной дорогой (И. Бунин).
Дорогой (какой?) мощёной.
Мощеная дорога в городе
Это прилагательное обозначает постоянный признак предмета и имеет следующий морфемный состав:
мощёный — корень/суффикс/окончание.
Чтобы правильно написать слово «мощёный», ответим на следующие вопросы:
- есть ли у него приставка?
- Имеется ли в его составе суффикс -ова-/-ёва-?
- Есть ли зависимые слова?
- От глагола какого вида оно образовано?
Как уже выяснено, производящим словом является глагол несовершенного вида. У анализируемого слова нет приставки и суффикса -ова-/ёва-, как например у прилагательного «маринованный». В контексте также не обнаружим зависимых слов. Значит, это самостоятельная часть речи имя прилагательное.
Прилагательное «мощёный», образованное от бесприставочного глагол «мостить» несовершенного вида, пишется с одной буквой «н» в суффиксе.
Аналогично пишутся слова:
- красить — крашеный забор;
- топить — топлёное молоко;
- коптить — копчёный лещ;
- плавить — плавленый сырок.
Примеры предложений
Черные двери выходили на мощёный задний двор (Хилари Минтел).
Сквозь раскрытые дубовые двери виднелось мощёное крыльцо (Стефани Лоуренс).
Вдоль него шла извилистая мощёная дорога, под весьма крутым уклоном поднимавшаяся вверх сквозь кустарник (Петр Гуляр. Забытое королевство).
Он потерял счёт сквозным аркам, мощёным проулкам, ровным улицам и наконец спустился в самый первый ярус ( Д. Р. Толкин. Возвращение короля).
Однако направился он не к входу, а к мощёному проезду для грузовиков, располагавшемуся правее (Рекс Стаут).
Она раскрыла дубовую калитку и направилась по мощёной тропинке к убежищу писателя (Э. Р. Уоллес. Король страха).
Правописание слова «мощённый»
От глагола несовершенного вида «мостить» образуется глагольная форма — страдательное причастие прошедшего времени «мощённый»:
мощённый — корень/суффикс/окончание
Мощённая булыжником дорога прорезала деревню (В. Богомолов).
Мощённая булыжником дорога в деревне
Как видно из приведенного примера, оно отличается своим написанием от омонимичного отглагольного прилагательного, так как обозначает признак действия и имеет обязательно при себе зависимые слова.
Причастие «мощённый», имеющее в контексте зависимые слова, пишется с двумя буквами «н» в суффиксе.
Аналогично напишем причастия, образованные от бесприставочных глаголов несовершенного вида:
- жарить — жаренный в масле;
- толочь — толчённый в порошок;
- стричь — стриженный ершиком;
- тушить — тушённые в горшочке овощи.
Примеры предложений
Пройдя несколько шагов по мощённой булыжником улице, я спросил, как пройти в парикмахерскую (Ю. Нагибин).
Холодный студёный ветер, снующий по мощённой брусчаткой набережной, заставлял редких прохожих поднимать воротники своих пальто и курток, закрываясь от непогоды (Гера Фотич. Спасти президента).
Скачать статью: PDFВозле левой части улицы шла узкая, метра в два шириной полоса, мощенная серым булыжником (Хамид Эф).
«МощеННая дорога» или «мощеНая дорога» ℹ️ как правильно пишется, написание части речи, значение, как проверить
Часть речи
«Мощеная дорога все никак не кончалась» и «Вдали виднелся мощенный камнем тротуар» — казалось бы, что в обеих конструкциях употребляется одно и то же слово, однако так может подумать лишь тот, кто плохо разбирается в частях речи. Чтобы не ошибиться в том или ином случае, лучше всего провести полный синтаксический разбор обоих предложений и посмотреть, чем они отличаются. Делать это лучше всего по определенному алгоритму действий, чтобы не упустить ни одного мельчайшего нюанса:
- Найти грамматическую основу (главные члены предложения). Если говорить простыми словами, то необходимо определить, о чем именно идет речь в конструкции. В первом случае сказано, что «дорога» (подлежащее) никак не кончалась (составное сказуемое). Во втором — «тротуар» (подлежащее) «виднелся» (сказуемое). В обоих случаях интересующее слово не является частью грамматической основы, поэтому придется углубиться в синтаксический анализ с головой.
- Определить второстепенные члены предложения. Для этого необходимо задать вопрос от главного слова к зависимому — «дорога какая?» — «мощеная». Во втором случае наблюдается похожая ситуация — «тротуар какой?» — «мощенный». Однако не стоит забывать, что иногда зависимое слово может также выступать в роли главного — «мощенная чем?» — «камнем». Такие обороты обычно выделяются на письме запятыми, если стоят после определяемого слова (тротуар, дорога).
- Надписать над каждым словом, чем оно выражено. Вот тут у большинства людей и возникают сомнения. В обоих случаях слова «мощенная» и «мощеная» обозначают признак предмета, отвечают на вопрос «какая?», являются определениями и относятся к существительным. Однако не стоит забывать, что определить принадлежность к той или иной части речи можно также по способу образования конструкции.
Если внимательно присмотреться к слову «мощенный» в словосочетании «мощенный тротуар», то становится понятно, что оно образовалось от глагола «вымостить». Что касается второго случая, то все не совсем понятно, поскольку подобрать нужный глагол не получается. Все дело в том, что эти конструкции выступают в роли разных частей речи. В первом примере слово является отглагольным прилагательным и образуется от причастия, а во втором — причастием, образующимся от глагола. Отличить их бывает трудно, но вполне возможно.
Отличия отглагольных прилагательных от причастий
Чтобы определить правильное написание «мощеной булыжником дороги», необходимо научиться отличать отглагольные прилагательные (ОП) от причастий, поскольку в разных случаях конструкции пишутся с неодинаковым количеством букв «н» в суффиксе. Эту тему обычно проходят лишь в 11 классе в школах или в университетах, поэтому многие выпускники образовательных учреждений о ней не слышали. Однако освоить ее можно и самостоятельно, если знать четыре основных пункта, по которым можно отличить две части речи. Вот краткая инструкция, которой рекомендуется следовать
- Посмотреть, есть ли во фразе значение времени. Дело в том, что только прилагательные связаны с глаголами, поэтому лишь у них может наблюдаться такая особенность — «рассеянные ветром лучи» — лучи, которые когда-то (недавно или давно) рассеял ветер. У ОП такой особенности нет — «рассеянный мальчик» — мальчик, который выглядит рассеянно — обозначает лишь постоянный признак.
- В некоторых случаях отличить причастие от ОП можно по наличию приставки (любой, кроме «не»). Ярким примером служат конструкции: «позолоченный графин» и «золоченое кольцо». Такая особенность наблюдается, поскольку причастия обычно образуются от глаголов совершенного вида, которые могут иметь приставку, а отглагольные прилагательные — от причастий, образованных от глагола несовершенного вида («золоченое кольцо» — кольцо, которое золотили).
- Лишь причастия могут иметь зависимые слова, например: «раненный (куда?) в руку солдат». Если же на письме попадется фраза «раненый солдат», то она будет выступать в роли ОП. Однако не стоит путать зависимые слова, входящие в состав причастного оборота, с существительными, находящимися в творительном падеже: «раненый командиром солдат» — в этом случае от ОП можно задать вопрос к другому слову, но при этом оно не является причастием.
Есть еще один пункт, заслуживающий внимания, поскольку он применим практически в любом случае. Только причастия можно заменить на глагол с союзным словом «который» — «летящие по небу лепестки» — лепестки, которые летят по небу. В случае с ОП такой фокус не проходит — «летучие лепестки». Однако иногда к ОП можно подобрать синоним: «рассеянный человек» — невнимательный человек.
Страдательные конструкции
Чтобы понять, как пишется «мощеная дорога», необходимо уметь не только отличать разные части речи, но и знать правило, которое говорит о необходимости написания одной или двух «н» в суффиксе. Если речь идет о причастиях, то начать изучать тему стоит с тех случаев, когда пишется удвоенная буква:
- Причастие имеет любую приставку, кроме не-. Вот несколько примеров употребления таких конструкций в предложениях: «За мостовой улицей виднелось вспаханное поле», «Немощный солдат продолжал вести раненых людей в сделанное собственными руками укрытие», «Убранная дворниками площадь выглядела очень красиво, а чистые памятники из мрамора блестели на солнце».
- Причастие выступает вместе с зависимыми словами. Распознать причастный оборот можно по вопросу, который задаётся от главных слов к второстепенным. Примеры: «Провести мощение пустынной деревенской улицы — не самая удачная идея для искушенного (в чем?) в вопросах экономики человека», «Ранним утром нам предстояло ехать по длинному, вымощенному (из чего?) из камней переулку», «Вдоль реки красовалась немощеная, но очень красивая площадь, завораживающая своими фонтанами».
- Причастие было образовано от глагола совершенного вида. Определить это можно с помощью вопроса, который к нему задается: «что делать?» — несовершенный вид или «что сделать?» — совершенный вид. Несколько примеров: «Брошенная каменная брусчатка так и продолжала мокнуть под дождем», «Данное руководителем фирмы задание замостить всю улицу было полностью выполнено», «В решенном упражнении я допустил лишь одну ошибку — забыл найти однокоренное проверочное слово, говорящее о том, что конструкция пишется слитно или раздельно».
- Причастие образовалось от глагола путем прибавления суффикса -ова, -ева или -ирова. Такие слова довольно часто встречаются в предложениях: «Банка маринованных грибов выглядела довольно жутко», «Отремонтированная машина стояла во дворе на плитке», «Правильно подкованная лошадь способна развить невероятную скорость».
Что касается правописания одной буквы «н» в причастиях, то оно наблюдается, когда ни один из пунктов правила к нему не подходит. Кроме того, с одной «н» пишутся слова, которые имеют краткую форму (маринованный — маринован).
Правописание суффиксов в ОП
В некоторых случаях бывает и так, что перед учеником или писателем появляется отглагольное прилагательное, которое имеет иное правописание одиночной или удвоенной «н» в суффиксах. Такие конструкции могут вызывать сомнения даже у тех, кто неплохо разбирается в русском языке.
Чтобы понять, почему «мощеная дорога» с одной «н», рекомендуется рассмотреть правило, согласно которому в таких словах пишется одиночная буква. Так бывает, если причастие, от которого образовалось прилагательное, произошло от конструкции несовершенного вида: мороженое — морозить, топленое — топить, плетеная — плести, мощеная — мостить и т. д.
Однако не стоит забывать, что наличие определенных моментов может менять этот пункт правила в обратную сторону. Вот три нюанса, при которых в словах пишется удвоенная «н»:
- Если отглагольное прилагательное произошло от глагола совершенного вида: «Необходимо выделить все собранные предметы, после чего нажать клавишу ввода», «Обрезанные ленточки принято называть по-разному, однако это никак не отражается на их красоте», «Если купленный товар не отличается заявленным качеством, значит, покупатель имеет право потребовать компенсацию».
- Если прилагательное имеет любую приставку, кроме не-: «Напуганный ребенок продолжал плакать до тех пор, пока не пришли его родители», «Зачищенные игроками подземелья все еще оставались небезопасными для размещения в них базы», «Перегруженный автомобиль задевал оснасткой асфальт и издавал неприятный шум». Важно помнить, что слова «непуганый», «нечищеный», «незваный» всегда будут писаться с одной «н».
- Если прилагательное или причастие оканчивается на -ованный или -еванный: «Лакированные туфли изрядно запылились за несколько лет простаивания на чердаке», «Хорошо рифмованная песня — отличный вариант для того, чтобы украсить практически любой праздник», «Выкорчеванные деревья лежали прямо посреди дороги, а в воздухе стоял густой туман». Важно понимать, что -ованый и -еваный не должны являться суффиксами, а лишь окончанием конструкции.
Одна буква «н» пишется, если прилагательное произошло от глагола несовершенного вида путем прибавления суффикса -ен или -н. Однако в виде исключения выступают некоторые слова: действенный, желанный, деланный и т. д. Полный их список есть в любом орфографическом словаре.
Алгоритм для самопроверки
Запомнить эти правила может быть трудно, особенно тому, кто давно не повторял правила русского языка. Именно поэтому учителя рекомендуют пользоваться определенным алгоритмом действий, который позволяет не ошибиться даже в самых запутанных ситуациях. Пример такой инструкции:
- Определить, какой частью речи является слово, вызывающее сомнения. Сделать это проще всего с помощью синтаксического разбора. Но в случае с отглагольными прилагательными и причастиями рекомендуется сперва обратить внимание на наличие зависимых слов и приставок, после чего попробовать заменить конструкцию на глагол с союзом «который».
- Определить вид глагола, от которого была образована конструкция. В обоих случаях этот нюанс играет огромную роль. Но важно уметь правильно найти глагол, не перепутав его с другим. Для этого следует подобрать слово, которое максимально близко подходит к ОП или причастию по лексическому значению.
- Взглянуть на приставку и окончание в слове. В обоих правилах есть несколько пунктов по этому поводу. Важно смотреть на их наличие или отсутствие и не забывать о том, что в любом правиле есть исключения. В случае сомнений не стоит стесняться заглянуть в учебник, чтобы повторить изученный ранее материал.
Таким образом, слово «мощеная» пишется с одиночной буквой «н», если выступает без зависимых слов в роли отглагольного прилагательного. Удвоенная «н» в суффиксе появляется, как только слово начинает входить в состав причастного оборота, например, «мощенная камнями». Если знать, в чем заключается различие между ОП и причастиями, вероятность допустить ошибку в похожих словах будет сведена к минимуму. Необходимо побольше практиковаться, чтобы не забывать правило.
Использование натурального камня. Мощение — Цикл статей о натуральном камне от компании ПССК — Полезная информация
Тема статьи: Какие бывают виды мощения.
В предыдущих статьях посвященных камню, мы немного заглянули в геологию (науку о строении Земли), петрологию (науку о камнях, как горных породах), камнедобычу и камнеобработку. Теперь Ваше внимание мы хотели бы акцентировать на том, где и как в современном мире находит применение натуральный камень.
Содержание
Оглянувшись по сторонам, становится ясно, что натуральный камень – излюбленный и часто используемый материал в строительстве. С развитием урбанизации он нисколько не утратил своей значимости, а так же, благодаря современным достижениям, «заиграл новыми красками».
Итак, условно применение природного камня можно разделить на:
ЭКСТЕРЬЕРНОЕ | ИНТЕРЬЕРНОЕ | |
|
|
Экстерьер. Ландшафтный дизайн и городское благоустройство. Мощение.
Экстерьер (фр. Extérieur – внешний, наружный) – художественный или архитектурный внешний вид, наружное оформление чего-либо . В строительном мире наружные работы по созданию экстерьера по-простому еще называют «наружка» (в противовес «внутрянке» — внутренним работам).
К экстерьерным работам, безусловно относится оформление фасада здания (об этом подробно мы поговорим позже), а так же эстетическое и практичное оформление придомового пространства– ландшафтный дизайн и обустройство городских улиц.
Ландшафтный дизайн – это точка пересечения трех направлений – инженерного, биологического и исторического. Сочетание архитектуры, проектирования, строительства, растениеводства и истории, особенно истории культуры.
Зачастую под ландшафтным дизайном подразумевают практические действия по озеленению и благоустройству. Однако, главная его цель– это создание гармонии эстетики и комфорта, красоты природы и удобства инфраструктуры зданий.
К ландшафтному дизайну относятся: мощение, малые архитектурные формы (МАФ), садово-парковые сооружения (СПС), озеленение, сад, художественные детали (свет, музыка, колокольчики, фонарики, ленты и тд).
Поскольку нас с Вами интересует исключительно применение природных камней в ландшафтном дизайне, то озеленение, сад и художественные детали мы рассматривать не станем, а подробней остановимся на мощении, МАФ и СПС.
Итак, мощение!
Согласно определению из архитектурных справочников — это процесс устройства мостовой (частью которой являются пешеходные дорожки, тротуары и площади) посредством укладки материалов для мощения на подготовленное основание.
Первые мощеные улицы и дороги появились в Древнем Риме и стали неотъемлемой частью архитектуры и культуры страны в целом. Разрастающаяся Римская Империя нуждалась в развитых транспортных путях, проходимость которых не зависела бы от погодных условий и интенсивности роста окружающей флоры: сначала дороги укладывали речным булыжником, однако передвижение по такой дороге нельзя назвать комфортным из за постоянной тряски. Со временем камни стали обкалывать, придавая им ровную и более гладкую поверхность – так появилась брусчатка.
Примерно в это же время в Древнем Египте главную дорогу от Нила к долине Гизы, по которой транспортировались глыбы для строительства пирамид, уложили крупными гранитными плитами разного размера. Так, опыт мощения дорог древними цивилизациями, стал достоянием сменивших их народов.
Улочки Италии, Греции, Франции, Голландии, Швеции, Германии сохранили свою первозданность до наших дней, подтверждая тем самым правильность и удобство выбранной формы устройства мостовых.
В России первые мощеные улицы появились лишь в начале 18 века — до этого богатые древесиной регионы страны устилали пешеходные зоны и полосы для повозок досками (эта традиция сохранилась и сейчас в отдаленных таежных поселениях). Лишь в 1722 году Петр1, впечатлившись мощеными улицами Голландии, стал активно внедрять этот способ устройства дорог на родине. Честности ради отметим, что обустроить, как в Европе, не удалось, поэтому бóльшую часть дорог сначала засыпали щебнем, а впоследствии выкладывали камнем.
На сегодняшний день мощение не утратило своей актуальности, а в условиях возросшего интереса к эстетическому оформлению частных придомовых территорий в нашей стране (на контрасте с частными садами и огородами), приобрело новые черты и заняло важное место в образе дома или здания. Дорожки и площадки определяют стиль ландшафта, комфорт и удобство подхода к строению, создают особый «рисунок». В межсезонье, выложенные из камня участки, сохраняют чистоту и эстетический вид.
По функциональному назначению площадки делят на:
- Площадка для отдыха;
- Площадка для пикников;
- Площадка для авто;
- Детская площадка;
- Спорт площадка;
- Хозяйственная площадка.
Дорожки:
- Пешеходная дорожка;
- Автомобильная дорожка.
Каждое назначение влечет за собой определенные особенности и нюансы — выбор подходящего материала, способ его обработки, подбор цветовой гаммы, способ и схему укладки.
Значимым параметром, вытекающим из назначения, является рекомендованная толщина «слоистого пирога» системы:
- 10-20 см для пешеходных дорожек;
- 30-50 см для подъездных путей;
- 50-60 см для площадки для отдыха, детской площадки, зоны барбекю;
- 60-80 см для автомобильных площадок, автодорог;
- 100-120 см для дороги с большой интенсивностью движения, площадки для грузового транспорта, АЗС, вертолетных площадок.
Фактическое большинство мощеных элементов требует обрамления бордюрами, которые не только создают законченный, завершенный вид, но и удерживают элементы мощения, предотвращая сдвигание.
Все используемые материалы для мощения разделяют на две группы:
Жесткие | Мягкие |
|
|
Жесткие материалы для мощения.
Современный бетон и тротуарная плитка, сделанная из него, доступный и удобный в работе материал, обладающий своими достоинствами и недостатками. Клинкерный кирпич так же хорош в работе и красив в результате, но несколько дороже. Однако, предмет нашего обсуждения – камень.
Чаще всего, для мощения используют доломит, гранит, габбро, мрамор, известняк, песчаник, кварцит, сланец, гальку.
Из преимуществ камня – разнообразие цветовой гаммы и природного рисунка, структуры; выбор обработки поверхности; износостойкость; долговечность; высокий декоративный эффект.
Наиболее применимые материалы для обустройства дорожек это:
- Булыжник – относительно небольшой (12–30 см) валун округлой формы (грубо обработанная горная порода)
- Брусчатка – бруски правильной формы из особо прочных пород камня (базальта, диабаза, гранита, реже мрамора). По способу обработки поверхность брусчатка может быть:
- колотая (неровная, с выбоинами и буграми),
- пиленая (гладкая и ровная),
- колото-пиленая (лицевая и тыльная стороны неровные для удобства хождения по ней, а боковые грани пиленые для упрощения укладки).
- Плитняк – плиты среднего размера с произвольными краями, получаемые в результате расслоения горных пород по слою. Плиты могут быть колотыми или галтованными. Рекомендованная толщина плитняка для пешеходных дорожек 30мм, автодорог – 50мм. Стоит помнить — чем меньше размер плитки, тем выше прочность конечного результата.
- Каменная плитка – модульные и мелкоразмерные плиты камня, 30-50мм толщиной. Плитка сочетает в себе преимущества натурального камня и удобство укладки формованной плитки.
- Шашка для мощения – элементы из грубо колотого камня в форме усеченного конуса или пирамиды. Эксплуатируемой поверхностью шашки является основание конуса/пирамиды. Шашка для мощения -это самый мелкоразмерный жесткий материал для мощения. Популярен для создания неповторимых орнаментов и рисунков ( «мозаичная» шашка имеет грани от 4 до 6 см, для тротуаров и тропинок от 8 до 10 см).
Мягкие материалы для мощения.
Мягкие материалы чаще называемые «отсыпкой», могут быть органическими (кора, щепа, опилки) или неорганическими по своему происхождению.
Неорганические в свою очередь делятся на:
— естественные (щебень, галька, гравий, песок),
— искусственные (крашеные камешки, стеклянные элементы).
Мягкие материалы являются самым экономичным способом мощения, изысканным, необычным и достаточно простым в организации (со своими особенностями) и эксплуатации.
Насыпаются мягкие материалы слоями на подготовленную поверхность, а затем трамбуются. Сочетая «отсыпку» разных цветов и фактур, дизайнеры (а при желании и Вы сами) способны создать неповторимую газонную композицию, гармоничную, пробуждающую позитивный настрой.
Тема мощения так широка, что вместить в одну статью все, что мы хотели бы осветить, не получилось. В следующей статье мы рассмотрим особенности мощения булыжником, брусчаткой и каменной шашкой: плюсы и минусы, схемы и порядок действий при укладке.
← назад к списку статей и обзоров
28.11.2017, 3202 просмотра.
Мощение камнем | Мощение дорожек искусственным и натуральным камнем
Технология, варианты укладки стройматериала
Мощение камнем проводится с предварительной подготовкой поверхности. Стройматериал укладывается на бетонное основание либо на сухую смесь. При укладке в застывающий раствор бетона удается создать наиболее прочную и долговечную дорожку. Сухая же смесь со временем разрушается. Она не подходит для мощения камнем в местах с большими нагрузками.
Основание подбирается для каждого объекта индивидуально. Все зависит от ваших предпочтений и нужд.
Перед формированием основания под мощение камнем мы укладываем полимерную армирующую сетку. Этот стройматериал укрепляет слои подушки, препятствует усадке и прорастанию сорняков. Исключение — оригинальная укладка на песок камней «на шаг». Здесь мощение проводится без использования геотекстиля, а трава, прорастающая в зазорах между каменных плит, периодически подстригается.
Для мощения камнем подъездных путей и парковок используется стальная арматура. С ее помощью обеспечивается дополнительная прочность готовому объекту.
Когда подушка готова, мы начинаем укладку плитняка. Мастера укладывают камень:
- В произвольном порядке. Такой вариант укладки помогает сымитировать естественную каменную тропу с травой, прорастающей между камней. Под углом 45 градусов.
- Рядами. Для укладки в ряд используются камни одинаковой ширины.
Вы выбираете сами, как будет уложен камень. Мы только воплощаем в реальность вашу задумку. Доверьтесь нам и получите гарантию в 2 года на готовую дорожку из натурального камня.
Чтобы заказать мощение, оставьте заявку на сайте. Для расчета стоимости обустройства своей придомовой территории воспользуйтесь калькулятором. Цена на услугу зависит от площади будущих дорожек, типа основания, вида стройматериала и его количества. Бесплатно проконсультироваться по подбору стройматериалов для мощения камнем вы сможете по телефону +7 (495) 111-59-99.Мощение площадок и дорожек камнем
Площадка мощенная камнем
Мощеные дорожки и площадки возрождаются из прошлого. Дадим же некоторые рекомендации по обустройству красиво обрастающих травой дорожек с идеальным отводом дождевой воды. Асфальт на собственном участке утрачивает привлекательность и на замену ему приходит плотное мощение камнем. Наибольшее распространение получил бетонный камень, который, кроме прочности и относительно невысокой цены, широко представлен цветами и формами, удобными для мощения.
Желающие вымостить дорожки и площадки своего сада камнем, могут сделать их еще более привлекательными и добротными. Устраивая равные и широкие зазоры в стыках между камнями, вы получаете возможность озеленить их травой. Кроме того, широкие зазоры между камнями обеспечат нормальный отвод дождевой воды с площадки. Трава также выступает как естественный дренаж. Плотное мощение или асфальт требуют устройства ливневой канализации (дорогое удовольствие), а в этом варианте в этом нет необходимости.
Травяные узоры красиво повторяют рисунок мощения. Это обеспечивают широкие и равные зазоры между камнями, заполненные растительным грунтом.
Отвод воды и дренаж
Вода может уходить с мощеных площадок через стыки между камнями или плитами. Это, к сожалению, происходит недолго — узкие зазоры стыков заиливаются. В Европе для мощения используют дренажный бетонный камень. Изготовленный по специальной технологии — он прекрасно пропускает воду, устойчив к морозам и поставляется различной формы и цветов. Его укладку также ведут на песчаную (гравийную) подушку. Если вы не сможете найти в продаже дренажный камень, то просто замените его на пустотный или поризованный кирпич или керамический камень.
Чтобы обеспечить при мощении широкие зазоры, даже обычный тротуарный камень начали формовать с фиксаторами расстояния. Выпускают и пластмассовые фиксаторы для обычных камней.
Стыки заросшие травой: вместо песка стыки заполняют растительным грунтом, в который высевают траву Проросшая трава — отличный дренаж и украшение.
Многоугольные бетонные камни
Если прямоугольные формы камней для мостовой могут кому-то показаться скучными, то стоит остановится на многоугольных. При мощении они позволяют создавать необычные и живые узоры стыков, наиболее красиво смотрящиеся на больших площадях.
Многоугольные камни могут иметь конструкционные фиксаторы расстояния в каждом углу.
Такие камни, как правило, требуют еще и дополнительных краевых камней (4 вида), которые позволяют ровно оформить границы мощения.
Фиксаторы расстояния уже отлиты в форме бетонного камня
Фиксаторы расстояния, так же как и крестики для укладки кафеля, строго выдерживают заданную ширину зазоров и между камнями, значительно ускоряя процесс мощения. Камни укладывают на песчаную или гравийную (мелкая фракция) подушку, являющуюся эффективным дренажным слоем. Зазоры в нижней части заполняют песком, а сверху — фунтом. Широкие зазоры стыков камней быстро зарастают травой. Ровная поверхность при этом гарантирована.
Фиксаторы расстояния формуют прямо в бетонном камне. Они и обеспечивают стабильные широкие зазоры
Фиксаторы расстояния из дерева
Эти элементы необходимы для качественного мощения и его долговечности. Обычный тротуарный камень можно также уложить с широким зазором, если применить самостоятельно изготовленные фиксаторы. Показанные здесь фиксаторы из древесины можно изготовить самостоятельно и даже (если это обременительно, их можно набирать из коротких обрезков рейки, оставляя зазоры) без отверстий.
Деревянные фиксаторы расстояния укладывают между камнями на песчаную постель.
Дерево здесь взято не случайно — экологически чистое и аккумулирует воду, отводя лишнюю через отверстия в дренажный слой. Фиксаторы могут обеспечить зазор шириной 35 мм, что благоприятно сказывается на росте травы. Медленное перегнивание древесины создает дополнительный источник питательных веществ. В нижней части стыки заполняют песком. Слой почвы над ним должен быть примерно 3 см. Траву на мощеных дорожках и площадках, как и на газонах, периодически подстригают. Зазоры шириной 35 мм дают возможность хорошо расти траве, а фиксаторы закрыты грунтом.
Пластмассовые фиксаторы расстояния
Кроме деревянных фиксаторов расстояния используют и пластмассовые. Их обычно поставляют производители камней. Самостоятельно изготовить фиксаторы (упрощенные) можно из подобранного по ширине пластмассового профиля.
Пластмассовый фиксатор используют при мощении прямоугольными камнями со смещением.
Зазоры и в этом случае заполняют песком и грунтом, высевая траву. В тех местах, где трава нежелательна, применяют только крупный песок или мелкий гравий.
В завершении статьи, по традиции, небольшое видео о мощении площадок и дорожек камнем.
Вот так укладывают площадки из бетонного камня (тротуарной плитки) в Германии. Каменный ковер — быстро и идеально ровно.
Что бы еще почитать?
Поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях
Вы можете оставить свой комментарий
Поделитесь своим мнением, что Вы думаете о прочитанном?Если Вам не понравилась статья, напишите в комментариях причину.
Возможно, Вы заметили ошибку или у Вас появились вопросы, напишите об этом.
Только зная Ваше мнение, можно будет улучшить и дополнить статью.
Российский «заповедник» брусчатки и её история
Когда в 1990 году я впервые в жизни попал в Калининград, самым сильным было ощущение этого контраста: в историческом ядре города не уцелело ни одной улицы, ни одного дома, но кругом была добротная немецкая брусчатка. В исторических городах остальной России произошло ровно наоборот: старые дома сохранили/восстановили, а брусчатку почти тотально уничтожили.
В этом замечтельном посте между снимками собраны интереснейшие сведения по истории брусчатки, более подробной информации по теме я пока не встречал. Интересно, есть ли по истории брусчатки в России специальные научные исследования?
1) К совместному с Константином nord_ursusпредыдущему репортажу о местах, где сохранилась брусчатка и булыжное мостовое покрытие в России и (+ примеры в Беларуси и Украине) интересно будет продолжить исследование на эту тему на примере сохранившейся брусчатке в Калининградской области. К сожалению, я не обладаю теорией относительно ушедшего способа укладки дорог и тротуаров в нашей стране, но совместно с другими пользователями можно сделать неплохую картинку мест с сохранившейся до настоящего времени дореволюционной мостовой.На фото — Озёрск (нем. Darkehmen).
2) В России булыжные мостовые появились в начале XVIII века. В 1714 году для мощения улиц в Петербурге было велено собирать дикий камень. Суда, приходившие в город через Ладожское озеро, в зависимости от своей величины должны были привозить 10, 20 или 30 камней. Каждая крестьянская подвода — 3 камня весом в 5 фунтов. За неисполнение указа за каждый камень налагался штраф в размере одной гривны. В 1716 году всем петербургским домовладельцам было указано мостить улицу перед домом шириной в сажень, а с 1718 года ширина мостовых была увеличена ещё на два аршина.
На фото — Озёрск (нем. Darkehmen).
3) Одним из первых распоряжений назначенного в 1718 году генерал-полицмейстером Петербурга А. Э. Девиера были правила мощения улиц: «каждому жителю против своего двора посыпать песком и камнем мостить гладко, как будет показано от мастеров, и чтобы были твердо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило».
На фото — Озёрск (нем. Darkehmen).
4) Со временем булыжные мостовые в тогдашней столице Российской империи начали заменять брусчаткой.
В богатых лесом районах России пешеходные дороги нередко делали дощатыми. Характерный пример — деревянные мостовые Великого Новгорода, наслаивавшиеся друг на друга в течение нескольких веков. Эта традиция сохранилась в Архангельске и таёжных посёлках и до настоящего времени (деревянные мостовые можно встретить в Солигаличе, Чухломе, Парфеньево Костромской области в репортаже Константина.
На фото — Озёрск (нем. Darkehmen).
5) В отличие от других видов мостовых, в частности булыжной, выполнявшейся из обычного необработанного булыжника, уложенного на песчаную подушку без особого порядка, брусчатка обычно представляет собой грубо обработанный камень, обколотый до приблизительно прямоугольной формы и выложенный упорядоченными рядами так, чтобы обеспечить максимально ровную и гладкую поверхность.Кроме колотых, применяются также пиленые разновидности брусчатки. Поверхности брусков и плитки, особенно пиленых, иногда подвергаются шлифовке.
На фото — Озёрск (нем. Darkehmen).
6) visualhistory по теме сохранившихся мостовых в России отметил: «я, кстати, тоже собираю фотографии уцелевшей брусчатки в России. Считаю, что каждый метр старинных мостовых должен был взят под государственную охрану как памятник истории. А где-то может быть ещё не поздно откопать старую брусчатку из-под слоя асфальта».
На фото — Железнодорожный (нем. Gerdauen).
7) По данной теме блогер schelkunov скинул интересную статью о сохранившемся способе укладки автодорог шестигранными плитками под названием «трилинки». Данные артефакты можно найти в Бресте, на автодороге Кобрин-Пинск, появившиеся в межвоенный польский период на территории современной западной Беларуси. Вот ещё материал на данную тему
На фото — Железнодорожный (нем. Gerdauen).
8) Вот ещё дополнение calendulae о рижской брусчатке: «по поводу брусчатки в Риге довольно простое объяснение. Каменное строительство домов началось в 13 веке. Немного позже вступил полный запрет на деревянное строительство. Соответственно улицы, тоже можно было мостить только камнем. Как материал, использовали добываемый недалеко доломит. К 1413 году замостили всю ратушную площадь.
При шведах, в 17 веке начали переходить на гранитные булыжники с полей, как более долговечные. Был приказ, как плату за въезд с крестьян брать булыжниками.
С 1851 года приказ обязательного покрытия улиц булыжником, и ввели специальный налог.
С 1873 года начали завозить из Швеции колотую «рижскую» брусчатку.
После войны стали массово центральные улицы менять на асфальт, но в 1960-е годы приняли постановление в исторической части города (особенно в Старом городе) о сохранении брусчатки».
На фото — Железнодорожный (нем. Gerdauen).
9) Брусчатка в Черняховске (нем. Insterburg). Многоэтажки на месте погибшей немецкой застройки в результате ожесточённых боёв в ходе Восточно-Прусской операции в январе-апреле 1945 года.
10) Брусчатые мостовые были популярны в мире вплоть до 20-х годов XX века, хотя их распространение и было ограничено в основном крупными городами, поскольку только в них интенсивность дорожного движения могла оправдать их довольно высокую стоимость, а городские бюджеты позволяли достаточный уровень расходов.
На фото — частный сектор в окрестностях Черняховска (нем. Insterburg).
11) Гораздо более дешёвый и простой в укладке асфальт и несколько более дорогой, но почти столь же долговечный бетон быстро вытеснили брусчатку из дорожного строительства.Во многих местах брусчатые мостовые не были разобраны, но послужили в качестве прочных и надёжных оснований для нового асфальтового или бетонного покрытия.
На фото — Черняховск (нем. Insterburg)
12) Классический брусчатый камень обычно изготавливается из твёрдых горных пород, имеющих высокую несущую способность и большую стойкость к износу, например гранита или базальта. Варианты, использующиеся для менее нагруженных дорог или пешеходных тротуаров, могут выполняться также из менее плотного камня, например известняка или сланца, или отливаться из бетона.
На фото — Черняховск (нем. Insterburg)
13) В России и Беларуси массовое исчезновение булыжных мостовых и брусчатки приходится на 60-е гг. ْXX века. Интересный факт остаётся, что в Финляндии, Эстонии, Латвии,Литве, Украине брусчатка очень во многих местах сохранилась. Дело может быть просто в руководстве отдельных республик, по-разному видевшие эстетическую ценность и целесообразность укладки дорог именно этим способом.
На фото — Черняховск (нем. Insterburg)
14) Больница в Черняховске (нем. Insterburg). Приглядитель. Ближе к краям один способ укладки, в центре — другой и ещё отрывок, словно игравший роль пешеходного перехода.
15) На этом дворе Черняховска (нем. Insterburg) познакомился с человеком, который сумел своей активной гражданской позицией спасти брусчатку города от уничтожения (или быть возможно разобранной или закатанной в асфальт).
16) На фото — Черняховск (нем. Insterburg)
17) В лесу по дороге к замку Бальга.
18) На фото — Советск (нем. Tilsit).
19) На фото — Советск (нем. Tilsit).
20) Сохранился и немецкий тротуар для пешеходов возле школы, где учился Вернер фон Браун.
На фото — Гусев (нем. Gumbinnen)
21) Во внутреннем дворе булыжная мостовая
На фото — Гусев (нем. Gumbinnen)
22) Призраки Германии в простых дворах.
На фото — Гусев (нем. Gumbinnen)
23) Фрагмент немецкого тротуара.
На фото — Гусев (нем. Gumbinnen)
24) Вдоль железнодорожных путей вокзала Гусева.
25) Эта фотография Калининграда (нем. Königsberg) очень символично отражает 2 лика города — немецкого и российского.
26) Вот ещё тип укладки брусчатки, видимо, другая порода, от этого различия в формах кладки.
На фото — Калининград (нем. Königsberg)
27) Спальный район на месте почти самого центра Кёнигсберга.
28) Внутренний двор больницы.
На фото — Калининград (нем. Königsberg)
29) Если у кого из читателей есть снимки брусчатки и мостовой — кидайте фотографии в комментариях.