Материал для плетения – Лёгкость, изящество, надёжность: учимся плести мебель из лозы, ротанга и других материалов

Природный материал для плетения — Домашний бизнес

  Листья початков кукурузы:
  Для плетения используют внутренние листья початков кукурузы. Они мягкие, эластичные и после скручивания очень прочные. Предварительно листья вручную разделяют вдоль волокон на полоски шириной 10–25 мм и скручивают веревочкой толщиной 3–5 мм. Из листьев можно изготовить женские сумки, тапочки, шляпы, коврики и другие изделия, которые отличаются теплотой материала, прочностью и удобством в пользовании.
  Листья початков заготавливают одновременно с уборкой кукурузы или сразу после нее, потому что даже после непродолжительного хранения в початках листья могут плесневеть, терять свой вид. Выбирать лучше листья, которые ближе к кочану. Заготовленные листья имеют высокую влажность, поэтому в день сбора их нужно сразу же просушить. При небольшом количестве листья можно нанизать на нитки и подвесить в затененном месте, либо расстелить их тонким слоем и периодически переворачивать. Сушить на солнце нежелательно: листья неравномерно желтеют. Сушка продолжается до воздушно-сухого состояния (примерно 16–18 % влажности). Сильно пересушенные листья теряют эластичность и могут перетираться, особенно верхушечные тонкие части. Высушенные листья хранят в сухом, проветриваемом помещении.
  При подготовке к плетению сухие листья осматривают, отбирая для работы те, которые не имеют пятен, неравномерности по цвету, механических повреждений, затем отрезают ножницами утолщенные концы листьев на расстоянии 25–30 мм от нижнего конца. Обрезанные листья увлажняют в горячей воде при температуре 45–5 °C в течение 1–2 минут или в холодной 2–5 минут.
  Отбеливают листья кукурузы с помощью серы, обкуривая их в закрытом сосуде в течение 24 часов. Выполняют эту операцию на открытом воздухе, после чего листья сушат в тени.
  Окрашивают листья кукурузы обычными анилиновыми красками, добавляя для стойкости цвета в раствор уксус и соль. Примерный состав раствора: вода -8 л, краситель – 20 г, уксус – 100 г, соль – одна столовая ложка. Раствор доводят до кипения, погружают в него партию листьев и кипятят 1520 минут. Затем листья промывают в проточной воде и сушат. Перед плетением листья разделяют вдоль волокон на ленты шириной 10–25 мм.

Береста:
  Береста натуральная – это слой березовой коры. Применяется для плетения лукошек, туесов для сбора ягод и грибов, хлебниц, шкатулок и других изделий. В основном бересту разделывают на ленты шириной 20–40 мм, из которых плетут изделия. Береста смолистая, не промокает, устойчива к гниению. Это прочный, гибкий, упругий, легко поддающийся обработке и окрашиванию материал.

  В готовых изделиях береста хорошо сочетается с другими видами растительного сырья: лозой, рогозом, листьями початков кукурузы, соломой, древесной стружкой и шпоном. Изделия могут иметь разнообразную художественную отделку – роспись, обжиг, тиснение, резьбу.
  Заготавливают бересту в весенне-летний период на лесосеках с растущих берез, предназначенных к валке или только что сваленных. В этот период береста легко отделяется от остальной коры и имеет красивый золотистый оттенок. Снимают бересту от начала кроны деревьев до комлевой части. Заготавливается береста ровная с небольшими полосками естественного рисунка, желтовато-белого или розового цвета, без утолщений, наплывов, порезов, шероховатостей, крупных почерневших мест. Бересту заготавливают лентами (ремнями), цельными листами и в виде сколотней (цилиндрами).
  Заготовка берестяных ремней начинается с поперечного надреза на верхней гладкой части ствола, затем отделяют бересту винтом вокруг ствола. Самый рациональный способ заготовки бересты – со свежесрубленных деревьев. Для получения листовой бересты делают продольный разрез коры по всей длине ровной части ствола. Край разреза по всей длине отгибают ножом и отделяют бересту вокруг ствола. Такие листы могут иметь длину до 4 мм и ширину более 1 м. Для отделения бересты по длине пользуются длинной палкой, у которой конец заострен в виде узкой лопатки. Сколотни, или трубчатые цилиндры, заготавливают только со срубленных и распиленных деревьев. Длина сколотня определяется размерами бревен, по всей длине которых со всех сторон колотят не особенно сильно деревянным молотком, чтобы смять внутренний (нижний) слой коры. Когда кора будет отбита, тонкой деревянной планкой ее отделяют от ствола, после чего цилиндром снимают без повреждений. Сколотни можно снять с отрезков ствола с прочной и чистой корой.
  Внутренняя сторона бересты называется лицевой. Пока береста не просохла, она сравнительно легко расслаивается. Высохшую бересту нужно распарить в горячей воде и расслоить с помощью деревянного ножа.
  Для хранения берестяную ленту сбивают внутренней стороной коры наружу и кладут в затемненное место. Перед плетением бересту замачивают в горячей воде, после чего она становится мягкой, пластичной. Чтобы береста была тоньше, снимают несколько слоев со стороны ее крепления к березе (с лицевой).
  Лучшей по поделочным свойствам является верховая береста, которую заготавливают с хорошо развитых толстых берез в средней части ствола. Со старых деревьев такой бересты получить нельзя. Лучшую бересту снимают с берез среднего возраста (30–60 лет). Заготовленную бересту необходимо хранить в темных помещениях, защищенных от ветра, солнца и сырости. На солнце береста уже через несколько дней приобретает некрасивый красноватый цвет.

Рогоз:
  Рогоз – многолетнее растение с ползучим крупным, крахмалистым корневищем и стеблем высотой 2,5–3 м. Для плетения применяют как широколистный, так и узколистный рогоз. Работают обычно с листьями, которые бывают узколинейными, широколинейными и почти трехгранными с цельными краями. Рогоз с початком на верхушке ломкий, неэластичный и для плетения его применять не следует.
  Начало заготовки рогоза определяют по созреванию стеблей (август-октябрь). В это время рогоз эластичный, гибкий, прочный. Спелость стеблей определяют по внешним признакам: листья тускнеют, а верхушки желтеют. В большинстве случаев к моменту заготовки стебли еще находятся в воде, а срезать их нужно как можно ниже (5-10 см от корневища). Эту операцию выполняют «терпанами» – специальными, хорошо отточенными серповидными резаками или укороченными косами. Срезанные стебли очищают и удаляют недоброкачественные (с червоточинами, одеревенелые, ломаные, побитые градом).
  После этого стебли раскладывают на временном помосте, который устраивают в местах заготовки так, чтобы под ними была вода. Для этого можно использовать и растущие стебли рогоза (наклоняют и связывают верхушки). В таких условиях сушка продолжается от 6–7 дней до 2 — 3 недель, после чего стебли связывают в снопы массой 15 кг с обхватом перевязи 1 м и ставят на суходоле в «козлы», где досушивают до влажности 18 %. Затем снопы складывают в скирды для длительного (не менее 5 лет) хранения.
  Лущение стеблей. В результате лущения стебли разъединяют и получают отдельно листья и сердцевину. Наиболее ценными являются сердцевина и листья средней части стеблей, из которых плетут художественные изделия и веревочки для простых изделий. Лущение выполняют постепенно, отделяя сначала верхние листья, затем следующие до середины, не допуская перегибов и изломов. Затем производят сортировку и хранят пучки рогоза в сухом месте.
  При подготовке к плетению толстые листья рогоза делят на двое и слегка увлажняют, что повышает их эластичность. Обычно для изготовления изделий используют листья естественного цвета без отбеливания. Если необходимо получить более светлые тона, их отбеливают перекисью водорода – в течение 2-х часов кипятят в 10 % растворе перекиси водорода с добавлением 2 % силиката натрия. Затем в течение 10 минут промывают листья в горячей проточной воде. При необходимости они могут быть окрашены анилиновыми красителями.

Камыш:
  Камыш озерный – многолетнее растение с ползучим толстым корневищем. Камыш из северных областей малопригоден для плетения. Камыш из южных областей страны эластичен, гибок, совершенно непроницаем для воды. Поверхность стебля желтоватая, совершенно гладкая и блестящая. Из такого камыша вырабатывают педдиг – нитевидные прутки длиной по 1,52,0 м и шириной до 10 мм; при толщине не более 1 мм. Такие нити очень прочны, эластичны и красивы. Они служат отличным материалом для самого тонкого плетения: красивых корзин, спинок и сидений для мебели и др. Срезают стебли камыша в конце июня – начале июля, сушат в тени.

Тростник:
  Тростник обыкновенный – многолетнее травянистое растение высотой от 0,8 до 4,0 м с длинным ползучим корневищем. Стебли прямые толщиной до 12 мм, голые, гладкие. Растет у берегов водоемов, на болотах и влажных лугах, распространен почти по всей территории России. Из стеблей тростника плетут корзины, циновки.

Сырьё для плетения мебели и аксессуаров | Справочник | Лесоматериалы

Наиболее доступными натуральными растительными материалами для плетения являются: ива, береста, камыш, тростник обыкновенный, рогоз, солома злаковых культур, древесная стружка, корни сосны и ели.

Самое популярное и доступное для изготовления плетеных изделий и мебели ивовое сырье применяют в виде прутьев диаметром в комлевом срезе от 11 до 40 мм, строганных лент и пластин.

Ива (Salix) — одна из распространенных древесно-кустарниковых пород умеренного и холодного поясов земного шара, лишь немногие ее виды встречаются в субтропических и тропических областях. Как свидетельствуют данные палеонтологии, ива появилась на земле в весьма отдаленные геологические эпохи. В различных странах Европы, Азии и Америки ее остатки найдены в нижнемеловых отложениях мезозойской эры, в третичном периоде ива была уже широко распространена. Изучение ископаемых ив, найденных в верхнемеловых отложениях, показало, что за многие тысячелетия это растение упростило внутреннюю организацию, приобрело большую пластичность и крайне разнообразные внешние формы, определяющие ее видовое многообразие.

Род Salix представляют главные формы растений: деревья, кустарники и карликовые травянистые кустарнички. Встречается также смешанная форма — древесно-кустарниковая, когда одно и то же растение может быть в виде дерева и кустарника. На территории бывшего СССР обитает 146 видов ивы, из них деревьев насчитывается 20 видов; смешанных форм (деревьев и кустарников) — 23; кустарников — 77 и кустарничков — 26 видов.

 
Ива — одна из ценных древесно-кустарниковых пород, имеющих разностороннее, универсальное применение. Это — и лекарственное растение; ее кора — прекрасный дубитель, а волокно — сырье для изготовления мешковины, веревок и матов. Цветение ивы начинается значительно раньше, чем у других растений, поэтому она является ценным медоносом. Ее широко используют для закрепления песков, обрывов и оползней. Наконец, она дает прекрасный, ценный для плетения материал — прут или, как его еще называют, лозу.

Пригодный для плетения ивовый прут можно получить только с ивы смешанной древесно-кустарниковой и кустарниковой формы. При этом для корзиноплетения пригодны только несколько видов: ива прутовидная, пурпурная, трехтычинковая, шерстистопобеговая, остролистная (красная шелюга), каспийская, уральская, тонколистная и некоторые другие.

Для изготовления плетеных изделий используют зеленый и белый прут. Он должен иметь определенные соответствующие свойства: прямой, длинный, малоконусныи, неветвистый ствол, толщиной у комля до 10 мм, легко очищаться от коры и сохранять в очищенном состоянии хорошую гибкость; естественный однородный цвет. На качество прута большое влияние оказывают помимо места произрастания природные свойства ботанического вида.

Кустарниковые ивы по толщине прута подразделяют на три группы:

  • ивы шерстистопобеговая, русская, каспийская и заостренная дают толстый прут, причем и белый, и зеленый;
  • ивы пурпурная, прутовидная, трехтычинковая и бузулукская дают средний прут и также белый и зеленый;
  • ивы американская, уральская, волнистолистная, некоторые культурные сорта прутовидной дают тонкий белый прут.

Деление ив по величине прута относительное, в благоприятных условиях (на влажных плодородных почвах) прутья длинные и толстые, в неблагоприятных (на песчаных сухих почвах) — небольшие и тонкие. Неизменно тонкие прутья дают только ива уральская и волнистолистная.

Способность ивы быстро давать большое количество древесины позволяет широко использовать ее и в целлюлозном производстве, при приготовлении пластиков. В степных районах, бедных лесом, древесина кустарниковых ив используется на топливо, а из древовидных ив получают деловые сортименты древесины.

Ниже приведено описание отдельных видов и форм ив, которые применяются для изготовления плетеных изделий.

Ива конопляная. Кустарник высотой до 8 м, чаще всего растет у рек, на заливных поймах и в других влажных местах. Побеги зеленого цвета с коричневым или желтым оттенком. Листья продолговато-ланцетные, длиной 7 — 15 см, с короткими черешками и закрученными в нижней части краями, сверху темно-зеленые, снизу серовато-серебристые. Прут длинный, толстый, с тупым концом, сердцевина довольно большая. Для плетения применяется однолетний прут, на палки — двух трехлетние прутья.

Ива краснодветная (краснотал, тальник, песчаная). Кустарник, реже дерево. Кора блестящая, красного цвета с темным и коричневым оттенком. Почки красные, тесно прилегают к стволику. Листья лопато-ланцетовидные, с короткими черешками, мелкими зазубринами по краю в верхней части листа. Сверху листья темно-зеленые, снизу голубоватые, матовые, с выпуклой средней жилкой. Прутья длинные, гибкие, тонкие, без разветвлений, с очень маленькой сердцевиной. Кора снимается легко. Применяется для изготовления различных мелких изделий: корзинок, шкатулок и т. д.

Ива прутовидная — дерево высотой 8—10 метров или высокий ветвистый кустарник. Ветви прямые, длинные, тонкие. Молодые побеги короткие, серовато-опушенные или почти голые, взрослые голые или очень коротковолосистые. Прилистники мелкие, узколанцетные или серповидные, длиннозаостренные, обыкновенно быстро опадающие, большей частью короче черешков. Листья узко- или линейно-ланцетные. Длина 10 — 20 см и ширина 1 — 2 см. В основании клиновидные, на верхушке острые, с гнутым краем, цельнокройные или слегка волнисто-выемчатые, реже яснопильчатые; сверху от темно-зеленых, почти голых или слабоопушенных до седовато-пушистых с железками у края, снизу густо покрытые шелковистыми волосками. Сережки, развивающиеся раньше листьев или одновременно, длинные, цилиндрические, без листочков в основании или с ними. Цветет с марта по май. Естественно произрастает в европейской части нашей страны, кроме крайних северных и южных районов, в Западной Сибири, кроме Крайнего Севера, на Алтае. Растет по берегам рек вдоль живого русла, преимущественно на свежем песчаном или мелкогалечном грунте, в старых частях поймы, по берегам стариц. По болотистым берегам водоемов почти не растет. Характерна для лесной и лесостепной зоны. Может расти на периодически заболачиваемых площадях. Светолюбива. Стеблевые черенки легко укореняются. Растет быстро, обладает хорошей порослевой способностью. Устойчива к весенним заморозкам.

Древесина светлая, иногда с розоватым или красноватым оттенком, мягкая, легкая. Хорошо сушится, но часто коробится, упругая, легко обрабатывается, но нестойкая к червоточине и гниению. Однолетний прут по гибкости такой же, как у ивы трехтычинковой, но по мягкости несколько уступает ей. Очищаемость от коры хорошая. Раскалывание прута удовлетворительное. Сердцевина занимает до 1/3 диаметра однолетнего прута.

Ива козья — дерево высотой 6—10 м или невысокий кустарник. Кора гладкая, зеленовато-серая, внизу ствола часто потрескавшаяся. Ветви толстые, раскидистые, молодые сероопушенные, позже бурые, серые или темные, узловатые. Прилистники почковидные длиной 4—7 мм, пильчатые и лопастные, рано опадают. Черешки длиной до 2 см, к основанию сильно расширенные. Листья продолговато-овальные, зубчатые, с блестящей темно-зеленой верхней стороной и серой пушистой нижней. Цветет задолго до распускания листьев. Растет очень быстро, за вегетационный период достигает высоты до 6 м. Используются в основном однолетние побеги, которые расщепляют на ленты для плетения. За пределами нашей страны растет по всей Европе (за исключением южной части Балканского полуострова и островов Италии), в Малой Азии, Иране, Манчжурии, на Корейском полуострове, в Японии. Обитает на влажных и свежих незаболоченных почвах, на лесных опушках, по дорогам, канавам и склонам. Будучи сравнительно теневыносливой, растет в смешанных лесонасаждениях в виде подлеска и второго яруса. В степной зоне обитает в речных долинах и балках, но редко спускается на затопляемые участки поймы.

В культурах широко известен гибрид ивы козьей и прутовидной — ива заостренная. Это крупный кустарник высотой 4—5 м с длинными узколанцетными листьями и сильными голыми побегами. Древесина отличного качества, идет на прут, мелкие и крупные обручи.

Ива пятитычинковая (лавролистная, чернотал, ракитник). Естественно произрастает в европейской части нашей страны и в Сибири по низинным болотам. В горах — на Урале, на Дальнем Востоке приобретает вид кустарника. Кустарник или дерево высотой до 13 м. Растет на влажных лугах и торфяниках. Кора темно-бурая, позднее растрескивающаяся. Побеги, почки и листья как бы залиты прозрачным лаком, блестят на солнце. Листья напоминают листья лавра, продолговато-овальные, с зазубринами по краям, твердые, с блестящей зеленой верхней стороной и матовой бледной нижней, с выпуклой средней жилкой. На черешках, зубцах листьев и прилистников сидят железки. Цветет после полного облиствения. Кору снимают с прутьев, срезанных в период сокодвижения. После гидротермической обработки прутья легко расщепляются. Используются для плетения мебели и мелких изделий.

Ива трехтычинковая (миндалелистная, болотная) — кустарник высотой 6—7 метров. Стволы, выросшие в густом насаждении, прямые, тонкие, ровные. Побеги тонкие, гибкие, желтовато-зеленые. У старых стволов и побегов кора отделяется тонкими пластинами, как бы заплатами (отсюда и местное название ивы в Поволжье — заплатник). Листья ланцетные, эллиптические, заостренные, с более или менее параллельными краями, по краю пильчатые или зубчатые, с железками, голые, сверху темно-зеленые, матовые, снизу беловатые или сизые. Черешки с двумя бородавчатыми железками наверху около пластины листа. Прилистники почковидные или яйцевидные, зубчатые, долго не опадают. Цветет в апреле — мае, после распускания листьев. Естественно произрастает в европейской части нашей страны, кроме северо-запада, на Кавказе, большей части Сибири, Дальнего Востока. Растет в поймах рек, в прибрежной полосе, на островах и молодых наносах, где образует вместе с ивой русской густые заросли. Предпочитает равнинные реки, в горы далеко не заходит. Переносит некоторую засоленность почвы в полупустынных речных поймах, где, однако, больших зарослей не образует. Древесина белая и серовато-зеленым оттенком, легкая, мягкая, хорошо сушится, легко обрабатывается и отделывается. Однолетний прут гибкий и мягкий, легко раскалывается и строгается. Очищаемость от коры хорошая. Двух-четырехлетний прут используется на мебельную палку.

Ива русская — дерево высотой 6—10 м или кустарник высотой до 6 м. Ветви длинные, молодые — опушенные, после года — зеленовато-серые, голые. Листья — от узколанцетных до ланцетных. Ива русская широко распространена в европейской части нашей страны, в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. В западных районах и Западной Европе ее замещает ива прутовидная. Растет преимущественно в поймах рек, на островах и прибрежных мелях и наносах, где достигает буйного развития и образует огромные заросли. Прут у нее низкого качества, ломкий, поэтому его используют главным образом в неокоренном виде.

Ива шерстистопобеговая. Кустарник высотой 4— 6 м, реже дерево высотой до 8 м с крепкими толстыми сучьями. Молодые побеги грязноопушенные, однолетние — крупные, голые, зеленовато-серые. Молодые листья эллиптические, беловойлочные, взрослые — ланцетные. Встречается по всей европейской части (кроме Кавказа, Крыма, Причерноморья и Нижней Волги), в Сибири и на Дальнем Востоке. Обитает по берегам рек, по старицам и озерам. Растет единично и куртинами, нередко вместе с ивой русской, относится к быстрорастущим видам. Используется на грубое плетение, палки.

Ива остролистная (шелюга красная). Дерево высотой до 10 м или кустарник высотой до 6 м. Побеги длинные, тонкие, красно-бурые, с конца первого года покрыты голубоватым восковым налетом. Листья от ланцетных до линейно-ланцетных, длиннозаостренные (длина в 6-8 раз превышает ширину), по краям железисто-пильчатые, сверху блестящие, снизу зеленоватые. Распускается в марте — апреле, задолго до появления листьев. Шелюга красная распространена по всей европейской части нашей страны, в северных и восточных районах Средней Азии в Западной Сибири встречается крайне редко. Обитает в речных долинах на приречных песках, где образует большие заросли. Морозостойкая и засухоустойчивая. Одна из самых распространенных в стране. Одно-двулетние прутья употребляют на плетение всевозможных изделий, за исключением плодоовощных корзин, так как у этой ивы горькая кора.

Ива астраханская и ива харьковская. Искусственно отобранные разновидности ивы прутовидной, отличающиеся более крупным, но менее сбежистым однолетним прутом. Прут очень хорошо очищается от коры. Более гибкий, чем у ивы прутовидной, и легче раскалывается. Обе разновидности отличаются большей продуктивностью по сравнению с прутовидной. Могут использоваться на ленту и мебельную палку.

Ива волнистолистная. Гибрид ивы трехтычинковой и прутовидной. Растет кустом, достигающим 5 м в высоту. Однолетние побеги тонкие, гибкие, красно-бурового цвета. Листья ланцетные до линейно-ланцетных, по краям пильчатые. Листовая пластинка слегка волнистая. Молодые листья мелкоопушенные, взрослые — голые или слегка опушенные. Очень хорошо кустится, способна давать однолетний прут длиной до 2,5 м, хорошо затеняет почву, облегчая тем самым борьбу с сорной растительностью. Однолетний прут отличается малой сбежистостью, хорошо раскалывается. Гибкость прута такая же, как у ивы трехтычинковой. Очищаемость от коры хорошая. Может использоваться на ленту и стойки.

Ива прилистниковая. Гибрид ивы шерстисто-побеговой и прутовидной. Куст 4-6 м высотой. Однолетние побеги достаточно толстые, зеленоватые: молодые — с серым густым опушением, взрослые — голые, с незначительным опушением в верхней части. Листья ланобокие, цельнокрайние, с завернутым краем, сверху темно-зеленые, снизу серовато-опушенные, матовые. Черешки короткие, опушенные. Прилистники крупные, серповидные. Хорошо кустится, может давать крупный однолетний прут. Пригодна для посадок по оврагам и берегам водоемов на черноземных и темно-каштановых почвах. Гибкость однолетнего прута такая же, как у ивы трехтычинковой, раскалываемость — как у ивы прутовидной. Сбежистость средняя. Хорошо очищается от коры. Может использоваться на ленту.

Ива пурпурная. Ветвистый кустарник высотой 1—3 м. Кора с внутренней стороны лимонно-желтая. Ветви пурпуровые или желтые, тонкие, гибкие, голые, блестящие. Почки мелкие, прижатые, красновато-бурые или желтоватые, голые, часто супротивные. Листья тонкие, обратно ланцетные, с короткими шипиками на верхушке, сизовато-зеленые, цельнокрайние или к вершине пильчатые; молодые — снизу слегка опушенные, после высыхания чернеющие. Черешки короткие, голые. Прилистников чаще не бывает. Цветет раньше или одновременно с появлением листьев. Произрастает естественно в Прибалтике, западной части Украины, в Молдавии, Горном Крыму. Растет в долинах рек и ручьев как на свежем наносе у живого русла, так и на более старых участках долины, на заболоченных лучах. Образует заросли в плавнях и на пойменных участках. Светолюбива. Растет быстро. Древесина белого цвета, хорошо сушится, но малостойка. Однолетний прут малосбежистый, более гибкий, чем у ивы трехтычинковой, высокого качества. Очень хорошо очищается от коры. Раскалываемость прута средняя. Ценна тем, что почти не ветвится.

Ива бузулукская. Форма ивы пурпурной. Выведена академиком В. Н. Сукачевым. Дает крупные кусты с линейно-ланцетными листьями и тонким длинным малосбежистым прутом, достигающим 2,5 м. К почве более требовательна, предпочитает суглинки. Очень светолюбива. Мало повреждается паразитами. Однолетний прут может использоваться как в коре, так и окоренный. Отличается очень высокой гибкостью и может использоваться для тонкого плетения.

Ива уральская. Одна из низкорослых форм ивы пурпурной. Невысокий кустарник с изящными побегами, отличается от ивы пурпурной главным образом более тонкими побегами и более мелкими листьями. Хорошо растет на влажных, богатых супесчаных почвах. По производительности несколько уступает пурпурной, но ценна тем, что пригодна для тонкого плетения. Однолетний прут несколько длиннее и тоньше, но более сбежистый, чем у ивы бузулукской.

Ива сердцевиднолистная. Естественно распространена на юге Восточной Сибири, Дальнем Востоке. Растет по берегам небольших горных речек, не заходя в горы выше 800 м над уровнем моря. Встречается единично или небольшими группами. Светолюбива. Однолетние побеги тонкие, гибкие, красновато-бурые, голые, блестящие. Почки красно-бурые, с загнутым кончиком, голые, лоснящиеся. Листья яйцевидные, эллиптические, коротко заостренные, в основании округлые, голые, сверху темно-зеленые, снизу сизоватые. Черешки короткие, опушенные. Прилистники короче черешка, почковидные или продолговатые, железисто-пильчатые. Однолетний прут мелкий, малосбежистый. По гибкости уступает лишь иве бузулукской. Хорошо очищается от коры. Может использоваться для мелкого плетения.

Ива каспийская. Стройный кустарник высотой до 5 м. Кору имеет бледно-серую, побеги прямые, длинные, голые, желтовато-белые, иногда покрытые восковым налетом. Листья длиной до 10 см, жесткие, линейные, кверху несколько расширенные, голые, сверху тусклые, снизу сизые, с цельными краями или в верхней части мелкопильчатые. Сережки распускаются в мае и одновременно с листьями. Ива каспийская распространена в европейской части нашей страны: на Нижней Волге, Нижнем Дону, в Заволжье (между Волгой и Уралом), на Северном Кавказе, в Закавказье, в южной части Западной и Восточной Сибири, в северных районах Средней Азии. Обитает одиночно и куртинами по берегам речек и на незадернелых бугристых песках с конденсационной влагой. Прут используют для всевозможного плетения.

Ива американская. Естественный гибрид ив пурпурной и трехтычинковой, подразделяемый на два сорта: польскую и гигантскую.  Растет обычно кустом высотой до 4—5 м. Довольно требовательна к почвам. Хорошо растет только на богатых супесчаных и легких суглинистых почвах, с хорошей аэрацией. Не переносит близких грунтовых вод. Требовательна к уходу, боится сорной растительности. Однолетние побеги тонкие, ровные, красно-бурого или желтовато-зеленого цвета. Листья на длинных черешках размещены спирально, имеют ланцетную или удлиненно-ланцетную форму, голые, сверху светло-зеленые, слегка блестящие, снизу — матовые, с голубоватым оттенком. Край листа острозубчатый. Прилистники почковидные, зубчатые. Дает однолетний прут средних размеров, значительно более гибкий, чем у ивы трехтычинковой. Очень хорошо очищается от коры и раскалывается. Лучший вид из испытанных для получения среднего прута.

Рекомендуемые виды и сорта ив отвечают основным требованиям, предъявляемым к однолетнему пруту, используемому для изготовления плетеных изделий.

В лозоплетении наряду с ивовым прутом применяется много других видов растительного сырья — камыш, ситник, рогоз, солома злаковых культур, педдиг, рафия, бамбук, ротанг. Эти материалы используют в комбинации с лозой или отдельно.

Имеется два вида камыша: озерный и лесной. Для изготовления плетеных изделий наибольшую ценность представляет камыш озерный. Это многолетнее растение с ползучим толстым корневищем. Стебли 100—250 см высотой, до 2,5 см в диаметре, цилиндрические, гладкие. Цветет в июне — июле. Растет камыш озерный по берегам водоемов и в воде, по травянистым болотам и болотистым лугам, встречается в европейской части (кроме Арктики), на Кавказе, в Западной и Восточной Сибири.

Камыш из северных областей малопригоден для плетения. Стебли его, наполненные воздушными имеют шероховатую, покрытую темными буграми поверхность. Они не эластичны и не гибки. При легком сжимании пальцами камышинка ломается. Камыш из южных областей нашей страны эластичен, гибок, совершенно непроницаем для воды. Ствол его внутри плотно заполнен мякотью, которая делает его упругим, не поддающимся излому даже при сильном нажиме. Поверхность стебля желтоватая, совершенно гладкая и блестящая.

Из такого камыша вырабатывается педдиг-нитевидные прутки длиной по 1,5 — 2 м, шириной до 10 м, толщиной до 1 м. Такие нити очень прочны, эластичны и красивы. Они служат превосходным материалом для самого тонкого плетения: красивых корзин, спинок и сидений для мебели, обивки деталей каркасов и других изящных работ. Срезают стебли камыша в конце июня — начале июля, сушат в тени.

Тростник обыкновенный. Многолетнее травянистое растение 0,8— 4 м высотой, с длинным ползучим корневищем. Стебли прямостоячие, до 12 м толщины, голые и гладкие. Пластинки листьев линейно-ланцетные, плоские, шириной 1-5 см, обычно серовато-зеленые, жесткие, язычок из ряда волосков. Цветет в июле — сентябре. Растет тростник у берегов водоемов, на болотах и влажных лугах. Стебли тростника употребляют как строительный материал для различных построек, а также на изготовление циновок, корзин и бумаги.

Рогоз широколистный. Многолетнее травянистое растение 1—2 м высотой, с утолщенным корневищем, покрытым двурядными чешуевидными скороопадающими листьями. Стебель толстый, цилиндрический, без узлов. Листья широколинейные, сосредоточены при основании стебля. Цветет в июне — июле. Растет по берегам рек, озер, в канавах, на болотах, распространен по всей территории страны. Для плетения употребляют листья. Плетут корзинки, циновки, коврики. Листья собирают летом и осенью. Для сохранения однотонного зеленого цвета и эластичности сушат в тени.

Солома злаковых культур (ржи, ячменя и пшеницы) широко применяется для изготовления стенок корзин и прочих изделий. Обычно берут солому после уборки хлебных растений, но более ценный материал представляет солома, собранная из густых посевов во время налива зерна. После сушки на солнце она обладает большой прочностью, приятным золотистым цветом и глянцевой поверхностью. Заготовленную солому сохраняют в не помятом виде. Для плетения употребляют междоузлия стебля, предварительно их смачивают водой и проглаживают горячим утюгом.

Мочало из липовой коры в виде лент разной ширины служит материалом для плетения и скрепления частей разнообразных плетеных изделий.

Береста натуральная употребляется для изготовления донышек плетеных изделий, а разделанная на ленты — и для плетения. Она смолиста, не промокает, долго не гниет, легко расслаивается, имеет хорошую гибкость и, после соответствующей обработки, упругость. Эти ценные качества бересты обусловливают ее широкое применение для изготовления художественных изделий и сувениров.

Время заготовки бересты — летний период сокодвижения, который начинается в середине июня и продолжается до второй половины июля. В это время она легко отделяется от внутреннего слоя коры. Лучшая береста бывает у берез 30— 40 лет, растущих в умеренно влажных и тенистых местах. На сырых, болотистых участках береста получается непрочная с шероховатостями, множеством мелких и крупных почерневших игл (черточек). На березах, выросших на опушках, лугах и полянах, открытых солнечных местах, береста малорастяжима, непрочна и непригодна для плетения.

Бересту заготавливают с растущих деревьев, предназначенных к валке или только что сваленных. Ее снимают листами, цилиндрами и узкими лентами. При заготовке листами делают разрез бересты по всей гладкой поверхности ствола, ножом слегка отгибают края и руками снимают всю бересту вокруг ствола. Величина листов зависит от диаметра березы и гладкости ствола. При снятии на большой высоте с растущих деревьев надрез делают со стремянки или с земли ножом, насажанным на длинную палку, снимают бересту концом палки, заостренным в виде лопаточки. Склотни заготовляют со срубленных деревьев, их используют для изготовления туесков и других предметов.

Снятую листами бересту сушат в тени в течение 1,5—2 часов, укладывают в пачки и перевязывают шпагатом. Хранят ее в кипах под гнетом в помещении, защищенном от ветра, солнца и сырости. При хранении в сырых, непроветриваемых помещениях береста покрывается плесенью, затем на ней появляются темные и беловатые пятна, а при длительном хранении на открытом месте она становится белой, совершенно непригодной для плетения. В прохладном, затененном, сухом помещении бересту можно хранить 5 лет и более.

Перед употреблением с бересты снимают наружный слой и отслаивающиеся куски. В зависимости от назначения бересту раскраивают на заготовки; для плетения ее режут на ленты. Для лучшей гибкости и скольжения берестяные ленты смачивают смесью, состоящей из равных частей льняного (можно и подсолнечного) масла и керосина.

Корни сосны используют в плетении только от деревьев, растущих на сухих песчаных местах. По своей длине они бывают до 5 м и более, и расположены в почве на глубине 10—15 см. Их заготавливают в июле — августе, в период сокодвижения. В это время корень очень эластичен, хорошо отделяется от коры и разделывается по длине. В плетении используют корни толщиной от 1 м до 3 см.

Для заготовки корней используют деревья в возрасте 10—30 лет. Сосну окапывают в радиусе до 1 м, обнаруженные корни обрубают и вытягивают. Часто они оказываются переплетенными с корнями соседней сосны. Если встречный корень расположен выше, его перерезают, ставят отметку и продолжают вытягивать намеченный корень. Заготовленный корень очищают от коры. Для этого его протаскивают через отверстия разных диаметров, заранее просверленные на доске, после чего корень от коры свободно отделяется.

Очищенный от коры корень сортируют по толщине и длине, укладывают в пучки, связывают шпагатом, хранят в прохладном, слегка влажном месте. Осенью и зимой перед использованием корень предварительно размачивают в воде комнатной температуры, для сохранения влаги обертывают в тряпку. Лучше поддается плетению свежий корень; смоченный водой, он изменяет цвет и теряет эластичность.

Лещина (орешник) — кустарник, достигающий в высоту 9 м. Стебли ровные, без боковых веток. Применяется как палочный материал. Подробно о лещине

Бамбук. Древесина его отличается большой прочностью и твердостью. Стебли прямые, без боковых веток. Применяется в изготовлении мебели и других плетеных изделий целыми стеблями и расщепленным на ленты. При нагревании, например на спиртовой лампе, поддается гнутью. В нашей стране бамбук растет на Кавказе.

Люфа — растение, культивируемое на Кавказе и в Средней Азии, на юге Украины. Растительную губку ее применяют при изготовлении мелких художественных изделий и для оформления корзинок-подцветочников.

Дрань в виде тонких дощечек (толщиной 3—5 миллиметров) изготовляют из древесины осины, ели и сосны; используют при плетении тарных корзиночных изделий.

Фанера толщиной 3-5 м идет на донья корзин, полки для этажерок, крышки столов, сиденья и спинки стульев, кресел и для многих других плетеных изделий.

Ротанг — пальма-лиана, так называемый смоляк. Произрастает в странах Азии и на островах Тихого океана. Применяется в производстве плетеных изделий в виде прутьев и строганных лент.

Рафия — культивируемая в Африке и на острове Мадагаскар, имеет тонкие и нежные листья. У них красивый естественный цвет и в то же время они хорошо поддаются окрашиванию в самые нежные цвета. Готовая рафия очень прочная, эластичная, легко расщепляется на отдельные ленты. Из рафии плетут различные мелкие изделия, применяют для оплетки рам, каркасов.

В лозоплетении для изготовления каркасов, шаблонов, донышек, столешниц используют пиломатериалы хвойных и лиственных древесных пород. 

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения

Макраме берет свое начало с древних времен. Человек, научившись говорить, захотел сохранить свои слова. Так появилась узелковая письменность. Из последовательности узлов образовывались слова и целые предложения. Но родоначальниками современного макраме считаются все-таки моряки. Именно морские узлы являются основой макраме.

Но перед начинающими рукодельницами зачастую встает вопрос: какой использовать шнур для плетения? Сейчас попробуем разобраться. В принципе, для плетения макраме можно использовать любые нити или шнуры. Но вот внешний вид готового изделия будет существенно отличаться. От качества шнура зависит весь образ готового изделия. Чем лучше и красивее шнур, тем качественнее и опрятнее будет законченная работа. Поэтому к выбору материала для работы нужно подходить со всей ответственностью.

Чаще всего в магазинах для рукоделия и творчества нитей и шнуров непосредственно для макраме сложно найти, поэтому искать материал стоит по другим критериям. В магазинах для шитья это шнуры:

— отделочные;

— сутаж;

— шторные;

— обувные;

— для одежды и т. д.

В отделах хозяйственных товаров, в строительных и рыболовных магазинах это:

— бельевой шнур;

— полипропиленовый шпагат;

— джутовая нить;

— сизаль;

— плетеные (рыболовные) нити и т. д.

Главное, на что нужно обратить внимание при выборе веревки — это ее скрученность. Шнур должен быть хорошо скручен и быть круглым, плести из такой нити проще, а изделия получаются аккуратные. А вот толщина шнура может быть совершенно разной. Но чем толще нить, тем меньшее количество узлов нужно сплести относительно более тонкой нити. Из тонких нитей изделие получается более изящное, но затраты на плетение такой работы очень большие. В основном для макраме используют нить примерно от 0,8 до 5 мм, но если плести крупное изделие типа гамака, то можно использовать и более толстые нити.

Рассмотрим основные виды шнуров и нитей. Я буду приводить внешний вид шнура и изделия из этого шнура для наглядности.

Итак, основные нити, которые можно использовать для плетения макраме:

1. Джутовая нить. Это натуральная нить растительного происхождения. Толщина шпагата встречается разная, примерно от 1 мм до 3-4 мм. Нить достаточно грубая, поэтому часто можно заработать мозоли на руках. Джутовая нить очень распространена, ее можно купить в любых строительных магазинах и в отделах хозяйственных товарах. Сейчас этот шпагат можно встретить даже в магазинах для творчества. Из джутовой нити можно сплести сумки, панно, картины, пояса, кашпо и многое другое. Это довольно универсальная нить.

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 1Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 2

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 3

2. Сизалевая нить. Натуральная нить из сизаля. Очень жесткий шпагат для плетения, по моему мнению. Я из нее практически не делаю изделий, так как приходится прикладывать усилия для плетения каждого узла. Но все же такая нить может подойти для плетения пляжных сумок, панно или оплетения бутылок. Купить шнур можно в хозяйственных и строительных магазинах.

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 4

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 5

3. Хлопковая нить. Это тоже полностью натуральная веревка. Толщина такой нити может быть разная, примерно от 1 до 5 мм. Шнур мягкий, приятный для плетения, не режет руки. Можно делать разные изделия из этого материала — сумки, пояса, панно, картины, кашпо и многое другое. Купить шнур можно в хозяйственных и строительных магазинах. Главное, необходимо смотреть на скрученность нити, часто в магазинах попадаются плохо скрученные веревки, такие лучше не использовать.

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 6

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 7

4. Вощеная нить. Вощеная нить — это нить, пропитанная воском, поэтому она довольно жесткая. Нить бывает из хлопка или синтетики. Она очень удобна для плетения, хорошо держит форму, удобно продевать ее через бусины. Тоже бывает разной толщины, примерно до 2 мм. В основном, из этой нити плетут пояса, колье, кулоны, браслеты и многое другое. Вощеную нить можно купить в обувных мастерских, в швейных магазинах и супермаркетах для рукоделия и творчества.

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 8

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 9

5. Пряжа «Macrame». Синтетическая пряжа из Турции для вязания и макраме. Пряжа толщиной примерно 1,5 мм. Пряжа удобна для плетения, хорошо скользит и имеет красивый внешний вид. Из нее можно плести сумки, пояса и разные декоративные элементы. Купить пряжу можно в магазинах для рукоделия.

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 10
Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 11
6. Бельевой или полипропиленовый шнур. Шнур похож на пряжу «Macrame». В работе он приятен и удобен, главное, смотреть на его мягкость. Жесткие шнуры лучше не использовать. Чаще всего можно встретить в хозяйственных магазинах белый бельевой шнур. Но, в принципе, на сегодняшний день, встречаются разные расцветки, а если покупать оптом со склада, то выбор цветов будет очень обширен. Шнур бывает не только с чулочной, но и с ажурной вязкой. Из этого шнура плетут в основном кашпо, сумки, панно и так далее, так как толщина нити, примерно, от 1,5 мм. Купить его можно в строительных магазинах и в отделах хозяйственных товаров. Также аналогичные шнуры можно найти в швейных магазинах, там они называются отделочный шнур или шнур для одежды.

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 12

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 13

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 14

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 15

7. Хлопковая пряжа. В макраме можно использовать пряжу для вязания. Я в основном использую нити «Камелия», «Лотос», «Ромашка», «Ирис» от фабрики ОАО «ПНК им. Кирова», Санкт-Петербург. Пряжа тонкая, поэтому «Ирис» или «Ромашку» я использую в два сложения. Также применяю и иностранную пряжу «Rose». В основном, из такой пряжи плетут пояса, кулоны, браслеты и разные декоративные элементы. В работе пряжа удобна, но если использовать два сложения, то могут быть сложности, необходимо следить, чтобы узлы ложились ровно. Плюс этой пряжи в том, что она есть во многих магазинах для вязания, а выбор цветов обширен.

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 16

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 17

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 18

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 19

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 20

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 21

8. Нить для рыболовства. Эту нить применяют в рыболовстве для снастей или делают из нее рыболовные сети. Нить очень скользкая, и узлы постоянно развязываются, поэтому плести из такого шнура тяжеловато, да и расцветки не радуют своим разнообразием. Толщина нити от 0,7 до 1,5 мм. Из такой нити можно плести пояса, браслеты, декоративные элементы и так далее. Купить такую нить можно в рыболовных магазинах.

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 22

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 23

9. Сутаж. Отделочный шнур, который применяется в шитье. Сутаж довольно плоский, но в тоже время популярный материал для плетения. Его можно купить в любых швейных магазинах. Большой выбор цветов тоже привлекает внимание, но вот цена сутажа довольно высокая. Из этого шнура обычно плетут пояса, сумки, панно и так далее.

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 24

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 25

10. Шпагат полипропиленовый из скрученной фибрилированной нити. Его применяют в основном для упаковки. Но в макраме его тоже можно использовать. Шнур жесткий, но довольно удобный в работе, хотя мозолей сложно избежать. Из такого шпагата можно плести сумки, кашпо, вазы и так далее. Купить его можно в хозяйственных и строительных магазинах.

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 26

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 27

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 28

11. Пряжа полипропиленовая. Она аналогична шпагату полипропиленовому, но тоньше по толщине. В работе она соответствует шпагату, а купить ее можно в магазинах для рукоделия и вязания. Из такой пряжи можно плести мочалки, игрушки и так далее.

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 29

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 30
Конечно, это не все шнуры, которые можно использовать для плетения. Я описала только те, которые сама использовала в работе.

Спасибо за внимание!

Плетение из природных материалов | Журнал Ярмарки Мастеров

Плетение из природных материалов, фото № 1Материалы для плетения — тема обширная.

Всем известна лоза, ивовая и виноградная. В южных краях — ротанг и прочие лианы.

Возле рек и в заливаемых водой, болотистых местностях — всяческие речные травы: камыш озерный, ситники, разные виды сытей, рогоз. Вьетнамцы всякие коврики-подставки под горячее плетут вроде из сыти, по крайней мере так пишут на сайтах, где оно продается. Наверное сыть у них это злостный сорняк на рисовых полях. Я вот обнаружила, что камыш трехгранный тоже неплохой материал. Вырастает конечно не такой длинный и толстый как камыш озерный, но мне и его достаточно. Жаль, его мало, и на Дону, и на маленьких речках-озерках сплошное засилье тростника обыкновенного.

Болотные/речные травы при плетении жесткой формы не создают, очень мягкая получается конструкция, гибкая. Для формы нужен каркас, ну или оплетать, баночки, бутылки, тут стебли болотных трав — самое оно. Чем толще стебель, чем больше внутри «губки» тем надежней оплетка, бутылку можно даже ронять — но недалеко ))))

На островах Тихого океана, вроде также для плетения водоросли используют.

В поисках камыша и ситника бродила недавно по Зеленому острову (есть у нас такое место отдыха), ситника не нашла, зато обнаружила огромные поляны, заросшие древнейшим растением Земли — хвощом. А я кроме всего еще фитотерапией интересуюсь. Поискала в интернете, какие у хвоща целебные свойства (а их море), и что я заодно увидела… Что коренные жители Америки использовали корневища хвоща в плетении корзин. Думаю это было что-то очень плотное и при этом — ювелирное.

Плетут также из корней деревьев, особенно сосновые корешки в этом деле популярны.

Да, ну и конечно — соломка и стебли луговых трав. Просто ювелирная красота!

Примечание: на фото — бутылка оплетеная стеблями камыша трехгранного.

Лозоплетение — Википедия

Лозоплете́ние — ремесло изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения, таких как короба, корзины, вазы и др., мебели (столы, стулья, сундуки, колыбели) и др. Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения, способный при определённой обработке с лёгкостью гнуться, а в обычных условиях держать форму. Название материала — «лоза» произошло от виноградной лозы, из которой плели корзины. Часто материалом для плетения служит ивовый прут, он используется для плетения как в Европе, так и в Азии, кроме того, в Азии плетут из такого материала, как ротанг и бамбук. Техника плетения из лозы[1] может быть самой разнообразной.

Плетение, как ремесло имеет долгую историю и возникло оно раньше, чем металло- и деревообработка, что обусловлено большим количеством природного материала и отсутствием орудий производства. Оно уходит своими корнями к эпохе неолита, или каменного века, в этот период в разных частях света человек начал изготавливать циновки, сосуды, корзины и орудия для рыболовства и охоты. С помощью плетения строились стены домов для жилья и хозяйства. По одной из версий плетение явилось прародителем ткачества.

При раскопках в гробнице Тутанхамона были обнаружены два плетёных стула, которые хорошо сохранились и выглядят вполне современно.
В Древнем Риме патриции возлежали на ложах, сделанных из прутьев ивы. Одно из них, изготовление которого датируется II столетием новой эры, хранится в музее Треве.

В античную эпоху для плетения использовали ветви деревьев и кустарников, особенно ивы, а также корни и другие материалы. Основным видом плетёных изделий были корзины, разнообразные по форме и назначению.

Художники в эпоху Возрождения сохранили на своих полотнах совершенство интерьера и быта, сплетенного из ивового прута: повозки, колыбели, корзины, шкатулки, хлебницы, которое было достигнуто в Средние века.

В России из лозы первоначально плели корзины, верши, мерёжи и другие снасти для рыболовства. К 1913 г. плетением занимались уже 37 тысяч кустарей в 17 губерниях, а в 1920 г. был выпущен каталог, который предлагал тщательно разработанные формы книжных полок, кресел, столов, шестиместных скамей и пр.

Наиболее крупные центры плетения из ивовой лозы были сосредоточены в бывшей Московской губернии и Звенигородском уезде.

Строительство железных дорог способствовало развитию торговли, а изделия из лозы являлись прекрасной упаковкой для перевозимых товаров.
В 1840 г. в Нижегородской губернии, в с. Богородском, был организован промысел, где работало около 500 мастеров, которые за сезон плели более 240 тыс. корзин.

Развитию промыслов способствовали школы по обучению плетения. Одной из первых в 80-х годах XIX столетия была открыта школа при бумагопрядильных фабриках Вознесенской мануфактуры, в 25 км от ст. Пушкино Ярославской железной дороги. Такие же мастерские с производственным обучением были открыты в Киеве, Полтаве, Черкассах, под Курском, в Молдавии.

Начали организовываться фабрики по производству плетёных изделий. Появились мастера, способные удовлетворить самый взыскательный спрос. Народные умельцы создавали, используя простые материалы и доступные способы их обработки, высокохудожественные предметы плетёной мебели, ярко отражающие национальные черты быта и художественные вкусы народов различных регионов нашей страны. Плетёные изделия производились как для богатых, так и для бедных слоёв населения, соответственно повышенной и низкой стоимости.

Ассортимент товаров был очень велик: различная мебель (кресла, диваны, столы, стулья, этажерки, ширмы, кровати, цветочницы и т. д.), дорожные принадлежности (сундуки, чемоданы, сумки, саквояжи, игрушки, посуда, кукольная мебель, погремушки) и пр. Во время Великой Отечественной войны окультуренные плантации ив, заросли рогоза пришли в запустение. Мастерские и фабрики по производству плетёных изделий были разрушены. После окончания войны, в период восстановления народного хозяйства вновь стали открываться при промкомбинатах цеха плетёных изделий, восстанавливались ранее действовавшие фабрики. Началось создание плантаций.

Пионерами в возрождении производства плетёных изделий различного назначения в системе лесного хозяйства являлись Ивантеевский селекционный опытно — показательный питомник и Сорокский лесхоз (Молдова), которые являлись школой передового опыта в данном виде промысла.

Одним из таких мест, где лозоплетение является традиционным промыслом считается Одинцовский район Московской области, где есть целые деревни и посёлки, названия которых связаны с плетением корзин.

Это Большие и Малые Вязёмы (там плели, то есть вязали корзины), названные по имени речки Вязёмки, вдоль которой растут разные виды лозы. Это и Петелино, где жили и работали петельщики — так называли в старину людей, которые плели корзины.

Сейчас лозоплетение утратило былую распространённость, но до сих пор является любимым занятием многих деревенских жителей от Дуная до Волги.

Особенно широкое распространение плетёные изделия получили во второй половине XIX и начале XX веков.

В XIX в. в Париже фирма Тиротена выпускала плетёные корзинки различного назначения, пользовавшиеся большим спросом, плетёную мебель, коляски для кукол и другие изделия. Их изготовляли из тонкой окорённой ивовой лозы и покрывали различными красителями, позолотой и серебром. Французские сорта лозы вывозили в Швецию, Германию. В 50-70-е годы XIX в. в Западной Пруссии и Баварии разведение лозы становится одним из новых, развивающихся промыслов.

В 1890 г. группа австрийских и немецких архитекторов тщательно исследовали возможности тростника — мягкого и экономичного мебельного сырья, которое таило в себе неисчерпаемые возможности. Их эксперименты привели к серийному выпуску плетёной мягкой мебели.

Формы плетёной мебели продолжали совершенствоваться. Дизайнеры одной из известных в Англии художественных школ Дж. Флетчер и К. Крамптон представив на выставку произведения плетёной мебели, которые стали эталоном качества и красоты и приобрели такую популярность, что заполнили клубы, дома, кафе и дворцы.

Плетение корзины из бамбука в Азии.

В Корее лозоплетение относилось к ремеслам, которым занимались местные «неприкасаемые»

Основными материалами являются бамбук и ротанг.

  • Лозоплетение в Африке

Корзины калифорнийских индейцев, пожалуй, известны не только в Америке, но и во всём мире. Они являются неотъемлемой частью индейской культуры, традиций и богатейшей истории. Корзина для индейца больше, чем простая посуда, хотя основное назначение конечно утилитарное. Рисунок на корзине — это рассказ о какой-либо истории, часто известной только самому плетельщику или рассказ о истории семьи или целого клана. Интерес к традиционной индейской корзине сейчас достаточно велик и плетельщики в настоящее время получают хорошую прибыль от продажи корзин. Мастерство нарабатывается не один год и мастер может брать учеников и зарабатывать уроками плетения.

Для основы в корзине использовалась осока (белый цвет), багряник (красный цвет), ива и камыш, а также ситник и сумах трёхлистный. В качестве материала оплётки могли использоваться как шерсть животных, так и расщеплённые иглы ежей. Материалы окрашивались в различные цвета при помощи растительных красителей.

Корзины использовались для различных нужд — не только для хранения пищевых продуктов и различных вещей, но и для приготовления пищи. В корзины с широким верхом складывались раскалённые камни, от которых нагревалось содержимое корзины. Камни не вынимали, пока пища не будет готова. Такие корзины, как и корзины для хранения воды должны были быть сплетены очень плотным плетением. Кроме того, в корзины складывались различные вещи — от ценностей до одежды. Корзина могла быть подарком и тогда она украшалась бисером, бусинами, перьями. Это считалось очень ценным подарком.

  • Караманский С. А. Плетёные изделия. Издательство: Экология, 1992.

Плетение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 мая 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 мая 2019; проверки требует 1 правка. Плетение шнура по типу косы Плетение корзины

Плете́ние — способ изготовления более жёстких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей (конопля, солома), волокон, коры (лыко), прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья, имеющегося в распоряжении ремесленника.

Выделяется полуплетение (сочетание плетения с другими способами скрепления: прокалыванием, наматыванием, связыванием, перевязыванием нитями) и настоящие плетение. В плетении может использоваться и кожа в форме полосок. Используется плетение при строительстве домов и изгородей, для производства грубых тканеобразных листов, которые можно использовать для изготовления такой продукции, как корзины, шляпы, лапти, рогожи, циновки, коврики. Плетение применяется также в изготовлении украшений, одежды, посуды, мебели.

Из плетения со временем развилось тканье, а затем и ткачество. Видом плетения можно считать и вязание.

Плетение может быть поперечным (полосы переплетаются крест-накрест) или диагональным (переплетение не под прямым углом) Встречается плетение сосудов на вертикальной основе и спирально-кольцевое.

Из полуплетения возникли и развились такие приёмы, как вязание петель и узлов, что привело к возникновению и развитию макраме, кружевоплетения. Технология бисероплетения также относится к видам полуплетения.

В ювелирных изделиях часто применяют элементы макраме, выполненные из цилиндрического кожаного шнурка. В сочетании с перфорацией плетение кожи применяется для оплётки края изделий (используется для отделки одежды, обуви, сумок). Древнейшие плетённые изделия были найдены в Армении.

Корзина, как основа для изготовления дна кувшина Алеутский зигзаг Шило для плетения корзин

Отис Тафтон Мейсон описал техники плетения корзин американскими индейцами[1], а также показал способ использования корзины, как основы для изготовления дна кувшина[2].

Материалы для плетения могут быть самыми разными: пеньковая или льняная верёвки, бумажная бечёвка, кордовая или шёлковая леска, льняные, хлопчатобумажные, шёлковые или синтетические нити, плоская тесьма, сизаль, проволока. Первыми текстильными волокнами, вероятно, были почти необработанные побеги трав. Из них в доисторические времена плели ширмы, сумки, рыболовные сети и верёвки. Позднее люди научились использовать более тонкие материалы — льняное, конопляное, джутовое волокно, шерсть животных.

Материалы для макраме. Где искать, какие выбрать? Часть 1

За много лет работы с макраме я перепробовала большое количество материалов для плетения, а также потратила уйму времени и сил на поиски мест, где эти самые материалы можно приобрести по нормальной доступной цене. Поэтому хочу поделиться собственным опытом и рассказать, какие шнуры бывают, какие в каких изделиях лучше использовать и как и где их можно найти. К сожалению, я не смогу обозначить конкретные места и цены, но даже просто общая схема их поиска, я думаю, будет для вас полезна.

В этой части публикации я расскажу о материалах, которые можно использовать в микромакраме, то есть непосредственно для плетения украшений.

1. Хлопковый вощеный шнур.

Такой шнур используется достаточно часто. Он подходит для плетения браслетов и несложных кулонов.

Стандартная его толщина 1мм.

Материалы для макраме. Где искать, какие выбрать? Часть 1, фото № 1

Материалы для макраме. Где искать, какие выбрать? Часть 1, фото № 2Материалы для макраме. Где искать, какие выбрать? Часть 1, фото № 3

Но у него есть свои особенности и недостатки. Так как этот шнур натуральный, он не плавится, и кончики у готового изделия придется заклеивать. И если это кулон или серьги, то этих кончиков будет достаточно много, и спрятать их на изнанке будет иногда непросто. Поэтому лично я стараюсь использовать его только для браслетов.

Еще, учитывая толщину этого шнура, в плетении приходится использовать только крупный бисер и бусины с достаточно широким отверстием, что немного ограничивает возможности.

Недостаток хлопкового вощеного шнура в том, что он не очень долговечен и со временем все же теряет свой первозданный вид, поэтому украшения из него не советую носить как постоянные (по примеру молодежных фенечек, которые носят почти не снимая).

Цена этого шнура в основном вполне доступна, но я бы советовала искать его в обычных или интернет-магазинах, где он продается целым мотком (прим.100м) В магазинах которые продают его от 1 метра, он может стоить вдвое, а то и втрое дороже.

2. Мулине

Это конечно самый известный материал и самый доступный. Но использование его обычно ограничивается браслетами. Нет ничего удобнее для плетения ярких летных фенечек, особенно если нужно изобразить на ней какую-нибудь картинку или надпись. Где и как купить мулине, я думаю, мне описывать не имеет смысла 🙂

Для других украшений мулине конечно не очень годится, но чтоб изготовить браслет другу, например, с названием его любимой группы, самое то. Это будет отличный подарок!

Материалы для макраме. Где искать, какие выбрать? Часть 1, фото № 4

Материалы для макраме. Где искать, какие выбрать? Часть 1, фото № 5Материалы для макраме. Где искать, какие выбрать? Часть 1, фото № 6

Материалы для макраме. Где искать, какие выбрать? Часть 1, фото № 7

3. Вощеная нить

Это, по моему мнению, самый удобный материал для плетения украшений. Эта нить тонкая, прочная, и изделия из нее сохраняют свой вид годами. Существует несколько вариантов ее толщины — 0,6мм, 0,8мм, 1 мм, 1,2 мм. Но обычно используется 0,8 мм и 1 мм. Эта толщина позволяет продеть шнур даже в мелкий бисер и это дает возможность разнообразить изделие. Эта нить отлично плавится и не создает проблем с убиранием кончиков на готовом украшении. Из вощеной нити плетут самые разные изделия. Браслеты, колье, серьги, даже пояса и верхнюю часть обуви.

Что касается нахождения этой нити в продаже. В принципе, в рукодельных магазинах она встречается часто. Но цена ее в таком месте может быть весьма завышена. Я в свое время устроила целое расследование, чтобы понять какая же истинная цена этого материала. И в поисках истины наткнулась на вощеную нить в магазинах «все для изготовления обуви». Изначальное ее применение как раз для прошива обуви (оттуда и ее повышенная износостойкость). И цена в этих магазинах меня приятно удивила! Хотя конечно чаще всего эта нить продается в таких местах в мотках по 100, 200, 500 м., но стоимость при этом чуть ли не в два раза дешевле, чем в обычном магазине для рукоделия. А для тех, кто плотно занимается макраме, длина 100 м. — это и немного 🙂

В общем, мой вам совет: ищете специализированные магазины с материалами для обуви или просто для работы с кожей.

Материалы для макраме. Где искать, какие выбрать? Часть 1, фото № 8

Материалы для макраме. Где искать, какие выбрать? Часть 1, фото № 9Материалы для макраме. Где искать, какие выбрать? Часть 1, фото № 10

4. Шнур для мокасин.

Под этим названием я имею ввиду один конкретный шнур белорусского производства, который так и называется — «шнур для мокасин». Я не знаю, использует ли его еще кто-то кроме меня для плетения, но решила поделится и этим вариантом. Я на него наткнулась лет десять назад и успешно использовала до последнего времени, пока не обнаружила в продаже вощеную нить.

Этот шнур имеет толщину в 0,8 мм, что прекрасно подходит для плетения украшений. Он почти ничем не отличается от вощеной нити, но изготовлен из других материалов и имеет другую текстуру. Но тоже очень долговечен, плавится и удобен в работе.

В продаже он имеется во многих магазинах, но чтобы не искать наобум, забейте его название в поисковике, не забыв упомянуть что он белорусского производства, и вы легко найдете филиалы, где он имеется в продаже. И самое главное — по цене он дешевле чем вощеная нить!

Итак, в этой части публикации я обозначила несколько основных материалов для плетения украшений. Я совсем не исключаю, что это неполный список, вполне возможно, что где-то на местах у вас в городе продается что-то еще, что вы успешно используете для работы. Если есть желание, делитесь, будет интересно узнать для себя что-то новое и полезное!

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *