Беседка в японском стиле: особенности конструкций и монтажа
Беседка – это именно то место, где человек может приобрести гармонию с природой, ощутить единение с ней. Она станет ярким акцентом в пространстве вашего сада. По ее стилистическому решению можно безошибочно определить мироощущение хозяев.
Для тех, кто предпочитает эстетичный минимализм, лучшим решением будет беседка в японском стиле. Она аскетична, но при этом элегантна и воздушна и основательна.
Для классической японской крыши наиболее характерны следующие стили:
- остроконечная двускатная;
- четырехскатная;
- конструкция с большим количеством фронтонов.
Характерные черты ↑
Расположение ↑
Зачастую мы не обращаем особого внимания на местоположение беседки на приусадебном участке, чего не скажешь о японцах или китайцах.
Как правило, для беседки для дачи в японском стиле (фото ниже) выделяют живописный уголок либо по самому центру участка, либо на возвышенности, открывающей наилучший обзор. На небольшом участке желательно, чтобы с этого места можно было обозреть всю территорию. Для больших – достаточно определить место, с которого хорошо виден дом и все его окружение. Весьма уместным будет ее соседство с фонтаном или небольшим бассейном.
Расположение конструкции продумывают с учетом направления сторон света. Глухую стену принято ориентировать на юг. Тогда доступ солнца будет ограничен, и внутри днем будет прохладно.
Для боковых стен японской, как и китайской беседки ориентиром служит направление запад и восток.
Материал беседки ↑
Классический японский стиль предполагает использование исключительно природных материалов: дерево, тростник, седзи (так в Японии называют рисовую бумагу), бамбук. Конечно, воспроизвести оригинальную технологию возможно не во всех регионах страны. К тому же эти материалы, к примеру, высушенный тростник или вощеная бумага прослужат в погодных условиях, отличающих наши регионы, скажем, среднюю полосу от силы один сезон. Тем не менее ее вполне возможно построить из твердой древесины или камня.
Конструктивные особенности ↑
- Крыша. На вид беседку в японской стиле можно определить по особой многоярусной конструкции крыши. Пагода символизирует состояние умиротворения и спокойствия, лежащих в основе восточной философии.
На заметку
При желании конструкцию крыши можно несколько упростить: сделать псевдодвухъярусную или придать ей вогнутую форму. Так или иначе, в любом случае важно, чтобы крыша беседки в японском стиле (см. фото) была массивнее, чем ее основание.
- Размеры. Для такой конструкции этот параметр строго регламентирован. Рассчитать ее очень просто даже самому. Пол полностью застилают циновками – татами размером 190 на 90 см. Единственное, что еще нужно учесть – на пол уходит до 4–6 циновок.
- Оконные проемы. Их располагают либо в нижней части беседки, сразу под карнизом в верхней части. Первый вариант больше подойдет истинным почитателям этого стиля, которые согласно церемонии рассаживают своих гостей преимущественно на полу. Свет через низкорасположенные окна свободно проникает внутрь и прекрасно освещают присутствующих. Окон в беседке должно быть больше шести-восьми. Более распространена их овальная или круглая форма. Окна декорируются решетками из бамбука.
Беседка в японском стиле в соответствии с традиционными канонами оборудуется изнутри нишей. В ней можно разместить строгую композицию из цветов или свитки, на которые нанесены каллиграфические письменности. По центру можно установить очаг, на котором готовят чай.
На заметку
Японские беседки-тясицы имеют специальное предназначение – в них проводят чайные церемонии. Вход у них очень низкий и войти через него можно исключительно согнувшись.
Цветовая гамма ↑
Концепция восточной философии утверждает важность состояния умиротворения и покоя, поэтому яркие краски при оформлении беседки в японском стиле не очень уместны. Дизайнеры четко ограничили возможную цветовую палитру: бежевые, нейтральные пастельные тона или контраст черно-белого.
Учитывая приверженность японцев ко всему натуральному, наилучшим вариантом для деревянной конструкции остается естественный цвет материала. При этом древесину пропитывают гидрозащитным составом и обрабатывают лаком.
Пошаговое руководство по строительству ↑
Мы уже отмечали важность широкого обзора красивого ландшафта из будущей беседки, поэтому нужно позаботиться о придании конструкции возвышенного положения, если, конечно, оно не «предусмотрено» самым рельефом. Для этого можно:
- установить конструкцию на сваях;
- возводить ее на подиуме.
- Подготовка фундамента. Начнем с подготовки свай из сосновых брусьев сечением 15х15 см. Длина рассчитывается сложением длин двух частей сваи, погруженной в грунт, и соответствующей высоте конструкции. Стандартно ее значение должно быть не менее 2,3–2,5 метров.
Для свайного фундамента необходимо 4 бруса, а для подиума помимо них – еще 5 дополнительных, поскольку его площадь больше площади основания конструкции беседки. Четыре из них устанавливают между основными, а один по центру.
Все деревянные сваи обрабатывают антисептиком. Особое внимание обращают на нижний участок брусьев с торцевой стороны. На эти части наносят жидкий битум.
Участок под фундамент очищают от накопившегося мусора. Снимают растительность и плодородный грунт слоем в 5 см. Подготавливают углубления под сваи. Туда засыпают дренаж, как правило, из щебня и песка. Дренажный слой плотно утрамбовывают. Стойки устанавливают строго вертикально, затем заливают раствором бетона.
- Нижняя обвязка. Для боковой обвязки понизу используют брус из дерева (10х4 см). Этот этап для двух возможных вариантов устройства беседки отличается.
- Свайный. Обвязка в данном случае служит основой под пол. Ее делают в двух взаимоперпендикулярных направлениях: продольное и поперечное. Балки опоры крепят к сваям при помощи болтов, а лаги под будущий пол – используя шурупы, которые фиксируют под углом.
- Подиум. На обвязку набивают обрезную доску, после чего на полученный подиум устанавливают лаги под пол.
И в том, и в другом случае лаги укладывают с шагом в 0,3–0,4 м. Пол настилают из строганной шпунтованной доски толщиной 2,8 см.
- Верхняя обвязка. Начиная с этого этапа строительства, разницы в технологии возведения беседок в обоих случаях нет.
На опорные стойки по верхним торцам укладывают брус способом в полдерева. По углам крепят деревянные планки, на которые в дальнейшем закрепляют подкосы.
- Монтаж крыши. Эскиз японской беседки, ее чертеж – важные составляющие всего строительного процесса. На эскизе должна быть прорисована вогнутая конфигурация крыши. Для реализации подобной конструкции можно выбрать, к примеру, один из следующих вариантов:
- стропильная система наподобие пирамиды. Основание в форме прямоугольника формируют установленные один на другой стропильные четырехугольники;
- для двухскатной крыши с идентичными стропильными четырехугольниками.
По форме кровли японская беседка, говоря математическим языком, представляет собой параболическую кривую. Ее можно корректировать, варьируя такие параметры, как высота стоек и ширина стропильных конструкций.
Посмотрим, как получить ферму из висячих стропил.
- К середине опорного бруска под углом 90° крепят стойку.
- Стропильная нога крепится точно посередине отрезка, соединяющего стойку и край опорного бруска. Другим концом ее закрепляют у свободного края стойки.
- Затем фиксируют доску, одним концом к середине стропила, а вторым – к краю опорного бруска.
- Чтобы получить более плавный изгиб, добавляют дополнительный подкос.
Далее эти пункты повторяют для второй стороны ската, симметрично отобразив конструкцию относительно оси, центральной стойки.
На заметку
Необходимое число стропильных ферм определяется размерами крыши. Их количество рассчитывают исходя из шага установки – он составляет 0,5–0,7 м.
Обрешетку набивают из 20-миллиметровых досок/, расположив их друг от друга на расстоянии, равном ширине фанеры. Их фиксируют начиная от верха крыши в сторону карниза.
На обрешетку настилают листы фанеры. Лучшего прилегания материала к обрешетке добиваются за счет пропилов глубиной примерно в 0,75 толщины листа. Частота надрезов зависит от величины изгиба ската: они тем чаще, чем изгиб больше.
Следующий этап – устройство кровли. Как правило, для покрытия кровли выбирают рулонные или гибкие материалы, к примеру, мягкую черепицу, стилизованную под обожженную керамику. Хотя ничего не мешает при необходимости обратиться к металлочерепице или листовым материалам.
Рекомендуем
Крыша японской беседки отличается характерными изогнутыми концами. Сегодня их можно приобрести готовыми, выполненными из дерева или металла.
© 2020 stylekrov.ru
Минка — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Минка.Минка (яп. 民家) — традиционный японский дом, встречающийся в наши дни, главным образом, в сельской местности.
В контексте деления общества на четыре класса по роду занятий, минка был жильём крестьян, ремесленников и торговцев, то есть касты, не принадлежащей к самураям, но подобная коннотация давно не существует в современном японском языке и любой жилой дом в традиционном японском стиле можно упрощённо называть «минка».
Гассё-дзукури, деревня ОгиматиНесмотря на то, что минка существуют в разных вариантах, которые сформировались в результате влияния разных географических и климатических условий, также как и стиль жизни обитателей, в основном минка можно поделить на две категории: крестьянский дом нока (яп. 農家 но:ка) и городской дом матия (яп. 町屋). Также можно выделить подкласс в классе крестьянских минка, которые можно обнаружить в деревнях рыбаков гёка (яп. 漁家).
Исторические сёла Гокаяма (Префектура Тояма) и Сиракава-го (Префектура Гифу) расположены в труднодоступном горном районе острова Хонсю, который в зимнее время бывал подолгу отрезан от остальной части Японии. Здесь сложилась особая школа зодчества — «гассё-дзукури».
Традиционные жилища в этой местности отличаются крутыми крышами из соломы. Основным занятием местных жителей было разведение шелкопряда, так что верхние этажи жилищ искусно приспособлены для нужд шелкопрядения. Деревни внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как «выдающийся пример традиционного образа жизни, прекрасно приспособленного к окружающей среде и местным социальным и экономическим условиям».
Центральным положением при строительстве минка было использование дешёвых и доступных строительных материалов. Крестьяне не могли позволить себе домов из дорогих или труднодоступных материалов, поэтому почти все «нока» сделаны из дерева, бамбука, глины и различных видов трав и соломы.
«Скелет» дома, крыши, стены и опоры сделаны из дерева. При изготовлении внешних стен часто использовались бамбук и глина, а внутренние стены не возводились и вместо них использовались скользящие перегородки или ширмы-фусума.
Гассё-дзукури — одни из самых узнаваемых японских домов, а также самые высокие — из-за крыш. Высокие крыши позволяли обходиться без дымохода и устраивать обширные складские помещения, а также — в первую очередь — защищать дом от попадания влаги. Благодаря конструкции крыши снег или дождь сразу скатывались вниз, не задерживаясь, благодаря чему крыша была практически «непромокаемой», а солома, покрывающая её, почти не гнила.
Верхние этажи в гассё, как правило, отводятся для шелководства, а область ниже первого этажа часто использовались для сушки селитры, сырья для производства пороха.
В разных районах страны минка имеет свои особенности, но основным общим принципом строительства такого дома является использование прямоугольной рамочной конструкции из несущих столбов и перекладин. Стены в европейском понимании отсутствуют, их функцию исполняют оклеенные плотной бумагой подвижные панели «фусума» и скользящие двери «сёдзи». Такая конструкция внутренних перегородок позволяет произвольно изменять внутренние объёмы дома. Основной пол земляной, над ним на высоте около 50 см устанавливается деревянный настил, на котором сидят, спят, принимают пищу и т. д. Крыша, как правило, двух- или четырёхскатная со значительным уклоном и широкими козырьками, предохраняющими стены от дождя. Обстановка внутри дома рассчитывается для сидящих на полу людей.
Познай Японию, Tрадиционный японский дом и особенности современного японского жилища
Минка (minka; дословно «дом(-а) людей») – это традиционный японский дом.
В контексте деления японского общества на классы минка были жилищами японских крестьян, ремесленников и торговцев, т.е. несамурайской части населения. Но с тех пор классовое деление общества исчезло, поэтому словом «минка» могут называться любые традиционные японские дома соответствующего возраста.
Минка обладают широким диапазоном стилей и размеров исполнения, что в значительной степени связано с географическими и климатическими условиями, а также с образом жизни обитателей дома. Но в принципе минка можно разделить на два типа: деревенские дома (нока; nōka) и городские дома (матия; machiya). В случае с деревенскими домами также можно выделить подкласс рыбацких домов, которые называются гёка (gyoka).
В целом сохранившиеся минка рассматриваются как исторические памятники, многие из них являются объектами охраны для местных муниципалитетов или национального правительства. Особо следует отметить так называемые «гассё-дзукури» (gasshō-zukuri), которые сохранились в двух деревнях в центральной Японии – Сиракава (префектура Гифу) и Гокаяма (префектура Тояма). В совокупности эти постройки были занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Особенностью этих домов являются их крыши, которые сходятся под углом в 60 градусов, как руки, сложенные в молитве. Собственно, это отражено в их названии – «гассё-дзукури» можно перевести как «сложенные руки».
Центральным положением при строительстве минка было использование дешёвых и доступных строительных материалов. Крестьяне не могли позволить себе импортировать что-то очень дорогое или использовать то, что сложно найти в их родной деревне. Так что нока почти поголовно сделаны исключительно из дерева, бамбука, глины и различных видов трав и соломы.
«Скелет» дома, крыши, стены и опоры сделаны из дерева. При изготовлении внешних стен часто использовались бамбук и глина, а внутренние стены не возводились и вместо них использовались скользящие перегородки или ширмы-фусума.
Травы и солома использовались также для изготовления кровли, циновок мусиро и матов татами. Иногда кровля в дополнение к соломе покрывалась черепицей из обожженной глины. Для создания или укрепления фундамента дома часто использовался камень, но при строительстве непосредственно самого дома камень никогда не использовали.
Как и в других формах традиционной японской архитектуры, деревянные опоры выдерживали основной вес постройки, так что «окна» можно было делать в любой части дома. Опоры формировали «скелет» дома, соединяясь с поперечными балками хитроумной структурой без применения гвоздей, а «отверстия» в стенах дома делали при помощи сёдзи и более тяжёлых деревянных дверей.
Гассё-дзукури, возможно, являются самыми узнаваемыми японскими домами, а также самыми высокими – из-за их выдающихся во всех смыслах крыш. Высокие крыши позволяли обходиться без дымохода и устраивать обширные складские помещения, а также – в первую очередь – защищать дом от попадания влаги. Благодаря конструкции крыши снег или дождь сразу скатывались вниз, не задерживаясь, благодаря чему крыша была практически «непромокаемой», а солома, покрывающая её, почти не гнила.
Существуют три основных стиля крыш, которые имеют ряд сходных черт с крышами домов других стилей японской архитектуры. Большинство матия имеют двускатные остроконечные крыши «киридзума» (kirizuma), крытые кровельной дранкой или плиткой. В отличие от этого, большинство нока покрывались либо соломой (ёсэмунэ; yosemune) и обладали крышами со скатом на четыре стороны, либо их крыша делалась с многочисленными фронтонами и покрывалась дранкой и соломой (иримоя; irimoya).
На коньке крыши и в местах стыковки различных секций устанавливались специальные колпаки. Плитка или дранка, которыми покрывались крыши, часто служили единственным художественным украшением домов, плюс коньки крыш украшались орнаментом.
Внутреннее убранство минка обычно делилось на две секции. В первой из них оставляли земляной пол, эта территория называлась «дома» (doma), а во второй пол поднимали на 50 см выше уровня дома и покрывали татами или мусиро. Дома использовалась для приготовления пищи и других сельскохозяйственных нужд. В ней, как правило, устанавливалась глиняная печь камадо (kamado), деревянный умывальник, бочки для еды и кувшины для воды.
Большая деревянная дверь одо (ōdo) служила главным входом в здание. В приподнятом полу часто сооружали встроенный очаг ирори (irori), но при этом не сооружали никакого дымохода, который соединял бы очаг с внешней средой. Только иногда в крыше делали небольшое вентиляционное окошко. Дым уходил в вверх, под крышу, так что жители не дышали им и сажей, но тем не менее дым пачкал солому, которую приходилось часто менять.
Японский дом — настолько самобытное сооружение, что трудно сказать, кто на кого повлиял: то ли обитатель этого жилища выразил через него свою жизненную философию, то ли, наоборот, дом сформировал своеобразные привычки тех, кто в нем живет.
Японский дом — это навес, причем навес над пустым пространством. Это прежде всего крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор. Здесь нет ни кон, ни дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырех можно в любой момент раздвинуть, можно и вовсе снять. Когда такие легко вынимающиеся из пазов раздвижные створки служат наружными стенами, то есть выполняют роль окон, они оклеиваются белой рисовой бумагой, похожей на папиросную, и называются седзи.
Когда впервые видишь внутренность японского жилища, больше всего поражаешься полному отсутствию какой бы то ни было мебели. Вы видите лишь обнаженное дерево опорных столбов и стропил, потолок из выструганных досок, решетчатые переплеты седзи, рисовая бумага которых мягко рассеивает пробивающийся снаружи свет. Под разутой ногой слегка пружинят татами — жесткие, пальца в три толщиной маты из простеганных соломенных циновок. Пол, составленный из этих золотистых прямоугольников, совершенно пуст. Пусты и стены. Нигде никаких украшений, за исключением ниши, где висит свиток с картиной или каллиграфически написанным стихотворением, а под ним поставлена ваза с цветами: икебана.
Бесспорно одно: традиционный японский дом во многом предвосхитил новинки современной архитектуры. Каркасная основа, раздвижные стены лишь недавно получили признание строителей, в то время как съемные перегородки и заменяемые полы еще удел будущего.
Японский дом рассчитан на лето. Его внутренние помещения действительно хорошо вентилируются во время влажной жары. Однако достоинство традиционного японского жилища обращается в свою противоположность, когда его столь же отчаянно продувает зимой. А холода здесь дают о себе знать от ноября до марта. Японцы словно бы смирились с тем, что зимой в доме всегда холодно. Они довольствуются тем, чтобы согреть себе руки или ноги, не помышляя отопить само помещение. Можно сказать, что в традиции японского жилища нет отопления, а есть обогревание.
Лишь своей кожей почувствовав в японском доме, чем оборачивается его близость к природе в зимние дни, по-настоящему осознаешь значение японской бани — фуро: это главный вид самоотопления. В повседневной жизни каждого японца, независимо от его положения и достатка, нет большей радости, чем нежиться в глубоком деревянном чане, наполненном немыслимо горячей водой. Зимой это единственная возможность по-настоящему согреться. Залезать в фуро нужно, предварительно вымывшись из шайки, как в русской бане, и тщательно сполоснувшись. Лишь после этого японцы погружаются по шею в горячую воду, подтягивают колени к подбородку и блаженствуют в этой позе как можно дольше, распаривая тело до малиновой красноты.
Зимой после такой бани целый вечер не чувствуешь сквозняка, от которого колышется даже картина на стене. Летом она приносит облегчение от изнурительной влажной жары. Японец привык нежиться в фуро если не ежедневно, то во всяком случае через день. Напасти столько горячей воды на каждого человека было бы недоступной роскошью для большинства семей. Отсюда и обычай мыться из шайки, чтобы чан оставался чистым для всей семьи. В деревнях соседки топят фуро по очереди, чтобы сэкономить на дровах и воде. По той же причине в городах доныне широко распространены общественные бани. Они традиционно служат главным местом общения. Обменявшись новостями и набравшись тепла, соседи расходятся по своим нетопленым жилищам.
В летнее время, когда в Японии очень жарко и влажно, стены раздвигаются, чтобы дом проветривался. Зимой же, когда становится холоднее, стены сдвигаются так, чтобы создать небольшие внутренние комнаты, которые легко обогревать жаровнями.
Пол традиционного японского дома покрывается татами — квадратными соломенными матами. Площадь одного татами — около 1,5 кв. м. Площадь комнаты измеряется количеством помещающихся в ней татами. Периодически татами чистят и заменяют.
Чтобы не пачкать пол, в традиционных японских домах не носят обуви — только белые носки- таби. Обувь же оставляют при входе в дом на специальной приступочке — гэнкан (она делается ниже уровня пола).
Спят в традиционных японских домах на матрацах — футонах, которые утром убирают в шкаф — оси-ирэ. Также в комплект спальных принадлежностей входит подушка (раньше в качестве таковой часто использовалось небольшое полено) и одеяло.
Едят в таких домах, сидя на футонах. Маленький столик с едой ставится перед каждым из едоков.
В одной из комнат дома обязательно должен быть альков — токонома. В этом углублении помещаются предметы искусства, которые есть в доме (графика, каллиграфия, икэбана), а также принадлежности культа — статуи богов, фотографии умерших родителей и так далее.
Мотивация стиля
Почему японский дом – феномен? Потому что сама его природа идет вразрез с привычным нам понятием жилища. С чего, например, начинается строительство обычного дома? Разумеется, с фундамента, на котором потом возводятся прочные стены и надежная кровля. В японском доме все делается наоборот. Конечно, он начинается не с крыши, но и фундамента как такового у него тоже нет.
При строительстве традиционного японского дома учитываются факторы возможного землетрясения, жаркого и крайне влажного лета. Поэтому в основе своей он представляет конструкцию из деревянных колонн и крыши. Широкая крыша защищает от палящего солнца, а простота и легкость сооружения позволяет в случае разрушения быстро собрать пострадавший дом заново. Стены в японском доме – это лишь заполнение промежутков между колоннами. Обычно лишь одна из четырех стен – константная, остальные состоят из передвижных панелей различной плотности и фактуры, которые играют роль стен, дверей и окон. Да, в классическом японском доме привычных нам окон тоже нет!
Внешние стены дома заменяют сёдзи – это деревянные или бамбуковые каркасы из тонких реек, собранных наподобие решетки. Промежутки между рейками раньше оклеивались плотной бумагой (чаще всего рисовой), частично обивались деревом. Со временем стали использоваться более технологичные материалы и стекло. Тонкие стены двигаются на специальных шарнирах и могут служить дверьми и окнами. В жаркое время дня сёдзи вообще можно снять, и дом получит естественную вентиляцию.
Межкомнатные стены японского дома еще более условны. Их заменяют фусумы – легкие деревянные рамы, оклеенные с двух сторон плотной бумагой. Они разделяют жилище на отдельные помещения, а при надобности раздвигаются или снимаются, образуя единое большое пространство. Кроме того, внутренние помещения разделяются ширмами или занавесями. Подобная «мобильность» японского дома дает его обитателям неограниченные возможности в планировке – по потребностям и по обстоятельствам.
Пол в японском доме традиционно делается из дерева и поднимается над землей не менее чем на 50 см. Это обеспечивает некоторую вентиляцию снизу. Дерево меньше нагревается в жару и дольше охлаждается зимой, к тому же при землетрясении оно безопаснее, чем, например, каменная кладка.
У европейского человека, попадающего в японское жилище, возникает ощущение, что это лишь декорации для театральной постановки. Как можно жить в доме, у которого практически бумажные стены? А как же «мой дом – моя крепость»? Какую дверь закрывать на засов? На какие окна вешать занавески? И к какой стене поставить массивный шкаф?
В японском доме придется забыть о стереотипах и попробовать мыслить другими категориями. Ибо для японца важна не «каменная» защита от окружающего мира, а гармония внутреннего.
Внутренний мир
В какой-то степени дом, в котором мы живем, отражает наш характер, видение мира, стремления. Атмосфера внутри дома для японцев – едва ли не главное. В интерьере они предпочитают минимализм, позволяющий не перегружать пространство и энергетику дома. Всё крайне функционально, компактно и легко.
Попадая в дом, вы должны разуться до носков. В японской традиции носки белые, ибо в доме всегда царит идеальная чистота. Впрочем, поддерживать ее не так уж и сложно: пол выстлан татами – плотными матами из рисовой соломы, обтянутыми травой игуса – болотного тростника.
Мебели в доме практически нет. Та, что есть, доведена в своих размерах до минимума. Вместо громоздких шкафов – встроенные шкафы с раздвижными дверями, повторяющими фактуру стен. Вместо стульев – подушки. Едят обычно за низкими переносными столиками. Вместо диванов и кроватей – футоны (матрасы, наполненные прессованным хлопком). Сразу после пробуждения их убирают в специальные ниши в стенах или во встроенные шкафы, освобождая пространство для жизни.
Японцы буквально помешаны на чистоте и гигиене. На границе санитарных зон дома – ванной и туалета – ставятся специальные тапочки, которые носят только в этих помещениях. Стоит признать, что при отсутствии лишней мебели, ненужных безделушек и нефункциональных предметов пыли и грязи просто негде скапливаться, и уборка дома сводится к минимуму. В классическом японском доме все рассчитано на «человека сидящего». Причем сидящего на полу. В этом можно увидеть стремление быть ближе к природе, к земле, к естественному – без посредников.
Свет – это еще один японский культ. В дом, где и внешние, и внутренние стены сделаны из полупрозрачных материалов, проникает достаточно много естественного света, даже если все сёдзи закрыты. Их решетчатые каркасы создают особый световой орнамент. Главное требование к свету в японском жилище – чтобы он был мягким, неярким. Традиционные абажуры из рисовой бумаги рассеивают искусственный свет. Он как бы пронизывает сам воздух, не обращая на себя внимания, не отвлекая.
Чистое пространство и покой – вот, что должен обеспечивать обитателю японского дома его интерьер. Если мы можем заставить свои комнаты цветами, вазами, сувенирами и со временем даже перестаем замечать эти вещи, то японцы делают во внутреннем убранстве помещений лишь один акцент (картина, икебана, нэцке), который будет радовать глаз и задавать атмосферу. Поэтому в каждом доме существует стенная ниша – токонама, где аккуратный японец поместит самое красивое или ценное, что у него есть.
Японский стиль
Конечно, время и технический прогресс изменили жизненный уклад и устройство жилища в Японии. Классические в полном понимании этого слова японские дома сейчас остались лишь в сельской местности. Но каждый японец старается сохранить в своем жилище дух национальных традиций. Практически в любой японской квартире, даже в самом современном и «европейском» многоквартирном доме, есть хотя бы одна комната в традиционном стиле. И это не дань моде, а нечто естественное и логичное, без чего японец не может представить свой дом.
Стиль минимализма преобладает и в европеизированном японском жилье – он как нельзя лучше соответствует условиям дефицита и дороговизны квадратных метров, перегруженной стрессами жизни мегаполисов. Отношение к своему пространству, к жилой территории в перенаселенной Японии трепетное, ведь из семи тысяч островов под японским флагом лишь 25% земли пригодно для проживания.
Японский дизайн интерьеров за многие века не утратил актуальности, и это подтверждается его популярностью во всем мире. Из Японии пришла мода на перепланировки квартир с расширением зоны отдыха за счет сноса ненужных стен и дверей, тенденция условного разделения пространства ширмами, этажерками, рисунком пола или рельефом потолка.
После эры ДСП, пластика и ядовитых красителей мир вернулся к целебным свойствам дышащего дерева, теплу натуральных мате риалов и естественным цветам – к тому, от чего никогда не уходили японские традиции обустройства дома. Главное в японском интерьере(как классическом, так и в современном) – это компактность, удобство и экологическая чистота. Передвижные стены, строгий декор, загадочные икебаны – во всем этом есть непостижимое для современного потребительского сознания стремление сделать простое многофункциональным и при этом еще более простым. Эдакий минимализм материального мира, оставляющий пространство для созерцания, размышления, любования духовным.
По большому счету, для японца не существует деления его существования на внутренний и внешний мир. Есть единое целое, неделимое ни стенами, ни понятиями. Дом для японца – часть природы, ее продолжение, поэтому он должен иметь схожую с природой энергетику и ауру. И это обеспечит естественную гармонию жизни его обитателей.
Современное жилье в Японии
Средний размер дома/квартиры в Японии — 5 комнат. Это три спальни, гостиная и кухня/столовая. Жилая площадь такого дома — около 90 кв. м. Для частных домов это, соответственно, 6 комнат и около 120 кв. м жилплощади. В Токио, где цены на жилье существенно выше, квартиры и дома меньше в среднем на одну комнату.
Абсолютное большинство японских детей имеет собственную комнату (для каждого ребенка).
В современных японских домах практически всегда есть, как минимум, одна комната в традиционном стиле. Остальные же комнаты обычно делаются в европейском стиле, с деревянными полами, коврами, кроватями, столами, стульями и так далее.
В современных японских домах ходить в таби холодно (пол не обогревается), поэтому японцы носят тапочки. Для туалета есть специальные тапочки, чтобы не разносить грязь. Вообще, японцы очень скрупулезно относятся к личной и домашней гигиене.
В японских ваннах и банях не принято мыться. Они предназначены для того, чтобы расслабиться в горячей воде после трудного дня. Залезать в ванную и идти в баню принято только после предварительного мытья под душем. Обычно по вечерам ванну принимает вся семья, причем в одной воде — она в Японии весьма дорогая. Обычно вода в ванне нагревается до 40°.
В целом японское жилье хуже и дороже, чем в большинстве европейских стран и Америке. Многие современные японские дома дизайном и качеством постройки напоминают хрущевские пятиэтажки, а по уровню удобств могут даже быть хуже их.
Около 60% японцев живут в собственных домах. Остальные либо снимают жилплощадь, либо живут в домах, которые им предоставляет фирма, в которой они работают, или правительство. Есть, разумеется, и бездомные, но их не так много.
Большая часть частных домов находится в пригородах крупных городов или в сельской местности. Чтобы добраться до работы, японцы ездят на электричках.
Основное средство передвижения в больших городах — общественный японский транспорт(метро и автобусы). Тем не менее, двое из каждых трех японцев имеют водительские права и собственную автомашину. Права на вождение мотоцикла можно получить с 16 лет, автомобиля — с 18 лет. Между городами японцы предпочитают перемещаться по железной дороге системы скоростных поездов — Синкансэн.
Домашний адрес
Большая часть улиц в Японии не имеет названий. Адрес дома в таких случаях указывается описательно («третий дом от развилки после супермаркета») или в соответствии с нумерацией внутри квартала. Нумеруются дома по порядку постройки, так что проблема ориентирования в городе и нахождения нужного здания стоит очень остро. В современные автомашины для этого ставят специальные спутниковые навигационные системы.
Можно утверждать, что японская строительная индустрия, особенно жилищное строительство, начинает постепенно дистанцироваться от старых, поистине дедовских методов, когда нанимаемая бригада плотников воздвигала традиционный дом в национальном стиле, ориентируясь на индивидуальные пожелания заказчика. Теперь чаще всего переговоры с заказчиком начинаются с просмотра стандартных моделей дома, различающихся между собой лишь деталями отделки и интерьера.
Более 15 процентов новых домов возводится ныне из стандартных блоков и деталей, изготовляемых поточным способом на стройкомбинатах. Объем производства на таких комбинатах растёт год от года, не исключая возможностей индивидуального строительства, японские строители все настойчивее переходят к более дешевым поточным методам стандартизованного возведения домов.
Архитектура Японии — Википедия
В архитектуре Японии заметны заимствования из китайской архитектуры. В отличие от китайских и созданных в Японии под влиянием китайского стиля зданий, для типично японских сооружений характерна асимметрия. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте. Постройки светлые и открытые, в основном состоят из прямоугольных элементов[1].
Для традиционной японской архитектуры вплоть до периода Мэйдзи основным строительным материалом являлось дерево. Причинами использования деревянных конструкций были доступность и простота изготовления. Изогнутые крыши в первую очередь связанны с тем, что они сделаны из свежего бамбука. При засыхании бамбук закручивается и становится твёрдым. Кроме того, деревянные конструкции лучше подходили для японского климата, позволяли обеспечить естественную вентиляцию помещений, а также позволяли легко переместить сооружение, разобрав его и собрав на новом месте[1].
Традиционные деревянные жилые дома простых японцев, называемые минка (яп. 民家), максимально приспособлены к климату страны. Одно- или двухэтажная минка имеет прочную каркасную конструкцию из толстых балок с несущей колонной в центре дома и раздвижными дверями. Стены не являются несущими, внутреннее пространство делится на отдельные помещения с помощью передвижных ширм. В таких домах жили крестьяне, ремесленники и торговцы. В настоящее время минка сохранились только в сельской местности.
Сохранившиеся образцы архитектуры древней Японии до IV века практически отсутствуют. Сведений об архитектуре этого периода в древних японских текстах «Кодзики» и «Нихон сёки» очень мало. Внешний вид строений ранней Японии обычно воссоздают по найденным глиняным моделям жилых домов ханива и рисункам на бронзовых зеркалах.
Раскопки и исследования показывают, что сооружения раннего периода японской истории, называемые «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»), представляли собой землянки с крышей, покрытой соломой и ветками.[1] Крыша поддерживалась с помощью каркаса из деревянных опор. Позже появляются постройки на сваях «такаюка», используемые в качестве зернохранилища. Конструкция помогала предотвратить порчу запасов зерна от наводнений, сырости и грызунов. Такого же типа дома строили для старейшин племён.
В третьем веке н. э. с наступлением периода Кофун в районах Осаки и Нары в большом количестве сооружались огромные курганы, служившие гробницами для правителей и местной знати. В настоящее время в Японии обнаружено более 10 тыс. курганов.[2] Эти сооружения имели круглую форму, позднее — форму замочной скважины и часто окружались рвами с водой по периметру. Один из самых известных сохранившихся курганов находится в городе Сакаи, префектура Осака, считается что это усыпальница императора Нинтоку. Это самый крупный курган в Японии, его размеры составляют 486 метров в длину и 305 метров в ширину.[1]
В I—III веках складывается традиция сооружения синтоистских святилищ, представляющих собой комплекс симметрично расположенных строений. Собственно синтоистский храм представляет собой деревянное неокрашенное сооружение прямоугольной формы на сваях с массивной двускатной крышей. Стили — симмэй (Исэ), тайся (Идзумо) и сумиёси (Сумиёси).
Особенностью синтоистских храмов являются ворота тории (яп. 鳥居) при входе в храм. Тории не имеют створок, по форме напоминают букву «П» с двумя верхними перекладинами. Перед святилищем могут быть расположены одни или двое ворот тории.
В соответствии с принципом всеобщего обновления синтоистские храмы регулярно перестраиваются с использованием тех же материалов. Так святилище Исэ-дзингу, основная синтоистская святыня Японии, посвященное богине Аматэрасу, полностью перестраивается каждые 20 лет.
Начиная с середины VI века в Японии распространяется буддизм, завезённый из корейского государства Пэкче. Буддизм оказал сильное влияние на архитектуру этого периода. Одним из важнейших изменений стало использование каменного фундамента. Первые буддистские религиозные постройки представляли собой практически точные копии китайских образцов. Расположение строений производилось с учётом гористого ландшафта, постройки располагались асимметрично, в расчёт бралась больше совместимость с природой. Влияние буддизма на архитектуру синтоистских храмов выразилось в увеличении декоративных элементов, строения окрашивали в яркие цвета, дополняли металлическими и деревянными украшениями.
Одной из самых древних из сохранившихся деревянных построек в мире считается буддийский храм Хорю-дзи (яп. 法隆寺) в городе Нара, построенный принцем Сётоку в 607 году.[3]
Строения выполнены в архитектурном стиле китайской династии Тан, комплекс состоит из 41 отдельных строений. Важнейшие из них — главный или Золотой зал (Кондо) и пятиярусная пагода высотой 32 метра. Храмовый комплекс Хорю-дзи внесён в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Примером храмовой архитектуры XIII века служит буддистский храм Тодай-дзи в городе Нара, построенный в 745 году. Храм считается самым крупным деревянным строением в мире.[2]
Храм Феникса (храм Хоодо) в монастыре Бёдо-ин | Украшение на крыше храма Хоодо | Храм Дайго-дзи в Киото |
Камакура и Муромати[править | править код]
Адзути-Момояма[править | править код]
Период Эдо[править | править код]
В эпоху Мэйдзи в Японию проникает западная (европейская и американская) архитектура. После заключения неравных ансайских договоров в «договорных портах» возникают экстерриториальные поселения иностранцев, например иностранное поселение Кобе. Эти поселения застраиваются домами в европейском стиле. Такие дома в европейском архитектурном стиле, в которых жили европейцы и американцы, постоянно проживающие в Японии, получают название идзинкан. Застройка «идзикан» сохранилась в районе Кобе Китано-тё. Аналогичный район Яматэ есть в Иокогаме.
Здания в западном или смешанном западно-японском стиле строятся и для нужд Японии. Примером является школа Кайти в Мацумото. В Японии начинают работать иностранные архитекторы, например Джеймс Гардинер. В 1873 году в Токио открылся Императорский технический колледж — первое высшее техническое заведение Японии, где в том числе готовили и архитекторов. Архитектуру в колледже преподавал Джосайя Кондер. Выпускники колледжа, его ученики Тацуно Кинго, Катаяма Токума, Сонэ Тацудзо, Сатати Ситидзиро и Симона Кикутаро стали первым японскими архитекторами, овладевшими принципами западной архитектуры. Примеры их работ — дворец Акасака, резиденция Дзинпукаку (Катаяма Токума).
Примеры архитектуры эпохи Мэйдзи можно увидеть в музее под открытым небом Мэйдзи-мура.
Архитектура периодов Тайсё и раннего Сёва (до Второй мировой войны)[править | править код]
В начале XX века в Японии продолжали пользоваться популярностью различные течения европейской архитектуры, такие как неостили и эклектика. Примером может служить Мемориальный зал открытия порта Иокогамы, построенный в 1917 году (неоренессанс).
Иностранные архитекторы продолжили играть важную роль в развитии японской архитектуры и после Первой Мировой войны. Одним из них был чешский архитектор Ян Летцель, который построил в Японии более сорока зданий, однако почти все они были уничтожены Великим землетрясением Канто в 1923 году. Сохранились руины Выставочного центра торгово-промышленной палаты Хиросимы (1915 год). Здание было большей частью разрушено атомной бомбардировкой Хиросимы, в настоящее время это Мемориал мира в Хиросиме.
Одним из важнейших пионеров современной архитектуры в Японии был Антонин Раймонд (родился в Австро-Венгрии, этнический чех, позднее получил гражданство США). Раймонд сотрудничал с Фрэнком Ллойдом Райтом, по проекту которого в Токио был построен отель «Империал» (не сохранился, входная группа перенесена в музей под открытым небом Мэйдзи-мура). Благодаря Раймонду, испытавшему влияния Ле Корбюзье, в Японию начали проникать идеи модернизма. Важнейшим японским архитектором-модернистом стал Кунио Маэкава, бывший учеником Раймонда.
В 1930-х годах на волне национализма в Японии сформировался стиль Тэйкан-дзукури, «стиль имперской короны», в котором европейский неоклассицизм сочетался с элементами традиционной архитектуры. Памятники этого стиля сохранились не только в самой Японии, но и на территориях бывшей Японской империи — Корее (Сеульская библиотека), Тайване (Исторический музей Гаосюна, первоначально — администрация Гаосюна), Сахалине (Сахалинский государственный областной краеведческий музей).
Современная японская архитектура (после Второй мировой войны)[править | править код]
Новые технологии оказали существенное влияние на архитектуру Японии. Необходимость заново строить разрушенные после Второй мировой войны города дала большой стимул для развития японской архитектуры. При этом отстроенные заново города сильно отличались от довоенных. В результате в эпоху Мэйдзи освоения западных технологий строительства и материалов новые сооружения из стали и бетона сильно отличались от традиционных японских зданий.
Важнейшими архитекторами первых послевоенных десятилетий были Кунио Маэкава, Кэндзо Тангэ. В 50-70-х годах в Японии развивалось архитектурное течение метаболизм, получившее всемирную известность. Позднее всемирную известность (Притцкеровская премия 1995 года) приобрёл Тадао Андо (начало профессиональной деятельности — 1969 год).
- ↑ 1 2 3 4 АРХИТЕКТУРА // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). — М.: Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. — ISBN 978-5-94865-190-3.
- ↑ 1 2 Аверинцев С. С., Алексеев В. П., Ардзинба В. Г. и др. Древние цивилизации = Ancient civilizations / под общей ред. Г. М. Бонгард-Левина. — Москва: Мысль, 1989. — С. 282. — 479 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-244-00274-0.
- ↑ Buddhist Monuments in the Horyu-ji Area (англ.)
Беседка в японском стиле своими руками
Среди общего количества проектов для нужд садового строительства возведение беседок в японском стиле особенно популярно. Это колоритное строение придает участку выразительность и архитектурную яркость. Однако сложность достижения подлинности стиля может стать большой проблемой для частных застройщиков, ведь без нее невозможно преобразить пейзаж и сделать беседку на фазенде уникальным помещением с аурой благоговения и спокойствия. Поэтому прежде чем приступать к работам, владельцам участков решившихся на самостоятельно строительство стоит ознакомиться и принять на заметку рекомендации из текущего обзора.
к содержанию ↑Как должна выглядеть беседка в японском стиле?
Основная причина неудач застройщиков, решивших самостоятельно спроектировать беседку в японском стиле, кроется в том, что они копируют идеи азиатских архитекторов с помощью популярных идентификаторов – фонарей в восточном стиле, шатровых крыш, небольших решетчатых окошек, но забывают про основной посыл культурных традиций Японии. Он кроется в том, чтобы в процессе строителя мастер стремился создать максимально гармоничное пространство, которое в соответствии с постулатами даосской, буддийской и синтоистской философией станет для посетителей настоящим духовным убежищем и благоприятным местом для созерцания.
Советуем прочитать стать о том, как построить беседку в стиле хай тек.
Поэтому в процессе проектирования беседки в японском стиле важно делать акцент на естественности и близости к природе. Геометрические формы, четкие линии и искусственные материалы не распространены в азиатской садовой архитектуре. Вместо них используются следующие решения:
— строительство беседки из простых материалов натурального происхождения;
— выбор в пользу интересных ассиметричных форм;
— акцент на минимализме;
— преобладание в цветовом оформлении оттенков белого, черного, красного цвета.
Лёгкая японская беседкак содержанию ↑Сооружение основания для беседки
Беседка в японском стиле с каркасом из натуральной древесины – это отличный вариант для частных застройщиков. Ее возведение не отнимет много времени и сил, поскольку строение имеет легкий вес и отлично комбинируется с мелкозаглубленным столбчатым фундаментом, по углам которого будут расположены вертикальные опорные сваи.
Сооружают фундамент следующим образом:
1. Нужно произвести разметку периметра беседки согласно утвержденному плану. Для точности используется рулетка.
2. Затем застройщики с помощью лопаты выкапывают траншеи для заливки фундамента, а затем отсыпают их гравием и песком.
4. Следующий шаг – сборка опалубки и сооружение каркаса для выступающей части фундамента.
5. Бетонирование
Возведение каркаса, сооружение стен и пола
Когда столбчатый фундамент полностью высох, можно приступать к сооружению стен. Но предварительно нужно собрать каркас беседки из брусьев. Для этого на фундаментные столбы укладывается и фиксируется ярус нижней обвязки из прочного и качественного бруса. Когда первый ярус каркаса готов, работы осуществляют по простой схеме:
1.Установка досок для пола
На полученный ярус нижней обвязки строители прибивают доски, которые в дальнейшем будут использоваться в качестве пола в беседке. Их можно будет окрасить в тон, соответствующий стилистике японской беседке, или же накрыть настилом.
2. Каркас строения
Чтобы беседка была устойчивой и безопасной в эксплуатации, все брусья в составе каркаса фиксируют надежными крепежными элементами – скобами, гвоздями, забитыми в предварительно просверленные направляющие отверстия или саморезы. Сначала устанавливают вертикальные опоры, проверяя правильность работ с помощью отвеса, а затем горизонтальные рейки. На этом этапе работ застройщику важно помнить про дверной проем и не прибить на месте его расположения горизонтальную рейку или перемычку.
3. Сооружение верхнего яруса обвязки
Когда каркас практически готов и остались лишь работы по обшивке стен, можно соорудить ярус верхней обвязки. Она также изготавливается из дерева, и фиксируются гвоздями.
к содержанию ↑Кровельные работы
Сооружение крыши в аутентичной беседке в японском стиле – это тема для отдельной статьи. Этот архитектурный элемент очень важен, поскольку он придает конструкции характерные черты и делает беседку гармоничной, узнаваемой и стильной. Но при выборе дизайна крыши не стоит забывать, что она имеет и важное функциональное назначение, проявляющееся в защите внутреннего пространства беседки от дождя, зноя, ветра и снега. Поэтому в качестве кровельных материалов используют прочные и надежные настилы, закрепленные на устойчивой стропильной системе.
Крыша в традиционных японских домиках имеет сложную конструкцию, которую своими руками построить довольно сложно. Поэтому индивидуальные застройщики ограничиваются заимствованием некоторых элементов. К примеру, оригинальный вид кровле придадут приподнятые уголки. Для получения такого эффекта после сборки первого яруса крыши, осуществляют опиливание досок, расположенных по бокам и скругление углов на них. Затем сооружается верхний ярус кровли и аккуратно соединяется со всеми другими элементами конструкции.
Еще одним интересным решением может стать манипуляция с размерами ярусов. Если сделать верхний ярус по такой же схеме, как и нижний, однако пропорционально уменьшить его размеры, можно добиться эффекта шатровой крыши и придать беседке визуальную схожесть с восточной пагодой.
Когда каркас кровли готов, его окрашивают с целью увеличения срока службы деревянных балок, а затем накрывают выбранным кровельным материалом. Сначала он настилается на верхний ярус кровли, а затем на нижний. Оптимальный кровельный материал для японских беседок – это мягкая металлочерепица, однако приемлемы и другие варианты.
к содержанию ↑Установка в беседке цоколя для барбекю
По желанию владельцев участка готовая конструкция может быть оборудована зоной для приготовления пищи. Лучше всего установить в ней цоколь под барбекю. Его каркас можно выложить кирпичом, а сверху облицевать стилизованной плиткой. Для обеспечения пожарной безопасности, вокруг цоколя размещают металлические пластины, а дерево в беседке обрабатывают специальными составами-антипиретиками.
к содержанию ↑Видео: строительство беседки в японском стиле
Руководство по грамотному декорированию пространства беседки
Соответствие дизайна беседки требованиям японской архитектуры может интерпретироваться через различные природные элементы и материалы, используемые в интерьере и экстерьере. Так, для меблировки внутреннего пространства может быть приобретена мебель в азиатском стиле, за которой можно будет проводить чайные церемонии и наслаждаться красотой природы. Для декора можно использовать предметы из рисовой бумаги, коврики из бамбука и прочие элементы, передающие характер стиля.
Оформление пространства вокруг строения также заслуживает внимания, поскольку позволяет качественно изменить визуальное восприятие строения на участке. Так, для целостности пейзажа застройщикам стоит подобрать и высадить около беседки специальные породы деревьев, которые в японской культуре являются символами силы и выносливости, соорудить «каменные» ручьи, вымостить гравием подходные дорожки, дополнить традиционную систему уличного освещения японскими фонариками и сделать другие шаги по созданию в саду оригинальных декораций в восточном стиле.
Тэйкан-дзукури — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Тэйкан (яп. 帝冠, в букв. переводе «Императорская корона»; латиница: teikan yoshiki) — один из традиционных стилей японской архитектуры. Стиль в целом подчёркивает военную мощь японского государства, но при этом он также уделяет внимание и изяществу японской культуры, которая проявляется в деталях. В конце XIX — начале XX вв. этот средневековый по своему происхождению стиль пережил своеобразное неоклассическое возрождение. Интерес к возрождению средневекового стиля начал проявляться в Период Мэйдзи, и достиг апогея в 1930-х годах. Стремясь подчеркнуть крепнущую Японскую империю, милитаристское правительство Японии строит новые общественные здания в японском традиционном стиле и ограничивает использование более утилитарных, неомодернистких стилей, являющихся по своей сути европейскими или североамериканскими, сферой объектов инфраструктуры вроде заводов и ГЭС. В связи с утратой Японией после Второй мировой войны ряда подконтрольных территорий некоторые из самых характерных зданий этого стиля оказались на территории сопредельных государств (ныне это Российская Федерация, Тайвань и др.)
Токийский национальный музей. Главный корпус.К наиболее характерным чертам стиля относятся: черепичная крыша в виде японского замка, фонари-окна в потолке, вход-портик, японские украшения-кадзари (хризантемы) на крышах и скатах[1]. Конструкции таких зданий как правило литые, а для облицовки используется красный кирпич. Здания выполняются в лучших традициях японского военного зодчества, которое таким образом стремиться подчеркнуть величественные черты средневекового японского дворца с возвышающейся центральной башней, от которой расходятся галереи[2]. Вход охраняют две мифологические собаки, похожие на грозных львов. Несмотря на это, в отделке фасада улавливаются грациозные изгибы черепичной крыши и игра облицовочных материалов разного рода и цвета.
Здание Правительства префектуры Айти (1938)К самым знаменитым зданиям в стиле неоклассического «тэйкан-дзукури» относятся здания, в которых располагаются Сахалинский государственный областной краеведческий музей (1937 года постройки; единственное в России здание подобного архитектурного типа, оставшееся как напоминание о периоде Карафуто 1905—1945) и Токийский национальный музей (1937). В 1938—1939 гг. японское правительство Тайваня возвело здание Гаосинского горсовета в этом же стиле. Ныне, уже на территории независимого Тайваня, в нём располагается Гаосинский государственный музей истории.
В свою очередь такие постройки как Нагойская ратуша (1933) и здание префектуры Айти (1938) года сочетают в себе элементы тэйкана и других континентальных стилей[3], напоминающих внешне сталинский ампир. В итоге, исконно японской остаются лишь форма и декоративные элементы крыши. Учитывая систему госсзаказа и жёсткую командно-административную систему Японской империи 1930-х годов, строительство подобных, и весьма массивных, зданий часто происходило в рекордно короткие сроки (2—3 года). При этом для финансирования строительства активно использовались также и пожертвования публики.
5 особенностей японских домов, которые делают их самыми продуманными в мире
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Японские дома непривычны для западного человека своей лаконичностью, простотой и подчеркнутым аскетизмом. Здесь нет ничего лишнего, каждому предмету отводится свое четкое место, а все вместе имеет глубокий символический смысл.
AdMe.ru рассказывает об основных принципах и особенностях японских жилищ, которые делают их такими уникальными.
1. Обилие свободного пространства
Японцы не привыкли захламлять свои жилища лишней мебелью и безделушками. В идеале в гостиной (по-японски она называется «има») не должно быть ничего, кроме татами — матов из тростника и рисовой соломы, которыми устилают пол. Они, к слову, используются еще и как единица измерения площади: традиционная комната включает в себя 6 татами.
Остальные предметы обихода могут включать в себя чайный столик с подушками для сидения, комод и футоны — набитые хлопком матрасы, которые используются вместо кровати. Последние часто убирают в специальные встроенные шкафы осииру, которые выкрашены в цвет стен и не бросаются в глаза. Все это помогает создать эффект открытого пространства, в котором ничего не мешает и не отвлекает внимания. Есть у такого подхода и еще один неоспоримый плюс: минимум мебели и другой домашней утвари не позволяет скапливаться пыли и грязи, что существенно облегчает уборку.
2. Универсальность
В традиционном японском доме нет внутренних стен в привычном нам понимании. Вместо них используются легкие раздвижные перегородки — фусумы, сделанные из деревянных или бамбуковых реек и рисовой бумаги. Фусумы легко снимаются и передвигаются, благодаря чему японцы могут без особых усилий менять планировку дома, делая несколько комнат из одной или меняя границы между ними. Кроме того, за счет минимума мебели и ее мобильности одна и та же комната может использоваться ночью как спальня, а днем как гостиная.
А вот ванная и туалет в больших домах — это, как правило, разные помещения, причем ванная может состоять из двух комнат. В первой из них находится умывальник и душ, а во второй — традиционная ванна офуро. Все дело в особом значении, которое японцы придают банным процедурам: грязь смывается в душе, а вот офуро используется для того, чтобы отдохнуть и расслабиться в горячей воде.
3. Близость к природе
Непременный спутник японского дома — это сад. В него часто можно выйти прямо из дома. Для этого достаточно открыть раздвижные двери — седзи. В хорошую погоду двери в сад могут всегда стоять открытыми.
Близость к природе обеспечивается и за счет натуральных материалов: дерева, бамбука, рисовой бумаги, хлопка. Они используются при строительстве домов по нескольким причинам. Во-первых, они дешевле и доступнее, чем камень и железо. Во-вторых, в Японии часто происходят землетрясения, а отстроить такой «бумажный» дом после катастрофы значительно легче, чем каменный, а шансов погибнуть под обломками меньше.