Техника сухая кисть в живописи: как рисовать сухой кистью
Сухая кисть — это способ нанесения краски, который помогает получить эффект текстуры, природной неровности окраски и показать сквозь верхний мазок другой тон нижнего слоя.
Техника родилась, благодаря уличным художникам середины 1980-х годов на Арбате в историческом центре Москвы. Там рисовали прохожих, и простейшие рисунки делали в кратчайшие сроки. Как правило, портреты делали карандашом, углем или пастелью.
Портрет в технике «сухая кисть», художник Татьяна АртыковаНекоторые эксперименты показали, что техника идеально подходит для таких работ. Таким образом, техника быстро набирала популярность в среде уличных художников и позволяла быстро рисовать в отличном качестве. Можно было работать напрямую, без эскизов карандашом, от начала до конца. Картина появлялась на свет на глазах – это было увлекательное занятие для художников и зрителей.
Секреты техники
Техника «сухая кисть» применяется в портретах и пейзажах маслом, с помощью водорастворимых пигментов – гуаши, акварели. Художники используют любые материалы и водоэмульсионные среды – чернила, акриловые краски, темперу, пастель.
- Сухая кисть отлично держит краску.
- Пигменты наносят на сухой носитель – бумагу, картон или загрунтованный холст.
- Полученные мазки имеют характерную колючую и неровную текстуру, которую затем размывают или сглаживают следующим слоем краски.
- Главным условием методики является сухая кисть или полностью отжатая в случае с водорастворимыми пигментами.
- Щетка щедро загружается краской с высокой вязкостью и наносится на сухое полотно.
- При использовании жесткой щетины, легким мазком наносят небольшое количество краски по всей поверхности картины.
- Рекомендуется применять непрозрачные краски.
- Метод сухой кисти лучше всего работает по текстурированной поверхности.
- Методика позволяет видеть ранее примененный цвет – в результате получается интересный размытый эффект, необычные цвета.
- Для получения необходимой шероховатой поверхности рекомендуется рисовать по тяжелому холсту или добавление песка в левкас.
Портреты и пейзажи
Благодаря универсальности способа, сухая кисть применяется для портретов и пейзажей, натюрмортов и миниатюр, выполненных любыми пигментами, карандашами, пастелью, масляными, водорастворимыми и эмульсионными красками. Работы, выполненные таким способом, очень похожи на карандашные портреты.
В классической живописи для эскиза используется карандаш, поэтому художники изображают первоначально рисунок карандашом и начинают использовать масляную краску. Сухой метод не требует эскиза.
В масляной живописи подобный метод применяют отжатой от масла и растворителя кистью. Поскольку масляная краска имеет более длительное время высыхания, чем пигменты на водной основе, нанесенные кистью мазки поверху или смешивание штрихов необходимо сушить, чтобы сохранить оригинальный внешний вид техники «сухая кисть».
Маслом
В работах маслом на бумаге, холсте или гипсе мазки жесткой щетиной создают эффект аэрографа или пастельного стиля. Технику можно комбинировать с другими методами живописи.
Способ требует небольшого количества льняного масла для разбавления колера, который наносится на определенные участки. Следующий слой делают уже неразбавленной краской и отжатой жесткой щеткой.
Затем с помощью лессировок рисуют тонкие слои непрозрачного цвета света по темному фону, что дает эффект битого стекла. Лессировка напоминает глазурь, но с использованием светлых тонов. Цвета смешиваются оптически, за счет текстуры, а не на палитре. Результатом бывает мерцающий рисунок.
Если художник применяет черно-белые цвета, портреты похожи рисунок углем или тонкий карандашный эскиз. Для лессировки маслом художники используют собственные секреты – старые кисти с засохшей краской, неравномерное обрезание щетины, масляные пастели в качестве среды.
Сочетание с глазурью
Очень интересным является сухая кисть в акварелях в сочетании с глазурью — это универсальный и творческий метод за счет большего количества пигмента и отсутствия воды на поверхности бумаги. Этот метод лучше всего работает на акварельной бумаге, которая имеет красивую текстуру и шероховатость.
Способ простой, но требует практики и терпения. Тонкие глазури из чистого, почти сухого пигмента в акварелях обычно укладывают слой за слоем до требуемого оттенка. Но прозрачная светимость, характерная для акварельного рисования, может быть получена с помощью сухой кисти.
Акварель
Сухая кисть акварелью включает различные световые эффекты и детали — наносится тонкий слой цвета на акварельную бумагу, после сушки обрабатывается резинкой и снова покрывается акварелью, но сухой щеткой. Изображения, окрашенные сухой щеткой, характеризуются специфическими переходами света и тени, паутинкой, созданной из тонов. Акварели имеют репутацию капризного пигмента, который легко становится мутным в повторных слоях. Один или два слоя основы, которые затем покрываются сухим плотным мазком, сохраняют свежесть и неповторимый шарм акварельных картин. Техника также успешно используется в акриле или темпере.
Акрил
Акриловые краски после высыхания выглядят очень плоскими, поэтому бывает трудно создать иллюзию зернистости или текстуры. Сухим методом и подмалевком легко решить эту проблему. Круглая и мягкая сухая кисть на переднем плане поможет воспроизвести песчинки. Добавление крошечных вкраплений цвета меняет тепло на прохладу в пейзажах.
Автономная живописная техника сухого нанесения кистью, разработанная в сравнительно короткий промежуток времени, признана самым быстрым способом рисования портрета с натуры.
Некоторые художники из других стан незнакомы с простой и эффективной методикой и по-прежнему рисуют портреты старым методом — углем, карандашом, сангиной, пастелью и теряют немало своего времени. В настоящее время методика сухая кисть признается во всем мире и является популярной и востребованной.
Техника Сухая Кисть | Журнал Ярмарки Мастеров
Что собой представляет эта удивительная техника–сухая кисть?
Сухая кисть-современная техника рисования. В конце прошлого века появилась, перешагнув рубеж, раскрепостилась, в наше время происходит ее расцвет. Это рисование масляными красками по фактурной бумаге. Краски на бумагу наносятся тонким слоем, постепенно втираются в поры бумаги. Но поскольку это происходит практически без масел и растворителей, до самых глубин пор фактурной бумаги краска не доходит. Маленькие микроскопические точки продолжают нести свою нетленную белизну сквозь краску, возникает эффект свечения. Поэтому портретные образы получаются воздушными, легкими, в них проявляется какая-то живительная сила. Сухая кисть-новая грань изображения людей, окружающей среды. Больше всего в этой технике изображают человека, портретный образ.
Если сравнить
Если сравнить сухую кисть с пастелью, пастель плотнее ложится на бумагу. Акварель прозрачнее и градации цветовых пятен отчетливо видны по краям. Чего нет при тональных переходах сухой кисти. Мягкостью переходов напоминает пастель. Лучшие свойства художественных техник заложены в сухой кисти–акварельная прозрачность и пастельная мягкость. В итоге работа получается чистой, яркой, с всевозможными эффектами. Чем особенно примечательна сухая кисть–огромным диапазоном растяжки одного цвета.
Cухая кисть материалы
Портреты, пейзажи, натюрморты сухой кистью могут быть однотонными, цветными, однотонными с добавлением дополнительного цвета (получается игра двух-трех цветов). Сухая кисть рисуется кистями. Часто спрашивают, если применяются кисти, значит портрет пишется, а не рисуется. Два варианта определения уместны и верны. Технику причисляют к графике, графические работы рисуются на бумаге. “Рисуем” кистями, можно сказать, что пишем.
Применяются кисти синтетические и щетина, два варианта, плоские. В художественных магазинах можно сориентироваться в выборе кистей по качеству, цене. На самых широких, флейцах, которые предназначены для нанесения общего тона лица, фоновых работ, можно сэкономить и купить недорого в строительном магазине. Подойдет плоская щетина 38 мм, 40 мм, 50 мм. Для особо тонких работ, например изображения ресниц, применяется колонок. Если вы займетесь рисованием в технике сухой кисти, вам понадобится раскладка кистей по номерам, какие наиболее применимы, например, в портрете. Стоит оговориться, что выбор кистей по мягкости зависит от привычного нажима кисти руки. Рисуя, привыкаешь к определенной упругости кистей, привыкнуть к другим сложно. Поэтому, как настоящей хозяйке, стоит запастись впрок понравившимися кистями: с любым материалом происходит процесс амортизации, а иногда форс-мажор – нужные кисти не всегда бывают в продаже.
Для начала стоит попробовать нарисовать простые формы в одном тоне. Например, масляной краской сажей газовой. Отлично растирается на любой палитре, даже бумажной. Легким движением кисти сначала пробуйте на отдельном кусочке бумаге, затем можно двинуться в путь и попробовать что-то порисовать. Например, веточку березы или простые геометрические фигуры. Достаточно двух-трех кистей. Вы сразу ощутите разницу и проведете параллель между карандашом и сухой кистью. В технике сухая кисть видится легкий отголосок карандаша. Вы почувствуете многоплановость одного материала, начиная от легкого тонального пятна до четкого подчеркивания отдельных элементов. Если вы попробуете рисовать умброй натуральной (сепия), за счет коричневого тона буквально проникнитесь «теплотой» осязания.
Стирательная резинка
Стирательная резинка (ластик)
в сухой кисти является полноправным инструментом. Пока на бумаге рисунок живой, можно легко сделать бличок или подчеркнуть форму. Пробуйте, не бойтесь. На стадии работы можно смело затушевать тот же блик. На следующий день вам сложнее будет работать резинкой. Через пять-семь дней работа окончательно высохнет, работать резинкой потеряет всякий смысл.
Открываем вместе новую планету
Мы вместе совершили легкий экскурс в загадочную, популярную современную технику рисования сухая кисть. Более 20-лет практикуюсь, рисуя портреты в технике сухая кисть, и не перестаю удивляться многогранности ее свойств. Все время открываю для себя что-то новое.
Какие бывают краски для рисования и чем они отличаются
Материалов для рисования на сегодняшний день огромное количество. Различают графические материалы (карандаши, сухая пастель, соус и многие другие) и материалы для живописи. Самый распространенный материал — краски. С красками знаком каждый из нас. Ими рисуют все, от детей в детском саду до профессиональных художников, поэтому очень важно знать какие бывают краски для рисования.
С чего все начиналось…
Некоторые из нас хоть раз задавались вопросом, какие бывают краски для рисования вообще. Читая статьи о наскальной живописи, можно узнать, что первой краской наших далеких предков была глина. Существовало 5 цветов глины — желтая, красная, белая, синяя, зеленоватая.
Древние художники смешивали ее с жиром животных, далее высекали рисунок на скале, а затем втирали глину в углубления. Также они использовали охру, которая является природным пигментом, состоящим из гидролата окиси железа с примесью глины.
Она имеет несколько цветов, бывает красной, желтой, коричневой. Позже научились делать краски из минералов и горных пород, например, синий цвет добывали из лазурита, а зеленый — из малахита. В Древнем Риме одежду красного цвета носил только император. Чтобы получить 1 грамм такой краски, надо было обработать 10 тысяч раковин улиток, живущих в Средиземном море. Из-за этого краска была очень дорогой.
Краски для иконописи
Древняя Русь славится своими мастерами иконописи. Они обладали особыми знаниями и умениями, а также отличной от остальных техникой исполнения. Лики святых не совсем похожи на обычного человека. У них большие глаза, вытянутые носы, истощенные тела, неестественные позы. Это сделано, чтобы показать, что святые всего лишь отдаленно схожи с нами, но никакого сходства у них с обычным человеком на самом деле нет.
В каждой иконе заключен особый смысл. Для того чтобы передать его, художнику необходимы особые краски, которые называются темпера. Основой красок для написания икон была эмульсия. Ее делали из яичного желтка и кваса следующим образом: яйцо разбивали с тупого конца, аккуратно доставали желток, клали его на руку, а скорлупу промывали водой, чтобы избавиться от белка. Желток клали обратно в скорлупу и заливали хлебным квасом, затем размешивали и добавляли пигмент. Пигменты делали в основном из органических материалов, например, красящие вещества из косточек винограда, персиков и костей животных получали с помощью обжига.
Иконы — многогранное произведение искусства, они являются не только духовными символами, но и свидетельством того, насколько глубокой и искусной может быть живопись.
Для чего нужны и чем отличаются краски
Древние люди начали пользоваться красками совсем не для того, чтобы получить эстетическое наслаждение. С помощью картин они изучали мир. Ученные говорят о том, что, рисуя большое животное, они изучали его строение, старались понять, куда надо ударить, чтобы убить.
В любом случае функция наскальных рисунков была исключительно практическая. Сейчас же люди используют краски для самовыражения, чтобы показать миру свои чувства. Для самовыражения нужны краски, без них это сделать практически невозможно. Так какие бывают краски для рисования? Для некоторых людей занятие творчеством, в том числе рисованием, является хобби или профессиональной деятельностью. Художники придают особое значение материалам, с которыми они работают. Качество материалов — самое главное для работы, поэтому не стоит думать только о том, какие бывают краски для рисования, но стоит также задуматься, что необходимо иметь для работы с каждым видом краски.
На что обращают внимание специалисты при покупке красок?
- Плотность. Существуют плотные краски, такие как масляные или акриловые. Ими можно наносить плотные мазки. Акварель, напротив, наносится тонким, прозрачным слоем.
- Реакция с водой. Если рисовать плотными красками, используя воду, то скорее всего ничего хорошего из этого не выйдет.
- Насыщенность цвета. После высыхания краска может тускнеть или же приобретать более яркий оттенок. Это зависит не только от вида краски, но и от производителя.
- Цена. На красках экономить нельзя. Качественные профессиональные краски стоят дорого, но результат не может не радовать.
Виды красок
Все краски отличаются друг от друга составом, ценой, цветом, назначением. Чтобы не растеряться в разнообразии красок и купить именно то, что вам нужно, следует разобраться какие бывают виды красок для рисования.
- Гуашь. При нанесении на бумагу создается эффект бархатистости. Это главная особенность данной краски.
- Акварель. Прозрачные слои акварели создают эффект воздушности, эта краска одна из любимых среди художников именно из-за этой особенности.
- Масляные краски. Эти краски, так же как и акварель, способны точно передать оттенок ваших чувств. Поэтому выбор многих художников останавливается именно на них.
- Пастель. Эта краска удобна тем, что выпускается в виде мелков. Наносится на бумагу, а потом разбавляется водой, что создает удивительный эффект.
- Акварельные карандаши. Они работают по такому же принципу, что и пастель, но главная их особенность — удобная форма карандаша, можно нарисовать привычным для нас способом рисунок, а затем разбавить его водой и создастся эффект акварели.
Какие бывают краски для рисования на бумаге
Самая популярная для рисования на бумаге — акварель. Все знакомы с ней с детства, поэтому многие не воспринимают ее всерьез. А зря, ведь эта краска, как и все остальные, имеет свою особенность, за которую ее так боготворят многие художники. Акварелью рисуют на специальной бумаге, которая называется акварельной. Она отличается от обычной офисной тем, что достаточно плотная и рельефная. Это нужно, чтобы бумага не испортилась от использования воды. Кроме акварели, вот какие бывают краски для рисования (по названиям в списке ниже):
- Акрил.
- Пальчиковые краски.
- Гуашь.
- Темпера.
Какие бывают краски для рисования на холсте
Холст – это хлопковая, конопляная или льняная ткань с полотняным переплетением пряжи. Эта ткань натягивается на деревянную раму, называемую подрамником. Ограниченность материалов, с которыми можно работать на холсте, является его главным и единственным недостатком, что совершенно не мешает художникам активно использовать его. Набросок картины делается простым карандашом или углем, а вот дальнейшее развитие рисунка зависит от выбора краски:
- акрил.
- масляные краски.
Акрилом можно также рисовать на плотной бумаге или картоне, но настоящую глубину цвета он приобретает только на холсте.
Детское творчество
Рисование — это самый распространенный вид детского творчества. В современном мире здоровью детей уделяется особое внимание, поэтому обычные краски, которыми рисуют взрослые, могут оказаться опасными для ребенка. Многие психологи говорят о том, что рисование положительно влияет на эмоциональное и нравственное развитие малыша.
Какие бывают краски для рисования для детей? Производители детских красок следят за их составом. Существуют даже такие краски, которые ребенок может съесть в небольшом количестве. Самая любимая краска детей — это пальчиковая краска. Ребенок может опустить свою руку в любой понравившийся ему цвет и рисовать рукой. Естественно, что в составе таких красок используются самые качественные материалы, которые не вызывают аллергию или раздражение. В детском возрасте рисование необходимо в первую очередь для саморазвития, из этого следует, что оно является основным элементом формирования личности ребенка.
Материалы для рисования
Для того чтобы нарисовать свою первую картину, необходимо определиться с видом краски, затем подобрать нужную поверхность. Например, купить для акварели специальную бумагу или холст, чтобы рисовать акрилом. Также следует разобраться, какие бывают краски для рисования и чем они отличаются. Каждая краска требует для себя особого набора материала, например:
- Масляные краски. Для создания первой картины недостаточно купить холст и набор масляных красок. Следует приобрести специальные кисти, для масла и акрила больше всего подходит щетина, так как ею удобнее всего наносить мазки. Также следует купить растворитель, он продается в любом художественном магазине. С ним необходимо купить специальный лак.
- Акварель. Для этой краски, как было сказано ранее, нужно купить специальную бумагу и кисть. Кисти для акварели должны быть мягкими и впитывать много воды, поэтому лучшая среди них — это белка. Саму акварель, как и любую другую краску, надо брать профессиональную.
- Гуашь. В данном случае подойдет мягкая кисть и плотная бумага. Чаще всего гуашью рисуют на бумаге для черчения и на ватмане.
- Акрил. Для этого вида краски нужно все то же самое, что и для масла, но в данном случае не нужно покупать растворитель.
Со временем вы подберете наиболее удобную для вас краску.
Сухая кисть — Техника рисунка и живописи
Особенности приёма сухая кисть
Сухая кисть масляными красками обычно делиться на классический прием в живописи маслом на холсте и живопись на негрунтованной поверхности (полотно или бумага). То есть в классической живописи она ещё называется сухой лессировкой. Прозрачность обычно сохраняется, но теряется некоторая насыщенность цвета в нижних слоях. Такая живопись может быть многослойной, и художники используют белила для составления цвета. Перекрытие слоёв происходит по просохшей краске и в конце покрывается лаком, так как краска немного жухнет. Второй способ рисования масляными красками на бумаге получил широкое применение художниками благодаря некоторому коммерческому успеху, который имела эта техника в блиц портретах. Рисунки на бумаге не требовали особого закрепления, так как масло проникало в не загрунтованную поверхность и быстро сохло. Кроме того, можно было делать поправки и часть работы ластиком, что придавало портретам в технике сухая кисть особенную стилизацию. Особую сложность имеет цветная сухая кисть на бумаге. Некоторые смеси красок и цвета ведут себя непредсказуемо, а при многослойном письме сложно избежать грязных оттенков. Характерной особенностью этого приёма вообще является то, что краски наносятся очень тонким прозрачным и полупрозрачным слоем, почти без связующих веществ, закрепляясь за основу благодаря фактуре поверхности.
Письмо сухой кистью китайской тушью применяется ещё с 14 века н. э. В Китае средних веков изображению человека уделялось мало внимания и художники изображали в основном пейзажи в чёрно-белой гамме. Стоит отметить, что они добились высокого мастерства, особенно в передаче воздушного пространства разных планов, не прибегая к использованию перспективы. Своеобразное письмо в этой технике достигалось так же благодаря своеобразной форме и длине кистей, используемых художниками. Но, как и положено, у каждого мастера был свой секрет.В чём секрет популярности этого приёма? Ответить, что по какой-то одной причине эта техника стала популярной нельзя. За несколько десятилетий, что её открыто используют художники для рисования портретов с натуры и по фотографиям, интерес к ней то возрождался, то практически исчезал. Только на моей памяти, после выставленных мною видеороликов в интернете на русском языке, это её, можно сказать, третья «реинкарнация». Скорее всего это произошло сразу по нескольким причинам: 1) высокий уровень художников, которые являются лидерами в этой категории, 2) охват новой, более многочисленной аудитории, 3) интерес молодых и начинающих художников, прежде всего, как к способу заработать, особенно на портретах по фотографиям, 4) доступность материалов для работы. И, думаю, найдётся ещё несколько. Особенно в последнее десятилетие стала удобной работа по фотографиям в технике сухая кисть. Портреты с натуры отошли на второй план и у некоторых «учителей» не входят даже в процесс обучения. В начале нулевых годов в курортных городках в пик сезона в августе у меня была очередь на портрет с натуры на неделю вперёд. Сейчас такую ситуацию сложно представить. Многие предпочтут портрет по фото, долгому ожиданию.
Сколько стоит заказать в технике сухая кисть? Примерная стоимость указана на странице цены. Но более конкретно я могу сказать, получив фото или встретившись с вами лично.
Какие материалы используются и в чём особенности работы в этой технике? Для работы масляными красками на бумаге в технике сухая кисть нужно: фактурная акварельная бумага, масляная краска, кисти из свиной щетины или синтетики (кисти не должны быть слишком мягкими), ластик желательно мягкий, но чтобы не рассыпался при давлении (ластик является полноправным инструментом в технике сухая кисть). Краска сохнет примерно 2-3 часа, в это время работа ластиком эффективна, потом краска высыхает, и стереть её значительно трудней. Развести краску для работы довольно просто: выдавите краску на палитру, возьмите небольшой кусок акварельной бумаги. Сделайте на этом листке небольшой замес краски и масла (масло может быть любым: машинное, подсолнечное, льняное, оливковое). В общем, как простой замес краски в живописи, лишнее масло уйдёт в бумагу. На этом же листе кистью разотрите краску, чтобы не было мелких шариков и полос. От лишней краски на кисти можно так же избавиться, стерев её тряпкой или салфеткой. Не берите много кистей для работы для начала достаточно 4 — 5. После работы их необходимо мыть скипидаром или с мылом иначе краска высохнет, и кисть будет не рабочая.
Сухая кисть — это рисунок или живопись? Я сухую кисть считаю гибридным приёмом. Могу судить о своих работах, что использую одновременно приёмы живописи (особенно в цветной сухой кисти) и рисунка в портретах. Да и вообще современное искусство уже не имеет чёткой градации в стилях, направлениях, приёмах и техниках. Каждый художник выбирает свою специализацию и экспериментирует, а все эти классификации стилей, направлений и художественных приёмов удел «писателей статеек», которые не умеют картины ни писать ни их продать. Особенно меньше стоит доверять сайтам, подобным «Википедии», где информация не бог весть из каких источников.
Про сухую кисть | Страна Мастеров
Этот МК по технике «сухая кисть» создавался по просьбе Nastulya. Сразу оговорюсь, что самоучка-недоучка и на истину в последней инстанции не претендую. Перед вами всего лишь рассказ о том как это делаю я.
Вот мое рабочее место: мольберт со съемным планшетом (на мольберте работать удобнее, т.к. рука не качается бумаги, но и без него вполне можно обойтись). Сверху у меня закреплен рулон с бумажными полотенцами, что очень удобно в работе (вытереть кисть, руки…) Так что советую иметь под рукой рулончик с полотенцами или туалетной бумагой.
Инструменты: — бумага для акварели (у меня Невская палитра, фактура яичная скорлупа, формата А3)
— набор кистей, лучше брать жесткие, синтетику. У каждого этот набор может быть своим и устанавливается опытным путем. Например у меня такой: (см. сверху на коробке слева направо)лопаточкой щетина сонет №14, квадратные лицей синтетика №8 и №5, и тоненькая синтетика №3
— ластики мягкий и жесткий (ластик в сухой кисти служит скорее не как средство для исправления ошибок, а как изобразительный инструмент. Для удобства я периодически подрезаю его ножницами для получения острого края)
Вам понадобится любая черная масляная краска (обычно это сажа газовая, но у меня шунгенит) и палитра(я использую пластмассовую). Мастихин иметь вовсе не обязательно, растереть краску по палитре можно и кусочком бумаги. Итак выдавливаем на палитру небольшую горошину краски и растираем тонким слоем вот так:
Также я использую набор самодельных трафаретов. Делаются они очень просто: из картона (у меня коробки от детских каш) вырезаются ножницами на глазок или по эскизу. Все ситуации когда трафарет окажется полезен трудно перечислить, так что рекомендую сделать себе что-то на подобное крайнему слева — он самый полезный и универсальный.
Постараюсь на небольшом примере показать как работает трафарет (с его помощью можно быстро получить контрастную и аккуратную границу раздела тоновых пятен любой формы)
Также я всегда использую акварельную бумажку формата А4 для снимания лишней краски с кистей. Мое золотое правило: никогда не прикладывать кисть к работе после набора краски пока лишнее масло не будет оставлено на этой бумажке.
Итак приступим!
1 этап) простенький карандашный набросок без нажима на карандаш. Самое главное для меня на этом этапе не ошибиться с расположением радужных оболочек и линии между губ
2 этап) Выполняется квадратной кисточкой №5 из моего набора с очень небольшим количеством краски на ней (набирать краску надо всего 1 раз). На данном этапе нужно тонким, прозрачным слоем краски наметить основные детали. Наша задача не провести линии по карандашному эскизу, а обозначить границы между пятнами разного тона. Сверточности на данном этапе не требуется, черты лица будут постепенно уточняться по ходу работы.
3 этап) Также выполняется тонкими прозрачными слоями, но при помощи самой большой из ваших кистей (у меня щетина №14, но можно и больше. Некоторые даже используют строительные кисточки). Намечаем пятнами основные тени, но не доводим их до полной яркости. Важно проследить, чтобы на кисточке был минимум краски (я делаю так: хорошенько растираю кистью краску по палитре, а затем тщательно и с некоторым нажимом вытираю излишки о бумажку А4 круговыми движениями). На этом (и последующих) этапе подключаем ластик — выделяем самые светлые места на портрете
4 этап) Прорабатываем основные детали (в нашем случае глаза, нос, губы…). Здесь порядок работы уже не играет роли, хотя все начинают с глаз:) Намеченные нами тени помогут правильнее «посадить» черты лица. Тут хорошо следовать правилу: если что-то в портрете перестает получаться, оставить в покое эту деталь и переключиться на другую, с тем чтобы вернуться к ней попозже.
Был задан вопрос про то, как я рисую глаза кисточками. Сначала квадратной №5 размытым слоем намечаю радужную оболочку, зрачок, веко, складку на веке и самые темные места под глазом и на брови. Как-то так:
Затем тонкой кисточкой проводим более четкие линии (я для этого добавляю в краску маааленькую капельку льняного или подсолнечного масла, важно не переборщить!)
Той же кистью ресницы
Квадратной кистью с небольшим кол-вом краски добавляю тени и «размываю» линии там, где они получились излишне четкими. Так же на этом этапе (или позже) ластиком высветляю самые белые места (уголки глаз, нижнее веко). Главный блик я ставлю позже, в самом конце работы, т.к. иногда возвращаюсь к проработке глаз…
Прорабатываем другие черты примерно по той же схеме, что и глаза…
Постепенно, слоями продолжаем уточнять портрет (используем и большую кисть и поменьше и трафарет с ластиком…)
И т.д. Здесь я допустила ошибку с ухом (использовала разбавленную краску) исправить которую мне так и не удалось в дальнейшем…
Продолжаем работу, пока не получим желаемый результат
На завершающем этапе выделяем самые сильные блики ластиком (на носу, в уголках глаз…). Последней точкой в работе ставим блики на глазах. Я делаю это белой акриловой краской, так же можно использовать белую гуашь.
Ну вот и вся премудрость. На такую работу лучше выделить +- 3 часа, я же рисовала урывками по 15 мин в день и очень спешила, так что результат мог бы быть и покачественней. Но уж очень хотелось поскорее закончить, а времени катастрофически не хватало… Но помните, друзья мои, главное не результат, главное — это удовольствие от процесса=) так что рисуйте для души и не расстраивайтесь когда что-то не получается, ведь это как минимум бесценный опыт)
Как использовать технику рисования сухой кистью в акварели пошагово
Роб Дадли демонстрирует самый аккуратный способ создания невероятных текстур с помощью акварели.
Почему сухая кисть?
Я считаю технику рисования сухой кистью самой полезной в арсенале описываемых мной методов рисования акварельными красками, ее часто используют для передачи текстуры дерева, чешуйчатой текстуры, расположенной вдалеке изгороди или травы на переднем плане.
В представленной выше картине я использовал многослойную технику рисования сухой кистью, чтобы получить скалистую текстуру, убедившись при этом, что каждый слой полностью высох, и только тогда наносить следующий.
Как я использую технику рисования сухой кистью?
Следует работать быстрыми штрихами или легкими мазками кисти по бумаге, с целью нанести как можно меньшее количество краски на поверхность.
Если рассматривать поверхность бумаги для акварели как группу возвышенностей и низменностей, то мазки сухой кистью помогут добавить цвета вершинам гор и не затопить долины водой. В результате, на бумаге с ярко выраженной текстурой, более эффективно будут выглядеть данные объекты, нарисованные сухой кистью.
Предполагается, что на кисти не должно содержаться нисколько краски. У меня часто приготовлен рулон бумажных полотенец, чтобы промокнуть лишнюю влагу с кисти, либо удалить краску с поверхности.
Также лучше работать на сухой бумаге. Если углубления на бумаге содержат большое количество влаги, то они равномерно будут окрашены краской и весь эффект, созданный с помощью мазков будет уничтожен. Лучше использовать технику сухой кисти на небольших участках, если это возможно, в противном случае, неправильно нанесенный штрих растечется и вся текстура нарушится.
Какие материалы лучше использовать?
Лучше использовать акварель в тюбиках, а не в ручках при использовании техники рисования сухой кистью, так как они позволяют рисовать с минимальным количеством воды, и при этом сохранять необходимую для работы консистенцию.
Круглая кисть или с заостренным кончиком и щетиной из соболя считаются самыми лучшими кистями для данной техники – я использую размер 6 или 8. Использование кончика кисти подходит для создания острых, тонких ломаных линий, что крайне полезно для изображения швартовочных лодочных тросов или телефонных проводов. Нанесение мазков боковой или центральной частью кисти помогает создать более широкие штрихи, например, отдаленный пейзаж.
Широкая кисть подойдет для создания эффекта леса в плохую погоду. Проведите кистью по бумаге, чтобы нанести деревья – просто и эффективно, особенно если щетинки кисти будут расширены и содержать достаточное количество влаги.
1. широкая, прерывистая текстура
Возьмите кисть под острым углом по отношению к листу, так чтобы стороны щетинок касались бумаги. Быстрыми движениями перемещайтесь по поверхности, оставляя след, широкую ломаную линию, которая повторяет текстуру бумаги.
2 тонкие, острые штрихи
Для более острых, менее резких штрихов, увеличьте угол наклона кисти, поставив ее практически на кончик (практически вертикально) при контакте с бумагой.
Автор: Роб Дадли
Поделиться статьей:
Школа портрета. Рисуем мужской портрет в технике «сухая кисть»
Сегодня расскажу, как рисовать портрет мужчины в технике «сухая кисть». Мужской портрет предназначен защитнику Отечества, отцу семейства, брату, мужу, руководителю. Сильная половина человечества в вопросе портрета с натуры отличается скромностью и застенчивостью. Гораздо легче и успешнее нарисовать мужчину по фотографии. Сделайте удачный снимок на пикнике, за рабочим столом, в кругу друзей. От фотографии, где он получился добродушным, улыбчивым веет положительными эмоциями. Позитивное состояние создает хорошую атмосферу там, где будет расположен мужской портрет. Да и сам герой произведения с удовольствием будет переноситься в приятные воспоминания. Если вы хотите сделать легкий портрет, предлагается техника «сухая кисть», которая имеет множество достоинств. Тонкий слой масляных красок, мягко ложась на бумагу, создает объем портретному образу. Сквозь мягкие тени, бархатный взгляд, загадочность улыбки можно легко передать тень и радость прожитых лет, ум, доброту и даже профессиональную принадлежность.
Нам понадобятся:
1. Масляные краски: охра натуральная, краплак, умбра натуральная, сажа газовая, голубая любая. Желательно фирмы Мастер-класс.
2. Кисти плоская синтетика №30, №14 — 2 штуки, №8, №6 — 2 штуки, №2.
3. Стирательная резинка.
4. Фактурная бумага. Это может быть акварельная, яичная скорлупа, лен.
Делаем контурный рисунок мужского лица. На живых мастер-классах учу строить лицо. Сейчас задача — ознакомить вас с принципом работы сухой кисти.
Рисунок стоит обвести тонкой кистью №2, используя умбру натуральную. Затем наносим тонкий слой охры, поверх тонкий слой краплака. С красным цветом всегда нужно быть осторожным. Это мощный сильный цвет. Поэтому попробуйте на палитре, а потом уже наносите на лицо. Сразу можно создавать объем, лепим, что называется, форму, кистью наносим тон посильнее в углах глаз, под носом, под подбородком.
Кистью №6 рисуем радужку глаз.
Умброй натуральной усиливаем тени на глазах, под глазами, лепим форму носа. Подчеркиваем губы, особенно верхнюю и прокладываем тенюшки в уголках губ. Подчеркиваем кистью №6 овал, не забываем возрастные отличия — щечки слегка вниз. Охрой и краплаком подчеркиваем надбровные дуги и морщинки возле переносицы.
Усиливаем тени масляными красками охрой и умброй. Рисуем сажей газовой волосы. Стирательной резинкой «рисуем» седину, аккуратно вытираем по росту волос.
Наносим общий тон рубашки. Можно в процессе, а можно в конце всей работы над портретом. Не забываем о тени от рубашки и рефлекса, падающей от воротника. Для чистого голубого тона возьмите чистую кисть. Чтобы сразу покрыть всю плоскость, можно использовать кисть большего размера № 30 или №40.
Цветной портрет в технике сухой кисти сроднен пастельному рисунку. Такая же мягкая игра на полутонах. Многие интересуются, чем выполнен цветной портрет? Сложно предположить, что масляные краски могут ложиться на бумагу. Цветной портрет на разной фактурной бумаге по-разному воспринимается. Чтобы постичь более тонкие нюансы техники сухая кисть, прошу на живые мастер-классы.
С уважением, Светлана Белова.