История развития ковроделия и основные типы ковров ручной работы
С момента, когда люди научились обрабатывать шерсть животных для применения в быту, появилось такое направление, как ковроделие. Первые упоминания о ковровых изделиях, а также древнейших ткацких станках датируются XIV в. до н. э. (Древний Египет). Также археологи утверждают, что ковроделием занимались древние персы, греки и мидяне, а на Алтае – скифы.
В России ковры ручной работы использовались для обустройства быта и сохранения тепла в жилище. Восточные народы (дагестанцы и азербайджанцы) использовали мешки-хурджумы, в которых они перевозили продукты и различные вещи на вьючных животных. Представители других народностей использовали ковры в качестве приданого, выдавая девушек замуж. Несмотря на то, что цена на ковры ручной работы всегда была высокой, изделия нередко дарили храмам в виде пожертвования.
Ковроделие в современной России
Сегодня ковровые покрытия широко используются для декора помещений. Однако жители Тюменской и Курской областей, а также дагестанцы и чеченцы сохранили традиции ковроделия и до сих пор самостоятельно занимаются изготовлением покрытий. Обычно общий колорит изделия создается на основе использования одного или сочетания двух ведущих цветов. Вообще, при создании ковровых покрытий может использоваться порядка 30 разных цветов и оттенков.
Основные типы «ручных» ковров
Войлочные покрытия
Данная категория включает в себя изделия с мозаичным рисунком и валяные ковры. При выделке покрытий с валяным рисунком используется окрашенная и расчесанная непряденая шерсть. Рисунок появляется на поверхности покрытия посредством цветной шерсти. При этом шерстинки разного цвета связывают между собой в процессе валяния. Благодаря этой особенности гарантируется прочность готовой продукции, которая характеризуется высокой эстетичностью.
Мозаичные изделия создаются из отдельных элементов разного цвета, которые сшивают друг с другом с учетом особенностей узора изделия. Участки, где элементы соединены, обтачивают однотонной или цветной тесьмой. С ее помощью период эксплуатации изделия значительно увеличивается. Благодаря тому, что узор создается из готового войлока, который только потом сшивается, рисунок ковра со временем не меняется.
Тканые покрытия
В зависимости от технологии производства тканые покрытия подразделяют на: безворсовые, ворсовые, махровые. Ткань ковров выделывают из связанных нитей, располагающихся в отношении друг друга перпендикулярно.
Особенностью создания безворсовых изделий является то, что нити основы, расположенные по длине покрытия, замыкаются утком – нитями, расположенными по ширине. Таким образом, создается ковровый узор. Поверхность безворсовых ковров отличается идеальной гладкостью, при этом рисунок является идентичным с обеих сторон.
На лицевой стороне ворсовых ковров присутствуют маленькие узелки пряжи шерсти, связанных между каркасными нитями на каждые две пряди, которые пролегают по всей длине изделия. Разноцветные узелки соединяются по ширине покрытия и отрезаются максимально ровно. Плотность таких ковров зависит от количества узелков, имеющихся на поверхности покрытия. При этом плотность покрытия также влияет и на сложность художественного рисунка.
Махровые ковры изготавливаются по такой же технологии производства, что и ворсовые изделия за исключением, что узелки ставят значительно реже. В данном случае длина ворса на ковре может варьироваться в диапазоне 15 – 40 мм. Благодаря этому покрытия обладают чрезвычайной мягкостью и эстетичностью.
древнее искусство из Средней Азии, Этника
Ковроделие — это искусство, распространенное у многих народов Востока с незапамятных времен. Еще венецианский путешественник XIII-XIV веков Марко Поло писал, что туркмены делают «самые тонкие и красивые на свете ковры».
Туркменские ковры действительно отличаются высокими художественными качествами строгим ритмическим узором, богатством оттенков красного цвета. До середины XIX века их делали из нитей, окрашенных растительными красителями. Время придало им серебристый отблеск, так называемую «побежалость», которая очень ценится в старых туркменских коврах.
По орнаментальным многоугольным розеткам «гелям» ковры можно разделить на салорские, текинские, иомудские. По видам это большие настенные и напольные ковры, завесы на дверь юрты «энси», коврики для завешивания порога «гермеч», П-образпые коврики «капунуки» для обрамления входа в юрту, «халыки» и «асмалдуки» для верблюдов, ковровые полосы для стягивания остова юрты, торбы.
Вырабатылись ковры ручным способом. Количество узлов в отдельных туркменских коврах достигает 900 000 на один квадратный метр. Художественные качества ковра определяются его плотностью (количеством узелков), красотой тонов шерсти, тонкостью цветовых сочетаний, строгостью и гармонией орнамента.
Ковровое ткачество было распространено также у казахов и кыргызов. Наиболее характерны для этих народов ковровые изделия из валяного войлока.
*Кыргызские и казахские циновки из растения чий
Эффектны и валяные кошмы ярких цветовых сочетаний, рисунок в них не имеет точно очерченной границы и привлекает своей простотой и безыскусностью. Для их изготовления на циновке раскладывали шерсть (несколько одноцветных слоев), затем цветную шерсть накладывали узором (для этого обычно приглашали самую старую, опытную мастерицу), сбрызгивали горячей водой, закручивали в валик и раскатывали. Такие войлоки называются в Казахстане текеметами.
Интересны кыргызские и казахские циновки из растения чий (вид тростника), оплетенного цветной шерстью, предназначенные для убранства юрты. Они разнообразны по композициям орнамента, звучны по колориту, нарядны. Каждый стебель чия мастерица оплетала цветной шерстяной нитью, сделав предварительно разметку рисунка. Соединенные другими нитями между собой, стебли образовывали задуманный узор. При этом стебли чия были как бы основой, а шерстяные соединения нити — утком.
Народное искусство при всей традиционности, как правило, не имело трафаретов и отличалось свободой выражения, безграничной фантазией в компоновке орнаментов, что придало ему непреходящую ценность.
Автор — О.В. Румянцева.
Ковроделие — искусство с многовековой историей
Библиографическое описание:
Мирханова Н. У., Хакимова Г. А. Ковроделие — искусство с многовековой историей // Молодой ученый. 2018. №43. С. 296-299. URL https://moluch.ru/archive/229/53348/ (дата обращения: 07.02.2020).
Великолепным памятником народного искусства и богатейшим источником для изучения материальной культуры являются среднеазиатские ковры. При знакомстве с ковровыми изделиями можно понять, что это искусство имеет многовековую историю. Художественные типы ковров Средней Азии — результат труда и творчества многих поколений.
В исторических источниках, относящихся к концу первого тысячелетия до н. э., есть сведения о развитом производстве ковров в Вавилоне, Ассирии, Персии, Кавказе, о том, что ковровые изделия вывозились в Египет, Рим и Византию. Вот уже много десятилетий на страницах специальной литературы обсуждался вопрос о происхождении ворсовых ковров. Это свидетельствует о том, что искусство ковроделия у разных народов развивалось самостоятельно, это подтверждают наличие совершенно различных технических приемов и резкие отличия в орнаментальном убранстве всяких ворсовых ковров.
Точное время возникновения коврового искусства у народов Средней Азии не установлено, при изучении этого вопроса могут быть использованы два источника, это, историческая литература и данные археологических исследований. Все ковры по характеру узоров и технике исполнения можно разделить на три группы: ворсовые, безворсовые и войлочные. Многолетние исследования доказали, что мировое ковроделие сформировалось на основе пяти школ: это Персидско-Иранская, Бухарская, Кавказская, Европейская и Индокитайская школа. Каждая школа различается своим стилем, орнаментом и излюбленным цветом.
Рис. 1. Ковер “Солоргул”. Соткан из шерсти овцы Бухара. Середина XIX вв.
Бухарская ковроткацкая школа уделяла огромное внимание красному цвету, этот цвет огня был сформирован еще в зороастрийские времена. Цвет священного огня мастера умело перенесли на ковры и может поэтому о бухарских коврах говорят, «красный как огонь». Композиция для большинства этих ковров подбиралась особенно, важное место здесь занимала символика, которая бралась из жизни.
Персидские ковры различались присутствием холодных и теплых тонов, здесь умело совмещались и сливались голубые, зеленые, бирюзовые тона вместе с розовыми, красными и сиреневыми. В старину люди использовали естественные природные цвета, это цвета шерсти животных, затем начали обучаться технологиям приготовления различных цветов из растений.
Отличительной чертой ковроделия, является сочетание виртуозной техники и опыт технологии с высокими художественными формами.
«Пусть укажут другую область художественной промышленности, для правильного понимания которой требовалось бы такое множество разнообразных познаний», сказал по этому поводу А.Ригль, один из исследователей коврового искусства Востока.
В Узбекистане сегодня существует очень много промышленных ковровых фабрик, где мастерицы искусно ткут ковры вручную. В зависимости от региона, эти ковры различаются по цвету и орнаментальному узору. Возникновение мотивов коврового орнамента очень разнообразна и сложна. Вместе с новым и заимствованным орнаментом, в коврах живут и очень древние узоры. Бухарские длинноворсовые ковры, пестрят многокрасочными и неповторимыми узорами, тогда как самаркандские ковры ткутся в основном в синих, черных и красных тонах. Растительными узорами оформляются популярные хивинские ковры, в Фергане они имеют яркие синие и красные полосы. Каждый орнамент, цвет и рисунок на ковре, является оберегом для его владельца. К примеру, ковры, где изображено солнце, туморы (амулет) и рога горного архара, имеют магическое значение и призывают оберегать владельцев от всяческих бед, приносить удачу в дом и оберегать от дурного глаза. В искусстве ковроделия, так же отражались и племенная принадлежность отдельных орнаментов, очень ясно осознаваемая широкими народными массами.
Ковроделие — древний промысел, является одним из видов ткачества. Потребность в ковровых изделиях во всех кругах населения начала увеличиваться, потому что, ковры играют значительную роль в жизни современного общества. Восточный ковер обычно сравнивали с хорошим вином, то есть, чем старше, тем выше он ценился. Среди ковров особого внимания удостаивались шелковые ковры Узбекистана, производство которых всегда требовало особого терпения и умения.
В Бухаре в памятнике архитектуры XII-XVI вв. мечети Магоки Аттори, расположен музей ковров, который был открыт в 1991 году.
В экспозиции музея демонстрируются различные виды традиционного ковроделия. Мечеть Магоки — Аттори расположен в самом центре древней Бухары, и переводится как “Глубокая мечеть” или “Мечеть в яме”.
Рис. 2. Ковер “Дарвозагул”. Соткан из верблюжей шерсти. Бухара. XIX вв.
Это свое название Мечеть получила несколько веков назад, когда большая часть этого здания находилась под землей.
Каждый прибывший гость спешит оставить себе памятный сувенир, один из великолепных ковров приобретенный в память об Узбекистане, послужит не только украшением для Вашего дома, но также, обеспечит уют и наполнит Ваш дом удачей и благополучием.
Литература:
- В. Г. Мошкова «КОВРЫ народов Средней Азии конца XIX-НАЧАЛА XX вв». Издательство «ФАН» Уз.ССР. Ташкент-1970
- Н.Черепнин «Ковровые изделия Востока». Ленинград 1924
Основные термины (генерируются автоматически): ковер, бухара, цвет, красный, искусство ковроделия, Узбекистан, Азия, XII-XVI.
Значение слова КОВРОДЕЛИЕ. Что такое КОВРОДЕЛИЕ?
КОВРОДЕ́ЛИЕ, -я, ср. Ковровое производство. Цех ковроделия. Мастера ковроделия.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова кошара (существительное):
Кристально
понятно
Понятно
в общих чертах
Могу только
догадываться
Понятия не имею,
что это
Другое
Пропустить
Создаем панно с колосками в технике ручного ковроткачества
Данный мастер-класс смогут выполнить и взрослые и дети от 6 лет.
Для того, чтобы соткать панно в технике ручного ковроткачества вам понадобятся следующие материалы:
— рамка для ткачества со специальными пазами для нитей основы;
— нитки для основы — лён или хлопок;
— нитки, которыми будем ткать — шерсть, акрил, смесовые нити. Это нитки для вязания, но могут использоваться и нитки для вышивания;
— колоски и травы для фактур;
— обычная деревянная линейка или полоска плотного картона;
— ножницы.
1 шаг: Сейчас мы с вами будем сновать, то есть натягивать нити основы. В самом названии этих нитей «ОСНОВА» заключен их смысл. Это основные нитки, скелет будущего панно. На нитях основы мы будем создавать наше панно. Представьте, что вы натягиваете струны для арфы! Струны надо натягивать хорошо, чтобы они издавали хороший звук. Вот и нам с вами надо как следует натянуть основу, чтобы наше текстильное произведение звучало безупречно!
Итак, берем рамку и маток нитей, которые вы приготовили для основы — лён или хлопок.
Вокруг нижнего паза завязываем нить на 2 узла, чтобы нитка у нас не убежала в процессе натягивания основы 🙂
Далее, мы обматываем нитку основы вокруг каждого паза, сверху и снизу. Получается, что вы как бы змейкой обвиваете каждый паз.
Ура! Вот они — наши струны! Теперь делим нити на 2 ряда — верхний и нижний. Делается это очень просто.
Берем линейку или картонку, и пропускаем через наши струны. Опускаем картонку вниз, чтобы она упиралась в нижнюю часть рамки.
Теперь мы с вами будем завязывать фиксирующие узелки. Делается это для того, чтобы готовая работа не сползла с нитей основы. Нитки, которыми мы с вами будем вязать узелки и будем ткать называются — УТОК.
Для узелков нам подойдут те же нитки, что и для основы — лен или хлопок.
Каждую нашу струну мы обвязываем утком по 2 раза! Так надежнее. Принцип такой — мы обвиваем каждую ниточку основы утком. Обвиваем по 2 раза.
Повторяем это действие на всех нитях основы.
Шаг 2: Начинаем ткать!
Приступаем к созданию панно! Для этого берем объемные нитки. Это может быть шерсть, акрил, любые нитки для вязания. Чтобы работа была объемной, складывайте нитки в несколько раз. Я брала нити из натуральной домотканой овечьей шерсти, сложила их несколько раз и у меня получился объемный моточек.
Складываем наш моток пополам, чтобы получилась петля. Эту петлю обматываем вокруг первой нити основы.
Далее пропускаем наш уток через каждую нить основы так, чтобы одна нить основы была сверху, а другая снизу.
В обратном направлении повторяем тот же прием с той только разницей, что теперь та ниточка, которая была сверху, должна быть укрыта ниткой утка.
То, что мы с вами проделали называется ПРОКИДКА. Прокидка — это процесс ткачества. Одна прокидка — это ход нитки утра в одну сторону. Ход обратно — это следующая прокидка. Всё просто!
Продолжаем наши прокидки.
Добавляем нить утка другого цвета.
Плетение которое мы с вами делаем, называется «ПОЛОТНЯНОЕ». Это самое древнее плетение! На базе этого плетения развивались все остальные (саржа, рогожка и др.)
Итак, добавляем новые нитки другого оттенка. Продолжаем работу в той же технике.
Не забываем обматывать каждый новый уток о крайнюю нить основы.
Мы с вами делали полоски в технике полотняного плетения. Добавим немножко разнообразия 🙂 Техника остается прежняя, поиграем с нитками. Итак, я сделала одну прокидку коричневым утком и остановилась. С противоположной стороны основы я добавляю новый уток желтого цвета и делаю1 прокидку и останавливаюсь.
Потом я беру снова коричневую нить и прохожусь ею по сотканному полотну в одну сторону.
Получаются вертикальные полосы: коричневая, желтая и тд.
Ну что, двигаемся дальше? Берем колосок и вплетаем его в работу таким же образом как нити утка.
Сверху укрепляем наш колос утком из нитей. Это делается для того, чтобы колос не выпал из работы.
Я добавила несколько утков для красоты, но вы можете сделать 1 прокидку нитью и снова вплетать колосья.
Можем добавить сухоцветы и травы. Принцип вплетания такой же как у нитей.
Миксуем прокидки сухоцветами с обычной шерстяной нитью.
Работа постепенно подходит к завершению. Чтобы травы не осыпались «укрепляем» их прокидками из плотных нитей. Я использую в этой работе шерсть.
Добавляем в конце работы палочки. И фиксируем работу узелками, которые мы делали в самом начале.
Делаем это для того, чтобы работы не сползала с основы.
Шаг 3: Ура! Работа закончена, осталось её укрепить.
Снимаем работу с рамы, разрезаем между собой петли, которые получились в процессе намотки основы в пазы рамки. Если вы планируете повесить работу на стену, то верхние петли не обрезаем. Оставляем их как есть
Связываем между собой по 2 хвостика, что остались после разрезания петли. Делаем по 2 узла.
Когда узлы завязаны, перематываем между собой хвостики. Прячем их на изнаночную сторону панно.
Работа готова!
Если у вас возникнут какие-то вопросы, задавайте, я с радостью на них отвечу 🙂
Ковроделие
В нашей стране очень широко развито ковроделие. В России с давних пор зародилось мастерство изготовления самых разнообразных ворсовых и паласных изделий, валяных войлоков, циновок, узорных кошм. У каждого народа данная продукция не только имела определенное утилитарное назначение, но и украшала жилище, придавала ему национальные черты. По технике выполнения оно близко к традиционному ткачеству, поскольку для производства продукции используют такие же станки, что и в ткачестве, так же выполняют операции перемотки пряжи, трощения и сновки основы.
Особенно широко это искусство развито в горных районах нашей страны, где шерсть активно использовалась в изготовлении одежды и предметов быта. По технике выполнения ковроделие разделяют на паласное и ворсовое. Первые из перечисленных изделия имеют полотняное двустороннее переплетение, но за счет более толстых нитей шерстяного узорообразующего утка создается ровная застилистая структура, полностью закрывающая хлопчатобумажную основу (корд). При паласной технике выполнения узор образуется только цветом. Орнамент большей части паласной продукции состоит из геометрических фигур и очень условных растительных мотивов, изображений птиц, животных, памятников архитектуры и даже человеческих фигур.
Ворсовые виды продукции ручной выработки с изнаночной стороны гладкие, а с лицевой покрыты ворсом от 3 до 6 мм, который образуется при вязке узелков цветной шерстяной ниткой. При их выполнении применяют три вида узлов — двойной, полуторный и комбинированный. После навязывания нескольких рядов ковровщица обрезает их кончики специальными ножницами, добиваясь ровной поверхности ковра. Ворсовая техника ковроделия обладает своими особыми выразительными средствами. С ее помощью можно выполнить не только геометрический и растительный орнамент, но и сложные сюжетные композиции.
Ковроделие было характерно и для центральных русских районов — Воронежской, Белгородской и особенно Курской областей. Здесь искусство изготовления данной продукции зародилось в XVI — XVII вв., а промысел сформировался уже в XVIII в. Многие последователи данного вида искусства, продолжая традиции крестьянского ковроткачества Курской области, выполняют безворсовые ковры с ярким цветочным орнаментом. Для них характерна продукция с крупными, решенными объемно цветочными мотивами-роза, мак, тюльпан. Они выполняются в розово-красном цвете, который очень четко выделяется на черном фоне.
В начале XX века данный промысел развивался особенно бурно. Яркие изделия пользовались необычайно большим спросом у разных слоев населения. Их вешали на стены, стелили на пол, ими покрывали повозки. Не случайно отдельные виды продукции так и назывались «санные». Развитию промысла способствовало открытие Курским губернским земством специальной школы мастериц ковроделия.
Безворсовые курские изделия, старинные и современные, выполнены в счетной паласной технике, на ручных вертикальных станках. Современные мастера вносят много нового и в художественно-стилистическое решение продукции, и в процесс ее изготовления. Большая часть ковроделия выполняется теперь по шаблону. Это позволяет воспроизводить не только орнаментальные, но и сложные тематические композиции.
14. Русское ковроделие.
Ручное ковроткачество — это наиболее распространенный и один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства.
Как для восточных, так и для европейских ковров материалом изготовления служили шерсть, хлопок, лен, пенька. Шерстяные и шелковые нити использовались для утка; лен, пенька, хлопок — для основы. На протяжении столетий техника изготовления ковров не менялась.
В ковроделии России XVIII—XIX вв. ясно прослеживается две основные линии развития: одна из них связана с деятельностью помещичьих мастерских и фабрик, другая — с крестьянским домашним производством и промыслами. Крестьянские ковры представляли массовую дешевую продукцию, потребляемую ямщиками и извозчиками, а также используемую для украшения жилища.
Наиболее типичными для фабричных ковров конца XVIII — начала XIX в. являются плафонные композиции с выделенным в центре овалом или кругом. В их оформлении можно увидеть связь с домашними узорными тканями и вышивками.
Со 2-й половины XIX в. ковроделие развивалось в домашних условиях, принимая форму кустарного производства ковров на продажу, особенно в южнорусских и западносибирских районах. Здесь в селах было достаточно мастеров, шерсть была менее дорогой, и продукция находила сбыт у местного населения. К концу XIX в. изготовлением ковров начинают заниматься не только отдельные семьи, но и целые уезды.
К началу XX в. сформировались два основных района производства ковров. Ворсовое ковроделие интенсивно стало развиваться в Западной Сибири и на Урале. Центром безворсового ковроткачества стали Курская и Воронежская губернии.
Широкое развитие русского ковроделия было связано и с ямским промыслом. Ямщики использовали дешевые ковры и ковровые изделия для покрытия сидений саней, тарантасов, возков. Гладкие безворсовые и махровые изделия служили в качестве одеял для путешественников. В народе их называли попонами или каролинками. Недорогими ковриками покрывали лошадей. Большую известность получило производство ковров в селе Канаши и других селах Шадринского уезда.
В Шадринском уезде производились различные виды ковров: санные, настенные, налавочники, насундучники. Наибольшую известность получили санные ковры. Их назначение — утеплять и украшать сани — определило и особенности орнамента, и технику их изготовления (это ковры длинноворсовые с небольшой плотностью). Санные ковры имели необычное членение композиций. Часто их рисунок делился на две части, павлопосадские платки купить при этом каждая имела свой чаще всего растительный узор. Иногда середина санных ковров обрамлялась с двух сторон разными орнаментациями и колоритом, широкими каймами. Такие ковры имели подчеркнуто декоративное решение, их узоры и расцветки придавали им не только нарядный вид, но и были видны издалека, что имело большое значение в дальнем и длительном путешествии, особенно в зимнее время.
Сибирские ковры отличала повышенная декоративность, которая достигалась черным цветом фона и ярким цветочным узором красного, синего, зеленого и желтых тонов. Небольшая плотность ковров делала контуры орнамента размытыми, отчего узор обретал особую живописность.
Курское ковроделие зародилось в XVII в., со 2-й половины XVIII в. оно становится промыслом. Стиль безворсового шерстяного курского ковра — это крупный объемный цветочный узор из ярких красных и розовых роз, маков, тюльпанов на черном фоне. Ковры выполняются счетной (по счету нитей) техникой на ручных вертикальных станках.
Воронежский цветочный ковер имел узкую кайму по периметру, центральное место занимала композиция с букетами цветов, проработанных объемной светотенью. Фон использовали темный — черный, темно-синий, бордовый.
Для ковров Воронежской области характерны следующие особенности:
• замкнутая композиция с четко выделенной серединой и бордюром;
• компактное заполнение фонового пространства цветами;
• смешение в рисунках садовых растений различной формы и цвета;
• геометризованная линия рисунков-мотивов.
Композиции крестьянских ковров для быта составлялись из простых по очертанию ромбов, многогранников, геометризированных цветов; в крупные вписывались более мелкие аналогичных очертаний. Наряду с этим встречались обобщенные изображения людей, животных, птиц, вазонов. Пропорции длины и ширины ковров чаще всего, особенно ковров крестьянских, приближались к квадрату. Для окраски пряжи служили естественные красители. Цветов было немного — красный, синий, зеленый, желтый, черный. Но, используя их сочетания, мастерицы добивались большого художественного эффекта — звучности красок, гармонии в рисунках.