Кобылка кровля: Кобылки на крыше – важный элемент ее конструкции – Кобылка в стропильной системе — Кровля и крыша

Содержание

Кобылка кровли – устройство, размеры и монтаж

Крыша жилого дома имеет технически сложное устройство, в котором любой элемент конструкции делает ему отведенную роль и функцию. От соблюдения технологии монтажа кровли зависит ее надежность, срок работы и несущая свойство. Кроме того такие незначительные по размеру элементы как карниз влияют на функциональность конструкции.

В нашей местности, которая славится высокой снеговой нагрузкой зимний период, широкий карниз крыши – насущная необходимость, снабжающая надёжную эксплуатацию дома. Но, протяженность стропил не всегда позволяет сформировать широкий свес, исходя из этого для его устройства применяют кобылки. В данной статье мы поведаем о конструкции и функциях этих элементов.

Карниз кровли и его функции

Карнизом крыши именуют нижнюю часть кровельного свеса, которая выходит за пределы наружных стен сооружения. Он формируется за счет повышения длины стропильных ног каркаса кровли на 30-100 см, сверху он, как и другая поверхность ската покрывается, гидроизоляционным материалом, а снизу зашивается софитами, сайдингом либо досками. Карниз в конструкции крыши делает следующие функции:

  1. Защищает наружную поверхность стен и их отделку от попадания атмосферной жидкости на протяжении сильных ливней, снегопадов и обильного таяния снега весной. Именно поэтому внешний вид и целостность облицовки сохраняется намного продолжительнее.
  2. Предотвращает попадание воды вовнутрь стропильного каркаса крыши. Подшивка карниза защищает от капель, отскакивающих от крыши на протяжении косых дождей, но наряду с этим не затрудняют вентилирование подкровельного пространства.
  3. Придают кровле законченный, аккуратный внешний вид. Подшивка карниза закрывает неприглядную «изнанку» кровельного ската.
  4. Защищает окна от проникновения от проникновения прямых солнечных лучей, что довольно часто есть проблемой в жаркие летние дни.

Обратите внимание, что в средней полосе России умелые строители советуют возводить крыши с карнизами шириной не меньше 40-50 см, дабы обезопасисть отмостку здания от размывания дождями и потоками талых вод, стекающих со ската.

Как формируется карниз?

Широкий карниз крыши – залог надёжной эксплуатации и более эргономичного обслуживания здания. Он формируется за счет повышения длины кровельного ската на 40-50 см. Существует 2 технологии монтажа карниза:

  • За счет применения стропил большей длины. Самый несложный метод сформировать широкий карнизный свес – применять для монтажа стропильного каркаса стропильные ноги, протяженность которых на 40-50 см превышает длину ската. Но, у этого варианта имеется один минус – каркас получается достаточно массивным и дорогим. Помимо этого, в случае если скат крыши имеют длину больше 6 метров, то делается достаточно проблематично отыскать пиломатериалы, размеры которых разрешают сформировать более либо менее приличный карниз.
  • За счет монтажа кобылок. Дабы сформировать свес нужной длины модно применять кобылки. Кобылка кровли нужна, дабы расширить длину стропил, наряду с этим излишне не утяжеляя каркас. Они прикрепляются к концу стропильной ноги для повышения длины ската. Кобылк

Кобылка кровля: размеры, особенности проведения работ

Схема крыши с кобылкой

Когда речь идет о таком понятии, как кобылка, кровля с ней  монтируется с использованием карнизных свесов, закрытых коробами. С  помощью кобылок производится их удлинение. Данная статья расскажет об этом важном кровельном элементе и о том, как осуществляется закрытие карнизов.

Кобылка представляет собой отрезок доски, с помощью которого производится удлинение стропильной ноги, используемой при устройстве свесов крыши. Необходимость в ней возникает, когда длина доски, используемой для изготовления стропил, оказывается меньше, чем необходимо для устройства свеса. Без него, практически, невозможно отвести от стен стекающую с кровли воду. Если этого не сделать, то она в виде дождя или талого снега будет стекать непосредственно по стенам, которые будут постоянно мокрыми. Для предотвращения такой неприятной ситуации от стен делают отступ величиной не меньше 40 сантиметров.

Устройство крыши необходимо начинать с процессв замера остова строения, неверное вычесленные параметры которого могут усложнить проведение монтажных работ.

Доска, из которой делаются кобылки, по своей ширине обычно меньше ширины стропильной доски. Например, если стропила изготовлены из досок размером 150х50 мм, то для изготовления кобылок можно использовать доску с сечением 100х50 мм.

Использование кобылок в процессе монтажных работ по сооружению крыши и ее стропильной системы дает возможность:

  • при их изготовлении применять пиломатериалы с меньшей длиной доски;
  • облегчить подъем и установку на мауэрлат стропил, поскольку они будут иметь меньший вес;
  • с меньшими усилиями вывести линию свеса карниза, используя при этом более легкие по сравнению со стропильными ногами кобылки;
  • в случае, когда кобылка повредится или она подвергнется гниению, ее можно безболезненно заменить, не разбирая конструкцию крыши.

В наше время, как и в прошлом, есть мастера, которые могут делать резные кобылки,  кровля с которыми приобретает по-настоящему привлекательный вид. Дом с таким декоративным элементом отличается неповторимостью и оригинальностью.

Устройство карнизных свесов без кобылок

Карнизный свес без кобылки

Если под карнизом  сделать короба или изготовить деревянный каркас, то это будет прекрасной возможностью для облагораживания внешнего вида постройки. Все это позволит закрыть всевозможные выступающие элементы кровельной конструкции, к которым можно причислить обрешетку и стропила. Каким способом будут подшиваться различные элементы карниза, будет зависеть от типа изготовленного карнизного короба.

К наиболее эффективному  и простому методу изготовления такого короба относится монтаж каркаса с помощью лобовой или ветровой планки и подшивных реек. Они размещаются на нижней (внутренней) части стропил.

При использовании такого метода могут быть учтены вкусы хозяина постройки, поскольку существует два варианта обрезания концов стропил. Они могут быть обрезаны по отвесу так, что торец будет располагаться параллельно по отношению к стене. В другом случае, концы стропил могут быть обрезаны перпендикулярно стропильной оси.

Остановимся более подробно на варианте с параллельным обрезанием стропильных концов (при таком способе кобылка — элемент конструкции кровли, не предусмотрен):

  1. Выполнение работ потребует использования стропильных лесов, а также выдвижной лестницы. Для крепления кровельных элементов понадобится шуруповерт и саморезы по дереву;
  2. В первую очередь, необходимо прикрепить ветровую доску, затем последовательно крепится внешняя подшивная и внутренняя (стеновая) доски. Все доски имеют одинаковое сечение 150х20 мм;
  3. При изготовлении короба используются отобранные не витые и ровные доски. Они должны быть очищены от коры и не иметь в большом количестве сучков. Когда изготовление короба планируется сделать в качестве «подшивы», без использования отделочных материалов, то работу выполняют с использованием калиброванных сухих досок, имеющих сечение 50х20 мм.
  4. После того, как были закрыты фронтальная обрешетка и стропила, с целью защиты, производится обработка короба специальными растворами. Если есть желание, то короб можно обработать морилкой или покрыть лаком. В этом случает «подшива» будет служить дольше и наиболее эффективно.

Добиться наиболее качественного покрытия можно, используя достаточно дорогой, но по-настоящему эффективный корабельный лак.

  • В качестве закрывающего короб материала пользуются профнастилом марки С10, имеющим белый или светло-серый цвет. Может также использоваться виниловый сайдинг, который легок в монтаже и имеет небольшой вес.
  • Некоторые части карниза можно подшивать с использованием специального материала – софитов. Он представляет собой перфорированные пластины, изготовленные из алюминия или пластика. Хотя их стоимость считается довольно высокой, она оправдана за счет привлекательного внешнего вида материала и его высокой функциональности.
  • Независимо от материала, который был использован для подшивки карнизных планок, закрывать лобовые (ветровые) стороны короба придется с использованием внешних уголков, цвет которых должен совпадать с цветом самого короба. По размеру уголки должны быть 50 мм, их обортовка по размеру должна соответствовать ширине ветровой части.
  • С целью облагородить боковые стороны короба вырезаются крышки. Делается это вручную, а материалом служат гладкие листы, форма которых будет зависеть от формы торцевой части коробов.
  • Выполнить фронтальную «подшиву» намного проще. Делается это с помощью двух досок с сечением 150х20 мм, которые крепят к выступающей обрешетке. В дальнейшем их зашивают наиболее подходящим материалом.

Устройство карнизных свесов с применением кобылок

Когда для подшивания карнизов используется горизонтальная кобылка, кровля, особенности проведения работ которой могут отличаться друг от друга, монтируется с некоторыми дополнительными  сложностями и требует больших трудовых затрат.

Как конструктивный элемент, кобылка представляют собой не что иное, как доску с сечением 100х30 или 150х30 мм. В этом качестве могут выступать обрезки стропильных брусьев. Их крепление к стропилам осуществляется таким образом, чтобы расположение широких плоскостей было перпендикулярно по отношению к стене.

Осуществляя монтаж кобылок, было бы правильно взять за ориентир кирпичную кладку или же делать работы с использованием уровня.

После установки кобылок приступают к процессу крепления подшивных досок. Как результат, получается короб с нижней плоскостью, расположенной горизонтально. В дальнейшем короб можно оформить или украсить в зависимости от общей архитектуры подстройки и личных вкусов домовладельцев.

Приступая к монтажу карниза, не следует забывать о таком важном моменте, как способность кровли «дышать». Под этим подразумевается, что в подкарнизную часть должен попадать теплый воздух. Проходя через  такие элементы кровли, как стропила, обрешетка и кровельное покрытие, он устремляется наружу. Благодаря воздушному потоку происходит эффективная вентиляция, которая создает условия для сухого состояния крыши и продлевает срок ее службы.

Стропила с кобылкой

Исходя из вышеописанного, очень важно не допустить, чтобы какой-либо коньковый элемент или элемент карниза стал герметичным. По этой причине при выполнении монтажных работ нельзя применять монтажную пенку и силикон. Исключением являются только трубы. В противном случае, уже через несколько лет эксплуатации могут начаться нежелательные процессы, связанные с гниением конструкции крыши.

В настоящее время карнизы подшивают разными способами. Когда есть кобылка, крыша может быть отделана обычным треугольным карнизом. Он отличается простотой монтажа и по сравнению с другими выносными карнизами исключает такой нежелательный  момент, как неприятное гудение во время зимних вьюжных ветров.

Остановимся на основных правилах устройства треугольного карниза:

  1. Обрезание стропил необходимо делать заподлицо с внешними стенами. При этом не допускается, чтобы карниз свешивался над стеной. Если он все-таки свешивается, в местах стыка стропил и стены прибивают карнизную доску, снабженную водостоком.
  2. Образование карнизного выноса происходит в результате увеличения длины стропил с помощью кобылок. Они прибиваются непосредственно к стропильным ногам. То, что такой способ приобрел большую популярность, объясняется преимуществами, которые он имеет. Например, он гарантированно защищает подкарнизное пространство от дождевых капель, которые может задуть туда сильный ветер. Все это достигается при помощи несложного устройства под названием « кобылка». Кровля, размеры зазора с которой образовывают кобылки, должна быть обеспечена хорошей вентиляцией пространства, находящегося под крышей.
  3. Вынос карниза, там, где расположены кобылки, снизу  остается открытым. Его можно закрыть, используя оструганные и прифугованные подшивные доски равной ширины. Их толщина должна быть в пределах 25 миллиметров (подшивной карниз). Подкровельное пространство следует закрывать досками перпендикулярно стене и снизу. Стена и доски для вентиляции кровли также имеют между собою зазор.
  4. Карнизный вынос укрепляют при помощи консолей, снабженных металлическими или железобетонными анкерами. Их заделывают в стену. В таких местах кобылка заделывается с консолью заподлицо. Использование данного способа оправдано, когда подшивной карниз выносится на расстояние, которое является выше допустимого для кобылки из дерева.
  5. Кирпичный свес делается на каменных стенах домов, верхняя часть которых выложена  из кирпичей. При этом соблюдается постепенный припуск рядов на величину, которая не превышает третью часть длины кирпича(80 мм). Карнизный кирпичный свес не должен быть больше половины толщины стены.

Долговременная эксплуатация кровли во многом определяется качеством выполнения карнизных свесов. Во время их монтажа существенная роль отводится такому конструктивному элементу, как кобылка. Кровля, особенности проведения работ которой требуют грамотного выполнения карниза, может, в противном случае, промокнуть или потерять свои свойства из-за намокания теплоизоляции.

Для обеспечения долговечности и экономичности эксплуатации фасада и кровли разрабатывается комплекс мероприятий, которые выходят за рамки монтажа и поставки материалов. К вопросу создания качественной кровли необходимо подходить комплексно.

Карнизный свес

Карнизный  свес представляет собой визуальную границу, которая отделяет кровлю от внешнего фасада. Он берет не себя архитектурный акцент и является явным и очевидным элементом здания.  По этой причине, к процессу оформления карниза следует подходить с особым вниманием, поскольку он является одним из наиболее ответственных элементов постройки. Вследствие естественных теплопотерь на карнизном свесе может образовываться наледь. В результате, карниз может разрушиться или  может произойти закупорка подкровельной вентиляции карнизного свеса. Последствия могут быть самыми печальными – образуется конденсат, появится плесень, конструкция кровли начнет гнить и т.п.

Когда речь идет о подшивке карниза, то имеются в виду работы, связанные с монтажом декоративных элементов на нижней плоскости карнизных свесов. Декоративная отделка с использованием сайдинга, дерева, меди и других материалов не относится к наиболее важному этапу в процессе оформления карнизного свеса.

До ее формирования проводится проектирование и монтажные работы несущей конструкции карниза и составляющих кровельного пирога.

Проектные и монтажные работы по устройству карнизного свеса учитывают следующее:

  • Величину вылета карнизного свеса от опоры в виде несущей стены. Она является проектной величиной, зависящей от несущей способности конструкции и других факторов, которые учитываются при разработке проекта.
  • Обеспечивает ли карнизный свес достаточное поступление воздуха в подкровельное пространство.
  • Способы крепления декоративных элементов в виде панелей должны быть такими,  чтобы они обеспечивали их надежное функционирование при любой погоде.

Кобылка в стропильной системе — Всё о металлочерепице

Делаем кобылку в стропильной системе правильно

Завершающим элементом любого строения является крыша, представляющая собой сложную систему балок, скрепленных друг с другом. Основным элементом каркасной системы являются стропила, обеспечивающие необходимый уклон скатов. Для защиты стен строения от стекающей по кровле воды в стропильной системе применяется кобылка. Именно о ней и пойдет речь в дальнейшем.

Пару слов об устройстве крыши

Каркас крыши или стропильная система представляет собой сложный узел дома, состоящий из таких элементов, как:

  • Стропила – ребра каркаса, изготавливаемые из досок сечением 50х150 и служащие основой для монтажа кровельного пирога.
  • Мауэрлат – вспомогательный брус, закрепляемый по периметру стен в верхней их части. Основная его задача – опора нижних торцов стропил.
  • Боковые и коньковый прогоны – продольные доски или бруски, скрепляющие стропильные пары между собой, обеспечивая жесткость крыши и ее прочность.
  • Стойки – вертикальные подпирающие детали, помогающие сохранить целостность каркаса и передающие нагрузку от кровли на подпирающие части стен дома.
  • Лежень – продольный брусок нижнего расположения, служащий опорой для стоек.
  • Затяжка – горизонтальный обрезок доски или бруска, устанавливаемый между стропильными ногами для снижения распирающей нагрузки на стены дома.
  • Подстропильная нога – устанавливаемый под углом дополнительный подпирающий элемент, обеспечивающий сохранение прочности стропил. Это особенно актуально при большой ширине скатов.

Более подробно читайте в статье элементы крыши .

Каждая из перечисленных деталей по-своему важна и нужна. Каждая выполняет свойственные для нее функции.

Для удлинения стропил в нижней части, выступающей за плоскость стен дома, к деталям прибивают дополнительные обрезки досок меньшего сечения, которые и получили название кобылок.

Зачем увеличивать длину стропил

Как правило, стропила в нижней своей части опираются на верхушку стен. В домах из кирпича и блоков для удобства применяют упоминавшийся выше мауэрлат. В деревянных строениях в нем нет нужды. Крепление стропил выполняют непосредственно к стенам.
Допустим, стропила не будут наращиваться, и кровля будет настилаться, лишь слегка забегая за плоскость вертикальных конструкций дома или хозяйственной постройки. В этом случае влага будет стекать с крыши непосредственно на стены, что приведет к следующим негативным последствиям:

  1. материал стен будет промокать, пропуская влагу внутрь помещений, что обязательно приведет к образованию грибка и плесени, деятельность которых не полезна для человека;
  2. переувлажнение способствует быстрому разрушению материала стен.
  3. аналогичное воздействие на каркас дома оказывают повторяющиеся циклы замерзания и оттаивания.

Все вышеперечисленное привело к необходимости выноса края крыши за стены на 45-60 см в соответствии с имеющимся ГОСТом. Благодаря этому указанные негативные аспекты будут ликвидированы.

Почему не используют стропила большей длины

Первый способ, приходящий на ум для решения проблемы коротких скатов – удлинение стропил на требуемые 65-85 см в соответствие с расчетами по теореме Пифагора. Если учесть, что в зависимости от угла уклона кровли длина ребер каркаса может достигать 8-10 метров, то увеличение на кажущиеся небольшими величины приведет к росту нагрузки на каркас дома, которая и без этого достаточно велика.

Кроме этого, выход стропил за пределы стен потребует изготовления сложной пазовой системы крепления за мауэрлат. При установке нижним торцом процесс соединения происходит значительно проще. Удлинение стропил ведет и к росту массы деталей, что осложняет их подъем наверх. Работа по выравниванию нижних торцов длинных деталей для выведения их в общую плоскость также усложнена.

Использование кобылки позволяет немного снизить остроту данных проблем. Делается это за счет уменьшения толщины и ширины деталей, используемых для удлинения стропил. Если учесть, что нагрузка на нижние части ребер каркаса не велики, такой выход из ситуации считается оптимальным.

Подбираем материал

В случае решения в пользу установки кобылок необходимо выполнить качественный расчет длины будущих деталей. Лучше работы выполнять после монтажа основной стропильной системы крыши. При вычислении длины деталей не забудьте учесть нахлест на ребра каркаса, составляющий 30-55 см.

После этого отбираем материал для работы. В случае использования для стропил досок сечением 50х150 кобылки можно изготовить из досок 120х40 или даже 100х30. В основном в работе применяют пиломатериал хвойных пород. Следите за тем, чтобы влажность его была не выше 8-10%. Кроме этого обязательным является отсутствие в кобылках выпадающих сучков и гнилей.

Отобранные и отпиленные по требуемой длине детали обязательно обрабатывают антисептическими составами, препятствующими образованию грибков и плесени. Несмотря на то, что работает кобылка под кровельным настилом, влажность окружающего воздуха может оказать негативное воздействие на материал. Также нелишним будет пропитать древесину и антипиренами.

Монтируем детали на карниз

В настоящее время существует два основных способа изготовления карнизного свеса – с опорой его на стены дома и без нее. Первый вариант более прочен, так как в конструкции присутствует классический прямоугольный треугольник, диагональю которого является наша кобылка. Это способствует значительному снижению нагрузки на стропильное окончание и позволяет снизить размер его сечения.

Второй вариант предполагает подшивку кобылки сверху и снизу или только сверху. Такое решение перераспределяет нагрузку именно на места крепления к стропильной ноге. Да и толщина пиломатериала должна обеспечивать требуемую прочность конструкции.

Независимо от выбранного варианта, крепление кобылки к стропилам необходимо выполнять не менее чем в пяти точках. Длина гвоздя должна превышать суммарную толщину деталей не менее чем на 30-40 мм. Это необходимо для увеличения прочности соединения.

Обязательным условием является забивание гвоздей в противоположных направлениях – один крепеж устанавливают со стороны стропила, второй – от кобылки. И так чередуют в нескольких местах. Выступающие части гвоздей надежно загибают. При использовании саморезов их длину подбирают равной или немного меньшей общей толщины стропила и кобылки. Для лучшего крепления в кобылках можно просверлить 3-4 сквозных отверстия по диаметру шурупов.

Крепление элементов стропильной системы

Обрезают кобылки для бескаркасного карниза параллельно стене. При изготовлении подшивного скоса кровли доски обрезают параллельно почве.

Удобно использовать для этих целей электрифицированный инструмент – циркулярную пилу, электролобзик. Разметку производим с помощью малки или шаблона.

После монтажа всех стропильных удлинителей их обшивают обрешеткой и при необходимости утепляют. Нижнюю подшивку выполняют строгаными обрезными хвойными досками дюймовой толщины с последующей покраской. Вместо пиломатериалов для карниза применяют и перфорированные пластиковые панели – софиты.

Таким образом, технология монтажа карнизных кобылок не составит труда любому домашнему плотнику. Использование их позволяет решить массу задач и надолго сохранить стены дома в первоначальном виде.

Стропила из доски 50х150

Кобылка в конструкции крыши

Одним из самых ответственных этапов в строительстве дома является возведение скатной крыши. При этом недостаточно быть уверенным только в надежности несущей части и в добротности пирога кровли. Зачастую в процессе работы серьезные вопросы вызывает именно тот элемент, монтаж которого казался предельно простым и не стоящим особого внимания. Это в полной мере относится к карнизным вылетам крыши и к такому элементу их конструкции, как кобылка.

Кобылка – это необходимый элемент, увеличивающих длину карнизного свеса.

Что это такое и для чего необходимо?

Кобылка – это отрезок доски, с помощью которого удлиняют стропила для устройства карнизного свеса.

Он, в свою очередь, служит для отвода воды от стен дома, предотвращая их намокание. Это не только продлевает срок службы ограждающих конструкций, но и не ухудшает их теплотехнические показатели, что имеет особое значение для большинства климатических районов нашей страны. Кроме того, каждый видимый элемент крыши влияет на эстетическое восприятие здания в целом, и кобылки могут стать еще и яркими декоративными деталями.

Никто не сомневается в необходимости карнизов, при этом далеко не каждый является сторонником их устройства с применением кобылок. Еще один логичный вариант конструкции – использовать стропила большей длины, достаточной для организации свеса. Именно возможность или невозможность приобрести доску (брус) достаточной общей длины часто становится решающей в этом вопросе. В качестве дополнительного аргумента сторонники этой конструкции обычно приводят то соображение, что надежность целого стропила будет выше, чем составного. Однако в таком случае не следует забывать, что, отказываясь от кобылок, вы приобретаете более сложную врубку стропила в мауэрлат.

Схема присоединения кобылки.

Так или иначе, многие люди решают организовывать свесы кровли именно с применением кобылок. И не зря, ведь данный элемент конструкции дает нам несколько плюсов:

  1. Древесина под стропила берется только необходимой длины от конька до мауэрлата, что уменьшает их общую стоимость. Кобылки же изготавливаются из более дешевой доски сечением 5 на 10 см.
  2. За счет меньшей длины стропила упрощается их подъем и монтаж.
  3. Короткими кобылками просто и легко вывести точную линию свеса.
  4. В случае возникновения проблем с кобылками уже в процессе эксплуатации здания, проще заменить только их, чем все поврежденные части стропильной конструкции, для чего потребовался бы полный демонтаж кровли .
  5. Появляется возможность повысить эстетическую привлекательность дома, применив особенно красивый элемент – резные кобылки.
  6. Использование кобылки позволяет “переломить” идущую от стропила линию крыши и достигнуть этим определенного эстетического эффекта.

Как это правильно сделать?

Если решение об использовании кобылок в конструкции свеса уже принято, то появляются вопросы по поводу монтажа узлов кобылка – мауэрлат – стропила. Рассмотрим этот узел подробнее.

Сначала необходимо определиться с длиной свеса – расстоянием от конца кобылки до стены по перпендикуляру к последней. Следует заметить, что рекомендуемое значение зависит от материала, из которого выполнено здание. Для каменного дома этот параметр не должен быть меньше 45 см, для деревянного – не менее 60 см.

Виды карнизных свесов скобылкой.

Далее следует внимательно отнестись к выбору древесины: любые дефекты (сучки, кора, свилеватость) нежелательны. Перед началом монтажа необходимо обработать все деревянные элементы грунтовкой, антипиренами, антисептиками и подвергнуть любой другой обработке, направленной на продление срока службы. Все процессы должны происходить в соответствии с существующими строительными нормами и правилами. Таким образом, перед началом работ должны быть готовы: строительные леса, калиброванные доски, гвозди, саморезы по дереву, защитные растворы, пропитки и покрытия, материалы для отделки карнизного короба. Из инструментов понадобятся: лестницы, шуруповерты, киянки, молотки.

Кобылка стандартно крепится к стропильной ноге на 4 гвоздя. Причем 2 из них должны быть забиты насквозь в обратных направлениях и загнуты. Если пренебречь этими деталями, то можно получить слабые на разрыв конструкции. Также кобылка не крепится непосредственно к стропильной ноге. Для лучшего закрепления между ними прокладывается вставка – небольшой отрезок доски. Если крепеж производится толстыми гвоздями, то сначала под них следует просверлить небольшие отверстия, чтобы не расколоть стропила вдоль при забивании.

Чтобы выставить нижние концы всех кобылок конструкции по одной прямой, можно воспользоваться следующим способом. Сначала с особым вниманием прибиваются первые и последние кобылки на линии. По их окончаниям натягивается шнур. Дальнейший подгон и монтаж остальных консолей происходит по этому шнуру.

Завершаем монтаж карниза

Если для строительства были выбраны декоративные кобылки, или даже в обычных с помощью пропиток удалось выявить красивую структуру древесины, то в таком случае работа над организацией консолей может быть закончена. В остальных случаях прибегают к монтажу карнизного короба. Главное, что необходимо помнить, это то, что вся кровля должна “дышать”. То есть должна присутствовать циркуляция воздуха, поступающего от карниза, проходящего через все слои кровли и выходящего наружу. Этот процесс – естественная вентиляция, содержащая каждый элемент кровли в сухом состоянии и продлевающая срок службы конструкции в целом.

Для устройства карнизного короба к каждой кобылке горизонтально крепится еще один элемент – подшивная доска. Конструкция необходима для получения замкнутого контура: кобылка – подшивная доска – участок стены. Далее осуществляется подшивка карниза. Выбирая материалы и монтируя короб, следует помнить не только о том, что качество его исполнения будет влиять на эстетическое восприятие дома в целом, но и о необходимости создания именно “дышащей” кровли. Поэтому карниз, как и другие элементы кровли, нельзя монтировать герметично, не приветствуется использование монтажной пены или силикона.

Карниз – важный элемент крыши. Необходимо учесть все детали, ответственно подходить как к его конструированию, так и к оформлению. Пренебрежение приведенными в статье советами советами неминуемо ведет за собой нарушение микроклимата кровли, ускоренное гниение деревянных конструкций и досрочный выход из строя крыши в целом.

Поделитесь полезной статьей:

Кобылка крыши — устройство конструкции своими руками

Схема крыши с кобылкой

Когда речь идет о таком понятии, как кобылка, кровля с ней монтируется с использованием карнизных свесов, закрытых коробами. С помощью кобылок производится их удлинение. Данная статья расскажет об этом важном кровельном элементе и о том, как осуществляется закрытие карнизов.
Кобылка представляет собой отрезок доски, с помощью которого производится удлинение стропильной ноги, используемой при устройстве свесов крыши. Необходимость в ней возникает, когда длина доски, используемой для изготовления стропил, оказывается меньше, чем необходимо для устройства свеса. Без него, практически, невозможно отвести от стен стекающую с кровли воду. Если этого не сделать, то она в виде дождя или талого снега будет стекать непосредственно по стенам, которые будут постоянно мокрыми. Для предотвращения такой неприятной ситуации от стен делают отступ величиной не меньше 40 сантиметров.

Доска, из которой делаются кобылки, по своей ширине обычно меньше ширины стропильной доски. Например, если стропила изготовлены из досок размером 150х50 мм, то для изготовления кобылок можно использовать доску с сечением 100х50 мм.

Использование кобылок в процессе монтажных работ по сооружению крыши и ее стропильной системы дает возможность:

  • при их изготовлении применять пиломатериалы с меньшей длиной доски;
  • облегчить подъем и установку на мауэрлат стропил, поскольку они будут иметь меньший вес;
  • с меньшими усилиями вывести линию свеса карниза, используя при этом более легкие по сравнению со стропильными ногами кобылки;
  • в случае, когда кобылка повредится или она подвергнется гниению, ее можно безболезненно заменить, не разбирая конструкцию крыши.

В наше время, как и в прошлом, есть мастера, которые могут делать резные кобылки, кровля с которыми приобретает по-настоящему привлекательный вид. Дом с таким декоративным элементом отличается неповторимостью и оригинальностью.

Устройство карнизных свесов без кобылок

Карнизный свес без кобылки

Если под карнизом сделать короба или изготовить деревянный каркас, то это будет прекрасной возможностью для облагораживания внешнего вида постройки. Все это позволит закрыть всевозможные выступающие элементы кровельной конструкции, к которым можно причислить обрешетку и стропила. Каким способом будут подшиваться различные элементы карниза, будет зависеть от типа изготовленного карнизного короба.

К наиболее эффективному и простому методу изготовления такого короба относится монтаж каркаса с помощью лобовой или ветровой планки и подшивных реек. Они размещаются на нижней (внутренней) части стропил.

При использовании такого метода могут быть учтены вкусы хозяина постройки, поскольку существует два варианта обрезания концов стропил. Они могут быть обрезаны по отвесу так, что торец будет располагаться параллельно по отношению к стене. В другом случае, концы стропил могут быть обрезаны перпендикулярно стропильной оси.

Остановимся более подробно на варианте с параллельным обрезанием стропильных концов (при таком способе кобылка — элемент конструкции кровли, не предусмотрен):

  1. Выполнение работ потребует использования стропильных лесов, а также выдвижной лестницы. Для крепления кровельных элементов понадобится шуруповерт и саморезы по дереву;
  2. В первую очередь, необходимо прикрепить ветровую доску, затем последовательно крепится внешняя подшивная и внутренняя (стеновая) доски. Все доски имеют одинаковое сечение 150х20 мм;
  3. При изготовлении короба используются отобранные не витые и ровные доски. Они должны быть очищены от коры и не иметь в большом количестве сучков. Когда изготовление короба планируется сделать в качестве «подшивы», без использования отделочных материалов, то работу выполняют с использованием калиброванных сухих досок, имеющих сечение 50х20 мм.
  4. После того, как были закрыты фронтальная обрешетка и стропила, с целью защиты, производится обработка короба специальными растворами. Если есть желание, то короб можно обработать морилкой или покрыть лаком. В этом случает «подшива» будет служить дольше и наиболее эффективно.

Добиться наиболее качественного покрытия можно, используя достаточно дорогой, но по-настоящему эффективный корабельный лак.

  • В качестве закрывающего короб материала пользуются профнастилом марки С10, имеющим белый или светло-серый цвет. Может также использоваться виниловый сайдинг, который легок в монтаже и имеет небольшой вес.
  • Некоторые части карниза можно подшивать с использованием специального материала – софитов. Он представляет собой перфорированные пластины, изготовленные из алюминия или пластика. Хотя их стоимость считается довольно высокой, она оправдана за счет привлекательного внешнего вида материала и его высокой функциональности.
  • Независимо от материала, который был использован для подшивки карнизных планок, закрывать лобовые (ветровые) стороны короба придется с использованием внешних уголков, цвет которых должен совпадать с цветом самого короба. По размеру уголки должны быть 50 мм, их обортовка по размеру должна соответствовать ширине ветровой части.
  • С целью облагородить боковые стороны короба вырезаются крышки. Делается это вручную, а материалом служат гладкие листы, форма которых будет зависеть от формы торцевой части коробов.
  • Выполнить фронтальную «подшиву» намного проще. Делается это с помощью двух досок с сечением 150х20 мм, которые крепят к выступающей обрешетке. В дальнейшем их зашивают наиболее подходящим материалом.

Устройство карнизных свесов с применением кобылок

Когда для подшивания карнизов используется горизонтальная кобылка, кровля, особенности проведения работ которой могут отличаться друг от друга, монтируется с некоторыми дополнительными сложностями и требует больших трудовых затрат.

Как конструктивный элемент, кобылка представляют собой не что иное, как доску с сечением 100х30 или 150х30 мм. В этом качестве могут выступать обрезки стропильных брусьев. Их крепление к стропилам осуществляется таким образом, чтобы расположение широких плоскостей было перпендикулярно по отношению к стене.

Осуществляя монтаж кобылок, было бы правильно взять за ориентир кирпичную кладку или же делать работы с использованием уровня.

После установки кобылок приступают к процессу крепления подшивных досок. Как результат, получается короб с нижней плоскостью, расположенной горизонтально. В дальнейшем короб можно оформить или украсить в зависимости от общей архитектуры подстройки и личных вкусов домовладельцев.

Приступая к монтажу карниза, не следует забывать о таком важном моменте, как способность кровли «дышать». Под этим подразумевается, что в подкарнизную часть должен попадать теплый воздух. Проходя через такие элементы кровли, как стропила, обрешетка и кровельное покрытие, он устремляется наружу. Благодаря воздушному потоку происходит эффективная вентиляция, которая создает условия для сухого состояния крыши и продлевает срок ее службы.

Стропила с кобылкой

Исходя из вышеописанного, очень важно не допустить, чтобы какой-либо коньковый элемент или элемент карниза стал герметичным. По этой причине при выполнении монтажных работ нельзя применять монтажную пенку и силикон. Исключением являются только трубы. В противном случае, уже через несколько лет эксплуатации могут начаться нежелательные процессы, связанные с гниением конструкции крыши.

В настоящее время карнизы подшивают разными способами. Когда есть кобылка, крыша может быть отделана обычным треугольным карнизом. Он отличается простотой монтажа и по сравнению с другими выносными карнизами исключает такой нежелательный момент, как неприятное гудение во время зимних вьюжных ветров.

Остановимся на основных правилах устройства треугольного карниза:

  1. Обрезание стропил необходимо делать заподлицо с внешними стенами. При этом не допускается, чтобы карниз свешивался над стеной. Если он все-таки свешивается, в местах стыка стропил и стены прибивают карнизную доску, снабженную водостоком.
  2. Образование карнизного выноса происходит в результате увеличения длины стропил с помощью кобылок. Они прибиваются непосредственно к стропильным ногам. То, что такой способ приобрел большую популярность, объясняется преимуществами, которые он имеет. Например, он гарантированно защищает подкарнизное пространство от дождевых капель, которые может задуть туда сильный ветер. Все это достигается при помощи несложного устройства под названием « кобылка». Кровля, размеры зазора с которой образовывают кобылки, должна быть обеспечена хорошей вентиляцией пространства, находящегося под крышей.
  3. Вынос карниза, там, где расположены кобылки, снизу остается открытым. Его можно закрыть, используя оструганные и прифугованные подшивные доски равной ширины. Их толщина должна быть в пределах 25 миллиметров (подшивной карниз). Подкровельное пространство следует закрывать досками перпендикулярно стене и снизу. Стена и доски для вентиляции кровли также имеют между собою зазор.
  4. Карнизный вынос укрепляют при помощи консолей, снабженных металлическими или железобетонными анкерами. Их заделывают в стену. В таких местах кобылка заделывается с консолью заподлицо. Использование данного способа оправдано, когда подшивной карниз выносится на расстояние, которое является выше допустимого для кобылки из дерева.
  5. Кирпичный свес делается на каменных стенах домов, верхняя часть которых выложена из кирпичей. При этом соблюдается постепенный припуск рядов на величину, которая не превышает третью часть длины кирпича(80 мм). Карнизный кирпичный свес не должен быть больше половины толщины стены.

Долговременная эксплуатация кровли во многом определяется качеством выполнения карнизных свесов. Во время их монтажа существенная роль отводится такому конструктивному элементу, как кобылка. Кровля, особенности проведения работ которой требуют грамотного выполнения карниза, может, в противном случае, промокнуть или потерять свои свойства из-за намокания теплоизоляции.

Для обеспечения долговечности и экономичности эксплуатации фасада и кровли разрабатывается комплекс мероприятий, которые выходят за рамки монтажа и поставки материалов. К вопросу создания качественной кровли необходимо подходить комплексно.

Карнизный свес представляет собой визуальную границу, которая отделяет кровлю от внешнего фасада. Он берет не себя архитектурный акцент и является явным и очевидным элементом здания. По этой причине, к процессу оформления карниза следует подходить с особым вниманием, поскольку он является одним из наиболее ответственных элементов постройки. Вследствие естественных теплопотерь на карнизном свесе может образовываться наледь. В результате, карниз может разрушиться или может произойти закупорка подкровельной вентиляции карнизного свеса. Последствия могут быть самыми печальными – образуется конденсат, появится плесень, конструкция кровли начнет гнить и т.п.

Когда речь идет о подшивке карниза, то имеются в виду работы, связанные с монтажом декоративных элементов на нижней плоскости карнизных свесов. Декоративная отделка с использованием сайдинга, дерева, меди и других материалов не относится к наиболее важному этапу в процессе оформления карнизного свеса.

До ее формирования проводится проектирование и монтажные работы несущей конструкции карниза и составляющих кровельного пирога.

Проектные и монтажные работы по устройству карнизного свеса учитывают следующее:

  • Величину вылета карнизного свеса от опоры в виде несущей стены. Она является проектной величиной, зависящей от несущей способности конструкции и других факторов, которые учитываются при разработке проекта.
  • Обеспечивает ли карнизный свес достаточное поступление воздуха в подкровельное пространство.
  • Способы крепления декоративных элементов в виде панелей должны быть такими, чтобы они обеспечивали их надежное функционирование при любой погоде.

Источники: http://besedkibest.ru/o-kryshah/kobylka-v-stropilnoy-sisteme.html, http://kryshikrovli.ru/elementy/raznye/kobylka.html, http://roof-tops.ru/montazh/kobylka-krovlya/

Рекогносцировка на скатной кровле. Разбираемся, что такое мауэрлат, шпренгель, кобылка и другие элементы.

Элементы стропильной системы

Не только начинающему строителю, но и профессионалу бывает нелегко разобраться в счете на оплату материалов, спецификации или проекте при возведении скатной кровли. Непонятные для обывателя ендова, мауэрлат, кобылка, щипец, и другие незнакомые слова, могут поставить в ступор или посеять сомнения в искренности исполнителя заказа. Чтобы такого не происходило в статье собраны основные специальные понятия и определения.

Основой скатной кровли является стропильная система в виде треугольника. Почему именно треугольник? Это наиболее жесткая и экономичная конструкция для такой задачи.

В качестве материала для системы стропил в частном строительстве используют дерево, брус и доски. Для более серьезных сооружений каркас делается из металла. В первую очередь рассмотрим основные элементы стропильной системы и узнаем для чего они нужны.

Для примера взята вальмовая кровля, т.к. ее конструкция позволяет показать максимум элементов стропильной системы.

стропильная система

Стропило или стропильная нога принимает на себя основную нагрузку кровельного покрытия и снега с ветром. Эта нагрузка идет на мауэрлат, который в свою очередь передает ее на несущие стены. Чем больше нагрузка, чем чаще нужно ставить стропила.

Диагональные стропила (накосные ноги) используются в вальмовых крышах и устанавливаются в количестве 4-х штук. Нижняя часть досок упирается в углы дома, верхние сходятся к торцам конькового прогона.

Коньковый прогон – это вершина стропильной конструкции крыши и основа для конька. Брус делают из бревна широкого сечения или сколачивают вместе две доски толщиной от 50 мм.

Подкос помогает снизить нагрузку со стропил и частично передать ее на затяжку.

Затяжка применяется в висячих стропильных системах и представляет собой балку перекрытия, которая держит стропильные ноги, образуя треугольник.

Шпренгель, шпренгельная ферма или стойка (от нем. sprengen — распирать) устанавливается в нижней части накосного стропила и используется в основном в конструкциях с большими пролетами. Этот элемент служит в качестве усиливающих опор и для уменьшения прогиба диагональных стропил.

Нарожники представляют собой укороченные стропила, которые соединяют диагональные стропила с мауэрлатом.

Мауэрлат принимает на себя основную нагрузку стропильной системы и передает ее на несущие стены. Брус прокладывается на гидроизоляцию и идет по периметру строения. Монтируется к несущем стенам анкерным крепежом.

Ветровая балка защищает стропила от сдвига при сильном ветре и монтируется по диагонали от чердака к низу стропильной ноги. Устанавливается в регионах сильно подверженных ветрам.

Кобылка продолжает стропильную ногу и устанавливается в том случае, когда длины стропила недостаточно для создания карнизного свеса. В случаях, когда кобылка остается видимой она может украшаться резным рисунком.

Стойки используются для передачи нагрузки от конька на несущую стену здания.

Лежень перераспределяет нагрузку на перекрытия от опор. С помощью лежня нагрузка из точечной переходит на более обширную площадь. Устанавливается строго горизонтально. Выполняется из деревянного бруса хвойных пород.

Все эти элементы в совокупности составляют скелет кровли, на который собирается вся кровля в том числе тепло-, паро-, гидроизоляция и кровельное покрытие.

Основные элементы скатной кровли

Поверх стропильной системы укладывается основное покрытие, выполняются узлы примыканий и защита кровельного пирога.

скатная кровля

Кровельный скат самая большая и объемная часть кровли, представляет собой плоскость крыши. Именно для по этой плоскости выбирают тип кровельного покрытия, цвет, фактуру.

Конек— это горизонтальная линия, которая образуется в результате пересечения двух скатов. Часто в коньковой части предусматривают проходы для организации вентиляции подкровельного пространства. Само понятие «конек» пошло еще со времен язычества, когда самую высшую точку на избе украшали резной головой коня в качестве оберега. Таким образом, хозяева показывали, что они почитают и уважают богов.

Наклонные ребра идут от карниза и заканчиваются или вершиной. Например, кровля в виде башни из треугольных секторов. Представляют собой внешний угол, который образует соединение двух смежных скатов.

В местах где образуется встречный водному потоку внутренний угол, например, печная труба прямоугольного сечения, устанавливается разжелобок, который разрезает водный поток и отводит в обход трубы. Это одно из самых уязвимых мест на кровельном скате и поэтому нуждается в особом внимании.

Фронтонная стена или фронтон завершает фасадную часть здания и ограничена с двух сторон кровельными скатами и карнизом.

Фронтоны (щипец, торцы) – торцевая часть ската со стороны фронтонов. Фронтоны оформляются фронтонными элементами (фронтонная черепица, фронтонная планка, щипцовый элемент), которые защищают стропила, торцевую доску и фасад здания от воды. Фронтон еще могут называть щипец или просто торец.

карнизОт ширины карнизного свеса зависит будут ли попадать дождь или капель со ската на фасад дома, подхватываемые ветром, или нет. Желательно чтобы карнизный свес был 500мм, а для кровель с неорганизованным водостоком не менее 600мм.

На домах с разноуровневыми крышами как правило встречаются места где кровельный скат упирается в фасад. Узел сопряжения кровли с вертикальной стеной называется примыкание. В таких случаях узел выполняют при помощи металлических угловых планок, которые монтируются поверх профилированных жестких материалов (металлочерепица, профлист и т.п.). Если кровля из битумной черепицы, покрытие укладывают с заходом на примыкающую стену и крепят рейкой.

Ендова – это внутренний угол, который образуется пересечением двух скатов. При устройстве ендовы на мягкой кровле, на обрешетку из ОСП сначала укладывают подкладочный ковер, затем по оси фиксируют специальный ендовный ковер. После этого укладываются гонты битумной черепицы.

Лобовая доска— крепится к торцам стропильных ног в карнизной части. Лобовая доска защищает стропильные ноги от намокания, а также к ней крепят кронштейны желоба водосточной системы.

Нижнюю часть карнизного свеса зашивают софитными планками. Софит служит архитектурным элементом и защищает подкровельное пространство от задувания осадков, пыли, листвы, а также попадания насекомых и птиц. Часто в качестве софитов выбирают готовые специальные сайдинг-панели, которые могут быть сплошными или с перфорацией. Софиты с перфорацией обеспечивают приток воздуха для обеспечения вентиляции подкровельного пространства.

Если перед вами стоит задача по возведению кровли, то вы всегда можете обратиться к специалистам нашей компании для консультации по кровельным материалам, за расчетом материалов и организации поставки всего кровельного пирога.

Стропильная система

Из этой статьи вы узнаете, что такое стропильная система и стропила, какие бывают разновидности кровли.

Мы рассмотрим устройство стропильной системы крыши, разновидности крыш, достоинства и недостатки самых популярных видов. Также статья расскажет об альтернативе деревянной стропильной системе.

Стропильная система — это конструкция, которая поддерживает кровлю, защищает дом от ветра и осадков, и в некоторых случаях создаёт дополнительное пространство (чердак, мансарду). О том, из каких элементов она состоит, какие бывают разновидности устройства этой конструкции, рассмотрим более детально.

Виды стропильных систем

Разновидностей систем устройства крыши существует очень много. Условно их можно подразделить на традиционные и индивидуальные. Для простоты восприятия мы раскроем несколько базовых терминов.

Стропила или стропильная нога — наклонный элемент, одно из рёбер ската крыши. Располагается от конька до опорной стены, либо до края (свеса) крыши.

Скат крыши — плоскость кровли, расположенная под углом к горизонту (как правило, от конька к стенам).

Конёк крыши — прямая, по которой стыкуются скаты (плоскости) кровли. Его проекция, как правило, проходит между двух несущих стен дома.

Мауэрлат — основание стропильной системы. Обвязка из толстого бруса или доски по несущим стенам.

Кобылка — элемент, удлиняющий стропила для устройства свеса крыши.

Мансардный этаж или мансарда — жилое помещение на чердаке дома, площадью меньше нижних этажей. Крыша имеет ломаную форму.

Традиционные стропильные системы

Наиболее простые и проверенные конструкции, для создания которых достаточно минимального уровня знаний и навыков. Конструкция традиционных систем сложилась исторически в течение многих веков, поэтому их можно назвать оптимальным решением для большинства случаев. При создании традиционной системы, для здания размерами не больше средних (до 80 кв. м), используется только необходимый минимум деталей, смонтированных интуитивно понятным способом.

Односкатная крыша

Стропильная система кровли, состоящая из одного ската, применяется только на временных и подсобных зданиях — гараж, сарай или пристройка, терраса, навес, козырёк. Для создания такой системы ряд стропил приподнимается с одной стороны (по опорной стене) на высоту от 1/10 (уклон 10%) до 1/3 (уклон 33%) от длины проекции стропил (расстояния между опорными стенами).

Свойства такой стропильной системы редко позволяют использовать её для жилых зданий из-за ограниченной площади ската, а значит и всего здания. Несмотря на самый малый расход кровельного материала, односкатная планировка наименее эффективно организовывает подкрышное пространство. Для того чтобы обеспечить достаточную несущую способность, используют мощные балки.

Двускатная крыша

Самый простой вид крыши для жилого дома. Стропильная система двускатной крыши представляет собой две плоскости, созданные стропилами, которые сходятся в коньке. В большинстве случаев скаты делают равными по размерам.

Достоинства:

  1. Не требуется состыковка дополнительных плоскостей.
  2. Меньший отход кровельного материала (отсутствует подрезка под угол).
  3. Самый малый расход материала.
  4. Самый малый суммарный вес всех элементов.
  5. Мауэрлат устраивать необязательно.
  6. Большое разнообразие вариантов — от бесчердачной кровли высотой 400 мм до полноценного мансардного этажа.
  7. Разброс длины скатов — от 1 до 6 м.

Недостатки:

  1. Распределение нагрузки на две несущие стены.
  2. Вертикальный фронтон воспринимает значительную ветровую нагрузку.
  3. Расход стенового материала для фронтона (как правило, он дороже кровельного).
  4. Обычный внешний вид.
  5. Двускатная кровля деформируется быстрее, чем четырёхскатная из-за меньшего пространственного раскрепления.
  6. При большой снеговой нагрузке необходимы дополнительные опоры и уменьшение угла конька (сделать его более острым)*.

* — уменьшение угла конька возможно только путём увеличения высоты подчердачного пространства, т. к. несущие стены неподвижны.

Скаты чаще всего имеют равные размеры, но встречаются и неравноскатные крыши. Оптимальный угол конька — 90°. Двускатная стропильная система подходит для любых зданий, с облегчённым кровельным материалом (все современные материалы — металлочерепица, профиль, шифер и т. д.).

Четырёхскатная крыша

«Производная» от двускатной крыши. Стропильная система четырёхскатной крыши сложилась исторически. Из-за применения в качестве кровельного материала глиняной черепицы, которая имеет большой вес, возникла необходимость распределения нагрузки по всем стенам и углам здания. При опоре концов стропил на мауэрлат, к ним наращивают кобылки для увеличения вылета крыши и водоотвода.

В этой вариации двускатная стропильная система получает два дополнительных ската. Иными словами, фронтон заменяют скатом крыши, который имеет треугольную форму и называется «вальма». Именно поэтому четырёхскатные крыши чаще всего являются вальмовыми.

Достоинства (в сравнении с двускатными):

  1. Значительно большая несущая способность.
  2. Пространственная жёсткость стропильной системы.
  3. Нагрузка распределяется на четыре несущие стены.
  4. Замена стенового материала кровельным — меньше нагрузки на фундамент.
  5. Гашение ветровой нагрузки на фронтон наклонным скатом (вальмой).
  6. Способность выдержать кровельный материал и снеговую нагрузку значительного веса.

Недостатки:

  1. Требуется развитый навык плотника.
  2. Обязательное устройство мауэрлата.
  3. Больший расход материала стропильной системы.
  4. Больший расход кровельного материала (угловая подрезка).
  5. Больший суммарный вес всех материалов.
  6. Часть чердака недоступна из-за вальмы.

Стропильные системы, которые имеют более 4-х скатов, называют многоскатными. Они принципиально повторяют систему четырёхскатной крыши, но проектируются индивидуально, исходя из особенностей здания.

Индивидуальные стропильные системы

В случае, когда здание имеет сложную форму в плане или сложную планировку подчердачного пространства, стропильная система превращается в сложный конструктивный элемент с комбинированными функциями. Возведение таких систем требует высокого мастерства плотника и понимания распределения нагрузки в процессе эксплуатации. Мы рассмотрим наиболее распространённые случаи комбинированной кровли.

Мансардная стропильная система

Самая простая из индивидуальных. В основном применяется при реконструкции здания — надстройке дополнительного этажа. В этом случае между несущих стен перекидываются балки, которые служат основой перекрытия и затяжкой одновременно. По балкам устанавливается ряд вертикальных стоек высотой от 1,5 до 2,5 м. По верху балок устраиваются скаты крыши и конёк.

Преимущество такой организации чердака:

  • комбинация функций помещения;
  • уменьшение площади кровли, несущей снеговую нагрузку;
  • расширение жилой площади дома.

Вальмовая стропильная система

Как было сказано, вальма — треугольный скат вместо фронтона двускатной кровли. Поэтому вальмовой она называется по принципу устройства. Например, в случае, когда такой скат устраивается только с одной стороны, такая кровля называется вальмовой трёхскатной. Принцип её устройства описан в разделе о четырёхскатной кровле.

Частный случай вальмы — полувальма. Фронтон и вальма пересекаются выше уровня перекрытия. Практического смысла в таком решении нет (кроме незначительного снижения ветровой нагрузки), но здание приобретает интересный внешний вид. Комбинация вальм, козырьков и мансардных окон создаёт эффектный внешний вид.

Ещё одни частный случай вальмовой кровли — шатровая. Крыша имеет четыре ската-вальмы, которые сходятся в одной точке. Такая крыша не имеет конька и подходит только для домов квадратной формы в плане.

Купольная и сводчатая кровли

Применяются при исторической отделке, в зданиях, представляющих художественную ценность. Стропильная система в виде купола или ангара, колпака башни или волнообразная — сама по себе произведение искусства. Здесь потребуется не просто понимание нагрузки, но и кропотливые вычисления с учётом климатических условий, особенно ветровой и снеговой нагрузок.

Материал для крыши

С кровельным материалом определиться довольно просто — исходя из внешнего вида. Но к выбору материала для стропильной системы следует подойти более тщательно. Традиционно её принято создавать из дерева. Это вполне объяснимо, учитывая свойства этого материала — малый вес, лёгкость обработки, относительно невысокая стоимость. Однако дерево имеет существенные недостатки, которые отрицательно сказываются на всей конструкции:

  1. Усушка. Со временем любой деревянный материал рассыхается, при этом увеличиваются размеры посадочных мест метизов. В результате крепления ослабевают. Именно поэтому при возведении стропильной системы рекомендуют использовать не гвозди, а шурупы (саморезы).
  2. Подверженность гниению и поражению насекомыми. Увы, это судьба всех натуральных материалов. К тому же владельцы домов редко вспоминают о профилактической обработке дерева.
  3. Относительно малая несущая способность. Дерево хвойных пород не держит существенных нагрузок на срез, смятие и излом.

Во многих случаях применение дерева становится нерентабельным и неудобным — чтобы обеспечить достаточную несущую способность, требуется слишком большое сечение элемента. Тогда стропильную систему выполняют из металла. Вот наиболее распространённые случаи применения стальной стропильной системы:

  1. При значительных пролётах. Металлические фермы могут быть до 12 метров длиной.
  2. При значительной нагрузке. Стальной рамный каркас выдержит кровлю даже из бетона.
  3. При строительстве монументальных сооружений (храмов, вокзалов, музеев). Когда требуется ограждение больших пространств, например, подкупольных — используют стальные фермы, рассчитанные индивидуально. Помимо несущей способности здесь требуется продолжительный срок службы — от 100 лет.
  4. Если предполагается повышенная влажность. Дерево при воздействии влаги теряет свойства во много раз быстрее, чем металл.

Правильно рассчитанная и собранная стропильная система — залог надёжности и уюта всего дома.

Виталий Долбинов, рмнт.ру

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *