Как стать профессиональным резчиком по дереву: Профессия резчик по дереву — как научиться и сколько можно заработать – Как стать мастером резьбы по дереву

Содержание

Как стать мастером резьбы по дереву

Как стать мастером резьбы по дереву

2 Декабря 2013

/ Просмотров: 853

Резьба по дереву — это возрождающийся вид декоративно-прикладного искусства. Ранее резьбой по дереву украшали ставни окон, ворота, карнизы фронтонов. Сейчас с ее помощью оформляют предметы интерьера – столы, стулья, рамки для картин, а также изготавливают целостные фигуры и поделки. С помощью разных техник и видов резьбы каждая деталь получается уникальной и неповторимой. Мастер резьбы по дереву весьма востребованная профессия на данный момент, так как настоящих опытных мастеров осталось мало, а выполненная ими работа дорого цениться.

Как стать мастером резьбы по дереву

Так как данный вид искусства только возрождается, то найти профессионального учителя с большим опытом сложно. Найти подходящего человека предлагающего частные уроки можно через сеть интернет. Кроме того, в сети выложено множество различных мастер-классов и видеоуроков. В них содержаться примеры как мастер делает ту или иную вещь или рассказывает о том, как выполнить тот или иной прием. Хоть это и сложно, но если захотеть, можно горы свернуть в поисках нужной информации и людей.

Но, прежде чем приступать непосредственно к резьбе, нужно подготовиться. А именно, выбрать и оборудовать место для работы в квартире или частном доме. Желательно, чтобы выбранное место было хорошо освещено и проветрить его было очень просто. Так как в процессе работы часто возникает древесная пыль, которая в большом количестве может быть опасна для здоровья человека. Отдельно стоит уделить внимание необходимому оборудованию. Не обязательно сразу покупать всевозможные инструменты для резьбы, ведь есть некоторые весьма специфичные, которые подходят только для одного вида резьбы, а в другом не используется и вовсе. Вводный курс в данную сферу деятельности позволит выбрать наиболее интересующий вид резьбы и подскажет, какие именно инструменты для работы понадобятся. Так, для сквозной резьбы используются различные виды стамески, резец-уголок. В рельефной резьбе используются косяки и клепики.

Независимо от того, что многие знания в данной области были утеряны, массовый интерес к возрождению этого направления искусства помогает не только возродить утраченное, но и привнести новое. Соединить прошлое и настоящее. Новые мастера стараются не только повторить то, что было до них, но и сделать что-то новое, того, что раньше никто не делал.

Написать комментарий

Есть такая профессия: резчик по дереву – мастер живых форм и красивых текстур

С раннего детства он любил рисовать и мастерить разные поделки. Однажды, попав в домашнюю мастерскую отца своего друга, он, одиннадцатилетний мальчишка, влюбился без памяти – его глаза, глядя на инструменты, с помощью которых создаются изделия из дерева, больше не могли не гореть желанием творить.

«На мой взгляд, дерево – самый теплый материал во всех смыслах этого слова и самый могущественный», — признается Богдан Грицак. Сегодня он один из самых известных резчиков в России и на Украине, владелец собственной мастерской Artwoodbg. Его изделия знает каждый, кто ценит эксклюзивную ручную работу, высокое качество и эстетику древесины.

Дерево во всех его проявлениях околдовывало его всегда: он не мог без замирания сердца смотреть на стройные стволы сосен, а текстуры дуба и груши будоражили его воображение. Невозможно поверить своим глазам: вещи, которые создает Богдан, эти изящные шкафы на ножках с завитками, вырезанными ягодами и волосинками волчьей шерсти, сделаны из куска дерева. Того самого куска, мимо которого любой пройдет, не дрогнув. А вот Богдан способен чувствовать его тепло и мощь, дать жизнь в новой форме.

Богдан Грицак согласился рассказать нам о своей профессии во всех деталях.

Что это за профессия? Какую цель ставит резчик?

То, чем я занимаюсь, называется художественная обработка древесины. Это вид декоративно-прикладного искусства. К сожалению, сама профессия довольно редкая на сегодняшний день. Компьютерный прогресс, повлиявший на распространение ЧПУ-станков, сократил появление на свет настоящих шедевров, ведь они, как мне кажется, создаются только руками! Для меня резьба по дереву – это путь к счастью через духовность творчества. Чем больше отдаю красоты, тем больше заряжаюсь позитивной энергией. Искреннее и честное искусство – это мощно и навсегда. Это вдохновляет!

Что делать человеку, который решил стать резчиком? С чего начать?

Как минимум – прочитать ознакомительную книгу о резьбе по дереву. Посмотреть на то, как работают мастера. После чего нужно обзавестись стамеской «нож-косяк» и липовой дощечкой. Начинать нужно с геометрической резьбы… это идеальное и простое знакомство с режущим инструментом и древесиной. В этом стиле резьбы тоже есть профессиональные виртуозы, которые могут вдохновить. Если знакомство прошло успешно, и вы подружились с этим прекрасным искусством, можно обзаводиться минимальным набором стамесок для художественной резьбы по дереву. И покорять новые вершины. Идеально, конечно, иметь за плечами художественную школу или уметь рисовать!

Где можно научиться резьбе?

Могу сказать точно – научить может только профессиональный мастер. Мне в свое время хватало и просто понаблюдать за тем, как работают мастера. Это было бесценно. Я собирал всевозможную информацию с миру по нитке. Помню, как попал в резную мастерскую проходить практику после училища. Можно было посмотреть, как работает не один мастер.  У всех разные стили и методы работы. Нужно не просто перенимать знания, а стараться превзойти. У меня это получалось. Я считаю, что именно в такой среде можно научиться создавать профессионально – то есть стать настоящим творцом и дальше строить собственный путь.

Конкретно я на резчика в учебных заведениях не учился. Я туда уже пришел с опытом. Вот только имею красный диплом «столяра-обивщика мебели» и диплом «технолог деревообрабатывающей промышленности» после техникума. Это, конечно, не резьба по дереву… но полученные профессии прекрасно дополняют мой творческий путь. Уверен, что самообразование куда сильнее и важнее, чем то, чему учат в учебных заведениях. Главное – желание.

Проводите ли вы мастер-классы?

Мастер-классы провожу крайне редко. На это не хватает времени – много своих проектов, которые нужно реализовать. Я планирую построить творческий фундамент, который в дальнейшем, думаю, даст возможность более основательно подойти к обучению!

Какие сложности вы бы отметили на этом профессиональном пути?

Наличие правильной комфортной мастерской со всем инструментом. Это достаточно затратная часть. Но все реально, если есть твердая цель. Второй момент – умение продавать и находить клиентов. Иногда это бывает довольно сложно. Главное – создавать честные, эксклюзивные и новые изделия с любовью! Рано или поздно это заметят! Такие вещи не остаются без внимания.

Кто ваши клиенты?

Настоящие ценители ручной работы. Люди, которые любят качественный эксклюзив. Коллекционеры.

Без чего не обойтись резчику?

Без хорошей атмосферной мастерской. Но если речь идет о мелких изделиях, достаточно маленького стола и набора инструментов в уголке квартиры. Также не обойтись без вдохновения, нужно уметь черпать его из правильных источников перед каждым проектом. Расти духовно! Обязательно приступать к работе только в хорошем настроении и с любовью! Это важно.

Дерево – уникальный дар природы, нечто живое и удивительное. Говорить с ним и слышать его, преобразуя в новые формы – безусловно, вот задача резчика. И от того, насколько чутким мастером он является, зависит чистота, тепло и красота будущих творений.

Узнать больше о работе Богдана Грицака можно здесь:
https://vk.com/artwoodbg
(@artwoodbg)

Хотите быть в курсе самых свежих публикаций? 
Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Аватар
DESIGNERS FROM RUSSIA
РЕДАКЦИЯ СЕТЕВОГО ИЗДАНИЯ

По всем вопросам сотрудничества пишите: [email protected]. Мы в инстаграм: @designersfromrussia #designersfromrussia #dfr

с чего начать и как стать профи

Резка по дереву с использованием бензопилы – относительно новое и перспективное направление создания творческих поделок. Оно имеет ряд особенностей в выполнении работы, которые нужно знать начинающему специалисту, чтобы делать по-настоящему красивые объекты.

дракон из дерева

Содержание статьи:

Что такое карвинг?

На английском языке карвинг означает «вырезание». Данный термин употребляется и в парикмахерском, и в ландшафтном искусстве, где необходимо украшать объекты определенным образом. Карвинг применительно к резьбе по дереву – это форма вырезания, при которой используется бензопила. Для такого направления необходимо отлично владеть этим инструментом и постоянно оттачивать свои навыки. Это поможет создавать красивые скульптуры из дерева, которые украсят практически любой интерьер.

С помощью карвинга можно создать много объектов: фантастических персонажей (русалок, богов, садовых гномиков), животных, образы людей и прочее. Резьба по дереву становится все популярнее благодаря относительной простоте создания вещей и разнообразию поделок, но для грамотной работы необходимо соблюдение многих как технических, так и практических требований.

Стоит понимать, что карвинг может осуществляться двумя способами: геометрическим и объемным. Первый способ резьбы больше подходит для начинающих резчиков: в нем используются более твердые виды деревьев (яблоня, груша, клен или хвойные породы для создания массивных объектов). При этом сначала лучше изобразить желаемую поделку на бумаге, а затем только приступать к работе по дереву. Второй способ резьбы требует определенной практики и больше применяется в создании декоративных предметов интерьера (балясины на кроватях, резьба на ножках стульев и столов и пр.). Этот вид работы предполагает такие породы деревьев как ольха и липа.

резчик по дереву

Резьба бензопилой по дереву для начинающих

Начинающим резчикам перед работой нужно не только составить примерный план действий и подготовить инструмент, но и ознакомиться с техникой безопасности.

Что нужно для работы и с чего начать?

Если вы только обучаетесь резьбе пилой, то не стоит в качестве первого творения брать немыслимые и сложные в исполнении проекты. Желательно начинать с максимально простых объектов, например, геометрической фигуры (цилиндр, шар, куб, прямоугольник) или гриба (мухомор, боровик и пр.). Сложные объекты (звери, фигуры людей) лучше оставить на потом, когда вы «набьете» руку на менее изощренных творениях. Всегда нужно стараться сначала делать эскиз, а лишь потом с готовой идеей и техническими расчетами приступать к резьбе.

карвинг бензопилой

Также необходимо заранее озаботиться наличием профессиональной бензопилы предназначенной для резьбы по дереву, для более комфортных условий творения. Стоимость пилы немаленькая, но зато с ее помощью будет проще делать более сложную резьбу. Цепь пилы всегда должна быть отлично заточена и плотно прилегать к шине (натянута). Для этого необходимо каждый раз внимательно осматривать состояние пилы и оперативно исправлять обнаруженные недочеты, так как это не только поможет при создании фигур, но и обезопасит своего владельца от непредвиденных и неприятных последствий.

фигуры животных из дерева

Немаловажным является присутствие у бензопилы системы автоматической смазки, позволяющей дольше сохранять техническую годность инструмента. Наличие смазки нужно постоянно контролировать, чтобы не испортить пильную гарнитуру (шину и цепь).

При вырезании изделий лучше создать для себя максимально спокойные и творческие условия, когда ничего не будет отвлекать или нервировать. Это обеспечит большее удовольствие от создания объектов и предотвратит порчу будущего шедевра. Поэтому место для резьбы по дереву следует выбрать удаленное от других людей. Например, дачу, промзону, частный дом, гараж или что-то подобное.

русалка из дерева

Красивая русалка из дерева выполненная по технологии Карвинга

необычный диван из дерева

Оригинальный диван созданный при помощи бензопилы, отлично подойдет на дачу в беседку

Техника безопасности и защита

Не стоит забывать о собственной безопасности, это самое главное. Карвинг предполагает, что работающий будет обеспечен всеми необходимыми средствами защиты.

Профессионалы используют специальные шлемы, нательную одежду, перчатки и обувь (самыми травмируемыми частями тела как раз являются голова, ноги и руки).

Шлем, помимо непосредственной защиты от стружки, также изолирует излишний шум, не позволяющий полноценно сосредоточиться. Поэтому рекомендуется брать специальную шумоподавляющую защиту головы, а остальная экипировка должна состоять из уплотненной ткани. Обувь нужна нескользящая, чтобы удобнее было сохранять равновесие.

Дополнительная информация! Профессиональные и начинающие резчики не пользуются ни одним из элементов экипировки, что подвергает их дополнительной опасности, которой можно было бы избежать.

Какую бензопилу лучше использовать для карвинга

Нельзя просто прийти в специализированный магазин и взять любую бензопилу для резьбы по дереву, потому что все модели производителей отличаются определенными характеристиками. Поэтому к выбору инструмента следует отнестись серьезно, как и к выбору любой другой техники. Ключевыми характеристиками пилы, специализирующейся на художественной резке, являются:

  • мощность двигателя;
  • размер и форма бензопилы;
  • шина и ее форма;
  • непосредственный вес.

Нужно понимать, что более компактный и облегченный инструмент позволит добраться до мест, в которые крупный аналог попасть не сможет. Для начальной работы подойдет бензопила со следующими характеристиками: вес до 5 кг, шаг цепи – до половины дюйма, размер шины до 14 дюймов. Этого хватит для резьбы по дереву начинающему специалисту.

После получения первичных навыков в карвинге, можно приобрести зауженные шины с размером поменьше – это позволит сделать контур, выступающие части, фигурные рисунки объекта более красивыми и четкими.

Хускварна бензопила

Советы профи

Профессионалы, имеющие достаточный опыт для обучения начинающих резчиков, отмечают некоторые нюансы резьбы по дереву. Их должен знать каждый новичок в этом интересном занятии:

  1. Большие заготовки обрабатываются бензопилой с большей мощностью и размером шины. Так, можно использовать пилу с мощностью до 2,5 киловатт и шиной в 50 см. Это позволит быстрее убирать огромное количество ненужного деревянного материала.
  2. Стоит учитывать то, что карвинг – отнюдь не быстрый процесс, поэтому бензопила, как и вы, должна выдержать длительную работу. Этому помогает антивибрационная система, имеющаяся почти во всех бензопилах, которая позволяет защититься от вибрационных волн и делать более плавные, непрерывные движения.
  3. Профессионалы отмечают, что лучшие породы для карвинга по дереву – вяз, дуб, лиственница, клен.

Важно! Все породы ведут себя по-разному во время использования, поэтому для лучшей работы нужно опробовать все виды древесины, чтобы оценить максимальную комфортность конкретно для себя.

Интересные видео

В данном видео можно увидеть ход изготовления статуи медведя, причем весь процесс показан достаточно наглядно и интересно. По действиям видно, что бензопилой работает профессиональный резчик, у которого можно многому научиться:

Процесс создания фигуры совы из дерева с помощью бензопилы резчиком Евгением Акимовым на его мастер-классе запечатлен в этом видео:

Результат работы человека, в совершенстве владеющего бензопилой, проиллюстрирован в следующем видео:

Подводя итоги

Заняться карвингом может не каждый человек, ведь для этого нужно иметь качественную бензопилу и большую силу воли. Однако затраченные усилия на создание фигур из дерева вознаграждаются получением красивых вещей, которыми можно гордиться. Для достижения результата не лишним будет следовать рекомендациям профессионалов в этой области.

мастер из глубинки раскрыл секрет успеха

В его руках вторую жизнь обретает любое дерево. Старое и сухое, или влажное, свежеспиленное. Сучковатое, изъеденное насекомыми или нетронутое годами. Любой плотности и консистенции… Анатолий объездил полмира, оставил свои скульптуры во многих странах, но вернулся в Беларусь и продолжает творить в своей родной деревне. Заказы продолжают поступать к нему отовсюду, в мастерской каждый день горит свет, а звук работающей бензопилы стал для соседей уже привычным звуковым фоном. Мы встретились с мастером и расспросили его о тонкостях профессии и отношениях с заказчиками.

Анатолий Трус родился в 1980 г. в деревне Присынок Узденского района. Он — четвертый в поколении мастеров-резчиков. Может и пятый, сказать сложно — дальше прадеда история теряется. Но в том, что его отец, дед и прадед зарабатывали руками и многое умели, Анатолий не сомневается: в старом отцовском доме достаточно тому подтверждений. «Прадед и дед были стельмахами. Считается, что это мастера по колесам, но у нас это был профессионал более широкого профиля, который может изготовить всё: от бочки до сруба дома или искусного церковного купола», — не без гордости рассказывает собеседник.

Отец Анатолия долгое время работал шахтером в Ростове, а когда вернулся с семьей в Беларусь — стал водителем сельхозтехники в Узденском районе. Резьба по дереву была для него хобби, которое он практиковал в свободное время. Всерьез занялся деревом только когда вышел на пенсию и смог посвятить этому ремеслу все свое время. Предпочтение отдавал плоской рельефной резьбе, церковным окладам. В доме до сих пор хранится чемоданчик отца с оставшимися рабочими деталями. Даже удивительно, что по-настоящему Анатолия резьбе отец не учил.

«Когда я был совсем маленьким, дед садил меня рядом с собой, я стругал зубчики для граблей, в этом вся была моя работа и обучение, — с улыбкой вспоминает Анатолий. — А когда стал постарше, отец меня не допускал ни к каким инструментам, в целях безопасности. Мне хотелось, а не давали. Но я очень много наблюдал, как работает отец, видел его отношение к резцу и дереву. А потом я уже стал сам потихоньку «тягать» инструмент, делать что-то за сараями, постепенно набивал руку. Так и выучился. А как выполнить какую-то конкретную работу — такому никто никогда не научит. Это должно быть огромное желание, тяга к этому ремеслу, а дальше — практика, опыт. Все, чему тут можно научить — это технике безопасности, как не пораниться. Резцы по дереву очень острые…».

Анатолий показывает деревянную коробку с инструментом. Даже на непрофессиональный взгляд заметно, что инструмент — старый. Мастер тут же подтверждает наблюдения: «В этой коробочке — дедовские инструменты, им около 90 лет. Меняются только ручки, они разбиваются при работе, это расходный материал. А сталь — выкована вручную, по неизвестным ныне технологиям, с добавлением редкоземельных элементов: вольфрама, углерода, и бог знает чего еще. Эта сталь — вечная, а ее характеристики таковы, что плотность древесины не имеет значения: резец входит в любое дерево, как в масло. Наточить этот инструмент невозможно: можно только подводить его, подтачивать. Для этого нужен брусок с мельчайшим зерном — раньше такие выпускали для заточки опасных бритв, шли с ними в комплекте. Вот этот брусок я смачиваю водой и на нем медленно подвожу инструмент. Действительно медленно: на подводку одного резца уходит 5-6 часов времени. А выполнять эту процедуру нужно раз в 2-3 месяца».

Нам было очень интересно взглянуть на первые шаги автора в художественной резке, но ни самих работ, ни их изображений не сохранилось.

— Вещи у меня не задерживаются — даже те, что я делаю для себя, просто так — впоследствии дарю. Поэтому из первых работ ничего не осталось. Помню, что первой моей статуэткой стала маленькая бабулька (сантиметров 10 высотой), я ее сделал еще в 8 классе школы. Что-то делал «втихаря», сидел, строгал в школе под партой. Много ложек делал, гномы были по 23 см высотой… Все раздарил. То были самые первые шаги в резке по дереву, конечно, я их помню.

Анатолий закончил узденский лицей, с переводом в ВУЗ на третий курс. Но не пошел — понимал, что смысла в этом никакого, что у него свой путь — работа с деревом. Со временем стал заниматься более сложными работами: объемной резьбой, от малых размеров перешел к большим, стал делать более сложные скульптуры, стараясь приблизить их к «живому», естественному виду. Когда не стало отца, Анатолий стал заниматься резьбой постоянно, и зарабатывать этим себе на хлеб.

— Смысла в заработке резьбой я долгое время не видел. Хотя первые деньги стал получать еще в 9-м классе — когда вырезал розы, гномов… Ценника не ставил: сколько дадите, столько и хватит. Дело было не в деньгах, а чтобы сделать человеку приятно, удивить его. Меня к этому делу просто тянуло. Когда появилась первая бензопила Husqvarna — я практически сразу пошел в лес и начал там работать: пилить, резать, оттачивать навыки. А уже после училища стал вырезать в больших формах: скульптуры, лестницы, купола в храмах… Мои способности заметили и начали приглашать на работу, оплачивать ее.

В какой-то момент Анатолия стали приглашать на работу в другие страны. О конкретных заказчиках мастер предпочитает не говорить — среди них много известных и влиятельных людей.

— Я много мест объездил, довелось пожить/поработать и в экзотических странах, например — Африки (на этом материке оставил более 30 скульптур). Мне даже предлагали остаться там в Ливии, работать постоянно. Но я не захотел. Меня тянет сюда в лес, наш, белорусский. Я не гонюсь за большими деньгами, работаю в пределах разумного, чтобы семью можно было обеспечить. Сегодня определенная часть клиентов — состоятельные люди из правительства России и Беларуси. Но и от более мелких заказов я обычно не отказываюсь, если работа по душе приходится.

— С заказчиками я работаю по-разному, — продолжает Анатолий. — В первую очередь — выслушиваю, смотрю, что он за человек, пытаюсь понять, чего хочет. Учитываю, с каким выражением лица должна быть скульптура, какой характер передавать и т.д. Если поступает конкретный заказ на изображение кого-то или чего-то — изучаю предмет досконально: смотрю в интернете, изучаю материалы на бумаге, рисунках. Затем — приступаю к работе, отчитываюсь перед клиентом поэтапно (если ему это нужно). Вот закончил голову — отчитался, закончил туловище — отчитался, и т.д. Но в любом случае, я делаю так, как вижу, в моей работе очень много творчески-интуитивного.

Изучив законченные работы Анатолия в мастерской, обращаем внимание на то, что все они сделаны из разной древесины. Задаем вопрос о том, как происходит подбор материалов, и есть ли у мастера фавориты среди сортов древесины.

— Тип древесины я не всегда выбираю сам. Иногда клиент говорит: хочу из дуба, и все тут. Тут не спорю. Но если предпочтений к древесине нет — исхожу из поставленной задачи. В случае с дубом — совершенно другая финишная обработка, чем в случае с осиной. Когда шлифуешь дерево, покрываешь его чем-то — тоже всё разное. Скажем, покрытия или пропитки на дубе будут выглядеть светлее, чем на другом дереве. И так далее, нюансов тут много.

Поэтому и любимой породы у меня нет. Самое мягкое и податливое дерево — липа. Оно всю жизнь живет с человеком, из нее делали и делают посуду. Самое твердое дерево, которое массово встречается в Беларуси — это дуб, оно еще и благородное. С лиственницы раньше выполняли рамы для окон, террасы, и т.д. Словом, для любой древесины есть свое предназначение и предпочтения.

Дерево ищу то, которое никому уже не пригодится: их пилят на щепу обычно, или пускают на дрова. Это пеньки, кривые деревья, стволы, поваленные ветром. Что-то нахожу сам, что-то — выписываю с лесопилки. Если крупногабаритную скульптуру заказывают внутрь здания, то дерево распиливаю на бруски, заношу внутрь, там собираю, и только потом из него вырезаю скульптуру, уже в помещении.

Иногда приходится мастерить прямо у заказчика на участке — когда дерево «на корню». В парках или еще где-то — иногда встречаются аварийные деревья, или пораженные короедом. Такие мне тоже нередко отдают в работу, я там прямо по месту и вырезаю.

При этом, как действительно увлеченный своим делом профессионал, Анатолий не испытывает пиетета к каким-то определенным изделиям, получает удовольствие от работы с любыми заказами.

— Мне нравится все — от мебели до скульптур. А вот с камнем работать не люблю и не хочу, не мое это. Хотя предложения поступали, и не одно. Но камень — он холодный, а дерево — теплое. Есть такое поверье: если начнешь работать с тем, что тебе не нравится, оно заберет у тебя то, что по-настоящему твое. Поэтому я и не берусь.

А вот за что мастер берется с удовольствием — так это за реновацию/восстановление старых деревянных вещей. Таких у него целая коллекция: на территории Беларуси до сих пор немало старых, заброшенных «панских маёнтков» и просто — древних изб. Люди покупают участки земли с такими строениями, и порой желают восстановить или освежить какие-то вещи, чтобы они продолжали жить в интерьере нового дома. Наше внимание привлекли две двери, который сейчас обрабатывает мастер. Обе — 16-го века.

— Эти двери привезли с какого-то заброшенного панского маёнтка. Там клеймо мастера стояло с годом выгравированным. Двери из лиственницы, ей за 400 лет — и хоть бы что, верхний слой снял — внутри древесина цельная, никем не поеденная, благородная. Чем-то эти двери однозначно покрывали, поры забиты у дерева. Но чем — непонятно, запаха никакого не осталось.

Об этом не все задумываются, но наши предки тоже умели обрабатывать дерево. Было много технологий, которые передавались из поколения в поколения и были утеряны. А некоторые — сохранились, и работают до сих пор, я регулярно их использую. Скажем, можно покрыть дерево так, что оно никогда не лопнет, не рассохнется. Но для этого нужны и материалы соответствующие. Раньше использовали смолу-живицу, льняное, конопляное, касторовое масло и еще много разных компонентов, иногда в смесях. А современные пропитки — рассчитаны на 3-5 лет, потом их нужно обновлять, чтобы производитель снова мог продать вам свою продукцию. Это совсем не то…

Анатолий — интересный собеседник, многое повидал в жизни, и общаться с ним можно долго: перечислять тонкости технологий и типов древесины, обсуждать те или иные заказы, сравнивать предпочтения заказчиков в разных странах… Но сегодня Анатолий работает в Беларуси, и мы задаем последние, и самые актуальные вопросы: как можно стать его клиентом, и дорого ли стоят его услуги?

— По заказам у меня предпочтений нет, берусь почти за все. Единственное — если вижу, что человек скользкий, начинает юлить, или открыто говорит, что заказывает для перепродажи — вот с такими я работать не стану. Не переношу, когда зарабатывают чужими руками, особенно — когда выдают результаты труда за свои… А в остальном — всем рад, звоните, приезжайте, обсудим.

Резьба по дереву — кропотливая работа, отнимающая много времени. И, как и любая кропотливая работа, она должна оплачиваться. Но о конкретных ценах мастер предпочитает не говорить: все зависит от объема и сложности заказа, конструктивных нюансов, способов финишной обработки древесины. Утверждает лишь, что цены вполне разумные и по карману не только состоятельным клиентам. К тому же, в его работе, деньги — не главное.

— У каждого дерева есть душа, — с улыбкой поясняет Анатолий. — И, хотите верьте, хотите нет — я ее вижу. Как рентгеном: стоит взглянуть на дерево — и понимаю, что из него получится, а что нет. Очень надеюсь, что при обработке мне удается часть этой души сохранить…

Беседовал: Дмитрий Малахов

Обращение к читателям: Если вас заинтересовали изделия героя статьи, связаться с ним можно по телефонам: +375295582682, +375296197612

Задать вопрос эксперту

Резьба по дереву как бизнес

Резьба по дереву

Автор идеи: Александр
E-mail: [email protected]

Все слышали про резьбу по дереву. Этот вид ремесла уходит корнями далеко в прошлое. Раньше, особенно в деревнях, очень многие владели этим видом ремесла. Но постепенно, со временем число ремесленников, владеющих приемами и техникой резьбы по дереву, уменьшилось практически до нуля. Не знаю как сейчас, но лет 15 назад еще преподавали в школах на уроках труда основы этого ремесла. В деревне, где я жил, даже существовал небольшой цех по производству изделий мастеров резьбы по дереву: резные разделочные доски, шкатулки, хлебницы, вазы и т.д. Сейчас я очень редко встречаю подобные изделия.

Как подарочный сувенир, тем более полезный – это отличное приобретение. Но навыки ремесла можно восстановить. Знания остались в книгах, а опыта в ремесле можно набраться достаточно быстро. Поверьте. Я сам в детстве начал заниматься резьбой по дереву, лишь только один раз посмотрев на мастера, как он это делает. Без всяких учителей. Даже инструменты (резцы) сам изготавливал без электронаждака, настолько меня это захватывало. Но электроинструмент необходимо иметь обязательно. Это:

— Электронаждак (со сменными кругами). Для изготовления инструмента, его заточки и шлифовки заготовок;

— Небольшая циркулярная пила;

— Сверлильный станок;

— Электролобзик;

— Набор инструментов (резцы, нипильники).

Особую трудность возникнет при изготовлении и заточки инструмента. Можно купить, он иногда продается.

Лучший материал для геометрической резьбы по дереву (разделочные доски, шкатулки) – кедр. Он отличается от других пород своей мягкостью и однородностью структуры. Его достаточно трудно найти, но все же можно.

Для остальных видов резьбы (домовая (корабельная) резьба, ажурная резьба, плоскорельефная резьба, скульптурная резьба, резьба по бересте) подойдут и другие, распространенные породы дерева.

Что изготавливать – это индивидуальное дело ремесленника. На первых этапах лучше что-нибудь скопировать. Далее – все зависит только от Вашей фантазии. Про технологию резьбы писать не буду. Книг предостаточно.

Цена вашей продукции устанавливается только уровнем мастерства. Но ввиду отсутствия подобных изделий цена должна быть не такая низкая.

Резьба по дереву - образец

Большим спросом подобные работы пользуются за рубежом. Если вы найдете фирму-посредника, которая будет скупать ваши работы, то считайте, что нашли золотую жилу.

Еще один вид деятельности, который можно открыть на основе этого ремесла – это обучение искусству резьбы по дереву. Можно договориться с директором какой-нибудь школы и организовать платный кружок по обучению детей. Думаю, что многие родители согласятся оплатить подобное занятие своего чада. Возраст обучаемых должен быть от 12 лет и выше. Так как рука резчика должна быть достаточно крепкая, чтобы уверенно резать древесину.

Можно организовать деятельность с индивидуальным подходом к каждому обучаемому. Допустим, обучение у клиента на дому. Вы привозите материал, инструмент и обучаете по вечерам по 2 часа в течение недели. Стоимость обучения – по индивидуальному подходу. Но на эту деятельность необходима регистрация как минимум частным предпринимателем, плюс лицензия.

Научись продвигать листинги на Etsy

Кто такой резчик по дереву? — Отдых

Резчиков сейчас становится меньше — молодежи это неинтересно, констатирует Алексей Сидоров, член творческого Союза художников России, член амурской изостудии им. Верещагина, член академии новой эры New Era Academy.

— Вы отдельно учились на художника по дереву?

— Правильно мое занятие называется — рельефная резьба по дереву. То есть создание полуобъемных картин. Хотя иногда бывает полный объем — это уже фигура.

Липовый — оптимальный

У меня была общая специализация «Живопись, рисунок», дерево шло как дополнительная специальность. И со временем я полностью переключился на дерево — как-то руки сами потянулись. Это дело более живое, что ли. Хотя временами пишу и живопись (показывает на пейзаж на стене мастерской — Авт.).

— И как долго вы занимаетесь деревом?

— Вообще с 1995 года начал этому обучаться. А профессионально, в смысле создания работ на продажу, — с 1999 года.

— Как именно вы учились искусству работы с деревом?

— Практически полностью самостоятельно. На худграфе преподавали, в основном, живопись и рисунок. Дерева очень мало было в программе — раз или два в неделю.

Но рисунок мне все-таки сильно помог и помогает. Ведь не значит, что взял деревяшку и пошел резать. Основа всего — рисунок, без него нет ни живописи, ни скульптуры, ни резьбы. А в скульптуре надо будущий облик твоей идеи еще и из пластилина вылепить. Так что вначале рисуем то, что мы хотим увидеть, показать людям. Можно набрасывать отдельными частями, эскизами. Набросок занимает от 5 до 20 минут.

— Вы режете едиными композициями или приходится что-то скреплять, склеивать?

— Существует и цельная резьба — из одного куска. Но в большинстве случаев все складывается из частей. Вот рельеф — всадник на коне — сложен из задней, передней части коня, всадника и щита.

— Насколько все это сложно?

— Это действительно сложно и тяжело, поэтому, наверное, мало кто этим занимается. Что-то мелкое смогут даже женщины делать. А вот что-то большое — громоздко, тяжело, да и вообще не женское это дело.
 

 

Алексей создает уникальные работы в своей мастерской. Главное, говорит мастер, надо чувствовать материал.

Фото автора


 

— То есть это самое сложное в деревянном художестве?

— Дерево нужно чувствовать — руками, головой. Даже образование здесь не обязательно. Я знаю людей, которые без специальных знаний брали и делали — на своем интересе. Чтобы сделать ладью (снимает с подоконника — Авт.), не надо быть семи пядей во лбу. Вот обычный кусок шпалы. Берем полукруглый резак и выдалбливаем сверху ложе для гребцов. Потом со всех концов отрубаем все лишнее. А дальше художественная часть пошла — «голова» и «хвост» ладьи.

— Почему вообще вы выбрали именно дерево?

— Ну, во-первых, так совпало. Во-вторых, к примеру, по камню другие технологии и инструменты нужны. Да и у нас не особо обучали по камню. Я, кстати, еще до училища немного корнепластикой занимался; даже по кости резал (показывает ручку от ножа — Авт.). Приходится и по льду резать. На мне, кстати, все снежные и ледовые фигуры на площади к Новому году.

— Какие породы дерева вы используете для работы?

— Разнообразные, но сейчас, в основном, липа. В последнее время понемногу металл стал применять. К примеру, поталь (листы сплавов и металлов) по виду напоминает сусальное золото.

Липу использую в силу того, что ее у меня очень много и она мягкая, податливая. Поэтому из нее можно делать более пластичные вещи. И потом липа не дает текстуры. Видите на изделиях множество всяких прожилок, полос, волокон… Из-за этого и тяжелее режется. Вот у лиственницы есть такое качество. Сейчас я с таким не вожусь, только если заказ поступит. Та же лиственница очень тяжелая для резьбы, только кувалдой ее долбить. Очень твердая порода — клен, а также груша, абрикос и вообще все плодово-ягодные деревья. А неплохо работать с осиной, хотя, как мне показалось, она тверже липы. Ну и кто-то говорит, что осина отнимает энергию, когда ее режешь.

— А откуда берется материал?

— Да отовсюду. Пособирайте на улице (к примеру, тополя сколько после распилки на месте бросают), посмотрите на своих дачах. Можно и покупать, но я в этом смысла пока не вижу. Куски липы мне подарили друзья-коллеги, а так это очень дорогое дерево. Можно купить в магазине стройматериалов. Можно еще проще поступить — работайте с елкой. И материал для работы отличный, и достать его можно на любой лесопилке, пилораме. После коробов — форм для будущих снежных и ледовых фигур — много дерева остается. Можно его добыть каким-то образом — все равно это все сжигается.

Кстати

Основное место работы Алексея Сидорова уже 14 лет — пожарная часть № 12 Благовещенска. Работает Алексей в дежурной смене, прапорщик внутренней службы. 12-я часть — специализированная, то есть по тушению крупных пожаров по области, в том числе лесных.

Нарасхват

— А насколько прибыльно быть резчиком по дереву?

— Я могу чисто на продажу работать, и заказы у меня всегда будут. Одно время я торговал на Амурской ярмарке. Там на цену, которую я назначал сам, накручивали 40%.Сейчас я работы переношу больше в благовещенский выставочный зал. Спрос есть — работы назад практически не возвращаются. В Китай возил — все там осталось, даже живопись моя.

— Как вам работы китайских резчиков?

— Конечно, в своем национальном стиле они работают. Но в последнее время они стали больше с камнем работать, с корнепластикой. А вообще, смотришь, резчиков стало мало. Молодежь уже не хочет этим заниматься, больше в электронику идут.

— Советы для начинающих резчиков…

— Перед началом работы, повторюсь, попробуйте порисовать или хотя бы перерисовать. Бывает, что уже в куске дерева сразу видна какая-то фигура — это в корнепластике больше актуально. Вот фигура спящего богатыря (показывает — Авт.) — и у меня идея такая была, и кусок дерева подходящий попался — фигура самой природой была прорисована. Правда, первоначально кусок втрое больше был — это уже его попилили. Это у меня самая большая на сегодняшний день фигура.

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву.

В Москве, на улице (ещё) Горького, ближе к Белорусскому вокзалу, на первом этаже монументального «сталинского» дома был магазин «Пионер». А в магазине «Пионер» от прилавка к прилавку бродили настоящие пионеры, порой в школьной форме и даже в пионерском галстуке! Одни, или с папой, а отдельные «везунчики» — с дедом. На сэкономленный, или подаренный родителями рубль в том магазине можно было купить… свою мечту!

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 1

Авиамоделисты. Б.В.Миловидов.

Да, мечту, например, о радиоприёмнике, или о замечательном приборе для выжигания, или о лобзике!.. Этот магазин был любимейшим у всех умельцев и юных мастеров, причём, не только москвичей!

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 2

Подобных магазинов уже нет и приобрести то, что в них продавали во времена СССР, сейчас практически невозможно.

А жаль!

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 3

Тогдашние юные подписчики журналов «Техника — молодежи», «Юный техник» и «Моделист — конструктор» давно выросли и по-разному сложилось их отношение к любимому делу.

… Когда умолкнут все песни, которых я не знаю

В терпком воздухе крикнет последной твой бумажный пароход…

Для меня эта песня не только про Америку и про джинсы, а ещё и про те времена, «где я не буду никогда» и которым мы сказали: «Прощай навсегда! — Возьми банджо, сыграй нам на прощанье…»

И вот тех бывших пионеров, увлечённых своими поделками, я встречаю порой на блошином рыночке в Салтыковке. Увы, там они продают свои давние работы и инструменты, ещё сохраняющие тепло рабочих рук. С ними очень интересно поговорить, это увлечённые, творческие люди. Изменились обстоятельства и вот они прощаются со своими сокровищами.

К чему я развела всю эту ностальгию? А вот ровно к тому, чтобы поделиться с Вами своими впечатлениями и находками. Ведь на площадке Уважаемой Ярмарки мы можем пообщаться и порадовать себя встречей с настоящим мастерством, с великолепными творческими работами.

Да, сейчас многое изменилось, иным стал подход к ручной работе, оснащение, материалы, а сама творческая ручная работа стала уделом немногих. Это хочу особо подчеркнуть. Мастера, работающие по дереву, мастера-мужчины заслуживают особого внимания, уважения и доброго слова. Их становится всё меньше, «удельный вес» на фоне мастериц-рукодельниц совсем невелик. А я лицо заинтересованное, совсем недавно Мастер Александр (Аромалавка) помог мне решить проблему с ремонтом стола, я ещё «под впечатлением». С большим уважением отношусь к людям творческим, не изменившим своим детским увлечениям, своей мечте, превратившим увлечение и труд в мастерство, которое покоряет и восхищает.

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 4

Вот о них, о мастерах (и мастерстве) и пойдёт речь.

Наше знакомство с Андреем Друидом состоялось на страницах Ярмарки. Меня очаровали его удивительные птицы! Очень понравились неизменно доброжелательные, полные юмора комментарии к разным публикациям разных авторов. Давно хотела рассказать о его творчестве, хотя живём в разных краях и никогда не встречались. И покупательницей быть тоже пока мне не привелось. Просто люблю дерево, люблю резьбу, покоряет настоящее мастерство! Начну с того, что рассказал о себе сам Андрей.

«Родился в г. Братске Иркутской области, вырос в Нижегородской области, рядом с древним городом Городцом, славным своей резьбой по дереву и городецкой росписью. Городецкую роспись и резьбу по дереву впитал с молоком матери.

Служил артиллеристом на Северном Кавказе. Учился в Нижегородской сельскохозяйственной академии и Краснодарском аграрном университете. По образованию зооинженер, работал в иностранных компаниях консультантом по кормлению сельскохозяйственных животных, двух зоопарках, трех свинарниках и одном птичнике, строил Олимпиаду…

Но в последнее время профессионально занимаюсь художественным промыслом. Проживаю в Краснодарском крае».

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 5

( Интересно, как относится к куреву пеликан? Похоже, он отвернулся неспроста!)

Богатый и разнообразный жизненный опыт, широкий творческий диапазон! О любимой технике, о диапазоне, я так поняла: от народных традиционных братин жар-птиц, до топоров, кукольной мебели и…?

Андрей: — «Да, диапазон широк, но в последнее время делаю упор на подарочные именные топоры в русском стиле. Больше всего мне нравится делать щепных Птиц Счастья, братины, солонки, ковши, а потом расписывать их городецкой росписью. Всегда очень приятно видеть, как простая деревяшка превращается в нечто красивое и с древним сакральным смыслом!»

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 6

Мне тоже очень нравятся птицы Андрея! Они заряжают оптимизмом, несут радость, добро! Роспись — замечательная, тонкая, гармоничная, прекрасный подбор цвета, оттенков, традиционных орнаментов. Загляните в эти голубые глаза, оцените созданный художником образ Мечты!

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 7

Мне нравится замечательное чувство юмора и оптимизм, свойственный Андрею и его работам. Смотрю на этих сказочных «жуков-человеков»: кажется, они сейчас пустятся в пляс!

За этим добрым юмором, фантазией и удивительной лёгкостью — большое мастерство и много труда. Своё собственное глубокое понимание народной традиции и следование своей отдельной, особой дорогой к своим творческим высотам и достижениям!

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 8

И ещё — цельность характера, которая «читается» в каждой работе, в каждом созданном образе. У Андрея очень законченные работы. Каждый мастер знает, что порой хочется остановиться на доводке, сказать себе: «ну хватит уже, нормально…» А работы Андрея говорят о его исключительной требовательности к себе и ответственности, в первую очередь, перед самим собой!

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 9

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 10

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 11

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 12

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 13

Вот и топоры сделаны им не только для красоты, конечно, — для работы! Они рациональны, функциональны, не подведут в работе!

Мастера знают, как не просто заслужить вот такой отзыв: «Андрей сделал необыкновенной красоты топор »Удар Богов». Настолько ювелирно и качественно!!! Это мастер от Бога! Работа просто безупречная! Держа в руках его работу, чувствуешь что мастер действительно вложил душу».

Или вот такой:

«Увидела у Андрея Жука-снимателя в магазине и не удержалась от покупки. Очень необычный и весёлый (для меня , конечно) житель в нашем доме. Живёт на коврике в прихожей и поднимает всем настроение. При этом и свои обязанности выполняет полностью — помогает аккуратно снимать обувь. Сделан добротно, качественно. Благодаря резьбе и краскам выглядит очень красиво, и, судя по фото из магазина и моему жуку, имеет свой индивидуальный внешний вид, а не как с конвейера!»

Не буду выдумывать , остановлюсь на вот таком отзыве о Мастере: «Спасибо Андрею за радость, которую приносит его творчество!»

Две удивительные работы другого мастера, Владимира (Regasus) из Челябинска.

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 14

Его удивительные часы — полёт творческой фантазии. Настоящие произведения искусства!

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 15

Образцы просто ювелирного мастерства!

Мастер Владимир Сыначёв из Москвы. По профессии он инженер (закончил МИРЭА).

Интересная деталь: впервые о юном станочнике (начало трудовой биографии), написали в заводской прессе, когда ему было всего 15 с половиной!

Сегодняшняя публикация тоже пришлась на юбилей, в этом году Владимиру исполнилось 70 лет!

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 16

Увлечение резьбой по дереву для него сегодня не просто любимое занятие. Уровень мастерства, изобретательности и любви к творчеству-ремеслу можно смело назвать профессионализмом! Работы Владимира говорят сами за себя. Приглашаю полюбоваться удивительными архитектурными сооружениями, которые и витринами-то не назовёшь, это что-то особенное, чему названия не подберу!..

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 17

Такие работы могут украсить Музей декоративно-прикладного искусства!

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 18

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 19

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 20

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 21

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 22

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 23

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 24

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 25

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 26

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 27

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 28

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 29

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 30

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 31

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 32

Улыбка в подарок от Мастера, Владимира Сыначёва!

Рассказ о Мастерах художественной резьбы по дереву., фото № 33

Пожелаем успеха нашим Мастерам и долгой творческой жизни!

Спасибо за Ваше внимание!

С неизменным уважением, Жанна(gvasi).

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *