Как сделать рожок из бересты: Рожок из бересты – Как сделать рожок-свисток из бересты,

Поделки из бересты (71 фото)

Мастерство изготовления различных предметов из бересты имеет в нашей стране давние традиции. Сейчас это забытое искусство снова возрождается. Из бересты можно изготовить разные изделия.

Антисептические свойства материала делают ёмкости из бересты идеальными для хранения продуктов питания.

Изделия из бересты прочные, долговечные, не боятся влаги.

Подготовка материала

Известно несколько вариантов заготовки березовой коры. Самый щадящий из них заключается в заготовке материала со стволов упавших берёз. Кора пригодна для изделий, даже если древесина под ней уже начала гнить.

Плюсов у этого способа много:

  • не страдают здоровые берёзы,
  • кора легко снимается,
  • сырьё можно добыть не зависимо от времени года.

Простейший способ снятия коры с дерева заключается в том, что на стволе надо сделать продольный разрез, потом вокруг ствола по спирали. Снимают со ствола кору лентой.

Чтобы получить пластину, после продольного делают глубокий обводной надрез. Слой коры аккуратно отделяют от ствола, начав с одного угла.

Для бесшовных изделий используют самый трудоемкий метод. Часть ствола нужного размера полностью отпиливают, после чего внутреннюю древесину убирают при помощи молотка и стамески.

Заготовленная кора нуждается в дополнительной обработке. С неё надо снять различные наросты, лишайник и мох, очистить от земли и пыли. После очистки березовую кору замачивают в горячей воде или кипятят 30 минут. Если для воплощения задуманного потребуются ровные пластины, то материал сразу помещают под пресс.

Следующие этапы подготовки сырья зависят от вида конечного изделия:

  • тонкие слои для плетения и изготовления посуды получают путем расслаивания пластины при помощи ножа,
  • для поучения мелкой крошки кору перерабатывают в мясорубке. Крошка применяется для украшения изделий и оформления панно.

Из инструментов необходимо иметь:

  • ножницы,
  • хорошо заточенный нож,
  • пинцет,
  • шило,
  • доска в качестве основы для работы с острыми инструментами.

Поделки из бересты

Береста издавна служила материалом для изготовления различных вещей, необходимых в домашнем обиходе. В наше время её активно применяют в качестве сырья для различных сувениров, поделок, элементов декора помещения, а также для предметов обихода, которые можно использовать по прямому назначению.

Коробочка для хранения мелочей

Для осуществления задумки нужно приготовить:

  • картон и бересту,
  • копировальную бумагу,
  • прочную нить,
  • клей,
  • острый нож,
  • ножницы,
  • пинцет,
  • карандаш,
  • иголку.

Пошаговый мастер-класс.

  1. Продумав эскиз будущей коробочки и ее размеры, необходимо выкроить детали и склеить основу из картона.
  2. С бересты снимают белый слой. Для резной шкатулки необходимы парные заготовки боковых частей и крышки.
  3. На бересте надо карандашом разметить нужные детали в соответствии с размером картонных с припуском на швы.
  4. С изнанки нанести узор на берестяные элементы при помощи копировальной бумаги.
  5. Вырезать узор при помощи ножа.
  6. Склеить основные элементы и резные накладки, высушить.
  7. Готовые части коробочки можно сшить при помощи иглы и прочной нити, вставить картонную основу внутрь. Для упрощения задачи есть дугой вариант. Детали можно наклеить на основу из картона.

Коробочка готова. На основе этой инструкции можно создать из березовой коры много различных изделий разной тематики. Вместе с ребенком можно смастерить различные тематические поделки для школы или детского сада.

Берестяная кукла-колокольчик

Интересная поделка из природного материала может послужить украшением интерьера или станет оригинальным вариантом для подарка.

Идея достаточно оригинальная, а воплощение ее в жизнь под силу даже начинающим мастерам.

Для работы надо приготовить:

  • ленту из бересты длиной около метра и кусочек бересты для рукавов, фартука, косички с бантиком,
  • шарик из дерева со сквозным отверстием и палочка,
  • лоскут яркой ткани для платочка,
  • нить, небольшой колокольчик и канцелярская кнопка,
  • молоток, инструмент для набивки узора,
  • клей ПВА и универсальный,
  • кисть, краски и лак.

Бересту перед началом работы надо замочить в воде на пару часов, чтобы она не ломалась.

Пошаговый мастер-класс.

  1. Начинать работу над сувениром надо с нарезки ленты. От длины ее зависит рост куколки. Оптимальная длина около метра.
  2. Следующий шаг заключается в склеивании головы-шарика и шеи-палочки клеем ПВА. Нижняя часть шеи приклеивается к краю берестяной ленты универсальным клеем.
  3. Ленту скручивают по спирали, образуя платье куколки в форме конуса-колокольчика. Край ленты приклеивают универсальным клеем.
  4. Когда платье будет полностью готово, его стоит для прочности промазать изнутри клеем ПВА.
  5. Выкроить из куска бересты рукава и фартук.
  6. Вырезать три узеньких полоски и сплести косичку для куколки.
  7. Можно из узкой полоски вырезать ажурный элемент типа кружева для украшения платья куколки.
  8. Приклеить декоративные детали (кружево, фартук, рукава, косичку) к изделию.
  9. Склеить и прикрепить к косичке бантик.
  10. Раскрасить заготовку: волосы, глаза, фартучек и платье.
  11. Подсушить, приклеить фартук и бантик.
  12. Можно добавить в ручки игрушки белый платочек. Его приклеивают под ручки.
  13. Внутрь поделки при помощи канцелярской кнопки закрепляют нить и привязанным к ней колокольчиком.
  14. Готовое изделие тщательно покрывают лаком.

Получается необычный сувенир-колокольчик, сделанный из бересты своими руками. Тему можно продолжить, смастерив разных сказочных персонажей и куколок-оберегов.

Кузовок из бересты

Береста является отличным природным материалом для создания практичных предметов обихода.

Для того, чтобы своими руками смастерить кузовок, понадобится тонкий лист бересты, соответствующий по размеру будущему изделию, и узкие ленты для сшивания деталей. Длины тесемок для сшивания должно хватить на весь шок, а ширина их около 0,5 сантиметра.

  1. Лист бересты сворачивают так, чтобы края немного наложились один на другой. Соединение фиксируют канцелярскими скрепками, зажимами или прищепками.
  2. По всей длине будущего шва надо проколоть шилом отверстия.
  3. Прошить изделие берестяной лентой. Фиксаторы можно убрать.
  4. Дно кузовка отметить на расстоянии 10 сантиметров от края. До уровня этой отметки разрезать край заготовки в 4 местах на одинаковом расстоянии.
  5. Полученные части сложить внутрь и соединить швами из берестяной ленты.

Простой кузовок готов.

При желании его можно дополнить крышкой или ручкой, украсить декоративными элементами.

Взяв изделие за основу, можно смастерить разные емкости для кухни.

Из берестяной ленты можно сделать оригинальные плетеные вещицы: туески и лукошки, лапти, необычную бижутерию и красивые интерьерные поделки.

Береста является безопасным для здоровья и бесплатным материалом, из которого дома вместе с детьми своими руками можно смастерить массу различных поделок, сувениров и практичных вещей. Начинать следует с самых простых изделий, а затем переходить к изготовлению уникальных предметов, украшенных затейливой резьбой.

Изделия из бересты не представляют угрозы здоровью и отлично вписываются в любой интерьер.

Фото идеи самодельных поделок из бересты

Секреты бересты. Плетение из бересты.

Ножны.
Для удобства и безопасности при ношении ножа, отправляясь в лес за гри­бами, ягодами, необходим чехол для ножа.
Выполнить его несложно. Для начала необходимо изгото­вить футляр для лезвия ножа из древе­сины, лучше из березы. Необходимо изготовить две пластины толщиной 6-5 мм, ширина и длина которых на 8-10 мм больше размеров лезвия ножа. На од­ной из них очертить форму лезвия и выбрать канавку на толщину лезвия. Затем их склеивают или обвязывают плотно липкой лентой, можно тесьмой.
Из бересты толщиной 1-2 мм с уче­том величины ножа вырезают две плас­тины. Затем разогретыми пластинами бересты, сложенными вместе, обхваты­вают нож с футляром из древесины для лезвия и намечают линию шитья. Теперь отдельно от ножа намеча­ют точки на линии для сквозных отвер­стий. Сосновым корешком по намечен­ным точкам сшивают чехол прямым швом. На верхней плоской части плас­тин пробивают два сквозных отверстия для кожаного ремешка. Вырезают лиш­нюю часть бересты свободной от изде­лия, придав ножнам красивую форму, вставляют в чехол нож с деревянным футляром для лезвия (рис.40).
Надо заметить, что внутренняя пластина из бересты в отличие от наруж­ной расположена чечевичками верти­кально и нижняя ее часть длиныне. При разогревании нижнего конца чехла внутренние половинки пластины сомк­нутся от тепла.
Чехол для ножа (вариант второй).
Как и в первом случае, для лезвия ножа необходимо изготовить футляр из древесины. Для чехла подготавливают весеннюю бересту с налетом камбия толщиной 2-3 мм. Можно использовать и два слоя бересты. Нож обхватывают берестяной пла­стиной (чечевички поперек ножен) и на­мечают линию шва. Отступив от линии шва на 3-4 мм в сторону, вырезают лиш­нюю часть бересты. По намеченной линии приклады­вают корень расщепленный диаметром 3 мм с обеих сторон чехла и тонким ко­решком диаметром 1,5-2 мм сшивают через край изделие. Достигнув выше по­ловины изделия, в верхней части его ус­танавливают поясок для прочности из толстой бересты, возможно другого цве­та, и продолжают шитье дальше. Завер­шив вертикальный шов, можно продол­жить его по верхнему краю изделия. Тем самым изделие будет прочным и краси­вым. В выступающем конце пояска про­бивают два отверстия и заправляют в них кожаный ремешок.
На бересту с налетом камбия спо­собом выскабливания можно нанести орнамент или родовой знак.
Рожок берестяной.
Рожок — звуковой инструмент охот­ников и пастухов, напоминающий изо­гнутый или прямой раструб конической формы. Он служит для подачи звуковых сигналов в лесу между группами людей, им отпугивали пастухи хищных зверей, созывали собак и т.д. В изготовлении он прост.
Язычок (пищалка) выполняется из очищенной вдвое сложенной бересты, имеющей длину 30-40 мм, ширину 8-10 мм, закругленной в верхней части. На него навивается плотно в виде спирали лента шириной 25-30 мм. Длина ленты определяет его величину, а соответствен­но и силу звука. Ленты можно соединять. Вторую ленту подложить под первую примерно на 40 мм. Делая второй лен­той виток, по ходу стягивания закрепля­ют соединение.
По завершении образования раст­руба шаг между витками уменьшается, а конец ленты фиксируется. Один из спо­собов это шитье узкой лентой.

а — изготовление язычка
б — начало накручивания ленты
в — соединение лент
г — схема шитья берестяной лентой

Плетешки.
Уникальное, красивое изделие «звездочка» выполняется из четырех лент шириной 12 мм, толщиной 0,8 мм и длиной 300 мм, концы лент заостря­ются, сгибают пополам и сплетают в не­разъемный квадрат (1). Четыре верхних конца лент поочередно перегибают, зак­рывая предыдущий, последний заправ­ляется в переплет (2). Из восьми концов лент четыре чуть находятся выше ос­тальных. Один из них сгибают в сторо­ну, образуя уголок 45°. Затем ту же самую ленту сгибают еще раз через не­большой просвет и образовавшиеся уголки кладут друг на друга, а конец заправляют в переплет (3). Таких участ­ков будет четыре. Переворачивают изделие лицом вниз, выполняют еще четыре уголка из оставшихся лент.
Итак, восемь лучей, уголков симметрично относительно друг друга отходят от квадрата. На одной из сторон квадрата из че­тырех лент выполняют четыре фигуры в виде конуса под названием «рожок»(б). Лишние концы лент убирают.
Ободок на голову.
Ободок на голову из двух лент шириной 8 мм выплетается больше ок­ружности головы. Заканчивается плете­шок как и его начало. Концы плетешка накладывают друг на друга и обвязы­вают тесемкой.
Шур-шар.
Шур-шар является тради­ционной дет­ской игруш­кой-погремуш­кой.
Он пред­ставляет из себя коробочку из одинаковых шести пластин. Конструкция проста, креплением элементов являются скру­ченные в горячей воде концы пластин. Вовнутрь коробочки вкладываются го­рошинки или камешки. В центре плас­тин могут быть проделаны небольшие сквозные отверстия. Предлагаемые размеры пластин: ширина 30 мм, длина 100 мм, толщина 1,0-1,5 мм. Чечевички обязательно дол­жны быть вдоль пластин. Наплывы и изъяны на пластинах исключены.
Лучше делать шур-шар из свежей бересты.
Шаркунок.
Шаркунок — изделие, похожее во многом на шур-шар, но технология вы­полнения его иная.
Для выполнения шаркунка необхо­димы пластины шириной 30 мм, длин­ной 50 мм, толщииной 1,0-1,5 мм в ко­личестве 6 шт. На каждой пластине вы­полняют по два сгиба, оставляя в сере­дине квадрат (см.рис.51). Затем собираемся коробочка в том же порядке, как и и шур-шар, и ее опу­скают! в горячую воду на несколько ми­нут!. Концы пластин, испытывая напря­жение на скручивание, фиксируют кон­струкцию коробки.

Как заготовить бересту. Заготовка бересты — Сделай сам

Бересту можно заготовить не в любое время, а только в период сокодвижения. Сроки заготовки бересты немного отличаются в разных географических зонах, в среднем это середина мая- середина июля. Чем раньше наступает весна, тем раньше сроки заготовок. У людей, которые занимаются берестой, есть верная примета: как начали пушиться одуванчики и зацвел шиповник, пора заготавливать материал. В это время листья березы уже набирают силу, а березового сока не получить. Позже береста прирастает к лубу и отделить ее становится невозможно. Проводят заготовку в лесах, где где намечаются плановые вырубки деревьев. Предварительно надо все согласовать с представителями лесхозов. Для заготовок надо выбрать солнечный день без осадков. Итак, заготовку начинают с осмотра березы. Выбирают деревья с более-менее гладким стволом, с минимальным количеством сучков и без коросты.

Очень декоративна береста у поваленных и немного подгнивших берез. С них можно снять бересту в любое время без проблем.

Делают вертикальный надрез коры ножом-косяком на глубину слоя бересты (1-2мм) до луба(это нижний слой коры березы) и две горизонтальных насечки сверху и снизу надреза:

Затем надо поддеть край пласта бересты  и начать аккуратно его снимать

Если сроки выбраны правильно, береста буквально сама отделяется от дерева

В местах, где береста прирастает к лубу сучками, аккуратно подрезают ножом. Березы с большим количеством сучков, бородавок следует избегать

Принесенную из леса бересту необходимо просушить. Для этого ее раскладывают под навесом в 1 слой изнанкой (белой стороной) вниз. Я сушу бересту на чердаке

После того, как береста окончательно просохнет, пласты складывают в пачки, чтобы береста была «лицом» к «лицу»и прессуют пачку с помощью палок и веревок

Как заготовить бересту. Заготовка бересты. Для рукоятки ножа из бересты своими руками.

Идеальной бересты практически не существует. Поэтому приходится с помощью ножа удалять все неровности и шероховатости с внешней (белой) стороны бересты. 

Береста к зиме. Для рукоятки ножа из бересты своими руками. Бересту режим небольшими квадратами со старых берёз. Она толще, у каждого дерева береста имеет свой цвет. Дома с бересты с обоих сторон счищаем лишнею грязь и остатки под берестяного слоя. Нарезаем на прямоугольники поперёк и вдоль черных прожилок. Сверлим или прорезаем центр я испольную шаблон. Потом надеваем на центрирующую шпильку чередуя светлую тёмную бересту, и чередуем прямоугольники с направлением прожилок. Обязательно смазать маслом пластину струбцины иначе потом на отодрать бересту.

Центральную шпильку надо брать без резьбы, а то всё это придётся гнать по резьбе чтобы вынуть.

Стягиваем струбцину по максимуму но деликатно а то шпилька лопнет

Кипятим минут 20-30 можно дольше но тогда береста начнёт темнеть. Достаём всё это дело и стягиваем на горячую. процедуру повторяем раза 2-3

Потом сушим я сушу дня 4.Те дёгочные масла которые выделились при варке и спресовки склеют бересту лучше вяких клеев,не разломать только по слоям бересты и то с трудом. Потом раскручиваю струбцину, вынимаю центральнуя шпильку на шлифе обрабатываем края заготовки.

Слои прижимаются так что если даже на бересте имеются по темным прожилкам неровности лопины после спресовки таким способом они пропадут. Поэтому можно брать бересту с очень старых берёз.

Такую заготовки ставил на не сквозной монтаж до сих пор работает даже не думает расслаивается. По крепости не уступает деревяшкам. 

Куклы из бересты от Веры Верхотуровой: ochendaje — LiveJournal

Вера Верхотурова — один из талантливейших мастеров Иркутска. Её работы отличаются разнообразием форм и приёмов изготовления – это туеса, шкатулки, бижутерия с самоцветами, сумочки, лапти, босоножки, детские погремушки, но настоящую славу ей принесли неповторимые — «верхотуровские» — куклы


Работы Веры — это не игрушки, а примеры прикладного искусства, которые высоко ценятся знатоками. Её берестяная игрушка занимает достойное место среди образцов традиционной народной игрушки

Художественные изделия из бересты — оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства — мягкость, гибкость и прочность.

Береста — это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор.

Петрушка — пилигримм. Путешественник, а чтоб лапти не сносить — за спиной носит . Автор: Верхотурова Вера

Из бересты делались раньше и делаются сейчас туеса (бураки) — сосуды для хранения еды и питья. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным. За спиной он носил берестяной пестерь — плетеный заплечный мешок, на ногах лапти, часто сплетенные из бересты. Кузовки, берестянники — короба для муки и меда, лукошки, пастушечьи рожки, канаты для рыболовных снастей, — все это делалось из бересты.

Береста, дерево. Вышивка берестой, тиснение, тонирование, резьба, плетение. Автор: Верхотурова Вера

По характеру орнамента северную резную бересту можно разделить на несколько видов, связанных с другими областями народного искусства — вышивкой и резьбой по кости.

Береста как материал для бытовых изделий привлекала народных мастеров с давних пор. Из этого пластичного, стойкого материала изготовлялись плетеные изделия: кузова, корзины, пестери, лапти, хлебницы, солонки

Жбан, фляжка под вино. Береста, дерево. Автор: Верхотурова Вера

Плетеные из бересты изделия обычно не украшают дополнительно. Главную эстетическую нагрузку несет сама форма изделия, мягкая, бархатная фактура бересты, разнообразие природного материала

Заготавливают бересту в начале лета, в конце мая — июне, когда береза полна соков, и береста легко отстает от остальной коры. Если ее снимали умело, не повреждая следующий слой коры — зазелень, то это не вредило дереву, и через несколько лет на нем вырастала снова нарядная белая одежда.

Первые известные сведения о технике обработки бересты относятся к XVIII столетию. Для резьбы по бересте требуются самые простые орудия: нож и шило. Сначала вырисовывается контур рисунка, который затем вырезается острым ножом. Резьба и тиснение по бересте иногда сочетались с канфарением. Ударяя молотком по канфарнику (чекан в виде трубочки), мастер «выбирает» фон предмета и получает зернистую поверхность. Эта техника издавна известна в обработке металла. С XIX века она применяется и в берестяных изделиях.

Береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири и Дальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту.


Арлекин … Ничего не вижу, ничего не слышу, никому ничего не скажу Берста, дер .. Автор: Верхотурова Вера

В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста предохраняла от гниения. Нижние венцы деревянного сруба, подоконники, перекрытия дольше служили, если между деталями конструкции прокладывали бересту

Вера Ивановна Верхотурова родилась в исконно русских землях — на нижегородчине, в маленьком разъезде Саконы. Время было послевоенное, и семье пришлось не раз переезжать. Казахстан, Забайкалье, Ангарск. Родители Веры были люди мастеровые. Мать, Тамара Павловна, как водится у хороших хозяек, сама шила, вязала, вышивала. Дом всегда украшали всевозможные скатерти, салфетки. Узоры мама любила продумывать сама

Домовенок. Береста, дерево. Автор работы: Верхотурова Вера Ивановна

Отец — Иван Михайлович — очень уважал дерево. Знал все его свойства, сам делал мебель, сам построил дачу. Вот от родителей, наверное, и переняла дочь чуткость к красоте и стремление создать что-то свое, новое, самобытное. Не может просто вышивать крестиком или гладью, она изобретает свои стежки, например, точечные — меньше миллиметра.

А вообще-то в детстве я была отчаянной девчонкой. Другие — с бантиками да с куклами, я же носилась в мальчишечьих ватагах, гоняла мяч, делала какие-то балаганы…

После окончания в 79-м году Иркутского училища искусств Верхотурова занималась резьбой по дереву. Делала дверки для мебели, разделочные доски, гардины, рамы для зеркал. Работала в художественно-оформительской мастерской и здесь познакомилась с Сергеем Павловичем Судленковым. Мастер от Бога, он владеет чеканкой, живописью, знает бересту, кроме того, охотник, рыбак, великолепно чувствует природу и ценит ее неподдельную красоту. Он-то и стал наставником Веры, помог ей найти себя как берестянщицу.

вторская кукла. Варька (За грибами пошла …) Береста, дерево. Вышивка, плетение Автор работы: Верхотурова Вера Ивановна

Я занимаюсь берестой с 1994-го года и училась вместе со своими учениками. Однажды показывала им, как надо работать резцом и линейкой. Объясняю, а сама — «вжик» — и палец порезала. Говорю: вот так делать не надо… Но до сих пор помню свой первый маленький туесок. Распаришь бересту в кипятке, и она вдруг оживет, станет гибкой, теплой, эластичной, словно кожа. И рождение туеса превратится в радость, таинство.

И все это — гибкость, податливость березовой коры, навыки, привитые матерью, стремление Веры работать по-своему — соединилось в своеобразном стиле ее произведений. Вышивка по бересте — удивительна! Будто замшевая — сумка с тончайшим цветочным рисунком, туески с веселыми скоморохами, затейливыми узорами, орнаментами..


Купец. Береста, дерево. Автор работы: Верхотурова Вера Ивановна

Пусть будут и фарфор, и керамика, и металл, особенно, если они гжельские да жестовские. Но все мои знакомые, попробовавшие использовать берестяные изделия, уже от них не отказываются. Как красивы сухари да баранки в сухарнице: все это вместе будто солнцем облито, жаром сияет. Подстаканники не жгут руки, соль в солонке не отсыревает, крупы в туесах хранятся долго, а хлеб в хлебнице не портится около недели… Будет больше изделий — больше и ценителей. Сначала традиции надо возродить, а потом уж они сами за себя скажут.

В настоящее время Вера проживает в городе Саянске.


Блог Оченьдаже


Источники (1), (2), (3)


Если материал вам понравился, возможно, вам будет также интересен пост «Воздушные стружки» об удивительных работах Сергея Бобкова

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом

«И нет нам покоя! Гори, но живи!» — так пелось в известной песне. Мы конечно не «горим», а плетём, но покоя нам точно нет! Хотя, будьте предельно осторожны, береста очень легковоспламеняющийся материал!

Теперь-то уж я точно расскажу о тех заветных способах плетения из коры берёзы, которую называют «береста».
Расстались мы в прошлый раз, кажется вот на этом месте >>
Приступим, пожалуй! Закончив все приготовления, вооружившись ножницами и линейкой с карандашом, мы кладем перед собой чистый лист бересты, желтой стороной к столу, белой к себе.

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 1

Желтая сторона, это та, что была внутри берёзы.

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 2

На самом деле, внутренний слой (тот, что к дереву) может быть самых разных оттенков, и не только жёлтый:

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 3

Фрагмент, обозначенный «-» (чёрточкой) не пригоден для плетения, слишком широкие и часто расположенные бороздки, лента будет ломаться и цепляться.

Фрагменты обозначенные «0» (ноликом) болеют каким-то «неизвестным науке» грибковым заболеванием, пока не распрастраняющимся на человека, и потому совершенно безвредны, но плести из них тоже хлопотно.

Фрагмент обозначенный «*» (звёздочкой) как раз тот самый кусок «зимней» бересты с налипшим на неё кадмием. Годен в работу.

Береста — материал слоистый и желательно бы лист очистить до равномерно распределенного слоя, ну, если уж никак, то никак.

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 4

Нужно следить, чтобы коричневые черточки на бересте, которые называются «чечевички» или «устьица» располагались горизонтально. Чечевички — это поры через которые дерево дышит. И чертим по линейке полоски необходимой ширины. Чаще всего и наиболее удобно используются полоски по 1,5 см шириной. Здесь важно запомнить, что именно вдоль чечевичек и не наоборот.

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 5

Если нарезать поперек, то полоска будет очень хрупкая, станет рваться и вы не сможете работать.

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 6

Так вы режете вдоль волокон и полоска становится прочной, как кожаный ремень, кстати в старину бересту еще называли «лесная кожа».
Береста очень податливый материал и «нежный», поэтому любые отметины и царапины остаются на ней навечно и со временем темнеют. Поэтому вся разметка делается на белой стороне, которая будет внутри изделия.

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 7

Белая сторона, «улица», когда очищена от шелухи, пористая и впитывает все, любые прикасновения оставляют след, со временем кажется, что вещь будто засалена и смотрится это некрасиво. Поэтому её и прячут вовнутрь.
Теперь делаем «заплёт», то есть переплетаем в шахматном порядке необходимое нам количество лент, но только теперь желтой стороной к себе, а белой к столу.
Вот тут-то и предстоит выбрать способ плетения. Конечно, выбор делается гораздо раньше, в голове мастера, возможно еще тогда, когда этот лист бересты мирно шумит листвой в лесу. Просто с этого момента начинаются различия.

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 8

Прямое плетение
Этот вид плетения более древний и считается, что именно с него и началось вообще все плетение и не только из бересты. Он произошел тогда, когда одному из наших предков в голову пришла идея перекрестить две полоски чего бы там ни было, и продолжать их перекрещивать пока не вышло нечто путное. Для прямого плетения практически всегда берется четное количество полосок. Сделав дно нужного размера, туда ставилась болванка, остальные полоски поднимались кверху и плетение происходило по принципу любого плетения «полоска снаружи, полоска внутри».

Не поверите, Китай и тут преуспел, руководство по плетению:

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 9

Поднявшись на нужную высоту, мастер вынимал болванку и закрывал край изделия с дополнительной полоской.

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 10

Болванка нужна для соблюдения ровных углов.

Чаще всего так делались различные бутылочки.

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 11

На схеме можно понять принцип плетения.

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 12

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 13

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 14

Те же салфетки.

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 15

Нехитрая домашняя утварь.

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 16

Солонички, например «утица» (утка значит) делалась уже без болванки, только крышка делалась из дерева, в виде пробки или головы уточки.

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 17

И схема плетения «утицы», вдруг кому надо:

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 18

Простота исполнения и небольшое разнообразие приёмов не позволяло сильно «раздухариться» в творчестве, поэтому предметы были сугубо бытовые, хотя если постараться можно было и пофантазировать.

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 19

Предметы из бересты настолько прочно вошли в быт, что использовались многими художниками для натюрмортов, например на картине Эдуарда Панова, на столе корзина именно прямого плетения.

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 20

Конечно, чаще всего и плелись корзинки.

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 21

Простая ручка была не очень прочная и носила скорее декоративный характер, а вот плетёная попрочнее.

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 22

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 23

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 24

Кстати, ступни делались смешанным плетением, потому как часть изделия плелась прямым способом, а часть «косым», край закрывался спереди, как в прямом плетении, а сбоку и сзади, как в косом. Возможно, сама необходимость изготовления большего количества разнообразных предметов, а соответственно появление новых методов и приёмов и выделила их в отдельный способ.

Косое плетение
Здесь можно говорить часами и километрами выкладывать фотографии. Все современные изделия делаются именно косым плетением. В принципе, не такое уж многообразие приёмов, но возможность их применения в различных комбинациях и лёгкость применения, породила такое разнообразие форм.
После «заплета», мы определяем расположение углов у будущего изделия и делаем их путем перекрещивания параллельно расположенных лент. Мудрёно? Вот схема.

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 25Кто хочет, может обратиться к китайцам.

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 26

Угол «в живую»

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 27

Угол в работе.

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 28В обоих способах изделие плетут желтой стороной внутрь, белой к себе. Завершив край работы, остается только оплести изделие свободными полосками, чтобы оно везде было жёлтенькое. Плетя таким образом, внутренняя часть изделия сразу делается желтой и обплести нужно только снаружи, что не составляет труда. А получается вот что:

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 29

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 30

Иногда в украшении используют бересту белой стороной, но через несколько лет, если вещью пользуются ее уже не отличить от общего фона изделия.
Незабвенные корзины:

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 31

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 32

Короба:

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 33

Даже сумка для ноутбука:

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 34

И многое другое.

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 35

А главное, игрушки!

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 36

Вот как-то так! Спасибо всем, кто заглянул! Рассказ об игрушках будет следующим в нашей темке.

Изготовление очелья из бересты. | Страна Мастеров



Поделиться:

На Руси говорили, что береза забирает боль и дает здоровье, и береста обладает уникальными свойствами.

Оберег — очелье для головы снимает головную боль, нормализует давление.
Такое очелье я купила на ярмарке и задалась целью его сделать сама. По МК https://stranamasterov.ru/node/96854?c=favorite я быстро научилась делать его. Но каким образом его соединять… в сети нашла только схемы … вообщем… я начала «изобретать велосипед». Возможно, кому-то мой МК будет понятнее.

Для очелья нужно взять нетолстую бересту. Соскоблить верхний слой, может быть, расслоить бересту. Разрезать на полоски (лычки) одинаковой ширины ножом или ножницами. Линия среза должна быть параллельна направлению «окон», как показано на фото.

Лучше всего учиться на полосках цветной бумаги. Я параллельно фотографировала плетение и на бересте и на бумаге, чтобы лучше было видно.
Для очелья используется способ косого плетения.
Переплетаем полоски крест накрест, как на рисунке, скрепляем. Концы лучше оставить немного подлиннее, чем на рисунке.

С каждой полоской работаем дважды. Сгибаем розовую полоску вокруг голубой, она ложится горизонтально. Заводим ее под зеленую полоску.

Продолжаем работать с розовой полоской. Загибаем ее вокруг зеленой и кладем параллельно желтой, «подныриваем» под голубую.

Работаем с зеленой полоской. Загибаем ее горизонтально, «подныриваем» под желтую полоску.

Опять зеленой огибаем желтую, «подныриваем» под розовую.

Желтую кладем горизонтально, «подныриваем» под голубую. Образовалось уже два «уголка»- ромбика (справа и слева).

По очереди формируем уголки.

Считается, что надо брать ленты длиной в два раза больше головы, но если таковых нет, то их надо нарастить. Я немного расслаиваю кончик, чтобы легче было вплетать, срезаю уголок. Стараюсь сделать незаметно, но здесь специально сделала видно, чтобы показать.

Наращиваю по очереди.

Специально сфотографировала так, чтобы были видны соединения.

 

Все выступающие уголки срезаю ножницами, хотя лучше ножом- «косячком»

Заканчиваем плести. Будьте внимательны: на нижней части завершенный уголок слева. Обрезаем таким образом, как на рисунке. Внимание: выступающие части образуют уголки- ромбики.

Нумерую кармашки, чтобы было понятнее.

С верхней части снимаем скрепку.

Подгибаем голубую полоску.

Обрезаем как на рисунке. Внимание: здесь завершенный уголок справа, и опять ромбики.

Перевернем верхнюю часть вниз, и тоже обозначим кармашки, здесь их два.

Соединим оба конца. Желтая со спрятанной голубой вставляются в карман 1, красная — в карман 2, Зеленая — в карман 3.

Уже вставленные в карманы. Конечно, надо было сделать еще два уголка, и тогда бы рисунок не нарушался. К сожалению не заметила, а фотоаппарата сейчас нет, чтобы перефотографировать.

Выворачиваем на другую сторону.

Находим 1 и 2 карманы. Голубую вставляем в 1 карман, а зеленую с желтой вставляем во второй карман.
Конечно, бумагу все равно нужно приклеивать, а вот береста будет держаться.

Буду рада, если кому-нибудь пригодится мой МК.

Решила вынести комментарий сюда, т.к. он, возможно, может пригодиться: 

Бересту заготовляют во второй половине июня до конца июля, тогда она
легко отслаивается от березы. Дерево выбирают более или менее гладкое,
без всяких наростов. Делают вертикальный разрез, не повредив слоя, по
которому идут соки. У разреза отслаивают ножом или руками, а дальше она
сама снимается. Иногда бересту для мелких работ  снимают и с дров.
Иногда мастера ее продают.

Здесь:  http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-48/34.htm
, автор подробно рассказывает как можно заготовить бересту с погибших
деревьев: » В березовом лесу довольно часто можно встретить упавшие
березы, у которых сгнила древесина, но почти невредимой осталась
береста. Но,
к сожалению, мало кто знает, что береста таких деревьев вполне
пригодна для
многих видов художественных работ, а в мозаике она незаменима. Нужно выбирать
такие деревья, у которых еще довольно крепкая древесина, но слой камбия,
находящийся между стволом и берестой, уже разрушился. У таких деревьев
береста отделяется легко в любое время года. Береста хорошо снимается с
сухостойных берез, пораженных грибом  трутовиком.   Присутствие  на  стволе 
березы  трутовика — верный признак, что дерево погибло. По нему можно
отличить сухостойные деревья даже тогда, когда на живых деревьях нет листвы,—
поздней осенью, зимой и ранней весной. Сделайте на упавшем или сухостойном
дереве надрез. Под берестой вы обнаружите темно-коричневый рыхлый слой
камбия. Подденьте бересту ножом, и она легко отделится от ствола. У снятой с
погибших берез бересты есть свои декоративные особенности. Внутренний слой ее
окрашен красящими веществами камбия в красно-коричневые цвета с различными
оттенками.»

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *