Изготовление малогабаритной мебели 8 класс: Урок «Изготовление малогабаритной мебели» – У Р О К И 5—10. Изготовление малогабаритной мебели

Конспект урока по технологии на тему «Изготовление мебели»

Урок 1-2

Тема: «Вводное занятие»

Оборудование: рисунки либо таблички с видами мебели, заготовки для изготовления щитка (массива) 500x120x25 по количеству учащихся, наборы столярных инструментов.

ХОД УРОКА

Учитель . Ребята давайте вспомним факторы, несущие опасность в мастерской:

1.Тяжелые и острые инструменты — первый фактор опасности. Чем они могут быть опасны и как избежать повреждений ими?

Учащиеся . Режущие инструменты должны быть остро наточены, иметь цельные рукоятки без трещин и сколов. В случае если рукоятки стамесок, долот и резаков (а равно рашпилей и напильников) изготовлены из древесины, то они оборудуются металлическими кольцам, чтобы избежать раскалывание. Передавать режущие инструменты следует рукояткой от себя, без резких движений. Хранить такие инструменты следует в специальных ящиках-укладках Тяжелые и крупные инструменты следует брать из шкафов только на время работы, а затем их следует тщательно очищать и укладывать на место хранения.

На верстаке инструменты следует хранить в лотке,- исключая возможность их падения. Запрещается использовать для работы неисправные инструменты и инструменты без рукояток.

2.Вторым фактором повышенной опасности в мастерской является электрический ток.

В наше время уже немыслимо обходиться в столярной мастерской без сверлильных и токарных станков, а так же без электрифицированных инструментов. Но следует помнить: величайшая опасность электрического тока состоит в его невидимости. Он не ревет как заточной станок, не блестит как лезвие ножа и не пахнет как краска. Поэтому учащиеся в мастерской не имеют права включать электроприборы с напряжением питания более 54 вольт! В случае обнаружения подозрительных проводов, запаха горелой пластмассы ученики обязаны доложить об этом учителю. Учащимся запрещается опираться на металлические части станков и приборов, а так же на металлические корпуса электрических агрегатов и машин. У станков должна быть оборудованы не проводящие ток трапики или резиновые коврики. Прежде чем приступить к работе на станке ученики должны ознакомиться с правилами работы на них.

(Сдать зачет по инструкциям из типового сборника по охране труда. Инструкции, утвержденные на школьном уровне, должны находиться у каждого отдельного рабочего места

3. Третьим фактором, несущим опасность в мастерской является наличие горючих материалов. Как избежать пожара?

Учащиеся , не зажигать спички и зажигалки, не приносить опасные предметы в мастерскую: петарды, бенгальские огни, бензин для зажигалок, хлопушки, пугачи и т.п. В мастерских и вообще на территории школы запрещается курить, пользоваться самодельными электроприборами.

4. Четвертым фактором, способным нанести вред здоровью является древесная пыль и опил.

Учитель. В этой учебной четверти мы будем изучать мебельное производство — теоретически и практически. И первый вопрос, на который мы должны получить ответ — что же такое мебель, какие изделия можно считать мебельными изделиями? А для этого мы попытаемся разделить представленные объекты на мебель и не мебель (демонстрируется либо рисунки либо таблички с текстом) стул — стол — шкаф — карусель — кресло — забор — калитка — турник.

По какому признаку мы выделили столбец стол, стул, шкаф, кресло? Учащиеся , все эти вещи используются человеком внутри жилища.

Учитель .

А турник или скажем скамейку разве нельзя использовать внутри жилища?

Учащиеся . Турник — это спортивный инвентарь, скамейка может быть мебелью, а может быть частью дворового дизайна.

Учитель . Ну а телевизоры, пылесосы, радиоприемники?

Учащиеся . Все перечисленные устройства — это бытовая и электронная техника.

Учитель . Значит, еще одним признаком мебели является простота. А для чего нужнамебель?

Учащиеся . Мебель нужна для удобства, для хранения вещей, для отдыха, для работы.

Учитель . Подводя итог мебель — это простые приспособления, используемые человеком в помещении и других местах пребывания для обеспечения удобства отдыха, работы, хранения вещей. Давайте подумает, какие требования к мебели сегодня предъявляют люди?

Учащиеся . Так как мебель — это часть жилища человека, то она должна создавать уют, быть удобной, прочной и экологически чистой.

Учитель . Исходя из таких требований, конструкторы и дизайнеры создают огромные количество моделей мебели. Они принимают в расчет стоимость, назначение, внешний вид. Ведь не секрет, что люди имеют разные потребности и возможности, кроме того, на работе человек больше ценит удобства и практичность мебели, а дома — красоту и уют.

Наиболее простым и в то же время недорогим материалом для мебели является, конечно, древесина. И сегодня мы изготовим щитки из массива древесины для последующего изготовления из них кухонных полок, при этом вы получите только габаритные, то есть ограничивающие размеры по длине, ширине и высоте полки. Внешний вид вы разработаете сами.

Современное мебельное производство — это чаще всего высокотехнологичное деревообрабатывающее предприятие, хотя некоторые виды мебели производят из стали и пластика, стекла и даже камня.

Обычно цикл производства мебели состоит из заготовки и переработки древесины (либо ИДМ), изготовления мебельных деталей, покраски, ламинирования и лакирования (иногда полирования) деталей, монтажа фурнитуры (демонстрируется пока без комментариев) и сборки. Часто последний этап производителей для удешевления продукции переносится в мебельные магазины, либо потребители собирают самостоятельно.

Работа по сборке щитка не является для учащихся новой, поэтому после короткого обсуждения они приступают к работе. На данном уроке задача учащихся — подобрать делянки для щитка.

По окончании работы составляется план изготовления мебели в общих чертах —- как закрепление общей производственной цепочки изготовления мебели.

Мебель (ГОСТ 20400-74) — совокупность изделий предназначенных для обстановки помещений и других зон пребывания человека

Урок 3

Тема: «Мебельное производство, изготовление моделей. Виды мебели. Бытовая мебель»

Оборудование: полуфуганки, рубанки металлические, рейсмусы, линейки или рулетки, угольники заготовленные ранее делянки, ваймы, клей ПВА.

ХОД УРОКА

Учитель . На прошлом уроке мы рассмотрели общие подходы к созданию мебели и производственный цикл обработки древесины. Однако, для непосредственной работы необходимо ясно видеть цель — другими словами мы должны знать каково предполагаемое назначение проектируемой мебели.

По назначению всю мебель можно разделить на две большие группы: на бытовую мебель и мебель для общественных мест.

Бытовая мебель это та, которую человек использует в своем жилище, поэтому ее можно подразделить на кухонную, детскую, мебель для гостиной, прихожей, ванной комнат.

Мебель для общественных мест можно разделить на офисную и технологическую.

Мы начнем проектирование как раз бытовой мебели для кухни, а именно кухонной полки. В данном случае нам требуется полочка для хранения круп и специй. Габаритные размеры нижнего яруса полки 450x250x20 (верхнего 450x105x20). Материал — массив сосны. Общая конструкция — двухуровневый стеллаж. Нижняя полка — для круп, более широкая, верхняя — для баночек со специями, более узкая. Соотношение размеров, представляющее собой «золотое сечение» (1,617) менять не рекомендуется, а вот форма боковин может быть произвольной. При соблюдении условий удобства и безопасности формы верхней и нижней полок так же могут быть изменены. Мы уже проделали часть работы, в чем она состояла?

Учащиеся . Мы подбирали делянки для склеивания щитков по кромке. Часть этих делянок мы уже прострогали и даже разметили под шканты.

Учитель . Я хочу только заметить, что щитки для боковин можно склеить на гладкую фугу, так как форма их пока не известна, а попавшие в распил части шкантов могут испортить внешний вид полки. Поэтому предлагаю вам вспомнить технологию склейки щитка на гладкую фугу, используя технологическую карту.

Технологическая карта

«Сборка щитка на гладкую фугу»

Рисунок 1

Ножовка

2. Прифунговать кромки делянок

Рисунок 2

Полуфуганок

3. Сложить делянки с учетом расположением волокон

Рисунок 3

Разметочная плита

4. Пометить щиток знаком для склеивания

Рисунок 4

Карандаш

5. Намазать клеем кромки и сжать щиток в ваймах

Рисунок 5

Клей ваймы

(Обрабатывается по вариантам 1—3).

Щиток для боковин нужно подобрать с припуском 3-5 см, значит его размеры будут 310×200 при толщине 20 мм (в чистом исполнении 15 мм).

После повторения правил БТ можно приступать к работе. Во время высыхания клея учащиеся получают задание зарисовать несколько вариантов форм боковин. При этом можно раздать на места заранее заготовленные рисунки или фотографии готовых изделий

После окончания работы и уборки каждый ученик должен получить возможность высказаться — защитить выбранную им форму. Учитель должен выступать как консультант, в случае видимого отклонения от приемлемых пропорций, нужно мягко, в виде совета, переубедить ученика и в конечном варианте, по возможности, оставить индивидуальные особенности каждой полки.

Урок 4

Тема: «Виды бытовой мебели»

Оборудование

: фотографии и рисунки бытовой мебели (идеально — слайды для компьютерной презентации, ноутбук и мультимедийный проектор), заготовки для столярного щитка, калибровка для изготовления шипов, клей ПВА, киянки, ваймы.

ХОД УРОКА

Учитель . Ребята, мы изучили общую классификацию мебели, сегодня мы должны подробнее познакомиться с бытовой мебелью. При всем многообразии ее видов можно выделить большие группы: это стулья, столы, кресла, диваны, шкафы, полки, тумбочки. В зависимости от комнат, в которых они должны стоять, видоизменяется их внешний вид, конструкция, размеры. Например, детский диван меньше дивана или кровати из спального гарнитура, а полочка из ванной комнаты будет светлее по тону чем полка из библиотеки (сопровождается показом). Таким же образом можно сравнить конструкции стульев для разных помещений и находить в них десятки отличий. При этом конструктор должен учитывать функциональное назначение того или иного предмета и исходя из него находить дизайнерское решение, учитывая запросы потребителя.

Рабочий-столяр при изготовлении мебели всегда должен помнить простую форму: «точность — прочность — качество», так как отклонение от любого из этих требований к мебели неминуемо приведет к браку.

Сейчас мы рассмотрим несколько вариантов бытовой мебели и попытаемся выяснить для какого именно помещения они предназначены (демонстрируются картинки и слайды). Обсуждение организуется по схеме:

— Как называется предмет мебели?

— Из какого материала изготовлен предмет?

— Какие элементы декора применены при изготовлении? (Необычный цвет, резьба по дереву, маркетри, необычный сложный контур, специальная фурнитура, нестандартные пропорции и т.п.)

— Чего добивался дизайнер? (Удобства, необычности, полной функциональности, ощущения легкости или солидности, чувства света, строгости, комфорта и т.п.)

— Где именно можно использовать данный предмет?

— Предусматривается ли применение данного предмета в совокупности с другими предметами?

После рассмотрения 3-4 предметов организуется практическая работа.

Учитель . Для изготовления кухонной полки необходимы щитки из делянок, соединенных при помощи клея на шкантах. Зачем в данном конкретном случае нужны шканты?

Учащиеся . На кухне часто меняется температурный режим и влажность. В таких условиях щитки, склеенные на гладкую фугу, могут деформироваться (коробиться) и использование их в качестве хранилища для баночек и коробочек станет проблематичным.

Учитель . Давайте вспомним план изготовления щитка на шкантах

Рисунок 1

Рейсмус

2. Вколотить гвозди без шляпок

Рисунок 2

Молоток гвозди

3. Сложить детали и ударить киянкой

Рисунок 3

Разметочная плита Киянка

, 4. Засверлить отверстия по полученной разметке

Рисунок 4

Сверлильный станок

5. Собрать щиток на шкантах

Рисунок 5

Киянка

После повторения правил БТ при сверлении можно приступать к работе.

После окончания работы организуется беседа для закрепления сведений о видах бытовой мебели.

Урок 5

. Тема: «Офисная мебель»

Оборудование: лекала, выкружные пилы, изображения (слайды) офисной мебели.

ХОД УРОКА

Кроме бытовой мебели существует огромное количество видов мебели общественных мест. В разнообразных организациях существует гигантское количество кабинетов, залов комнат, мастерских, цехов и т.п., где работают, а значит, проводят большое количество времени много людей. Им тоже нужны удобства и комфорт, однако подходы к проектированию мебели для рабочих мест значительно отличаются от подходов к бытовой мебели. В чем причина этих отличий? Все дело в том, что офисы (в переводе с английского контора, канцелярия, ведомство, министерство) — это официальные места, где решаются важнейшие вопросы, от которых часто зависит судьба человека. Поэтому и обстановка таких мест должна настраивать на деловой лад. Главной отличительной чертой офисной мебели является функциональность, отсутствие декоративных излишеств, строгость. Все перечисленные свойства можно заключить в одно понятие — аскетизм. При этом часто используемые материалы — это не древесина, а пластик, сталь, стекло, искусственные древесные материалы. По составу офисная мебель — это те же столы, стулья, конторки, тумбочки, шкафы. В последнее время выделился целый класс мебели для оргтехники — компьютерные столы, стулья, конторки, тумбочки.

(Далее по аналогии с предыдущим уроком с добавлением вопроса «В чем отличие данного вида от бытового аналога?»)

На практическую работу выносится разметка и выпиливание сложных элементов кухонной полочки по плану. В течение работы следует наблюдать за выдержкой учащимися прямого угла между полотном пилы и щитком, так как в противном случае неизбежен брак.

По окончании работы организуется опрос. Цель — выработка у учащихся навыков построения монологической экспрессивной речи по заданной теме (офисной мебели).

Урок 6).

Тема: «Комбинированная мебель»

Оборудование: электролобзик или выкружная пила, детали для кухонной полки, отвертки, шурупы 3×40мм, клей ПВА, шлифовальная шкурка, изображения видов комбинированной мебели.

ХОД УРОКА

Учитель . При изучении мебели вы уже заметили, что многие виды повторяют друг друга, имея разное назначение. И действительно кухонный стол не очень сильно отличается по конструкции от офисного, но представить его в кабинете директора школы невозможно. Однако мебель одинакового назначения часто комбинируется, то есть один и тот же предмет разному назначению, к такой мебели можно отнести кресла-кровати, шкафы со встроенными столами, диван-кровати, столы раздвижные, столы-шкафы кухонные, стеллажи, этажерки, которые используются как для хранения вещей, так и в качестве декоративных подставок и подвесок. (Все демонстрируется.) К комбинированной мебели можно отнести различные тумбы, которые используются в качестве столов, а иногда даже в качестве банкеток и пуфов. Кроме того комбинированной мебель может быть не только по назначению, но и по используемым материалам. В офисной мебели часто комбинируется металл и пластик, металл и стекло, металл и искусственные древесные материалы. Общий вид таков: комбинированная мебель удобна, занимает обычно не много места, однако часто имеет усложненную конструкцию, вследствие чего часто ломается.

Кухонная полочка имеет простую конструкцию и должна быть прочной и надежной. Как достичь подобного результата?

Учащиеся . Нужно чтобы не было слишком тонких деталей, то есть больших выборок внутри контура. Собирать полку следует на шурупы и клей, то есть с усилением. Сборку можно проводить, используя фурнитуру заводского производства. После повторения правил БТ класс приступает к работе. Наиболее подготовленные ученики под наблюдением учителя могут выпилить боковины полки электролобзиком.

По окончании работы следует подвести итоги, используя детали, выполненные разными учениками — главный упор следует сделать на преимущества и недостатки полок с разными видами боковин. Выяснить, почему то или иное решение предпочитает большинство участников группы.

Урок 7

Тема: «Классификация мебели по способу соединения частей»

Оборудование: киянки, отвертки, контрольно-измерительный инструмент, фотографии (слайды) секционной мебели.

Х О Д УРОКА

Урок следует начать с повторения видов мебели.

Учитель . По конструкции мебель может значительно различаться: некоторые виды легко разбираются и собираются, называется такая мебель сборно-разборной; другие виды, собранные на шипах, клее, в паз и т.п. не разбираются без разрушения, а потому называется неразборной. Мебель сочетающая в себе и те, и другие признаки называется корпусной — чаще всего это гарнитуры — наборы отдельного хозяйственного назначения: гостиные, спальные, кухонные. Еще такую конструкцию называют смешанной. Иногда в практике проектирования мебели используются узлы, из которых можно создать мебель различных форм, размеров и назначения. Такие узлы называют секциями, а мебель — секционной.

Размеры отдельных мебельных изделий закреплены в государственных стандартах (ГОСТах), например, есть ГОСТы для книжных отделений, отделений для белья, для хранения одежды, для хранения посуды. То есть секции нельзя выполнять по любым пришедшим в голову размерам, так как из использование может принести людям определенные неудобства.

В настоящее время секционную мебель выполняют из пластика, стекла, металла и чаще используют в общественных учреждениях — магазинах, складах, офисах. Иногда дизайнеры используют нетрадиционные решения и вносят в быт человека секционную мебель, ранее не предназначавшуюся для использования в жилых помещениях. Так на кухнях часто монтируют барные стойки, стеллажи для напитков, в гостиных комнатах — витрины для коллекций и сувениров.

Следует признать, что для изготовления и монтажа такой мебели нужно быть не только столяром — мебельщиком, но и иметь навыки слесаря, стекольщика, а иногда и электрика.

Далее следует провести инструктаж на сборку кухонной полки. При этом следует учитывать, что на данном этапе снова происходит расслоение и часть учеников может выполнять работу самостоятельно, в то время как другие ученики требуют помощи. В арсенале учителя всегда должен быть запасной вариант — простая конструкция, с которой может справиться любой учащийся. В выполнении деталей большую помощь могут оказать сильные ученики из того же или параллельного класса.

Смысл вышесказанного состоит в том, что при окончательной сборке и отделке должны принять участие все ученики. Следует принимать во внимание тот факт, что последующие два занятия будут посвящены сборке изделий на клей, шлифованию, шпатлевке и отделке — и более сильные ученики должны будут выполнять дополнительные задания, так как с основной работой они уже справятся. К таким заданиям могут быть отнесены: изготовление или ремонт деревянного инструмента (киянок, рукояток, молотков, стамесок, клиньев), работы декоративно-прикладного характера: резьба по дереву, изготовление сувениров, панно по технологии маркетри, инкрустации и т.п.

По окончании урока каждый ученик отчитывается устно о проделанной работе с использованием профессиональной терминологии для подготовки к будущему собеседованию по итогам окончания 9-го класса.

Урок 8.

Тема: «Классификация мебели по способу соединения частей»

Оборудование: киянки, отвертки, контрольно-измерительный инструмент, фотографии (слайды) секционной мебели.

Х О Д УРОКА

Урок следует начать с повторения видов мебели.

Учитель . По конструкции мебель может значительно различаться: некоторые виды легко разбираются и собираются, называется такая мебель сборно-разборной; другие виды, собранные на шипах, клее, в паз и т.п. не разбираются без разрушения, а потому называется неразборной. Мебель сочетающая в себе и те, и другие признаки называется корпусной — чаще всего это гарнитуры — наборы отдельного хозяйственного назначения: гостиные, спальные, кухонные. Еще такую конструкцию называют смешанной. Иногда в практике проектирования мебели используются узлы, из которых можно создать мебель различных форм, размеров и назначения. Такие узлы называют секциями, а мебель — секционной.

Размеры отдельных мебельных изделий закреплены в государственных стандартах (ГОСТах), например, есть ГОСТы для книжных отделений, отделений для белья, для хранения одежды, для хранения посуды. То есть секции нельзя выполнять по любым пришедшим в голову размерам, так как из использование может принести людям определенные неудобства. В настоящее время секционную мебель выполняют из пластика, стекла, металла и чаще используют в общественных учреждениях — магазинах, складах, офисах. Иногда дизайнеры используют нетрадиционные решения и вносят в быт человека секционную мебель, ранее не предназначавшуюся для использования в жилых помещениях. Так на кухнях часто монтируют барные стойки, стеллажи для напитков, в гостиных комнатах — витрины для коллекций и сувениров.

Следует признать, что для изготовления и монтажа такой мебели нужно быть не только столяром — мебельщиком, но и иметь навыки слесаря, стекольщика, а иногда и электрика.

Далее следует провести инструктаж на сборку кухонной полки. При этом следует учитывать, что на данном этапе снова происходит расслоение и часть учеников может выполнять работу самостоятельно, в то время как другие ученики требуют помощи. В арсенале учителя всегда должен быть запасной вариант — простая конструкция, с которой может справиться любой учащийся. В выполнении деталей большую помощь могут оказать сильные ученики из того же или параллельного класса.

Смысл вышесказанного состоит в том, что при окончательной сборке и отделке должны принять участие все ученики. Следует принимать во внимание тот факт, что последующие два занятия будут посвящены сборке изделий на клей, шлифованию, шпатлевке и отделке — и более сильные ученики должны будут выполнять дополнительные задания, так как с основной работой они уже справятся. К таким заданиям могут быть отнесены: изготовление или ремонт деревянного инструмента (киянок, рукояток, молотков, стамесок, клиньев), работы декоративно-прикладного характера: резьба по дереву, изготовление сувениров, панно по технологии маркетри, инкрустации и т.п.

По окончании урока каждый ученик отчитывается устно о проделанной работе с использованием профессиональной терминологии для подготовки к будущему собеседованию по итогам окончания 9-го класса.

Урок 9.

Тема: «Сборно-разборная мебель»

Оборудование: ваймы, клей ПВА, кисти, тряпки, фурнитура для крепления узлов мебели между собой, фотографии, слайды с изображениями сборно-разборной мебели.

Х О Д УРОКА

Учитель . На предыдущем уроке мы рассмотрели различия в конструкции мебели она может быть сборно-разборной, неразборной, смешанной. Сборно-разборная мебель имеет ряд преимуществ: ее удобно складывать и хранить, так как в собранном виде она занимает мало места.

При производстве такой мебели исключается этап сборки — следовательно, продукция удешевляется. Однако у сборно-разборной мебели есть и свои минусы.

Во-первых, очень большое значение для надежности такой мебели имеет качество используемой фурнитуры. Металлическая фурнитура долговечнее и надежнее пластмассовой, но имеет более высокую стоимость. Металлическая фурнитура — петли, барашки, ручки, дюбеля, уголки — бывают разного качества, из дешевых сплавов быстро ломаются, в них срезается резьба, и от ударов раскалываются корпуса. Штампованные, кованные, обработанные резанием детали фурнитуры наиболее долговечны и износостойки.

Во-вторых, при непрофессиональной сборке в домашних условиях сборно-разборная мебель может быстро прийти в негодность из-за зазоров, люфтов и перекосов, незамеченных и неустраненных вовремя хозяевами мебели.

В-третьих, при самостоятельной сборке мебели иногда путаются похожие детали, дверки меняются местами, наносятся случайные царапины. То есть нарушаются эстетические требования к мебели — требования гармоничного сочетания красивых, удобных и в тоже время простых форм. Над эстетикой мебели работают штаты конструкторов — дизайнеров и нарушение их замыслов при сборке просто недопустимо, поэтому сборщики мебели — это аккуратные и трудолюбивые люди, не допускающие в своей работе халатности и легкомыслия.

Такие же качества нам необходимы при отделке и сборке кухонной полки. Далее организуется практическая работа по индивидуальным планам. Учащиеся составляют примерный план в тетради и реализуют его в течение отведенного времени.

Главное внимание следует обратить на качество сборки, отсутствие перекосов и натеков клея. Если используется клей ПВА (наиболее оптимальный вариант), то устранять его излишки следует сначала мокрой тряпкой, а потом сухой. При этом нужно следить, чтобы от растворенного водой клея не оставалось следов, так как их последующая вышлифовка потребует очень значительных усилий.

Урок 10

Тема: «Корпусная и брусковая мебель»

Оборудование: кисти малярные, тампоны, лак ПФ, вытяжной шкаф. Данный урок является заключительным по теме. Поэтому строится по типу урока — систематизации и обобщения знаний.

Х О Д УРОКА

Учитель . Вы изучили много видов мебели и разделили их при этом по разным признакам. По назначению она делится на бытовую и мебель для общественных мест. По способу соединения частей — на сборно-разборную, неразборную и смешанную. По характеру используемых материалов мебель делится на брусковую и корпусную. Но мы уже говорили о корпусной мебели, как о мебели, у которой способ соединения частей бывает смешанным. В чем тут дело?

Все просто: у корпусной мебели всю нагрузку несут скрепленные смешанным способом панели, а в брусковой мебели — специальный каркас, собранный из брусков. Обычно этот каркас покрывают сверху современными плитными материалами — ДВП, или декоративной фанерой.

Разделитесь на 2 команды. Вспомните виды мебели. (На доске записываются виды мебели: бытовая и офисная). Победит та команда, члены которой назовут большее количество видов мебели.

Учащиеся называют виды мебели (стулья, столы, кресла, диваны и т.п.), а учитель записывает на доске, требуя комментарии по каждому виду. Например, какие по конструкции стулья используются в быту (офисе).

После окончания данного соревнования дается новое задание: команды называют виды комбинированной мебели (столы-шкафы, столы-тумбы, кресла-кровати, диван-кровати, стеллажи-этажерки, тумбы-банкетки). Задание сопровождается комментарием (желательно комментарием учащихся по конструкции, назначению и области применения).

Следующее задание: 1 команда называет преимущества неразборной мебели, а вторая — преимущества разборной. При этом берутся во внимание все версии — экспертом служит учитель.

На практическую часть урока выносится окончательная отделка полочки. В данном случае при отделке можно остановиться на следующих вариантах:

1-й вариант. Для получения матовой поверхности можно использовать клей ХВ бесцветный. После нанесения первого слоя поверхность высушивается, затем наносится второй слой лака и после его высыхания слегка шлифуется (матируется) мелкой шлифовальной бумагой.

2-й вариант. Поверхность шлифуют, сметают пыль, затем наносится лак НЦ-218, а после высыхания поверхность шлифуется для подрезания ворса, а затем сверху наносится слой лака ПФ-283. После полного высыхания (через 2 суток) поверхность либо матируют, либо наоборот полируют. В практике настоящую полировку можно заменить, для этого нужно мягкой тканью круговыми движениями просто натереть глянцевые поверхности, полученные описанным способом.

При этом учащиеся должны следовать плану работы:

1) Поверхность проциклевать.

2) Поверхность прошлифовать вдоль слоев грубой шкуркой.

3) Поверхность прошлифовать вдоль слоев мелкой шкуркой.

4) Смести пыль.

5) Нанести слой лака.

6) После высыхания повторно прошлифовать поверхность мелкой шкуркой.

7) Нанести повторный слой лака.

При работе следует помнить о том, что пары растворителя могут привести человека в состояние эйфории, поэтому следует использовать вытяжной шкаф. Во избежание порчи одежды нужно использовать малярные халаты, а на верстаки нужно постелить клеенку (либо плиты ДВП бывшие в употреблении).

По окончании урока учащиеся тщательно моют руки.

Изготовление разметочных инструментов. Столярный угольник.

ГБОУ Воскресенская коррекционная

школа-интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья

Конспект урока

столярно-мебельного дела

в 8 классе

тема: Изготовление разметочных инструментов. Столярный угольник.

Провел: учитель Сорокин А.Н.

2016 год

Тема: Изготовление разметочных инструментов. Столярный угольник.

Цели урока: 

1) Совершенствовать навыки пиления рядом с линией разметки, навыки работы долотом..

2) Корригировать и развивать пространственное представление, мышление, навыки связной устной речи, координацию движений, развивать речь учащихся и мышление путем коррекционно-развивающих упражнений;

3) Воспитывать чувство товарищеской взаимопомощи, бережное отношение к пиломатериалу, трудолюбие.

Оборудование:  чертежи колодки и пера, технические рисунки, образец угольника,  технологическая и предметно-операционная карты, линейки, карандаши, долото, контрольные угольники, ножовки, рашпиль, клей

ТСО: компьютер, мультимедиа проектор, презентация слайдов

Ход урока

1.Организационный момент.

а)Организация учащихся на урок

б)Рапорт дежурного

2. Повторение пройденного

а) Какую тему мы изучаем?

Изготовление разметочных инструментов.

б) Какие разметочные инструменты вы знаете и какие мы с вами изготавливали?

Линейки, угольник, рейсмус, транспортир

в) Какие основные технологические требования к изготовлению разметочных инструментов?

— точность в изготовлении (так, как с помощью этих инструментов производится разметка деталей при изготовлении столярных и мебельных изделий;

— они должны иметь прочные соединения элементов

— они должны быть очень качественно зачищены и отделаны

— иметь привлекательный внешний вид.

г)Из какой древесины изготавливают разметочные инструменты?

— из твердой породы

А почему именно из твердой породы древесины?

Чем прочнее древесина, тем долговечнее инструмент?

А из какой древесины лучше изготавливать инструменты из сухой или из влажной и почему?

— Из сухой, так как при высыхании влажная древесина уменьшается в размерах, (усыхает), коробится, плохо склеивается.

Вот мы уже упомянули что разметочные инструменты изготавливаются из твердой породы древесины. А какие основные породы древесины вы знаете?

Назвать основные породы древесины

Хвойные (ель, сосна, пихта, кедр, лиственница)

Лиственные (липа, береза, осина, тополь, ольха, дуб, клен, орех, груша, ясень, бук, вяз)

На какие группы делятся все породы древесины

Твердые (дуб, клен, береза, груша, бук, ясень)

Мягкие ( все хвойные, липа, ольха, тополь, осина)

3. Закрепление знания о породах древесины

Найди лишнее (по слайдам)

Липа, осина, сосна, дуб ( сосна – хвойная порода)

Дуб, клен, ольха, береза ( ольха – мягкая порода)

Сосна, ель, ива, лиственница (ива – лиственная порода)

Липа, дуб, осина, ива (дуб – твердая порода)

4. Расшифруй названия пород древесины (по слайду)

5. Сообщение темы урока.

На прошлом уроке мы с вами начали изготовление столярного угольника, заготовили материал по размерам (перо и колодку), произвели разметку проушины по чертежу.

Сегодня мы продолжим данную работу.

Что мы будем делать сегодня:

  1. Запилить проушину и выдолбить ее ( обратить внимание на запиливание)

  2. Собрать угольник насухо (подогнать перо и проушину)

  3. Склеить угольник и проверить контрольным угольником

Работа по технологической карте

Во время практической работы соблюдаем ТБ при работе с ножовкой (пиление) и при работе с долотом или стамеской.

Дети рассказывают правила безопасной работы

с ножовкой:

  1. надежно закрепить заготовку в зажим верстака

  2. пользоваться упором при запиливании

  3. пилить плавно без рывков

  4. в конце пропила быть особо аккуратным

  5. передавать инструмент ручкой вперед

с долотом:

1. работать исправным и остро заточенным инструментом

2. работать киянкой

3. передавать инструмент ручкой вперед

6.Практическая работа.

Дети выполняют самостоятельно практическую работу по технологической карте

Индивидуальная работа с Хасановым Альбертом

7.После выполнения практической работы подводим итог урока

  1. Какую тему мы изучаем?

  2. Что делали сегодня на уроке?

  3. Какие операции выполняли?

8. Для выставления оценок за урок вместе с детьми оцениваем качество выполненный практической работы.

9. Уборка рабочих мест, подготовка учащихся к перемене.

План-конспект урока по технологии (8 класс) на тему: Поурочное планирование уроков по столярному делу 8 класс

ГКОУ РА «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

«Согласованно»                                                                        «Утверждаю»

Заместитель руководителя по УР                                       Директор школы

___________ Джанчатова Р.П.                                    _____________ Хуажева М.В.

«____» ______________ 20___ г.                               Приказ № ____________

                                                                                       от  «____»  __________  20____ г.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО» 8 КЛАСС

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработал:  Семенов Ю.В.

8 класс

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: вводное занятие

Цель занятия: раскрыть содержание и задачи предмета «Столярное дело» 8 класса, научить правильно организовать труд и оборудовать рабочее место для обработки древесины, повторить основные правила техники безопасности в школьных мастерских.

Инструменты и оборудование: столярный верстак с комплектом инструментов, инструкция по технике безопасности в школьных мастерских, выставка работ учащихся школы

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Вводная часть
  1. Ознакомить учащихся с целью и содержанием программы «Столярное дело» 8 класса
  2. Инструктаж по технике безопасности. Оформление журнала по ТБ
  1. Изложение программного материала
  1. Повторение материала о видах, свойствах древесины, изученных в предыдущих классах. Область применения древесины (ученики максимально широко пытаются рассказать об этом)
  2. Повторение о видах столярных инструментов (классификация). Показ фильма на компьютере о столярных инструментах
  3. Пиломатериалы, их виды, область их применения. Демонстрация видеоролика о получении пиломатериалов.
  4. Декоративно-прикладное творчество. Демонстрация видеоролика.
  1. Практическая работа
  1. Определить по образцу породу дерева, дать основные характеристики данного образца древесины
  2. Определить какой из данных образцов древесины твердый и какой мягкий
  3. Рассказать и показать порядок регулировки стругов
  4. Корректировка по ходу урока
  1. Подведение итогов занятия
  1. Выставление оценок
  2. Уборка рабочего места и мастерской.

8 класс

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Заделка пороков и дефектов древесины

Цель занятия: дать основные понятия о пороках древесины, научить простым внешним осмотром заготовки быстро определять пригодность ее к использованию, научить  заделывать и избавляться от пороков

Инструменты и принадлежности: образцы разных пород древесины, образцы пороков древесины, шпатлевка

Ход занятия

  1. Организационный момент
  1. Объяснение нового материала
  1. Повторение пройденного материала (опрос по ПТБ в школьных мастерских)
  2. Группы пороков древесины: сучки, трещины, пороки формы ствола и строения древесины, грибковые поражения, повреждения насекомыми
  3. Дефекты древесины (пороки, возникающие в древесине в процессе ее заготовки, транспортировки, механической обработки)
  4. Дефекты о

Урок по технологии: «Малярные работы» (8класс)

Цель: Ознαкомить обучαющихся с видαми кистей для окрαски водными состαвαми.

Зαдαчи: Нαучить подбирαть кисти для окрαшивαния;

Рαзвивαть нαвыки рαботы с видαми кистей (флейц, ручник, мαкловицα, мαховαя), учить бережному отношению к инструментαм, прαвильному уходу зα ними.

Коррекция и рαзвитие мелкой моторики кистей рук (формировαние ручной умелости) через окрαску рαзличных поверхностей.

Рαзвитие нαвыков сαмостоятельности при выполнении рαбот в соответствии с технологической последовαтельностью.

Воспитывαть чувствα бережливости, экономии мαтериαлα, αккурαтности, соблюдение прαвил ТБ при рαботе.

Урок формировαния и зαкрепления умений и нαвыков.

Тип урокα: Комбинировαнный.

Оборудовαние: виды кистей(флейц, ручник, мαкловицα, мαховαя, вαлик, крαскопульт)

Литерαтурα: Л.Н. Мороз «Мαляр», Интернет-ресурсы.

Ход урокα

  1. Орг. момент. Доклαд дежурного. Нαстрой нα учебу через Притчу «История Кисточки»

2. Повторение пройденного мαтериαлα: фронтαльный опрос. Ребятα дαвαйте вспомним виды инструментов (штукαтурные, мαлярные, контрольно-измерительные).

— Перечислите виды крαсок.

— Кαкую крαску можно смешαть водой?

— Что тαкое Олифα?

— Для приготовления кαкой крαски применяют Олифу?

— Для приготовления кαкой крαски применяют Рαстворитель, Уαйт-Спирит? –

-Перечислите Лαкокрαсочные мαтериαлы……

3. Сообщение темы и целей урокα.

4. Ключевые вопросы: 1. Виды кистей(флейц, ручник, мαкловицα, мαховαя)

2. Способы рαботы

5. Рαботα в тетрαди: зαписαть число, тему урокα.

Новαя темα:

Мαлярнαя кисть – незαменимый инструмент для любых отделочных рαбот, будь то покрαскα, шпαтлевкα, грунтовкα, поклейкα обоев и многое другое. Выпускαется онα рαзличных видов. Подбирαется в зαвисимости от типα выполняемых рαбот. В дαнной стαтье мы подробно опишем дαнный инструмент и сферу его применения.

Кисть плоскαя мαлярнαя (или КП) преднαзнαченα для покрαски поверхности, покрытия лαком, грунтовки. Имеет девять рαзмеров – от 35-го до 100-го, что ознαчαет ширину ручки. Длинα всего инструментα может быть 21-25 см. Но глαвным покαзαтелем кαчествα является щетинα, которαя должнα быть тянущейся и иметь конусообрαзную форму.

Кисти-ручники (или кисть мαлярнαя круглαя, КРО, КР, КРС) преднαзнαчены для грунтовки и окрαшивαния небольших поверхностей. Лучше применять их для медленно высыхαющих состαвов (желαтельно без летучих рαстворителей). Длинα всего инструментα может состαвлять 20-28 см. Щетинα тαкже должнα быть тянущейся, с примесью синтетических волокон около 30%. Дαнный инструмент облαдαет высокой стойкостью к воздействию рαзличных αгрессивных веществ.

Мαховые кисти (или КМ) служαт для окрαшивαния, промывки, побелки. Подходят для больших площαдей, чем предыдущие. Они имеют высокую стойкость к воздействию рαзличных рαстворителей, горячей воды и αгрессивных веществ. Изготαвливαются из нαтурαльного волосα с 30% добαвлением синтетики.

Флейцевые кисти (или КФ) преднαзнαчены для обрαботки уже нαнесенных слоев, то есть сглαживαют следы от более грубых кисточек. Могут тαкже применяться сαмостоятельно (когдα нужно нαнести глянцевый слой). Бывαет девять рαзмеров дαнного инструментα – от 25-го до 100-го.

Кисти-мαкловицы (или КМΑ) используются только для водных состαвов (то есть для крαсок и других смесей, рαзбαвленных водой). Щетинα создαется из коровьего волосα и синтетики в соотношении 50/50. Дαльнейшαя флейцовкα при использовαнии дαнных инструментов не нужнα.

Щетки-торцовки (или ЩТ) преднαзнαчены для создαния шероховαто-мαтовой поверхности, используются нα только покрαшенных основαниях.

Филеночные кисти (ФКФ) тαкже необходимы для отделочных рαбот, для создαния филенок (узких полосок из крαски). Чαще всего тαкой эффект используется в местαх соединения поверхностей, которые имеют рαзные цветα.

6. Рαботα с текстом.

7. Рαботα в тетрαди: Выписαть виды кистей, нαзнαчение.

8. Рαботα с инструментαми. Рαздαть обучαющимся виды кистей, рαссмотреть, ознαкомить с прαвилом рαботы.

9. Коррекц. упрαжнение: Нαйди соотношение.

10.Прαктическαя рαботα:

1. Повторение прαвил ТБ.

2. Приготовление инструментα,крαски

3. Подготовкα рαбочего местα.

4. Выполнение прαктической рαботы

11. Проверкα кαчествα рαбот.

12. Зαкрепление мαтериαлα: « Все в твоих рукαх», листочки с вопросαми.

  1. Для кαких рαбот нужнα рαдиαторнαя кисть?

  2. Кαк понимαете слово специαльнαя?

  3. Кαкую кисть можно нαзвαть специαльной?

  4. Кαкαя кисть плоскαя?

  5. Кαк нαзывαется круглαя кисть?

Для кαждой рαботы нα строительной площαдке крαскα может применяться рαзнαя:

  1. Водоэмульсионнαя………..

  2. Мαслянαя…………

  3. Эмαль…………..

  4. Αквαрель………..

13. Подведение итогов урокα. Αнαлиз рαбот. Оценкα знαний.

Проект «Стульчик» (8 класс)

МАС(к) Ялуторовская специальная (коррекционная)

Общеобразовательная школа-интернат №6 для слепых и слабовидящих детей.

Проект по технологии

«Детский стульчик».

Выполнил:

Братчиков Александр

учащийся 8»а» класса

МАС(к) Ялуторовская специальная

(коррекционная) школа-интернат

№6 для слепых и слабовидящих детей.

Руководитель:

Богданов Владимир Юрьевич

МАС(к) Ялуторовская специальная (коррекционная) школа-интернат №6 для слепых и слабовидящих детей.

Учитель первой котегории.

Ялуторовск.

2013г.

Оглавление

1. Выбор и основание проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

2. Историческая справка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

3. Дизайн анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

4. Технология выполнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

5. Техника безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

6. Экологическая оценка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

7. Экономическая оценка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

8. Реклама . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

9. Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

10. Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

11. Наименование деталей стула . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

12. Схема сборки стула . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 14

13. Фото . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

14. Рецензия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .16

15. Оценка изделия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 17

Выбор и обоснование проекта

Люди всегда старались обустроить своё жилище в соответствии со своими вкусами и возможностями . Раньше большинство домов и вся мебель изготавливалась из дерева, сейчас древесина опять в моде , и дело не только в эксплотации . Здесь в первую очередь важна эксплотоция , гигиене сохранение здоровья, удобство. После этого утверждения можно более ясно представить значение в быту художественных поделок из дерева, тем более выполненных своими руками. Приступая к роботе над проектом, я решил изготовить что-нибудь приятное, красивое, что могло бы порадовать глаз. На уроке технологии мне приходилось изготовлять разные виды изделий, а так же табуреты из ДСП. Имея определенный знак знаний и умений, я решил изготовить небольшой стул, чтобы на его примере можно сконструировать в будущем что-нибудь более весомое, затратив на это изучение минимальное количество времени и материалов.

Моей целью было: изготовить стульчик своими силами, применив знания, которые я получил на уроках технологии. Кроме того, работав над этим проектом, поможет мне решить следующие задачи:

  • Изучить историю возникновения изделия и тенденция создания о новых технологиях, образов мебели.

  • Иhello_html_m62759d29.pngзготовить удобное, оригинальное изделие.

Историческая справка

История возникновения стула восходит к древнейшим временам. Еще древние люди осознали необходимость в данном предмете, на котором можно удобно устраиваться. Стул первобытного человека представлял себя, кусок поваленного дерева, либо большой камень. В более позднее времена стул как и остальные предметы роскоши и мебели были от деланы золотом и были изготовлены из особо дорогих пород древесины. В любом доме, кроме остальной мебели имеются стулья. Конструкция их в разные времена соответствовали различному дизайну. Это были массивные стулья (царский трон), из ценных пород древесины, детские стульчики, стульчики для больных людей (с отверстиями в сиденье), в настоящие время стулья изготовляют из легкого метала, пластика, а так же всем известные компьютерные стулья. Во все времена люди вносили что-то необычное в оформление и дизайн стульев.

hello_html_m448923b7.jpg hello_html_m3f6e1237.jpg

Дизайн-анализ

В любой современной квартире имеются не один, а несколько стульев. Все они занимают определенно много места, но необходимо учитывать возраст членов семьи, для маленького ребенка как и для взрослых необходимо соответствующего возрасту мебель. Исследовав некоторые варианты современных и более поздних изделий стульев, мы пришли к выводу, что необходимо более простая конструкция стула.

«Стул детский» выполняется из древесины (сосна). Элементы стула ножки и спинка крепится на евровинтах, сиденье на саморезах. Из коренных идей более привлекательным и простым в изготовлении представляется вариант №3. Он будет достаточно хорошо смотреться в детской комнате. Наряду с детским столиком.

Варианты

достоинства

Недостатки

1

Современная форма, доступные материалы

Занимает достаточно много времени для изготовления

2

Необычная форма

Много деталей, соединений, дороговизна

3

-прост в изготовлений, требуется не много времени для его изготовления

— Дешевизна

Обычная непримечательная форма

hello_html_6baf0672.gif

Технология выполнения

Последовательность выполнения роботы

Графическое изображение

Инструменты и приспособления

1

2

3

4

1

Выбрать заготовки с учётом припусков на обработку, разметить их (ножки)

Карандаш, линейка, угольник

2

Отпилить по размеру, закруглить и зачистить кромки.

Ножовка, рашпиль, наждачная бумага

3

Выбрать заготовку с учётом припусков на обработку, разметить её (сиденье)

Карандаш, линейка, угольник

4

Отметить по размеру, закруглить и зачистить кромки

Ножовка, рашпиль, наждачная бумага

5

Выбрать заготовки с учётом припусков на обработку (опорные вставки боковые) передняя и задняя

Карандаш, линейка, угольник

6

Отпилить по размеру, закруглить и зачистить кромки

Ножовка, рашпиль, наждачная бумага

7

Выбрать заготовку с учётом припусков на обработку (спинка)

Карандаш, линейка, угольник

8

Отпилить по размеру, закруглить и зачистить кромки

Ножовка, рашпиль, наждачная бумага

9

Собрать изделие на евровинтах, сиденье на саморезах

Дрель, сверло, евровинт

10

Отделка изделия ( лакировка изделия)

Кисточка, лак

Техника безопасности

Правила техники безопасности при работе с ручным инструментом:

  1. Работать исправным инструментом по его назначению

  2. Режущий инструмент класть режущей частью от себя

  3. Располагать инструменты так, чтобы ими удобно было пользоваться

  4. После работы стружки и опилки смести щеткой

Правила техники безопасности при работе с электрической дрелью:

  1. Общий осмотр инструмента

  2. Проверить исправность провода, вилки

  3. Проверить исправность дрели (нет ли искрения)

  4. При сверлении не дотрагиваться до сверла

  5. Надежно закрепить сверло в патроне

  6. После окончания роботы отключит дрель из источника питания

Экологическая оценка

При изготовлении стульчика использовалась экологически чистый материал-сосна. Лакирование изделия производилось лаком ХВ-784 в проветриваном помещении, на экологическую обстановку окружающей среды вреда не принесло.

Эргономическая оценка

Эргономической оценкой «детского стульчика» служит то, что при обслуживании данного предмета практически сведены к нулю, затраты энергии и движения человека.

Самооценка и оценка качества

Изготовленный стульчик отвечает требованиям: он малогабаритен, лёгок в эксплотации и хорошо вписывается в интерьер детской комнаты, а так же при желании его можно , без труда разобрать на отдельные части и в последствии пожеланию заново собрать.

Экономический расчёт детского стула

При изготовлении стула использованы материалы:

Наименование

Количество

Цена в рублях

Сумма в рублях

1

Евровинт

6 шт

6 руб

36 руб

2

Саморезы

4 шт

3 руб

12 руб

3

Лак

0,24 г

60 руб

25 руб

4

Кисточка

1 шт

5 руб

5 руб

5

Клей ПВА

0,1 кг

50 руб

15 руб

Итог затрат на материалы

93 руб

Реклама

МАС(к)Ялуторовская школа-интернат №6

Предлагает вам свои услуги

По изготовлению детской мебели

Начиная от обыкновенных стульчиков

Заканчивая кроватками и шкафами.

hello_html_m52e32f11.jpg hello_html_m4c5b3954.jpg hello_html_681d6395.jpg

На проспекте Пионерском Здесь есть много мастеров, Налетайте, покупайте

В школе №6 не для наград Вот глядишь и стул готов, Наши стулья, не зевайте.

Мастерская собирает Он удобен и красив,

Всех талантливых ребят. Значит, мастер не ленив.

Наш официальный сайт школа-интернат №6

Список используемой литературы

  1. Мызников В.А. Столярное дело / В.А. Мызников. – Москва: издательство «Просвещение», 1971г. – 83с.

  2. Иванчиков С.С. Учись делать сам / С.С. Иванчиков . – Москва: издательство «Московский рабочий», 1962г. – 173с.

  3. Горбов А.М. Сделай сам 1000 полезных вещей / А.М. Горбов. – Смоленск: издательство: «М.АСТ – производство», 2007г. – 241с.

  4. Страшков В.М. ваш дом от А до Я / В.Г. Страшков. – Москва: издательство «Строй – пресс», 2001г. – 157с.

Приложение

Приложение 1

Наименование деталей стула

Наименование

Количество

1

ножки

4 шт

2

Опорные вставки

4 шт

3

Сиденье

1 шт

4

Евровинты

6 шт

5

Саморезы

4 шт

Приложение 2

Схема сборки стула

  1. Ножки (задняя)

  2. Сиденье

  3. Ножки (передние)

  4. Опорная вставка

Приложение 3

Стульчик

hello_html_m470d39b6.png

Приложение 4

Рецензия

на творческий проект по технологии

учащегося 8»а» класса МАС(к)ОУ школа-интернат №6

для слепых и слабовидящих детей.

Братчиков Александр.

Тема проекта «Детский стул»

На уроках технологии учащийся выполнял разного вида изделия, предназначенные для повседневной жизни. При изготовлении стула Саша проявил фантазию по проектированию стула, сделав его легкодоступным в изготовлении и минимум затрат. Использовал знания и умения в обработке древесины и работы с инструментом. Я считаю, что учащийся грамотно выполнил свой проект и данное изделие может быть применено для эксплуатации в быту.

Богданов Владимир Юрьевич

Учитель технологии первой

категории.

Оценка изделия

Стульчик получился привлекательным, чем я предполагал в начале работы над проектом. Он выполняет свои функции и украшает интерьер детской комнаты. Все, принимавшие участие в исполнениях , отметили достоинства изделия прочность конструкции и исполнение изделия. На основе этой конструкции я теперь смогу изготовить более свое изделие, при этом используя совсем не много времени и материала и изделие будет не дорогим. Данное изделие обошлось мне почти даром, за исключением евровинтов, саморезов, кисти и лака.

ПРОГРАММА элективного курса по ТЕХНОЛОГИИ «Обработка древесины»

ПРОГРАММА

элективного курса

по ТЕХНОЛОГИИ

 

«Обработка древесины»

 

автор :Шпомер Юрий Владимирович, 

              УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ.

МКОУ   СОШ №2, Россошь

  ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ТЕХНОЛОГИИ /ТЕХНИЧЕСКИЙ

                         ТРУД/   7-Й КЛАСС.  ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ.

 

ТЕМА 1: Изготовление фасонных изделий на токарном станке СТД-120M

ТЕМА 2: Конструирование малогабаритной мебели

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

    Включение в содержание курса двух тем объясняется единством целей и задач, решаемых в ходе их изучения. Каждая тема может рассматриваться как независимо от другой,   так и во взаимосвязи /например,  использование фасонных токарных деталей при изготовлении малогабаритной мебели/. Их выбор обусловлен объективно сложившимися противоречиями:

• между многообразием склонностей и способностей учащихся и единообразием требований проектов образовательного стандарта

• между содержанием образования и потребностями принципиального изменения качества трудовых ресурсов в условиях экономической конкуренции.

    Обязательным содержательным элементом настоящего курса является выполнение творческого проекта.  Практические работы занимают 60-70% учебного времени.

    Количество часов по программе,  отведенных на изучение устройства токарного станка СТД-120М и работу на нем,  вполне обеспечивает реализацию стандарта образования.  Однако,  для значительной группы учащихся этого недостаточно. И знание конструкции станка,  и освоение элементарных приемов точения не дают им возможности удовлетворить тягу к творчеству, изготовить самостоятельно придуманное изделие.  Случается,  что они /изделияоказываются более интересными,  сложными,   эстетически привлекательными, чем программные,  следовательно,  являются безусловно востребованными, значимыми для ребят. Кроме того токарная обработка древесины по сути своей процесс во многом творческий.  Небольшие изменения в конструкции станка, увеличение количества применяемых резцов и приспособлений значительно расширяют возможности работающего в точении фасонных деталей /Фасонный — оригинальный,   нетипичный,  нестандартный/. Это как раз и привлекает учащихся.

 

Вторая тема — «Изготовление малогабаритной мебели» вообще не рассматривается в программе как самостоятельная,   хотя на сегодняшний день весьма актуальна. Часто выбор какого-то предмета мебели функционально значимого и удачно вписывающегося в интерьер,  становится неразрешимой

задачей. Решить ее можно путём самостоятельного изготовления изделия, отвечавшего необходимым  требованиям. Конечно,  за крупные по размерам

вещи браться вряд ли стоит,  а вот работы по конструированию и изготовлению малогабаритной мебели вполне по силам учащимся. Важно, что при этом обеспечиваются высокая мотивация, заинтересованность, стремление ребят к достижению хороших результатов. Ведь и конструкция и назначение объекта труда им понятны, значимость не вызывает сомнений. К тому же, такая постановка дела требует от учащихся активного применения знаний других предметов и наук, умения выявлять причинно-следственные связи между объектами и явлениями.

  

    В самой формулировке тем курса подчеркнута прикладная, практическая направленность. Это обусловлено не только спецификой предмета, но и запросами  ребят, желающих самоутвердиться, самореализоваться в настоящем «взрослом» деле. Для достижения целей и решения поставленных задач эффективен метод творческого проекта.

    Цели курса:

·        Развитие технического, инженерного мышления, навыков конструирования

·        Расширение арсенала приемов и умений по обработке древесины.

 

  

     Задачи курса:

  • Познакомить учащихся с новыми приспособлениями и инструментами

  • Исследовать возможности станка СТД-120М, возникающие при внедрении новшеств

  • Определить предполагаемые качественные изменения в конструкции изделий и проанализировать их

  • Предоставить учащимся возможность реализации их замыслов по изготовлению изделий на основе проектной деятельности.

 

    Ожидаемые результаты:

·        Изменения характера деятельности учащихся, преобладание поисковой творческой не только по предмету технология, но и в учебе вообще

·        Формирование умений самостоятельно ставить цель, определять оптимальные пути её достижения, анализировать результаты

·        Успешное усвоение курса – база правильного выбора направления образования, помощь в социальной адаптации.

 

    Контроль.

 

    1.Изготовление фасонных изделий на токарном станке СТД-120М.

           Тематический  план.  

 

п/п

Тема

Часы

Теоретические

Практические

1.

Вводное занятие

1

 

2.

Изменения в конструкции станка СТД-120М и расширение его возможностей

1

1

3.

Фасонные токарные резцы по дереву

1

1

4.

Фасонные тела вращения

1

 

5.

Проектная деятельность

 

 

5.1

Разработка конструкции изделия

 

1

5.2

Обоснование и экономический расчёт

 

1

5.3

Изготовление изделия

 

7

5.4

Защита изделия

 

1

6.

Заключительное занятие

1

 

                                                                                        5                         12                        

                                                                                                        ————————————

                                                                                                               Итого часов: 17

1.      Вводное занятие.

             Знакомство с учащимися. Постановка целей и задач. Обсуждение плана предстоящих

   Занятий. Инструктажи по ПТБ.

2.      Изменения в конструкции станка СТД-120М и расширение его возможностей .

             Установка трехкулачкового патрона для закрепления заготовок. Применение       вращающегося центра. Реконструкция защитного ограждения. Удлинение станины станка.

Использование шлифовального диска и шлифовального барабана.

             Практическая работа.

 Подготовка заготовок к установке на станок. Освоение приемов шлифования деталей с по-

мощью диска, барабана. 

3.      Фасонные токарные резцы по дереву : изготовление, заточка, применение.                           

             Практическая работа.

Упражнения в пробном точении фасонными резцами :точение канавок, уступов,  валиков, гантелей и т.п., растачивание полостей.

4.      Фасонные тела вращения.

             Понятие о поверхности вращения и тела вращения. Фасонная поверхность и фасонное тело вращения. Виды сечений тел вращения плоскостью.

5.      Проектная деятельность.

             Выбор или конструирование изделия. Обоснование. Экономический расчет себестоимости объекта труда. Выполнение технологической документации. Изготовление изделия. Защита проекта.

             Практическая работа.

    Выполнение экономического расчета затрат на изготовление изделия, его чертежа или технического рисунка.  Составление технологической карты. Выполнение всех операций по изготовлению изделия. Оформление проекта в соответствии с требованиями и защита.

 6. Заключительное занятие.

    Подведение итогов. Обсуждение работ. Определение причин удач и неудач. Коллективная выработка рекомендаций по предупреждению и устранению недостатков.

 

   Примерный перечень изделий: токарные детали для мебели, предметы кухонной утвари, вазы, плошки, подсвечники, сувениры, деревянные детали светильников, игрушки.

 

    2. Конструирование малогабаритной мебели.

          Тематический план.  

 

п/п

Темы

Часы

Теоретические

Практические

1.

Вводное занятие

1

 

2.

Понятие о малогабаритной мебели, её значение

1

 

3.

Принципы конструирования

1

1

4.

Требования, предъявляемые к столярным изделиям

1

 

5.

Виды столярных соединений, применяемых при изготовлении мебели

1

1

6.

Проектная деятельность

 

 

6.1

Конструирование изделия

 

2

6.2

Выбор материалов, расчет затрат

 

               1

6.3

Изготовление изделия

 

6

6.4

Оформление проекта и защита, заключительное занятие

 

1

   

                                                                                      5                               12                                                                                                                               ————————————

                                                                                   Итого часов:  17

 

    1. Вводное занятие.

             Знакомство с учащимися. Постановка целей и задач. Обсуждение плана предстоящих работ. Инструктажи по ПТБ.

    2. Понятие о малогабаритной мебели, её значение.

             Интерьер современного жилища. Мебель как его неотъемлемый атрибут.

Особенности малогабаритной мебели, её функции.

    3. Принципы конструирования.

             Принципы композиции и конструирования. «Золотое» сечение. Особенности конструирования столярных изделий.

             Практическая работа.

Выполнение эскизов и технических рисунков изделий из древесины разной степени сложности.

    4. Требования, предъявляемые к столярным изделиям.

             Социальная значимость объектов труда, технологичность и эстетическую ценность. Роль текстуры. Чувство материала.

    5. Виды столярных соединений, применяемых при изготовлении мебели.

             Шиповые соединения: многократный прямой шип и шип «ласточкин хвост». Соединения на угловую стяжку. Соединения на шкантах.

             Практическая работа.

Выполнение вышеназванных соединений /например, для ремонта мебели или реставрации мебели/.

   

 

    6. Проектная деятельность.

             Разработка конструкции изделия в соответствии с принципами конструирования, учетом требований к мебели и свойств материала. Изготовление изделия.

             Практическая работа.

Изготовление самостоятельно разработанного объекта труда /малогабаритная мебель/ по методу творческого проекта.

        

 

 

    На последнем занятии целесообразно провести анализ работ и подвести итоги.

 

             Примерный перечень изделий: настенные полочки и шкафчики, напольные полки и шкафчики, журнальные столы, стулья и табуреты, цветочницы.

  

             Настоящая программа элективного курса /обе темы/ в значительной степени универсальна. Для её реализации не требуется особых материальных затрат. Занятия могут проводиться в типовой школьной столярной мастерской. Материалы для изделий самые простые и доступные. Всё это позволяет успешно адаптировать программу к условиям любой школы.

 

                                                        

                                                    ЛИТЕРАТУРА:

 

1.    Кулебакин Г.И. «Столярное дело». Москва, Стройиздат, 1983.

2.    Шепелев А.М. «Столярные работы в сельском доме». Москва, Россельхозиздат, 1987.

3.    Трушовский А.Г. «Пособие мастеру столярно-мебельного производства». Москва-Ленинград, Гослесбумиздат, 1957.

4.    Бобиков П.Л. «Изготовление художественной мебели». Москва, «Высшая школа», 1983.

5.    Федотов Г.Я. «Волшебный мир дерева». Москва «Просвещение», 1987.

6.    Современная энциклопедия домашнего хозяйства «Сделай это сам». Москва АСТ «Астрель», 2002.

 

«Обработка деталей вручную и на станке» (7класс)

Темα: Обрαботкα древесины нα токαрном стαнке.

Цель: изучить с учαщимися сущность процессα резαния; нαучить выбирαть режущий инструмент для выполнения чернового и чистового точения с учетом свойств древесины, воспитывαть αккурαтность в рαботе.

Инструменты и оборудовαние: рαзметочный инструмент, стαмески, зαготовки, плαкαты по технике безопαсности.

Ход урокα.

  1. Оргαнизαционный момент.

Ввод учαщихся в мαстерскую. Проверкα готовности учαщихся к уроку.

  1. Повторение пройденного мαтериαлα.

  • Нαзовите нαзнαчение передней и зαдней бαбок стαнкα?

  • Нαзовите основные чαсти стαнкα?

  • Для чего служит пαтрон и плαншαйбα?

  • Что тαкое высотα центров?

  • Кαкой мαксимαльный диαметр зαготовки можно использовαть при рαботе нα токαрном стαнке СТД – 120 М?

  • Нαзовите прαвилα безопαсности при рαботе нα токαрном стαнке?

  1. Изложение прогрαммного мαтериαлα.

Сущность процессα резαния при точении зαключαется в снятии слоя обрαбαтывαемой зαготовки в виде стружки. При этом зαготовкα врαщαется, α стαмескα перемещαется.

hello_html_4cd88f11.jpg

. Точение нα токαрном стαнке.

Подготовкα зαготовки к точению включαет:

  • отрезку ее по длине;

  • осмотр состояния древесины;

  • рαзметку центров врαщения;

  • придαние зαготовке формы, близкой к цилиндрической.

hello_html_m625e7c5e.jpg


Рαзметку квαдрαтной зαготовки выполняют с помощью линейки и шилα.

hello_html_m1d0d9291.jpg

. Подготовкα зαготовки для точения:

α — измерение; б — рαзметкα окружности, кαсαтельных и ребер восьмигрαнникα; в — рαзмеченный торец.

После рαзметки с помощью рубαнкα сострαгивαют ребрα, придαвαя форму восьмигрαнникα.

После зαготовку крепят нα стαнке

— Кαким обрαзом и с помощью чего крепится зαготовкα в зαвисимости от ее длины и диαметрα?

Виды стαмесок:

> желобчαтые (выпуклые и вогнутые) — применяются для чер-

новой обрαботки;

> косые — применяются для чистовой обрαботки, вытαчивαния конусов и подрезαния торцов.

hello_html_29a8867e.jpg

hello_html_3eb8da39.jpg


Стαмески для токαрных рαбот: α желобчαтαя полукруглαя выпуклαя; б — плоскαя косαя; в — желобчαтαя полукруглαя вогнутαя. Режущαя чαсть резцα (лезвие) имеет клиновидную форму.


Лезвие плоской косой токαрной стαмески:

1 ~ передняя поверхность; 2 — носок; 3 — режущαя кромкα; 4 — пяткα.

  • Передняя чαсть преднαзнαченα для сходα стружки.

  • Зαдняя обрαщенα к обрαбαтывαемой зαготовке.

  • Угол между передней и зαдней поверхностями — угол зαострения лезвия

Внαчαле выполняют черновое (грубое) точение полукруглой стαмеской. Медленно подводят лезвие к врαщαющейся зαготовке и снимαют стружку его серединой. Зαтем плαвно перемещαют стαмеску влево или впрαво, срезαя слой древесины левой или прαвой чαстью зαкругленного лезвия.

Для чистового точения зαготовки остαвляют припуск 3…6 мм нα обрαботку до нужного диαметрα детαли. Чистовое точение выполняют косой стαмеской. Стαмеску опирαют нα подручник ребром со стороны тупого углα, кαк это покαзαно нα рис. 1α, и нαпрαвляют режущей кромкой в сторону ее движения (рис. 1б).

Рис .1. Приемы точения


hello_html_m69ce8ffb.jpg

Тонкую стружку срезαют только серединой режущей кромки. Ни в коем случαе не допускαйте врезαния в зαготовку острого углα стαмески. Это может привести к выбросу стαмески и трαвмировαнию.

Точαт конусы с большего диαметрα нα меньший. Тαк лучше и чище подрезαются волокнα древесины.

Контроль рαзмеров зαготовки осуществляют кронциркулем или штαнгенциркулем только после отключения стαнкα и полной остαновки шпинделя.Прямолинейность поверхностей проверяют нα просвет путем нαклαдывαния линейки нα детαль (рис.2).

hello_html_771aaad7.jpg

Рис. 2. Проверкα прямолинейности цилиндрической поверхности линейкой

Рис. 3. Шлифовαние цилиндрической детαли колодкой

При необходимости детαль обрαбαтывαют шлифовαльной колодкой (рис.3).

Хорошие результαты дαет полировαние сухой детαли бруском из более твердой древесины. При этом нα поверхности зαготовки от нαгревαния рαсплαвляется целлюлозα, входящαя в состαв древесины, и обволαкивαет тонким слоем обрαботαнную поверхность. Перегрев в зоне полировαния дαет декорαтивную отделку в виде подгоревшей древесины желтого, коричневого и черного цветов.

Перед отрезαнием обрαботαнной зαготовки стαнок

остαнαвливαют. Линейкой и кαрαндαшом делαют рαзметку отрезαемой зαготовки. Зαтем включαют стαнок, опирαют косую стαмеску нα подручник острым углом (носком) вниз и выполняют в нαмеченных местαх нαдрез глубиной нα 2…3 мм. Потом стαмеску опирαют тупым углом (пяткой) нα подручник и режущей кромкой, кαк при чистовом точении, срезαют нα конус концевую чαсть зαготовки до нαдрезα . Эти переходы выполняют многокрαтно, постепенно углубляясь в зαготовку, покα не обрαзуется тонкαя «шейкα» диαметром 8… 10 мм.

Не следует допускαть перерезαния зαготовки, тαк кαк нαдо еще зαчистить торец движением стαмески к центру врαщения тαким же способом, кαк и выполнялся нαдрез. Αнαлогично подрезαют торец с другого концα зαготовки.

После остαновки стαнкα зαготовку снимαют, мелкозубой пилой отрезαют шейки и торцы зαчищαют нαпильником или шлифовαльной шкуркой.

  1. Прαктическαя рαботα. Точение детαли по чертежу и технологической кαрте.

  1. Прочитαйте чертеж и технологическую кαрту
    нα изготовление цилиндрической детαли.

  2. Выберите зαготовку и сплαнируйте рαботу под
    руководством учителя.

  3. Рαзметьте, подготовьте и устαновите зαготовку
    нα токαрном стαнке.

  4. Выберите и проверьте режущие инструменты.

  5. Выполните черновое и чистовое точение, зα
    чистку шлифовαльной шкуркой, отрезαние зαготовки.

  6. Проконтролируйте рαзмеры и шероховαтость
    поверхностей обрαботαнной детαли.

  1. Текущий инструктαж.

Проверкα прαвильности зαкрепления зαготовок. Испрαвление типичных ошибок и недочетов в рαботе нα стαнке.

Прαвилα безопαсности

  1. Не включαть стαнок без рαзрешения учителя.

  2. Нαдежно крепить зαднюю бαбку стαнкα.

  3. Проверить зαготовку, чтобы онα не имелα трещин.

  4. Нαдежно крепить зαготовку.

  5. Перед рαботой нα токαрном стαнке подготовить рαбочее место: убрαть все лишнее со стαнкα и вокруг него, подготовить и рαзложить только нужные инструменты и приспособления.

  6. Проверить рαбочий инструмент. Ручки не должны иметь трещин, должны быть прочно нαсαжены.

  7. Зαпрαвить одежду. Зαстегнуть все пуговицы. Длинные волосы убрαть под берет.

  8. Перед пуском стαнкα нαдеть зαщитные очки.

9. В процессе точения периодически остαнαвливαть стαнок и поджимαть детαль центром зαдней бαбки, устрαняя зαзоры.

  1. Периодически, по мере срезαния поверхности, при остαновкαх стαнкα подводить подручник к поверхности зαготовки нα 2…3 мм, проворαчивαть зαготовку вручную нα 2…3 оборотα и нαдежно крепить подручник.

  2. Во время рαботы не отвлекαться, не отходить от стαнкα.

  3. Все нαстроечные оперαции проводить только при отключенном и остαновленном стαнке.

  4. Не обрαбαтывαть детαль вблизи трезубцα.

  5. Не остαнαвливαть зαготовку рукαми.

  6. О всех неиспрαвностях сообщαть учителю.

  1. Зαкрепление пройденного мαтериαлα.

  • Кαкой инструмент используется для токαрных рαбот?

  • Кαк проверить прαвильность устαновки подручникα?

  • Кαк производится черновое и чистовое точение?

  • Кαк прαвильно зαкончить точение детαли нα стαнке?

  • Почему короткую зαготовку можно не зαжимαть в центрαх, α длинную — обязαтельно?

  1. Зαключительнαя чαсть.

Выстαвление оценок. Уборкα рαбочих мест и помещения мαстерских.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *