Украшения из эпоксидной смолы, какие существуют варианты
Ручная работа всегда ценилась, независимо от отрасли производства. Сегодня хэнд-мэйд – популярное направление, признаками которого является работа, выполненная своими руками. Результат этой работы способен вызвать восторженные взгляды. Отличным материалом для творчества выступает эпоксидная смола, так как она позволяет мастеру реализовать любые фантазии в производстве украшений, предметов декора, мебели, посуды или рабочих поверхностей.
Украшения из эпоксидной смолы можно встретить в магазинах, занимающихся продажей бижутерии. Даже если в их составе нет драгоценных металлов, популярность от этого не падает. Обычно такие поделки или аксессуары представлены огромным разнообразием. Прозрачная смола может передать все тонкости дизайнерской мысли, наполнить изделие неким романтизмом и даже придать ему некую магическую составляющую. Недаром многие амулеты и обереги изготавливаются именно из эпоксидки.
Смола напоминает собой янтарь, но в отличие от дорогого ископаемого, данный материал вполне доступен. Следовательно, возникает ряд необычных решений, которые вполне реально воплотить в жизнь самостоятельно.
Как правило, на ум приходят идеи с композициями, имитирующими застывшие капельки воды, внутри которых замерли цветки растений, драгоценные камни, всяческие декоративные элементы. С помощью объемных картин можно создать эффекты бескрайности вселенной. Такие картины, выполненные в стиле «Космо», пользуются спросом у современных модниц. На основе отливок из смолы изготавливаются серьги, броши, бусы, кольца, браслеты.
Цены на готовые украшения низкими никак назвать нельзя, хотя при самостоятельном их изготовлении себестоимость порадует каждого. Дело в том, что вся бижутерия из эпоксидной смолы – результат авторской работы, которая традиционно ценится очень высоко.
Многообразие изделий настолько велико, что описать различные вариации просто невозможно. Классифицировать украшения также вряд ли получится, так как сложно определиться с параметром, по которому проводится разделение по группам. Можно лишь в качестве примера представить различные модели, отличающиеся друг от друга техникой изготовления, материалами декора, формой или цветом смолы.
Свойства материала
Одним из видов олигомеров является эпоксидная смола. В качестве строительного материала она появилась еще в 50-х годах прошлого столетия. Изначально эпоксидка использовалась в качестве клеевого состава, но потом начала стремительно расширять сферу применимости. Возможность использовать смолу при изготовлении украшений, в том числе и ювелирных изделий, появилась, благодаря некоторым оригинальным свойствам полимера, образованного при смешивании основного состава с отвердителем.
Образованный полимер кристаллизуется за считанные часы, причем он полностью сохраняет объем и обладает высокой прочностью. Материал при застывании проявляет высокую степень адгезии. Простыми словами, смола может «скрепляться» с любыми материалами. Именно поэтому изделия декорируют элементами из дерева, металла, пластика, натуральных волокон, стекла.
Диэлектрические свойства смолы также могут найти применение. Электрическая безопасность позволяет изготавливать из полимера различные светильники. Необходимо отметить, что при внесении в основной компонент красителя получается цветной кристалл, который красиво смотрится при наличии подсветки.
Застывшая смола отлично противостоит действию химически активных веществ. Прочность и термоустойчивость активно используются при изготовлении мебели. Что же касается украшений, то здесь перечисленные качества также будут востребованы.
Наконец, эпоксидка в затвердевшем состоянии не является источником токсинов, а ее контакты с кожей абсолютно безопасны. Смола даже может контактировать с продуктами питания.
Использование молда
Так как заготовка для будущего изделия изначально пребывает в жидком состоянии, то для заливки может потребоваться форма – молд. Его изготавливают из подручных средств, но есть и специальные покупные молды, сделанные из силикона. Они отлично удерживают смолу до полного отверждения, а затем легко отделяются от затвердевшего массива.
Молд в виде полусферы позволяет сделать линзу из смолы.
Внутрь помещают цветки растений, камешки или ракушки. Такие линзы используют для изготовления брелоков, брошей или кулонов. К полученной полусфере добавляется фурнитура. Нередко она выполнена из серебра или других драгоценных металлов.
Заметим, что без формы сделать такую полусферу невозможно. Некоторые мастера предпринимают попытки выточить нужную форму из слитка, но идеальной сферической поверхности получить не получится.
Существуют специальные молды для перстней и колец.
Если в полость перед заливкой вставить мелкие камешки, песок или стеклышки, то получится очень оригинальный вариант. На этом фантазии не заканчиваются. Колеровка смолы дает целое поле для деятельности мастера, а перламутровое наполнение получается путем внесения в состав блесток. Эти блестки необходимо тщательно размешать, чтобы консистенция смолы была однородной.
Под серьги тоже существуют специальные молды.
Приведенный пример не является единственным. При отсутствии возможности купить готовую форму, ее изготавливают из специального скульптурного пластилина. В качестве декоративного наполнения можно даже рассмотреть цветок одуванчика.
Для изготовления колец используют молды, внешне очень похожие на те, с помощью которых отливались перстни. Так как объем залитой смолы достаточно большой, то при декорировании можно дать волю своей фантазии.
Преимущество покупных силиконовых форм перед самодельными заключаются в том, что застывшая смола приобретает ровную поверхность, что существенно облегчает задачу полировки изделия.
Объемные композиции
Перед тем, как рассмотреть несколько примеров, необходимо представить все возможности мастера, если у него нет подходящей для заливки формы. Кстати, именно отсутствие таковой позволяет создавать шедевры в виде заготовок для кулонов, медальонов, колье и сережек.
Нормально приготовленная смола по своей консистенции напоминает свежесобранный мед. За счет сил поверхностного натяжения эпоксидка разливается не плоским пятном, а образует невысокую выпуклость. Если производить послойную заливку, то за несколько приемов можно получить объемную линза. Задача мастера заключается в том, чтобы в процессе отверждения контролировать периметр пятна смолы.Чтобы реализовать свою идею, есть два подхода.
- Первый заключается в том, что будет формироваться линза из смолы, размеры которой подходят под декор.
- Второй подход более практичен, так как предполагает формирование линзы под готовую фурнитуру.
В первом случае сначала выбирается декор, это может быть соцветие растения, лепесток, стебель с цветком. По его размеру на листе бумаги рисуется шаблон для будущей линзы. Шаблон может бать как симметричным, так и ассиметричным. Отметим, что в последнее время мода склоняется в сторону ассиметричных вариантов.
На готовый шаблон накладывается полиэтиленовая пленка, а затем наносится смола. Корректировать растекание массы можно с помощью деревянной палочки. За 2-3 приема получится линза, форма которой соответствует шаблону. После этого декорация приклеивается к плоской поверхности и заливается вторая часть линзы. В зависимости от фурнитуры, получится звено колье, серьга, кулон или элемент подвески.
Ярким примером ассиметричной линзы является кулон в форме листка.
Такой способ заливки, пожалуй, является самым простым. Из всей фурнитуры потребуется только металлический крючок или застежка для подвески. Его нетрудно выполнить из тонкой проволоки. Принцип заливки заключается в том, что пятно смолы равномерно распределяется по всей площади листка с помощью палочки. Смола накладывается в несколько слоев, в зависимости от желаемой толщины линзы. Удержать жидкую субстанцию на границе очень тяжело, поэтому, вопреки всем стараниям, эпоксидка будет растекаться. После полного застывания смолы линзу обтачивают по краям надфилем, а затем полируют.
Вариант формирования линзы под готовую фурнитуру подходит тем, кто решил реставрировать старые украшения, хотя сейчас заготовку несложно купить в магазине. Принцип заливки остается тем же, что и в случае применения шаблона.
Для желающих реализовать свои творческие способности отметим, что совсем не обязательно в качестве декора использовать цельный бутон. Из частей можно собрать великолепную композицию.
Алгоритм работы с готовой фурнитурой подразумевает формирование линзы по металлической поверхности. К счастью, высокая адгезия эпоксидки позволяет это сделать без особых проблем. Но на подготовку декора придется потратить некоторое время. Прежде всего, необходимо исключить всплывание лепестков в смоле. По этой причине все детали приклеиваются к основанию. В качестве клея можно взять тот же состав эпоксидной смолы, только сначала его навести в небольшом количестве. Приклеенные цветки, лепестки, стебли должны высохнуть, только потом надо приступать к заливке смолы. Некоторые мастера предпочитают оставить естественный рельеф, то есть, заливается смола очень тонким слоем. Она лишь слегка покрывает поверхность природного материала, оставляя объемный рельеф.
Шары
При наличии подходящего молда есть возможность залить эпоксидную смолу так, чтобы получилась сфера. Здесь понятие «сфера» весьма относительно, так как к данному типу украшений относятся и элементы эллипсоидной формы.
Сложность изготовления таких украшений заключается в том, что нельзя выполнить заливку за один раз. Жидкая смола достаточно тяжелая, поэтому цветки или прочие легкие декоративные элементы могут в массе деформироваться. Рекомендуется погрузить цветок в молд и залить примерно половину объема. Затем, после застывания смолы, следует продолжить заливку.
Размер шаров будет определять применение украшений. Большие шары отлично подходят для брелока, а из маленьких шариков делают серьги или колье. Напомним еще раз, что стоимость готовых украшений очень высокая. Но на различных интернет-ресурсах достаточно мастер-классов, наполненных не только фотографиями, но и видео.
Сложности самостоятельной работы
Опытные мастера, которые умеют изготавливать настоящие шедевры, как один, утверждают, что добиться отличного результата можно только методом проб и ошибок. На первый взгляд кажется, что технология изготовления украшений из эпоксидной смолы простая, но на практике существует множество негативных факторов, учесть которые новичок просто не в состоянии. Некоторые из них можно привести, хотя настоящее мастерство приходит только после первых пробных работ.
- Заготовка материала для декора является обязательным и очень важным этапом. Если используются природные компоненты (цветки, лепестки, соцветия, веточки растений), то они должны быть в засушенном виде. Сушка растений требует определенных знаний, ведь некоторые экземпляры могут менять свой цвет и форму. Если растение недостаточно высушено, то в слое эпоксидной смолы оно сгниет, а выделившаяся влага будет образовывать пузырьки.
- При самостоятельном изготовлении молда, помимо формы, следует подумать о герметичности и разделительном составе. Герметичность необходима, чтобы на первых порах застывания смола не вытекла из формы. Разделительный состав обеспечивает хорошее отслаивание смолы от поверхности формы.
- Смолу готовят из двух компонентов, один из которых является основным составом, а другой – отвердителем. Для достижения высоких качеств конечного материала необходимо соблюдать пропорции, определенные производителем. Если смола досталась без этикеток на упаковке или без инструкции, то с большой вероятностью возникнут проблемы с результатом. Смешивать компоненты следует тщательно, чтобы пузырьки воздуха успели выйти, консистенция была однородной, и не образовывалось новых пузырьков. Готовый раствор должен немного постоять, причем желательно, чтобы температура в помещении была 25°C градусов. Если пузырьки не выходят на поверхность, то раствор подогревают на паровой бане.
- Заливать смолу необходимо мелкими порциями. Если заливка производится внутрь молда, то смолу выливают из стаканчика так, чтобы она стекала по деревянной палочке. При формировании линзы без формы слой смолы наносят по 2-3 капли, окунув палочку в смолу. Чрезмерная спешка может привести к тому, что деформируются природные материалы, смола растечется за пределы шаблона или будут образовываться новые пузырьки.
- Для изготовления украшений используется специальная ювелирная смола. Но даже при выполнении всех рекомендаций поверхность изделия может оказаться матовой. Необходимо выполнить обработку отлитой линзы. Прежде всего, начинаются шлифовальные работы по краям. Растекшееся пятно убирается напильником или надфилем. Затем шлифуется поверхность линзы. Абразивное зерно постепенно уменьшается, и шлифовка переходит в полирование.
Изделия из эпоксидной смолы: поделки, сувениры, мебель, картины
Использование полимеров на основе эпоксидных смол имеет огромное значение для промышленности. Ее широко применяют в судостроении, самолетостроении, строительстве, производстве стекло- и углепластиков, а также лакокрасочных материалов. Различные клеевые двухкомпонентные составы востребованы в бытовых работах. В перечисленных областях олигомерные соединения после отверждения играют роль связующего компонента. Но о том, что эпоксидка используется в качестве основного материала, знает далеко не каждый. Тем не менее, уникальные свойства материала позволили существенно расширить границы его применимости.
Перечислить все возможности смолы достаточно непросто, ввиду того, что мастера, работающие с ней, постоянно совершенствуют свои навыки, реализовывая новые и достаточно амбициозные идеи.
Приведем основные направления развития прикладного и декоративного творчества. Эти идеи реализовываются в индивидуальных проектах. Все работы, связанные с использованием полимера, можно считать авторскими. Примечательно, что для них нет определенной теории. Существуют лишь некоторые рекомендации, основанные на свойствах эпоксидных смол. Сама же технология – результат многочисленных экспериментов, проб и ошибок. Рассмотрим, где именно смола раскрывает себя, как самостоятельный материал, но перед этим следует обратить внимание на ряд ее отличительных качеств.
Свойства
Основополагающим качеством, позволяющим изготавливать различные изделия из эпоксидной смолы, является полимеризация. Это сложный химический процесс, который возникает в результате соединения основного компонента материала с отвердителем. Спустя определенный промежуток времени жидкая смола застывает, сохраняя предоставленную ей ранее форму. В процессе кристаллизации эпоксидка не подвергается усадке, что позволяет достаточно точно проектировать объем и габариты будущего изделия.
Застывшая смола обладает высокими показателями прочности. Некоторые ее модификации имеют повышенную ударную прочность, поэтому могут даже применяться для заливки полов в цехах на производстве. Компаунды тоже могут похвастать подобными физическими свойствами, поэтому все изделия характерны устойчивостью к воздействию абразивов, а также к механическим нагрузкам.
Практически аналогом прочности выступает высокая износостойкость полимера. Его, конечно, не используют в условиях повышенного трения в качестве фрикционного материала, но, например, различные украшения в виде колец или браслетов носятся очень долго. Все предметы интерьера из эпоксидной смолы имеют длительный срок службы. Таких показателей не проявляют традиционные материалы, например, ДСП. Отдельные элементы корпусной мебели из эпоксидки не боятся ни механического трения, ни воздействия ультрафиолетового излучения.
Известно, что двухкомпонентный полимер входит в состав веществ для гидроизоляции поверхностей, и это очень актуальное качество. Например, столы из эпоксидной смолы могут эксплуатироваться в помещениях с высокой влажностью.
Влажность на кухне – явление обыденное, а если учесть, что на поверхность столешницы часто проливается жидкость, нетрудно догадаться, что смола в качестве материала будет выглядеть более выгодно, нежели ламинат.
Изделия из эпоксидной смолы не предъявляют особых требований к уходу. Материал устойчив к воздействию различных химически активных чистящих средств. Исключением могут быть некоторые агрессивные кислоты. Все средства бытовой химии вполне применимы для обработки поверхностей. Такая практичность лишь повышает популярность применения смолы в быту.
Несмотря на то, что нас интересуют поделки, состоящие из одной смолы, достаточно часто мастера прибегают к декорированию с помощью различных материалов. Отличная адгезия полимера позволяет в качестве декора использовать натуральные природные компоненты, синтетические вещества, а также другие полимеры. В украшениях и сувенирных изделиях используется технология заливки с помощью молдов. Внутрь формочек могут помещаться драгоценные металлы, камни, цветки живых растений. При соблюдении определенных условий декорировать поделки можно практически любым способом.
У эпоксидки, как у любого строительного материала, есть свои недостатки, которые должен учитывать каждый мастер. Двухкомпонентный состав проявляет свои вышеперечисленные свойства только при точном соблюдении рекомендуемых пропорций смолы и отвердителя. При желании изменить технические показатели возникает вероятность порчи материала. Тем не менее, существуют специально разработанные добавки, способные влиять на те или иные характеристики смолы.
Себестоимость работ с эпоксидной смолой вполне приемлемая. Любой проявляющий интерес к творчеству мастер имеет возможность приобрести материалы и необходимые аксессуары по вполне демократической цене, однако стоимость готовых изделий достаточно высокая. Объясняется это временными затратами, а также авторским характером работ.
Изготовление мебели
Одним из ярких примеров использования эпоксидки в интерьере помещения служит производство мебели. Из смолы отливают столешницы, панели для кухонного гарнитура, барные стойки или сиденья стульев. Прочность полимера вполне позволяет эксплуатировать изделия по назначению, однако есть определенные нюансы.
Традиционно считается, что все столешницы делятся на две категории: плиты с основой и без основы. Роль основы могут играть слэбы из дерева, массивы, плиты ДСП, фанера, металлические или пластиковые конструкции. Но на данный момент нас интересуют элементы мебели, полностью отлитые из смолы.
Забегая вперед отметим, что они нашли свое практическое применение, но в силу ряда особенностей, область их эксплуатации весьма ограничена. При заливке столешницы большой площади суммарный показатель нагрузки возрастает за счет собственной массы смолы. Столешницы без основы вряд ли годятся для производства массивных обеденных или рабочих столов. Зато они приобрели популярность в декоративных, кофейных или журнальных столиках.
Прозрачный слой смолы требует обязательного наличия декора, но использование красителей в корне поменяло тенденцию. Варьируя различными оттенками, мастер получает уникальные шедевры. В этом плане разработано множество приемов, среди которых такие, как послойная заливка или зонирование. При послойной заливке можно получать трехмерные абстрактные картины. Каждый слой смолы при этом должен полностью высохнуть, прежде чем будет залит последующий слой.
Зонирование осуществляется при помощи разделительных перегородок. Их монтируют из прозрачного пластика или оргстекла. Такие конструкции позволяют заливать один слой разными цветами. Границы зон после отверждения смолы образованы единой цепочкой связанного полимера, поэтому разрушения плиты не происходит. Настоящими шедеврами стали столешницы с тематическим дизайном, известны модели с имитацией водоемов, раскаленной лавы, букетов цветов.
Застывший полимер хорошо обрабатывается. Его можно шлифовать, доводить до нужной формы, пилить или сверлить. При помощи сплошной заливки делают навесные полки. Предельная масса груза, которую они смогут выдержать, зависит от формы и толщины полок. Но, планируя тот или иной проект, необходимо исключить высокие нагрузки. Такие полки отлично подойдут для хранения канцелярских товаров, тетрадей или даже книг. Естественно, чем больше длина полки, тем ниже показатель максимально допустимой нагрузки.
Светильники
Прозрачность компаунда даже с добавленным красителем натолкнуло истинных ценителей творчества на идею использовать смолу в изготовлении светильников. Задача не заключается в получении мощного источника света, так как в этом случае необходимо предусмотреть обеспечение направленного излучения, охлаждение источника, высокую термостойкость абажура. Но в качестве декоративного освещения, подсветки или ночников изделия из смолы составляют достойную конкуренцию вариантам из пластика или стекла.
Условно все светильники из эпоксидки можно разделить на три вида. Каждый из них имеет свои особенности применения, изготовления и долговечности.
- Из смолы с люминофором. Возможность свечения некоторых веществ после воздействия на них солнечного света нашла свое применение и в работах с эпоксидной смолой. Речь идет о люминофоре, который сейчас можно купить в виде порошка, причем достаточно недорого. Многие предпочитают заказывать порошок на сайте Алиэкспресс. Смола отлично сочетается с частицами порошка и при смешивании образует однородный материал, способный светиться в темноте. Необходимо только учесть, что в жидкой смоле частички люминофора со временем осядут, поэтому для достижения равномерного свечения приготовленной смоле дают немного настояться, периодически перемешивая ее компоненты. Как правило, такие светильники представляют собой монолит, форма которого зависит от имеющегося молда. Сложные молды дают заготовки в виде колокольчиков или цветков растений. Но даже изделия, представляющие собой геометрические объемные тела, красиво смотрятся, особенно при наличии подходящей фурнитуры. Много света от люминесцентных светильников получить не удастся, зато несколько таких шедевров способны создать соответствующую атмосферу для отхода ко сну или, к примеру, для романтического ужина.
- С встроенной подсветкой. Эпоксидная смола в отвержденном состоянии не проводит электрический ток. Ее удобно использовать в качестве изолятора при монтаже электрических цепей. Для того, чтобы смола не нагревалась, используют светодиодную ленту в качестве источника света. Но для упрощения работы смолу заливают так, чтобы лента и часть элементов цепи оказались внутри кристалла. Выглядят такие светильники эстетично и компактно, но у них есть один существенный минус. При выходе из строя светодиодов их поменять невозможно. Такие ночники не предусмотрены для длительной работы. Их обычно включают на непродолжительное время.
- С заменяемыми элементами. При наличии подходящего молда можно залить абажур светильника так, чтобы элементы электрической цепи оставались доступными и могли быть заменены. Взаимное расположение диодов и корпуса светильника зависит от возможностей и фантазии мастера. Интерес представляет вариант, в котором абажур выполнен в виде цилиндрической отливки из смолы с полостью внутри. В этой полости размещена LED-лента. Цвет этой ленты должен соответствовать цвету смолы, тогда подсветка будет сочной и яркой.
Бижутерия
Относительно недорогие поделки из эпоксидной смолы, относящиеся к бижутерии, достаточно многочисленны. В зависимости от используемой фурнитуры они легко превращаются, например, из кулонов в серьги. Описать все возможные идеи мы не сможем, поэтому остановимся на кратком экскурсе.
Имитация драгоценных камней
Изделия из эпоксидки не только используются, как украшения, но и могут выполнять роль сувениров на память. Существуют такие красители, которые придают смоле определенный цвет, но не изменяют ее прозрачности. В специализированных магазинах можно купить эти красители. Иногда они носят соответствующее название: рубиновый, изумрудный, янтарный.
Нетрудно догадаться, что это красный, зеленый и желтый цвета, но само название подчеркивает, что с помощью таких колеров можно создать недорогие копии рубина, изумруда или янтаря. Кристаллики оснащаются фурнитурой и используются, как украшения. Зачастую такая бутафория применяется в изготовлении более сложных элементов: диадем, брошей, подвесок.
Браслеты и кольца
Браслетом называется украшение, которое надевается на руку. Историки считают, что они были известны человеку еще со времен палеолита. Археологами в Денисовой пещере был найден браслет, которому ориентировочно около 40 000 лет. С освоением методов обработки металла конструкция браслетов существенно изменилась. До этого периода древнейшие украшения представляли собой граненый минерал или камень с отверстием под шнурок.
Из эпоксидной смолы можно сделать жесткий браслет в виде кольца. Его сечение может быть различным. Оно зависит от формы молда. Несмотря на то, что молды для бижутерии продаются целыми наборами, многие мастера предпочитают изготавливать их самостоятельно из силикона. Если не использовать сторонние материалы для декора, то украсить браслет можно методом колеровки.
При использовании жидких смол границы раздела разных оттенков будут смазанными, так как пограничные слои смолы перемешиваются. Градиентная заливка очень красиво смотрится, если гармонично подобраны цвета. Резких переходов добиваются при послойной заливке или с использованием прозрачных разделителей.
Кольца отливаются по той же технологии. Принципиальное отличие кольца от браслета заключается всего лишь в размерах. Сложные молды позволяют получать перстни, в которых вместо драгоценного камня присутствует кристалл из подкрашенной смолы. Способы декорирования колец и браслетов практически не отличается. При изготовлении украшений на пальцы обычно пользуются матовыми красителями, пигментными пастами или блестками. Добавление в смолу алюминиевого порошка или графита позволяет получить перламутровые наполнители.
Работая с силиконовыми формочками, следует помнить, что при застывании смола может прилипнуть к силикону, поэтому внутреннюю поверхность молда обрабатывают разделительным составом. Самый простой вариант – нанести парафин. Заготовка после выемки за счет парафина будет иметь неровности на поверхности, поэтому на финишной стадии необходимо произвести шлифовку и полировку. Если не использовать разделитель, то образуется ровная глянцевая поверхность, однако сам молд после нескольких заливок придет в негодность.
Кулоны, бусы и серьги
В зависимости от того, какая фурнитура имеется в наличии, можно получать такие виды украшений, как кулоны или серьги. Они отличаются лишь креплениями, а отливаются по одной и той же технологии. Имея в наличии сферический молд, можно получить сферу. Большой прозрачный шар, раскрашенный в разные цвета, красиво смотрится в качестве сувенира на память.
Назвать украшением такое изделие сложно из-за его габаритов, но в качестве символического подарка на память он отлично подойдет.
Продолжая тему сферических фигур, заметим, что небольшие по размеру шарики используются для изготовления серег. Застежки крепятся при помощи наведенного раствора эпоксидной смолы, только теперь материал будет использоваться, как клей.
Если есть возможность отливать небольшие шарики, то из них делают бусы. Шарик просверливается насквозь тонким сверлом. Застывшая эпоксидка без проблем поддается сверлению, причем ее не нужно охлаждать. Существуют такие красители, которые имитируют натуральный камень. Так можно получить мраморные или гранитные бусинки. Подкрашенная смола имеет очень широкие возможности. При удачном подборе колера получают бусы из янтаря, слоновой кости, прочих драгоценных материалов.
Если в наличии нет молда, а его самостоятельное изготовление невозможно, то получают украшения в виде линзы. Для таких заливок необходимо выбирать вязкие марки смол. На ровной горизонтально поверхности из небольшого количества смолы формируется основа будущей линзы. За счет действия сил поверхностного натяжения она примет вид едва выпуклого тела (линзы). После того, как слой смолы полностью застыл, на нем формируют следующую линзу. Послойная заливка позволяет получить объемные тела, вплоть до полусферы.
Картины
Апогеем настоящего творчества можно считать рисование картин эпоксидной смолой. Назвать это изделие состоящим только из эпоксидки нельзя, ведь сам рисунок создается на основе из стороннего материала, зато других дополнительных компонентов не требуется. Рисовать картину смолой, пожалуй, труднее, чем красками, ведь эпоксидка требует определенного навыка, а помимо этого, мастер должен обладать и художественным талантом.
Суть рисования заключается в том, что смола накладывается определенными порциями на отдельные участки холста. Чтобы она не растекалась за отведенные ей границы, используют только специальные марки с высокой вязкостью. Хотя и жидкие смолы в искусстве тоже нашли свое применение, когда нужно получить градиент цвета.
В настоящее время данное направление развивается высокими темпами. Многие мастера разрабатывают различные лайфхаки, позволяющие в домашних условиях создавать шедевры. Современные компоненты абсолютно безопасны. Если раньше считалось, что смола в жидком виде токсична, то специальные марки смол и красителей, разработанные для рисования, не наносят ущерба здоровью даже при длительной работе.
25 Невероятных творений из дерева и эпоксидной смолы
от Aleksey | Поделки Декор Мастерская Мебель Дешево | Воскресенье, 04 июня 2017
Нажмите «Нравится», чтобы читать Make-Self.net в Facebook |
Дорогие друзья, сегодня я хочу продемонстрировать вам невероятную мебель, сделанную с использованием дерева, эпоксидной смолы и в некоторых случаях — фотолюминесцентным порошком. До чего же прекрасен человеческий мозг, что генерирует подобные идеи сочетания различных материалов. Хотите узнать как сделать светящиеся полки и светящийся столик своими руками? Сейчас я вам покажу. Возможно, после этой статьи в одном из домов нашей большой планеты появится маленький светящийся элемент декора. Наслаждайтесь…
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 36 Диванов, которые можно сделать самостоятельно
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 20 Оригинальных и простых конструкций мебели
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 50+ Гениальных конструкций «умной» мебели для небольших помещений
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 42 Потрясающие идеи мебели из фанеры
Как сделать светящуюся полку из дерева и эпоксидной смолы
Для изготовления светящихся полок были использованы доски каштана, эпоксидная смола и фотолюминесцентный порошок. Каштан, как правило, страдает от древесного гриба, что приводит к образованию в нем отверстий. Такие участки легко поддаются удалению с помощью ручного инструмента и сжатого воздуха (естественно, можно использовать любое дерево со схожей структурой и подверженное воздействию короедов, подойдет даже сосна).
Смолу нужно смешать с фотолюминесцентным порошком, выбрав желаемый цвет и добившись необходимой яркости свечения с помощью нужной пропорции смолы и порошка. Заклеить отверстия с обратной стороны, чтобы смола не вытекала.
Затем эпоксидной смолой аккуратно заполняются все трещины и отверстия, словно шпатлевкой. После сушки, с помощью наждачной бумаги, зачищаем полочки и покрываем все лаком. Готово!
Подробное описание тут.
Как сделать светящейся стол из дерева и эпоксидной смолы.
Взгляните на видоролик, где подробно показано как создают эти творения. Вам также будет интересно — 25 примеров как самостоятельно сделать журнальный столик.
Другие идеи создания невероятной мебели из эпоксидной смолы и дерева.
СВЕЖИЕ СТАТЬИ
ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
Чем отделить эпоксидку от формы: использование молдов из разных материалов
Прежде чем использовать для отливки декоративных изделий формы, нужно знать, чем отделить от них эпоксидку. О ходовых молдах – в этой статье.
Эпоксидная смола – удобный материал для изготовления различных декоративных предметов, сувениров, украшений. Для тех, кто делает подобные изделия своими руками, заменить это сырье практически нечем. Поэтому стоит научиться использовать эпоксидку правильно. Изначально жидкому материалу необходимо придать форму, в которой он затвердеет. Для этого используются различные молды – как фабричные, так и самодельные. О том, как с ними работать, нужно знать до начала процесса.
Когда можно доставать смолу из формы
Работая с эпоксидной смолой, нужно обладать определенным терпением. В процессе отделения заготовки или готового изделия от формочки очень важно выдержать нужное для застывания время. После того как смесь из смолы (с красителем или без) и отвердителя хорошо перемешана и залита в молд, она будет находиться в нескольких агрегатных состояниях:
Жидкий раствор, которым наполняется молд для эпоксидной смолы для объемной фигуры. На этом этапе происходит сама качественная заливка в формы для смолы с мелкими деталями.
Консистенция жидкого меда – подходит для создания выпуклых линз.
Вязкость, как у густого меда и гуще. Раствор всё ещё липкий.
Изделие похоже на резиновое. Оно гнется, ему можно придать различные формы.
Полное застывание. Происходит обычно через сутки.
Опустошать молд для эпоксидной смолы можно как на пятом, так и на четвертом этапе. В «резиновой» фазе материал уже не липнет к предметам, с которыми соприкасается. Изделие легко отделится от хорошо гнущейся формы, если она была подобрана правильно. Не стоит переживать о том, что на нем могут остаться вмятины после вынимания, – мелкие деформации выровняются. В таком состоянии эпоксидная смола очень податлива, её можно гнуть, менять ей форму. Но в таком деформированном состоянии предмет нужно закрепить до застывания.
Обратите внимание! Некоторые смолы называются мягкими и застывают только до резинового состояния. Их можно смело доставать из молда.
На этапе полного отверждения пластика изделие легко отделить от формы для заливки эпоксидной смолы. Делать это лучше аккуратно, но особых усилий прилагать не придется. Предмет не клеится и имеет твердость пластика.
Стандартное время застывания фигурки из эпоксидки – 24 часа. Эта информация актуальна для комнатной температуры при нормальной влажности воздуха. Процесс можно ускорить, если добавить больше отвердителя (это может ухудшить структуру изделия) или искусственно поднять температуру – нагреть с помощью фена, водяной бани, помещения в какое-либо теплое пространство. Так химическая реакция пойдет быстрее, а формула не будет нарушена.
Как достать изделие из эпоксидки из разных форм
Эпоксидная смола имеет высокий уровень адгезии – она прилипает к большинству материалов, и избавиться от нее впоследствии в бытовых условиях практически невозможно без вреда для поверхности. Не липнет смесь к силикону, полиэтилену, полипропилену и резине. Следовательно, отслоить от поверхностей их таких материалов её будет очень легко. Именно поэтому их используют при создании форм для смолы. Такие формы можно разделить на несколько типов:
Специальные силиконовые формы для эпоксидной смолы.
Формочки для выпечки, льда, конфет, также сделанные из силикона.
Емкости из других материалов после специальной обработки.
Самодельные молды многоразового использования.
Одноразовые формы из вторичного сырья.
Хэнд-мейд в области создания украшений и маленьких сувениров довольно распространен, поэтому сейчас легко приобрести силиконовые молды для эпоксидной смолы фабричного производства. Цены на них сильно варьируются. Профессиональные товары в специальных магазинах будут стоит дорого, но новичок может легко заказать себе простые формочки для смолы в интернете. Много есть на Алиэкспресс. Опустошать силиконовые формы для эпоксидной смолы достаточно просто надавить – и изделие выпадет. Они могут иметь и сложную разборную конструкцию из которых предмет (сфера например), вынимается после снятия верхней части.
Форма для льда и шоколада опустошается так же легко, как и из изделия конкретно для смолы. Нужно просто надавить на силиконовый предмет со стороны дна и чуть его прогнуть. Такой молд для эпоксидной смолы наиболее популярен. Но нужно быть готовым к тому, что силикон снашивается.
Не такой простой вариант – применение для смолы любых емкостей из материалов, к которым она прилипает. Их можно попробовать накрыть полиэтиленовой пленкой. Если заливать только дно, этого хватит. В противном случае лучше использовать растительное масло. Смола не прилипает к жирным поверхностям, так что это поможет. Но предварительно необходимо проверить, как эпоксидка конкретного производителя контактирует с имеющимся маслом. Достать изделие из такой импровизированной формы для смолы будет легко – предмет выпадет при переворачивании. Но лучше дождаться полного застывания.
Особенности использования молдов из подручных материалов
Не всегда имеющиеся силиконовые емкости для смолы подходят для придуманного украшения или сувенира. В таком случае можно применить вторичное сырье для одноразовой отливки или сделать формы для эпоксидной смолы своими руками.
В первом случае для смолы чаще всего используются вкладыши из коробок конфет. В опустошенные пластиковые выемки наливается смесь до полного застывания. Нужно убедиться, что такой молд для эпоксидной смолы относительно плотный, выровненный и не имеет отверстий. Для обеспечения лучшего отделения лучше смазать всю поверхность маслом. Чтобы отделить, достаточно выгнуть и просто сломать пластмассовую поверхность. Бывают неприятные случае, когда изделие всё-таки частично прилипает к форме. В таком случае лишнюю поверхность можно спилить наждачной бумагой, которая обычно используется для шлифовки.
Для тех, кому не подходит никакой молд для эпоксидной смолы из имеющихся, выход только один – сделать его собственноручно. Для этого используется пластичный материал. Чаще всего самодельную форму изготавливают из пластилина.
Перед тем как сделать такой молд для эпоксидной смолы, нужно выбрать правильное сырье. Походит не обычный детский пластилин, а специальный – скульптурный. Он имеет черный цвет и не такую высокую пластичность, как простой для поделок. Также понадобится полиэтиленовая пленка и матрица, чтобы выдавить отверстие для смолы. В качестве матрицы можно использовать уже готовое изделие, его части, высечку из дерева или других твердых материалов.
Молд для эпоксидной смолы из пластилина делают так:
Из материала формируют объемные кружочки с такой толщиной, в которой можно выдавить нужную выемку для смолы.
Отрезают по размеру кусочек полиэтиленовой пленки (можно использовать кулинарную) и покрывают ею заготовку.
Плотно прижимают пленку к пластилину, чем избавляются от всех пузырьков воздуха.
Плотно вдавливают матрицу в пластилин. Молд для эпоксидной смолы готов.
Формы из пластилина нельзя нагревать для более быстрого отверждения эпоксидной смолы. Он начнет подтаивать и терять форму. Полиэтиленовая пленка сморщится, изделие будет испорчено.
В имеющуюся формочку можно заливать состав. Плюсы её в простоте изготовления, доступности материала. Кроме того, таких форм можно сделать много за короткое время. Ещё одно преимущество – возможность изготовить уникальную матрицу. Однако эти формы одноразовые. Чтобы отделить такой молд для эпоксидной смолы от изделия, его придется попросту содрать с отвердевшей смолы.
Таким образом, отделить эпоксидку от формы – простая задача, которая в большинстве вариантов решается надавливанием на дно основы. Для самодельных и одноразовых изделий – их уничтожением. Главное – подобрать молд из правильно материала и при необходимости предварительно его обработать.
Какая эпоксидная смола лучше для украшений, что нужно выбрать
Первые эпоксидные смолы, появившиеся лет 60 назад, имели сугубо производственно-прикладное использование, ими заливали полы, создавали стеклоткань и первые композитные материалы в судостроении. Но уже тогда ювелиры, у которых очень ценился янтарь с попавшими в него миллионы лет назад насекомыми, задумали использовать эпоксидки для создания подобных поделок, только с уже заранее заданными свойствами. Далее появилось естественное желание «остановить мгновение» не только для забавных насекомых, но и для ракушек, цветов, срезов шишек, всевозможных хрупких поделок.
Но появилось естественное препятствие в виде несовершенства технологий: отливки из смолы мутнели, желтели вплоть до появления со временем желто-коричневого оттенка, поверхность стиралась и делалась матовой.
Ювелирный вариант
Химики пошли навстречу пожеланиям потребителей, хотя специально, конечно, никто именно для ювелирки эпоксидных составов не разрабатывал. Просто получилось так, что новые составы были:
- Более текучими, и заполняли собой в жидком виде, сразу после смешивания компонентов А и Б, все, даже самые мельчайшие, впадинки и поры.
- Были кристально-прозрачными, имеено то, что называется «отливка чистой воды».
- Гораздо более безвредными для здоровья, чем их предшественники.
Благодаря всем этим качествам выпуск бижутерии нового поколения значительно расширился в ассортименте, потребитель получил возможность заказывать украшения с заранее заданными свойствами, а мастера – эти заказы выполнять.
Более того, человек с фантазией, даже не будучи профессиональным ювелиром, мог, приложив некоторые усилия и потратив некоторое количество времени и некоторое количество денежных средств, изготовить такие поделки сам.
Импортное или отечественное
Строго говоря, такое деление не имеет смысла, потому что с импортозамещением в этой области в России дела обстоят не лучшим образом. На 90% производство эпоксидных ювелирных компаундов у нас базируется на импортных составляющих, то есть в страну завозится сырье, из которого на отечественных заводах выпускают ювелирную смолу, по качеству ничем не отличающуюся от ее аналогов производства Тайваня, Чехии, Австрии, Италии, Германии и других стран.
Поэтому, увидев надпись «Сделано в России», внимательно вчитайтесь в текст и обнаружите, что это или совместное производство, или изготовлено из импортных составляющих. Что не является чем-то ужасным, как об этом могут подумать некоторые граждане, глобализация экономики диктует свои правила. Ведь никого не шокируют многие детали «Лады», сделанные по лицензиям фирм «Рено» или «Пежо». Также как весь мир не испытывает комплекса неполноценности оттого, что чисто российское изобретение – терминалы по оплате мобильных телефонов, появились впервые в России еще 20 лет назад, а потом с триумфом распространились по всей планете.
Что на 100% делается в России и из российских компонентов, так это отвердители. Их ассортимент очень широк, и можно подобрать отверждающий состав под любую модель застывания, варьируя скорость полимеризации, совместимость смолы и отвердителя и возможность введения в составы всевозможных добавок в виде пластификаторов и пигментов.
Информация о совместимости того или иного компаунда с конкретным видом отвердителя или наоборот, всегда размещается в аннотации к товару или в инструкции по пользованию.
Критерии выбора
Наряду с такими качествами, как скорость застывания и экологичность, многие мастера на первое место помещают оптические свойства смол, применяемых для отливок. Что при этом имеется в виду? Ведь «прозрачность» материала не является аналогом термина «бесцветность». Например, чайная заварка прозрачна, но не бесцветна. Молоко бесцветно, если считать белый цвет бесцветным, но не прозрачно.
Поэтому если свет свободно проходит сквозь состав, но при этом меняет свой спектральный состав, то говорить о бесцветности нельзя.
Данным свойством «грешат» старые, еще советские разработки, ведь в экономике того времени при планировании не рассчитывали выпускать эпоксидные смолы с таким характеристиками, как бесцветность, сочетаемую с прозрачностью. Это не говорит о том, что химической промышленности советского периода таких смол разработать не могла, школа советской химии была на уровне лучших мировых стандартов. Дело было просто в некоторой неразворотливости плановой экономики, как таковой.
Выбор сделан, смола приобретена, но что можно наблюдать в реальности? Смотря для какой цели она куплена, какой тип изделий будет из нее изготавливаться. Если толщина покрытия или отливки не будет превышать 4-5 мм, то допускается легкий лимонно- желтый или охристо-желтый оттенок ее в массе, то есть при отливке таким слоем застывшая смола при чисто визуальной оценке будет восприниматься как совершенно прозрачная или бесцветная.
Заметить желтоватый оттенок в ней можно будет, если только превысит толщину в 10 мм и более. Но такие смолы обладают еще одним неприемлемым качеством: если слой заливки превысит некую, часто небольшую, величину, произойдет ее сильный саморазогрев. В аннотациях в таких случаях всегда есть предупреждение о цветности прозрачного слоя, и о предельной толщине его заливки, выше которой возможны термические явления.
Для заливок толщиной до 50 мм применяются смолы или абсолютно прозрачные, или, что чаще всего, с некоторой голубизной или фиолетовостью, которая заметна тем сильнее, чем толще слой заливки. Это связано с особенностями психологического восприятия цветов человеческим глазом, когда понятие «кристально-чистый» ассоциируется с легкой голубизной или сиренево-голубым оттенком. Для объемных изделий с толщиной свыше 500 мм характерно еще и применение смолы или специальных отвердителей, которые не подвержены сильному саморазогреву состава, который вызывает закипание смеси компаунда и отвердителя, или, как минимум, образования в ней пузырьков, которые тем больше по размеру, чем сильнее разогрев смеси.
Прием с голубизной, легкой лиловостью или синевой часто используют такие производители за рубежом, как Crystal resin и ICE resin. Компаунды с такими холодными оттенками называются отбеленными. В российских разработках эпоксидные смолы с таким свойствами выпускаются под индексом ПЭО-510КЭФ-20/0, а чисто прозрачный, без каких бы то ни было оттенков, маркируется как ПЭО-510КЭ-20/0. Хотя с последним можно поэкспериментировать, окрасив его в легкий заданный оттенок, оставив при этом прозрачным, добавляя в компаунд вещество Эпоксион 400 (110А).
Приемы смешивания и разведения с добавками могут зависеть, как от объемов компонентов готовых смесей, так от их веса. Дело в том, что при составлении ювелирных композиций чаще всего количество компонентов А и Б берут не в объемах, как то принято у эпоксидных смол производственного назначения, а по весу, в граммах или даже в миллиграммах.
Погрешность при этом должна быть не более чем в 5%, а чтобы не выйти за ее пределы, лучше начать взвешивание с компонента Б, то есть отвердителя. Посмотрим, что получится, на примере с частями А и Б эпоксидной смолы для ювелирный работ ПЭО.
Для этих компонентов должно быть соотношение А к Б как 100:25, или 4 к 1 по массе, и 100 к 30, или 3,3 к 1 по объему. При «промахе» взвешивания или отмеривания с отвердителем, если вместо единицы отмерили 1,1, то и компонента А, соответственно, должно тогда быть порядка 1,1г*4 =4,4г или 1,1мл*3,3 = 3,63мл.
Проще всего для таких смешиваний пользоваться следующей таблицей:
Как называется смола | ПЭО 10К 20/0 | ПЭО610КЭ20/0 | ПЭО510КЭ20/0 | ПЭО10КЭ20/0 | ПЭО201КЭ20/0 | Crystal resin | EpoxAcast 690 | KER 828/921 ОП | |||
Страна или фирма-изготовитель | Санкт-Петербург ГТИ (ТУ) Россия | PEBEO S/A, Франция | Smoos, on Ink, США | СП Юж. Корея — Россия | |||||||
Тара | 150, 30, 600, 1200 мл, а также любая в пределах от 10 до 200 кг (канистра – бочка) | 150, 300, 650 мл | 1,18, 4,72 кг | ——- | |||||||
Пропорции компонентов А и Б по массе по объему | 100 : 25 100 : 30 | 100 : 50 | 100 : 30 | 100 : 50 100 : 50 | |||||||
Вязкость мПа/с при t 25°C | 900 | 780 | 640 | 480 | 240 | 430 | 200 | 1470 | |||
Время до желатинизации в час при 25°C | 2-3 | 3-4 | 5-6 | 8-10 | 12-15 | 2 | 5 | ||||
Время отверждения при 25°C | 42-54 | 54-66 | 66-84 | 24 | 24-48 | 6(20-25) | |||||
Срок хранения мес. При t °C | 6(20-25) или 12 (3-8) | 6(12-25) беречь от холода | Срок ограничен 23* | 6(20-25) | |||||||
После полной полимеризации | |||||||||||
Как выглядит | Бесцветный, с небольшим отбеливающим эффектом или совсем без него | Бесцветный с отбеливающим эффектом | Бесцвет-ный | ||||||||
Стойкость к свету и УФ по 5-бальной шкале | 4 | 3 | 4 | 2 | |||||||
t °C max при эксплуатации | 80 | 75 | 70 | 50 | 46 | 60 | |||||
Твердость по Шору | 80 | 75-78 | 65-70 | 50-60 | 80 | 80 | 80 | ||||
Разница в отмеривании по объему и по весу вызвана тем, что плотности эпоксидного компаунда и отвердителя сильно отличаются. Поэтому попытка как-то «усреднить» пропорции может привести к плохому результату.
Для образования однородной полимерной сетки в застывшей смоле нужно, чтобы при составлении смесей А и Б сохранялось так называемое стехиометрическое соотношение этих частей, когда вся протополимерная цепочка части А прореагирует с отвердителем. В случае с «ювелирными» смолами не сработает прием, часто применяемый в дешевых образцах этой продукции, используемой для обширных заливок полов, столешниц, когда небольшой избыток отвердителя только ускорит время реакции полимеризации.
Здесь же, в случае с ювелиркой, лишние молекулы отвердителя просто не встроятся в полимерную сетку, что снизит не только физико-механические характеристик полученных отливок, но и не даст их в дальнейшем отполировать. Ведь отвердитель будет иметь липкую консистенцию, и будет раз за разом будет выступать из мельчайших пор нарушенной полимерной сетки.
Если вы хотите иметь монолитную структуру ювелирного изделия, отлитого из эпоксидных смол, лучше обеспечьте к гарантированному сроку отверждения дополнительное время еще в трое-четверо суток, тогда на изделиях не будет оставляться отпечатков пальцев, как это часто бывает при нагреве украшений от тепла тела.
Работа с пористым поверхностями
При работе ювелирным смолами, если поверхности, которые будут заливаться, пористые, нужно или:
- выбрать смолу жиже;
- нагреть ее;
- сначала замесить небольшой объем компаунда А и отвердителя Б и промазать пористые поверхности кистью, только после застывания этого грунтовочного слоя делать объем эпоксидки для отливки.
Хорошо, когда в работе со смолой есть опыт. В противном случае старайтесь ориентироваться на мнения:
- Экспертов-химиков или производственников, их можно найти на сайтах производителей. Там вы можете узнать тонкости процессов, описание которых не всегда есть на аннотациях, размещенных на таре-упаковке эпоксидного материала.
- Практиков, то есть ювелиров-профессионалов или любителей, давно работающих с ювелирными эпоксидным компаундами.
Настоящие профи не замыкаются в себе, трясясь над секретам мастерства. Они щедро делятся ими показывая свой уровень экспертности, и в надежде, что вы когда-нибудь поступите так же.
Эпоксидная смола для творчества: выбор и использование
Интересные предметы ручной работы всегда были в цене. И сейчас они притягивают завораживающие взгляды, возгласы восхищения и толпы желающих повторить и превзойти успех. Эпоксидная смола для творчества – это именно тот материал, который поможет любому креативному мастеру запечатлеть в своём творении целый мир или даже Вселенную. Вместе с редакцией Homius узнаем больше о том, что из себя представляет подобный материал, и как с ним работать.
Интерьерное украшение из эпоксидной смолы и обычных попрыгунчиковСодержание статьи
Эпоксидная смола – что это такое
Эпоксидка − одна из разновидностей синтетических олигомерных смол, которая появилась на рынке ещё в пятидесятых годах. Она просто «ворвалась» в строительный мир, расширяя области своего применения год за годом. Столько десятилетий прошло, а эпоксидная смола не только остаётся популярной в своём классическом виде, но и становится основой для создания новых материалов, работающих в разных областях. Такую распространённость эпоксидка получила в первую очередь благодаря своим свойствам и эксплуатационным качествам.
Как выглядит прозрачная эпоксидная смола в рабочем состоянииОсновные свойства эпоксидной смолы
Одно из особенностей, отличающих эпоксидку от подобных составов,является способность кристаллизоваться, образуя невероятно плотную структуру под действием отвердителя. Получаемый застывающий материал характеризуется следующими свойствами:
Стекло на бетонном основании, залитое эпоксидкой- хорошие диэлектрические показатели;
- стойкость к воздействиям механического характера, температуры, химических веществ, воды;
- экологичность – не выделяются как при работе, так и во время эксплуатации какие-либо токсины или газы;
Эпоксидная смола также по праву получила «звание» − самый доступный материал для творчества. С подобным составом легко и просто работать. Нужно просто приловчиться. Поэтому именно на ней останавливаются многие новички, желающие проявить свои дизайнерские навыки в различных творческих направлениях.
эпоксидная смола
Область применения эпоксидной смолы для творчества
Как уже упоминалось, из эпоксидки делаются всевозможные изделия. Их условно можно разделить на несколько групп:
- Украшения – самые утончённые и нежные изделия ручной работы из подобной смолы. В силу того, что она хорошо сцепляется с любым основанием и не портит его, мастера приловчились делать «начинку» для своих украшений из засушенных цветов, насекомых, дерева, камня.
Маленький кусочек лета
- Предметы декора, светильники – изюминкой любого интерьера, как правило, становится какая-нибудь стильная вещица, от которой взгляд нельзя оторвать. Именно такие изделия и создаются из эпоксидки и сопутствующих материалов, например, дерева, бетона, стеклянных шариков, морских раковин, гирлянд и прочих интересных вещиц.
Понадобится ни один час, чтобы понять, из чего сделаны подобные стильные вещицы
- Мебель – одна из самых практичных предметов, которые можно изготовить с помощью эпоксидки. Кроме этого, подобная мебель несёт и декоративную нагрузку, придавая интерьеру или участку необычную красоту.
Стол из дерева и эпоксидки, навивающий морские мотивы
- Посуда − подобные изделия из синтетической смолы делаются, но не для постоянного использования. Больше для декора кухни, столовой.
Интересная чаша для фруктов
- Вазы также частенько изготавливают из подобного синтетического материала. Такие изделия больше напоминают произведения современного искусства, нежели сосуды для цветов.
Необычная цветочная ваза
- Рабочие поверхности – это мегапопулярное направление в области творчества с эпоксидкой. Чаще всего делают столешницы в ванную, кухню, подоконники, фартуки и прочее.
Рабочая поверхность из пивных крышек
Хотя подобные изделия и изготавливаются из синтетических смол, для каждого типа работ предпочтительнее своя марка, обладающая определёнными свойствами.
Какой бывает эпоксидная смола для творчества
На сегодня существует более десятка видов эпоксидных смол. Отличаются между собой консистенцией, цветом, свойствами, плотностью эпоксидной смолы и прочими эксплуатационными характеристиками. Не все подобные составы используются для творчества. Рассмотрим основные виды подобного материала.
Характеристики популярной разновидности эпоксидной смолы ЭД-20
Наиболее «ходовой» маркой эпоксидки уже не одно десятилетие считается ЭД-20. В свою очередь, она производится первого и высшего сорта. Первосортный материал имеет повышенную вязкость и желтоватый цвет. Время её жизнедеятельности – не более 4 часов. Подобный синтетический продукт идеально подходит для применения в промышленности различного направления: авиа- , машино- , судостроение, электротехническая область. Зачастую эпоксидную смолу ЭД-20 применяют в качестве основы для клеев, герметиков, заливочных и пропиточных составов.
Изделие из технической синтетической смолы марки ЭД-20 первого сорта. Отличается мутностью и желтоватым оттенкомДругое дело − эпоксидная смола ЭД-20 высшего сорта, изготовленная специально для декоративных изделий. Характеризуется предельным уровнем прозрачности и хорошей вязкостью. С таким материалом довольно просто и приятно работать. Именно такой состав принято называть эпоксидной смолой для творчества. На рынке она представлена различными брендами производителей: от заграничных до отечественных.
эпоксидная смола эд-20
Самыми лучшими ювелирными смолами считаются такие марки, как Crystal Glass, Viva Dеcor, Epoxy. В зависимости от того, как их разведёшь, консистенция может быть густой или жидкой, но главное, что сам получаемый раствор без пузырьков и отлично принимает любую форму. Эти производители, как и прочие, выпускающие ювелирные компаунды, также работают со смолами ЭД-16, ЭД-22.
эпоксидная смола Crystal Glass
Прозрачная и цветная эпоксидная смола для заливки
Смотришь на работы из компаунда и удивляешься, насколько красивые и глубокие цвета у них. Где бы такой купить, и какая цена будет у эпоксидной смолы такого оттенка? Как уже говорилось выше, подобный синтетический состав бывает либо прозрачный, либо желтоватый, что последнее негативно отражается на эстетике изделия.
Жёлтая эпоксидкаДля придания декоративности и дизайнерского цветового решения в изделиях из синтетической смолы выпускаются целые линии всевозможных пигментов и наполнителей. То, насколько ярким получится оттенок и равномерно промешается цвет, зависит от свойств приобретаемой марки компаунда и, несомненно, мастерства самого «творца». Поэтому только опыт и приобретаемые навыки помогут добиться нужных результатов.
Глитеры для эпоксидкиглиттер для эпоксидной смолы
колер для эпоксидной смолы
Однако сравнительно недавно на российском рынке появился такой продукт для декорирования изделий, как мягкое стекло. Ещё его зачастую называют именно цветной эпоксидной смолой, так как в основе состава лежит именно такой синтетический материал. Представляет собой некую цветную пасту, предназначающуюся для нанесения на любую поверхность. При высыхании создаёт эффект маруанского стекла. Очень популярны такие составы при росписи стекла, создании витражей и прочих необычных вещиц.
Мягкое стекло от итальянского производителяМаленькая Вселенная от Сатиши Томизу из мягкого стеклаРоспись стеклаСостав и компоненты для эпоксидной смолы
Обладая такими удивительными эксплуатационными характеристиками и уникальными качествами, все эпоксидные смолы, за исключением мягкого стекла, имеют одинаковый компонентный состав:
- дифенилолпропан;
- эпихлоргидрин;
- едкий натр.
Для каждой марки компаунда пропорции вышеперечисленных ингредиентов различны. Также в рецептуру, в зависимости от получаемых характеристик, вводятся дополнительные добавки. По сути, если есть в наличии химические приборы, из чего делают эпоксидную смолу и определённые навыки, то изготовить в домашних условиях такой материал можно самостоятельно. Но только полученный состав будет жёлтый и вязкий, что для ювелирной работы не очень хорошо.
Вообще, эпоксидная смола – это двухкомпонентный состав из самого компаунда и отвердителя. Но также существуют и прочие компоненты, помогающие улучшить свойства смолы и качество конечных изделий.
Отвердители эпоксидной смолы
Отвердитель – неотъемлемый «спутник» любой эпоксидки и составов на её основе. Без такого раствора кристаллизация раствора просто не произойдёт. Если приобретаете специальную ювелирную смолу, то в комплекте с основным составом всегда идёт и подходящий к ней отвердитель. Если покупается компаунд отдельно, то в соответствии с его характеристиками подбирается отвердитель:
- ПЭПА – самый дешёвый и популярный вид отвердителя. Работать с ним можно при комнатной температуре, и застывает он также при +23…+25°C примерно за 24 часа. Имеет слабый запах аммиака и вызывает раздражение при попадании на кожу. Однако легко смывается мыльной водой. Имеет желтоватый цвет и вязкость. Отличается мутностью. Хорошо работает со смолами марок ЭД-20, Epoxy-520 и прочими аналогичными составами. Не рекомендуется для заливки объёмных изделий;
отвердитель пэпа
- CHS-Hardener P-11 (Telalit 0210) − это тот же ПЭПА, только более чистый. Не имеет мутностей, и он абсолютно прозрачный. Также менее вязок. Хорошо работает со смолой ЭД-20 и прочими ювелирными составами, но не рекомендуется применять при заливке объёмных изделий;
- Epilox H 10-34 – модифицированный состав со средней вязкостью, по консистенции похож на обычное рафинированное подсолнечное масло. Абсолютно прозрачный. Работает при температуре +15°C. Хорошо подходит для заливки столешниц, наливных полов и прочих поверхностей;
- Telalit-590 – «последнее слово» в области эпоксидных смол. Представляет собой отвердитель нового поколения, обладающий чистой прозрачной структурой и вязкостью, как вода. Работать с ним можно при температуре +20…+25°C. Идеален для изготовления объёмных изделий и поверхностей.
отвердитель для эпоксидной смолы этал-45м
Отвердитель – обязательный композит любого компаунда. Однако, кроме него, существуют прочие составляющие для предания смоле дополнительных характеристик.
Пластификаторы для эпоксидной смолы
Пластификаторы – специальные добавки, устраняющие мелкие недостатки составов, наделяя их определёнными свойствами, например, разбавляют до нужной степени вязкости, устраняют ломкость, повышают прочность. А при заливке больших объёмов без пластификаторов просто не обойтись. Существуют различные виды подобных добавок:
- S-7106 – сравнительно недорогой и качественный пластификатор, повышающий пластичность, гидрофобность, термостойкость и прочность эпоксидной смолы при застывании. Имеет абсолютную прозрачность;
пластификатор для эпоксидной смолы
- ДЭГ-1 – это разновидность эпоксидных смол. Однако она является также отличным пластификатором, придающим компаунду эластичность. Имеет коричневый оттенок, но это не мешает делать с его использованием прозрачные изделия;
пластификатор для эпоксидной смолы ДЭГ-1
- ДБФ – универсальный пластификатор, применяемый не только для разжижения компаундов, но и прочих синтетических составов, например, «холодного фарфора». Хорошо устраняет трещиносклонность. Но для удержания его в эпоксидке в пластификатор следует добавить предварительно аэросил. Смешанный компаунд с таким пластификатором может храниться долгое время в закрытой таре.
пластификатор для эпоксидной смолы ДБФ
В специальной смоле для творчества уже присутствуют все необходимые пластификаторы и присадки. Поэтому стоимость у неё выше, и работать с подобным составом намного проще.
Растворители для эпоксидной смолы
Для снижения вязкости эпоксидки, которая увеличивается со временем, до применения современных пластификаторов применялись растворители. Сегодня же с этой практикой потихонечку «завязывают», так как подобные составы не так легко достать, стоит немало, да и переборщить с дозировкой очень легко, что отразится на качестве изделий. Поэтому всё чаще отдают предпочтение пластификаторам или модифицированным смолам, которые не нуждаются в растворителях.
Внимание! Для чистки инструментов, мытья рук и поверхностей от остатков смолы также необходимы подобные разжижители. Хорошо с этим справляется Уайт-спирит, ацетон, бензин. Но добавлять в готовые компаунды такие растворители крайне не рекомендуется.
Наполнители для эпоксидной смолы
В качестве наполнителя для компаунда может использовать практически всё что угодно. Некоторые из таких наполнителей придают изделиям не только декоративный вид, но ещё и дополнительные эксплуатационные качества:
- разнофракционная мраморная крошка, измельчённый змеевик и гранит – дроблёный камень «под стеклом» всегда выглядел интересно, к тому же он даёт дополнительную прочность, поэтому часто именно такой наполнитель используют для заливки столешниц и полов;
- кварцевый песок не растворим в эпоксидке, и с помощью его использования можно создать настоящее присутствие пляжа в комнате;
- глитеры, алюминиевая пудра и красители – добавляют цвета и блеска любым изделиям;
- цемент – своеобразный наполнитель, придающий бетонный цвет изделию и повышенную прочность;
- древесная мука – хорошо повышает вязкость и применяется в основном, когда используют дерево и эпоксидную смолу в композите;
- графитовый порошок и двуокись титана – хорошая альтернатива современным пигментам. Графит окрашивает смолу в чёрный цвет, а двуокись титана в кипельно-белый. Оба абсолютно безвредны и нетоксичны.
люминофор для эпоксидной смолы
Внимание! Гипс, мел, тальк, зубной порошок и алебастр также зачастую добавляют в компаунд для придания ему белого цвета. Но подобные материалы гидроскопичны, что не очень хорошо отражается на эксплуатационных качествах изготовленного изделия. Поэтому лучше не экономить, а приобретать проверенные пигменты.
Как пользоваться эпоксидной смолой для небольших изделий
Целый мир в небольшом перстнеРаботать подобным синтетическим компаундом для опытных мастеров не составляет особого труда, так как такие составы стабильны при приготовлении и заливке. У новичков же могут возникнуть вопросы. Правильно говорят, что дьявол кроется в деталях. Именно его и «отыщут» на видео ниже, рассказывая, как работать с ювелирной эпоксидной смолой.
Как выбрать и использовать эпоксидную смолу для заливки столешницы
Столешницы на любой кухне подвергаются постоянному воздействию термических перепадов, агрессивных химических средств и иногда механическим ударам. Также необходимо учитывать и то, что заливается всегда приличная толщина столешниц. И не забываем про декоративные качества готового изделия. Наиболее приемлемыми составами для работы в таком направлении для новичков являются MG EPOX STRONG и MG EPOX WHITE. Более опытные мастера используют всем известную ЭД-20 и кучу разных пластификаторов.
Столешницы, имитирующие море и берег, – маленькое чудо, которым можно любоваться бесконечноО том, как пользоваться эпоксидной смолой, выбранной для заливки столешницы, поэтапный процесс её создания, а также масса важных нюансов подробно описаны в видео ниже.
Инструкция по применению ЭД-20: пропорции отвердителя и эпоксидной смолы
Как уже упоминалось выше, эпоксидка ЭД-20 и отвердитель ПЭПА − самые простые в использовании. Рассмотрим их пропорции и методику смешивания:
- возьмём стандартные пропорции, подходящие для составов, используемых при изготовлении небольших изделий – на 10 частей ЭД-20 берётся одна часть отвердителя;
- взвешивайте всё предельно точно, до 1 грамма;
- подогревать ничего не нужно, подобные составы и так прекрасно работают в композите и прекрасно перемешиваются;
- после тщательного взвешивания доводим оба раствора до абсолютной однородности;
- когда смешивание завершили, можно сразу приступать к работе с разведённой эпоксидкой.
По какой цене купить смолу для творчества
Эпоксидная смола – продукт, распространённый и востребованный, поэтому найти его не составит труда. Ниже предлагаем обзор средней стоимости на подобный компаунд.
Заинтригованы перспективой работы с эпоксидной смолой для творчества и возможностью самостоятельно создать уникальную вещь? Приступайте к работе, ведь самое главное – это желание. Экспериментируйте, мыслите нестандартно, и тогда у вас всё получится. Кстати, сегодня в цене любые изделия из эпоксидной смолы. Поэтому их изготовление является отличной идеей для открытия собственного доходного и современного бизнеса.
Предыдущая
Своими рукамиРазвиваем ребёнка правильно, или Как сделать бизиборд своими руками
СледующаяСвоими рукамиСоздаём красоту своими руками: лучшие мастер-классы по изготовлению цветов из фоамирана
Понравилась статья? Сохраните, чтобы не потерять!
ВОЗМОЖНО ВАМ ТАКЖЕ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО: