Бумага: состав, производство, виды | CMYKom.ru
Опубликовано: Июнь 7, 2013 by admin
1 комментарий
Бумага (от итал. bambagia — хлопок) — многокомпонентный материал, состоящий в основном из специально обработанных мелких растительных волокон, тесно переплетенных между собой, связанных силами сцепления различного вида и образующих тонкий лист.
Считается, что бумагу изобрели в Китае во 2 в. до н.э., а уже в 76 ее применяли для книг. Из Китая бумага проникла в Японию, а затем через Персию в Северную Африку, на Кипр, в 1154 в Испанию и затем в ряд других стран. Она постепенно стала вытеснять применявшийся до этого для письма папирус и другие материалы.
До 18 века изготовление (отлив) бумаги происходило вручную. В 1799 француз П.Л. Робер предложил механизированный отлив бумаги на непрерывно движущейся бесконечной сетке, расположенной над черпальным чаном. Позднее появилась первая бумагоделательная машина, состоящая из следующих основных частей: сеточной, прессовой, сушильной, отделочной. Для получения отдельных высококачественных видов и бумаги специального назначения до сих пор применяется ручной отлив.
Наиболее распространенный способ производства бумаги — «мокрый», который базируется, как правило, на использовании плоско- или двухсеточных бумагоделательных машин. Такая бумагоделательная машина состоит из:
- сеточной
- прессовой
- сушильной частей
- каландра (пресса, состоящего из 2–20 валов, между которыми пропускают бумагу)
- наката (устройство для наматывания бумаги в рулон)
Сеточная часть имеет одну или две бесконечно движущиеся сетки, на которую (плоскосеточные машины) или в зазор между которыми (двухсеточные машины) непрерывным потоком равномерно по всей ширине сеток поступает разбавленная водой бумажная масса. При обезвоживании бумажной массы происходит формирование бумажного полотна, которое далее обезвоживается в прессовой части и окончательно высушивается в сушильной части машины. Прессовая часть состоит из нескольких 2-вальных (иногда 3-вальных) прессов, между валами которых проходит бумажное полотно. При этом часть влаги из него отжимается. Сушильная часть состоит из 2-ярусных батарей сушильных вращающихся цилиндров, обогреваемых изнутри паром. Сырое бумажное полотно, проходя между горячими поверхностями цилиндров и сушильным сукном каждой батареи, высушивается до влажности 5–7%. В конце сушильной части имеется холодильный цилиндр (иногда два) для охлаждения бумаги. Затем бумага проходит каландр, придающий ей машинную гладкость, и наматывается в рулон на накате.
Для отделки бумаги применяются суперкаландры (система вращающихся с разной скоростью валов, между которыми пропускают увлажненное бумажное полотно), обеспечивающие более ровную гладкую поверхность и глянец. Такая бумага называется каландрированной (глазированной) и высококаландрированной (дважды пропускается через суперкаландр). Для придания бумаге глянца бумажное полотно пропускают через лощильный (или фрикционный) каландр, валы которого совершают возвратно-вращательное движение, не оказывая большого давления на бумагу.
С 1950-х гг. в производстве бумаги находят применение полимерные пленки и синтетические волокна, на основе которых выпускают синтетическую бумагу. Такая бумага отличается высокой механической прочностью в сухом и влажном состоянии, хорошей стабильностью линейных размеров при увлажнении, долговечностью, высокой эластичностью.
В качестве основных компонентов композиционного состава бумаги используют волокна растительного происхождения, выделяемые из древесины хвойных и лиственных пород, из стеблей однолетних растений, семенных коробочек и листьев некоторых растений. В зависимости от метода производства, выхода гемицеллюлоз (веществ, сходных с целлюлозой, но с меньшей молекулярной массой) и лигнина (инкрустирующего вещества), получают различные полуфабрикаты: древесную массу, полухимическую массу (полуцеллюлозу), небеленую, беленую и облагороженную целлюлозу.
Для снижения гидрофильности и гигроскопичности (впитывания при смачивании и поглощения воды из воздуха) бумагу проклеивают смолами с водоотталкивающими свойствами (гидрофобные) и парафинами. Для повышения прочности, гладкости (уменьшения ворсистости), стойкости к выщипыванию и истиранию наиболее эффективна поверхностная проклейка в клеильных прессах крахмальным, карбоксиметилцеллюлозным и др. клеями. В зависимости от степени проклейки различают бумагу слабоклееную, клееную и высококлееную. В бумажную массу вводят наполнители — белые порошкообразные, нерастворимые в воде минеральные вещества: каолин, сернокислый барий, тальк, двуокись титана и др. Они повышают белизну, гладкость и непрозрачность бумаги, делают ее более мягкой, легко деформируемой (пластичной), но и менее прочной.
Повышенное содержание наполнителей (зольность) необходимо бумаге для высокой печати, т.к. повышенная пластичность позволяет снизить давление для хорошей пропечатки оттиска, а для глубокой печати — лучшего впитывания и снижения растекаемости жидкой краски на оттисках. По содержанию наполнителей различают мало-, среднезольную, повышенной зольности и высокозольную бумагу.
Важнейшие показатели бумаги:
- масса бумаги площадью 1 м2
- толщина
- плотность
- прочность
- гладкость
- пористость
- белизна
- непрозрачность,
- оттенок и др.
Листовая и рулонная бумага для печати выпускается с массой площади 40–250 г/м2. Ниже приведены характеристики некоторых видов бумаг, применяемых в издательском деле и полиграфии.
Типографская (для высокой печати) — 50–70 г/м2, на основе древесной целлюлозы или с добавлением 20–75% древесной массы, белая, малоклееная, среднезольная или повышенной зольности, машинной гладкости, каландрированная или высококаландрированная. Предназначена для печати текстовой и иллюстрационно-текстовой продукции. Бумага с массой площади 40- 50 г/м2, чистоцеллюлозная или с небольшим добавлением древесной массы, повышенной зольности, малоклееная, каландрированная, с органической прозрачностью предназначена для печатания справочников и других книг с большим количеством текста.
Для глубокой печати — белая 60–220 г/м2, чистоцеллюлозная, слабоклееная, высокозольная, обладающая ровной сомкнутой (мелкопористой) поверхностью, каландрированная. Предназначена для печатания иллюстрационно-текстовых изданий и изобразительной продукции.
Офсетная — 60–250 г/м2, чисто целлюлозная или с содержанием до 75% древесной массы, белая, клееная, с хорошей стойкостью поверхности к выщипыванию, низкой деформацией при увлажнении, машинной гладкости или каландрированная. Предназначена для печатания иллюстрационно-текстовых изданий и изобразительной продукции офсетным способом. Офсетную бумагу используют для изготовления блокнотов, блоков для записей, кубариков ( кубиков для записей).
Газетная — 45–49 г/м2, низкозольная, неклееная, машинной гладкости, в композиции преобладает древесная масса. Предназначена для печатания газет и приложений к ним, массовых брошюр способами высокой и офсетной печати.
Мелованная — с пигментированно-клеевым покровным слоем (мелованным), нанесенным на волокнистую чистоцеллюлозную или содержащую древесную массу бумагу — основу для получения микропористой и микрошероховатой поверхности. Различают одно- и двукратного мелования с одно- и двусторонним покрытием мелованным слоем. Предназначена для печатания одно- и многокрасочной изобразительной продукции, различных иллюстрационно-текстовых изданий способами высокой, офсетной и глубокой печати. Разновидность — тонкая мелованная бумага 60–70 г/м2, предназначена для издания массовой иллюстрационно-текстовой продукции способами офсетной и глубокой печати. В листовом офсете используется мелованная бумага плотностью от 90 г/м2. Для изготовления бумажных пакетов используют мелованную бумагу плотностью от 170 г.
Обложечная — светопрочная, чистоцеллюлозная или с содержанием до 40% древесной массы, клееная, малозольная бумага с небольшими усадкой и скручиваемостью при одностороннем увлажнении, каландрированная и машинной гладкости. Предназначена для изготовления обложек (140–200 г/м2) и склейки переплетных крышек (80–120 г/м2).
Форзацная
Писчая — белая или цветная, 45–80 г/м2, чистоцеллюлозная (с добавлением целлюлозы из хлопкового линта) или содержащая небольшую часть древесной массы, клееная, машинной гладкости или каландрированная. Предназначена для изготовления бланков, унифицированных систем документации, бумажно-беловых изделий, бумаг потребительских форматов, школьных тетрадей и т.п.
Документная — на основе льнопеньковых и хлопковых волокон, малозольная, высококлееная, иногда с водяными знаками, долговечная, стойкая к механическим воздействиям. Предназначена для печатания денежных знаков, облигаций, банковских чеков и других документов.
Афишная и билетная
— белая или цветная, малозольная, слабоклееная, машинной или односторонней гладкости. Предназначена для печати афиш, билетов, абонементных талонов, бланков способом высокой печати.Картографическая — 85–160 г/м2, композиция на основе древесной целлюлозы и из хлопкового линта (отхода хлопкового производства), малозольная, клееная, машинной гладкости или каландрированная, прочная в сухом и влажном состоянии, повышенной белизны. Предназначена для печатания гидро-, топо-, географических и других карт и атласов офсетным способом.
Баритованная — используется в качестве основы фотобумаги. Белая или подцвеченная красителем толстая бумага с баритовым (из сернокислого бария) покровным слоем, нанесенным на чистоцеллюлозную, малозольную, высококлееную основу повышенной белизны для улучшения качества поверхности.
Ватманская (ватман) — белая чертежная высокосортная ручного отлива на основе механически обработанного тряпья (тряпичной полумассы) с поверхностной проклейкой. Отличается большим сопротивлением к истиранию и шероховатой поверхностью. Предназначена для чертежных работ, выполняемых карандашом, тушью и акварельными красками.
Верже — белая или цветная чистоцеллюлозная высокосортная с водяными знаками в виде близко расположенных узких полос, иногда пересеченных, под прямым углом к машинному направлению, редко расположенными полосами. Предназначена для изготовления подарочных изданий, а также форзацев и суперобложек книг.
Этикеточная — 45–120 г/м2, малоклееная или клееная, одно- или двусторонней гладкости, односторонне мелованная, с ограниченной поверхностной впитываемостью, линейной деформацией при увлажнении и скручиваемостью при одностороннем смачивании водой. Предназначена для печатания этикеток способами высокой и офсетной печати.
Крафт-бумага — особый вид оберточной бумаги на основе очень крепкой, так называемой, крафт-целлюлозы. Отличается высокой механической прочностью. Предназначена для обертки, упаковки.
← ManRoland на выставке China Print 2013 Новинка от Heidelberg: вкладочно-швейно-резальный агрегат Stitchmaster ST 200 Compact →Производство бумаги из дерева: технология и процессы
Люди изобрели бумагу тысячи лет назад, чтобы записывать свои мысли и важные технические открытия. Способ передачи информации с помощью бумаги, производство которой растет с каждым годом, всегда остается актуальным.
Из чего изготавливают
Даже маленький ребенок знает, что сырье для производства бумаги – это древесина. Для этого подходят практически любые породы:
- Каштан;
- Береза;
- Тополь;
- Ель;
- Эвкалипт;
- Сосна.
Бревна с лесопилки привозят на комбинаты, где их пилят на мелкие части, а затем делают щепки. Чтобы сделать 50 листов формата А4, нужно 1 кг дерева. Для сокращения вырубки лесов применяется макулатура, то есть бумага, бывшая в употреблении. Для изготовления сырья подходит солома, рис, хлопок, а также тряпичные отходы и асбест.
Кроме этого сырья, для производства нужно много воды. Часто бумажные предприятия строят на берегах рек и озер. Естественные источники используют для забора воды и сплава леса.
Процесс создания бумаги начинается с того, что на комбинат доставляются бревна
Как изготавливают
Этапы процесса изготовления бумаги:
- Бревна очищают от коры и распиливают на щепки.
- Их погружают в воду в соотношении 5 частей дерева к 95 частям воды. В результате щепки набухают и отбеливаются.
- Материал варят в растворах кислот, оксидов и других веществ. Это необходимо для получения равномерного вязкого состава без примесей. От этого этапа зависит качество, сорт и цвет бумаги.
- Полученную целлюлозу фильтруют. В чистом виде она используется только для дорогих сортов бумаги. Для обычных листов в целлюлозу вводят специальные добавки.
- В состав полуфабрикатов вводят дополнительные вещества, которые влияют на внешний вид бумаги. Смола вводится для получения глянцевой поверхности, клей – для повышения прочности, красители – для создания оттенка. Парафиновая эмульсия делает бумагу пригодной для письма и печати изображений. Для отбеливания в массу добавляют мел и тальк. Интересно, что бумажная масса из конопли и риса имеет белый цвет, она не нуждается в дополнительном отбеливании.
- Масса попадает в бумагоделательную машину. Сначала состав попадает на ячеистую сетку, где из него стекает вода. Волокна при этом переплетаются вдоль движения станка, что позволяет получить прочную основу. Бумажная масса отправляется на прессы, где она уплотняется, и выходит еще больше воды.
- Бумага проходит через металлические барабаны, где она высушивается. Окончательная обработка проходит на валах, бумажное полотно сдавливается, выравнивается, уплотняется и окончательно высушивается.
- Рулоны бумаги отправляются на следующий станок, который режет их на листы и упаковывает.
В готовом виде упаковки поступают в магазины и к конечным потребителям. Изготовление бумаги – быстрый процесс, сегодня он реализуется за счет механических и электронных станков, практически не предполагает участия человека. Это позволяет производить товар в больших объемах.
Как изготавливали в древности
Первые надписи люди оставляли на скалах, стенах пещер, глиняных табличках. Береста, папирус и пергамент – древние прародители бумаги. На них можно было писать, но они были недолговечны.
Придворный евнух Цай Лунь изобрёл процесс производства
Первое производство было организовано в Китае около 105 года. На изготовление бумаги шли растения – мох, трава, бамбук. Волокна замачивали в воде, а затем варили с золой и известью. Эти вещества нужны для растворения лигнина – полимера, который придает прочность растениям.
Сырье дробили на мелкие волокна, добавляли растительные соки и крахмал и отливали бумажные листы. После стекания воды, листы высушивались прессом. Со временем секрет производства распространился в арабские земли, откуда попал в Европу. Там начали делать бумагу из дерева, первые опыты были поставлены в начале 18 века.
Как проверяют качество
Для проверки качества бумаги используют несколько характеристик:
Деревянные измеритель
- Толщина. Важно сохранять одинаковую толщину на всей партии товара.
- Пористость. Чем она больше, тем лучше держится типографская краска.
- Непрозрачность. Это важная характеристика для книг и офисной бумаги. Газетные листы делают более прозрачными для экономии.
- Гладкость. Эта характеристика улучшает качество изображения за счет лучшего соприкосновения бумажных листов с печатными формами.
- Прочность. Важна для высокоскоростной печати, а также для упаковочных материалов.
- Устойчивость к истиранию. Напрямую влияет на долговечность готовых книг, рукописей, газет.
- Впитываемость. Влияет на скорость проникновения красок.
Виды бумажной продукции
Современное производство бумаги предполагает изготовление разных ее видов:
Виды бумаги делятся на 11 классов
- Газетная. Недорогая в производстве и быстро впитывающая краску.
- Офсетная. Самый распространенный вид, используется для печати книг, тетрадей, для офисных целей.
- Мелованная. Характеризуется высоким качеством и повышенной белизной. Используется для печати дорогих каталогов.
- Упаковочная. Главное для нее – устойчивость к внешней среде. Изготавливается из чистой древесины, так как нужна небольшая стоимость.
- Денежная. Самый качественный вид, используется для печати денежных знаков.
- Картон. Бумага повышенной плотности.
В России хорошо развито производство бумаги из древесины, так как наша страна богата лесами. На месте вырубленных деревьев постоянно сажают новые, это возобновляет ресурсы предприятий. В каждом городе есть пункты сбора макулатуры, которые дают дополнительное сырье бумажным мануфактурам. Теперь вы знаете, как делают бумагу, и какой это сложный процесс.
Видео по теме: Производство бумаги
Что такое :: виды бумаги — ikirov.ru
Бумага (от итал. bambagia — хлопок) — многокомпонентный материал, состоящий в основном из специально обработанных мелких растительных волокон, тесно переплетенных между собой, связанных силами сцепления различного вида и образующих тонкий лист. Существует несколько видов бумаги, которые отличаются друго от друга массой, плотностью, просчностью, гладкостью, белизной, оттенком, степерью непрозрачности, толщиной, пористостью и, конечно, стоимостью.
Происхождение бумаги
Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага. Древние египтяне около 4000 лет назад брали стебли папируса, снимали кожицу и распрямляли ее. Потом полоски папируса клали крест-накрест и спрессовывали так, чтобы они склеивались. Высушенный лист папируса представлял собой хороший материал для письма.
Но это еще не была бумага. Ее изобрел в Китае примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука.
Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Торговцы из Китая путешествовали далеко на север и запад и пришли в город Самарканд. Там арабы переняли их секрет и привезли его в Испанию. Оттуда искусство делать бумагу разошлось по всему миру.
Состав бумаги
В качестве основных компонентов композиционного состава бумаги используют волокна растительного происхождения, выделяемые из древесины хвойных и лиственных пород, из стеблей однолетних растений, семенных коробочек и листьев некоторых растений. В зависимости от метода производства, выхода гемицеллюлоз (веществ, сходных с целлюлозой, но с меньшей молекулярной массой) и лигнина (инкрустирующего вещества), получают различные полуфабрикаты: древесную массу, полухимическую массу (полуцеллюлозу), небеленую, беленую и облагороженную целлюлозу.
Производство бумаги
Основными операциями при изготовлении бумаги ранее были варка, промывка и измельчение бумажной массы, которое производилось вначале молотками в ручных ступах, затем в ножных толчеях. В 13-15 вв. появились механические толчеи. В конце 17 в. в Голландии бумажную массу стали измельчать ножами, насаженными на металлические валы (роллы), заключенные в чане.
Измельченную бумажную массу вместе с водой загружали в подогреваемые чаны, из которых ее затем черпали формой, состоящей из прямоугольной рамки с прикрепленной к ней сеткой из проволоки. После того, как лишняя вода стекала сквозь сетку, массу выкладывали на листы грубого сукна или войлока. Стопу листов войлока с бумажной массой пропускали через пресс для удаления остатков влаги. Затем листы проклеивали, сушили, обрабатывали молотами, лощили и упаковывали.
В 1799 француз П.Л. Робер предложил механизированный отлив бумаги на непрерывно движущейся бесконечной сетке, расположенной над черпальным чаном. Позднее появилась первая бумагоделательная машина, состоящая из следующих основных частей: сеточной, прессовой, сушильной, отделочной. Для получения отдельных высококачественных видов бумаги и бумаги специального назначения до сих пор применяется ручной отлив.
Сейчас, наиболее распространенный способ производства бумаги — «мокрый», который базируется, как правило, на использовании плоско- или двухсеточных бумагоделательных машин. Такая бумагоделательная машина состоит из сеточной, прессовой, сушильной частей, каландра (пресса, состоящего из 2-20 валов, между которыми пропускают бумагу) и наката (устройство для наматывания бумаги в рулон).
Сеточная часть имеет одну или две бесконечно движущиеся сетки, на которую (плоскосеточные машины) или в зазор между которыми (двухсеточные машины) непрерывным потоком равномерно по всей ширине сеток поступает разбавленная водой бумажная масса.
При обезвоживании бумажной массы происходит формирование бумажного полотна, которое далее обезвоживается в прессовой части и окончательно высушивается в сушильной части машины. Прессовая часть состоит из нескольких 2-вальных (иногда 3-вальных) прессов, между валами которых (находясь на прессовом сукне) проходит бумажное полотно. При этом часть влаги из него отжимается.
Сушильная часть состоит из 2-ярусных батарей сушильных вращающихся цилиндров, обогреваемых изнутри паром. Сырое бумажное полотно, проходя между горячими поверхностями цилиндров и сушильным сукном каждой батареи, высушивается до влажности 5-7%. В конце сушильной части имеется холодильный цилиндр (иногда два) для охлаждения бумаги. Затем бумага проходит каландр, придающий ей машинную гладкость, и наматывается в рулон на накате.
Другой способ производства бумаги, ручной. При ручном производстве бумаги используются экологически более чистые методы, химической обработки сырья или нет совсем, или очень немного. Материалом может служить лен, хлопок, рис. Иногда делают имитацию бумаги из естественных материалов. Бумага, сделанная вручную, разумеется, заметно дороже бумаги массового производства.
Виды бумаги
Важнейшими показателями бумаги являются: масса бумаги, толщина, плотность, прочность, гладкость, пористость, белизна, непрозрачность, оттенок, стоимость и др. Листовая и рулонная бумага для печати выпускается с массой площади 40-250 г/м2.
Печатная бумага определяется мягкостью поверхности, которая должна легко деформироваться и плотно прижиматься к форме, хорошо впитывать печатную краску и не коробиться при увлажнении водой для печати офорта или литографии. Отсутствие сильно выраженной зернистости позволяет при минимальном давлении получить максимальный контакт листа с печатной формой. При рыхлой структуре печатная бумага должна сохранять прочность во влажном состоянии.
Повышенное содержание наполнителей (зольность) необходимо бумаге для высокой печати, т.к. повышенная пластичность позволяет снизить давление для хорошей пропечатки оттиска, а для глубокой печати — лучшего впитывания и снижения растекаемости жидкой краски на оттисках.
Белая пигментно-клеевая композиция наносится на поверхность мелованной бумаги для получения высокой гладкости и глянца, что необходимо в производстве рекламных и высококачественных иллюстрированных многокрасочных изданий. По содержанию наполнителей различают мало-, среднезольную, повышенной зольности и высокозольную бумагу.
Бумага машинной гладкости, имеющую матовую поверхность, применяют преимущественно для печатания текстовых или содержащих штриховые иллюстрации изданий, а каландрированную и высококаландрированную — для изданий, содержащих тоновые (растровые) иллюстрации.
Ниже приведены характеристики некоторых видов бумаг, применяемых в издательском деле и полиграфии:
1. Типографская (для высокой печати) — 50-70 г/м2, на основе древесной целлюлозы или с добавлением 20-75% древесной массы, белая, малоклееная, среднезольная или повышенной зольности, машинной гладкости, каландрированная или высококаландрированная. Предназначена для печати текстовой и иллюстрационно-текстовой продукции. Бумага с массой площади 40- 50 г/м2, чистоцеллюлозная или с небольшим добавлением древесной массы, повышенной зольности, малоклееная, каландрированная, с органической прозрачностью предназначена для печатания справочников и других книг с большим количеством текста.
2. Офсетная — 60-250 г/м2, чисто целлюлозная или с содержанием до 75% древесной массы, белая, клееная, с хорошей стойкостью поверхности к выщипыванию, низкой деформацией при увлажнении, машинной гладкости или каландрированная. Предназначена для печатания иллюстрационно-текстовых изданий и изобразительной продукции офсетным способом.
3. Для глубокой печати — белая 60-220 г/м2, чистоцеллюлозная, слабоклееная, высокозольная, обладающая ровной сомкнутой (мелкопористой) поверхностью, каландрированная. Предназначена для печатания иллюстрационно-текстовых изданий и изобразительной продукции.
4. Газетная — 45-49 г/м2, низкозольная, неклееная, машинной гладкости, в композиции преобладает древесная масса. Предназначена для печатания газет и приложений к ним, массовых брошюр способами высокой и офсетной печати.
5. Мелованная — с пигментированно-клеевым покровным слоем (мелованным), нанесенным на волокнистую чистоцеллюлозную или содержащую древесную массу бумагу — основу для получения микропористой и микрошероховатой поверхности. Различают одно- и двукратного мелования с одно- и двусторонним покрытием мелованным слоем. Предназначена для печатания одно- и многокрасочной изобразительной продукции, различных иллюстрационно-текстовых изданий способами высокой, офсетной и глубокой печати. Разновидность — тонкая мелованная бумага 60-70 г/м2, предназначена для издания массовой иллюстрационно-текстовой продукции способами офсетной и глубокой печати.
6. Обложечная — светопрочная, чистоцеллюлозная или с содержанием до 40% древесной массы, клееная, малозольная бумага с небольшой усадкой и скручиваемостью при одностороннем увлажнении, каландрированная и машинной гладкости. Предназначена для изготовления обложек (140-200 г/м2) и склейки переплетных крышек (80-120 г/м2).
7. Форзацная — клееная, среднезольная бумага 80-160 г/м2, чистоцеллюлозная, машинной гладкости или каландрированная, отличается повышенным сопротивлением излому, ограниченной скручиваемостью после одностороннего увлажнения. Предназначена для изготовления форзацев книг.
8. Картографическая — 85-160 г/м2, композиция на основе древесной целлюлозы и из хлопкового линта (отхода хлопкового производства), малозольная, клееная, машинной гладкости или каландрированная, прочная в сухом и влажном состоянии, повышенной белизны. Предназначена для печатания гидро-, топо-, географических и других карт и атласов офсетным способом.
9. Писчая — белая или цветная, 45-80 г/м2, чистоцеллюлозная (с добавлением целлюлозы из хлопкового линта) или содержащая небольшую часть древесной массы, клееная, машинной гладкости или каландрированная. Предназначена для изготовления бланков, унифицированных систем документации, бумажно-беловых изделий, бумаг потребительских форматов, школьных тетрадей и т.п.
10. Документная — на основе льнопеньковых и хлопковых волокон, малозольная, высококлееная, иногда с водяными знаками, долговечная, стойкая к механическим воздействиям. Предназначена для печатания денежных знаков, облигаций, банковских чеков и других документов.
12. Баритованная — белая или подцвеченная красителем толстая бумага с баритовым (из сернокислого бария) покровным слоем, нанесенным на чистоцеллюлозную, малозольную, высококлееную основу повышенной белизны для улучшения качества поверхности. Используется в качестве основы фотобумаги.
13. Ватманская (ватман) — белая чертежная высокосортная ручного отлива на основе механически обработанного тряпья (тряпичной полумассы) с поверхностной проклейкой. Отличается большим сопротивлением к истиранию и шероховатой поверхностью. Предназначена для чертежных работ, выполняемых карандашом, тушью и акварельными красками.
14. Веленевая — белая писчая высокосортная бумага. Используется для рисования миниатюр, пастельной живописи, графических работ, изданий улучшенного типа.
15. Верже — белая или цветная чистоцеллюлозная высокосортная с водяными знаками в виде близко расположенных узких полос, иногда пересеченных, под прямым углом к машинному направлению, редко расположенными полосами. Предназначена для изготовления подарочных изданий, а также форзацев и суперобложек книг.
16. Эстампная — бумага с ограниченной линейной и остаточной деформацией при увлажнении, предназначенная для печатания художественных гравюр.
17. Этикеточная — 45-120 г/м2, малоклееная или клееная, одно- или двусторонней гладкости, односторонне мелованная, с ограниченной поверхностной впитываемостью, линейной деформацией при увлажнении и скручиваемостью при одностороннем смачивании водой. Предназначена для печатания этикеток способами высокой и офсетной печати.
18. Крафт-бумага — особый вид оберточной бумаги на основе очень крепкой, так называемой, крафт-целлюлозы. Отличается высокой механической прочностью. Предназначена для обертки, упаковки.
Как следует выбирать бумагу для принтера?
Чтобы копировать или печатать с двух сторон листа, следует выбирать бумагу с гладкой поверхностью и высокой степенью разрешения; непрозрачную и способностью абсорбировать чернила. Повышенная белизна способствует более высокому качеству цветной печати. Жесткая бумага приятна на ощупь, а при печати и копировании обеспечивает лучший результат.
Правила обращения с бумагой
— Влажность и изменения температуры могут существенно повлиять на свойства бумаги. Если окружающий воздух намного влажнее бумаги, то бумажные волокна поглощают влагу и бумага набухает. Если воздух суше бумаги, то бумажные волокна высыхают и бумага сворачивается. Неподходящие климатические условия вызывают различные проблемы: бумага застревает в аппарате, плохо ложится тонер и т.д.
— Бумагу следует хранить при определенных условиях. Идеальная температура в помещении 18-22?С, относительная влажность 40-50%.
— Если температура на складе значительно отличается от температуры в типографии, то перед тем, как открыть новую пачку с бумагой, ей надо дать время для акклиматизации к условиям в типографии.
— Пачки лучше открывать по одной по мере необходимости.
— Пачки следует открывать осторожно, избегая порвать, заломить или каким-нибудь другим образом повредить листы.
— Старайтесь не оставлять листы бумаги в принтерах, факсах или других устройствах без защиты надолго. На качество бумаги влага и пыль влияют отрицательно.
— У снабженцев есть два предположения, каким образом вентилирование перед печатью влияет на бумагу: увеличивает или уменьшает статическую наэлектризованность бумаги. Если бумага застревает, то, как правило, вентилируют часть стапеля и смотрят, помогло ли это.
— На стапеле находится стрелка, которая указывает, какой стороной бумагу следует загружать в кассету. Независимо от рода печати вы найдете инструкцию, как волнистость листа свести к минимуму.
Существует множество видов бумаги, каждый из которых имеет свою сферу применения.
Из чего делают туалетную бумагу?
Из чего делают туалетную бумагу?
Сейчас туалетная бумага является неотъемлемым предметом гигиены, без которого многие из нас не представляют современной жизни. Посещая туалеты, пользуясь рулонами в бытовых целях, многие ли задумываются над способом получения этого санитарно-гигиенического средства? А, ведь, именно способ производства туалетной бумаги влияет не только на качество готового продукта, но и на окружающую среду. Каким образом?
3 способа производства туалетной бумаги
Все зависит от используемого в производстве сырья. И, конечно же, от вашего выбора. Итак, из чего же все-таки изготавливают туалетную бумагу?
1. Из древесины
Из переработанной свежей древесины, а если быть точнее, то из целлюлозы изготавливают туалетную бумагу высшего сорта. Из-за натуральной и экологически чистой основы, такой продукт отличается мягкостью, прочностью, высокой поглощающей способностью и ослепительным белоснежным цветом. Избалованные широким ассортиментом рулонов, многие из нас, невзирая на более высокую цену, отдают предпочтение именно белому сорту. Конечно, физические характеристики бумаги первичного производства всегда были лучше, чем продуктов из вторсырья, но не настолько, чтобы закрывать глаза на ежегодную вырубку порядка 10 тысяч гектаров лесного массива. И это только в России.
2. Из макулатуры
Туалетная бумага, так называемого, низкого сорта производится из утилизированных журналов, газет, книг, открыток и прочих бумажных продуктов. Полученные рулоны отличаются менее низкой прочностью, более шероховатой и грубой поверхностью, а так же характерным серым цветом, который многие покупатели сочли не красивым. Но продукты из вторсырья превосходно впитывают, хорошо растворяются и стоят в разы дешевле. Если оценивать здраво, то такое производство намного выгоднее и целесообразнее. К тому же, процесс переработки макулатуры более чистый и менее энергоемкий, чем варка целлюлозы. Такая туалетная бумага позволяет утилизировать порядка 50% макулатуры и спасти более 5 кубометров древесины.
3. Смешанное сырье
Этот вид туалетной бумаги изготавливается из смеси вторичного (макулатуры) и первичного (древесины) сырья. Такой способ позволяет удешевить производство, и при этом получать качественный продукт, соответствующий стандартам бумаги высшего сорта. Таким образом, готовые рулоны отличаются мягким рельефом, высокой поглощающей способностью и хорошей прочностью. При таких характеристиках готовой продукции, производство позволяет утилизировать макулатуру и экономить древесину.
Кроме того, при выборе туалетной бумаги стоит обращать внимание на состав используемых красителей и ароматизаторов. Во всем рулоне ароматизирована должна быть только втулка, а не сами листы. Цветные рисунки, как правило, наносятся с обратной стороны слоев, чтобы избегать прямого контакта с кожей.
Материал написан при помощи производителя туалетной бумаги — Фабрика бумаги
Крафт бумага. Виды и применение. Плюсы и минусы. Особенности
Крафт бумага – это специализированная оберточная грубая бумага, полученная из длинных волокон сульфатной целлюлозы. Она используется для изготовления строительных материалов, кроме этого из нее делают пакеты, мешки, обертки и коробки для различных товаров. Чаще всего она имеет плотность в пределах от 17 до 120 г/м².
Из чего делается крафт бумага
Это достаточно старый материал, который был изобретен в 1852 году. Несмотря на появление новых технологий обработки древесины для получения гладкой светлой бумаги, данное изделие по-прежнему пользуется огромным спросом, что обосновано его высокой прочностью. Для изготовления крафт-бумаги применяется особая длинноволокнистая целлюлоза. Для обеспечения гибкости она подвергается сульфатной варки. Бумага изготовляется из волокон древесины, благодаря чему отлично подходит для вторичной переработки.
Для производства бумаги применяются различные породы дерева. Стволы очищаются от кожуры, после чего перемалываются в мелкую щепу с помощью специального оборудования. Получаемое в результате сырье поддается варке с добавлением в смесь опилок солей натрия и каустической соды. Продолжительный нагрев, в сочетании с химическим воздействием с добавляемыми компонентами, делают опилки менее жесткими. В результате происходит их делигнификация, и в емкости остается подготовленная целлюлоза.
Применяемая технология обработки сырья вызывает изменение его цвета. Оно приобретает коричневый оттенок. Данный способ широко используется благодаря его дешевизне, кроме этого фактический отход при обработке древесины оказывается минимальным. Немаловажным элементом в производстве крафт бумаги является возможность повторного использования реактивов.
Подготовленная целлюлоза с помощью формовочной машины спрессовывается для получения длинных листов бумаги. Далее изделие высушивается и нарезается в необходимом формате. Крафт бумага производится в виде листов или рулонов. При включении в состав материала различных полимерных добавок, тот может становиться влагоустойчивым.
Процесс производства бумаги сопровождается получением и других полезных продуктов, таких как канифоль, применяемая для пайки, сульфатное мыло и сульфатный лигнин. Применение данного способа варки являются востребованным еще и по той причине, что технология имеет низкие требования к качеству исходного сырья. Благодаря этому возможно использование опилок из хвойных и лиственных деревьев. Также в производстве могут применяться древесные отходы, что существенно снижает фактические затраты на изготовление.
Технические преимущества и недостатки крафт бумаги
Материал выгодно выделяется на фоне других видов бумаги благодаря ряду достоинств:
- Высокая степень износостойкости.
- Низкий уровень впитывания влаги.
- Температурная устойчивость.
- Увеличенная прочность на разрыв.
В большинстве случаев крафт бумага имеет коричневый оттенок, поэтому не может использоваться в качестве материала для печати. Исключением является материал обработанный отбеливанием, имеющий белый или желтоватый цвет. На нем гораздо лучше просматривается нанесенное изображение. В отдельных случаях при использовании цветных красок возможна успешная печать на коричневой крафт бумаге
Для сложных изображений, наносимых с помощью обыкновенного черно-белого лазерного или струйного принтера, использование грубой коричневой бумаги нецелесообразно. Производится несколько разновидностей крафт бумаги из более коротких волокон, на которых распечатанное изображение смотрится немного лучше. Такие изделия обычно используются в рекламных целях, а также для изготовления меню ресторанов и кафе.
Несмотря на ряд достоинств, данный материал не является настолько универсальным, как другие разновидности бумаги. К примеру, крафт бумага плохо подходит для впитывания пролитой жидкости.
Использование крафт бумаги в качестве оберточного материала является экологически целесообразным. В пользу этого говорит высокая скорость ее разложения. Она биоразлогается в грунте примерно за 2-3 года, что в 50 раз быстрее, чем происходит растворение полиэтиленовых пакетов.
Сфера применения материала
Несмотря на грубость структуры, материал используется в десятках направлений. В первую очередь его применяют для упаковки различных грузов при их транспортировке. Подобная обертка хорошо защищает от промокания и повреждения, конечно в разумных пределах.
Помимо транспортировочного обертывания тяжелых грузов, бумага может применять и в других направлениях:
- Изготовление почтовых конвертов.
- Производства пакетов для выпечки и продуктов питания.
- Для хранения стерильных медицинских инструментов.
- Печати рекламных материалов.
- Производства пергамента для выпечки.
Хотя крафт бумага и смотрится грубо, но ее применение во многих случаях более чем целесообразно с эстетической точки зрения. Материал можно использовать для обертывания цветов, подарков. Из него делают пакеты, мешки.
Конечно, данный материал впитывает влагу, но не так быстро как салфетки или бумага для принтеров. При этом после высыхания она вполне нормально сохраняет свои рабочие характеристики, хотя на поверхности могут оставаться следы от жидкости. Это воздухопроницаемая бумага, поэтому используется в строительных целях для создания непроницаемой мембраны, останавливающей распространение пыли от подсыпки или утеплителя, но не препятствующая уравновешиванию влажности. Крафт бумага часто продается в строительных магазинах с целью применения при выполнении звукоизоляции. Конечно, она никак не понижает распространение звуковых волн, но может препятствовать проходу мелких частиц. С ее помощью создается непроницаемый барьер для изоляции базальтовый или минеральной ваты. Бумага приклеивается с помощью скотча, что позволяет полностью отделить теплоизоляцию и звукоизоляцию.
Крафт бумага широко применяется для изготовления мешков для хранения строительных смесей. Из нее делают упаковку для цемента, гипсовых штукатурок, шпаклевки, наливных полов. Она комбинируется с внутренней вставкой из полиэтиленовой пленки, что дает возможность обеспечить полную гидроизоляцию сухой строительной смеси. При этом внешняя оболочка из крафт-бумаги обеспечивает физическую целостность мешка, препятствует его разрыву при транспортировке.
Некоторые виды более плотной бумаги имеют консистенцию картона. Они могут использоваться для изготовления коробок и ящиков. Кроме этого из крафт бумаги делают гофрокартон, являющийся самым часто встречаемым упаковочным материалом для бытовой техники.
Также можно встретить бирки на одежде из крафт-бумаги, обложки альбомов для рисования, блокнотов или книг. Из нее делают почтовые конверты. Получаемые из бумаги изделия выглядят очень колоритно. При скручивании крафта осуществляется производство коричневого шпагата, которым связываются различные свертки при упаковке. Такой шнур не отличается высокой крепостью и износоустойчивостью, но используется при создании сувенирной продукции.
Похожие темы:
Калька (бумага) — Википедия
Калька (бумага) Прозрачная калька У этого термина существуют и другие значения, см. калька.Ка́лька (фр. calque, англ. tracing paper) — тонкая прозрачная бумага, применяемая при черчении, свето- и ручном копировании.
До эры компьютеризированного черчения калька применялась в конструировании и строительстве для совместного «сквозного» просмотра планов этажей или чертежей разных уровней механического устройства с целью проверки на совместимость разных листов проекта, вычерченных разными исполнителями. Калька — своего рода аналог множества «слоёв» в компьютеризированном черчении. На данное время производятся толстые виды кальки, способные пройти под валиками принтера или копира, не замявшись и не застряв. Такие разновидности применяются для распечатки чертежа стандартного узла или чертежа детали, и при поиске инженерного решения через наложение на основной чертёж.
Калька обычно изготавливается из сульфатной белёной целлюлозы с добавлением в некоторые её виды древесной массы, тряпичной и хлопковой полумассы без наполнителя или с небольшим его содержанием и хорошо проклеивается. Калька может также изготавливаться из уже готового пергамина. Приведём рецепт изготовления прозрачной бумаги из книги «1750 практических техно-химических рецептов» (5‑е изд., В. И. Губинский, стр. 22): «Гарвей, в Лондоне, обрабатывает бумагу олифою и, по удалению бензином излишка маслянистых частиц, промывает в хлорной ванне; затем, после высушивания, обрабатывает ещё раз перекисью водорода».
Высококачественная калька, применявшаяся для копирования чертежей тушью и для светокопирования, при изготовлении сильно увлажняется, каландрируется под высоким давлением валков и промасливается плёнкообразующими веществами. Именно высокой степенью спресованности относительно простой бумаги частично обеспечивается её прозрачность на просвет.
Основное свойство кальки — прозрачность. Существуют два способа его достижения:
Второй способ более эффективный, поскольку наряду с высокой прозрачностью позволяет добиться высокой прочности, но и более дорогой. Возможно также комбинирование двух способов. Именно по этому пути пошла часть современных отечественных производителей, что и позволило получить высококачественный продукт при сохранении приемлемой цены.
- карандашная матовая, рельефная без глянцевой стороны — представляет собой именно прозрачную некаландрированную бумагу, пригодна для черчения и копирования карандашом на обеих сторонах — сейчас применяется как худ.материал для копирования или параллельного эскизирования, методом наложения и прорисовывания поверх исходника.
- тушевая с глянцем, бумажная основа с полуглянцевым блеском одной стороны — более тонкая и ранимая, намного тоньше и механически слабее карандашной кальки, часто рвется в подмокшем виде на мокрой линии, под тушь пригодны обе стороны, карандаш ложится только на матовую сторону — чертили тушью на глянцевой стороне, глянец как мера против провала пигмента в глубину волокон, и падения контраста линии.
- лавсановая с глянцем пленочная, где глянцевая сторона несущая прозрачная плёночная основа (лавсан, целлулоид или винил), заметно более толстая и прочная чем оба вида бумажной, а тонкое шероховатое матовое покрытие для черчения, нанесено на саму плёнку — пригодная для черчения только одна сторона, менее абразивна для скользящего металлического инструмента чем карандашная калька.
Износ чертежного инструмента на кальке[править | править код]
Поверхность двусторонней матовой кальки более абразивная, чем у обычной чертёжной или офисной бумаги. Это сильно ускоряет износ инструмента без шарика, работающего по принципу прямого скольжения метала по бумаге, например, металлических перьев и перьевых ручек, рапидографов изографов и рейсфедеров.
При отсутствии под рукой абразивного бруска матовая калька используется как шлифовальный материал для доводки фабричных каллиграфических перьев до приемлемой гладкости скольжения (снятия фаски с контактной зоны) и закругления внешних углов пера, царапающих бумагу. Карандашная матовая калька времён СССР настолько абразивная, что может использоваться как подручный шлифовальный материал не только для мягких металлов, вроде меди и латуни, но для стали и даже стекла.
Крайне акуратно или очень редко, используйте на карандашной кальке инструменты прямого трения, вроде пера-макалки, рейсфедора, рапитографа и изографа — последние часто стачивались всего за 1 год работы на карандашной кальке, хотя при работе по ватману спокойно переживали 6 лет и более износа. Рейсфедер стачивался ещё быстрее, за месяц работы до образования вполне заметного плоского пенька-торца, вместо исходного закругленного кончика.
Попутно с некоторыми испытаниями, была проведена проверка карандашной кальки на абразивность — ранее матированное крупными абразивами стекло, было обработано пастой ГОИ №3 (оксид хрома, размер зерна 8-17 мкм), поверх, была проведена шлифовка матовой карандашной калькой изготовленной в СССР в 1980-е годы — результат полное исчезновение блеска и глянца заявленного для данного номера пасты, одновременно явное улучшение скольжения. При последующей, контрольной проверочной полировке пастой ГОИ глянец вернулся, но поверхность стекла стала менее скользкой к пластмассам и тефлону, чем после предыдущей полировки матовой калькой.
Второй образец стекла матированный крупными абразивами, был обработан пастой ГОИ №3 (оксид хрома, размер зерна 8-17 мкм), и дополнительно финишной шлифовальной бумагой с абразивом промаркированным как J3000 grit JIS (карбид кремния, размер зерна 4-5 мкм). Поверху, была проведена шлифовка матовой карандашной калькой 1980-х годов — стекло потеряло любые намёки глянца, появившиеся после шлифования абразивом J3000 grit, стало более шершавым, также весьма заметно ухудшилось скольжение по стеклу тефлоновой пластины, наклеенной на мерное оборудование-гирьку весом 145-150 грамм.
Итого, ориентировочная оценка абразивности карандашной кальки лежит между 8 мкм и 4 мкм, если переводить на европейскую систему FEPA grit, то субъективно соответствует шлифовальной бумаге от p3000 до более похожей p5000 FEPA, размер зерна 7 и 5 мкм — с важной поправкой, очень быстрый износ истирание активных «зерен» на поверхности кальки, как следствие, крайне малый объём снимаемого материала одним участком кальки.
Substance | Плотность | Влажность | Шероховатость | Прозрачность | Tensile strength (mD) | Surface Alkali pH |
---|---|---|---|---|---|---|
ISO 536 | ISO 287 | ISO 8791-2 | ISO 2469 | ISO 1974 | ISO 6588 | |
г/м² | кг/м³ | % | мл/мин | % | мН | pH |
42 | 1,200÷1,235 | 7 | 100-300 | 79+/-5 | 220-440 | 6-7 |
53 | 1,200÷1,235 | 7 | 100-300 | 77+/-5 | 220-440 | 6-7 |
63 | 1,220÷1,250 | 7 | 100-300 | 75+/-5 | 220-440 | 6-7 |
73 | 1,220÷1,250 | 7.5 | 100-300 | 75+/-5 | 220-440 | 6-7 |
83 | 1,220÷1,250 | 7.5 | 100-300 | 75+/-5 | 220-440 | 6-7 |
93 | 1,220÷1,250 | 7.5 | 100-300 | 75+/-5 | 220-440 | 6-7 |
100 | 1,220÷1,250 | 7.5 | 100-300 | 75+/-5 | 220-440 | 6-7 |
112 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 73+/-5 | 220-440 | 6-7 |
130 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 69+/-5 | 220-440 | 6-7 |
150 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 65+/-5 | 220-440 | 6-7 |
160 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 61+/-5 | 220-440 | 6-7 |
170 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 59+/-5 | 220-440 | 6-7 |
190 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 55+/-5 | 220-440 | 6-7 |
200 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 53+/-5 | 220-440 | 6-7 |
240 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 47+/-5 | 220-440 | 6-7 |
280 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 45+/-5 | 220-440 | 6-7 |
Пергаментная бумага — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
пергаментная бумага в рулонеПергаментная бумага — особый вид плотной бумаги, не пропускающей влаги и жиров.
Изготавливается из пористой фильтровальной бумаги. Фильтровальная бумага обрабатывается 50 % раствором серной кислоты, при этом часть целлюлозы разрушается и закупоривает поры. Полученную бумагу принудительно сушат.
В настоящее время[когда?] пергаментная бумага используется в основном для упаковки пищевых продуктов: кулинарных изделий, бутербродов, готовых блюд из мяса, рыбы и др. Ей также застилаются металлические листы с бортами для залива жидкого бисквитного теста, для его дальнейшего лёгкого вынимания из формы (так как иначе, из-за наличия большого количества яиц в тесте, при выпекании образуется крепкая связка хрупкого и тонкого листа бисквита с формой). Также она применяется в фармакологии и технике как упаковочный материал.