Инструменты для работы с деревом доклад для школьников: ручные и электрические устройства, применяемые в домашних условиях – обзор и советы по выбору

План-конспект занятия (5 класс) на тему: «Инструменты и приспособления для работы с древесиной».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

План-конспект занятия

по теме:  «Инструменты и приспособления

для работы с древесиной».

                                                               

                                                       

                                                                     

                                                                     Участники:

воспитанники объединения «Художественная обработка дерева »

1 год обучения, 11-13 лет

Автор: педагог дополнительного образования

            Анисович Юрий Юрьевич

ст. Кавказская  2015 г.

Цель: Ознакомление детей с особенностями основных инструментов и приспособлений  для работы с древесиной.

Задачи:

Обучающие:

  • знакомство с особенностями основных инструментов и приспособлений для работы с древесиной.
  • Обучение  определять   основные инструменты по признакам и свойствам, присущим каждому из них.

Развивающие:

  • развитие эстетического восприятия, познавательной активности, творческих способностей.

Воспитывающие:

  • воспитание любви  к  труду и народному творчеству.

Участники: воспитанники объединения «Художественная обработка дерева » 1 год обучения,

11-13 лет.

Материалы и оборудование

  1. Основные инструменты и приспособления для работы с древесиной.
  2. Плакаты, таблицы, иллюстрации с изучающимися материалами.
  3. Мультимедиа. Презентация по теме занятия.

Музыкальный ряд:  ритмичная мелодия.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Повторение пройденного материала -1 мин.

3.Основная часть – 23 мин.

  • Теория по теме: «Классификация инструментов и приспособлений для работы с древесиной» с использованием мультимедийной презентации;
  • Работа малых групп исследователей
  • Физ. минутка « Поиграем».

4. Исследовательская работа: изучение основных свойств и назначения инструментов и приспособлений для работы с древесиной –15 мин.

5. Физ. минутка «Сделаем зарядку»- 1 мин.

6. Игра «Угадай, что за инструмент» — 3 мин.

7. Итог занятия – 1 мин.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Здравствуйте, ребята! Вы готовы приступить к занятию? Тему  занятия попробуйте определить сами. (Педагог загадывает загадки).

Отгадайте загадки:  Сам худ, а голова с пуд.            

                                                      (Молоток).

                                    Я по лысине бегу-

                                    Кудри с лысины стригу.

                                                       (Рубанок).

                                     У конька, у горбунка

                                     Деревянные бока.

                                      У него из-под копыт

                                     Стружка белая летит.

                                                        (Рубанок).

                                   У них всегда тяжелый труд:

                                    Все что-то жмут, все что-то жмут.

                                                        (Тиски).

                                    Зубами дерево грызет

                                    И песню звонкую поет:

                                    «Жила-была, жила-была

                                    На свете острая …» (Пила).

 Молодцы, ребята! Вы правильно догадались. Сегодня мы познакомимся с  особенностями основных инструментов и приспособлений для работы с древесиной.

 Предлагаю сначала проявить смекалку,  давайте вспомним пройденный материал:

 — Любое изделие можно описать словами, однако этого недостаточно, чтобы его изготовить, что для этого необходимо? (Необходимо иметь технический рисунок, эскиз или чертеж изделия с указанием всех необходимых размеров и материалов, из которых его нужно изготовить).

— Как называется изображение будущего изделия? (Изображения будущего изделия  называются графической документацией).

 — Что такое технический рисунок? (Технический рисунок – это объемное изображение предмета, выполненное от руки с указанием размера и материала).

 — Что называют эскизом? (Эскиз – это плоское изображение детали от руки с указанием размеров).

 — Что называется чертежом? (Чертежом называют изображение изделия, начерченное с помощью чертежных инструментов с указанием его размеров, наименования, масштаба и материала).

— Что такое деталировка изделия?  (Если изображены все необходимые для изготовления изделия детали, то такой вид изображения называют деталировкой изделия).

Молодцы! Перейдем к нашей сегодняшней теме.

Начинающему любителю художественного выпиливания  необходимо разбираться в основных инструментах и приспособлениях для работы с древесиной. Как вы уже знаете,  к ним относятся:

  • Металлический лобзик;
  • Тонкое шило с ручкой;
  • Небольшие напильники;
  • Молоток, плоскогубцы;
  • Упорная дощечка;
  • Деревянный брусок;
  • Нож;
  • Циркуль;
  • Линейка, карандаш.

Классификация инструментов и приспособлений для работы с древесиной  с использованием мультимедийной презентации.

1)Основные инструменты и приспособления:

Ручной лобзик – очень простой по конструкции инструмент. Рама лобзика имеет форму буквы «П». Может быть как металлической, так и деревянной.

Пилки для выпиливания различаются по своей толщине и по высоте зубчиков. Для начала достаточно иметь два сорта пилок: с мелкими и более крупными зубчиками.

Отверстие в фанере для продевания петли начинающим можно потыкать шилом, купленным в магазине. В дальнейшем для выполнения тонких ажурных работ понадобиться не одно, а несколько шил с диаметром иглы от 1-3 мм. Дрель необходима при просверливании отверстий для установки пилочки лобзика во внутренний контур.

Из ножей можно вполне использовать сапожный, хорошо отточенный на бруске и заправленный на оселке или легко на зернистом бруске.

Для этих же целей, а также для выравнивания и исправления прорезей в фанере понадобятся и надфили или напильники с мелкой насечкой имеющие профили самой разной формы.

Контур орнамента выпиливают на специальном станочке, который легко сделать самому из фанеры толщиной 10 мм, или дощечки из древесины твердой породы.

Съемный станочек прикрепляется к столешнице при помощи струбцины.

2)Инструменты и приспособления для распиловки:

Лучковая пила применяется для раскроя ценной породы на тонкие дощечки.

Для распиловки капов применяется ножовка с широким полотном.

Выкрутная пила – основной инструмент в пропильной резьбе по дереву.

Для удобства распиливания используют стусло – прямоугольный желоб из достаточно толстых досок, в бортах которого сделаны пропилы для движения полотна пилы.

3) Инструменты для первичной обработки древесины.

Рубанок применяется для обработки каркасов, различных стоек сравнительно больших изделий, а также для первичной обработки кромок поверхности (для так называемого торцевания), на которой наклеен выпиленный орнамент.

Для обработки поверхности изделий в трудно доступных местах, срезания выступающих частей шипов и раскроя фанеры можно пользоваться ножами и стамесками.

При  подготовке поверхности изделия удаляют мельчайшие неровности. Для этого их циклюют с помощью цикли.

4) Приспособления для шлифования.

При шлифовании выровненных поверхностей шлифовальной шкуркой необходимо пользоваться не хитрым приспособлением – колодкой. Шлифование можно механизировать, использовать электродрель со специальными насадками или  шлифовальную машинку.

Струбцины необходимы при склеивании, облицовывании и сборке деталей.

5) Измерительные и разметочные инструменты.

Чтобы из ваших рук вышло изделие высокого качества необходимо постоянно контролировать размеры выпиливаемых деталей и правильно переносить контуры деталей на материал, а самое главное следить за правильным выполнением соединений. Для этого нам необходим минимальный набор измерительных инструментов. Большинство деталей имеют прямоугольную форму. Для проверки ее правильности применяем деревянный угольник.

Надежный и удобный измерительный инструмент – металлическая линейка длиной -30-50см.

Ею очень часто придется пользоваться: при переводе контуров деталей на материал и при контроле размеров деталей и при облицовочных работах для разделывания шпона по линейке.

Циркуль – это инструмент, при помощи которого можно выполнить измерения радиуса, длины, диаметра окружности и при помощи него выполнить эти операции.

6) Затачивающие инструменты.

Заточку инструмента производят на заточных станках, выдерживая правильный угол заточки. Заточенный инструмент доводят при помощи наводки на мелком камне. После этих операций инструмент готов к работе на материале.

А сейчас отдохнем.

Физ. минутка « Поиграем».

Раз, два, три, четыре, пять                         Ветер дует сильный, сильный,

Все мы встали поиграть.                                 И качается сосна

Ручками похлопаем,                                         Нам зарядка помогает

Ножками потопаем                                        Быть здоровыми всегда

И попрыгаем скорей.                                 А теперь мы ручейки –

Чтобы стало веселей.                                 Друг за другом потекли.

Становитесь все опять

Будем в солнышко играть.

Мы – веселые лучи,

Мы резвы и горячи.

А сейчас мы потянулись

И за парты вновь вернулись!

Исследовательская работа: классификация инструментов и приспособлений для работы с древесиной  с использованием таблицы.

 Проведем небольшое исследование. Сейчас вы рассмотрите инструменты и приспособления, находящиеся на столах, потрогайте, пощупайте, сравните, сформируйте в группы, то есть классифицируйте. Рассмотрим инструменты и приспособления  на таблице:

По итогам исследования педагог задает вопросы.

По каким признакам  делились инструменты и приспособления? (Делились инструменты и приспособления по их назначению). 

Какие основные инструменты и приспособления используют для выпиливания? (Основные инструменты и приспособления: Ручной лобзик, пилки для выпиливания, шило, нож,  надфили или напильники с мелкой насечкой,  специальный  станочек,  струбцины).

Физ. минутка «Сделаем зарядку»

Ребята, вижу вы устали?

Тогда скорее дружно встали

Зарядку сделаем сейчас…

Поднимите руки вверх

К солнцу, звездам, выше всех!

А теперь перед собой,

Скрещивай одной, другой!

Руки все на пояс ставим

И наклоны начинаем

Влево — вправо, сели — встали,

Вы надеюсь, все размялись

За работу снова взялись.

Рассаживайтесь по местам.

Игра: «Отгадай,  что за инструмент?»

Ребята, отгадывая загадку,  показывают соответствующую иллюстрацию.

Грызрь дрова – простое дело!

Я опилочек поела,

Сок древесный попила!

Кто такая я?  (Пила).

Сговорились две ноги

Делать дуги и круги. (Циркуль).

У конька, у горбунка

Деревянные бока.

У него из-под копыт

Стружка белая летит.

(Рубанок)

(проводится игра)

Итог занятия.

Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итог нашей работе. Мы много полезного и интересного узнали: Начинающему любителю художественного выпиливания  необходимо разбираться в основных инструментах и приспособлениях для работы с древесиной.

Перечислите их.

  • Металлический лобзик;
  • Тонкое шило с ручкой;
  • Небольшие напильники;
  • Молоток, плоскогубцы;
  • Упорная дощечка;
  • Деревянный брусок;
  • Нож;
  • Циркуль;
  • Линейка, карандаш.

Спасибо вам, ребята, за работу. Убираем рабочие места, наводим порядок. Занятие закончено, до следующей встречи! До свидания!


Доклад на тему: «Столярные и плотницкие инструменты».

Столярные и плотницкие инструменты

hello_html_m41ae2b87.jpg

Имея в наличии даже самую качественную древесину, нельзя без столярных инструментов превратить ее в какую-либо заготовку или предмет. В этом деле помогут знакомые всем вещи: клещи, долото, отвертки, гвоздодер, топор, молоток и гаечный ключ. Для столяра, имеющего большой навык работ, вышеуказанного перечня может и достаточно, но с приобретением новых знаний начинающему специалисту наверняка понадобятся еще и другие инструменты.

Молодому мастеру могут понадобиться: напильники и надфили с разной насечкой, разные типы наждачной бумаги, электрическая дрель со шлифовальным диском и набором сверл, ножовка по дереву и металлу, лобзик, нож-косяк и стамески.

Основную часть ручных инструментов столяра можно заменить механическими. Последние работают от электротока и не требуют при работе больших усилий. Но есть список инструментов, которые годятся только для ручной работы. К ним можно отнести: дрели, напильники, зажимы, отвертки, добойники, клещи, ножи, долото, стамески, рубанки, топоры, ножовки и молотки.

Список инструментов и их назначение

Незаменимый для столяра или плотника инструмент — молоток. Данный инструмент можно купить в любом торговом центре. Его ручка изготавливается из дерева акаций, кизила или груш — прочных и недорогих сортов деревьев. Ударная часть молотка производится из стали. Одна ее сторона имеет круглую, квадратную и прямоугольную плоскость, а вторая может быть заостренной или выполнять функции гвоздодера.

hello_html_60fa305c.jpg

Для склеивания различных частей дерева и для других операций плотника используется деревянный молоток – «киянка». Верный спутник данного инструмента – это долото. Последнее, как правило, имеет деревянную ручку, поэтому для ударов по нему обычный железный молоток не подойдет, так как во время работы ручка долото просто-напросто треснет.

Еще один инструмент столяра – это плотнический молоток. Главное отличие такого инструмента – это раздвоенная сторона одного из концов, которая используется для вытаскивания гвоздей.

hello_html_49931072.png

Не менее важен для столяра топор. Вариантов этого инструмента имеется несколько. Есть топоры, заточенные с одной стороны. Они предназначены для обтески древесины. Имеются инструменты, которые заточены с двух сторон. Они более распространены, так как способны не только тесать, но и кубковать. Третий вид топора – колун. Он применяется для заготовки дров. Благодаря увеличенному весу и тупому острию он способен справиться даже с мокрыми пнями.

Топоры, заточенные с двух сторон, разделяются на остроугловые и тупоугловые. Первые обладают топорищем имеющим угол менее девяноста градусов. Эти инструменты прекрасно походят для предварительной обработки дерева – снятия сучков и коры. Тупоугловые, наоборот, имеют топорище с углом около ста градусов. Они годятся для более грубых работ, например, для строительства сруба.

В работе плотника также незаменима ножовка. Ножовки бывают несколько типов. Разновидности инструмента отличаются толщиной полотна и шириной разводки зубьев. От этих параметров зависит то, насколько хорошее будет качество среза. В зависимости от особенностей конструкции ножовки можно выделить несколько типов инструмента.

hello_html_3a5ababf.png

У столяров популярны ножовки с частыми и мелкими зубцами. Плотнику для работы больше подойдет инструмент с редкими и крупными зубцами. Ножовки, оснащенные широкими зубцами, используются для распилки дерева поперек волокон. Такие инструменты имеют зубья, заточенные под 45° и разведенные по сторонам на один миллиметр.

Ножовки узкие как нельзя лучше подходят для распила тонких досок криволинейных деталей и древесностружечных плит. Развод зубьев и способ заточки таких инструментовтакой же, как и для больших ножовок. Также в арсенале столяров имеются ножовки с обухом. На их полотне по все длине имеется дощечка. Такие ножовки предназначены для дополнительной подгонки соединений и выпиливания мелких деталей. Минус такого инструмента – это не способность удерживания направления распила.

Доклад на тему «Резьба по дереву»

«Резьба по дереву»

Учитель по технологии: Касымов Е.С.

Воскресеновская СШ

Резьба по дереву – древний вид народного декоративного искусства. В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его пластических свойств, красоты его текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров. Высокий уровень исполнительского мастерства, образная выразительность резных деревянных изделий всегда соединялось с их утилитарным назначением.

Моя цель познакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные практические композиции. Я предусматриваю последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся 7,8,9 классов, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала. Учащиеся знакомятся со всеми основными традиционными видами художественной резьбы по дереву, и должны получить знания по технологии изготовления резных изделий из дерева и их отделке, знакомятся с правилами безопасности при работе с режущими инструментами.

Важным этапом на пути создания самостоятельных композиции является копирование образцов народной резьбы по дереву. Копирование позволяет понять и усвоить не только разные виды и технику, но и типовые композиции резьбы по дереву. Зарисовки созданные во время копирования произведений, должны рассматриваться как ценный методический фонд, на основн которого учениками разпабатываются собственные творческие композиции.

После окончания курса обучения учащиеся должны знать:

  • о народных художественных промыслах;

  • об истории возникновения и развития художественной резьбы по дереву;

  • о характерных особенностях художественной резьбы по дереву;

  • о полном процессе изготовления резных художественных изделиях;

  • правила безопасности при обработке художественных изделий.

Учащиеся должны уметь:

  • делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства;

  • самостоятельно разрабатывать несложные композиции резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;

  • владеть инструментом для резьбы по дереву;

  • выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий.

На первом году обучения ученики должны ознакомиться с художественно-техническими приёмами геометрической резьбы, с измерительными инструментами резчика по дереву, подготовка инструмента к работе. Понять что такое древесина и её свойства. Учащийся обязанзнать природную структуру древесины. Расположение и характер рисунка волокон древесины при резьбе подереву. Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твёрдости, её влажность и сушку. Выбора инструмента для различных видов резьбы. Освоения учащимися навыков заточки и првки инструментов. при этом не забывая про технику безопасности при заточке и правке инструментов для резьбы.

Затем изучить основные виды геометрической резьбы, приёмы их выполнения. Простейшие композиции.создание несложныхизделий в технике трёхгранно-выемчатой резьбы, которыу относятся к основным видам геометрической резьбы. Выполнение узоров «змейка», «витейка», «бусы», «ёлочка», «околышек», «чешуйка», «шишка», «лесенки», «кубики». Приёмы резьбы равнобедренных треугольников. Узор «трёхстороннее сияние со срезкой», узор «розетка с сиянием». Выполнять резьбу несложного изделия в технике контурной или скобчатой резьбы. Копирование неложных типовых композиций.понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра, равновесие). Выполнение композиций в материале и отделка.

На втором году обучения изучить и освоить плоскорельефную резьбу по дереву. При создании вариантов плоскорельефной резьбы на типовой форме выполнять художественно-технические приёмы плоскорельефной резьбы, художественные центры плоскорельефной резьбы.Исторический обзор развития промыслов плоскореьефной резьбы по дереву. Копирование образцов плоскорельефной резьбына бумаге. Разработка эскизов композиций плоскорельефной резьбы резьбы для изделий различного ассортимента: декоративное панно, блюда, коробочки, шкатулки. Разработка эскизоврезьбы для конкретной формы. Связь и форма декора.

На третьем году обучения изучить особенности глухой, накладной, и ажурной резьбы по дереву. Создавать варианты традиционной формы токарных изделий. Исторический обзор художественных центров глухой, накладной, и ажурной резьбы. Копирование орнаментов глухой, накладной, и ажурной резьбы.Устройство токарного станка по дереву. Подготовка древесины.техника безопасности при работе на станке. Ознакомить с техническими приёмами изготовления токарных изделий и выполнение в материале.

Зарисовка традиционных форм токарных изделий. Научить учащихся созданию эскизов вариантов токарных изделий. Выполнение в материале и отделке токарных изделий.

Презентация к уроку по технологии (5 класс) на тему: Презентация «Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины», 5 класс

Слайд 1

Технология Тема урока: Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины. 5 класс

Слайд 2

Рабочее место для ручной обработки древесины Рабочим местом для ручной обработки древесины в учебных мастерских является столярный верстак и стул. Верстак — это стол, имеющий крышку 1 с задним 4 и передним 7 зажимами, которые служат для закрепления заготовок из древесины при их обработке. Длинную заготовку, закрепляемую горизонтально в переднем зажиме, для удобства размещают на выдвижной опоре 6 . В крышке верстака есть отверстия (гнёзда) 2 прямоугольной формы, в которые устанавливают деревянные брусочки, имеющие форму клина (клинья), а также углубление — лоток 3 , предназначенный для размещения различных инструментов.

Слайд 3

Столярный верстак 1 — крышка 2 — отверстия для клиньев 3 — лоток 4 — задний зажим 5 — подверстачье 6 — выдвижная опора 7 — передний зажим

Слайд 4

Закрепление заготовки на верстаке Заготовку 2 для обработки на верстаке закрепляют между клиньями так, как показано на рисунке. Один торец заготовки упирают в клин стола 1 , а другой, вращая рукоятку 3 по часовой стрелке, поджимают клином заднего зажима 4 .

Слайд 5

Соответствие верстака росту работающего Перед началом работы необходимо проверить, соответствует ли верстак твоему росту. Для этого встань рядом с верстаком, опусти руки вниз и положи ладонь одной руки на крышку верстака. Если при этом не приходится сгибать руку или наклоняться, значит, верстак соответствует твоему росту.

Слайд 6

Основные инструменты обработки древесины а – рубанок; б – молоток; в – напильник; г – киянка; д – ножовка; е – свёрла; ж – стамеска; з — шило

Слайд 7

Профессия столярного производства Основная профессия столярного производства это столяр . Столяр с помощью столярных инструментов выполняет разметку, пиление, строгание, сверление, сборку, зачистку и отделку разнообразных изделий из древесины: дверей, оконных рам, мебели и др. Затачивание и наладка дереворежущих инструментов также относится к столярным работам. Современный столяр в своём труде широко применяет механические и электрические пилы, рубанки, дрели, шлифовальные машинки.

Слайд 8

Правила безопасной работы 1. Не повреждать крышку верстака режущим инструментом. 2. Чтобы детали зажимов при закреплении заготовок не сломались, не прикладывать излишних усилий к рукояткам зажимов. 3. Забивать клинья в гнёзда и выбивать их можно только киянкой. 4. По окончании работы удалять стружку с крышки верстака только специальной щёткой-смёткой.

Слайд 9

Практическая работа 1. Ознакомься со столярным верстаком в учебной мастерской, найди зажимы, гнёзда, лоток. 2. Определи, соответствует ли верстак твоему росту. 3. Закрепи заготовку с помощью заднего зажима, как показано на рисунке. Сделай рисунок верстака в тетради и обозначь основные его элементы Самостоятельно оцени результат работы.

Слайд 10

Закрепление знаний по теме Вопросы: 1. Назови основные части столярного верстака. Для какой цели в крышке верстака имеется несколько отверстий (гнёзд)? Каково назначение выдвижной опоры верстака? 4. Какие инструменты для обработки древесины ты знаешь?

Инструкция по технике безопасности для учащихся при ручной обработке древесины

Инструкция

по технике безопасности для учащихся при ручной обработке древесины

Опасности в работе

1. Травмирование рук при работе неисправным инструментом.

2. Травмирование рук при запиливании без применения приспособлений.

До начала работы

1. Наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками или халат) и головной убор (берет или косынку). Тщательно подберите волосы и заправьте концы косынки.

2. Проверьте наличие инвентаря (сиденье, щетка-смет­ка, совок), исправность верстака (зажимные коробки, упор для пиления, зажимные клинья, приспособления для чер­тежа).

3. Разложите на верстаке инструменты индивидуального пользования в порядке, установленном учителем. Удалите с верстака все лишнее.

Во время работы

1. Надежно закрепите обрабатываемый материал (дре­весину) в зажимах верстака.

2. Пользуйтесь только исправным, хорошо налаженным и наточенным инструментом. Используйте инструмент только по назначению.

3. Работайте лучковой пилой только после того, как убе­дитесь, что полотно хорошо разведено и надежно закрепле­но в шаровках, шнур обеспечивает необходимое его натя­жение.

4. Работайте строгальными инструментами, имеющими исправные рожок (шерхебель, рубанок, фуганок) или вы­веску (зензубель, калевка, галтель) и округлую и гладкую заднюю часть колодки. Расщепленные части стругов немед­ленно заменяйте. Ручки инструментов должны быть удоб­ными для работы.

5. Технологические операции (пиление, обтесывание, долб­ление, сверление, соединение деталей) выполняйте на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры, подкладные доски.

6. Не допускайте захламленности верстака отходами, стружками. Своевременно возвращайте учителю инстру­мент общего пользования.

7. Не отвлекайтесь во время работы, следите за правиль­ными приемами работы.

8. Приготавливайте и разогревайте клей только под на­блюдением учителя в изолированном от мастерской и хоро­шо вентилируемом помещении.

9. Не пользуйтесь в деревообрабатывающей мастерской открытым огнем и электрообогревателями.

10. Применяйте при запиливании направитель для опоры полотна инструмента.

11. Очищайте струги (рубанок, шерхебель, фуганок) от стружек деревянными клиньями.

12. В случае порчи инструмента во время работы немед­ленно замените его.

После окончания работы

1. Остатки материалов, незаконченные изделия сдайте дежурному или учителю.

2. Проверьте состояние инструментов и положите их в порядке, установленном учителем.

3. Уберите свое рабочее место, пользуясь щеткой-сметкой. Не сдувайте стружку ртом и не сметайте ее рукой.

4. Проверьте наличие и состояние клиньев на верста­ке, зажимные коробки (заднюю и переднюю) завинтите до установленного зазора (не более 2-5 мм).

5. Приведите себя в порядок.

6. Выходите из мастерской только с разрешения учителя.

Учитель трудового обучения ______________________

Научный проект «Секреты мастерства работы с деревом»

Карагандинская область Бухар – жырауский район  учитель трудового обучения  Дюсеков Оскар Жанбырбаевич

Карагандинская область

Бухар – жырауский район учитель трудового обучения Дюсеков Оскар Жанбырбаевич

Секция:  ЕМЦ Учащийся 7 “Б” класса: Чернявский Денис Научный руководитель: Дюсеков Оскар Жанбырбаевич

Секция: ЕМЦ

Учащийся 7 “Б” класса:

Чернявский Денис

Научный руководитель:

Дюсеков Оскар Жанбырбаевич

Название проекта:    ” Секреты мастерства работы с деревом ”

Название проекта: Секреты мастерства работы с деревом

1. Основной блок   1.1. История столярного мастерства  1.2. Обработка дерева 2. Исследовательский блок  2.1.  Виды и свойства древесины  2. 2. Исследование и развитие идеи 3.Итог 4.Использованная литература

1. Основной блок

1.1. История столярного мастерства

1.2. Обработка дерева

2. Исследовательский блок

2.1. Виды и свойства древесины

2. 2. Исследование и развитие идеи

3.Итог

4.Использованная литература

Введение  Гипотеза :   Мы используем древесину в быту , но не знаем о его полезных свойствах и особенностях.  Сегодня мы будем говорить об этом в нашем проекте.  Цели:  Изучение видов, свойств и особенностей древесины.  Задачи :  1. Знакомство с научными трудами, книгами о видах и  особенностях дерева  2.Совершенствование своих возможностей в области  проектной деятельности.  3.Разработка и выполнение творческого проекта.  4.Оценка проделанной работы.   Объект: дерево  Предмет: трудовое обучение  Прогноз : если бы мы изучали историю древесины, то узнали бы большие секреты о пользе дерева.  Ожидаемый результат: в результате поиска мы узнаем о полезных свойствах дерева здоровью человека.  

Введение

Гипотеза :

Мы используем древесину в быту , но не знаем о его полезных свойствах и особенностях.

Сегодня мы будем говорить об этом в нашем проекте.

Цели:

Изучение видов, свойств и особенностей древесины.

Задачи :

1. Знакомство с научными трудами, книгами о видах и

особенностях дерева

2.Совершенствование своих возможностей в области

проектной деятельности.

3.Разработка и выполнение творческого проекта.

4.Оценка проделанной работы.

 

Объект: дерево

Предмет: трудовое обучение

Прогноз : если бы мы изучали историю древесины, то узнали бы большие секреты о пользе дерева.

Ожидаемый результат: в результате поиска мы узнаем о полезных свойствах дерева здоровью человека.

 

В летние каникулы, я часто бываю в гостях у своей бабушки . Все вместе выезжаем на дачу, отдыхаем, загораем, рыбачим, помогаем в обработке участка. Дачный домик очень уютный, красивый. И вот, я обратил внимание на мебель, находящуюся в доме. Простые лавочки, стол, шкаф - вот весь интерьер комнаты. У меня появилась идея сделать интерьер дома, более уютным, красивым. И решил сделать вместе с нашим учителем Дюсековым О.Ж. настольную лампу из природного материала. На уроках технологии мы занимаемся столярным делом, художественной резьбой и уже многому научились, у нас есть работы по выжиганию, резьбе. Со своей идеей я поделился с учителем технологии Дюсековым Оскаром Жанбырбаевичем . Мы подобрали необходимые материалы, выполнили эскизы, подготовили нужный инструмент.

В летние каникулы, я часто бываю в гостях у своей бабушки . Все вместе выезжаем на дачу, отдыхаем, загораем, рыбачим, помогаем в обработке участка. Дачный домик очень уютный, красивый. И вот, я обратил внимание на мебель, находящуюся в доме. Простые лавочки, стол, шкаф — вот весь интерьер комнаты. У меня появилась идея сделать интерьер дома, более уютным, красивым. И решил сделать вместе с нашим учителем Дюсековым О.Ж. настольную лампу из природного материала. На уроках технологии мы занимаемся столярным делом, художественной резьбой и уже многому научились, у нас есть работы по выжиганию, резьбе. Со своей идеей я поделился с учителем технологии Дюсековым Оскаром Жанбырбаевичем . Мы подобрали необходимые материалы, выполнили эскизы, подготовили нужный инструмент.

История столярного мастерства  С течением времени развились два совершенно разных и в то же время похожих искусства: столярное и плотничное. И то и другое дело предусматривает обработку древесины. Только столяр изготавливает различные украшения, предметы утвари, игрушки, мебель, а также занимается реставрацией изделий.  Плотник же ставит деревянный дом, т. е. сплачивает, большие доски, брусья, бревна. Все, что его касается, – это возвести сруб, сделать перекрытия, настелить полы, поставить крышу, установить окна. Отделкой дома занимается столяр. Кроме того, и плотник, и столяр при работе используют различные инструменты. Для плотника подходят более массивные, предназначенные для грубой обработки дерева. Зато в руках столяра практически не увидишь пилу, топор и долото.  Эти два искусства обрабатывания древесины в течение многих тысячелетий начали развиваться одновременно

История столярного мастерства

С течением времени развились два совершенно разных и в то же время похожих искусства: столярное и плотничное. И то и другое дело предусматривает обработку древесины. Только столяр изготавливает различные украшения, предметы утвари, игрушки, мебель, а также занимается реставрацией изделий.

Плотник же ставит деревянный дом, т. е. сплачивает, большие доски, брусья, бревна. Все, что его касается, – это возвести сруб, сделать перекрытия, настелить полы, поставить крышу, установить окна. Отделкой дома занимается столяр. Кроме того, и плотник, и столяр при работе используют различные инструменты. Для плотника подходят более массивные, предназначенные для грубой обработки дерева. Зато в руках столяра практически не увидишь пилу, топор и долото.

Эти два искусства обрабатывания древесины в течение многих тысячелетий начали развиваться одновременно

Именно древесина всегда и везде сопровождала человека: от самых первых его шагов до современности. Деревянная палка помогла ему встать на ноги, достать плоды с деревьев, на ней он стал делать зазубрины, отсчитывая дни и смену времен года.  С течением времени древесина позволила ему делать из нее все, что угодно. Получаемые из древесины предметы всегда отличались легкостью, прочностью, красотой. Со временем человек перебрался из каменной пещеры в деревянный дом, прекрасно сохраняющий тепло семейного очага. Чтобы украсить свой дом, он стал что-то вырезать, выпиливать, соединять между собой куски древесины.  Мастера всегда были в цене. Их золотые руки всегда что-то делали: строгали, пилили, резали, вытачивали. Секреты мастерства работы с деревом передавались по наследству, а изделия бережно хранились на протяжении веков. И все это не только благодаря великолепным свойствам древесины, но и умению мастера сделать вещь долговечной.

Именно древесина всегда и везде сопровождала человека: от самых первых его шагов до современности. Деревянная палка помогла ему встать на ноги, достать плоды с деревьев, на ней он стал делать зазубрины, отсчитывая дни и смену времен года.

С течением времени древесина позволила ему делать из нее все, что угодно. Получаемые из древесины предметы всегда отличались легкостью, прочностью, красотой. Со временем человек перебрался из каменной пещеры в деревянный дом, прекрасно сохраняющий тепло семейного очага. Чтобы украсить свой дом, он стал что-то вырезать, выпиливать, соединять между собой куски древесины.

Мастера всегда были в цене. Их золотые руки всегда что-то делали: строгали, пилили, резали, вытачивали.

Секреты мастерства работы с деревом передавались по наследству, а изделия бережно хранились на протяжении веков. И все это не только благодаря великолепным свойствам древесины, но и умению мастера сделать вещь долговечной.

ВЫЖИГАНИЕ  Один из наиболее распространенных и простых способов обработки древесины — это выжигание. Его принцип заключается в том, что при помощи сильно нагретых металлических штифтов на древесину наносятся рисунки, орнаменты и надписи. К сожалению, далеко не все знают о богатых возможностях этого вида художественной обработки дерева. А в ней можно достичь очень неплохих результатов.

ВЫЖИГАНИЕ

Один из наиболее распространенных и простых способов обработки древесины — это выжигание. Его принцип заключается в том, что при помощи сильно нагретых металлических штифтов на древесину наносятся рисунки, орнаменты и надписи. К сожалению, далеко не все знают о богатых возможностях этого вида художественной обработки дерева. А в ней можно достичь очень неплохих результатов.

Резьба  Резьба по дереву занимает достойное место среди других видов искусств, поскольку древесина представляет собой благодатный материал для воплощения многих смелых и оригинальных замыслов

Резьба

Резьба по дереву занимает достойное место среди других видов искусств, поскольку древесина представляет собой благодатный материал для воплощения многих смелых и оригинальных замыслов

Выпиливание - художественное выпиливание из фанеры является одним из видов самодеятельного искусства. Оно позволяет создавать различные художественные изделия домашнего обихода. Материалом для выпиливания служит фанера, но можно использовать и различные отходы из цветной пластмассы. Для обработки и зачистки выпиленных деталей необходимо иметь напильники: круглый, плоский, овальный, трехгранный (рис. 1). Они нужны для выравнивания прямых, овальных и круглых линий по форме деталей орнамента. Необходимо также маленькое шило с плоско отточенным концом (8) или коловорот с тонким сверлом  для просверливания отверстий в выпиливаемых деталях (5). Эти отверстия нужны для вставки пилки, особенножелательно просверливать их в местах резких поворотов и углов. Надо иметь также плоскогубцы, ножовку, молоток, клеянку, готовую или самодельную, ножик, бурав (2, 3, 4, 6, 7).

Выпиливание — художественное выпиливание из фанеры является одним из видов самодеятельного искусства.

Оно позволяет создавать различные художественные изделия домашнего обихода.

Материалом для выпиливания служит фанера, но можно использовать и различные отходы из цветной пластмассы.

Для обработки и зачистки выпиленных деталей необходимо иметь напильники: круглый, плоский, овальный,

трехгранный (рис. 1). Они нужны для выравнивания прямых, овальных и круглых линий по форме деталей

орнамента. Необходимо также маленькое шило с плоско отточенным концом (8) или коловорот с тонким сверлом

для просверливания отверстий в выпиливаемых деталях (5). Эти отверстия нужны для вставки пилки,

особенножелательно просверливать их в местах резких поворотов и углов. Надо иметь также плоскогубцы,

ножовку, молоток, клеянку, готовую или самодельную, ножик, бурав (2, 3, 4, 6, 7).

Цвет древесины белый с  розоватым или желтоватым оттенком. Древесина умеренно твердая, однородная по плотности, хорошо обрабатывается .  БЕРЕЗА Имеет плотную серо-розового цвета древесину с нежным рисунком. Из клена изготовляют изделия с мелкой профилировкой, резьбой  КЛЕН Цвет ядра от розового до буровато-красного. Древесина прямослойная, мягкая, легкая,  достаточно прочная. Быстро сохнет, мало коробится, особенно по длине. Хорошо держит клей, обрабатывается и легко окрашивается  СОСНА

Цвет древесины белый с

розоватым или желтоватым оттенком.

Древесина умеренно твердая, однородная по плотности, хорошо обрабатывается .

БЕРЕЗА

Имеет плотную серо-розового

цвета древесину с нежным рисунком.

Из клена изготовляют изделия с мелкой профилировкой, резьбой

КЛЕН

Цвет ядра от розового до буровато-красного.

Древесина прямослойная, мягкая, легкая,

достаточно прочная. Быстро сохнет, мало

коробится, особенно по длине.

Хорошо держит клей, обрабатывается

и легко окрашивается

СОСНА

Физические свойства древесины : цвет, блеск, текстура.   Цвет древесины зависит от породы, возраста дерева, климата района произрастания. Древесина может изменять цвет при выдержке под влиянием воздуха и света, при поражении грибами, а так же при длительном нахождении под водой  Блеск - это способность древесины направленно отражать световой поток. Наибольшим блеском из отечественных пород деревьев отличается древесина дуба, бука, белой акации, бархатного дерева  Текстурой называется рисунок, образующийся на поверхности древесины вследствие перерезания анатомических элементов ( годичных слоев, сердцевинных лучей,). Годичные слои Сердцевинные лучи

Физические свойства древесины : цвет, блеск, текстура.

Цвет древесины зависит от породы, возраста дерева, климата района произрастания. Древесина может изменять цвет при выдержке под влиянием воздуха и света, при поражении грибами, а так же при длительном нахождении под водой

Блеск — это способность древесины направленно отражать световой поток. Наибольшим блеском из отечественных пород деревьев отличается древесина дуба, бука, белой акации, бархатного дерева

Текстурой называется рисунок, образующийся на поверхности древесины вследствие перерезания анатомических элементов ( годичных слоев, сердцевинных лучей,).

Годичные слои

Сердцевинные лучи

Различают следующие свойства древесины, проявляющиеся под воздействием механических нагрузок:  Прочность - способность сопротивляться разрушению, деформативность - способность сопротивляться изменению размеров и формы, технологические и эксплуатационные свойства . Прочность древесины  Показатели механических свойств древесины определяют обычно при следующих видах испытаний: растяжении, сжатии, изгибе и сдвиге.

Различают следующие свойства древесины,

проявляющиеся под воздействием механических нагрузок:

Прочность — способность сопротивляться разрушению, деформативность — способность сопротивляться изменению размеров и формы, технологические и эксплуатационные свойства .

Прочность древесины

Показатели механических свойств древесины определяют обычно при следующих видах испытаний: растяжении, сжатии, изгибе и сдвиге.

Древесина состоит преимущественно из органических веществ (99% общей массы). Элементный химический состав древесины разных пород практически одинаков. Абсолютно сухая древесина в среднем содержит 49% углерода, 44% кислорода, 6% водорода, 0,1- 0,3% азота. При сжигании древесины остаётся её неорганическая часть - зола. В состав золы входят кальций, калий, натрий, магний и другие элементы.

Древесина состоит преимущественно из органических

веществ (99% общей массы). Элементный химический состав древесины разных пород практически одинаков.

Абсолютно сухая древесина в среднем содержит 49% углерода, 44% кислорода, 6% водорода, 0,1- 0,3% азота.

При сжигании древесины остаётся её неорганическая часть — зола. В состав золы входят кальций, калий, натрий, магний и другие элементы.

Исследование и развитие идеи

Именно древесина всегда и везде сопровождала человека: от самых первых его шагов до современности.

Деревянная палка помогла ему встать на ноги, достать плоды с деревьев, на ней он стал делать

зазубрины, отсчитывая дни и смену времен года.

С течением времени древесина позволила ему делать из нее все, что угодно. Получаемые из древесины предметы всегда отличались легкостью, прочностью, красотой. Со временем человек перебрался из каменной пещеры в деревянный дом, прекрасно сохраняющий тепло семейного очага. Чтобы украсить свой дом, он стал что-то вырезать, выпиливать, соединять между собой куски древесины.

В результате развились два совершенно разных и в то же время так похожих ремесла:

столярное и плотничное.

И то и другое занимается обработкой древесины. Только из-под рук столяра выходят различные

украшения, предметы утвари, игрушки, мебель, которые он же и реставрирует.

Плотник же ставит деревянный дом, то есть сплачивает большие доски, брусья, бревна.

Мастера всегда были в цене. Их золотые руки всегда что-то делали: строгали, пилили, резали, вытачивали.

Секреты мастерства работы с деревом передавались по наследству, а изделия бережно

хранились на протяжении веков. И все это не только благодаря великолепным свойствам древесины, но и умению мастера сделать вещь долговечной.

Презентация нашей работы: Художественная обработка древесины- выпиливание лобзиком

Презентация нашей работы:

Художественная обработка

древесины- выпиливание лобзиком

Этапы создания настольной лампы  Процесс выпиливания Переводка шаблона Сборка изделия Презентация готового изделия шлифовка

Этапы создания настольной лампы

Процесс выпиливания

Переводка шаблона

Сборка изделия

Презентация готового изделия

шлифовка

Прежде чем изготовить наше изделие, мы поставили для себя несколько вопросов:  Какого размера сделать лампу?  На какую древесину сделать акцент?  Какую форму изделия выбрать?   По первому вопросу мы учитывали желание нашей команды. Лампа будет среднего размера .  Лампа будет не простой, а с вырезными боковыми стенками.

Прежде чем изготовить наше изделие, мы поставили для себя несколько вопросов:

Какого размера сделать лампу?

На какую древесину сделать акцент?

Какую форму изделия выбрать?

По первому вопросу мы учитывали желание нашей команды. Лампа будет среднего размера .

Лампа будет не простой, а с вырезными боковыми стенками.

Можно сделать настольную лампу из фанеры. Так как на даче всегда отдыхают, наша лампа будет смотреться очень хорошо и оригинально. Древесину будем подбирать, чтобы наша работа вписывалась в окружающий интерьер.
  • Можно сделать настольную лампу из фанеры.
  • Так как на даче всегда отдыхают, наша лампа будет смотреться очень хорошо и оригинально.
  • Древесину будем подбирать, чтобы наша работа вписывалась в окружающий интерьер.
№ п\п Последовательность выполнения работы 1. Инструменты и приспособления Выбрать заготовку для боковых стенок лампы 10х55,10х50,10х45,10х40, 10х35 Линейка, верстак, карандаш 2. Нанести рисунок по готовому шаблону 3. 4. Карандаш, шаблон, верстак Выпилить фигурные элементы Шлифовать ручной. лобзик, верстак, зажим Шлиф. бумага 5. 6. Выпилить фигурные элементы 7. Проконтролировать работу Верстак, зажим, ручной. лобзик 8.  Выбрать заготовку для ножки лампы 9. линейка Выбрать заготовку для соединения деталей 10. Клей ПВА Сборка изделия Сверлить отверстия в заготовках диаметром Дрель, верстак 11. 12 Соединить ножку с боковыми стенками Клей ПВА, напильник Проконтролировать работу 13. Покрыть изделие лаком Лак, верстак,кисть

№ п\п

Последовательность выполнения

работы

1.

Инструменты и

приспособления

Выбрать заготовку для боковых стенок

лампы 10х55,10х50,10х45,10х40,

10х35

Линейка, верстак, карандаш

2.

Нанести рисунок по готовому шаблону

3.

4.

Карандаш, шаблон, верстак

Выпилить фигурные элементы

Шлифовать

ручной. лобзик, верстак, зажим

Шлиф. бумага

5.

6.

Выпилить фигурные элементы

7.

Проконтролировать работу

Верстак, зажим, ручной. лобзик

8.

Выбрать заготовку для ножки лампы

9.

линейка

Выбрать заготовку для соединения деталей

10.

Клей ПВА

Сборка изделия

Сверлить отверстия в заготовках диаметром

Дрель, верстак

11.

12

Соединить ножку с боковыми стенками

Клей ПВА, напильник

Проконтролировать работу

13.

Покрыть изделие лаком

Лак, верстак,кисть

Правила техники безопасности:

Правила техники безопасности:

  • Работать лобзиком и шилом с надежно закрепленными и исправными ручками.
  • Надежно крепить выпиловочный столик к верстаку.
  • Надежно закреплять пилку в рамке лобзика.
  • Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.
Экономические расчеты   Себестоимость затрат Эл. энергия 100 тенге. Наждачная бумага 200 тенге. Всего: 1700 тенге В продаже 6000 тенге Лак 350 тенге Клей ПВА 50 тенге. Древесина 1000 тенге

Экономические расчеты

Себестоимость затрат

Эл. энергия

100 тенге.

Наждачная бумага

200 тенге.

Всего: 1700 тенге

В продаже 6000 тенге

Лак

350 тенге

Клей ПВА

50 тенге.

Древесина

1000 тенге

Экологическая оценка проекта  Для своего изделия мы использовали экологически чистый материал. Мы считаем, что использование нашего изделия не повлечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Экологическая оценка проекта

Для своего изделия мы использовали экологически чистый материал. Мы считаем, что использование нашего изделия не повлечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Заключение При выполнении этого проекта, мы выполнили поставленные перед нами задачи. В процессе работы мы решили проблему с размером изделия, подобрали удачную древесину, учитывая наши пожелания . Это наша первая большая работа. Мы использовали все свои навыки и умения, вложили душу в эту работу. Изделие понравилось всем нашим сотоварищам по школе.  Думаем над следующим проектом

Заключение

При выполнении этого проекта, мы выполнили поставленные перед нами задачи.

В процессе работы мы решили проблему с размером изделия, подобрали удачную древесину, учитывая наши пожелания .

Это наша первая большая работа. Мы использовали все свои навыки и умения, вложили душу в эту работу. Изделие понравилось всем нашим сотоварищам по школе.

Думаем над следующим проектом

Заключение При выполнении этого проекта, мы выполнили поставленные перед нами задачи. В процессе работы мы решили проблему с размером изделия, подобрали удачную древесину, учитывая наши пожелания . Это наша первая большая работа. Мы использовали все свои навыки и умения, вложили душу в эту работу. Изделие понравилось всем нашим сотоварищам по школе.  Думаем над следующим проектом

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *