Консультация (старшая группа): «Подвижные игры с детьми на природе в летний период»
МБДОУ детский сад № 1 г.Вязьмы Смоленской области
КОНСУЛЬТАУЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Подвижные игры с детьми на природе в летний период
Подготовила Леонова Елена Александровна
2019
Лето – удивительная пора, когда целый день можно гулять на свежем воздухе. Во многих семьях существует традиция – по выходным выезжать за город, в лес, в парк, к водоему. Такие поездки очень полезны и познавательны.
Для взрослых важно наполнить их развлечениями, увлекательными занятиями, сделать максимально разнообразными для детей. Помочь в решении этой задачи могут различные игры и упражнения. Предлагаю
ознакомиться с некоторыми их них.
На полянке можно поиграть и поупражняться, используя элементы бега, прыжки, лазание. Например:
∙
побегать друг за другом между деревьями «змейкой»;
∙
по тропинке бежать быстро и очень тихо, чтобы не
было слышно хруста веток под ногами;
∙
пробежать или проползти под низко растущими
ветками деревьев, стараясь не задеть их;
∙
побегать между деревьями в различных направлениях;
∙
побегать или попрыгать по горке вверх и вниз.
Хорошее упражнение на равновесие – ходьба по стволу поваленного дерева, переход через неглубокую и неширокую канаву по узкому мосту, дощечке. Там, где есть валуны, крупные камни, интересно поупражняться в перешагивании с камня на камень.
Игра «Пятнашки (догонялки) на камнях»
В зависимости от местности правила можно подкорректировать. Например,
если бегать между расположенными далеко друг от друга камнями, то
спастись можно, встав на них. Вариант игры – нельзя пятнать того, кто стоит на камне на одной ноге …
Такую игру проводят и там, где много пней различного диаметра. Спасешься от пятнашки, если запрыгнешь на пень одной или двумя ногами.
На прогулке можно поупражняться в метании на дальность и в метании в цель. Лучший материал для этого еловые и сосновые шишки, мелкие камешки берега реки или озера. Упражнения на метание на дальность удобно проводить в виде соревнования «Кто дальше бросит». Круги на воде помогут выявить победителя.
Метание в цель интересно отрабатывать, бросая шишки в определенное
пространство между ветками деревьев, в пустое дупло, в ведро или корзину. В водоеме можно расположить «эскадру кораблей» из бумаги или сосновой коры, которую можно атаковать с расстояния 1-2 м шишками и камешками. После игр все корабли, шишки нужно обязательно убрать, чтобы не загрязнять водоем. «Сбей шишки»
На пне горкой раскладываются 6 – 9 шишек (желудей) Участники игры должны постараться шишкой сбить эти предметы. Выигрывает тот, кто сделает это, используя меньше бросков.
«Заполни ямку»
В небольшую ямку забрасывают шишки до тех пор, пока ямка не заполнится.
«Палочка – выручалочка»
Посередине небольшой лесной полянки втыкают в землю палочку. Около нее стоит водящий с закрытыми глазами и короткой палочкой в руках. Он
громко и медленно считает до 10, а в это время остальные ребята разбегаются и прячутся. Закончив считать, водящий открывает глаза, стучит по палочке- выручалочке со словами:
∙
Палочка пришла – никого не нашла!
Ищет детей. Заметив кого-нибудь, громко произносит:
∙
Палочка – выручалочка… (имя) нашла и бежит к палке,
воткнутой в землю.
Найденный ребенок тоже бежит к палке, стараясь обогнать
водящего, первым дотронуться до палки и крикнуть:
∙
Палочка –выручалочка, выручи меня!
Если он успевает первым, остается в игре. Если не успевает – выбывает из игры.
А последний игрок может незаметно подбежать к палочке –выручалочке и
сказать:
∙
Палочка – выручалочка. Выручи всех!
Тогда все выбывшие из игры возвращаются в игру и считаются вырученными.
«Кто быстрее добежит»
Дети по сигналу бегут до указанного места (дерево,пень, куст). Выигрывает тот, кто первым выполнит задание. Игра повторяется 2 – 3 раза.
Игровые упражнения с прыжкам . Спрыгнуть с поваленного дерева.
Подпрыгивать на одной или двух ногах, продвигаясь вперед от дерева к
дереву, вокруг куста, перепрыгивать через кучи шишек.
Не стоит забывать, что воспитывая у детей бережное отношение к природе, не следует им разрешать лазать по деревьям! Это вообще противопоказано детям, так как связано с подтягиванием на руках, натуживанием, задержкой дыхания. Для переползания подойдут поваленные деревья, а для подлезания – низко растущие ветки деревьев.
Выезжая на прогулку не забудьте про игры с детьми!
В игре ребенок развивается, как личность!
Материал на тему: Игры с детьми на природе
Игры семейного масштаба
Веселый отдых с детьми на природе
Отправляясь с друзьями на очередной лесной пикник, выезжая на отдых к реке или на дачу, запаситесь несколькими веселыми играми, в которые смогут играть вместе взрослые и малыши. Тогда воскресный отдых не превратится лишь в поедание шашлыка, а станет чем-то большим, настоящим праздником общения родителей и детей, который непременно запомнится. И его захочется повторить…
Во что играли с вами родители во время прогулок на природе? Этот вопрос, заданный многим моим друзьям, вызвал замешательство. В лучшем случае вспомнили футбол, волейбол, бадминтон. В худшем – ничего. Но те редкие счастливчики, в семьях которых совместные игры на природе были в почете, вспоминают об этом с большой теплотой. Игры с родителями – неотъемлемая часть развития детей. Польза от этого огромная. Кроме укрепления здоровья и хорошего настроения, совместные игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей. Малыши придут в восторг, увидев вдруг своего вечно серьезного и занятого папу играющим в чехарду. Как сказано у замечательного психолога В. Леви: «Вспомните, разве сами вы не мечтали о ТАКИХ РОДИТЕЛЯХ? Сколько было надежд, сколько терпеливого ожидания, что когда-нибудь, наконец, откроется этот праздник!.. А потом, не дождавшись… Этот горький осадок, это тайное сожаление, что детство не состоялось…» Для ребенка игра – «единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Так же, как и для взрослых, «единственный способ стать снова детьми, оставаясь взрослыми».
Мама, папа, я и мячик
Обычно каждая семья, отправляясь в лес, прихватывает с собой мячик. Но часто он так и проскучает весь день, абсолютно не востребованный. А, между тем, кроме хорошо известного всем пляжного волейбола, существует множество других веселых игр с мячом, которые будут по силам детворе. Даже самый обычный футбол доставит малышам много радости. Особенно, если мама выступит в роли вратаря. Попробуйте поучить детей играть в волейбол, хотя для большинства малышей это слишком сложная задача. Для них подойдет игра, где мячик нужно не отбивать, а ловить. Например, такая. Все большие и маленькие игроки становятся в круг и начинают перебрасывать по кругу мячик. Темп постепенно нарастает. Если кто-либо из игроков роняет мяч, он выбывает из игры – выходит из круга. Остальные игроки остаются стоять на своем месте. Так, постепенно, расстояние между ними увеличивается, и ловить мяч становится все труднее. Выигрывает тот, кто остался последним. Эта игра – не только веселое развлечение, но и хорошая тренировка ловкости и координации движений. Можно поиграть и чуть иначе. Все игроки стоят по кругу, у двух играющих, стоящих друг против друга, в руках по мячу. По команде игроки начинают передавать мячи по кругу в одном направлении, стараясь, чтобы один мяч догнал другой. Тот, у кого окажется два мяча, получает штрафное очко. Можно придумать для него в наказание какое-нибудь смешное задание. Если у вашей компании есть желание немного подвигаться, сыграйте в замечательную дворовую игру «штандер-стоп». А заодно расскажите малышам, как играли в нее когда-то сами, когда были такими же озорными мальчишками и девчонками. Итак, все игроки стоят посередине ровной площадки или полянки. Водящий подбрасывает вверх мяч, называя имя одного из участников игры. Тот игрок, чье имя назвали, старается поймать мяч, а все остальные разбегаются в разные стороны. Как только игрок поймал мяч, он кричит: «Штандер-стоп!» Все замирают на месте. Теперь новый водящий должен попасть мячом в кого-либо из игроков. Тот, в кого попали, становится водящим. Если бросавший промахнулся, водящим остается он. Играя в эту игру, не забудьте в азарте о том, что с вами малыши. Дайте возможность и им стать равноправными участниками игры. Вызывая ребенка, подбрасывайте мяч не высоко и не отбегайте слишком далеко, чтобы маленькие ручки смогли добросить до вас мячик. Зато, какой радостью будут светиться детские глазки! Ведь ничто так не сближает родителей и малышей, как совместные игры. Именно участие в игре взрослого наравне с ребенком, дает малышу возможность почувствовать, что мама и папа – они такие же, как он, им можно доверять. А вот еще одна занятная игра с использованием мяча. К ветке дерева подвесьте на веревке мяч так, чтобы он почти касался земли (мячик можно положить в сетку, а уже к сетке привязать веревку). Под ним положите несколько мелких предметов (шишек, камешков, спичечных коробков, яблок). Игрок отводит мяч до уровня головы, затем отпускает его и бежит собирать то, что разложено на земле. Нужно собрать как можно больше предметов и вернуться на место, чтобы качающийся мяч вас не задел. В эту игру можно играть по очереди, а потом сосчитать собранные предметы и определить, кто из игроков оказался самым быстрым и ловким. А можно сыграть с малышами в тот же пляжный волейбол, только чуть изменить правила: мячик нужно не отбивать, а ловить. Кто не поймал – садится в центр круга. Его можно «выручить» – попасть по нему мячом.
Веселая эстафета
А не устроить ли нам эстафету? Для нее вполне подойдет ровная лесная полянка, зеленый луг и даже песчаный пляж. Соревноваться можно семьями, обозначив старт и финиш. Сначала мамы и папы преодолевают дистанцию, показывая детворе способ передвижения. А затем пробуют свои силы и малыши. Можно бежать, как лошадка, высоко поднимая колени, можно вразвалочку, как пингвин. Попробуйте пробежаться задом, боком, на четвереньках, попрыгать, зажав мячик между коленями. Проскочите дистанцию верхом на палке. Походите, как паучок, передвигаясь на руках и ногах лицом вверх. Приподнимите ноги ребенка, и пусть он попробует пройтись на руках. Соорудите полосу препятствий, где нужно будет пройти по поваленному стволу дерева, пролезть под ветку, перепрыгнуть через ямку или пенек. Устройте соревнования на самого ловкого члена семьи. Кто сможет, не уронив, пронести шишку на голове? Кто пройдет, не оступившись, по лежащей на земле ленточке или нарисованной на песке извилистой дорожке? Можно провести эстафету и чуть иначе. Делимся на две команды (в каждой команде может быть одна или несколько семей). Мама с папой сцепляют руки «стулом» или «креслицем», на «трон» усаживается малыш, и соревнования начинаются. Каждая семья добегает до условленного дерева, оббегает его и возвращается к своей команде. Теперь в борьбу вступают только папы. Им выдается по два мяча. Один мяч они ведут перед собой ногами, другой – подбрасывают и ловят. Если какой-то из мячей упал или откатился в сторону, поднимаем его и продолжаем гонку. Проделывая эти невообразимые упражнения, папы пробегают необходимую дистанцию и возвращаются к линии старта. Теперь наступил черед соревноваться мамам. Они могут, например, преодолеть дистанцию до дерева и обратно, подбрасывая воланчик ракеткой для бадминтона. А для малышей заранее заготовьте кучку шишек. Соревнующаяся детвора бежит к шишкам, берет по одной и возвращается к своей команде. Затем отправляется за следующей шишкой, и так до тех пор, пока все шишки не перекочуют к линии старта. Кто принес последнюю раньше – тот и победил. А призом для всех станет обед на природе. Ведь после такого активного движения не помешает, как следует подкрепиться. Если в лесу вам попалось поваленное дерево, устройте вот такую веселую игру. Разделитесь на две команды и встаньте с двух концов ствола. Первые два игрока идут по «мостику» навстречу друг другу. Их задача разойтись на середине ствола, не столкнув друг друга, и перебраться на противоположную сторону. Если кто-то из игроков не удержался, пара выполняет задание сначала. Затем показывают свою ловкость следующие два игрока и т.д. Пусть малыши представят, что это узкий мост над пропастью. Тогда они будут выполнять задание с особым усердием и азартом. Попробуйте разные способы преодоления препятствия. Например, проходить боком и поддерживать друг друга за руки. Или: один игрок приседает, а другой через него перешагивает.
Шишки, только не на лбу
В сосновом лесу у вас отыщутся замечательные помощники – шишки. С этим природным материалом, который буквально лежит под ногами, можно придумать множество веселых игр и забав. И даже посвятить одну из семейных прогулок именно шишкам, назвав ее, скажем, «Шишкин праздник». Представляете, просыпаетесь вы в воскресное утро и сообщаете малышу: «Собирайся, мы едем с друзьями в лес на пикник!» «Ура-а-а!» – радостно кричит детеныш. А вы добавляете загадочным голосом: «Сегодня у нас будет Шишкин праздник». Конечно, малыш заинтригован, а, значит, день будет для него полон загадок и неожиданностей. Итак, в какие же игры можно поиграть с шишками? Для разминки устройте охоту на пап, погоняв их немного по лесу с шишками на изготовке. Только не забрасывайте пап шишками слишком сильно – им еще шашлык жарить… А затем можно поупражняться в метании. Где же еще заняться этим, как не на природе? Ведь здесь нет опасности попасть в люстру или разбить любимую мамину вазу. Для этого установите на небольшом расстоянии от детворы ведерко или миску, и пусть тренируются забрасывать туда шишки, пока взрослые занимаются подготовкой костра. А можно устроить соревнование: кто сможет бросить шишку дальше всех или метким попаданием сбить с пенька пластиковую бутылку. Победителю – почетное право первому попробовать шашлык. На некоторое время маленькие шустрики будут нейтрализованы. А вот игра, в которую будет интересно сыграть и детворе и взрослым. Выкопайте в земле в линию три небольшие ямки на расстоянии одного-двух шагов одна от другой. Теперь отойдите от первой ямки на несколько шагов и попробуйте забросить в нее шишку. Если попытка удалась, бросаем по шишке во вторую и третью ямки. Затем повторяем броски в обратном порядке. Промахнулся – уступай место следующему игроку. Чтобы немного сравнять шансы, пусть малыши бросают шишки с близкого расстояния, а мамы и папы – отойдут подальше. Самый меткий получает приз и почетное звание «Верный глаз». А теперь поиграем в «пятнашки на веревочке». Как ясно из названия, для игры нам понадобится веревка. Привяжем ее к дереву так, чтобы она свободно вращалась, а на земле начертим круг с радиусом, равным длине веревки. Теперь разбросаем внутри круга несколько десятков шишек и поставим одного из пап охранять «сокровища». Одной рукой папа держится за веревку, а другой старается «запятнать» (дотронуться) до взрослых или малышей, стремящихся собрать шишки. Кто попался – тот выходит из игры или становится «пятнашкой» – заменяет папу на его боевом посту с веревкой. После подвижных игр пришло время немного отдохнуть, посидеть у костра и поиграть в игры спокойные. Положите несколько шишек в непрозрачный пакет и предложите малышам угадать, сколько их там, подсказывая им словами «больше» и «меньше». Кто угадал – проверяет: высыпает шишки и пересчитывает. Или поиграйте чуть иначе: предложите каждому ребенку по очереди определить, сколько в пакетике шишек, пересчитав их на ощупь. Для самых маленьких положите в пакет всего 2-3 шишки. Затем можно поиграть так. Организуйте ребят собрать побольше шишек в кучку. Теперь пусть каждый принесет из кучки столько шишек, сколько сможет донести в двух руках. Пересчитываем добычу. Кто оказался самый «жадный» – тот и победил.
А не пора ли побегать?
В лесу на свежем воздухе можно и побегать. Игра в салочки, или пятнашки, имеет много разновидностей. Вот одна из них, называемая «пятнашки с домом». В нее хорошо играть именно с малышами, потому, что им всегда есть, где спрятаться от водящего и передохнуть. На земле нарисуйте палкой два круга. Это дома. Цель водящего догнать и дотронуться до кого-нибудь из игроков (осалить, запятнать). Убегая, можно забежать в круг, где водящий игрока запятнать не может. Игра подвижная и веселая. Только обязательно подстраивайтесь под темп малышей, давая им возможность догнать взрослых. А как вам пятнашки под названием «корзинки»? Выбираем двоих водящих – «пятнашку» и убегающего. Остальные игроки располагаются на полянке парами и берутся за руки, образуя кружки-корзинки. «Пятнашка» гонится за вторым игроком, который, бегая между парами, называет имя любого игрока. Тот, чье имя было названо, убегает, а на его место становится убегавший игрок. А вот еще один веселый вариант пятнашек, только бразильский. Называется он «больная кошка». Один из игроков старается запятнать остальных, он изображает «здоровую кошку». Игроки, которых запятнали, должны положить руку точно на то место, до которого дотронулся водящий. Они тоже становятся «кошками», но «больными» и должны помогать водящему в ловле, причем пятнать они могут, только свободной рукой. Последний оставшийся игрок побеждает и становится «здоровой кошкой» в следующей игре. А в русской разновидности этой игры, называющейся «щука», запятнанные игроки цепляются паровозиком к водящему и так все вместе продолжают игру.
Еще одна простая и веселая игра – «чур у дерева». Перед началом игры выберите водящего, используя считалку. Малыши с удовольствием расскажут любимую считалку, выученную в детском саду. Но вы можете удивить их, вспомнив считалки своего детства или познакомив с красивыми народными считалками: Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву «с».
Бубенчики, бубенчики,
Летели голубенчики
По утренней росе,
По зеленой полосе.
Сели на сарай.
Беги, догоняй! Тот игрок, на кого «попадает» последнее слово, становится водящим. Он встает в центре полянки. Остальные – у деревьев. Каждое дерево, у которого разместился игрок, пометьте яркими ленточками. Только эти деревья будут участвовать в игре. Затем игроки начинают перебегать от дерева к дереву. Задача водящего – занять дерево без игрока. Тот, чье место у дерева занято, становится водящим.
Малышам наверняка придется по вкусу и игра в «кошки-мышки». Это старинная русская игра, очень легкая и веселая. Сначала выбираются двое водящих – кошка и мышка. Остальные игроки становятся в круг и берутся за руки. «Мышка» бегает внутри круга, «кошка» – снаружи. «Кошка» пытается прорваться в круг и поймать «мышку», а игроки пытаются ей помешать, не пропустить. «Кошка» может пробираться в круг любым способом: прорывать цепь игроков, подлезать под сцепленные руки или перелезать через них. Если ей это удалось, игроки быстренько выпускают из круга «мышку», а «кошку» вновь пытаются задержать. Если «кошке» удалось поймать «мышку», выбираются новые водящие. Выберите «мышкой» кого-нибудь из малышей, а «кошкой» – папу. Незабываемое веселье вам гарантировано!
Забытое старое
А давайте поиграем в чехарду! Это очень древняя игра, существующая на Руси более пяти веков. Она развивает ловкость, координацию движений, смелость и силу. Папы становятся на четвереньки, а малыши и мамы, разбегаясь, перепрыгивают через них, опираясь руками об их спины. Самым маленьким достаточно просто перелезть через папу. А детки постарше могут и прыгать, но первое время их нужно подстраховывать. Очень весело поменяться местами. Прыгаем через мам, а потом через малышей (конечно, опираясь об их спинки чисто символически).
Незаслуженно забытая игра-забава «ручеек» доставит вам массу веселых минут. Играют в нее так. Все игроки, кроме одного, становятся парами друг за другом, пары берутся за руки и поднимают их вверх, образуя коридор. Оставшийся игрок проходит через коридор, по пути забирая с собой кого-нибудь из игроков. Выйдя из коридора, новая пара становится в «хвост» цепочки. А игрок, оставшийся без пары, ныряет в «коридор» и выбирает себе новую пару. Игра продолжается до тех пор, пока не надоест. Чем быстрее будет «течь» ручеек, тем веселее. А с детворой играть вообще весело, ведь приходится буквально проползать под невысоким сводом детских ручек.
Даже с небольшой компанией можно затеять игру «платочек». Эта детская игра в семейном исполнении выглядит очень весело. Все игроки садятся на корточки в круг. Водящий бегает у них за спинами по внешнему кругу, держа в руке платочек. Незаметно он кидает платочек за спиной кого-нибудь из игроков. Если игрок этого не заметил, и водящий, сделав круг, коснулся его, он становится новым водящим. Если игрок заметил подброшенный платок, он хватает его и бежит по кругу вдогонку за водящим. Если догнал – водящий остается прежний. Если не догнал и водящий успел сесть на освободившееся место, игрок становится водящим. Наверняка вы и сами вспомните множество веселых игр, в которые играли с друзьями в детстве. Многие из них вполне по силам малышам, нужно лишь слегка упростить правила. Это и «картошка», и «выше ноги от земли», и «бабушка, нитки запутались!».
Забыли, как играть в «бабушку»? Не беда, сейчас вспомним. Собираем взрослых и малышей в круг. Это будет «клубок». Выбираем водящего – «бабушку». Если вы отдыхаете на даче всей семьей, можно на роль водящего и настоящую бабушку выбрать. «Бабушка» отворачивается, а «клубок» держится за руки и «запутывается». Здесь можно переступать через руки друг друга, закручиваться, но соблюдать главное условие: руки не отпускать. Теперь все громко кричат: «Бабушка, бабушка, нитки запутались!» Бабушка должна распутать веселую куча-малу, так, чтобы снова получился круг, при этом руки игроков расцеплять нельзя…
Посиделки у костра
Набегавшись, напрыгавшись и наевшись шашлыков, самое время передохнуть и посидеть всей честной компанией вокруг костра. Здорово, если кто-нибудь из взрослых играет на гитаре. Тогда можно спеть с малышами несколько песенок. Есть игры, в которые хорошо играть именно так, усевшись в круг. И, несмотря на кажущуюся незамысловатость, они очень полезны для малышей: развивают внимание, учат сосредоточенности. Сыграйте, например, в «испорченный телефон». Первый игрок быстро произносит на ухо соседу какое-нибудь слово. Тот, в свою очередь, передает то, что услышал следующему игроку. Когда слово обойдет круг, последний игрок его называет. Очень редко слово соответствует изначальному варианту. А есть похожая игра, которая называется «ассоциации». В нее можно сыграть со старшими дошкольниками. Только сперва доходчиво объясните детворе на конкретных примерах, что такое ассоциации. Итак, первый игрок произносит на ухо соседу слово, а тот должен быстро передать дальше свою первую ассоциацию с этим словом. Скажем, «слон – Африка» или «кофе – черный». Так, от игрока к игроку, слово будет трансформироваться, и конечный вариант может быть весьма неожиданным. А помните милую детскую игру в «садовника»? Для нее малышам потребуются некоторые познания в ботанике. Каждый играющий называется каким-нибудь цветком. Водящий говорит: Я садовником родился,
Не на шутку рассердился,
Все цветы мне надоели,
Кроме… тюльпана. Названный цветок должен быстро откликнуться: — Ой!
— Что с тобой?
— Влюблен!
— В кого?
-В розу! Теперь аналогичным образом откликается «роза», и игра продолжается.
У синей водной глади
Отдых у воды замечателен уже сам по себе. Сколько радости вызывает у детворы возможность поплескаться, поваляться на теплом песке, построить песчаные замки и вырыть глубокие колодцы и траншеи. Но иногда от всего этого просто-напросто устаешь, и хочется чего-нибудь большего. На пляже тоже можно организовать забавные семейные игры. Например, такие. Заранее объявите друзьям, что на пляже будет проходить «конкурс брызгающих устройств». Пусть каждая семья совместными усилиями изобретет и соорудит оригинальную брызгалку. В жаркий летний денек детвора с удовольствием опробует изобретения, а взрослые выберут лучшие брызгалки в разных номинациях: «Оригинальность», «Дальнобойность» и т.п. Для того, чтобы удержать ребят на берегу и дать им возможность погреться на солнышке, сыграйте в игру «лягушка». Соберите взрослых и детвору, сядьте в кружок. Посередине – водящий с закрытыми глазами (для верности, чтобы не подсматривал, глаза можно и завязать). Игрок говорит: Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара,
Закричала… В этот момент кто-нибудь из сидящих в круге говорит: «Ква-ква!» А водящий должен по голосу отгадать, кто лягушка. Продолжить «лягушиную» тему и согреться после долгого купания вам поможет игра «щуки и лягушата». Выбираем маму или папу щукой, а для маленьких «лягушат» рисуем на песке кружочки-домики. «Лягушата» резвятся на просторе, а с появлением «щуки» прячутся в домиках. Пойманные лягушата становятся щуками и принимают участие в охоте. После каждой охоты два «домика» на песке стираются, и задача лягушат усложняется: теперь им нужно ютиться в одном маленьком домике по несколько человек. А когда уже пора собираться домой (но детворе так не хочется!), организуйте веселую забаву на скоростное обувание. Участие взрослых приветствуется. Начертите палкой на песке круг радиусом около 3 м. Сложите обувь всех игроков в центре круга и перемешайте. По команде «Обувание начали!» игроки бегут в круг, отыскивают свою обувь, надевают ее и возвращаются за границу круга. Кто копался дольше всех, выполняет какое-нибудь задание всей компании. С таким хорошим настроением и уходить с пляжа будет веселее.
Хорошего вам отдыха и веселых игр!
Игры на природе для детей

Прогулки на свежем воздухе очень полезны, особенно для растущего детского организма. Чем больше времени ребенок проводит вне помещения, тем лучше, особенно если дети регулярно выезжают со своей семьей или коллективом на природу. Вдали от шумных и пыльных мегаполисов малыши дышат чистым свежим воздухом, активно проводят досуг, с аппетитом кушают.
Собираясь на пикник, стоит заранее продумать, чем занять детвору. Предлагаем вам несколько вариантов веселых и активных подвижных игр на природе для детей. Дайте им возможность побегать, пошуметь и повеселиться в свое удовольствие!
Летние игры на природе для малышей с родителями
- Многие игры содержат в себе познавательную информацию. Например, самым маленьким можно предложить следующее развлечение: один из родителей, например, мама, произносит фразу: «Раз, два, три — скорей к березе ты беги!». Малыш с папой должны как найти нужное дерево, подбежать и дотронуться до него. После этого можно обсудить с ребенком особенности березы: ее необычный цвет, форму, сережки и т. п. Далее игру можно продолжить, предложив малышу найти ель, сосну, кустик, ромашку и т. п. (в зависимости от окружающего пейзажа).
- Соберите вместе коллекцию камешков, шишек, разноцветных листьев. Дома из этих материалов можно сделать гербарий или интересную поделку своими руками.
- Когда малышу настанет время отдохнуть, лягте все вместе на подстилку и смотрите на небо. Можно угадывать, на что похожи облака — это замечательно развивает воображение.
Интересные детские игры на природе
- Если ваш пикник проходит в лесу, можно предложить детям соревнование, кто выше или дальше всех кинет шишку, состязание в меткости (кто точнее попадет шишкой в дерево) и т.п.
- Ведущий предварительно раскладывает на лесной тропинке различные яркие предметы, принесенные с собой. Дети по очереди проходят по маршруту, возвращаются другой дорогой (вместе со взрослым), а затем показывают свою наблюдательность: нужно рассказать, где и какой предмет лежал.
- Двум ребятишкам дают по корзинке, и за минуту они должны собрать как можно больше шишек. Кто больше соберет — тот и выиграл! Если детей много, то их можно объединять в команды по несколько человек.
- Можно поиграть в известную многим взрослым игру «цепочка». Ее суть состоит в следующем: две команды детей становятся друг напротив друга, взявшись за руки, а затем капитаны каждой из команд по очереди вызывают одного из игроков соперников. Тот должен, разбежавшись, разбить их цепь. Если это у него получилось, он забирает в свою команду одного из двух ребят, которые не удержали цепь. Если же цепочка уцелела, этот игрок присоединяется к соперникам. Игра заканчивается, когда в одной из команд остается только один человек.
- «Клад». Эта игра подойдет для семьи с несколькими детьми. Раздайте каждому ребенку заранее нарисованную вами карту, где отмечен спрятанный клад (небольшая игрушка, шоколадка и т. п.). Особыми значками пометьте на карте деревья, холмы, тропинки. Игра учит ребенка ориентироваться на местности, и обычно очень нравится детям.
Игры с мячом на природе
Если вы взяли с собой мяч, то к игре вполне могут присоединиться и взрослые. В такие игры на природе можно играть не только летом, но также весной и осенью: бег и прыжки отлично помогают согреться.
- «Горячая картошка». Все игроки становятся в круг на расстоянии нескольких шагов друг от друга, и начинают быстро перекидывать мяч по кругу. Тот игрок, кто не поймал, садится в центр круга. Для того чтобы выручить его, нужно попасть мячом по спине (если мяч не тяжелый) либо, если мячик маленький, кинуть его так, чтобы сидящий игрок поймал его.
- Также на природе хорошо играть в волейбол, пионербол, бадминтон, твистер и другие традиционные игры.
7 лучших игр, в которые можно поиграть с детьми на природе
На свежем воздухе можно поиграть в массу веселых и интересных игр. Какие детские игры на природе поднимут настроение не только детям, но и взрослым?Летом можно придумать столько занятий на свежем воздухе! Игры на природе — веселое и захватывающее времяпрепровождение.
СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ
Веселая и простая игра с мячом, развивающая внимательность и смекалку ребенка. Начинать в нее играть с ребенком можно уже с 4-5 лет, когда ребенок владеет простым словарным запасом. В эту игру можно играть как всей семьей, так и пригласив других детей.
Правила игры: дети встают в круг, один ребенок держит мяч. Называет какой-то предмет и бросает мяч любому из игроков. Если предмет съедобный, то мяч нужно словить, если нет – то ловить нельзя. Если игрок ошибается и ловит «несъедобный» мяч, то он выбывает из игры. Если не ошибается, то сам называет какой-либо предмет и передает мяч. Побеждает последний игрок, не выбывший из игры.
КЕНГУРУ
Активная игра с мячом для физической подготовки. Понадобится 2 мяча.
Правила игры: участники игры зажимают между ног мяч и по сигналу начинают скакать на двух ногах до линии финиша и обратно. Если мяч выпадет, его нужно подобрать и с того же места продолжать прыжки. Побеждает тот, кто раньше всех доберется до исходной точки. Можно также проводить командные соревнования, передавая мяч как эстафету.
СКАКАЛКА
Помните, в детстве мы любили прыгать на скакалке? Простая игра, а сколько эмоций! Плюс скакалка подходит для активных неуемных детей.
Правила игры: мама загадывает ребенку число (например, 7). Ребенок должен прыгать на скакалке и считать вслух. Если он допрыгает до загаданного числа и не наступит на скакалку, то он выиграл. Можете поиграть вместе с ребенком – будет весело!
КОРАБЛИКИ
Веселая игра, для которой необходим тазик с водой и несколько корабликов. Игра развивает дыхательную систему.
Правила игры: На некотором расстоянии друг от друга размещают кораблики. Кораблики можно сделать из бумаги или купить пластмассовые. По команде дети начинают дуть на свои кораблики. Побеждает тот участник, чей кораблик добрался до финиша первым. Победителя обязательно нужно наградить вкусным призом.
ТАНЦЫ НА БУМАГЕ
Веселая подвижная игра, которая развивает пластичность в ребенке. Понадобится листы бумаги либо газета и музыка.
Правила игры: ребенок кладет бумагу на пол и встает на нее ножками. Ведущий включает музыку. Дети танцуют. Через 30 секунд ведущий останавливает музыку. Дети складывают лист бумаги пополам и снова танцуют. Выбывает тот, кто наступит мимо листа бумаги. Игра продолжается до тех пор, пока не останется в игре один участник.
ДОГОНЯЛКИ
Самая простая, но веселая игра на природе, которая развивает выносливость ребенка.
Правила игры: ведущий считает, например, до 10, а участники на это время должны догнать друг друга и прикоснуться к товарищу. Кого догнали, догоняет товарища.
ПАРОВОЗИК
Веселая игра развивает способность синхронизироваться и работать в команде. Игроков должно быть чем больше, тем лучше.
Правила игры: участники делятся на 2 команды и строятся в линию. Каждый должен положить руку на плечо впереди стоящего и согнуть ногу. Если у детей разный рост, то пусть возьмутся за одежду товарища. На одной ноге команда должна допрыгать до финишной линии. Победитель – самая быстрая команда.
Серпантин идей — Как развлечь детей летом?! Развивающие игры на природе. // Коллекция веселых развивающих и подвижных игр для летнего отдыха вместе с детьми
Летом мы стараемся отправить наших деток в гости к бабушке или на дачу — укреплять здоровье и дышать свежим воздухом. Но, чтобы это время принесло максимум пользы, неплохо бы прихватить с собой шпаргалку, где будут собраны игры, например, для праздника на природе или таки, которые дадут зарядку для их ума и направят детскую энергию в правильное русло. Близость к природе, дачные условия — создают благоприятную атмосферу для развития у малышей воображения и внимания, не упускайте этой возможности.
Близость к природе, дачные условия — создают благоприятную атмосферу для развития у малышей воображения и внимания, не упускайте этой возможности, уделяйте играм и занятиям со своим ребенком хотя бы немного времени. Особенно полезны игры для малышей, когда у себя на даче вы проводите детский праздник или к вам в гости пришли соседские ребятишки.
Предлагаем нашу коллекцию развивающих и подвижных игр, которые помогут развлечь детей летом, когда они вместе с родителями отдыхают на природе или даче.
1. Подвижная игра «Дачный паровозик».
Сюжет этой игры уместен в любом новом для собравшихся вместе детей пространстве – на даче, в гостях, в детском развлекательном центре или где-нибудь на природе, потому что эта игра позволяет в ненавязчивой форме познакомить малышню с новыми обстоятельствами и сориентировать их «на местности».
Ведущий как бы организовывает веселую экскурсию, предлагая ребятам стать вагончиками забавного паровозика. Конечно, «локомотивом» должен стать сам ведущий. Путешествовать лучше всего от одной «станции» к другой. На даче это могут быть «станции» «Малинник», «Теплица», «Завалинка», а вот в квартире – «Детская», «Лоджия» и так далее. Безусловно, на даче или где-то на природе каждая остановка должна быть прокомментирована: объясните детям, что такое завалинка или поленница. Также очень полезной будет беседа, например, о муравейнике, если вашему веселому «паровозику» посчастливиться остановиться у подобной «станции».
Кстати, свое путешествие не стесняйтесь «приправить» пением песен или декламацией стихов, благо, строчки «Мы едем, едем, едем в далекие края» известны всем. А чтобы поддержать «паровозную» тему, предлагаем такой стишок:
Слышу, слышу стук колес! Едет, едет паровоз!
Паровозик дачный! День у нас удачный!
Много станций на пути! На какой же нам сойти?
Между прочим, не бойтесь через пару «станций» на свое место «локомотива» поставить кого-нибудь из детей – малышня быстро подхватит принцип игры и получит дополнительную мотивацию. Есть смысл менять изображающего «локомотив» после каждой остановки. Главное, вовремя закончить путешествие, чтобы ребятам не наскучило. В противном случае дети начнут баловаться. Завершите веселую «поездку» где-нибудь рядом с угощениями или игровыми приспособами – качелью, бассейном или песочницей.Такая подвижная игра увлечет детей и направит их энергию в нужное русло.
2. Развивающая игра для детей «Чудо-ваза своими руками».
Подобным рукоделием вполне возможно заниматься и с совсем маленькими детьми и с ребятами постарше. Для этого запаситесь стеклянными бутылочками или баночками необычной формы. Тщательно обмажьте их пластилином. Кстати, дети постарше могут выполнить этот этап самостоятельно. Заранее приготовьте разнообразную крупу, фигурные макароны, арбузные и тыквенные семечки, фасоль и самые разные виды скорлупы (от грецких орехов, от фисташек или фундука).
Задание состоит в том, чтобы, используя эти материалы, украсить стеклянную посудину. Вариантов здесь множество: можно выкладывать разные орнаменты по краю горлышка и у основания бутылочки, сформировать крупный узор в центре, выложить крупу разного цвета в шахматном порядке и так далее. Будет здорово, если после экспериментов ваш ребенок придумает что-нибудь свое, а именно так и будет, ведь каждый из них обладает поистине неисчерпаемой фантазией.
3. Творческое занятие «Живой» пластилин.
Эта игра тоже подойдет, чтобы развлечь детей на даче или в летне-осенний период и позаниматься с ними вместе творчеством, для нее потребуются цветки, лепестки, листики и пушистые метелки разных растений и т.п.
Предварительно нужно приготовить небольшие листы картона разной конфигурации, обмазать их пластилином. Из собранного цветочного материала предлагается выложить на пластилиновых заготовках декоративные панно. Здесь, также как и в случае с чудо-вазами, существует огромное пространство для творчества и фантазии детей. Причем, это занятие будет под силу и совсем малышам, и вполне взрослым ученикам начальной школы.
Полученные навыки затем можно применить для изготовления милого подарка кому-нибудь из близких, например, доверить малышу изготовить подарок бабушке, взявшись за изготовление целой композиции.
4. Познавательная игра для летнего отдыха «Птички-невелички».
Маленькому ребенку интересно буквально все, поэтому, чем необычнее ему покажется предложенная игра, тем лучше. Так что предложите вашему малышу немного «полетать».
Полетать можно следующим образом: покажите ему сами, как машет крылышками и чирикает какая-нибудь маленькая птичка, например, воробышек. А потом – как размашисто машет крыльями огромный орел. Очень ярким образом для подражания, конечно, может стать ворона, домашняя птица курица и даже уточка, чья походка вразвалочку очень повеселит кроху. Попросите ребенка повторить вместе с вами.Старайтесь не упускать возможности и устраивайте детям тематические небольшие праздники, тем более подходящие есть в самом календаре (например, День птиц — весной или Иван Купала — летом).
Может быть, ему будет интересно, как летает самолет? Вот только придется объяснить, что это совсем не птичка, а мощная машина с двигателями. Но и это знание совершенно не будет лишним.
5. Познавательная игра «Юные огородники».
Чтобы ваш малыш точно знал, как растет морковка – хвостиком вверх или вниз – не запрещайте ему вместе с вами копаться в огороде. Приобретите для этого малышковые грабельки, лопатку и лейку. Это будет весьма педагогично с вашей стороны, ведь ребенок все равно будет рваться помогать вам на даче, и лучше, если вы организуете это грамотно.
Обязательно разрешите ему что-либо покопать или вместе с вами окучить кустик картошки. Поверьте, через пять минут ребенок устанет и переключится на другое занятие, а вы сэкономите нервы и время. Кстати, для смены занятий придумайте ему что-нибудь полегче, например, поливку цветов или сбор созревших огурчиков. Конечно, толку от такой помощи будет мало, однако ни в коем случае не переделывайте работу малыша у него же на глазах! Этим вы доставите ребенку колоссальное разочарование. Наоборот, обязательно похвалите его за удачные действия и мягко укажите на «недоработки», пообещав, что в следующий раз вы вместе справитесь с подобными трудностями.
5. Познавательная игра «Купание цветов».
Самые лучшие условия для этой игры – дача и лето, поскольку для нее нужны самые настоящие цветы и овощи, растущие на грядках. «Купанием цветов» можно заниматься чуть ли не с полуторагодовалыми малышами, ведь именно в это время они начинают познавать мир.
Вручите своему крохе игрушечную лейку и покажите, как надо поливать цветы и грядки с овощами. Обязательно называйте то, что вы поливаете. Обращайтесь к цветам и овощам с ласковыми словами, здоровайтесь с ними, желайте им хорошего роста и солнечных дней. Будет просто здорово, если свои действия вы попутно снабдите прибаутками, стихами и подходящими к случаю загадками, например, про морковку (девица в темнице, а коса на улице). Можно быстренько рассказать сказку про репку. Проговорите и такой стишок:
Воду в лейку набираем
И цветочки искупаем.
Наши капельки летят,
Напоить цветы хотят.
А поскольку маленькие дети просто обожают возиться с водой, то разрешите своему ребенку немножко побрызгаться из лейки, сравнивая его с цветком.
Такая игра довольно познавательна для любого малыша. Возможно, купание цветов станет вашей каждодневной традицией, но это только на пользу, поскольку непосредственное общение с малышом очень сближает.
7. Игра для детского праздника «Зайцы и пугало».
Чтобы развлечь детей с помощью этой игры для детского праздника на природе — необходим участок свободной земли, на котором можно очертить круг диаметром от восьми до десяти метров. Внутрь круга — это будет «огород», укладывают в хаотичном порядке десять морковок (или предметов их заменяющих). В роли «пугала» сначала может выступить кто-то из взрослых, его задача поймать кого-нибудь из «зайцев», которые стремятся завладеть «морковками на его огороде».
Условия игры такие, по сигналу ведущего: «Гулять» — дети должны быстро забежать в круг и завладеть морковкой, кого «пугало» поймает за этим занятием или даже заденет, становится на его место. Ловить «зайцев» можно только на территории круга, за его пределами «застукивание» не засчитывается. Играть можно пока не надоест или пока не закончится «морковка».
8. Дачные истории.
Пока еще ваш ребенок верит в сказки и искренне ждет чуда – устройте ему небольшой сюрприз и разыграйте мини-представления. Это особенно хорошо получится на даче, где, используя саму нестандартную обстановку, можно придумывать каждый день целую уйму сказок и маленьких историй.
Например, можно развлечь детей так: посадите среди грядок плюшевого мишку и рядом положите еловую шишку. Разыграйте ребенка так, будто бы мишка плачет:
— Миша, ты почему плачешь?
— Шел я по лесу, а шишка прямо на дорожке лежала. Она отскочила и прямо мне в лоб!
— Ой, мишенька, давай мы тебя пожалеем! – здесь можно предложить вашему малышу приложить ко лбу бедного мишки подорожник, погладить его, успокоить и даже позвать его пить чай со свежей малиной.
Подобные истории могут возникать на каждом шагу. Их содержание зависит от вашей выдумки и игрушечных героев, которые есть у вас под рукой. Обязательно используйте воду, которую на дачах копят в бочках, старых ваннах и почти сказочных кадушках. Пусть в этом случае действующими героями станет резиновая уточка со своим веселым выводком и даже коварный крокодил, который, например, спрятал детскую леечку, а она так нужна вашему малышу, ведь вы как раз собрались вместе идти поливать морковку!
Можно также обыграть историю про сороку-ворону, которая, как водится, кашу варила. Для этого соберите всех имеющихся игрушечных птичек, рассадите их на кусте смородины или облепихи и предложите ребенку покормить их из игрушечной посудки.
Подобным игровым способом вполне возможно будить ребенка по утрам или способствовать тому, чтобы он съел ложечку творога или чего-то еще не менее полезного, но не очень им любимого.
9. Игра на природе «Игрушки едут в гости».
Для начала этой игры позаботьтесь о том, чтобы среди ваших грядок и ягодных кустов поселились веселые обитатели – это может быть семейство серых зайчиков, белочка и ворчливый ежик. Потом, как бы между прочим, обратите внимание вашего ребенка, что его игрушки (находящиеся в доме) несколько заскучали. «Может быть, они хотят поехать в гости к своим знакомым, которые живут у нас на огороде?» — спросите вы. Конечно, хотят! Поэтому вместе со своим малышом вы усаживаете кого не лень в грузовички и тележки (если детей несколько, то каждому обязательно должно достаться свое транспортное средство) и едете в ваш садик-огородик.
Кстати, заранее продумайте, что игрушечные гости и хозяева будут делать при встрече: можно включить им музыку для танцев, а можно прямо на свежем воздухе накрыть стол. Очень веселое занятие – прятки: сначала прячутся дети, а игрушки (с помощью родителей их ищут), потом прячутся игрушки. Главное, что все в восторге.
10. Развивающая игра «Кем был?«
Следующая веселая игра развивает у малышей сообразительность и тренирует их сознание на установление причинно-следственных связей. Она подходит детям не младше четырех лет.
Предложите ребенку подумать, чем раньше была каша в его тарелке? Конечно, зерном. А его вязаная кофточка? Шерстью. Подобный смысловой ряд, в принципе, бесконечен: цветок был семечком, цыпленок – яйцом, курица – цыпленком. Даже мама когда-то была девочкой.
После дайте ребенку самому выбрать объекты и задуматься над тем, чем же или кем были раньше окружающие его предметы и существа.
11. Развлечение для детей «Веселый обед».
Обычно на даче устраиваются веселые застолья, которые, однако, быстро надоедают маленьким детям. Поэтому мы предлагаем вам устроить веселый обед для игрушек. Заранее для этого приготовьте поролоновые овощи и бутерброды, самодельные горшочки с медом, нарисуйте на картоне косточку для собачки и рыбку для кошечки. Предложите ребенку, чтобы игрушки (с его, конечно, помощью) приходили за угощением. При этом обязательно задавайте вопросы: «Ты кто?», «Чем ты киска желаешь угоститься?», «А что должен говорить каждый воспитанный зайчик?» и так далее.
После угощения, пожалуй, лучше всего устроить всеобщие танцы, в которых бы приняли участие и взрослые, и дети и игрушки.
12. Игра с ребенком «На что похоже?«
Иногда бывает очень скучно гулять: и погода не задалась, и все игры надоели, как развлечь себя и ребенка? Предложите ребенку интеллектуальное развлечение «На что похоже?». Главное, что для него нужно лишь оглянуться по сторонам: на что похоже это облако? А эта лужа под ногами?
Обратите внимание на тени, очертания кустов и деревьев. Зимой целую бездну ассоциаций вам обеспечат сугробы, морозные узоры на гладких и блестящих предметах, а также сосульки. Очень важно, если вы будете хвалить ребенка за особо оригинальные образы и ассоциации. Никогда не говорите, что эта лужица совсем не похожа на хомячка, если малыш утверждает обратное. Просто попросите его объяснить, в чем он видит сходство, и предложите свой вариант.
13. Подвижная игра «Хоккей на траве».
Для импровизированного хоккея на траве вам понадобятся надувные шары и пластмассовые клюшки (их можно заменить палками от высоких пластмассовых пирамидок). В качестве ворот вам послужат обыкновенные обручи или хула-хупы.
Задача ребенка – загнать воздушный шарик в пределы обруча. Играть лучше всего небольшими командами. Также назначьте судью, который бы засчитывал очки. Небольшие призы должны получить обе команды – и проигравшая, и победившая. Иначе в следующий раз потерпевшие поражение маленькие игроки наотрез откажутся участвовать в подобной затее.
14. Конкурс «Самый меткий».
Хорошо бы заняться и развитием координации движения. Для чего используем те же обручи – в них можно бросать камушки. Главное, все время усложнять задачу: сначала метимся с расстояния в три шага, потом – с пяти шагов. Потом приподнимите обруч над землей, уложив его на деревянные чурочки. Затем можно приподнять обращенную к детям сторону обруча, чтобы получилось своеобразное препятствие.
Если не трудно, придумайте этому действию еще и сказочную подоплеку: например, убедите детей, что им нужно накормить невидимых рыбок, которые плавают в пределах обруча, как в бассейне.
15. Командная игра «Солнечный круг»
Если собралось большое количество рнбятишек, то обручи можно использовать по-другому. Детей делим на две равные команды, Выстраиваем их в затылочек друг за другом и предлагаем с помощью деревянных палочек, которых должно быть не менее пятнадцати, и гимнастического обруча выложит на полу солнышко, то есть обруч – в центре, а палочки – по его бокам, как лучики.
Все эти специальные «снаряды» выдаются каждой команде и лучше всего сложить их рядом с участниками, на старте.
По сигнале ведущего первый игрок хватает обруч и бежит с ним к указанной на полу меловой метке, возвращается к своим товарищам и хлопает следующего игрока по плечу. Второй участник берет первую деревянную палочку и бежит к лежащему на полу обручу, прикладывая палку так, чтобы было похоже на лучик. Затем ребенок возвращается к команде и передает эстафету тем же шлепком по плечу. И так далее, пока на полу не получится лучистое солнышко.
Побеждает та команда, кому удается выложить желтое светило быстрее своих конкурентов.
16. Игра в огороде «В гости к белочке».
Хорошим развлечением для малышей может оказаться следующая игра: заранее разложите в огороде картонные грибки. Расположите их так, чтобы они не сразу бросались в глаза. Выдайте ребятам корзинки, тазики, ведерки и скажите, что сегодня к себе в гости их ждут белочка и ежик. Но приходить с пустыми руками к зверюшкам на обед нельзя, поэтому нужно собрать грибочки. Если дети старше трех лет, то можно предупредить, что не все грибы съедобные. Вот, например, мухоморы – их собирать в свои корзинки не следует.
После того, как довольные грибники вернуться из огорода, за накрытым столом их будут ожидать игрушечные белка и ежик (здесь самим родителям придется выступить аниматорами). Довольные зверушки благодарят за подарки и приглашают гостей на чаепитие.
17. Веселая забава «Догадливый ворон».
Это игра для достаточно большого количества детей. К ней нужно приготовить много-много разных мелочей: еловые шишки, маленькие игрушечные фигурки животных и насекомых, пупсиков, носовые платочки и так далее. Все это выкладывается в центр круга. Выбираете ведущего – «мудрого ворона». Он зрительно запоминает, что за мелочи лежат в центре, и уходит на короткое время. За эти минуты остальные участники игры – «маленькие воронята» — разбирают по нескольку мелочей и прячут у себя за спиной. Одну какую-нибудь безделицу они зажимают в руках.
Когда «ворон» возвращается, то он по очереди начинает задавать наводящие вопросы каждому игроку, пытаясь угадать, что за предмет он держит в своих ладошках: «Это мягкое/ круглое/ пахнет/ было ли растением?» и так далее. На каждое правильное предположение «вороненок» отвечает «карканьем».
Каждый отгаданный предмет «ворон» кладет справа от себя. Если он задал три вопроса, но все равно не понял, что там спрятано, то предмет кладется слева от него. Так и определяется его выигрыш или проигрыш – по количеству отгаданных предметов. Если их больше, чем не отгаданных, то «мудрый ворон» меняется на желающего. Если все наоборот, то продолжает водить.
Сначала ведущим должен быть, конечно, взрослый, а только потом – ребенок. Эта игра развивает целый комплекс навыков: речь, внимательность и другие.
18. Игра в круге «Стихии».
Здесь понадобится четыре мяча четырех же разных цветов: желтый, красный, синий и зеленый. Они будут символизировать собой четыре стихии: воду — синий, землю – зеленый, огонь – красный и воздух – фиолетовый.
Всех будущих игроков усаживают кружком и выбирают из их числа четырех ведущих, которым и выдаются эти мячики. Ведущие должны одновременно бросать свои мячи разным ребятам одновременно, а те, в свою очередь, называют им – в зависимости от цвета мячика – слова, которые непосредственно связаны с той или иной стихией. Например, получив зеленый мячик, ребенок называет что-нибудь вроде слов «трава», «грядка», «яма» и так далее и бросает его обратно ведущему.
Тех игроков, которые затрудняются ответить по истечении счета до пяти, исключают из игры. Так, в конце концов, и определятся победители.
19. Развивающая игра «Купание кукол».
Казалось бы, что удивительного в купании кукол? Однако эта игра поможет вам с пользой провести жаркий день на даче. Дело в том, что вы не просто позволите вашему ребенку поплескаться в воде, но проиграете с ним важные социальные роли, ведь кроха сможет некоторое время побыть «взрослым». Сначала предложите определить температуру воды, потом, называя предметы одежды, разденьте кукол.
Стоит проговаривать и названия тех частей тела, которые ваш ребенок моет кукле. Поощряйте его, чтобы он разговаривал с игрушкой, как бы успокаивая или ободряя ее. После – займитесь вытиранием, также проговаривая все действия.
Как видите, эта игра подойдет для самых маленьких и поможет им развить речь и пополнить словарный запас.
Игр, которые помогут развлечь детей на природе или даче множество, все, что окружает вас, может стать реквизитом для новой игры или поводом для какого-то творческого занятия — доставьте себе эту радость – поиграйте с ребенком, это и полезно и весело!
Автор Надежда Худяшова
Специально для сайта https://serpantinidey.ru/
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:
Подвижные и командные игры для летнего отдыха детей.
Игры на знакомство и активизацию детей. Игры за столом.
Творческие игры и конкурсы для летнего отдыха детей.
Игровые программы для летнего отдыха детей.
Дружбе учимся играя!
Игры-розыгрыши и юмористические конкурсы для детей
Материал по физкультуре на тему: Подвижные игры с детьми на природе в летний период
Работа с родителями
Подвижные игры с детьми на природе в летний период
***
Чтобы помочь родителям воспитанников организовать игровую деятельность на природе и в летний период в нашем детском саду периодически проходят семинары-практикумы. Один из таких семинаров на тему «Игры детей в летний период», изложен далее.
Ознакомление с природой через движение.
Лето — удивительная пора. Можно целый день гулять на свежем воздухе, радоваться солнцу.
Во многих семьях существует традиция – в выходной день выезжать за город. Экскурсия в лес, в парк, к водоему очень полезны и как средство оздоровления, и как средство ознакомления с окружающим миром.
Как сделать, чтобы часы, проведенные на природе, были наполнены веселыми развлечениями, увлекательными занятиями, летели незаметно, не требовали специальной подготовки от взрослых, проходили с большей пользой для детей?
Помочь в этом могут различные игры и упражнения. И вот некоторые из них.
На опушке леса с детьми можно провести разнообразные упражнения и игры с бегом, прыжками, лазанием, бросанием и ловлей мяча:
-пробежать друг за другом между деревьями, обегая их;
-пробежать по тропинке быстро, но так тихо, чтобы не хрустели ветки под ногами;
-пробежать под низко растущими ветками деревьев, стараясь не задеть их;
-бегать между деревьями в различных направлениях;
-вбегать на крутую горку и сбегать вниз.
Можно придумать массу других интересных забав в зависимости от окружающей вас обстановки, используя подручные материалы.
Хорошим упражнением на равновесие может быть ходьба по стволу поваленного дерева, переход через неглубокую и неширокую канаву по узкому мосту, дощечке. В той местности, где есть валуны, крупные камни, можно упражнять в перешагивании с камня на камень. Когда дети станут достаточно ловкими, то можно провести игру «Пятнашки на камнях». Если камни расположены далеко друг от друга, то правила меняются: дети бегут между камнями, а спасаются на камнях. Затем игру можно усложнить: нельзя пятнать того, кто встал на камень на одной ноге. Такую игру можно провести и там, где много небольших пней различного диаметра. Спасаясь от пятнашки надо вскочить на пень на одной или двух ногах.
Природное окружение можно использовать и для развития метания, особенно метания на дальность. Еловые и сосновые шишки, а на берегу реки или озера мелкие камушки — лучший материал для метания. Такие упражнения удобно проводить в виде соревнования «Кто дальше бросит». Круги на воде покажут результат.
Метание в цель можно провести, бросая шишки в определенное пространство между ветками деревьев или в пустое дупло. В воде выстраивается «эстакада кораблей», сделанная из бумаги или сосновой коры. На расстоянии 1-2 метра от берега проводится черта, с которой стреляют по кораблям шишками, камешками. Выигрывает ребенок, сделавший большее число попаданий. После игры все корабли вместе с камешками нужно убрать, чтобы не засорять водоем.
Игры.
В игре «Попади» нужно бросать шишки, попадая в цель, например в пень. При этом считать, кто сколько раз попал.
«Сбей шишки».
На пне горкой лежат шишки 6-9 штук (или куча желудей, каштанов). Бросая шишки, дети стараются сбить все предметы с пня. Выигрывает тот, кто сделает для этого меньше бросков.
«Заполни ямку».
В небольшую ямку забрасывают шишки до тех пор, пока ямка не наполнится до краев.
«Перебрось-поймай».
Дети встают напротив друг друга на расстоянии 2 метра. У одного ребенка в руках шишка (желудь, каштан). Дети перебрасывают шишку друг другу двумя или одной рукой и стараются ее поймать. Можно предложить детям подбрасывать ее из одной руки в другую.
Взрослым надо стремиться на каждой прогулке упражнять детей во всех видах основных движений, развивать их двигательную активность, используя для этого естественные условия.
«Палочка-выручалочка».
Посередине небольшой лесной полянке втыкают в землю палку. Около нее, закрыв глаза, стоит водящий, в руках у него короткая палочка. Он громко и медленно считает до 10, а в это время остальные разбегаются и прячутся за деревья, кусты, в канавки. Закончив считать, водящий открывает глаза, стучит по палочке-выручалочке и говорит: « Палочка пришла – никого не нашла». После этого он начинает искать детей, заметив ребенка, он громко произносит: «Полочка-выручалочка Машу нашла» и бежит к палочке. Найденный ребенок тоже бежит, стараясь обогнать водящего, первым дотронуться до палочки и сказать: «Палочка-выручалочка, выручи меня!» Если он успевает первым, то остается в ирге, если не успевает, то выбывает из игры. Последний игрок может незаметно подбежать к палочке-выручалочке и сказать « Полочка-выручалочка, выручи всех» -и все ранее выбывшие дети считаются вырученными.
«Кто добежит быстрее».
Дети по указанному сигналу бегут до указанного дерева (березы, дуба, клена) , куста, пенька, тропинки и т.д. Выигрывает тот, кто первым выполнит задание. Игра повторяется 2-3 раза.
Можно предложить детям различные игровые упражнения:
-спрыгивать с дерева, лежащего на земле;
-подпрыгивать на одной или двух ногах, продвигаясь вперед от дерева к дереву, вокруг куста, дерева; перепрыгивать через кучи шишек, полоски, выложенные из сухих веточек.
Воспитывая у детей бережное отношение к природе, не следует им разрешать лазание по деревьям. Кроме того, такое лазание детям противопоказано, так как связано с подтягиванием на руках, натуживанием, задержкой дыхания. Зато можно использовать поваленные деревья для перелезания, а низко растущие ветки деревьев, особенно елей — для подлезания.
Игра — один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Консультация (старшая, подготовительная группа) по теме: Подвижные игры и упражнения с детьми на природе
Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.
Также характерной особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка. В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.
В связи с усиленной двигательной деятельностью и влиянием положительных эмоций повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем. Возникновение в игре неожиданных ситуаций приучает ребенка разнообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для воспитания физических качеств (ловкость, быстрота и др.). Например, изменить направление движения, чтобы увернуться от ловишки, или спасаясь от него, бежать как можно быстрее.
Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою очередь способствует повышению выносливости.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке положительных качеств.
Необходимость выполнения правил игры, преодоления препятствий способствуют воспитанию волевых качеств: выдержка, смелость, решительность и др.
В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть поставленной цели. Изменение условий заставляет детей искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности и др.
У ребенка с помощью подвижных игр расширяется и углубляется представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения и т.д.
Подвижные игры – один из самых замечательных способов для ребенка развить свою двигательную активность, координацию движений, ловкость, выносливость. Предлагаем вам некоторый перечень игр и упражнений, которые вы можете использовать с детьми во время летнего отдыха.
«Игры с мячом на отдыхе в летний период»
«Съедобное – несъедобное»
Это одна из древних игр. Ее правила довольно просты. Игроки стоят в ряд, ведущий кидает мяч по очереди каждому из игроков, при этом произносит какое-нибудь слово. Если слово «съедобное», игрок должен поймать мяч, если «несъедобное» — оттолкнуть. Если игрок ошибается, то он меняется местами с ведущим.
«Назови животное»
Можно использовать разную классификацию предметов (города, имена, фрукты, овощи и т. д.). Игроки встают по кругу и начинают передавать мяч друг другу, называя слово. Игрок, который не может быстро назвать слово, выбывает из игры. Играя в такую игру, вы расширяете кругозор и словарный запас своего ребенка.
«Догони мяч»
Если у вас оказалось два мяча, можно поиграть в эту игру. Правила очень просты. Игроки передают по команде мяч друг другу, стараясь, чтобы один мяч не догнал другой.
«Вышибалы»
Игроки делятся на две команды. Одна команда встает посередине, другая команда с мячом встает с двух сторон. Команда с мячом старается попасть мячом, «вышибить» игроков из центра. Потом команды меняются местами.
Можно поиграть и поупражняться, используя элементы бега, прыжки, лазание. Например:
- побегать друг за другом между деревьями «змейкой»;
- по тропинке бежать быстро и очень тихо, чтобы не было слышно хруста веток под ногами;
- пробежать или проползти под низко растущими ветками деревьев, стараясь не задеть их;
- побегать между деревьями в различных направлениях;
- побегать или попрыгать по горке вверх и вниз.
Хорошее упражнение на равновесие – ходьба по стволу поваленного дерева, переход через неглубокую и неширокую канаву по узкому мосту, дощечке. Там, где есть валуны, крупные камни, интересно поупражняться в перешагивании с камня на камень.
«Пятнашки (догонялки) на камнях»
В зависимости от местности правила можно подкорректировать. Например, если бегать между расположенными далеко друг от друга камнями, то спастись можно, встав на них. Вариант игры – нельзя пятнать того, кто стоит на камне на одной ноге …
Такую игру проводят и там, где много пней различного диаметра. Спасешься от пятнашки, если запрыгнешь на пень одной или двумя ногами.
На прогулке можно поупражняться в метании на дальность и в метании в цель.
Лучший материал для этого еловые и сосновые шишки, мелкие камешки с берега реки или озера. Упражнения на метание на дальность удобно проводить в виде соревнования «Кто дальше бросит». Круги на воде помогут выявить победителя.
Метание в цель интересно отрабатывать, бросая шишки в определенное пространство между ветками деревьев, в пустое дупло, в ведро или корзину. В водоеме можно расположить «эскадру кораблей» из бумаги или сосновой коры, которую можно атаковать с расстояния 1-2 м шишками и камешками. После игр все корабли, шишки нужно обязательно убрать, чтобы не загрязнять водоем.
«Сбей шишки»
На пне горкой раскладываются 6 – 9 шишек (желудей) Участники игры должны постараться шишкой сбить эти предметы. Выигрывает тот, кто сделает это, используя меньше бросков.
«Заполни ямку»
В небольшую ямку забрасывают шишки до тех пор, пока ямка не заполнится.
«Палочка – выручалочка»
Посередине небольшой лесной полянки втыкают в землю палочку. Около нее стоит водящий с закрытыми глазами и короткой палочкой в руках. Он громко и медленно считает до 10, а в это время остальные ребята разбегаются и прячутся. Закончив считать, водящий открывает глаза, стучит по палочке-выручалочке со словами:
- Палочка пришла – никого не нашла!
Ищет детей. Заметив кого-нибудь, громко произносит:
- Палочка – выручалочка… (имя) нашла и бежит к палке, воткнутой в землю.
Найденный ребенок тоже бежит к палке, стараясь обогнать водящего, первым дотронуться до палки и крикнуть:
- Палочка –выручалочка, выручи меня!
Если он успевает первым, остается в игре. Если не успевает – выбывает из игры. А последний игрок может незаметно подбежать к палочке –выручалочке и сказать:
- Палочка – выручалочка. Выручи всех!
Тогда все выбывшие из игры возвращаются в игру и считаются вырученными.
«Кто быстрее добежит»
Дети по сигналу бегут до указанного места (дерево, пень, куст). Выигрывает тот, кто первым выполнит задание. Игра повторяется 2 – 3 раза.
Игровые упражнения с прыжками
— Спрыгнуть с поваленного дерева.
— Подпрыгивать на одной или двух ногах, продвигаясь вперед от дерева к дереву, вокруг куста, перепрыгивать через кучи шишек.
Познакомьте детей с русскими народными играми: «Горелки», «Чехарда». Вспомните игры в которые играли сами в детстве: «Садовник», «Краски», «Бабушка, нитки запутались», «Жмурки».
Во время проведения подвижных игр малыши так же развивают и совершенствуют коммуникативные навыки.
В одну и ту же игру можно играть несколько раз подряд, в зависимости от настроения детей и характера двигательной нагрузки. Общая продолжительность подвижных игр составляет от 5 до 15 минут (в зависимости от возраста детей и физической нагрузки).