Такие разные японские сады
Японский сад — уникальное явление в ландшафтном искусстве. Ни для кого не секрет, какой огромной популярностью он пользуется во всем мире, хотя если вы попытаетесь найти ей объяснение, поймете, что это не так просто сделать.
Возможно, поклонникам японского садового искусства нравится вновь и вновь испытывать необычное и очень приятное ощущение спокойной собранности, когда человек погружен в созерцание, эмоционально отрешен от житейских проблем, но в то же время более чем когда-либо готов к любым вызовам, победе над любыми обстоятельствами.
Как ни хорош японский сад с эстетической точки зрения, его главное достоинство — способность дарить человеку внутреннюю силу, поэтому практика его создания весьма необычна. Она основана, с одной стороны, на знании растений, ландшафтных технологий, принципов эстетической гармонии, и, с другой стороны,— на определенных культурных традициях, религиозных и философских представлениях.
Если искать в японских садах общие черты, то одна из них, скорее всего, — особая взаимосвязь с архитектурой строений, которые сами являются частью ландшафта.
Неудивительно, что вот уже много лет во всем мире не уменьшается число желающих создать «сад в японском стиле» на собственном участке. Однако само выражение «японский стиль» не совсем верно. Японские сады, несмотря на многочисленные правила и традиции, связанные с их созданием, не являются набором бесконечно повторяемых штампов. Они весьма многообразны, и каждый имеет свой неповторимый облик.
Японская традиция ландшафтного искусства насчитывает не менее полутора тысяч лет. Трудно представить, чтобы все это время взгляды людей и образ их жизни не менялись, а вся их деятельность была бы посвящена стремлению к одной цели, одному неизвестно кем и когда установленному идеалу. Разумеется, ничего подобного не происходило.
В отличие от европейцев, японцы никогда не стремятся к завершенности, законченности композиции сада. Эта недосказанность является одним из вдохновляющих мотивов для поклонников японского ландшафтного искусства
Многие века в Японии, несмотря на уважение к традициям, шел поиск нового содержания и новых форм садового искусства, что привело к созданию нескольких стилей японского сада. Поэтому, если вы вознамерились создать японский сад рядом с домом, первый закономерно возникающий вопрос будет: «Какой именно?»
В японском саду существенную роль играет понятие пустоты. Предметы и растения не заполняют пустоту, а делят ее, выявляют
Самые первые японские сады были, скорее всего, увеселительными, если говорить языком европейцев. Тяга к общению с природой, любованию ее красотами свойственна большинству японцев со времен глубокой древности. Возникновение садового искусства предоставило возможность богатой знати перенести изысканные природные пейзажи ближе к дому, воссоздав их в миниатюре. Теперь утомительные и опасные прогулки могли быть реже, а возвышающее душу общение с природными духами — чаще. Видимо, в это время и начинает складываться один из известных нам стилей японских садов, «стиль природного пейзажа», воспроизводящий картины природной гармонии. Своего расцвета он достигнет позже, в эпоху Хейан (794–1185 гг. по европейскому летоисчислению).
Сад природного направления, или ДзЁдо, изображает райские ландшафты, куда переселяются души праведников и где их ожидает вечное блаженство
В эти годы политическая столица страны находится в городе Хейан, нынешнем Киото. В переводе с японского название означает «мир, спокойствие», что отражало, скорее, благие пожелания императора, чем реальную действительность того времени. Тем не менее, относительная стабильность страны и процветание ее элиты способствуют тому, что богатые люди не боятся вкладывать значительные средства в такие «бесполезные» вещи, как ландшафтное искусство, и Киото буквально обрастает изысканными садами. Получивший распространение буддизм оказывает большое влияние на культуру японского сада, возникает такое явление, как храмовый сад. Это уже, скорее, культовое пространство, чем место для развлечений и отдыха.
Камни японского сада — обиталище духов. Задачей мастера было расставить их так, чтобы духи остались довольны и ниспослали ему как можно больше различных благ
Стараниями монахов буддистской секты Дзёдо стиль природного пейзажа в садовом искусстве приобретает черты совершенства: такие сады служат символическим изображением Западного рая, куда по окончании земного пути отправляются души праведников. Но все еще можно говорить, что сады того времени, даже храмовые, создаются ради удовольствий: легкомысленная аристократия получает их при жизни, катаясь на лодках, любуясь по вечерам лунным светом, последователи секты Дзёдо надеются удостоиться еще больших удовольствий после смерти, вдохновляясь великолепием храмовых садов.
Традиции японского сада оформляются, приобретают логическую завершенность в период Камакура (XII–XIII вв.) и особенно в период Муромати (XIV–XVI вв.). В это время становится влиятельной (а затем и господствующей) идеологией буддистское течение дзен, основная идея которого — совершенствование и укрепление духа путем созерцания, познания истины в блаженной пустоте души, означающей отказ от мелочных страстей и эгоистических устремлений.
Традиционные сады Японии тесно связаны с местными религиозными культами, в которых на удивление гармонично сочетаются начала примитивной магии и сложные религиозно-философские воззрения
Под влиянием философии дзен вырабатываются несколько стилей садов и появляется их классификация, которую принимают во внимание и сейчас. Садовое искусство Японии достигает расцвета. Появляются известные всему миру сады камней, распространяется практика чайной церемонии и специальные «чайные» сады, или «тянива». Идеалом садового искусства в это время служит принцип «ваби-саби» («бедности и старины», или «изысканной простоты» — так по-разному трактуют это выражение из-за сложности точного перевода).
В последующие годы, вплоть до наших дней, традиция японского сада развивается на основе стилей и правил, сформировавшихся примерно к XVI веку, с небольшими исключениями. Возникают новаторские идеи, модные веяния, многое заимствуется из-за границы, но эти новшества не делают никакой революции, они касаются деталей: ассортимент растений дополняется красивоцветущими культурами, используются новые технологии, такие как газонные покрытия, обработанные камни и современные материалы.
Еще один из основополагающих принципов японского сада, свойственный всем стилям, — это стремление к балансу энергий инь и ян. Если ландшафт в целом плоский (и, значит, по представлениям японцев, в нем преобладает энергия инь), в композицию следовало внести вертикально установленные камни, фонари с устремленной вверх формой, принадлежащие энергии ян
Классификация садовых стилей возникла в Японии еще в Cредневековье, она основана на древних восточных традициях мышления. Учитывая это, не следует ожидать от нее железной научной логики: на взгляд европейца, может показаться, что одни сады сочетают в себе признаки нескольких стилей, другие — не подходят ни под одно описание. Но для желающих освоить искусство японского сада эта классификация является хорошим способом понять его основные принципы.
Син — развернутая форма японского сада, как можно более достоверно воспроизводящая характерные особенности природных ландшафтов страны, в основном приморских
Одни японские сады занимают площади в несколько гектаров, другие умещаются на трех-четырех квадратных метрах. Есть сады, предназначенные для отдыха и прогулок, и есть сады для сосредоточенного уединения, молитв. Различаются также планировка, стилистика, набор декоративных элементов и растений. Чтобы легче было ориентироваться во всем этом многообразии, японские мастера пользуются классификацией, начало которой положено еще в XIV–XVI вв.
В зависимости от характера рельефа традиционные японские сады подразделяются на два основных типа:
— цукияма — пейзажный сад с холмами, живописными возвышениями;
— хиранива — плоский сад, созданный на ровной поверхности.
Сады обоих типов могут иметь одну из трех форм:
— син — развернутая, полная форма, которая наиболее реалистично воспроизводит природные картины: берег моря с прибрежными скалами и уютными лагунами, живописные горы, покрытые лесом, предстают в легко узнаваемом, хотя миниатюрном и немного утрированном виде;
— гё — полусокращенная форма, в которой больше свободы предоставляется воображению посетителя сада: ручей или водопад могут быть заменены композицией из камней, напоминающей русло, растительность представлена более лаконично;
ГЁ — полусокращенная форма, в которой возможны определенные условности, например, ручей иногда изображается при помощи гальки и камней
со — сокращенная форма, где пейзажи изображаются символически, а зрители превращают их в знакомые образы исключительно силой своей фантазии. Примером могут служить знаменитые сады камней, где валуны предстают перед посетителями в «роли» животных, птиц, островов, а рассыпанный гравий изображает воду, для чего на нем специальным граблями прочерчивают борозды — «волны».
Со — сокращенная форма садового искусства, где предметы и явления изображаются абстрактно, а материалом служат гравий и камни
Несколько наиболее распространенных разновидностей садов получили в японской традиции собственные названия, их следует рассмотреть отдельно как наиболее значимые.
Докёсики — тип сада, заимствованный японцами в Китае. Сад докёсики представляет собой обитель божественных сущностей, которые, согласно древним представлениям, селились на волшебных островах, омываемых водами пруда, среди живописных скал и камней. Покровительство духов сулило владельцу сада здоровое долголетие, удачу и процветание.
Тёдзубати — чаша перед водным источником — принадлежность чайного сада, или тЯнива. У нас ее часто называют «цукубаем», однако цукубаи — название площадки перед входом в чайный домик, на которой обычно размещается тёдзубати
Дзэнъинсики-но-нива — сад при дзен-буддистском храме, отражающий философию дзен, используемый для медитации и духовного развития.
Сюккэйсики — произведение ландшафтного искусства, представляющее собой известный сад или природный ландшафт, воссозданный в уменьшенном масштабе.
Хиранива — плоский сад без холмов, водопадов и скал
Сад в стиле докЁсики — с волшебными островами, населенными могущественными духами
Тянива — сад чайной церемонии, иначе называемый в Японии родзи. Чайные сады создаются с целью особым образом оформить территорию, прилегающую к чайному домику, чтобы, приближаясь к месту церемонии, гости могли настроиться на особый, одухотворенный лад. Поэтому для обозначения тянива на письме раньше даже применялись иероглифы, буквально означающие «дорожка». Чайный сад состоит обычно из двух частей: «сотородзи», или внешняя часть, через которую гости следовали самостоятельно, и «утиродзи», внутренний сад, у входа в который хозяин, согласно этикету, встречал гостей, чтобы сопроводить их к месту чаепития.
Небольшой садик цубонива можно разместить в проеме между строениями
Цубо, или цубонива, — миниатюрный садик, который можно создать в проходе между строениями, на изгибе дорожки и даже на веранде или балконе. Может представлять собой композицию с использованием камней, гравия, высаженных в грунт или контейнерных растений. Создание такого садика доступно многим, и популярность цубонива в современном мире очень высока.Хиранивасики — сад без прудов и холмов, разбитый на плоской и ровной местности.
Сидзэнсюгитэйэн — сад в стиле природного пейзажа
Карэсансуй — сад, выполненный в технике сухого пейзажа, без использования воды в качестве элемента ландшафтной архитектуры. Водные потоки, пруды, водопады в таких садах символически изображаются при помощи композиций из камней, белого песка и гравия.
Сидзэнсюгитэйэн — сад в стиле природного пейзажа с водоемом, живописными островами, композициями из камней и растений.
Сююсики — сад для лодочных прогулок. Основа такого сада — большой пруд, в котором можно кататься на лодках. Декоративные пейзажные композиции размещаются на берегах с учетом обзора их со стороны пруда, из лодок.
Кайюсики — стиль сада с прудом, рассчитанный на восприятие пейзажей во время прогулки вокруг пруда.
Кокэнива — стиль японского сада, где за основу растительного ассортимента берутся мхи, выполняющие роль покрытия, наподобие газона.
Сад, где основную часть растительности представляют мхи, выделяют как отдельный стиль, называемый кокэнива, или «покрытый мхом»
Некоторые мотивы и образы традиционного японского сада могут быть с успехом использованы и сегодня. Возможно, вам доставит удовольствие тот факт, что они имеют тайное значение и даже, если верить восточным мудрецам, способны изменить вашу жизнь к лучшему, поскольку человек, его сущность, его судьба и окружающее пространство являются единой системой. И все же японский сад, как и любой другой, должен быть прежде всего индивидуальным, ведь многообразие приемов японского садового искусства предоставляет вам широкие возможности. Так каким он будет, ваш японский сад?
GD-Home Японский сад своими руками: 23 фото-идеи
Японский сад (или сад камней) – одно из ярких примеров неповторимости культуры Востока. Такой сад не подойдет любителям газонов и аккуратных искусственных очертаний, ведь все его элементы подражают природным объектам и в целом создают «мир в миниатюре» с его озерами, горами и деревьями.
Японский сад камней — красота и гармония
GD-Home подготовил базовые принципы создания ландшафтного дизайна, которые будут полезны тем, кто решил обновить свой участок. В статье вы найдете 23 фото-идеи, взглянув на которые все станет еще более ясно и понятно. Начнем?!
Как создать японский сад своими руками + 23 фото
Оформляя сад в японском стиле следует соблюдать 3 основных принципа:
1. Естественность – сад должен создавать впечатление, будто он был создан не трудом человека, а самой природой (отсутствие строгих геометрических линий, непредсказуемость образов)
2. Сад, как самодостаточная модель мира – все компоненты напоминают объекты природы и объединяются между собой
3. Ощущение завершенности и большого пространства – небольшие сады заполняются неповторяющимися интересными объектами, соединяются изгибающимися тропинками и дугообразными мостиками, которые заставляют проходить посетителя больше шагов, что придает иллюзию большего пространства
Основные элементы японского сада
В отличие от европейских садов, где все внимание отдается цветам, основными элементами японского или китайского сада являются природный камень и вода.
Вода представлена в виде искусственных прудов, речек и фонтанов. Благодаря этому пространство сада зрительно расширяется за счет отражающихся в них предметов. Кроме того, вода приносит прохладу и влажность, которые сделают сад более комфортным в жаркие летние месяцы.
Камень используется как строительный материал, отдельный элемент ландшафта или в виде скульптур. Приветствуется использование камня, на котором видно влияние времени – с трещинами, сколами и т. д. Чаще всего используется известняк, его кладут вдоль берегов искусственный водоемов, создают абстрактные композиции. Для основы под мосты обычно укладывается гравий.
Какие растения использовать для сада камней
Пышная растительность – еще одна особенность китайского сада. Основным деревом считается сосна, обозначающая долголетие. Часто ее дополняют абрикосом и бамбуком, которые вместе называют «три друга зимы».
Из цветов высаживаются магнолии, обозначающие достаток и пионы – символ аристократичности. Их можно дополнить хризантемами, рододендронами, примулами и горечавкой. Но стоит помнить, что в таком саду цветы не должны быть главными растениями, они лишь дополняют величественные деревья.
Желаем успехов и ждем фото ваших участков!
Сады и парки Японии
Мало где в мире садово-парковое искусство достигло такой вдохновенной тонкости, как в Японии. Уже в ранее средневековье японцы уделяли созерцанию природы особое внимание и создавали прекрасные сады и парки, которые на языке европейской культуры можно было бы назвать пейзажными. Они осмыслялись в категориях буддийского миропонимания. Центром композиции был остров (скала, павильон), окруженный водами озера — символ буддийского рая посреди океана. Восхитительный пример — знаменитый монастырь Бёдоин в Удзи (близ Киото), где в центре озера распростерла свои крылья легкая деревянная постройка — зал Феникса, скрывающий статую будды Амиды.
Очень рано (уже в XII в.) развивается теоретическое осмысление садово-паркового искусства, появляются многочисленные трактаты. В период Камакура (1185–1333 гг.) решающее влияние начинает играть дзен-буддизм, для которого созерцание природы — это один из важнейших путей просветления. Постепенно формируются основные принципы устройства японского сада, основанные на нерегулярности и асимметрии.
Теоретики определяют два основных типа сада.
Тип «цукияма» — воссоздание реального холмистого пейзажа с обязательным наличием водоема и гор или скал. Часто воспроизводятся конкретные, узнаваемые природные достопримечательности Японии или Китая (гора Фудзи и т. п.), но каждый объект имеет и духовно-символическое значение, а их взаимодействие раскрывается по мере прогулки по саду. Например, верхний сад монастыря Сайходзи в Киото (создан в 1339 г. — старейший сад этого типа, с его мощными камнями-скалами, символизирует первозданные силы природы).
Тип «хиранива» — это небольшой плоский сад, созерцаемый с фиксированной точки и изображающий природу в миниатюре. Прославленным воплощением этого типа и символом дзенского сада вообще являются «сухие ландшафтные» сады (каресансуй). В них никогда нет воды: море или река изображается песком, горы — обломками скал, «островками» мха или кустарников. Условность этих садов облегчает переход к долгому углубленному созерцанию, медитации. Эти сады были неотъемлемой частью монастырей дзен, наиболее известны сады Рёандзи (кон. XV в.) и Дайсен-ин (1509–1513 гг.) в Киото.
Особый тип сада — чайные сады (тянива), распространившиеся с XV–XVI вв. вместе с развитием чайной церемонии. Они очень невелики, это скорее даже не сад, а окруженная растениями и камнями небольшая тропинка к чайному домику. Она помогает войти в состояние одиночества, постепенного отделения от мирской суеты — целью чайной церемонии, пропитанной духом дзен.
В период Эдо (1603–1868 гг.) распространение получают обширные пейзажные парки. Они по-прежнему строятся вокруг пруда с островом в центре, но при этом соединяют черты разных типов, могут включать в себя и чайные сады, и сады камней. Относительно небольшой парк императорской виллы Кацура (1610-е, 1650-е) рассчитан не только на неспешные прогулки, но и на созерцание природных «картин», которые фиксируются через окна многочисленных павильонов. Обширный парк другой императорской резиденции, Сюгакуин (1650-е), построен по принципу включения естественного пейзажа в созданный искусственно. Пруд с островами и мостами вырыт на склоне высокой горы, которая, словно театральный задник, видна со многих точек парка и таким образом становится частью его пространства. Подобного рода парки создавались не только для императора, но и для многочисленных знатных феодалов. Три из них признаны красивейшими парками Японии: Кэнрокуэн (1676) в г. Канадзава (префектура Исикава), Коракуэн (1687) в г. Окаяма (префектура Окаяма) и Кайракуэн (1841) в г. Мито (префектура Ибараки).
Парки и сады Японии прекрасны в любую погоду и в любое время года. Они замечательны под пеленой дождя и в легкой дымке тумана, белоснежной зимой и роскошной багряной осенью, но в первую очередь — ранней весной, в период цветения сакуры.
Удивительна и разнообразна японская природа. Здесь и горные пики с водопадами, и полные зверей и птиц нетронутые леса, и морские глубины, и активные вулканы. Вся эта красота бережно охраняется в 34 национальных парках от снежного Хоккайдо до тропической Окинавы.
А чтобы туристам было проще разобраться в этом многообразии, мы вместе с министерством окружающей среды в этом году запустили новый сайт.
На japan.travel/national-parks почитаете о природных заповедниках Страны восходящего солнца, посмотрите эффектные видео и фото.
Здесь же можно выбрать себе приключение по регионам или видам туризма: походы, дайвинг, горные лыжи и сноуборд, наблюдение за дикой природой, велопрогулки, водные виды спорта, полёты…
Все регионыКантоКансайКюсюТохокуТюбуТюгокуХоккайдо
Все префектурыАкитаАомориГуммаИватэИсикаваКагосимаКанагаваКиотоКумамотоМиэНаганоНараОкаямаОсакаСагаСайтамаСигаСидзуокаТокиоТотигиХёгоХиросимаХоккайдоЯмагутиЯманаси
Японские парки (58 фото)
В маленьком городке Китакюсю, который находится в 4-х часах езды от Токио, есть удивительной красоты место – сад цветов Кавати Фудзи (Kawachi Fuji Garden), одной из главных достопримечательностей которого является Тоннель Вистерия (Wisteria Tunnel). Здесь растут миллионы самых разных видов цветов, каждый из которых по-своему уникальный и завораживающий. Но главное, на что съезжается посмотреть не только вся Япония, но и туристы из других стран – невероятной красоты тоннели из цветов, свисающих гирляндами.
Больше всего в Кавати Фудзи глициний. Как известно, именно глицинии являются символом Японии и по-японски они называются «Фудзи». Самая известная гора в Японии – Фудзияма – носит название этого прекрасного цветка и в переводе буквально означает «Гора Глициния».
В парке находятся множество этих деревьев, раскинувших свои зонты на огромные территории. Но, в отличии от уже описанной мною ранее, здесь подобраны деревья, цветущие различными цветами. Вы можете прогуляться в окружении белых, желтых, зеленых и множества других цветов, которые образуют своеобразные коридоры, окружая посетителей со всех сторон. Собственно, дорожки в парке так и обозначены, по цветам глицинии.
Глициния — род высоких древовидных вьющихся субтропических растений из семейства Бобовые с крупными кистями душистых цветков. Цветки глицинии, белые, голубые, фиолетовые или пурпурные, похожи на мотыльков. Собранные в крупные висячие кисти, они чрезвычайно эффектно смотрятся на фоне густой зелени листвы. Душистые гроздья сиреневой глицинии напоминают нашу белую акацию, наши весенние южные улицы и все хорошее, что с этим связано.
В Японии «фудзи», глициния, или как ее еще называют в Европе – вистерия, символизирует защиту, исцеление, чистую женскую красоту, поэзию, а также молодость. Цветок очень популярный, он распространен по всей Японии, и, стоит отметить, по своей популярности даже не уступает сакуре — вишневому цвету.
Японская вистерия встречается всех оттенков радуги, а ее свисающие ветки отлично смотрятся на специальных каркасах в форме тоннеля. Разумеется, самый популярный и самый красивый такой цветочный тоннель находится в саду Кавати Фудзи, и называется «Тоннель Вистерия».
Чтобы увидеть сад в полном цвету, надо приезжать сюда ближе к середине мая. Не каждый год глицинии цветут так пышно, но даже при слабом разрастании лиан можно получить очень красивые фотоснимки этого чудесного сада.
В саду есть не только висячие цветы, но и множество обычных, привычных нашему глазу цветов в специальных помещениях-теплицах.
В Японии это вообще довольно распространённые цветы и Кавати Фудзи — далеко не единственное место, где они используются. Листопадные лианы глициний всех цветов и оттенков радуги, свисающие со специальных каркасов, можно встретить почти в любом парке на территории Японии.
Кроме Японии, глицинии очень популярны и в Северной Америке, где произрастает только девять видов растения. Чтобы увидеть сад Кавати Фудзи в пышном цветении, необходимо отправляться в Китакюшу в середине мая. К сожалению, не всегда получается увидеть сады в полном цветении, но, тем не менее, даже наполовину расцветшие, сады неизменно прекрасны.
Глициния цветет большими свисающими гроздьями, которые издают сладковатый неповторимый аромат. Он привлекает насекомых, особенно пчел. Цветение глицинии это поистине потрясающее зрелище! Водопадом устремляются вниз длинные кисти ее душистых цветов — белые, фиолетовые, пурпурные, розовые, голубые и желтые гроздья на зеленом фоне из листьев представляют собою потрясающее и уникальное зрелище!
Глициния цветет с середины апреля до середины мая, но и в другое время года парк цветов прекрасен. В феврале-марте здесь цветет слива, чуть позже появляются нарциссы, тюльпаны, гиацинты и мускари — первые вестники весны. В апреле и мае сад вспыхивает фантастическим разноцветным фейерверком тысяч рододендронов и азалии (среди которых 1 500 кустов, которым более 60 лет!). С мая по июнь и всю осень сад наполнен ароматом 1500 роз. Лето — время гортензий, клематисов, петуний, ирисов и люпинов. А завершают сезон поздней осенью пурпурные цветы шафрана… Сад засыпает, чтобы на следующий год вновь встретить гостей — бесконечная история красоты и совершенства…
Гармоничность и тонкость натуры в Японии проявляется в их созданиях и шедеврах. Спокойствие, духовность и гармония привела дизайнеров на остров Хонсю в город Асикага, где они смогли создать чудесное место для всех посетителей. Здесь нередко можно встретить целующуюся влюбленную парочку, потому что это место просто дышет романтикой и возвышенной легкостью. Сюда приезжают тысячи туристов для того, что бы почувствовать себя в раю.
Если вы взглянете вверх, то вам покажется, что стоите у водопада из цветов. Будто идет ливень из нежных и ароматных лепестков!
Поскольку глицинии – вьющиеся растения, работники парка просто не могли упустить возможность создать своеобразный тоннель из этих прекрасных ярких цветов. Один из таких тоннелей уже открыт и дает ощущение радости тысячам посетителей своими фиолетово-синими тонами. Также был сооружен еще один тоннель, но необходимо несколько десятков лет, чтобы он стал полноценным цветочным шедевром, так что на данный момент – это всего лишь навес.
Самое красивое место, по мнению туристов, этого сада – это тоннель из белой Глицинии, который достигает 80 метров! Белые кисти с цветами, нежный и тонкий аромат – хочется, что бы этот тоннель не заканчивался никогда… Не зря японцы называют этот проход «Дорогой счастья».
В свое время дизайнеры трудились над еще одним проходом – из желтой Глицинии (будет использован желтый ракитник, который один в один похож на Глицинию). С середины апреля до середины мая билеты на этот остров раскуплены, так как именно в этот период наступает цветения это дивного цветка. Но и в другие периоды времени здесь можно порадовать свои глаза цветением сливы, тюльпанов, мускари. С мая и по осень сад наполнен ароматом 1500 роз.
Вистерия, или же глициния — одно из самых прекрасных вьющихся растений, представляющее из себя крупные листопадные лианы с жестким одревесневшим стволом. Цветки глицинии, имеющие тонкий сладковатый аромат, собраны в крупные висячие кисти различного окраса: белые, голубые, фиолетовые, фиолетово-синие, лиловые, розовые или пурпурные.
Вам известно, что же японцы называют – «Фудзи»? Кроме священной горы Фудзияма конечно? Оказывается, так звучит на японском название чудесных цветов, которые мы привыкли называть глицинией. Казалось бы, в стране, где множество людей ютится в квартирах, площадью в несколько квадратных метров, где так мощно развита промышленность, нет места для садов и парков. Но – нет. Несмотря ни на что, мудрые японцы свято чтут свои традиции. Одна из самых красивых – это любование цветущими деревьями… А одно из мест, куда можно приехать, чтобы прикоснуться к прекрасному – парк цветов Асикага.
Водопадом устремляются вниз длинные кисти ее душистых цветов – белые, фиолетовые, пурпурные, розовые, голубые и желтые гроздья на зеленом фоне из листьев представляют собою потрясающее и единственное в своем роде зрелище! В парке несколько тысяч глициний. Многие из них уже так сказать «в годах» – в парке Асикага можно увидеть глицинии, которым уже более века. Таким «старушкам» уже тяжело стоять – поэтому дизайнеры сконструировали специальные каркасы для огромных цветочных шапок великолепных лиан. Таких беседок здесь четыре.
Лето это время гортензий, клематисов, петуний, ирисов и люпинов. А завершают сезон поздней осенью пурпурные цветы шафрана. Сад постепенно засыпает, чтобы на следующий год вновь встретить гостей, и это бесконечная история красоты и совершенства…
Японский парк цветов Асикага (Ashikaga Flower Park) находится в одноименном городе Асикага провинции Точиги, в самом сердце о. Хонсю. Парк занимает площадь около 20,3 гектара и знаменит 100-летней глицинией. Асикага считается одним из лучших мест для просмотра цветущей вистерии. Крупные кисти душистых цветков придают просто фантастический вид парку.
В парке Асикага глициния представлена сортами: Usubeni Fuji (светло-розовая), Fuji Мурасаки (фиолетовая), Нага Fuji (длинная), Fuji kokuryu (двуцветные лепестки), Сиро Fuji (белая), и наконец, желтый вариант глицинии (известный как Золотые цепи. Это ракитник (Laburnum anagyroides vossi)). Цветут они поочередно, начиная с мая месяца.
В мире насчитывается 7 видов древовидных растений из рода глициний. Это крупное вьющееся субтропическое растение семейства Бобовые.
В парке цветов Асикага особенности много голубых, белых и розовых глициний, а также желтого ракитника (на японском: kingusari), которые выглядят как желтые глицинии.
Парк цветов, как правило, в полном цветении в начале мая, на две недели позже, чем проходит цветение глициний в Токио.
Асикага считается одним из лучших мест для просмотра цветущей глицинии в Японии, цветы в парке посажены очень тесно и создают очень красивые и причудливые композиции.
Для столетней глицинии парком создан огромный каркас для поддержки огромного зонтика фиолетово-синих цветов (глициния относиться к лиановым очень хорошо формируется). Существует также длинный туннель белой глицинии, а туннелю желтого ракитника kingusari потребуется еще много лет, чтобы стать фактическим туннелем (пока это как навес).
Однако самым центром всех цветочных композиций, которые можно наблюдать в парке Ashikaga Flower, являются своего рода «старожилы», в роли которых выступают опять таки глицинии. Кроме столетних есть и экземпляры чуть помоложе, но их возраст не менее впечатляющий: 160 цветов, которым около 60 лет, и азалии, в количестве 1500 штук – им также около 60. Видимо климат Японии благоприятствует этому.
Также около 160 глициний которым около 60 лет и 1500 азалий которым более 60 лет. А всего тут деревьев глицинии более 1000 !
А парк этот необыкновенный, он состоит из изысканных сезонных садов, которые в течение всего года сменяют друг друга, как главы книги. И глав таких всего 8:
Первая – «Предвестие Весны». С начала января до конца февраля здесь цветут фазаний глаз, Рождественские розы, зимние клематисы.
Вторая – «Весенний Фестиваль Цветов». С начала марта до середины апреля на сцену выходят тюльпаны, крокусы, таволга Тунберга.
Третья глава – «Вистерийская История». Это самый знаменитый уже на весь мир сезон парка Асикага. С середины апреля до середины мая здесь царствуют необыкновенной красоты цветущие глицинии.
Четвертая – «Сад Радуги». С середины мая до начала июня свою главу пишут розы, рододендроны, клематисы.
Пятая – «Синий и Белый Сад». С середины июня до начала июля цветут ирисы, гортензии, поздние цветущие клематисы.
Шестая – «Водяные Нимфы». С середины июля до конца сентября в свои права вступают тропические водяные лилии и японские водяные лилии.
Седьмая – «Фиолетовый Сад». С начала октября до конца ноября здесь цветут аметистовый шалфей, лантана, тропические водяные лилии.
Восьмая глава – «Украшенный драгоценными камнями Цветочный Сад». С конца октября до конца января цветение анютиных глазок и виол сопровождается красочными иллюминациями.
И снова повторяется цикл, парк живет своей жизнью круглый год, радуя посетителей со всего мира. Но главный сезон в Парке Цветов Асикага – «Вистерийская История», когда сменяя друг друга распускаются нежные, поразительной красоты японские глицинии. Эту Историю надо видеть. Да, именно так. Японская глициния (Вистерия) – одно из самых древних цветущих деревьев в Японии, она даже была описана в сборнике стихов Манъёсю (старейшая и наиболее почитаемая антология японской поэзии).
Каждый раз, когда мы думаем о глицинии, сразу вспоминаются ее фиолетовые каскады. Это фиолетовая глициния. Свисающие кисти длиной примерно 40-50 см, каждая из них имеет свой оттенок (фиолетовые, голубовато-фиолетовые, светлые голубовато-фиолетовые), чтобы подчеркнуть их красоту.
А вот длинные глицинии. Они были привезены в Асикага в феврале 1996 года. Для них была построена решетка, которая изначально охватывала площадь 72 кв.м, за прошедшие годы она расширилась уже до 1000 кв.м. Длинные глицинии считаются самыми красивыми глициниями в мире. И это правда. Ну как не восхищаться этим великолепным природным шедевром посреди фантастически прекрасного мира Парка Цветов Асикага!
Следующими вступают в пору цветения белые глицинии. Гладя на это чудо, трудно удержаться от возгласов: «Ух ты! Какая красота!!!». Трудно подобрать еще слова, эмоции переполняют, когда смотришь на это. Организаторы парка по праву считают свой парк силой добра.
Но эти ощущения и эмоции многократно усиливаются, когда мы попадаем в 80-метровый цветочный тоннель. Сладкий аромат мягко окутывает все вокруг и уже совсем не хочется выбираться из этого чарующего плена.
Но вот нам на пути встречается двухцветная глициния. Это особый вид глицинии, который выведен скрещиванием двух видов. Ее кисти с двойными лепестками разных цветов с небольшого расстояния напоминают гроздья винограда и имеют сильный аромат. Красота неописуемая! Ну где еще такое можно увидеть?
И последней в пору цветения вступает желтая глициния, еще ее называют ракитник. Здесь она получила название «Золотая цепь». Действительно золотые цепи спускаются к нам, словно с небес, очаровывают и окутывают своим ароматом. Особенно это можно почувствовать, когда вступаешь в тоннель из желтой глицинии.
Вот так в середине мая заканчивается очередная глава Вистерийской истории Парка Цветов Асикага. Но заканчивается она лишь для того, чтобы началась следующая.
Теперь вы знаете, что есть на нашей планете и некий аналог дерева душь. И находится он в парке Асикага в Японии.
А вот ночной сад …
Источник masterok.livejournal.com
Сад в японском стиле – новая дачная «философия»
В большинстве случаев письма приходят в течение одной минуты, но иногда для этого требуется до 10 минут. Возможно письмо еще не успело прийти. Проверьте пожалуйста внимательно папку Входящие (Inbox). В некоторых случаях письмо может попасть в папку Спам (Spam).
Логин или e-mail: Или войдите с помощью этих сервисов:Сад в японском стиле — 84 фото примеров интерьера
Япония – страна с необычными традициями и оригинальной культурой. О церемониях и обычаях этого великого народа можно говорить часами. Здесь ничего не создается просто так, каждое творение, будь то простое оригами или икебана, имеют целую предысторию появления и обязательно свою философию исполнения. Человек так устроен, что его внимание привлекает все необычное, поэтому японские мотивы быстро и прочно обосновались в американских и европейских интерьерах. И если внутренние изыски не всегда доступны обозрению, то сад в японском стиле, разбитый на открытом пространстве усадьбы, не позволит пройти мимо, не взглянув на его умиротворяющую красоту. Порой бывает сложно справиться с желанием толкнуть калитку, присесть на каменную скамейку и погрузиться в размышления о вечном.
История зарождения японского сада
Формирование стиля японского сада началось в далекие X-XI века и продолжалось практически пятьсот лет. За этот период выработались определенные каноны, которых и сегодня непременно придерживаются ландшафтные дизайнеры. Поскольку Япония расположена в сложной климатической зоне и имеет непростой рельеф, то и сады получились очень необычными. Дело в том, что их основой служат совсем не деревья, как многие себе представляют, а… камни. Растения же на его территорию добавлялись в минимальных количествах или же совсем обходилось без них. Настоящим произведением искусства можно назвать сады в японском стиле, разбитые перед дворцом Микадо и в старинных монастырях страны. На их пространстве ощущается дыхание эпох. Когда европейцам впервые посчастливилось увидеть это необычные творения, им очень захотелось воссоздать нечто подобное у себя на родине. Для этого изначально выписывали японских мастеров и не жалели средств на доставку оригинальных материалов. Сегодня такие ландшафты уже не в диковинку и вызвать неподдельный восторг способны только оригинальностью исполнения.
к оглавлению ↑Концепция сада в японском стиле
Основной чертой стиля японского сада называют глубокую внутреннюю гармонию, порождаемую единением с природой. При создании такого ландшафта не стоит стремиться к симметрии, потому что она служит признаком неестественности и демонстрирует влияние на природу человека. Главными элементами, используемыми в дизайне, являются:
- Камни.
- Вода.
- Растения.
Очень важно при разбивке сада соблюсти гармонию стихий. Японские мастера считают камни скелетом сада, а воду – его кровью. Придавать композиции завершенный вид они предпочитают, широко используя второстепенные элементы, в списке которых:
- Бамбуковые изгороди.
- Мостики.
- Беседки.
- Фонари.
- Ворота.
- Колокольчики.
Эти малые архитектурные формы часто играют роль изюминки и привносят в общую атмосферу настоящий уют. В условиях нашего климата рационально насыщать ландшафт большим количеством растений, характерных для конкретной природной зоны, потому что азиатская экзотика просто не выживает в умеренной полосе. Создавая водоемы, стремятся избегать делать их правильной формы. Их очертания всегда имеют плавные и, главное, естественные изгибы. Только в этом случае им удастся передать энергетику спокойствия и умиротворения. Вычурные фонтаны в саду, разбиваемом в японском стиле, правильно заменить небольшими водопадами, но если есть непреодолимое желание украсить его именно фонтаном, то ни в коем случае не вычурным, иначе будет нарушена идиллия естественности. В садах скромной площади не используют крупные элементы в виде каменных глыб, необъятных деревьев и массивных скамеек. Не потерпит такой дизайн и буйства красок. В японском стиле превалирует зеленый цвет, а остальной спектр может присутствовать лишь в виде мелких точечных вкраплений в минимальном объеме.
к оглавлению ↑Музыка камней японского сада
В традиционной интерпретации камни выкладывают по диагонали, начиная с левого угла выделенной пощади
Японский сад ещё часто называют Садом камней, потому что именно эти природные элементы образуют его структуру и напоминают людям о силе и стойкости. Составлять из них композицию – непростое искусство. В традиционной интерпретации камни выкладывают по диагонали, начиная с левого угла выделенной пощади. Количество используемых камней должно быть нечетное. В композиции непременно используют необработанные камни различных оттенков. С годами они обрастут мхом и ещё гармоничнее сольются с естественным ландшафтом. Вокруг камней принято высаживать растения. Композиция сада в японском стиле может содержать группы камней, где валуны раскладываются вперемешку с мелкими элементами. Хорошо впишутся в структуру сада скульптуры из отполированного и выкрашенного в спокойный цвет камня. Но, пожалуй, самой любимой частью такого сада станут извилистые дорожки из разномастных камней, ведь прогуливаться по ним – неописуемое удовольствие.
к оглавлению ↑Живительная энергия воды
Невозможно разбить японский садик без такого атрибута, как вода. Только фонтанчики и прудики, водопады и ручейки смогут наполнить пространство движением и объемом. Над водной гладью непременно возводят мостик. Не стоит унывать, если условия не позволяют обустроить даже простейшую альпийскую горку. Отсутствие озерца отлично заменит сухой ручей. Его сформированное русло выкладывают гладкими камушками с блеском или гравием и если правильно распределить акценты, то создается реальное ощущение присутствия воды. Придать большую естественность ландшафту помогут высаженные по берегам водолюбивые растения.
к оглавлению ↑Растения для японского сада
Подборку растений для сада в японском стиле выполняют по принципу волны. Это значит, что в любой сезон в таком пейзаже должно быть, на что полюбоваться. В теплое время года одна отцветающая группа растений должна тут же сменяться новой расцветающей площадкой. Поскольку суть японского сада – воссоздание мира в миниатюре, то в его ландшафте не обойтись без низкорослых растений вроде можжевельника, рододендрона, карликовых елей, карельской березы. Их комбинируют с мощными великанами – вязами, дубами, соснами. Можно насытить пространство фруктовыми деревьями, которые подарят невероятное эстетическое наслаждение в пору цветения. Абрикосы, вишни, сливы красотой своих цветков вполне способны заменить японскую сакуру. Что касается травянистых растений, то более выигрышно в японском саду будут выглядеть крупнолистные виды. Это могут быть:
- Папоротник.
- Хост.
- Роджерсия.
- Хризантемы.
Нельзя обойти вниманием и традиционные азиатские бамбук и бонсай. Причем последний можно вписать в дизайн прямо в горшочках.
к оглавлению ↑Декоративная романтика сада
Лучшими декоративными элементами сада, декорируемого в японском стиле, станут каменные скульптуры и миниатюрные пагоды из камня или дерева. Вдоль аллеек можно выставить невысокие фонарики и аккуратные каменные скамейки. Развесьте на деревьях переливистые колокольчики, великолепно повторяющие песню ветра и навевающие покой. Главное, не переусердствовать с рукотворными материалами, иначе сад утратит смысловое значение.
к оглавлению ↑Мостики в японской философии
Для большинства их нас мост – это строение, предназначенное для перемещения над препятствием. В садах же, создаваемых в Японском стиле, это лишь декоративный элемент, несущий смысловую нагрузку. В этом ландшафте мосты символизируют жизненный путь. По обычаю, они выполняются из ценного дерева, выделяющегося яркостью окраски. Такие мостики можно украсить камнями, хаотично разложив их по изогнутой траектории. Ведущая к мосту дорожка из небольших, продолговатой формы камней сделает его присутствие ещё более органичным. На обочинах такой аллеи целесообразно разбить многочисленные мелкие клумбы. Стоя на таком мосту, невозможно удержаться от раздумий о смысле жизни.
к оглавлению ↑Рельефное разнообразие японских садов
Обустроить под самурайскую философию просторные площади не проблема. Там есть, где разгуляться. А вот реально ли в этом стиле выполнить современный дизайн дачного участка? Вполне! Профессиональные дизайнеры могут разбить скромный сад в японском стиле в плоском и холмистом варианте. На создание плоскостных композиций потребуются песок, мелкие камни и мох. В таком роде выполнен сад Реанлзи. Песок, обработанный граблями, символизирует морские волны и необъятную акваторию, по периметру которой в произвольном порядке разложен мох и хаотично разбросаны камни. В холмистых рельефах зелень можно не использовать. Хороший пейзаж помогут создать горы, песок, галька и структурные камни – здесь главное правильно все расставить. Валун вытянутой формы при вертикальной установке будет символизировать горную вершину, а плоские булыжники, вымощенные вокруг – её склоны. Галька и песок используются для воспроизведения иллюзии присутствия водоема.
к оглавлению ↑Особенности освещения ландшафта
Понять суть искусства создания сада в японском стиле можно, только погрузившись в его атмосферу
Сад в Японском стиле никогда не получится логически завершенным, если в нем не будет продуманного освещения. В больших садах непременно используют тачи-гата. Эти фонари имеют высоту от полутора до трех метров и могут освещать большие участки. Возле цукубаи чаще можно встретить фонари скрытого типа – икекоми-гата. Их свет направлен вниз, что позволяет поддержать атмосферу полумрака и таинственности. Контур прудов обозначают крошечными оки-гата, а возле других водоемов можно устанавливать якими-гата.
Понять суть искусства создания сада в японском стиле можно, только погрузившись в его атмосферу. В России это можно сделать в Главном ботаническом саду. Уголок Японии здесь был воспроизведен в 1987 году, котируется как разновидность чайного сада и выделяется особой атмосферой, в которую приятно окунуться в любом сезоне. Прогуливаясь по нему, человек духовно готовится к чайной церемонии.
Сад в японском стиле
к оглавлению ↑Заключение
Процесс сотворения японского сада хоть и отличается немалой сложностью, но все же невероятно увлекателен. Понятно, что наши условия не позволяют воссоздать идеальный сад в Японском стиле, с отражением всех национальных канонов, однако попытаться приблизиться к оригиналу можно. Если у вас есть цель и время, то вам вполне может удаться выразить в камне и воде свое мировоззрение, а также показать всю глубину славянской души. Выкладывая камни, слушайте свое сердце, и тогда уголок Страны Восходящего Солнца станет не просто настоящим украшением вашего участка, но ещё и отличным местом для релакса.
к оглавлению ↑Фото галерея – сад в японском стиле:
к оглавлению ↑Видео:
Автор: Михаил Бонд
Рейтинг:
Загрузка…
Понравился пост? Поделись с друзьями!
Ландшафтный дизайн сада в японском стиле: фото элементов и оформления
Японский сад в настоящее время является достаточно популярной тенденцией при оформлении ландшафтных дизайнов. Предлагаем в этом материале узнать про основные тенденции при разработке проектов японских садов на приусадебных участках. Ниже можно посмотреть фото японских садов, реализованных в Средней полосе России.
Дизайн сада в японском стиле и его фото
Считается, что японское садовое искусство настолько уникально, что недоступно европейцам, поэтому настоящий сад в японском стиле могут создать только японские мастера и только на территории Японии. Вряд ли справедливо столь категоричное утверждение. Дизайн сада в японском стиле имеет право на жизнь и на российской земле, особенно если хозяева сада — люди творческие, с развитым художественным вкусом. Чаще всего японская тема в современном российском саду служит источником вдохновения, подстраиваясь к интересам и практическим потребностям современной семьи.
Японские сады не похожи на те, к которым привыкли многие из нас. Здесь нет цветников, клумб, прямых дорожек. На первое место выступают камни и гравий, карликовые растения, причудливые ручьи и водопады. Это сады особые, загадочные, они воздействуют на человека красотой и совершенством форм, нюансами зеленого цвета, лаконизмом художественных приемов.
Суть японского сада в гармонии трех стихий — камня, воды и растений. Структуру японского сада задают камни, искусство их расстановки крайне важно в создании ландшафта. Камни и валуны располагаются асимметрично, как это бывает в природе. Со временем они обрастают мхом, что делает их еще более естественными.
В японских садах немного растений, их может не быть вообще, камни, галька и гравий — их главные герои. Японская мудрость гласит: «Может быть сад без цветов, но не может быть сада без камней». Каждый камень подбирается по форме, фактуре, цвету, устанавливается на поверхности или частично зарывается в землю, иногда наклонно, под углом к поверхности земли, органично вписываясь в ландшафт.
Посмотрите сад в японском стиле на фото, которые предлагаются на этой странице:
Элементы японского сада
Все элементы японского сада должны быть выдержаны в едином стиле. Изгибы дорожек удлиняют путь по саду и создают эффект разнообразного пространства. Размеры плоских камней задают ритм шагов, рассчитанный на неспешную прогулку. Камни укладывают плоской стороной вверх так, чтобы их длинная ось была перпендикулярна направлению тропинки, неровную сторону зарывают в землю.
Традиционны для японских садов оригинальные композиции из камней.
Вода, символ жизненной энергии, задает характер и настроение сада. Одно из наиболее любимых японцами творений природы — водопад. Чаще всего его устраивают вдали от дома, но так, чтобы был слышен его шум. Вода падает в пруд, отражающий небо и растения на берегу. Берега водоемов всегда живописны. Устройство водопада — не только эстетическая проблема, но достаточно сложная инженерная задача, тут надо не только камни правильно уложить, но и продумать систему водо- и электроснабжения, правильно рассчитать высоту водопада, силу потока и звук падающей воды.
«Сухой ручей» — это оригинальная альтернатива живой воде. Камни и гравий укладывают таким образом, чтобы создать иллюзию текущей воды, а по «берегам» сажают карликовые растения, в основном хвойные: туи, можжевельники, ели, горные сосны, а также бересклеты.
Ландшафтный дизайн в японском стиле и его фото
Далее предлагается ландшафтный дизайн в японском стиле, который использован при оформлении определенной территории.
Посмотрите ландшафтный дизайн в японском стиле на фото, которые иллюстрируют пример:
Элементы сада:
- место для стоянки.
- можжевельник из леса.
- подпорная стенка.
- композиция «Прогулка».
- изгородь из желтой бирючины.
- колодец.
- сухой ручей.
- пристенная пергола, увитая девичьим виноградом.
- техчасть.
- ирга.
- пагода.
- черепаха.
- водопад.
Немалое значение в японских садах придается декоративным элементам: каменным фонарям, чашам цукубаи, пагодам, мостикам. И в этом саду есть типично японские элементы — это пагода, которая включает в себя нечетное число фрагментов, в данном случае она трехъярусная, и остров черепахи. Черепаха — персонаж из старинной китайской сказки, она символизирует в Китае и Японии достаток. Для панциря черепахи подбирается плоский, почти квадратный камень. Для ее головы нужен квадратный, чуть скошенный камень.
Ну а если вы стравились с этим, то подобрать камни для четырех ног и хвоста несложно.
У хозяина сада не было желания создать стопроцентно японский сад, это скорее минималистский сад по японским мотивам.
Неподалеку от входа расположилась оригинальная композиция «Прогулка».
У участка изначально был большой уклон, лучшее решение в этом случае — делать террасы. Сад разбит по вертикали на три уровня, но разница между вторым и третьим уровнями невелика. На первом уровне, рядом с домом, построена беседка, девичий виноград увивает ее почти целиком. К дому примыкает пристенная пергола.
На второй террасе разбит газон, его площадь почти 6 соток. И хотя в аутентичном японском саду газона не бывает, в современном варианте он вполне возможен.
В дальнем левом углу сада расположена симпатичная техническая постройка — в ней скважина, бойлер и гидроусилитель. Эти устройства, необходимые для жизнедеятельности сада, спрятаны от посторонних глаз и не портят ландшафт. В центре расположился водопад с водоемом. В правом дальнем углу сала — красавица баня, куда хозяева приезжают париться и зимой. Это самая низкая часть сада.
Оформление сада в японском стиле
Оформление сада в японском стиле требует использования определенных групп растений. В японском саду доминирует зеленый цвет, поэтому акцент делается на разнообразную фактуру листьев и хвои и на цветовые нюансы — все оттенки зеленого. Основные посадки — вечнозеленые растения, в нашем климате это хвойные деревья и кустарники. Самое любимое растение — сосна, символизирующая долголетие, из цветущих деревьев предпочтение отдается сливе, а из кустарников — рододендрону. В композиции более темные растения помещают на заднем плане, а светлые — на переднем, это создает ощущение глубины пространства сада.
Некоторые дизайнеры советуют высаживать в японских садах только те растения, которые родом из Японии. В любом саду не стоит высаживать растения, которым некомфортно в данном климате, многим японским растениям у нас холодно, больное растение не может быть красивым. Растения подбирают исходя из нужного общего облика, габитуса, цвета и фактуры листьев. Вряд ли стоит в Подмосковье затеваться с сакурой. Попробуйте иргу — прекрасное весеннее цветение, хотя и не столь роскошное, как у сакуры, черные ягоды, очаровательный осенний окрас листьев. Хвойные привносят в сад ощущение вечности и умиротворенности, создают определенные четкие формы.
Японцы — большие мастера прищипки и обрезки, искусству садовой стрижки стоит поучиться и подмосковному садоводу. Сад — живой организм, который растет и меняется, умение обрезать и формировать растения поможет вам сохранять садовую красоту долгие годы. Кстати, многие хвойные здесь взяты из леса — сосны, ели, можжевельники. Практически все они прижились, так как были соблюдены некоторые правила: при пересадке важно соблюсти ориентировку растения по сторонам света; посадочную яму нужно засыпать той же землей, в которой растение росло.
Цветущие летники и многолетники почти отсутствуют. Яркие пятна в саду, если они есть, немногочисленны, сезонны и кратковременны — цветущие кусты пионов и сибирских ирисов, рододендроны в цвету, осенняя окраска кленов, весеннее цветение деревьев и кустарников. Стрижка и прищипка позволяют сохранять композицию неизменной, а периоды цветения, образования плодов и опадания листьев вносят ритм в жизнь сада.
Японские сады завораживают многих. Сводить их к экзотике и ограничиваться установкой пагод и каменных фонарей — слишком примитивно. Японский сад — это, прежде всего философия и миропонимание, но японские садовые традиции и приемы наверняка послужат источником вдохновения еще не одному садоводу.