Перспектива
Вступление
В этой статье я попытаюсь объяснить, как строятся рисунки с перспективой и как различные типы перспективы используются для выделения тех или иных аспектов композиции. Здесь приведены мои собственные иллюстрации, большинство из которых нарисованы по соответствующей модели AutoCAD (для точности) или взяты непосредственно из этой программы. Для наглядности рисунки выполнены в линиях.
Что такое перспектива
Перспектива учитывает, откуда мы смотрим на сцену, что эта сцена собой представляет и какую её часть мы видим. Законы перспективы описывают, как сходятся прямые и уменьшаются предметы по мере удаления.
Законы перспективы были разработаны в эпоху Возрождения. Они позволили художникам с точностью изображать сцены, которые они наблюдали из определённой точки. До Возрождения иногда встречались картины, где объекты на переднем плане были больше, чем на заднем, но никто толком не понимал этих правил, поэтому изображения были неточными. Теперь в нашем распоряжении есть законы перспективы, и мы можем прибегнуть к ним для достижения большего реализма в рисунках.
Проекция сцены на трёхмерную плоскость
Когда мы рисуем, мы проецируем реально существующую или воображаемую трёхмерную сцену (будто бы наблюдаемую из определённой точки) на плоскость: холст или лист бумаги. Каждая линия или геометрическая форма находит своё отражение в рисунке. Это как если бы мы поместили мощный прожектор перед сценой, а позади неё — огромный экран (называемый картинной плоскостью), уходящий даже в землю. Прожектор освещал бы сцену, а она отбрасывала бы тень на экран (на картинную плоскость). Объекты, что находятся вблизи прожектора, будут отбрасывать большие тени, а те, что вблизи экрана, — тени размером с самих себя.
Изображение, получаемое таким образом на экране, — это изображение в перспективе. Оно показывает сцену такой, какой она видится оттуда, где находится прожектор. В разных книгах и графических пакетах эта позиция называется по-разному (точка наблюдения, камера, глаз).
Точки схода
Все прямые, которые параллельны в трёхмерной сцене, будут при перспективном изображении сходиться в одной точке. Это точка схода. Каждая группа параллельных прямых (параллельных между собой, но непараллельных прямым из другой группы) имеет свою точку схода на рисунке. У прямых, лежащих в плоскости земли или параллельных ей, точки схода всегда находятся на линии горизонта.
Исключение составляют прямые, параллельные картинной плоскости. Они не сходятся. Примером служат вертикальные прямые на рисунке вверху. Они так и остаются вертикальными.
Если посмотреть на трёхмерную сцену, то покажется, будто горизонтальные прямые сходятся в како-то точке на горизонте (её точное местонахождение будет зависеть от ориентации прямых относительно наблюдателя). Представьте себе несколько параллельных горизонтальных прямых, лежащих в одной вертикальной плоскости (например, полосы раствора в кирпичной стене) и сходящихся в одной точке на горизонте. Точно под этой точкой или точно над ней будет сходиться диагональ этой плоскости с параллельными ей прямыми. Это соотношение полезно для определения размеров объектов в перспективе.
Сходящиеся прямые и точки схода — не просто какая-нибудь условность, к которой прибегают художники. Это явление на самом деле имеет место. Параллельные прямые действительно кажутся сходящимися, если посмотреть на них под углом. Как-нибудь найдите себе кирпичную стену, встаньте напротив её и хорошенько приглядитесь. Если вы будете смотреть на неё прямо, полосы раствора покажутся параллельными, но если вы повернёте голову, создастся ощущение, будто они сходятся в точке на горизонте.
Другие особенности рисования в перспективе
Если вы внимательно посмотрите на окружающий мир, то заметите и другие особенности перспективы, помимо того, что параллельные прямые сходятся. По мере удаления объекты уменьшаются. Кажется, что чем дальше находятся равноудалённые друг от друга предметы (например, телефонные столбы или железнодорожные шпалы), тем теснее они расположены. Вдалеке наземные объекты настолько малы, что с трудом различимы. При ещё большем удалении они и вовсе превращаются в точки. Существуют методики построения линий и других геометрических форм, позволяющие реалистично воспроизвести на рисунке этот эффект. Вы сможете вполне убедительно его сымитировать, если имеете хоть какое-то представление о перспективе.
Считается, что линия горизонта находится на уровне глаз наблюдателя. Если человек стоит на земле в окружении людей (которые тоже стоят), линия горизонта будет находиться приблизительно на уровне глаз окружающих: пониже у высоких людей, повыше у низких. Предметы, высота которых не достигает уровня глаз наблюдателя, будут находиться ниже линии горизонта, и их верхние грани будут видны хотя бы чуть-чуть. Предметы, целиком расположенные выше уровня глаз, окажутся выше линии горизонта, и, хотя бы немного, но будут видны их нижние грани. По мере удаления они будут опускаться к линии горизонта и грани, обращённые к наблюдателю, будут видны полнее.
В трёхмерной сцене будут искажены все геометрические формы за исключением тех, которые параллельны картинной плоскости. Такие формы не искажаются, но изменяются в размерах в зависимости от того, на каком расстоянии находятся.
Остальные геометрические формы искажаются. Окружности превращаются в эллипсы. Если окружность служит основанием конуса или цилиндра, малая ось эллипса совпадает с их осью.
Одно-, двух- и трёхточечная перспектива
Любой рисунок предполагает несколько точек схода, например, одна для фасада здания, одна для торца, одна для меча героя, одна для копий в надвигающейся на него шеренге солдат, одна для боковой части повозки, которую защищает герой. Может получиться так, что множество прямых идут в разных направлениях, и ни одно из них нельзя выделить как главное. Или изображённых объектов недостаточно, чтобы выявить хотя бы одну точку схода. Примером может служить абстрактный рисунок или вид планеты из космоса. Однако в особо реалистичных изображениях одна, две или три точки схода наверняка выделяются на фоне остальных.
Одноточечная перспектива
Предметы направлены на зрителя |
|
Взгляд направлен вверх |
Когда взгляд художника направлен в главную и единственную точку схода, такая перспектива называется одноточечной. Сюда относятся ситуации, когда мы смотрим в тоннель, в пушечный ствол, на вершину небоскрёба (стоя у его подножья). Такой перспективой пользуются, когда хотят обратить внимание зрителя на точку, где сходятся прямые. Ещё этот приём как бы затягивает зрителя внутрь картины. В рисунке с одноточечной перспективой кажется, что предметы нацелены на зрителя либо находятся по бокам от зрителя и уходят вдаль.
Некоторые художники избегают одноточечной перспективы. Им кажется, что у зрителя возникает ощущение, будто ему что-то навязывают, заставляют смотреть не туда, куда ему хочется. Если одноточечную перспективу использовать не по назначению, она может нагонять скуку. Например, не стоит изображать в одноточечной перспективе стену. Вообще, стена — довольно заурядный предмет, чтобы разглядывать его в упор.
Конечно, вам придётся руководствоваться здравым смыслом. Вам может показаться, что в данном случае одноточечная перспектива выглядит занятно или что данный предмет хорошо смотрится именно в таком ракурсе. Ещё вы можете выбрать одноточечную перспективу для конкретной картины, потому что она берёт зрителя в плен или потому что создаёт ощущение неподвижности.
Двухточечная перспектива
Создание «декораций» |
Взгляд по прямой плюс акцент на вертикальном измерении |
Гораздо чаще встречается двухточечная перспектива. Например, это может быть сцена на улице, где здания и другие объекты уменьшаются по направлению к горизонту, или сцена в помещении, где стены и предметы интерьера окружают зрителя. В двухточечной перспективе взгляд зрителя обычно бывает направлен параллельно земле, поэтому вертикальные прямые не сходятся. Рисунок вверху слева как раз такой. Зрителя никуда не затягивают, его взгляд не устремлён вниз по коридору и не упирается в стену. Напротив, сцена простирается в нескольких направлениях. Предметы здесь расположены под углом, а не вдоль одной оси. Такой рисунок обычно представляет собой декорации, на фоне которых разворачивается действие, где внимание зрителя не сконцентрировано на отдельно взятой точке.
Заметьте, что, изображая сцену в помещении, нужно учитывать, как центр взгляда вписывается в комнату. Обычно вам не нужно, чтобы зритель смотрел прямо в угол или прямо из угла. У зрителя может возникнуть ощущение, будто его поставили туда в наказание.
Обычно в двухточечной перспективе имеются левая и правая точки схода. Реже встречается двухточечная перспектива с верхней и нижней точками схода. Скорей всего, вы прибегнете к помощи последней, если захотите создать у зрителя ощущение, будто он идёт вперёд по прямой, но смотрит вверх, а не на горизонт. Линии, параллельные прямой, по которой он идёт, будут иметь точку схода на горизонте, но и вертикальные прямые также будут сходиться. Этим подчёркивается высота. Примером служит рисунок вверху справа.
Трёхточечная перспектива
Чтобы подчеркнуть высоту |
Чтобы подчеркнуть равноправность трёх измерений |
Трёхточечную перспективу построить сложнее. Она встречается реже, так как подразумевает, что зритель смотрит на сцену снизу или сверху, а не прямо. К такой перспективе обращаются, когда нужно не только дать полную картину происходящего, но и сделать акцент на вертикальном измерении (таков замысел художника на рисунке вверху слева). Трёхточечной перспективой следует пользоваться и когда вы пытаетесь подчеркнуть равноправность всех трёх измерений, например, на рисунке вверху справа, изображающем сцену в открытом космосе, где нет таких понятий, как верх и низ.
Угол зрения
Угол зрения 20 градусов |
Угол зрения 100 градусов |
Угол зрения показывает, какая часть сцены попадает на рисунок при данной точке наблюдения, направлении взгляда и картинной плоскости. Чем шире угол зрения, тем большая часть окружения видна и тем сильнее увеличивается рисунок (тем сильнее уменьшаются предметы, если размер рисунка остаётся постоянным).
Если вы работаете с определённым размером бумаги и вам нужно расширить угол зрения, не изменяя при этом размеров персонажа, вы можете придвинуть точку наблюдения ближе к персонажу. При расширении угла зрения одновременно с приближением какого-то объекта, расстояние между точками схода сокращается, и все остальные предметы уменьшаются в размерах по сравнению с этим объектом. Это видно из вышеприведённых рисунков. Оба представляют собой изображения простой трёхмерной модели, сделанной в AutoCAD Release 13. На рисунке слева угол зрения мал, сравним с углом зрения обычного фотоаппарата. На рисунке справа представлена та же модель, но точка наблюдения находится ближе к группе людей, и угол зрения шире. Таким способом на картине можно выделить персонажа или предмет, обратить на него внимание и придать ему монументальность. Заметьте, что изображение персонажа слегка изменится: больше будут видны ступни, низ шляпы и так далее. Хотя на рисунке персонаж будет занимать примерно столько же места.
Только не стоит этим приёмом злоупотреблять. Он может быть уместен в батальной сцене, где нужно обратить внимание на главнокомандующего, и совсем не нужен в более мирной обстановке, например, в сцене с влюбленной парой. Постоянно использовать слишком широкий угол зрения — всё равно что ставить восклицательные знаки в конце каждого предложения.
Ещё одна проблема заключается в том, что при больших углах по краям изображения появляются сильные искажения. Это сбивает с толку и раздражает. Оцените рисунок. Приведённый ниже. Его угол зрения составляет около 150 градусов — явный перебор. Комната, которая здесь изображена, квадратная, хотя из рисунка сложно понять даже это. На самом деле, многие люди, видя этот рисунок, не верят, что комната квадратная. Но если внимательно присмотреться, можно заметить, что края ближней правой и дальней левой стены сходятся в одной точке, что может быть только если они параллельны. Поэтому углы в комнате прямые, а такие сильные искажения — из-за непомерно большого угла зрения.
Угол зрения 150 градусов |
В большинстве рисунков из этой статьи применяется большой угол зрения: от 90 до 150 градусов и более. Это сделано с целью лучше иллюстрировать перспективные сокращения. Вы, вероятно, будете использовать меньший угол зрения, чтобы свести искажения к минимуму. Рекомендуется делать угол зрения меньше 90 градусов и даже меньше 60, если вам это удастся. Для двухточечной перспективы это означает, что хотя бы одна точка схода лежит за пределами рисунка.
Не рекомендуется использовать угол зрения более 90 градусов. Что касается 180 и более градусов, то это вообще невозможно при работе по методикам, описанным в этой статье (правильный термин для них — линейная перспектива). Вы не можете нарисовать на плоском листе бумаги то, что находится позади вас. Существуют методики создания изображения с углом зрения больше 180 градусов, но, насколько я понимаю, рисовать приходится на сферической поверхности, а потом проецировать рисунок на плоскость. Результат похож на фотографию, сделанную с помощью линзы «рыбий глаз». Рисунок строится по совершенно другим правилам. Если в трёхмерном пространстве линии прямые, то на получившемся рисунке они будут искривлены. Пучок прямых может исходить из тоски в левой части рисунка, затем расходиться и вновь сходиться в точку в правой части. Такой тип перспективы более сложен и не рассматривается в этой статье. Вообще, в большинстве книг, которые мне попадались, о нём ничего не сказано.
Определение размеров в перспективе
Продливаем линии чтобы определить высоту |
Достраиваем решётку |
Достраиваем забор |
В перспективе определить размер предметов достаточно сложно. Даже если на самом деле он одинаков, в перспективе он может различаться. К счастью, если вы правильно построили предмет в одном месте, вы можете продлить линии построения и узнать, как он будет выглядеть в другой части рисунка. Это показано на рисунке вверху слева. Если у нас получится точно изобразить вора на переднем плане, мы сможем определить, каких размеров будет ничего не подозревающая жертва на заднем плане. Мы проведём касательные к голове и ступням вора влево, затем перпендикулярно им построим прямые вверх по улице до того места, где будем рисовать жертву.
Мы также можем достраивать линии, чтобы легче было нарисовать тротуарные плитки, кирпичную кладку, забор, колонну пехотинцев и другие предметы, расположенные рядами. Начните с выбора прямой, параллельной картинной плоскости в трёхмерной сцене. Затем определите положение этой прямой на рисунке, разбейте её на равные отрезки и сделайте засечки, как на вертикальной прямой на рисунке вверху посредине. Проведите прямые от засечек до точки схода. Нарисуйте на глаз один кирпич. Диагональ этого кирпича будет служить диагональю ещё многим кирпичам, что позволит вам правильно определить их размер. Ваших знаний теперь достаточно, чтобы адекватно изобразить все или почти все кирпичи на рисунке. Чтобы нарисовать кирпичи, находящиеся в дальнем конце стены, проведите ещё диагонали. Все диагонали должны сходиться в точке, которая находится прямо над точкой схода прямых, проведённых от засечек, или прямо под ней.
Если предметы расположены в ряд, например, столбики забора или колонна пехотинцев, мы можем изобразить третий элемент ряда, основываясь на расстоянии между первыми двумя элементами. Сперва постройте прямые от вершины, середины и основания элемента к точке схода. Затем проведите прямую через вершину первого элемента и середину второго. Продлите её до пересечения с линией оснований. Из этой точки и рисуется следующий элемент.
Воздушная перспектива
Порт в ясный день |
Тот же порт в тумане |
Иногда она называется туманом. Удалённые объекты кажутся подёрнутыми дымкой (по цвету приближаются к светло-серому) из-за испарений, дыма и других атмосферных эффектов. Воздушная перспектива должна усиливать ощущение дальности, создаваемое линейной перспективой. Из двух картинок вверху, на правой порт кажется чуть дальше, чем на левой. Что касается размеров, то предметы на картинках (скопированных с одного оригинала) совершенно одинаковые. Но на правой картинке туман слегка обволакивает берег и, хочется верить, немного уменьшает надежду на благополучное прибытие в порт.
Воздушная перспектива изменяется в зависимости от погодных условий, местности и, разумеется, желания художника. Если вы рисуете панораму сказочного города, может быть, вам и не захочется использовать воздушную перспективу, чтобы город предстал во всей своей красе. Но если это туманное болото или подводный мир, воздушная перспектива будет у вас ярко выражена.
Воздушная перспектива служит показателем расстояния. Однако у неё есть и другие не менее важные функции. Она помогает заострить внимание на переднем плане, поскольку здесь предметы чётче и контрастнее, чем на заднем плане. С её помощью можно создать ощущение смутного, полусонного восприятия, где настроение преобладает над деталями. Этот приём хорошо освоен импрессионистами.
Ещё раз об основных положениях
- В рисунках с перспективой действуют некоторые правила, за выполнением которых нужно внимательно следить. Вот они:
- В общем случае, прямые, параллельные в трёхмерном пространстве, на рисунке будут сходиться в одной точке.
- Чем дальше находятся равноудалённые друг от друга предметы, тем теснее они будут располагаться на рисунке.
- Геометрические формы, если мы смотрим на них прямо, не искажаются, изменяются только их размеры, причём пропорционально.
- Если линии в трёхмерном пространстве прямые, они также будут прямыми в перспективе (при условии, что угол зрения меньше 180 градусов). Точки, лежащие на одной прямой, в перспективе по-прежнему будут лежать на одной прямой, а точки касания останутся точками касания. Это поможет вам при определении размера кирпичей, плиток и т.д. и при рисовании кривых.
- Если в трёхмерном пространстве плоскость вертикальна, то все лежащие в ней прямые будут сходиться в точке на горизонте. Любая другая группа параллельных прямых, лежащих в этой же плоскости, будет сходиться в точку прямо над этой точкой горизонта или прямо под ней.
Перспектива — Mary Swift
Мы много говорили о том, как рисовать персонажей, но но теперь нам нужно куда-то наших персонажей поместить. Фон, все предметы, окружающие персонажа, как и сам персонаж, подчиняются перспективе. Что же это такое? Как её рисовать? Что с ней делать? Сейчас посмотрим.
Перспектива это и сложно и просто одновременно. Вся штука в том, что все предметы, если провести по ним линию, когда-нибудь, где-то далеко-далеко, сойдутся в одну точку.
Ничего сложного, правда? Мы наблюдаем это каждый день, идя по улице.
А Знаете ли вы, что предметы в дали кажутся нам намного меньше? Конечно знаете. А почему? Из-за перспективы! За перспективой надо внимательно следить, чтобы не наделать ошибок, которые «сломают» вашим зрителям глаза и мозг.
Теперь о том, какие бывают перспективы.
1) Одноточечная перспектива — здесь существует только одна точка схода, при этом предмет будет перпендикулярен или параллелен смотрящему.
2) Двухточечная перспектива — присутствуют две точки схода, предмет расположен под углом к зрителю.
3) Трехточечная перспектива — существуют три точки схода линий. Такой вид перспективы похож на двухточечную, но добавляется еще одна точка, которая искажает линии вертикали . Этот вид, как правило, используют для построений вида зданий с высоты или с земли.
4)Перспектива четырехточечная — существуют четыре точки. Данный вид также похож на двухточечную, но добавляется еще дев точки схода, искажающие вертикальные линии сферическим образом (имитация линзы камеры).
5) Пятиточечная перспектива представляет собой сферу, в центре которой сходятся прямые линии конвертации. Этот вид похож на четырехточечную — но здесь все четыре точки схода искажают линии сферическим образом.
6) Шеститочечная перспектива — то же самое, что и пятиточечная, но здесь еще отображаются предметы, находящиеся за спиной зрителя, будто в сферическом зеркале.
И я обязан знать их ВСЕ!? — нет. Если вы хотите научиться рисовать аниме персонажей и их окружение, то вам достаточно уметь рисовать 1, 2, и в редких случаях третью. Виды перспективы расположены тут от самой основной, до совсем редкой. Последние используются для придания какого-либо эффекта.
А сейчас рассмотрим самый основные правила перспективы и воздушной перспективы.
1) Сторона предмета, которая ближе к нам, ВСЕГДА больше, чем та, что сзади. (сравните стрелки одного цвета)
2) Те части предмета, которые ближе к нам, всегда интенсивнее по цвету, ярче, больше.
Те, что дальше — бледнее, меньше (воздушная перспектива)
Это происходит потому, что мы, не замечая, всё равно смотрим сквозь толщу воздуха. Когда предмет близко — толщина воздуха между вами и предметом маленькая, и мы хорошо видим предмет, но когда мы смотрим вдаль, толщина воздуха увеличивается, мы начинаем видеть его, а предметы сквозь него увидеть уже труднее. (особенно хорошо это видно в туман)
Поэтому, рисуя в карандаше персонажа на переднем плане, вы можете жирно обвести его, но если вы сделаете это с каким-нибудь деревом вдалеке, оно тут же «вылезет» на передний план, и зритель будет смотреть не на персонажа, а на дерево.
3) Все линии всех предметов на картине всегда сходятся в одну точку (в две, в три) за предметом.
Т.е. линии не могут разойтись в разные стороны или сойтись в точку перед предметом.
На этом всё 😉
Основы живописи. Перспектива
В 99% рисунков присутствует передний и задний план и, как следствие, имеется перспектива. О том, ка правильно создавать перспективу, расскажет этот урок.
Фундаментальные законы геометрии говорят нам о том, что в бесконечности параллельные прямые все же пересекаются. Когда мы смотрим на реальные объекты, например, на убегающую вдаль железную дорогу, мы вполне можем себе это представить, ведь параллельные рельсы как бы сходятся в одной точке где то там на горизонте.
Для правильного рисования перспективы, как всегда, сначала внимательно рассмотрим картину в целом. Как видим, шпалы остаются параллельными, деревья на горизонте также не прыгают, а вот рельсы и столбики устремляются к точке схождения на горизонте.
Рисуем коробку
Возьмем простейший параллелепипед. Например, коробку. Обратите внимание, что задняя сторона, которая, как мы знаем, такого же размера, как и перед, с данного угла обзора кажется меньшей. Наша коробка стоит на столе, край которого выше основы нашей коробки, но он не является нашим горизонтом. Если удлинить края коробки, то в перспективе они сойдутся в одной точке. В тоже время горизонтальные линии у нас параллельны.
Пошаговое рисование одноточечной перспективы
Для начала нарисуем линию горизонта на расстоянии одной трети от верхнего края листа. Наметьте небольшую точку посередине — это будет наша точка схождения.
Теперь нарисуйте квадрат или прямоугольник заметно ниже и сбоку от нашей точки схождения. Заметьте, что углы должны быть только прямые.
Проведите линии от углов прямоугольника до точки схождения. Затем нарисуйте заднюю часть нашей коробки. Здесь также очень важно соблюсти прямой угол.
Убираем все лишнее и — вуаля — готовая коробка перед нами. Поэкспериментируйте с перспективой, перемещая нашу коробку в разные положения, относительно горизонта и точки схождения. Как видите, изображение везде получается разным.
Рисуем двухточечную перспективу
От простого к более сложному. Научившись рисовать простую перспективу, где все сходится в одной точке, посмотрим как рисовать двухточечную перспективу.
При построении двухточечной перспективы важно помнить правило: у каждой пары параллельных прямых есть своя точка схождения.
Посмотрим вновь на нашу коробку, но уже под другим углом. Как мы уже отмечали выше, край стола не является горизонтом и если мы визуально продлим линии нашей коробки, то её боковые стороны сойдутся в одной точке на линии, выше нашего стола. Примерно, на уровне глаз.
Обратите внимание, что мы расширили края листа далеко за пределы нашего рисунка. Для точного определения горизонта вам может понадобиться такой прием. Вы можете изначально использовать широкий лист бумаги или же подложить листы по краям.
Пошаговое рисование двухточечной перспективы
— Берем чистый лист и проводим горизонтальную линию на расстоянии 1/3 от верхнего края.
— Намечаем две точки схождения.
— Проводим ниже линии горизонта вертикальную линию, которая будет углом нашей коробки. Не ставьте её слишком близко к горизонту, иначе намучаетесь вырисовывать боковые стороны.
— Проводим линии от верха и низа нашего угла коробки ровно к точкам схождения.
— Ставим дальние боковые углы нашей коробки. Следите за тем, что бы они были ровными.
— Теперь фокусы. Рисуем заднюю часть коробки, скрытую от наблюдателя. Нам нужно сделать еще две пары линий, идущих к точкам схождения. От вершин правого угла коробки тянем направляющие к левой точке схождения. То же самое делаем с левым углом в направлении правой точки схождения. Как видите, они будут пересекаться четко на одной вертикали, формирующей невидимый наблюдателю угол коробки. Опять же, следим за тем, что бы наш угол был четко вертикальным, у нас ведь должна быть красивая коробка.
— Убираем все лишнее и, получив нашу красивую коробочку, начинаем мучиться с рисованием её в разных углах обзора.
Научившись делать перспективу, мы можем со спокойной душой приниматься к созданию объемных рисунков.
Перспектива в рисунке. Уроки рисования
Перспектива в рисунке для художников.
Для того, чтобы грамотно и реалистично создать рисунок, нужно знать некоторые законы перспективы и уметь работать с ними. Перспектива – это целое направление в искусстве рисунка, которое помогает нам определить размеры различных объектов, изменяющихся в зависимости от их расположения и удалённости от нас — это могут быть дома, другие объекты, вообщем всё. Перспектива так же служит для того, что бы сделать наш рисунок объёмным. Теперь разберёмся подробнее, что же такое перспектива для художников.
Перспектива в рисунке учитывает точку, с которой мы смотрим на происходящее, что мы видим с этой точки, под каким углом мы видим объекты на рисунке. Большинство законов этой области были разработаны ещё в эпоху Возрождения. С тех пор художники умеют изображать картины с любой точки зрения, и делать их объёмными. В основе законов стоят прямые, которые при определённых правилах их наложения точно нам укажут размеры объектов по мере их удаления. Когда мы начинаем рисунок, то стараемся переложить трёхмерную сцену на холст или бумагу, так как же это сделать?
Параллельные линии, которые идут к горизонту, будут стремиться в одну точку и на горизонте сойдутся в неё. Так же сходятся в одной точке на горизонте или на уровне глаз воображаемые линии, которые продолжают линии объекта. Чем ближе к вам объект, тем более искажённую форму он будет принимать. Например, спичечный коробок рядом с вами будет искажаться (уменьшаться угол схода) намного больше, чем большой дом вдалеке от вас. Более близкие предметы или планы кажутся крупнее, чем удаленные. Если вы рисуете с натуры, то измеряйте все размеры карандашом.
Пространство, которое вы рисуете, можно разделить на три условных плана. Дальний план – то, что в самой дали или у самого горизонта, средний план и ближний план – то, что находиться непосредственно перед вами. Предметы по мере удаления становятся всё мельче и мельче. Для точных определений этих размеров применяются прямые, которые стремятся от края поверхности самых передних объектов к горизонту и сходятся в точку. Таким образом, можно выстроить правильную перспективу.
Очень важная составляющая в перспективе – это точка зрения или уровень взгляда, уровень глаз, можно назвать по-разному. Уровень взгляда и горизонт – это одно и то же! Если вы встанете перед рельсами на железнодорожном полотне, то вы увидите, что рельсы убегают вдаль, становятся всё мельче и прилегают теснее друг к другу, пока не сходятся в точку, которая находится ровно на уровне глаз. Если вы присядете, то уровень глаз понизится, площадь над уровнем глаз заметно увеличится, а ниже — уменьшится. Если мы взлетим на самолёте, то и уровень глаз и горизонт взлетит вверх, а не будет где-то внизу. Таким образом, мы выяснили и запомним, что горизонт и уровень глаз всегда находятся на одной и той же точке перед нами.
Если вы стоите перед зданием, у самого подножия, то вы никак не увидите его крыши. Это применяется и для более мелких объектов. Например, на этом рисунке ваш уровень зрения находится на уровне середины лестницы. Таким образом, вы видите верхнюю часть ступеней ниже вашего уровня зрения, но как только ступени преодолевают уровень зрения, то поверхность не только не будет видна, но ступени постепенно будут стремиться всё больше и больше закрыть его. Подобные, как бы казалось, элементарные мелочи, нужно помнить и применять во всём, изначально разделив плоскость вашего рисунка на две части, которые разделяют уровень взгляда. Если линии перспективы находятся выше вашего уровня взгляда, то они, естественно, стремятся вниз – к горизонту, если эти линии находятся ниже уровня взгляда, то они будут стремиться верх.
С первого раза вроде бы всё понятно и элементарно. Но эти законы нужно вспоминать всегда, когда вы начинаете рисовать. Таким образом, вы сможете изобразить полноценные трёхмерные объекты, начиная с домов и заканчивая коробками, и трёхмерное пространство.
На следующем примере мы видим, как линии могут помочь в рисовании здания и различных объектов на этом здании. В итоге все воображаемые линии, показывающие нам сужающуюся перспективу, сходятся в одной точке, которая находится точно на уровне нашего взгляда.
Урок рисования. Одноточечная, двухточечная и трёхточечная перспектива.
Одноточечная перспектива в рисунке. Здесь присутствует только одна точка схода. Это может быть тоннель, где наш взгляд устремлён только в одну точку схода или мы смотрим вверх — на вершину небоскрёба. Такая перспектива с одной точкой, где сходятся все прямые, затягивает зрителя, создаётся ощущение полёта вдаль. Однако, многие художники стараются не применять одноточечную перспективу, так как считают её довольно скучной и однообразной. Такой вид перспективы лучше применять, когда вы точно знаете, что в данном рисунке применима только она.
Двухточечная перспектива.
Двухточечная перспектива встречается гораздо чаще и приветствуется художниками. Это может быть сцена на улице или в помещении, где зрителя окружают различные предметы, стены. Сцена в таких случаях простирается в нескольких направлениях, все из которых стремятся сойтись в точках на горизонте. Обычно в двухточечной перспективе существует левая и правая точка схода на горизонте, куда стремятся предметы. Часть стремится к левой точке, часть — к правой. Так же встречается эта перспектива с верхней и нижней точкой схода прямых. Последняя не совсем понятна, но я объясню, что это такое. Это может быть случай, когда человек идёт вперёд и смотрит вверх, либо он идёт вперёд по улице с небоскрёбами. В таких случаях, когда человек смотрит вверх, создаются две точки схода – одна ниже его взгляда, туда уходит дорога и низы зданий, и верх, где будут сходиться вертикальные прямые, подчёркивая высоту зданий.
Трёхточечная перспектива.
Эту перспективу строить гораздо сложнее, но тем и интереснее. Она применяется тогда, когда художник хочет показать, что он смотрит снизу или сверху, а не прямо. В этом случае нужно поставить точки схода по горизонтальным двум точкам: точка одной из сторон и точка схода впереди на горизонте, точка схода слева и точка схода справа + точка схода по вертикальным линиям. Если вы смотрите сверху, тогда здания и другие высокие предметы будут сужаться книзу, если вы смотрите снизу, тогда, соответственно, здания и предметы будут сужаться кверху.
В перспективе размеры всех объектов рассчитываются на первый взгляд сложно. Но теперь, когда вы знакомы с её законами, то вам нужно правильно изобразить лишь один предмет на рисунке, определить границу, уровень взгляда, и тогда остальные предметы можно определить только лишь продолжая линии от основного предмета, к примеру, здания. Например, здание с перспективой уходящей вдаль и два человека следом идущие друг за другом. Человек сзади будет ниже предыдущего, но как же нам определить насколько он будет ниже? Это довольно просто. Рисуем линию, параллельную линии крыши дома, только теперь не от крыши, а от макушки первого человек. Эта линия будет наглядно указывать, какого роста будет следом идущий человек.
На этом урок по рисованию и построению перспективы закончен. Если у вас остались какие-то вопросы – задавайте их в комментариях. Следите за выпусками сайта, чтобы быть в курсе следующих уроков по рисованию. Желаю удачи!
линейная перспектива и ее основы
Мы живем в трехмерном мире. Каждый предмет имеет объем и находится от нас на определенном расстоянии. Но как этот мир 3D перенести на плоскую бумагу, не потеряв при этом ощущение объемности изображения на рисунке. В этом нам помогут законы перспективы.
Изображение строится по определенным канонам, и неважно, что вы рисуете – натюрморт или улица, уходящая в перспективу.
Если нарушить законы построения, предмет, который находится дальше, может оказаться большего размера, чем нужно, и тогда нарушится вся композиция.
Если перспектива отсутствует, то изображение получится неправдоподобным и примитивным.
Перспектива нужна для создания объема, то есть реалистичной картины мира.
Для придания объемности рисунку также используют рельеф и светотень.
Есть определенные правила, по которым строится изображение. Соблюдая их, вы получите реалистичный рисунок.
Немного теории
Прежде, чем приступать к практике, нам необходимо хорошо изучить теорию. Для начала посмотрим, какие понятия используются в перспективе. Основными являются точка схода и линия горизонта, без них мы не сможем правильно построить изображение.
Перспектива – это лишь оптическая иллюзия. Перед нами стоит задача отобразить на плоскости объемное изображение, то есть на плоскости передать глубину. Поэтому важно знать, как мы можем создать иллюзию, чтобы сознание воспринимало ее, как изображение, имеющее форму.
Изобразительное искусство развивалось постепенно. Художники далеко не сразу стали рисовать объекты в перспективе. Например, в средневековой живописи предметы изображались такими, какие они есть в реальности, а не такими, как их воспринимает наш глаз. Поэтому рисунок получался абсолютно плоским.
Принципы построения
Переходя к теории, обозначим три главных принципа, которые применяются при создании рисунка, чтобы построить правильную линейную перспективу.
• Ближний объект (например, деревья, здания) рисуются перед сзадистоящими, то есть создается эффект частичного перекрытия.
• От нас дальние объекты должны быть более легкие, то есть их не нужно прорисовывать толстыми линиями, должно создаваться ощущение воздушного пространства.
• Для создания эффекта расстояния дальние объекты должны быть меньше тех, что расположены на переднем плане.
Вы можете наблюдать это, если осмотритесь вокруг себя. В реальности все линии в комнате – это либо параллельные, либо перпендикулярные относительно друг друга. Но когда мы рисуем в перспективе, наши параллельные линии начинают сходиться, и чем дальше они от нас, тем ближе они друг к другу.
Эта точка, в которой сходятся в итоге все линии – называется точкой схода. Когда мы смотрим на что-либо, то наш взгляд как бы прокладывает прямую линию к центру объекта. Этот центр и будет той самой точкой схода.
Ширина нашего зрения невелика, всего около 20 см, если говорить о переднем плане, но мы воспринимаем и дальние предметы, и здесь мы уже можем видеть вещи, находящиеся от нас на расстоянии в сотни метров. Чем дальше простирается взгляд, тем шире становится поле вокруг центральной точки. В зависимости от этого предметы будут искажаться, подчиняясь законам линейной перспективы.
Поэтому в процессе рисования важно зафиксировать точку схода и придерживаться ее, иначе рисунок получится искаженным и нереалистиным.
Еще один важный элемент при построении линейной перспективы – линия горизонта. Эта плоскость – воображаемая линия, которая находится на уровне глаз и уходит в даль. Она хорошо видна на открытом пространстве, например, на побережье. Линия горизонта точно разделяет две стихии. Это только то, что мы видим, т.к. на самом деле небо находится над нами, а водная гладь не заканчивается в пределах нашего зрения, а простирается далеко за видимой линией горизонта.
При выборе высоты горизонта вы определяете конкретную заданную точку зрения для того, кто будет смотреть на вашу картину. То есть, на рисунке линия горизонта не будет перемещаться вместе с нашим взглядом, она останется неподвижной, такой, какой ее увидел сам художник.
Рисовальщик может изобразить на рисунке предметы с разных точек зрения. Например, если он нарисовал фигуру сверху вниз, то смотрящий смотрит на нее сверху. При центрированной композиции, то есть, когда линия горизонта изображена на средней высоте, будет создаваться ощущение симметрии, то есть предмет будет отображен фронтально. А если точка зрения будет расположена снизу, то уже само изображение будет уходить вверх, а мы будем смотреть на него снизу.
Линейная перспектива и ее виды
Далее давайте разберем, сколько существует типов линейной перспективы и как же правильно рисовать те или иные объекты, чтобы рисунок получился объемным и реалистичным.
Фронтальная перспектива
Самый элементарный вид пространственного изображения – линейная перспектива с одной точкой схода. Как следует из названия, предмет относительно нас будет находиться с фронтальной стороны. Часть граней будет параллельна, а часть – перпендикулярна линии горизонта. Линии, находящиеся параллельно лучу зрения, будут сходиться в точке схода. А те, что находятся под прямым углом к лучу зрения — не будут искажены
Угловая перспектива
Изображение может находиться и под углом к смотрящему. Тогда у нас образуются две точки схода, а такая линейная перспектива будет называться угловой.
Как вы уже заметили, ее отличительной чертой является наличие сразу двух точек, куда будут сходиться линии в перспективе.
Для наглядности за пример возьмем рисунок куба. Если смотреть на него со стороны одной из граней, то ребра геометрического тела будут проходить по линиям схода с двух сторон. Некоторые линии на рисунке (в данном случае, боковые грани куба) останутся перпендикулярными линии горизонта. Такая перспектива встречается достаточно часто, т.к. в реальной жизни многие предметы мы видим именно с этого ракурса.
Трехточечная перспектива
Еще одним методом построения предмета в пространстве – использование трех точек схода. Такую перспективу еще называют вертикальной или наклонной. При таком типе нужно так же искажать вверх предмета в угловой перспективе. Этот способ часто применяют в своих чертежах архитекторы.
В данном ракурсе эффектно получаются высотные здания, например, небоскребы. Точка схода, которая находится выше линии горизонта, называется зенит, а та, что ниже – надир. Стоит отметить, что ни одна из линий не будет параллельна картинной плоскости.
Линейная перспектива поэтапно
Теперь мы рассмотрим детально, как нужно строить изображение, чтобы не исказить перспективу. Напомним, что в зависимости от правильности исполнения зависит реалистичность рисунка.
Фронтальная перспектива
Начнем с самого простого вида – фронтальная перспектива. За объект возьмем куб.
Первым делом нам нужно определить базовые элементы, образующие перспективу, то есть, линию горизонта и точку схода. Теоретически, на рисунке их можно расположить в любом месте, но не с каждой позиции получится удачный ракурс.
Теперь мы определяем две линии схода, которые будут обозначать ширину нашего куба. По ним будут проходить грани фигуры, располагающиеся по бокам.
Две линии схода послужат основанием нашей фигуры. Этим мы создаем глубину куба. То есть, прорисовываем левую и правую боковые линии. Далее мы соединяем их двумя параллельными линиями между собой. Эти связующие горизонтальные линии основания будут параллельны линии горизонта.
Далее мы будем рисовать вертикальные ребра фигуры. Для этого мы возьмем две боковые точки, которые находятся на переднем плане. Из них мы проведем по одной вертикальной линии вверх.
Теперь мы проведем еще две линии схода, которые будут пересекать ранее нарисованные боковые ребра будущей фигуры. Этим мы окончательно определили высоту нашего куба.
Если вы заметили, то все линии схода выходят из одной точки, в этом и заключается особенность построения фронтального типа.
Далее нам нужно изобразить переднюю грань куба. Для этого проводим горизонтальную линию между боковыми ребрами. Учтите, что они должны находиться на одной высоте относительно друг друга, то есть, соединяющая их линия будет параллельна основанию фигуры.
Теперь изобразим ребра, которые находятся на заднем плане. Как и в случае с фронтальными линиями, мы их проводим из точек пересечения основания и боковых линий схода. Вести их нужно до пересечения с верхними линиями схода.
Далее мы соединяем эти две линии между собой параллельной основанию горизонталью.
Нам осталось обозначить лишь верхнюю поверхность изображаемого объекта. Проводим два отрезка по верхним линиям схода, тем самым соединяя заднюю часть фигуры с фронтальной.
На завершающем этапе просто стираем лишние линии, которые не должны быть видны. Это линии схода и невидимые ребра.
Конечно, это самый простой пример, но вне зависимости от того, что вы изображаете, принципы построения останутся неизменными. Главное, чтобы перспектива не исказилась.
Угловая перспектива поэтапно
Такая перспектива считается наиболее распространенной. Ее особенность заключается в наличии двух точек схода. Предметы в этом ракурсе мы видим под углом.
Для примера мы возьмем параллелепипед. В зависимости от того, под каким углом он находится, фигура будет представать перед нами фронтально, снизу или сверху.
Мы разберем изображение нашей фигуры из одной позиции – «с высоты птичьего полета». Это является наиболее простым и понятным примером для начинающих.
Как мы уже знаем, для построения нам нужны две точки схода. Как и в первом варианте, мы проводим линию горизонта, но теперь пересекаем ее двумя отрезками, обозначающими точки схода.
Из точек мы проводим по две линии, которые послужат нижним основанием нашей будущей фигуры в местах их пересечения. После обозначения основания мы будем строить вертикальное фронтальное ребро нашего параллелепипеда. Оно определит высоту фигуры. Переднее ребро строится вверх из ближайшей к нам точки пересечения линий схода.
Теперь мы проводим еще две линии схода для соединения фронтального ребра с двумя точками схода. По этим линиям позже мы будем строить верхнюю грань параллелепипеда.
Следующим этапом мы проводим две вертикальные линии из двух дальних боковых углов основания. Их нужно довести до пересечения с верхними линиями схода.
Теперь мы проводим еще две линии из точек схода, они должны пересечь вертикальные линии дальних боковых ребер в верхней точке. Этим самым мы обозначим верхнюю грань.
Соединяем места пересечений нижнего основания и двух новых линий схода вертикальным отрезком. Теперь у нас получились два задних ребра. После чего выделяем линии схода, обозначающие верхнюю грань.
Завершающим штрихом будет удаление лишних линий построения и невидимых ребер фигуры.
Трехточечная перспектива и ее этапы
При помощи трех точек схода мы пространственно можем уменьшить размеры объектов в высоту и глубину. Для примера мы вновь возьмем параллелепипед и изобразим его с точки зрения снизу.
Знания по угловой перспективе помогут построить основание фигуры. Ее этапы мы описывали выше.
Теперь нам нужна еще одна точка. Она располагается в центре между двумя уже имеющимися. Она находится намного выше линии горизонта.
От нее мы проводим три отрезка, которые должны заканчиваться в углах основания. Это будут ребра нашей будущей фигуры.
Теперь мы будем строить верхнюю грань фигуры. Для этого мы проводим линии схода из двух боковых точек. Высоту вы определяете сами. Главное, чтобы она не была выше третьей точки схода. В местах их пересечения обрисовываем верхнее основание.
На заключительном этапе, как обычно, убираем вспомогательные линии и грани фигуры, которые невидны.
Рассмотрим еще один вариант рисунка параллелепипеда в трехточечной перспективе – вид объекта сверху. При данном варианте третья точка схода располагается под линией горизонта.
Мы как бы начинаем рисовать фигуру сверху. То есть, вначале при помощи линий схода по законам угловой перспективы мы рисуем верхнее основание. Остальные этапы построения будут повторять шаги из предыдущего варианта «вида снизу».
Рисуя самостоятельно, можно допустить ошибки, и у вас могут возникнуть вопросы по правильности построения. В школе-студии «Мастер рисунка» опытный преподаватель даст основу, подскажет с чего начать и как правильно изображать предметы с любой точки.
Похожие записи
Урок 2. Линейная перспектива. Как нарисовать коробок и книгу
Мы знаем, что параллельные линии не пересекаются, расстояние между ними не меняется, но часто наблюдаем противоположное. Например, расстояние между параллельными краями дороги или рельсов, уходящих вдаль, постепенно сокращается, пока они не сойдутся в одной точке на горизонте.
Такое визуальное искажение носит название «линейная перспектива». Это зрительное изменение форм и размеров предметов по мере их отдаления, а также принципы создания иллюзии 3D-пространства на плоскости. Разберем ее важные составляющие: линию горизонта, точки и линии схода.
Содержание:
Линия горизонта
Линия горизонта совпадает с уровнем глаз зрителя (художника). То, с какого положения мы смотрим на предметы, определяет их вид. Взгляните на вещи вокруг. С разных положений: сидя на стуле, стоя на полу. Рассмотрите полки книжного шкафа на фотографии. У тех из них, которые находятся примерно на уровне наших глаз, мы видим только переднюю грань. Для тех, которые расположены выше, – еще и нижнюю плоскость. Опустите взгляд – теперь видны передняя и верхняя плоскости полок.
Точки схода
В точках схода пересекаются параллели, уходящие вглубь рисунка. Они называются линиями схода. Это края дороги, длинного моста, верхние и нижние границы ряда фонарей или опор ЛЭП, а также направленные вдаль продолжения ребер куба, книги, коробка, стола и так далее.
Линия горизонта, точки и линии схода с помощью этих элементов будем строить предметы в перспективе.
Будем рассматривать в этом уроке наиболее распространенные случаи: точек схода одна или две, они лежат на линии горизонта.
Одна точка схода
В этом случае предмет расположен строго перед нами. То есть мы видим его переднюю грань, горизонтальные стороны которой строго горизонтальны. Все вертикали строго вертикальны. Дальняя стенка параллельна передней. В этом случае мы можем видеть еще нижнюю или верхнюю плоскость предмета.
Две точки схода
Точек схода будет две, если предмет расположен не прямо, а несколько развернут. Обычно мы видим две боковые грани и центральное ребро, а также верхнюю или нижнюю грань. В том случае, когда нам видна передняя плоскость (а не две боковых), она находится под некоторым углом, то есть ее горизонтальные стороны не строго горизонтальны, как в случае с одной точкой схода.
Давайте разберемся с основными принципами линейной перспективы:
1 | Чем дальше расположен один и тот же предмет, тем меньше он будет выглядеть. Это же распространяется и на его части. Например, представьте, что нам надо нарисовать коробок. Если при его построении будем исходить из факта, что противоположные грани одинаковы по размеру, то рисунок будет больше похож на чертеж. Если нарисовать дальнюю грань меньше ближней – это будет больше соответствовать тому, как видим предметы в реальности. |
2 | Углы искажаются в пространстве. Например, если мы рисуем куб в перспективе, не все его углы останутся прямыми. У граней, направленных вдаль, углы между сторонами больше или меньше 90°. Однако вертикали сохранят прямой угол в наиболее распространенных случаях. |
3 | Линия горизонта в рисунке одна. |
Рисуем коробок с одной точкой схода
Шаг 1. Нарисуем линию горизонта и прямоугольник – переднюю плоскость коробка. Представим, что он расположен прямо перед нами, при этом не смещен ни вправо, ни влево. Поэтому точку схода (ТС) нарисуем примерно по центру прямоугольника.
Шаг 2. Из углов прямоугольника проведем линии к точке схода. На этих линиях схода лежат ребра граней, направленных вдаль (к линии горизонта).
Шаг 3. Перейдем к рисованию дальней стенки коробка. Мы изображаем условный коробок, поэтому можем произвольно выбрать расстояние от передней до дальней грани. Начинаем с любого ребра. Например, проведем нижнее. Оно заключено между ранее нарисованными линиями схода и параллельно линии горизонта.
Шаг 4. От точек пересечения этого ребра с линиями схода проведем вертикальные стороны дальней грани. А потом верхнее ребро. Сформировали дальнюю стенку коробка, параллельную передней.
Шаг 5. Чтобы форма лучше читалась, смягчим линии схода, которые выходят за пределы дальней грани. Наш первый коробок готов. Чтобы увидеть, как меняется его вид в зависимости от положения относительно линии горизонта, нарисуем еще два таких же по размерам прямоугольника. Один выше первого, другой – ниже.
Шаг 6. От углов двух новых прямоугольников проведем линии к первой точке схода.
Шаг 7. Мы рисуем три одинаковых коробка. Их расстояние до нас не меняется, смещение происходит только по вертикальной оси. Размеры дальних стенок будут одинаковы. И чтобы их найти, продлим вертикали боковых сторон дальней стенки первого коробка.
Шаг 8. Нарисуем стороны дальних стенок новых коробков по точкам пересечения вспомогательных вертикалей и линий схода.
Шаг 9. А теперь аккуратно удалим вспомогательные линии и смягчим невидимые глазу ребра. Самые ближние линии (стороны передних граней) выделим более насыщенной линией. Это усилит ощущение пространства в работе. Три коробка готовы!
Порисуйте самостоятельно коробки разных размеров с одной точкой схода. Попробуйте нарисовать коробок, немного смещенный относительно точки схода по горизонтальной оси.
Рисуем коробок с двумя точками схода
Шаг 1. Начинаем с линии горизонта. Нарисуем произвольно ребро коробка. Чем длиннее ребро, тем дальше должны располагаться от него точки схода. Поэтому сделаем его небольшим, чтобы уместиться в листе со всем построением. Отметим точки схода на линии горизонта. Если разместить их слишком близко к ребру, искажение формы коробка будет сильнее, чем требуется. Не стоит размещать их и слишком далеко.
Шаг 2. Соединим концы этого ребра с точками схода.
Шаг 3. Нарисуем вертикали двух других видимых нам ребер. Здесь тоже произвольно выбираем их расположение.
Шаг 4. Дорисуем недостающие стороны нижней грани. Соединим нижнюю точку пересечения правого ребра с линией схода с левой точкой схода. А от нижней точки пересечения левого ребра с линией схода проведем прямую в правую точку схода. У нас образовалась нижняя стенка коробка.
Шаг 5. То же самое проделаем для верхней стенки. А затем проведем заднее вертикальное ребро, соединив дальние углы верхней и нижней граней.
Шаг 6. Выделим чуть сильнее верхнюю грань. Еще сильнее – ближние боковые стенки коробка. Так ближнее будет казаться ближе, а дальнее – дальше. Смягчим линии построения. Коробок готов!
Будет полезно нарисовать несколько таких коробок разной высоты и с разным положением точек схода. Где-то форма коробка получится неестественно искаженной (из-за выбранного положения точек схода), где-то наоборот – удачной. Благодаря сравнению результатов таких попыток мы учимся чувствовать оптимальное соотношение, и оно зависит от размеров изображаемого объекта, от расстояния до зрителя.
Рисуем книгу по фото
Изображая реальный предмет в перспективе, для более точного построения удобно сначала нарисовать для него коробок соответствующих параметров. Потом что-то отсечем, что-то добавим, чтобы получить необходимую форму. Именно это мы сейчас и проделаем.
Шаг 1. Наметим общие габариты книги. Оставим место над книгой для линий схода и горизонта. Проверим, сколько раз ее высота укладывается в ширине. А затем найдем, сколько раз высота передней грани блока страниц укладывается во всей высоте. Обозначим центр книги.
Шаг 2. Зная ширину книги и высоту передней грани, нарисуем прямоугольник фронтальной плоскости коробка. После этого нарисуем боковые грани нижней плоскости (обложки), уходящие вдаль, определяя их наклон методом визирования. Продлим их до пересечения и получим точку схода.
Шаг 3. От точки схода проведем линии к верхним углам прямоугольника передней плоскости. Нарисуем верхнюю границу книги через ранее найденную точку до пересечения с только что намеченными линиями схода. От этих точек пересечения опустим вертикали до первых линий схода – боковые стороны дальней стенки коробка для книги. Дорисуем нижнюю сторону этой стенки.
Шаг 4. Смягчим линии построения и невидимые грани. Коробок готов. Поставим метки ближних верхних уголков страниц, измерив визированием, насколько они удалены от краев книги.
Шаг 5. Через эти метки проведем верхние боковые границы блока страниц, уходящие вдаль. То же проделаем и для нижних границ этого блока. Уточняем их наклон и положение методом визирования. Проведем центральную линию книги.
Шаг 6. Визуально разобьем контур разворота на несколько основных отрезков. Определяем их наклон методом визирования. Схематично наметим их в рисунке.
Шаг 7. Проведем более плавную линию разворота. Наметим корешок книги. Сотрем вспомогательные линии, чтобы они не отвлекали.
Шаг 8. Уточним детали. Слегка скруглим углы обложки, отделим ее линиями от блока страниц. Нарисуем закладку слева. Ее край делаем неровным, чтобы подчеркнуть характер. Легкими линиями кое-где наметим отдельные страницы и наличие текста. Этого будет достаточно, ведь зритель дорисовывает в своем воображении недостающие повторяющиеся детали. Слегка смягчаем ластиком дальние линии, а ближние к нам выделяем более сильным нажимом, чтобы создать иллюзию глубины пространства.
Книга готова!
Не всегда удобно делать подобное построение через горизонт, линии и точки схода. Последние могут выходить за пределы листа. В этом случае ради более точного построения можно увеличить лист, приклеив бумагу по бокам. Еще один вариант – перед началом работы сделать маленький набросок коробка для предмета, схему-подсказку соответствующих пропорций и в нужном ракурсе. Такая схема рисуется со всеми вспомогательными линиями и точками. Важно сделать это построение как можно точнее, чтобы затем перенести на чистовик в нужном масштабе найденные соотношения размеров и наклоны ребер, но уже без точек и линий схода, без обозначения горизонта. Затем предмет вписывается в коробок, как это сделали мы.
После определенной практики можно обойтись совсем без линии горизонта и точек схода. Вместо этого можно опираться на метод из первого урока – измерение углов и пропорций карандашом.
Как при этом добиться большей точности изображения:
1 | Следует рисовать все линии предмета, даже невидимые (скрытые). Так проще понять, насколько убедительно выглядит форма, есть ли в ней ошибки. |
2 | Хорошо немного продлевать ребра. Так лучше видно, соблюдается ли принцип постепенного сокращения расстояний между параллелями по мере их отдаления. |
3 | Сравнивайте длины вертикальных ребер. Чем они дальше, тем меньше должны быть в рисунке. |
Порисуйте книги по фото, а еще лучше с натуры, потому что фотографии могут искажать форму. Это будет очень полезной практикой изображения реальной объемной формы на плоскости листа.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Юлия ОтрубянниковаЛинейная перспектива в рисунке — основные принципы и примеры
18 марта 2018
Основы рисования Город в перспективе, рисунокНесмотря на то, что мы живем в трехмерном мире, у нас есть только два измерения для изображения предметов на бумаге. Третье измерение — то, которое придает глубину картине, рисунку, скетчу или чему-то еще, создается с помощью правил перспективы. Даже если вы рисуете только натюрморты на столе, вам нужно понять и освоить принципы перспективы.
Основы перспективы в рисунке
Вот основные понятия, используемые в теории:
- точка схода;
- главный луч зрения;
- линия горизонта;
- предметная плоскость;
- картинная плоскость;
- угол зрения.
Прежде чем начать выяснять, что все это значит, давайте немного отвлечемся и вспомним, например, грамматику. Никто, кроме разве что специалистов, особенно не интересуется грамматикой. Мы признаем, что это помогает нам лучше выразить себя (при условии, что нам не нужно тянуться к учебнику, прежде чем мы осмелимся открыть рот). Мы спрягаем глаголы и строим предложения полностью автоматически, не думая об этом. Мы можем сделать это, потому что мы слышали те же самые грамматические конструкции буквально тысячи раз.
То же самое и с перспективой. Сама по себе наука перспективы мало интересует большинство из нас. Мы заинтересованы в ней только в той мере, в какой она может помочь нам лучше рисовать. Другими словами, есть два пути приближения к перспективе: научный или теоретический путь и практический путь. С теоретическим подходом вы узнаете набор абстрактных правил, и можете быть уверены, что это вам очень быстро надоест.
Поэтому, имеет смысл подойти к вопросу художественной перспективы с практической точки зрения.
Конечно, можно было бы обойтись совсем без перспективы, но это было бы не совсем верно. Перспектива — самый мощный путь для придания реализма и глубины вашим рисункам, что делает их более живыми и естественными. Без нее художественные инструменты в вашем распоряжении (а значит, и ваши результаты) будут ограничены, и вот почему.
Перспектива — это скрытый, но жизненно важный элемент пейзажа, объекта или портрета. Это, на самом деле, оптическая иллюзия, которая применяется ко всему, что вы видите. Помните, что рисунок — это не то же самое, что скульптура. Перед вами стоит задача воспроизвести на плоском листе бумаги то, что на самом деле обладает третьим измерением: глубиной. Итак, перспектива — это всего лишь оптическая иллюзия, применяемая ко всему, на что вы смотрите. Вот почему мы должны знать немного о том, как наш мозг выстраивает картинку.
Исторически художникам потребовалось некоторое время, прежде чем они пришли к соглашению насчет перспективы. Многие средневековые произведения искусства очень красивы, но они показывают вещи такими, какие они есть, а не такими, какими их видит глаз.
Посмотрите, например, на эту иллюстрацию. Шахматная доска видна без рельефа, но фигуры на доске изображены в профиль и повернуты в направлении, в котором они установлены на доске. Колонны развернуты под каким-то странным углом. И женщины довольно любопытно расположены. Другими словами, в одной картине есть несколько разных «точек зрения», и это, скорее, отталкивает.
Две испанские дамы играют в шахматы. Из книги Альфонсо X Мудрого, 1283 г.Эта персидская средневековая миниатюра является еще одним примером частичного отсутствия перспективы. Здесь несколько различных точек зрения объединены в одну картину. И мы замечаем, что люди и лошади на дальнем плане такие же большие, как и те, что расположены ближе к нам. В перспективе они, конечно, будут меньше.
Мужество Джалаледдина. Масуд ибн Осмони Кухистани, «Тарихи Абулхайр», 1541г.А на этой фотографии дорога, кажется, становится все меньше и меньше, когда она отдаляется от нашего взгляда. На самом деле, конечно, ширина всегда одинакова – в противном случае не было бы достаточно места для автомобилей!
Линейная перспектива, примерПри взгляде на это фото создается впечатление, что два рельса в конечном итоге объединились вместе. Визуально говоря, это правда, но только визуально. Разум и глаз находятся в постоянном конфликте: разум подсказывает мозгу: «эти рельсы параллельны и горизонтальны». Глаз отвечает: «как видите, рельсы поднимаются к небу и становятся тоньше к вершине». Мозг говорит: «рельсы всегда параллельны, иначе поезда сошли бы с рельсов».
Линейная перспектива, примерНо если мы хотим научиться хорошо рисовать, нам нужно перестать «думать о мире», а вместо этого начать слушать, что говорят нам наши глаза. Как вы увидите, всегда трудно забыть наши знания о вещах, когда мы пытаемся их расшифровать. И все же мы должны научиться концентрироваться исключительно на зрительном восприятии. Вы сталкиваетесь с пейзажем, простирающимся перед вашими глазами к горизонту. Ваш мозг регистрирует глубину, которая движется от переднего плана вдаль. У вас нет проблем в размещении, с определением того, что вы видите слева и справа на соответствующих сторонах листа бумаги. Но как вы собираетесь визуализировать глубину?
Правила перспективы в рисунке
Вот три основных принципа, которые можно использовать отдельно или все вместе.
- Ближние к нам деревья нужно рисовать перед теми, которые находятся дальше – это будет иметь эффект их частичного перекрытия.
- Дальние от нас деревья нужно рисовать более легкими, с меньшим нажимом, это создаст иллюзию воздушного пространства.
- Нарисуйте деревья на дальнем плане меньше по размеру, чем те, что на переднем — это даст нам эффект расстояния.
Давайте теперь посмотрим на этот рисунок интерьера. Перспектива, которая создает впечатление глубины, представляет комнату не такой, какая она есть на самом деле, а такой, какой ее воспринимает глаз. Рисование в перспективе — это, в сущности, искусство рисования «неправильно», таким образом, что конечный результат кажется «правильным». Или, говоря по-другому, это искусство закрывать один глаз, чтобы лучше видеть.
Комната в перспективе с мебелью, рисунокПрежде всего, давайте еще раз взглянем на картинку. Вы сможете пронаблюдать то же самое, если оглядитесь вокруг в комнате, в которой вы находитесь. Стены под прямым углом друг к другу, есть окно с жалюзи и паркетный пол. Посмотрите на линии, образованные краями предметов и углами стен. Линии по большей части вертикальные или горизонтальные и перпендикулярны друг другу. Это совершенно естественно, так как архитектор спроектировал все под прямым углом, и строитель использовал отвес, заданную площадь и технические чертежи, чтобы воплотить план архитектора в жизнь.
Понимание идеи перспективы
Попробуйте представить себе проблему с точки зрения слепого человека. Он не сможет оценить глубину места до тех пор, пока у него не будет возможности пройтись внутри этого пространства. В отличие от тех из нас, у кого есть зрение, он не имеет возможности «путешествовать с глазом». Если бы кто-то слепой с рождения вдруг смог увидеть, у него сложилось бы ужасное впечатление, что все бросается ему в лицо. Но в то время, если слепой человек не может водить машину, то одноглазый мужчина или женщина, конечно, может. Другими словами, наличие только одного глаза не мешает оценить глубину места или расстояние, разделяющее, например, две машины. Трехмерное зрение — не единственный способ получения информации о глубине. Мы могли бы сказать, что одноглазый человек за рулем автомобиля «читает» глубину в перспективе, тогда как вы, когда рисуете, «пишете» эту перспективу, чтобы создать иллюзию глубины. Процедура практически противоположная.
Изображение проходит через невероятно сложную часть фототехники — ваш глаз. Вы можете подключить принтер к этой замечательной камере, который состоит из листочка бумаги, карандаша и руки. Все предустановлено, осталось только научиться этим пользоваться!
Как произвести впечатление глубины
В изобразительном искусстве для создания оптической иллюзии применяются разные трюки, такие как наложение двух рисунков, использование тени, рельефа и, конечно, перспективы. Также возможно совмещение нескольких методов. Два наиболее часто выбираемых художниками — рельеф и перспектива. При совместном использовании они придают удивительное ощущение реалистичности рисунка.
Куда бы вы ни посмотрели, вы «бросаете» визуальный луч в этом направлении. Луч перемещается по прямой от вашего глаза к центру изображения, которое он воспринимает и перемещает глазами. Прицеливайтесь с воображаемой винтовкой по мишени. Главный луч зрения (ваш визуальный луч) соответствует траектории полета пули. Точка, в которой пуля достигает цели, называется точкой схода.
Прямая линейная перспектива, примерНаше зрение более или менее коническое. То есть, когда мы смотрим в определенном направлении, ширина нашего зрения составляет около 20 сантиметров на переднем плане и несколько сотен метров на дальнем. Чем дальше вы смотрите, тем шире поле вокруг точки схода. В зависимости от ориентации нашего визуального луча, объекты кажутся искаженными для наших глаз, подчиняясь законам оптики и перспективы.
Поэтому, когда вы начинаете рисовать, важно определить высоту и ориентацию вашего визуального луча и сохранить его. Это означает выбор единой точки зрения. Если вы пропустите эту точку и объедините несколько точек зрения, ваши объекты и фигуры будут казаться очень нереалистичными, рисунок начнет «разваливаться».
Представьте себе горизонтальный диск, расположенный вокруг головы на уровне глаз и простирающийся до бесконечности. Этот диск дает представление о главном элементе перспективы: плоскости горизонта.
Плоскость горизонта — это воображаемая линия, расположенная на уровне глаз и уходящие в бесконечность. Вы, конечно, увидите только ее часть — горизонтальную линию, расположенную на 360°. Эта линия называется линией горизонта. Теперь предположим, что вы передвигаете себя вместе со своим воображаемым диском к береговой линии. Это то, что вы увидите. Можно заметить, что линия точно разделяет ландшафт между небом и водой, сливаясь с тем, что мы обычно называем горизонтом.
Теперь представьте, что вы поднялись на самую высокую кокосовую пальму на острове и посмотрите, прошел ли естественный горизонт ниже диска, который вы держали на уровне глаз. Вы заметите, что это не так. Горизонт, горизонтальная плоскость, линия горизонта и ваш глаз поднимаются и опускаются вместе. Важно помнить, что линия горизонта всегда находится на уровне глаз.
То же самое и с фотографией. Горизонт поднимается вместе с камерой.
Плоскость горизонта художника, связанная с его точкой зрения, определяет высоту естественного горизонта. Когда вы выбираете высоту горизонта на рисунке, вы определяете эту точку зрения для любого, кто смотрит на картину. Ваш выбор определит, находится ли зритель в доминирующей ситуации по отношению к субъекту.
Если вы смотрите на изображаемую фигуру сверху вниз, то вы как бы доминируете над ней.
Центрированная композиция, линия горизонта, расположенная на средней высоте, придает изображению симметрию, которая убирает человеческий аспект.
В случае, если точка зрения находится снизу, изображаемое доминирует над вами. Оно как бы приобрело определенное господство, и вы, в каком-то смысле, в его власти.
Таким образом, перспектива в рисунке — это не просто инструмент для точного представления чего-то, это также средство для расширения вашего художественного словаря. Но не нужно путать точку зрения с композицией. Одна и та же сцена, рассматриваемая с одного и того же места, может быть нарисована по-разному, это вопрос эстетического выбора. Точка зрения определяет перспективу, тогда как композиция «задает рамку».
Фронтальная перспектива
Простейший тип пространственного изображения — фронтальная перспектива с одной точкой схода. Перспектива называется фронтальной (одноточечной), если предмет изображается во фронтальном положении («анфас»), то есть часть из его граней параллельна картинной плоскости.
Фронтальная (одноточечная) перспективаОтметим, что все линии, параллельные лучу зрения, сходятся на главной точке — точке схода. Все остальные вертикальные и горизонтальные линии, перпендикулярные лучу зрения, остаются вертикальными или горизонтальными и после размещения в перспективе.
Угловая перспектива
Если изображенные предметы находятся под углом к зрителю, то такая перспектива называется угловой (двухточечной). Ее ключевой особенностью является наличие двух точек схода.
Это означает перспективу, в которой мы смотрим на объект под углом. В качестве примера перспективы с двумя точками схода для наглядности снова приведем изображение куба. Его ребра проходят по линиям схода. Некоторые грани объекта в такой перспективе остаются параллельными картинной плоскости (в нашем случае это боковые грани). Это самый часто встречающийся вид изображения перспективы, так как большинство предметов в реальном мире расположены относительно нас под углом.
Угловая (двухточечная) перспективаПерспектива с тремя точками схода
Третьим способом рисования перспективы является перспектива с тремя точками схода, её также называют вертикальной или наклонной. В перспективе с тремя точками схода нужно дополнительно нарисовать искажение вверх в угловой перспективе. Этот способ наглядной иллюстрации часто используется для архитектурных чертежей. С помощью этого метода можно очень эффектно рисовать небоскребы.
Мы прибегаем к такой перспективе тогда, например, когда смотрим на высокое здание снизу вверх, а также в случаях, когда ни одна из граней изображаемого предмета не параллельна картинной плоскости. Третья точка схода выше линии горизонта называется зенит. Та, что ниже — надир.
На рисунке ниже вы можете увидеть, как вертикальные края куба искажаются перспективно с помощью третьей точки схода.
Перспектива с тремя точками сходаДалее мы детально разберем, как построить простейший объект на каждый из описанных случаев линейной перспективы пошагово.