Дорожки ширина: Дорожки, мощение — Ландшафтный дизайн – Как правильно рассчитать ширину дорог, дорожек и тропинок на Вашем участке

Содержание

Дорожки, мощение — Ландшафтный дизайн

Необходимым элементом ландшафтного дизайна сада являются дорожки, которые разделяют и в тоже время связывают между собой функциональные зоны сада. Именно с нанесения дорожной сети и начинается планировка участка. Важно, чтобы дорожка была замкнута и объединяла постройки и отдельные элементы сада, не пересекала пространство центрального газона. С дорожки должен открываться вид на наиболее декоративные уголки сада.

Выбирая материал для строительства дорожек, следует учитывать интенсивность их использования. Мягкое покрытие (гравий, песок) предназначено только для пешеходных дорожек. Более надёжна плитка, уложенная на песок, бетон или сухую цементную смесь. Площадка для стоянки автомашины или въезд в гараж потребуют уже специального покрытия из бетона, армированной плитки или мостового камня

. Покрытие пешеходных дорожек не должно становиться скользким в сырую погоду, поэтому для лучшего просыхания все дорожки делаются с уклоном в 2 градуса от середины к краям и 0,5-1,5 градуса на каждый метр вдоль дорожки.

На первом этапе работ обозначается контур дорожки, по которому вырывается траншея глубиной 10-15 см, дно траншеи профилируется и утрамбовывается. Затем, в зависимости от выбранного типа покрытия, укладывается основание дорожки

Для бетонного покрытия траншея засыпается на 10 см слоем щебня, который тщательно выравнивается и трамбуется. По краям делают опалубку, так, чтобы края её выступали над уровнем щебня на 5-8 см. Для предотвращения разрыва бетонного покрытия через каждые 2-3 м необходимо сделать температурный шов. Для этого поперёк дорожки ставят на ребро доску толщиной около 10 мм. Опалубка заливается раствором, ещё не застывший бетон обрабатывают жёсткой щёткой для получения шершавой поверхности. Готовую дорожку накрывают полиэтиленовой плёнкой до полного застывания бетона. Через 3-4 дня плёнку снимают, а опалубку разбирают.

При укладке брусчатки и мостового камня траншею роют на глубину 20 см и засыпают ее слоем щебня 8 см. Сверху насыпают слой песка и проливают водой. На мокрый песок укладывают мостовой камень, подбирая его в соответствии с задуманным рисунком. Поверхность покрытия выравнивают. Щели между камнями не должны превышать 8 мм. После укладки камней по поверхности дорожки рассыпается сухой песок или цементно-песчаная смесь и жёсткой метлой заметается в щели. Затем дорожку поливают водой и дают ей высохнуть. Укладка брусчатки – более трудоёмкая операция, т. к. в этом случае необходим подбор каждого камня.

Для укладки плитки траншея выкапывается на глубину 15 см, засыпается слоем щебня толщиной 8 см и утрамбовывается. Сверху насыпают слой песка (5 см), который проливают водой, выравнивают, а затем кладут плитку. Если дорожка должна быть более прочной, то вместо песка используют бетон. Щели между плиткой засыпают песком или цементно-песчаной смесью. Для придания декоративности можно засыпать щели землёй, в которую добавлены семена газонной травы или почвопокровных растений.

 


Для мягкого покрытия (гравий, галька, кирпичная крошка) траншею копают на глубину 15 см, дно её тщательно утрамбовывают. Затем кладут слой щебня толщиной 10 см, который укатывают, сверху насыпают слой выбранного покрытия (5 см), разравнивают его и тоже укатывают. В завершение полотно дорожки посыпают крупнозернистым песком.

В последнее время при устройстве дорожек стали применять технологию декоративного бетона. Суть её заключается в том, что бетонное покрытие покрывается специальным полимерным материалом, на котором при помощи матрицы отпечатывается тот или иной рисунок, имитирующий различные виды природного камня или дерева. Декоративный бетон может быть окрашен в тот или иной цвет по желанию заказчика. Технология достаточно дорогая, но оправдывающая себя. 

По материалам книги «Энциклопедия дачника» (М, 2000)

Оптимальная ширина дорожек в частном доме. Как правильно распланировать дорожку

Дорожки на даче — это транспортные артерии участка, которые соединяют дом с остальными объектами. Они сохранят чистоту обуви в любую погоду и придают саду ухоженность. С точки зрения дизайна позволяют украсить дачное пространство не хуже, чем декоративные растения.

Варианты садовых дорожек

Дорожки на даче своими руками можно сделать из различных материалов, например, древесина, плитка. бетон, натуральный камень, пластик и пр. Все они имеют различный срок службы, удобство эксплуатации, эстетические свойства и конечно же стоимость. Поэтому основа выбора — это поиск компромисса между функциональностью, дизайном и затратами на приобретение и укладку.

Самый распространенный и наиболее популярный вариант мощения тропинок в дачных условиях это тротуарная плитка.



Рис.1.

Популярностью она пользуется благодаря разнообразию форм и расцветок, а также простоте мощения.


Рис.2.



Рис.3.

Широкое распространение получили дорожки из бетона. Они просты в создании и хороши в эксплуатации.



Рис.4.

Конечно они имеют простой внешний вид. Однако являются прекрасной базой для любого другого покрытия. Бетонные тропинки чем-то схожи с фундаментом для здания.

Конечно никогда не выйдут из моды материалы натурального происхождения типа песчаника или гальки. Стоимость их достаточно высока, однако они позволяют создать уникальный дизайн участка.



Рис.5.



Рис.6.

Более экономичным вариантом имитирующий натуральный камень является технология создания тропинок методом литья цементного раствора в форму.



Рис.7.

По мимо экономии на стройматериалах, эта технология позволяет устраивать тропинку и отливать плитку одновременно, что сильно сокращает время и упрощает работу.

Не менее интересными смотрятся дорожки из натурального дерева. Они могут быть выполнены из спилов бревна или в виде мостков.



Рис.8.



Рис.9.

Недостатком таких тропинок является не высокая долговечность, благодаря подверженности древесины к гниению.

В качестве альтернативы может служить современные полимерные плиты, которые применяются для организации эко парковок.



Рис.10.

Более прочный и долговечная разновидность — бетонная сетка.


Рис.11.

Такое решение позволяет с одной стороны получить полноценную тропинку, а с другой не нарушить эстетику газона. Этим способом можно сделать место для парковки автомобиля.

Выбор оптимальной ширина

Важным этапом создания дачной дорожки является выбор оптимальной ширины. Если она будет недостаточного размера, то будет неудобно передвигаться. Если слишком широкая, то вероятен нецелесообразный перерасход материала, а, следовательно, финансовых средств и трудозатрат на ее возведение.

Определение оптимальной ширины следует осуществлять исходя из особенностей ее эксплуатации. Так центральные тропинки следует делать больше, чтобы свободно расходились два человека, а между грядками меньше.

  • Центральные должны быть шириной 70-90 см. Этого достаточно для того чтобы могли разминуться два взрослых человека или идти по дорожке рядом.
  • Отводы к теплицам или грядкам следует делать шириной 50-70 см. Таких тропинок достаточно чтобы комфортно катать тачку с удобрением.
  • Для проходов вдоль грядок будет достаточно 30-50 см. Такой размер обеспечит удобство ухода за растениями и не займет много места.

Следует отметить, что если дорожка изготавливается из брусчатки, то ее ширину необходимо привязать к размеру плитки, т.е. должно укладываться целое число. В противном случае пострадает дизайн.

Мощение дорожек своими руками

Укладка тротуарной плитки

Укладку тротуарной плитки начинают с разметки тропинки и установки бордюра. Согласно сделанной разметки удаляют лишний грунт. Под поребрик делают канавки и заполняют их песком.

Поверх песка наносят цементный раствор, и на него устанавливают бордюр. При этом его выравнивают по заранее сделанной разметке. Обычно для этих целей применяют натянутый шнур.

После того как бордюры установлены, на землю укладывают агроволокно. Оно не позволит песчаной подушке уйти в землю, и одновременно обеспечит дренаж.



Рис.12.

Бетонные дорожки технология

Бетонное покрытие в отличие от тротуарной плитки более просто в изготовлении. Большим ее достоинством является доступность и простота доставки на участок стройматериалов.

Устройство начинают с разметки и удаления плодородного слоя земли. В общей сложности необходимо снять 15 – 20 см грунта.



Рис.13.

После чего на землю укладывают агроволокно, засыпают песком и тщательно трамбуют. Для достижения хорошего результата его можно несколько раз пролить водой. Эта процедура хорошо уплотнит подушку.



Рис.14.

По верх песчаной подушки укладывают полиэтилен во избежание утечки раствора. И заливают цементную смесь, периодически разравнивая ее.



Рис.15.

Цементный раствор изготавливают из 1 части цемента, 3-4 частей песка и 0,5-1 части воды. В него можно добавить щебня, это позволит сделать заливку более прочной и снизить расход цементной составляющей.

По окончании устройства, заливку необходимо накрыть полиэтиленом. Через 2 дня по ней можно ходить.

Мы рассмотрели возможные варианты дорожек на даче. Все они прекрасно впишутся в ландшафт участка и прекрасно будут выполнять свою основную функцию. Конечно они различны по трудоемкости и стоимости возведения. Покрытие из бетона и тротуарной плитки наиболее просто и долговечно. Поэтому большинство людей выбирают именно этот вид, особенно если всю работу собираются выполнить своими руками.

Пользователи FORUMHOUSE хорошо знают, что жизнь за городом – это не только приятное времяпровождение в гамаке в саду, но и постоянные дела по хозяйству. Каждый обустраивает свои «десять соток» по своему вкусу. И если создание ландшафтного дизайна – дело личных предпочтений, то садовые дорожки просто жизненно необходимы на любом приусадебном участке и на любой даче. Ведь помимо чисто декоративных целей, именно дорожки позволяют нам свободно пер

Как распланировать садовые дорожки – советы специалистов

Казалось бы, если на участке проложены дорожки, ходить должны только по ним. Но так бывает не всегда. Порой мы срезаем углы и прокладываем незапланированные маршруты через газон, затаптываем клумбы с одними растениями, чтобы подойти к другим. Одно из объяснений этому – неправильно спланированные дорожки, которыми неудобно пользоваться.

Чтобы избежать подобных ошибок, давайте рассмотрим дорожно-тропиночную сеть именно с этой точки зрения – удобства и функциональности.

Мощеные дорожки в саду у дома

Главные критерии, которыми руководствуются при разбивке дорожек в частных домовладениях, – удобство, функциональность, стилевое соответствие

Cледите за нами:

Продумываем маршрут

Все садовые дорожки условно можно разделить на функциональные и декоративные (прогулочные).

Первые соединяют объекты на участке – дом, летнюю кухню, беседку, баню, зону барбекю, гостевой домик. Поскольку по ним ходят не ради прогулки, а чтобы быстрее попасть в нужную точку, они должны пролегать по кратчайшему маршруту.

Функциональные дорожки

Функциональные дорожки превращают разрозненные постройки в единый комплекс

Хорошо, когда функциональные дорожки закольцованы и всегда можно попасть к нужному объекту, не возвращаясь в исходную точку. Заранее обдумайте, какие зоны в саду нужно соединить между собой. В противном случае возникнет ситуация, описанная в начале статьи, и вы будете протаптывать дополнительный удобный путь.

Совсем другой подход к планированию прогулочных тропинок. Они петляют по участку, выводят к красивым уголкам сада. При этом могут соединять различные зоны на участке, но не по самому короткому маршруту, а по самому привлекательному.

Прогулочная тропинкаПрогулочная тропинка

Пример мощения прогулочной тропинки по саду

Не забудьте про дорожки, ведущие к хозяйственным постройкам, инженерным коммуникациям, в огород. Некоторые из них можно не включать в основную сеть. К примеру, зачем вашим гостям, прогуливаясь по саду, проходить мимо компостной кучи или площадки для сушки белья? Обычно к таким местам прокладывают отдельные тропинки и о том, куда они ведут, знают только хозяева.

Определяем иерархию дорожек

Формировать сеть начинаем с главной дорожки. Она соединяет значимые объекты на участке и обычно самая нагруженная и широкая.

От нее ответвляются второстепенные направления, углубляющиеся в ландшафт, – к огороду, садовому водоему, скамейке. По ним меньше ходят, поэтому они могут быть более узкими.

Третью позицию в условной иерархии занимают соединительные тропинки. Это та часть сети, которая обеспечивает кратчайшие переходы между разными уголками сада.

Сеть дорожек на участкеСеть дорожек на участке

Схема расположения на участке главных и второстепенных дорожек

Планируем ширину

При определении ширины дорожки руководствуемся правилом – чем чаще она используется, тем шире должна быть.

  • Центральная аллея, идущая от калитки к дому, и главная садовая дорожка должны быть не менее 120 см в ширину, чтобы два человека могли свободно идти рядом.

  • Стандарт для второстепенных и прогулочных дорожек – 80–100 см.

  • Для соединительных тропинок и проходов, ведущих в глубь сада, к узлам коммуникаций, достаточно ширины в 60 см, чтобы мог пройти один человек.

Этот параметр определяют и по другим критериям. К примеру, если на участке есть огород, дорожка должна быть достаточно широкой, чтобы по ней можно было проехать с тачкой. По краям ничего не высаживают. Ребенок любит кататься на квадроцикле? Учтите это при планировании, иначе он будет ездить по газону.

Соизмеряйте ширину мощения с размерами сада. На большом участке нельзя делать слишком узкие дорожки – они будут выглядеть как нитки.

Широкие дорожкиШирокие дорожки

Если есть сомнения по поводу ширины, корректируйте ее в большую сторону. Это всегда лучше, чем получить слишком узкую тропинку

Прямые или извилистые?

Прямые линии предпочтительны, если этого требует стиль ландшафтного дизайна. Так, без строгой геометрии не обойтись в регулярных садах, к ней тяготеют некоторые современные стили, например минимализм, хай-тек.

Если же стилистика участка позволяет, лучше делать извилистые края и плавные изгибы. Вспомните, как мы не любим прямые углы и при малейшей возможности их срезаем. Так, может, лучше сразу сделать закругления и не вытаптывать траву?

 Дорожки с плавными изгибами Дорожки с плавными изгибами

Плавные изгибы дорожек обеспечивают удобную траекторию перемещения по участку

Извилистая дорожка может иметь и практическую пользу. Прокладывая ее, вы направляете своих гостей туда, куда считаете нужным, и уводите от нежелательных для посещения мест.

Выбор материала

Если ширина и конфигурация дорожек позволяет, лучше всего их делать из тротуарной плитки.

Мощение из тротуарной плиткиМощение из тротуарной плитки

Тротуарная плитка обеспечит прочную и ровную поверхность, за которой легко ухаживать

Для соединительных тропинок можно использовать мягкие материалы – гравий, декоративную гальку, кору. Подходят также камень, террасные плиты.

 Шаговая дорожка Шаговая дорожка

Пример соединительной шаговой дорожки

Этот прием часто используют, когда участок оформлен в природном стиле или территория во дворе в основном занята газоном. Ступеньки разбивают его монотонность и одновременно защищают траву от вытаптывания. Но нужно помнить, что ухаживать за дорожками шагового типа, проложенными в траве, сложнее, поэтому его используют там, где редко ходят.

Если вы планируете благоустройство территории, лучше всего заказать дизайн-проект мощения у специалистов. Вы гарантированно получите не только качественное покрытие, соответствующее стилистике участка, но и удобную сеть дорожек, которыми будете с удовольствием пользоваться.

Общие рекомендации по созданию садовой дорожки на дачном участке

Думая о том, как расположить дорожки на участке в загородном доме собственники недвижимости первоочередное внимание должны практическим соображениям — им предстоит решить, по каким маршрутам будут проходить тропы, и какое покрытие будет использовано для их мощения. Не стоит забывать и про эстетическую сторону садовых путей, способных своим видом многое рассказать о владельцах сада и их вкусовых предпочтения. Но при этом одним из главных критериев, который нужно учитывать, проектируя сад, остается безопасность. В соответствии с требованием данного критерия выбирается оптимальная ширина дорожек, проходя по которым пешеходы в саду будут чувствовать уверенность, удобство и комфорт.

садовая дорожка

Планировка дорожек на участке: рекомендации по выбору ширины

Ширина путей пешеходного сообщения в саду определяется спецификой их использования. Так, ровные тенистые аллеи между насаждениями плодовых деревьев могут быть широкими, дорожки, соединяющие основные узлы фазенды – баню, беседку, дачный домик и зону барбекю – иметь средний размер, а проходы между клумбами и овощными грядками хозяева могут сделать узкими и незаметными.

При условии следования этим простым и понятным советам собственниками будет определена оптимальная ширина садовой дорожки. Корректный выбор этого параметра позволит в дальнейшем избежать хлопот, связанных с дискомфортом и опасностью передвижения по ней.

планировка дорожек

Однако существуют и более точные рекомендации относительно выбора ширины для дачных троп, учитывая которые собственники участка смогут грамотно и рационально распорядиться имеющейся в их имуществе землей. Согласно им, идеальная дорожка в саду соответствует следующим утверждениям:

— отнимает минимум полезного пространства в саду;

— позволяет владельцам сада беспрепятственно ухаживать за овощными культурами и ягодниками на грядках;

дорожки между грядками

— гарантирует комфорт и безопасность пешеходного сообщения на участке;

— дает возможность по кратчайшему маршруту добраться до хозяйственных построек и узлов сада;

— предоставляет возможность любоваться садом со всех углов.

к содержанию ↑

Рациональный подход к планировке троп

Каждый застройщик стремится рационально распоряжаться имеющимися в наличии ресурсами, поэтому выбирает для дачи варианты троп, сооружение которых предполагает минимальные затраты времени, труда и денежных средств. В ходе согласования проекта участка он также делает ставку на рациональность, стараясь подобрать для сада тропы, которые максимально гармонируют со стилем ландшафтного дизайна.

Так, для романтичных пейзажных садов, которые имеет сложную структуру, лучше всего выбрать неширокие извилистые тропы. Пролегая между рокариями, гладкой поверхностью искусственных водоемов и каменных ручьев такие дорожки будут отлично смотреться. Они подчеркнут пейзаж, но при этом выполнят и свою главную задачу – обеспечат удобное пешеходное сообщение на участке.

Если же территория сада требует максимально функциональных дорожек, которые гарантируют кратчайшее сообщение между основными строениями на участке выбор стоит отдать дорожкам одной ширины. Они могут иметь прямую форму и располагаться параллельно и перпендикулярно друг другу. Можно также использовать при маршрутизации троп лучевые и циркульные схемы.

разметка дорожки

На подступах к сооружениям – домику, беседке или бане, ширина тропинок может несколько расширяться. Это обеспечит удобство пользования путями на участке.

к содержанию ↑

Ориентировочные значения ширины

В своих действиях частным застройщикам стоит брать пример с профессиональных подрядчиков, которые не один год занимаются благоустройством придомовой территории, а строительство дорожек в саду является их основным профилем деятельности. Специалисты подскажут, что основные тропы на участке, которые ведут от калитки к дачному домику и саду должны быть максимально широкими. Поэтому размечая территорию для их строительства дачникам нужно вооружиться измерительной лентой и оставить между колышками расстояние в диапазоне от 90 до 150 сантиметров. Такая конфигурация тропы обеспечит комфортный проход для двоих человек.

От 60 до 90 сантиметров в ширину сооружают садовые тропы, ведущие к второстепенным постройкам на даче:

— к бане;

— бассейну;

деревянная дорожка к бассейну

— капитальной теплице;

— парковке;

— искусственному водоему;

— дровнице;

— мангалу;

— беседке и пр.

дорожка к беседки

Самыми узкими оставляют тропы в огороде. Для прохода дачника между клумбами, парниками и овощными грядками будет достаточно пути шириною в 30-50 сантиметров. Сооружение такого пешеходного пути будет отличаться наименьшей затратностью и трудоемкостью. Однако делая выбор в его пользу нужно учитывать тот факт, что некоторые работы на грядках будет сложно проводить. К примеру, по узкой тридцатисантиметровой тропе с трудом проедет садовая тележка, а механизированный мотокультиватор – тем более.

Приведенные в текущем разделе показатели являются ориентировочными. Собственники участка могут корректировать их по своему усмотрению, в процессе руководствуясь следующими соображениями:

— общая площадь участка;

— план расположения построек на нем;

— бюджет строительства;

— стиль садового ландшафта;

— личные предпочтения.

к содержанию ↑

Декор дачных дорожек: как выиграть дополнительную ширину

Собственники участка, которые владеют земельным наделом небольшой площади, борются за каждый сантиметр полезного пространства. Поэтому советы о том, как с помощью декора сделать дорожки в саду более практичными и визуально расширить их, пригодятся им в первую очередь.

Начать стоит с выбора правильных растений для высадки вдоль тропы. Пышные цветы, объемные кусты и раскидистые хвойники «отберут» у владельцев и без того минимальное полезное пространство. Ввиду этого перечисленные растения разумнее заменить растительностью с небольшой вегетативной массой. Обрамить дорожки с обеих сторон можно аккуратными бархатцами, стелющимися розами, почвопокровниками и низкорослыми можжевельниками.

декор дачных дорожек

При желании территорию вдоль тропы можно превратить в зеленый газон, просто купив в садовом центре семена и высадив их в субстрат. Обустроить газон можно с обеих сторон от тропы или же с одного бока, выиграв таким образом максимум полезного пространства для грядок с овощами в огороде и плодовых плантаций в саду.

Имеются рекомендации и относительно выбора формата освещения для троп. Осветительные приборы должны иметь компактные габариты, но при этом не проигрывать аналогам по показателям функциональности. Неплохой вариант – светодиоды, лента «дюралайт» или небольшие садовые фонари на солнечных аккумуляторах. Эти осветители займут минимум места, однако сделают тропу освещенной и безопасной, а территории сада придадут атмосферу волшебства и ухоженности.

к содержанию ↑

Как визуально изменить вид участка, экспериментируя с шириной троп?

Владельцы участка, варьируя ширину и изменяя маршрут следования тропы, могут добиться желаемых визуальных эффектов и сделать территорию сада более привлекательной.

Для того чтобы зрительно расширить границы своего земельного надела, им нужно прокладывать широкие тропы с небольшим смещением в сторону. Увеличить достигнутый эффект дачникам поможет высадка по обе стороны тропы низкорослых кустарников, шаровидных туй или пышных хризантем.

широкая садовая дорожка

Если требуется достижение обратного эффекта – визуального сужения участка, то требования к тропе иные. Она должна быть обрамлена с одной или двух сторон высокими деревьями или скульптурами садово-паркового искусства. Расположение тропы может быть позаимствовано из примера, рассмотренного в предыдущем абзаце.

С помощью грамотной маршрутизации троп можно визуально придать участку большую длину. Для этого застройщикам рекомендуется сооружать прямые тропы и обрамлять их с обеих сторон растениями, расположенными симметрично.

Перед тем как распланировать дорожки на участке и определить ширину их мощения, собственники фазенды должны понять, что от их дальнейших действий зависит не только внешний вид сада, а и его функциональность, практичность и безопасность. Поэтому маршруты пролегания и параметры каждой тропы перед началом активных работ на местности должны быть нанесены на план участка и согласованы. Лишь после этого индивидуальные застройщики могут приступать к работе и заниматься разметкой территории сада и укладкой покрытия на сооружаемые своими руками тропы.

ГОСТ 33150-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования (Переиздание), ГОСТ от 31 августа 2015 года №33150-2014


ГОСТ 33150-2014

МКС 93.080.30

Дата введения 2016-02-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский дорожный научно-исследовательский институт» Министерства транспорта Российской Федерации (ФГБУ «РОСДОРНИИ»), Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2015 г. N 1206-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33150-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2016 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на проектирование пешеходных и велосипедных дорожек на автомобильных дорогах общего пользования.

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к проектированию пешеходных и велосипедных дорожек, их размещению и основным параметрам в целях обеспечения безопасности дорожного движения и повышения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог общего пользования.

Настоящий стандарт не распространяется на проектирование тротуаров, а также пешеходных и велосипедных дорожек вне автомобильных дорог общего пользования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 32753 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия противоскольжения цветные. Технические требования

ГОСТ 33475 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 велопарковка: Место для длительной стоянки (более часа) или хранения велосипедов, оборудованное специальными конструкциями.

3.2 велосипед: Транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

3.3 велопешеходная дорожка: Велосипедная дорожка, предназначенная для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенная дорожными знаками.

3.4 велосипедист: Лицо, управляющее велосипедом.

3.5 велосипедная дорожка: Отдельная дорога или часть автомобильной дороги, предназначенная для велосипедистов и оборудованная соответствующими техническими средствами организации дорожного движения.

3.6 велосипедная стоянка: Место для кратковременной стоянки (до одного часа) велосипедов, оборудованное стойками или другими специальными конструкциями для обеспечения сохранности велосипедов.

3.7 маломобильные группы населения: Люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, пожилые люди, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом).

3.8 пешеход: Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

3.9 пешеходная дорожка: Размещаемое за пределами земляного полотна инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов вне населенных пунктов в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги.

3.10 плотность пешеходных потоков: Количество людей, приходящихся на единицу площади пешеходного пути.

3.11 полоса для велосипедистов: Велосипедная дорожка, расположенная на проезжей части автомобильной дороги, отделяющая велосипедистов техническими средствами организации дорожного движения (разметкой, дорожными ограждениями и т.д.) от проезжей части и обозначенная дорожным знаком в сочетании с табличкой, расположенными над полосой.

4 Основные положения

4.1 Пешеходные, велосипедные и велопешеходные дорожки должны проектироваться вдоль автомобильных дорог общего пользования.

Размещение пешеходных и велосипедных дорожек в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и согласовывается с местными органами управления.

Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек на автомобильных дорогах общего пользования, проходящих через населенные пункты, допускается выполнять с учетом национальных норм государств — участников Соглашения в области градостроительства.

4.2 Устройство пешеходных и велосипедных дорожек должно обеспечивать безопасные условия движения пешеходов и велосипедистов.

Обустройство автомобильной дороги пешеходными и велосипедными дорожками не должно ухудшать условия безопасности дорожного движения, условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.

4.3 Для обеспечения безопасности дорожного движения пешеходные и велосипедные дорожки должны оборудоваться соответствующими дорожными знаками, разметкой, ограждениями и светофорами.

5 Проектирование пешеходных дорожек

5.1 Пешеходные дорожки при проектировании следует размещать за пределами земляного полотна автомобильных дорог и располагать в зависимости от рельефа местности:

— в равнинной местности — за пределами обочин и не ближе 2,7 м от кромки проезжей части;

— в пересеченной местности (при наличии высоких насыпей или глубоких выемок) — на присыпных бермах.

В стесненных условиях и на подходах к искусственным сооружениям допускается размещение пешеходной дорожки на земляном полотне автомобильной дороги на расстоянии от кромки проезжей части не менее 2,0 м с отделением ее от проезжей части разделительной полосой или техническими средствами организации дорожного движения.

5.2 Пешеходные дорожки в зоне объектов дорожного сервиса следует проектировать при плотности пешеходных потоков не менее 0,3 чел./м.

5.3 Число полос движения на пешеходной дорожке следует определять интенсивностью пешеходного движения.

Интенсивность пешеходного движения следует определять числом пешеходов, проходящих через поперечное сечение пешеходного пути в единицу времени.

При суммарной (в двух направлениях) интенсивности пешеходного движения в часы пик до 50 чел./ч пешеходная дорожка должна иметь одну полосу движения, до 1000 чел./ч — не менее двух полос движения.

При интенсивности пешеходного движения более 1000 чел./ч число полос движения следует увеличивать на одну полосу движения на каждую тысячу человек.

5.4 Ширина одной полосы пешеходной дорожки с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1 м.

В ширину пешеходных дорожек не следует включать площадки для размещения киосков, скамеек, опор освещения и т.п.

5.5 Размер полосы движения и площадок на пешеходных дорожках, на которых могут находиться инвалиды-колясочники и другие маломобильные группы населения, следует назначать с учетом следующих требований:

— ширина полосы для одностороннего движения должна быть не менее 1,2 м; для двухстороннего движения — не менее 2 м;

— для разворота кресел-колясок требуется площадка размером 1,8х1,8 м;

— для остановки инвалидов на креслах-колясках требуется участок шириной 0,9 м и длиной 1,5 м, а взрослых с детской коляской — шириной 0,9 м и длиной 1,8 м;

— для встречного разъезда людей в кресле-коляске, а также в случае наличия пространственно-территориальных возможностей уширение пешеходной дорожки в плане следует выполнять размером не менее: для комфортных условий движения пешеходов — 3,0х1,8 м; для нормальных условий движения пешеходов — 2,0х1,7 м;

— высота прохода должна быть не менее 2,1 м до низа конструкций и не менее 2,3 м до низа ветвей деревьев.

Опасные для маломобильных групп населения участки пешеходных путей следует огораживать.

5.6 Дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта следует принимать не более 500 м.

Пешеходные дорожки устраивают в направлении основных потоков пассажиров от посадочных площадок до существующих тротуаров или пешеходных дорожек, а при их отсутствии — на расстоянии не менее расстояния боковой видимости.

5.7 Параметры геометрических элементов поперечного профиля, продольного и поперечного уклонов следует назначать с учетом требований ГОСТ 33475. В таблице 1 приведены требования к параметрам пешеходных дорожек.


Таблица 1 — Требования к параметрам пешеходных дорожек

Параметры

Значения

Ширина полосы движения, м

0,75-4,5

Ширина обочины пешеходной дорожки, проходящей в насыпи, м

0,5

Продольный уклон, ‰

60

Поперечный уклон, ‰

5-25

Примечания

1 В районах с частым гололедом продольный уклон пешеходных дорожек не должен превышать 40‰, при продольных уклонах более 60‰ и устройстве лестниц их следует оборудовать поручнями. Для обеспечения безопасности движения пешеходов при наличии уклонов 25‰ через каждые 100 м наклонной поверхности необходимо предусматривать устройство промежуточных горизонтальных площадок длиной не менее 5,0 м.

2 Продольные уклоны пешеходных дорожек в горных условиях и в районе с сильно пересеченным рельефом следует принимать не более 100‰ при протяженности этого уклона не более 300 м. При уклонах более 100‰ или длине более 300 м предусматривать устройство лестниц (не менее трех и не более 12 ступеней в одном марше).

3 Продольные уклоны пешеходных дорожек, предназначенных для пользования лицами, передвигающимися на креслах-колясках, и физически ослабленными лицами, следует принимать не более 40‰, поперечный уклон — не более 10‰.

4 Значения параметров ширины полосы движения и поперечного уклона определяются с учетом национальных норм государств — участников Соглашения.

5.8 Для обеспечения безопасности дорожного движения на пешеходных переходах в одном уровне с автомобильной дорогой следует обеспечивать треугольник видимости (таблица 2).


Таблица 2 — Требования по обеспечению треугольника видимости для условий «пешеход — автотранспорт»

Скорость движения, км/ч

25

30

40

50

60

70

80

90

Параметры треугольника видимости, не менее, м

8х40

9х43

10х50

11х57

12х64

13х71

14х78

15х85


Максимальное необходимое расстояние боковой видимости следует определять по формуле

, (1)


где — скорость движения пешехода по пересекаемой дороге, км/ч;

— расчетная скорость автомобиля, км/ч;

— расчетное расстояние видимости из условия остановки перед препятствием, м.

5.9 При пересечениях пешеходными дорожками водотоков и оврагов следует принимать проектное решение для исключения выхода пешеходов на проезжую часть автомобильной дороги.

5.10 При пересечении автомобильных дорог с трубопроводами (водопровод, канализация, газопровод, нефтепровод, теплотрассы и т.п.), а также с кабелями линий связи и электропередачи необходимо соблюдать требования нормативных документов на эти коммуникации.

Пересечения различных подземных коммуникаций с автомобильными дорогами рекомендуется предусматривать под прямым углом. Прокладка этих коммуникаций (кроме мест пересечений) под насыпями дорог не допускается.

5.11 Покрытия пешеходных дорожек следует устраивать из каменных или минеральных материалов, обработанных вяжущими. Материал поверхности покрытия и его структура выбирается с коэффициентом сцепления 0,6…0,75, обеспечиваемым при любых погодных условиях.

5.12 Решетки ливневой канализации следует располагать в стороне от их пешеходной части. В пределах ширины пешеходной части элементов обустройства автомобильных дорог, предназначенных для движения и нахождения на них инвалидов и других маломобильных групп населения, не допускается размещение люков любого назначения.

6 Проектирование велосипедных дорожек

6.1 Велосипедные дорожки располагают на отдельном земляном полотне, у подошвы насыпей и за пределами выемок или на специально устраиваемых бермах.

На подходах к искусственным сооружениям велосипедные дорожки допустимо размещать на обочине с отделением их от проезжей части ограждениями или разделительными полосами.

Однополосные велосипедные дорожки располагают с наветренной стороны от дороги (в расчете на господствующие ветры в летний период), двухполосные — при возможности по обеим сторонам дороги.

6.2 Велосипедные и велопешеходные дорожки следует, как правило, устраивать за пределами проезжей части дорог при соотношениях интенсивностей движения автомобилей и велосипедистов, указанных в таблице 3. Полосы для велосипедистов на проезжей части допускается устраивать на обычных автомобильных дорогах с интенсивностью движения менее 2000 авт./сут (до 150 авт./ч).


Таблица 3

Фактическая интенсивность движения автомобилей (суммарная в двух направлениях), авт./ч

До 400

600

800

1000

1200

Расчетная интенсивность движения велосипедистов, вел./ч

70

50

30

20

15

6.3 Геометрические параметры велосипедных дорожек представлены в таблице 4.


Таблица 4 — Основные геометрические параметры велосипедной дорожки

Нормируемый параметр

Минимальные значения

при новом строительстве

в стесненных условиях

Расчетная скорость движения, км/ч

25

15

Ширина проезжей части для движения, м, не менее:

однополосного одностороннего

1,0-1,5

0,75-1,0

двухполосного одностороннего

1,75-2,5

1,50

двухполосного со встречным движением

2,50-3,6

2,00

Ширина велосипедной и пешеходной дорожки с разделением движения дорожной разметкой, м

1,5-6,0

1,5-3,25

Ширина велопешеходной дорожки, м

1,5-3,0

1,5-2,0

Ширина полосы для велосипедистов, м

1,20

0,90

Ширина обочин велосипедной дорожки, м

0,5

0,5

Наименьший радиус кривых в плане, м:

при отсутствии виража

30-50

15

при устройстве виража

20

10

Наименьший радиус вертикальных кривых, м:

выпуклых

500

400

вогнутых

150

100

Наибольший продольный уклон, ‰

в равнинной местности

40-60

50-70

в горной местности

100

Поперечный уклон проезжей части, ‰

15-20

20

Уклон виража, ‰, при радиусе:

5-10 м

более 30

10-20 м

более 20

30

20-50 м

более 15

20

50-100 м

20

15-20

Габарит по высоте, м

2,50

2,25

Минимальное расстояние до бокового препятствия, м

0,50

0,50

Ширина пешеходной дорожки 1,5 м, велосипедной — 2,5 м.

Ширина пешеходной дорожки 1,5 м, велосипедной — 1,75 м.

При интенсивности движения не более 30 вел./ч и 15 пеш./ч.

При интенсивности движения не более 30 вел./ч и 50 пеш./ч.

6.4 Велосипедные дорожки следует проектировать как для двустороннего движения (при интенсивности движения до 70 вел./ч), так и для одностороннего (при интенсивности движения более 70 вел./ч).

Наименьшее расстояние от края велосипедной дорожки должно составлять: до кромки проезжей части дорог, деревьев — 0,75 м; до тротуаров — 0,5 м; до стоянок автомобилей и остановок общественного транспорта — 1,5 м.

6.5 Длину велосипедных дорожек на подходах к населенным пунктам следует определять численностью жителей и принимать в соответствии с таблицей 5.


Таблица 5

Численность населения, тыс.чел.

Св. 500

500-250

250-100

100-50

50-25

25-10

Длина велосипедной дорожки, км

15

15-10

10-8

8-6

6-3

3-1

6.6 Ширина разделительной полосы между проезжей частью автомобильной дороги и параллельной или свободно трассируемой велосипедной дорожкой должна быть не менее 2,0 м. В стесненных условиях допускается разделительная полоса шириной 1,0 м, возвышающаяся над проезжей частью не менее чем на 0,15 м, с окаймлением бордюром или установкой барьерного или парапетного ограждения.

6.7 При устройстве пересечения автомобильных дорог и велосипедных дорожек требуется обеспечить безопасное расстояние видимости (таблица 6). При расчетных скоростях автотранспортных средств более 80 км/ч и при интенсивности велосипедного движения не менее 50 вел./ч устройство пересечений велосипедных дорожек с автомобильными дорогами в одном уровне возможно только при устройстве светофорного регулирования.

В целях обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах I категории устройство пересечений автомобильных дорог с велосипедными дорожками в виде разрывов на разделительной полосе дорожных ограждений при интенсивности движения более 250 авт./ч не допускается.


Таблица 6 — Безопасное расстояние видимости

Ширина проезжей части, м

Расстояние видимости приближающегося автомобиля, м, при различных скоростях движения автомобилей, км/ч

50

60

70

80

7,0

130

150

180

200

10,5

170

200

230

270

14,0

210

250

290

330

6.8 Велосипедные дорожки в зоне пересечений с автомобильной дорогой должны быть освещены на расстоянии не менее 60 м.

6.9 Места пересечений велосипедных дорожек с автомобильными дорогами в одном уровне должны оборудоваться соответствующими дорожными знаками и разметкой.

При необходимости устройства велосипедного или пешеходного путепровода или тоннеля при пересечении велосипедных и пешеходных дорожек с транспортными развязками необходимо разрабатывать технико-экономические обоснования целесообразности строительства путепровода или тоннеля для них.

6.10 Покрытия велосипедных дорожек следует устраивать из асфальтобетона, цементобетона и каменных материалов, обработанных вяжущими, а при проектировании велопешеходных дорожек для выделения полос движения для велосипедистов — с применением цветных покрытий противоскольжения в соответствии с требованиями ГОСТ 32753.

6.11 При обустройстве дождеприемных решеток, перекрывающих водоотводящие лотки, ребра решеток не должны быть расположены вдоль направления велосипедного движения и должны иметь ширину отверстий между ребрами не более 15 мм.

6.12 Открытые велосипедные стоянки следует сооружать и оборудовать стойками или другими устройствами для кратковременного хранения велосипедов у предприятий общественного питания, мест кратковременного отдыха, магазинов и других общественных центров.

6.13 Велопарковки следует устраивать для длительного хранения велосипедов в зоне объектов дорожного сервиса (гостиницы, мотели и др.).

По степени закрытости велопарковки, как правило, разделяются на: открытые, открытые с навесом, закрытые.

Чтобы обеспечить удобство пользования велопарковками и исключить помехи для пешеходов, следует соблюдать необходимые расстояния между стойками и другими объектами (рисунок 1).


Рисунок 1 — Минимальные необходимые расстояния для создания велопарковки

УДК 625.7/.8:006.354

МКС 93.080.30


Ключевые слова: дороги автомобильные общего пользования, проектирование пешеходных и велосипедных дорожек, общие требования




Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2019

Ширина садовой дорожки

Три правила садового мощения

​Похожие статьи​

​ ​

​способна выдержать большие нагрузки​

​Чтобы заливка садовых дорожек своими руками была выполнена безупречно, следует принять к сведению некоторые советы специалистов:​

​подъездным путем​

​. Небрежно выполненная дополнительная отделка​​бетонный раствор​

​садовую дорожку​

​Водостоки применяются для отвода основных потоков воды с поверхности из тротуарной плитки.​

​АвторИван Андреевич Бородин​

​Наиболее бюджетный и простой вариант – деревянные спилы. Кругляшки из дерева придают особое очарование и оригинальность участку, но срок их службы небольшой – всего 5 лет. В качестве альтернативы рекомендуется использовать бетонные кругляшки с имитацией поверхности дерева.​

​Правильно спланированная сеть пешеходных дорожек на садовом участке — важная часть работы по созданию красивого и удобного сада. По ним мы прогуливаемся, наслаждаясь красотами сада, по ним везем тачку или идем с ведром и лопатой наперевес. Дорожки бывают главные, прогулочные и второстепенные, рабочие. В зависимости от назначения строить их мы будем из разных материалов. Размеры сада диктуют их ширину: дорожки основного маршрута от 0,8 до 1,5 м, вспомогательные — от 0,4 до 0,8 м, оптимальная ширина — 0,6 м.​

​Натуральный камень.​

​, после дождя не остается луж. Однако дорожки из мрамора и известняка нежелательно укладывать в том месте участка, где есть тень. Со временем дорожка может покрыться налетом, а это испортит внешний вид садового участка. В этих местах лучше использовать дорожки из кварца и гранита.​

​— если площадь работ — большая, то для предотвращения образования пустот используйте вибратор. При отсутствии оборудования допускается ручная трамбовка до образования цементного молока;​

​лучше не пользоваться по крайней мере еще неделю. Снимите опалубку — прежде чем вынимать доски, постучите по ним сверху, чтобы они отошли от бетона. В завершение засыпьте канавку вдоль​

​бетонного покрытия​

​уложите в опалубку и лопатой распределите его к краям и углам — очень важно, чтобы не оставалось воздушных раковин. На этом этапе не нужно слишком сильно раскидывать бетон — разровняйте его граблями так, чтобы поверхность была на 1- 1,5 см выше края опалубки.​

​. Однако, когда речь идет о широком​

Что такое тротуар? Ширина, покрытие и ограждение тротуара :: SYL.ru

В настоящее время сложно представить большие мегаполисы без специальных зон для передвижения пешеходов. Тротуары стали обязательным условием организации дорожного движения даже в небольших городах и населенных пунктах. Это связано не только с удобством, но и с обеспечением безопасности.

Что такое тротуар?

Тротуар — это дорожка, расположенная с края проезжей части, предназначенная для передвижения пешеходов. Она может примыкать к дороге или велосипедной дорожке, а может быть отделена от них газоном или ограждением. В некоторых парках и скверах бывают даже целые улицы-тротуары. По ним могут передвигаться только пешеходы.

Тротуарная дорожка

Первые тротуары появились около 200 лет назад во Франции. Массивные гранитные плиты укладывались вдоль главных дорог Парижа. Для их отделения от проезжей части выставлялись чугунные тумбы. Некоторое время спустя такие пешеходные дороги появились и в Санкт-Петербурге, а потом и в Москве.

В местах пересечения дорог и наличия пешеходных переходов стоят дорожные знаки и светофоры. Места расположения этого дорожного оборудования находятся именно на тротуарах. Для отделения этой зоны от основного полотна, по которому передвигаются пешеходы, ставятся специальные металлические ограждения.

Расположение и ширина

Есть специальные нормативные документы, которые регулируют размер полотна тротуара. Попробуем разобраться, от чего зависит ширина тротуара. В первую очередь перед строительством тротуарных дорог берется во внимание средняя проходимость пешеходов в предположительном месте обустройства дорожки в час-пик.

Широкий тротуар

Пропускная способность 1 м от ширины тротуара в момент активного движения пешеходов равняется примерно 2000 человек в час, а на спусках или подъемах — 1500 человек в час. Из этих показателей и складывается оптимальная цифра. Минимальной шириной тротуара будет расстояние 1 метр. Ширина выбирается еще и на основании назначения улицы, расположения на ней торговых центров и жилых домов, парков и скверов.

Назначение тротуара

Тротуары предназначены для передвижения только пешеходов. Велосипедисты должны спешиться во время движения по тротуару. Движение автомобилей по тротуару запрещено, за исключением следующих случаев:

  • при проведении ремонтных работ;
  • для подъезда автомобилей коммунальных служб;
  • для загрузки или выгрузки товара в торговых и других предприятиях.

Стоянка автомобилей, мотоциклов, мопедов и других механических средств передвижения на тротуарах разрешена только при наличии соответствующих дорожных знаков. Тротуары служат основанием для установки дорожных знаков и светофоров.

Водоотводы на тротуарах

Правильная планировка и проектирование позволят избавиться от луж и грязи в городе. Ведь вода скапливается только на тех тротуарах, которые расположены ниже уровня почвы. Необходимо возводить тротуарное покрытие с подъемом. Должна быть продумана схема оттока жидкости.

Покрытие пешеходных дорожек

Раньше тротуары делали из цельных элементов камней или древесины. Современные возводят совсем иными способами. Рассмотрим некоторые из них:

  • Монолитный тротуар из бетона. Такие дорожки встречаются в каждом городе России, ведь этот способ облагораживания пешеходных тротуаров является простым и практичным. В месте расположения тротуара убирается плодородный слой, засыпается гравий или шлак, затем следует насыпь из песка. Поверхность выравнивается, устанавливаются бордюры и площадь заливается бетоном повышенной прочности.
  • Тротуар из плитки. Тротуарная плитка — это очень прочный материал. Его основу составляет цемент. Изготавливают плитку путем вибропрессования, поэтому ее структура получается такой прочной и плотной. В некоторых случаях при изготовлении тротуарной плитки используется армирование. Подушка для клади делается точно так же, как и в случае с монолитным покрытием. Укладывается плитка, как правило, вручную. Между собой элементы тротуара никак не фиксируются. Использование красителей позволяет получить плитку самых неожиданных расцветок.

Есть и другие способы возведения тротуаров, но они используются только в индивидуальном порядке, для оформления главных улиц, для создания рисунка и т. д. Покрытие выбирается исходя из назначения.

Тротуарная плитка

Тротуарное покрытие должно быть немного выше уровня почвы, чтобы влага уходила с дорожки к газону. Пыль, грязь и листья будут раздуваться ветром к краям газона. Тротуар всегда будет оставаться сухим и чистым. Если уровень тротуара находится ниже, тогда необходимо оборудовать водоотводные трубы по бокам дорожки или установить высокие бордюры.

Нарушения, связанные с использованием

В правилах ПДД подробно описано, что такое тротуар и как им пользоваться, но в условиях неудачной планировки дворов и малого количества парковок во всех городах России некоторые водители используют площадь тротуаров для статичного расположения автомобиля. Тем самым они нарушают правила дорожного движения. Автомобиль, припаркованный на тротуаре, инспекторы ПДД вправе эвакуировать на штрафную стоянку.

В крупных городах России периодически происходят случаи, когда в момент образования затора на дороге некоторые автомобилисты объезжают «пробку» по тротуарам. В Москве и Санкт-Петербурге это явление не удивит уже никого, ведь многие обеспеченные люди лучше заплатят штраф, чем будут ждать своей очереди.

Нарушение правил парковки

Практически во всех регионах России запрещено распространять рекламу на покрытии тротуаров. Это регулируется региональными и местными нормативными документами. За несоблюдение этих норм заинтересованное лицо или исполнитель получат штраф.

Еще один пример нарушения использования тротуара: в некоторых городах водосточные трубы выведены прямо на поверхность тротуара. После дождя невозможно пройти по такой дорожке, не промочив ноги. С наступлением заморозков в местах вывода этих труб образуются ледяные катки. Чтобы исправить проблему, нужно отвести трубу в канализационный люк.

Ограждение тротуарных дорог

Тротуарная дорожка немного приподнята по отношению к автомобильной дороге и отделена бордюром. Это делается для того, чтобы автомобили не задели пешеходов при случайном заезде. У подъемов есть и еще одно функциональное назначение: во время ливневых дождей вода стекает с поверхности тротуаров в направлении водоотводных колодцев.

Тротуарное ограждение

Пешеходные дорожки могут быть отделены от проезжей части линией растительных насаждений или газонным покрытием. В местах соединения пешеходного тротуара и перехода должен быть плавный спуск. Это делается для того, чтобы было удобно перевозить детскую или инвалидную коляску.

Если поверхность земли имеет уклон, который больше 6 %, тогда на пешеходной дорожке должны быть уровни и ступени. Высота ступеней не должна превышать 12 см. На ступенях должны быть установлены устройства для спуска и подъема детских колясок. Такие нормы связаны с обеспечением безопасности перемещения пешеходов.

Интересные факты

Самым удивительным и всемирно известным тротуаром является «Аллея славы». Неудивительно, что такой тротуар имеет большую популярность среди туристов. Он расположен в США, в Лос-Анджелесе. Две пешеходные дорожки, расположенные по бокам Голливудского бульвара на протяжении пятнадцати кварталов, являются памятником достижений индустрии развлечений. Более 2500 звезд вмонтировано в плиты тротуара. На звездах обозначены имена популярных актеров, музыкантов, танцоров, продюсеров и т. д. Ежедневно по «Аллее славы» проходят большие потоки людей. Интерес к этому месту возникает практически у всех приезжих.

Аллея славы

Первыми, кто стал делать тротуарную плитку из бетона, были голландцы. Торговый путь от Амстердама до Голема был выложен тротуарной плиткой. Со временем технология стала набирать популярность в странах Европы, в Российской империи и даже в Соединенных Штатах.

В заключение

Правильно возведенный тротуар всегда будет сухим, чистым и удобным для передвижения. Но нельзя забывать, что даже при движении по пешеходным дорожкам необходимо быть внимательными, так как не все участники дорожного движения соблюдают установленные правила и знают, что такое тротуар и как им пользоваться.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *