Дорога из булыжника: Булыжная мостовая. Опыт мощения улиц – Булыжник — Википедия

Булыжник — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 июня 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 июня 2019; проверки требует 1 правка.

Булы́жник, булыжный камень (устаревшее — булыга от общеславянского bula — шишка, желвак, ком) — относительно небольшой (12—28 сантиметров) природный камень твёрдой породы округлой формы.

Грубообработанный каменный материал. Применяется для мощения мостовых и укрепления откосов, балластировки железнодорожных путей, устройства оснований под дорожные одежды, кладки фундаментов жилых зданий высотой не более двух этажей. Также является исходным материалом для получения щебня. В районах с отсутствием выхода естественных пород искусственный камень.

Как строительный материал известен с древнейших времён. Обилие булыжника и его невысокая стоимость привело к его широкому применению в строительстве. Как материал для мощения дорог булыжный камень использовался ещё в Древнем Египте и Вавилоне. Римляне усовершенствовали технологию мощения булыжником дорог. Покрытие, выполненное из булыжного камня, называется мостовой.

В России булыжные мостовые появились в начале XVIII века. В 1714 году для мощения улиц в Петербурге было велено собирать дикий камень. Суда, приходившие в город через Ладожское озеро, в зависимости от своей величины должны были привозить 10, 20 или 30 камней. Каждая крестьянская подвода — 3 камня весом в 5 фунтов. За неисполнение указа за каждый камень налагался штраф в размере одной гривны. Одним из первых распоряжений назначенного в 1718 году генерал-полицмейстером Петербурга А. Э. Девиера были правила мощения улиц:

Каждому жителю против своего двора посыпать песком и камнем мостить гладко, как будет показано от мастеров, и чтобы были твёрдо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило[1].

Согласно ОДН 218. 046 — 01 «Проектирование нежестких дорожных одежд» покрытие из булыжного камня относится к переходному типу дорожной одежды.

Булыжник использовался также для кладки стен, при сооружении фундаментов зданий и облицовочных работ. B XIX веке при сооружении мостовых вместо булыжного камня, из-за округлой формы которого получалось покрытие, неудобное для ходьбы и движения транспорта, стала использоваться гранитная брусчатка, дающая более ровную поверхность.

В последнее время булыжник широко применяется в декоративно-строительных целях, например, в габионных конструкциях и при благоустройстве территорий исторических и культурных памятников.

Булыжники также могут использоваться как оружие. Булыжники неоднократно использовались при народных возмущениях и революциях в разных странах.

В дореволюционной России булыжник стал одним из символов вооружённой борьбы пролетариата за свои права. С этим связано выражение «Булыжник — оружие пролетариата», которое, видимо, произошло от названия скульптуры И. Д. Шадра — «Булыжник — оружие пролетариата» (1927).

  1. ↑ С. Князьков. Очерки из истории Петра Великого и его времени. Культура. 1990. ISBN 5-7158-0005-6. с. 600.

Дорога из камней. Мастер-класс | Каменный успех

Часть 6. Укладка дороги

Укладка дороги из камня начинается после того, как выставили маяки-камни, то есть обозначили контур и верхнюю плоскость будущего сектора мостовой.

Основной инструмент для укладки дороги — это правИло. Оно позволяет избежать перекосов и сделать кладку ровной.

Камни кладем на бетон и на сырой бетон черновой стяжки. Нельзя класть на застывший бетон! Не будет монолитного соединения.

Состав нашего бетона для укладки камня на дорогу:
— 3 ведра по 18-20 л мелкого щебня, фракции 1-2 см;
— 3 ведра по 18-20 л отсева;
— 25 кг цемента марки М500;
— вода по консистенции.

Под камень кладем бетон горкой, ставим, “утапливая”, камень, пристукиваем сверху молотком. Затем проверяем правилом и поправляем камень так, чтобы все “животики” лежали в одной плоскости. При такой технике раствор заполняет пустоты и все неровности камня и обеспечивает максимальное прилегание поверхностей. Излишки бетона расходятся в разные стороны и заполняют пространство между камнями.

Высота нашей мостовой: черновая стяжка приблизительно 5 см, верхний бетон, на который ставится камень, около 10 см, высота камней 15-25 см.

Расстояние в кладке между камнями составляет 2-4 см. Швы потом зальем жидким раствором. Если между камнями остается большое пространство — вставляем мелкие камни. Эти вставочки должны иметь большую глубину и быть хорошо обработанными.

Размеры лицевой части камня в данной кладке не столь важны — главное, чтобы камни стремились к форме “кирпичика” и имели ровные стенки.

Лицо каждого камня будущей дороги тщательно обрабатываем, сбиваем углы и делаем обтекаемым.

При строительстве дороги важно заранее продумать вопрос стока воды. В случае отсутствия уклона, его надо создать искусственно. Наклон мостовой зависит от проекта, но грамотно реализовать его и учесть все тонкости местности может только мастер, который укладывает дорогу.

Например, в нашем случае мостовая с естественным уклоном — по холму. То есть, сток воды вроде бы обеспечен. Но, чтобы вода не стекала к дому, мы сделали еще один уклон мостовой — в сторону, противоположную местонахождению дома. Каждый погонный метр рекомендую делать уклон не менее 1 см.

Таким образом, во время сильных дождей, вода по нашей мостовой несется вниз, от дома, в дренажные отверстия прилегающей к ней стене. А также работает дренаж под дорогой.

Еще мостовые можно делать “коромыслом”: посередине самая высокая точка, а по обе стороны дороги дуга-уклон. Таким образом сток воды будет по обе стороны дороги.

При необходимости в каком-то месте изменить уклон дороги, делаем так: в месте перехода одного уклона в другой ставим маяк из камней. Затем с одной стороны от этого маяка ставим маяк под исходным уклоном, и с другой тоже ставим маяк — с тем уклоном, который надо в итоге получить. С помощью правИла по центральному маяку выполняем укладку сектора дороги, заполняя пустоты между маяками.

Для удобства работы периметр одного сектора закладываем маяками не полностью, а так, чтобы с одной стороны (где путь к бетономешалке) посередине в линии маяков был разрыв 1 метр — этого достаточно, чтобы свободно заходить внутрь сектора, завозить раствор и приносить камни. Когда кладка сектора подходит к концу, и мастер может дотянуться до кладки, стоя за пределами сектора, оставленный метр между маяками закладывается линией маяков. Затем, аккуратно наступая внутрь не вымощенной площади сектора, мастер заканчивает укладку. Последний камень ставится, когда мастер стоит за пределами сектора.

Дорогу укладываем кусками. Разбиваем всю площадь будущей дороги на сектора, примерно 5х5 м. Между секторами — строительные швы. Важно, чтобы бетон одного сектора дороги не слипался с бетоном другого сектора. Получается, что каждый сектор — это отдельно стоящая часть дороги, которая может самостоятельно маневрировать относительно изменений уровня почвы. Строительные швы минимизируют возможность появления трещин. Особенно это актуально в местах высокой сейсмической активности, как у нас, в Греции на острове Патмос.

Камень за камнем или история мощения дорог

На различных этапах своего развития человечество сталкивалось с необходимостью преодоления определенных барьеров, которые мешали дальнейшему продвижению по пути прогресса. Выдающиеся открытия, изобретения, гениальные идеи каждый раз помогали преодолевать эти препятствия. Особенно важные изменения называли революциями – они знаменовали переход на более высокий уровень общественного и технического развития. Однако существуют в истории не менее важные новшества, которые в свое время не только позволили людям наладить коммуникации, завязать торговые отношения и обеспечить оборону, но и по сей день играют важнейшую роль во всех областях жизни.

Одним из таких изобретений стали дороги.

Наверное, только первобытные племена в силу оседлого образа жизни не нуждались в дорогах – они не ходили в гости к соседним племенам, не торговали, но и они использовали звериные тропы для охоты и протаптывали свои к источнику воды. Поэтому начинать изучение историю появления, развития и совершенствования дорог и их покрытий следует со времен античности, когда появились первые города, государства и транспорт.

Античные времена и дороги

Одними из первых стали использовать камень для строительства дорог стали древние ассирийцы. Для нужд армии строились стратегические дороги и мосты, камень (гранит, песчаник) применялся также для прокладки каналов и возведения дамб и закладки фундаментов домов.

В Хеттском царстве дороги строили не только для армии, но и для развития торговли. Так самая известная, но далеко не единственная дорога связывала столицу царства с городом Кархемышем.

Империя Ахеменидов в деле строительства дорог превзошла их всех – одна только «царская дорога» с шириной 6,25 м, длиной почти 3000 км, со 111 почтовыми заставами вызывает восхищение талантом персидских инженеров. Вымощенная плитами, которые для прочности укладывались на гравийную или щебеночную подушку, она соединяла город Сарды со столицей империи Персеполем и являлась частью Великого Шелкового пути.

Еще более совершенную с технической точки зрения сеть дорог построили древние римляне. Используя большие необработанные плиты мощения из гранита, они укладывали их на подготовленное трехслойное основание, обеспечивали отвод дождевой воды прокладывая с обеих сторон дороги канавы, устанавливали бордюрный камень из гранита, предотвращая размывание дорожного полотна и сооружали тротуары для пешеходов.

Средневековые дороги

Распад Римской империи на столетия погрузил Европу во мрак, остановив развитие искусств, ремесел и в том числе строительство дорог. Лишь в конце XI века началось постепенное возрождение. Сначала появились брусчатые мостовые в Лондоне, затем королевский указ избавил от грязи и нечистот улицы Парижа, вымостив их камнем, а вслед за ним и другие города стали приводить в порядок свои улицы. К царствованию Людовика XIV были установлены первые стандарты и покрытие, для которого использовалась брусчатка из гранита размером 25 х 25 х 25 стало именоваться «королевским».

В первой половине XIV века брусчатка украсила улицы Праги, в начале XVI века преобразилась и столица Дании – Копенгаген.

За океаном в это время впечатляющих успехов в постройке дорог добилась империя инков. Оригинальная технология постройки:

  • возведение подпорных стенок с двух сторон дороги;
  • укладка крупных камней на дно;
  • постепенное заполнение свободного пространства между ними все боле и более мелкими камнями;
  • проливка известковым раствором и уплотнение верхнего слоя;

дала прекрасные результаты, которые можно увидеть и сегодня пройдясь по знаменитой Белой дороге.

Дороги в Новое время

И все же наиболее впечатляющих успехов в деле постройки дорог из камня человеческая цивилизация добилась в следующую эпоху, которую принято называть Новым временем. Можно сказать, что начало было положено в Англии, где в начале XVI века был принят закон о мощении дорог в Лондоне. Американцы стали применять гранит и габбро для мощения дорог со средины XVII столетия. Сначала в Бостоне, затем в Нью Йорке и других городах брусчатка гранитная укрыла улицы и тротуары и вплоть до конца XVIII века продолжала использоваться в качестве основного дорожного покрытия.

Важную роль в победном шествии брусчатки по улицам европейских столиц и городов сыграли технические новшества – устройство для колки камня механическим способом придуманное датчанином Ф. Вейлером и механический уплотнитель для трамбовки мостовых шведа Карлсона. Усовершенствование способов укладки брусчатки и подготовки основания (песчаные, каменные, бетонные, черные) позволило повысить долговечность мостовых, а новые виды самой брусчатки – пилено-колотая и

пиленая гранитная брусчатка – упростить сам процесс укладки.

Мощение дорог в России началось со введения всеобщей повинности на сбор камня и обустройство мостовых в Москве и Санкт-Петербурге. Долгое время преобладающим материалом для мощения был булыжник и необработанный гранит или габбро-диабаз, которые укладывались непосредственно на грунт и лишь со средины XIX века для укладки стали использовать песчаную подушку. Настоящая брусчатка (колото-пиленая) впервые появилась в 1861 году на мостовых в Одессе, а мозаикой были выложены мостовые Москвы и Киева в начале XX века.

Дорога из булыжника, 8 букв

Примеры употребления слова мостовая в литературе.

Я находилась на дороге в Аверсу, веселый, пестро разукрашенный город, по мостовой которого со скрипом катятся тележки богатых крестьян, а в украшенных флагами кабачках звенят их талеры.

Там добывались нефть и уголь, производились сельхозмашины, железнодорожные вагоны, мостовые фермы, авто- и авиамоторы, корпуса для танков, снаряды и мины.

Водители, ошалев от его дурости, орали, оголяя зубы до десен, тянулись руками, как на баскетболе, показывали пальцами, чтобы он оставался на разделительной линии, пока его не утянет вертолет или не подберет мостовой автокран ГАИ.

Стэйнз оглашался лязгом доспехов, стуком копыт по булыжникам мостовой, криками военачальников, грубыми шутками и мерзкой божбой бородатых лучников, копейщиков, алебардщиков, чудным говором иноземцев, вооруженных пиками.

В то время достаточно юный и впечатлительный, ночами, как лунатик, бродил я по Градчанам, и всякий раз в переулке Алхимиков меня охватывало странное чувство, в своих романтических грезах я почти видел это: вот открывается одна из покосившихся дверей низенького, едва ли в человеческий рост домишка — и на облитую лунным мерцанием мостовую выходит он, Джон Ди, и заводит со мной разговор о таинствах алхимии, — не той сугубо практической алхимии, которая занята единственно превращением неблагородных металлов в золото, а того сокровенного искусства королей, которое трансмутирует самого человека, его темную, тленную природу, в вечное, светоносное, уже никогда не теряющее сознание своего Я существо.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Подъездная дорога к гаражу из камня

Построить гараж на участке – часть дела. Чтобы начать им пользоваться, нужна подъездная дорожка из бетона, асфальта, плитки или природного камня.

Наша работа – построить гараж на участке заказчика. Прокладкой дорог мы не занимаемся. Но так как без подъездной дорожки нормально пользоваться гаражом невозможно, думаю, эта тема заслуживает внимания.

Кроме того, что построить гараж, нужно еще и обустроить въезд в него

Конечно, вопрос устройства подъездного пути иногда оказывается решенным еще до того, как мы приступаем к работе. Так было, например, когда к нам обратился заказчик, чтобы пристроить гараж к дому. Надёжное покрытое плиткой основание уже имелось, и обустраивать в гараже пол и подъездную дорожку к нему было не нужно. Нужно было только собрать гараж из сэндвич-панелей. Но так бывает далеко не всегда.

Натуральные материалы

Сейчас в моде натуральные стройматериалы и экологичные технологии. Это касается и прокладки дорог на земельных участках. Асфальт, бетон, плитка – это недорогие, практичные и хорошо зарекомендовавшие материалы, но нужно признать, что дорога из природного камня выигрывает в плане эстетики и придаёт участку уют и естественность.

Почему бы не сделать дорожку из дома в гараж из натурального камня

Почему бы не сделать дорожку из дома в гараж из натурального камня

Учитывая страсть наших людей делать всё на века, дороги и дорожки из природного камня могут оказаться очень привлекательными. Достаточно сравнить состояние уложенных  лет 50-100 назад мостовых и лет 5-10 назад асфальтовых дорог. Часто их качество не сопоставимо, и преимущество обычно не на стороне асфальта. А если речь идёт о самостоятельной прокладке дорог и дорожек на участке – камень и плитка – самые доступные в плане технологии  варианты.

Дороги из камня

Для прокладки дорог и дорожек используют самые разные камни: гранит, булыжник, песчаник, плитняк… Конечно, для дорог, по которым будет ездить автомобиль, требуется мощное основание. Да и камень желательно выбирать потолще и покрепче.

Преимущества дорог и дорожек из природного камня:

  • эстетическая привлекательность;
  • долговечность;
  • устойчивость к перепадам температур, промерзанию, жаре, сырости;
  • возможность самостоятельной прокладки.

Существует множество разных способов укладки пешеходных дорожек из камня. При выборе можно просто положиться на свой вкус. Что же касается дорог для автомобилей и стоянок – тут обычно используется подушка из песка и щебня, бетонное основание и слой природного камня. Конечно, тут тоже существуют разные варианты укладки, но они отличаются в основном мелкими деталями.

Конструкция дорожек для пешеходов и автомобилейКонструкция дорожек для пешеходов и автомобилей:

а — швы между камнями заполнены раствором;
б — швы заполнены растительным грунтом с посеянной травой;
в — дорога для проезда автотранспорта:
1 – природный камень;
2 – раствор;
3 – песок;
4 – растительный грунт;
5 – монолитный бетон;
6 – щебень;
7 – бутовый камень.</>

Природный камень – материал недешевый. Но если, например, у вас остался некондиционный камень после устройства фундамента из бута или террас, почему бы не использовать его для прокладки дорог. Иногда отходов остаётся много. Ведь когда возводится качественный фундамент из бута, камни подбираются очень тщательно, и далеко не все из них могут быть использованы.

Чтобы быстро и красиво уложить камни, их нужно промаркировать

Чтобы быстро и красиво уложить камни, их нужно промаркировать

К укладке автомобильных дорожек из камня желательно подойти так же тщательно, как и к возведению фундамента. Камни лучше подобрать заранее, пронумеровать, сделать облегчающие укладку пометки. Тогда дорожка будет выглядеть очень эффектной, да и на прочности это скажется положительно.

Если вы решили построить гараж, заранее подумайте о том, как сделать к нему подъездную дорожку, почитайте о выбранной вами технологии, приценитесь к материалам. Не стоит это откладывать на потом и делать в последний момент.

На Розы Люксембург из-под асфальта показалась загадочная булыжная мостовая

На улице Розы Люксембург повеяло стариной. На участке от проспекта Жукова до улицы Щорса во время дорожных работ открылась булыжная мостовая. Прежде чем дорожные рабочие заложат красоту двухслойным асфальтом, нам захотелось разобраться в истории этой каменной дороги.

Местный житель Олег Александрович проходил мимо, как раз когда мы фотографировали дорогу. На вопрос, знает ли он что-нибудь о происхождении булыжной мостовой, сказал так:

— Да вся «розочка» в брусчатке (однако брусчаткой называть эту дорогу неверно — камни не обработанные. — Прим. TUT.BY). Я когда в армию уходил в 1976 году, она уже была. Не помню, с какого года.

В каком году булыжник закатали в асфальт, Олег Александрович тоже не помнит, потому как после армии долгое время в этот район города не возвращался.

Руководство «Ремавтодора» Московского района (а именно эта организация проводит ремонт асфальтовой дороги) история каменной дороги не интересует.

— Что тут удивительного? Каменная и каменная. У нас сейчас другой век, другие технологии, — сказали там журналисту TUT.BY.

И уточнили, что капитальный ремонт на Розы Люксембург будут вести аж до 1 октября.

Вопрос о происхождении дороги на «розочке» белорусских историков поставил в тупик. Очень редкие из них брались хотя бы предположить, кто и когда мог ее проложить.

Председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антон Астапович сказал так:

— Нужно съездить на эту дорогу, посмотреть, соотнести с планировочными схемами… Честно говоря, не хочется тратить свое время на это, потому что всё все равно будет уничтожено! Дорогу зароют, а значит, и говорить тут не о чем. Есть более насущные вопросы.

В Институте истории Национальной академии наук заведующий отделом археологии средневекового периода Вадим Кошман смог лишь предположить:

— Возможно, это дорога годов 1930-х. Больше ничего сказать не могу, поскольку она находится вне исторического центра. 

Заместитель заведующего отделом археологии средневекового периода Александр Медведев нашей информации удивился, сказав:

— Очень странно. Эта территория долго не входила в городскую черту и сильно старой каменная дорога не может быть. С другой стороны, строительство этой дороги может быть связано с железной дорогой, которая там неподалеку.

В музее истории дорог при «Белавтодоре» нам посоветовали «поискать в архивах».

Пока готовился материал, на портале Citydog появился комментарий историка Минска Сергея Харевского, который рассказал о том, что в районе улиц Розы Люксембург и Клары Цеткин в XIX веке существовала слобода для рабочих из Силезии. Историк предполагает, что именно тогда могли проложить камень.

Краевед, автор сайта Minsk-old-new Владимир Воложинский также отмечает, что в XIX веке в названном районе была Немецкая слобода, однако говорит: «Я не слышал о том, чтобы немцы строили у нас дороги».

А вот историк Владимир Денисов полагает, что это вполне может быть дорога 1930-х годов или даже послевоенная. «Еще в 1917 году это была еще территория загородная, а дороги подобные были в окрестностях именно в Минске, в центре. Так что это скорее позднее строительство может быть».

К слову, в книге «Практика советского градостроительства» отмечено: «Благоустройство Минска во второй половине XIX века сводилось лишь к постройке водопровода в центральной части города и проведению конно-железной дороги, служившей основным видом городского транспорта в дореволюционном Минске. Только на двух улицах в центральной части города были устроены булыжные мостовые. Подавляющая часть городских улиц утопала в грязи…». 

Как видим, мнения историков по поводу булыжной дороги на Розы Люксембург удивительно разнятся. А когда не может помочь наука, самое разумное — спросить у старожилов.

— В 57 году мы приехали сюда, не было ничего, — рассказала нам бабушка, что живет неподалеку от загадочной дороги, на 2-м переулке Стасова. — Никакой дороги у нас не было. Сразу за нами, где сейчас Розы Люксембург, было колхозное поле, а на месте дороги — тропинка, вытоптанная дорожка, никакого камня, вы что! А по эту сторону тропинки стояли навозные бочки колхозные и скоро начиналось болотце. Там потом школу построили.

По рассказам бабушки, от улицы Щорса шла протоптанная дорожка на кирпичный завод (в районе нынешнего Бетонного проезда). Однако она вся была изрыта канавами, через которые женщин мужчины иногда переносили на руках.

Мы попросили вспомнить, когда же, в таком случае, проложили асфальт.

— Школу (сейчас там детский сад №80. — Прим. TUT.BY) построили примерно в 1965 году, вот тогда и положили асфальт, — отвечают местные.

С другой стороны, вспоминая слова собеседника, приведенные в самом начале статьи, и в 1976 еще была «брукаванка»…

Другой местной жительнице, маме Надежды Николаевны, дом которой на улице Фанипольской, — 90. Сама бабушка из дома не выходит, но через дочку передала журналисту, что «дороги не было, а на горке, где сейчас останавливается 49-й автобус, рожь колосилась». Речь идет как раз об улице Розы Люксембург. Вот вам и немцы с девятнадцатым веком…

Но, какого бы времени ни была эта каменная дорога, тот факт, что она снова окажется под асфальтом, не радует. Ведь у нас нет такого исторического центра, как во Львове, например, сплошь укрытого брусчаткой. А значит, можно было бы хоть такие, найденные вдруг кусочки прошлого, хранить…

А где же в городе есть еще открытые участки? Как навскидку вспоминают знатоки Минска, «брук» можно увидеть сегодня на улице Гало, на перекрестке улиц Судмалиса и Планерной, а также между трамвайными рельсами на углу Чапаева-Бядули. А вот там, где улица Карла Маркса спускается к парку Горького, в районе Дома офицеров, и вовсе можно увидеть настоящую брусчатку. Есть она и в Троицком предместье, однако это новодел из старых камней, перенесенных туда с других городских улиц.

 

Дорога из булыжника на Судмалиса. Фото Александра Лычавко


Булыжник — это… Что такое Булыжник?

Булы́жник, булыжный камень (устаревшее — булыга от общеславянского bula — шишка, желвак, ком) — относительно небольшой (12-25 см) валун округлой формы, разновидность бутового камня. Грубообработанный каменный материал. Применяется для мощения мостовых и укрепления откосов, балластировки железнодорожных путей, устройства оснований под дорожные одежды, кладки фундаментов жилых зданий высотой не более двух этажей. Также является исходным материалом для получения щебня.

История

Как строительный материал известен с древнейших времён. Обилие булыжника и его невысокая стоимость привело к его широкому применению в строительстве. Как материал для мощения дорог булыжный камень использовался ещё в Древнем Египте и Вавилоне. Римляне усовершенствовали технологию мощения булыжником дорог. Покрытие выполненное из булыжного камня называется мостовой.

В России булыжные мостовые появились в начале XVIII века. В 1714 году для мощения улиц в Петербурге было велено собирать дикий камень. Суда, приходившие в город через Ладожское озеро, в зависимости от своей величины должны были привозить 10, 20 или 30 камней. Каждая крестьянская подвода — 3 камня весом в 5 фунтов. За неисполнение указа за каждый камень налагался штраф в размере одной гривны. Одним из первых распоряжений назначенного в 1718 году генерал-полицмейстером Петербурга А. Э. Девиера были правила мощения улиц:

Каждому жителю против своего двора посыпать песком и камнем мостить гладко, как будет показано от мастеров, и чтобы были твердо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило[1].

Согласно ОДН 218. 046 — 01 «Проектирование нежестких дорожных одежд» покрытие из булыжного камня относится к переходному типу дорожной одежды.

Булыжник использовался также для кладки стен, при сооружении фундаментов зданий и облицовочных работ. B XIX веке при сооружении мостовых вместо булыжного камня, из-за округлой формы которого получалось покрытие, неудобное для ходьбы и движения транспорта, стала использоваться гранитная брусчатка, дающая более ровную поверхность.

В последнее время булыжник широко применяется в декоративно-строительных целях, например, в габионных конструкциях и при благоустройстве территорий исторических и культурных памятников.

Булыжник — оружие пролетариата

Булыжники также могут использоваться как оружие. Булыжники неоднократно использовалиcь при народных возмущениях и революциях в разных странах.

В дореволюционной России булыжник стал одним из символов вооружённой борьбы пролетариата за свои права. С этим связано выражение «Булыжник — оружие пролетариата», которое, видимо, произошло от названия скульптуры И. Д. Шадра — Булыжник — оружие пролетариата (1927).

Примечания

  1. С. Князьков. Очерки из истории Петра Великого и его времени. Культура. 1990. ISBN 5-7158-0005-6. с. 600.

Литература

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *