Карим Рашид. Самые известные интерьеры основателя чувственного минимализма
Творчество и награды
Для своего поколения Карим Рашид вполне заслуженно считается самым продуктивным дизайнером. Его разработки дизайна для разной продукции по своей численности уже давно переступили отметку в три тысячи. Не менее трех сотен наград и работа в более чем 40 государствах подтверждают, что Карим — настоящая легенда в своей профессиональной сфере.
Среди его дизайнерских работ, отмеченных наградами, можно выделить: демократичные разработки для Bobble, Umbra, 3M, предметы роскоши для Christofle, Veuve Clicquot и Alessi, мебель для Vondom и Bonaldo, освещение для Artemide и Fontana Arte, высокотехнологичные продукты для Asus и Samsung, упаковка для Method, Paris Baguette, Kenzo и Hugo Boss, фирменный стиль для Citibank и Sony Ericsson, дизайн для Marburg и Abet Laminati.
Интерьер студии Карима Рашида в Нью-Йорке:
Наработки Карима представлены двадцатью постоянными коллекциями. Он также представлен в галереях по разным уголкам мира. Карим — постоянный лауреат премии Red Dot, премии Chicago Athenaeum Good Design, I. D. Magazine Annual Design Review, премии IDSA Industrial Design Excellence. У Карима есть почетная докторская степень от OCAD и Corcoran College of Art & Design.
Он часто уделяет внимание чтению лекций в университетах и на конференциях, посвященных важной роли дизайна в нашей повседневности. Его работы часто появляются в журналах и книгах, включая Time, Vogue, Esquire, GQ, Wallpaper и многие другие известные издания.
В изданной в 2015 году монографии Карима — целых 400 страниц с работами, отобранными по итогам последних 20 лет. В свободное время Карим не прочь поэкспериментировать с искусством, модой и музыкой, он полон решимости внести немного креатива в любой аспект нашей физической и виртуальной реальности.
Наиболее известные проекты
Несмотря на многочисленные работы и награды в различных областях дизайна, главным направлением деятельности студии Карима Рашида стал именно коммерческий дизайн. Ниже мы расскажем о его самых ярких дизайн-проектов общественных интерьеров.
Стиль лаунж в Deutsche Bank
Карим умеет сочетать яркие цвета и комфорт стиля лаунж, создавая при этом цельную атмосферу, которая передает необычные перспективы и точки зрения. Посетители зоны лаунж в Deutsche Bank могут оценить атмосферу серебристо-белого, розового и голубого залов с освещенными полами и органично изогнутыми стенами. Большие цифровые принты сами по себе выделяют пространства, а у посетителя создается впечатление, что он проходит сквозь огромное графическое произведение искусства.
Чувственный мир digital поп-арта, созданный Каримом, служит местом проведения коммуникационных форумов для многих клиентов Deutsche Bank, а зона VIP Lounge идеально подходит для приватных дискуссий. Посетители основной зоны зала наблюдают эффекты отражения и преломления цветов, света и принтов. Белое пространство галереи выглядит очень гостеприимно. Карим спроектировал однотонную цветовую палитру, а произведения искусства броско дополняют изогнутые стены и потолок в этом пространстве. Прогуливаясь по просторному помещению, посетители могут переходить в любой из боковых залов, где выставлены многие знаменитые дизайн-разработки Карима от Bonaldo, Casamania, Label и Magis. Все комнаты разделены светящейся кромкой флуоресцентного цвета, которая визуально разграничивает зоны.
Smart-ologic Corian Living
Презентация Карима Smart-ologic Corian Living — это демонстрация полной разработки целостного модульного дома. Его можно собрать, используя немного вогнутые и выпуклые панели и простые инструменты. Карим верит, что дизайн созданного смарт-дома — это своеобразная метафора того, как технологии, жилье, обстановка и пространство соединяются в одно целое, чтобы человеческий жизненный опыт стал еще более ярким. Такой дизайн влияет на нашу психику и делает нашу жизнь лучше, а также способствует снижению негативных последствий для окружающей среды от наших ежедневных решений и действий.
Fun Factory, Мюнхен
Для мюнхенского магазина Fun Factory дизайнер решил разработать особую среду, которая будет наполнена желанием, эмоциями и страстью. Окружающая обстановка передает идею открытого, чистого и радостного опыта. Интерьер должен быть привлекательным и провокационным, как при взгляде с улицы, так и при входе внутрь помещения. Вместе с этим, покупателям абсолютно точно хотелось бы сохранить некую приватность, совершая покупки в самом магазине. Поэтому были предусмотрены приватные ниши для шоппинга и отдыха — в них посетители чувствуют комфорт и раскрепощенность.
Temptation Resort
Этот пляжный комплекс с отелем обслуживает взрослых старше 21 года (особенно женщин), которые любят веселиться в непринужденной атмосфере. Проект его обновления стоимостью в несколько миллионов долларов доверили именно Кариму Рашиду, который изменил горизонты Cancun Resort.
Новая «Игровая площадка для взрослых», разработанная Рашидом в паре с талантливым архитектором из Мексики Маркосом Констандсе — это 430 номеров, а также зоны общего пользования. Они воплощают фирменный стиль Рашида — чувственный минимализм.
Вдохновленный человеческим телом, отель Temptation открыт только для взрослых (от 21 года), которые могут сполна насладиться провокационной атмосферой всей его территории. Она оформлена в ярких цветах с округлыми, похожими на человека формами, созданными специально для усиления чувства связи и притяжения. Впечатляющий проект стоимостью в несколько миллионов долларов уже получил множество наград в индустрии дизайна, в том числе премию 2016 Construction & Engineering.
Отель Nhow в Берлине
В отеле Nhow воплощен дух современного Берлина. Карим передает этот дух всему миру через искусство и особенные пространства, где воплощены идеи техноорганики и data driven подход в дизайне. Расположенный на реке Шпрее, которая ранее служила границей между Восточным и Западным Берлином, отель Nhow будто соединяет цифровой век информации с физическими и духовными потребностями своих посетителей.
Отдельные части отеля имеют свои особенности и предназначение. Номера части East Tower оформлены в цветовой гамме восхода и заката, в оттенках теплого золота и бодрящей фуксии. В дизайне номеров West Tower Technolux используются оттенки похолоднее: серый, синий и бледно-розовый. Из номеров верхнего блока отеля Upper towers открывается самый шикарный вид на реку Шпрее. Здесь интерьеры выполнены в спокойных тонах, а номера идеально подходят для остановки во время деловых путешествий или просто для спокойного отдыха.
Вся информация о проектах, включая изображения, взята из официального сайта Карима Рашида: http://www.karimrashid.com/
9 вопросов к Кариму Рашиду • Интерьер+Дизайн
Дизайнер Карим Рашид (р. 1960) спроектировал тысячи предметов, получил сотни международных наград. Его имя стало нарицательным, когда говорят о популярности, маркетинговом отклике и самой широкой специализации (или ее отсутствии) в дизайне.
По теме: Карим Рашид и ABD Architects построят дом в Москве
Вы можете назвать себя перфекционистом? Абсолютно точно! Я работаю с современной культурой, как скульптор. Я — дизайнер, художник, нонконформист, перфекционист — так я настроен по жизни. А еще я — нетерпеливый, трудолюбивый, оптимистичный, любящий, щедрый, добрый и щепетильный.
Когда вы начинаете работу, вы сразу представляете результат? Часто бывает так, что идей у меня гораздо больше, чем заказчики могут реализовать. Я не люблю полумер; раз я пришел в этот мир, моя задача — выложиться по полной, внести свой вклад, насколько это возможно. Если уж я взялся за проект — у него обязательно должна появиться какая-то изюминка. Для меня очень важно, чтобы в результате творческого процесса на свет появлялись вещи, которые вызовут чувственный отклик, которыми люди будут пользоваться с удовольствием. Я и сам пользуюсь своей продукцией, поэтому знаю, о чем говорю.
Карим Рашид: «Я постоянно наблюдаю, анализирую. Тщательно исследую все вокруг, в нашей, искусственно созданной среде».Вам нужны какие-то особые условия, атмосфера? Самое сложное — полная свобода творчества. Чем больше требований, пожеланий со стороны клиента, тем проще: именно они стимулируют новые идеи. Яркий тому пример — премиальный бренд Rich и его линейка RichCrystal, которая должна была стать стильным решением для баров и ресторанов. Существует множество упаковок сока на любой вкус и цвет, очень сложно придумать что-то действительно новое. Однако после изучения и проработки вариантов нам с командой Rich удалось создать минималистичный образ, своего рода перерождение классической формы. У бутылочки нет острых углов, поэтому ее легко взять, она приятна на ощупь. Теперь это не просто безымянный сок в безликом стакане, а изысканный премиальный напиток.
Какие главные тренды в дизайне интерьеров? Я не люблю тренды и мне не очень нравится слово «стиль». Цифровая трансформация нашего мира привела к тому, что из-за переизбытка визуальной информации мы потеряли глубину восприятия. Мы не видим пейзаж целиком, а как будто смотрим на него из маленького окошка. В погоне за трендами многие дизайнеры имитируют стиль. К примеру, industrial chic — уже повсюду, в нем нет былой оригинальности. Можно сказать, что сейчас мы живем в двух мирах. Один из них искусственный, китч оптических иллюзий, а другой — реальный диджитал мир. Дизайн должен быть частью современной культуры, а не зацикливаться на стиле и трендах.
Карим Рашид: «Я уважаю подлинный антиквариат, вдохновляюсь и восхищаюсь им, но чего я не люблю, так это имитации прошлого, копии и подделки, которыми наполнен мир».Вы говорили, что не любите «классику». То есть, по-вашему, того, что никогда не выйдет из моды не существует? Я ничего не имею против старины. Я просто не верю в репродукции. Мы постоянно производим новые предметы в попытке приблизиться к прошлому — такому прошлому, в котором никогда не жили. Если бы вы собирались купить машину сегодня, вы бы выбрали лошадь с повозкой? А если бы вам был нужен гаджет, чтобы слушать музыку, вы бы купили радиоприемник?
От чего однозначно пора избавиться? Избавьтесь от безвкусных сувениров. Чем меньше, тем лучше! Еще раз проверьте себя, что вы действительно хотите то, что собираетесь купить. Я сам по себе не сторонник антипотребительства, но думаю, что важно потреблять с умом. Покупайте только то, в чем действительно нуждаетесь.
Можете назвать три вещи, которые мгновенно преобразят интерьер? Стремитесь к порядку. Расставьте все в ровную линию: все предметы, вазы, книги, колонки. Порядок вдохновляет. Порядок — это дзен, он расслабляет. Забудьте о занавесках: от них никакого толку — одна пыль и грязь, из-за них комната выглядит громоздкой. Купите вместо них римские шторы. Спрячьте все кухонные принадлежности. Кухня должна быть минималистичной и красивой. На поверхности должны оставаться только самые необходимые и интересные вещи. Все остальное надо убрать.
Карим Рашид: «Я — дизайнер, художник, нонконформист, перфекционист — так я настроен по жизни. А еще я — нетерпеливый, трудолюбивый, оптимистичный, любящий, щедрый, добрый и щепетильный».Не надо захламлять пространство. Если вы что-то запрятали, вы уже не будете этим пользоваться. Избавьтесь от этого.
У вас есть кумиры или люди, которые вас вдохновляют? Пожалуйста, вот целый список: Луиджи Колани, Этторе Соттсасс, Джо Коломбо, Филипп Старк, Джордж Нельсон, Чарльз Имз, Исаму Ногучи, Росс Лавгроув, Бруно Мунари, Карло Моллино, Гаэтано Пеше, Виктор Папанек, Дэвид Карсон, Фредерик Кислер, Широ Курамата, Бакминстер Фуллер, Заха Хадид, Оскар Нимейер, Тойо Ито. Из современных художников — Dalek, Dutchman, Джефф Кунс, Питер Хейли, Энди Уорхол, Герольд Миллер, и это далеко не все…
Какие советы вы бы дали дизайнерам? Дизайн — это работа с современными условиями, чтобы сформировать будущее, в котором будет существовать человек. Смысл в том, чтобы создавать что-то качественное, улучшенное, двигающее нас вперед. Молодым я всегда даю такой совет: «Будьте умными, терпеливыми, учитесь учиться, учитесь быть практичными, но не забывайте про поэтику. Ищите новые способы выражения, новые смыслы, новую эстетику, экспериментируйте с новыми материалами, создавайте новые парадигмы. Но при этом всегда помните об очевидных человеческих потребностях, которым должен соответствовать продукт: эмоции, легкость использования, технологическое преимущество, юмор, позитивная энергетика, достоинство».
«Я хочу изменить мир!» • TheMag.uz
Карим Рашид — известный промышленный дизайнер, обладатель более трехсот международных премий в области дизайна и архитектуры, посетил Узбекистан в рамках Недели дизайна и архитектуры UDAW.
Карим Рашид запустил в производство около 2500 разработок, среди которых есть проекты в области дизайна мебели, посуды, упаковки, фурнитуры, осветительных приборов, а также интерьеры, инсталляции и прочие архитектурные проекты. Традиционным натуральным материалам Рашид предпочитает современные материалы на синтетической основе. Его первая книга вышла в 2001 году под названием «Я хочу изменить мир» («I want to change the world»). Работы Рашида выставлены во многих музеях мира – Museum of Modern Art в Нью-Йорке, Musee des Arts Decoratifs в Монреале, Tokyo Gas в Токио, Groningen Museum в Голландии и многих других музеях. Карим является автором нескольких книг; его первая книга вышла в 2001 году под названием «Я хочу изменить мир» («I want to change the world»). В чем же суть творчества Карима и как взглянуть на мир его глазами, попробуем понять вместе с редакцией The Mag в эксклюзивном интервью.
Карим Рашид
известный промышленный дизайнер
Мне посчастливилось работать над проектами в 41 стране мира. И я буду рад сделать что-то и для Узбекистана.
О вдохновении…
С вдохновением я был знаком с самого детства.Мой отец был художником и дома у него был такой уголок, в котором стоял столик для кофе, а на столике – множество книг известных архитекторов и дизайнеров: Ив Сен Лоран, Корбюзье, Кавалли… Поэтому я с детства интересовался дизайном; это и было моим первым источником вдохновения.
Потом, по мере взросления, меня вдохновляли уже мои учителя, профессора.
Не знаю, можно ли называть то, что я делаю, шедеврами (смеется). Что касается того, что вдохновляет меня, могу сказать, что вдохновение – это феномен.
Вся жизнь – это вдохновение…
…Каждая прочитанная книга, просмотренный фильм, места путешествий, люди, которых мы встречаем и с которыми общаемся – все это вдохновляет меня. Нет чего-то специфического и исключительного, в чем бы я находил вдохновение. Я не зацикливаюсь на чем-то, что мне покажется интересным, чтобы ждать прихода вдохновения. По мне, вдохновение – это моя жизнь, мое существование и мое прошлое. Помимо этого всего, также меня вдохновляет социальное поведение людей, их образ жизни; то есть манеры общения людей с друг другом, их поведение, интересы, желания.
Дизайн и стиль
Дизайн не является чем-то особенным в наши дни. Мы соприкасаемся с ним ежедневно, в каждой частице окружающего нас мира. Например, зубная щетка, очки, одежда, даже этот стул, на котором вы сидите – все имеет свой дизайн.
Неудивительно, что дизайн влияет даже на наше социальное поведение, развивает в нас человеческий опыт. Дизайн – это вдохновение, эмоциональное прикосновение. Дизайн делает мир лучше; он делает мир одновременно и обыденным, и при этом функциональным.
Однако дизайн очень часто путают со стилем, хотя это два совершенно разных понятия. Разрабатывать дизайн предмета – значит работать над постоянными параметрами, быть вовлеченным в дело и иметь опыт в той сфере, в которой создаешь тот или иной проект. Также важно помнить о рынке. Чтобы смоделированный проект имел спрос на рынке, у него должны быть отличительные черты или же преимущества над другими, уже существующими аналогичными объектами.
Успех и творчество
Успех – это когда вы можете положительно заряжать людей и вдохновлять их. Можно оказать не столь большое влияние на людей, которое при этом так широко распространится, что станет уже вашим полноценным вкладом в них, в этих людей. Вот это и есть успех.
Говоря о творческой личности, можно выделить людей, которые могут создавать что-то оригинальное.
На самом деле, все мы творческие личности.
Каждый из нас может творить и каждый кто может внести сделать что-то своими руками и считаться талантливым и творческим человеком.
Все наше творчество, все, что мы создаем, зависит от окружающего нас мира.
Я учился в очень красивой стране – Италии. Это было моей большой мечтой, которая воплотилась в реальность. Отучившись, я вернулся в Канаду и проработал там 7 лет. Я понимал, что я не готов к созданию студии, поскольку не имел для этого достаточного опыта и знаний.
Я преподавал в Университете в Торонто, потом я переехал в Соединенные Штаты и начал преподавать там. Но меня уволили, потому что нашли мою преподавательскую деятельность недостаточно целенаправленной; меня обвинили в том, что я преподаю не архитектуру и дизайн, а философию и теорию. Это не совсем совпадало с тем, что они хотели. Имея совсем немного денег в кармане, я встал перед выбором: возвращаться обратно в Торонто или поехать в Нью-Йорк; я выбрал второе.
В Нью-Йорке я провел 5 тяжелых лет, испытывая большие финансовые затруднения; у меня даже появилась идея написания книги «Как выжить в Нью-Йорке, тратя 1 доллар в день». Многие люди после учебы сразу идут работать на себя самого, не имея достаточно опыта и знаний. Возможно, я ошибаюсь, но я считаю, что нужно больше черпать знаний и учиться у кого-то. Я был знаком с Оскаром Неймаром, которому было около 100 лет и у которого были 19 активных проектов. Этот человек достиг своего уровня, потратив очень долгое время на обучение.
Искусство или деньги? Если это вопрос выживания, то все-таки стоит выбирать финансовую часть вопроса. Я знаю, о чем говорю, потому что у меня тоже были сложные моменты в жизни. Первые годы в Нью-Йорке я работал на очень тяжелых работах, про которые мне даже не хочется вспоминать, потому что это было достаточно унизительно, но необходимо, потому что я выживал. Конечно же, все зависит от того, что вам нужно.
Если вы создаете то, что не представляет никакого интереса для людей, значит, это не имеет никакой ценности.
С другой стороны, будучи богатым, вы сможете позволить себе делать все что угодно, но если вы не богаты и вас тянет на художественную часть, вам все равно стоит реализовывать себя в творческом плане.
Историческая архитектура
Любое исторического сооружение, независимо от красоты, изящества или большой ценности, является важным, так как оно – часть нашего прошлого.
И наше отношение к историческому наследию выражается в сохранении всего этого.
Многие города, к сожалению, осознали это слишком поздно, после того как уже уничтожили множество исторических построек. Ничто не делает город краше, чем сооружения из прошлого. Это невероятное ощущение, когда пройдя через современные кварталы, можно совершить прогулку по нескольким прошлым векам, просто находясь рядом с этими старыми зданиями. Лондон может служить одним из ярких примеров этому, так как в этом городе 17 век до сих пор сосуществует наравне с 21 веком. И я считаю, что часть истории должна быть сохранена.
Будут ли популярными ваши творения в Узбекистане?
Мне посчастливилось работать над проектами в 41 стране мира. И я буду рад сделать что-то и для Узбекистана. На сегодняшний день миру нужны более масштабные глобальные проекты, которые будут привлекательными для туристов. Особенно для молодых туристов, которые предпочитают стиль авангард. Вы знаете, проекты, которые я разрабатываю и над которыми работаю, часто становятся вдохновением для других архитекторов и дизайнеров. Они разрушают рамки обыденного и одинакового и создают нечто особенное. И если нужно осуществить подобный проект в Узбекистане, я готов приступить к нему хоть завтра.
О восприятии цвета
В работе я использую все цвета. К примеру, если взять обычный отель, который я проектирую, я могу использовать 40-50 разных цветов. Но в то же время цвет иногда работает против меня. Я много раз терял проекты, потому что заказчиков пугал цвет здания или вообще эскиз здания в целом. Недавно я окончил один проект в Майами, не используя никаких ярких цветов, так как это являлось желанием клиента. Да, бывает и такое, что я работаю над проектом, используя только один-единственный определенный цвет. Вообще я считаю, что…
…цвет это – второстепенный атрибут.
Хороший дизайн – вот что самое главное.
Если месторасположение удачное, а здание многофункциональное и вдохновляющее, цвет при этом будет являться просто дополнительным уровнем, придающим зданию более привлекательный вид; то есть это будет скорее эмоциональный аспект.
Предположительно, я могу распознавать миллион оттенков различных цветов.
Недавно я тестировал зрение и узнал, что у меня 4 канала в глазном яблоке, в то время как у большинства людей их 3. Мне сказали, что я могу различать 100 000 000 цветов. Я об этом даже не догадывался, но теперь уже знаю.
Что касается розового цвета, то это очень спорный вопрос. С этим цветом всегда возникает проблема о гендерной принадлежности, чего не должно быть.
Для меня розовый – это цвет энергии, позитива, страсти, сексуальности.
О Ташкенте и туризме
Это мой первый визит в Узбекистан, до этого я ни разу не бывал здесь. Мне очень хочется побольше узнать о вашей культуре и увидеть архитектуру Ташкента.
Я считаю, что у каждого города должна быть своя изюминка. Это необходимо для привлечения туристов и развития туристического направления в целом. Например, об испанском городе Бильбао несколько лет назад вообще никто не знал, пока в этом городе не появилось здание по проекту известного архитектора Фрэнка Гери. Но на данный момент этот город привлекает более 3.8 млн людей ежегодно. Буквально одно здание поменяло облик города!
Еще одним примером такого рода является Астана, тоже привлекающая множество туристов, хотя лет 15 назад об этом городе никто не знал; можно даже сказать, что там и города не было, это был поселок.
Нужно строить музеи, архитектурные памятники, скульптуры, которые будут привлекать людей. Десять лет назад на встрече с шейхом в Дубае я услышал одну историю. В 1965 году, проезжая около моря, шейх увидел молодую пару, которая загорала на солнце. Он остановился спросить, что они делают; парень с девушкой ответили ему, что они специально приехали позагорать на этот пляж, потому что он считался одним из лучших пляжей.
Тем же вечером шейх, отдыхая в саду своего дома, обратил внимание на росшее в этом саду апельсиновое дерево, на которое слеталось множество птиц. И в его голове эти два события – увиденная днем на пляже пара и дерево, манящее к себе всех птиц – объединились в одну общую картину. Шейх твердо решил поставить перед собой задачу – сделать из Дубая такое место, к которому как птицы, будут слетаться туристы со всего мира. Он привлек самых лучших архитекторов со всего мира и сделал из Дубая город-сказку.
То же самое можно сделать и здесь, в Узбекистане. Нужны новые архитектурные и дизайнерские проекты, которые будут только в Ташкенте; они должны быть уникальными и не встречающимися больше ни в одной другой стране мира. Как например, Эйфелева башня в Париже, ставшая символом города и привлекающая в Париж множество людей со всего мира.
Мебель дизайна KARIM RASHID (Карим Рашид) в студии «Миланский дом» в Москве
Розовые бациллы Карима Рашида
Его называют инфантильным и, несмотря на всемирную популярность, до сих пор отвергают многие проекты, считая их «за гранью». Своей известностью он обязан поколению молодых американцев, глядящих на мир сквозь очки компьютерных симуляторов. Еще в 2001 году дизайнер заявил о своем намерении изменить мир, издав книгу с аналогичным названием, и в каком-то смысле ему это удалось.
От Каира до Нью-Йорка
Будущий дизайнер родился в Египте в семье египтянина и англичанки, несколько лет прожил в Англии, после чего семья переехала в Канаду. Мать была школьной учительницей, а отец — художником-абстракционистом и театральным декоратором (в Канаде начал работать на телевидении) и настойчиво привлекал к искусству своих троих детей. Это дало свои плоды, старший брат Карима Хани Рашид также стал довольно успешным архитектором.
Карим Рашид получил серьезное профильное образование: университет Карлтон в Оттаве, Канада, затем второй, в Неаполе, Италия, и год бесплатной стажировки у Рудольфо Бонетто в Милане. Затем последовали семь лет работы в дизайнерском бюро «KAN Industrial Designers» в Торонто, где он не мог реализовывать свои фантазии, но получил бесценный опыт и знания, работая над сельхоз и медицинским оборудованием, всевозможной техникой. Отправившись в свободное плавание и переехав в Нью-Йорк, он переменил бесчисленное количество фирм, для которых его взгляды казались уж слишком невероятными.
«Пробить стеклянный потолок» Кариму Рашиду удалось в 1993 году, во многом благодаря созданию простейших предметов быта: мусорного ведра, зажигалок, посуды, упаковки. Затем последовала мебель, светильники, ковры, одежда и обувь, интерьеры магазинов, ресторанов и телеканалов, проекты зданий; на улицах Манхеттена установлены спроектированные им крышки для канализационных люков. Среди его партнеров: Umbra, IdОe, Prada, Yahoo, Pure Design, Edra, Nambe, Mikasa, Zeritalia, Magis, Foscarini, Alivar, Frighetto Totem, Fasem, Guzzini, Giorgio Armani, Sony, Leonardo, Zanotta, Maybelline, George Kovacs, Estee Lauder, Tommy Hilfiger, Citibank, Nienkamper, Zerodisegno, Kartell, Penta, Artemide и многие другие. Но и достигнув известности, он продолжает наряду с большими проектами, менять мир в мелочах, а еще — постоянно ищет возможности удешевления товаров за счет новых материалов и автоматизации производства.
Безусловным признанием таланта Карима Рашида стали многочисленные награды мирового уровня, размещение около семидесяти созданных им предметов в пятнадцати крупнейших музеях мира (Museum of Modern Art в Нью-Йорке, Musee des Arts Decoratifs в Монреале, Tokyo Gas в Токио, Groningen Museum в Голландии и другие), а также возможность преподавать молодым дизайнерам по всему миру, в том числе — в старейших университетах мира.
Признанный гений — Карим Рашид
Карим Рашид — дизайнер на все руки, а через них прошли отели, банки, мусорные корзины, пылесосы, женские туфли, книги, диджейские пульты. Цель его работы — сделать дизайнерские объекты доступными, а окружающий нас мир красивее.
Даже если вы не интересуетесь дизайном, то наверняка сталкивались с его творениями, благо узнать их легко — оригинальная форма и яркие цвета. На счету Карима Рашида более 2000 творений и это всего за 14 лет творчества.
Стильный техно-подсвечник от Карима Рашида (Karim Rashid)
Родился Карим Рашид в Каире (1960), по национальности на половину египтянин на половину англичанин, но по иронии судьбы не говорит по-арабски. Он настоящий космополит и успел пожить в Великобритании, окончить Университет промышленного дизайна в Канаде, пройти стажировку в Италии, а в 1993 году открыл свою мастерскую в Нью-Йорке. Своим домом дизайнер считает весь мир. На теле Карима Рашида 12 татуировок, каждую из которых он сделал в стране, в которой работал. За год дизайнер не один раз облетает вокруг земного шара, но возвращаясь в свою дизайн-студию в Нью-Йорке, часто сталкивается с проблемой при прохождении таможни — по нелепому совпадению его имя фигурирует в списке террористов!
Мебель от Карима Рашида (Karim Rashid)
Карим Рашид — неиссякаемый фонтан идей. Муки творчества ему не знакомы, он не ищет вдохновения, он впитывает его всем своим существом из окружающего мира и тут же воплощает в предметы. Карим Рашид подарил миру 2400 ярких предметов, для которых сделал более 70000 набросков, только каждая из 30 его идей материализуется. Как говорит сам дизайнер, как только он получает заказ на создание того или иного предмета, перед его глазами сразу же появляется с десяток образов, каждая минута жизни для него уже вдохновение.
Яркий интерьер от Карима Рашида (Karim Rashid)
Рашид сравнивает дизайн с индустрией музыки. Кстати, к музыке у дизайнера особое отношение — около 10 лет он сам работал как ди-джей любитель. Музыка для него постоянный спутник жизни и его три I-Pods по 30GB до отказа забиты музыкой всех стилей и направлений. Карим Рашид сравнивает создание каждого нового объекта с написанием популярной песни, а чтобы получился хит нужно немало потрудиться. Как и в музыке, в дизайне существуют свои направления, Карим Рашид придерживается своего собственного — поплюкс (poplux). Дизайнер считает, что красивые вещи хорошего качества должны быть доступны всем, а не только элите общества.
Шкаф от Карима Рашида (Karim Rashid)
Своим творчеством Карим пытается сделать мир лучше, красивее, удобнее. Возможно поэтому, он в таких количествах выбрасывает на рынок свои оптимистичные творения. Концепция демократизации дизайна по Кариму Рашиду включает в себя и простоту названий. Так, туфли на каблуках называются High (высокий), коврик для входной двери — Step (шаг), названия подставки для зонтиков и мусорной корзины для итальянской фирмы Casamania русскому человеку переводить не надо — Zontik и Korzina.
Ультрамодный компактный жесткий диск от Карима Рашида
Несколько лет назад Карим Рашид исключил из своего гардероба черный цвет, его фавориты — белый и розовый. Также и в творениях дизайнера редко можно встретить черный цвет. Его яркие и удобные объекты привлекают многих, среди его заказчиков были Garrard, Coca Cola, Sony, Toyota, Alessi, Deutsche Bank, Yahoo, Swarowski, Prada, Ralph Lauren и многие другие. Модные марки любят заказывать дизайн флаконов для парфюмов у Карима Рашида: последние творения Kenzo (Amour, Summer), Davidoff (Echo), Issey Miyake (Le Feu, LEau).
Женские туфли от Карима Рашида (Karim Rashid)
Карим Рашид считает, что в нашем постоянно меняющемся мире всегда есть место чему-то новому. Сегодня почти каждый день появляются новые предметы, к которым люди быстро привыкают и которые нужно также быстро адаптировать к условиям жизни. Именно поэтому дизайнер никогда не обращается к прошлому при создании новых вещей, а ностальгические чувства его посещают только при мыслях о детстве. Первые наброски Карим Рашид начал делать в возрасте 5 лет, его привлекало все вокруг — мебель, радио, очки, обувь, чемоданы… Дизайн с самого начала был частью его структуры ДНК.
«Bi-Watch» Аналоговые часы с двумя циферблатами от Карима Рашида.
Автор нескольких книг по дизайну, Карим Рашид также написал манифест и заповеди современного дизайна. Согласно манифесту, современный дизайн представляет собой взаимодействия многих факторов: внешнего и внутреннего, личного опыта, социального поведения, экономической и политикой ситуации. Но особенно важно точное понимание устремлений современной культуры.
Табурет-газетница от Карима Рашида
«Вот заповеди, которым я следую, аксиомы, в нерушимость которых верю, элементы, из которых складывается мой стиль»— объясняет Карим Рашид. Многие из заповедей Карима Рашида можно использовать в повседневной жизни.
1. Не ограничивай своих возможностей узкой специализацией — специализируйся в целом на жизни.
2. Не заваливай рабочий стол. Он всегда должен оставаться девственно чистым, как горная вершина. Это помогает ощущать себя выше рабочей рутины и сохранять как ясность мысли, так и бодрость духа.
3. Обращайся с коллегами, подчиненными и клиентами так, как хотел бы, чтобы обращались с тобой.
4. Отвечай на каждый полученный е-mail, телефонный звонок или факс в тот же день, вне зависимости от того, где находишься и чем занят.
5. Прежде, чем создать что-то материальное, спрашивай себя есть ли в том, что ты собираешься сделать, какая-то ценность или оригинальная идея.
6. Старайся быть в курсе всего, что касается текущего проекта. Забывай все о сделанном проекте, как только начинаешь работать над новым.
7. Никогда не говори: «Я мог это сделать». Ведь ты этого не сделал.
8. Помни: быть значит создавать. (Хайдеггер)
9. Вскрывай действительность сюрпризами и «феноменологическими» поступками.
10. Знай, что судьба всегда на твоей стороне.
11. Наблюдай за всем, что происходит вокруг тебя, за каждым человеком, за каждым моментом времени. И если вдруг заметишь хоть малейшую зацепку, немедленно начинай работать.
12. Работай for fun, а не ради вознаграждения. Или не работай вовсе.
13. Имей в виду, что если у тебя и твоего товарища наблюдается принципиальное расхождение во взглядах, то плодотворного сотрудничества не получится, даже если тебе кажется, что это не так.
14. Отдавай себе отчет в том, что не каждый проект перспективен.
15. У каждого есть слабые и сильные стороны. Работай над тем, чтобы первые постепеннно превратились в последние.
16. Если понимаешь, что делаешь что-то плохо, займись чем-нибудь другим.
17. Избегай накопительства. Старайся сохранять материальное равновесие — покупая одну новую вещь, избавляйся от одной старой.
18. Если тебе не нравится твоя работа, увольняйся.
19. Храни в гарберобе тридцать одинаковых комплектов нижнего белья и тридцать одинаковых пар носков — и у тебя никогда не будет проблем с подбором пары. Раз в месяц устраивай стирку.
20. Всегда имей при себе только кредитную карточку. Не носи с собой «живых» денег.
21. Помни: лень есть Антихрист.
22. Потребляй в пищу как можно меньше углеводов. Старайся не заходить в пиццерии и булочные-кондитерские.
23. Не прибегай к помощи шоппинга в борьбе с депрессией. Не занимайся с той же целью и обжорством. Знай — это удел домохозяек.
24. Приобретай опыт, а не предметы.
25. Ставь перед собой самые разные задачи и делай шесть вещей одновременно. Только в этом случае тебе никогда не будет скучно.
26. Старайся избегать как в устной, так и в письменной речи следующих выражений: «вкус», «класс», «скука», «уродливый», «массы».
27. Пойми наконец, что понятие «удовольствие» и то, что оно означает, относится скорее к области психологии, нежели физиологии.
28. Минимализм скучен, а вот чувственный минимализм — то, что надо.
29. Постарайся осознать: больше значит больше.
30. Попытайся быть честен с самим собой: нормально не значит хорошо.
31. Знай, что форма следует за предметом так же, как предмет следует за своим предназначением.
32. Вместо того чтобы мечтать о чем-то, претвори это в жизнь.
33. Относись к новым технологиям с уважением, даже если не можешь использовать их в повседневной жизни.
34. Никогда не довольствуйся тем, что сделал.
35. Помни: настойчивость, последовательность и упорство — вот три главные составляющие успеха.
36. Не думай о славе, думай о работе.
37. Всегда плати по своим счетам — учись этому у других.
38. Есть всего три категории людей: одни культуру производят, другие ее покупают, третьим на нее наплевать. Всегда держись первых двух.
39. Даже не сомневайся: работа — это и есть жизнь.
40. Мысли широко, а не глубоко.
41. Мысли расслабленно, а не напряженно.
42. Знай: omnia vincit amor. (Любовь побеждает все. — лат.)
43. Если хочешь, чтобы мир менялся, меняй его сам. (Ганди)
44. Прежде чем принять окончательное решение, все тщательно обдумав, обдумай все еще один разок.
45. Постоянно работай над своей жизнью.
46. Дополняй сложение вычитанием.
47. Опыт — самая важная составляющая жизни. Обмен идеями и человеческое общение — в этом суть существования.
48. Не бренд создает продукцию, а продукция создает бренд.
49. Прошлое лишено смысла.
50. Здесь и сейчас — это все, что у нас есть.
Карим Рашид. Karim Rashid | Архитектура и Проектирование
«Я хочу изменить мир» — гласит название манифеста Карима Рашида (Karim Rashid), написанного им в 2001 году. Именно это он и сделал, став одним из наиболее успешных и плодовитых дизайнеров современности. За время своей дизайнерской карьеры Карим Рашид создал «чувственный минималистичный» дизайн для сотен предметов и «blobjects». («Blobject» — от сочетания имени Mr. Blobby, популярного персонажа телешоу, и английского «object» — объект.)
Карим Рашид — апостол новых технологий. Он использует компьютерные технологии и соответствующее программное обеспечение, что позволяет существенно снизить производственные издержки. Это помогает производителям уменьшить стоимость товаров и вывести производство на новый уровень.
Среди творений Карима Рашида — часы, посуда, мыльницы, корзины для бумаг, а также мебель, модные объекты, светильники, шоу-румы, гостиницы, рестораны, апартаменты и скульптуры. Карим Рашид — писатель, лектор в университетах и на конференциях, участник многочисленных совместных выставок, профессор Университета Искусств в Филадельфии и звезда телевизионного реалити-шоу Made in the USA. Его произведения находятся в постоянных собраниях 15 главных музеев мира.
Среди его клиентов — Acme Studio, Nambé, Method, Prada, Umbra, Issey Miyake, Nienkämper, Wolf-Gordon, Alessi, Edra,Target, Foscarini, ZeroDisegno, Method Home, Totem, Pure Design, Zeritalia, Fasem, Guzzini, Estee Lauder, Tommy Hilfiger, Giorgio Armani, Sony, Magis, Leonardo, Zanotta, Maybelline, Yahoo, George Kovacs, Citibank, Nienkamper, YSL ….Среди его многочисленных наград — Daimler Chrysler Design Award (1999 год), George Nelson Award от Interiors magazine (1999 год), золотая награда в номинации «мебель» от Industrial Designers Society of America (IDSA) (2001 год), «Лучший новый дизайн ресторана» от Esquire magazine (2003 год) и IDSA (Industrial Design Excellence Award, 2005 год). Он обладает почётным титулом Доктора искусств Коркоран-колледжа искусств и дизайна (Corcoran College of Art + Design, Вашингтон).
Карим Рашид родился в 1960 году в Каире. Его мать была англичанкой, отец, египтянин, был художником и театральным декоратором. В Англии, где семья Рашида провела несколько лет, Рашид-старший смог устроиться только ночным сторожем.
В конечном счёте, семья Рашидов переехала в Канаду, и отец Карима занял должность художника-декоратора на телевидении. В семье было трое детей, и отец постоянно рисовал их портреты и любил брать Карима с собой на этюды. Однажды, в возрасте 4 лет, Карим понял, что может не только рисовать мир вокруг. Он может его изменить.
Рашид обучался индустриальному дизайну в университете Карлетон (Carleton University) в Оттаве, потом провёл год в Италии. Полтора года он бесплатно проработал интерном в Милане, затем вернулся в Торонто, где жили его родители. Там Карим получил должность в KAN Industrial Designers, где в числе 20 дизайнеров работал с такими клиентами как Black&Decker и Samsung. Здесь он набивал руку, разрабатывая дизайн стереосистем для Toshiba, отопительных приборов, сельскохозяйственного и медицинского оборудования и других подобных вещей.
«Я провёл в этом мире десять лет, — говорит Карим Рашид, — И всегда был связан с товарами. Разумеется, это никакого отношения не имеет к красоте или содержанию — работодателя это не волновало. Но ты узнаёшь, как работает бизнес». Дэвид Шэрер (David Sherer), который продаёт множество вещей Рашида в своём магазине Totem, говорит: «Многие дизайнеры приходят с красивыми вещами, но они не имеют ни малейшего представления о том, сколько это может стоить или как сложно это сделать. Карим понимает, что требуется, чтобы его продукция попала на полки».
В 1991 году Рашид уходит из KAN и переезжает в Провиденс (Род Айленд, США), где занимает должность преподавателя в Rhode Island School of Design. Через год он уходит, так как у него возникают разногласия с руководством в философии обучения. В 1993 году он получил место в Pratt Institute, Манхэттен, где и преподавал в течение четырёх лет. Он также преподавал в University of the Arts, Филадельфия.
В период с 1992 по 1993 год он попытал счастья в более чем сотне компаний, прежде чем, наконец, получил свой первый заказ на линию столовых аксессуаров от компании Nambé. Серьёзные компании не интересовались парнем, который создавал дрели, поэтому он решил попытать счастья у американских производителей второго эшелона, таких как La-Z-Boy и Ethan Allen.
«Помню, как я пришёл в Ethan Allen, который располагался в Данбэри, Коннектикут. В эти годы множество магазинов по всей стране закрывалось. Я понял, что здесь кроются большие возможности. Я знаю, почему они закрываются, — это происходит потому, что всё меньше и меньше людей интересуется покупкой имитаций антиквариата вроде тех, что продаёт Ethan Allen. Поколение, которое начало покупать современную мебель в IKEA, выросло и нуждается в чем-то более качественном и более существенном, но они привыкли к современному дизайну, что же им делать?
Если они начнут покупать итальянские вещи, американским компаниям наступит конец. Может быть, не сегодня, но лет через десять все эти антикварные диваны и высокие комоды на ножках непременно исчезнут. Поскольку мышление молодёжной культуры — я узнал это от моих студентов — заключается в том, что они не заботятся о прошлом. Прошлое бессмысленно. Оно закончено. Их менталитет — скейтборды, MP3 и найковские кроссовки, это непременно должно отразиться на мебели, которую они покупают. Но, конечно, Ethan Allen не интересовались тем, что я собирался им предложить — этот высокомерный парень, говорящий им, что делать с будущим компании».
Наконец, в 1995 году Umbra, компания, которая производит недорогие товары для дома, согласилась пробовать идею Рашида — мусорное ведро, сделанное из полипропилена, которое будет продаваться меньше чем за двенадцать долларов.
Карим, как никто другой, знал, как работать с пластиком. В итоге на свет родилось лучше в мире мусорное ведро, и мир устремил свои взоры в сторону новоиспечённого гения промышленного дизайна.
Что же движет им? Рашид говорит, что он не интересуется деньгами, его больше волнует реальное воплощение его замыслов. Ему интересно посмотреть, что он может дать человечеству, пока он жив. Может быть, он и является звездой в мире дизайна, но для американских промышленников он не более чем нахальный инженер.
Стандартная доля расходов на дизайн — примерно 3% от общих производственных затрат (архитекторы обычно получают от 5 до 10 процентов). Но преимущество Рашида в том, что его имя делает вещам ещё большую рекламу, чем их эстетическая ценность.
Опыт работы с Ronson, британским производителем зажигалок, — хороший пример того, как общаются производители с дизайнерами. Это была хорошая возможность для Рашида, так как впервые он получил заказ на вещь, которая будет стоить меньше доллара. Компания была почти разорена, особенно за счёт производства дешёвых пластиковых зажигалок, и сотрудничество с Рашидом было призвано повысить престиж марки. Это решение основывалось на новой в то время идее, что дизайн имеет значение для масс.
Ronson заказал 12 проектов, а Рашид предложил 38. В итоге компания остановилась на трёх: Gripper (в чехле из искусственного каучука), Pebble (окатанная галька), и Spindle, похожая на микрофон. Дизайнер также участвовал в разработке других производственных линий Ronson — ручка, калькулятор, AM/FM-радио.
Тогда он взял на себя ребрэндинг, заменив старый чёрный шрифт Ronson на ярко-красный, выглядящий более современно. Тем не менее, Ronson запустил в производство только зажигалки, а другие идеи Рашида были отложены в долгий ящик. «Я думаю, что испугал их», — говорит он.
Предложения дизайнера не всегда понимаются заказчиками. Известен случай с бутиком для итальянского модельера Джорджио Армани. Карим Рашид тогда предложил следующее: в магазине нет никаких одежды и мебели — только голые стены-экраны. На экранах маршируют манекенщицы в арманиевских моделях. Потенциального покупателя сканируют и, как в компьютерной игре, виртуальным образом примеряют на него понравившуюся одежду. Примерку при желании можно продолжить у себя дома, получив диск с программой.
Армани не соглашался на пустой магазин и хотел повесить там хотя бы немного одежды «…а то ведь получится бутик Карима Рашида, а не Джорджио Армани…», но дизайнер не согласился, так и не договорились.
Самый простой способ увидеть работу Рашида в Нью-Йорке состоит в том, чтобы найти одну из ста пятидесяти крышек люка, спроектированных для Con Edison, которые расположены главным образом на улицах Манхэттена, особенно вокруг Times Square. Рашид хотел предложить в качестве материала прозрачный пластик, но в Con Edison решили, что публика не готова к такому радикальному решению. Тем не менее, Рашид нашёл способ интегрировать «дизайн от Карима Рашида» в этот продукт.
Вы также можете прогуляться вдоль офисов Рашида на West Seventeenth Street, где расположен шоу-рум дизайнера.
Мебель в шоу-руме довольно своеобразна. Что-то подобное отец Карима мог бы в пятидесятые придумать для фантастического сериала о будущем. За шоу-румом 15 прилежных ассистентов работают за компьютерами. Там находится офис Рашида. А наверху живёт сам дизайнер с женой Мэган Ланг.
Дизайнерский диапазон Карима Рашида позволяет ему разрабатывать как общий стиль интерьера, так и стиль каждой его небольшой детали, включая, например, столовые приборы. Так, проектируя отель Semiramis в Афинах, он спроектировал всё: от архитектуры и интерьеров до формы персонала и флаконов для шампуня. Цветовая гамма типично рашидовская: белый оттенён зелёным лаймом, оранжевым, жёлтым, розовым. Материалы: полимерные полы, цветное стекло, стеклянная плитка. Масса медиапроекций, беспроводных устройств и прочих электронных новаций.
Люди любят менять одежду, приобретая новинки сезона, но в дизайне интерьера, например, это долгое время было непозволительно из-за высокой стоимости мебели. Благодаря новым технологиям промышленники могут выпускать тот же товар, например, другого цвета без существенных изменений в производственном цикле, что позволяет промышленности следовать модным тенденциям.
Рашид стоит на перекрёстке этих двух направлений, предлагая более модные товары в области дизайна и менее сезонные — в моде. «Я думаю, что у всех товаров есть четвёртое измерение, своего рода аура, ощущение, — говорит он. — Сейчас это измерение очень сильно связано с модой, но мы собираемся находить его во всём».
Можно ли считать искусством мусорное ведро? Карим Рашид, в первую очередь, художник. По крайней мере, так он себя воспринимает.
Он переносит окружающую его действительность в галереи. Рашид говорит, что делает то же, что и художники, иначе бы его работы не выставлялись в музеях мира, но, кроме того, он создаёт вещи.
Несомненый интерес представляют «50 заповедей дизайнера», опубликованные в одном из журналов. В 2001 году вышла книга «Я хочу изменить мир» («I want To Change The World») в издательстве Universe Publishing. В ней представлены основные его идеи и проекты. Одно из намерений Карима Рашида — поставить компьютерные технологии на службу индивидуализации массовой продукции, придумать способы удешевить предметы дизайна. Карим Рашид желает сделать так, чтобы новые технологии сделали повседневность удобной, удобство красивым, а красоту доступной.
50 заповедей Карима Рашида:
Не ограничивай своих возможностей узкой специализацией — специализируйся в целом на жизни.
Не заваливай рабочий стол. Он всегда должен оставаться девственно чистым, как горная вершина. Это помогает ощущать себя выше рабочей рутины и сохранять как ясность мысли, так и бодрость духа.
Обращайся с коллегами, подчиненными и клиентами так, как хотел бы, чтобы обращались с тобой.
Отвечай на каждый полученный е-mail и телефонный звонок или факс в тот же день, вне зависимости оттого, где находишься и чем занят.
Прежде, чем создать что-то материальное, спрашивай себя, есть ли в том, что ты собираешься сделать, какая-то ценность или оригинальная идея.
Старайся быть в курсе всего, что касается текущего проекта. Забывай все о сделанном проекте, как только начинаешь работать над новым.
Никогда не говори: „Я мог это сделать“. Ведь ты этого не сделал.
Помни: быть значит создавать (Хайдеггер).
Вскрывай действительность сюрпризами и «феноменологическими» поступками.
Знай, что судьба всегда на твоей стороне.
Наблюдай за всем, что происходит вокруг тебя, за каждым человеком, за каждым моментом времени. И если вдруг заметишь хоть малейшую зацепку, немедленно начинай работать.
Работай for fun, a не ради вознаграждения. Или не работай вовсе.
Имей в виду, что если у тебя и твоего товарища наблюдается принципиальное расхождение во взглядах, то плодотворного сотрудничества не получится, даже если тебе кажется, что это не так.
Отдавай себе отчет в том, что не каждый проект перспективен.
У каждого есть слабые и сильные стороны. Работай над тем, чтобы первые постепенно превратились в последние.
Если понимаешь, что делаешь что-то плохо, займись чем-то другим.
Избегай накопительства. Старайся сохранять материальное равновесие — покупая одну новую вещь, избавляйся от одной старой.
Если тебе не нравится твоя работа, увольняйся.
Храни в гардеробе тридцать одинаковых комплектов нижнего белья и тридцать одинаковых пар носков — и у тебя никогда не будет проблем с подбором пары. Раз в месяц устраивай стирку.
Всегда имей при себе только кредитную карточку. Не носи с собой „живых“ денег.
Помни: лень есть Антихрист.
Потребляй в пищу как можно меньше углеводов. Старайся не заходить в пиццерии и булочные-кондитерские.
Не прибегай к помощи шопинга в борьбе с депрессией. Не занимайся стой же целью и обжорством. Знай: это удел домохозяек.
Приобретай опыт, а не предметы.
Ставь перед собой самые разные задачи и делай шесть вещей одновременно. Только в этом случае тебе никогда не будет скучно.
Старайся избегать как в устной, так и в письменной речи следующих выражений: «вкус», «класс», «скука», «уродливый», «массы».
Пойми наконец, что понятие «удовольствие»; и то, что оно означает, относится скорее к области психологии, нежели физиологии.
Минимализм скучен, а вот чувственный минимализм — то, что надо.
Постарайся осознать: больше значит больше.
Попытайся быть честен с самим собой: нормально не значит хорошо.
Знай, что форма следует за предметом так же, как предмет следует за своим предназначением.
Вместо того чтобы мечтать о чем-то, претвори это в жизнь.
Относись к новым технологиям с уважением, даже если не можешь использовать их в повседневной жизни.
Никогда не довольствуйся тем, что сделал.
Помни: настойчивость, последовательность и упорство — вот три главные составляющие успеха.
Не думай о славе, думай о работе.
Всегда плати по своим счетам — учись этому у других.
Есть всего три категории людей: одни культуру производят, другие ее покупают, третьим на нее наплевать. Всегда держись первых двух.
Даже не сомневайся: работа — это и есть жизнь.
Мысли широко, а не глубоко.
Мысли расслабленно, а не напряженно.
Знай: omniavincit amor. (Любовь побеждает все. — пер. с лат.)
Если хочешь, чтобы мир менялся, меняй его сам. (Ганди)
Прежде чем принять окончательное решение, все тщательно обдумав, обдумай все еще один разок.
Постоянно работай над своей жизнью.
Дополняй сложение вычитанием.
Опыт — самая важная составляющая жизни. Обмен идеями и человеческое общение — в этом суть существования.
Не бренд создает продукцию, а продукция создает бренд.
Прошлое лишено смысла.
Здесь и сейчас — это все, что у нас есть.
«…нейтральность, как и дурацкий патетичный минимализм мертвы. Модернизм — отжившая своё концепция. XXI век заботится о новой энергии, о нематериальном, об утрате формы и её обретении, о прозрачности, цвете, запахе. О цифровых технологиях, способных создать место обитания одновременно реальное и ирреальное, метафизическое и физическое»
« … Я стараюсь максимально приблизить их (интерьеры) к потребностям сегодняшнего человека. Мы ведь всё больше живём в виртуальном пространстве, и наш физический мир приобретает от этого иное значение. Поэтому предметы обстановки становятся технологическими объектами. Я уже не раз говорил и писал о том, что отрицать хай-тек — значит, отрицать современный образ жизни».
«…Человек, однажды поживший в моём интерьере, уже никогда не сможет вернуться в традиционную обстановку, потому что дизайн от Карима Рашида раз и навсегда покажет ему, что такие простые и прагматичные вещи, как окно с правильно падающим светом, или особая высота потолка, или многофункциональная мебель — есть жизненно необходимые вещи. Правда, я осознаю, что окончательный переход к предложенной мною среде обитания — это дело будущего…».
«Эти объекты символизируют для меня искусственный мир или то, что я называю искусственной природой. И мне кажется, что искусственное в последнее время становится естественным — то есть нам не следует больше разделять искусственные материалы и природные. Как не следует и отделять технологическое от человеческого».
«В дизайне есть один очень важный момент: объект надо рассматривать достаточно абстрактно, чтобы у людей была свобода интерпретации».
«Когда я впервые в жизни занимался дизайном ресторана, я все сделал только из дерева. Но выглядит этот ресторан так, как будто он из XXII века. Мы должны избавиться от каких-то априорных мнений о материале. В пятидесятые годы французский философ Ролан Барт написал книгу, в которой говорил о том, что нам давно пора перестать считать дерево — теплым, лед — холодным. Что нам нужно избавиться от стереотипов».
«Есть только две вещи, которые я ценю в жизни, — искусство и человек».
«Самая старая вещь, которая есть в моей жизни, это стереосистема шведской фирмы Bang & Olufsen, купленная мной в 1976 году. Я стараюсь не жить с вещами, которые старше пяти лет. Видите ли, я — сторонник философии, которая называется «складывать, вычитая». Если я что-то приношу в дом, я должен от чего-то подобного избавиться. Так я живу последние восемь лет. Так что если я покупаю пару носков — я выбрасываю пару носков. И если я покупаю кресло — я выбрасываю кресло. У меня есть одна кредитная карточка. Я все делаю в цифровом формате. У меня нет дисков. У меня нет книг. Когда-то у меня дома было 20 тысяч пластинок, потому что в семидесятые я был диджеем. Теперь вся моя музыка, как и все фильмы в моем доме, — в цифровом формате. У меня есть один винчестер на 300 гигабайт, и больше мне ничего не нужно».
«Чувственный минимализм — это не философия и не дидактика. Вообще минимализм — это стиль, создающий представление об идеальной форме. Например, об идеальном прямоугольнике или идеальном шаре. Идея чувственности имеет отношение в данном случае к редукции органической формы, естественной для человека и приятной ему. И такую форму может иметь любой предмет».
«Я считаю, что как человеческие существа мы можем сопереживать любой вещи, если она имеет такую аморфную, мягкую форму. То есть в жизни надо стремиться к редукции. Иметь не слишком много, но то, что имеешь, должно быть физически и интеллектуально вам приятно».
«Я ненавижу это слово – «классика». Я хочу, чтобы оно исчезло навсегда. Еще я хочу, чтобы исчезло слово «массовость». Потому что речь должна всегда идти о человеке, а не о массе».
Нужно понимать, что мы все — часть мира. Что мы — великие. И делать только то, что нам нравится.
Карим Рашид – легенда современного дизайна. — Фигуры — Статьи
Дизайнер Карим Рашид родом из Египта, он обучался промышленному дизайну в Италии и Канаде, сотрудничал с известными компаниями Sony, Citibank, Issey Miyake, шаг за шагом продвигаясь к вершинам мирового дизайна. В 1993 г. В Нью-Йорке он открывает свою собственную студию. Сейчас Карим живет в США и является профессором Университета Искусств в Филадельфии. Одновременно с этим он автор многих книг, статей, лекций. Его разработки задействованы во многих областях: мода, интерьеры, освещение. Своим домом он считает весь мир, на его теле даже есть символичные татуировки, каждая из которых сделана в стране, где ему доводилось работать.
Таков Карим Рашид интерьеры его можно встретить среди известных бутиков, гостиниц, выставок. Он знаменит коллекциями необычной современной мебели и красочных дверей.
Межкомнатные двери, как правило, не выступают в качестве визуальной доминанты в интерьере, являясь лишь дополнением к общему дизайну. Карим Рашид создает коллекцию из десяти дверей Sensunels, где каждая дверь – полноценный арт-объект. Выразительные узоры сразу же задают настроение всему интерьеру, остается только подобрать подходящие цветовые решения. Мебель Карима Рашида способна изменить помещение до неузнаваемости.
Художественный вкус Карим унаследовал от отца – тот был художником и театральным декоратором, и любил всегда брать сына с собой. Сам он считает, что перенял от отца страсть к постоянным переменам. Даже месяц в статичном интерьере кажется ему невыносимо долгим. Именно это «непостоянство» делает его звездой современного дизайна. Карим постоянно творит, его интерьеры полны текучих линий, кажется, что интерьер тоже живет своей жизнью, движется сам по себе.
Карим Рашид поставил своей целью изменение мира за счет новейших технологий. Он пропагандирует свой собственный стиль во всем, который называет чувственным минимализмом.
Карим вкладывает в творчество свои взгляды на мир, он любит настоящее и считает, что создавая мебель и интерьеры нужно «документировать реальность, воссоздавать внутреннюю архитектуру настоящего времени». Мебель должна отвечать социальному поведению человека сегодня. В своих работах он использует все вариации синтетического пластика, соответствующего современному времени. Его предметы всегда окрашены в сочные оптимистичные цвета: розовый, белый, малиновый, салатовый, серебристый, оранжевый и другие.
Дизайнер Карим Рашид придумывает мебель, светильники, посуду, флаконы для парфюмерии и множество других, встречающихся нам в обычной жизни вещей. Все эти предметы футуристичны, они словно из виртуального пространства, полного динамичных обтекаемых форм. При этом, он старается сделать каждую вещь практичной и удобной в использовании. Вот такой необычный дизайнер Карим Рашид.Мебель, которую он создает – всегда отвечает требованиям эпохи и даже опережает время.
Например, в серии диванов Float спинка выполняет функцию перегородки, а одна из моделей имеет даже крючки для верхней одежды. Такие диваны сейчас выпускает испанская фабрика Sancal. А мебель-матрешка – настоящий подарок для жителей небольших квартир.
Эту серию суперкомпактной мебели дизайнер назвал «МатрешКарим». Комплект состоит из легко вставляющихся друг в друга кресла, столика и табурета. Их можно сложить в одно кресло для экономии места, а два таких комплекта можно соединить в абстрактное декоративное панно, так как с одной стороны мебель-матрешка выкрашена в нежно-розовый цвет. Излюбленная изогнутая форма придает предметам стильный вид и позволяет отлично прилегать друг к другу.
Дизайнер Карим Рашид изготовил свою знаменитую ванну TV bathtub из жидкой акриловой пластмассы, которая ценится своими антибактериальными качествами, внешним видом и прочностью. Ее дизайн высоко оценят любители высокотехнологичной роскоши. Предметов мебели, созданных Каримом Рашидом, очень много простых и неброских, вычурных и оригинальных, индивидуальных и общественных.
Специально для компании AmrHelmyDesigns Карим создал так называемый Бесконечный Нильский стол. Его название символизирует протяженность реки Нил, сама форма напоминает ленту Мёбиуса. Основа стола – стальная конструкция, аккуратно спрятанная в искусственном камне.
Еще два известных проекта, особенно подходящих для общественных мест, — диван «Isola 8»,где восьмерка – число человек, умещающихся на этом диване и кресло «Пирамида»,отразившее в своей форме египетские пирамиды.
Карим Рашид интерьеры, наиболее известные проекты: интерьеры ресторанов в Нью-Йорке и Дубаи, интерьер отеля Semiramis в Афинах, аптеки в Белграде, метрополитена в Неаполе и многие другие.
Для чувственного минимализма Карима Рашида чаще всего характерны светлые белые стены и яркие каплеобразные предметы на фоне этого бесконечного пространства, использование бионических конструкций. Его стиль пронизывает буквально все вокруг от мебели до мелких деталей. Все предметы мебели словно один живой организм. Дизайнер использует в своей работе компьютерные программы и новейшее оборудование, что значительно уменьшает производственные затраты и делает его произведения доступными не только для элиты. Он убежден, что мебель должна отражать реальность, и старается делать предметы, которые приносят радость, упрощают задачи и повышают наш уровень красоты.
Когда человек зарекомендовал себя как промышленный дизайнер, интереснее всего посмотреть, в каком интерьере живет он сам. В своем собственном доме Карим Рашид наиболее ярко демонстрирует открытый взгляд на сочетания цветов и предметов, гарантирующий атмосферу праздника.
Его основное правило – количество оригинальности должно соответствовать размерам комнат. Он создал дом галерею со светлыми стенами и белыми полами, которые являют собой чистый холст, открытый к любым переменам предметов и аксессуаров, в зависимости от настроения хозяина. В любимой комнате Карима, где он предпочитает отдыхать от суеты, много ярких красок, а ее контуры словно постоянно меняют очертания в этом необычном футуристическом дизайне. Здесь особенно много розового цвета, его дизайнер считает воплощением красоты, энергии и позитивного отношения к жизни.
Интерьер лаунж-ресторана в Дубаи также потрясает воображение. Волнистые стены напоминают скелет гигантского животного. Дополнительный акцент изгибам в интерьере придает приглушенный свет, а также проекции различных изображений на потолок и стены. Интерьеры Карима Рашида напоминают сказочные лабиринты, даже если это всего лишь прямоугольная комната.
Для отеля «Semiramis» в Афинах Карим продумал лично интерьеры 52 двух номеров и даже форму сотрудников. Здесь он использовал сочетание пастельных и неоновых цветов, множество принтов, создал изогнутый бассейн в виде восьмерки, красивое декоративное освещение. Например, неоновая подсветка балконов в вечернее время делает их похожими на желе.
Мебель и интерьеры Карима Рашида изобилуют формами и цветами, играют визуальными эффектами, объединяют в себе естественное и искусственное, реальное и виртуальное, делая широкий шаг навстречу будущему мирового дизайна.
По информации: street-mebel.ru